Необходимость планирования затрат. Планируемые и не планируемые затраты

Поскольку управленческие решения, как правило, ориентированы на перспективу, руководству необходима детальная информация об ожидаемых расходах и доходах. В этой связи в управленческом учете при вы­полнении расчетов, связанных с принятием решения, выделяют следующие виды затрат:

– переменные, постоянные, условно-постоянные – в зависимости от реагирования на изменение объемов производства (продаж);

– ожидаемые затраты, учитываемые и не учитываемые в расчетах при принятии решений;

– безвозвратные затраты (затраты истекшего периода);

– вмененные затраты (или упущенная выгода предприятия);

– планируемые и непланируемые затраты.

Кроме того, в управленческом учете различают предельные и при­ростные затраты и доходы.

Переменные, постоянные, условно-постоянные затраты. Пере­менные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объе­му производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зави­сят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. Примерами производственных переменных затрат служат прямые матери­альные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомога­тельные материалы и покупные полуфабрикаты.

Переменные затраты характеризуют стоимость собственно продук­та, все остальные (постоянные затраты) – стоимость самого предпри­ятия. Рынок не интересует стоимость предприятия, его интересует сто­имость продукта.

Совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от показателя деловой активности предприятия, а переменные затраты на единицу продукции – величина постоянная.

Динамика переменных затрат показана на рис. 3.3, где переменные затраты на единицу продукции (удельные) условно остаются на уровне 20 руб.

Рис. 3.3.Динамика совокупных (а ) и удельных (б ) переменных затрат

К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграж­дение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объе­ма продажи.

Производственные затраты, которые остаются практически неизмен­ными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности пред­приятия и называются постоянными производственными затратами. Даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются. При­мерами постоянных производственных затрат являются расходы по арен­де производственных площадей, амортизация основных средств произ­водственного назначения.

Динамику совокупных постоянных затрат (условно на уровне 100 тыс. руб.) и удельных постоянных затрат иллюстрирует рис. 3.4.

Рис. 3.4.Динамика совокупных (а ) и удельных (б) постоянных затрат

Для описания поведения переменных затрат в управленческом учете используется специальный показатель – коэффициент реагирования зат­рат (Крз). Он характеризует соотношение между темпами изменения затрат и темпами роста деловой активности предприятия и рассчитыва­ется по формуле:

где: Y –темпы роста затрат, %;

X –темпы роста деловой активности фирмы, %.

Как отмечалось выше, затраты считаются постоянными, если они не реагируют на изменение объемов производства. Например, сто­имость арендной платы за пользование автомобилем не изменится при увеличении объема производства на 30%. В этом случае:

Таким образом, нулевое значение коэффициента реагирования зат­рат свидетельствует о том, что мы имеем дело с постоянными издерж­ками.

Разновидностью переменных затрат являются пропорциональные затраты. Они увеличиваются теми же темпами, что и деловая актив­ность предприятия. Например, при увеличении объема производства на 30% пропорциональные затраты возрастут в той же пропорции. Тогда:

Таким образом, Крз = 1 характеризует затраты как пропорциональ­ные. Их поведение иллюстрируется на рис. 3.5.

Рис. 3.5.Динамика пропорциональных затрат

Другим видом переменных затрат являются дегрессивные затраты. Темпы их роста отстают от темпов роста деловой активности фирмы. Допустим, что при увеличении объема производства на 30% издержки выросли лишь на 15%. Тогда:

К рз = = 0,5 ,

Итак, случай, когда 0 < Крз < 1, свидетельствует о том, что затраты являются дегрессивными.

Затраты, растущие быстрее деловой ак­тивности предприятия, называются прогрес­сивными затратами. В качестве примера можно привести следующее соотношение: рост объема производства на 30% сопровож­дается увеличением издержек на 60%. Тогда:

К рз = = 2 ,

Следовательно, при Крз > 1 затраты яв­ляются прогрессивными.

Графики поведения дегрессивных и про­грессивных затрат – совокупных и в расче­те на единицу продукции (продаж) – при­ведены на рис. 3.6.

Рис. 3.6.Динамика дегрессивных (а) и прогрессивных (б ) затрат

Постоянные расходы – которые в рамках определенной масштабной базы не реагируют на изменение деловой активности организации, – это издержки на аренду помещений, охрану, амортизационные отчисления и др.

Постоянные расходы на единицу продукции снижаются ступенча­то . Совокупные постоянные затраты являются константой и не зависят от объемов деловой активности, но могут измениться под воздействием других факторов. Например, если цены рас­тут, то совокупные постоянные затраты тоже возрастают.

В реальной жизни чрезвычайно редко можно встретить издержки, по своей сути являющиеся исключительно постоянными или переменными. Экономические явления и связанные с ними затраты с точки зрения со­держания значительно сложнее, и поэтому в большинстве случаев издер­жки являются условно-переменными (или условно-постоянными). В этом слу­чае изменение деловой активности организации также сопровождается из­менением издержек, но в отличие от переменных затрат зависимость не является прямой. Условно-переменные (условно-постоянные) затраты со­держат как переменные, так и постоянные компоненты. В качестве при­мера можно привести оплату пользования телефоном, состоящую из фик­сированной абонентной платы (постоянная часть) и оплаты междугородних переговоров (переменное слагаемое).

Следовательно, любые издержки в общем виде могут быть представ­лены формулой:

где: Y – совокупные издержки, руб.;

а –их постоянная часть, не зависящая от объемов производства, руб.;

b –переменные издержки в расчете на единицу продукции (коэф­фициент реагирования затрат), руб.;

X –показатель, характеризующий деловую активность организации (объем производства продукции, оказанных услуг, товарооборота и др.) в натуральных единицах измерения.

Если в данной формуле постоянная часть издержек отсутствует, т.е. а = 0, то это переменные затраты. Если коэффициент реагирования зат­рат (b) принимает нулевое значение, то анализируемые затраты носят по­стоянный характер.

Для целей управления – оценки эффективности деятельности пред­приятия, анализа его безубыточности, гибкого финансового планиро­вания, принятия краткосрочных управленческих решений и решения других вопросов – необходимо описать поведение издер­жек вышеприведенной формулой, т.е. разделить их на постоянную и переменную части.

В теории и практике управленческого учета существует ряд мето­дов, позволяющих решить эту задачу. В частности, это методы корре­ляции, наименьших квадратов и метод высшей и низшей точек, кото­рый на практике оказывается наиболее простым.

Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оцен­ках. Процесс принятия управленческого решения предполагает срав­нение между собой нескольких альтернативных вариантов с целью выбора из них наилучшего. Сравниваемые при этом показатели можно разбить на две группы: первые остаются неизменными при всех альтернативных вариантах, вторые варьируются в зависимости от принятого решения. Когда рассматривается большое количество аль­тернатив, отличающихся друг от друга по многим показателям, процесс принятия решения усложняется. Поэтому целесообразно сравнивать между собой не все показатели, а лишь показатели второй группы, т.е. те, которые от варианта к варианту меняются. Эти затраты , принимаемые во внимание при вы­боре оптимального управленческого решения, называ­ют релевантными . Пока­затели первой группы, напротив, не принимаются в расчет при оценках. Бухгалтер-аналитик, представляя руководству исходную информацию для выбора оптимального решения, таким образом готовит свои отчеты, чтобы они содержали лишь релевантную ин­формацию.

Безвозвратные затраты – затраты, на которые нельзя повлиять управленческими решениями.

Вмененные (воображаемые) затраты. Данная категория присут­ствует лишь в управленческом учете. Бухгалтер финансового учета не может позволить себе «вообразить» какие-либо затраты, так как он стро­го следует принципу их документальной обоснованности. Вмененные затраты - затраты, измеряемые с точки зрения упущенной возможности, которая потеряна в результате выбора альтернативного управленческого решения.

Приростные и предельные затраты. Приростные затраты явля­ются дополнительными и возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции. В приростные затраты могут включаться, а могут и не включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения, то их прирост рассматривается как приростные затраты. Если постоян­ные затраты не изменяются в результате принятого решения, то при­ростные затраты будут равны нулю. Аналогичный подход применяет­ся в управленческом учете и к доходам.

Планируемые и непланируемые затраты. Планируемы затраты –это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответ­ствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.

Непланируемые затраты – затраты, не включаемые в план и отражаемые толь­ко в фактической себестоимости продукции. При использовании метода учета фактических затрат и калькулирования фактической себес­тоимости бухгалтер-аналитик имеет дело с непланируемыми затрата­ми.

Планируемые – это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами, они включаются в плановую себестоимость продукции.

Непланируемые – затраты, которые отражаются в фактической себестоимости продукции. При использовании метода фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости бухгалтер-аналитик имеет дело с непланируемыми затратами.

В связи с тем, что одной из задач является подготовка информации для внутренних пользователей, необходимых для принятия ими управленческих решений, и своевременное доведение этой информации до руководства предприятия, то вышеприведенная классификация затрат является весьма актуальной.

4. Управление затратами на производство

Себестоимость продукции является важнейшим обобщающим показателем, представляющим собой результат производственной деятельность.

Себестоимость – это совокупность затрат живого и овеществленного труда. Данный показатель необходим с точки зрения управления не как самоцель, а как средство управления прибылью. Зависимость между прибылью и себестоимостью – прямая, вытекающая из алгоритма:

Прибыль = Выручка (без НДС и акцизов) – полная себестоимость продукции

Поэтому, в одной стороны, прибыль зависит от факторов: объема продаж и цены на готовую продукцию, а с другой – от затрат на производство этой продукции.

Себестоимость продукции является непременным атрибутом внутрихозяйственного управления.

Управление – это процесс обеспечения деятельности предприятия в соответствии с ее планами. В системе управления предприятием важное место отводится вопросам управления затратами на производство. Процесс управления затратами на производство – это процесс, охватывающий все аспекты хозяйственной деятельности, начиная со снабжения и заканчивая реализацией готовой продукции.

Система управления затратами на производство предполагает:

Нормирование и планирование затрат в целом, по видам затрат и продукции, по центрам затрат и ответственности;

Учет затрат на производство;

Контроль за отклонениями в затратах;

Анализ затрат на производство – оперативный, текущий (годовой), перспективный;

Регулирование затрат и принятие решений.

Роль и место бухгалтера-аналитика в управлении затратами на производство сводится к следующему:

1) обеспечить управляющий персонал предприятия информацией, необходимой для принятия деловых решений;

2) участвовать в составлении сметы затрат на производство, отвечая за формирование затрат прошедшего периода;

3) формировать учетную информацию, составлять отчеты, давать оценку соответствия фактических резервов плановым данным;

4) выявить результат и долю каждого подразделения в общем итоге работы, что позволит поставить стимулирование в зависимость от итогов работы.

Управление издержками производства решает многочисленные задачи: расчет норм, упорядочение нормативной базы, организация учета изменений норм, разработка калькуляций, учет затрат по центрам возникновения, распределение затрат по центрам ответственности, анализ выполнения плановых смет, выявление резервов экономии и т. д. В этом смысле управление затратами на производство представляет многоцелевую систему, требующую участия и взаимодействия всех производственных звеньев и служб предприятия.

Эффективно управлять затратами означает, прежде всего, контролировать, то есть своевременно выявлять факт отклонения, его причины и виновников, давать им объективную оценку. Полный и своевременный контроль за отклонениями затрат способствует оперативному принятию управленческих решений.

Принцип управления по отклонениям означает, что фактическое исполнение не всегда может соответствовать необходимым стандартам, а следовательно, будут возникать отклонения. Но не каждый случай отклонения должен выступать объектом изучения, а только те, которые превышают допустимые размеры отклонений. Поэтому управление затратами по отклонениям предполагает установление допустимых и неприемлемых отклонений. Объектом принятия решений должны быть отклонения, выходящие за допустимые границы.

Опыт работы предприятий показывает, что организация учета отклонений от норм с использованием ЭВМ значительно расширяет возможности финансового контроля и усиливает режим экономики.

Для характеристики затрат на производство используют следующие показатели:

1) затраты на производство по смете, характеризующие себестоимость всего объема работ;

2) полная себестоимость товарной продукции, работ и услуг;

3) производственная себестоимость товарной продукции;

4) себестоимость реализованной продукции (полная и производственная);

5) себестоимость единицы продукции, заказа, узла, детали;

6) себестоимость сравнимой товарной продукции;

7) затраты на один рубль продукции, работ и услуг;

8) себестоимость по местам возникновения затрат и центрам ответственности.

Объектом учета и анализа затрат может быть весь объем произведенной продукции, объем реализованной продукции, отдельные изделия, детали и узлы, отдельные виды производств, центры, отдельные технологические процессы и операции.

В зависимости от масштабов предприятия и уровня его специализации объекты анализа могут быть разные. Для предприятий с массовым характером производства объектом учета и анализа может быть деталь. Так как их немного, можно учесть и проанализировать каждую деталь и вид продукции. Это лучший и самый эффективный вариант. При серийном производстве возрастает номенклатура, и невозможными становятся подетальный учет и анализ, поэтому изучаются затраты на изделие-представитель или типовой узел. При единичном производстве объектом учета и анализа является заказ. Для всех видов и типов производств обобщающим качественным показателем являются затраты на один рубль продукции.

Анализ затрат всецело зависит от способа учета затрат. Наименее детальный анализ возможен при котловом способе учета затрат. В наибольшей степени реализовать возможности управления затратами по отклонениям позволяет нормативный способ учета затрат. Неотъемлемая составная часть процедуры этого учета – выявление отклонений, их классификация по причинам и виновникам.

Задачи и информационная база анализа затрат на производство

К планово-нормативным документам относятся: смета затрат на производство в целом, сметы общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходов, сметы потерь от брака, плановые калькуляции, нормативные документы, цены.

Главный массив информации – фактическая учетная информация. Главные сводные документы – журнал-ордер № 10.

В соответствии с целями управления можно выделить такие разделы анализа:

1) анализ затрат с целью оценки достигнутых результатов:

Анализ затрат на 1 руб. продукции, работ, услуг;

Анализ себестоимости сравнимой товарной продукции;

Анализ сметы (бюджета) затрат на производство;

Анализ себестоимости продукции в разделе статей калькуляции;

1.2 Определение допустимой величины затрат

1.3 Определение и нормирование затрат в целях их стабилизации и снижения

2.1 Система учета затрат

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Руководство предприятия все время стоит перед необходимостью выбора оптимальных решений, касающихся цены реализации, номенклатуры, ассортимента и объема выпускаемой продукции, кредитной и инвестиционной политики и многого другого. В поисках таких, экономически обоснованных, решений рассчитывают и анализируют альтернативные варианты поведения предприятия.

Недостаточно, чтобы отдельные решения были экономически эффективными сами по себе. Необходимо добиваться того, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе стала рентабельной и обеспечивала денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в экономических результатах производства лица (владельцев, кредиторов, руководителей, работников). Основной задачей планирования затрат и является определение экономических результатов деятельности предприятия, ожидаемых в будущем периоде.

В целях осуществления контроля и регулирования затраты делят:

На регулируемые и нерегулируемые;

Затраты в пределах норм, плана, сметы и отклонения от норм, плана, сметы.

Регулируемыми называются расходы, величина которых может зависеть от менеджера соответствующего уровня управления.

Нерегулируемые расходы не зависят от решений менеджера (как правило, низших уровней управления).

Для руководителя организации почти все расходы организации являются регулируемыми. Для руководителя цеха регулируемыми являются затраты в пределах цеха. Общехозяйственные расходы для него — нерегулируемые. Для бригадира регулируемыми являются только затраты в пределах бригады, цеховые расходы — нерегулируемые.

Деление расходов на регулируемые и нерегулируемые имеет большое значение для установления ответственности каждого менеджера и исполнителя за величину расходов.

По возможности осуществления контроля за затратами они подразделяются на контролируемые и неконтролируемые.

Контролируемые затраты могут контролироваться работниками организации. Неконтролируемые затраты не поддаются контролю со стороны работников организации — повышение цен на оборудование и топливно-энергетические ресурсы, изменение ставок отчислений на социальные нужды, налогов и т.п.

1.1 Необходимость планирования затрат

Планирование — один из элементов управления, включающий в себя выбор цели предприятия и средств для ее достижения. Планирование наводит мост между существующим положением и тем, которого мы хотим достичь в будущем. Основная задача планирования — сведение к минимуму риска предпринимательства.

Планирование может быть краткосрочным и долгосрочным. Краткосрочные планы составляются на месяц, квартал, год, долгосрочные (перспективные) определяют направления развития предприятия в течение 3-5 лет (для крупных фирм — и на более длительный период).

Задача долгосрочного планирования — на основании анализа шансов и рисков, порождаемых внешней средой, сильных и слабых сторон предприятия выбрать адекватный вариант его деятельности. Для этого необходимо составить прогноз ожидаемой конъюнктуры и изменения внешней экономической среды (просчитать вероятность спада производства, усиления конкуренции, повышения уровня инфляции и т. п.). Каждое предприятие стремится к развитию: необходимо разрабатывать новую продукцию, или совершенствовать выпускаемую, или сочетать оба направления. Развитие требует вложения средств в разработку новых изделий, формирование рынков сбыта, создания соответствующего технического и кадрового потенциала, поиска поставщиков материальных ресурсов и т. п.

Избирая тот или иной курс действий, особенно предусматривающий вовлечение ресурсов в производство на длительный период, руководство предприятия должно иметь четкое представление о величине затрат, связанных с принимаемым решением. Каждому рассматриваемому варианту действий соответствуют определенные затраты, уровень которых необходимо рассчитать на стадии планирования.

Планирование затрат — это определение целей предприятия и его подразделений в форме постановки производственных задач и выбора средств для их выполнения.

Планы конкретизируются в сметах, отражающих затраты в денежном выражении. Таким образом, планирование затрат заключается в выявлении состава затрат и их количественной оценке.

Планирование затрат осуществляется для определения общей стоимости потребляемых в процессе производства ресурсов (материальных, трудовых, денежных) и расчета предполагаемой прибыли, является средством увязки натуральных и стоимостных показателей производства, выявления и оценки его экономической эффективности.

При планировании решаются следующие задачи:

Расчет стоимости ресурсов, необходимых для производства продукции;

Определение общего объема затрат на производство;

Исчисление себестоимости производства каждого вида продукции.

Плановый объем затрат рассчитывают исходя из намечаемой структуры (номенклатуры и ассортимента) продукции и объема ее производства.

В зависимости от целей планирования, длительности периода планирования, этапов разработки планов, определенности номенклатуры выпускаемой продукции, т. е. от полноты исходной информации, плановые затраты определяются путем:

Детальных сметно-нормативных расчетов величины необходимых затрат (метод прямого счета);

Укрупненных расчетов предполагаемого изменения базового уровня затрат.

При получении информации о предполагаемых объеме, номенклатуре и ассортименте производимой продукции прямые статьи затрат (материалы, заработная плата рабочих) определяются прямым счетом по нормам расхода и ценам, трудоемкости и ставкам заработной платы.

Для распределения смет общепроизводственных и общехозяйственных расходов сначала определяется норматив их списания путем деления величины этих расходов по смете на величину основной заработной платы производственных рабочих соответственно по цеху или по предприятию в целом. Тогда величина этих расходов в себестоимости конкретного изделия рассчитывается как произведение этого норматива на величину основной заработной платы в данном изделии.

Прочие производственные и коммерческие расходы либо прямо относятся на себестоимость соответствующих изделий, либо распределяются между ними пропорционально производственной себестоимости.

После составления калькуляций на единицу продукции определяется себестоимость планового выпуска всей продукции. Для этого затраты по каждой статье калькуляции умножаются на программу выпуска данного изделия, и полученные произведения суммируются по всем видам продукции.

После определения себестоимости произведенной продукции рассчитывается смета затрат на производство.

В ней определяется полный объем всех затрат, необходимых для обеспечения работы предприятия в плановом периоде. В смету затрат включаются все расходы основного и вспомогательного производства по выпуску и реализации продукции, на оказание услуг на сторону, своему капитальному строительству и непромышленным подразделениям.

Смета разрабатывается в экономических элементах. Структура затрат по экономическим элементам характеризует особенности конкретного производства (материалоемкое, трудоемкое, энергоемкое).

При расчетах проекта плана, когда еще нет полной информации о предполагаемой деятельности, используется укрупненный метод расчета плановой сметы на основе сметы затрат базового периода и предполагаемых изменений основных коммерческих параметров, влияющих на величину ее элементов. Учитываются предполагаемые изменения (индексы) следующих показателей: объема производства, норм материальных ресурсов, цен, тарифов; средней заработной платы, производительности труда, стоимости основных фондов, целевых (прочих) расходов.

Плановая смета равна сумме рассчитанных элементов.

Определение состава и объема затрат не столько экономическая, сколько технико-экономическая задача. Уровень затрат на предприятии зависит от профессионализма и творческого потенциала инженерных кадров и организаторов производства, а корректность отнесения затрат на виды деятельности предприятия, единицы продукции, производственные подразделения и другие объекты — от квалификации экономистов.

1.2 Определение допустимой величины затрат

С позиций управления затратами на предприятии необходимо знать предельно максимальную сумму затрат, при превышении которой предприятие будет убыточным, допустимую величину затрат при организации производства нового для предприятия изделия и изделия с улучшенными характеристиками качества.

Важной характеристикой экономики предприятия является предельный размер затрат на производство и реализацию продукции. Предельные затраты — это абсолютная сумма максимально возможных для предприятия затрат, при которых оно еще является безубыточным, но не имеет прибыли.

В условиях рыночной экономики факторами верхней границы суммы предельных затрат предприятия выступают объективно сложившиеся на рынке цены на продукцию (работы, услуги) и количество их производства (выполнения) и продаж, которое определяется емкостью рынка и возможностями предприятия. Можно считать предельными затратами предприятия минимальный объем продаж продукции (работ, услуг), который позволяет ему не иметь убытка в результате своей деятельности.

К расчету предварительных затрат следует приступать на стадии разработки изделия и маркетинговых исследований, так как именно в ходе конструирования, разработки технологии, определения емкости рынка закладывается уровень затрат, начинается планирование доходов и контроль за затратами производства.

После подсчета нормативных и фактических затрат можно оценить разницу между ними и установить, чем она вызвана: различным объемом прямых затрат, накладных расходов; выбором между производством и приобретением полуфабрикатов; затратами на обеспечение качества, изменениями стандартных норм; количеством выпускаемой продукции; влиянием спроса, цены или другими факторами.

1.3 Определение и нормирование затрат в целях их стабилизации и снижения

Нормирование затрат ведется в соответствии с размерными, весовыми и качественными характеристиками составных элементов и продукции в целом. При этом учитываются технология изготовления продукции, а также условия транспортировки, хранения, эксплуатации и обслуживания, утилизации.

Существует правило: чем больше объем производства и реализации продукции, тем более тщательно должны нормироваться затраты рабочего времени и тем более дифференцированными (по переходам, операциям, деталям, стадиям технологического процесса и т.п.) должны быть нормативы.

Даже небольшие превышения фактических затрат рабочего времени против нормативных вызывают существенное увеличение фонда заработной платы, рост себестоимости и снижение рентабельности продукции. В массовом, крупносерийном и серийном производстве при изготовлении продукции используют методы технического нормирования труда.

Недостатком, сдерживающим применение технического нормирования труда, является трудоемкость и длительность расчета норм времени. Поэтому в единичном и мелкосерийном производстве при выполнении разовых заказов техническое нормирование труда часто нецелесообразно: пока идет нормирование работ и корректировка норм с учетом фактических условий их выполнения, срок выполнения заказа может закончиться. В единичном и мелкосерийном производстве используются, как правило, опытно-статистические нормы времени. Для ускорения нормирования и уменьшения его трудоемкости разрабатываются укрупненные нормы времени — на отдельные детали, узлы и даже на изделия. Точность таких норм ниже, чем технически обоснованных, но и они должны учитывать возможно большее количество конкретных факторов и условий, для которых рассчитаны.

Точность опытно-статистических норм времени зависит от квалификации и опыта разработчика. Он должен хорошо знать технику, технологию и организацию конкретного производства.

Расчет и нормирование на всех стадиях жизненного цикла продукта необходимы для управления затратами, их стабилизации и систематического снижения. В отсутствие расчета и нормирования затраты носят стихийный характер, не поддаются управлению и имеют тенденцию к росту, что снижает конкурентоспособность продукции.

Нормативная база используется при прогнозировании и планировании затрат, организации и регулировании производственного процесса, оплате и стимулировании труда, учете и анализе затрат. Постоянное сравнение фактических затрат с нормативными позволяет вскрыть резервы их снижения.

Учет затрат на производстве позволяет дать им фактическую количественную оценку, и этим определяется его роль в контроле и управлении затратами. Объектом учета являются затраты, классифицируемые по различным признакам. Важнейшими характеристиками учета затрат являются полнота, точность, оперативность и достоверность. Учет затрат дает руководителю экономическую информацию, необходимую для принятия хозяйственных решений. В зависимости от полноты и характера использования данных учета различают бухгалтерский (финансовый) и управленческий (производственный) учет.

Бухгалтерский учет обеспечивает заинтересованных лиц документально отраженной информацией о стоимости потребленных ресурсов, достигнутых результатах производства и способах финансирования деятельности предприятия.

Данные бухгалтерского учета используются как руководителями предприятия для принятия хозяйственных решений, так и сторонними заинтересованными лицами и организациями, например акционерами, финансирующими банками, налоговой службой и др. Управленческий (производственный) учет — это не только и не столько учет, сколько получение и обработка экономической информации, необходимой для принятия хозяйственных решений о развитии предприятия. Управленческий (производственный) учет может быть организован по отдельным структурным подразделениям или сферам деятельности предприятия, например, отражать ход производства и реализации отдельных видов продукции, показатели работы отдельных цехов, участков и отделов, состояние запасов и незавершенного производства на предприятии и т. д.

Информация управленческого (производственного) учета поступает к руководству предприятия по мере необходимости, как только в ней возникнет нужда для подготовки и принятия хозяйственных решений. Поэтому отчеты по данным управленческого учета могут составляться ежедневно, еженедельно или ежемесячно.

2.2 Основы управленческого (производственного) учета

Управленческий (производственный) учет играет важную роль в управлении затратами на предприятии. В системе такого учета подготавливается информация, на базе которой Руководители предприятия принимают решения, в первую очередь — в области затрат и ожидаемых экономических результатов деятельности предприятия. Организация управленческого (производственного) учета законодательством не регламентирована и является внутренним делом предприятия. В условиях рыночной экономики в рамках управленческого (производственного) учета калькулируется неполная, ограниченная себестоимость. Она может включать в себя или только прямые затраты, или только переменные затраты, зависящие от изменения объема производства, либо рассчитываться на основе одних лишь производственных расходов, т. е. расходов, непосредственно связанных с изготовлением данной продукции, выполнением работ или оказанием услуг. Общим для калькулирования неполной, ограниченной себестоимости является то, что другие виды затрат, которые по своей экономической сущности также составляют часть текущих затрат, не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки (или прибыли) предприятия. На принципах калькулирования неполной, ограниченной себестоимости базируются используемые для управления затратами системы:

Учета прямых затрат, или «директ-костинг»;

Учета сумм покрытия;

Учета граничных (предельных) затрат.

Важнейшим преимуществом управленческого (производственного) учета является оперативность.

В практике управления затратами получило распространение несколько систем производственного учета, которые различаются оперативностью и полнотой учета затрат.

С точки зрения оперативности различают учет фактических (прошлых, отчетных) затрат и учет затрат по системе «стандарт-костс», предполагающей составление стандартной (нормативной) калькуляции, учет фактических затрат и постоянное сравнение со стандартами (нормами). Стандартную (нормативную) калькуляцию составляют на основании разработанных стандартов (норм) на затраты труда, материалов, накладных расходов.

С точки зрения полноты учета затрат в себестоимости продукции (работ, услуг) выделяют систему полного включения затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) и систему неполного, ограниченного включения затрат в себестоимость по какому-либо признаку. К примеру, система «директ-костинг» может предусматривать учет не только прямых, но и косвенных переменных расходов в зависимости от объема производства.

Основное значение управленческого (производственного) учета для управления затратами состоит в том, что поставляемые им данные используются при анализе затрат и результатов и принятии хозяйственных решений.

Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) являются важнейшим разделом управленческого (производственного) учета. Данные его позволяют ответить на следующие вопросы:

Выпуск какой продукции продолжать, а какой — прекратить;

Как сформировать производственную программу предприятия для получения максимальной прибыли;

Насколько можно снизить цену изделия, увеличив при этом объем продаж, чтобы получить запланированную сумму прибыли;

Какую цену установить на продукцию;

Производить или покупать комплектующие детали;

Приобретать ли новое оборудование;

Менять ли технологию и организацию производства;

Решать другие задачи текущей деятельности и развития предприятия.

Управленческий (производственный) учет подготавливает информацию для принятия хозяйственных решений, основываясь на различном поведении переменных и постоянных затрат. Причем постоянные затраты предприятия, которые не зависят от объема производства и реализации продукции, при выборе решения играют главную роль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждое предприятие (фирма) прежде чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Прибыль предприятия зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело — затраты на производство продукции — издержки производства. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.

В общем виде издержки производства и реализации (себестоимость продукции, работ, услуг) представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Управление себестоимостью продукции предприятий—планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов ее снижения. Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются прогнозирование и планирование, нормирование, затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

Основные задачи бухгалтерского учета затрат на производство и кулькулирование себестоимости продукции — учет объема, ассортимента и качества произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг и контроль за выполнением плана по этим показателям; учет фактических затрат на производство продукции и контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов, за соблюдением установленных смет расходов по обслуживанию производства и управлению; калькулирование себестоимости продукции и контроль за выполнением плана по себестоимости; выявление результатов деятельности структурных хозрасчетных подразделений предприятия по снижению себестоимости продукции; выявление резервов снижения себестоимости продукции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фролов Е. А. Проектирование общего менеджмента на промышленном предприятии. 1997 г.

2. Веснин В. Р. Основы менеджмента. 1997 г.

3. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. 1997 г.

4. Кондратова И. Г. Основы управленческого учета. 1998 г.

1.2 Определение допустимой величины затрат

1.3 Определение и нормирование затрат в целях их стабилизации и снижения

2.1 Система учета затрат

2.2 Основы управленческого (производственного) учета

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Руководство предприятия все время стоит перед необходимостью выбора оптимальных решений, касающихся цены реализации, номенклатуры, ассортимента и объема выпускаемой продукции, кредитной и инвестиционной политики и многого другого. В поисках таких, экономически обоснованных, решений рассчитывают и анализируют альтернативные варианты поведения предприятия.

Недостаточно, чтобы отдельные решения были экономически эффективными сами по себе. Необходимо добиваться того, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе стала рентабельной и обеспечивала денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в экономических результатах производства лица (владельцев, кредиторов, руководителей, работников). Основной задачей планирования затрат и является определение экономических результатов деятельности предприятия, ожидаемых в будущем периоде.

В целях осуществления контроля и регулирования затраты делят:

На регулируемые и нерегулируемые;

Затраты в пределах норм, плана, сметы и отклонения от норм, плана, сметы.

Регулируемыми называются расходы, величина которых может зависеть от менеджера соответствующего уровня управления.

Нерегулируемые расходы не зависят от решений менеджера (как правило, низших уровней управления).

Для руководителя организации почти все расходы организации являются регулируемыми. Для руководителя цеха регулируемыми являются затраты в пределах цеха. Общехозяйственные расходы для него - нерегулируемые. Для бригадира регулируемыми являются только затраты в пределах бригады, цеховые расходы - нерегулируемые.

Деление расходов на регулируемые и нерегулируемые имеет большое значение для установления ответственности каждого менеджера и исполнителя за величину расходов.

По возможности осуществления контроля за затратами они подразделяются на контролируемые и неконтролируемые.

Контролируемые затраты могут контролироваться работниками организации. Неконтролируемые затраты не поддаются контролю со стороны работников организации - повышение цен на оборудование и топливно-энергетические ресурсы, изменение ставок отчислений на социальные нужды, налогов и т.п.

1.1 Необходимость планирования затрат

Планирование - один из элементов управления, включающий в себя выбор цели предприятия и средств для ее достижения. Планирование наводит мост между существующим положением и тем, которого мы хотим достичь в будущем. Основная задача планирования - сведение к минимуму риска предпринимательства.

Планирование может быть краткосрочным и долгосрочным. Краткосрочные планы составляются на месяц, квартал, год, долгосрочные (перспективные) определяют направления развития предприятия в течение 3-5 лет (для крупных фирм - и на более длительный период).

Задача долгосрочного планирования - на основании анализа шансов и рисков, порождаемых внешней средой, сильных и слабых сторон предприятия выбрать адекватный вариант его деятельности. Для этого необходимо составить прогноз ожидаемой конъюнктуры и изменения внешней экономической среды (просчитать вероятность спада производства, усиления конкуренции, повышения уровня инфляции и т. п.). Каждое предприятие стремится к развитию: необходимо разрабатывать новую продукцию, или совершенствовать выпускаемую, или сочетать оба направления. Развитие требует вложения средств в разработку новых изделий, формирование рынков сбыта, создания соответствующего технического и кадрового потенциала, поиска поставщиков материальных ресурсов и т. п.

Избирая тот или иной курс действий, особенно предусматривающий вовлечение ресурсов в производство на длительный период, руководство предприятия должно иметь четкое представление о величине затрат, связанных с принимаемым решением. Каждому рассматриваемому варианту действий соответствуют определенные затраты, уровень которых необходимо рассчитать на стадии планирования.

Планирование затрат - это определение целей предприятия и его подразделений в форме постановки производственных задач и выбора средств для их выполнения.

Планы конкретизируются в сметах, отражающих затраты в денежном выражении. Таким образом, планирование затрат заключается в выявлении состава затрат и их количественной оценке.

Планирование затрат осуществляется для определения общей стоимости потребляемых в процессе производства ресурсов (материальных, трудовых, денежных) и расчета предполагаемой прибыли, является средством увязки натуральных и стоимостных показателей производства, выявления и оценки его экономической эффективности.

При планировании решаются следующие задачи:

Расчет стоимости ресурсов, необходимых для производства продукции;

Определение общего объема затрат на производство;

Исчисление себестоимости производства каждого вида продукции.

Плановый объем затрат рассчитывают исходя из намечаемой структуры (номенклатуры и ассортимента) продукции и объема ее производства.

В зависимости от целей планирования, длительности периода планирования, этапов разработки планов, определенности номенклатуры выпускаемой продукции, т. е. от полноты исходной информации, плановые затраты определяются путем:

Детальных сметно-нормативных расчетов величины необходимых затрат (метод прямого счета);

Укрупненных расчетов предполагаемого изменения базового уровня затрат.

При получении информации о предполагаемых объеме, номенклатуре и ассортименте производимой продукции прямые статьи затрат (материалы, заработная плата рабочих) определяются прямым счетом по нормам расхода и ценам, трудоемкости и ставкам заработной платы.

Для распределения смет общепроизводственных и общехозяйственных расходов сначала определяется норматив их списания путем деления величины этих расходов по смете на величину основной заработной платы производственных рабочих соответственно по цеху или по предприятию в целом. Тогда величина этих расходов в себестоимости конкретного изделия рассчитывается как произведение этого норматива на величину основной заработной платы в данном изделии.

Прочие производственные и коммерческие расходы либо прямо относятся на себестоимость соответствующих изделий, либо распределяются между ними пропорционально производственной себестоимости.

После составления калькуляций на единицу продукции определяется себестоимость планового выпуска всей продукции. Для этого затраты по каждой статье калькуляции умножаются на программу выпуска данного изделия, и полученные произведения суммируются по всем видам продукции.

После определения себестоимости произведенной продукции рассчитывается смета затрат на производство.

В ней определяется полный объем всех затрат, необходимых для обеспечения работы предприятия в плановом периоде. В смету затрат включаются все расходы основного и вспомогательного производства по выпуску и реализации продукции, на оказание услуг на сторону, своему капитальному строительству и непромышленным подразделениям.

Смета разрабатывается в экономических элементах. Структура затрат по экономическим элементам характеризует особенности конкретного производства (материалоемкое, трудоемкое, энергоемкое).

При расчетах проекта плана, когда еще нет полной информации о предполагаемой деятельности, используется укрупненный метод расчета плановой сметы на основе сметы затрат базового периода и предполагаемых изменений основных коммерческих параметров, влияющих на величину ее элементов. Учитываются предполагаемые изменения (индексы) следующих показателей: объема производства, норм материальных ресурсов, цен, тарифов; средней заработной платы, производительности труда, стоимости основных фондов, целевых (прочих) расходов.

Плановая смета равна сумме рассчитанных элементов.

Определение состава и объема затрат не столько экономическая, сколько технико-экономическая задача. Уровень затрат на предприятии зависит от профессионализма и творческого потенциала инженерных кадров и организаторов производства, а корректность отнесения затрат на виды деятельности предприятия, единицы продукции, производственные подразделения и другие объекты - от квалификации экономистов.

1.2 Определение допустимой величины затрат

С позиций управления затратами на предприятии необходимо знать предельно максимальную сумму затрат, при превышении которой предприятие будет убыточным, допустимую величину затрат при организации производства нового для предприятия изделия и изделия с улучшенными характеристиками качества.

Важной характеристикой экономики предприятия является предельный размер затрат на производство и реализацию продукции. Предельные затраты - это абсолютная сумма максимально возможных для предприятия затрат, при которых оно еще является безубыточным, но не имеет прибыли.

В условиях рыночной экономики факторами верхней границы суммы предельных затрат предприятия выступают объективно сложившиеся на рынке цены на продукцию (работы, услуги) и количество их производства (выполнения) и продаж, которое определяется емкостью рынка и возможностями предприятия. Можно считать предельными затратами предприятия минимальный объем продаж продукции (работ, услуг), который позволяет ему не иметь убытка в результате своей деятельности.

К расчету предварительных затрат следует приступать на стадии разработки изделия и маркетинговых исследований, так как именно в ходе конструирования, разработки технологии, определения емкости рынка закладывается уровень затрат, начинается планирование доходов и контроль за затратами производства.

Сбор и обработка информации в управленческом учете ведутся с целью удовлетворения потребностей при решении различных задач. В зависимости от поставленных задач формируются и подходы к процедуре сбора и обработки информации. Важное место в системе управленческого учета занимает понятие затрат и их классификация, являющиеся одним из основных объектов управленческого учета.

В управленческом учете целью любой классификации затрат должно быть оказание помощи руководителю в принятии правильных, рационально обоснованных решений., Принимая решения, менеджер должен знать степень влияния затрат на уровень себестоимости и рентабельности производства. Поэтому суть процесса классификации затрат - это выделить ту часть затрат, на которые может повлиять руководитель.

В соответствии с направлениями учета затрат в управленческом учете выделяют следующие классификационные группы затрат (рис.2.1).

Рис. 2.1. Классификация затрат в управленческом учете

Рассмотрим классификацию затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли.

1. Учет общей суммы затрат на производство организуют по экономическим элементам затрат , а учет и калькуляция себестоимости отдельных видов продукции, работ и услуг – по статьям затрат . Такой вид классификации определяется экономическим содержанием произведенных затрат.

Экономический элемент представляет собой однородный вид затрат, который нельзя разложить на какие-либо составные части. По экономическим элементам составляют сметы затрат. Выделяют пять элементов затрат:

– материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

– затраты на оплату труда;

– отчисления на социальные нужды;

– амортизация основных фондов;

– прочие затраты.

Для контроля за составом затрат по местам их совершения необходимо знать не только то, что затрачено в процессе производства, но и на какие цели эти затраты произведены, т.е. учитывать затраты по направлениям, по отношению к технологическому процессу. Такой учет позволяет анализировать себестоимость по ее составным частям и по некоторым видам продукции, устанавливать объемы затрат отдельных структурных подразделений. Решение этих задач осуществляется за счет применения классификации затрат по статьям калькуляции. Перечень статей калькуляции, их состав и методы распределения по видам продукции определяются в соответствии с отраслевыми методическими рекомендациями, исходя из особенностей технологии и организации производства самим предприятием. Однако существует примерная типовая номенклатура статей затрат для различных производств:

1. Сырье и материалы

2.Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги сторонних организаций

3.Возвратные отходы (вычитаются)

4. Топливо и энергия на технологические цели

5.Транспортно-заготовительные расходы

Итого : Материалы

6. Основная заработная плата производственных рабочих

7.Дополнительная заработная плата производственных рабочих

8.Отчисления на социальные нужды от основной и дополнительной заработной платы

9.Расходы на подготовку и освоение производства

10.Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования (РСЭО)

11.Общепроизводственные расходы

Итого: Цеховая себестоимость

12.Общехозяйственные расходы

13.Потери от брака

Итого: Производственная себестоимость

12.Коммерческие (внепроизводственные) расходы

Всего : Полная себестоимость

Затраты по статьям калькуляции по своему составу шире элементных, т.к. учитывают характер и структуру производства, создавая достаточную базу для анализа.

2. Входящие и истекшие затраты. Входящие затраты это те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы.

Если эти средства (ресурсы) в течение отчетного периода были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то они переходят в разряд истекших. В бухгалтерском учете истекшие затраты отражаются по дебету сч.90 «Продажи».

Правильное деление затрат на входящие и истекшие имеет особое значение для оценки прибылей и убытков.

3.Прямые и косвенные затраты . К прямым затратам относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. Они учитываются по дебету сч.20 «Основное производство», и их можно отнести непосредственно на определенное изделие на основании первичных документов.

Косвенные расходы невозможно прямо отнести на какое-либо изделие. Они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной организацией методике (пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, количеству отработанных станко-часов, часов отработанного времени и т.п.). Эта методика описывается в учетной политике предприятия. Косвенные расходы подразделяются на две группы:

Общепроизводственные (производственные) расходыэто общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством. В бухгалтерском учете информация о них накапливается на сч. 25 «Общепроизводственные расходы».

Общехозяйственные (непроизводственные) расходы осуществляются в целях управления производством. Они напрямую не связаны с производственной деятельностью организации и учитываются на сч.26 «Общехозяйственные расходы». Отличительной особенностью общехозяйственных расходов является то, что они не изменяются в зависимости от изменения объема производства (продаж). Изменить их можно управленческими решениями, а степень их покрытия – объемом продаж.

Деление затрат на прямые и косвенные зависит от способа отнесения затрат на себестоимость продукции.

4. Основные и накладные. По технико-экономическому назначению затраты делят на следующие группы:

Основные – затраты, которые непосредственно связаны с процессом производства продукции работ, услуг (материалы, заработная плата и начисления на заработную плату рабочих, износ инструментов и т. д.). Основные расходы учитываются на счетах учета производственных затрат: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства».

Накладные – затраты по управлению и обслуживанию производственного процесса (общепроизводственные и общехозяйственные расходы). Накладные расходы учитываются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы».

5. Производственные и внепроизводственные (периодические затраты, или затраты периода). Производственные затраты – это затраты, входящие в себестоимость продукции. Это материальные затраты, и поэтому их можно проинвентаризировать. Они состоят из трех элементов:

Прямые материальные затраты;

Прямые затраты на оплату труда;

Общепроизводственные расходы.

Внепроизводственные затраты (периодические) – это издержки, которые нельзя проинвентаризировать. Размер этих затрат зависит не от объемов производства, а от длительности периода. К таким затратам относят коммерческие и административные расходы. Их учет ведут на сч. 26 «Общехозяйственные расходы» и сч. 44 «Расходы на продажу». Периодические затраты всегда относятся на месяц, квартал, год, в течение которых они были произведены. Они не проходят стадию запасов, а сразу оказывают влияние на исчисление прибыли. Таким образом периодические затраты всегда имеют характер исходящих, производственные затраты можно считать входящими.

6. Одноэлементные и комплексные затраты. Одноэлементными называют затраты, которые в данной организации не могут быть разложены на слагаемые: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты. Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов. Например, цеховые (общепроизводственные) затраты, включающие в себя практически все элементы.

Такая группировка затрат с различной степенью детализации может быть проведена в зависимости от экономической целесообразности и желания руководства. Например, на предприятиях с высокой степенью автоматизации заработная плата с отчислениями составляет в структуре себестоимости менее 5%. На таких предприятиях, как правило, прямую заработную плату не выделяют, а объединяют ее с расходами по обслуживанию и управлению производством по статье «добавленные расходы».

Поскольку управленческие решения, как правило, ориентированы на перспективу, руководству необходима детальная информация об ожидаемых расходах и доходах. В этой связи в управленческом учете выделяют классификационные группы затрат, которые учитываются при принятии решений, планировании и прогнозировании.

1. Постоянные и переменные затраты. Объективно описать поведение затрат можно, изучив их зависимость от объемов производства, т.е. разделив затраты на постоянные и переменные.

Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. Примерами производственных переменных затрат служат прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты. Примерами переменных непроизводственных затрат служат расходы на складирование, транспортировку, упаковку готовой продукции, которые прямо зависят от объема продаж.

Переменные затратыхарактеризуют стоимость собственно продукта, все остальные (постоянные затраты) – стоимость самого предприятия. Рынок не интересует стоимость предприятия, его интересует стоимость продукта. Совокупные переменные затраты (В ) имеют линейную зависимость от показателя деловой активности предприятия, а переменные затраты на единицу продукции (удельные переменные затраты – b ) – величина постоянная (рис.2.2).

Рис. 2.2 . Динамика совокупных (а) и удельных (б) переменных затрат

Производственные затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности предприятия называются постоянными производственными затратами. Даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются (А ). Постоянные затраты – это расходы на заработную плату управленческого персонала, амортизационные отчисления помещений заводоуправления, услуги связи, командировочные и др. управленческие расходы. На практике руководством организации заранее принимаются решения о том, какими должны быть постоянные затраты на основе планируемых смет по группам этих расходов. Постоянные затраты на единицу продукции (удельные постоянные затраты – а ) снижаются ступенчато (рис.2.3).

Рис. 2.3. Динамика совокупных (а) и удельных (б) постоянных затрат

На практике постоянные и переменные затраты встречаются достаточно редко. Большинство затрат имеют одновременно и постоянные и переменные составляющие. Поэтому говорят о условно-постоянных или условно-переменных затратах. Условно-постоянные затратыэто затраты растущие скачкообразно, т.е. при определенном объеме выпуска эти затраты остаются постоянными, а при его изменении резко возрастают. Например, для увеличения количества выпускаемой продукции в цехе необходимо установить еще один станок, но одновременно с ростом объема производства увеличатся постоянные расходы за счет амортизационных отчислений на станок.

Условно-переменные затраты также меняются в зависимости от изменения деловой активности организации, но в отличие от переменных затрат эта зависимость не является прямой. Например, ежемесячная плата за телефон включает две составляющих: постоянную часть – абонентскую плату и переменную – междугородние переговоры.

Для описания степени реагирования переменных затрат на объем производства используют показатель – коэффициент реагирования затрат (К), введенный немецким ученым К. Меллеровичем. Он характеризует соотношение между темпами изменения затрат и темпами роста деловой активности предприятия и рассчитывается по формуле:

где Y – темпы роста затрат, %;

Х – темпы роста деловой активности (объема производства, услуг, товарооборота), %.

Разновидностью переменных затрат являются пропорциональные затраты. Они увеличиваются теми же темпами, что и деловая активность предприятия. Коэффициент реагирования затрат при этом будет равен 1 (К=1).

Затраты, растущие быстрее деловой активности предприятия, называются прогрессивными. Значение коэффициента реагирования затрат должно быть больше 1 (К > 1).

Наконец, затраты, темпы роста которых отстают от темпов роста деловой активности организации, называются дегрессивными. Значение коэффициента реагирования будет лежать при этом в следующем интервале: 0 < К < 1.

Следовательно, любые затраты в общем виде могут быть представлены формулой:

где Y – совокупные затраты, руб.; А – их постоянная часть, не зависящая от объемов производства, руб.; b – переменные затраты в расчете на единицу продукции (коэффициент реагирования затрат), руб.; X – показатель, характеризующий деловую активность организации (объем производства продукции, оказанных услуг, товарооборота и др.) в натуральных единицах измерения. Графически изменение затрат представлено на рис.2.4

Рис. 2.4. Динамика совокупных переменных и постоянных затрат

2. Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках. Процесс принятия управленческих решений предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов. Сравниваемые при этом затраты можно разбить на две группы: неизменные при всех альтернативных вариантах и меняющиеся в зависимости от принятого решения. Затраты, имеющие отношение только к данной проблеме (отличающие одну альтернативу от другой) называют релевантными. Это те затраты, величина которых будет зависеть от принятого решения. Нерелевантные – те, которые от принятого решения не зависят. Бухгалтер-аналитик, представляя руководству исходную информацию для выбора оптимального решения, готовит свои отчеты таким образом, чтобы они содержали только релевантную информацию.

Пример. Поступил заказ на изготовление изделия, за которое покупатель готов заплатить 250 д.е. На складе имеется материал, за который когда-то было заплачено 100 д.е., но использовать его тогда и сейчас не представляется возможным, кроме как на этот заказ. Стоимость обработки материала 200 д.е. На первый взгляд заказ невыгоден: 250 – (100 + 200) = – 50. Однако 100 д.е. потрачены давно, в связи с другим решением, и эта сумма не изменится вне зависимости от того, принят заказ или нет. Значит, релевантными в данном случае будут только затраты в 200 д.е. Чистый доход от выполнения заказа составит 50 д.е.

3. Безвозвратные затраты – это истекшие затраты, которые не могут быть изменены никакими управленческими решениями. Обычно они не учитываются при принятии управленческих решений.

4. Вмененные (воображаемые) затраты присутствуют лишь в управленческом учете. Их добавляют при принятии решений в случае ограниченности ресурсов, но в реальности их может и не быть. Они характеризуют возможности по использованию производственных ресурсов, которые либо потеряны, либо ими жертвуют в пользу другого альтернативного решения, если ресурсы не ограничены, вмененные затраты равны нулю.

5. Приростные и предельные затраты. Приростные (инкрементные) затраты – являются дополнительными и возникают в результате изготовления и продажи дополнительной партии продукции. Предельные (маржинальные) затраты представляют собой дополнительные затраты в расчете на единицу продукции. Таким образом, обе категории затрат появляются в результате изготовления дополнительной продукции, одни в расчете на единицу, а другие – на весь выпуск.

6. Планируемые и не планируемые затраты . Планируемые – это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами, сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.

К ним относятся все производственные затраты организации. Не планируемые – это затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции (потери от брака, простоев и т.п.).

Рассмотренные выше классификации затрат не решают всех задач по контролю за ними. Располагая сведениями о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными производственными участками (центрами ответственности). Эту задачу можно решить, если установить связь затрат и доходов с действиями лиц, ответственных за расходование ресурсов. Такой подход в управленческом учете назван учетом затрат по центрам ответственности , он реализуется на практике при делении затрат на следующие группы.

1. Регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые затраты подвержены влиянию менеджера центра ответственности, на нерегулируемые он воздействовать не может. Например, затраты, связанные с нарушением технологической дисциплины в цехе, находятся в ведении начальника цеха, однако на общехозяйственные расходы он влиять не может, поскольку это прерогатива руководителей высшего звена, для него эти затраты – нерегулируемые.

2.Контролируемые и неконтролируемые . Контролируемые затраты поддаются контролю со стороны субъектов управления, а неконтролируемые не зависят от деятельности управленческого персонала (например, повышение цен на ресурсы).

3. Эффективные и неэффективные затраты. Эффективные затраты – в результате этих затрат получают доходы от реализации тех видов продукции, для выпуска которых были произведены эти затраты. Неэффективные затраты – расходы непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, т. к. не будет произведен продукт. Другими словами, неэффективные затраты – это потери в производстве (от брака, простоев, недостач, порч ценностей).