Красавицы бориса кустодиева. «Кустодиевские женщины»: песнь русской красоте

7 марта 1878 года родился Борис Михайлович Кустодиев, обеспечивший белотелым русским купчихам место в мировом пантеоне красавиц, среди рубенсовских богинь, запакованных в парчу инфант Веласкеса и очаровательных паpижанок Ренуаpа.

Кустодиева часто называют русским Рубенсом, а выражение «кустодиевские красавицы» прочно вошло в обиход и в учебники, вместе с репродукциями его «купчих». В то же время, мало кому столько доставалось во все времена от художественной критики и коллег-живописцев.


Купчиха и домовой, 1922

Многие спорят, чего больше в картинах Бориса Михайловича — восхищения или иронии, шутят, что, рисуя пышнотелых богинь в голодной послереволюционной России, он воспевал не их, а сытую жизнь и купеческий достаток, среди которого прошло его детство (семья Кустодиевых арендовала флигель в купеческом доме).

Сам же художник говорил, что тонкие и изящные барышни, соответствующие стандартам красоты, не вдохновляли его. Устав от многочисленных «почему», он сказал как-то:

«Мне кажется, картина, какой бы сюжет она ни имела, будет сильна любовью и тем интересом, с каким художник хотел передать свое настроение. И почему обязательно сюжет — чтобы картина чему-то учила и что-то рассказывала. Разве не может быть картина только красивой?

В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли лишь временное облегчение, последние 12 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Он был вынужден писать лёжа, но именно в этот период его жизни появились наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.

Красавица, 1915 год

Когда в 1915 году на выставках появилась кустодиевская «Красавица», других художников до обмороков бесило то, что именно перед этим полотном зрители собираются толпами и подолгу не расходятся.


Пронизанную почти бесстыжей чувственностью «Красавицу» Кустодиев неоднократно повторял в разных вариантах — это была одна из его любимых работ.

Одну он подарил Горькому (и тот обожал эту картину), другую — написал по просьбе Шаляпина, с которым дружил. Именно шаляпинская «Красавица» на лондонском аукционе «Сотбис» ушла за фантастическую сумму — 845 600 фунтов (около 1 388 475 долл).

Моделью для этого полотна выступила актриса МХТ Ф. В. Шевченко — будущая народная артистка СССР, орденоносец и лауреат двух Сталинских премий.


Фаина Шевченко — Марселина. «Женитьба Фигаро», МХАТ, 1927 год

Встреча Кустодиева и 20-летней артистки МХАТа случилась в августе 1914 года. В то время Кустодиев руководил мхатовскими художниками, изготовлявшими декорации к спектаклям.

Спокойная и уверенная красота Фаины показалась художнику верхом совершенства. После спектакля Кустодиев зашел к ней в гримерку и попросил позировать для своей картины — обнажённой. Поначалу актрису возмутило такое предложение, но каким-то образом художнику удалось её убедить.

«Красавица», 1918 год

Уже прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев нарисовал ещё несколько «Красавиц» с того самого эскиза. «Красавица», датированная 1918 годом, сейчас находится коллекции Тульского музея музее изобразительных искусств.

Красавица, 1921 год


Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ещё несколько слов о модели. Не смотря на то, что внешность Фаины Шевченко не вписывалась в общепринятые представление о женском идеале красоты, актриса обладала невероятным магнетизмом — мужчины просто обожали её.

У нее был короткий роман с Николаем Баталовым и недолгий брак с Григорием Хмарой, затем она вышла замуж за его брата — Александра, статного красавца, виртуозно игравшего на гитаре. С ним она и прожила до конца своих дней. Но хранила ли она ему верность? Тут мы стыдливо опустим глаза. Ходят слухи о её романе с Шаляпиным во время гастрольной поездки МХАТа в Париж. Говорят, муж примчался в Париж и бегал по городу с пистолетом в поисках Федора Ивановича.

«Сама бабушка о романе с Шаляпиным не рассказывала, — говорит внучка актрисы. — Но некоторые факты говорят сами за себя. Фаина Васильевна до конца своих дней бережно хранила портрет известного певца. А он, в свою очередь, заказал у Кустодиева портрет актрисы».

И Борис Михайлович еще раз написал для него ещё одну «Красавицу» - ту самую, которая была продана в 2003 году почти за полтора миллиона долларов.

Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и увез её с собой в Париж, в эмиграцию. Последние годы картина хранилась в особняке Марфы Федоровны Шаляпиной в Ливерпуле. 21 мая 2003 г на лондонских торгах «Сотбис» распродавались раритеты русского искусства из собрания Федора Шаляпина. Среди картин Нестерова, Архипова, Головина и Коровина была и «Красавица» Кустодиева.

Работы такого класса, как «Красавица», появляются на рынке крайне редко, поэтому неудивительно, что именно вокруг этого полотна, созданного в 1919 г., развернулись настоящие баталии, которые привели к рекордному за всю историю «русских торгов» результату.

Похоже, благодаря Кустодиеву, и Фаина и почти через сто лет продолжает сводить мужчин с ума.

Вот ещё несколько картин художника, среди которых на первом месте, конечно, хрестоматийная «Купчиха».

Купчиха за чаем, 1918 год


Интересно, что моделями для купчих Кустодиева часто были современные ему девушки из интеллигентной среды. Для «Купчихи за чаем» Кустодиеву позировала Г. Адеркас - студентка медицинского факультета, жившая по соседству.

Купчиха с зеркалом, 1920 год


Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Русская Венера, 1925 год

В березовой роще

Варвара, 1920


Государственная Третьяковская галерея, Москва

Наверное, ни один художник не вызывал такое количество споров и противоречивых оценок, как русский живописец начала ХХ века Борис Кустодиев . Его называли русским Рубенсом, так как он воспевал в своих работах специфическую женскую красоту – наибольшую популярность ему принесли его пышущие здоровьем купчихи и пышнотелые обнаженные русские красавицы.

Кустодиев пытался запечатлеть народный идеал красоты, тогда как сам не был поклонником женщин с пышными формами.

Обращение Бориса Кустодиева к эстетическим канонам прошлого было своеобразным бегством от реальности – тяжелейшая болезнь (паралич нижней части тела из-за опухоли в позвоночнике) приковала художника к инвалидному креслу. Но, благодаря этим его работам мы можем получить представление о дореволюционной жизни поволжских крестьян и мещан, чей быт так полно и красочно отразился в картинах художника.

Жена Кустодиева не обладала такими же пышными формами, как его модели. Но когда его спрашивали, почему он пишет дородных женщин, он отвечал: «Худые женщины на творчество не вдохновляют».

Обнаженные пышные русские красавицы вдохновляли не только автора. Говорят, кустодиевская «Красавица» (1915) свела с ума одного митрополита, который признавался: «Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника, когда он писал свою «Красавицу», ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои».

В. Володарский писал о кустодиевской красавице: «Восторг перед плотской красотой этой купчихи, ее здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония – вот комплект чувств, которые испытываю я при виде картины». Наверное, такие же противоречивые эмоции испытывает и современная публика, глядя на работы художника.

05.03.2018 18:00

Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, — любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему „русскому“ - это было всегда единственным „сюжетом“ моих картин

Кустодиев Б.

7 Марта исполняется 140 лет со дня рождения Бориса Кустодиева. Образы созданных им русских красавиц, наверное, самые известные. Им мы посвящаем сегодня выставку, приуроченную к 8 марта.

Наверное, ни один художник не вызывал такое количество споров и противоречивых оценок, как русский живописец начала ХХ века Борис Кустодиев. Его называли русским Рубенсом, так как он воспевал в своих работах специфическую женскую красоту - наибольшую популярность ему принесли его пышущие здоровьем купчихи и пышнотелые обнаженные русские красавицы.

Кустодиев пытался запечатлеть народный идеал красоты, тогда как сам не был поклонником женщин с пышными формами

Обращение Бориса Кустодиева к эстетическим канонам прошлого было своеобразным бегством от реальности - тяжелейшая болезнь (паралич нижней части тела из-за опухоли в позвоночнике) приковала художника к инвалидному креслу. Но, благодаря этим его работам мы можем получить представление о дореволюционной жизни поволжских крестьян и мещан, чей быт так полно и красочно отразился в картинах художника.

Жена Кустодиева не обладала такими же пышными формами, как его модели. Но когда его спрашивали, почему он пишет дородных женщин, он отвечал: «Худые женщины на творчество не вдохновляют».

Обнаженные пышные русские красавицы вдохновляли не только автора. Говорят, кустодиевская «Красавица» (1915) свела с ума одного митрополита, который признавался: «Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника, когда он писал свою „Красавицу“, ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои».

В. Володарский писал о кустодиевской красавице: «Восторг перед плотской красотой этой купчихи, ее здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония - вот комплект чувств, которые испытываю я при виде картины». Наверное, такие же противоречивые эмоции испытывает и современная публика, глядя на работы художника.

Купчихи и красавицы — это «ноу-хау» Кустодиева. Его образ всегда складывался по одному типу – это обязательно женщина с округлыми формами и пышной грудью. Ему приходилось жить в мире фантазии, одним из «стержневых» образов которого и является эта «красавица».

Один из известнейших художников, писавший картины в первой половине 20 века, довольно часто изображал полных женщин. Как говорят мужчины об идеальной женщине: она должна быть симпатичной, миленькой, немного умной и не слишком самостоятельной.

Но не смотря на это, они вызывают восхищение у многих женщин и мужчин, они вызывают уважение и симпатию. В том же 1915 году Кустодиев завершил окончательное формирование своего стиля картиной «Красавица». Он раскрыл здесь традиционные вкусы в образе, окрашенном одновременно и любованием, и эротикой, и иронией, изобразив не просто полную, а на сей раз особенно пышнотелую женщину.

Сайт о жизни и творчестве художника

Задачи синтеза волновали автора в картинах «Красавица» и «Русская Венера», отмеченных гипертрофией форм и цвета, в равной степени серьезных и ироничных. Ирония наряду с прославлением красоты ощутима во всех вариантах «Красавицы» Кустодиева. Оглядка» на прошлое — в данном случае — мотивировалась и еще двумя вещами. Яркие цветы на обоях, равно как и цветы, которыми расписан сундук, ассоциируются с цветущим возрастом здоровой красивой женщины.

Лицо «красавицы» таит странное выражение, что вообще характерно для кустодиевских героинь этого ряда (или, если угодно, «цикла»). Причем это, если можно так выразиться, гибкая округлость — обратите внимание на неестественно согнутую в локте руку. Вообще, несколько неуклюжая поза «красавицы» «рифмуется» с целомудренной чистотой.

Согласно тому представлению о красоте, которое бытовало в среде, где и обращались эти самые купеческие Венеры. Характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашены восхищением и мягкой авторской иронией.

Футуpисты pугали мастеpа за то, что он никак не может пpеpвать пуповину, связывающую его с Репиным, и поэтому все «оглядывается на пеpедвижников». С особой яркостью дарование Кустодиева-декоратора проявилось в оформлении пьес Островского «Свои люди – сочтемся», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Волки и овцы», «Гроза». Об этом мы и поговорим на сайте www.izbavitsya-ot-cellyulita.ru, рассказав о самых известных звездах с «апельсиновой коркой».

Дряблый целлюлит - это и есть последняя стадия целлюлита, с которым очень сложно бороться. Такое количесто «кустодиевских красавиц» еще не собиралось в одном месте: 28 декабря в Русском музее открылась выставка «Борис Кустодиев», к 125-летию художника. Она приехала в Петербург из Нижнего Новгорода и впервые картина будет показана зрителям с двух сторон. От любимого человека полной женщине требуется немного – любить, говорить комплименты и побольше гладить.

Стоит ли вести борьбу с лишним весом?

Гардероб сразу меняется с огромных балахонов до обтягивающих кофточек и юбочек и даже цветка в волосах. Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

Психологические стереотипы, традиции и обычаи не исчезли с конституционным провозглашением равенства мужчин и женщин. Она передает информацию не только о товарах, услугах, но и о разных типах отношений в обществе, в том числе и о межличностных взаимоотношениях мужчины и женщины.

Современной СМИ буквально таки навязывает свои идеалы красоты женщин. Сегодня эталоном красоты считаются длинноногие девушки, с худосочными данными. В этом случае, на ум идет одна известная поговорка: «Мужчина – не собака, на кости не бросается». Как как утверждают специалисты, полная женщина полной – рознь. Здесь важно понимать, что под термином «полная женщина» понимают мужчины, ведь полнота – понятие относительное.

Что же это такое?

Советы по уходу за собой собраны в нашем интернет-журнале «Sweet-w», мы уверены, что они Вам пригодятся. Для того, чтобы понимать, отдают ли предпочтения мужчины дамам с избытком веса, можно не проводить никаких опросов. Это выгодно тем, кто продает продукцию для похудения и различные БАДы. Ведь их бизнес и держится на таких девушках, которые попадаются на рекламы и подвержены чужому мнению. Основой для картины послужил рисунок карандашом и сангиной, сделанный с натуры (позировала актриса МХТ Ш). С натуры написано и пуховое одеяло, которое мама подарила отцу в день рождения.

Как проявляется целлюлит?

Как-то бабушка, жившая в то лето в Петербурге, принесла нам три гипсовые фигурки, купленные на Сытном рынке. Они отцу очень понравились, и он вписал их в картину (на комоде, справа). Дома у нас хранилась чудесная старинная стенка сундука с росписью по железу — на черном фоне красные розы в вазе. Отец воспользовался и этим мотивом для yзоров на сундуке, хотя цвет и изменил.

Эта обезоруживающая откровенность помогает перевести образ из почти двусмысленной ситуации в сферу эстетического. Дебелая, золотоволосая, ясноглазая после сна «красавица», стыдливо прикрывающая грудь, изображена покидающей мягкую перину на расписном кованом сундуке. Пышнотелая, со свежей кожей и красивыми волосами, она спокойно взирает на мир, воплощая народное представление о здоровой красоте, о том, какой должна быть купчиха.

Художественное направление, к которому принадлежал Кустодиев в 1910-е годы, условно можно назвать «неоклассицизмом». В действительности красота бывает разной. У Кустодиева свой идеал. И он действительно идеален, иначе бы не волновал своим странным изяществом уже несколько поколений любителей живописи. Формам тела «красавицы» свойственна округлость — в героине полотна, в отличие от многих других персонажей тогдашней живописи, нет ничего резкого, изломанного, кричащего.

В 1915 году художник свою знаменитую «Красавицу» (неоднократно повторяемую). С ним женщины начинают бороться в самых начальных стадиях. Остались еще в природе такие мужчины, обычно худые и вечно голодные, которым нравятся только женщины рубенсовской красоты. Однако, в последнее время, в ней стали встречаться сильные и агрессивные женщины. Так что всегда очень трудно поверить в то, что им также могут быть знакомы проблемы с целлюлитом, от которых страдают многие женщины.

"Красавица" Кустодиева.

"Красавицу" Кустодиев неоднократно повторял, причем в разных вариантах - это была одна из его любимых работ. Одну он подарил Горькому - тот обожал эту картину, другую написал по просьбе Шаляпина, с которым дружил. Именно шаляпинская "Красавица" в мае 2003 на лондонском аукционе "Сотбис" ушла за фантастическую сумму - 845 600 фунтов.Безусловно, и сам Кустодиев был влюблен в свою натурщицу...
Позировала ему 21-летняя актриса МХАТ Фаина Шевченко - будущая народная артистка СССР, орденоносец и лауреат двух Сталинских премий.
Фаина Васильевна Шевченко родилась 17 (5) апреля 1893 г. в Воронеже в зажиточной крестьянской семье. Свой неповторимый голос она унаследовала от отца, певшего в хоре Митрофановского монастыря. Окончив Мариинскую гимназию, Фаина отправилась в Москву учиться на актрису. Блистала на сцене МХАТа до начала 60-х годов, переиграв великое множество ролей. Умерла 10 мая 1971 г.

В театральных энциклопедиях ошибочно указано, что Шевченко похоронена в Воронеже. На самом деле актриса покоится на Введенском кладбище в Москве.

В августе 1914 года Борис Кустодиев впервые увидел ее в Художественном театре. Фаина выскочила ему навстречу, чем-то взволнованная и озадаченная. Юная, румяная, пышнотелая. Такой родной и близкий образ из детства. Астраханские купчихи были очень похожи на эту полную девушку. Художнику представили молодую актрису, заметив, что она безумно талантлива. Фаина улыбнулась своей широкой улыбкой и сообщила, что репетирует в спектакле "Смерть Пазухина". После премьеры Кустодиев зашел к ней в гримерку. Робко попросил позировать, она согласилась. Но в мастерской, узнав, что должна снять с себя всю одежду, Шевченко возмутилась:- Ну что вы! - воскликнула она. - Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть?! А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой!

Борис Михайлович нежно ее уговаривал, держал за руку:
- Я ж не для себя прошу вас раздеться, а искусства ради.
Работалось ему легко. Хотя все чаще мучили боли в пояснице, свидетельствовавшие об опухоли позвоночника. Но были вдохновение и влюбленность, отодвигавшие физические страдания на второй план. Фаина видела, что Кустодиев к ней питает отнюдь не дружеские чувства, но не смущалась...
Вновь встретились они в Петрограде на выставке "Мир искусства", где была выставлена "Красавица".
- Очень толстая! - недовольно поморщилась Фаина.
- Какая есть, - улыбнулся он и поцеловал ее пухлую ручку.

Скандал.
Появление картины вызвало поначалу настоящий шок. В эпоху модерна идеалами женской красоты выступали хрупкие, анемичные девицы. А тут вдруг здоровая, дебелая тетка! Посетивший выставку церковный иерарх воскликнул:
- Видимо, дьявол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, ибо смутил он мой покой.
В театре тоже разгорелся скандал. Станиславский кричал на Шевченко так, что стены тряслись, почему она, ведущая актриса, ведет себя как дворовая девка, голышом по перинам скачет.
- Прочь с глаз моих, - вопил Константин Сергеевич, - распутница!!!


Над Фаиной нависла реальная угроза увольнения. Подружки намекали Фаине, что ей надо худеть. Известная актриса Софья Гиацинтова вспоминала: "Бывало, идем на занятия, а она уже высматривает нас из окна первого этажа. "Девки, - кричит, - идите какао пить с пирожками!" Мы отказываемся и ее уговариваем не распускаться. "На возвратном пути придете, не выпущу! - заливалась она грудным своим смехом. - Пить-есть надо!" И шагу пешком не делала. Все на извозчиках".

Брошенная.
Гнев Станиславского сменился на милость, Фаина получила новые роли. В эту пору ею увлекся мхатовец Николай Баталов, тот самый, что сыграл в первом советском звуковом фильме "Путевка в жизнь". А служебный роман с актером Григорием Хмарой закончился свадьбой. Та же Гиацинтова вспоминает, что они были завидной супружеской парой.

Григорий Хмара в фильме "Гедда Габлер". Германия, 1924 год.

Правда, Хмара погуливал на стороне. Причем любовницами его были противоположные по комплекции супруги женщины: стройные балерины и танцовщицы. В 1922 году он собрался на гастроли в Берлин. Фаина как чувствовала беду, не хотела его отпускать. Заграничная жизнь закрутила Григория. Посыпались предложения от именитых режиссеров, и он остался сниматься в фильме Роберта Вине "Раскольников". Вскоре познакомился со звездой немецкого кино Астой Нильсен. О том, что муж не вернется, Шевченко узнала из короткого письма. Асте было 40, Григорию 30, но это не помешало им пожениться. Правда, союз продлился всего семь лет. Хмара написал Фаине, умолял его простить и похлопотать, чтобы ему разрешили вернуться в Советскую Россию. Шевченко обивала пороги чиновников, но получила отказ. Они так больше никогда и не увиделись. Из Германии Григорий перебрался в Париж, где много снимался. Умер в феврале 1970 года.
Фаина пережила его всего на год. Что выпало на ее долю? Она много играла во МХАТе. Как вспоминал Виталий Вульф, сама Раневская взирала на нее с восторгом. Но последние годы жизни Шевченко провела в нищете, забытая всеми.

Родни на похоронах не было. Писатель Михаил Шевченко, родственник Фаины Васильевны, признался, что сама актриса была не очень-то приветлива с родными. Она жила сценой, там был ее дом.

Четыре "Красавицы"

Борис Кустодиев. Красавица. 1915 г.

"Красавицу" Кустодиев неоднократно повторял, причем в разных вариантах - это была одна из его любимых работ. Одну он подарил Горькому - тот обожал эту картину, другую написал по просьбе Шаляпина, с которым дружил. Именно шаляпинская "Красавица" в мае 2003 на лондонском аукционе "Сотбис" ушла за фантастическую сумму - 845 600 фунтов.
Безусловно, и сам Кустодиев был влюблен в свою натурщицу.

Борис Кустодиев Красавица. 1918 г.

"Красавица" вскоре была выставлена в Петрограде на выставке "Мир искусства". Фаине картина не понравилась, уж очень толстой показалась она себе самой. Впрочем, худеть она и не думала.

Борис Кустодиев. Красавица. 1919 г.

Актриса МХАТ Софья Гиацинтова вспоминала: "Бывало, идем на занятия, а она уже высматривает нас из окна первого этажа. "Девки, - кричит, - идите какао пить с пирожками!" Мы отказываемся и ее уговариваем не распускаться. "На возвратном пути придете, не выпущу! - заливалась она грудным своим смехом. - Пить-есть надо!" И шагу пешком не делала. Все на извозчиках".
И правильно делала! Ее любили и такой.

Борис Кустодиев. Красавица. 1921 г.