Виктор Васнецов. «Витязь на распутье

Картина «Витязь на распутье» была написана В. М. Васнецовым под влиянием русской народной сказки «Илья Муромец и разбойники». Первые этюды к этому сюжету датируются началом 1870-х годов.

Первый вариант произведения был окончен в 1877 году, и через год автор представил его всеобщему обозрению на VI Передвижной выставке. В 1882 году увидел свет окончательный вариант, который предназначался в качестве подарка для Саввы Ивановича Мамонтова.

В центре композиции находится фигура самого богатыря – Ильи Муромца. Сначала В. М. Васнецов задумывал развернуть фигуру воина к зрителю, но в окончательном варианте вид на витязя открывается со спины сбоку, и лица не видно.

Илья Муромец сидит на мощном боевом коне белого цвета и вооружен копьем, булавой, щитом и луком с колчаном, полным стрел. Вся его фигура монументальна, она выражает уставшую решимость.

Задумчивость его позы отражается в склонившейся немного книзу голове, наклоненном вниз копье. Автор желает показать единство помыслов воина и его бравого коня: поза лошади повторяет фигуру Ильи Муромца, она также склоняет голову, при этом уверенно стоя на крепких ногах.

Перед персонажем расположен мрачный камень с надписью «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному», текст полностью повторяет былинный. Идущие за этой фразой слова, и так известные любому жителю России, автором в процессе переработки были спрятаны и частично стёрты.

Общее настроение картины подчеркивает мрачный задний фон. Болотистая местность, неприветливая тощая растительность, разбросанные по округе камни мрачных серых, зелёных и бурых тонов, а также разбросанные по земле кости и летающий над полем ворон делают понятным, что нелегко славному воину на чужбине. Он находится перед ответственным выбором, и тяжело ему принять верное решение.

Помимо описания картины В. М. Васнецова «Витязь на распутье», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Стихотворение Бунина «На распутье» было написано после того, как поэт увидел знаменитую картину Васнецова «Витязь на распутье». Именно этому произведению искусства было посвящено оно в сборнике «Листопад».

Героем данного стихотворения является могучий витязь, который вынужден выбирать путь, по которому ему предстоит идти. Как описывает автор, ни на одном из этих путей героя не ждет ничего хорошего. Везде он встретит неминуемую смерть. Этот решающий момент отражает и исход жизни каждого человека. О человеческом опыте в этом поле свидетельствуют не скрытые следы: «Заросла бурьяном степь на воле. И в траве заржавел старый щит». Это значит, что витязь не первый, кто посещает эти края.

Люди пытались пройти свой путь, защищались щитами, но все же для предупреждения остальных путников установили указатель с обозначениями. За всеми действиями витязя следит непоколебимый ворон, который не издает ни звука для поддержки нашего героя. От того, как будет действовать витязь, зависит и дальнейшее поведение черной траурной птицы.

Это очень трудный выбор, который нужно сделать в жизни каждому и никто не поможет.

Ведь это личная жизнь и никто не сделает выбор за витязя. Даже ворон молчит и не подсказывает главному герою правильный путь, он просто ждет. Настораживает та бесконечная неизвестность, которая ждет человека в будущем, где ничего не известно и никто не подскажет. Но здесь присутствует и позитивная нота: «и отважно Жизнь зовет». Это значит, что не все так ужасно и обреченно. А вдруг люди ошибались, и за поворотом ждет светлое будущее? Просто нужно сделать правильный выбор. Перед этим выбором стоит каждый человек, и он просто обязан его сделать. Без этого выбора не будет продолжения жизни.

Бунину удалось создать стихотворение, которое заставляет задуматься всех людей, прочетших это произведение, о своей жизни и выборе, который имеет большое значение для дальнейшей жизни человечества. Ведь при ошибке, которая может быть сделана, будет нанесен ущерб человеческому опыту, который накапливается годами.

Более 10 лет творчества художник посвятил созданию знаменитого «Витязя на распутье». Работу над картиной Васнецов начал еще в первой половине 1870-х годов, а в 1878, на VI выставке общества передвижников вниманию зрителей был представлен ее первый вариант. Окончательный вид картина, какой ее знают сегодня, приобрела в 1882 году и послужила подарком меценату Савве Мамонтову.

Виктор Васнецов. «Витязь на распутье»

На фоне большинства картин Васнецова - светлых, сказочных, завораживающих — «Витязь…» выделяется своей гнетущей мрачностью и безысходностью. В центре полотна художник изобразил могучего воина верхом на богатырском коне. Витязь вооружен копьем и булавой,

за спиной - крепкий щит, лук и колчан со стрелами.

Тяжелые думы одолели воина, заставив в задумчивости склонить голову. Боевой конь, его верный соратник, вторя чувствам и мыслям богатыря, тоже стоит с опущенной головой. «Задумалось» и припавшее острием к земле копье. Виной всему преградивший путь всаднику мрачный камень с не предвещающей добра надписью «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

Из трех вариантов пути, начертанных на камне в былинных сказаниях, Васнецов в процессе работы над картиной, оставил только один - «прямо пойдешь - живым не бывать!».

Мрачное настроение картине добавляет характерный фон. Неприветливая местность, выполненная в тяжелых бурых, серых и зеленых тонах, разбросанные человеческие череп и кости, кружащие над полем вороны, предзакатное вечернее небо, словно говорящее о возможном скором закате жизни - все это усиливает впечатления от представленного образа витязя и судьбе богатырей русских, сражающихся за мир на земле-матушке.

Интересно, что за время работы над картиной, художником было создано значительное количество эскизов, зарисовок и набросков. И сегодня зритель мог бы видеть картину совершенно другой. Так, в одном из начальных вариантов, можно было бы разглядеть лицо всадника, но позднее художник решил представить витязя сбоку, со спины. От камня вдаль уходила дорога, в идеи изображения которой автор в итоге отказался.

Зритель, внимательно изучающий картину, обратит внимание на некоторую неточность, допущенную художником. А именно: копье, что витязь держит в руке, предназначено для пеших воинов, а не для всадников. Особая отделка нижней части древка неудобна и даже опасна для них. Ошибка ли это?

Оружие других героев любой из картин Васнецова прописано с точностью до мелочей - копья, мечи, луки и стрелы соответствуют боевым характеристикам. Возможно, эта погрешность - намек на готовность всадника сражаться с недругом, даже потеряв коня. Витязь стоит на распутье, но выбирать ему нечего. При этом, несмотря ни на что, он полон решимости и готов сражаться, какая бы судьба ни ждала его впереди.

hudojnik-peredvijnik.ru

Виктор Михайлович Васнецо́в (15 мая 1848, село Лопьял, Вятская губерния, Российская империя — 23 июля 1926, Москва, СССР) — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Младший брат — художник Аполлинарий Васнецов.

Б ылинная тема, начало которой было положено картиной «После побоища Игоря Святославича с половцами», получила дальнейшее развитие в серии работ, главным героем которых становится богатырь-витязь. Первый опыт относится еще к 1870 г., когда Васнецов пишет акварель «Богатырь». Именно эта небольшая композиция, носящая пока что эскизный характер – воин, восседающий на коне и смотрящий вдаль, - стала предпосылкой для появления одной из самых значительных работ Васнецова «Витязь на распутье». Художника порой упрекали (и иногда справедливо) в излишней красивости, декоративизме, но глубину и философский смысл этого произведения никто не решился бы отрицать.

В основе картины лежит былина «Илья Муромец и разбойники», но обращение к литературному источнику - всего лишь повод поразмыслить над извечным русским вопросом «что делать?». В России 1870-х гг. проблема выбора пути была особенно актуальной - идеи народничества уже начинали изживать себя, а путь насилия, террористические идеи, естественно, не могли быть одобрены обществом. В более узком смысле сюжет выражал поиски самим Васнецовым своей дороги в искусстве. «Это есть выражение моих личных мыслей», - говорил он.

Перед нами сумеречная степь, озаренная тусклым светом догорающей зари. На поле битвы, усеянном черепами, высится камень, а рядом с ним в глубокой задумчивости остановился понурый всадник с опущенным копьем.

Богатырь. 1870-е
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Первые наброски к «Витязю» появились, когда художнику было чуть больше двадцати лет. В доме-музее Васнецова хранится множество эскизов, представляющих долгий процесс поиска образов богатыря, камня, поля, усыпанного костями... Один из этюдов «Воин в шлеме с кольчужкой» был написан с брата художника Аркадия. Замысел вынашивался долго и только в 1877 г. полностью оформился в картину, которая была выставлена на Шестой передвижной выставке. В этом первом варианте витязь был повернут к зрителю лицом и с вниманием читал подробную надпись, объясняющую, что произойдет, если он поедет прямо, направо или налево.

Полотно заслужило одобрение критика В. Стасова, однако самого художника не удовлетворило. На обдумывание нового замысла ушло еще несколько лет. Во втором варианте увеличился размер холста, а фигура богатыря обрела монументальность. Теперь мы не видим лица витязя, художнику важнее сделать акцент на надпись. «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». «Следуемые далее надписи: «направу ехати - женату быти; налеву ехати - богату быти» - на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью», - объяснял Васнецов в письме к Стасову, принимавшему горячее участие в работе над картиной. Таким образом, внимание зрителя привлекается к мрачному пророчеству, и становится ясно, что у витязя нет другого пути, только этот, гибельный. А если мы приглядимся повнимательнее, то увидим, что перед витязем… никакой дороги нет!

Что это? Грустная ирония автора над бесполезностью всех попыток русского народа найти правильный путь? Одно утешает - в былине говорится, что богатырь, не побоявшийся грозного предупреждения, сумел переломить судьбу, что все же вселяет в зрителя некоторый оптимизм…

План

  1. В.М.Васнецов
  2. Витязь
  3. Моё впечатление

Художник В.М.Васнецов часто писал картины на сказочные и былинные сюжеты. Например, «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке» и другие. Эти картины и сами по себе сказочные и волшебные, в них столько чудесного и таинственного!

Картина «Витязь на распутье» изображает богатыря или Ивана-царевича, который подъехал к камню, чтобы узнать, что ждет его на этой дроге. И что же? На камне грозное предупреждение: «Живу не бывати». Но куда же ехать, если не сюда? Вокруг нет никаких больше дорог, только зловещие камни, похожие на могилы, кружит ворон, словно отыскивает мертвечину, еще один сидит возле камня, а под камнем лежит и скалится череп. Витязь огорченно задумался. Он не знает, как ему быть. Распутье не столько в чистом поле, сколько в мыслях витязя, он не может решиться.

Впереди художник изобразил черную тучу. Она словно пугает витязя, предупреждает его об опасности. Но дальше небо чистое и немного розоватое. Там, наверное, заря. Мне кажется, художник хочет показать, что путь будет трудным и опасным, но все же приведет к добру. Наверное, витязь все-таки решится ехать вперед и победит все опасности.

Мне картина очень понравилась. Она страшная и таинственная, но чувствуется, что все закончится хорошо, как всегда бывает в сказках.

Сочинение по картине Васнецова «Витязь на распутье»

Данная картина В.М. Васнецова написана, как и многие другие его картины, под влиянием сказочных и былинных сюжетов. В центре произведения – Илья Муромец. Он известен как самый мужественный и сильный богатырь на Руси. Лица его не видно, он сидит на своем белом коне, вооруженный копьем, щитом, булавой, луком, полным стрел. Весь образ говорит о его раздумье, фигура богатыря величественная и могучая. Задумчивость видна и в склонившейся голове. Копье его также наклонено вниз. Автор показывает единство между ним и его бравым другом – конем, потому что поза лошади также обращена вниз. Несмотря на то, что конь стоит уверенно, голова его наклонена.

Перед богатырем находится камень, на котором написано, что если поехать прямо, то невозможно остаться живым никому: «ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному». Также написано и в русских былинах. Все остальные надписи на камне стерлись, потому что прошло уже много лет. Он понимает, что у него есть только один путь, который приведет его к смерти.

Мрачный задний фон лишь подчеркивает настроение работы В.М. Васнецова. Местность изображена болотистая, растительности почти нет, камни разбросаны также самых мрачных тонов. Видны кости, оставшиеся после боя, а над ними летают вороны в поисках своей легкой добычи. Перед богатырем стоит непростой выбор, груз ответственности. Ему очень тяжело дается принятие этого решения.

Картину дополняют нависшие грозовые тучи, которые еще больше нагнетают обстановку и указывают на полную безысходность ситуации: ни налево, ни направо дороги нет, а если прямо идти – то ждет смерть. Хочется верить, что мужество богатыря одержит верх над мрачными мыслями и силами, он очнется от своих тяжелых мыслей, поедет прямо и уничтожит злую силу и всех врагов, которые преграждают ему путь. Тем самым, он в очередной раз спасет Русь.

Сочинение по картине «Витязь на распутье» Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов не раз обращался в своем творчестве к произведениям фольклора: сказкам, былинам. А образы русских богатырей волнуют и манят его с самого начала творческого пути. Есть немало набросков, рисунков, где изображены былинные герои. Задумка нарисовать картину «Витязь на распутье» у Васнецова возникла давно, когда художнику было еще двадцать лет. А создал он свое творение в 1882 году. По признанию мастера, эта картина является выражением его собственных мыслей.

Центральное место на картине занимает образ богатыря, который подъехал к камню с четко сохранившейся надписью: «Как прямо ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». В бессилии опустил богатырь копье, читая надпись. Задумался он над своею долей. Ведь остальные надписи поросли мхом и стерлись от времени. Значит, одна ему дорога - туда, где не быть живому.

Тревожное состояние героя усиливает голый череп у камня и коршун, кружащийся в поисках добычи. Беду предвещает он усталому путнику. Угасающую зарю закрывают надвигающиеся грозовые тучи. Куда идти витязю? Куда направиться? Ведь и дороги-то никакой нет. Все быльем поросло. Казалось бы, полная безысходность, нет пути ни вправо, ни влево, а прямо - смерть.

Но при взгляде на картину вспоминаешь былину «Илья Муромец и разбойники», которой и был навеян сюжет картины Васнецова. Не побоялся Илья трудного пути и победил разбойников, очистил дорогу. Думается, и витязь, очнувшись от тяжелых дум, поедет прямо, чтобы уничтожить злую силу, закрывшую этот путь.

На этой странице искали:

  1. сочинение по картине витязь на распутье
  2. сочинение по картине васнецова витязь на распутье
  3. сочинение витязь на распутье
  4. витязь на распутье сочинение
  5. сочинение на тему витязь на распутье