«Палаты Мазепы. Палаты мазепы Палаты мазепы

В конце XVII века, гетман Иван Степанович Мазепа заселил пустующие земли, вошедшие позднее в Рыльский, Льговский и Путивльский уезды, украинцами-переселенцами с правобережной Украины, основав ряд крупных селений: Амонь, Крупец, Коренево, Снагость, Студянка и др. В 1703 году Пётр I утвердил все эти земли и селения за Мазепой. Центром этих Курских владений, Мазепа сделал село Ивановское, названное (как и другие близлежащие сёла - Степановка и Мазеповка) по имени, отчеству и фамилии. Грамотой царей Петра и Фёдора Алексеевича от 12 сентября 1693 г. в распоряжение Мазепы был передан московский зодчий Осип Дмитриевич Старцев.

Палаты Мазепы, тождественные по принципам трактовки плоскости стены и отдельным элементам декоровки Киевскому Военно-Никольскому собору, построены Старцевым в 1704 году.

Палаты Мазепы - последнее из строений, сохранившихся от некогда богатой усадьбы гетмана в селе Ивановском. Усадьба гетмана Мазепы была построена на сто лет раньше дворцово-паркового ансамбля "Марьино". Но исторически они тесно связаны друг с другом и представляют большую ценность, как редкие и интересные памятники отечественного зодчества XVIII и XIX веков.

Палаты Мазепы в Ивановском были для своего времени крупным сооружением. До нас не дошли первоначальные чертежи, по которым при Мазепе застраивалась его усадьба. Многолетние поиски их и дальнейшее изучение обширных архивных документов привели к открытию ранее не известных данных о планировке и застройке усадьбы в селе Ивановском.

Сохранился подробный "План господскому дому, состоящему Льговской округи в селе Ивановском", снятый 25 июня 1790 года. Он вычерчен на тонкой полотняной кальке размером 67 х 91 см черной тушью с подцветкой акварелью. Под номером первым указаны "палаты каменные без крышки старинного расположения длиной 22 1/2, шириною 7 1/2, вышиною 4 сажени, в них б покоев, 2 кладовых, внизу погреба. Оныя палаты в 1770 году сгорели и ныне стоят без крышки, потолку и полов нет, к починке неспособны". Кроме этого здания на план нанесена под номером вторым "кладовая каменная длиною 12, шириною 6, вышиною до крыши 4 сажени, в ней 6 покоев, внизу выход с погребами". Ее местоположение, размеры и число помещений полностью соответствуют натурным обмерам палат Мазепы. Можно предположить, что после пожара 1770 года владельцы усадьбы поселились в соседнем каменном строении, имеющем 6 больших "покоев", которое и стало именоваться до наших дней палатами Мазепы в память о первом их владельце.

План 1790 года дополняет справка о селе Ивановском в рукописи курского землемера И. Башилова, относящейся к 1785 году:

"...Из всех селений знаменитее других первое село Ивановское, в котором две церкви, одна каменная, а другая деревянная, господский дом... с каменными и деревянными службами... при оном конский завод. Положение имеет то село на большой дороге от города Курска и Льгова в Рыльск, на ровном месте. Составляют то село крестьянских 360 дворов и 1561 душа, принадлежит ее светлости урожденной принцессе фон Гольдштейнбековой княгине Барятинской".

Большой интерес представляет "План Курской губернии Льговского уезда господской усадьбы при селе Ивановском межевания 1878 года". Он выполнен на плотной белой бумаге с надписью в правом нижнем углу: "С натуры снимал чертежник Иван Плохинский 1878 года". На плане имеется наклейка: "Марьинский архив Их Сиятельств Князей Барятинских".

Просторный господский двор был обсажен деревьями, украшен цветниками и окружен каменной стеной. За двором находился небольшой парк, а слева от него фруктовый сад с тремя специально выкопанными прудами, соединенными протоками с мостиками, островками и беседками. В прудах была "рыба саженая". На хозяйственном дворе размещались каменная баня, ледник, птичник, парники, конюшня, колодец и т.д.

В плане 1878 года слева от господского двора обозначен телеграфный двор и сделана надпись: "Телеграф открыт в селе Ивановском в 1873 году". Справа от господского двора размещался "училищный двор с каменным двухклассным училищем".

Перед усадьбой была площадь, к которой сходились три сельские улицы, сохранившие свои основные направления и сейчас, а посреди площади возвышался обелиск над престолом старой церкви и красивая каменная Покровская пятипрестольная церковь, в которой находился фамильный склеп князей Барятинских. Церковь была снесена в 1936 году по указанию "всесоюзного старосты" М. Калинина, отдыхавшего в "Марьино". На площади были также каменные лавки и кузницы.

В плане на месте сгоревших господских палат обозначена "каменная конюшня с каретным сараем" (ее руины сохранились до нашего времени), а господский дом указан по красной линии Большой улицы под первым номером и в описании назван как "каменный дом, в котором помещаются квартира Главноуправляющего, Главное управление и удельная контора". Еще в конце 1950-х годов это здание сохраняло типичные черты архитектуры середины XIX века, когда сильно чувствовалось влияние искусства позднего русского классицизма, оно органично входило в ансамбль ивановской усадьбы, и его нужно было сохранить как памятник эпохи. Здание погибло как памятник в связи с крайне неудачной надстройкой второго этажа и до неузнаваемости измененным фасадом. И ради чего же погубили исторически интересное здание? Там была устроена мастерская по изготовлению тряпичных тапочек!

Но вернемся к самим палатам Мазепы. Прежде всего совершенно очевидно, что они строились как жилые помещения, а не как кладовая, как они названы в плане 1790 года. За 86 лет, прошедших со времени постройки палат до момента составления упомянутого плана, в использовании здания могли произойти многие изменения. Не исключена и ошибка составителя плана в определении первоначального назначения палат. Для этого есть веские доказательства.

Во-первых, планировка палат Мазепы полностью соответствует традиционной планировке жилого дома XVIII столетия. Сени делят дом на две части. В каждой половине все комнаты (или палаты) соединяются между собой, хотя четко выявленной анфилады помещений, характерной для барских домов последующего времени, здесь еще нет.

Во-вторых, размеры комнат в плане, их высота и наличие в каждой от трех до четырех окон ясно свидетельствуют, что они были предназначены не для кладовых, а для жилья. Кроме того, помещения кладовых палатами не называли.

В-третьих, палаты Мазепы имели выразительную декоративную обработку фасадов, придающую им своеобразный скульптурный характер. На известковой побелке стен архитектурные детали создают богатую игру светотени. Можно думать, что, когда палаты были окружены зеленью парка, при ярком солнечном освещении впечатление скульптурности здания было еще значительнее.

Несомненно, что палаты имели красивое парадное крыльцо с широкой каменной лестницей. Такие крыльца не устраивали перед кладовыми. С тыльной стороны здания имеется небольшая квадратная в плане пристройка, которая, судя по ее непосредственной связи с жилой комнатой и сенями, использовалась для бытовых нужд жильцов, а не под тюремную камеру, как это ранее предполагалось местными краеведами.

В архитектуре палат Мазепы применен мотив парных колонн, выступающих на три четверти своего диаметра из плоскости стен. Их размещение на фасадах соответствует местоположению внутренних капитальных стен. На углах здания колонны образуют своеобразные пучки, сильно повышающие пластику сооружения.

Большое значение для выразительности фасадов имеют наличники, обрамляющие окна всех фасадов, что свидетельствует о том, что зодчий рассчитывал на обозрение здания со всех сторон, на известную их равноценность. И это тоже говорит о жилом назначении палат. Формы наличников различны лишь в очень незначительных деталях. Фронтон наличника имеет сильный рельеф, полки под фронтоном отсутствуют, так же как и колонки. Вместо них сделан полувалик из одного кирпича, отесанного с ребра. Ниже подоконника кирпичная кладка образует рельефный выступ фигурного характера. Эта форма наличников в какой-то степени предвосхищает наличники, применявшиеся в русской архитектуре в 1740-х годах. Карниз дома имеет небольшой рельеф и не отличается оригинальностью.

Некоторые декоративные элементы палат Мазепы утрачены: в окнах отсутствует значительная часть узорных кованых решеток, нет ставней с петлями и засовами кузнечной работы, некоторые окна заложены кирпичом. Начинает разрушаться цоколь и выщербливается узорчатая кирпичная кладка стен.

Без всякого сомнения крыша раньше поднималась значительно круче, отчего, при наличии фронтонов, все здание казалось величественнее. Существующая форма крыши появилась в 1880-х годах, когда были разобраны торцевые фронтоны, угрожавшие обрушением. Вероятно, это и породило легенду о том, что палаты были двухэтажными.

В старинном журнале есть оригинальный рисунок "Дом гетмана Мазепы в с. Ивановском", который дает представление, каким этот памятник гражданского зодчества был более ста лет назад. В небольшой заметке к рисунку сказано, что "верхний этаж дома снят, так как грозил падением. Остальные же части остались в неприкосновенности". Однако в архивных текстовых документах и чертежах никаких сведений о втором этаже палат Мазепы не встречается. Да и мощные крестовые своды перекрытия палат такую возможность совершенно исключают.

Все сказанное позволяет решительно утверждать, что палаты Мазепы были одним из жилых зданий усадьбы гетмана в селе Ивановском. Они служат примером гражданского здания начала XVIII века, помогающим понять развитие архитектурно-художественных традиций, выработанных русским и украинским народами в жилищном строительстве.

Вместе с палатами Мазепы сохранилось еще одно здание, построенное в XVIII веке, которое с полным основанием следует считать памятником гражданского зодчества. В упоминавшемся плане 1790 года оно значится как "кухня каменная, застроенная в 1768 году, длиною 9, шириною 4 сажени, в ней 3 покоя...", а в плане 1878 года уже как "каменная кучерская". Это здание сейчас используется под Народный музей села Ивановского.

За время своего существования палаты Мазепы много раз меняли хозяев, пока не пришли в запустение. В 1949 году курским архитектором А.Ю. Ехауекимом был создан проект восстановления палат Мазепы. После обследований, обмеров и фотофиксаций палат Мазепы в 1961 году московская комиссия по восстановлению историко-архитектурных памятников рекомендовала провести восстановительные работы, после чего была составлена смета и отпущены средства на их восстановление. По неизвестным причинам работы не были выполнены. Подобная история произошла и с проектом М.П. Цапенко от 1968 года. Не довел до ума исторический объект и последний владелец здания, некий частный предприниматель, который взял на себя обязательства по ремонту, но вскоре забросил дом.

В настоящее время от палат Мазепы остались стены с обветшавшей крышей, в которых с трудом просматриваются оттенки былой красоты. Здание требует серьезных вложений. В областной администрации неоднократно поднимался вопрос о необходимости реставрации самого старого дома в регионе, но все разговоры неизбежно упирались в отсутствие финансирования и, в конечном счете, затухали.

Между тем, как считают многие историки, палаты - старейшая усадебная жилая постройка не только на территории региона, но и в масштабе целой страны. В те времена каменные хоромы считались неслыханной роскошью. Похвастаться такими могли только представители династии Романовых, купцы Строгановы да Меньшиков.

Информация взята: http://rylsk.ru.

Нынешнее название дома в Колпачном переулке, 10/7, строение 2 - «Палаты Мазепы» - не соответствует истине. Продолжительное время историки полагали, что именно здесь останавливался гетман Украины Иван Мазепа во время визитов в Первопрестольную столицу - Москву.

Между тем, здание возвели в период с XVI по XVII столетия, и оно на сегодняшний день входит в список древнейших столичных памятников древнего зодчества.

Фото 1. Палаты Мазепы в Колпачном переулке, 10 в городе Москве

В плане дом-палаты Мазепы представлены в Г-образной форме. Один из объемов выходит непосредственно на красную линию Колпачного переулка, а другой вытянут в сторону дворовой территории.

Нижний уровень, как и принято это было во времена строительства палат, предназначался под размещение хозяйственных служб. Верхний, в который можно было попасть только через отдельный вход, напротив, служил жильем, где и находились парадные и спальные комнаты.

Со стороны дворовой территории фасадная часть второго уровня была декорирована элементами из тесаного кирпича: парными колонками, обрамляющими оконные проемы наличниками, межуровневыми тягами и различными карнизами. Именно это позволяет отнести здание к образцам направления московского барокко.


Стоит отметить, что до сих пор в здании сохранилась изначальная отопительная система, с присущими ей нишами для печей, внутристеновыми дымоходами, а также «душниками», через которые в смежные помещения подавался теплый воздух.

Корпус палат имеет Г-образный вид, часть которого расположена по Колпачному переулку, с крылом, уходящим во двор. Нижний этаж предназначен для хозяйственных помещений.

На верхнем этаже располагались парадные комнаты с большими сенями, отдельным входом и лестницей. Со стороны двора второй этаж украшен декором из тёсаного кирпича - сдвоенными колонками, наличниками, карнизами и межэтажными тягами. Представляет уникальный памятник зодчества в стиле московского барокко.

NVO , GNU 1.2

Здание имеет старинную отопительную систему с отверстиями для печей, дымоходы внутри стен, «душники» для подачи тёплого воздуха. Одно время палаты принадлежали брату царицы Евдокии Фёдоровны - Абраму Фёдоровичу Лопухину, в советское время в этом доме по Колпачному переулку до середины шестидесятых годов были коммунальные квартиры, а в семидесятых располагался ОВИР.

Весной 2003 года в здании был произведён внутренний ремонт. По специальному заказу были сделаны оконные рамы по образцу XVII века. В отреставрированном помещении в настоящее время располагается офис «На Руси» («Russia Inland»).

"палаты гетмана Мазепы".
Москва.

«Пала́ты Мазе́пы» (Колпачный переулок, 10), жилые палаты XVI—XVII вв., долгое время ошибочно считавшиеся домом гетмана Ивана Мазепы, один из древнейших памятников московского гражданского зодчества. Имеют Г-образный план с корпусом по Колпачному переулку и крылом, уходящим в глубь двора. Нижний этаж, возведённый в середине 1670-х гг. и предназначавшийся для хозяйственных помещений, включал белокаменную палату XVI в., перекрытую коробовым сводом. Верхний этаж выстроен в конце XVII в.; его корпус по Колпачному переулку был занят парадными комнатами и большими сенями, в дворовом крыле, имевшем отдельный вход и внутристенную лестницу, находились небольшие жилые помещения. Второй этаж со стороны двора богато украшен характерным для московского барокко декором из тёсаного кирпича — сдвоенными колонками, наличниками, карнизами и межэтажными тягами, оформленными поребриком. В здании сохранились части старинной отопительной системы — отверстия печей, дымоходы внутри стен, «душники» для подачи тёплого воздуха.

  • - Музей, один из первых музеев Москвы. Открыт в 1859 как «Дом бояр Романовых» в палатах конца XV в., с середины XVI в. входивших в состав усадьбы Н.Р. Захарьина-Юрьева - деда царя Михаила Фёдоровича Романова...

    Москва (энциклопедия)

  • - на Пречистенке. Выстроены как главный дом усадьбы управляющего Оружейным приказом князя Б.И. Прозоровского в два этапа - в 1685-88 и 1712-13...

    Москва (энциклопедия)

  • - , памятник архитектуры петровского барокко. Строительство начато для первого адмиралтейств-советника А. В. Кикина в 1714, продолжено в 1720 х гг. ...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - в русской средневековой архитектуре богатое жилое каменной или деревянное здание, обычно в 2 и более этажей, со многими помещениями...

    Художественная энциклопедия

  • - Монастырский корпус, в котором живут монахи...

    Архитектурный словарь

  • - в русской средневековой архитектуре богатое жилое каменное или деревянное здание, обычно в два или более этажей, со многими помещениями...

    Архитектурный словарь

  • - условия сделки на фондовом рынке, когда стороны не прибегают к услугам расчетной палаты...

    Словарь бизнес терминов

  • - в русской средневековой архитектуре жилое каменное или деревянное здание, обычно в 2 и более этажей, со многими помещениями...

    Современная энциклопедия

  • - в 1775-1917 губернские органы финансового ведомства. Ведали сбором налогов, управлением государственными иму-ществами, винными откупами и др. В подчинении К. п. находились губернские и уездные казначейства...

    Русская энциклопедия

  • - термин используется в отношении сделки, в которой стороны не прибегают к услугам расчетной палаты...

    Большой экономический словарь

  • - В московском государевом дворце их было две: 1) до 1514 г. Средняя палата, украшенная стенным бытейским письмом и имевшая до конца XVI в. то же значение, что и Грановитая...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - термин, обозначавший в средневековой русской архитектуре богатые жилые каменные или деревянные постройки, с 15 в. - каменные здания. П. строились в 2-3 или более этажей...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в средневековой русской архитектуре богатое жилое каменное или деревянное здание, обычно в 2 и более этажа, со многими помещениями...

    Большой энциклопедический словарь

  • - золоченые; роскошные...

    Словарь эпитетов

  • - пала́ты мн. устар. Большой, роскошный дом; дворец...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - пал"аты, -"...

    Русский орфографический словарь

"«Палаты Мазепы»" в книгах

Время Ивана Мазепы

Из книги Настоящая история казацкой Украины автора Андреев Александр Радьевич

Время Ивана Мазепы В конце XVII века украинская казацкая старшина продолжала экономически крепнуть, увеличивая свои землевладения за счет захвата войсковых земель, угодий посполитых и казаков. Барщина составила два дня в неделю. Старшина увеличивала свои богатства

Из книги Наброски, альбомные записи автора Гоголь Николай Васильевич

<РАЗМЫШЛЕНИЯ МАЗЕПЫ.> Такая власть, такая гигантская сила и могущество навели уныние на самобытное государство, бывшее только под покровительством России.а. Такая непреклонная вла<сть>б. Такие поступкиНарод, собственно принадлежавший Петру издавна, [униженный]

Глава 11 Золото Мазепы

Из книги Воскрешение Малороссии автора Бузина Олесь Алексеевич

Глава 11 Золото Мазепы Золото Полуботка - миф. А золото Мазепы - реальность. Это кредит, который Карл XII взял у Украины под 6 процентов годовых. До сих пор Швеция у нас в неоплатном долгу!Гетман Мазепа умирал, как герой пиратских романов, в окружении бочек с награбленным

Глава 10. Измена Мазепы

Из книги Мифы и реалии Полтавской битвы автора Широкорад Александр Борисович

Глава 10. Измена Мазепы А чем тем временем занимался гетман Мазепа? Он исправно выполнял все указания Петра и сам готовился к отражению возможного вторжения в Малороссию. Так, гетман приказал устроить в Чернигове хлебный магазин для царского войска и собрал туда 15 тысяч

§ 105(2). Измена Мазепы

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 105(2). Измена Мазепы Наконец, сверх всего того, что происходило в Московской Руси, дурные вести стали приходить к Петру и из Малороссии. В 1707 г. впервые получил Петр донос на малороссийского гетмана Ивана Мазепу в том, что он сносится с польским королем Станиславом и

Гетманы после Мазепы

Из книги Неизвращенная история Украины-Руси Том I автора Дикий Андрей

Биография Мазепы

Из книги автора

Биография Мазепы Точной биографии Мазепы и данных о его происхождении не имеется.Одни историки считают его природным поляком (Вольтер, Леклерк, Голиков, Симоновский, Лэсюр) и называют «польским шляхтичем»; другие (Город, Шафронский), а также его современник, знаменитый

Характеристика Мазепы

Из книги автора

Характеристика Мазепы Грушевский и все сепаратистские историки воздвигают Мазепу на пьедестал и приписывают ему всевозможные гражданские и человеческие добродетели. В их изложении он не только высокообразованный и очень умный человек (чего никто не оспаривает), но и

Правление Мазепы

Из книги автора Из книги Дело о Синей Бороде, или Истории людей, ставших знаменитыми персонажами автора Макеев Сергей Львович

Наследники Мазепы Продолжателями политики Мазепы, или «дела Мазепы», как говорили его сторонники, были генеральный писарь Филипп Орлик и самый близкий к Мазепе человек, его племянник Андрей Войнаровский. Кроме того, Войнаровский унаследовал и часть богатств Мазепы, в

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Выводы и предложения из Отчета Счетной палаты по результатам проверки реализации СРП на Сахалине (Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 8 (32), 2000 год).

Из книги Похищение Евразии автора Болдырев Юрий Юрьевич

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Выводы и предложения из Отчета Счетной палаты по результатам проверки реализации СРП на Сахалине (Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 8 (32), 2000 год). Из постановления Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 25 февраля 2000 года № 6 (198) «О

Наследники Мазепы

автора Бунтовский Сергей Юрьевич

После Мазепы

Из книги Украина от Адама до Януковича [Очерки истории] автора Бунтовский Сергей Юрьевич

, Крупец , Амонь, Коренево , Обуховка, Снагость, Студянка и другие). Точное время постройки неизвестно. Курские краеведы называют ориентировочную дату строительства 1703-1705 годами. Палаты Мазепы являются памятником гражданского зодчества начала XVIII века и для своего времени были крупным сооружением. Формально палаты включены в список объектов, охраняемых государством, однако в настоящее время находятся в полуразрушенном состоянии.

Усадьба
Палаты гетмана Мазепы

Палаты Мазепы, 1886 год
51°37′14″ с. ш. 34°57′20″ в. д. H G Я O L
Страна
Местоположение Ивановское
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 461410161740006 (ЕГРОКН). Объект № 4610088000 (БД Викигида)
Палаты гетмана Мазепы на Викискладе

История

По сведениям Федорова С. И., гетман Мазепа приобрел земельные угодья в юго-западной части Курского края 13 декабря 1703 года и построил на этих землях селения Ивановское, Степановку и Мазеповку, названных по имени, отчеству и фамилии гетмана. Одновременно, по его указанию, возникли селения Амонь, Гапоново, Коренево, Крупец, Обуховка, Снагость, Студянка и другие. Из них самым крупным было Ивановское, где Мазепа построил усадьбу, получившую название «Палаты гетмана Мазепы», и сосредоточил в ней управление всеми своими поместьями в Курской губернии.

Есть предположение, что палаты были построены московским зодчим Осипом Старцевым , работавшим в конце XVII века по заказам Мазепы. Сохранилось письмо Мазепы к царям Петру и Иоанну Алексеевичам от 21 мая 1693 года, в котором гетман просил выслать в Киев «каменных дел мастера» Осина Старцева для постройки церквей в Братском и Пустынном Никольском монастырях. 12 сентября 1693 года Мазепа получил ответ, в котором говорилось:

«А каменных дел мастеру Осипу Старцеву по нашему царского величества указу ведено быть при тебе, подданном нашем… покамест он в Киеве каменные две церкви по подряду своему в отделку и совершенство приведет…»

Архитектурные особенности

В истории Украины Осип Старцев известен как строитель величественных Братского и Никольского соборов. Именно с этим связано большое сходство архитектурных деталей при сравнении палат в селе Ивановском с домом Якова Лизогуба в Чернигове, называемым также Полковой канцелярией.

По сведениям Федорова С. И., в архитектуре палат Мазепы применен мотив парных колонн, выступающих на три четверти своего диаметра из плоскости стен. Их размещение на фасадах соответствует местоположению внутренних капитальных стен. На углах здания колонны образуют пучки, которые повышают пластику сооружения. Формы наличников различны лишь в незначительных деталях. Фронтон наличника имеет рельеф, полки под фронтоном отсутствуют, так же как и колонки. Вместо них сделан полувалик из одного кирпича, отесанного с ребра. Ниже подоконника кирпичная кладка образует рельефный выступ фигурного характера. Карниз дома имеет небольшой рельеф и не отличается оригинальностью.

Сохранился подробный «План господскому дому, состоящему Льговской округи в селе Ивановском», снятый 25 июня 1790 года. Он вычерчен на тонкой полотняной кальке размером 67 х 91 см черной тушью с подцветкой акварелью. Под номером первым указаны «палаты каменные без крышки старинного расположения длиной 22 1/2, шириною 7 1/2, вышиною 4 сажени, в них б покоев, 2 кладовых, внизу погреба. Оныя палаты в 1770 году сгорели и ныне стоят без крышки, потолку и полов нет, к починке неспособны». Кроме этого здания на план нанесена под номером вторым «кладовая каменная длиною 12, шириною 6, вышиною до крыши 4 сажени, в ней 6 покоев, внизу выход с погребами».4 Её местоположение, размеры и число помещений полностью соответствуют натурным обмерам палат Мазепы, произведенным автором книги в 50-х годах. Можно предположить, что после пожара 1770 года владельцы усадьбы поселились в соседнем каменном строении, имеющем 6 больших «покоев», которое и стало именоваться до наших дней палатами Мазепы в память о первом их владельце.