Где в городе открыть частный музей. Бизнес-план музея. Такой формат музея имеет две особенности

По оценкам экспертов рынка, частные музеи в силу своих особенностей формируют новый формат коллекционирования и увеличивает аудиторию заинтересованных. В зависимости от направления, музеи частных владельцев увеличивают инвестиционную привлекательность того или иного предмета/темы коллекционирования. Под понятие «частный музей » чаще всего попадают проекты, которые имеют собственные или арендованные площадки с экспозицией, в в состав которой входят тематические частные коллекции и доступ на которые за определенную плату открыт для всех желающих. Согласно данным статистики, за последнее десятилетие наблюдается значительный прирост частных музеев. На передовых мировых позициях находятся Европа, США и Китай. Частные музеи России активно сотрудничают с государственными программами, предоставляя последним свои экспозиции.

Причина увеличения роста числа частных музеев кроется в том, что частные проекты могут быть более гибкими в принятии решений и могут создавать мобильные коллекции, некоторые экспонаты которых могут быть приобретены на аукционах с мировым именем.

Напоминаем, что государственным музеям запрещено на законодательном уровне участвовать в аукционах, проводимых на Западе. Еще одним неоспоримым преимуществом частного музея является его право продажи части своей коллекции. При этом государственным музеям запрещено продавать даже часть своих активов. Частные музеи могут оперативно отреагировать на модные веяния, продать старые коллекции и приобрести более новые и актуальные для посетителей. Это право дает частным проектам вовремя обновлять экспозиции и привлекать большее число клиентов.

Особенности рынка

Частные музеи по сути сами формируют рынок коллекций и монополизируют процесс ценообразования в тех или иных нишах. Привлекая клиентов, демонстрируя те или иные экспозиции, частные музеи создают спрос и новые элементы целевой аудитории, которые готовы покупать понравившееся предметы. Музеи-трендсеттеры (англ. Trendsetter; от англ. Trend - тенденция, to set - устанавливать, начинать) становятся не только активными участниками аукционов, но также их основателями и основной движущей силой.

Аукционам очень выгодно такое сотрудничество – к ним приходит огромное количество не просто заинтересованных лиц, а целые институции с развитым потенциалом и инвестиционными возможностями. Кроме того, стоит подчеркнуть, что участие в аукционах отмечается не только азартом, но также высоким культурным уровнем и масштабом сборов. Арт-рынок мира постоянно обновляется с помощью появления новых и разнообразных по тематике частных музеев. Эксперты утверждают, что развитие частного музейного дела в России будет идти по западному сценарию и со временем сможет укрепиться и создать свои отличительные черты. Так, в основном частный музей собирает совет попечителей (инвесторов), которые объединяются в итоге в достаточно крупный ресурс. Действующее законодательство всячески поощряет данный вариант развития событий.

Федеральный закон о вывозе и ввозе культурных ценностей (№435 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в сфере вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела» и № 430 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» ) от 28.12.2017, гласит, что существуют льготы, которыми может воспользоваться только государственные и муниципальные учреждения культуры.

Действие данного закона распространяются также на музеи негосударственного образца (п. 2 ст. 333–34 НК РФ ).

Кроме того, предметы, представляющие культурную ценность, которые были приобретены или подарены частным галереям, не будут облагаться НДС (п. 3 ст. 333–35 НК РФ), а также частные музеи, согласно поставновлению Президента РФ, освобождаются от уплаты госпошлины на право временного вывоза, что дает им возможность участвовать в международных проектах.

Директор Эрмитажа, глава Союза музеев России Михаил Пиотровский, отмечает что частные коллекции часто бывают весьма профессиональными и их выгодно отличает от академичных классических музеев, отражают индивидуальность своего создателя.

Также он отмечает, что «музей в нашем понимании, это учреждение, которое имеет фонды. Если фондов нет, это галерея… ». Также специалист говорит о сложившейся в России тенденции к созданию единой музейной зоны, в котором сегодня отмечены три основные типа музеев – это государственные, частные и общественные. В данном пространстве наблюдается здоровая конкуренция. Михаил Пиотровский в числе прямых конкурентов частных музеев называет досуговые и развлекательные комплексы. Среди важных составляющих успеха эксперт называет необходимость декларирования экспонатов, сохранения музейного фонда страны, и обеспечение неприкосновенности коллекций. Кроме этого, финансовые средства, заработанные музеем, должны быть потрачены на его непосредственные нужды, а не вычитаться в пользу государства при сокращении субсидирования культурного наследия нации.

Специалист подчеркивает, что современным музеям России нужна особенная концепция, которая будет отличать их от досугового отдыха и сферы услуг.


Михаил убежден, что «наша миссия: все полученное нами от предыдущих поколений сохранить, изучить и передать следующим. Это главное, а не развлечения… ». Искусство – это своего рода терапия, при этом она должна предлагаться знающими образованными людьми. В числе лучших частных музеев России он называет музей Метрополитен и подчеркивает, что в нем идеально сочетаются миссия музея и его диалог с городским пространством и посетителями.

Государственные музеи, в отличие от частных, могут воспользоваться рядом льгот по налогам и получать определенную поддержку от государства.

При этом частные проекты не должны оформлять такой документ как договор об иммунитете своих картин от арестов, налагаемых юридическими исками. Специалист отмечает, что подобная проблема наблюдается в организации выставок в США, представители которых тем не менее свободно могут привезти свои экспозиции для демонстрации в городах России.

Лучшим способом развития индустрии станет тесное сотрудничество частных и государственных музеев – таким образом, единое музейное пространство получит возможность и потенциал к расширению и разнообразию.

Это может быть:

  • Издание литературы на искусствоведческую тематику.
  • Обмен опытом кураторов.
  • Развитие инфраструктуры небольших городов и даже деревень.

Какую информацию должен содержать в себе бизнес план?

Резюме бизнес плана по открытию музея с нуля

Данный проект – это план создания частного предприятия по организации музея за 24 месяца. Прежде всего, перечислим ключевые пункты процесса создания бизнес плана запуска частного музея бизнес план с нуля.

В первую очередь возникает Идея проекта, и Цели проекта, такие как:

  1. Создание предприятия с высоким .
  2. законным способом, с указанием юридического адреса, паспортных данных руководителя и учредителя проекта, данных о сотрудниках.
  3. Удовлетворение спроса потребителей на заполнение ниши художественного рынка в России.
  4. Поиск и заключение договоров с инвесторами.
  5. Стоимость проекта: 3 690 000 руб.
  6. Финансирование проекта: Осуществляется путем получения коммерческого кредита в размере 3 690 000 рублей.
  7. Сроки окупаемости: 2 года.
  8. Доход инвестора составит 237 385,22 рублей.
  9. Выплаты процентов по кредиту начинаются с первого месяца реализации данного проекта.
  10. Возврат заемных средств начинается с первого месяца реализации проекта. Данное обстоятельство введено в данном бизнес плане для упрощения понимания структуры расчета потока дисконтирования и регулирования денежного потока.
  11. Заложенная процентная ставка по заемным средствам 14 %. Необходимо учитывать, что в настоящее время банки пересматривают норму процента для инвестиционных проектов в сторону снижения.
  12. Общая сумма начисленных процентов составит 237 385,22 рублей.
  13. Срок окупаемости с начала реализации проекта 8 месяц.
  14. Срок окупаемости с учетом дисконтирования 2 года.
  15. Общий экономический эффект от реализации проекта за условный жизненный цикл составляет 73 783 840,85 руб.

Этапы проекта

Этапы проекта Условия выполнения Сроки выполнения
Начало проекта 1,5-2 года
Заключение инвестиционного договора 1 месяц проекта 1 -30 банковских дней
Получение кредита Наличие

соответсвующего пакета документов

30 календарных дней
Внесение в госреестр, постановка на учет в административных и налоговых органах Заключение

инвестиционного

договора

30 календарных дней
Подбор местоположения и оформление документации Предварительные 30 календарных дней
Покупка предметов экспозиции (заключение договоров на экспозицию) Предварительные 30 календарных дней
Покупка оборудования Заключение

инвестиционного

договора

1-30 календарных дней
Установка оборудования Получение

инвестиционных

1-30 календарных дней
Найм персонала Производственная

деятельность

1-30 календарных дней
Обучение персонала Окончание этапа организации производственного процесса 1-30 календарных дней
Проведение маркетинговой компании 360 календарных дней 1-360 календарных дней
Окончание проекта 12 месяцев — 24 месяца

Алгоритмы действия, прописанные в бизнес плане

В бизнес плане прописаны следующие алгоритмы действий для начала бизнеса:

  1. Способы и методы анализа целевой аудитории, составление портрета идеального клиента, его уровень платежеспособности.
  2. Регистрация бизнеса в государственных надзорных и налоговых органах.
  3. Найм квалифицированных сотрудников, способных выполнить пожелания клиента и быть готовыми к работе. Еще одной статьей расходов считается найм сотрудников. Специалисты будут занимать вакантные должности на конкурсной основе, являясь сотрудниками общего, обслуживающего и временного характера с достойной конкурентоспособной оплатой. Кандидатуры претендентов на должности будут рассматриваться в течении 30 календарных дней.
  4. Услуги, оказываемые предприятием.
  5. Выбор формата работы предприятия.

Бизнес план музея: пошаговое руководство

В частных коллекциях чаще всего демонстрируются экспонаты, собранные по частным коллекциям. Согласно данным Ассоциации частных музеев, многие частные музеи выросли в серьезные организации из сборных коллекций, которые составляли часть экспозиций тех или иных крупных проектов. Иногда помещение требуется для интерактивных музеев для привлечения большего числа посетителей и денежной отдачи.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, необходимо зарегистрировать музей как форму частной собственности, и выплачивать единый налог на деятельность. Основным преимуществом такого вида предпринимательской деятельности является тот факт, что для открытия музей не требуется покупка и оформление лицензии.

Вход в частный музей может быть добровольным, однако стоит установить нижний предел в сумму, к примеру, в 50 рублей. Реализация сувенирной и информационной продукции на электронных носителях также облагается налогом.

Дополнительную прибыль можно получить, сдавая в аренду музейное помещение для проведения экскурсий, мастер классов и развлекательных мероприятий. Дорогостоящая аренда окупит себя только в том случае, если посетителей будет очень много, и они будут приходить постоянно, поэтому для того, чтобы открыть частный музей в своем городе, необходимо также заручиться поддержкой турагентств и туроператоров – посещение вашего проекта, включенного в уже готовый тур по городам РФ для иностранных туристов или жителей нашей страны, принесет доход как турагентству, так и вашему музею.

Главное отличие частного музея от государственного – права владения и наличие устава. Государственным может формально считаться то учреждение культуры, которое имеет документально зафиксированный музейный фонд и план дальнейшего развития. Преимуществом такого рода деятельности является возможность поставить свое учреждение на баланс муниципалитета, города.

Если музейное учреждение является полностью частным, то владельцу придется нести все расходы самостоятельно. Зарегистрировать можно как физическое лицо, так и компанию. Перед ведомствами отчитываться нет необходимости, а все экспонаты находятся в частных коллекциях, иными словами, принадлежат собственникам. Некоторые экспонаты при этом могут демонстрироваться на тематических мероприятиях, (пример — «Музей Маленьких историй» и «Барабанный дом») иногда музеем становится само пространство – как например Белая башня в Екатеринбурге.

Сегодня, во время смены поколений, частные музеи и необычные пространства, станут интересными разным возрастным категориям и гражданам с различным уровнем достатка. Современный музей – это интерактивная площадка, своего рода креативная лаборатория, которая не требует тишины и чопорности. Музей для сегодняшнего клиента – это пространство, в котором можно принять активное участие: потрогать экспонаты, примерить, сфотографироваться с ними. Хорошую отдачу показывают музе, в которых можно продегустировать те или иные самобытные блюда, посмотреть обучающие видеоматериалы.


Актуальность открытия музея бизнес план

Музей, открытый частным коллекционеров, имеет все шансы стать брендом своего города, региона, страны. Те частные проекты становятся частью имиджа городского пространства. Еще одно отличие таких проектов от крупных государственных учреждений – это эмоциональность, близость к посетителям, диалог с ним.

Чтобы частный музей приносил стабильный доход, необходима четка структура планирования будущего проекта. Практика существующих музеев показывает, что дешевые билеты и обширная развлекательная программа привлекают большее число посетителей.

Преимущества и недостатки бизнеса на открытии музея

  1. Дорогостоящая аренда помещения. Чтобы решить эту пробелу, есть несколько способов. Субаренда. Так, некоторые частные музеи сдают свое пространство за 7 000 рублей в час для бургерных, и других предприятий общепита. Провести в музее промо-акцию сможет любая другая желающая компания. Дополнительный доход, который покроет затраты на аренду помещения, может также принести аренда помещения музея под коммерческие ивент-проекты. Выручка с билетов на лекции/концерт обычно делится 50/50 между организаторами и участниками мероприятия.
  2. Прибыль музея напрямую завит от доходов целевой аудитории и процентной ставки по аренде, которую можно снизить на законных основаниях. Продажа билетов большую отдачу демонстрирует в самом помещении музея. Около 3% посетителей покупают электронные билеты и чуть больше 5% от общей прибыли приносит организация корпоративов, фестивалей и продажа сувенирной продукции. Чаще всего сувенирная продукция продается по себестоимости и производится/приобретается для поддержания бренда музея.
  3. Прежде, чем открывать музей в том или ином городе РФ, необходимо провести тщательный мониторинг доходов граждан – так, если в столице цена за вход в частный музей может варьироваться от 300 до 1500 рублей, то, например, в Казани население просто не имеет таких доходов, чтобы посетить дорогостоящее мероприятие, каким бы интересным оно ни было.
  4. Каждый частный музей может получить грант от государства, если докажет жизнеспособность и актуальность проекта.

Современные частные музеи находятся чаще всего на балансе самофинансирования, так как согласно бюджетному кодексу, городские власти имеют право выделять гранты только на проекты, которые находятся под их юрисдикцией. Городские власти многих областей РФ отмечают, что в последнее время значительно повысилась тенденция появления мини-частных музеев. Мэры городов готовы поддерживать частные проекты при условии предоставления владельцами полной информации о функционировании и развитии старапов и подтвердят их полезность для города.

Если частный проект музея относится к муниципалитету, власти окажут содействие в поиске безопасной и дешевой аренды помещения, или помогут снизить процентные ставки по уплате аренды и коммунальных услуг. Остальные проекты будут поддержаны рекламой и другими способами.

Процесс включения частного проекта в музейный фонд может не понадобиться в том случае, если у проекта отсутствуют экспонаты-артефакты. Наиболее популярными среди населения сегодня считаются так называемые «центры исследования». При этом владельцы частных коллекций утверждают, что поставка на госучет только усложняет ведение частной культурной музейной деятельности, накладывает ряд ограничений, но при этом не защищает от негативных факторов, возникающих в экономике страны.

Частный музей без постановки на госуучет может показывать больший коэффициент мобильности. Частное учреждение культуры имеет право составлять свой собственный план мероприятий, который не нужно в обязательном порядке согласовывать и утверждать с представителями Министерства культуры. Эксперты подчеркивает, что небольшие частные музеи могут быстро отреагировать на любое значимое событие культурного характера, произошедшее в городе и могут быстро и качественно внести свои предложения.

Услуги, которые может оказывать частный музей

  1. Демонстрация экспозиций как на основе постоянного характера, так и передвижные.
  2. Организация и проведение культурных мероприятий для горожан.
  3. Производство и реализация фото- и видеоматериалов, посвященных музейным событиям и экспозициям.
  4. Реализация подарков и памятных сувениров.

Современный музей отличается интерактивностью и способностью диалога со зрителем.

Расчетный период оказываемых музеем услуг бизнес план музея

Период Наименование вида услуг Объем реализации в месяц (ед.) Цена Выручка от реализации (тыс. руб.)
1-12 месяц инвестирования Плата за вход От 300 до 3 000 чел От 300 р. От 90 000 до 900 000 р.
1-12 месяц инвестирования Комплектовани е экспозиций, ед. От 1 ед. От 10 000 р. От 10 000 р.
1-12 месяц инвестирования Проведение

культурно-

массовых

мероприятий,

От 12 ед. От 30 000 р. От 360 000 р.
1-12 месяц инвестирования Производство и распространение видеокассет, CD-R, DVD, сувенирной продукции, ед. От 100 000 ед. От 300 р. От 30 000 000 р.
13-24 месяц функционирован ия Плата за вход От 330 до 3300 чел. От 350 рублей От 115 500 до 1 155 000 р.
Комплектовани е экспозиций От 2 ед. От 12 000 р. От 24 000 р.
13-24 месяц

функциониро

Проведение

культурно-

массовых мероприятий

От 13 ед. От 35000 рублей От 455000 рублей
13-24 месяц функциониро вания Производство и распространен ие видеокассет, CD-R, DVD, сувенирной продукции От 110 000 ед. От 350 рублей От 3 8500 000 р.

Для того, чтобы в полной мере реализовать музейный проект, необходимо

  1. Взять кредит в размере не менее 3 690 000 рублей на 24 расчетных месяцев с нормой дисконта 14%.
  2. Выход на уровень безубыточности предприятия начнется с 4-го расчетного месяца. В этот период первая сумма прибыли при верных расчетах предпринимателя составит 607 041,87 рублей.
  3. По истечении периода кредитования сумма прибыли составит 6 237 730.
  4. руб. При этом прибыль банка составит 237 385,22 руб. за 24 расчетных периода. Ежемесячные выплаты расходов составили 516 770 рублей.
  5. Итоговая валовая прибыль проекта составила: 112 574 000 рублей. Прибыль проекта составила: 73 783 840,85 рублей.

Расходы проекта (в руб.)

Наименование статьи расходов Стоимость
Кол-во (шт) в месяц в год Единовременная Итого расходы в
Покупка (аренда) здания, помещения От 100 62 500 750 000 125 000 125 000
Покупка оборудования 10 508 820 508 820
Приобретение предметов экспозиций От 100 1 700 000 1 700 000
Приобретение компьютерного оборудования 1 100 000 100 000
Сайт, хостинг, покупка необходимых скриптов, 1 250 000 250 000
Постоянные затраты на рекламу, в т.ч.в интернете 12 100 000 1 200 000 200 000 1 200 000
Зарплата 12 354 270 4 251 240 4 251 240
в т.ч. налоги 12 113 270 1 359 240 1 359 240
Непредвиденные расходы 288 380 288 380
Итого: 516 770 6 201 240 3 172 200 8 423 440

Преимущества и недостатки открытия проекта бизнес план музея

  1. Основное преимущество заключается в том, что не нужна лицензионная документация для осуществления деятельности. Согласования и разрешения нужны при составлении договора аренды и будут касаться общих требований, которые обычно предъявляются сан станцией и Роскомнадзором. С полным списком подобной документации вы можете ознакомиться ниже.
  2. Небольшой частный проект вполне способен обойтись без штата.
  3. Обладание стартапером редкими объектами повысит посещаемость, а если владелец проекта может позволить себе закупить качественную технику и обеспечить должный современный уровень интерактивности, то приток клиентов в входные дни и в сезон отпусков обеспечен.

На видео: Полезные советы начинающим бизнесменам от владельцев музейного бизнеса

На что стоит обратить внимание

  • Аренда помещения и его цена, состояние конструкций.
  • Сезонность бизнеса.
  • Навыки и умения, которые помогут в составлении коллекции и обеспечении технологической базы культурного заведения.
  • Концепция заведений – это тот спектр эмоций, которые вы захотите подарить своим клиентам. Так, это могут пикантные развлечения для определенного круга людей – музей пыток или эротики, или экспозиции для более широкого круга почитателей, в том числе для подростков и детей младшего возраста.
  • Концепция музея может быть самой простой – так, бизнесмен А.Сергиенко вынашивал идею проекта около года, осуществил за считанные месяцы. Сайт музея повествует о том, что в учреждении семь комнат, каждая из которых посвящена определенной эмоции. Инсталляции, арт-объекты, звуковые и видео-дорожки подобраны таким образом, чтобы провести человека по определенным эмоциональным состояниям, которые мы чаще всего испытываем или нам наоборот не хватает их в повседневной жизни. Для этого автору проекта хватило 200 кв. метров.

В туристических центрах выйти на точку безубыточности обычно легче и быстрее. Туристы смогут быстрее найти ваш музей, если обозначить его на гугл-картах, нанять для развития сайта грамотных СЕО и по возможности обозначиться в путеводителях и картах.

Документация для открытия музея

Выбор концепции музея бизнес план

Обычно для того, чтобы открыть музей, требуется:

  • Наличие собственной квартиры (если вы готовы открывать двери многочисленным незнакомым людям).
  • Отдельное помещение в собственности или арендованное.
  • Земельный участок под открытым небом.
  • Собственно элементы экспозиции, которые вы собираетесь демонстрировать.

Вы можете открыть музей-микс или моно-музей, иными словами, объединенный одной тематикой или посвященный многим темам, не противоречащим одна другой.

Хорошую отдачу, по оценкам экспертов, дают эклектика развлекательной и познавательной составляющих. В программу музея могут входить демонстрация шоу, заказ цветомузыки, видеоматериалы, презентации. Владелец музея должен также заботиться о своевременном пополнении коллекции.

Чаще всего частные музеи работают в направленности живописи и художественных ценностей – клиенты могут приобрести понравившиеся работы. Сюда можно отнести галереи, пассажи, в которых демонстрируются картины, фотоматериалы и инсталляции. Дополнительная плата за проведение фото-и видеосъемки также принесет чистый доход музею.

Что выбрать для старта: виртуальный или обычный музей?

Параметр Виртуальный музей Обычный музей
Стоимость создания От нескольких сот тысяч

долларов

От нескольких миллионов

долларов

Сроки создания музея, месяцев От нескольких месяцев От нескольких лет
Количество посетителей музея в день От нескольких сот до нескольких тысяч

посетителей

От несколько десятков до нескольких сот посетителей
Количество посетителей музея в год От нескольких сот тысяч до нескольких миллионов

посетителей

От нескольких десятков тысяч до нескольких сот тысяч
География и охват

посетителей

Из любой страны мира В основном, из данного

населенного пункта

Площадь музея, кв.м. От нескольких

квадратных метров

От нескольких сот квадратных метров
Срок окупаемости музея, месяцев Несколько месяцев Несколько лет
Рекламные возможности музея Оперативное обновление в любое время Обновление рекламы требует времени
Месторасположение В любой стране, в любом городе Экономически целесообразно только в столицах стран, или в больших городах
Языковая поддержка

посетителей музея

Число поддерживаемых языков не ограничено Как правило, не более 6-7 языков
Число экспонатов музея Не ограничено Не более нескольких тысяч
Оперативность ознакомления с новыми

экспонатами музея

В любое время Имеются ограничения
Оформление разрешения на строительство Не требуется Требуется
Обновление экспозиции музей В любое время Как правило, по заранее составленному плану и трафику
Режим работы музея 24 часа в сутки, без перерыва на обед, без выходных и праздничных дней Ограниченный режим работы по времени, с перерывами
Сотрудники музея Могут проживать в

любой стране мира

Проживают в населенном пункте, в котором расположен музей
Дистанционная работа в музее Возможна и

приветствуется

Крайне ограничена
Известность музея Мировая известность Ограниченная
Затраты на раскрутку музея Виртуальный музей, сам по себе, уже и есть реклама Требуются затраты на раскрутку
Юридические формальности создания музея Минимальные Требуют времени, сил, знаний и денег
Вывоз экспонатов музея за границу для демонстрации Никаких ограничений
Переоформление прав на владение музеем Минимальные

формальности

Требуется соблюдение формальностей
Затраты на создание филиала музея Никаких затрат и

вложений не требуется

Требуется соблюдение формальностей и финансовых вложений
Перспективы развития музея Неограниченные Зависят от многих показателей и имеют ряд ограничений

Как открыть частный музей бизнес план в своём городе

Для того чтобы запустить проект музея в своем регионе, необходимо провести маркетинговые исследования и промониторить деятельность своих прямых и косвенных конкурентов

Регистрацию предприятия можно осуществить в виде ООО, ИП или некоммерческого объединения. Некоммерческое объединение выбирают те бизнесмены, которые впоследствии хотят добиться приобретения национально-культурного статуса, и получить финансовую поддержку от государства в виде субсидий. Согласование с Министерством культуры обязательно в том случае, если в экспозиции будут задействованы археологические находки и экспонаты, представляющие крупную материальную ценность. Помещение арендуется для целевого назначения, аренда земельного участка необходима на срок от 20 лет и более, поэтому для организации такого формата музея лучше приобрести земельный участок в постоянное право собственности.

Закрытые выставки в целях экономии иногда организовывают на производственных площадках, которые уже нельзя использовать для производства (это территории заводов, цехов и проч.), однако стоит позаботиться о безопасности клиентов.

Дополнительные расходы

  • Приобретение и монтаж противопожарных и охранных систем.
  • Стеллажи из стекла или плексигласа.
  • Витрины.
  • Крепежи.
  • Мебель для удобства клиентов (диваны, столы, стулья, кресла).
  • Качественное освещение.
  • Система микроклимата и вентиляции.
  • Если планируется открытие интерактивной выставки, потребуется дорогостоящая техника.
  • В статьи расходов войдет покупка экранов, аудиосистем, компьютерных панелей и многого другого.

Основные уплачиваемые налоги

Дополнительный доход предпринимателю может принести запуск общепита при музее – так, проект «Квартира времени» предлагает не только посещение экспозиции – квартиры, полностью стилизованной под определенный советский период, но также попробовать блюда, полностью соответствующие эпохе и приготовленные в соответствии с технологическими картами того времени, проще говоря, повара музея-ресторана используют информацию из «Книги о вкусной и здоровой пище», которая была издана в 1952 году.

В музее можно провести романтический вечер, свадьбу, корпоратив или день рождения. Также хорошо ориентировать музеи на связь поколений и укрепления семейных ценностей. Так, примером может послужить Музей советских игровых автоматов – дети 2000 привыкли играть на смартфонах, планшетах и других гаджетах, а когда они видят азарт родителей, они начинают понимать, что их родители не такие уже и отсталые, как некоторые дети иногда думают. При этом не все подростки могут разобраться в достаточно простой механике автоматов советского времени, и здесь уже родителям приходится объяснять детям тонкости управления.

«Создание музея необходимо, чтобы молодое поколение получило возможность сформировать цель в жизни, этические образы настоящего и будущего, и способность качественного научного и инженерного мышления» , - отметили авторы концепции музея, посвященного жизни и творчеству братьев Стругацких.

Для того, чтобы и персоналу, и посетителям было комфортно, владельцу частного музея необходимо позаботиться о внутренней и внешней отделке помещений. Дизайн должен отвечать не только основным требованиям безопасности, но также быть интересным для клиентов – как тем. Кто пришел в составе экскурсионной группы, так и при самостоятельном посещении.

По предварительным оценкам специалистов, формат музея в виде научно-развлекательного центра также удовлетворяет потребность населения в познавательно-развлекательных услугах. В подобных центрах клиент может поучаствовать в экспериментах, пронаблюдать редкие явления или даже самостоятельно поставить ряд опытов.

Такой формат музея имеет две особенности

Во-первых, чаще всего экспонаты изготавливаются вручную, а это несет дополнительные серьезные расходы, во-вторых, необходимо найти надежного инвестора и выгодное месторасположение.

Чтобы выбрать действенную, прибыльную и способную жить и развиваться дальше концепцию музея, необходимо предварительно осуществить анализ наполненности рынка того или иного региона РФ.

Составляющие маркетингового исследования

  1. Анализ проблем целевой аудитории и изучение ее состава
  2. Определение состава будущей экспозиции и формат экспонатов, их размер, цвет, форма, материал исполнения, количественный состав размещения экспонатов на той или иной территории.
  3. Дизайн интерьера экспозиции.
  4. Дополнительный доход владелец музея получит от создания отдельной зоны мастер-классов для детей/подростков.

Персонал

Лучше, если это будут люди с опытом работы, или молодые специалисты – педагоги, экскурсоводы и аниматоры. Некоторые музеи направлены на профориентацию, и это также нужно учитывать при подборе персонала. Сотрудников в штатном режиме необходимо оформить согласно всем нормам законодательства, однако на старте проекта можно нанять волонтеров, которые будут набираться опыта за небольшое вознаграждение и без оформления трудовых книжек.

Люди творческого склада нестандартно подходят к предпринимательству, превращая хобби в бизнес. Открытие музея: особенности, рентабельность, бизнес-план реализации оригинального проекта с расчетом окупаемости инвестиций.

Музей часто ассоциируется с историческими и монументальными направлениями - краеведческий, художественный, военный. На самом деле выставочными экспонатами могут быть абсолютно любые вещи, главное, чтобы присутствовал интерес широкой публики. Зачастую идея организовать музей как бизнес приходит в голову состоявшемуся коллекционеру, и тогда остается решить административные вопросы.

Плюсы и минусы

Прежде чем приступать к осуществлению задумки, необходимо оценить преимущества и недостатки проекта по открытию выставочного зала:

Плюсы Минусы
1 Деятельность не лицензируется, не нужны специальные разрешения и согласования. Дорогостоящее удачное расположение помещения. Если место арендуется, то возникает риск расторжения договора и перемещения коллекции, придется начинать все сначала.
2 Предприниматель способен самостоятельно выполнять всю работу. Обширный штат персонала требуется только в крупных музеях. Бизнес обычно имеет сезонность и сдвиг основной массы посещений в сторону выходных дней.
3 Если начинающий бизнесмен обладает редкими и необыкновенными объектами, то это повышает вероятность успешного развития дела. Чтобы адекватно оценить значимость коллекции, необходимо обладать специальными знаниями и умениями.

При реализации бизнес-идеи нужно обращать внимание на критические моменты. Например, составлять график работы музея так, чтобы люди имели возможность посетить заведение в субботу и воскресенье, а также в поздние вечерние часы.

Инструкция к действию

Если речь не идет о формате «музей на дому», то прежде необходим бизнес-план с расчетами базовых показателей как для идейного вдохновителя проекта, так и для привлечения инвесторов со стороны:

  1. Концепция предприятия.
  2. Регистрация в государственных органах.
  3. Подбор помещения.
  4. Ремонт и оборудование.
  5. Персонал.
  6. Реклама.
  7. Финансовые расчеты.

Шаги стандартные для развития любого дела, но везде есть свои особенности.

Концепция

В музейном бизнесе важно определиться с форматом и тематикой заведения. Вкусы людей быстро меняются, поэтому выбираются универсальные и непреходящие ценности, либо, наоборот, нечто эпатажное. Например, в музей эротики или орудий пыток ходит масса любителей острых ощущений.

В городах с изначально туристической направленностью проще - люди приезжают отдыхать, стараются получить новые впечатления и расширить кругозор. Такой контингент сам придет в музей, задача владельцев - ярко обозначить свое присутствие на картах, в справочниках, путеводителях. Чтобы привлечь аудиторию и создать место паломничества в обычный, ничем не примечательный пункт, прилагается немало усилий.

Музеи обычно бывают 2 типов:

  • в помещении;
  • под открытым небом.

Также различают моно-музеи и микс из различных тематик, объединенных под одной крышей.

Удачным решением будет соединить развлекательную и познавательную функции, например, как это сделано в музее Дарвина, с элементами шоу-программы, цветомузыкой, демонстрацией киноматериалов. Еще одна ниша в бизнесе - ориентация на узкий спектр интересов объемной аудитории.

Такой путь выбрал музей НЛО, бокса, ретро-автомобилей. Поклонники в этих сферах исчисляются тысячами, при постоянном обновлении экспонатов обеспечен стабильный поток клиентов.

Традиционной считается художественная направленность - галереи и пассажи с картинами, фотографиями, инсталляциями. Обязательно предоставляется возможность посетителям приобрести понравившиеся работы.

Любой частный музей, созданный не ради чистого искусства, а для извлечения финансовой выгоды, существенную часть дохода получает от реализации дополнительных услуг, продажи оригинальных экспонатов или копий. Часто плата взимается за разрешение вести кино- и фотосъемку на территории выставки.

До того как открыть свой музей, важно убедиться, что аналогичное заведение не функционирует в городе и окрестностях. Иначе затея обречена на провал - посетители будут ехать в известное и раскрученное место. Даже если максимально использовать рекламные средства, оттянуть и так немногочисленную аудиторию у конкурентов обойдется слишком дорого и нерентабельно.

Регистрация

После того как выбрано основное направление деятельности, нужно официально оформить бизнес. Зарегистрировать музей можно в 2 вариантах:

  1. Частное предприятие в виде ООО или ИП.
  2. Некоммерческое объединение.

Во втором случае ставка делается не на извлечение прибыли, а на приобретение национально-культурного статуса, с поддержкой от государства и субсидированной деятельностью.

Если тематика выставки касается археологических находок и ценных экспонатов, то необходимо получить согласование от Министерства культуры. В остальном, специальных разрешений и лицензий не требуется.

Помещение

Территория для размещения экспонатов подбирается под целевое назначение. Если планируется музей под открытым небом, то необходим земельный участок со сроком аренды более 20 лет или приобретенный в собственность.

Для закрытой выставки подойдет любое помещение. Организаторы специально выбирают заброшенные производственные площади для экономии средств и ради большого пространства. Небольшие экспозиции размещают в залах с малой квадратурой. Так как предполагается одновременное присутствие в помещении нескольких человек, то рассчитывается минимум на 40 кв. м.

Основные требования к помещению:

  • отдельное местоположение;
  • подъезд для транспорта и место для стоянки;
  • установка пожарной и охранной сигнальной системы;
  • наличие коммуникационных систем.

Все зависит от конкретного вида коллекции и формы реализации проекта. Арендные платежи будут входить в постоянные затраты бизнеса, поэтому лучше заранее найти выгодный вариант. Если заранее известно, что экспозиция будет открыта несколько месяцев в году, то выгодно заключить соглашение только на этот период.

При найме помещения существует риск расторжения договора. Так как в музейной деятельности стабильность местоположения является ключевым фактором, то наилучшим выходом будет вложение средств в приобретение недвижимости.

Ремонт и оборудование

Оформление помещения производится в соответствии с общей задумкой проекта. В отдельных случаях ремонт не выполняется. Например, в музее под открытым небом огораживается участок, и на территории размещаются экспонаты по разработанному плану. В традиционном выставочном зале может понадобиться тематический дизайн, под который необходимо сделать перепланировку, реставрацию или сложные ремонтные работы.

Обычно в музей необходимо установить:

  1. Пожарную и охранную сигнализации.
  2. Стеллажные конструкции.
  3. Витрины.
  4. Системы крепежей на стены, пол, потолки.
  5. Мебель для посетителей.

Чаще всего выставки проходят в закрытых помещениях, поэтому необходимо позаботиться о качественном освещении в залах и оснастить дополнительной подсветкой предметы экспозиции.

Если предусмотрена интерактивная модель функционирования музея, то потребуются экраны, стереосистема, компьютерные панели. Чтобы не допустить порчи коллекции, экспонаты ограждают от непосредственного контакта с людьми. Но большинство посетителей привлекает возможность прикоснуться к интересным вещам, поэтому имеет смысл выделить зону, где часть предметов разрешено рассматривать вблизи.

В музее нужен отдел для оказания дополнительных услуг - реализации товаров и сувениров, фотоплощадка, проведение мастер-классов. Необходимо выделить небольшую территорию для нужд персонала, администрации и санитарии.

Персонал

В масштабных музейных проектах задействовано большое число сотрудников:

  • экскурсоводы;
  • специалисты по коллекции;
  • менеджеры;
  • организаторы представлений;
  • подсобные рабочие;
  • охранники;
  • бухгалтера.

Скромную выставку владелец может организовать и представить самостоятельно, привлекая для отдельных нужд сторонние организации - реклама, обеспечение защиты, ведение учета.

В штат лучше набирать специалистов с опытом работы в музейной сфере. Частный бизнес привлекает сотрудников из государственных заведений повышенным уровнем зарплаты и разнообразием форматов деятельности. Поэтому при достаточном финансировании будет несложно нанять квалифицированный персонал.

Здесь можно скачать бесплатно в качестве образца.

Начальный этап запуска проекта по открытию своего музея не обойдется без затрат на рекламу. Если целевая аудитория четко определена и немногочисленна, то достаточно создать качественный оптимизированный интернет-сайт, оплатить первые места в выдаче поисковых сайтов и разместить информацию на тематических форумах.

В ситуации, когда музей задумывался для широкого круга посетителей, действовать нужно более масштабно:

  1. Сотрудничество с образовательными учреждениями и муниципальными властями.
  2. Установка указателей и информационных щитов в многолюдных местах.
  3. Реклама в интернете.
  4. Объявления в СМИ.
  5. Представление интересов на тематических конференциях и выставках.
  6. Заключение договоров о взаимовыгодной работе с конкурентами - отечественными и зарубежными.

Традиционный музей, размещенный в большой помещении, может предоставлять залы для проведения выставок экспонатов других направлений, тем самым расширяя аудиторию, которая заодно ознакомится с основной коллекцией.

Музеи ведут просветительскую, развлекательную и обучающую деятельность. Чем активнее организуются экскурсии, лекции, мастер-классы, тем большую известность получает заведение и увеличивается поток посетителей.

Видео: как открыть в России частный музей.

Финансовые расчеты

Чтобы определить величину инвестиций и рентабельность музея, необходимо располагать сведениями о проходимости, сезонности, стоимости билетов. Например, для открытия выставки оружия в закрытом помещении площадью 50 кв. м. потребуется вложить (при условии владения коллекцией и зданием):

Если в число расходов включается приобретение помещения и экспонатов, то стоимость запуска проекта увеличивается в 3-10 раз. Коллекция может полностью принадлежать предпринимателю, или часть предметов берется на время в другом месте - в отношении формирования и оценки выставки существует масса нюансов.

В состав постоянных ежемесячных затрат включается:

  • коммунальные расходы;
  • зарплата;
  • налоги;
  • реклама;
  • административные.

С течением времени и ростом популярности музея маркетинговые расходы снизятся до минимума, хотя полностью останавливать деятельность по привлечению посетителей нельзя. Среднемесячные затраты бизнеса составляют 250 000 руб.

Посещение выставок обходится россиянам минимум в 50 руб., усредненная стоимость составляет 300 руб. Ценообразование основывается на групповом характере музейных походов - семьи, школьные классы, туристические отряды. Стоимость билета выше 500 руб. неподъемна, поэтому такие расценки устанавливают заведения, ориентированные на финансово обеспеченную узкую категорию клиентов.

При графике работы с 2 выходными днями в неделю, в период максимальной активности музей принимает ежедневно до 50 человек. Ежемесячный доход составляет 330 000 руб., прибыль - 80 000 руб., рентабельность - 24%. Однако такие показатели достигаются в течение нескольких месяцев, остальное время выручка едва покрывает затраты. При удачном стечении обстоятельств инвестиции в проект окупаются за 2 года.

По отзывам предпринимателей, открывших частный музей, этот бизнес весьма специфический. Даже при крупных вложениях и правильных расчетах легко потерпеть неудачу - спрос на музейные ценности практически невозможно предугадать.


* В расчетах используются средние данные по России

Открытие своего частного музея малому количеству людей кажется перспективным начинанием, всё-таки поход в подобное учреждение немногими воспринимается как интересный вид досуга. Однако спрос всё-таки имеется, и если правильно выбрать тематику своего музея и правильно организовать его, то можно рассчитывать на неплохую прибыль. Причём вариантов развития тут существует огромное множество, предприниматель может работать в разных форматах, предлагать своим посетителям нечто уникальное, а многообразие тем позволяет занять ту нишу, которой ещё никто не занимается. Хороший музей может быть популярен и приносить доход абсолютно везде – и в малых населённых пунктах, и в больших городах, особенно удобно заниматься подобным бизнесом в исторически значимых местах. Учитывая некоторые особенности ведения такого рода бизнеса, можно начать дело, которое будет приносить стабильный и достаточно высокий доход. При этом для многих предпринимателей подобное дело становится интересным начинанием, потому что позволяет заниматься именно тем, чему он посвятил свою жизнь.

Для начала вообще нужно изучить рынок, чтобы определить, что именно интересно населению. При работе в курортных или просто популярных у туристов городах стоит ориентироваться даже не на местное население, а именно на приезжих, тут существует масса возможностей. Определение тематики музея – самый сложный этап, тут предпринимателю приходится заниматься полноценным исследованием, потому что в случае неудачного выбора нельзя будет говорить даже о покрытии расходов, не говоря уже об извлечении прибыли. Что касается конкурентов, то вряд ли они существенно скажутся на ведение своего бизнеса, потому что создавать два музей одной и той же тематики никто не станет, а люди всегда при выборе музея идут именно туда, куда им самим интересно, тут маркетинговая кампания вряд ли как-то скажется на их выборе. Однако есть музеи, которые как раз пытаются привлекать своих посетителей за счёт чего-то нового и необычного, это, конечно, чаще всего музеи в туристских городах, потому что трудно привлекать местное население на выставку какой-то слишком уж необычной коллекции постоянно. А вот туристы с радостью посетят не только исторические достопримечательности, но и весьма необычный музей. В целом, узнав, что интересно людям и убедившись, что будет достаточно людей в качестве посетителей, можно начинать открытие своего музея.

Важный момент – процесс регистрации. По своей сути у предпринимателя один выход – регистрировать юридическое лицо, чтобы зарабатывать прибыль на предоставлении услуг, а его музей будет просто как развлекательное и культурно-досуговое учреждение. Процесс регистрации юридического лица стандартный, каких-то специальных условий тут не предусмотрено. Но если он не ставит своей целью извлечение прибыли, то он может зарегистрировать некоммерческую организацию, которая станет автономным учреждением. Получить статус музея, который позволяет обращаться в Министерство культуры за какими-либо субсидиями и поддержкой, достаточно сложно, обычно частные коммерческие организации ими не становятся. Но в любом случае заявка передаётся как раз в Министерство культуры, и там уже оценивается ценность коллекции и значимость её как культурного достояния, а также оценивается состояние самого музея. В общем, здесь и идёт различие, коммерческие музеи чаще всего собирают такую коллекцию, которая вряд ли имеет значение для Министерства культуры, а более «традиционные» музеи почти всегда являются НКО.

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2019 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Отдельный разговор в случае, если предприниматель располагает предметами важного культурного и исторического значения, если они действительно находятся в частной коллекции, то Министерство культуры будет заинтересовано в том, чтобы эти экспонаты были выставлены, но арендовать предметы такого рода будет очень трудно. Это на случай, если предприниматель предполагает возможность аренды каких-то ценных вещей в других музеях или иных учреждениях. В целом, с юридической точки зрения ограничений на ведение своей деятельности нет, главное (в случае коммерческой организации) – платить налоги, но в той или иной степени исторический музей в любом случае по многим вопросам вынужден обращаться в Министерство культуры по своему району. Поэтому перед началом работы есть смысл обратиться туда, чтобы узнать о имеющихся в регионе требованиях и каких-то положениях, потому что, к примеру, может быть ограничение на пользование какими-либо предметами, добытыми во время даже частной археологической экспедиции, это может быть, к примеру, в случае, если раскопки проходили на территории ведения боевых действий в прошлом.

Следующий момент – поиск помещения для своей работы. Тут имеется множество вариантов, но они зависят, как раз, от выбранного формата работы. Некоторые частные музеи и вовсе располагаются в домах или квартирах своих основателей, но это скорее мелкие музеи, которые интересны только небольшой группе единомышленников. Для нормального музея нужен хотя бы один выставочный зал размером примерно в 100 м 2 . Правда, есть и более мелкие залы, и значительно более крупные, музеи вообще бывают очень и очень разными. Важным моментом может быть именно местоположение в городе, оптимально, конечно, располагаться в центре, но там и стоимость аренды будет очень высокой. 100 м 2 обходиться будут в 70 тысяч рублей в месяц в среднем, но это очень грубый показатель, в крупных городах этих денег будет недостаточно, в небольшом населённом пункте, наоборот, удастся сэкономить. При работе в меньшем помещении, конечно, и экономия будет более значительной. Вообще музей в этом плане достаточно сложное начинание, потому что в некоторых случаях наблюдается сезонность (например, в туристских городах), да и не каждый месяц поток посетителей равный, а сумма аренды постоянно, и её нужно вносить без задержек.

Вообще лучше иметь резервный фонд денежных средств, чтобы хотя бы на полгода вперёд иметь возможность оплачивать аренду без риска остаться без помещения. При 70 тысяч рублей за аренду такой фонд составит 420 тысяч рублей. За полгода будет хотя бы сделана работа по привлечению посетителей, после чего риски снизятся. А музей, который подвержен сезонности, и вовсе должен на год вперёд планировать свой бюджет. Некоторые предприниматели, кстати, находят временные места для размещения своих экспозиций, благодаря чему могут вообще несколько месяцев не заниматься этой деятельностью, но и не платить за аренду. К примеру, можно договориться с уже работающим музеем об открытии своей выставки только на летние месяцы. Тут уже нужно изучать возможности, чтобы найти оптимальный выход из своей ситуации.

Вообще, если было принято решение об открытии музея, то уже наверняка у организаторов имеются какие-то экспонаты, то есть готова в той или иной степени выставка. В крайнем случае, уже принято решение именно о том, что и где покупать. Тут нужно сказать, что стоимость экспонатов может быть очень разной. Это могут быть и находки студентов-археологов, которые продали их за символическую сумму, это могут быть и вещи, изготовленные предпринимателем самостоятельно (некоторые люди, которые увлекаются каким-либо видом творчества, впоследствии задумываются о том, чтобы открыть музей своих поделок, и некоторым это удаётся), а также это могут быть и настоящие произведения искусства, антиквариат, вещи, имеющие огромную историческую ценность – такие экспозиции могут оцениваться в миллионы долларов. То есть назвать даже приблизительную стоимость закупки экспонатов нельзя, диапазон очень и очень широкий, фактически от «бесплатно» до «астрономические суммы». Всё зависит от того, чем именно заниматься. И, конечно, нужно учитывать, каких размеров будет экспозиция, и вообще, сколько их будет в одном музее.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Также нужно позаботиться о том, чтобы правильно обустроить свои залы. Для этого потребуется закупить соответствующее оборудование. Вообще размещение экспонатов в музеях может требовать приобретение несколько необычного оборудования (к примеру, стоек для доспехов), но мы рассмотрим обычные стеллажи и витрины. Делаются они обычно из простых материалов, но иногда нужна повышенная степень защиты, если дело приходится иметь с ценными экземплярами, то есть когда есть вероятность кражи. Конечно, простой краеведческий музей вряд ли нуждается в сложной и дорогой охранной системе, но вот в некоторых случаях это критически необходимо. Стоимость стеллажа длиной 4-5 метров составляет 30-40 тысяч рублей, небольшие витрины в 1,5-2 раза дешевле, то есть один среднестатистический музейный зал можно оборудовать мебелью за 200-300 тысяч рублей. Конечно, и тут существует множество вариантов, немало зависит от самих экспонатов, иногда и вовсе не приходится приобретать что-то дороже простого стола. Дополнительно устанавливается охранный комплекс, для этого можно обратиться в специализированную частную охранную организацию, которая сможет за сумму примерно в 50 тысяч рублей подключить систему охраны, но в дальнейшем придётся платить за обеспечение охраны. Здесь также многое зависит от сложности системы, от уровня безопасности, рассчитывать нужно на сумму от 5 тысяч рублей. Для охраны больших музеев сумма будет в несколько раз больше. Отдельной статьёй расходов станет создание дизайнерского проекта, если это, конечно, целесообразно при создании музея. Некоторые подобные учреждения действительно обустраиваются в соответствии с какой-либо тематикой, поэтому есть смысл обратиться в специализированную контору, которая выполняет такие работы. Стоимость дизайнерского проекта (его разработки) составляет примерно одну тысячу рублей за квадратный метр помещения (при учёте, что размер составляет 100 м 2 , то есть если это большое помещение, в ином случае – в 1,5-2 раза больше). Таким образом, нужно ещё около 100 тысяч рублей на дизайнерский проект.

Также стоит задуматься о том, кто именно будет работать в музее. Нужно отметить, что малое учреждение вполне в состоянии обслуживать и сам предприниматель, но вот если в музее есть огромное количество экспонатов, а также многие из них являются ценными, то стоит привлекать специальных сотрудников. Хорошо, если у них уже есть опыт работы на подобных должностях, многие музейные работники, проработавшие в государственных учреждениях, почти наверняка заинтересуются более высоким уровнем зарплат, который им может предложить частный музей. Для обслуживания среднего музея будет достаточно штата сотрудников из 4-5 человек, величина заработной платы одного человека тут лежит в пределах 20 тысяч рублей для среднего города. Конечно, в крупных населённых пунктах придётся платить людям несколько больше. По сути, сам предприниматель также может продолжать принимать участие в работе музея, особенно если он формирует коллекцию, которая ему самому интересна. Тут нужен будет человек, ответственный за экспонаты, их учёт и ведение, администратор, а также в некоторых случаях экскурсовод. Иногда дополнительно привлекается дешёвая рабочая сила для организации выставок; это нужно, к примеру, при работе с большими картинами или тяжёлыми скульптурами. Таким образом, фонд заработной платы составляет примерно 100 тысяч рублей в месяц, но эта цифра касается только действительно больших музеев, в которые ходит немало людей. При этом все бизнес-процессы, которые не относятся к получению прибыли, лучше передать на аутсорсинг, сюда можно отнести уже упомянутую охранную деятельность, а также ведение бухгалтерии. Заниматься вопросами урегулирования отношений с Министерством культуры должен либо дополнительный знающий человек, либо сам предприниматель, но даже специалиста со стороны не обязательно брать в штат, а обращаться к нему только в случае необходимости.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Теперь несколько более подробно остановимся на возможных форматах работы. Самый простой пример – обычный исторических или ему подобный музей, который интересен в большинстве своём определённой группе лиц, однако «общекультурные» учреждения нередко принимают целые школьные классы или даже студенческие группы, если их экспонаты состоят из объектов исследования определённой области науки. Тут уже люди ходят в музей ради просветительства (а в случае школьников – нередко просто в добровольно-принудительном порядке). Поэтому при организации музея такого рода стоит начать сотрудничество с учебными учреждениями, предлагая скидку на массовые походы. От этого предприниматель только выигрывает, потому что скидка на билеты не влияет на уровень дохода, ведь приходит одновременно много человек. Однако наиболее интересны школьникам, студентами и их преподавателям именно зарегистрированные музеи, которыми, как уже было замечено, чаще всего становятся некоммерческие предприятия.

Иной формат работы – это музеи необычной тематики, в мире существует огромное количество подобных мелких учреждений, которые собирают непонятные простому обывателю вещи. Самый банальный пример – музей вещей знаменитостей. Тут всё определяется фантазией основателя, однако самый большой риск в этом направлении – не найти аудиторию. С другой стороны, есть примеры музеев такого формата, в которые едут люди со всего мира. Стоимость билета в такие учреждения обычно на порядок дороже, чем билета в простой музей, хотя устанавливать такую цену может лишь известное учреждение. Следующая категория – музеи, рассчитанные на туристов, это как раз учреждения, которые больше всего зависят от сезона, зато могут в особых случаях заработать за пару месяцев в разы больше, чем обычный музей. Обычно эти музеи посвящены истории города, его архитектуре, искусству, каким-то событиям, происходившим в жизни города. Понятно, что успешным будет такой музей только в городе, который изначально интересен туристам. И отдельной категорией есть музеи, которые посвящены какому-то необычному направлению, которым увлекается сам организатор. Отличает такие музеи то, что большинство экспонатов – это продукт творческой мысли самого владельца музеев, такие учреждения как раз и начинаются с выставок в собственной квартире или доме. Это также может быть что угодно, но здесь нужно быть точно уверенным, что будет достаточно единомышленников, чтобы зарабатывать на этом. Дополнительную (а иногда и основную или даже единственную) статью доходов составляет продажа сделанных вещей; продажей экспонатов, в общем-то, может заниматься любой музей.

Таким образом, стоимость открытия музея может быть и очень небольшой, так и очень значительной, средний простой музей можно открыть (без учёта коллекции, стоимость которой, как было замечено, вообще не поддаётся оценке и высчитывается всегда индивидуально) за сумму около одного миллиона рублей с учётом резервных средств на поддержание работы в первые месяцы. Величина ежемесячных расходов составляет 200 тысяч рублей, и нужно отметить, что это очень большой показатель. Чтобы покрывать расходы, нужно содержать хотя бы страницу в интернете о своём музее, а для этого нужно вложить ещё дополнительно хотя бы 50 тысяч. Стоимость билета в музей начинается от 50 рублей (но даже не в такой, какой здесь описан, а гораздо более простой), средняя стоимость – 300 рублей. Таким образом, для покрытия расходов придётся привлекать ежемесячно почти 670 человек, или около 30 человек в сутки (учитывается рабочий месяц с 22 днями).

Для музея, который находится в относительно большом населённом пункте и имеет налаженное сотрудничество со школами и прочими учебными учреждениями, это вполне реально; для музеев другого формата и иного способа привлечения клиентов этот показатель может быть очень большим, невыполнимым. В связи с этим многие коммерческие музеи располагаются на малых площадях и обслуживаются одним человеком. Но популярное место всегда имеет своих посетителей, только нужно понимать, что пройдёт несколько месяцев тяжёлой работы, прежде чем станет много клиентов в открытом музее. Этот бизнес очень сложный, и подходит определённо тем, кто сам увлечён той или иной областью и готов развивать интерес к ней.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Матиас Лауданум
(c) - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса.

635 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 221933 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

В этом материале:

Частные музеи – перспективное и интересное направление для организации собственного бизнеса. Эта ниша пользуется в России стабильным спросом, особенно в городах с развитым туризмом. Как открыть собственный музей и зарабатывать на нем? Готовый бизнес-план музея поможет разобраться в этих вопросах.

Преимущества и недостатки открытия музея

Каждый бизнес имеет положительные и негативные стороны, с которыми непременно сталкивается предприниматель – простота и сложность организации, конкуренция, окупаемость и пр.

Преимущества музейного бизнеса:

  1. Не требует лицензирования. Чтобы открыть такой бизнес, не нужно получать лицензию на осуществление деятельности. К примеру, чтобы создать журнал, необходима лицензия Минпечати. Для музейного предприятия такие документы не требуются.
  2. Актуальность идеи. Музеи всегда привлекают туристов и любителей древности. Среди них крупные коллекционеры, которые предпочитают заказывать частные экскурсии.
  3. Простота организации. Нет необходимости содержать большой штат сотрудников.
  4. Быстрая окупаемость.

Недостатки:

  1. Зависимость от расположения. Если музей расположен далеко от культурного центра города, туристам он будет неинтересен.
  2. Сезонность. Большая часть посетителей – это туристы из других городов и стран. Обычно они путешествуют летом. В межсезонье большого потока посетителей не будет.
  3. Наличие специальных знаний. Важно грамотно расставить предметы по экспозициям – чтобы они дополняли друг друга и создавали единую композицию. Кроме того, для каждого экспоната должны быть созданы специальные условия хранения – температурный и влажностный режим, а для письменных источников и картин – специальное освещение.
  4. Необходима надежная охрана – даже самые крупные музеи грабят, если в них есть ценные для коллекционеров предметы.

Определение тематики

Выбор тематики определяется рядом факторов:

  1. Наличием или отсутствием опыта работы в музейной сфере. Если нет опыта, необходимы консультации специалистов – профессиональных музейщиков и коллекционеров.
  2. Знанием темы. Нет смысла выбирать незнакомую тему – это верный признак провала. Чтобы проект был успешным, предприниматель должен работать со знакомой ему тематикой либо получить эти знания – читая литературу, общаясь с коллегами, посещая конференции и вебинары профессионалов.
  3. Наличием собственных коллекций. Большинство частных музеев формировались из частных коллекций и постепенно расширялись. Собственная коллекция – большой плюс. Большинство известных музеев были сформированы на базе таких коллекций.
  4. Конкуренцией. Все существующие музеи – потенциальные конкуренты. Первостепенная задача – переманить из них посетителей. Это будет не просто, но вполне реализуемо при правильном подходе к реализации проекта и хорошей рекламной кампанией.
  5. Туристической привлекательностью региона. К примеру, создать собственное музейное предприятие в Питере или Крыму гораздо рентабельней, чем где-нибудь в глубинке.

При выборе тематике необходимо учитывать все эти факторы, все они взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

Дополнительно необходимо провести анализ целевой аудитории. Он покажет, насколько посещаемым будет музей той или иной тематики.

Поскольку первостепенная задача предпринимателя – заработать на посетителях, этот фактор должен быть главным.

После выбора темы нужно определиться с типом предприятия.

Музеи бывают двух типов:

  • закрытые;
  • под открытым небом.

Организация бизнеса

Регистрация

Любой бизнес необходимо регистрировать.

Есть два варианта регистрации:

  • юридическое лицо;
  • индивидуальный предприниматель.

Большинство частных музеев России зарегистрированы как ИП. Нет надобности оформлять статус юридического лица.

Чтобы получить ИП, необходимы следующие документы:

  1. Копия паспорта.
  2. Квитанция об уплате госпошлины.
  3. Заявление по форме Р21001.
  4. Заявление в налоговую инспекцию.

Для регистрации ИП нужно:

  1. Подать заявление. Есть два способа – по месту жительства и через интернет. Второй вариант наиболее распространен.
  2. Выбрать ОКВЭД-код. Этот код сообщает властям о том, как вид предпринимательской деятельности регистрируется.
  3. Написать заявление (форма Р21001).
  4. Оплатить государственную пошлину в размере 800 рублей.
  5. Зарегистрироваться в налоговой.

Известны примеры регистрации частных музеев как некоммерческие объединения. Такой статус не запрещает предпринимателю извлекать коммерческую выгоду от своей деятельности и дает ему возможность получать финансовую поддержку от государства.

Расположение и поиск помещения

Идеальное место – это культурный или исторический центр города. Основной поток посетителей – туристы. Большинство из них не будет искать музей в другом конце города, особенно если он только открылся и еще не обрел массовой популярности.

Плюсы открытия музея в центре города:

  • удобная транспортная развязка;
  • более высокий поток посетителей.
  • высокая арендная плата – придется конкурировать с крупными офисами и предприятиями, для которых высокая стоимость аренды – не проблема;
  • плотная застройка центра города создает сложности для организации места отдыха туриста – это дополнительные траты на аренду.

Музеи, которые не могут себе позволить аренду в центре города, тоже находят выход – они открываются в заброшенных промышленных и исторических объектах – заводах, мастерских, военных госпиталях, казармах, библиотеках, галереях, домах, в которых жили выдающиеся личности.

Если нет денег на аренду или покупку помещения, экспозиции можно показывать в других музеях. Они заберут себе часть прибыли, зато самостоятельно решат все организационные вопросы.

Экспонаты

Экспозиции приватных музеев формируются за счет:

  • частных коллекций;
  • аренды отдельных экспонатов или целых коллекций в других музеях.

СПРАВКА: Первые музеи в России формировались на базе приватных коллекций. Так, возникший в 1764 году Эрмитаж первое время пополнялся только частными коллекциями. К примеру, знаменитая Сибирская коллекция золотых украшений сначала принадлежала Петру Первому и только во второй половине 18 века была передана из Кунсткамеры в Эрмитаж, где и хранится до сих пор.

Подбор персонала

Подбор персонала – важный и ответственный момент. Персонал – лицо музея. От того, насколько он качественно выполняет свою работу, зависит успех или неудача этого бизнеса.

Для организации музея понадобится:

  1. Экскурсовод. Он должен идеально знать экспозиции, находить связь между экспонатами и понимать исторический контекст находок. В идеале это профессиональный историк или музейщик. Кроме этого, он должен владеть иностранными языками – чтобы устраивать экскурсии зарубежным туристам.
  2. Реставратор. Большинство археологических находок необходимо реставрировать. К примеру, керамическая посуда обычно поступает в музеи разбитой – ее нужно восстанавливать. Это под силу только профессиональному реставратору.
  3. Охранник. Без надлежащей охраны открывать музей нет смысла – его могут быстро ограбить.
  4. Кассир-бухгалтер. В маленьких музеях должность бухгалтера обычно закреплена за кассиром. Это позволяет экономить на содержании сотрудников.
  5. Оценщик. Коллекции необходимо регулярно пополнять. Покупать экспонаты без профессионального оценщика невозможно – есть риск переплатить или наткнуться на подделку.

Финансовый план

Вложения на старте и текущие расходы

Начальные вложения:

  • покупка или аренда помещения – от 50 тыс. рублей;
  • покупка мебели для экспозиций – 200 тыс. рублей;
  • покупка оборудования для поддержки температурно-влажностного режима – 100 тыс. рублей;
  • уплата государственной пошлины – 800 рублей;
  • реклама – 60 тыс. рублей;
  • заработная плата сотрудников – 150 тыс. рублей;
  • покупка экспонатов – от 100 тыс. рублей.

Доходы

Доходность такого предприятия зависит от:

  • туристической привлекательности города;
  • расположения музея;
  • сезонности;
  • представленных экспозиций и интереса к ним общественности.

Средняя стоимость входного билета – 200 рублей. Дополнительная прибыль – услуги экскурсовода и платное разрешение на фотосъемку экспонатов.

Услуги экскурсовода – 1000 рублей. Плата за использование фотоаппарата – 100 рублей.

Ежемесячный заработок – 400 тыс. рублей.

Подсчёт прибыли

Каждый месяц доход от работы музея составляет 400 тыс. рублей. Из этой суммы вычитаются налоги, плата за коммуналку, а также заработные платы сотрудников.

Чистая прибыль – 200 тыс. рублей.

Окупаемость – от 1 года.

Музейный бизнес – не новый, но до сих пор актуальный вид предпринимательской деятельности. Большинство отечественных музеев формировались из частных коллекций. На этом можно зарабатывать и сегодня. Экспонаты можно покупать абсолютно законно – без участи черных археологов и других охотников за древностями.

Для открытия музея необходимо принять решение по основным задачам, как и при открытии фирм или других компаний.

Необходимо вывести концепцию, которая бы выделялась на общем фоне и была конкурентоспособной, изыскать неизменный источник получения денежных средств, подобрать необходимое помещение, месторасположение с большой проходимостью, нанять профессиональный и высококвалифицированный персонал.

Этап 1. Идея и мотивация

Частные музеи, как правило, начинают своё существование от заинтересованности в коллекционировании. Затем, когда накоплено достаточное количество предметов, для того что бы выставить их на показ, встает вопрос об определении стимулирования, в будущем, именно стимул и мотивация будут играть определяющую роль в музейной политике. Существует несколько вариантов музейной политики:

  • Рассказ о своей коллекции заинтересованным клиентам;
  • Поиск единомышленника;
  • Создание клуба заинтересованных личностей;
  • Денежная выгода, получение прибыли;

Частные музеи, как правило, начинают своё существование от заинтересованности в коллекционировании.

Этап 2. Помещение

Следующим этапом является подбор помещения. Нюансом является то, что помещение следует приобрести и стать его собственником. Это позволит избежать возможных «скитаний», переездов с одного места в другое, увеличения стоимости арендной платы и других сложностей.

Также можно прибегнуть к поиску спонсоров, которые согласились бы на их территории разместить музей. Спонсорами могут быть крупные предприятия и другие учреждения. Помимо всего прочего существует возможность получения помещений в учреждениях культуры либо у городских или районных властей, которые бы могли предложить помещение по льготным условиям.

Лучше всего стать собственником помещения, а не брать в аренду.

Этап 3. Штат

Штат небольшого частного музея должен состоять минимум из 5 человек. Вторыми людьми после владельцев являются главные хранители. Этому человеку необходимо иметь знания в области фондов, он должен справляться с ведение учета, иметь точные сведения о местонахождении каждого из предметов, своевременно отдавать экспонаты на реставрацию.

Зачастую эти люди также выполняют функции кураторов на выставках и принимают решения о выставлении того или иного экспоната на всеобщий обзор.

Необходимо открыть вакансию сотрудника бухгалтерии и сотрудника по уборке помещений. Также иногда следует прибегать к найму:

  • Реставраторов;
  • Компьютерщиков (IT-специалистов) чтобы поддерживать используемую технику и своевременно обновлять информацию на web-портале музея;
  • Экскурсоводов (обязательным условием является владение иностранным языком);

Минимальный штат сотрудников – 5 человек.

Этап 4. Бюджет

В случае деятельности музея с использованием собственного помещения к основным ежемесячным расходам будут относиться следующие затраты:

  • Заработная плата сотрудников;
  • Оплата коммунальных платежей;
  • Затраты на реставрацию;
  • Создание и последующее сопровождение интернет-портала;
  • Услуги полиграфии (распечатка флаеров, афиш, брошюр, проспектов);

Расходы, связанные с приобретением новых экспонатов рассчитать не возможно. Однако, стоит учесть, что иногда экспонаты могут достаться частному музею даром: в таком случае дарителю приятно видеть его вещи в распоряжении музея.

Небезопасно распространять информацию о ценности и денежном эквиваленте коллекций, которые хранятся в музее. Человек может подумать о том, что музей принимаем презенты, и перепродает их по завышенной цене. В таких случаях целесообразно отказаться от предоставления услуг за деньги.

Прибыль музей получает от стоимости посещения выставки, стоимости экскурсий, от благотворительности, от подношений, и в очень редком случае частный музей может получить прибыль от гранта на какой-либо проект. Для того чтобы получать хорошую прибыль и выйти на окупаемость можно прибегнуть к сдаче помещений. Помещения подойдут для сдачи их под презентации либо иные специальные мероприятия.

Чтобы получить максимальную прибыль от содержания частного музея можно заняться сдачей помещений в аренду.

Этап 5. Деятельность

Помимо оформлений постоянных экспозиций можно заняться проведением временных совместных выставок задействовав собственный фонд либо сотрудничая с нумизматами, собирателями и т.д. Также можно задействовать деятелей искусства. Это будет являться хорошим информационным поводом: анонс выставки будет попадать на афишу в средства массовой информации, что приведет к увеличению потока клиентов.

Примеры деятельности различных частных музеев:

  • В музее истории фотографий проводятся экспозиции, как отечественных, так и иностранных фотокорреспондентов и фотохудожников;
  • В частном кукольном музее организовываются экспозиции частных коллекционеров;
  • Также во многих музеях проводятся сольные вечера, чтение лекций, розыгрыши спектаклей;

Итог:

Расходы, связанные с ежемесячным содержанием частного музея с собственным помещением – от 2.000 до 5.000 условных единиц;

В расходы не входит закупка экспоната.