Катерина и варвара сравнительная характеристика. Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в «Грозе

В «Грозе» Варвара и Катерина являются двумя по-настоящему женскими образами. Эти две девушки воплощают в себе два различных подхода к жизни, к миру, к правилам игры. Однако было бы ошибкой противопоставлять образы Катерины и Варвары в «Грозе». По ряду причин этих двух героинь лучше рассматривать в неразрывной связи. Поступки одного героя красочнее иллюстрируют характер другого, как бы оттеняя его, и наоборот. Эти персонажи интересны сами по себе, но при анализе и детальной сравнительной характеристики Катерины и Варвары из «Грозы» Островского открываются новые грани каждого образа. Благодаря сравнению героинь «Грозы» можно намного лучше понять особенности характера каждого персонажа.

Что может сказать читатель о Варваре и Катерине, когда впервые видит героинь в наиболее привычной обстановке: Тихон покорно соглашается с матерью, а Кабаниха винит во всём Катерину, попутно жалуясь на жизнь? Девушки ведут себя по-разному. Можно заметить, что все реплики Варвары сопровождаются ремаркой «про себя». То есть девушка высказывает своё мнение и недовольство сложившейся ситуацией, но предпочитает, чтобы о её мыслях никто не знал: «Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают. Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!», «Варвара (про себя). Нашла место наставления читать». Катерина не боится сказать о своих чувствах открыто. Катя чувствует обиду от безосновательных обвинений в том, чего не совершала: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю».

Хотя логичнее предположить, что именно дочь, то есть Варвара, будет высказывать матери претензии. Тем не менее, когда Кабаниха уходит, Варвара, в отличие от Катерины, набрасывается на Тихона: что же это за муж, который не может защитить жену от тирании свекрови. Варваре противно смотреть на Тихона, она понимает, насколько он жалкий и безынициативный человек. Ей жаль Катю, которая вынуждена жить с Тихоном. Ошибочно полагать, что Катя не замечает недостатков Тихона, но она выше жалости к себе. И со стороны Варвары ей нужна вовсе не жалость.

Здесь открывается другая сторона персонажей, по-новому открываются образы Катерины и Варвары в «Грозе». Речь пойдёт не столько о силе характера и личных качествах, сколько о душевной глубине. Все жители Калинова противопоставлены образу Катерины по принципу мелочность - широта души. Варвара отличается от калиновцев, но всё же говорить о таком же глубоком понимании мира нельзя. Катя невероятно тонко чувствует мир, каждое дыхание, каждый луч солнца. Она религиозна, поэтому в её миропонимании большое значение имеют христианские образы-символы (например, ангелята и пение). Варвара, которая воспитывалась иначе, не может понять всей метафизики, она не способна погрузиться в сферу имманентного, не дано ей почувствовать себя вольной птицей, запертой в клетку. Нет, Варвара не так хорошо ощущает мир, зато она отлично знает жизнь. Дочь Кабанихи не питает иллюзий по поводу окружающих её людей, она решает играть по предлагаемым правилам, сохраняя при этом лицо. Её главный принцип - чтобы всё было «шито крыто», и никто ничего не узнал. Варвара кажется намного старше Катерины именно из-за такого прагматичного и даже в чём-то циничного отношения к жизни, которое не свойственно юному возрасту девушки. Возникает ощущение, что Варваре не нужно сочувствие, ведь она способна за себя постоять. А вот Катерине, хрупкой и нежной, нужно всего лишь понимание, которое никто не способен дать ей. Варвара слушает, но не слышит монологи Кати. И жизнь до свадьбы с Кабановым Варваре кажется такой же, как и после замужества: Варвара не понимает трагедии от утраты внутренней свободы.

Катерине свойственно больше рефлексировать на тему отношений и чувств. Любовь к Борису изначально страшит Катю, поэтому девушка старается отказаться от возникших переживаний. Для Варвары такая ситуация в принципе невозможна, потому что если ей нравится молодой человек, она гуляет с ним, а если понравится другой, то, соответственно, пойдёт гулять с тем. Она научилась скрывать это, поэтому предлагает такой вариант Кате. Но Катерина отказывается. Она понимает ответственность, которую влечёт за собой измена и ложь. Варваре тяжело видеть страдания девушки, поэтому она договаривается с Борисом о встрече от имени Кати.

Нужно упомянуть, что именно Варвара придумала способ как незаметно можно ускользнуть вечером из дому. Она сменила замок на калитке и подговорила служанку. Вряд ли бы Катерина проделала так много манипуляций и пустилась на столько ухищрений. Долгое время девушка не могла решиться на то, чтобы просто выйти к возлюбленному, взглянуть ему в глаза.

Варвара до последнего старалась уговорить Катю не рассказывать о тайных свиданиях с Борисом, но Катя была полна решимости признаться в содеянном. На эту ситуацию девушки смотрят с разных точек зрения. Для Варвары главным было собственное счастье, которое могло бы оборваться. А смолчав тайные встречи можно было бы продолжать. Катя Кабанова считала иначе. Для неё это были не просто ночные прогулки с тем, кто был ей симпатичен. Кате пришлось сделать тяжёлый выбор, понимая, что обман и измена являются грехами как в христианстве, так и в обществе. Дальнейшая ложь и скрывание своих чувств могло бы усугубить внутренний разлад героини. Девушка не могла жить в гармонии с собой, зная, что обманывает всех, в том числе и себя.

Девушки стремятся к свободе, но для Варвары важнее свобода передвижения, свобода, которая реализуется в материальном мире, а Катерина стремится к свободе духа. В финале пьесы автор выводит из произведения обеих героинь. Катерина бросается в Волгу, обретая таким образом свободу. Варвара сбегает из дому. Почему же для Катерины невозможен путь Варвары? Потому что это всё равно было бы ложью себе, не обретение долгожданной свободы, а побегом. Катерину преследовали бы призраки прошлого, и мучила бы совесть.

Тест по произведению


А.Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, её характеры, типажи, судьбы.
Островский ввел в русскую литературу проблему «темного царства». Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются любые попытки внести в жизнь что-то новое, свободное, индивидуальное.
Особенно тяжело в этой атмосфере приходится женщинам. Стоит отметить, что одним из самых ярких и известных женских образов А.Н. Островского является Катерина, главная героиня пьесы «Гроза». Это молодая женщина, попавшая в дом Кабановых, выйдя замуж за безвольного Тихона

В семье мужа Катерина встретилась с бездной непонимания, неприятия, атмосферой «темного царства». Все это её гнетет, но Катерина терпит, ᴨᴏᴛому что считает это своим долгом и божьим промыслом.
В доме Кабановых есть еще одна молодая женщина – сестра Тихона Варвара. Ее также угнетает атмосфера в семье, тирания матери, безвольность брата. Но при всем внешнем сходстве Варвара и Катерина разительно отличаются друг от друга.
Как известно, основу своей натуры человек выносит из детства. По этой причине важно помнить, что эти героини выросли в совершенно разных семьях. Катерина росла в патриархальной, но любящей семье: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю»

В доме героини царила атмосфера добра, света, понимания, любви к Богу и людям. Девушка выросла вольнолюбивой

В её голове прочно ᴄᴫᴏжился идеал семьи. Героиня мечтала о любящем муже, который стал бы ей опорой и защитой. Кроме того, Катерина не мыслила своей жизни без большого количества детей. Главным в жизни для нее был мир и лад в семье.
Варвара же родилась и выросла в семье Кабанихи. Важно учесть, что их семья - одна из самых уважаемых и влиятельных в Калинове. По этой причине героине всегда было нужно соответствовать. Это значило, что в глазах всего города она должна была жить по законам Домостроя. Но для молодой девушки такая жизнь была равносильна добровольному рабству. Обладающая достаточно жизнелюбивым характером, Варвара не смогла так существовать.
На основании выше сказанного приходим к выводу, что обе героини поставлены перед выбором: жить, подчиняясь законам «темного царства» и губя свою душу, или пытаться жить по-своему. Катерина и Варвара решают эту проблему каждая по-своему. Катерина старается подчиняться законам Домостроя, ᴨᴏᴛому что они соответствуют её внутренним законам. Она чувствует за собой обязанность любить мужа, угождать свекрови, работать по дому. По этой причине свою любовь к Борису Катерина расценивает как неискупимый грех.
Варвара же только внешне соблюдает законы «темного царства». Но на самом деле эти законы не соответствуют её внутренним представлениям о жизни. По этой причине с детства героиня привыкла врать, изворачиваться, утаивать и, в итоге, подстраиваться. Сама она говорит об этом: «У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара никогда не будет протесᴛᴏʙать открыто. Но она всегда сделает так, как хочется именно ей.
Так, героиня ᴨᴏᴛакает своей прихоти гулять с Кудряшом. Ночью она тайком уходит из дома и возвращается только под утро.
У каждой из героинь есть возлюбленный. У Катерины это, к её несчастью, не муж, а Борис, племянник Дикого. Героиня долго сопротивляется этому запретному чувству, отрицает в себе явную влюбленность в Бориса Григорьевича. Но когда Тихон уезжает из дома надолго, Катерина, поддавшись уговорам Варвары, идет на свидание к племяннику Дикого

В данном плане очень важен эпизод с ключом

В этой сцене вступают в противоборство не просто две героини, но их мировоззрения, их теории относительно правды, честности, праведности. Теория Варвары – делай все, что тебе угодно, лишь бы все было «шито-крыто» – одерживает верх над желанием Катерины сохранить верность себе и своим нравственным идеалам. Катерина идет на свидание с Борисом, становится его любовницей и предает себя. С этого момента во внутреннем мире героини происходит раскол. Теперь ей нигде нет покоя. Никто, кроме Варвары, не знает о её измене, её некому осудить, но Катерина осуждает и наказывает сама себя. Женщина не может жить с таким тяжелым грузом на сердце. По приезде мужа она сознается во всем Тихону и Кабанихе и кончает жизнь самоубийством.
Я думаю, что Варвара во многом виновата в смерти героини, ведь это она подтолкнула Катерину к измене. Но она исходила из своих жизненных представлений. Думаю, Варвара никогда никого не любила. Она не в силах пожертвовать своей жизнью ради любви. У этой героини на первом месте стоит она сама, её желания и прихоти. Варваре незнакома жизнь «по божьим законам», она даже любит для себя, не умея отдавать, жертвовать. По этой причине её никогда не постигнет участь Катерины.
В пьесе «Гроза» читатель знакомится с двумя яркими женскими образами. Обе героини страдают в атмосфере «темного царства», но каждую ждет свой путь в жизни, ᴨᴏᴛому что у каждой из них своя жизненная основа, свой «внутренний стержень». Катерина погибает, не выдержав внутреннего разлада, а Варвара… Я думаю, эта героиня рано или поздно уйдет из родительского дома и будет жить просто для себя, в свое удовольствие.

Страница 1 из 1



Мовна характеристика персонажа. Фамусов і його суспільство

Твір по літературі: Мовна характеристика персонажа. Фамусов і його суспільство У комедії "Горе від розуму" Грибоєдов зобразив життя Росії після Вітчизняної війни 1812 року. Близький по своїх поглядах до декабристів, Грибоєдов показав зіткнення двох таборів у російському громадському житті: передового декабристського й старого кріпосницького століття, "століття нинішнього" і "століття минулого". Зображуючи "століття минулий", Грибоєдов вивів на сцену целую юрбу мешканців дворянської Москви. Це багаті й знатні дворяни - "тузи", як гордо вони кличуть себе. Вони славляться не...


Сравнительная характеристика Устины и панночки

Сочинение сравнение по повести М. Вовчка «Институтка». «Институтка» - это первая в украинской литературе социальная повесть, глубоко реалистическое произведение о взаимоотношениях между крепостными и господами. Писательница показала невыносимое положение крестьян, что является следствием жестокости и бездушности крепостников, изобразила нарастание народного гнева, мораль господ и трудового народа, залог тогдашнего образования. В повести Марко Вовчок противопоставила образы девушки Устины и молодой госпожи. Название произведения наталкивает нас на мысль, что главный герой - просвещенная помещица. «И что же то за хорошая из лица была! Кажется, и не срисовать такой красоты!» - это впечатление от внешности панночки. Но это эгоистический человек, который ощущается, например, в сцене отбора институткой наймички. Этим контрастом между внешним и внутренним видом панночки автор изобразил разногласие между опрятностью, внешней культурой подавляющего большинства дворян и их мерзким нутром....


Нетрадиционная характеристика Пузыря в комедии «Хозяин»

В украинской литературе основоположником социальной комедии стал Карпенко-Карый, создав целый ряд комедий, которые «сатирой страшной» клеймили эксплуататоров, мошенников, деморализованных чиновников. Из восемнадцати созданных драматургом пьес сатирическая комедия «Хозяин» считается одной из наилучших. Пьеса была написана в 1900 году и впервые поставлена в Киеве в 1901 году. В роли главного героя Пузыря выступал сам Карпенко-Карый, который как можно лучше сумел воплотить на сцене созданный им образ капиталиста-землевладельца. Это, безусловно, великое творческое достижение известного драматурга, который с большой силой реализма разоблачил капиталистические методы наживы и эксплуатации. Об экономическом положении Терентия Гавриловича Пузыря мы узнаем частично еще из комедии «Сто тысяч». Это о нем Герасим Мошна сказал: «Мужва репаная! Давно лизала господам руки, шапку снимала, а теперь разжилась, кумпанию с господами водит и сейчас морду пиндючит перед своим братом»....


Сравнительная характеристика онегина и печорина

Сочинения по литературе: Сравнительная характеристика онегина и печорина (Передовые люди XIX века)Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Песо Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал в своей статье "Евгений Онегин" это произведение "энциклопедией русской жизни". Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русской жизни: и высшего света, и мелкопоместного дворянства, и народа -- Пушкин хорошо изучил жизнь всех слоев общества начала XIX века. В годы создания романа Пушкину пришлось много пережить, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России. Роман был для поэта, по его словам, плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". На широком фоне русских картин жизни показана драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Без Онегина был бы невозможен "Герой нашего времени" Лермонтова, потому что реалистический роман, созданный Пушкиным, открывал первую страницу в истории великого русского романа XIX века. Пушкин воплотил в образе Онегина многие из тех черт, которые потом развернуты в отдельных персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова. Евгений Онегин и Печорин очень похожи по характеру, оба они из светской среды, получили хорошее воспитание, они стоят на более высокой ступени развития, отсюда их тоска, хандра и неудовлетворенность. Все это свойственно душам более тонким и более развитым. Пушкин пишет об Онегине: "Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена". Светское общество, в котором вращался Онегин, а позднее и Печорин, испортило их. Оно не требовало знаний, достаточно было поверхностного образования, важнее было знание французского языка и хороших манер. Евгений, как все, "легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно". Свои лучшие годы он тратит, как большинство людей его круга, на балы, театры и любовные увлечения. Такой же образ жизни ведет и Печорин. Очень скоро оба начинают понимать, что эта жизнь пуста, что за "внешней мишурой" не стоит ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Мелкая суета, пустопорожние разговоры "необходимых глупцов", душевная пустота делают жизнь этих людей однообразной, внешне ослепительной, но лишенной внутреннего "содержания Праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. День похож на день, трудиться незачем, впечатлений мало, поэтому самые умные и лучшие заболевают ностальгией. Своей Родины и народа они по существу не знают. Онегин "хотел писать, но труд упорный ему был тошен...", в книгах он тоже не нашел. ответа на свои вопросы. Онегин умен и мог бы приносить пользу обществу, но отсутствие потребности в труде является причиной того, что он не находит себе занятия по душе. От этого он и страдает, понимая, что верхний слой общества живет за счет рабского труда крепостных. Крепостное право было позором царской России. Онегин в деревне попытался облегчить положение своих крепостных крестьян ("...ярем он барщины старинной оброком легким заменил..."), за что был осужден соседями, которые считали его чудаком и опасным "вольнодумцем". Печорина также многие не понимают. Для того, чтобы глубже раскрыть характер своего героя, Лермонтов помещает его в самые различные социальные сферы, сталкивает с самыми разнообразными людьми. Когда вышло в свет отдельное издание "Героя нашего времени", то стало ясно, что до Лермонтова русского реалистического романа не было. Белинский указал, что "Княжна Мери" - одна из главных повестей в романе. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу. Здесь сильнее всего проявились особенности "Героя нашего времени" как психологического романа. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки: Здесь дана разгадка его характера и объяснение его поступков. Печорин - жертва своего тяжелого времени. Характер Печорина сложен и противоречив. Он говорит о себе; "Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, - другой мыслит и судит его". В образе Печорина видны черты характера самого автора, но Лермонтов был шире и глубже своего героя. Печорин тесно связан с передовой общественной мыслью, но он причисляет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убежд...


Образ и характеристика Сони Мармеладовой и ее взаимосвязь с образом Раскольникова

Раскольников и Соня Мармеладова. В 1860 г. Добролюбов в статье «Черты для характеристики русского простонародья» писал о двух разрядах натур - «одни с преобладанием эгоизма, стремящегося наложить свое влияние на других, а другие с избытком преданности, побуждающим отрекаться от своих интересов в пользу других». Критик чрезвычайно проницательно наметил противопоставление, которое стало основным в композиции «Преступления и наказания». Речь идет о Раскольникове и Соне Мармеладовой, но не только о них. То, что Добролюбов назвал «избытков преданности» и самоотречением, есть, по мнению писателя, свойство народного характера с его вечными чертами: смирением и всепрощением. И как бы ни ошибался Достоевский в неизменности и постоянстве этих качеств, все же сам по себе принцип анализа и оценки идей и поступков натур «первого разряда» «с преобладанием эгоизма» с точки зрения морального кодекса народных масс есть важнейший этический и эстетический принцип Достоевского. ...

КАТЕРИНА И ВАРВАРА. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОИНЬ ДРАМЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» - самое значительное и итоговое произведение первой половины творчества писателя. В «Грозе» Островский возвратился к своей излюбленной тематике, к изображению семейно-бытового конфликта^ его внутреннем драматическом развитии, довел до решительной развязки и тем самым впервые вышел за пределы комедийного жанра. В «Грозе» драматург нашел характер более значительный, че в предыдущих пьесах. В Катерине он изобразил женщину, обла дающую при всей своей неразвитости силой воли и незаурядНoi ментом. Однако подобными же свойствами отличается и fetfu героиня пьесы, Варвара, которая умеет в своей любви к ДрУг у активно и смело обойти прямолинейные запреты домо-^ ского мира. Но Варвара мелка в чувствах и запросах. С тяжело и искренне переживает измену мужу. Катерина полна страха передсодеянным грехом, но не л кого суда она боится. Грозу Катерина воспринимает как Brw Т* " ^bjQ кару, поэтому ждет от нее смерти. И страшно вдвойне УМОТЧ еРетъ без покаяния, поэтому «перед всем миром» признается, «fyr умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлю 6 перед Богом такая, какая я здесь... - вот что страшно! Что меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить!» Варвара же боится одного - прозябать от скуки. У Нее вершенно иная «философия»: «А что за охота сохнуть-то! Хот умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся Так какая же неволя себя мучить-то!» Она живет по довольно своеобразным правилам, но ее судить трудно, мать вынуждает Варвару врать и скрываться. Ханжество Кабанихи, ее вечные запреты толкают Варвару на этот путь. Катерина сама кается Тихону в совершенном грехе, ее порыв к свободе, стремление хотя бы ценой жизни вырваться из домостроевской тюрьмы оказывается сильнее чувства долга. Катерина готова бежать с Борисом, вот только он ее не берет. Оставленная возлюбленным, Катерина предпочитает смерть возвращению к мужу в семейную кабалу. Совершенно иная ситуация у Варвары. Она свободна от обязательств, ничего не связывает ее с семьей, кроме неприятных воспоминаний, нет родственной привязанности, чувства дочерней благодарности, поэтому она спокойно уходит с Кудряшом, не заботясь о последствиях. Островский вывел на сцену два противоположных характера, указав пути из «темного царства». Зрителю ближе, вероятно, «бегство» Варвары, чем уход Катерины. Она избрала слишком суровый путь, но у нее не было другого выхода.

Задачи и тесты по теме "Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза»"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • Степени сравнения имён прилагательных - Имя прилагательное 5 класс

    Уроков: 1 Заданий: 7 Тестов: 1

  • Имя прилагательное как часть речи - Имя прилагательное 6 класс

Драма «Гроза», созданная Александром Николаевичем Островским, - наиболее значительное и основательное произведение, ставшее итогом первой половины творчества автора. В драме Островский прибег к своей любимой тематике, изобразив семейно-бытовой конфликт с точки зрения внутреннего драматического развития, дав ему решительную развязку и, таким образом, он впервые вышел за границы комедийного жанра. В своем произведении автор изобразил более значительный характер, чем в предыдущих своих пьесах.

Его Катерина - женщина, которая обладает силой воли и незаурядным характером. Но эти же качества присущи и Варваре – другой героине пьесы, не умеющей обойти в своей любви прямолинейные запреты домостроевского мира. При этом чувства и запросы Варвары слишком мелки. У Катерины же присутствует не только сила, но и глубина души, нравственное величие, смутные и неосознанные романтические стремления. Душа Катерины открывается в разговоре с Варварой. «Отчего люди не летают так, как птицы?» Катерине иногда кажется, что она птица. Ей так хочется разбежаться, поднять руки и полететь! Катерине были свойственны ее стремления еще до замужества, когда она воспитывалась в патриархально-купеческих условиях.

Ее мать «души не чаяла» в дочери, в доме всегда полно было странниц и богомолок, было очень много цветов. Данная обстановка способствовала развитию мечтательности девушки, ее мечты были религиозными и экзальтированными. Эти условия способствовали укреплению в осознании Катерины норм патриархальной покорности, которая подкреплялась непререкаемым авторитетом религии. Патриархальная домостроевщина пробудила в героине религиозно-романтическую мечтательность, что стало для нее приговором. Мать девушки полагала, что Катерина сможет полюбить любого мужа, поэтому отдала ее в дом Кабановых без любви, но зато с выгодой. Но это была совершенно иная семья, с иными устоями – все здесь происходит не от души, а поневоле.

В такой атмосфере привыкла жить Варвара. Она, не стесняясь, обманывает мать. Внешне девушка подчинена власти матери, но внутри у нее мы видим протест. При этом она ничуть не считает, что ее двойная жизнь зазорна, она привыкла к ней. Коль без обмана нельзя обойтись, то, что ж поделаешь, весь дом Кабановых на том и держится. Обману учит Варвара и Катерину. Но Катерине чужда та атмосфера, в которой ей приходится жить… Она не любит Тихона, недалекого и слабовольного, к злобной и сварливой свекрови она испытывает лишь презрение. Романтическим устремлениям Катерины тесно в доме Кабановых, и они выливаются в любовь к Борису. Сначала девушка стремилась подавить в себе это греховное чувство, однако не смогла ему противостоять. Она искренне и тяжело переживает вою измену мужу. Катерина страшится содеянного греха, но ей не страшен людской суд, она боится суда божьего. Гроза для нее является той божьей карой, которая должна принести ей смерть. Катерине страшно умереть без покаяния, Варваре же страшно прозябать от скуки. Ее «философия» другая – она хочет жить весело, у нее свои правила жизни, которые не запрещают ей обманывать и изворачиваться. На этот путь девушку толкнула ее мать. Катерина признается Тихону в своем грехе, это ее стремление к свободе, попытка вырваться из домостроевской тюрьмы хотя бы ценой жизни. Девушка готова сбежать с Борисом, но он не хочет этого. Катерина, покинутая возлюбленным, предпочитает лучше умереть, чем вернуться назад к мужу в ненавистную семейную кабалу. У Варвары совсем иная ситуация. У нее нет обязательств, с семьей ее ничего не связывает, только неприятные воспоминания, она не испытывает родственной привязанности и дочерней благодарности. Это позволяет ей спокойно уйти с Кудряшом, не думая о последствиях.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Варвара Кабанова является одним из нескольких главных персонажей в известной драме А. Н. Островского «Гроза». По сюжету, живет Варвара в городе Калинове, ей не нравятся многие порядки в этом городе, но она не стремится с ними бороться, она научилась жить по-своему, просто приспосабливаясь к чужим правилам. Образ Варвары в пьесе «Гроза» очень быстро привлекает внимание читателя. Эта девушка имеет сильный и стойкий характер, и, несмотря на то, что она не пытается противостоять своей матери, не собирается ей потакать.

Какая она - Варвара?

Варя является человеком реалистичным, она прекрасно понимает, что ее судьба зависит только от нее самой. Этим образ Варвары в пьесе «Гроза» существенно отличается от образа мечтательной Екатерины. Варвара понимает, что жизнь, которой живут люди в ее городе, уже не актуальна, поэтому она не боится критиковать слова своей матери. Это подчеркивает ее ум и характер.

Далее в пьесе перед читателем еще ярче раскрываются такие Вари, как мышление и проницательность. Она с легкостью догадывается, что замужняя Катерина тоскует по чужому мужчине. И пока та еще не до конца разобралась со своими желаниями, как Варя уже все поняла и начала строить планы.

Варвара достаточно прагматичная девушка. Она понимает, что не нужно ждать от окружающих ни жалости, ни сострадания и уж тем более беспрекословно выполнять чужие распоряжения. Но при этом ей удается не вступать в открытый конфликт с окружающими, создавая видимость приличия.

Реалистичная Варвара

Образ Варвары в пьесе «Гроза» привлекает внимание своей реалистичностью. Варя не берет близко к сердцу чужие слова, замечая в них ханжество и обман. Это хорошо проявляется в момент, когда перед Варей и Катериной появляется некая сумасшедшая барыня, которая пророчит девушкам божью кару за все их грехи. В то время как Катерину одолевает испуг и непонятная тревога после услышанного, Варвара вовсе не переживает по этому поводу. Может быть, именно по этому ей намного легче живется в мире.

Но помимо всего, о Варе нельзя сказать, что она человек «с каменным сердцем». Варя способна на жалость, сострадание и понимание. Девушка искренне заботится о своей золовке Катерине, желая ей только добра и понимая ее чувства.

Можно сказать, что Варя хорошо разбирается в происходящем и в окружающих ее людях. Не может она понять только мечтательную Катерину, которая, на ее взгляд, так отличается от остальных.

Катерина и Варвара

Катерина и Варвара в драме А. Н. значительно отличаются друг от друга не только своей внешностью, но и характером, мировоззрением. Катерина выступает принципиальным, искренним и честным персонажем. Эта героиня не умеет обманывать и не способна на фальшь. Она принимает все за чистую монету, поэтому ей очень тяжело жить не только в семье Кабановых, но и в самом городе Калинове. Катерина - это человек, который не изменит своим правилам, не пойдет против своих принципов, не сможет долго жить в неволе.

Совсем другое дело - Варвара. Она не суеверна, ничего не боится. Варя способна не только жить по чужим правилам, но и нарушать их, не вызывая при этом ни единого конфликта. Варвара - человек, который научился жить в том мире, который сложился вокруг.

Две противоположности

Варвара полна решительности, в отличие от своей золовки Катерины. Она реально оценивает недостойный характер своего брата и не видит ничего плохого в том, что Катерина ему изменяет. Будь Варя на ее месте, она бы так никому и не призналась в этой измене, но Катерина не способна молчать, она все рассказывает мужу. Можно ли считать Варю подлой или циничной? Нельзя ничего утверждать, ведь именно такой характер помогал ей справиться с условиями, в которых она росла.

В этом и заключается образов. Катерина и Варвара в драме «Гроза» являются как бы противоположными мирами, которые пересекаются между собой. С помощью этих двух девушек автор пытался показать разные типажи людей, их поведение, сильные и слабые стороны.

Плюсы и минусы характера Варвары

Очень много различных качеств соединил в себе образ Варвары. В пьесе «Гроза» она выступает очень реалистичной девушкой, даже слишком. Хорошо это или плохо - судить читателю. Также Варя является прямолинейной, но в то же время хитрой девушкой. В ней собрано достаточно большое количество прекрасных черт характера, но атмосфера фальши и обмана в родительском доме, оставила свой отпечаток на ее характере. «Делать можно все, лишь бы никто не знал» - это является жизненной позицией героини.

План образа Варвары из пьесы «Гроза» несет в себе не только ее черты характера, но и ее мировоззрение, ее поведение в различных ситуациях, ее ошибки.

Варвара намного умнее и опытнее, чем Катерина. Хоть последняя - замужняя женщина. Варя намного лучше разбирается в жизни.