Забеременеть в пост мнение священника. Зачатие ребенка во время поста: что говорит церковь

На протяжении 12 месяцев припадает 4 поста, во время этих особенных периодов необходимо избегать интима, как и в дни великих праздников и постные дни (среда, пятница). Таких правил должен придерживать каждый верующий. Насколько это возможно реализовать в современных жизненных реалиях? Но как же то утверждение, которое говорит, что именно Господь посылает нам детей? Ответ на этот вопрос не так однозначен. Попробуем разобраться, какие последствия несет зачатие в пост.

Зачатие в пост и мнение церкви по этому поводу.

Порой супруги не придают существенного внимания тому, когда именно зачат малыш: в Великий пост или же Страстную пятницу. Серьезная болезнь ребенка или различные неприятности, происходящие с ним, могут быть связаны именно с периодом зачатия. Но далеко не все дети были зачаты в «разрешенное» время. Означает ли это, что все они серьезно больны или по жизни их преследуют одни неприятности? Вполне вероятно, что с ними не произойдет каких-либо неприятных ситуаций. Важно другое – подобное деяние греховно и не имеет значения, верят в это супруги или нет.

Многие верующие не могут найти лаконичный ответ на вопрос, почему зачатие ребенка именно во время поста является грехом. Церковью установлены определенные правила, согласно которым во время постных дней, включая Великий пост, праздники, а также воскресенья супруги должны воздерживаться от близости. Но стоит оценить это правило с другой стороны.

Ведь оба супруга согласно Священных Писаний должны отказываться от интима по собственному желанию. Если кто-либо из пары не в силах нести все тягости отказа от искушений и не может прожить дни Великого поста без близости, супруг или супруга не могут отказывать. Об этом писал еще апостол Петр. Еще большим грехом является отказ, что повлек за собой измену. А это негативно скажется на семейных отношениях, вплоть до распада семьи.

Если же семейная пара верующая и следую правилам поста, не нужно зачинать ребенка во время этого периода. Не зря дается определенный промежуток времени для молитв, покаяния и борьбы с искушениями.

При наступлении беременности во время поста семейной паре необходимо как можно скорее исповедать данный греховный поступок. Лучше пойти в церковь, куда постоянно ходите и исповедаться «своему» духовнику. Но если это невозможно, то тогда стоит сходить на исповедь в ближайший храм. Господь милостив к нам, поэтому многое прощает. При зачатии во время Великого поста не нужно задумываться об искусственном прерывании беременности или о рождении ребенка с всевозможными патологиями. Обязательно нужно настроиться на лучшее, малыш должен чувствовать еще в утробе, что его появление на свет желанно. Ведь все мысли могут материализоваться.

Почему стоит воздерживаться от зачатия в Великий пост или же постный дни?

Планирование ребенка в православной семье должно быть продумано. Не стоит убеждать себя, что зачатие малыша в «неположенные» дни не является грехом. Пост – это время для сближения с Богом, очищения души и тела, отказа от мирских искушений. Молитвы и покаяния – именно это должно быть основой жизни каждого христианина в пост. Стоит отметить, что на протяжении данного периода не венчают, так как именно во время этого таинства дается благословение на рождение детей. Вот почему стоит воздерживаться от близости во время поста.

Бывают случаи, когда у семейной пары есть проблемы, связанные с рождением детей. Итак получается, что окончание лечения припадает на пост, когда необходимо делать очередные попытки зачатия. Так как быть в этой ситуации? Длительный период лечения и несколько месяцев воздержания могут даже пойти на пользу. Стоит смириться с этим и принять как должное, не нужно высчитывать благоприятные дни и строить планы на этот счет. Дети будут даны Богом как вознаграждение за смирение и неугасающую надежду. Ожидание мучительно для тех супругов, которые ждут наступления беременности многие годы. Как именно поступить, решать семейной паре. Дети посылаются Господом как для радости, так и для осознания собственных ошибок. Поэтому не стоит рисковать, а отложить планирование до окончания поста.

Мнение священнослужителей о предохранении в пост.

Применение противозачаточных средств церковь не приемлет и считает противоестественным. Рассматривая это с нравственной стороны – предохранения не должно быть в православной семье. Церковь воспринимает такую «защиту» от возможного зачатия не что иное, как извращение. Стоит также учесть, что сами по себе противозачаточные средства не столь безвредны, как кажутся на первый взгляд, они оказывают негативное влияние на организм женщины. Дети даются семейной паре Богом, поэтому любое препятствие этому является грехом.

Половые отношения во время поста – это страсть и искушение, которые не могут побороть слабые духом люди. Умение контролировать свои физические потребности в праздники и постные дни – это шаг к Богу, возможность осознания того, зачем человек живет на земле и какое его предназначение.

Понятие «незапланированного зачатия» в толковании церкви.

Довольно часто можно услышать термин «незапланированное зачатие», что совсем неслучайно в современном мире. Самым страшным является то, что ни женщина, ни мужчина не ставили перед собой цель создания ребенка как плода совместной любви. Все это воспринималось как случайность. Плод в утробе матери очень чувствителен к каким-либо изменениям в организме матери, это касается и настроя, нервного перевозбуждения и раздраженности. Все эти чувства переживает и маленький еще нерожденный человечек, у которого уже есть сердце и душа. Так как же можно надеяться на то, что ребенок, родившийся от незапланированной близости, может быть счастливым и успешным?

Все неудачи, которые будут ожидать такого малыша, можно связать не только с психологической травмой, полученной еще до рождения, но и также как отражение родительских грехов.

Как подготовится к зачатию правильно?

Врачи рекомендуют начать подготовку к возможной беременности еще за 3 месяца, употребляя полезную пищу и витамины, воздерживаясь от вредных увлечений. Но по церковным канонам нужно не менее 6 месяцев для того, чтобы полностью быть готовыми к зачатию. Молитвы, следование правилам поста, призыв души – вот в чем состоит планирование. Пост должен восприниматься как некая процедура очищения души и тела.

Существует способ моления на протяжении 41 дня для получения желанного. Также он может применяться и для призыва души. Этот способ подразумевает осуществление ежедневных процедур в течение 41 дня: зажжение свечи на домашнем алтаре, благовония и живые цветы, чтение молитв, а также произнесение просьбы. Все это будет своеобразной жертвой Богу за исполнение собственных желаний. Вера в силу Бога поможет осуществить намеченное, долгожданная беременность наступит в скором времени.

Позаботьтесь о будущем своих нерожденных детей, не совершайте поступков, о которых будете жалеть. Не стоит настраивать себя на то, что зачатый во время поста ребенок родится больным. Покайтесь в своих деяниях, снимите с души тяжкий груз. Дарите маленькому человечку всю свою любовь, не передавайте ему накопленный негатив. Исповедь обоих родителей очистит душу, знайте, что любовь Бога к человеку безгранична.

«Однажды сосед по тюремной камере посетовал Владыке Мануилу, что сидит здесь безвинно. - Как же так? - спросил он. - Почему Господь попустил такое? - Вины, которую предъявил советский суд, на тебе, действительно, нет! - резко сказал Владыка. - Но наказание ты отбываешь за то, что еще в детстве забрался к соседям, поломал у них капусту, а потом открыл засов на хлеву и выпустил корову. Потерявшие кормилицу многодетные соседи впали в крайнюю нужду. - Дедушка, - спросил сверху другой сокамерник из уголовников. - А я почему всю жизнь по тюрьмам мыкаюсь?

Другие не столько крадут, а на свободе… - Ты был зачат в Страстную пятницу - ответил епископ. - Ты и умрешь в тюрьме». — Коняев Н.М. Облеченный в оружие света. - М.: Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», 2002, С. 36. Благословение на книгу имеется.) Митрополите Мануил (Лемешевский), который за веру большую часть жизни провел в лагерях и к старости имел от Бога дар прозорливости. Его подвижническую деятельность в семинариях изучают…)

«Когда к Иоанну Кронштадтскому подошли супруги с больным ребенком и попросили помолиться об исцелении чада, он резко отказал, молвив: «Вы лучше вспомните, в какой день вы его зачали!» Как оказалось, зачатие произошло на Страстной седмице». — «Сретение», выпуск №2 - февраль 2009.

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий: «Подавляющее число браков, которые заключаются в период православного поста, не приносят счастья. Современные ученые говорят, что до 90% браков, заключенных в Великий пост или в другие посты в течение всего года, разрушаются. И дети, которые зачинаются в эти дни, скорей всего будут больными». — Интерфакс-Религия — Вот что пишет священник Сергий Николаев: «По свидетельству врача, практикующего более 40 лет, дети, зачатые в пост, с большим трудом поддаются лечению. Приходилось слышать мнения, что «постовые» дети труднее воспитываются. Грех невоздержанных родителей может послужить почвой греха или несчастья детей. Есть современные научные исследования по поводу того, почему дети рождаются больными. Исследования показали, что 95% больных детей были зачаты в постные дни, и уже с научной точки зрения ученые-медики советуют: если супруги хотят иметь здоровое потомство, то должны воздерживаться от близости в постные дни». — «Пензенский православный собеседник» №11 (52), ноябрь 2006, С. 3.

На важную роль христианского благочестия в супружеской жизни указывал преподобный Серафим Саровский. Вот какие советы давал он одному юноше, вступающему в брак: «Храните чистоту, храните среды и пятницы (посты), и праздничные, и воскресные дни. За нехранение чистоты, за несоблюдение среды и пятницы супругами дети родятся мертвыми, а при нехранении праздников и воскресных дней жены умирают родами» — Митрополит Вениамин (Федченков). Всемирный светильник // М., «Паломник», Православный Свято-Тихоновский богословский институт. 1996, С. 191.

То же писал в одном из писем мирянам и преподобный Амвросий Оптинский: «Болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены». Или еще пример. Одна чета имела сына, проявлявшего некоторое уродство души. Преподобный Леонид Оптинский говорил, что это было наказанием его родителей за несоблюдение ими церковных праздников в семейной жизни. — О православном браке. СПб., «Общество святителя Василия Великого». 2001, С. 96.

Православная Церковь призывает своих чад по благочестивой традиции воздерживаться по взаимному согласию постом и в дни великих праздников от супружеских отношений. Однако ситуации бывают очень разными. Бывает, что на супружеской близости настаивает неверующий супруг, и отказ от нее приведет к распаду семьи. Бывает, что муж-моряк возвращается из длительного путешествия в период поста, а потом снова уходит в море. Поэтому данный вопрос решается индивидуально с духовником для каждой семьи. Ребенка супругам посылает Господь, без Его воли зачатие не совершится. Поэтому я бы советовал в период поста воздержаться от близости и сугубо молиться в это время о даровании ребенка после поста. Одно дело, если один из супругов неверующий или, скажем так, невоцерковленный. Здесь все ясно: человек не знает, что такое пост. И требовать от него соблюдения супружеского поста в принудительном порядке - значит подвергать его (а вместе с ним и себя) испытаниям, последствия которых могут быть весьма плачевными. Апостол пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (1Кор. 7,5). А с неверующим супругом или супругой согласия в вопросе соблюдения супружеского поста достичь нелегко. Но есть и другая сторона вопроса: а если оба супруга верующие и церковные, если оба живут христианской духовной жизнью, исповедаются и причащаются? И если они уже близки к тому «единомыслию душ и телес», о котором Церковь молится в Таинстве венчания, но одному из них захотелось нарушить супружеский пост? Дело в том, что здесь согласие уже существует заранее: оба супруга согласны, что пост нужно соблюдать во всех отношениях. Желание одного из них нарушить пост выглядит на этом фоне капризом, или искушением. Нужно ли в таком случае идти ему навстерчу? В идеале — нет. На мой взгляд, в случае, если оба супруга уже живут церковной жизнью, отказ одного из них вступить в супружеские отношения в пост послужит общей пользе, и другая половина впоследствии будет только благодарна за это. Однако в реальной жизни не все бывает так просто, как нам хотелось бы. Поэтому универсальных правил о соблюдении или нарушении супружеского поста нет и быть не может. И если вопрос о супружеских отношениях в пост заботит вас, обсудите его с опытным духовником, мнению которого вы доверяете, — думаю, он даст вам хороший совет, как следует поступить именно в вашей ситуации. Священник Михаил Немнонов


Православная церковь выделяет многодневные и однодневные посты.
Основное правило: СРЕДА и ПЯТНИЦА в течение всего года, кроме Святок и сплошных седмиц, — строго постные дни (если нет особого разрешения на послабление поста). В некоторых монастырях постятся и по понедельникам (в честь Ангелов). Затем, в году существуют 4 больших поста:
1) Великий пост — 40 дней; к нему присоединяется Страстная Седмица — последняя неделя перед Светлым Христовым Воскресением — Пасхой; подвижный пост.
2) Петров пост начинается через неделю после Пятидесятницы (Троицына дня) и кончается 12 июля на Петров день; подвижный пост, разной продолжительности.
3) Успенский — двухнедельный пост с 14 по 27 августа.
4) Рождественский сорокадневный пост с 28 ноября по 6 января.
Кроме того, строго постными считаются:
день Воздвижения Креста Господня (27 сентября)
день Усекновения главы св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября)
Рождественский сочельник (6 января)

и Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) — 18 января

О том, можно ли беременеть в пост и будет ли зачатие в пост греховным, ходит много споров среди православных христиан. Причина в том, что запрет на совершение Таинства венчания совпадает с теми днями, когда Церковь не благословляет интимных отношений между супругами, а именно во время постов, накануне постных дней (среды и пятницы) и перед большими праздниками.

Но ребенок, зачатый в пост, – такое же дитя Бога, как любой другой, – любимое, долгожданное, достойное спасения. То, что такой ребенок нежеланен Господу, – опасное суеверие, которое ни один настоящий христианин не должен пускать в свое сердце.

Священник Святослав Шевченко

Однажды сосед по тюремной камере посетовал Владыке Мануилу (митрополит Мануил (Лемешевский), который за веру большую часть жизни провел в лагерях и к старости имел от Бога дар прозорливости), что сидит здесь безвинно. – Как же так? – спросил он. – Почему Господь попустил такое? – Вины, которую предъявил советский суд, на тебе, действительно, нет! – резко сказал Владыка. – Но наказание ты отбываешь за то, что еще в детстве забрался к соседям, поломал у них капусту, а потом открыл засов на хлеву и выпустил корову. Потерявшие кормилицу многодетные соседи впали в крайнюю нужду.

– Дедушка, – спросил сверху другой сокамерник из уголовников. – А я почему всю жизнь по тюрьмам мыкаюсь? Другие не столько крадут, а на свободе… – Ты был зачат в Страстную пятницу – ответил епископ. – Ты и умрешь в тюрьме». (Коняев Н.М. Облеченный в оружие света. – М.: Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», 2002, С. 36.)

«Когда к Иоанну Кронштадтскому подошли супруги с больным ребенком и попросили помолиться об исцелении чада, он резко отказал, молвив: «Вы лучше вспомните, в какой день вы его зачали!» Как оказалось, зачатие произошло на Страстной седмице». («Сретение», выпуск №2 – февраль 2009).

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий: «Подавляющее число браков, которые заключаются в период православного поста, не приносят счастья. Современные ученые говорят, что до 90% браков, заключенных в Великий пост или в другие посты в течение всего года, разрушаются. И дети, которые зачинаются в эти дни, скорей всего будут больными». Вот что пишет священник Сергий Николаев: «По свидетельству врача, практикующего более 40 лет, дети, зачатые в пост, с большим трудом поддаются лечению. Приходилось слышать мнения, что «постовые» дети труднее воспитываются. Грех невоздержанных родителей может послужить почвой греха или несчастья детей. Есть современные научные исследования по поводу того, почему дети рождаются больными. Исследования показали, что 95% больных детей были зачаты в постные дни, и уже с научной точки зрения ученые-медики советуют: если супруги хотят иметь здоровое потомство, то должны воздерживаться от близости в постные дни». - «Пензенский православный собеседник» №11 (52), ноябрь 2006, С. 3.

На важную роль христианского благочестия в супружеской жизни указывал преподобный Серафим Саровский. Вот какие советы давал он одному юноше, вступающему в брак: «Храните чистоту, храните среды и пятницы (посты), и праздничные, и воскресные дни. За нехранение чистоты, за несоблюдение среды и пятницы супругами дети родятся мертвыми, а при нехранении праздников и воскресных дней жены умирают родами» - Митрополит Вениамин (Федченков). Всемирный светильник / М., «Паломник», Православный Свято-Тихоновский богословский институт. 1996, С. 191.

То же писал в одном из писем мирянам и преподобный Амвросий Оптинский: «Болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены». Или еще пример. Одна чета имела сына, проявлявшего некоторое уродство души. Преподобный Леонид Оптинский говорил, что это было наказанием его родителей за несоблюдение ими церковных праздников в семейной жизни. - О православном браке. СПб., «Общество святителя Василия Великого». 2001, С. 96.

Православная Церковь призывает своих чад по благочестивой традиции воздерживаться по взаимному согласию постом и в дни великих праздников от супружеских отношений. Однако ситуации бывают очень разными. Бывает, что на супружеской близости настаивает неверующий супруг, и отказ от нее приведет к распаду семьи. Бывает, что муж-моряк возвращается из длительного путешествия в период поста, а потом снова уходит в море. Поэтому данный вопрос решается индивидуально с духовником для каждой семьи.

Ребенка супругам посылает Господь, без Его воли зачатие не совершится. Поэтому я бы советовал в период поста воздержаться от близости и сугубо молиться в это время о даровании ребенка после поста. Одно дело, если один из супругов неверующий или, скажем так, невоцерковленный. Здесь все ясно: человек не знает, что такое пост. И требовать от него соблюдения супружеского поста в принудительном порядке – значит подвергать его (а вместе с ним и себя) испытаниям, последствия которых могут быть весьма плачевными. Апостол пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (1Кор. 7,5). А с неверующим супругом или супругой согласия в вопросе соблюдения супружеского поста достичь нелегко.

Но есть и другая сторона вопроса: а если оба супруга верующие и церковные, если оба живут христианской духовной жизнью, исповедаются и причащаются? И если они уже близки к тому «единомыслию душ и телес», о котором Церковь молится в Таинстве венчания, но одному из них захотелось нарушить супружеский пост? Дело в том, что здесь согласие уже существует заранее: оба супруга согласны, что пост нужно соблюдать во всех отношениях. Желание одного из них нарушить пост выглядит на этом фоне капризом, или искушением. Нужно ли в таком случае идти ему навстерчу? В идеале - нет. На мой взгляд, в случае, если оба супруга уже живут церковной жизнью, отказ одного из них вступить в супружеские отношения в пост послужит общей пользе, и другая половина впоследствии будет только благодарна за это.

Однако в реальной жизни не все бывает так просто, как нам хотелось бы. Поэтому универсальных правил о соблюдении или нарушении супружеского поста нет и быть не может. И если вопрос о супружеских отношениях в пост заботит вас, обсудите его с опытным духовником, мнению которого вы доверяете, - думаю, он даст вам хороший совет, как следует поступить именно в вашей ситуации.

Священник Михаил Немнонов