Рабочая программа "обучение игре на блокфлейте". Образовательная программа по музыкальному инструменту «Блок - флейта» на отделении музыкального искусства (подготовительный цикл) Упражнения для блокфлейты для развития техники

История создания инструмента.

Флейта – один из самых древнейших духовых инструментов. В древности термин «флейта» означал большинство духовых инструментов, но почти все эти инструменты не имели отношения к флейте, которую мы видим сегодня. Менее отдаленным предшественником «флейты с наконечником» (продольной флейты), был флажолет – простенькая дудочка с небольшим количеством клапанов.

Существует предположение, что родиной поперечной флейты является Азия. В Средние Века флейта проникла на запад, где распространилась повсеместно. Изначально она была в виде отрезка тростника, снабженного шестью звуковыми отверстиями и одним для вдувания.

В таком виде она имеет большую популярность в Германии, где постепенно преобразовывается и на всех европейских языках получает название «немецкой флейты». Славу концертирующего самостоятельного инструмента флейта приобретает во Франции, где местные музыканты превращают ее в подлинно оркестровый инструмент наряду с прямой флейтой.

Старонемецкая флейта располагала довольно внушительным объемом, охватывавшим со всеми хроматическими промежутками две с половиной октавы – от ре первой до ля третьей. Самый низкий звук этой флейты получался от сотрясения всего воздушного столба, заключенного в трубке инструмента, тогда как все последующие, в пределах нижней хроматической октавы, образовывались путем постепенного укорачивания его. Таким образом, все звуки, входившие в состав диатонической гаммы ре-мажор, соответствовали основным дырочкам или отверстиям старо-немецкой флейты, а все промежуточные (хроматические) ступени получались при помощи раздвоенной или «вилочной хватки». При таком способе извлечения звука эти промежуточные ступени выходили не очень чистыми, и вскоре для них сделали отдельные отверстия, прикрытые клапанами.

Новую основу устройства флейты впервые разработал Уильям Гордон (1791-1839) шотландец, офицер швейцарской гвардии французского короля Карла 10. После свержения короля и роспуска гвардии, Гордон полностью посвятил себя работе над совершенствованием флейты, но не успел довести свою мысль до завершения.

Его наработками воспользовался Теобальд Бем (1794-1881). В 1832 году он сконструировал коническую флейту с открытыми клапанами. Эта модель инструмента добилась успеха во Франции и Англии, но все еще не была совершенна. Постоянные эксперименты привели к созданию в 1847 году цилиндрического строения флейты, которое используется до сих пор. Также Бем разработал систему клапанов, добился улучшения качества звучания инструмента, расширил диапазон. Теперь флейта стала звучать в пределах 3 октав.

Примерно в таком же виде флейта существует и по сей день.

Первые уроки игры на флейте. Постановка исполнительского аппарата.

Современная флейта состоит из трех частей:

  • верхняя часть называется «головка»;
  • средняя - «корпус»;
  • нижняя - «колено».

Диапазон флейты от до(c) или си(h) первой октавы до до(c) четвертой, опытные флейтисты могут извлекать ноты до ми(e) четвертой октавы, но они достаточно трудные для исполнения и обладают резким, пронзительным звуком.

В настоящее время флейта является одним из самых распространенных духовых инструментов, пользуется особой популярностью среди детей и родителей. Сейчас дети достаточно рано начинают заниматься на флейте, в возрасте 7-10 лет. В эти годы организм ребенка еще слаб и не сформирован, имеет не окрепшую мышечную систему. Поэтому очень важно с особой тщательностью и вниманием отнестись к первым шагам ребенка на флейте.

Дыхательная мускулатура, губы, язык, пальцы, взятые сами по себе, еще не являются исполнительским аппаратом. Таковым они становятся только в результате освоения исполнительских навыков. Для этого они должны объединиться в единый комплекс под названием двигательный аппарат. Двигательный аппарат является инструментом человеческого сознания, его продолжением. Невозможно полноценно развивать исполнительские качества двигательного аппарата, не развивая, прежде всего, музыкального мышления самого исполнителя.

Исполнительский аппарат – это система соответствующих двигательных органов человека, оснащенная исполнительскими навыками и являющаяся функциональным органом музыкального сознания. Исполнительский аппарат состоит из следующих компонентов:

  1. Музыкальное мышление.
  2. Слуховые и двигательные ощущения.
  3. Двигательный аппарат.
  4. Исполнительское дыхание.
  5. Работа губ.
  6. Артикуляция языка.
  7. Координация пальцев.

Главная задача педагога провести маленького ученика в мир музыки и познакомить его с инструментом так, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта, зажатости и неудобств. Очень важно не забывать главное правило, о котором писал Петер-Лукас Граф: «Флейта – только одна из частей вашего инструмента. Когда Вы играете на флейте, Ваше тело также участвует в этом (дыхательные органы, губы, язык, горло, руки)».

Итак, как же подойти к извлечению первого звука?

Тело исполнителя – такой же важный инструмент, как и флейта. Именно оно определяет правильное, красивое звучание. Положение корпуса, дыхание и амбушюр – все вместе отвечает за хорошее звукоизвлечение.

Перед извлечением звука необходимо подготовить тело к занятию. Для правильного функционирования исполнительского аппарата нужно убедиться, что вес распределен равномерно на обеих ногах, спина прямая. Ровную осанку следует держать под особым контролем, сутулость мешает правильному дыханию, приводит к зажатию. Маленькому ребенку трудно контролировать свое тело, при игре на инструменте можно выпрямлять позвоночник, прислонившись спиной к стене.

Правильное положение корпуса – самое важное условие для хорошего контроля над дыханием, оно является основой правильной постановки, имеет большое влияние на все области звукоизвлечения.

Для того чтобы плечи, руки и дыхание оставались свободными, нужно придерживаться нескольких правил:

  1. Ноги должны стоять на ширине плеч, но таким образом, чтобы левая нога была немного впереди.
  2. Взгляд должен быть устремлен перед собой.
  3. Голова свободно балансирует на позвоночнике.
  4. Шея свободна.
  5. Колени слегка пружинят.

Главное, чтобы тело ребенка было в естественном положении.

Перед тем как дать ребенку в руки инструмент, нужно объяснить ему принципы дыхания, сделать несколько упражнений, так как контроль над равномерным потоком воздуха очень важен для правильного звукоизвлечения.

При игре на всех духовых инструментах исполнитель должен пользоваться грудобрюшным (смешанным) дыханием. Только при смешанном дыхании возможно максимальное использование всех дыхательных мышц, способствующих осуществлению полного, глубокого вдоха и продолжительного активно управляемого выдоха, являющегося одним из основных условий в образовании и ведении звука . Неправильная работа мышц влияет на звук и его ведение. В исполнительском вдохе участвуют наружные межреберные мышцы и диафрагма. Учиться управлять дыханием следует сначала без инструмента.

Ю. Должиков. Методика. 1. Техника исполнительского дыхания. Издательство «ДЕКА-ВС». Москва 2004.

Первым делом нужно научиться делать вдох в три приема: положив руку на живот наполнить нижнюю часть легких, почувствовав, как мышцы живота отталкивают ее. Затем наполнить воздухом среднюю часть, расширяя ребра. И, наконец, наполнить верхнюю часть легких, выдвигая вперед верхнюю часть грудной клетки. При этом нужно следить, чтобы плечи не поднимались. Ребенок должен научиться делать такой вдох медленно и непрерывно, чувствуя, как воздух равномерно распределяется во всех частях легких.

Чтобы принципы дыхания были более понятны маленькому ученику, нужно уделять много внимания не только правильному вдоху, но и выдоху. Долгий, продолжительный выдох следует осваивать на наглядных упражнениях, которые позволяют управлять струей воздуха. Вот некоторые из них:

  1. Положить кусочек ваты на стол и дуть на него так, чтобы он передвигался по столу в разных направлениях. Для этого каждый раз потребуется разная энергия воздуха.
  2. Полностью выдохнуть весь воздух, подождать несколько секунд пока тело само не скажет, что нужно вдохнуть. Вдох должен быть медленный, как описывалось выше. Затем выдыхать медленно, слушая, чтобы шум воздуха был равномерным.
  3. Сделав глубокий вдох, задержать воздух в легких на несколько секунд. Затем, сложив губы как бы для свиста (произнося букву «ю»), с силой выпустить струю воздуха на свою ладошку, не надувая щек. Ладошка нужна для того, чтобы почувствовать выдуваемую струю воздуха, контролировать ее равномерность.
  4. Взяв тонкий бумажный платочек, приложить его к стенке. Также сделать глубокий вдох и сложив губы для свиста подуть на платочек так, чтобы струя воздуха удерживала платочек у стены как можно дольше.

Похожие ощущения ждут ребенка во время игры на флейте.

После освоения постановки корпуса и основ грудобрюшного дыхания следует заняться постановкой амбушюра.

Дуя на бумажный платочек, мы, таким образом, уже начали подготавливать амбушюр.

Губы являются важнейшим исполнительским органом при игре на флейте. От правильной постановки амбушюра зависит тембр инструмента, полнота, глубина звучания.

Непосредственно перед извлечением первых звуков, надо объяснить ученику, как правильно формировать воздушную струю воздуха.

Одна из главных задач амбушюра создать такую щель в губах, через которую воздух эффективно бы попадал во флейту. Вот несколько простых правил, которые надо соблюдать для правильного извлечения звука:

  1. Челюсть должна быть чуть припущена на расстоянии прикушенного мизинца.
  2. Губы произносят букву «ю», при этом они складываются как бы в маленький хобот.
  3. Верхняя губа направляет струю воздуха на внешний край вдувательного отверстия.
  4. Губы свободны, прикасаются к инструменту легко.

Струя воздуха должна напоминать струю, выдуваемую из соломинки. В качестве наглядного примера можно предложить ученику подуть через соломинку на руку, а затем с теми же ощущениями подуть без нее.

Движением нижней челюсти можно изменять направление струи воздуха, но при этом щель в губах должна сохранять свою форму.

Можно предложить ребенку подуть на свою руку, изменяя направление струи (вверх, вниз). При этом нужно контролировать равномерный поток воздуха.

Наконец мы добрались до самого извлечения звука.

Ни в коем случае не стоит ученику давать сразу целый инструмент. Ребенок может растеряться, ему будет очень сложно контролировать все свои ощущения, и следить за правильным положением корпуса, рук, губ и исполнительским дыханием.

Головку, а точнее внутренний край отверстия «губок» прикладывают на так называемую линию между подбородком и губой. Отверстие при этом должно оказаться посередине губы, то есть, под кончиком носа. Отверстие должно быть закрыто примерно на 1/3, а 2/3 должны оставаться открытыми для заполнения воздухом, выходящим из вдувательного отверстия.

После всей подготовки, изложенной выше, следует попробовать издать звук на головке. Пользуясь правильным вдохом и выдохом, нужно попытаться издать длинный, ровный звук. Как правило, извлечение первого звука получается не у всех с первого раза, иногда на это уходит несколько уроков.

Чтобы играть на головке и учиться издавать чистые звуки, ребенку было веселее, можно в урок добавить элементы игры. Например, если указательным пальцем постучать по отверстию трубки, то можно сымитировать «крик индейца». А если подвигать пальцем внутри трубки, можно менять высоту звука, будет возникать имитация сирены, или если полностью закрыть ладонью правой руки отверстие трубки, то получится низкий тусклый звук.

Только после того, как ребенок освоит все изложенные выше приемы, и игра на головке флейты будет у него получаться с легкостью, а звук будет чистым, без шипа, можно переходить к артикуляции.

Наиболее известными и распространенными в исполнительской практике слогами артикуляции являются: ту, та, те, ти, ду, да, дю, де. На начальном этапе лучше использовать ту и та. Можно учиться играть простые песенки на одном звуке (например «Андрей - воробей»), или изменяя ладошкой высоту звучания играть песенки на двух звуках (например «Кукушка»).

После того, как ребенок освоил все перечисленное выше, можно приступать к занятиям на целой, собранной флейте.

Чтобы ученик мог контролировать основы правильной постановки лучше заниматься перед зеркалом.

Главный принцип правильного положения рук во время игры основан на балансе. Чтобы тело ученика не зажималось, руки, локти, плечи и губы оставались свободными, нужно помнить об опорных точках флейты (местах, на которых держится флейта).

Главной опорной точкой является указательный палец левой руки. Правильное положение пальца и постановка кисти позволит рационально распределить силу левой руки для поддержки флейты.

Указательный палец должен выглядеть как английская буква «S» и подставлен немного под флейту, он должен быть прислонен к телу флейты боковой стороной, не внутренней.

Большой палец левой руки свободно выпрямлен, остальные пальцы левой руки закруглены, и находятся в непосредственной близости от клапанов.

Следующей опорной точкой является большой палец правой руки. Он должен находиться в прямом состоянии приблизительно под указательным пальцем, при этом ставить его следует немного позади трубки флейты. Функция большого пальца - поддерживать флейту снизу. Остальные пальцы правой руки должны быть слегка закруглены и находиться близко к клапанам. При постановке рук - главная задача педагога следить, чтобы ученик не давил пальцами на клапаны и не зажимал руки. Найти хорошее и удобное положение рук на начальных этапах занятий на флейте задача не из легких. Только тогда, когда положение корпуса, головы, шеи и рук находятся в балансе, флейта не будет соскальзывать с подбородка, и пальцы будут оставаться свободными.

Теперь можно постепенно изучать нотки, и песенки. Главное, продолжать работать над укреплением дыхания, амбушюра и развитием беглости пальцев. На начальном этапе обучения не стоит торопиться с усложнением изучаемого материала, нагрузка должна быть по силам маленького ученика.

Игра на духовом инструменте требует хорошей координации, одновременной работы дыхания, языка, пальцев, амбушюра.

Также для владения инструментом нужна хорошая физическая подготовка. Чтобы занятия проходили более продуктивно, ребенку необходимо заниматься физкультурой. Для развития органов дыхания, мускулатуры и осанки очень хорошо подходит бассейн.

С точки зрения обучения работа исполнительского аппарата сводится к следующему:

  1. Педагог в процессе занятий добивается от ученика целенаправленных движений, основываясь на собственных представлениях о характере звучания инструмента и связанных с ним мышечных усилиях. Формируется комплексный навык из слуховых и мышечных ощущений, откладываясь в памяти, навык, преобразуется в представление.
  2. Образное восприятие (зрительное или слуховое) вызывает из памяти соответствующее представление, которое вызывает к действию сформированный навык – извлекается звук.
  3. Происходит слуховой и моторный анализ извлеченного звука и на его основе необходимая корректировка навыка.

Иными словами, необходимо сначала представлять извлекаемую ноту или последовательность, затем тщательно подготовить исполнительский аппарат и найти соответствующие игровые ощущения. Только после этого возникает объективная возможность извлечь контролируемый звук или последовательность.

Работа и развитие исполнительского аппарата возможны только как единое целого. Точная интонация, свобода и певучесть звука – это естественные критерии правильной его работы.

Уроки с маленькими учениками, первое их знакомство с инструментом, первые шаги должны быть интересными и увлекательными. Чтобы работа над начальной постановкой протекала успешно, педагог должен заинтересовать ученика, увлечь, не терять главное за мелочами, знать путь, по которому он должен провести ученика. Так, нужно не только представлять конечный результат, но и твердо знать, как этого добиться.

Используемая литература:

  1. Рогаль-Ливицкий «Современный оркестр».
  2. Петер-Лукас Граф «20 Основных упражнений».
  3. Юрий Должиков «Нотная папка флейтиста. Тетрадь 1. Методика, упражнения, этюды».
  4. Барбара Гислер-Хаазе «Волшебная флейта» – методика для начинающих.

В большей части европейских языков аналогами нашего слова «гамма&r&waquo; будут слова «ступени&r&waquo; или «лестница&r&waquo;, что раскрывает самую суть этого понятия. Ведь гамма - это последовательность группы нот, которую можно сыграть на любом инструменте. Целью ее исполнения является не только помощь в понимании интервального состава мажорной или минорной гаммы, но и тренировка координации рук, повышение техники, чистоты и скорости.

Для того чтобы процесс был максимально эффективным, стоит использовать специальные учебные пособия, которые содержат в себе приемы исполнения гамм, ставшие практически универсальными.

Поэтому имеющаяся в учебнике аппликатура с большой долей вероятности окажется весьма удобной, ведь ее уже проверили на себе многочисленные поколения музыкантов.
Во время изучения гамм на каждом конкретном инструменте начинающий исполнитель наверняка столкнется с характерными сложностями. Для игры на струнном инструменте очень важно найти комфортную позицию, так как один и тот же звук можно извлекать на двух или трех струнах. Для того, чтобы сделать правильный выбор струны, необходимо учитывать и текущее положение рук, то есть в какую позицию будет перестроиться роще, и от положения струны после ноты, то есть в какую позицию нужно будет перейти после исполнения звука. Если же у музыканта руки имеют отличающуюся от стандартной форму и размер, необходимо сделать исключение и рассчитывать аппликатуру непосредственно в момент разбора и исполнения гаммы.

Для духовых инструментов используется другой подход, так как при игре на них многие ноты берутся при помощи «передувания&r&waquo;, то есть, например, для того, чтобы взять «до&r&waquo; из второй октавы, музыканту необходимо подать струю воздуха большей силы.

На фортепиано имеется свой, особый подход для разучивания гамм, включающий в себя три этапа. В начале разучивается партия для каждой руки отдельно — для правой, для левой, и затем вместе. Одна из самых распространенных аппликатур для исполнения гамм выглядит следующим образом: первый палец находится на приме, третий находится на терции, а потом первый подкладывается на кварту. На верхнюю приму для гаммы больше одной октавы берется первый палец либо пятый. Альтернативный вариант аппликатуры основан на правиле, при котором черные клавиши нельзя играть первым и пятым пальцами, и в этом случае она подбирается индивидуально для исполнителя.

    Как учить гаммы

    http://сайт/assets/modules/svensoft-social-share-buttons/images/placeholder.png

    В большей части европейских языков аналогами нашего слова «гамма&r&waquo; будут слова «ступени&r&waquo; или «лестница&r&waquo;, что раскрывает самую суть этого понятия. Ведь гамма - это последовательность группы нот, которую можно сыграть на любом инструменте. Целью ее исполнения является не только помощь в понимании интервального состава мажорной или минорной гаммы, но и тренировка координации рук, повышение техники, […]

Начальное обучение – основа, которая во многом определяет ход дальнейшего развития ученика, его музыкальные способности. Данная работа посвящена проблемам начального обучения игре на флейте. В ней раскрываются принципы работы с детьми над основными этапами: постановка, извлечение звука, работа рук и пальцев. Помогает систематизировать знания основных принципов и приёмов работы с учениками. Служит материалом для обмена опытом. Рекомендуется педагогам по классу флейты в качестве вспомогательного материала при подготовке к занятиям.

Составитель Казьянина А.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ДОД Дворец детского(юношеского)творчества

Московского района Санкт-Петербурга

Музыкальный отдел

Методическая разработка

«Начальный этап преподавания на флейте»

(для педагогов дополнительного образования)

Санкт-Петербург

2013

Информационная Карта

1.Ф.И.О. Казьянина Анна Владимировна

2.Стаж работы: 1 год

4.Отдел: музыкальный

5.Секция: инструментальная

6.Образовательная программа: «В музыку с радостью»(флейта)

7.Вид работы: методические рекомендации

8.Название: « Начальный этап преподавания на флейте»

9.Образовательная область: классическая музыка

1. Пояснительная записка

Введение

Начальные этапы обучения

- отбор учащихся для занятий

Постановка

Первые уроки

Первые звуки

Вывод

3. Литература

4. Приложения

Пояснительная записка

Начальное обучение – основа, которая во многом определяет ход дальнейшего развития ученика, его музыкальные способности. Данная работа посвящена проблемам начального обучения игре на флейте. В ней раскрываются принципы работы с детьми над основными этапами: постановка, извлечение звука, работа рук и пальцев. Помогает систематизировать знания основных принципов и приёмов работы с учениками. Служит материалом для обмена опытом. Рекомендуется педагогам по классу флейты в качестве вспомогательного материала при подготовке к занятиям.

Цель

Дать разностороннее представление о методах и приёмах начального этапа обучения игре на флейте.

Задачи

1. Образовательная:

Обучить грамотному владению игровым аппаратом, техническим навыкам, приёмам.

2. Развивающие:

Развивать музыкальные способности

Развивать эмоциональную сферу воспитанников.

3. Воспитательные:

Воспитывать исполнительскую культуру

Формировать волевые качества: выдержку, трудолюбие, доводить начатое до конца.

Ожидаемый результат:

Педагог получит необходимую информацию по начальному этапу обучения игре на флейте. Узнает о новых теоретических понятиях и приёмах работы с начинающими.

Материально-техническое обеспечение:

Помещение для занятий, музыкальный инструмент (флейта, блок-флейта), наглядные материалы и видео материалы.

Для эффективной работы с детьми в возрасте от 7-8 лет педагог должен обладать вполне ясными представлениями о физическом и психологическом развитии ученика. В методических приёмах начального обучения игре на флейте, направлены на уменьшение нерациональных мышечных нагрузок. Так получили определённое признание предварительные занятия на блок флейте. Начало занятий на музыкальном инструменте - очень важный процесс.

Успешность начального периода обучения обусловлена совокупностью целого ряда существенных факторов. Приступая к занятиям, ребёнок приобретает знания, умения, навыки сразу же приобщаясь к систематическому обучению. В отличие от общеобразовательной школы, где процесс включения в учёбу занимает относительно большой срок, обучение на музыкальном инструменте буквально с первого дня требует от ребёнка целенаправленной, напряжённой работы с целью овладения определёнными элементами «ремесла», без твёрдого усвоения которых невозможны дальнейшие успехи. Таким образом начинающий юный инструменталист не только интенсивно постигает абсолютно новую для себя область систематического труда, не только получает обширную информацию и, как правило, отсутствующую в его прежнем опыте, но одновременно обязан применять полученные знания - и притом вполне сознательно - на практике.

С первого дня обучение на музыкальном инструменте требует от ребёнка целенаправленной, напряжённой работы с целью овладения определёнными элементами, без твёрдого усвоения которых невозможны дальнейшие успехи. Усвоение принципиально новых понятий, приобретение сложных навыков координации слуховых, мышечных, зрительных ощущений требует от ученика на этом этапе обучения максимальных умственных и физических возможностей. Одновременно осуществляется формирование основ музыкально-эстетических представлений начинающего музыканта.

На первом этапе обучения следует воспитывать в ребёнке и начальные понятия дисциплины труда, ответственности за самостоятельные занятия, активность восприятия учебных заданий. Всё это даётся большинству детей отнюдь не легко и не приходит само по себе. Поэтому так важно уже при отборе кандидатов в класс флейты обращать внимание не только на степень музыкальной одарённости ребёнка, но и на его подготовленность к обучению.

Успешность обучения определяется по меньшей мере тремя факторами: физической и психической подготовленностью, а также предварительными знаниями, умениями и навыками. Конечно, значительную роль играет и наличие музыкальных способностей.

В младшем школьном возрасте обучение на духовом инструменте тесно связано с состоянием здоровья ученика. Недостаточное физическое развитие может тормозить занятия на духовом инструменте, которые требуют значительных мышечных нагрузок.

В возрасте 7-11 лет ребёнок развивается относительно равномерно. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких происходит постепенно пропорционально. Структура и масса мозга быстро достигают тех же параметров, что и у взрослого человека. Костная система детей, приступающих к обучению, крепче, чем у дошкольников, но содержит много эластичной хрящевой ткани. Мелкие движения кисти и пальцев затруднительны, так как процесс окостенения фаланг не завершён, а окостенение запястья заканчивается не ранее 12 лет. В связи с этим при занятиях с детьми на духовых инструментах не следует делать упора на развитии технических навыков в течении первых двух-трёх лет - ведь духовик при игре испытывает нагрузку практически на все группы мышц. Поэтому основной задачей педагога становится на первых порах снятие мышечной «зажатости», которая возникает вполне естественно: плечевой пояс напряжён, руки поддерживают тяжёлый для ребёнка инструмент, и «зажим» передаётся на кисти и пальцы. Необходимо учитывать ещё одну особенность детского организма: даже при значительном развитии мускулатуры мышцы ребёнка быстро утомляются. Поэтому в работе с юными флейтистами как нигде следует соблюдать верный ритм работы и отдыха, принцип переключения в течении урока одного вида деятельности на другой.

Поэтому главной задачей педагога будет не столько обучение ученика, сколько изучение его характера и реальных возможностей обучаться на избранном инструменте. Необходимо познакомиться с его домашней средой, с отношением родителей к обучению на избранном инструменте, а также со степенью их возможности стать соучастниками процесса обучения. Особенно это требуется в период первых лет обучения.

Можно выделить 4 начальных этапов обучения: ♫♪- отбор учащихся для занятий

♫♪- постановка

♫♪- первые уроки

♫♪- первые звуки

Отбор учащихся для занятий

При отборе поступающих в класс флейты должны быть наличие музыкальных способностей, наличие достаточного физического развития, а также строение игрового аппарата (зубов, губ, пальцев рук). В 8-9 лет, даже если ребёнок достаточно физически развит, объем лёгких ещё небольшой, а подчас и коротки. При занятиях на флейте это может вызвать дополнительные сложности, общее перенапряжение из-за нехватки воздуха и зажатость пальцев из-за большой растяжки. Среди музыкальных способностей, с профессиональной точки зрения основные - слух, ритм, музыкальная память. Они могут носить как наследственный, так и благоприобретённый характер. Но даже в наилучшем варианте гарантий успешного обучения дать нельзя. Для этого потребуются такие качества как восприимчивость, приспособляемость, трудолюбие и многое другое, что может определиться лишь в процессе занятия и далеко не сразу. Но также не маловажную роль играет возраст будущего ученика. В настоящее время дети начинают заниматься на флейте в возрасте с 7-8 лет. Для занятий с такими детьми флейта слишком большой инструмент, а их пальцы слишком коротки и слабы. Да и молочные зубы ещё не сменились. В силу этих причин занятия с флейтистами часто начинают на блок-флейте.

Постановка

Для успешных занятий, так и для решения тех или иных технических задач необходимо активное состояние игрового аппарата, и все его функции должны выполняться свободно и беспрепятственно. Но активность при этом не должна быть чрезмерной, а у начинающих как раз именно это часто и наблюдается. И выражается она, то в излишне высоко поднимающихся пальцах, то в утрированно активном вдохе, что может быть заметно внешне. С другой стороны несобранность, вялость и расслабленность корпуса имеет тенденцию распространяться на состояние рук, пальцев и характер дыхания.

Поэтому при работе над постановкой нельзя ограничиться только состоянием и работой пальцев, амбушюра и дыхания. В активном состоянии должно находиться всё тело. Музыка требует участия всего исполнителя в целом, должного состояния игрового аппарата и поддержки его со стороны всего организма, а потому любое расслабление или зажатость будут ограничивать технические возможности исполнителя, а вместе с тем и яркость звучания. Поэтому в понятие постановки следует вносить не только работу пальцев и овладение техникой амбушюра, но и работу всего тела. Без этого нельзя будет добиться выразительности исполнения музыки.

Постановкой необходимо заниматься с самого первого урока. Под постановкой понимается положение пальцев на клапанах, положение рук, но ещё более важную роль играет постановка корпуса. Так постановку можно разделить на активную часть, которая включает в себя пальцы, амбушюр, механизм дыхания, и статическую часть, которая помогает сохранить необходимый тонус, но не должна затруднять работу активной части. Постановку правильнее начинать не с рук, а с ног, так как если начать постановку с рук, то внимание сосредоточивается только на руках, а корпус расслабляется.

Корпус ученика является базой для всех деталей игрового аппарата. Уже поэтому он не может быть расслабленным, но не должен быть и излишне напряжённым. Точкой его опоры должна быть ступня левой ноги. При этом центр тяжести корпуса как бы переносится от центра в левую сторону, уравновешивая длинное плечо инструмента, устремлённого вправо. Правая нога при этом слегка отступает вправо и назад, лишь дополнительно поддерживая равновесие. Основной же опорой остаётся левая нога, которая обеспечивает вертикальное положение корпуса и не позволяет ему расслабляться.

Затем внимание ученика следует перенести на правую руку. Она должна быть приподнята к уровню плеча и образовывать с ним полукольцо, не вызывая при этом излишнего мускульного напряжения. Флейта в таком случае будет находиться в положении, близком горизонтальному. Такое положение руки даст полную свободу движениям пальцев и позволит корректировать в процессе игры интонацию. Левая рука, слегка прогибаясь в запястье, прикладываясь к флейте (но не локтем к груди) а голова слегка поворачивается влево, обеспечивая удобное касание губами амбушюрной накладки. (Амбушю́р или Амбюшор (фр embouchure ) - способ сложения губ музыканта при

Игре на некоторых духовых инструментах с определенным устройством мундштука) Положение головы при этом должно быть естественным, то есть не опущенным и излишне не приподнятым. В первом случае это будет мешать глубокому и быстрому вдоху, а также явится серьёзным препятствием качественному звукоизвлечению в 3-ей октаве и будет затруднять коррекцию интонации отдельных нот; во- втором - может вызывать излишнее напряжение мышц шеи и гортани что будет препятствовать свободному вдоху. А любой очаг напряжения, как известно всегда имеет тенденцию распространяться на соседние области. Прямая осанка корпуса оказывает сильное влияние на характер дыхания: на скорость вдоха иррациональное расходование воздуха, а также не допускает расслабленность и поддерживает активный тонус всего организма в той или иной степени.

Первые уроки

На первых занятиях ученика нужно подготовить к извлечению первого звука, научить пользоваться дыханием и амбушюром, научить снимать излишнее напряжение с рук и пальцев. С последним нужно заниматься тогда, когда ученик будет извлекать первые звуки. Далее следует подготовка дыхания.

Она включает в себя знакомство с дыхательным аппаратом. Ознакомление с исполнительским дыханием. Подготовка амбушюра. Постановочный период. Ученику предлагается привести амбушюр в игровое состояние, т. е слегка напрячь уголки круглой мышцы рта, освободив одновременно середину губ. При этом должно образоваться отверстие, к которому прикасается кончик языка без голоса произносится звукосочетание «ТФ». Для выработки навыка контроля направления выдоха полезно упражнение с ладошкой, ладошка ставится на уровне губ, при этом рука не касается подбородка, и ученик выполняет предыдущее упражнение, направляя струю воздуха то наверх, то вниз, так мы будем отрабатывать подвижность нижней челюсти, что уже вскоре может потребоваться для расширения используемого диапазона флейты и исполнения больших интервалов. Эти упражнения следует выполнять регулярно, вплоть до овладения навыком уверенного извлечения звука.

На следующем этапе подготовительных занятий уже потребуется извлечение звука на инструменте, вернее его головка. На ней нужно будет издать звук. Для этого игровой аппарат, приводится в игровое состояние, уголки губ напрягаются, кончик языка прикладывается к нижней губе. Ученик производит вдох и одновременно с произнесением «ТФ» посылает воздух вперёд, поперёк амбушюрного отверстия на головке флейты. Но не в саму флейту. В случае достаточной упругости струи воздуха и её попадания на противоположный край амбушюрного отверстия возникает звук. Ученик должен следить за тем, чтобы звук, извлечённый на одной головке, выдерживался на одной высоте. Также в упражнения для занятий на одной головке можно включить подачу воздуха на слог «ту» или «та». Целью этих упражнения является сочетание дыхания с работой языка и выработка навыка попадания струи выдыхаемого воздуха на противоположный край амбушюрного отверстия. Далее это упражнение предлагается выполнять ученику без помощи педагога. Ученик должен будет правильно приложить головку к губам. Амбушюрное отверстие накладывается на губы так, чтобы и верхняя и нижняя губы почувствовали её края. Затем, не отрывая головку от губ, откатывают её по нижней губе, чтобы открыть амбушюрное отверстие.

Совокупность амбушюра, губного структурно-мышечного аппарата с дыханием, языком при участии центральной нервной системы, слухового аппарата, памяти и других исполнительских компонентов называют – губной звукорегулирующий аппарат. Его нужно рассматривать с двух позиций:

1) Начальный постановочный период, определяющий и формирующий губные игровые навыки ученика, он в свою очередь делится на два направления:

А)постановка губ, дыхания без инструмента

Б)постановка губ, дыхания с инструментом

2)Художественно-тренировочный период, создающий предпосылки для совершенствования исполнительского аппарата.

Для того чтобы ученик мог тренироваться дома, необходимо привлечь к участию и родителей, показав присутствующему из них на уроке внешнюю сторону действия. Добившись уверенного извлечения звука с закрытой рукой головкой, следует перейти к упражнению с открытой головкой. При всей тождественности упражнений с закрытой и открытой головкой большие изменения будут происходить в характере дыхания. Вдох потребуется более полный, а выдох более активный. Струя выдыхаемого воздуха должна стать более упругой. Параллельно с занятиями на головке следует начать знакомиться с инструментом в целом. И в первую очередь научить ученика правильно собирать флейту.

После знакомства с инструментом следует приступать к постановке пальцев, рук и всего корпуса. Переходя к постановке рук и пальцев, следует заострить внимание на положении корпуса и головы. Корпус должен быть свободным. Локти обеих рук надо держать приподнятыми, на некотором расстоянии от грудной клетки. Заниматься ученик должен стоя, ноги на шиине плеч. Если на продольных инструментах (блок-флейта, гобой) инструмент располагается вдоль тела, то флейта - направо и поперёк. При правильной постановке положения головы должно быть обычным или слегка склонным в сторону флейты, инструмент расположен точно параллельно разрезу губ, а центральная вертикаль лица составлять с флейтой прямой угол. При игре флейта должна опираться на нижний сустав 2-го пальца левой руки. Для этого кисть в запястье следует несколько прогнуть внутрь. Вторая точка опоры флейты - 1й (неиграющий) палец правой руки, который располагается под флейтой между 2-м и 3-м пальцами. Третья точка опоры - 5-й (игровой) палец правой руки, который почти всегда, за исключением ноты «ре» в 1-й и 2-й октавах несёт двойную функцию - открывает клапан и, вместе с 1-м пальцем, обеспечивает вертикальную устойчивость инструмента. При этом флейта только прикладывается к губе, но не прижимается к ней.

Набрав по возможности полное дыхание, ученик должен сделать движение языком, указанное в подготовительном уроке. Совокупность движения языка, струи воздуха, и закрытые клапана будут способствовать извлечению нот.

Первые звуки

Познакомившись с основами исполнительского дыхания, научившись извлекать на головке звуки и собирать инструмент, можно приступать к занятиям на флейте.

В первую очередь знакомимся с расположением пальцев на клапанах. Если флейта с резонаторами, то лучше закрыть их заглушками, чтобы на начальном этапе ученику не осложнять работу дополнительно. Главное запомнить, на каком клапане, какой палец работает. Исключение составляет лишь 1-й палец левой руки, обслуживающий два клапана.

На занятиях по флейте открывается новая область познания - аппликатура. Она должна быть выучена, как таблица умножения.

Таблица аппликатуры

Эта таблица проста и наглядна, однако комбинации чёрных и белых кружков, символизирующих клапана флейты, расположены вертикально, в то время как ученик, изучая их, держит инструмент горизонтально. Повернув же схему на 90 против часовой стрелки мы получили бы эту комбинацию, повторяющую инструмент в игровом положении:

Для ребёнка это было бы понятнее, а потому усилило бы наглядность схемы.

В таблице показаны комбинации закрытых и открытых клапанов.

Изучение аппликатуры начинается с левой руки. Это тетрахорд «соль – до».

Она наиболее простая, и звуки, издаваемые при её помощи, наиболее легкие. С какой ноты начинать, принципиального значения не имеет, но лучше с той, которая у ученика легче всего получается. Обычно это «си» или «ля». Всё внимание педагога при этом концентрируется на дыхании и амбушюре. При большой активности и старании ученик может «передуть» и, вместо звуков первой октавы получить звуки второй октавы (в основном они имеют одинаковую аппликатуру). Желательно начать освоение нот с первой октавы. Главное получение качественного звука. По достижении уверенного извлечения первых нот можно подключить оставшиеся «до» и «соль».

Добившись извлечения отдельных нот сразу и с правильной аппликатурой, следует объединить их в поступенный звукоряд и организовать его ритмически:

♫♪

За единицу времени звучания отдельной ноты наиболее удобно избрать секунду. Она имеет заметную протяжённость и не очень обременяет механизм дыхания. Не следует забывать, что дыхание во время игры на духовом инструменте остаётся физиологическим процессом, нарушение режима которого может вызывать головокружение.

Освоив поступенное извлечение нот, ученик может перейти к извлечению их вразбивку. Например:

♫♪

Исполняя ноты этого звукоряда, после каждой ноты следует брать дыхание. Таким образом, мы будем одновременно тренировать и этот механизм. Затем целесообразно перейти к исполнению тех же упражнений по две ноты на одно дыхание.

Тетрахорд «соль - до» с наиболее постой и лёгкой аппликатурой, задействует пальцы только левой руки и с точки зрения звукоизвлечения не представляет особых трудностей, так как в образовании звука участвует не весь канал инструмента.

Второй этап начинается с ноты «ре». Этот звук потребует большего напряжения струи выдыхаемого воздуха. Последующие за ним ноты «ми» и «фа» второй октавы перенесут наше внимание на правую руку, аппликатура станет сложнее. Начинать освоение этих звуков следует с обращения внимания на положение правой руки и пальцев. Локоть не должен быть опущен или заметно поднят. Рука должна иметь определённую свободу, допускающую её движение. Пальцы должны быть округлёнными и опускаться подушечками на середину клапана. Это особенно важно потому, что в дальнейшем, при возможном переходе на инструмент с акустическими отверстиями (резонаторами) могут возникать серьёзные трудности технологического характера. 1-й палец, на который опирается флейта, должен быть расположен между 2-м и 3-м пальцами, поперёк флейты, а 5-й палец на клапане «ре-диез»

Приступая к освоению этого диапазона, необходимо с самого начала следить за тем, чтобы 2-й палец на ноте «ре2» был поднят, а при поступательном движении «ре-ми», на «ми» опущен одновременно с 5-м пальцем правой руки. Иначе интонация нот будет фальшивой.

Третий этап это переход «до-ре». В пределах 1-й и 2-й октав он относится к наиболее трудным. При последовательном исполнении этих двух нот в движении переходят все девять игровых пальцев. Семь в одном направлении и два в противоположенном. Переход «ре-до» ученику обычно даётся легче, чем «до-ре», так как для этого надо закрыть одновременно только два, а открыть семь клапанов, в то время как при переходе «до-ре» надо одновременно и плотно закрыть семь клапанов, и лишь два открыть. У начинающих, как правило, не все пальцы приводятся в движение одновременно. И от этого в наибольшей степени страдает нота «ре», так как даже если один клапан закрыт не плотно, то звук не возникает вовсе. К тому же при недостаточно синхронном движении, нарушается устойчивость инструмента, и зажимаются пальцы.

Как в первой, так и во второй октаве у неё одинаковая аппликатура, а следовательно звучание ноты определяет не она. Этот приём обычно называется «передуванием». Но термин этот не совсем точен и потому может ввести ученика в заблуждение. Некоторое усиление напряжения струи выдыхаемого воздуха при этом действительно имеет место, но не оно определяет конечный результат. Для озвучивания нот 2й октавы чуть более напряжённую струю воздуха необходимо направить несколько выше, чем это делается при извлечении нот первой октавы. Если при проигрывании второй октавы прослушивается первая, то выдыхаемую струю воздуха нужно сделать несколько более напряжённой и направить её чуть выше. Самым надёжным контролёром правильности извлечения одноимённых звуков в первой и второй октавах являются уши. Звук должен быть чистым и без призвуков другой октавы.

Достигнув положительного результата в извлечении нот «ре2-ми2-фа2» мы получим возможность работы над первой гаммой – фа мажор. Сперва мы играем её non legato, по одной ноте на дыхание, затем по две. Добившись уверенного исполнения следует связать ноты legato. Это позволит определить как при переходе с ноты на ноту работают пальцы, одновременно ли они меняют аппликатуру. Особенно важно проследить переходы «до-ре», «ре-ми», где движение пальцев противоположное. Чтобы охватить проработкой все переходы от ноты к ноте, из гаммы можно сделать два упражнения, соединяя попарно 1-ю ноту со 2-й или 2-ю с 3-ей и так далее

Выучив таким образом гамму фа-мажор можно добавить к ней соль мажор. Среди аппликатурных изменений здесь добавятся ноты «фа-диез2» и «соль2». Переход «ми-фа-диез» и «фа-диез-соль» стоит поучить отдельно, так как движения пальцев будет неудобным и вызовет сложности.

Особенно стоит обратить внимание на ноту «си» и «си-бемоль». Оба клапана обслуживаются одним первым пальцем левой руки, который, в зависимости от тональности, должен находиться либо на одном, либо на другом клапане. И находится там всё время (если говорить об игре гамм). В соль мажоре - на клапане «си», а в фа мажоре – на клапане «си-бемоль». И в дальнейшем следует придерживаться правила – в диезных гаммах и до мажоре, где нет ноты «си-бемоль», 1-й палец должен быть на клапане «си», а в бемольных – на «си-бемоле».

Добившись уверенного исполнения звуков в диапазоне «фа1-до1», к двум уже освоенным гаммам можно добавить и третью - до мажор. Здесь аппликатура всех нот уже известна и освоена на других гаммах. В целях закрепления звукоизвлечения и аппликатуры 2-й октавы целесообразно в её пределах играть все три гаммы.

На этом этапе обучения необходимо одновременно с изучением аппликатуры приступить к работе над дыханием и укреплением амбушюра. Вначале внимание ученика было сосредоточено на получении звука, то есть на его атаке. Первые шаги в этом направлении уже имели место, когда мы играли тетрахорды или гаммы равными нотами в темпе 1 звук = 1 секунде. Тогда всё внимание было обращено на извлечение звука, его ритмическую организацию и аппликатуру.

Следующий этап - «длинные ноты». Это определение достаточно условно, так как ограничивается физическими возможностями ученика.

Приложения:

Видео уроки:


Как играть на флейте — учимся правильно держать поперечную флейту.

Если прикладывать головку флейты к губам и сразу выдувать резонирующий звук у вас пока не получается, вернитесь к Занятию 1 к зеркалу и потренируйтесь ещё. Надеюсь, что все получилось и можно двигаться по пути обучения как играть на флейте.

Соберите флейту. О том как правильно собрать поперечную флейту рассказано на первом занятии. После сборки дульце на головке, клапана на теле и стержень на колене должны выстроиться в прямую линию. С не прилагайте силу при сборке, детали флейты «вкручивайте», а не сдавливайте.

Разучим положение пальцев на клапанах нотных отверстий флейты

Сначала пронумеруем пальцы, чтобы не допустить разночтений в дальнейшем описании игры на флейте.

Руки на поперечной флейте будут расположены именно так как на картинке:

  • левая рука развернута ладонью к вам и расположена поближе к головке;
  • правая рука развернута ладонью от вас и расположена ближе к колену флейты.

Теперь договоримся (пронумеруем) как будем называть клапана и рычаги на флейте:

На картинке показано тело с коленом до поперечной флейты французской системы. Именно такая флейта самая распространенная в настоящее время для обучения и, скорее всего, у вас именно такая. Пока пронумеруем не все клапаны/рычаги, а только те, которые понадобятся вам в начале изучения как играть на флейте. В дальнейшем дадим названия и другим элементам флейты

Номера клапанов/рычагов совпадают с нумерацией пальцев рук на картинке выше. Буквы у номеров 1 и 10 означают, что пальцы с такими номерами могут занимать не одно положение.

Вот как показывает положение пальцев на поперечной флейте один из ведущих производителей музыкальных инструментов Yamaha:

Описание положения пальцев на поперечной флейте

Как играть на флейте пальцами левой руки

Вот как играть на флейте правой рукой:

Посмотрите видео как играть на флейте от Московской средней специальной музыкальной школы (колледж) им. Гнесиных. На видео преподаватель ЦМШ при МГК им. П.И. Чайковского Элла Олеговна Должикова подробно показывает постановку пальцев и рассказывает, в частности, о правильном и ошибочном положении рук при игре на флейте.

Видео-ролик Эллы Олеговны весь интересен и полезен, а о положении рук смотрите запись со времени 13 минут 50 секунд (Master-class of Ella Dolzhikova).

Займите положение как играть на флейте:

  • встаньте. Стойте ровно, корпус чуть наклоните вперед. Этот наклон (чуть вперед) сохраняйте все время игры на флейте;
  • точка напряжения при игре приходится на живот. Начинающие флейтисты напряжение переносят на губы, что неправильно. Губы должны быть свободны, живот готов к посылу потока воздуха из легких.

Точки опоры поперечной флейты

Возьмите флейту двумя руками так, чтобы:


Все три опорные точки присутствуют во время игры на флейте. Левая рука во второй опорной точке прижимает флейту к себе. Лицо в первой опорной точке и правая рука в третьей точке сопротивляются давлению левой руки. Таким образом, флейта получает устойчивое положение, при котором губы и пальцы флейтиста остаются свободными и могут принимать участие в игре на флейте.

Типичные аппликатурные ошибки начинающих флейтистов

Посмотрите видео-ролик с разбором типичных ошибок начинающих флейтистов.
Рассказывает Андрей Альпатов:

Попробуйте извлечь из флейты звук как вы делали при тренировке на первом занятии. Там вы дудели на головке флейты, а теперь поперечная флейта в ваших руках в сборе. Пока никаких нот не извлекайте. Просто научитесь правильно держать флейту для игры, а это значит, что звук извлекается легко и:

  • флейта располагается горизонтально;
  • дульце флейты «на своем месте». Не поворачивайте дульце к себе. Это ошибка. Также не стоит менять тон извлекаемого звука поворотами дульца. Учитесь менять звук управляя струей выдыхаемого воздуха;
  • пальцы рук (кроме большого правой руки) не держат флейту. Они нужны для игры! Флейта держится в трех точках — нижней челюстью, основанием первой фаланги указательного пальца левой руки и большим пальцем правой руки.

Возможно первое время держать флейту будет неудобно. Она будет выпадать из рук. Терпение и старание. У вас все получится. В «Основах игры на флейте» профессора В.Н. Цыбина рассказывается, что есть , которая должна облегчить держание инструмента. Было бы интересно узнать, кто пользовался или хотя бы видел такую подставку.

Флейта очень легкий и удобный инструмент. Над её конструкцией трудились очень талантливые мастера и не зря флейта относится к самым виртуозным музыкальным инструментам.
Для более легкого освоения как играть на флейте используйте обучающую программу Свирелька.

Пояснительная записка 3

Основные цели программы 4

Новизна программы 5

Общие задачи по каждому виду деятельности 6

Ожидаемые результаты 12

Методические указания 13

Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на групповое музицирование детей. В предложенном виде она предназначена для детей младшего школьного возраста. На первом этапе сводится, в основном, к овладению инструментом - блокфлейтой. Основной задачей педагога является поддержать интерес ребенка на занятии, чтобы он мог без проблем получить навыки игры на блокфлейте, смог сам разучить пьесу на имеющемся музыкальном уровне, читать ноты с листа, а также играть в дуэте или ансамбле блокфлейт, исполнять несложные пьесы индивидуально.

Период младшего дошкольного возраста наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Впечатления детства ребенок проносит через всю свою жизнь. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, оценке, творчества ребенок видит собственную значимость. Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Их формирование, музыкальное развитие ребенка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная. Данная программа частично решает эту задачу, облегчает её. Главным становится развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка во взаимосвязи с нравственно интеллектуальной, создание гармонии между индивидуальным и общим; поиски новых путей общения педагога и ребенка. Взрослый в общение с ребенком должен руководствоваться любовью к воспитаннику и увлеченностью. Главным принцип эмоциональной увлеченности это умение «заразить» другого человека эмоциями через собственное их выражение, умение быть актером и педагогом одновременно.

Не имея первичных музыкальных навыков, дети достаточно быстро обучаются на блокфлейте. Нет необходимости разделения их на группы по степени развития музыкальных способностей.

Основные сложности бывают при постановке исполнительского дыхания и постановке пальцев рук. Если при постановке исполнительского дыхания дети преодолевают трудности путем выполнения дыхательных упражнений, а также благодаря объяснению педагогом природы физиологического дыхания, разницей между физиологическим и исполнительским дыханием, то постановка пальцев рук проходит немного дольше. Сложность заключается научить ребенка «прикладывать» пальцы к отверстиям блокфлейты, закрывая их подушечками, а не кончиками пальцев. При этом необходимо следить, чтобы кисти рук были не зажаты, а пальцы точно закрывали отверстия.

Основной формой учебной и воспитательной работы является занятие. Занятия проходят два раза в неделю продолжительностью 25 минут. На занятии преподаватель сочетает словесное объяснение и исполнение произведения целиком или частично, что повышает интерес, внимание и активность воспитанника.

Основные цели программы

Педагогическая цель – обеспечить условия для развития креативности детей, обеспечить условия для элементарного музицирования на блокфлейте.

Образовательная цель – развить ребенка средствами искусства, сформировать восприятие музыкальных образов и способности выражать их в пении, движении, игре на музыкальных инструментах. Основываясь на принципах психофизиологической зрелости, законах роста и развития детей школьного возраста, данная программа позволит двигаться в работе с детьми не от «взрослого к ребенку», а от «ребенка к взрослению».

Развивающая цель – стимулировать познавательные процессы личности ребенка. Ощущение восприятие, память, мышление, воображение, обогатить эмоционально – волевую сферу. Расширить возможности коммуникативной стороны общения у ребенка (невербальными и вербальными средствами коммуникации). Поддерживать стремление детей к творчеству, используя положительную оценку деятельности. Обратить внимание детей на возможности посредством мимики, жеста и движения предавать различные образы и ситуации, учить инсценировать песни, сказки, создавать выразительные сценки, широко используя жанры детского фольклора, игры – драматизации, психологические этюды. Развивать в детях вкус к звуковым красотам родного слова. Учить импровизировать на одном, двух - трех звуках в ансамбле и индивидуально. Вводить творческие импровизации русских народных песен (ритмические и сопровождение мелодии).

Работа проводится по всем разделам программы, на блокфлейту отводится примерно 15 минут.

Воспитывающая цель – следует формировать у школьников эмоционально – положительную установку к занятиям музыкой. Давать детям яркие музыкальные впечатления, обогащая их внутренний мир, чувства, формировать нравственные качества. Посредством музыкальной деятельности при обучении игре на флейте показать детям общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, добро и т.д.), побуждать ребенка к их реализации в своем поведении, в общении со сверстниками и близкими. Продолжить воспитывать доброжелательные отношения в процессе различных видов деятельности; радоваться чужому успеху при исполнении песен, не гордиться собственным умением, а помогать отстающим детям в овладении игры на блокфлейте. Создавать ситуацию «учитель-ученик», когда способный ребенок обучает своих сверстников тому, чему сам научился.

В общении с музыкальной способствовать развитию творческого потенциала ребенка в народных играх, песнях, потешках и т.д. Привлекать детей к концертной деятельности в различных её проявлениях: участие в праздниках и развлечениях, отчетных концертах перед родителями и т.д.

Новизна программы

С остоит в том, что система строится и основывается на педагогической концепции немецкого педагога – музыканта Карла Орфа, и программы Т.А. Рокитянской «Каждый ребенок – музыкант!». Главное в концепции Карла Орфа - элементарное музицирование. Которое, неотделимо от ритмического движения, речи, танца, жеста. Ритм – главный прием элементарного музицирования. Двигательно-ритмическое начало является исходной формой «инструментальной» музыки. Тело с руками и ногами было и остается первым инструментом человеческого рода. А голос – лишь часть целого, одна из функций организма, который ритмически движется, издает и воспроизводит звуки. Педагогическая концепция Карла Орфа содержит в себе основной принцип элементарного музицирования: педагог становится сторонником креативной педагогики, которая возникла как реакция против одностороннего интеллектуализма обучения, когда бездействует тело. И против такой же односторонней физкультуры, когда бездействует ум, чувство и мышление. Идея гармоничности, внутреннего равновесия, счастья является главной в воспитании через единство танца, музыки, пения и поэзии.

Общие задачи по каждому виду деятельности

    Речевые игры.

    Развивать у детей речевую активность;

    Развивать эмоциональную отзывчивость;

    Развивать умение речевого взаимодействия в заданном темпе и ритме;

    Развивать активный слух;

    Развивать мелкую моторику пальцев и крупных рычагов руки;

    Развивать мышечные и тактильные ощущения;

    Распевание, пение.

    Учить правильному использованию интонации, темпа, громкости звуков;

    Учить детей находить свой любимый звук и петь его;

    Учить детей петь без музыкального сопровождения;

    Речь + музыка.

    Развивать умение ритмизировать текст поэтического произведения или поэтической импровизации;

    Развивать умение интонировать текст;

    Учить детей видеть окружающий мир, коротко рассказывать об этом;

    Научиться, самим найти музыкально-звуковое сопровождение;

    Движение

    Учить детей свободно ориентироваться в пространстве, в помещении;

    Учить детей передавать с помощью тела образы и характер;

    Развивать творческую активность детей.

    Игры, хороводы.

    Ввести детей в мир народной культуры, учить понимать ее;

    Обратить внимание детей на такую особенность музыки как язык межнационального общения, что поможет решению задач интернационального воспитания;

    Учить соединять пение с хороводными движениями различных видов;

    Развивать в детях вкус к звуковым красотам родного слова, к народным песням, т.е. фольклору.

    Обучение игре на флейте.

    Формирование правильного дыхания;

    Формирование мелодического и гармонического слуха;

    Учить правильной постановке пальцев рук;

    Освоить навыки извлечения звуков на блокфлейте;

    Развитие чувства ритма;

    Развитие чувства формы музыкального произведения;

    Развитие умения играть в ансамбле, группе, соло;

I полугодие

На первых занятиях очень важно объяснить воспитанникам природу дыхания: разницу между физиологическим и исполнительским дыханием на доступном для его возраста уровне. Особенно важно объяснить девочкам природу их дыхания: рассказать о «женском» и «мужском» типах дыхания, разницу между ними, недостатки и преимущества одного типа дыхания перед другим.

Путем выполнения дыхательных упражнений научиться правильному исполнительскому вдоху и исполнительскому выдоху.

Отработать дыхательные упражнения:

    «Ветерок» - вдох через рот, выдох через сложенные трубочкой губы;

    «Мельница» - вдох через рот, в положении стоя, руки в стороны, выдох через рот с наклоном вперед;

    «Вини-Пух» - исходное положение стоя, руки прижаты ладонями к животу, вдох – живот надуваем, выдох – живот втягиваем;

    «Песочные часы» - исходное положение стоя, одна рука прижата ладонью к животу, вторая рука находится ладонью внутрь перед лицом. При вдохе через рот живот надуваем, при выдохе на ладонь тонкой струйкой живот втягиваем, следим, чтобы выдох был долгий, а движение диафрагмы без рывков;

    Сделать полный, глубокий вдох, задержать его на 2-3 секунды. Затем, сложив губы как для свиста, не надувая при этом щек, выдохнуть с силой немного воздуха. Остановиться на мгновение, задержав воздух, и опять выдохнуть понемногу. Повторять, пока весь воздух не выйдет из легких.

Научить воспитанников правильной постановке пальцев рук, губ, языка, звукоизвлечению на блокфлейте.

Постановка с блокфлейтой:

Перед большим настенным зеркалом ставим ученика так, чтобы он мог видеть своё отражение, по-возможности, в полный рост. Исходное положение: ноги на ширине плеч; опора на ногу, более удобную ребенку; руки держат блокфлейту, не прижимая к корпусу и не поднимая высоко вверх, силуэт ученика образует стилизованную букву «Ф». Положение рук на блокфлейте: левая рука вверху, правая – внизу.

Звукоизвлечение на блокфлейте штрихом «детеше»:

Ноты извлекаются при помощи удара кончика или спинкой языка о входное отверстие инструмента на слоги «ту» или «та». Обратить внимание ученика на отделение звуков именно языком, а не прерыванием выдоха, т.к. при отделении нот дыханием звук получается нечетким, «размазанным». Необходимо следить, чтобы при исполнении мелодического рисунка пальцы точно совпадали с ударом языка.

Когда отработано звукоизвлечение приемом «детеше», приступаем к расстановке пальцев на блокфлейте.

Расстановка пальцев рук на инструменте:

Как правило, дети «ставят» пальцы на отверстия кончиками, что ведет к неполному их закрытию. Объяснить ребенку, что необходимо закрывать отверстия серединкой подушечек пальцев, при этом кисти рук не должны зажиматься, а пальцы должны, по возможности, ставиться под прямым углом к блокфлейте. Это обеспечит полное закрытие отверстий блокфлейты и ведет к точному звуковысотному интонированию нот. Ребенку должно быть удобно держать блокфлейту. Важно: мизинцы обеих рук, в слегка закругленном положении, располагаются над лицевой частью блокфлейты. Неверно опускать мизинцы, подгибая их под ствол инструмента или поднимая вверх.

Обратить внимание ребенка на знак цезуры , указанной в нотном тексте (запятая или галочка). Цезура – момент смены дыхания (делаем вдох).

Расстановка четырех пальцев левой руки на верхней части блокфлейты (большого, указательного, среднего и безымянного). Извлечение нот «си», «ля» и «соль» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот.

Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Андрей-воробей», «Дин -дон», «Ходит зайка по саду», «Петушок», «Дятел», «Ку-ку».

Расстановка четырех пальцев правой руки (большого, указательного, среднего и безымянного). Извлечение нот «фа», «ми» и «ре» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Не летай, соловей», «Как под наши ворота», «Савка и Гришка», «Кошечка».

Ученику предлагается подобрать пройденные мелодии по слуху от предлагаемого педагогом звука.

Зкрепление навыков правильного исполнительского дыхания, точной постановки пальцев рук

Обратить внимание на точное выдерживание присутствующих пауз, при исполнении пьес. Знак ферматы. Фермата ( fermata ) – удлиняет звук, над которым он поставлен, условно на половину длительности, а также допускает удлинение звука по желанию исполнителя, в зависимости от музыкального содержания.

Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Василек», «Идет коза рогатая», «Ладушки», «Как под горкой, под горой», «Заплетися, плетень», «Труба», «Под яблонью кудрявою», «Яничек», «Во саду ли, в огороде», «По дороге жук, жук», В.Калинников «Тень-тень», В.Цытович «Пушистая песенка», А.Александров «Наша песенка простая», «Быстренькие реченьки», А.Островский «Азбука», «Со вьюном я хожу», «Журавель», «Пастушка», Е.Бекман «Елочка», Б.Майзель «Кораблик».

Преодоление сложности при звукоизвлечении ноты «до» первой октавы. Обратить внимание ученика на точное закрытие отверстия мизинцем правой руки.

Примерный список пьес на закрепление изученной ноты: «Веселые гуси», «Ах, вы, сени», Д.Кабалевский «Про Петю».

Звукоизвлечение на блокфлейте штрихом «легато»:

При приеме «легато» язык участвует только при звукоизвлечении первой ноты, исполнение последующих нот выполняется связно на одном дыхании.

Примерный список пьес на закрепление штриха «легато»: «Латышская народная песня», «Сад», «В сыром бору тропина», «Я вечор в лужках гуляла».

Совместное музицирование ученика и учителя (ученика и ученика) способствует развитию творческих способностей юных музыкантов, ускоряет процесс обучения, развивает слух ученика, чувство ритма, умение читать с листа, прививает навыки игры в ансамбле.

Легкие дуэты для блокфлейты. Ученик должен исполнять партии как 1-й, так и 2-й блокфлейты.

Примерный список пьес для игры в ансамбле: «Эй, ухнем!», «У ворот, ворот», «Как у наших у ворот», «Как пошли наши подружки», «Яблочко», «Птичка-певунья», «Ходила младешенька», И.Пушечников «Ку-ку», «Дуэт», «Хоровод».

II полугодие

Закрепление навыков правильного исполнительского дыхания, точной постановки пальцев рук, исполнение приемов игры штрихами «нонлегато» и «легато», подбор пройденных мелодий по слуху. Продолжение привития навыков совместного музицирования (игра в ансамбле), а также дальнейшая работа при исполнении пьес с концертмейстером.

Повторение пьес, изученных в I полугодии.

Извлечение нот «ре»-, «до-диез»-, «ми» второй октавы.

Синкопа, точное её исполнение. Синкопа – перенесение акцента с метрически более сильной доли на слабую.

Изучение пьес с использованием этих нот. Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Ходил Ваня», «На том нашем на дворе», «Весна», М.Красев «Зайчик», М.Иорданский «Песенка про чибиса».

Точное исполнение сложных ритмических рисунков в сочетании штрихов «детеше» и «легато». Шестнадцатые длительности. Примерный список пьес: «Украинская танцевальная», А.Гедике «Заинька», А.Витлин «Пионерский марш», «Я на камушке сижу», И.Дюссек «Старинный танец».

Извлечение нот «соль-диез» («ля-бемоль») первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом. Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Сиротинушка», В.Герчик «Возле елки».

Извлечение нот «фа»-, «соль»-, «ми-бемоль»-, «фа-диез»-, «соль-диез» («ля-бемоль») второй октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом. Примерный список пьес на закрепление изученных нот: Д.Кабалевский «Наш край», М.Красев «Падают листья», А.Гурилев «Ты поди, моя коровушка, домой», «Пчелка», Д.Кабалевский «Ежик», П.Чайковский «Камаринская», Д.Кабалевский «Медленный вальс».

Примерный список пьес для игры в ансамбле: «Все пляшите вместе с нами», «Ивушка», «Как пойду я на быстру реченьку», А.Тома «Вечерняя песня», «Во поле береза стояла», «Как в лесу, лесочке», И.Пушечников «Два пастушка», Л.Моцарт «Дуэт», А.Гретри «Спор», В.Гокиелли «Светлячок».

Транспонирование пьес, пройденных за учебный период. Закрепление навыков игры в ансамбле и с концертмейстером.

Разучивание пьес более сложных в техничном исполнении, музыкальном восприятии. Примерный репертуарный список: В.Шаинский «Улыбка», Ю.Шапорин «Колыбельная», Ф.Куперен «Гавот», П.Чайковский «Итальянская песенка», Ж.-Б. Лойе «Соната» фа мажор (III часть), Х. Липпман «Танец арлекина», В.Моцарт «Канцонетта».

Примерный список пьес для игры в ансамбле: «Над полями», «Ах, ты, ноченька», «То не ветер ветку клонит», «Не брани меня, родная», «Ой, да ты, калинушка», «Калинка», П.Локателли «Соната» ре минор (I часть).

Действительно, трудно определить время, которое потребуется для развития тех или иных навыков. Главным является направление, содержание и методы обучения и развития воспитанников. Для закрепления тех или иных приобретенных навыков следует проходить большое количество произведений примерно одинаковой трудности. Усложнение проходимого репертуара следует производить постепенно.

Таким образом, правильное начальное обучение игре на блокфлейте создаст благоприятные возможности для формирования музыкально-слухового представления, разностороннего и успешного развития ученика, как музыканта-исполнителя.


Ожидаемые результаты

В результате занятий у младших школьников должен сформироваться устойчивый интерес к музицированию на блокфлейте, как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.

Используемые формы и методы работы будут способствовать:

    Формированию чувства коллективизма, сплоченности и умению следовать общей идее;

    Формированию творческого отношения к процессу обучения, и занятиям музыки, в частности;

    Развитию общих музыкальных способностей;

    Формирование музыкальной культуры, как общей духовной культуры человека.

За период обучения воспитанники должны научиться правильной постановке с блокфлейтой. Преодолеть трудности при постановке пальцев рук, губ, языка.

Усвоить разницу между физиологическим и исполнительским дыханием. Особенно важно объяснить девочкам природу их дыхания, рассказать о «женском» и «мужском» типах дыхания, разницу между ними, недостатки и преимущества одного типа дыхания перед другим. Путем выполнения дыхательных упражнений научиться правильному исполнительскому вдоху и исполнительскому выдоху.

Освоить аппликатуру блокфлейты, научиться самостоятельно разучивать, грамотно и выразительно исполнять несложные пьесы из репертуара детской музыкальной школы, осуществлять подбор знакомых мелодий по слуху.

Так как программа не предусматривает промежуточного контроля успеваемости и итоговой аттестации, воспитанники оцениваются на посещаемых ими занятиях, проценту посещаемости занятий (наличие или отсутствие пропусков занятий по уважительной или неуважительной причине), а также выступлениям на родительских собраниях и концертах. На различных концертах воспитанники могут показать свой творческий и профессиональный рост, чему они научились за прошедший период.

И, наконец, необходимо не лишить ребенка интереса заниматься в школе искусств (музыкальной школе). Это зависит от усилий преподавателя, его педагогического мастерства. Если ученик с удовольствием посещает заняия, не пропускает их без уважительной причины, если с интересом занимается, принимает активное участие в концертных выступлениях – это уже огромный плюс и ребенку, и педагогу.

Как пишет в своей работе Б.Я. Грач: «Работа спорится, когда ученику интересно, а интересно бывает, когда одно произведение сменяется другим, когда одна задача сменяется другой, когда преодоление трудностей достигается без чрезмерного напряжения. Только в этом случае хорошие результаты доставляют ученику радость. Все то, что не выходит, - огорчает ученика, а неудачи часто приводят к травмам» («Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано» Москва-Ленинград, 1965, «Музыка»).

Методические указания

У каждого ребенка в процессе творчества своя цель, а не коллективная. Педагог ценит развитие каждого ребенка, проявляя при этом любовь, всепрощение, всетерпение. Нераскрывшиеся способности и индивидуальность каждого ребенка развивается постепенно, разумно законам природы. Педагог не должен погубить природу ребенка, а дать толчок к ее развитию. Особенно полезны принципы элементарного музицирования детям, которые имеют общее недоразвитие или дети с фонетико - фонематическим нарушениями речи. Большое значение в коррекционной работе с школьниками отводится играм со словом, ритмом, речевым играм, логоритмике. Звучащие жесты сопровождают речь ребенка, это концентрирует его внимание, развивает ритм и метр. При помощи музыки, движения, речи развивается музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, воображение. Детям дается возможность выразить себя при помощи творческой изобретательности. Со всеми видами деятельности в программе тесно связаны ритмические движения, которые развивают ряд психологических качеств ребенка: умение владеть собой, быстро и точно реагировать на сигналы, ориентироваться в пространстве и коллективе.

Ребенок «входит в музыку» через коллективные занимательные игры, связанные с декларированием, пантомимой, ритмическим упражнениями. Все что может показаться забавой, развлечение, в действительности подчинено строго запрограммированному педагогическому замыслу. Играя, дети незаметно для себя усваивают премудрости сольфеджио, даже не подозревая о существовании ритма и метра.

Знакомство с нотами происходит после того, как ребенок научился играть по слуху, а также «с рук», когда ребенок наблюдает за руками педагога. Благодаря приобретенным слуховым представлениям и двигательной моторике дети переходят к системе нотной записи естественно, через звуки, а не, наоборот – через систему знаков к музыке. Этот последний путь, к сожалению, часто формирует у детей отвращение к музыке, «зажимает» двигательную систему ребенка, затуманивает его собственно музыкальные ощущения, «замораживает» его – нередко на всю жизнь.

Применяя «образно-двигательную музыкальную грамоту» (предложенную Т.А. Рокитянской) предваряет игру на инструментах. После того как ребенок протанцевал, прорисовал в воздухе руками, пропел и прочувствовал всем телом звуковые перемещения в пространстве, он без труда играет двух- или трехзвучную песню на флейте. Тем не менее, надо помнить, что образно-двигательная музыкальная грамота, в конце концов, превращается в элементарную музыкальную грамоту, столь необходимую каждому, как знание любого языка.

    Физиологическое и исполнительское дыхание. Грудной («женский») и брюшной («мужской») типы дыхания. Особенности и различие.

    Упражнения для развития исполнительского дыхания.

    Постановка с блокфлейтой.

    Звукоизвлечение на блокфлейте. Цезура.

    Постановка пальцев левой руки. Извлечение нот «си», «ля» и «соль» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

    Постановка пальцев правой руки. Извлечение нот «фа», «ми» и «ре» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

    Подбор пройденных мелодий по слуху.

    Извлечение нот «до» второй октавы, «фа-диез» первой октавы, «си-бемоль» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

    Точное выдерживание пауз при исполнении пьес. Фермата.

    Преодоление сложности при звукоизвлечении ноты «до» первой октавы.

    Звукоизвлечение на блокфлейте штрихом «легато».

    Легкие дуэты для блокфлейты.

    Извлечение нот «ре»-, «до-диез»-, «ми» второй октавы. Синкопа. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

    Точное исполнение сложных ритмических рисунков в сочетании штрихов «детеше» и «легато». Шестнадцатые длительности.

    Извлечение нот «соль-диез» («ля-бемоль») первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

    Извлечение нот «фа»-, «соль»-, «ми-бемоль»-, «фа-диез»-, «соль-диез» («ля-бемоль») второй октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

    Повторение пройденного материала. Транспонирование пьес, пройденных за учебный период. Закрепление навыков игры в ансамбле и с концертмейстером.

Условия реализации программы

    Класс, оборудованный настенным зеркалом.

    Блокфлейта (по количеству учащихся в классе.).

    Фортепиано (1 шт.).

    Метроном.

    Магнитофон с CD-проигрывателем.

    Научно-методические пособия.

    Сборники учебной нотной литературы для игры на блокфлейте.

Список литературы

Психолого-педагогическая.

    Абрамова Г.С. «Возрастная психология». М., 1999.

    Бергсон А. «Две формы памяти». М., 1979.

    Вопросы методики преподавания в детской музыкальной школе. Сост. Тудоровский А. М., 1965.

    Вопросы музыкальной педагогики, выпуск 10. Сост. Усов Ю., М., 1991.

    Василюк Ф.Е. «Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций)». М., 1984.

    Грач Б.Я. «Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано». М., 1965.

    Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». М., 2005.

    Даулинг С. «Формирование фантазии: точка зрения детского аналитика». //2001.

    Ефимкина Р.П. «Детская психология». Новосибирск, 1995.

    Кременштейн Б. «Педагогика Г.Г.Нейгауза». М., 1984.

    Лишин О.В. «Педагогическая психология воспитания». М., «Академкнига», 2003.

    Ляховицкая С.С. «Развитие навыков самостоятельности у юных музыкантов». М., 1965.

    Михеева Л. «Музыкальный словарь в рассказах». М., 1984.

    Петров В. «Основы начального обучения на кларнете французской системы». М., 1991.

Репертуарный список.

    Литовко Ю. «Пастушок» Легкие пьесы для блокфлейты

    Покровский А. «В школе и дома» Методическое пособие для обучения игре на блокфлейте. М., 1989.

    Покровский А. «Учитель и ученик» Начальная школа ансамблевой игры на деревянных духовых инструментах. М., 1992.

    Пушечников И. «Азбука начинающего блокфлейтиста». М., 1991.

    Пушечников И. «Школа игры на блокфлейте». М., 1998.

    Хабихт Г. «Пьесы для блокфлейты», Pro musika Verlag Leipzig, 1978.

Программа составлена на основе программы Т.А Рокитянской « Каждый ребенок – музыкант», Е.С. Киселевой «Жаворонушки», Н.В. Голубевой «Серебрянный колокольчик».

В репертуаре используются русские народные песни, пьесы для блокфлейты Виноградова, А. Зарубы, Рокитянской и других современных и зарубежных композиторов.