Суриковы и кончаловские

Сегодня на уроке мы научимся:

Определять его настроение

Размышление над вопросом.

Как называется картина?

Во что любила играть она?

Какой характер?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать еще?

Над чем еще надо работать?

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению Картинная галерея В. И. Суриков "Портрет дочери художника"»

Урок Картинная галерея В.И. Суриков «Портрет дочери художника»

Сегодня на уроке мы отправляемся в раздел «Картинная галерея».

Цель нашего урока состоит в том, чтобы познакомиться с репродукцией картины В. И. Сурикова «Портрет дочери художника». Что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться? Ответить на этот вопрос нам помогут вопросы из учебника на стр. 129.

Сегодня на уроке мы научимся:

Описывать внешность человека, изображенного на портрете;

Определять его настроение

Составлять словесный портрет человека.

Описание девочки, изображенной на портрете.

Девочка стоит возле стены, возможно, это стена печи, т.к. внизу есть заслонка. Она одета в красное платье с мелкими белыми горошинами, с поясом и красным бантом. Верх платья украшает большой белый кружевной бант. На ногах девочки коричневые чулки и черные туфли. В руках у девочки красивая кукла в белом пышном платье. Девочка любит свою игрушку, поэтому крепко прижимает ее к себе, нежно обнимая куклу за талию.

У девочки веселое настроение, т.к она улыбается, глаза широко открыты. Она смотрит вперед спокойно и немного застенчиво, как будто смущается.

Размышление над вопросом.

Что если бы, Суриков сделал стену темной? (девочку было не видно, и была грустной)

Назовите фамилию художника, написавшего картину?

Как называется картина?

Определите жанр этого произведения?

Составление словесного портрета девочки.

Расскажите, какой, по-вашему, была девочка?

Во что любила играть она?

Какой характер?

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать еще?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке получилось хорошо?

Над чем еще надо работать?

Дом.задание: найти другие произведения Сурикова. Записать их названия, определить жанр, рассказать, что на них изображено.

Суриков В.И. Портрет О.В. Суриковой, дочери художника, в детстве. 1888. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Трогательный «Портрет О.В. Суриковой, дочери художника, в детстве» Суриков написал в 1888 году, тогда же с успехом показав его на 16-й передвижной выставке.

«Миловидное круглое личико, в обрамлении темных пышных волос, серьезно. Но это не характер, это отношение к труду отца - она позирует деловито и спокойно. Мягкость и добродушие таятся в углах твердо очерченного рта: вот-вот улыбнется весело и лукаво! Глаза, умные, пытливые, глядят из-под густой челки, а под ней угадывается чистый высокий лоб. В этом портрете так четко увиден и схвачен весь ее счастливый, мгновенно откликающийся на все, пылкий и веселый нрав.
Ножки ее в красных чулочках на фоне белого кафеля по-хозяйски устойчивы, и в том, как они расставлены, чувствуется ее уверенность и некоторая своенравность. Их контуры, мягкие, не очерченные твердой линией, в то же время дают ощущение крепких и плотных мышц под чулками. Детская, без талии, фигурка - в низко повязанном кушаке, и стоит девочка, слегка подавшись вперед. Круглый белый воротник оттеняет розовую матовость лица. И нет в этой девочке ни малейшего девчоночьего кокетства, хоть вся она пластична и грациозна - залог будущей женственности. Ладошка левой руки прижата к белому кафелю, и пальцы написаны так, что кажутся теплыми. Правой рукой Оля прижала к себе неизменную куклу Верочку, уставившуюся голубыми глазами куда-то в пространство. Белокурая шапка куклиных волос играет золотом на красном фоне, и пышное розовое платье и бархотка на шее выдают в ней парижанку.
Дивный портрет! В нем вся прелесть и живость девочки, вся чистота и гармония ее ума и души и вся любовь и восхищение отца и художника останутся жить навсегда». (Источник: Кончаловская Н. Дар бесценный: Романтическая быль./ Наталья Кончаловская. – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1978. – 300с.)

Из книги Натальи Кончаловской «Дар бесценный» об истории создания портрета http://www.gennadij.pavlenko.name/ex-book?text=185

В соседней столовой молодая учительница-курсистка занималась с Олей грамматикой, готовя ее в первый класс гимназии.

Ну вот, какой на тебе воротник - красный? - спрашивала она Олю.

Нет… Не красный, а белый.

Василий Иванович вдруг представил себе дочь в белом воротнике поверх красного, белым горошком платья. Как оно мелькало, это платьице, в зарослях ивняка на Енисее, гасло в густой тени, а потом выпархивало на солнце и летело по песчаной отмели…

А как ты напишешь - «не» или «ни»?

Не красный.

Верно. А у меня какой воротник? Красный или белый?

А у вас… А у вас никакого - ни красного, ни белого!

А как ты напишешь это?..

Оля думает и потом твердо решает:

Молодец, правильно!

Василий Иванович слушает, улыбаясь: «Ишь ты, соображает головенок-то!»

А теперь встань и пойди туда, - говорит учительница. Слышно, как Оля отодвигает стул и торопливо шагает.

Так! Куда ты пошла?

К печке.

Какую букву поставишь в конце?

Пауза. Оля думает.

Букву «е» поставлю. Дательный здесь - кому, чему.

Хорошо! - радуется учительница. - А где ты стоишь?

Опять пауза.

Возле печки. «И» здесь будет, - торопится объяснить Оля, - потому что здесь родительный - кого, чего!..

Василий Иванович вдруг ясно представил себе Олю возле печки. Он тихо встал, приоткрыл дверь и заглянул в щелку. Оля стояла в красном платье горошками на фоне ярко-белого кафеля, прижав к нему, теплому, две своих пухлых ладони. Круглое лицо ее было освещено приветливой и веселой уверенностью.

«Вот как написать бы ее нужно», - подумал Василий Иванович и закрыл дверь…

Прошел месяц. В столовой появился мольберт с холстом, на котором в рост стояла Оля возле печки. И как каждая новая картина, она заняла первое место в жизни семьи. Сначала портрет был в угле, потом начал закрашиваться. Оля была терпелива - умела позировать. И часто вся семья вместе проводила утро в столовой, чтоб Оле не скучно было стоять.

В большом мягком кресле сидела сильно исхудавшая Елизавета Августовна и занимала Олю чтением или разговором. После поездки в Сибирь здоровье ее настолько сразу ухудшилось, что ей нужно было постоянное наблюдение врача. Лечил ее профессор Черинов. Он заходил к Суриковым почти каждый день. А Василий Иванович так доверял ему и так постоянно нуждался в его советах, что даже решил написать с него портрет, чтоб он подольше бывал у них в доме. Портрет этот висел у Суриковых в гостиной, как бы охраняя хозяйку, когда Черинова не было.

Вести хозяйство Елизавета Августовна уже не могла, гулять с дочерьми тоже ей было не под силу, и Василий Иванович все делал сам, чувствуя себя виноватым в том, что потащил жену в Сибирь. Только теперь понял он, что поездка эта «съела» Лилю. Нельзя было ей неделями плыть по воде в осенних туманах, нельзя было с больным сердцем трястись по ухабам, нельзя было испытывать его в борьбе с крутой неприязнью мамы. Ах, мама, мама!.. Торгошинская повадка - или душу отдаст тебе, или твою душу вымотает!.. Всего этого нельзя было Лиле. Вот теперь и не узнать прежней, красивой, веселой, распорядительной хозяйки дома. Недаром Лиля с таким недоверием относилась к Сибири, словно чуяла, что принесет она ей погибель, как той самой княжне Марии Меншиковой, для которой она позировала.

И в это холодное декабрьское утро, укутав ноги пледом, сидела Елизавета Августовна в кресле. Под розовой фланелевой кофточкой обрисовались ее похудевшие узкие плечи, а из-под белого чепца глядело изнуренное болезнью лицо. Она всячески старалась поддержать в себе бодрость, ей, как никогда раньше, хотелось принимать участие в их общей жизни, хотелось помочь дочке позировать, развлекать ее беседой. Разложив ящик с красками на табурете, сидя на венском стуле, Василий Иванович писал Олин портрет. Для работы он надевал старый черный пиджак, весь заляпанный красками, старые серые брюки, тоже все в пятнах. В этой одежде он чувствовал себя свободным - он не терпел специальных «блуз» и халатов, в которых обычно работают художники. Тут же бегала со своей куклой семилетняя Лена. В передней позвонили. Оля насторожилась:

Это учительница… Анна Михайловна. Где будем заниматься?

Веди ее в детскую, я еще здесь попишу, - сказал отец.

Оля, топая ножками, помчалась открывать дверь, усадив куклу прямо на пол возле печки…

И вот они остаются втроем. Нет, все-таки не втроем. Оля смотрит на них с холста, словно и не выбегала из комнаты.

»

Портрет дочери художника, в детстве. Картина, портрет маленькой девочки, фото - Картина, рисунки,

Магические сны Василия Сурикова

"Суриков умер. От нас ушел в мир иной гениальный художник, торжественный, потрясающий душу талант. Суриков поведал людям страшные были прошлого, показал героев минувшего, представил человечеству в своих образах трагическую, загадочную душу своего народа. Как прекрасны эти образы! Как близки они нашему сердцу своей многогранностью, своими страстными порывами! У Сурикова душа нашего народа падает до самых мрачных низин; у него же душа народная поднимается в горние вершины - к солнцу, свету..." Его долго ценили за идейно-передвижническую правду. Теперь мы знаем: ценное в нем - глубокая правда мистической поэзии. Несмотря на грубость формы, картины Сурикова - магические сны. Такого дара сновидца я не знаю ни в ком из наших художников. Может быть, этим и объясняются его недостатки - ограниченностью вкуса и сознательного умения в сравнении с надсознательною прозорливостью. Уайльд сказал о Браунинге - он заикается тысячью ртов. О Сурикове хочется сказать: он вдохновенно-косноязычен. В его творчестве - повелительная убежденность галлюцината. Он действительно видит прошлое, варварское, кровавое, жуткое прошлое России и рассказывает свои видения так выпукло-ярко, словно не знает различия между сном и явью. Эти видения-картины фантастическим реализмом деталей и цельностью обобщающего настроения вызывают чувство, похожее на испуг. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника, и бред его кажется вещим. Правда исторической панорамы становится откровением. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души...

читать полностью...

"Значение Сурикова как живописца, как художника также очень велико, так как он рядом с Репиным еще в 80-х годах выступил против запуганного раболепства перед школой. То, что сделали во Франции импрессионисты с Дега и Моне во главе - уничтожение академических тисков, то же самое сделали у нас Репин, отчасти Куинджи и главным образом Суриков. Его лихорадочно, страстно, грубо и грязно, но сплошь вдохновенно написанные картины хотя и пугали нашу привыкшую к благоприличию публику, зато действовали на художников бодрящим, зажигающим образом."

Василий Суриков, сайт 1848-2014. Все права защищены. Пишите письма: mail (собака) сайт
Копирование или использование материалов - только с письменного разрешения Василия Сурикова

1 июля 2013, 12:10

Единственная любовь Василия Сурикова

Великий русский художник Василий Иванович Суриков родился в Красноярске 12 января 1848 года в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Первые уроки рисования мальчик получил у своего школьного учителя. В 1868-м отправился в Петербург, где поступил в Академию художеств. По её окончанию жил в Москве. Постоянно приезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. В 1880–1890 годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Особое влияние на его становление как художника оказали мастера венецианского и испанского Возрождения и барокко, в особенности Веронезе и Веласкес.

Когда они встретились, ей было двадцать, а ему - тридцать. Вместе им было суждено прожить недолго, всего десять лет, но их история - одна из самых замечательных. Это история счастливой любви и трагической судьбы. Суриков первый раз увидел свою будущую супругу Елизавету Августовну Шарэ во время утренней мессы в католической церкви Святой Екатерины, в Петербурге. Как оказалось, они оба очень любили музыку Баха. Молодые люди каждое воскресенье приходили на Невский проспект, чтобы услышать хоралы знаменитого композитора. После череды таких встреч состоялось знакомство.
Вскоре Сурикову пришлось уехать - он получил заказ на роспись храма Христа Спасителя в Москве. Это был 1877 год. Все лето Суриков выкраивал время на поездки в Петербург, чтобы увидеть запавшую ему в сердце красавицу, а в декабре попросил руки Лизы. Невеста, хоть и родилась в России, по воспитанию своему была настоящей парижанкой. Ее отец„француз Август Шарэ, встретил русскую девушку в Париже и женился на ней. Через какое-то время семья пере­бралась в Петербург, где у них появились пятеро детей. Обычаи и порядки в семье сохранились французскими, и дочки выделялись среди сверстниц особым парижским шиком, хотя семья и не была особенно богатой.
Суриков скрыл от своих родных радостную новость о венчании.
Сделать ему это было нелегко. Причина такого странного пове­дения Сурикова была простая: он был счастлив, но переживал, как отнесется к его выбору мать, женщина очень суровая, сибирская казачка. Уж для нее невестка-«француженка» была бы сюрпризом не особенно приятным. Для своего любимого Васеньки ей наверняка хотелось бы найти невесту простую, понятную.

Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника.

Молодожены переехали в Москву, где жили очень дружно. Оба любили музыку, литературу, вместе им не было скучно, и в первые годы жизнь их протекала достаточно уединенно. Василий был действительно счастлив - рядом с ним та, которая понимала его, прощала полную погруженность в работу. У счастливой пары родились две девочки - Ольга и, через два года, Елена. Они никогда не разлучались, даже когда девочки были совсем маленькие, путешествовали все вместе. Суриков шутил, что «все мое - всегда со мной». Одно лишь омрачало иногда счастье семьи: у Елизаветы был врождённый порок сердца.

Портрет Ольги Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детстве. 1888

Окрыленный Суриков работал не покладая рук. Были написаны «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова», пришло признание и финансовая независимость. Суриков любовался своей женой, с удовольствием рисовал ее. Она была натурщицей для одной из самых трагических фигур в русской живописи - старшей дочери Меншикова, Марии.

"Меншиков в Березове" (1883).

Свою картину «Меншиков в Березове» Суриков писал долго. Нужны были лица, которые выражали бы весь трагизм судьбы семьи, бывшей когда-то самой могущественной в России и оказавшейся в ссылке на краю земли, в Сибири. Мария, бывшая царская невеста, умерла в возрасте 18 лет в ссылке. Вот ее и рисовал Василий Иванович Суриков со своей жены. Но оба они и предположить не могли, что в каком-то мистическом смысле судьба Марии, не вынесшей жизни в Сибири, отзовется и в судьбе Елизаветы.

Старшая дочь Меншикова. 1882

Однажды Суриковы после почти годичного путешествия по Европе отправляются в Сибирь. Сырость водных сибирских путешествий, тряска по разбитым дорогам… Все это было тяжелым испытанием для хрупкого здоровья Лизы. На обратном пути она тяжело заболела. Сибирь, которая так радовала Сурикова, оказалась для нее губительной. Во время болезни жены он не отходил от нее, не доверял ее никому. Сам справлялся со всеми предписаниями врачей. Но весной Елизавета умерла.
Суриков никогда больше не женился, жил он только для своих девочек и для искусства.

Василий Иванович Суриков с дочерьми Ольгой(справа) и Еленой и братом, Александром, перед отъездом в Сибирь. Лето 1889 года.

В дальнейшем Ольга Сурикова выйдет замуж за художника Петра Кончаловского и у них родится дочь Наталья, мать Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова. О Наталье Кончаловской и о её жизни пойдёт речь в следующем посте.

Василий Иванович Суриков с внуками - Наташей и Мишей Кончаловскими.

P.S. Очень бы хотелось побольше фотографий, но в интернете их почти что нет.

Обновлено 01/07/13 15:27 :

В.И. Суриков с женой

Портрет Елены Суриковой, дочери художника, 1906 г.

Портрет дочери

На картине я вижу маленькую девочку (она где-то мне ровесница). Эта родная дочь художника Сурикова. Девочка миленькая, крепенькая. Ее фигурка смотрится немного неуклюжей, но с возрастом это пройдет. Ребенок превратится в очаровательную, грациозную барышню, которую будут учить танцам. Кругленькое личико ребенка обрамляют темные густые короткие волосы, до плеч. Ее губы улыбаются. Глаза у девочки, крупные, смотрят прямо и немного лукаво. Чувствуется, что девочка старательно позирует своему отцу. Левая пухленькая ладошка прижата к белой стене. Мне так и хочется подержаться за нее, кажется, что она теплая, живая.

Она одета в красное платье в белый горошек. Колготки у нее на ногах: под цвет платья. Талия подпоясана красным кушаком. Я тоже люблю одежду, такого цвета. Она смотрится нарядно и создает мне хорошее настроение. Платье украшено большим ажурным белым воротничком. Видимо, кто-то из родственников смастерил его для девочки.
Она прижимает к себе игрушку (куклу). Заметно, что ребенок очень любит ее. Кукла даже чем-то похожа на свою хозяйку. У нее белокурые волосы и голубые глаза. Она наряжена в розовое платье. Всем девочкам нравится играть в куклы и мне тоже.

Лицо у девочки довольное и спокойное. Ей хорошо живется в этом доме, с близкими ей людьми. В семье она любимица. Отец тоже восхищается своей дочерью, поэтому и получился так хорошо у него этот портрет. Он хочет, чтобы его в памяти она навечно осталась милым маленьким ребенком. Мне кажется, что у девочки немного настырный характер, и она любит, чтобы исполняли все ее желания. Вот как своими крепкими ногами она опирается о пол. Также уверенно она идет по этой жизни. Говорят, если у ребенка счастливое детство, то такая же будет и взрослая жизнь. Хочется верить, что это сбудется.

2 класс

Маленькая барышня нарисована на картине: «как живая». Мне кажется, сейчас она сорвется оттуда и побежит со мной играть.

Дочь художника позирует на фоне белой печки. Черная дверца и такие же башмачки еще ярче подчеркивают наряд девочки.

У нас в деревне, у бабушки, тоже так отапливается дом. Когда я приезжаю к ней на каникулы я люблю греться у печки. Когда она натоплена, рядом уютно и тепло. Также хорошо в доме у художника.

Вообще, вся эта картина создает хорошее настроение. Мне бы хотелось, чтобы она висела в моей комнате. А я бы просыпалась по утрам и мысленно разговаривала с девочкой, загадывала бы ей свои желания и мечты.

  • Маковский К.Е.

    Маковский Константин Егорович – художник России, живший в 19-20 веке, один из представителей т.к. называемых «передвижников». Маковский родился в столице в 1839 году

  • Тропинин В.А.

    19-го марта 1776 г. в семье крепостного графа А. С. Минина родился Василий Андреевич Тропинин. Отец мальчика вольный человеком, управляющим поместья, а вот семья была крепостными селянами.В 1823 г. парень получил свободу.

  • Сочинение по картине Тропинина Кружевница 4 класс (описание)

    На картине запечатлен один момент из жизни обыкновенной крепостной крестьянки, занимающейся вышивкой.

  • Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2 класс (описание)

    На одном из наиболее известных полотен русского художника передвижника А. Саврасова – «Грачи прилетели» изображено начало весны. Пейзаж срисован был с окраины русской деревни в Костромской области в 1871 году.