Автобиографическим произведением является повесть а н толстого. Особенности жанра автобиографической повести на примере произведения Л.Н. Толстого «Детство. Толстой Алексей Константинович. Творческое наследие


Литературная деятельность Льва Николаевича Толстого продолжалась около шестидесяти лет. Первое его выступление в печати относится к 1852 году, когда в передовом журнале той эпохи - «Современнике», редактировавшемся Некрасовым, появилась повесть Толстого «Детство». Автору повести исполнилось к тому времени двадцать четыре года. Имя его в литературе никому еще не было известно. Толстой не решился подписать свое первое произведение полным своим именем и подписал его буквами: Л. Н. Т.

Между тем «Детство» свидетельствовало не только о силе, но и о зрелости таланта молодого писателя. Это было произведение сложившегося мастера, оно привлекло к себе внимание читательской массы и литературных кругов. Вскоре после опубликования «Детства» в печати (в том же «Современнике») появились новые произведения Толстого- «Отрочество», рассказы о Кавказе, а затем знаменитые Севастопольские рассказы.

Толстой занял место в ряду виднейших писателей того времени, о нем стали говорить, как о великой надежде русской литературы. Толстого приветствовали Некрасов и Тургенев, о нем написал замечательную статью Чернышевский, являющуюся и по сей день выдающейся работой в литературе о Толстом.

Толстой начал работать над «Детством» в январе 1851, а закончил в июле 1852 года. В промежуток между началом и окончанием работы над «Детством» произошла серьезная перемена в жизни Толстого: в апреле 1851 года он уехал со своим старшим братом Николаем на Кавказ, где тот служил в армии офицером. Спустя несколько месяцев Толстой был зачислен на военную службу. В армии он находился до осени 1855 года, принимал активное участие в героической обороне Севастополя.

Отъезд Толстого на Кавказ был вызван глубоким кризисом его духовной жизни. Кризис этот начался еще в его студенческие годы. Толстой очень рано стал замечать отрицательные стороны в людях, его окружавших, в самом себе, в условиях, среди которых ему приходилось жить. Праздность, тщеславие, отсутствие каких-либо серьезных духовных интересов, неискренность и фальшь - вот те недостатки, которые с возмущением отмечает Толстой юноша в близких ему людях и частично в самом себе. Толстой задумывается над вопросом о высоком назначении человека, он пытается найти себе настоящее дело в жизни. Учеба в университете не удовлетворяет его, он оставляет в 1847 году университет, после трехлетнего пребывания в нем, и из Казани направляется в свою усадьбу - Ясную поляну. Здесь он пытается сам управлять принадлежащим ему имением главным образом с целью облегчить положение крепостных крестьян. Из этих его попыток ничего не получается. Крестьяне не доверяют ему, его попытки помочь им рассматривают как хитрые уловки помещика.

Убедившись в неосуществимости своих намерений, Толстой юноша стал проводить свое время преимущественно в Москве, частью в Петербурге. Внешне он вел образ жизни, типичный для молодого человека из богатой дворянской семьи. На самом деле его ничто не удовлетворяло. Он всё глубже задумывался над целью и смыслом жизни. Эта напряженная работа мысли молодого Толстого нашла свое отражение в дневнике, который он вел в это время. Дневниковые записи всё более и более разрастались, всё ближе и ближе подводили его к литературным замыслам.

Мировоззрение Толстого формировалось как мировоззрение человека, который стремился понять самые глубокие процессы, происходившие в современной ему действительности. Документом, свидетельствующим об этом, является дневник молодого Толстого. Дневник послужил для писателя той школой, в которой формировалось его литературное мастерство.

На Кавказе, а затем в Севастополе в постоянном общении с русскими солдатами, людьми простыми и в то же время величественными, крепли симпатии Толстого к народу, углублялось его отрицательное отношение к эксплуататорскому строю.

Начало литературной деятельности Толстого совпадает с началом нового подъема освободительного движения в России. Тогда же начинал свою деятельность и великий революционный демократ Чернышевский, ровесник Толстого. Чернышевский и Толстой стояли на различных идеологических позициях: Чернышевский был идеологом крестьянской революции, а Толстой, вплоть до конца 70-х годов, был связан с идеологией и жизненными позициями дворянства, но вместе с тем питал глубочайшие симпатии к народу, понимал весь ужас его положения, непрестанно думал о том, какими средствами можно облегчить его участь. Симпатии Толстого к народу и понимание художником положения народа нашли сильное и яркое отражение в самых первых его произведениях. Творчество молодого Толстого неразрывно связано с начавшимся демократическим подъемом в стране, с ростом всей передовой русской литературы того времени. Вот почему Толстого так горячо приветствовала русская демократия.

Связь с народом, которая установилась у Толстого в раннюю пору жизни, послужила отправным пунктом для всей его творческой деятельности. Проблема народа - основная проблема всего творчества Толстого.

В статье «Л. Н. Толстой и современное рабочее движение» В. И. Ленин писал:

«Толстой знал превосходно деревенскую Россию, быт помещика и крестьянина. Он дал в своих художественных произведениях такие изображения этого быта, которые принадлежат к лучшим произведениям мировой литературы. Острая ломка всех «старых устоев» деревенской России обострила его внимание, углубила его интерес к происходящему вокруг него, привела к перелому всего его миросозерцания. По рождению и воспитанию Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати в России, - он порвал со всеми привычными взглядами этой среды- и, в своих последних произведениях, обрушился с страстной критикой на все современные государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяев вообще, на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную жизнь».

В творчестве Толстого, в его рассказах, повестях, пьесах, романах - «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», - как указывает В. И. Ленин, отразилась целая эпоха в истории России, в жизни русского народа, эпоха с 1861 по 1905 год. Эту эпоху Ленин называет эпохой подготовки первой русской революции, революции 1905 года. В этом смысле Ленин говорит о Толстом, как о зеркале русской революции. Ленин подчеркивает, что Толстой отражал в своем творчестве и силу и слабость ее.

Ленин характеризует Толстого, как величайшего художника-реалиста, творчество которого явилось шагом вперед в художественном развитии всего человечества.

Реализм Толстого непрестанно развивался на протяжении всего его творческого пути, но с большой силой и своеобразием он проявился уже в его самых ранних произведениях.

Вскоре после окончания «Детства» Толстой задумал произведение в четырех частях - «Четыре эпохи развития». Под первой частью этого произведения разумелось «Детство», под второй - «Отрочество», под третьей - «Юность», под четвертой - «Молодость». Толстой осуществил не весь замысел: «Молодость» не была написана вовсе, а «Юность» не была доведена до конца, для второй половины повести была написана вчерне только первая глава. Над «Отрочеством» Толстой работал с конца 1852 по март 1854 года. «Юность» была начата в марте 1855 года - окончена в сентябре 1856 года, когда прошло уже около года после отъезда Толстого из армии.

В своем произведении «Четыре эпохи развития» Толстой намеревался показать процесс становления человеческого характера от самой ранней детской поры, когда зарождается духовная жизнь, до молодости, когда она вполне самоопределяется.

В образе героя Толстого в значительной степени отражены черты личности самого автора. «Детство», «Отрочество» и «Юность» поэтому принято называть автобиографическими повестями. Это повести большой силы художественного обобщения. Самый образ; Николеньки Иртеньева является глубоко типичным образом. В образе Николеньки Иртеньева воплощены черты лучшего представителя дворянской среды, вступившего в непримиримый разлад с нею. Толстой показывает и то, как среда, в которой жил его герой, отрицательно влияет на него, и то, как герой пытается противостоять среде, возвыситься над нею.

Герой Толстого - человек сильного характера и выдающихся способностей. Иным он и не мог быть. Создание образа такого героя было облегчено Толстому тем, что он опирался на собственную биографию.

Повесть «Детство», как и автобиографическую трилогию в целом, нередко называли дворянской хроникой. Автобиографическая трилогия Толстого противопоставлялась автобиографическим произведениям Горького. Некоторые исследователи творчества Горького указывали на то, что Толстой описал «счастливое детство», детство, не знающее забот и лишений, детство дворянского ребенка, и Горький, по мысли этих исследователей, противостоит Толстому, как художник, который описал детство несчастливое, детство, полное забот и лишений, детство, не знающее никаких радостей. Противопоставление Горького Толстому незаконно, оно искажает автобиографическую трилогию Толстого. Детство Николеньки Иртеньева, описанное Толстым, не похоже на детство Алеши Пешкова, но оно отнюдь не является идиллическим, счастливым детством. Толстой меньше всего был заинтересован в том, чтобы восхищаться тем довольством, которым, был окружен Николенька Иртеньев. Толстого интересует совершенно другая сторона в его герое.

Ведущим, основополагающим началом в духовном развитии Николеньки Иртеньева и в период детства, и в период отрочества, и в период юности является его стремление к добру, к правде, к истине, к любви, к красоте.

Каковы же причины, каков источник этих устремлений Николеньки Иртеньева?

Первоначальным источником этих высоких духовных устремлений Николеньки Иртеньева является образ матери, которая олицетворяла для него всё прекрасное. Большую роль в духовном развитии Николеньки Иртеньева сыграла простая русская женщина - Наталья Савишна.

В своей повести Толстой действительно называет детство счастливой порой человеческой жизни. Но в каком смысле? Что он подразумевает под счастьем детства? XV глава повести так и называется: «Детство». Она начинается словами:

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

В конце главы Толстой снова обращается к характеристике детства, как счастливой поры человеческой жизни:

«Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели- невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни?»

Таким образом, мы видим, что детство Толстой называет счастливой порой человеческой жизни в том смысле, что в эту пору человек наиболее способен испытывать любовь к другим и делать им добро. Именно только в этом, ограниченном смысле детство казалось Толстому самым счастливым временем жизни.

На самом деле детство Николеньки Иртеньева, описанное Толстым, отнюдь не было счастливым. В детские годы Николенька Иртеньев испытал немало нравственных страданий, разочарований в окружающих его людях и в том числе в людях, самых близких для него, разочарований в самом себе.

Повесть «Детство» начинается со сцены в детской комнате, начинается незначительным, пустяковым случаем. Учитель Карл Иваныч убил муху, и убитая муха упала на голову Николеньке Иртеньеву. Николенька начинает размышлять о том, для чего это сделал Карл Иваныч. Почему именно над его кроваткой Карл Иваныч убил муху? Почему именно ему, Николеньке, Карл Иваныч сделал неприятность? Почему Карл Иваныч не убил муху над кроваткой Володи, брата Николеньки? Задумавшись над этими вопросами, Николенька Иртеньев приходит к такой мрачной мысли, что цель жизни Карла Иваныча состоит в том, чтобы причинять неприятности ему, Николеньке Иртеньеву; что Карл Иваныч злой, неприятный человек. Но вот проходит несколько минут, и Карл Иваныч подходит к кроватке Николеньки и начинает его щекотать. Этот поступок Карла Иваныча дает Николеньке новый материал для размышлений. Николеньке было приятно, что его щекочет Карл Иваныч, и он теперь думает, что был в высшей степени несправедлив, приписав ранее Карлу Иванычу (когда тот убил муху над его головой) самые злые намерения.

Уже этот эпизод дает основание Толстому показать, как сложен духовный мир человека.

Существеннейшая особенность изображения Толстым своего героя состоит в том, что Толстой показывает, как постепенно перед Николенькой Иртеньевым раскрывается несоответствие внешней оболочки окружающего его мира и истинного его содержания. Николенька Иртеньев постепенно уясняет, что люди, с которыми он встречается, не исключая самых близких и дорогих для него людей, на деле вовсе не такие, какими они хотят казаться. Николенька Иртеньев замечает в каждом человеке неестественность и фальшь, и это развивает в нем беспощадность к людям, а также к самому себе, так как свойственную людям фальшь и неестественность он видит и в себе. Замечая в себе это качество, он нравственно казнит себя. В этом отношении характерна глава XVI - «Стихи». Стихи были написаны Николенькой по случаю дня рождения бабушки. В них есть строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Обнаружив это, Николенька Иртеньев начинает доискиваться, как он мог написать такую строку. С одной стороны, он видит в этих словах как бы измену по отношению к матери, а с другой стороны - неискренность по отношению к бабушке. Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя, - значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать попрежнему, - значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке.

Все приведенные эпизоды свидетельствуют о духовном росте героя. Одним из выражений этого является развитие в нем аналитической способности. Но эта же аналитическая-способность, содействуя обогащению духовного мира ребенка, разрушает в нем наивность, безотчетную веру во всё доброе и прекрасное, что Толстой считал «лучшим даром» детства. Это хорошо иллюстрируется главой VIII - «Игры». Дети играют, и игра доставляет им громадное наслаждение. Но они получают это наслаждение в той мере, в какой игра кажется им настоящей жизнью. Как только утрачивается эта наивная вера, игра перестает доставлять детям наслаждение. Первым высказывает мысль о том, что игра не есть настоящее, Володя - старший брат Николеньки. Николенька понимает, что Володя прав, но, тем не менее, слова Володи его глубоко огорчают.

Николенька размышляет: «Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогда остается?..»

Эта последняя фраза многозначительна. Она свидетельствует о том, что настоящая жизнь (не игра) мало доставляла радости Николеньке Иртеньеву. Настоящая жизнь для Николеньки - это жизнь «больших», то есть взрослых, близких ему людей. И вот Николенька Иртеньев живет как бы в двух мирах - в мире детском, привлекающем своей гармонией, и в мире взрослых людей, полном взаимного недоверия.

Большое место в повести Толстого занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других, может быть, больше всего восхищает Толстого. Но восхищаясь этим чувством ребенка, Толстой показывает, как мир больших, мир взрослых людей дворянского общества разрушает это чувство, не дает ему возможности развиться во всей чистоте и непосредственности. Николенька Иртеньев был привязан к мальчику Сереже Ивину;

но он по-настоящему не смог сказать о своей привязанности, чувство это так и погибло в нем.

Отношение Николеньки Иртеньева к Илиньке Грапу раскрывает другую черту в его характере, опять-таки отражающую дурное влияние на него мира «больших». Толстой показывает, что его герой был способен не только к любви, но и к жестокости. Иленька Грап был из небогатой семьи, и он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева. Николенька не отстает от своих друзей. Но тут же, как всегда, испытывает чувство стыда и раскаяния.

Последние главы повести, связанные с описанием смерти матери героя, подводят как бы итог его духовному и нравственному развитию в детские годы. В этих последних главах неискренность, фальшь и лицемерие светских людей подвергаются буквально бичеванию. Николенька Иртеньев наблюдает за тем, как сам он и близкие ему люди переживают смерть его матери. Он устанавливает, что никто из них, за исключением простой русской женщины - Натальи Савишны, не был до конца искренен в выражении своих чувств. Отец, казалось, был потрясен несчастьем, но Николенька отмечает, что отец был эффектен, как всегда. И это ему не нравилось в отце, заставляло его думать, что горе отца не было, как он выражается, «вполне чистым горем». Даже в искренность переживаний бабушки Николенька не до конца верит. Жестоко осуждает Николенька и себя за то, что он только на одну минуту был целиком поглощен своим горем.

Единственным человеком, в искренность которого вполне и до конца верил Николенька, была Наталья Савишна. Но она-то как раз и не принадлежала к светскому кругу. Важно отметить, что последние страницы повести посвящены именно образу Натальи Савишны. В высшей степени примечательно и то обстоятельство, что образ Натальи Савишны Николенька Иртеньев ставит рядом с образом своей матери. Тем самым он признает, что Наталья Савишна сыграла в его жизни такую же важную роль, как и его мать, а может быть, - еще важнее.

Заключительные страницы повести «Детство» овеяны глубокой грустью. Николенька Иртеньев находится во власти воспоминаний о матери и Наталье Савишне, уже умерших к тому времени. Николенька уверен, что с их смертью отошли в прошлое самые светлые страницы его жизни.

В повести «Отрочество», в противоположность «Детству», где показано наивное равновесие между аналитической способностью ребенка и верой его во всё доброе и прекрасное, в герое преобладает аналитическая способность над верой. «Отрочество» - повесть очень мрачная, она отличается в этом отношении и от «Детства» и от «Юности».

В первых главах «Отрочества» Николенька Иртеньев как бы прощается с детством перед вступлением в новую полосу своего развития. Окончательное прощание с детством происходит в главах, посвященных Карлу Иванычу. Расставаясь с Николенькой, Карл Иваныч рассказывает ему свою историю. Он рассказывает о себе, как о человеке глубоко несчастном, и в то же время из рассказа Карла Иваныча видно, что он очень добрый человек, что он никому в жизни не сделал зла, что он, наоборот, всегда стремился делать добро людям.

В результате всех злоключений, которые претерпел Карл Иваныч, он сделался человеком не только несчастным, но и отчужденным от мира. И вот этой-то стороной своего характера Карл Иваныч близок Николеньке Иртеньеву, этим и интересен для него. С помощью истории Карла Иваныча Толстой помогает читателю уяснить сущность своего героя. Вслед за теми главами, в которых рассказана история Карла Иваныча, идут главы: «Единица», «Ключик», «Изменница», «Затмение», «Мечты» - главы, в которых описываются злоключения самого Николеньки Иртеньева.. В этих главах Николенька выглядит иногда, несмотря на различия в возрасте и положении, очень похожим на Карла Иваныча. И свою судьбу Николенька здесь прямо сопоставляет с судьбой Карла Иваныча.

Каков смысл этого сопоставления героя повести с Карлом Иванычем? Смысл этот в том, чтобы показать, что уже в ту пору духовного развития Николеньки Иртеньева он так же, как Карл Иваныч, чувствовал себя человеком, отчужденным от мира, в котором жил.

На смену Карлу Иванычу, облик которого соответствовал духовному миру Николеньки Иртеньева, приходит новый гувернер - француз Jerome. Jerome для Николеньки Иртеньева - это воплощение того мира, который стал для него уже ненавистен, но который он, по своему положению, должен был уважать. Это приводило era в раздражение, делало его одиноким. И вот после главы, которая носит такое выразительное название - «Ненависть» (эта глава посвящена Лёгбте"у и объясняет отношение Николеньки Иртеньева к людям, его окружающим), идет глава «Девичья». Эта глава начинается так:

«Я чувствовал себя всё более и более одиноким, и главными? моими удовольствиями были уединенные размышления и наблюдения».

Вследствие этого одиночества возникает тяготение Николеньки^ Иртеньева к другому обществу, к простым людям.

Однако наметившаяся в этот период связь героя Толстого с миром простых людей еще очень непрочна. Пока еще отношения эти эпизодичны и случайны. Но, тем не менее, и в этот период мир-простых людей имел для Николеньки Иртеньева очень большое-значение.

Герой Толстого показан в движении и развитии. Самоуспокоенность и самодовольство ему совершенно чужды. Постоянно совершенствуя и обогащая свой духовный мир, он вступает во всё более глубокий разлад с окружающей его дворянской средой. Автобиографические повести Толстого пронизаны духом социальной критики и социального обличения господствующего меньшинства. В Нико-леньке Иртеньеве обнаруживаются в зародыше те свойства, которыми Толстой впоследствии наделит таких своих героев, как Пьер Безухов («Война и мир»), Константин Левин («Анна Каренина»), Дмитрий Нехлюдов («Воскресенье»).

Прошло сто лет с момента опубликования автобиографических повестей Толстого, но и в наши дни они сохраняют всю свою силу. Они дороги советскому читателю не менее, чем передовому читателю того времени, когда они были написаны и появились в свет. Они близки нам прежде всего своей любовью к человеку, со всем богатством его духовного мира, своей мыслью о высоком назначении человека, своей верой в человека, в его способность победить всё низкое и недостойное.

Начав свою литературную деятельность повестью «Детство», Толстой создал на протяжении творческого пути огромное количество замечательных художественных произведений, среди которых возвышаются его гениальные романы - «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье». Толстой и его творчество - гордость русской литературы, русского народа. В беседе с Горьким Ленин сказал, что в Европе нет такого художника, которого можно было бы поставить рядом с Толстым. По словам Горького, Толстой - это целый мир; и человек, не читавший Толстого, не может считать себя культурным человеком, человеком, знающим свою Родину.

Б. Бурсов

Обновлено: 2011-09-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Сочинение

Автобиографическая трилогия. Появление в 1852 г. на страницах журнала «Современник» повестей Л. Толстого «Девство», а затем «Отрочество» (1854) и «Юность» (1857) стало знаменательным событием в русской литературной жизни. Повести эти получили название автобиографической трилогии. Следует помнить, однако, что Толстой писал не автобиографию в прямом смысле слова, не личные воспоминания.

Когда Некрасов в «Современнике» напечатал первую повесть Толстого под измененным названием «История моего детства», писатель резко возражал. Для него важно было подчеркнуть всеобщность, а не единичность изображения. Жизненные обстоятельства автора и героя произведения - Николеньки Иртеньева, от имени которого ведется повествование, не совпадают. Внутренний же мир Николеньки, действительно, очень близок Толстому. Автобиографизм, следовательно, заключается не в совпадении деталей, а в сходстве духовного пути автора и его героя - очень впечатлительного мальчика, склонного к рефлексии и самоанализу и вместе с тем умеющему наблюдать окружающую жизнь и людей.

Справедливо было замечено, что автобиографическая трилогия Толстого не была предназначена для детского чтения. Скорее, это книга о ребенке для взрослых. По Толстому, детство есть норма и образец для человечества, потому что ребенок еще непосредственен, он не разумом, а безошибочным чувством усваивает простые истины, он в состоянии устанавливать естественные отношения между людьми, так как не связан еще с внешними обстоятельствами знатности, богатства и т. д. Для Толстого важен угол зрения: повествование от имени мальчика, потом юноши Николеньки Иртеньева дает ему возможность посмотреть на мир, оценить его, разобраться в нем с позиций «естественного» детского сознания, не испорченного предрассудками среды.

Трудность жизненного пути героя трилогии как раз и заключается в том, что постепенно его свежее, еще непосредственное мировосприятие искажается, как только он начинает принимать правила и моральные законы своего общества (отсюда сложность его взаимоотношений, понимание и непонимание судеб Натальи Савишны, Карла Ивановича, Иленьки Грапа). Если в «Детстве» нарушение гармонии внутреннего состояния еще кажется Николеньке простым недоразумением, которое легко можно устранить, то в «Отрочестве» он уже вступает в трудный период духовного разлада со сложным и непонятным миром, где существуют богатые и бедные, где люди вынуждены подчиняться могущественным силам, делающим их чужими друг другу. Цель Толстого - показать становление человеческой личности в непосредственных связях с жизнью, раскрыть внутренний мир человека в его противоречивом стремлении, с одной стороны - утвердиться в обществе, а с другой - противостоять ему, отстоять свою независимость.

Душевное одиночество и мучительная «неприкаянность» Николеньки еще более возрастают в «Юности», когда он сталкивается с совершенно новыми для него жизненными обстоятельствами, и частности с жизнью демократического студенчества. В первых частях трилогии позиции автора и героя были близки: и «Юности» заметно расходятся. Николенька и его мировосприятие становятся объектом суровой критики. Герой проходит через различные жизненные испытания - и суету светского тщеславия, и предрассудки аристократического представления о «порядочности», прежде чем он начинает сомневаться в справедливости привычных взглядов и ощутит необходимость и возможность выхода из кризиса на новый уровень миропонимания.

Так, уже в самом начале творческого пути Толстого проявляется важнейшая сторона его таланта: стремление осмыслить поведение человека в свете определенных моральных норм, а также беспощадная правдивость, заставляющая писателя показывать, как в самых близких к нему в духовном отношении героях сочетаются высокие моральные идеалы и мелкие, смешные, а порою и постыдные недостатки, которые сами герои сознают и с которыми пытаются бороться, устанавливая для себя четкие нравственные «кодексы», правила поведения. Идея нравственного совершенствования становится одной из наиболее существенных черт философской мысли, эстетики и художественного творчества Толстого.

Пристальное и напряженное внимание писателя к психическим переживаниям, «внутренней механике души» отвечало насущным требованиям русской литературы середины XIX в. В 1853 г. писатель записал в своем дневнике:

* «Теперь… интерес подробностей заменяет интерес самих событий».

Толстой осознает и формулирует одно из направлений в литературном процессе, связанном с усилением психологизма в литературе. Уже в автобиографической трилогии отчетливо виден напряженный интерес Толстого не к внешним событиям, а к подробностям внутреннего мира, внутреннего развития героя, его «диалектики души», как писал Чернышевский в рецензии на ранние произведения Толстого. Читатель приучался следить за движением и сменой чувств героев, за той нравственной борьбой, которая в них происходит, за ростом сопротивления всему дурному и в окружающем мире, и в их душах. «Диалектика души» во многом определила художественную систему первых произведений Толстого и почти сразу была воспринята современниками как одна из важнейших особенностей его таланта.

Алексей Николаевич Толстой – писатель многогранного и яркого дарования. Им созданы романы о современности и историческом прошлом нашей Родины, рассказы и пьесы, сценарии и политические памфлеты, автобиографическая повесть и сказки для детей.

А. Н. Толстой родился в г. Николаевске Самарской губернии – ныне город Пугачев Саратовской области. Он рос в обстановке дикого быта разорившихся заволжских помещиков. Эту жизнь писатель красочно изобразил в своих рассказах и романах, написанных в 1909–1912 гг. («Мишука Налымов», «Чудаки», «Хромой барин» и др.).

Великую Октябрьскую социалистическую революцию Толстой принял не сразу. Он эмигрировал за границу.

«Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни, – писал позже Толстой в автобиографии. – Там я понял, что значит быть парнем, человеком, оторванным от родины, невесомым, бесплодным, не нужным никому ни при каких обстоятельствах».

Тоска по Родине вызывала в памяти писате­ля воспоминания детства, картины родной природы. Так появилась автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1919), в которой чувствуется, как глубоко и задушевно любил свою Родину Толстой, как тосковал вдали от нее. В повести рассказывается о детских годах писателя, прекрасно изображены картины русской природы, русского быта, образы русских людей.

В Париже Толстой написал научно-фантастический роман «Аэлита».

Вернувшись в 1923 г. на Родину, Толстой писал: «Я стал участником новой жизни на земле. Я вижу задачи эпохи». Писатель создает рассказы о советской действительности («Черная пятница», «Мираж», «Союз пяти»), фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина», трилогию «Хождение по мукам» и исторический роман «Петр I».

Над трилогией «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро») Толстой работал около 22 лет. Ее тему писатель определил так: «Это потерянная и возвращенная Родина». Толстой рассказывает о жизни России периода революции и гражданской воины, о сложном пути к народу русских интеллигентов Кати, Даши, Телегина и Рощина. Революция помогает героям трилогии определить свое место в общенародной борьбе за социализм, найти личное счастье. Читатель расстается с ними в конце гражданской войны. Начинается новый этап в жизни страны. Победивший народ приступает к строительству социализма. Но, прощаясь со своим полком, герои романа Телегин говорит: «Предупреждаю вас – впереди еще много трудов, враг еще не сломлен, и его мало сломить, его нужно уничтожить... Эта война такая, что в ней надо победить, в ней нельзя не победить... Ненастным, хмурым утром вышли мы в бой за светлый день, а враги наши хотят темной разбойничьей ночи. А день взойдет, хоть ты тресни с досады...»

Русский народ предстает в эпопее творцом истории. Под руководством Коммунистической партии он борется за свободу и справедливость. В образах представителей народа – Ивана Горы, Агриппины, балтийских матросов – Толстой отражает стойкость, мужество, чистоту чувств, преданность Родине советских людей. С большой художественной силой писателю удалось запечатлеть в трилогии образ Ленина, показать глубину мыслей вождя революции, его целеустремленность, энергию, скромность и простоту.

Толстой писал: «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер».


Одной из таких эпох была Петровская эпоха. К ней и обратился А. Толстой в романе «Петр I» (первая книга – 1929–1930 гг., вторая книга – 1933–1934 гг.). Это роман не только о великом преобразователе Петре I, но и о судьбах русской нации в один из «трагических и творческих» периодов ее истории. Писатель правдиво рассказывает о важнейших событиях Петровской эпохи: стрелецком бунте, крымских походах князя Голицына, о борьбе Петра за Азов, путешествиях Петра за границу, его преобразовательной деятельности, о войне России со шведами, о создании русского флота и новой армии, об основании Петербурга и т. д. Наряду со всем этим Толстой показывает жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс.

Создавая роман, Толстой использовал огромный материал – исторические исследования, записки и письма современников Петра, военные донесения, судебные архивы. «Петр I» – один из лучших советских исторических рома­нов, он помогает понять сущность далекой эпохи, воспитывает любовь к Родине, законную гордость ее прошлым.

Для детей младшего возраста Толстой написал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». На материале сказки он сделал киносценарий и пьесу для детского театра.

В годы Великой Отечественной войны А. Толстой рассказывал о силе и героизме советских людей в борьбе с врагами Родины. Его статьи и очерки: «Родина», «Кровь народа», «Москве угрожает враг», рассказ «Русский характер» и другие – вдохновляли советских людей на новые подвиги.

В годы войны А. Толстой создал также драматическую повесть «Иван Грозный», состоящую из двух пьес: «Орел и орлица» (1941–1942) и «Трудные годы» (1943).

Замечательный писатель был и выдающимся общественным деятелем. Он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, был избран действительным членом Академии наук СССР.

Писатель-патриот и гуманист, художник широкого творческого диапазона, мастер совершенной литературной формы, владевший всеми богатствами русского языка, Толстой прошел сложный творческий путь и занял видное место в русской советской литературе.

В работе рассматриваются автобиографические произведения, написанные от " первого лица" : трилогия Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»; «Детские годы Багрова-внука» С.Т.Аксакова; трилогия М.Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»; "Детство Темы" Н.Г.Гарина - Михайловского; «Лето Господне» И.С.Шмелева; «Детство Никиты»А.Н.Толстого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автобиографические произведения русской литературы

(что в них схожего и чем они отличаются).

Многие автобиографические произведения написаны «от первого лица» (например, трилогия Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»; повесть Тургенева «Первая любовь»; романы-хроники С.Т.Аксакова «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука»; роман И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»; рассказы М.Горького из сборника «По Руси» и его трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»; Н.Г.Гарин - Михайловский «Детство Темы»; И.С.Шмелев «Лето Господне»; А.Н. Толстой «Детство Никиты»; И.С.Тургенев «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды»).

В автобиографических произведениях главным всегда является сам автор, и все описываемые события передаются непосредственно через его восприятие. И все же эти книги – прежде всего художественные произведения, и приведенные в них сведения нельзя воспринимать как реальную историю жизни автора.

Обратимся к произведениям С.Т.Аксакова, Л.Н.Толстого, А.М.Горького, И.С. Шмелева и Н.Г. Гарина-Михайловского. Что же их объединяет?

Все герои рассказанных историй – дети.

За основу сюжета авторы взяли изображение картин духовного роста маленького человека. Повествуя о прошлом своего героя не в хронологической последовательности, а рисуя картины наиболее сильных впечатлений, оставшихся в сознании ребенка, художники слова показывают, как воспринимал эти события реально существовавший человек того времени, о чем он думал, как он ощущал мир. Автор дает читателям почувствовать "живое дыхание" истории.

Главное для писателей – это не события эпохи, а их преломление в душе растущего человека; психология героев, их отношение к жизни, трудное обретение себя.

Все писатели своими произведениями утверждают, что основа жизни ребенка – любовь, которая ему нужна от других и которую он готов щедро дарить людям, в том числе и близким.

Уроки детства осмысляются героями всю жизнь. Они остаются с ним как ориентиры, которые живут в их совести.

Сюжет и композиция произведений основываются на жизнеутверждающем мировосприятии авторов, которое они передают своим героям.

Все произведения обладают огромной нравственной силой, которая необходима сегодня растущему человеку как противоядие против бездуховности, насилия, жестокости, захлестнувших наше общество.

Изображенное в произведениях видится как бы одновременно и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, оценивающего все с позиций большого жизненного опыта.

Что же отличает эти автобиографические произведения?

В произведениях А.М.Горького, Л.Н.Толстого и Н.Г.Гарина - Михайловского авторы рассказывают не только о детстве героев, но и о том, как складывается их самостоятельная жизнь.

И.С.Шмелев и С.Т.Аксаков открывают перед читателем детские впечатления своих героев.

Жизнь маленьких героев складывается и освещается писателями по-разному.

Горьковское произведение отличается от других повестей автобиографического характера тем, что ребенок находится в другой социальной среде. Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период жизни. Художественной задачей Горького было показать «свинцовые мерзости жизни» всего того социального слоя, к которому он принадлежал. С одной стороны, писателю было важно показать «тесный, душный круг жутких впечатлений», в котором жил Алеша в семье Кашириных. С другой стороны, - рассказать об огромном влиянии на Алешу тех «прекрасных душ», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли «надежду на возрождение... к жизни светлой, человеческой».

Герой «Детства» всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы.

В повести «Мои университеты» сильно публицистическое начало, что помогает читателю глубже понять личность Горького, его мысли, чувства. Главным уроком этой повести является мысль писателя о том, что человека создает его сопротивление окружающей среде.

Детство персонажей других писателей согрето лаской и любовью родных. Свет и тепло семейной жизни, поэзия счастливого детства бережно воссоздаются авторами произведений.

Но тут же возникают и острые социальные мотивы: неприглядные стороны помещичьего и аристократически-светского бытия рисуются отчетливо и без прикрас.

«Детство» и «Отрочество» - повествование о Николеньке Иртеньеве, чьи мысли, чувства и ошибки изображены писателем с полным и искренним сочувствием.

Николенька Иртеньев, герой произведения Л.Н.Толстого, – мальчик с чуткой душой. Он жаждет согласия между всеми людьми и стремится им помочь. Он более остро воспринимает события жизни, видит то, чего не замечают другие. Не о себе ребенок думает, страдает, видя людскую несправедливость. Сложнейшие жизненные вопросы ставит мальчик перед собой. Что такое любовь в жизни человека? Что есть добро? Что есть зло? Что есть страдание, и можно ли прожить жизнь без страданий? Что есть счастье (и несчастье)? Что есть смерть? Что такое Бог? И в итоге: что есть жизнь, для чего жить?

Отличительной чертой характера Николеньки является стремление к самоанализу, строгому суду своих мыслей, побуждений и поступков. Он винит, казнит себя не только за недостойные поступки, но даже слова и мысли. А ведь это – муки чуткой детской совести.

Иная картина в повествовании о юности героя. В нем сохранились прежние устремления и благородные душевные качества. Но он воспитан в ложных предрассудках аристократического общества, от которых освобождается только к концу повести, и то лишь пройдя через сомнения и серьезные размышления и встретив иных людей – не аристократов.

«Юность» - это повесть об ошибках и возрождении.

Книги о детстве и юности создавались и до Толстого. Но Толстой первым внес в историю становления человеческой личности тему острой внутренней борьбы, нравственного самоконтроля, раскрывая «диалектику души» героя.

Тёма Карташев («Детство Тёмы») живет в семье, где отец отставной генерал, дает вполне определенное направление воспитанию детей. Поступки Тёмы, его шалости становятся предметом наиболее пристального внимания отца, сопротивляющегося «сентиментальному» воспитанию сына, «вырабатывающего» из него «противную слюнявку». Однако мать Тёмы, женщина умная и тонко образованная, придерживается иного взгляда на воспитание собственного сына. По её мнению, любые воспитательные меры не должны уничтожить в ребенке человеческого достоинства, превращать его в «огаженного звереныша», запуганного угрозой телесных наказаний.

Недобрая память об экзекуциях за проступки сохранится у Тёмы на долгие годы. Так, спустя почти двадцать лет случайно оказавшись в родном доме, он вспоминает место, где его секли, и собственное чувство к отцу, «враждебное, никогда не мирящееся».

Н.Г. Гарин – Михайловский проводит своего героя, доброго, впечатлительного, горячего мальчика, через все горнила жизни. Не раз его герой попадает, как Жучка, «в вонючий колодец». (Образ Жучки и колодца неоднократно повторяется в тетралогии как символ тупикового состояния героев.) Однако герой способен возрождаться. Сюжет и композиция семейной хроники построены как поиски выхода из кризисов.

«Мой компас – моя честь. Двум вещам поклоняться можно – гению и доброте»,- говорит Карташев своему другу. Точкой опоры в жизни для героя станет работа, в которой раскроются таланты, духовные и физические силы героя.

В «Детских годах Багрова - внука» нет происшествий. Это история мирного, бессобытийного детства, удивляющего только необыкновенной чувствительностью ребёнка, которой способствует необыкновенно сочувственное воспитание. Особая сила книги заключается в изображении прекрасной семьи: «Семья позволяет человеку любой эпохи более устойчиво держаться в обществе... ограничивая в человеке животное», - писал А.Платонов. Он также подчеркивал, что семья в изображении Аксакова воспитывает чувство родины и патриотизм.

У Сережи Багрова было нормальное детство, овеянное родительской любовью, нежностью и заботой. Однако он замечал подчас отсутствие гармонии между отцом и матерью из-за того, «что с одной стороны, была требовательность, а с другой - неспособность удовлетворить тонкой требовательности». Сережа с удивлением отмечал, что его горячо любимая мать равнодушна к природе, высокомерна к крестьянам. Все это омрачило жизнь мальчика, который понимал, что доля вины лежит и на ней.

В основе повести И.Шмелева «Лето Господне» лежат впечатления детства и отражение мира детской души. Дом, отец, народ, Россия – все это дано через детское восприятие.

В сюжете мальчику отведено срединное положение, некий центр между отцом, кипящим в делах и заботах, и спокойным, уравновешенным Горкиным, которого богомольцы принимают за батюшку. А новизна каждой главы – в открывающемся взору ребенка мире Красоты.

Образ Красоты в повести многолик. Это, конечно, картины природы. Свет, радость – этот мотив в восприятии природы мальчиком звучит постоянно. Пейзаж - словно царство света. Природа одухотворяет жизнь ребенка, связывает её незримыми нитями с вечным и прекрасным.

С образом Неба входит в повествование и мысль о Боге. Самыми поэтическими страницами повести являются страницы, рисующие православные праздники и религиозные обряды. В них показана красота духовного общения: «Все были связаны со мной, и я был со всеми связан», - радостно думает мальчик.

Вся повесть словно сыновний поклон и памятник отцу, сотворенный в слове. Очень занятый, отец всегда находит время для сына, для дома, для людей.

Один из современников И.С.Шмелева пишет о нем: «…Велика власть таланта, но еще сильнее, глубже и неотразимей трагизм и правда потрясенной и страстно любящей души… Никому больше не дано такого дара слышать и угадывать чужое страдание, как ему».

А.Н.Толстой «Детство Никиты». В отличие от других произведений, в повести Толстого каждая глава представляет законченный рассказ о каком-то событии из жизни Никиты и даже имеет свое название.

С детских лет А. Толстой полюбил волшебную русскую природу, узнал богатую, образную народную речь, уважительно относился к народу и всеми этими качествами наделил и Никиту.

Поэзия разлита во всем, что окружает этого мальчика – нежного, наблюдательного и очень серьезного. В самых обыкновенных событиях жизни Никиты автор находит неизъяснимую прелесть. Он стремится опоэтизировать окружающий мир и заражает этим стремлением других.

В этом произведении, рассказанном с шутливой улыбкой, раскрыт большой мир и глубокие чувства взрослых и детей.

Как видно из анализа произведений, жизнь одних героев складывается безмятежно и спокойно в счастливой семье (Сережа Багров, Никита).

Другие персонажи шалят, мучаются, влюбляются, страдают, теряют родителей, борются, ставят перед собой трудные философские вопросы, над которыми с рождения и до смерти бьется мыслящий человек.


Первые годы жизни Толстого прошли в имении родителей Ясная Поляна недалеко от города Тулы. Очень рано, в полуто­рагодовалом возрасте, он потерял мать Марию Николаевну, женщину эмоциональную и решительную. Толстой знал много семейных рассказов о матери. Образ ее был овеян для него самыми светлыми чувствами. Отец, Николай Ильич, отстав­ной полковник, дружил с декабристами Исленьевым и Коло- шиным. Он отличался гордостью и независимостью в отноше­ниях с представителями власти. Для Толстого-ребенка отец был воплощением красоты, силы, страстной, азартной любви к радостям жизни. От него он унаследовал увлечение псовой охотой, красоту и азарт.

Теплые и трогательные воспоминания о детстве были связаны у Толстого и со старшим братом Николенькой. Николенька научил маленького Левушку необычным играм, рас­сказывал ему и другим братьям истории о всеобщем человече­ском счастье.

В первой автобиографической повести Толстого «Детст­во» ее герой Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жиз­ни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня ис­точником лучших наслаждений». Эти слова мог бы сказать о своем детстве и автор повести.

В апреле 1851 года Толстой едет на Кавказ, где шла война между русскими войсками и чеченцами. В январе 1852 года по­ступает на военную службу в артиллерию. Участвует в сраже­ниях и работает над повестью «Детство». «Детство» было напе­чатано под заглавием «История моего детства» (это название принадлежало Некрасову) в 9-м номере журнала «Современ­ник» за 1852 год и принесло Толстому большой успех и славу одного из самых талантливых русских писателей. Спустя два года также в 9-м номере «Современника» появляется продол­жение - повесть «Отрочество», а в 1 -м номере за 1857 год бы­ла опубликована повесть «Юность», завершившая рассказ о Николае Иртеньеве - герое «Детства» и «Отрочества».

Своеобразие «Детства» и «Отрочества» тонко подметил ли­тератор и критик Н. Чернышевский в статье «Детство и отроче­ство. Военные рассказы гр. Толстого» (1856). Он назвал отли­чительными чертами толстовского таланта «глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственную чис­тоту нравственного чувства». Три повести Толстого - не по­следовательная история воспитания и взросления главного ге­роя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Это описание ряда эпизодов его жизни - детских игр, первой охоты и первой влюбленности в Сонечку Вапахину, смерти матери, отношений с друзьями, балов и учебы. То, что окружающим кажется мел­ким, недостойным внимания, и то, что для других является дей­ствительными событиями жизни Николеньки, в сознании само­го героя-ребенка занимают равное место. Обида на воспитателя Карла Ивановича, который убил над головой Николеньки муху хлопушкой и разбудил его, переживается героем не менее остро, чем первая любовь или разлука с родными. Толстой под­робно описывает чувства ребенка. Изображение чувств в «Дет­стве», «Отрочестве» и «Юности» напоминает анализ собствен­ных переживаний в дневниках Толстого.

«Детство», «Отрочество» и «Юность» нельзя считать ав­тобиографией. Это автобиографическая повесть. Автобиогра­фия - повествование писателя о собственной жизни, осно­ванное на реальных фактах биографии. Автобиографическая повесть - художественное произведение, основанное на лич­ных впечатлениях, мыслях, чувствах писателя с привнесением в него художественного вымысла.

Что же касается до изображения внутреннего состояния души ребенка - героя повести, то мы смело можем сказать, что в той или иной форме эти состояния души были пережиты самим автором.

Кроме того, мы знаем, что некоторые типы, выведенные в этом произведении, списаны с натуры, и мы упоминаем здесь о них, чтобы пополнить группу лиц, окружавших Льва Нико­лаевича в его раннем детстве.

Так, немец Карл Иванович Мауэр не кто иной, как Федор Иванович Россель, действительный учитель-немец, живший в доме Толстых. О нем же говорит сам Лев Николаевич в своих «Первых воспоминаниях». Эта личность должна была, несо­мненно, влиять на развитие души ребенка, и надо думать, что влияние это было хорошее, так как автор «Детства» с особен­ной любовью говорит о нем, изображая его честную, прямую, добродушную и любящую натуру. Недаром Лев Николаевич начинает историю своего детства с изображения именно этого лица. Федор Иванович и умер в Ясной Поляне, и похоронен на кладбище приходской церкви.

Другое лицо, описанное в «Детстве», - юродивый Гриша, хотя и недействительное лицо, но несомненно, что многие черты его взяты из жизни; по-видимому, он оставил глубокий след в детской душе. Ему Лев Николаевич посвящает следующие тро­гательные слова, рассказывая о подслушанной вечерней молитве юродивого: «Слова его были нескладны, но трогательны. Он мо­лился о всех благодетелях своих (так он называл тех, которые принимали его), в том числе о матушке, о нас, молился о себе; просил, чтобы бог простил ему его тяжкие грехи, и твердил: «боже, прости врагам моим!» Кряхтя, поднимался и, повторяя еще и еще те же слова, припадал к земле и опять поднимался, не­смотря на тяжесть вериг, которые издавали сухой, резкий звук, ударяясь о землю Долго еще находился Гриша в этом поло­жении религиозного восторга и импровизировал молитвы. То твердил он несколько раз сряду: «Господи, помилуй», но каждый раз с новой силой и выражением; то говорил он: «прости мя, Господи, научи мя, что творити... научи мя, что творити, Госпо­ди», с таким выражением, как будто ожидал сейчас же ответа на свои слова; то слышны были одни жалобные рыдания... Он при­поднялся на колени, сложил руки на груди и замолк.

Да будет воля Твоя! - вскричал он вдруг с неподражае­мым выражением, упал лбом на землю и зарыдал, как ребенок.

Много воды утекло с тех пор, много воспоминаний о бы­лом потеряли для меня значение и стали смутными мечтами, даже и странник Гриша давно окончил свое последнее стран­ствование, но впечатление, которое он произвел на меня, и чувство, которое возбудил, никогда не умрут в моей памяти.

О великий христианин Гриша! Твоя вера была так сильна, что ты чувствовал близость Бога; твоя любовь так велика, что слова сами собой лились с уст твоих, - ты их не поверял рас­судком... И какую высокую хвалу ты принес Его величию, ко­гда, не находя слов, в слезах повалился на землю!»

«Юродивый Гриша, - говорит Лев Николаевич, - лицо вымышленное. Юродивых много разных бывало в нашем доме, и я - за что глубоко благодарен моим воспитателям - привык с великим уважением смотреть на них. Если и были среди них не­искренние, были в их жизни времена слабости, неискренности, самая задача их жизни была, хотя и практически нелепая, такая высокая, что я рад, что с детства бессознательно научился пони­мать высоту их подвига. Они делали то, про что говорит Марк Аврелий: «Нет ничего выше того, как то, чтобы сносить презре­ние за свою добрую жизнь». Так вреден, так неустраним соблазн славы людской, примешивающийся всегда к добрым делам, что нельзя не сочувствовать попыткам не только избавиться от по­хвалы, но вызвать презрение людей. Такой юродивой была и крестная мать сестры, Марья Герасимовна, и полудурачок Евдо- кимушка, и еще некоторые, бывшие в нашем доме».

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Доклады по литературе

    • : «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова (314)

      М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обраща­ется к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение...

    • : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века (337)

      В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным...

    • «Житие Александра Невского» - великий памятник литературы Древней Руси (234)

      «Житие Александра Невского» - один из великих памятников древнерусской литературы. Литература Древней Руси - предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из...

    • «Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет» (265)

      В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель - прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, - это повести...

    • «Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл (284)

      Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч»,...