Жесткость карандашей для рисования. Типы графитных карандашей. Принцип работы карандаша

).

Новый одноразовый карандаш с деревянной оправой грифеля перед первым применением необходимо заточить (очинить). Помимо одноразовых карандашей существуют многоразовые механические карандаши со сменными грифелями в постоянной оправе.

Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая как правило указана на карандаше и обозначается буквами М (или B - от англ. blackness) - мягкий и Т (или H - от англ. hardness) - твёрдый. Стандартный (твёрдо-мягкий) карандаш помимо сочетаний ТМ и HB обозначается буквой F (от англ. fine point). Степень мягкости карандашей обозначают буквой М (мягкий) или , ЗМ и т. д. Большая буква перед М указывает на большую мягкость карандаша . Твердые карандаши обозначают буквой Т (твердый). 2 Т тверже, чем Т , ЗТ тверже, чем 2 Т , и т. д.

В отличие от Европы и России, в США для указания твёрдости используется числовая шкала.

Таблица соответствия шкал твёрдости

Оттенок США Европа Россия
#1 B М
#2 HB ТМ
#2 1/2 F -
#3 H Т
#4 2H

Самый твёрдый Средний Самый мягкий

*****
9H 8H 7H 6H 5H 4H 3H 2H H F HB B 2B 3B 4B 5B 6B 7B 8B 9B

Обычно начинают карандашом средней мягкости - ТМ или М - и затем переходят к более мягким номерам» - 2 М и ЗМ .

Выбор карандашей зависит от качества и от творческой задачи, которую ставит перед собой художник. Например, быстрые удобнее делать мягкими карандашами , а при работе над длительное время на типа полуватман можно начинать легкими карандашами Т или ТМ . На гладкой лучше ложится мягкий карандаш , на более шероховатой удобен карандаш средней мягкости - 2 М .

История карандашей

Начиная с XIII века, художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припа­ивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли « серебряный карандаш » . Этот инструмент требовал высокого уровня , так как стереть начертанное им невозможно. Другой его характерной особенностью было то, что со временем серые , нанесённые серебряным карандашом , становились коричневыми.

Существовал и «свинцовый карандаш» , который оставлял неброский, но чёткий след и его часто использовали для подготовительных . Для , выполненных серебряным и свинцовым карандашом , характерна тонкая . Для примера, подобными карандашами пользовался Дюрер.

Известен также так называемый «итальянский карандаш» , который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца . Затем его стали изготавливать из порош­ка жжёной кости, скреплённого рас­тительным . Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши , когда им нужно добиться определённого эффекта.

В XV-XVI вв. по пергамену или рисовали серебряным или свинцовым штифтом (нем. Stiff - "основание, инструмент" ). Особенно хорош для этой цели серебряный грифель. Он дает тонкие и четкие и , похожие на резцом . Такие по плотной почти не стираются. Серебряным штифтом, или стилусом , рисовали многие итальянские художники, а также Северного Возрождения - Р. фан дер Вейден, А. Дюрер, Х. Хольбайн (Гольбейн ) Младший, Я. фан Эйк.

В эпоху и XVI-XVII вв. художники предпочитали мягкие или жидкие материалы - , , , , . Еще с конца XIV в. стали применять слегка обожженный глинистый сланец сероватого ("черный мел" ) или красно-коричневого ("красный мел" ).

В XVII в. получил распространение "итальянский карандаш" (франц. crayon d’Italie ). Его изготавливали из жженой кости , измельченной в порошок, с добавлением растительного . " Итальянский карандаш " (позднее - ретушь ) способен создавать сочные черные матового , а при растирании - широкую шкалу переходов. Этот материал был любимым в творчестве венецианских художников, например Тициана, им удобно делать подготовительные к . и " итальянским карандашом " рисовали художники- и романтики конца XVIII-XIX в.

известны с XVI века. Первое описание карандаша было найдено в относящихся к 1564 году трудах о минералах швейцарского естествоиспы­тателя Конрада Гейслера. К тому же времени относится открытие месторождения в Англии, в Кемберленде где распиливали на карандашные стержни. Английские пастухи из местности Камберленд нашли в земле тёмную массу, которой они воспользовались, чтобы метить овец. Из-за , схожего с свинца, месторождение приняли за залежи этого металла. Но, определив непригодность нового материала для изготовления пуль, начали производить из него тонкие заострённые на конце палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма.

В XVII веке продавали обычно на улицах. Художники, чтобы было удобнее и палочка не была такой мягкой, зажимали эти « карандаши » между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой.

Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш , датирован 1683 годом. В Германии производство карандашей началось в Нюрнберге. Немцы, смешивая с серой и , получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша вначале и на конце вставляли кусочки чистого , в середине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда внутренность карандаша и вовсе была пустой. Так называемый « Нюрнбергский товар » не пользовался хорошей репутацией.

Только в 1761 году Каспар Фабер разработал способ укрепления путем смешивания растертого порошка со смолой и сурьмой, в ре­зультате чего получалась густая масса, годная для отливки более прочных и одинаковых стержней.

В конце XVIII века чех И. Гартмут стал делать стержни для ка­рандашей из смеси и глины с последующим обжигом. Появи­лись стержни, напоминающие современные. Меняя количество добавляемой глины, можно было получать стержни различной твердости.

Современный же карандаш изобрёл в 1794 году талантливый французский учёный и изобретатель Никола Жак Конте .

В конце XVIII века английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного из Камберленда. За нарушение этого запрета наказание было очень суровым, вплоть до смертной казни. Но несмотря на это продолжал попадать в континентальную Европу контрабандным путём, что привело к резкому увеличению его цены.

По заданию французского конвента, Конте разработал рецептуру смешивания с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки высокими температурами была достигнута высокая прочность, однако ещё более важным был тот факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни различной твёрдости, что и послужило основой современной классификации карандашей по твёрдости.

Подсчитано, что карандашом со стержнем длиной 18 см можно про­вести в 55 км или написать 45000 слов!

В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,3 мм).

Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в конце XIX века граф Лотар фон Фаберкастл, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма.

Почти ²/ 3 материала, составляющего простой карандаш , уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса на создание в 1869 году металлического карандаша . стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину.

Это изобретение повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является механический карандаш с грифелем 2 мм, где стержень удерживается металлическими прижимами ( цангами ) - цанговый карандаш . Открываются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша , что приводит к выдвиганию на длину, регулируемую пользователем карандаша .

Современные механические карандаши более совершенны. При каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача небольшого участка грифеля. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля ) ластиком и имеют различную фиксированную толщину (0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1мм ).

карандашом имеют сероватый с лёгким блеском, в них не бывает интенсивной черноты.

Известный французский Эммануэль Пуаре (1858-1909 ), родившийся в России, придумал себе аристократично звучащий на французский манер псевдоним Caran d’Ache , которым стал подписывать свои работы. Позднее этот вариант французской транскрипции русского слова «карандаш» был выбран названием и фирменным знаком швейцарской торговой марки CARAN d’ACHE , основанной в Женевекарандашей затачивается на мелкозернистой наждачной шкурке ), напоминающий итальянский карандаш . Карандаш « Ретушь » бывает четырех номеров: № 1 - очень мягкий, №2 - мягкий, № 3 - средне-твердый, №4-твердый. Стержни карандаша « Ретушь » изготовляются из тонкомолотого бере­зового угля, глины и небольшого количества газовой сажи. Карандаши « Ретушь » дают интенсивную, жирную черту черного , которая хорошо растушевывается. , выполненные карандашом « Ретушь », могут не закрепляться фиксативом. Помимо черного карандаша « Ретушь », выпускается еще карандаш « Живопись » с маркировкой 2 М - 4 М .

Карандаш "Светокопия"

Кроме , в качестве . Даёт более чёрный и контрастный штрих, лучше воспринимаемый различными светокопировальными установками. , выпускаемыми для маркирования по дереву, а также «Столярными» . Для этой работы «Столярный » карандаш удобен из-за своей длины и толстого грифеля.

Итальянский карандаш

Итальянский карандаш представляет собой один из видов вольных карандашей. Отличительной особенностью его является, глубокий матовый бархатистый черный , легко растушевываемый на .

Итальянский карандаш используют при выполнении , а также обнаженного человеческого тела.
Итальянские карандаши известны с XV века. Они бывают твердые, средние и мягкие.

ЧТО МОЖЕТ КАРАНДАШ

художник-график Станислав Михайлович НИКИРЕЕВ

Если с этим вопросом обра­титься к художникам-живо­писцам, графикам, монумента­листам и даже скульпторам, то каждый нашел бы в обычном простом карандаше, в его худо­жественных и технических воз­можностях что-то свое, любимое, и однозначного ответа мы бы не услышали. Но все, наверное, со гласятся с тем, что карандаш придумали не зря, и рисование начинается с его помощью - в виде набросков и эскизов. Вели­кое множество произведений искусства создано карандашом .

Карандашом рисуют. Но что такое рисунок ? На этот вопрос не так-то просто ответить крат­ко. Каждый значительный ху­дожник вносит свою лепту в искусство рисования, хотя имеет­ся общее мнение о рисунке как основе, костяке изобразительно­го искусства. Вспоминаю сло­ва замечательного советского художника и педагога, академи­ка Е. А. Кибрика, у которого мне посчастливилось учиться. Он го­ворил:

«Прошло не одно деся­тилетие, прежде чем я понял, что такое рисунок».


Он имел в виду рисунок высокого, самого трудного по своей художествен­ной манере реалистического искусства, где линия и штрих вы­страивают предметы, фигуры, ландшафты объемно, весомо, ха­рактерно.

Хочется допустить некоторую вольность, простоту в определе­нии слова «рисунок», назвав им, что нарисовано карандашом на бумаге.

Мне довольно часто приходи­лось подолгу дружить и рабо­тать с карандашами, простыми и цветными, и теперь нужно вспомнить (ведь мой творческий путь уже в три десятка лет ), что же я им рисовал и как.

Рисовать карандашом с пол­ной серьезностью, отдавая этому занятию большую часть твор­ческого времени, непросто. Не­обходимо преодолеть соблазн красок, цвета и почувствовать в себе уверенность, что сможешь в серебристом или черном изо­бражении выразить наряду с четкой конструктивностью и то­нально-живописный настрой. Ре­шиться на это - значит одер­жать победу, первую, значитель­ную. Вторая победа чрезвычай­ной важности - когда сумеешь понять, что художник может создавать шедевры не только красками, но и карандашом. С ярчайшей наглядностью помогут в этом великолепные рисунки Леонардо да Винчи , Микеланджело, Дюрера, Гольбейна, Ремб­рандта, Врубеля, Серова. Если сияющими вершинами их твор­чества является живопись, то основанием, бесспорно, служит рисунок.

В творчестве художника ка­рандаш выполняет большую под­собную работу, позволяя делать наброски, эскизы, беглые зари­совки, которые служат подго­товительным этапом для произ­ведений станковой и монумен­тальной живописи, эстампов. Работа ответственная, крайне необходимая. Максимальное же значение качеств карандаша про­является в самостоятельных ри­сунках, когда художнику нужно выразить свои замыслы полнее и окончательнее. И карандаш не подведет с его нескончаемой шка­лой неуловимых оттенков, неж­ных тушевок и сочно-бархатных пятен, от тончайшей паути­ны до решительно-напряженных, упругих линий. Если к этому до­бавить различную мягкость и степень серо-черных градаций, то способности карандаша пре­восходят любой другой худо­жественный материал .


Работая карандашами, никог­да не испытываю досады от то­го, что в какой-то момент они могут оказаться бессильными выразить мои желания и замыс­лы. Простым карандашом я шту­дировал гипсы, натюрморты, портреты и фигуры натурщиков во время длительных сеансов, прилежно штриховал и внима­тельно прорабатывал детали. Но с особым желанием рисую пей­зажи - траву, цветы, деревья, землю, постройки. При этом изу­чаю не только их конструкцию, материальность, фактуру , но стремлюсь передать на бумаге различные «настроения» пейза­жа .

Карандаш легок и прост для исправлений, что особенно важ­но при работе на живой приро­де, и почти незаменим в поезд­ках, где встречаешь множество интересных моментов, которые хотелось бы запечатлеть, в то время как другими художествен­ными материалами воспользо­ваться из-за ограниченности вре­мени невозможно. Линия и пят­но , которые дает карандаш, по­могают с легкостью и быстротой занести в походный альбом ху­дожника волнующие моменты, нужные детали.

Трудно представить окружающую жизнь, если можно так сказать, в черно-белом изобра­жении, без цвета. Получилось так, что с акварелью и маслом я расстался давно, отдавая все время и силы графике, но при­обрел надежного помощника -цветной карандаш, который сполна удовлетворяет моим по­требностям работать в цвете. Укрепилось мнение, что цвет­ной карандаш беден и ограни­чен в цветовом диапазоне. Сто­ит ли, однако, требовать от негосложности и богатства масля­ной живописи ? Но нужно стре­миться использовать до конца его возможности.

Иногда рисование сводится или к подражанию детским рисункам, или к любованию манерностью: размашистостью штриха, линии, пятна, чисто
формальными композиционными решениями. Многие худож­ники-профессионалы рисуют иногда как бы в перерыве, во время отдыха от живописи или иных дел. Отсюда несерьезный подход к карандашу, легковес­ные рисунки, которые часто встречаешь на выставках.

Впервые попробовав всерьез работать цветным карандашом, будучи студентом, я любовался необычной упругостью, фактурностью линий и штрихов.


Хотелось увидеть мотив в разма­шистых и порой случайных ли­ниях и ни в коем случае не до­пускать растушевок. Дышала бу­мага, и линии действительно бы­ли красивы. Но если бы цели искусства сводились к решению таких задач, то художников бы­ло бы, как говорится, пруд пруди. Размышления о том, что я ри­сую и зачем, заставили меня по­смотреть на работу карандашом по-иному. Постепенно стали от­крываться иная прелесть, иные достоинства, менее броские, но благородные и необходимые для выражения замыслов. Обнару­жилась удивительная способ­ность карандаша передавать мельчайшие предметы и детали с необычайной ясностью формы, обволакивая одновременно эти формы тончайшей пушистостью штриха или окрашивая сочным звучным пятном. Этот прием соответствовал моему миропо­ниманию, и в иных художест­венных материалах добиться это­го я не смог. Оказалось, что и цветовые возможности каранда­ша гораздо шире и глубже, ког­да стараешься передавать наст­роение и состояние пейзажа. При этом идет в ход и чисто живо­писный прием - проскребания, когда не удается сразу угадать и цвет, и фактуру, и тон пред­метов. Казалось бы, рисунок за­сушивается, местами от скобле­ния небрежен, но завершенность листа, диктуемая содержанием, а не формальными моментами, приобретает подлинный смысл и красоту.


В такой работе много раз так далеко уходил от рисования штрихом и линией в чисто растушевочные пятна, что лист при­обретал вид, небрежно называе­мый художниками «клеенкой». Но если этот прием согрет боль­шой, подлинной любовью и страстью к тому, что растуше­вал так незаметно под «клеен­ку», то, уверяю, успех этому не­броскому листу обеспечен с боль­шей гарантией, чем «вкусно» решенному. Так обнаружилась возможность цветного каранда­ша работать многосеансно, на­чиная рисунок легко, приводить его к весомому завершению.

С каждым рисунком я узнаю о все новых возможностях ка­рандаша. Нужно лишь внима­тельно, чутко присмотреться к маленькому грифелю в деревян­ной оправе, и он подарит боль­шую радость и успех.


Люблю карандаш за то, что им можно рисовать. Люблю рев­ниво, ибо он способен еще на многое - чертить, писать. Люб­лю за его удивительную доступ­ность и простоту, за то, что свою первую работу с натуры нари­совал простым карандашом, и тогда у меня зародилась мечта стать художником.







В повседневной жизни и работе, каждому из нас, в той или иной степени необходимы карандаши. Для людей таких профессий, как художник, конструктор и чертежник важно такое значение, как твердость карандаша.

История появления карандашей

В XIII веке появились первые прообразы карандашей, изготовлявшиеся из серебра или свинца. Стереть то, что было ими написано или нарисовано, было невозможно. В XIV веке стали использовать стержень, изготовленный из глинистого черного сланца, который называли «итальянским карандашом».

В XVI веке в английском местечке Камберленд пастухи случайно наткнулись на месторождение материала, внешне очень похожего на свинец. Пуль и снарядов из него получить не удалось, а вот рисовать и метить овец им получалось великолепно. Из графита стали изготавливать тонкие стержни, заточенные на конце, которые не годились для письма и очень сильно пачкались.

Несколько позднее кто-то из художников подметил, что рисовать графитовыми палочками, закрепленными в дереве, значительно удобней. Вот так у простых грифельных карандашей и появился корпус. Конечно, в то время про твердость карандаша никто еще и не задумывался.

Современные карандаши

Тот вид, в каком карандаши известны нам сегодня, придумал в конце XVIII века французский ученый Никола Жак Конте. В конце XIX и начале XX в. в конструкцию карандашей было внесено несколько важных изменений.

Так, граф Лотар фон Фаберкастл изменил форму корпуса карандаша с круглой на шестигранную. Это позволило уменьшить скатываемость карандашей с различных наклонных поверхностей, используемых для письма.

А американский изобретатель Алонсо Таунсенд Кросса, задумавшийся об уменьшении количества расходуемого материала, сделал карандаш с металлическим корпусом и выдвигаемым на нужную длину графитовым стержнем.

Почему так важна твердость?

Любой человек, хотя бы пару раз что-нибудь рисовавший или чертивший, скажет, что карандаши могут оставлять штрихи и линии, отличающиеся между собой насыщенностью цвета и толщиной. Подобные характеристики важны для инженерных специальностей, ведь сначала любой чертеж выполняется твердыми карандашами, например Т2, а на заключительном этапе - более мягкими, с маркировкой М-2М, чтобы увеличить четкость линий.

Не менее важна твердость карандаша и для художников как профессионалов, так и любителей. Для создания эскизов и набросков используются карандаши с мягкими грифелями, а для конечной доработки произведения — более твердые.

Какими бывают карандаши?

Все карандаши можно разделить на две большие группы: простые и цветные.

Простой карандаш имеет такое название потому, что конструктивно он очень прост, да и пишет он самым обычным графитовым грифелем, без каких-либо добавок. Все остальные виды карандашей имеют более сложную структуру и обязательное введение в состав разнообразных красителей.

Видов довольно много, наиболее распространенные - это:

  • обычные цветные, которые могут быть как односторонними, так и двухсторонними;
  • восковые;
  • угольные;
  • акварельные;
  • пастельные.

Классификация простых графитных карандашей

Как уже говорилось, в простых карандашах установлен грифель из графита. Такой показатель, как твердость грифеля карандаша, является основанием для их классификации.

В разных странах приняты различные маркировки, обозначающие твердость карандашей, из которых наибольшее распространение получили европейская, российская и американская.

Российская и европейская маркировки чернографитных, как еще называют простые карандаши, от американской отличается наличием как буквенного, так и цифрового обозначения.

Для обозначения твердости карандаша в российской системе маркировки принято, что: Т - твердый, М - мягкий, ТМ - средний. Для уточнения степени мягкости или твердости введены, рядом с буквенными, цифровые значения.

В европейских странах твердость простых карандашей также обозначается буквами, взятыми из слов, характеризующих твердость. Так, для мягких карандашей используется буква «B» от слова blackness (чернота), а для твердых - буква «H» от английского hardness (твердость). Кроме того, существует еще и маркировка F, идущая от английского fine point (тонкость) и показывающая средний тип карандаша. Именно европейская система маркировки твердости буквами считается мировым стандартом и является наиболее распространенной.

А в американской системе, по которой определяется твердость карандашей, обозначение ведется только цифрами. Где 1 - мягкий, 2 - средний, а 3 - твердый.
В том случае, если на карандаше не указана никакая маркировка, то по умолчанию он относится к твердо-мягкому (ТМ, НВ) типу.

От чего зависит твердость?

Сегодня для изготовления грифеля графитного карандаша используется и графит. От пропорций этих веществ, смешиваемых на начальных этапах производства, зависит твердость карандаша. Чем больше заложено белой каолиновой глины, тем более твердый получается карандаш. Если же увеличено количество графита, то грифель будет более мягким.
После смешивания всех необходимых компонентов полученная смесь подается в экструдер. Именно в нем формируют стержни заданной величины. Затем графитовые стержни обжигают в особой печи, температура в которой достигает 10 000 0 С. После обжига стержни погружают в специальный масляный раствор, создающий поверхностную защитную пленку.

Качество зависит от правильного подбора твердости карандашей .

Твердыми карандашами с заточенным и сухим острием можно нарисовать сероватые линии. На таких карандашах обычно стоит буква Н (от англ. hard - "твёрдый"). Их хорошо использовать для высокоточных изображений, например, для линейных рисунков или чертежей. Твердые грифели в отличие от мягких дают тонкие линии и не оставляют чрезмерных следов на бумаге.

У мягких карандашей грифель на масляной основе. Рисуя таким карандашом и слегка нажимая на грифель, можно получить более тёмные и толстые линии . На них ставят букву В (от англ. bold - "жирный"). В художественном рисунке использование мягких карандашей позволяет придать большую экспрессивность и выразительность работе художника.

  • Качественно заточенный грифель карандаша с пометкой 6В позволяет сделать хороший набросок. Основа наброска наносится мягким грифелем. Чтобы получить бледные линии, следует наклонить карандаш.
  • По мере создания рисунка нужно постепенно накладывать новые штрихи на предыдущие, чтобы сделать тени более глубокими и расширить средние тона. Осветленные зоны на белой бумаге остаются не закрашенными, то есть на них не нужно наносить штрихи .

Простой карандаш - это что-то такое привычное, чем в детстве рисовали на обоях, в школе делали пометки в учебниках и чертили треугольники на геометрии. Большинство людей знают, что это просто "серый" карандаш, чуть больше о нем знают те, у кого было черчение в школе, реальную его красоту знают художники и представители еще нескольких профессий, которые используют карандаши в работе.

Немного о простых карандашах.
В обычном понимании, простой карандаш - это графит в деревянной оболочке. Но все не так просто. Ведь "серый карандаш" может иметь разные оттенки, в зависимости от степени мягкости грифеля. Грифель состоит из графита с глиной: чем больше графита, тем мягче тон, чем больше глины, тем тверже.
Сами карандаши тоже бывают разные: в типично деревянной оболочке, цанговые и цельнографитные.

Начнем с деревянных.
Я буду описывать карандаши и прочие материалы, которые есть у меня и которыми регулярно пользуюсь. Не у всех из них вид как с витрины, но понять, что это вполне реально =)
Итак, набор карандашей "Koh-i-Noor", 12 шт. Фирма знакома всем, эти карандаши есть в любом магазине канцелярских товаров и покупать их можно как коробками, так и поштучно. Цена их довольно демократична и доступна.
Карандаши хорошие, но поштучно можно купить и подделку с плохим деревом и грифелем.
Это набор вроде как для художников от 8В до 2Н, но есть еще такой же для черчения, в нем преобладают твердые карандаши.

Набор карандашей "DERWENT", 24 шт. Тона от 9В до 9Н, некоторые по 2 штуки одного вида (ниже напишу почему это удобно). На самом деле, карандаши, что мягче 4В и тверже 4Н практически не использую, поскольку карандаши "DERWENT" и так куда мягче тех же "Koh-i-Noor", поэтому даже не знаю что рисовать, к примеру, карандашом 7В, если он настолько мягкий, что после себя графитную крошку оставляет.
Карандаши качественные, хорошо точатся, не ломаются, однако, первое время надо привыкнуть к их, хм, запаху. Впрочем, через недели две он выветривается.

Набор карандашей "DALER ROWNEY", 12 шт. Очень мягкие карандаши от 2Н до 9В (см. ниже рис. сравнение маркировок) в компактной коробочке-пенале.

Карандаши лежат в два ряда, так что во время рисования надо верхний ряд снять

Ну и, конечно, "Faber Castell". К этим карандашам никаких претензий нет, но повышенная мягкость не уступает "DERWENT".
Коробочных вариантов у нас в продаже нет, есть только две серии поштучных.
Более дешевая серия

И вот недавно появилась чуть более дорогая, но весьма стильная серия. "Пупырышки" вполне объемны и благодаря им и треугольной форме карандаша - держать и рисовать ими очень приятно.

Мягкость карандаша можно посмотреть не только по маркировке, но и по цвету головки, который соответствует тону грифеля.

Кроме этих производителей, есть еще многие другие (типа "Marco", "Конструктор", прочие), которые по какой-либо причине не устраивают меня лично, но это не причина их игнорировать, так что пробовать можно все.
Дополнительно к наборам я покупаю наиболее используемые карандаши той же фирмы и той же маркировки, что и в коробке.
У меня всегда по два карандаша 2В, В, НВ, F, Н и 2Н. Это необходимо потому, что во время рисования не всегда нужен остро заточенный карандаш, поэтому один карандаш, к примеру, 2Н у меня острый, а второй с тупым закругленным кончиком. "Тупой кончик" нужен когда необходимо набрать тон, при этом, не оставляя четкий след штриха. Этому не учили в художке, но, как показывает практика, это весьма удобно и многие художники, мастера простого карандаша, так делают.

Цанговые карандаши. О них уже было написано немного ранее . Снова повторюсь, что они хороши во всяких полевых условиях или в дороге, а на рабочем месте лучше рисовать деревянными.
Неоспоримый плюс цанговых карандашей еще в толщине стержня, точнее в разнообразии этой толщины.
Крандаши бывают под стержень от 0,5 мм (07, 1,5 и т.д.)

И до весьма впечатляющей толщины стержней мягких техник

Цельнографитные карандаши. Целиком и полностью состоят из графита в тонкой оболочке, чтоб не пачкать руки.
Тут у меня карандаши "Koh-i-Noor", других в продаже что-то не видно. В принципе, пользуюсь ими еще реже, чем цанговыми, потому что их не очень удобно точить и мало где есть необходимость рисовать всей толщиной стержня. Еще один существенный минус - они бьются...

Немного о маркировке.
Начнем с того, что она у каждой фирмы своя. Тоесть, маркировка как бы стандартная от 9В до 9Н, но, как видно на рисунке ниже, НВ "DALER ROWNEY" и НВ "Koh-i-Noor" - это два разных НВ. Именно поэтому, если нужны карандаши разной степени мягкости их надо брать все одной фирмы, лучше в наборе.
"Faber Castell №1" - серия та, что дешевле.
"Faber Castell №2" - с "пупырышками" (на самом деле "F" их у меня нет, просто где-то таким он бы был).

Собственно, о мягкости и твердости карандашей.
Твердые карандаши - это Н-9Н. Чем больше цифра, тем карандаш тверже/светлее.
Мягкие карандаши - В-9В. Чем больше цифра, тем мягче/темнее карандаш.
Твердо-мягкие карандаши - НВ и F. C НВ все понятно - это средний между Н и В, а вот F - весьма загадочная маркировка, это средний тон между НВ и Н. Толи в силу своей необычности, толи таки из-за тона, но у меня этот карандаш используется чаще всего (только "DERWENT" или "FC", у "Koh-i-Noor" он сильно светлый).
Есть еще русская маркировка "Т"-твердый, "М"-мягкий, но у меня таких карандашей нет.
Ну и просто, чтоб сравнить

Нижняя строка - DALER ROWNEY, самые темные карандаши.
Предпоследняя строка - набор Локи "DERWENT-sketch", он немного отличается от моего (верхнего DW).
Третья снизу - несколько карандашей "Marco". У них самая альтернативная маркировка, потому что 6В темнее, чем 8В, а 7В светлее, чем НВ. Поэтому у меня их нет.

Как пример использования - мой рисунок "Любопытный лис"

Самый светлый тон - снег, он нарисован карандашом 8Н (DW)
Светлый мех - 4Н (Koh-i-Noor) и 2Н (FC№1)
Средние тона - F (DW и FC№1), Н (DW и FC№1), НВ (DW), B (FC№1 и FC№2)
Темные (лапы, нос, контуры глаз и ушей) - 2B (FC№1 и FC№2), 3B (FC№1), 4B (Koh-i-Noor)

Обзор стирательных резинок -

Какие бывают карандаши 16.09.2017 21:52

Карандаш (тюрк. karadaş, «кара» — чёрный, «даш» — камень, дословно, — чёрный камень) — инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала - угля, графита, сухих красок и тому подобного, применяемый для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.

Виды карандашей: графитовые, металлические, механические

В магазинах канцтоваров всегда огромный выбор карандашей, и казалось бы что выбирать... Но оказывается карандаши бывают разные: простые, металлические, механические, графитовые, цветные и так далее.

Графитовые карандаши

Они являются наиболее распространёнными типами карандашей, как правило, в деревянных корпусах. Они изготавливаются из смеси глины и графита и их твёрдость (чернота) варьируется от светло-серого до чёрного.

Графитовые карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая как правило указана на карандаше и обозначается буквами М (или B — от англ. blackness) — мягкий и Т (или H — от англ. hardness) — твёрдый. Стандартный (твёрдо-мягкий) карандаш помимо сочетаний ТМ и HB обозначается буквой F (от англ. fine point). Степень мягкости карандашей обозначают буквой М (мягкий) или 2М, ЗМ и т. д. Большая буква перед М указывает на большую мягкость карандаша. Твердые карандаши обозначают буквой Т (твердый). 2Т тверже, чем Т, ЗТ тверже, чем 2Т, и т. д.

Металлические карандаши

Вечный карандаш - удивительное ноу-хау, которое можно сравнить с вечным двигателем. Его существенным преимуществом перед обычным грифельным карандашом является тот факт, что он практически не списывается и не нуждается в заточке. Бесконечная ручка, которая пишет металлом (это второе название вечного карандаша), состоит из металлического корпуса и стержня, оставляющего на бумаге след из мельчайших металлических частичек.

След, который оставляет на бумаге металлический карандаш практически идентичен «простому» чернографитному карандашу, которые можно купить практически в любом магазине. Авторам изобретения удалось даже получить разные виды сплавов «твердый» и «твердо-мягкий», которые на бумаге оставляют отличные друг от друга по насыщенности следы. Это как карандаш с самой распространенной твердостью НВ и, например, более мягкий 2В. Благодаря специально подобранному сплаву, рецепт которого автор хранит в секрете, износ пишущего наконечника наступает через более длительный срок, без потери яркости, в сравнение с чистым свинцом.

Оттенок, оставляемый, металлическим карандашом на бумаге может быть более насыщен серыми или голубыми тонами. Насыщенность цвета зависит от абразивных свойств и плотности бумаги. Данные свойства, предоставляют огромные возможности для различных стилей письма и рисования.

Механические карандаши

Определение «механический карандаш», который дает ГОСТ звучит так: это ручной инструмент для черчения и письма, в котором закреплен и может заменяться грифель.

Если почитать историю появления механического карандаша, то тут надо благодарить американца Алонсо Таунсенда Кросса. Он заметил, что почти 2/3 материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это и натолкнуло его на создание в 1869 году металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину.

История карандашей

Начиная с XIII века, художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припаивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли «серебряный карандаш». Этот инструмент требовал высокого уровня мастерства, так как стереть начертанное им невозможно. Другой его характерной особенностью было то, что со временем серые штрихи, нанесённые серебряным карандашом, становились коричневыми.

Существовал и «свинцовый карандаш», который оставлял неброский, но чёткий след и его часто использовали для подготовительных набросков портретов. Для рисунков, выполненных серебряным и свинцовым карандашом, характерна тонкая штриховая манера. Для примера, подобными карандашами пользовался Дюрер.

Известен также так называемый «итальянский карандаш», который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порошка жжёной кости, скреплённого растительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию.

Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши, когда им нужно добиться определённого эффекта.