Мифы о гитарах Gibson. Электрогитары Les Paul Электрогитара гибсон лес пол

Гитара Gibson Les Paul — одна из самых часто копируемых и известнейших во всем, не только гитарном, мире . Разработанная в 1950-м году, она стала первой гитарой с цельным корпусом, выпущенной компанией Gibson.
Gibson Les Paul была разработана Тедом Маккарти в сотрудничестве с изобретателем Лесом Полом, новатором, долгое время экспериментировавшим с гитарной конструкцией. Пол был привлечен к созданию этой гитары на волне популярности электрогитар после выхода . Об основном вкладе Леса Пола в разработку до сих пор ведутся споры, сводящиеся к тому, что он предложил установить трапециевидный струнодержатель, а так же повлиял на выбор цвета новой гитары.

От других электрогитар модельный ряд Les Paul отличается, конечно, узнаваемой формой, дизайном корпуса и креплением струн: они крепятся, как на полуакустических гитарах фирмы Gibson на верхней части корпуса. Моделей и вариаций этой линии достаточно много, серия не единожды обновлялась. Благодаря развитию технологий в гитарной сфере эти цельные электрогитары плотно заполнили рынок.

Первыми моделями были Gibson Les Paul Goldtop и Gibson Les Paul Custom. На Goldtop был установлен трапециевидный бридж и . Custom, вышедший с накладкой из черного дерева, был прозван самим Лесом Полом «черной красавицей» и именно на этой модели был впервые установлен струнодержатель ABR-1, который позже ставился на все последующие модели серии. Перед тем, как свет увидела знаменитая Les Paul Standard, выпускающаяся и в настоящее время, в этой линейке были так же модели с прозвищами Junior, TV и Special.

Gibson Les Paul Custom

Гитара, получившая название Gibson Les Paul Standard, до сих пор пользуется в музыкальной среде большим спросом, ее производство было возобновлено в 1968-м году, а последняя вариация вышла в 2008-м. В этой модели сохранена большая часть спецификаций модели Goldtop, но изменена расцветка, а в модели 2008-го года были выровнены лады, облегчены отверстия в корпусе, установлены запирающие колки улучшенного отношения и представлен длинный гриф с ассиметричным профилем.

Gibson Les Paul Standard

Популярность этой электрогитары началась с того момента как Кит Ричардс () получил свою, ставшую первой, принадлежавшей знаменитому гитаристу в Великобритании, модель Gibson Les Paul Sunburst (которая позже и получила название Standard, а изначально звалась Sunburst благодаря самой узнаваемой в настоящее время расцветки гитар этой серии). Интерес к ней возрос, когда ее рок-потенциал был признан Джорджем Харрисоном и . Помимо них на Les Paul играли такие гитаристы как , Питер Грин и Мик Тейлор. Ее использовал Майк Блумфилд, именно с ней он стал узнаваться лучше всего.

Легендарные гитары Les Paul берут своё начало с 1950-го года. Первоначальная модель имела цельный корпус и была разработана компанией Gibson при участии знаменитого гитариста и новатора - Леса Пола. В его честь модель и получила своё название. Гитары Gibson Les Paul оказали огромное влияние на музыку, в особенности на рок-музыку - многие даже считают их одним из символов данного стиля музыки. И по сей день эта модель является одной из самых популярных электрогитарных моделей.

Лес Пол

За всё время Les Paul выпускались в различных конфигурациях компаниями Gibson и Epiphone , а также другими брендами, которые либо делают их реплики, либо просто используют "Лес-Половскую" форму при создании своих инструментов.

Звук этих гитар стал фирменным для Слэша, Закка Уайлда и многих других великих гитаристов.


Слэш


Закк Уайлд

В наших салонах и интернет-магазине, который осуществляет доставку по всем регионам России, вы можете купить новые инструменты в самых различных конфигурациях: от экономных моделей Studio , до дорогих Custom Shop инструментов. Также у нас представлены гитары и многих других брендов, делающих инструменты данной формы, или же просто реплики Лес Полов. Кроме того, у нас имеется комиссионный магазин, где вы можете приобрести поддержанные гитары Les Paul . Ну а если вы не нашли среди всего многообразия представленных у нас моделей тот самый инструмент, который зацепил бы именно вас - не отчаивайтесь, ведь в нашей мастерской вы можете заказать Les Paul , который изготовят специально для вас, учитывая ваши пожелания.


      Дата публикации: 18 ноября 2003 г.

В начале 50-х, в свете тотальной "электрификации" гитаростроения, компания Gibson начинает осваивать цельнокорпусные инструменты (solid body). Их производство не было сопряжено с какими-то особенными технологическими трудностями, не требовало капитальных инвестиций. Процесс стартовал практически безболезненно.

С егодня проблематично со стопроцентной гарантией установить, кто же придумал гитары-"доски". Бытует мнение, идея принадлежит Rickenbacker, выбросившим на рынок в 1931-м году так называемые "сковородки" ("frying pan"), и затем в 1935-м - серию испанских гитар Electro.

События развиваются своим чередом, и как бы это ни звучало парадоксально, имя человека, который подтолкнул Gibson на выпуск цельнокорпусных гитар, - Кларенс Лео Фендер (Clawrence Leo Fender)! Если посмотреть на первые "гибсоновские" "доски", вроде Paul Bigsby, то без труда обнаружится масса откровенных заимствований и незавуалированного плагиата у Лео Фендера.

"Фендеровский" Broadcaster, представленный в 1948-м году, вызвал бурные дебаты в гитарном мире. Эксперты считали, что такие гитары - не более чем дань моде, мол, их производство не требует особых навыков от гитарных мастеров. Однако благодаря чистому звучанию, мобильности и удобствах при игре "фендеровские" solid body были высоко оценены многими гитаристами. В особенности, исполнителями музыки кантри.

В 1950-м году Gibson наконец признает solid body жизне- и конкурентоспособным направлением. Время требовало новых решений. Как вспоминает Тед МакКарти (Ted MacCarty), который в 1950-м году возглавил Gibson, "нужны были свежие идеи, и мистер Лес Пол оказался как нельзя кстати!".

ЛЕСТЕР ДАБЛ-Ю ПОЛТУС

Л ес Пол (Les Paul) - урожденный Лестер Уильям Полфус (Lester William Polfus) - появился на свет 9-го июня 1916-го года в городишке Ваукеша (штат Висконцин). Хотел стать пианистом, но любовь к гитаре оказалась сильнее.

В начале 30-х Лестер переезжает в Чикаго, где под псевдонимом Лес Пол выступает в местных бэндах, исполнявших тогдашний Top40. Заработав репутацию безупречного музыканта, Лес Пол начинает экспериментировать с усилением звука гитары, для чего используется звукосниматель от граммофона. Методом проб и ошибок удается найти оптимальное расположение датчиков и свести к минимуму эффект "обратной связи". В 1934-м году Лес Пол получает патент на свое изобретение. Его гитарные съемники оказались вполне пригодными для концертной и студийной работы.

В 1937-м году музыкант решает попытать счастья в Нью-Йорке, едет туда со своим трио, в состав которого входил Джимми Аткинс (Jimmy Atkins), брат Чета Аткинса. Благодаря таланту и изобретательности он получает признание в артистических кругах.

В 1941-м году Лес Пол договаривается с компанией Epiphone, чтобы те предоставлили ему на один из выходных мастерскую, где бы наш герой смог продолжить свои эксперименты. Так появилась The Log ("Бревно") - гитара с огромным корпусом и "гибсоновским" грифом.

В 1943-м году Лес Пол переезжает на Западное Побережье, в Лос-Анджелес, чтобы сотрудничать с Бингом Кросби (Bing Crosby). А затем связывает свою музыкальную карьеру с вокалисткой Мэри Форд (настоящее имя - Колин Саммерс (Coleen Summers).

После Второй Мировой гитарист обратился в Gibson с просьбой сделать для него инструмент в соответствии с оригинальными разработками, но там интереса не проявили. Его гитару даже назвали "шваброй"! Имидж фирмы в то время отличала напыщенная респектабельность. Gibson не могли опуститься ниже установленной ими же самими планки.

В конце 40-х записи дуэта Лес Пола-Мэри Форд, начинают подниматься в "чартах". "Lover", "How High the Moon", "Brazil"... Все они стали хитами, а Лес Пол - одним из самых популярных артистов.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОТОТИПА

П рототип появился приблизительно в начале 50-х и был назван "The Les Paul Guitar". Сделать гитару-"доску" не представляло особых трудностей, нужно лишь было подобрать материал. Проблема решилась методом "научного тыка". Пробовали даже железнодорожные рельсы!

Стандартов в то время не существовало. Для изготовления решили использовать клен и красное дерево. Эта комбинацией был найден компромисс между массой инструмента и сустейном. Обе породы склеивались, но использовались разные срезы: красное дерево распиливалось по вертикальным волокнам, а клен - по горизонтальным.

Тед МакКарти и со своей командой разрабатывали размеры прототипа таким образом, чтобы он не сильно отличался от привычных полуакустик. Для пущего филинга верхнюю кленовую часть деки сделали выпуклой (carved).

В прототипе использовался цельный гриф из красного дерева с палисандровой накладкой. Ладов было всего 20, а соединение грифа с корпусом происходило на отметке 16-го лада. Доступу к верхним регистрам способствовала адоптация венецианского выреза (Venetian cutaway).

Гитару оснастили двумя однокатушечными звукоснимателя P90 с независимой регулировкой тембра и выходного сигнала, а трехпозиционный переключатель давал возможность использовать как оба датчика по отдельности, так и оба одновременно.

Первоначальное исполнение "гибсоновских" прототипов отличает традиционный трапецевидным taipiece, что и на электроакустиках того периода.

Как-то Лес Пол заметил, что гитара должна иметь дорогой внешний вид. Однако Тед МакКарти опередил его: когда музыкант впервые увидел гитару, она уже была вскрыта золотой краской (эта отделка впоследствии стала стандартом, известным, как "gold top"). Золотое покрытие требовалось еще и для того, чтобы скрыть верхнюю кленовую часть, чтобы не "дразнить" конкурентов. Мало того, появившаяся в 1952-м каталогах модель Les Paul значилась как выполненная из красного дерева. Ни слова о клене!

После того, как прототип был готов, руководство Gibson задумалось, как увязать воедино репутацию "респектабельной компании", которая не разменивается по мелочам, с необходимостью выпуска новой модели. Нужна была какая-то веская причина, какой-то повод... И вспомнили о Лес Поле. Он был отличным гитаристом, популярным артистом, но очевидно, что, затаив обиду, он принципиально не хочет играть на гитарах Gibson! И Тед МакКартни, назначив своим финансовым советником Фила Браунштейна (Phil Braunstein), решает пустить в ход тяжелую артеллерию. Вместе с Браунштейном они едут в Пенсильванию, где записываются Лес Пол и Мэри Форд.

После краткого ознакомления с инструментом Лес Пол, по словам Теда МакКартни, сказал Мэри Форд следующее: "Знаешь, по-моему, их предложение стоящее!". Тед МакКарти предложил, чтобы новая гитара была именной, и с каждой проданной модели тот будет получать процент. Контракт был подписан тем же вечером. По условиям соглашения, Лес Пол был обязан в течении 5 лет появляться на публике исключительно с гитарами Gibson, становится эндорсером.

Затем МакКарти спросил, есть ли у Лес Пола какие-либо пожелания к гитаре? Тот предложил комбиканцию bridge-tailpiece. Конструкция представляет собой обыкновенный tailpiece c цилиндрической болванкой позади, через которую продевались струны. Предложение было принято.

Итак, контракт подписан. И первые Les Paul дебютировали весной 1952 года.

Логотип фирмы-производителя, выполненный перламутром, украсил головку. А надпись "Les Paul Model" желтыми буквами расположили перпендикулярно. И, наконец, на гитару поставили колки Kluson (в то время они производились без каких-либо обозначений) с пластиковыми шляпками-"тюльпанами".

Отдавая должное исторической справедливости, гитарные энтузиасты отмечают, что несмотря на все свои многочисленные таланты, Лес Пол все-таки мало что сделал для гитары, которое носит его имя. По словам Теда МакКарти, гитара была полностью придумана и сконструирована специалистами Gibson. За исключением tailpiece, который предложил Лес Пол. Однако сам Лес Пол во всех интервью дает ясно понять, что именно он, имея богатый опыт, участвовал в разработке легендарной модели.

Линию Les Paul дополнили 12-ваттные усилители Les Paul Amplifier, на решетке которых красовались инициалы "L.P.".

Вот как все было...

ПЕРВАЯ ГИТАРА LES PAUL MODEL

С 1952-го по 1953-й годы продажи гитар Les Paul по всем пунктам перекрывают показатели других инструментов из ассортимента Gibson, насчитывавшего около 125 моделей. Дебют удался! На протяжении 50-х будут созданы несколько вариантов и переизданий Les Paul (их было 5, если быть точным). Появится легендарный Standard.

Для первой серии (другими словами, оригинала) характерно следующее:
- два одиночных звукоснимателя с корпусами из белого пластика (известны как "мыльницы" - "soap bars"). На первых пластик тоньше, чем на последующих;
- трапецевидный бридж-струнодержатель;
- отделка "gold top". Плюс цельная конструкция "дека-гриф" из красного дерева.

Обычно первые выпуски Les Paul называют Gold Top. Этот термин употребляется для того, чтобы провести водораздел с хорошо известной моделью Sunburst, пятым и последним вариантом. Некоторые гитары были полностью вскрыты "золотом" - и гриф, и корпус. Называются Solid Gold. Однако такие модели встречаются гораздо реже, чем голд топы. Вплоть до 1953-го на гитарах Les Paul не ставились серийные номера, так как маркировка гитар-"досок" не практиковалась. Самые первые выпуски Les Paul отличают также диагональное расположение винтиков, регулирующих высоту бриджевого звукоснимателя, большие ручки потенциометров под "бледное золото" (они получили неофициальное название "hat box knobs" - "коробки из-под шляпы" или "speed knobs" - "ручки скорости") и отсутствие кантика на грифе.

Вскоре обнаружилось, что трапецевидный бридж-tailpiece создает проблемы: сложно делать глушение правой рукой. Вдобавок ко всему, те, кто любил играть, зафиксировав руку на струнодержателе, обнаружили, что струны находятся слишком низко. Таким образом, в конце 1953-го модель Les Paul была модифицирована новым струнодержателем. Вскоре он получил прозвище "stop tailpiece" или "stud" благодаря тому, что располагался под углом к пятке грифа. Конструкция была придумана таким образом, что позволяла просто сменить "старый" порожек.

Официально "stud tailpiece" появился в начале 1953-го года. Остаток первого выпуска укомплектовывались именно им.

LES PAUL CUSTOM

В самом начале 1954-го года Les Paul Model разделилась на две ветви. Модифицированные варианты получили название "шикарный" и "скромный".

"Шикарная" модель, получившая название Les Paul Custom, была оснащена накладкой грифа из черного дерева с перламутровыми позиционными маркерами - прямоугольными блоками, а дека - многослойным кантиком. Как с лицевой, так и с тыльной стороны. Всю фурнитуру вскрыли "под золото".

Как противоположность модели-предшественнику Les Paul Custom - целиком из красного дерева. Без кленовой верхушки. Подобное решение можно объяснить тремя причинами. Во-первых, как это ни странно, внешний вид. Custom был вскрыт черным лаком. Так что необходимость в текстурной верхней части из клена отпала сама по себе. Во-вторых, цена. Гитара из красного дерева стоила дешевле. В-третьих, звучание. Как известно, в сравнении с кленом красное дерево обладает "спелым", "бархатным" и "мягким" звучанием. Таким образом, Custom в основном был предназначен для джазовых музыкантов. Справедливости ради стоит заметить, что данное замечание весьма спорно, поскольку и первые голд топы были вскрыты золотой краской, под которой вряд ли можно было оценить все прелести клена. Бесспорно, второй и третий пункт заслуживают внимания. И все же заметим, что клен, который использовался для верхней части деки Les Paul Gold Top (вернее сказать, был под золотой краской) отличался великолепным качеством, шикарной фактурой и т.д. Хотя верхняя часть могла состоять из двух, трех частей. Следовательно, нет никаких оснований обвинять Gibson в экономии при изготовлении модели Custom.

Другим немаловажным новшеством модели Custom было использование пары разных типов звукоснимателей. В позиции neck был установлен датчик c шестью продолговатыми V-образными магнитами Alnico, а в позиции bridge - сингл P90, знакомый нам по Les Paul Model. Тоновая характеристика улучшалась за счет варьирования параметров датчиков.

Les Paul Custom была представлена в 1954-то году с отделкой Ebony ("непрозрачный темный"). Эта отделка получила прозвище "Black Beauty" - "Черная красавица", а благодаря низко посаженным ладам модель Custom получила неофициальное название "Fretless Wonder". Отделка, что использовалась на оригинальных моделях Custom отличается от переизданий, начавшихся после 1968-го года. Оригинал был "чернее", но не такой "глубокий". На черной краске меньше глянца. Но чем модель Custom действительное выгоднее отличалась от своих сородичей, так это бриджем tune-o-matic (на остальных гитарах серии Les Paul вплоть до 1955 года использовался stop-tailpiece).

Tune-o-matic был придуман в примерно в 1952 году Тедом МакКарти и его командой. Параметры струнодержателя были выполнены таким образом, чтобы его можно было ставить на любые типы гитар - с выпирающей верхней частью и без нее. При помощи tune-o-matic можно было точно отстраивать мензуру. Независимо от размера струн и прочих факторов. Вскоре ему было найдено применение и на других моделях.

И, наконец, головка Custom была чуть шире, чем на Les Paul Model. Там же имелась инкрустация в виде "расколотого бриллианта".

В первоначальном варианте гитара укомплектовывалась колками Kluson, что и Les Paul Model. Позже их заменили на "sealfast". Что до обозначения модели, то оно украсило собой колокольчик, прикрывающий собой анкерный стержень.

С момента выхода "Black Beauty" модель обрела многочисленных поклонников и почитателей. Среди них - Фрэнк Бишер (Frank Beecher), соло-гитарист Билла Хейлии (Bill Hailey), автора первого рок-н-ролла "Rock Around The Clock", а также многие блюзовые и джазовые музыканты.

LES PAUL JUNIOR

"Э кономичная" модель, названная Les Paul Junior, появилась в 1954-то году. Она также имеет ряд отличий от базисной модели. Прежде всего, это плоский топ. Гитара оснащена одним синглом с черным корпусом и двумя ушками-шурупами, при помощи которых можно было регулировать высоту и соотношение к струнам. Схемотехническое решение представлено двумя ручками - громкость и тембр.

Гриф и корпус - красное дерево с накладкой из палисандра. Позиционные маркеры -доты из перламутра. Гриф - чуть шире, чем у остальных "Лес Полов" - 43 мм (порожек) и 53 мм (12 лад). Использовалась та же комбинация bridge-taipiece, что и на остальных моделях. Однако логотип Gibson не головке не был выложен перламутром - самые обыкновенные желтые буквы. Надпись Les Paul Junior выполнена перпендикулярно. Колки - Kluson.

Эта модель имела отделку "темное красное дерево" с sunburst, - перетеканием от коричневого в желтое. Также имелась черная фальшпанель. В 1954-м году было принято решение использовать отделку "желтая слоновая кость", которая чуть позже станет официальной для модели TV (ее выпуск был начат в 1957-м году).

Появившийся на прилавках музыкальных магазинов Les Paul Junior начал очень хорошо продаваться, что объяснимо, главным образом, ценой.

В каталоге Gibson за 1-е сентября 1954-го года можно прочитать следующее:
- Les Paul Deluxe: $325.00
- Les Paul Model: $225.00
- Les Paul Junior: $99.50 (!).

Примечание: Custom и Deluxe - одно и то же.

Тяжелый, перегруженный тон на большой громкости был с восторгом воспринят гитаристами. Среди обладателей и ценителей этой модели - Лесли Уест (Leslie West).

LES PAUL SPECIAL

П осле "экономичной" и "шикарной" моделей руководство Gibson решило запустить на орбиту промежуточную версию. Она появилась в 1955-м году и была назван Les Paul Special.

По сути дела, модель Special представляет собой то же самое, что и Junior, но с двумя синглами, раздельными контроллерами громкости и тембра. Плюс 3-позиционный переключатель. У звукоснимателей были такие же прямоугольные корпуса, что и на Les Paul Model. Но из черного пластика.

Как и малобюджетный Junior гитара имеет плоский топ. Материалом для накладки на гриф служит палисандр с перламутровыми маркерами-дотами. Лого Gibson выложено на головке, как и полагается, перламутром, а надпись Les Paul Special - желтой краской.

Отделка инструмента получилась действительно очень "special" - соломенно-желтая. Но не оранжевая. Она получила название "limed mahogony" - "осветленное красное дерево". Очень скоро она адаптировалось как "официальная" для модели TV.

Для Special также характерным стал вырез-рожок, и, как Junior, она укомплектовывалась stud tailpiece.

О появлении инструмента было заявлено в каталогах 15-го сентября 1955-го года. На него установили цену $169.50, тогда как на Custom, Standard и Junior цены составляли - $360, $235 и $110, cоотвественно.

Примечание: Les Paul Model, которую начали выпускать во второй половине 1955-го года в несколько модернизированном виде принято называть Standard. Хотя само название было принято лишь в 1958-го году, когда появилась третье переиздание оригинала.

ПОЯВЛЕНИЕ ЗВУКОСНИМАТЕЛЕЙ-ХАМБАКЕРОВ

1957 -й год особенно важен для Gibson. Именно тогда состоялась презентация нового типа звукоснимателей - хамбакеров. Давайте подробнее расскажем об этом типе датчиков, что и сегодня, спустя столько лет, используются не только на "гибсоновских" гитарах, но и на других современных инструментах.

Кульминацией многочисленных экспериментов с однокатушечными датчиками стало появление "Alnico" с шестью регулируемыми по высоте магнитами. В 1953-м году было принято решение работать над новым типом звукоснимателей. С одной стороны, они должны были отвечать тогдашним требованиям, а, с другой, - избавить их от основного недостатка - слишком сильной чувствительности к электрическим полям.

Используя принцип, когда две катушки соединяются параллельно или в противофазу, Уолтер Фуллер (Walter Fuller) и Сет Ловер (Seth Lover) пришли к выводу: таким образом можно избавиться от вредных наводок внешних источников. Работа заняла около полутора лет, и 22-го июня 1955-го года Сет Ловер получает патент на собственное изобретение (официально оно было подтверждено 28-го июля 1959-го года), которое получило название хамбакер, от "bucking hum" - что-то вроде "сопротивляющийся шуму". И хотя официально изобретение приписывается Сету Ловеру, доподлинно известно, что до него были зарегистрированы три патента на похожую тему. Однако, никто из предшественников Ловера претензий не предъявлял, и патент был зарегистрирован на его имя в 1959-м году.

Первые хамбакеры представляли собой две бобины из черного пластика с 5 тысячами витков обыкновенной медной проволоки 42-го номера с эмалевым покрытием и темно-бордовой изоляцией. Под катушками находились два магнита, - "Alnico II" и "Alnico IV" - у одного из которых имелись регулируемые полюса. И ни одного опознавательного обозначения. Катушки укреплялись четырьмя латунными шурупами к никелированной пластине. Конструкция помещена в металлическую коробочку, которая припаивалась к нижней части, чтобы полностью экранировать блок.

И хотя работа над новым звукоснимателем была закончена в 1955-м году, официально появился он лишь в 1957-м, придя на смену P-90 и Alnico - датчикам с одной катушкой, установка которых практиковалась практически на всех моделях Gibson.

Вплоть до 1962-го года звукосниматели-хамбакеры ставились на различные модели электрогитар. На их корпусах значилась надпись "Patent Apllied For" - "Патент прилагается". Начиная с 1962-го года, на нижней площадке появляется и номер патента.

Вплоть до 1970-го года хамбакеры, которые устанавливались в позициях bridge и neck, мало чем отличались по своим спецификациям.

Небесполезным, думаю, будет в этом месте развеять мистический ореол, коим окружен "Patent Applied For" (сокращенно "P.A.F.") и считающийся лучшим типом звукоснимателей из когда-либо производившихся. С одной стороны, ностальгия, с другой, снобизм играют решающую роль в подобного рода суждениях. Однако неоспоримо одно - оригинальный дизайн выдержал испытание годами. Таким образом, "оригинальное звучание хамбакера" характеризуется относительно слабыми алнико магнитами - "Alnico II" и "Alnico IV" - и двумя катушками с 5 тысячами витков в каждой. В 1950-м году у Gibson еще не было специальных машинок со стоп-каунтером. Вот почему ранние звукосниматели отличались по своему звучанию. Порой даже менялись стандарты намотки. В катушках могло быть 5, 7, а то 6 тысяч витков! Соответственно менялось и сопротивление: с 7,8 кОм до 9 кОм.

Нельзя списывать со счетов и то, что создавая хамбакеры, Сет Ловер и Уолтер Фуллер прибегли к магнитам M-55, что использовались для синглов, и имели габариты 0,125"x0,500"x2,5". С целью облегчить конструкцию, в 1956-м Gibson начинают использовать магниты M-56 - менее длинные и менее широкие. Само собой это отразилось на характеристиках. Затем интенсивность магнитов достигла отметки V, и в 1960-м году количество витков в катушках уменьшилось, обозначив тем самым новый скачок от оригинального звучания.

И, наконец, стоит упомянуть о другом немаловажном изменении, которое произошло в 1963-м году, - улучшение качества проволоки. Диаметр проволоки остался тот же самый (номер 42), однако изоляция стала толще предыдущей. Старый провод легко определить благодаря темно-бардовому цвету, в то время как новый - черный. К тому же благодаря появлению новых станков изменилась система намотки звукоснимателей.

Все вышесказанное стало причиной различий в типах звукоснимателей "P.A.F.". Вне всяких сомнений, кому-то может показаться, что одни звукосниматели лучше других. Звукосниматели, типа "P.A.F.", стали легендой. Именно поэтому в 1980-м году Gibson выпустил точное переиздание оригинальных хамбакеров. За исключением деколя "Patent Applied For", который, впрочем, несложно подделать, оригинальные "P.A.F." можно отличить по следующих признакам:
1. специальное квадратное отверстие на верхней и нижней части катушки с колечком по периметру. Катушки, разработанные Сетом Ловером, использовались безо всяких апгрейдов вплоть до 1967-го года. С появлением нового оборудования катушки начали маркировать литерой "T" на верхней части;
2. темно-бардовый цвет оплетки и черная оплетка двух проводов выхода. Начиная с 1963-го года оплетка проволоки становиться еще темнее, а выходящий провод вместо черного - белый.

В 1957-м году на Les Paul model ставят два хамбакера, которые пришли на смену оригинальным звукоснимателям с корпусом из белого пластика. Четвертый вариант оригинальной серии существовал, начиная с середины 1957-го, заканчивая серединой 1958-го года. Один год, в общей сложности. Заметим, что несколько голд топов с белыми P-90 были произведены и в 1958-м году. В остальном модель мало чем отличалась от своей предшественницы.

Некоторые голд топы того периода производились исключительно из красного дерева, без кленовой верхушки. Вероятно, сказался как дефицит клена, так и мотивы Les Paul Custom. По мнению знатоков, результат получился ужасный.

Чуть позже, в 1957-м Les Paul Custom был модифицирован сразу тремя хамбакерами вместо двух синглов. Изменилась и система переключения датчиков. Трехпозиционный тумблер давал возможность следующего выбора звукоснимателей:
1. звукосниматель у грифа ("передний");
2. бридж и центральный датчик в противофазе;
3. бриджевый звукосниматель ("задний").

Такая система не позволяла использовать отдельно ни средний датчик отдельно, ни сразу три одновременно. В отдельных случаях вместо второй комбинации использовались центральный и нэковый звукосниматели. Однако гитара укомплектовывалась традиционным набором регуляторов - два тембра, две громкости. На некоторых редких образцах Les Paul Custom можно обнаружить всего два хамбакера. Эта версия оказалась не массовой. Гитару изготовляли на заказ. Как и прежде, отделка - "opaque black". Колки - Grover Rotomatic.

LES PAUL STANDARD

В 1958-м году Les Paul Model была вновь модифицирована. За этим пятым и последним и вариантом гоняются коллекционеры старых "гибсонов". Это, пожалуй, самый дорогой экземпляр на рынке vintage-гитар.

Прежде всего, на смену отделке "gold top" пришла "cherry sunburst" (верхняя часть деки) и "cherry red" (головка). Эти гитары - "вишня" перетекает в желтый - появились в каталогах в 1958-м году по цене $247.50. На Sunburst (как их теперь называют) верхняя часть деки выполнена из двух подогнанных кусков клена - волнистого или "полосатый тигр". Она действительно не могла кого бы то ни было оставить равнодушным. Впрочем, встречались варианты, когда верхняя кленовая часть была выполнена из одного куска. Клен, что использовался на разных гитарах, сильно отличался друг от друга. На одних гитарах волнистая отделка была очень слабо очерчена, на других - сильнее, где-то можно было найти большущие полосы...

В большинстве случаев отделка со временем немного угасла, и приобретя апельсиновый оттенок, скорее стала напоминать натуральный цвет красного дерева.

Как-то в 1960-м году случилась такая история. Владелец одного из Sunburst случайно поцарапал лак на корпусе. Поврежденное место было замазано красной краской. Чтобы не так бросалась в глаза. Со время красная краска начала тускнеть и незакрашенное место очень уж бросалось в глаза!

Об изменении отделки Les Paul Model, которая теперь получила название Les Paul Standard, сообщила в декабре 1958-м года "Gibson Gazette", корпоративное издание компании, в котором рассказывалось о новых моделях и музыкантах.

Начиная с 1960-го года, гриф Les Paul Standard становится более плоским. Парадоксально, но факт: Les Paul Standard вы не найдете в каталоге фирме за март 1959-го! Модель появилась лишь в мае 1960-го года по цене $265.00!

ПОСЛЕДНИЕ МОДИФИКАЦИИ

В 1958-м году, в том же декабрьском выпуске "Gibson Gazette", появился анонс более радикальных модификаций Les Paul Junior и TV. Как и в случае со Standard новый стиль гитар Junior и TV был запущен в производство задолго до анонсирования. Фактически, имеем дело с совершенно новой моделью, с двумя рожками, которые давали доступ к 22 ладам. Дека и гриф - все то же красное дерево с палисандровой накладкой.

Звукосниматели и контроллеры также остались без изменений. Однако, вместо отделки "Cherry" появился "Sunburst" - перетекание из коричневого в желтый. Чуть позже, в 1961-м году, она адаптируется на моделях SG. Для нового Junior характерно соединение грифа с корпусом на отметке 22-го лада, благодаря чему упростился доступ к верхним регистрам.

Модель TV испытала те же нововведения. Впрочем есть небольшие отличия в отделке - от "соломенного желтого" до "желтого банана".

Как и Les Paul Standard новые Les Paul Junior и TV появились в каталогах лишь в 1960-м году.

Версия Les Paul Junior 3/4 также имеет два симметричных рожка-выреза. У этой модели всего 19 ладов. Гриф соединяется с корпусом у 19 лада.

У первых Les Paul Special с двойным вырезом звукосниматель neck был расположен практически впритык к грифу, а тумблер по переключению датчиков - как раз напротив ручек громкости и тембра. Позже ритмовый звукосниматель переместился ближе к порожку, а селектор датчиков - за stud taipiece. Во втором варианте было 22 лада. Начиная с 1959-го, года версия 3/4 производится достаточно скромными тиражами.

На различных моделях с двумя рожками края более-менее закруглены. В промежутке между 1958-м и 1961-м годами менялась пятка грифа.

В 1959-м году в результате небольшого дефицита черных пластиковых корпусов бобин для хамбакеров начинают использоваться кремовые. Вот почему с 1959-го по 1960-й у звукоснимателей можно встретить как две черные катушки, так и две розовые, или одна черная, другая розовая. По своим техническим параметрам эти звукосниматели не отличаются друг от друга. Однако полностью черно-белые и белые бобины (они получили прозвище "Зебра") встречаются редко.

В 1960-м году, безо всяких изменений Les Paul Special и Les Paul TV переименовываются, соответственно, в SG Special и SG TV. Потеряв имя Les Paul в названии, эти модели утратили и отметку Les Paul на головке. И тем не менее эти модели всегда вспоминаются всвязи с линейкой Les Paul и редко упоминаются по своим настоящим именам - SG ("Solid Guitar"), которое было застолбили за собой серии double cutaway, которые начали выпускать в 1961-м.

КОНЕЦ ОРИГИНАЛЬНЫХ СЕРИЙ LES PAUL

В 50-х, как ни странно, лес полы пришлись не ко двору. Как красноречиво свидетельствуют статические данные, спад интереса начал наблюдаться с 1956-го года, а в 1958-1959-х упал практически до нуля. Сегодня в это сложно поверить, но причина именно во "внутренней" конкуренции между цельными моделями, которые фирма начала выпускать, начиная с 1952-го года. Не будем сбрасывать со счетов и конкурентов - Fender, Rickebacker и т.д.

В конце 1960-го года было принято решение пересмотреть линию Les Paul, что фактически привело к появлению в начале 1961 версий с двумя рожками, которые впоследствии получили название SG. Теоретически, оригинальные Les Paul продолжали издаваться и в начале 1961-го года. Однако, сегодня мы не найдем ни одного Les Paul c серийным номером 1961-го года, тогда как Custom, Junior и Special - сколько душе пожелается.

Как гласит "Gibson Book", последний оригинальный Les Paul был зарегистрирован в октябке 1961-го (Les Paul Special 3/4). Тогда уже начали производиться первые SG.

Сегодня совершенно бесполезно спорить о звуковых достоинствах и ценности "старых" Les Paul, которые музыканты, вроде Эрика Клэптона (Eric Clapton) или Майк Блумфильд (Mike Bloomfield), начали использовать с большим успехом, в результате чего оригинальные серии, с одним cutaway, начали переиздаваться семью годами позже, в 1968-м году. И совершенно нет необходимости называть всех тех, кто играл на старых Standard, Gold Top или Custom: Al DiMeola (Ол ДиМеола), Джимми Пейдж (Jimmy Page), Джефф Бек (Jeff Beck), Джо Уолш (Joe Walsh), Дьюан Аллман (Duane Allman), Билли Гиббонз (Billy Gibbons), Роберт Фрипп (Robert Fripp)...

ХРОНОЛОГИЯ ЭВОЛЮЦИИ МОДЕЛЕЙ СЕРИИ LES PAUL

1951 - Gibson начинает осваивать "solid body", взяв в эндосеры Лес Пола;
1952 - выпуск первых гитар Les Paul c комбинацией трапецевидный бридж-тэйпис (первый вариант);
1953 - Les Paul Model модифицирована струнодержателем "stud" (второй вариант);
1954 - выпуск Les Paul Custom и Les Paul Junior. Выходят первые Les Paul TV;
1955 - выход Les Paul Special. Les Paul Model модифицируется бриджем tune-o-matic (третий вариант);
1956 - выходит версия 3/4 Les Paul Junior;
1957 - модель Les Paul оборудуется хамбакерами (четвертый вариант). Их же ставят на Les Paul Custom;
1958 - Les Paul Model переименовывают в Les Paul Standard. Вместо отделки "Gold Top" появляется "Cherry Sunburst" (пятый вариант). Les Paul Junior и Les Paul TV выпускают с двумя рожками. Выход версии 3/4 Les Paul Special;
1959 - новый дизайн - double cutaway - модели Les Paul Special, а также версия 3/4 с двумя рогами этой модели;
1960 - Les Paul Special переименовывают в SG Special, а Les Paul TV становится SG TV;
1961 - оригинальную серию Les Paul снимают с производства. Вместо нее появляется модели double cutaway, которые позже будут названы SG.

Это гитары, которые высоко ценятся у музыкантов, и, соответственно, дорого стоят. На их популярности пытаются нажиться многие не вполне честные производители. Они производят ужасного качества реплики Les Paul"ов, которые потом продают по цене, в разы превышающие их реальную стоимость. Надо понимать, что Gibson - это дорогие гитары, поэтому палка за 300-400 долларов, на которой написано «Gibson» - это подделка. Также, у настоящих Les Paul"ов есть свое неповторимое качество, которое ни одна фальшивка не сможет подделать.

Однако если покупатель не может увидеть разницы между поддельным и настоящим Gibson"ом - тогда, возможно, не стоит тратить безумные деньги на покупку оригинала?

Так или иначе, поддельный Gibson иногда бывает сложно определить, в связи с чем придется немного углубиться в тему.

Древесина головы грифа

Гриф у большинства (не у всех, однако) Les Paul"ов сделан из одного бруска красного дерева, т.е. весь представляет собой один кусок дерева. Именно благодаря этой особенности Gibson"ов головы грифов имеют свойство ломаться.

Для изготовителей поддельных Gibson"ов изготовление аутентичной головы - это большая проблема, т.к., при такой технологии, остается очень много неиспользованного дерева, которое не является пригодным для дальнейшего использования. Поэтому, они обычно выпиливают головы грифов из меньших по размеру брусьев дерева, а недостающие части потом просто приклеивают.

Голова у поддельного Gibson"а слева склеена из двух частей: место соединения двух разных кусков дерева хорошо заметно (под верхним порожком). Однако даже у настоящих Gibson"ов левая и правая части головы часто бывают склеены из отдельных кусков дерева, что заметно на картинке справа. Подобные «уши» не являются признаком поддельной гитары.

Также хотелось бы особенно отметить разные колки: колки поддельного Gibson"а сделаны из какого-то странного металла, напоминающего своей фактурой алюминий; вертикальные полосы на них видны на всей протяженности «коробочки» колки, металлик эффект гораздо слабее выражен.

Окантовка грифа

На новых Les Paul"ах окантовка грифа немного заходит на лад на всей протяженности грифа. Такая особенность есть только у гитар Gibson. Если металлическая часть лада видна везде - вплоть до окантовки грифа - это поддельный Gibson.

Надо сказать о том, что если у инструмента меняли лады, то, скорее всего, эти кончики уберут, т.к. стоимость услуги - если их оставить - неимоверно велика.

Накладка анкерного стержня

Является универсальным способом проверить, является ли Les Paul настоящим. Выемка под регулировочный болт анкеры обычно закрывается треугольной (с изогнутыми краями) пластиковой крышкой с двумя болтами. На поддельных гитарах болта три. Также, на ненастоящих гитарах выемка сделана шире, в форме арки.

На картинке сверху выделено, что накладка не очень хорошо подходит под выемку, более того, заметно, что второй болт (который ближе к порожку) практически висит в воздухе.
Для сравнения, пример оригинальных накладок анкера, за исключением подписных и еще нескольких моделей (Traditional, например):

Гайка анкерного стержня должна закручиваться накидным ключом, тогда как у фальшивого она подходит под обычный шестигранный ключ.

Надпись Les Paul

Очевидно различие между подписями на настоящем и поддельном Gibson"ах. Края букв на настоящем Les Paul"е тоньше и изящнее, почерк в целом более приятен взгляду. На фальшивом Gibson’е надпись несимметрична: буквы «ul» уезжают вниз.

Накладка на деку

Вместо того, чтоб украшать гитары красивой (и довольно дорогой) «горящей» кленовой накладкой на деку (flame maple top), производители фальшивых Les Paul"ов просто подделывают её. «Пламя», которое можно видеть на верхней картинке, на самом деле - это просто пленка, которая наклеена на деку. Это выглядит довольно красиво, но подобный способ применяется повсеместно для производства бюджетных инструментов.

У самого края деки пленка плохо прилегает к краям, из-за чего возникает темная полоса. Это не сильно заметно.

Потенциометры

«Крутилки» громкости и тона, должно быть, правильно прикручены к темброблоку изнутри. Но, поскольку ручка потенциометра (на картинке сверху) стоит сильно криво. На настоящих же Les Paul"ах ручки резисторов всегда прямо.

Кейс

И, наконец, гитарный кейс. Ненастоящий кейс очень легко вычислить, т.к. с настоящим кейсом от Gibson его сближает только кожаная поверхность. На картинках снизу - фальшивые кейсы.

Ненастоящий кейс - это просто дешевый, совершенно обыкновенный, жесткий гитарный кейс с напечатанным логотипом Gibson. Он не такой жесткий и монолитный, как оригинальный кейс от Gibson. У него резиновая ручка, которая крепится к самому кейсу совершенно неубедительными металлическими скобами. Внутри у него - какое-то противное нейлоновое покрытие, которое смотрится крайне бедно. На левой и средней картинках видно, что материал наружной стороны кейса чем-то похож на лаковое покрытие, в связи с чем он выглядит довольно некрасиво.

Для сравнения, ниже представлены фотографии настоящих кейсов Gibson:

И напоследок, коротенькая сводка плюс еще пара пунктов:

Gibson настоящий, если:
Надпись “Gibson” сделана курсивом;
Крышка анкерного стержня плотно подходит к грифу и имеет два болта (а не три);

Полость под регулировочный болт анкера сделана в форме треугольника со сглаженными краями;

Голова грифа сильно загнута назад;

Вся распайка аккуратно и хорошо сделана;

В комплекте с гитарой идет инструкция по эксплуатации, гарантийный талон и жесткий кофр.

Признаки поддельного Gibson:
Вертикальная надпись “Gibson” на крышке анкера;

Полость под выкрашена в черный цвет;

Вместо заключения

Конечно, данное руководство не может гарантировать стопроцентную вероятность того, что вы обнаружите поддельный Gibson. Люди, которые долго и всерьез увлекаются гитарой, конечно, смогут определить разницу в звуке и в весе. Так или иначе, далеко не всегда поддельные гитары – плохие, многие из них стоят своих денег.

Использованные статьи:

Goo.gl/LjOI8
goo.gl/fw3lN

Перевод и компиляция: Дмитрий Каторжнов

Решила, что ей нужна цельнокорпусная гитара для того, чтобы конкурировать с Fender Telecaster. В сотрудничестве с Лес Полом, легендарным гитаристом и изобретателем мультитрековой записи, компания Gibson создала первую модель Les Paul с неповторимым корпусом из красного дерева и прекрасным кленовым топом, похожим на модели Gibson.

В 1957 году Les Paul (и впоследствии все электрогитары) были существенно улучшены путем добавления недавно разработанного двухкатушечного звукоснимателя - хамбакера , благодаря которому наведенный шум, к чему были склонны сингловые звукосниматели , успешно подавлялся. C тех пор Gibson продолжает свою линию Les Paul"ов, экспериментируя с добавлением и комбинированием новых особенностей и инновационных разработок. Сегодня Gibson Custom Shop переиздает классические модели винтажных Les Paul"ов с бережным сохранением всех исторических особенностей.

Какой Les Paul нужен вам?

С 1952 года было выпущено 127 моделей, носящих имя Les Paul. В нашем руководстве вы найдете информацию, которая поможет вам сделать лучший выбор. Мы расскажем о следующем:

  • Почему гитары Les Paul столь популярны, и кто на них играет
  • Поведаем "фамильные истории", чтобы вы отличали Custom от Standard
  • Познакомим с функциями и характеристиками Les Paul"ов, чтобы вы могли решить, инструмент с каким набором опций вам нужен.

Почему гитары Les Paul столь популярны?

Почти каждый известный рок-гитарист использовал les Paul: от Бека (Beck), Пейджа (Page) и Клэптона (Clapton) до Слэша (Slash) и Закка Уайлда (Zakk Wylde). Но доказательством разносторонности этих инструментов является их использование в других жанрах, таких как блюз (Muddy Waters, John Lee Hooker), джаз (Les Paul конечно, John McLaughlin), и кантри (Charlie Daniels, Brooks & Dunn).Вот 4 главных причины популярности les Paul:

  1. Внешний вид
  2. Звучание
  3. Удобство игры
  4. Богатая история

Причины остановить выбор на гатаре Les Paul

Вы можете быть начинающим гитаристом, который хочет играть на знаменитом инструменте. Вы можете быть исполнителем, желающим иметь превосходно звучащую гитару. Или вы можете быть коллекционером, ценящим историчность и красоту классических Les Paul"ов. Или вы можете подходить под все 3 категории. Или вообще не подходить, просто, по непонятным причинам, вас привлекает Les Paul, - это любовь с первого взгляда.

Основные черты les Paul

Несмотря на то, что существует много модификаций и исключений, опишем основные характеристики Les Paul"ов

  • Цельнокорпусные - корпус из красного дерева с выпуклым кленовым топом
  • Вклеенный гриф
  • Палисандровая накладка
  • Полированный лак
  • 2 звукоснимателя типа хамбакер
  • Фиксированный бридж
  • 2 ручки тембра, 2 громкости
  • 3-х позиционный переключатель звукоснимателей
  • 22 лада
  • Мензура 24-3/4"

Вы, наверное, уже заметили, что есть исключения: Les Paul bass, акустика 1970 Jumbo с плоским топом, LP Junior с одним звукоснимателем, SG-style Les Paul с двойным вырезом. Но мы будем "строить" нашу гитару на основе классического набора характеристик.

Характеристики, которые позволят вам отличить Les Paul"ы друг от друга

Где и как Les Paul был сделан, какие материалы использовались, какие функциональные и декоративные особенности присутствуют, - все это поможет вам отличить друг от друга гитары les Paul.

Ниже приведены характеристики и вариации различных гитар.

  1. Top - большинство Les Paul"ов имеют выпуклый кленовый топ, выполненный в следующих стилях:
    1. Flame Top (рейтинг материала от A до -AAAA)
    2. Plain Top
    3. Quilt Top
    4. Solid Finish
  2. Цвет отделки - много вариантов, зависит от модели
  3. Гриф - обычно красное дерево
    1. Профиль - зависит от типа грифа
      1. Rounded ’50s
      2. Slim-taper ’60s
  4. Накладка
    1. Палисандр или черное дерево
    2. Инкрустация - 3 основных типа:
      1. Точки
      2. Трапеции
      3. Квадраты
  5. Два звукоснимателя (обычно хамбакеры)
    1. Современные звукосниматели Gibson: 490R, 490T, 496R, 498T, 500T
    2. Исторические хамбакеры:
      1. Burstbucker Type 1, 2, 3
      2. BurstBucker Pro
      3. ’57 Classic
      4. ’57 Classic Plus
      5. Mini-Humbucker
  6. Окантовка (если есть) - цвет и количество окантовок зависит от модели
    1. Корпус
    2. Гриф
    3. Головка грифа
  7. Фурнитура
    1. Материалы отделки
      1. Никель
      2. Хром
      3. Позолота
    2. Бридж/струнодержатель
      1. Wraparound (бридж и струнодержатель - одно целое)
      2. Струнодержатель типа Tune-o-matic/стоп-бар (stopbar)
    3. Ручки
      1. Top Hat
      2. Speed
    4. Колки
      1. Schaller
      2. Kluson
      3. Grover

Имейте в виду, что если у вас много денег, вы можете заказать гитару с любыми спецификациями в Gibson Custom Shop.

История семьи Gibson Les Paul

Есть 3 модели, стоящие у истоков истории семьи Les Paul: оригинальный Les Paul Model, Les Paul Custom, и Les Paul Special.

Хронология семьи Gibson Les Paul

  • 1952 - Les Paul Model (названная "Goldtop" из-за своей золотой отделки)
  • 1954 - Les Paul Custom and Les Paul Junior
  • 1955 - Les Paul Special
  • 1958-1960 - Les Paul Standard (часто называемый "Sunburst" ) - заменил Goldtop

Некоторые выдающиеся дополнения в линейку Gibson Les Paul

  • 1961-1962 - Les Paul SG Custom
  • 1969 - Les Paul Deluxe
  • 1976 - The Les Paul Standard Reissue
  • 1990 - Les Paul Classic

Gibson USA

Как понятно из названия, гитары Gibson Les Paul производятся в США.

На сегодняшний день в работе 3 основных линейки: Les Paul Studio , Les Paul Standard , and Les Paul Custom (грубо говоря, их можно охарактеризовать как Хорошие, Лучше и Самые Лучшие). начнем с Les Paul Standart.

Дополнительные модели

В дополнение к трем основным моделям LP, существуют еще несколько.

Вариации

Добавляя опции, которых нет в существующих моделях, Gibson выпускает новые модели своих инструментов. Например, заменив материал топа, можно создать новую модель. Заменив клен марки "АА" на клен марки "ААА", компания Gibson создала новую модель - Les Paul Standard Premium Plus . Или, после апгрейда клена "ААА" до "АААА" у LP Supreme получилась модель Les Paul Supreme Figured .

Таким образом, ключом к пониманию разнообразия "ответвляющихся" моделей является знание того, какие опции были добавлены или изменены.

Gibson Custom Shop

Gibson был первым крупным производителем гитар, который основал "ателье" (custom shop), помимо своей основной линии производства. Гитары, производимые в Custom Shop, отличаются большей тщательностью в изготовлении и делаются, в основном, вручную. Материалы, используемые в производстве, проходят тщательный отбор. Например, недавно Gibson USA получил груз из 200000 досочных футов древесины красного дерева, из которых только 14000 (или 7%) были отобраны для производства.

Переиздания VOS (Vintage Origin Spec.)

Чтобы удовлетворить запросы коллекционеров и энтузиастов Gibson, Gibson Custom Shop запустил в 2005 году серию VOS-переизданий. Инструменты этой серии имеют специальное покрытие из нитроцеллюлозы, при обработке которым наносится патина и инструмент приобретает старинный вид. С помощью ручной обработки достигается большее удобство игры и комфорт. Каждая VOS-модель имеет деку красного дерева, вклеенный глубоко в деку гриф для большего сустейна и прочности, профиль грифа соответствует году создания модели, соответствующую периоду фурнитуру и электронику.

Именные модели

Обычно гитары, созданные с учетом пожеланий известных артистов, называются "именными" (signature model). Gibson Custom Shop выпустил большое количество Les Paul"ов, созданных с точным соблюдением предпочтений известных гитаристов, начиная с Джимми Пейджа (Jimmy Page Les Paul) в 1995. Впоследствии были созданы Les Paul"ы для Закка Уайлда (Zakk Wylde Signature Les Paul - Bull’s Eye) и Билли Джо Армстронга (Billie Joe Armstrong Signature Les Paul Junior ).

Epiphone Les Pauls

Почти у каждой модели Gibson Les Paul есть "кузен", носящий на головке грифа имя Epiphone. Название Epiphone произошло от имени основателя фирмы Epaminodas Stathopoulo, известного как "Epi.". В 1930 годах Gibson и Epiphone были конкурентами в производстве полуакустических гитар и шли бок-о-бок. В 1957 Gibson приборел Epiphone. Помимо высококачественных контрабасов Epiphone, известны также линейки гитар от Epiphone, включая модель Casino, на которой играли The Beatles.

Отличия Les Paul"ов от Gibson и Epiphone

  1. Страна производства: Gibson"ы делаются в США, Epiphone - в других странах.
  2. Отделка: Gibson использует нитроцеллюлозный лак - ультра тонкий, ультра легкий (процесс лакировки занимает недели). Он позволяет дереву "дышать", со временем становится тоньше, хорошо влияет на звучание. Epiphone использует полиуретановую отделку, которая более практична: процесс занимает пару дней, не требует больших трудозатрат, отделка более прочная.
  3. Материалы: Gibson использует более высококачественные материалы, такие как красное дерево из Южной Америки. Epiphone использует более дешевые материалы или комбинирует некоторые из них, например, использует для деки ольху и красное дерево.
  4. Звучание: звук Epiphone более мрачный, преобладают низкие и средние частоты. У Gibson"а звучание более светлое.

Ценовые диапазоны

  • Недорогие инструменты: Epiphone Les Paul Junior или Epiphone LP Special
  • Средняя цена: вариации от Epiphone Les Paul Custom до Gibson Classic или Studio
  • Дорогие модели: Gibson LP Standard
  • Коллекционные модели: VOS-модели, т.е. Les Paul Custom VOS, Les Paul Standard VOS