Можно ли развить абсолютный музыкальный слух. Как развить музыкальный слух. Какой вариант изложения выбрать

22.01.2015 20:56

– это способность точно идентифицировать высоту любого звука, не прибегая к сравнению со звуками известной высоты.

Композитор Камиль Сен-Санс рос вундеркиндом. В два с половиной года он очутился перед фортепиано. Вместо того чтобы стучать как попало, он нажимал одну клавишу за другой и не отпускал ее, пока звук не затихал. Бабушка научила его названиям нот, а после решила привести инструмент в порядок. Во время работы настройщика маленький Сен-Санс смог назвать все ноты, слыша их из соседней комнаты. Про таких людей говорят, что у них есть абсолютный слух.

Подобные описания заставляют нас воспринимать это умение как нечто недосягаемое и волшебное... Наш обзор фактов и исследований призывает отказаться от такого пафоса.

Исследования абсолютного слуха

История абсолютного слуха началась в XVII веке, когда в обращение были введены равномерно-темперированный музыкальный строй с 12-тью ступенями и фиксированный камертон (эталон высоты звука). Его первым задокументированным обладателем в XVIII веке стал В. А. Моцарт, чей слух описывали как "истинный", "превосходный". Термин "абсолютный слух " был введен во второй половине XIX века, а ближе к XX веку ученые начали пристально изучать само явление. На сегодняшний день раскрыто множество интересных закономерностей, связей и эффектов, связанных с абсолютным слухом, тем не менее, в научном мире нет единого консенсуса относительно точной природы этого феномена.

В работе "Зонная природа звуковысотного слуха" (1948) Н. Гарбузов на основе своих опытов предположил, что музыканты-абсолютники воспринимают звуковые частоты кластерами, соотнося полосы частот с 12-тиступенным темперированным строем. Им не требуется особой тонкости слуха для дифференцирования частот внутри этих кластеров, только особое качество восприятия каждой из этих зон. Ширина зон, по данным Гарбузова, зависит от высоты регистра, тембра, громкости звука, индивидуальных особенностей и психического состояния человека.

Феномен абсолютного слуха более 30 лет подробно изучает психолог Диана Дойч. На 138-м съезде Американского акустического общества в 1999 году она совместно с коллегами представила результаты исследования зависимости абсолютного слуха от наличия тональности в родном языке (Deutsch, Henthorn, Dolson, 1999). Большая часть народов Юго-Восточной Азии, Африки, а также коренные народы Америки говорят на языках, в которых значение слова зависит от высоты произношения слогов. Эти языки называются тональными или тоновыми. У носителей таких языков с младенчества воспитывается чувствительность к высоте тона, необходимая для понимания и воспроизведения родной речи. В результате эксперимента коренные носители вьетнамского и китайского с поразительной точностью воспроизводили слова из родного языка на той же ноте, на которой они говорили их несколько дней назад. Отклонение не превышало 0.5-1.1 тона у вьетнамцев и 0.25-0.5 тона у китайцев! Дойч считает это доказательством того, что абсолютный слух – не врожденное, а приобретенное явление.

Немного статистики из исследования среди студентов двух консерваторий, в США и Китае (Deutsch, Henthorn, Marvin, Xu, 2005). Студенты, разделенные на три группы, проходили онлайн тестирование, где им предлагалось правильно определить около 20-ти прозвучавших нот. Китайские студенты продемонстрировали значительный отрыв от американских, владеющих только нетональными языками. По критериям теста в группе студентов, начавших заниматься музыкой в 4-5 лет, около 60% китайских и 14% американских студентов обладали абсолютным слухом; в группе начавших в 6-7 лет – 55% китайских и только 6% американских; в группе начавших в 8-9 лет – 42% китайских и никого из США. Важно, что это исследование показало прямую зависимость наличия абсолютного слуха от раннего возраста начала обучения музыке .

Канадское исследование (Bidelman, Hutka, Moreno, 2013), сравнившее музыкантов и немузыкантов с родным тональным языком, доказало влияние языка на музыкальные способности, подтвердив их двустороннюю тесную связь. Задания на точность определения высоты звука, музыкальное восприятие и общие когнитивные способности (например, подвижный интеллект, рабочая память). Владеющие кантонским диалектом китайского языка люди показывали результаты, сравнимые с результатами музыкантов, в отличие от англоязычных людей, не изучавших музыку.

Слуховая система абсолютников функционально и физически не отличается от неабсолютников. Отличие заключается в разном алгоритме обработки звуковой информации корой головного мозга (Gregsen, 1998): точное определение высоты звука требует базы частот в памяти человека, а также установления соответствий между диапазонами звука и названиями нот, потому что одна нота соответствует интервалу частот, пусть и небольшому. Таким образом, абсолютный слух может быть прямым аналогом нашего умения распознавать цвета, звуки речи или другие искусственно дискретные системы восприятия. Точно так же, как большинство из нас научились узнавать и называть видимый свет с длиной волны 450-495 нм "синим цветом", люди, которых знакомили с нотами и их названиями в раннем детстве, скорее всего, смогут идентифицировать, например, ноту ДО (Takeuchi, Hulse, 1993).

По результатам трехлетнего исследования 2002-2005 гг., направленного на поиск генов, связанных с наличием абсолютного слуха, доктор Джейн Гитчер (Jane Gitschier) из Университета Калифорнии, зафиксировав большую вероятность обладания таким слухом у родственников, высказала предположение, что такие гены все же существуют. Хотя, возможно, это общечеловеческая способность, в значительной степени определяющая свое развитие уровнем и типом музыкального воздействия, которое испытывают люди в той или иной культуре. Собранные данные показали, что явление абсолютного слуха оказалось отличной иллюстрацией пластичности нашей слуховой системы , а также моделью для изучения взаимодействия генов и воспитания в развивающемся мозге.

Можно ли развить абсолютный слух?

До сих пор не было зафиксировано ни одного подтвержденного случая достижения взрослым человеком истинного абсолютного слуха . Как мы уже упомянули, период раннего музыкального развития в детстве является критическим . Но не стоит опускать руки.

Если вы хотите слышать мелодии как последовательности нот, то необходимо регулярно и стабильно развивать все составляющие музыкального слуха . Когда вы научитесь слышать различие между звуками, как минимум, до полутона и запомните, как называется звук любой высоты, тогда вы смело сможете утверждать, что вы развили псевдоабсолютный слух . Есть множество людей, которые достигли такого результата. Здесь нет никакого чуда, а есть только усердная работа для приобретения желаемого навыка.

Псевдоабсолютный слух может понадобиться вам в следующих случаях:

  • начать петь в нужной тональности без подсказки и не "сползать" при пении a capella;
  • определить, правильно ли настроен ваш инструмент (строй может быть сдвинут выше или ниже);
  • проверить, верно ли вы берете ноты при игре на инструментах с нефиксированным строем (струнных, медно-духовых).

Тем не менее, с каждой из этих ситуаций человек может справиться, имея хорошо развитый относительный слух.

Важен ли абсолютный слух для музыканта?

Факт наличия абсолютного слуха ошибочно воспринимается как гарантия развитой музыкальности. Однако, он встречается у посредственных музыкантов, у настройщиков музыкальных инструментов и у людей, вообще не интересующихся музыкой. Таким образом, эта способность – не исключительно музыкальная. Абсолютный слух есть у многих животных и птиц, для которых умение различать высоту тона необходимо для жизни.

По способу восприятия высоту тона музыкальный слух разделяют на:

  • абсолютный (восприятие отдельными нотами);
  • относительный (восприятие через расстояние между звуками).

Уместно вспомнить, какие похвалы кричат люди, воодушевленные прекрасным исполнением музыки? Если восторги обобщить, то мы поймем, что выдающийся музыкант умело пользуется ВСЕМИ своими способностями . Даже обладая замечательными относительным слухом и чувством ритма, человек не становится талантливым музыкантом. Эти стороны музыкального слуха только позволяют разделять ткань произведения на составляющие для более глубокого ее понимания. Они НЕ компенсируют отсутствие художественного воображения, артистизма, умения работать со своим голосом или инструментом и другие важные качества!

Наверняка многие слышали выражение «абсолютный слух». В быту его часто приписывают людям, хорошо разбирающимся в музыке, нотной грамоте, обладающим незаурядными вокальными данными. Однако быть высококлассным музыкантом не означает автоматически обладать абсолютным слухом. Более того, всего несколько процентов населения планеты могут похвастаться этим даром.

Загадочный феномен

Абсолютный музыкальный слух относится к редким феноменам, чей статус сложно даже определить. Является ли он результатом действия неких природных факторов или физиологической (наследственной) особенностью? Результатом уникального развития личности или следствием воздействия социального окружения (семьи, общества)? Либо сложной комбинацией всех факторов? Это тайна, даже спустя столетия изучения, покрыта полумраком.

Предположительно, большинство младенцев имеют этот дар, но достаточно быстро он «перекрывается» другими, более важными для выживания навыками. Основным вопросом, благодаря которому возникает элемент таинственности, является следующий: почему в одной и той же среде воспитания, при одинаковых условиях для музыкального развития, у одного из детей формируется абсолютный слух, а у другого - нет?

Статистика

За годы глубоких исследований ученые накопили богатый статистический материал. Оказалось, что абсолютный слух формируется исключительно в детском возрасте, более того - именно в дошкольном, в период доминирования непроизвольного усвоения навыков. Этот факт единодушно подтверждается всеми исследователями абсолютного слуха. При этом формирование редкого навыка требует в качестве обязательного условия наличия в семье ребенка музыкального инструмента, у которого высота звука фиксирована. Например, клавишные, ряд духовых инструментов (баян, аккордеон) и другие. Причины этого, предположительно, кроются не столько в области психологии способностей человека, сколько в психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).

Абсолютный музыкальный слух устойчиво сохраняет свой статус феномена как выдающееся, исключительное в определенном отношении явление. Это обуславливается сравнительно малой его распространенностью. По данным исследователей, абсолютным слухом обладают 6-7% от числа профессиональных музыкантов и не более 1% всех слушателей музыки.

Определение

Абсолютным слухом считается способность людей определять «на слух» абсолютную высоту звуков. Музыканты с этим даром помнят шкалу абсолютных высот 12-полутонового октавного звукоряда. Они способны безошибочно определить высоту любого звука без посторонней помощи. В свою очередь, абсолютный слух подразделяется на:

  • Пассивный - способность сопоставлять высоту слышимого звука.
  • Активный - способность голосом воспроизводить заданный звук (обладателей «активного слуха» абсолютное меньшинство).

Также существует понятие относительного слуха - не врожденного, а выученного навыка, когда люди в состоянии правильно определить высоту звука при помощи «подсказок» (объекта сопоставления, например камертона).

Развитие абсолютного слуха: за и против

Более столетия ведутся споры о том, можно ли эту редкую природную способность развивать, тренировать. Теоретически это возможно, ведь под действием каких-то факторов он формируется у детей. Однако критики обучающих методик аргументируют тем, что массового «наплыва» обученных абсолютному музыкальному слуху музыкантов не наблюдается.

В разное время разными людьми изобретались методики искусственного приобретения абсолютного слуха, которые не нашли широкого применения в практике по очень простой причине: они не были востребованы в среде профессиональных музыкантов. По общему мнению, абсолютный слух, хотя и существенно облегчает осуществление музыкальной деятельности, но не гарантирует ее успешности, а иногда даже осложняет ее. Кроме того, многочисленные достоверные факты, свидетельствующие о том, что далеко не все прославленные музыканты обладали абсолютным слухом, подтверждают тезис о том, что данная способность не является обязательной или определяющей.

Моральный аспект

И все же проблема абсолютного слуха претендует на разряд вечных, так как заключается в делении всех участников музыкального сообщества на два «лагеря»: людей, обладающих даром, и не обладающих им. Этого противостояния невозможно избежать.

Иначе говоря, обладание абсолютным слухом является не предметом сознательного выбора, а некоего «благословения свыше». На первый взгляд ущемленными кажутся люди, имеющие относительный слух: в сравнении с «абсолютниками» они нуждаются в помощи камертона или любого другого источника звуковых эталонов. Кроме того, при выполнении той или иной операции, связанной с определением высоты звуков, «абсолютники» демонстрируют безоговорочное превосходство, что не может не действовать на самооценку обладателей относительного слуха.

Самым ярким следствием создавшейся ситуации является формирование своеобразного комплекса профессиональной неполноценности у лиц с относительным слухом. Это происходит, несмотря на достаточную распространенность утверждения о том, что высоко развитый относительный слух вполне состоятелен, а иногда даже более эффективен при осуществлении музыкальной деятельности.

Научный подход

Музыкальный слух сегодня рассматривается дифференцированно в следующей градации уровней: мелодический, гармонический, тональный, политональный, ладовый, внутренний, оркестровый, полифонический, ритмический, физический (естественный), певческо-интонационный, тонкий, острый, абсолютный, хоровой, оперный, балетный, драматический, стилистический, полистилистический, поэтический, этнический и полиэтнический (абсолютный слух).

Им обладают композиторы, дирижеры, фольклористы, первый скрипач оркестра, аранжировщики, настройщики фортепиано, органов. Многие исследователи едины в том, что абсолютный музыкальный слух - это продукт, сконцентрировавшийся на базе разносторонних природных явлений, генетики человека. Его следует развивать, улавливая голоса природы, пение птиц, крики животных и даже техногенные (промышленные) звуки.

Как развить абсолютный слух

Можно ли развить 100%-й слух тренировками - вопрос спорный. Обычно людей, добивающихся хороших результатов, называют обладателями псевдоабсолютного слуха. Целесообразно развивать талант у дошколят, если они способны к музыке. Доказано: для полноценного восприятия музыки наиболее благоприятная пора - это детство, когда в семье от родителей воспринимаются основы музыкальной культуры, воспитывается способность воспринимать, понимать, чувствовать, переживать музыкальные образы.

Модели развития абсолютного слуха

В России практикуют несколько моделей развития. В их основе - два принципа управления интонацией и слухом:

  • устный (по тексту);
  • ассоциативный (по нотам).

Процесс освоения сводится к тому, что на каждом уроке пропевается вся гамма со словами, затем каждый ученик поет ее на переменах, по дороге домой, после выполнения домашнего задания, на досуге. У него она постоянно в голове. Когда в основном текст модели закрепился в памяти, что не представляет сложности по аналогии с поэтическими текстами песен, текст пропевается в разбивку в самых различных вариантах. В дальнейшем тональность следует изменять и пробовать пропевать текст уже в новой тональности, в результате чего ученик начинает оперировать, модулировать в любых тональностях.

Регулярные упражнения с пропеваниями развивают внутренний музыкальный слух. Ученик начинает слышать и определять, какой звук издается, — ми, соль, фа, ля и т. д. По аналогии с тем, чему научены композиторы, фольклористы, этнографы, дирижеры, обладающие абсолютным слухом.

Уроки истории

На что способен человек с абсолютным слухом? В истории известен случай, происшедший с великим Л. Бетховеном. Случилось так, что физический слух у него пропал во время дирижирования произведением на концерте, но помогал абсолютный, внутренний музыкальный слух, способствовавший тому, чтобы композитор смог продирижировать симфоническим оркестром (310 участников-музыкантов).

Физическая глухота не помешала другому оперному композитору - Н. С. Дагирову (оперы «Айгази», «Ирчи-казак», в соавторстве с Г. А. Гасановым «Хочбар», балет «ПартуПатима»), не слышавшему постановки своих монументальных произведений, но чувствовавшему и воспринимающему их внутренним абсолютным слухом. С утерей физического не пропадает внутренний слух. Личность, обладающая абсолютным слухом, сможет синтонировать достаточно точно, отобразить, отбить ритм наиболее близко к услышанному.

Вывод

Видеть, запоминать, записывать, учиться улавливать и слышать живущую вокруг музыку - это цель и задача модели развития абсолютного слуха сначала в дошкольном, затем в школьном воспитании и образовании. Развитие музыкального слуха в абсолютный ведет к дифференцированному восприятию тембров-голосов народных, симфонических, джазовых и других коллективов. Ведь основная цель человеческого общества на Земле - это изучение и совершенствование окружающей жизни в пространстве и времени на новом витке спирали эволюции.

Не столь важно, собираешься ли ты петь в панк-группе, мечтаешь перестать получать по физиономии в караоке или планируешь исполнить своей возлюбленной серенаду в день ее рождения, музыкальный слух - очень даже полезный скилл для любого развитого мужчины. Разбираемся, что это вообще такое, в чем именно его польза и какими упражнениями можно согнать медведя с уха.

Л юбишь ли ты музыку так, как любим ее мы в редакции Men"s Health? Наверняка да, и это прекрасно. Нам ведь с тобой давно известно, что:

  • музыка может облегчить физический труд, будь то гребля на галере или уход за огромным газоном;
  • в офисе прослушивание любимой музыки позволяет снизить усталость, которая накапливается за рабочее время, успокоить нервы и снять раздражительность;
  • музыка повышает энтузиазм и помогает расслабиться;
  • занятия музыкой помогают в изучении иностранных языков;
  • музыка укрепляет ум: как обнаружили итальянские ученые, быстрая музыка вызывает дополнительный прилив крови к мозгу по сравнению с более медленной или тишиной;
  • доказано, что музыка помогает бегунам и велосипедистам: первые ощущают, что тратят меньше усилий, а их выносливость повышается на 15%, а вторые используют меньше кислорода, когда крутят педали под музыку;
  • приятная музыка позволяет эффективно блокировать память о неудачах, повышая общую эффективность спортсмена;
  • и наконец, учеными отмечена эффективность музыки в снижении боли у онкологических больных, улучшении реакции их иммунной системы, снижении их тревожности и других психологических и физиологических симптомов.

А вспомни, как часто ты представлял себя на сцене с микрофоном, исполняющим хит любимой команды? Некоторые из нас прямо-таки бредят этим видением и стремятся использовать любую возможность, чтобы его воплотить. Но, увы, как бы ни старались горе-вокалисты, как бы громко ни пытались голосить любимые строчки и в караоке, и в веселой компании, и даже наедине с самыми близкими людьми, максимум, что им достается, - это сочувственные взгляды, в которых ясно читается мольба: «Чувак, завязывай производить ртом эти душераздирающие звуки!» В особо тяжелых случаях барные вокализы заканчивались мордобоями, после которых редакционные певцы, потирая свежие синяки и ссадины, жаловались на вселенское непонимание и человеческую нечуткость. Чтобы им помочь, мы решили разобраться, можно ли вообще развить у себя музыкальный слух. Выяснилось, что очень даже можно!

Что вообще это такое?

Музыкальный слух - это возможность человека полноценно воспринимать музыкальную палитру произведения и всесторонне и адекватно ее оценивать, а также воспроизводить. Определить, насколько развит музыкальный слух у тебя, очень просто.

  • Выбери любимую композицию.
  • Прослушай ее один раз, а затем попробуй самостоятельно, а капелла (то есть без сопровождения), пропеть мелодию песни, удерживаясь при этом в ритме.
  • Соседи бешено застучали по водопроводной трубе? Извини, похоже, со слухом у тебя неважно. Погоди, или ты исполнял что-то из Napalm Death?

Но не расстраивайся. Музыкальный слух либо дается человеку от природы, либо его воспитывают со временем упорными тренировками. Как установили ученые, в слуховой зоне нашего мозга расположен пучок нервных окончаний, отвечающий за музыкальный слух. И если его регулярно и правильно стимулировать, то дело в итоге пойдет на лад.

Кроме того, если мелодию ты не очень-то и переврал, но постоянно вылетаешь из ритма и темпа, то тебе нужно поработать над координацией слухового и голосового аппаратов - да, и это можно прокачать.

Разновидности музыкального слуха

Из почти 20 видов музыкального слуха мы выделим 6 самых важных для нас в рамках этой статьи.

Абсолютный слух

Достаточно редкий врожденный талант, дающий его обладателю возможность точно определять музыкальную ноту (высоту тона) абсолютно любого звука, не сравнивая его с камертоном (то есть известным идеалом). При всех своих плюсах может доставлять приличное количество неудобств вроде сложностей с изучением иностранных языков, а главное - никакого отношения не имеет к музыкальности и не гарантирует карьеры Святослава Рихтера или Мстислава Ростроповича.

Внутренний слух

А вот способность точно представить музыкальное произведение, его мелодию и звучание отдельных инструментов значительно важнее для твоего музыкального будущего. Скажем, если ты вдруг (не дай бог) оглохнешь, то все равно сможешь сочинять песни для твоей группы, просто проигрывая их в голове, - вспомни Людвига нашего ван Бетховена.

Относительный (интервальный) слух

Способностью определять высоту музыкальных звуков, сравнивая их с уже известными, обладают большинство успешных музыкантов, не имея при этом слуха абсолютного. И вот как раз это умение вполне можно развить.

Ритмический слух

Говоря сухим академическим языком, это способность различать длительность звучания нот в их последовательности, их силу и слабость, а также чувствовать темп, то есть изменение скорости звучания музыки. А на деле наличие ритмического слуха означает, что ты способен поймать ощущение, которое музыканты называют «кач» или «грув», то есть почувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма.

Звуковысотный слух

Обладаешь им - значит, слышишь малейшее отличие звуков по высоте: например, разницу между соседними клавишами фортепиано или ладами гитары. Легко вырабатывается путем тренировок и поможет тебе стать если не музыкантом, то концертным техником или настройщиком роялей.

Мелодический слух

Важнейшая способность для восприятия мелодии твоей любимой песни целиком, со всеми ее экспрессивными изменениями по ходу пьесы, и для оценки ее выразительности и интонации. Как говорят на уроках сольфеджио, мелодия то бежит, то скачет, то застынет на месте.

Что делать для развития музыкального слуха?

Мы не будем здесь касаться бесчисленного множества приложений и программ, призванных помочь развить слух, научиться петь и освоить азы музыкальных инструментов. А расскажем про старые добрые аналоговые упражнения.

Учись слушать музыку

Да, вот так все просто. Но теперь ты не будешь просто бездумно гонять любимые треки по кругу - ты должен в них вникнуть. Разберись, сколько инструментов звучит в конкретной композиции, чем отличается звук электронных барабанов от настоящих, какими эффектами искажается звучание гитар, насколько интенсивно играет свою партию бас-гитарист. Гарантируем: освоив вдумчивое слушание музыки, ты получишь новое и колоссальное удовольствие.

Кстати говоря, непосредственное и частое прослушивание музыки - это едва ли не главное условие развития музыкального слуха и, что немаловажно, музыкального вкуса. И тут лучше обратиться к занудным аудиофилам, любящим заморочиться с качественной аппаратурой, нежели относиться к ней наплевательски, так как цена вопроса - твой слух. Недорогие колонки-пищалки (которые звукорежиссеры называют «shit-контроль» - понятно, да?) и дешевые наушники-вкладыши легко отобьют твой музыкальный пучок нейронов напрочь и уж точно вряд ли дадут возможность правильно разложить композицию по инструментам. Поэтому подходи к выбору аппарата для прослушивания музыки с умом - и особенно это касается наушников.

Выбор редакции МН: наушники Audio-Technica ATH-DSR7BT

Это как раз тот редкий случай, когда в наушниках идеально практически все: качество звука, качество материалов, удобство и цена. Полноразмерные беспроводные уши ATH-DSR7BT от легендарного японского бренда Audio-Technica оснащены системой Pure Digital Drive, которая переосмысливает беспроводное аудио, обеспечивая впечатляющее качество звука без каких-либо последствий цифроаналоговых преобразований. Работает это так: цифровой сигнал остается таковым, пока не дойдет до драйверов. В большинстве Bluetooth-наушников с этого момента начинается многоэтапная обработка сигнала, которая в итоге зачастую оборачивается заметным ухудшением звучания. Pure Digital Drive при этом исключает сильную обработку сигнала, в результате чего расклад получается идеальным: никаких искажений и дополнительной окраски звука.

Разобраться с инструментами, играющими в любимой композиции, тебе помогут 45-миллиметровые цифроаналоговые драйверы True Motion, разработанные именно для DSR7BT, которые воссоздают каждую деталь записи, излучая натуральный, сбалансированный звук.

Несмотря на то что наушники беспроводные, у них имеется USB-кабель, при подключении которого поддерживается аудио высокого разрешения (до 96кГц/24 бит). Кроме того, наушники поддерживают последнюю версию Bluetooth-кодека aptxHD, которая обеспечивает беспроводную передачу звука без потери качества.

Редакционные испытания - а проводим мы их обычно от души, по максимуму, часто рискуя попросту сломать девайс, - показали впечатляющие результаты.

Наушники вполне комфортно сидят на голове и способны подстроиться под любые уши благодаря амбушюрам с памятью формы. Они не сползают с головы ни при занятиях спортом (исключением стал бокс), ни при энергичном мотании головой под классические композиции Metallica. Хотя, конечно, естественные условия для Audio-Technica ATH-DSR7BT - это мирное и спокойное прослушивание музыки не только дома, но и на работе. А так как это беспроводные Bluetooth-наушники, можно вообще не привязываться к пространству.

Отдельного внимания заслуживает сенсорное управление. Для того чтобы принять или завершить телефонный звонок, а также запустить композицию, достаточно коснуться пальцем специальной точки на правой чашке наушников. Ну и конечно, благодаря различным вариантам коммутации наушники идеально подходят и к плееру, и к смартфону, и к виниловому проигрывателю.

Гаммы

Да-да, прямо как в кино показывают. Подходишь к фортепиано (ну окей, к синтезатору), находишь ноту до и играешь от нее гамму до мажор - известные тебе «до-ре-ми-фа-соль-ля-си». А затем принимаешься пропевать каждую ноту. В идеале у тебя должна получаться чистая гамма с первой попытки.

Звуки

Собираясь утром на работу, постарайся выйти на десять минут пораньше, чтобы у тебя была возможность не торопиться и сконцентрироваться на различении звуков вокруг тебя: шорох шин по асфальту, стук каблуков, цоканье собачьих когтей, обрывки телефонных разговоров, визг застежки-молнии и так далее. Учись отделять звуки от общего шума и запоминать их. То же самое проделывай сидя дома: многоквартирный дом полон звуков, составляющих невероятно интересную палитру.

    Единственная причина, по которой вы не сможете развить абсолютный слух — это лень!

    Здравствуйте.
    Я Ирина Гулынина, автор всех методик студии «Развитие слуха».
    И у меня есть абсолютный слух. В этом нет ничего таинственного.
    Просто когда я слышу звук — мне сразу понятно, какой именно этот звук и как он называется.

    А вот у вас абсолютного слуха скорее всего нет, если вы здесь.
    Вы можете слышать тот же самый звук. И даже понимать, что он отличается от других звуков. Просто вы пока не можете его назвать. Звуки отдельно, названия нот отдельно.
    К счастью, это поправимо:)

    Есть популярное заблуждение, что абсолютный слух развить нельзя.
    Если вдуматься — это просто абсурд. Как будто это так сложно — запомнить звучание 12 основных нот.

    Вы ведь можете отличить запах яблока от запаха апельсина? А от запаха ещё десятка других фруктов? Так почему звуки должно быть различать сложнее, чем запахи?

    Суть моей методики довольно проста:

    Вы просто концентрируетесь на образах и ощущениях, которые вызывает у вас конкретная нота. Детально, до мелочей их описываете и уточняете.
    И закрепляете связь между звуком и соответствующим ему образом.
    В результате вы слышите звук — и тут же вспоминается соответствующий образ и набор ощущений. Остаётся только назвать его.

    На следующих этапах вы нарабатываете скорость вспоминания образов, при этом происходит их дальнейшее закрепление.
    Скорость нужна, чтобы надёжно узнавать и называть не только отдельные звуки, но и звуки в составе мелодий.

    И, наконец, работа с тембрами разных инструментов. Нота соль на фортепиано и гитаре — это одна и та же нота соль. Различие между ними — это как различие в запахе яблок разных сортов. Вы можете отличать сорт Джонатан от Антоновки, но всё равно яблоки будут пахнуть яблоками и с апельсинами их не спутать. На этом этапе как раз и закрепляется понимание сходства и различия одинаковых нот в разных тембрах.

    (Тарас Гусаров, художественный руководитель Камерного оркестра Imperialis, основатель Всероссийской Ассоциации Саксофонистов, рассказывает об открытом уроке по развитию абсолютного слуха).

    Как видите, никакой мистики. Всё довольно просто и логично.
    Если не лениться, чётко следовать инструкциям и выполнять все упражнения — вы ГАРАНТИРОВАННО сможете развить абсолютный слух.

    Наш курс — это не просто информация. Как показывает практика, люди не занимаются сами по себе. Их надо регулярно пинать, контролировать и давать обратную связь. Всё это, и даже больше, делает знаменитая программа Ухогрыз.

    Из отчёта Ухогрыза:

    Я узнаю каждую ноту, это действительно прогресс! Только для идентификации нот мне нужно время, поэтому чтобы определить из каких нот состоит мелодия мне необходимо прослушать ее раз пять очень внимательно, не отвлекаясь ни на что больше.

    Жанна Гатиятуллина, Тюмень.

    Вы можете прямо сейчас скачать и опробовать Ухогрыза на практике.

    С абсолютным слухом вам будет легко:

    • Подбирать по слуху. Вы слышите мелодию, и думаете нотами про себя: «ми-фа-соль». По сути, подбор сводится к быстрой-быстрой записи или запоминанию тех нот, которые вы услышали и назвали.
    • Записывать музыку нотами. Идеально писать диктанты. Поступать в училище/консерваторию.
    • Запоминать произведения. Каждая пьеса превратится в последовательность из нот.
    • Настраивать инструменты. В частности, гитару.
    • Записывать и запоминать музыку, которая придумалась в голове.
    • Импровизировать вместе с кем-то без подготовки. В группе, в компании у костра, да и просто с любым встреченным музыкантом. Он что-то вам играет. Вы слышите и понимаете , что вам играют. Додумываете подходящую партию (нужно немножко музтеории, чтобы знать, что подойдет, а что нет) и играете. А все смотрят на вас как на кудесника:)

    Выгоды нашего курса

    • Отработанная годами методика.
    • Ухогрыз, который ЗАСТАВИТ вас заниматься.
    • Всего полчаса в день. Но КАЖДЫЙ день.
    • Вам не нужно быть профессиональным музыкантом, чтобы развить слух.
    • Разные тембры и темпы звучания мелодий — полноценная тренировка.
    • Улучшается музыкальный слух вообще.

    Мы не продаём кота в мешке

    Вот один из уроков курса — это 18 урок (всего их 27), посвящённый ноте ля-диез первой октавы:

    А вот результаты занятий по этой методике, человек называет ноты:


    И, разумеется, обязательно скачайте и всласть потыкайтесь:)

    Вот отзыв одного из наших клиентов:

    Я развил абсолютный слух!

    «Могу с уверенностью сказать, что на тот момент когда Вы отправили мне сообщение, я уверенно и безошибочно определял все ноты (правда, только на белых клавишах) первой октавы.

    На сегодняшний день я почти мгновенно узнаю и называю все ноты белых и трёх чёрных (до-диез, соль-диез и ля-диез) клавиш большой, малой, первой, второй и третьей октав, причем не только на фортепиано, но и на гитаре, скрипке, трубе, аккордеоне и других инструментах.

    Узнавание звуков практически не зависит от их тембров. Я также могу определить высоту человеческого голоса и сам чисто спеть перечисленные ранее ноты.

    Сам не знаю, как мне это удалось. После того, как я хорошо освоил первую октаву фортепиано, я перешел к узнаванию звуков других инструментов — гитары и скрипки. Гитара давалась сперва с большим трудом, я даже хотел бросить заниматься, но переборол себя и продолжил. И, как видно, не зря. Со скрипкой проблем было ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше (я говорю сейчас только о нотах первой октавы), а потом произошло чудо. Во-первых, незнакомый тембр почти перестал быть препятствием в определении звуков, во-вторых, существенно возросла скорость определения звука. А самое главное, что начиная с этого момента я стал узнавать ноты других октав даже без специальной подготовки, без концентрации внимания на звучании ноты и на её образе, словом, „на автомате“. Звучала какая-то нота, скажем, соль третьей октавы, и у меня сразу появлялась уверенность, что это именно соль. Каждая нота приобрела свою индивидуальную окраску, и просто невозможно было спутать её с другой, как невозможно не отличить желтый цвет от синего. Кстати, одна интересная особенность: мне легче назвать саму ноту, чем октаву, к которой она принадлежит.

    Теперь я планирую добить две оставшиеся ноты, которые я ещё не совсем уверенно распознаю, (ми-бемоль и фа-диез) а также ещё увеличить быстроту определения нот, что тоже представляется мне очень важным.»

    Максим Даминов, участник тренинга «Развитие абсолютного слуха», г. Москва

    Если вам интересны и другие отзывы — они есть .

    В состав курса входят:

    • Книга «Развитие абсолютного слуха».
    • 27 аудиоуроков с объяснениями, примерами, и наиподробнейшим описанием методики и всех ее нюансов.
    • Программа Ухогрыз, которая написана специально для развития слуха. (позволяет запоминать ноты, тренироваться угадывать их, проверяет вас. В программе заложено порядка 60 популярных мелодий на любой вкус: от народных и бардовских песен до А. Макаревича и Поля Мориа. Вы подберёте их в ходе обучения). Программа рассчитана на 3 октавы звуков (малая, первая, вторая), 3 тембра инструментов (фортепиано, гитара, флейта), 5 темпов воспроизведения мелодий.
    • 13 мелодий — отрывков из популярных музыкальных произведений. В конце курса вы проверите себя по ним — подобрать их и определить ноты на слух будет проще простого.
    • Записи звуков для прослушивания и запоминания тембров. Каждый звук записан в нескольких тембрах, чтобы вы могли сравнить и запомнить их. Удобно слушать в машине.

    Если вы думаете, что “вам слон на ухо наступил” и вы никогда не сможете воспринимать окружающие вас звуки так, как их воспринимают люди, одаренные музыкальным слухом с рождения, то вы глубоко ошибаетесь. Развить музыкальный слух не так уж сложно, как вам кажется. И сегодня мы дадим вам несколько советов, которые помогут вам это сделать.

    Для начала давайте разберемся в видах слуха. Чтобы развить музыкальный слух, нам нужно отточить:

    • Ритмический слух. То есть научиться слышать и ощущать ритм.
    • Мелодический слух – умение понимать движение и структуру музыки и слышать ее тонкости.
    • Относительный – слух, позволяющий понимать величину музыкальных интервалов и высоту звука.
    • Внутренний слух – то есть слух, позволяющий ясно представлять музыку и отдельные звуки в своих мыслях.
    • Интонационный слух, позволяющий понимать характер и тон музыки.

    Конечно, существует гораздо больше видов слуха, но мы остановимся на этих пяти, так как их достаточно для того, чтобы обрести музыкальный слух.

    Итак, что же нам нужно делать, чтобы натренировать эти виды слуха.

    1. Музыкальный инструмент

    Идеальный способ “прокачать” все виды слуха – это начать учиться игре на каком-либо инструменте. Таким образом вы запомните, как должна звучать каждая нота, натренируете свое чувство ритма и в целом начнете лучше понимать музыку. Но так как у вас, скорее всего, нет времени на обучение игре на музыкальных инструментах, давайте пойдем дальше.

    2. Пение

    Если у вас нет дома фортепиано – найдите онлайн версию в интернете и каждый день по нескольку раз играйте на нем гаммы и пойте их вместе с фортепиано. Когда вы начнете уверенно чувствовать себя с гаммами, приступайте к интервалам, аккордам и простым мелодиям. Главное не стесняйтесь. Если вы боитесь, что вас кто-то услышит – постарайтесь тренироваться в то время, когда вы одни дома. Но на самом деле, ничего постыдного здесь нет! Вспомните только караоке-бары, где люди, мягко говоря, без голоса и слуха поют так громко, что их слышно и за пределами бара.

    3. Медитация

    Мы назвали этот пункт так, потому что упражнение, о котором мы сейчас вам расскажем, очень похоже на практики медитации для новичков. Оно поможет вам развить внимательность к звукам.

    Гуляйте на улице без наушников, стараясь уловить обрывки разговоров, шум деревьев, звук машин, стук каблуков по асфальту; то, как собака шаркает лапой по земле; то, как кто-то вытряхивает одеяло на балконе….вы заметите, что вас окружает такое количество звуков, что в это и поверить сложно. Дома тратьте пять минут в день на то, чтобы послушать, как доносится жужжание холодильника из кухни, шум воды в трубах, разговоры соседей, шум с улицы.

    4. Голоса

    Разговаривая с человеком, старайтесь запомнить его голос. Также можно смотреть фильмы, запоминая голоса актеров, а затем прослушивать отдельные части фильма и стараться назвать персонажа, основываясь лишь на его голосе.

    Старайтесь замечать манеру разговора вашего собеседника, тембр его голоса; вспоминая разговор с кем-либо, старайтесь проговаривать у себя в голове фразы собеседника его же голосом.

    5. Учитесь слышать музыку

    Конечно, очень приятно слушать музыку и не думать ни о чем. Но если перед вами стоит цель развить музыкальный слух, то старайтесь вникать в музыку, которую вы слушаете. Учитесь отделять один музыкальный инструмент от другого; изучите, как звучит гитара под разными “примочками”, чтобы не путать ее с другими инструментами; научитесь также отличать разные режимы синтезатора от остальных музыкальных инструментов; послушайте, как звучат настоящие барабаны и электронные.

    Такая практика поможет вам не только развить музыкальный слух, но и научит более тонко слышать музыку, что в свою очередь подарит вам еще большее наслаждение от ее прослушивания. Есть один побочный эффект у данной практики – скорее всего впоследствии вы не захотите слушать то, что слушаете сейчас, вам захочется чего-то более сложного и объемного. И это отлично, ведь не это ли является основным показателем вашего продвижения?

    6. Ритм

    Есть такая классная вещь, называется “метроном”. Вы можете приобрести себе его или же найти онлайн версию в интернете. Каждый день упражняйтесь с метрономом, отстукивая пальцем (рукой, ногой, чем угодно), ритм, который он вам задает.

    Когда вы почувствуете себя уверенно с метрономом, переходите к распознаванию ритма в музыке. Начните с той музыки, в которой присутствуют барабаны, по ним проще определиться с ритмом. А затем переходите к работе с музыкой, не содержащей шумовых инструментов, позволяющих без особого труда определить ритм (классическая музыка, например).

    Еще один приятный способ улучшить свое чувство ритма – танцы. Запишитесь в танцевальную студию или же танцуйте дома в свое удовольствие.

    7. Источник звука

    Если у вас есть помощник для этого задания – прекрасно! Закройте глаза и попросите кого-нибудь ходить вокруг вас в комнате и за ее пределами и издавать звуки (голос, хлопок в ладоши, звонок колокольчика и так далее). И каждый раз, когда ваш помощник издает звук, вы должны постараться понять, с какой стороны он доносится. Довольно простое задание, если вы с помощником находитесь в одной комнате, но как только он начнет ходить по квартире, вы заметите, что вам стало сложнее определить, откуда доносится звук.

    Если же у вас нет человека, который сможет вам в этом помочь, то вы можете поступить следующим образом. Выйдите на улицу, сядьте где-нибудь на лавочку и прислушайтесь к окружающим вас звукам, как в третьем упражнении. Только в этот раз вам нужно будет еще и понять, с какой стороны доносится этот звук.

    Программы и приложения

    Конечно же, существует множество программ для развития музыкального слуха, и мы собрали лучшие из них.

    1. Earteach

    Отличное приложение, содержащее в себе упражнения на гаммы, аккорды и интервалы. Отлично подойдет для тех, у кого музыкальных слух уже более развит. Можно скачать и версию для ПК.

    Принцип очень простой – нужно сыграть мелодию, которую вы только что услышали. Приложение также можно скачать на Android и iOS.

    Простая игра, которая поможет вам запомнить ноты. Также справа вы сможете найти еще множество игр на развитие музыкального слуха.