Система управления себестоимостью: плановая и фактическая калькуляции. Как рассчитать себестоимость единицы продукции: виды, методы калькуляции Калькуляция позволяет определить

Под определением «калькуляция» подразумевается процесс , который направлен, в первую очередь, на расчет стоимостного выражения изготовленного товара либо предоставленных услуг. В большинстве случаев, к продукции данная деятельность не применима. Для них предусмотрено иное правило формирования себестоимости .

Калькуляция становится актуальной в процессе расчета цены (иными словами стоимостного выражения) компании как некого калькуляционного объекта, так и группы имеющихся объектов. Одновременно с этим, под определением «объект калькуляции» подразумевается конкретная продукция либо же услуга. А единица калькуляции – единица измерения .

Определение

Можно сказать, что калькуляция занимается так называемым аккумулированием всех без исключения издержек, которые напрямую либо же косвенно связаны с основной трудовой деятельностью. К примеру, с изготовление товаров, предоставлением услуг.

На базе осуществленных расчетов выявляется фактическая цена в полном либо частичном объеме .

Важно обращать внимание на то, что готового товара различается от определения цены предоставленной услуги, в частности:

  1. Цена на товар может рассчитываться для единицы продукции, группы товаров, для однородной продукции и так далее. Если говорить об услугах, то формируется смета прогнозируемых затрат их финансовой оценки, и это всегда является персональным. Не существует термонологии «однотипные услуги».
  2. Для товаров может рассчитываться нормативная цена, на базе которой формируется ценообразование. А для расчета результата от реализации товаров применяется фактическая цена, которая может быть определена по завершению производственного процесса либо же конкретного временного промежутка. Различие между нормативной и фактической ценовой оценкой является доходом либо же убытком. И уже последующая партия товаров оценивается для покупателей по-новому с обязательным учетом ранее обнаруженных отклонений в цене.
  3. Для непосредственных услуг всегда осуществляется определение предварительного оценивания, отталкиваясь от объема прогнозируемой трудовой деятельности. Говоря простыми словами, имеется некоторый ряд сметных значений, которые применяются в процессе исчислений услуг и видоизменяются на установленные в текущем календарном году цены.

Непосредственная калькуляция услуги товаров происходит по многочисленным статьям издержек, список которых может быть изменен в зависимости от сферы и специфики трудовой деятельности , а также от того, какой установлен способ калькулирования расходов.

Как составить

Для возможности достоверного составления калькуляции услуг, необходимо следовать принятым методическим инструкциям по конкретным сферам деятельности.

Более того, играет роль изначальное грамотное распределение затрат по счетам бухгалтерского учета. Благодаря этому можно точно дать оценку себестоимости и осуществить ценообразование.

Происходит подобного рода «разноска» по счетам на базе первичной документации, которая в полной мере позволяет определиться не только с производственными, но и с непроизводственными характерными затратами.

Если говорить о самом процессе, то он подразумевает под собой несколько ключевых этапов , а именно:

  1. Изначально в обязательном порядке необходимо определиться с прямыми и косвенными затратами. Наиболее оптимально это выполнить с помощью сведений бухгалтерского учета, где вся без исключения группировка затрат по данному признаку проходит на учетных счетах.
  2. На следующем этапе, отталкиваясь от данной методики, осуществляется распределение расходов. Это весьма важно, если осуществляется предоставление одновременно нескольких разновидностей услуг.

На втором этапе важно определиться со значениями общехозяйственных, общепроизводственных и коммерческих затрат, которые могут распределяться между разновидностями услуг по отношению к каким-либо признакам или же наоборот, без распределения прибыли в полном объеме.

Как рассчитать

На сегодня допускается возможность произвести расчет несколькими методами . Для этого достаточно будет четко понимать, что для предоставления той или иной услуги нужно различные материалы и материальные ценности.

Цена включает в себя себестоимость материалов и финансовых расходов на предоставление определенных услуг.

Многолетняя практика позволила сформировать своего рода план, по которому можно произвести расчет себестоимости. В процессе выполнения необходимых расчетов важно брать во внимание:

  • затраты, которые напрямую связаны с имеющимися налоговыми отчислениями и трудовой деятельностью компании;
  • капитальные и текущие финансовые расходы;
  • материальные расходы;
  • начисление заработной платы наемному штату сотрудников;
  • социальные отчисления;
  • начисление амортизации;
  • иные финансовые затраты.

Рассчитывая себестоимость, в обязательном порядке следует брать во внимание материалы, которые применяются в процессе предоставления услуг. Если же процесс является нетрудоемким и не влечет за собой огромного числа материала, допускается возможность суммирования всех без исключения затрат и выводить себестоимость.

В том случае, если предоставление услуги влечет за собой наличие огромного объема материалов, то допускается возможность формирования отдельной сметы для потребителя . В ней будут указаны цены по всем без исключения материалам и отдельная себестоимость услуги.

К примеру, если трудовая деятельность заключается в предоставлении репетиторских услуг, то работа требует огромного числа книг и тетрадей. Стоимость услуги будет включать в себя затраты на канцелярские принадлежности и литературу.

К примеру, если трудовая деятельность заключается в предоставлении репетиторских услуг, то для данной работы автоматически требуется наличие огромного объема литературы и тетрадей. Стоимость будет включать в себя затраты на канцелярские принадлежности.

Второй пример — о клининговой организации. Прежде чем подписывать соглашение с потребителями, необходимо оговорить полный список предоставляемых услуг. В такой ситуации себестоимость на все необходимые материалы допускается возможность выводить в отдельно сформированный прейскурант. Получателем будет произведена оплата не только отдельно за материалы, но и отдельно за полученную услугу.

Анализ

После того как было ознакомление с указанными методами формирования себестоимости, можно четко определить наиболее оптимальный вариант расчета рассматриваемой цены, а также в полной мере оценить сходства и отличия.

Помимо этого, выполненный анализ калькуляционных статей позволит узнать полную картину (действительно ли своевременно, полно и правдиво отображены расходы в финансовой документации), включая возможность улучшения контроля за эффективным применением имеющихся ресурсов: денежных, энергетических и так далее.

Пример и образец

Рассмотрим пример определения себестоимости предоставления услуг по наращиванию ресниц.

Итак, для этого необходимы специальные искусственные волосинки. Нужно рассчитать цены ресниц на одного человека.

Если стоимость 1 пачки волосинок составляет порядка 4000 рублей, в коробке их — 4000 единиц, и при этом на одного клиента нужно 100 штук, то можно произвести расчет стоимости волосинок:

цена 1 пачки / число потребителей (клиентов)

Повысить объем и увеличить длину ресниц без использования специального клея просто невозможно. По этой причине возникает необходимость в расчете объема данного материала.

Объем клея 5 мл, цена – 3500 рублей. На каждую клетку необходимо затратить порядка 0,2 мл. С помощью этих сведений несложно произвести расчет:

суммарная стоимость клея / объем материала на одного клиента

Для подобного рода процедуру нет необходимости в покупке какого-либо дополнительного оборудования, поскольку можно обойтись только кисточкой.

Набор кисточек – 500 рублей, количество в упаковке – 50 штук.

цена упаковки / число кисточек на одну процедуру (расход на одного клиента)

Дополнительно следует применять медицинскую клеящуюся ленту, стоимость которой 400 рублей, длина – 6 метров. Причем на одного клиента нужно всего 10 сантиметров.

суммарная цена ленты / размер ленты на одного клиента

Рассмотренный пример по праву считается простым, поскольку в нем не учитывалась себестоимость аренды каких-либо помещений, налоговых сборов, заработной платы наемным сотрудникам, возможную оплату коммунальных услуг и так далее. Данный расчет может быть достоверным только в том случае, если предприниматель осуществляет трудовую деятельность на себя, а сами услуги предоставляется на дому.

Методика расчета стоимости работ или услуг представлена на данном видео.

Основные темы

Задачи калькулирования себестоимости продукции

Отличие плановой калькуляции от фактической

Порядок составления калькуляции затрат на продукцию (работы, услуги)

Включение затрат в калькуляцию

Анализ себестоимости

Задачи калькулирования продукции

Одной из основополагающих задач управления себестоимостью продукции (работ, услуг) является ее калькулирование. Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) — это расчет издержек на изготовление, приходящихся на единицу продукции (работ, услуг), связанных с использованием в процессе ее производства сырья, материалов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Калькуляция затрат предприятия необходима для расчета фактической или плановой себестоимости продукции и оценки издержек производства.

Обратите внимание!

Плановая калькуляция определяет среднюю себестоимость продукции (работ, услуг) на плановый период. Основная задача при составлении плановой калькуляции — оценка целесообразности дальнейшего выпуска продукции или выполнения работ (услуг). Кроме того, благодаря качественно составленной калькуляции затрат появляется возможность установить оптимальную цену для контрактации с контрагентами.

Фактическая калькуляция составляется по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражает фактическую себестоимость готовой продукции или выполненных работ. Кроме расходов, предусмотренных планом, в фактической калькуляции также отражаются расходы, не предусмотренные плановой калькуляцией.

Важно!

Фактическая калькуляция необходима для анализа себестоимости, оценки отклонения фактических показателей от плановых и позволяет правильно проводить планирование в дальнейшем.

Составляем калькуляцию: какие расходы в нее необходимо включить?

Рассмотрим фактическую калькуляцию себестоимости продукции ООО «Альфа», занимающегося ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей.

В первую очередь в калькуляцию включаются расходы, которые стоит отнести к себестоимости по данным бухгалтерского учета.

Калькулирование на любом предприятии организуется в соответствии с определенными принципами, основным из которых является обоснованность отнесения статей затрат на себестоимость и их включение в цену.

В общем виде калькуляция имеет следующий вид (табл. 1).

Таблица 1

Фактическая калькуляция (ремонт агрегата А)

Сумма, руб.

Затраты на материалы всего

34 718,00

В том числе:

сырье и основные материалы

вспомогательные материалы

покупные полуфабрикаты

комплектующие изделия

Затраты на оплату труда основных производственных рабочих всего

210 795,00

В том числе:

основная заработная плата

Страховые взносы

63 238,50

Общепроизводственные затраты

314 207,00

Общехозяйственные затраты

583 219,00

Внепроизводственные затраты

Полная себестоимость

1 206 177,50

К сведению

Представленная калькуляция имеет исключительно рекомендательный характер. Для каждого предприятия статьи затрат могут быть абсолютно разными, все зависит от специфики деятельности. Например, в нашем случае не указаны такие статьи затрат, как «Услуги сторонних организаций», «Командировочные расходы основных производственных рабочих» и пр.

Рассмотрим каждую статью расходов, включенных в калькуляцию.

Затраты на материалы

В данную статью включают затраты на сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие и прочие затраты за вычетом стоимости реализуемых отходов.

Отходы — это остатки материалов, образовавшиеся в процессе производства и потерявшие свои потребительские качества.

Для достижения наилучшего результата на предприятиях зачастую утверждают нормы расхода материалов и устанавливают лимит расходов. Норма расхода — это максимально допустимое количество материалов, расходуемое на изготовление единицы продукции.

На практике также утверждают так называемые лимитные карты на списание материалов (табл. 2), в которых, собственно, устанавливают лимит на материалы. Если необходимо большее количество материалов, превышающее установленный лимит, пишут служебные записки на необходимое превышение количества материалов с обоснованием причины их потребности и выписывают их по отдельному требованию.

Таблица 2

Лимитная карта на материалы

№ п/п

Наименование ТМЦ

Единица измерения

Лимит

Отпущено

дата

количество

подпись получателя

1. Сырье и основные материалы

Масло А-154

Грунт С-7112

2. Комплектующие изделия

Шплинт 2×0,14

Кольцо уплотнительное 2×10,3

Кольцо уплотнительное 4×8,7

Лимитная карта необходима в первую очередь для того, чтобы при выпуске каждого изделия не было случаев «забытых» материалов и комплектующих, а также для мониторинга за соблюдением лимита списания материалов. Также благодаря ведению таких карт постоянно и на каждое изделие или работу облегчается работа у бухгалтерии при списании материалов в производство.

В эту статью включают основную и дополнительную заработную плату производственных рабочих, относящуюся на производство конкретных изделий или оказание услуг в качестве прямых затрат.

В состав основной заработной платы производственных рабочих включаются:

  • затраты на оплату труда, начисляемую за выполнение работ для конкретных категорий работающих, непосредственно участвующих в процессе производства или оказания услуг;
  • начисления стимулирующего характера, премии, надбавки к тарифным ставкам и окладам, предусмотренные системой оплаты труда в конкретной организации;
  • затраты на оплату труда за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, связанные с особым режимом работы и условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и т. д.

Дополнительная заработная плата — это компенсации, которые включают начисления за неотработанное время, установленные коллективным договором предприятия или иным локальным нормативным актом в соответствии с трудовым законодательством.

В случае составления плановой калькуляции для производственных предприятий с несколькими цехами и установленной повременной системой оплаты труда, как в ООО «Альфа», где утверждена нормативная трудоемкость на выполнение конкретных операций, можно составить следующую расшифровку затрат на оплату труда основных производственных рабочих (табл. 3).

Таблица 3

Затраты на оплату труда основных производственных рабочих

Вид работ

Трудоемкость и заработная плата, учтенные при составлении калькуляции

трудоемкость, нормо-часы

стоимость нормо-часа, руб.

основная заработная плата (фонд оплаты труда), руб.

Промывка

Демонтаж агрегата А

Проверка агрегата А на стенде и ремонт

Монтаж агрегата

Итого повременно

183 500,00

Начисления стимулирующего характера

Начисления за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных

Начисления, обусловленные районным регулированием

Итого трудоемкость, основная заработная плата (фонд оплаты труда)

183 500,00

Страховые взносы

Страховые взносы уплачиваются в:

  • Пенсионный фонд РФ (ПФР) — на обязательное пенсионное страхование;
  • Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — на обязательное медицинское страхование.

В соответствии с законодательством Российской Федерации тариф страховых взносов для ООО «Альфа» составляет 30 %, в том числе:

  • в ПФР — 22 %;
  • в ФСС РФ — 2,9 %;
  • в ФФОМС — 5,1 %.

К сведению

При условии достижения базы начисления страховых взносов в пользу конкретного работника в течение года применяется регресс:

  • свыше 711 000 руб. в ПФР тариф составит 10 %;
  • свыше 670 000 руб. в ФФОМС — 0 %.

Предельной величины базы в отношении взносов в ФФОМ нет, в любом случае тариф составляет 5,1 %.

Затраты на специальную технологическую оснастку

В эту статью включают затраты на изготовление, приобретение, ремонт и поддержание в рабочем состоянии технологической оснастки целевого назначения, непосредственно связанной с производством конкретной продукции.

Общепроизводственные затраты

К о бщепроизводственным затратам относят издержки на обслуживание и управление производством, в том числе затраты на:

  • амортизацию зданий, сооружений, производственного оборудования, транспортных средств, ремонт зданий и сооружений производственного назначения, содержание и эксплуатацию имущества;
  • заработную плату аппарата управления цеха и страховые взносы;
  • содержание транспортных средств, занятых перемещением грузов на территории предприятия;
  • арендные платежи за основные средства цехового назначения и пр.

В соответствии с принятой в ООО «Альфа» учетной политикой общепроизводственные затраты распределяются между отдельными изделиями (услугами, заказами, работами) пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.

К сведению

При составлении плановой калькуляции можно воспользоваться пропорцией за прошедшей период и в процентном соотношении распределить затраты между выпускаемыми изделиями.

Для распределения фактических расходов используются данные бухгалтерского учета по счету 25 (табл. 4).

Таблица 4

Счет

Кор. счет

Дебет

Кредит

Статьи затрат

Начальное сальдо

Амортизация ОС

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Аренда имущества

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Износ спецодежды сверх типовых норм (СПИ > 12 мес.)

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Инструмент, расходные материалы производственного назначения

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Командировочные расходы

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Оплата труда

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Охрана и безопасность труда

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Страховые взносы

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Транспортные расходы

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Итог по счету 25 «Общепроизводственные расходы» необходимо распределить по выполняемым работам пропорционально основной заработной плате производственных рабочих (табл. 5).

Таблица 5

Распределение общепроизводственных расходов

№ п/п

Ремонт агрегата А

Ремонт агрегата Б

Ремонт агрегата В

Ремонт агрегата Г

Итого

1 951 596,91

2 909 012,38

Общехозяйственные затраты

В эту статью включают издержки по управлению и обслуживанию производства в целом — затраты по оплате труда административно-управленческого аппарата плюс страховые взносы, командировочные расходы, почтовые расходы, затраты на канцелярские товары, охрану труда, соблюдение техники безопасности, информационные и консультационные услуги, услуги интернет-провайдеров, аренду офисных помещений и пр.

В соответствии с принятой на предприятии учетной политикой общехозяйственные расходы ООО «Альфа» распределяются между отдельными изделиями (услугами, заказами, работами) пропорционально основной заработной плате производственных рабочих (по аналогии с распределением общепроизводственных расходов). Для распределения фактических общехозяйственных расходов используются данные бухгалтерского учета по счету 26 (табл. 6).

Таблица 6

Общехозяйственные расходы

Счет

Кор. счет

Дебет

Кредит

Статьи затрат

Начальное сальдо

Аренда имущества

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Интернет

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Информационные, консультационные услуги

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Канцелярские расходы

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Командировочные расходы

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Оплата труда

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Охрана и безопасность труда

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Почтовые расходы

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Программное обеспечение (офисное)

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Профподготовка, обучение

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Сертификация, лицензирование

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Сотовая связь

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Спецлитература

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Страхование имущества (обязательное и добровольное)

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Страховые взносы

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Оборот

5 399 597,49

5 399 597,49

Итог по счету 26 «Общехозяйственные расходы» необходимо распределить по выполняемым работам пропорционально основной заработной плате производственных рабочих (табл. 7).

Таблица 7

Распределение общехозяйственных расходов

№ п/п

Выпускаемая продукция (товар, оказываемые услуги и пр.)

Сумма заработной платы основных производственных рабочих, руб.

Распределение общепроизводственных расходов, руб.

Распределение общепроизводственных расходов, %

Ремонт агрегата А

Ремонт агрегата Б

Ремонт агрегата В

Ремонт агрегата Г

Итого

1 951 596,91

5 399 597,49

Составляющие полной себестоимости:

Производственная себестоимость — это текущие затраты в денежном выражении, обусловленные использованием природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов на производство продукции (работ, услуг), рассчитанные как сумма затрат, отраженных в калькуляционных статьях по строкам 1, 11, 14, 15, 16, 17.

Внепроизводственные затраты — это расходы, связанные с реализацией продукции (на подготовку к транспортировке (тару, упаковку и т. д.), доставку продукции, на погрузку и пр.).

Анализируем плановую и фактическую калькуляции

Изучив статьи затрат калькуляции, определив, какие расходы включаются в каждую из них, необходимо проанализировать себестоимость, сравнив плановую и фактическую калькуляции. Этот вид анализа позволяет эффективно оценить деятельность предприятия, необходим при разработке планов его дальнейшего развития, так как позволяет найти способы снизить себестоимость и, соответственно, повысить рентабельность предприятия.

3 основные цели сравнительного анализа плановой и фактической калькуляций:

1) проверить обоснованность плановой калькуляции, степень отклонения показателей плановой калькуляции от фактической;

2) изучить причины отклонения;

3) разработать способы снижения себестоимости (при наличии такой возможности).

Анализ структуры затрат калькуляции проводится на основе данных бухгалтерского учета при сопоставлении плановых показателей с фактическими. Проведем сравнительный анализ плановой и фактической калькуляции ООО «Альфа» на примере ремонта агрегата А.

Таблица 8

Сравнительный анализ плановой и фактической калькуляции

№ п/п

Наименование статей калькуляции

Плановая калькуляция, руб.

Фактическая калькуляция, руб.

Отклонения фактических показателей от плановых, руб.

Отклонения фактических показателей от плановых, %

Затраты на материалы всего

25 614,00

34 718,00

9 104,00

В том числе:

сырье и основные материалы

вспомогательные материалы

покупные полуфабрикаты

возвратные отходы (вычитаются)

комплектующие изделия

транспортно-заготовительные расходы

топливо на технологические цели

энергия на технологические цели

тара (невозвратная) и упаковка

Затраты на оплату труда основных производственных рабочих всего:

183 500,00

210 795,00

27 295,00

В том числе:

основная заработная плата

дополнительная заработная плата

Страховые взносы

55 050,00

63 238,50

Затраты на специальную технологическую оснастку

Общепроизводственные затраты

275 250,00

314 207,00

38 957,00

Общехозяйственные затраты

550 500,00

583 219,00

32 719,00

Производственная себестоимость

Внепроизводственные затраты

Полная себестоимость

1 089 914,00

1 206 177,50

116 263,50

В целом отклонение фактической себестоимости от плановой (10,67 %) не является критичным (по данным Минэкономразвития России, инфляция в 2015 г. составляет 12 %). Отклонения наблюдаются по каждой статье затрат калькуляции, причем наибольшие — по статьям «Сырье и основные материалы» (в 2 раза!) и «Комплектующие изделия». Такой резкий рост обусловлен ростом цен на материалы, который было сложно спрогнозировать в начале периода.

Учитывая постоянный рост цен на материалы, стоит проработать варианты снижения этой статьи затрат (например, пересмотреть контракты предприятия с поставщиками или найти поставщиков с более приемлемыми условиями доставки, оплаты и более низкими ценами). Этот тип расходов не стоит недооценивать — он один из основополагающих на промышленных предприятиях.

4 эффективных способа снижения уровня затрат по статье «Сырье и основные материалы»:

  • сократить закупочную стоимость, заключая контракты с изготовителями напрямую в обход посредников или уменьшив их количество;
  • закупать большие партии (в этом случае можно договориться с поставщиком об индивидуальных скидках).;
  • выбирать дешевое сырье. Опасный способ: можно выиграть на цене сырья, но сильно потерять на качестве;
  • производить некоторые материалы самостоятельно (при возможности). Но нужно помнить, что иногда самостоятельное производство обходится дороже, чем приобретение готового.

К сведению

Вариант закупки большой партии товаров подходит предприятиям, у которых есть свободные финансовые потоки и помещения для хранения большой партии материалов. Кроме того, можно договориться с другим предприятием-покупателем одного поставщика для совместной закупки материалов и, таким образом, получить скидку за большой объем закупки.

Затраты на оплату труда основных производственных рабочих и страховые взносы сложно сокращать. Эту проблему можно решить, автоматизируя процессы. Но в таком случае расходы на оплату труда станут меньше, а вот обслуживание производства будет обходиться в несколько раз дороже.

Можно сократить численность, но это болезненный для всех процесс. Часто предприятия, чтобы не сокращать численность персонала, сокращают основную заработную плату на определенный процент для каждого работника или рабочее время с одновременным сокращением оплаты, чтобы не допускать разлада в коллективе, который возникает при массовых сокращениях.

Общепроизводственные и общехозяйственные затраты имеют наибольший удельный вес в себестоимости продукции. Здесь есть расходы, с которых можно начинать сокращение, так как это не повлияет на производственный процесс, — канцелярия, Интернет, консультационные и информационные услуги, обучение административно-управленческого аппарата и пр.

Выводы

    Калькуляция затрат предприятия необходима для расчета фактической себестоимости продукции и оценки издержек производства.

    Основная задача при составлении плановой калькуляции — оценка целесообразности дальнейшего выпуска продукции или выполнения работ (услуг).

    Анализ затрат и себестоимости продукции по данным плановой и фактической калькуляций в целом позволяет увидеть проблемные зоны анализируемого предприятия и определить возможности изменения сложившейся ситуации.

А. Н. Дубоносова,
ведущий экономист

Калькуляция (от лат. са1си1а1о - исчисление) - это исчисление себестоимости единицы продукции, выполненных работ и услуг, а также заготовительной себестоимости материальных ценностей и средств производства по элементам расходов.

Расходы на производство продукции классифицируются:

    по статьям калькуляции;

    по элементам.

Расходы по статьям калькуляции - это расходы на отдельные виды изделий, расходы на основное и вспомогательное производство. Калькуляции составляют на продукцию основного и вспомогательного производств ежемесячно, за квартал и за год по целевому назначению. Различают такие виды калькуляций: плановые (составляют на основе прогрессивных норм расхода средств производства и рабочего времени и используют как исходные данные при установлении цен), сметные (касаются новых видов продукции, работ и услуг для расчета отпускных цен) и нормативные (составляют на основе существующих норм использования средств производства и рабочего времени). Эти виды калькуляции являются предшествующими, их разрабатывают к началу производства продукции и используют при составлении сметы. Калькуляции, составляемые по данным бухгалтерского учета, отражают фактические расходы и называются отчетными. Они нужны для контроля за выполнением управленческих (плановых) решений себестоимости продукции и для выявления резервов дальнейшего уменьшения расходов.

Калькуляции составляют на каждом предприятии по установленному перечню статей расходов. Различают калькуляции себестоимости цеховую, производственную, отраслевую и др.

Расходы, связанные с производством продукции (работ, услуг), груп­пируются по соответствующим статьям калькуляции: Статьи расходов в соответствии с Методическими рекомендациями №47от 02.02.2001г.

    Сырье и материалы.

    Покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, работы и услуги производственного характера посторонних предприятий и организаций.

    Топливо и энергия на технологические цели.

    Возвратные отходы (вычитаются).

    Основная заработная плата.

    Дополнительная заработная плата.

    Отчисления на социальное страхование.

    Расходы на содержание и эксплуатацию.

    Общепроизводственные расходы.

    Потери от брака.

    Прочие производственные расходы.

    Сопутствующая продукция (вычитается)

В зависимости от технологии производства продукции статьи калькуляции могут изменяться (табл. 6.1).

В статью калькуляции 1 "Сырье и материалы" (субсч. №201) включается стоимость:

Сырья и материалов, которые входят в состав изготовляемой продукции, создавая ее основу, или является необходимым компонентом для изготовления продукции (работ, услуг).

К этой же статье относятся расходы, связанные с использованием естественного сырья, в части отчислений для покрытия расходов на геологоразведку и геологопоиск полезных ископаемых, на рекультивацию земель, плату за дерево, проданное на пне, и за воду, которая выбирается из водохозяйственных систем в пределах утвержденных лимитов, а также платежи за использование прочих природных ресурсов.

Калькуляция себестоимости производства сахара

№ стро­ки

Наименование статей расходов

Расходы на производство сахара-песка

который остается сахарному заводу в счет оплаты за переработку давальческого сырья

выработано (сахарным заводом)

Сумма, тыс. грн

На 1 т. сахара

Сумма, тыс. грн

Расходы на сырье

Побочная продукция (вычитается):

а) меласса

Вспомогательные материалы на технологические цели:

а) известковый камень

б) ткань фильтрующая

в) прочие вспомогательные материалы

Сумма вспомогательных материалов

Топливо и энергия на технологические цели

Основная и дополнительная заработная плата рабочих

Отчисления на социальные мероприятия

Подготовка к освоению производства

Общепроизводственные расходы

Незавершенное производство и полуфабрикаты:

а) плюсуются (на начало периода, введено)

б) минусуются (на конец периода, выведено)

Производственная себестоимость

Сумма строк

[(1 - 2)+(4+5+6+7+8+9+10)±11)]

Общепроизводственные (административные) расходы

Внепроизводственные расходы (расходы по сбыту)

Полная себестоимость производства сахара-песка

Выработано сахара-песка, т

Расходы на статью "Сырье и материалы" включаются непосредственно в себестоимость отдельных видов продукции и заказов.

В отдельных областях промышленности статья калькуляции "Сырье и материалы" может быть детализирована с учетом характера, структуры и организации производства.

Так, в машиностроительной, судостроительной, пищевой, отдельных отраслях химической и нефте­химической промышленности возможно выделение в отдельную ком­ плексную статью калькуляции полуфабрикатов собственного производства. При этом под полуфабрикатами собственного производства понимаются продукты, полученные в отдельных цехах, переделах, которые еще не прошли все установленные технологическим процессом операции и подлежат доработке в других цехах, переделах этого же предприятия или комплектованию в изделия.

Не относятся к полуфабрикатам материалы, изготовленные предприятием для собственных нужд (металлические изделия, электроды, инструменты общего назначения и т.п.). которые приходуются на соответствующем балансовом счете товарно-материальных ценностей и в дальнейшем учете не отличаются от покупательных.

В статью калькуляции 2 "Покупные полуфабрикаты и комплек­тующие изделия" (субсч. №202) включается стоимость:

    покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, которые нуждаются в монтаже или дополнительной обработке на данном предприятии;

    работ и услуг производственного характера, выполняемых посторонними предприятиями или структурными подразделениями предприятия, не принадлежащими к основному виду деятельности.

К работам и услугам производственного характера относятся: осуществление отдельных операций по изготовлению продукции, обработка сырья и потребительских материалов, частичная обработка полуфабрикатов, изделий и т.п. при условии, что эти услуги относятся непосредственно на себестоимость конкретных видов продукции.

Стоимость покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера включается непосредственно в стоимость отдельных видов и заказов.

Не отражается в данной статье калькуляции (а также в себестоимости продукции) стоимость комплектующего оборудования, которое оплачивается за счет заказчика выше цены за изделие, не нуждается в обработке и монтаже на предприятии и не включается в его валовую продукцию.

К такому оборудованию относятся электрооборудование (готовые машины или отдельные технологические узлы, поступающие от заводов- смежников на завод, который является главным поставщиком всего комплекса оборудования) установок для химических и нефтехимических заводов, бурового оборудования и т.п., что не нуждается в обработке и монтаже главным заводом ни у себя, ни у заказчика, а также комплектующее оборудование, поступившее к заказчику транзитом, минуя завод главного поставщика, непосредственно из заводов-смежников, расчет за которое осуществляет завод - главный поставщик.

В судостроительной промышленности в отдельную статью калькуляции выделяются контрагентские поставки и работы. В этой статье отображается стоимость механизмов и изделий, полностью законченных в обработке предприятием-контрагентом и готовых к монтажу на судах, а также контрагентские работы по монтажу судового оборудования, электрооборудования судов и т.п. во время строительства (ремонта) судов.

Расчет расходов осуществляется для каждого судна (заказа) в соответствии с перечнем контрагентских поставок и работ, предусмотренных в заводской нормативно-технической документации.

В статью калькуляции 3 "Топливо и энергия на технологические цели" (субсч. №203) относятся расходы на все виды топлива (как полученные от посторонних предприятий и организаций, так и изготовленные самим предприятием), непосредственно используемые в процессе производства продукции.

Расходы на сырье, материалы, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, топливо, энергию и прочие материальные ресурсы формируются исходя из цен приобретения, включая расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые посторонними организациями, материальных расходов, связанных с транспортной доставкой (в том числе погрузочно-разгрузочные работы) материальных ресурсов транспортом и персоналом предприятия, потерь от недостачи материальных ценностей в дороге в пределах норм естественного убытка.

Транспортно-заготовительные расходы на сырье, материалы, покупные комплектующие изделия, полуфаб­рикаты и топливо в отдельную статью калькуляции не выделяются, а включаются в стоимость (статьи) указанных материальных ресурсов. Учет этих расходов ведется по группам и подгруппам материальных ресурсов, используемых в производстве, и их относительным размерам относительно приобретенных материалов (твердое топливо, жидкое топливо, шихтовые материалы, стекло, металлы по группам и т. п.).

В отдельных отраслях промышленности (машиностроительной, деревообрабатывающей, нефтехимической, пищевой и т. п.) возможно выделение транспортно-заготовительных расходов в отдельную статью расходов.

В статье калькуляции 4 "Возвратные отходы" отражается стоимость возвратных отходов, вычитаемых из общей суммы материальных расходов, отнесенной на себестоимость продукции.

"Возвратные отходы" (статья 4) оцениваются:

    по сниженной цене исходного материального ресурса (ценой возможного использования), если отходы могут быть использованы для основного производства, но с повышением расходов (снижением выхода готовой продукции), для нужд вспомогательного производства, изготовления предметов широкого потребления (товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения) или реализованные посторонним предприятиям и организациям;

    по определенной цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются посторонним предприятиям и организациям для использования в производстве прочей продукции.

К статье калькуляции 5 "Основная заработная плата" (субсч. №661) относятся расходы начисленной основной заработной платы в соответствии с принятыми предприятием системами оплаты труда в виде тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок для работников, занятых производством продукции

К статье калькуляции 6 "Дополнительная заработная плата" (субсч. №661) относятся расходы начисленной производственному персоналу предприятия дополнительной заработной платы за работу сверх установленных норм, за трудовые достижения и изобретательство и за особые условия работы. Она содержит доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законо­дательством, премии, связанные с выполнением производственных заданий и функций.

К статье калькуляции 7 "Отчисление на социальное страхование" (сч. №65) относятся отчисления на единый взнос, который слагается с отчислений

    на обязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд: 33,2% с 01.01.2007 г. начислены на фонд оплаты труда; 4% - на заработок инвалидов (субсч. №651);

    в фонд страхования по временной потере трудоспособности - 1,4% с 01.01.2007 г. (субсч. №652);

    на общеобязательное социальное страхование на случай безработицы - 1,6% (субсч. №653);

    на общеобязательное социальное страхование от несчастных случаев по шкале рисков деятельности предприятия (субсч. №656).

К статье калькуляции 8 "Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования" относятся: 1) амортизационные отчисления от стоимости производ­ственного и подъемно-транспортного оборудования, цехового транспорта, инструментов и приборов из сос­тава основных производственных запасов, прочих необоротных материальных и нематериальных активов;

    расходы на содержание и эксплуатацию производственного и подъемно- транспортного оборудования, цехового транспорта, инструментов и приборов со склада основных производственных запасов (технический осмотр, техническое обслуживание);

    расходы на ремонты, осуществляемые для поддержания объекта в рабочем состоянии и получение первично определенной суммы будущих экономических выгод от использования производственного и подъемно- транспортного оборудования, цехового транспорта, инструментов и приборов со склада основных производственных запасов;

    сумма уплаченных арендатором платежей за пользование предоставленными в оперативный лизинг (аренду) основными средствами, прочими необоротными материальными активами, нематериальными активами;

    расходы на содержание цеховых транспортных средств;

    прочие расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией обору­дования, прочих необоротных активов.

К статье калькуляции 9 "Общепроизодственные расходы" (сч. №91) включаются расходы в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 16 "Расходы".

В конце каждого месяца (или квартала) счет №91 закрывается, а сумма распределенных общепроизодственных расходов списывается на дебет счетов № 23 "Производство" и №90 "Себестоимость реализации".

К статье калькуляции 10 "Потери от брака" (сч. №24) относятся:

    стоимость окончательно забракованной по технологическим причинам продукции (изделий, полуфабрикатов);

    стоимость материалов, полуфабрикатов (деталей), испорченных во время наладки оборудования, в случаях остановки или простоя оборудования или по причине отключения энергии;

    стоимость стеклянных, керамических и пластмассовых изделий, разбитых во время транспортировки на производстве;

    расходы на устранение технического неминуемого брака.

Брак - это непродуктивные расходы материальных ценностей и труда, даже в тех случаях, когда есть возможность переработать забракованную продукцию в новый продукт труда или исправить недостатки.

Для построения учета брака его квалифицируют по таким признакам:

    местом выявления - внутренний, т.е. выявленный до отгрузки (или передачи) покупателю, и внешний, выявленный уже в покупателя;

    характером дефектов - окончательный, который уже невозможно исправить, и такой, какой еще можно исправить;

    причинами возникновения - некачественные материалы, недостаток электроэнергии, неквалифицированность работника и т. п.;

    виновниками - рабочий, поставщик, служба снабжения и т. п.

Возникновение брака в производстве документально оформляют Актом на брак, сообщением или Листком на брак. В этих документах отмечают данные о забракованной продукции, виновнике причины брака, использованные материалы или труд и прочие расходы.

Не считаются браком продукты, изделия, полу­фабрикаты, изготовленные по особенным повышенным техническим требованиям, в том случае, когда они не отвечают этим требованиям, но отвечают стандартам или техническим условиям на аналогичные продукты или изделия широкого потребления.

Не относятся к браку потери от сортности, т.е. от перевода продукции в низший сорт по качеству.

К техническому неминуемому браку в производстве принадлежат полуфабрикаты, детали, узлы, изделия, которые по технологическим причинам не отвечают требованиям нормативно- технической документации и не могут быть использованы по своему прямому назначению или могут быть использованы только после устранения брака.

К статье калькуляции 11 "Прочие производственные расходы"

относятся расходы, связанные с эпизодическими и периодическими испытаниями качества изделий, деталей, узлов относительно проверки их на соответствие требованиям установленных стандартов или технических условий, расходы периодических испытаний (коротких контрольных) относительно оценки собранного готового к реализации изделия, или его составных на соответствие требованиям нормативной документации.

К статье калькуляции 12 "Попутная продукция"

включается стоимость попутной продукции, полученной одновременно с основным (целевым) продуктом, т.е.в едином технологическом процессе. Эта продукция по качеству отвечает установленным стандартам или техническим условиям, принимается отделом технического контроля и предназначенная для дальнейшей переработки или выпуска посторонним предприятиям.

Оценивается попутная продукция:

    по отпускным ценам;

    по плановой себестоимости аналогичного продукта;

    по цене возможного использования - только для внутреннего использования.

К приведенной типичной номенклатуре статей калькуляции (рис. 6.4) предприятия могут вносить изменения с учетом особенностей техники, технологии и организации производства соответствующей отрасли и удельного веса отдельных видов расходов в себестоимости продукции, а также объединять несколько типовых статей калькуляции в одну или выделять с одной типовой статьи несколько статей калькуляции, в частности, для химической, металлургической областей промышленности данный перечень статей калькуляции дополняется статьями: "Попутная добыча", "Полуфабрикаты собственного производства"; для нефтехимической, деревообрабатывающей отраслей промышленности из приведенного выше перечня статей калькуляции не используется статья "Попутная продукция"

Калькуляция - это определение расходов (в денежном выражении) на производство группы единиц (или одной единицы) изделий либо на отдельные типы производств. Процесс подсчета позволяет сформировать фактическую или плановую себестоимость продукта. Калькуляция затрат является основой для оценки себестоимости. В отдельных компаниях оценка и подсчет применяются для объектов бухучета в денежной форме.

В системе организации себестоимости продукции в фирмах применяют разные виды калькуляции.

В соответствии со временем составления подсчеты могут быть последующими и предварительными. К последним относят прогнозную, плановую, проектную, нормативную и сметную калькуляцию. Такие подсчеты ведутся до начала изготовления товара, оказания услуг или выполнения работ. Последующая калькуляция затрат представляет собой фактический подсчет. Он осуществляется после изготовления товара (оказания услуги или выполнения работы).

Проектная калькуляция затрат применяется при расширения или реконструкции действующего предприятия, цехов и производств, выпуска нового товара. Такие подсчеты обосновывают новое строительство, модернизацию оборудования, внедрение инноваций. Проектную калькуляцию составляют в соответствии со сравнительно небольшим количеством данных, применяемых при В частности, подсчеты ведут на основании выпуска товара, производительности оборудования, прогнозных цен, удельных норм по ресурсов. Калькуляцию составляют, исходя из предполагаемой численности сотрудников, сметной стоимости основных фондов. В соответствии с этими условиями производится определение номенклатуры элементов себестоимости, а также способов их исчисления.

Плановая калькуляция затрат составляется в соответствии с прогнозными, прогрессивными допустимыми нормами и экономическими поквартальными нормативами на год. Такие подсчеты представляют собой определенное задание подразделениям и предприятию в целом по предельной величине расходов на изготовление соответствующих видов товара, услуг, работ.

Сметная калькуляция затрат является подтипом плановой. Сметные расчеты составляются на работы и изделия, производимые в разовом порядке. Такую калькуляцию применяют при установлении цен, осуществлении расчетов с заказчиками, а также при обосновании расходов на изготовление товаров (осуществление работ, оказание услуг).

Нормативные подсчеты отражают себестоимость в соответствии с действующими на начало месяца нормативами и нормами по расходам. В отличие от плановой, эта калькуляция является выражением уровня себестоимости товара на момент ее составления. При нормативных подсчетах используются нормативы и нормы по расходам, отражающие уровень технологии, техники, организации труда и производства, который был достигнут.

Этим видом калькуляции пользуются при осуществлении анализа, контроля, управления процессами производства, для выявления отклонений от установленных нормативов по расходам, виновников, причин и мест возникновения этих отклонений. Кроме того, эти подсчеты позволяют производить и оценку эффективности внедренных мероприятий организационно-технического плана.

Фактической калькуляцией называют составление произведенной продукции. осуществляется в соответствии с данными бухучета о расходах по статьям, предусмотренных планом. Подсчет отражает потери и расходы, которые в плановых калькуляциях не предусмотрены. Кроме того, фактическая калькуляция является средством контроля над уровнем себестоимости товара, позволяет оценивать прогрессивность действующих и прогнозных нормативов по расходу ресурсов.

Оценка

Учет хозяйственных процессов

Калькуляция

Оценка

План лекции

ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

Лекция № 5 СТОИМОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ УЧЕТА

Оценка – способ денежного выражения объектов бухгалтерского учета (имущества, обязательств и хозяйственных операций) посредством сложения произведенных в них затрат для отражения их в учете и бухгалтерской отчетности. Применение оценки обеспечивает реальность и сопоставимость показателей хозяйственной деятельности предприятий.

Требования к оценке:

реальность оценки отражение действительной величины отдельных видов средств и источников их образования (соответствие денежного выражения объектов учета их фактической величине). Реальность статей баланса обеспечивается достоверностью данных бухгалтерского учета и принципами оценки хозяйственных средств. Реальность оценки требует точного исчисления (калькулирования) фактической себестоимости всех объектов учета;

единство оценки единообразие и неизменность. Одни и те же объекты учета оцениваются одинаково во всех организациях в течение всего срока пребывания их на одной стадии кругооборота. Такое единообразие оценки достигается установлением обязательных положений, инструкций, правил учета и калькулирования.

Оценка осуществляется следующим образом:

имущество, приобретенное за плату, оценивается путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку (на приобретение объекта, уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций), за исключением налога на добавленную стоимость;

имущество, полученное безвозмездно , оценивается по текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету (данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем);

имущество, изготовленное в самой организации , определяется, исходя из фактических затрат, связанных с производством этих основных средств.

Переоценка актива проводится с целью установления справедливой стоимости актива на дату переоценки. Переоценки должны проводиться с достаточной регулярностью во избежание отличия балансовой стоимости от справедливой стоимости на отчетную дату.

Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции и выполненных работ. Калькуляция – представленный в табличной форме бухгалтерский расчет затрат, расходов в денежном выражении на производство и сбыт единицы (или партии) изделия.


Объект калькулирования продукт производства, технологическая фаза, стадия и пр., т.е. продукция разной степени готовности, виды работ или услуг.

Калькуляционная единица измеритель объекта калькулирования. В отраслях перерабатывающей промышленности калькуляционной единицей продукции, к примеру, является 1 т или 1 ц. Для однородных продуктов применяются условные укрупненные калькуляционные единицы (например, 100 пар обуви, 100 метров, 1000 банок).

Виды калькуляции в зависимости от времени составления:

1. нормативная калькуляция исчисляется на начало отчетного периода и представляет собой величину затрат, которую предприятие на момент составления калькуляции, исходя из технического уровня производства и существующей технологии, израсходует на единицу выпускаемой продукции с учетом действующих норм и нормативов в постатейном разрезе (текущих норм затрат);

2. плановые калькуляции составляются до начала отчетного периода. В этих калькуляциях рассчитывается количество материальных и трудовых затрат для производства запланированного к выпуску количества продукции. Они составляются, исходя из плановых норм расходов и других плановых показателей на отчетный период (при этом нормы расходов являются средними). Сметную калькуляцию, которая является разновидностью калькуляции плановой, составляют для определения цены при расчетах с заказчиками отдельно на разовый заказ или работу (уникальное изделие).

3. отчетные калькуляции составляются после совершения хозяйственных процессов. Цель отчетной калькуляции – определение фактической (реальной) себестоимости продукции, выполненных работ и услуг (в фактическую себестоимость продукции включают в том числе и не планируемые непроизводительные расходы). При этом используются данные бухгалтерского учета о фактических затратах на производство и количестве выпущенной продукции (работ, услуг)

Виды калькуляции по объему затрат:

4. Калькуляция производственной себестоимости отражаются затраты, возникшие в сфере производства;

5. Калькуляции полной себестоимости отличаются от калькуляций производственной себестоимости на величину затрат, связанных с продажей продукции.