Где сейчас аркадий хоралов. Аркадий хоралов раскрыл все тайны личной жизни

Армянский любовник Пугачевой не давал Долиной заниматься сексом на работе

Наша беседа с Аркадием ХОРАЛОВЫМ - автором и исполнителем хитов 80-х «Давай попробуем вернуть», «Вот и все», «Новогодние игрушки» - началась с неожиданного вопроса. «У тебя нет телефона или адреса Элтона ДЖОНА?» - спросил меня Аркадий Дмитриевич и пояснил, что хочет попросить у сэра крупную сумму, которая сейчас, в момент кризиса, ему остро необходима. Естественно, я не мог не поинтересоваться, какие у Хоралова имеются основания для столь наглой просьбы.

Это давняя история, - начал свой рассказ Хоралов. В середине 80-х годов на одном из концертов, где я участвовал, ко мне подошел главный звукорежиссер и язвительно сказал, что, если уж я ворую песни, надо делать это не так откровенно. Он объяснил, что припев моей песни «Давай попробуем вернуть» очень похож на припев «Shoot Down The Moon» из альбома Элтона Джона «Ice On Fire». На следующий день звукорежиссер принес запись, дал мне послушать. Сходство действительно присутствовало, хотя были отличия в тональности, в темпе и в аранжировке. «В каком году вышел этот альбом Элтона Джона? Только в 1985 году! - сказал я. - А моя песня еще в 1978 году вышла на пластинке в исполнении ВИА «Самоцветы», а в 1979 году - в исполнении ВИА «Красные маки».

Сэр-плагиатор

Как ни невероятно, но Элтон Джон действительно мог позаимствовать у меня мелодию. В одном из своих интервью сэр рассказал, как он сочиняет песни: «Я прослушиваю под настроение огромное количество музыки. Потом захожу в студию и под впечатлением от услышанного сочиняю свое». Услышать мою песню он мог во время гастролей в соцстранах. На Украине, где я родился, ловились польские и румынские радиостанции. И я часто слышал у них в эфире «Давай попробуем вернуть». Друзья познакомили меня с очень серьезным адвокатом, который работал на Манхэттене. Когда я рассказал ему про Элтона Джона, юрист захотел взяться за это дело и даже предложил оплатить расходы. Доказать мой приоритет не составит труда. «Давай попробуем вернуть» я еще в 1976 году зарегистрировал в ВААПе (Всесоюзное Агентство по Авторским Правам, правопреемником которого является нынешнее Российское Авторское Общество. - М.Ф. ). А написал я ее в 1975 году, когда работал у Софии Ротару в ансамбле «Червона Рута». Мы приехали на фирму «Мелодия» записывать альбом. И на лестнице встретили поэта Андрея Дементьева. Ротару к тому времени уже спела его «Алексей, Алешенька, сынок» и «Пусть летят по небу лебеди». У них были очень хорошие отношения. Дементьев тут же дал мне текст «Давай попробуем вернуть». В тот же вечер в автобусе по дороге на концерт я сочинил на него музыку.

Сомнительная версия

- Как вы попали в коллектив к Ротару?

Я закончил Таврическую сельскохозяйственную академию в Мелитополе. Параллельно пел в студенческом оркестре. Потом получил приглашение работать в ансамбле «Поют гитары» Костромской филармонии. Знакомый посоветовал пройти прослушивание у Софии Ротару: она с «Червоной Рутой» была на гастролях за рубежом, а по возвращении попала в клинику с какими-то проблемами с легкими. И наше первое общение происходило через больничное окно. София Михайловна приняла меня в «Червону Руту». Когда я солировал, Ротару не уходила в гримуборную, а всегда стояла за кулисами и слушала меня. Нас даже запечатлели вместе в документальном фильме «Песня всегда с нами», где мы исполняли песни замечательного композитора Володи Ивасюка, сочинившего «Червону руту», «Водограй» и другие хиты.

- Ивасюк погиб при каких-то загадочных обстоятельствах?

Да, гибель Володи была очень непонятной. По этому поводу ходили разные слухи. Якобы он написал какую-то песню, которая не понравилась националистам Западной Украины. Они посчитали ее антиукраинской. Угрожали ему, чтобы он не давал композиции хода. Но я боюсь утверждать, что это именно так. Знаю только, что его повесили в лесу под Львовым. По официальной версии, чтобы закрыть следствие, он покончил с собой. Но это явная ерунда. С чего человек в расцвете творческих сил, любимый народом, взял бы и повесился?! Тем более, он был непьющий. Нормальный, адекватный человек. Жизнерадостный. Сколько я его помню, всегда улыбался.

Строгий маэстро

- Если в «Червонной Руте» к вам так хорошо относились, почему же вы ушли?

Был молод, горяч, полон энергии и планов! Захотелось попробовать, потяну ли я как вокалист с большим эстрадным оркестром.

В 1975 году я поехал на прослушивание в один из лучших коллективов страны - государственный джаз-оркестр Армении под управлением Константина Орбеляна. Спел пару песен из репертуара Тома Джонса. И был принят сразу во второе отделение. Но и у Орбеляна я долго не задержался. Внутри коллектива были слишком строгие порядки. Лариса Долина, которая тогда работала в оркестре, даже не могла завести себе любовника, жила, как монашка. Все боялись, что - не дай Бог! - кто-то чего-то узнает, и потом будут поносить, как в ауле. Даже Алла Пугачева, когда приезжала к Орбеляну репетировать его песню «Сто часов счастья», жила в гостинице в отдельном номере и на людях не афишировала свои истинные отношения с Маэстро. А самое главное - в коллективе не было возможности творчески развиваться. Я тогда уже сочинял песни, хотел сам их исполнять. Но Константин Агапаронович запрещал. В репертуаре были только зарубежные хиты, армянские песни и произведения самого Орбеляна. А у меня был приятель Виталик Кретюк, с которым я познакомился на гастролях в Ростове, когда еще работал в ансамбле «Поют гитары»…

Лишенец Серов

- Это тот самый Кретюк, который в начале 70-х был любовником Пугачевой?

Говорили, что они жили гражданским браком. Точно не знаю. Алла Борисовна работала в группе, которой руководил Виталик, - это факт.

Потом она ушла к Паше Слободкину в ВИА «Веселые ребята». А Кретюка взяли во второй состав «Самоцветов». В этом составе также работали Володя Пресняков с супругой Леной, Саша Барыкин, Володя Винокур и много другого известного народа. Кретюк и меня туда тянул, но на работу в «Москонцерт» не принимали без московской прописки. А прописаться было нельзя, пока не устроишься на работу. Можно было заключить фиктивный брак, но я с 18 лет уже был женат. Моей дочке тогда исполнилось четыре года. Устроился к Игорю Гранову в «Голубые гитары» - формально числился там, а реально работал в «Самоцветах». Вскоре после меня в коллектив пришел на прослушивание Саша Серов. Но Маликов ему сказал: «У нас уже есть Хоралов. Зачем нам еще один?»

Кремлевский соловей

Что потом стало с Кретюком? Бывшая солистка «Веселых ребят» Светлана Резанова утверждала в интервью, что его убили за какие-то темные дела.

Мне кажется, это все базарные разговоры. Ходили слухи, что он попал в тюрьму и там умер. Якобы его посадили за спекуляцию аппаратурой. Но Виталик был крайне от этого далек. Музыкант до мозга костей, великолепный пианист с очень хорошим вкусом. По-моему, его в жизни ничего не интересовало, кроме творчества. Конечно, в тюрьму может попасть кто угодно. Не исключено, что его просто подставили. Ты же прекрасно знаешь, в какой стране мы живем.

- Когда вы общались с Кретюком в последний раз?

После моего ухода в «Красные маки» я Виталика больше не видел. У «Самоцветов» был свой «чес», у нас - свой, мы нигде не пересекались. И с «Лейся, песня», куда Виталик перешел из «Самоцветов», почему-то тоже не пересекались. Вот с «Веселыми Ребятами» и «Песнярами» у нас траектории часто совпадали. А с Яком Йоллой в начале 80-х «Красные Маки» даже работали по отделению в одной программе. На родине, в Эстонии, его недолюбливали. Считали «кремлевским соловьем». А у нас его концерты проходили с неизменным успехом. Он был покорителем дамских сердец - красавчик, «фирмач», всегда модно одетый. Девушки к нему в очередь выстраивались. Довелось нам совместно гастролировать и с еще одним любимцем дам - Валерием Ободзинским. Это было в 1983-84 годах в Средней Азии. Правда, мы застали его уже не в лучшей форме. Из-за злоупотребления спиртным он тогда очень плохо себя чувствовал. Однажды его объявили, он вышел, постоял немного и ушел со сцены. Пришлось «Красным Макам» работать за него второе отделение. К сожалению, собраться с коллегами просто так, не по работе, удавалось крайне редко. Я в этом убедился, когда на протяжении 15 лет проводил в Туле благотворительные вечера памяти Игоря Талькова.

Песни автора хитов «Новогодние игрушки», «Кружатся диски», «Давай попробуем вернуть» и многие другие с удовольствием перепевают звезды российского шоубизнеса – Анита Цой, Алсу, Жасмин, Витас, Таисия Повалий, Любовь Успенская. Некоторые даже не спрашивают у композитора разрешения. Но Аркадий Дмитриевич не обижается, значит, песни хорошие. Да и в его личной жизни наступили хорошие перемены. Два года назад 60-летний певец женился. Наш репортер побывала в гостях у молодоженов.

Меня встречает красивая, ухоженная женщина, она представляется Светланой и приглашает к столу. В просторной квартире светло и чисто.

– Как в аптеке, – шутит Светлана, – ведь я по образованию фармацевт, у меня свои аптеки есть, вот и привыкла к стерильности. Мы и с Аркадием познакомились на моем рабочем месте. Он зашел за лекарствами, я его увидела и поняла – это мужчина моей мечты. У него такие глаза, что я влюбилась. Правда, он был женат, и поэтому между нами ничего не могло быть. Мы оба так воспитаны. Я ждала Аркадия 11 лет и дождалась. 11.11.11 мы повенчались. Теперь я самая счастливая женщина в мире! Ой, – спохватилась хозяйка, – не наговорить бы лишнего. Я к интервью не привыкла.

– Да, пока я был несвободным, наши отношения были приятельскими, – вступил в беседу Аркадий Дмитриевич. – Я раз в год, может быть, заходил в аптеку за медикаментами. Мы просто разговаривали. Хотя симпатизировали друг другу. Но дальше бесед не заходило. Тогда я жил с Оксаной, мы с ней познакомились в Туле, потом переехали в Москву. Она помогала организовать мой юбилейный концерт в Кремле. Очень хороший получился юбилей. С Оксаной мы прожили 16 лет, может, она устала. С нашим братом жить нелегко. Мы люди своеобразные. Да, наши дороги разошлись, и я года полтора жил один. А потом приехал в Мелитополь, зашел к Светлане и пригласил ее к морю, в гости к друзьям. А через три месяца мы поженились. И обвенчались. Я же верующий человек.

– Но с другими своими избранницами вы обходились только печатью в паспорте. А тут повели жену к алтарю.

– Ну, у меня уже все идет к концу. А что? Света – хорошая жена, она ухаживает за мной, внимательная, добрая, вкусно готовит. Но самое главное, что она молодая, не потому, что младше меня на 12 лет, а потому, что молода душой. Подвижная, раскрепощенная, динамичная. Она громко смеется и разговаривает, в ней есть задор, и в доме чувствуется, что жизнь происходит.

– А еще до венчания Аркадий посвятил мне очень красивую песню, и музыка, и стихи его, – говорит Светлана. – Называется «Грусть». Дело в том, что у меня литовское гражданство, были проблемы с документами, мы не могли сразу жить вместе. И вот он приезжал на недельку, и так трудно было расставаться потом. Очень грустно. Вот в одну из таких встреч Аркадий сел на балконе в Мелитополе и на моих глазах написал эту песню. Я даже плакала, мне так понравилось. Мы даже в клипе вместе снялись, и сценарий муж сам придумал.

– Аркадий Дмитриевич, вы сочиняете стихи, пишите музыку, прекрасно поете и играете на фортепиано. Откуда столько талантов?

– Как у всех, из детства. В то время нас не грузили компьютеры, поэтому было время на занятия легкой атлетикой, футболом и музыкой.

Я не исключение. Общеобразовательную школу окончил с отличием, выпускные экзамены в музыкалке, где я учился по классу фортепиано, сдал тоже успешно. Неплохие результаты были и в спорте, у меня первый мужской разряд по легкой атлетике, и я был в основном составе юношеской сборной города по футболу. Так что я активный был товарищ, все успевал. И за все свои таланты я благодарен родителям. Мой папа Дмитрий Христофорович на войне служил командиром танкового батальона, у него была контузия, но он тремя пальцами левой руки играл на скрипке. А мама Антонина Яковлевна – украинка по национальности, музыкального образования не имела, но у нее был чистый, красивый голос. Вы же знаете, украинцы певучие. Такая у нас была музыкальная семья. Я учился играть на пианино, а старшая сестра Анастасия на скрипке. Но музыкой я занимался неохотно, я мечтал стать капитаном дальнего плавания. Рисовал в тетрадях корабли, собирал их. Я был обычный мальчишка, иногда хулиганил.

– Он и сейчас иногда хулиганит, – весело добавляет жена Аркадия Светлана.

– Ох, – с улыбкой вздохнул композитор, – сейчас я хулиганю, чтобы порядок был, а раньше, чтобы его не было. Но учился я на пятерки. Мне учеба легко давалась, не было сложностей и с изучением языков. Помимо украинского и русского, я немножко говорю на немецком, английском и армянском.

– Аркадий Дмитриевич, с вашим школьным аттестатом вас бы приняли в любой вуз, а вы выбрали институт механизации сельского хозяйства, чтобы получить специальность инженера по организации и технологии ремонта машин. Почему?

– Объясню. В этом институте, сейчас уже академии, тогда был прекрасный педагог – профессор из Харьковской консерватории, который на базе института создал студенческий оркестр. И конечно, я мечтал об этом оркестре, а не о сельском хозяйстве. Я поступил, и все свободное время проводил на репетициях, концертах. И там уже пел. Красивый голос, как уверяли учителя, у меня образовался в детстве. Соседи слышали, как я напевал, и говорили, что мой прозрачный, звонкий, как у всех детей, голос напоминал вокал Робертино Лоретти.

В школе у меня случилась и первая любовь. Дружили, но после школы поступили в разные вузы. И до свадьбы не дошло, – смеется певец, – но в 18 лет я все-таки женился, правда, на другой девочке. Поехал отдыхать на Азовское море и там познакомился со студенткой запорожского института Аллой. Курортный роман закончился свадьбой. Я еще учился в мелитопольском институте, пел в оркестре, а еще мы с ребятами организовали свою маленькую команду. Все в то время играли «Битлз», а мы, профессиональные музыканты-студенты, – негритянский соул. У нас были саксофон, труба, гитары, клавишные. А когда мне было 20 лет, Алла забеременела, в 1972 году родилась Ирина. Сейчас она живет в Канаде, вышла замуж, но не очень хорошо устроилась. Зато она родила мне внучку, сейчас Натали пять лет. Ира с Натали года три подряд приезжали на Азовское море. В Канаде купаться негде, а у нас – море, воздух, фрукты. И все недорого, все вкусно. Натали прекрасно говорит по-русски, мы каждый день общаемся по скайпу. Дочка Ира молодец, она покупает Натали книжки на русском языке, следит, чтобы девочка прекрасно говорила не только на английском.

Когда Ира была еще маленькая, я пел на танцах со студенческим коллективом. И вот как-то в Мелитополь приехал ансамбль «Поют гитары», и перед концертом у них слетела аппаратура. И они попросили нас помочь. А после концерта забрали меня с собой, так началась моя гастрольная жизнь. Молодая жена жила у моих родителей и ждала меня. Я, конечно, тоже старался: вез домой деньги, шмотки. В Мелитополе меня все уважали и знали, я был местной звездой. А через два года меня пригласили на прослушивание в «Червону руту», где начинала свое восхождение София Ротару. Год мы проработали вместе, все было хорошо, но мне хотелось петь с оркестром. И такая возможность выпала, я стал солистом в Государственном эстрадном джаз-оркестре Армении под руководством Константина Орбеляна. А потом меня взял к себе Юрий Маликов, «Самоцветы» тогда гремели на весь Союз, я не мог отказаться. Тогда Саша Барыкин ушел, и меня взяли на его место. Там у меня много песен было, один из хитов «Горький мед», это не моя песня, но я попросил автора переписать эту песню заново и сказал: «Я мечтаю об этом». А затем я ушел в «Красные маки». Там был сильный состав, потом их всех пригласила к себе Алла Пугачева.

– А вы почему не пошли в команду Аллы Борисовны?

– У меня уже было много своих песен. Мне надо было начинать сольную карьеру. София Ротару в свое время меня познакомила с поэтом Андреем Дементьевым, и он сразу дал мне стихи «Давай попробуем вернуть», и я в машине написал песню. Я быстро пишу в поездах, самолетах, мне не нужна тишина или какие-то особые условия. Когда все приходит, никуда не уйдет.

– Вы популярный артист, жена, наверное, вас ревновала к поклонницам?

– Ревновать было не к кому. Я не тщеславный человек. Конечно, поклонницы были. Причем некоторые летали за мной на концерты даже во Владивосток. Некоторые пробирались в гостиницы, но дверь моего номера всегда была заперта на ключ. И девушки знали: ничего не будет. Жена это знала и не ревновала, человека же видно. По крайней мере, она мне этого никогда не показывала. И расстались мы совсем по другой причине. Алла с дочкой Ирочкой жила у моих родителей и стала вести себя по отношению к моим маме и папе неуважительно. Я этого принять не мог. Моя мама умерла 22 года назад от тяжелой болезни, но ее до сих пор помнят и уважают в городе, папа пережил маму только на два года. Я думаю, он умер от тоски по маме, ведь он из рода долгожителей. В общем, с Аллой мы развелись, я остался один. И вот однажды ехал на поезде из Тулы и познакомился там с двумя девушками, они меня узнали, ведь я в Туле был просто национальный герой, завязался разговор. Одна из подруг мне понравилась – симпатичная, голубоглазая, серьезная, только закончила институт.

Мы с Людмилой стали встречаться, я работал в Тульской филармонии и жил то в гостинице, то в общежитии. Через два года мы решили сыграть свадьбу. А потом родилась Анечка. Сейчас ей 18 лет, она студентка, я, конечно, ее люблю и всегда рад встрече с ней. Мы регулярно созваниваемся.

– Да, Аркадий очень внимательный человек, заботливый отец. И прекрасный муж. Я всегда мечтала быть с ним рядом. И счастлива, что мы с ним повенчаны. Значит, муж и жена перед Богом.

В новом выпуске программы «Канон» Александр Крузе встретится с певцом и композитором, заслуженным работником культуры РФ - Аркадием Хораловым. Аркадий вспомнит свое детство, сотрудничество с «Самоцветами», Софией Ротару, «Красными маками», судьбоносную встречу с поэтом Андреем Дементьевым. Также зрители смогут увидеть и услышать две композиции - «Прости, солдат» и «Давай попробуем вернуть».

Сегодня мы пообщаемся со всенародно любимым певцом, композитором, поэтом, заслуженным работником культуры Российской Федерации Аркадием Хораловым.

Аркадий Хоралов родился на Украине, в городе Мелитополе Запорожской области, в 1950 году. В 1972-м окончил Мелитопольский институт механизации сельского хозяйства (сегодня это Таврический государственный агротехнологический университет) по специальности «Инженер по организации технологии ремонта машин». Учебу Аркадий совмещал с выступлениями в составе академического эстрадного оркестра института в качестве вокалиста. С 1972 по 1974 год работал с вокально-инструментальным ансамблем «Поют гитары». За десять лет, с 1974 по 1984 год, Аркадий Хоралов работал в таких коллективах, как ансамбль Софии Ротару «Червона рута», государственный эстрадный джаз-оркестр Армении под руководством Константина Орбеляна, вокально-инструментальный ансамбль «Самоцветы» (руководитель Юрий Маликов), вокально-инструментальный ансамбль Валерия Чуменко «Красные маки». С 1984 года Аркадий Хоралов занимается сольным творчеством.

Аркадий Дмитриевич, мое детство прошло в городе-герое Туле, и, должен Вам признаться, туляки считают Вас своим земляком. Я уверен, что жители Мелитополя и Москвы - тоже. Скажите, где Вы чувствуете себя наиболее комфортно и где Ваша малая родина?

Моя малая родина - это все-таки Мелитополь, хотя Туле были отданы многие очень хорошие годы. Для всех было непонятно, почему я из столицы, из «Самоцветов», уехал в Тулу. Все рвались в Москву, а меня в Тулу потянуло.

- В Туле Вы работали в ансамбле «Красные маки»?

Да, из «Самоцветов» я ушел в «Красные маки», и для всех было загадкой, почему и зачем я это сделал. Но нужно пробовать себя везде и во всем, Вы знаете мои этапы и пути. Я пробовал себя везде, и в этом нет ничего зазорного. Это мои шаги в жизни, творчестве. Малая родина для меня все-таки Мелитополь. Там я родился, там живет моя единственная сестра, там могилы родителей. В Мелитополе прошли мои детство и юность.

- Расскажите о них. Как Вы нашли свой путь в мир музыки, ведь Вы учились в техническом вузе?

Ни для кого не секрет, что в институт я поступил в первую очередь из-за того, что там был достаточно знаменитый студенческий эстрадный оркестр, причем полный состав, то есть пять саксофонов, четыре тромбона, пять труб и так далее.

- Настоящий биг-бенд.

Да, причем в нем играли студенты. Это было время ренессанса. Параллельно с оркестром мы были заняты в своей группе, собранной из самых активных музыкантов. Играли спиричуэлс и джаз-рок. Все играли «The Beatles», а мы - негритянскую блюзовую музыку. У нас был хороший состав: труба, саксофон, две гитары, орган и барабаны. В то время это было очень интересно. Мы слушали немного другую музыку, хотя, конечно, «The Beatles», «The Rolling Stones» и «Deep Purple» никто не отменял, это понятно. Моим любимым занятием всегда было послушать эти группы. Моя педагог по классу фортепиано в музыкальной школе что-то во мне видела. Также я очень признателен своим родителям, потому что благодаря им я окончил восьмилетку специальной музыкальной школы. Мы жили в центре города, в государственном доме с соседями, они просили меня петь. В детстве, как у всех детей, у меня был голосок, как у Робертино Лоретти, - звонкий дискант. Мальчиком пел чисто, хотя педагог сказал, что у меня нет никаких данных, и я очень расстроился. Свой учебный день я начинал в пять утра: готовил уроки. Весь день был занят музыкальной школой, легкой атлетикой и футболом, так что он был насыщенный.

- Ваши родители как-то связаны с музыкой? У них было музыкальное образование?

Мои папа и мама очень музыкальные. Дедушка и бабушка по папиной линии в свое время бежали от турецкой резни в 1915 году. Для них это было очень тяжелое время: они жили в Эрзуруме, у них там корни (сейчас это Турция). У бабушки с дедушкой светлая порода армян, со светлыми, как у меня, глазами. Моя мама - украинка из села Каменка Луганской области (там вся ее родня). Родители познакомились во время войны, а после ее окончания поженились. Папа командовал танковым батальоном, был контужен. С войны пришел без двух пальцев на левой руке, и при этом нормально играл на скрипке (он самоучка). Папа был уникален. Мама тоже была музыкальная; талантливая украинка, она пела песни на армянском языке. От дедушки мы знали молитвы на армянском. Армянская Церковь очень древняя.

Позже мне купили пианино, и спорт пришлось оставить. Я очень не любил ходить в музыкальную школу, потому что слушал другую музыку, но благодаря родителям я ее окончил. В пять утра, пока все спали, я раскладывал учебники и первым делом включал радио. На длинных волнах очень хорошо ловилось румынское радио, и там хоть немного крутили эстрадную музыку, потому что на наших радиостанциях вообще нечего было слушать. Я, конечно, любил Муслима Магомаева, Жана Татляна, но, когда был мальчишкой, оттуда начиналась тяга к эстрадной музыке. Также мне многое нравится из классики. Моя учительница засыпала, когда я играл правильно. Она думала, что я играю по нотам, а я играл на слух. Так проходило мое детство: в музыке, спорте - я любил все. Еще я хотел начать заниматься радиотехникой, но для меня это было сложно - наверное, мои мозги развернуты в другую сторону. Паять еще можно, но разобраться, что к чему, я не мог.

У нас были очень хорошие педагоги, сейчас их всех, к сожалению, уже нет в живых. В школе, в девятом классе, я организовал ансамбль из школьников, а по тем временам это было вообще нечто, нигде такого не было. В состав входили саксофон (парень очень хорошо играл, мы потом вместе поступили в эстрадный оркестр), пианино, барабаны. У нас был заслуженный учитель физики: очень хороший, грамотный и интересный. Он нам делал усилители на лампах, колонки, и мы играли на школьных вечерах. Для всех школ это был нонсенс: как это так, в школе - свой ансамбль?!

До института, еще школьником, я пел в двух достаточно хороших эстрадных оркестрах, - Мелитополь очень музыкальный город. Наш студенческий оркестр ездил в Германию, Францию; на ВДНХ, в Киев, Минск. Мы выезжали, потому что у нас был хороший оркестр и талантливый руководитель - Александр Иванович, консерваторский человек. Мало кто остался жив, но воспоминания самые теплые, это было большое удовольствие. С Мелитополем связано очень многое, я только малую толику всего перечислил. Там мои друзья, с которыми я дружу уже пятьдесят лет: с теми, кто еще жив.

Звучит песня «Прости, солдат».

С песни «Давай попробуем вернуть» началось Ваше плодотворное сотрудничество с классиком отечественной эстрадной песни поэтом Андреем Дементьевым. Расскажите, пожалуйста, о том невероятном случае знакомства с мэтром и о работе с ним.

Это получилось, как говорится, в нужное время в нужном месте. С ансамблем «Червона рута» и Софией Михайловной Ротару (она еще в Черновцах работала) мы приехали на фирму «Мелодия» писать новый альбом. Для меня это было нечто недостижимое, даже в мыслях, потому что я пришел из еще не очень известного ансамбля «Поют гитары». Меня с удовольствием забрали и встретили с раскрытыми объятиями София Михайловна и ее покойный муж. Она меня очень уважала, я пел с ней дуэтные партии и сольные. Андрей Дмитриевич Дементьев приехал, наверное, специально в «Мелодию», так как уже была песня «Алексей, Алешенька, сынок», и Женя Мартынов уже очень сильно набирал обороты. София Михайловна великолепно пела эту песню, на каждом концерте невозможно было спокойно слушать, как она отдавалась. Мы, музыканты, каждый день слушали эту песню в ее исполнении, и это был сплошной трепет.

Прямо на лестнице фирмы «Мелодия» София Михайловна познакомила меня с поэтом Андреем Дементьевым.

- А Вы к тому времени показывали свои произведения Софии Ротару?

Да, конечно. Она талантливый человек и видела, что, наверное, какой-то не простой тут пацанчик бродит. Она уже слышала какие-то мои песни, потому что я еще в школе начал писать. Андрей Дементьев достал из кейса стихи и дал мне их - это как раз были стихи к песне «Давай попробуем вернуть». Для меня все было невероятным событием. Наверное, под впечатлением от всего этого по дороге на концерт, после общения с Дементьевым, я прямо в автобусе написал песню. Пока расставляли аппаратуру, я сыграл ее на рояле ребятам. Все сказали: «Это хит!» Это миг истины, который иногда приходит. Просто так ничего сочинить невозможно. Песня «Давай помолчим - мы так долго не виделись», которую впоследствии пел Валерий Ободзинский, и многие другие приходили под настроение: в тамбуре поезда, в самолетах.

У Вас случалось так, что песня уже написана, но Вы по каким-то причинам ее откладываете в стол и не хотите, чтобы она видела свет?

У меня было много таких песен.

- А с чем это связано?

Я просто пишу песни под впечатлением. Я не сажусь писать песни: для этого нужно настроение. Если оно есть, то ты никуда не денешься, даже если нет инструмента: у тебя в голове она все равно есть. Многие песни в то время я не спешил записывать на ноты или какой-то прибор. Если наутро я песню вспоминал, значит, она будет жить, а если забыл, то Бог с ней. Таких песен было много, они приходили и уходили. А те песни, что остались, стали известны. Хотя путь песен к слушателям очень тяжелый: не всегда есть финансовые возможности, не всегда аранжировщик может понять, как ты хочешь ее сделать. Очень многие аранжировщики делают песни, чтобы показать друг другу, какие они профессионалы и какие появились новые навороты. Хорошую песню можно испортить, а обычную, бывает, удается исправить хорошей аранжировкой, и песня звучит. Еще многое зависит от исполнителя. Путь песни очень сложен. Когда мы приходили в гостиницу с концерта (это происходило по всей стране, от Владивостока до Черновцов), после одиннадцати народ всегда расходился с песней «Давай попробуем вернуть», а на радио ее нигде не брали. Андрей Дмитриевич после худсовета в 1984 году вышел и сказал: «Три часа просидели. Встала Александра Николаевна Пахмутова и сказала, что мы сегодня просидели не зря: мы открыли новое имя - Аркадия Хоралова». Но на этом все кончилось, потому что редакторы песню не брали из-за западной манеры пения, из-за несоответствия.

Звучит песня «Давай попробуем вернуть».

Личная жизнь талантливого композитора, песни которого поют и перепевают многие звезды отечественной эстрады, богата на романтические приключения и серьезные отношения - только в официальном браке он побывал четыре раза, и каждый раз знакомился со своими будущими женами совершенно случайно. Первая жена Аркадия Хоралова Алла повстречалась ему, когда он отдыхал на курорте Азовского моря. Между ними завязался роман, переросший в серьезные отношения. В то время Аркадию было восемнадцать лет, он, как и его избранница был студентом. Они поженились, вскоре в семье родилась дочь Ирина, но жить с человеком, чья биография тесно связана с миром шоу-бизнеса нелегко, и постепенно между супругами начали появляться разногласия, копиться обиды, вспыхивать ссоры, и все это привело Аркадия и Аллу к разводу.

Со второй супругой Хоралов познакомился в поезде и спустя два года предложил ей руку и сердце. Тогда Хоралов работал в Тульской филармонии и жил то в гостинице, то в общежитии. Этот брак композитора распался довольно скоро, несмотря на рождение второй дочери Аркадия Анны.

Третья семья Хоралова просуществовала значительно дольше - целых шестнадцать лет личная жизнь Аркадия была связана с женщиной по имени Оксана, но и она распалась.

Еще будучи женатым на Оксане Аркадий Хоралов познакомился с фармацевтом Светланой, и долгое время они оставались в приятельских отношениях - оба были несвободны, и, хотя и испытывали глубокую симпатию друг к другу, оставались просто хорошими знакомыми.

На фото - третья супруга композитора Светлана

Биография Аркадия Хоралова и его жены

Светлана - землячка Аркадия, как и он родилась в Мелитополе. В отличие от Хоралова, она влюбилась в него с первого взгляда, в тот самый момент, когда он пришел в аптеку, где работала Светлана купить лекарства. Потом Аркадий еще несколько раз заходил в аптеку, когда приезжал в родной город, но даже не думал о том, что женится на этой миловидной девушке. Целых одиннадцать лет пришлось ждать Светлане, чтобы стать женой Аркадия Хоралова.

Первые попытки сближения он предпринял уже после того, как развелся с Оксаной, и тогда Аркадий, который тоже испытывал симпатию к Светлане, пригласил ее к своим друзьям на море. Через три месяца они поженились и обвенчались. На тот момент Аркадию было пятьдесят восемь лет, и этот выбор с его стороны был вполне осознанным. Он нашел в Светлане не только красивую женщину, но и добрую заботливую жену. Третья жена композитора на двенадцать лет его моложе, и он признается, что ее задор и великолепное чувство юмора дарят ему хорошее настроение и заряжают энергией. Аркадий Хоралов посвящает своей жене красивые песни, и это добавляет в их семейную жизнь немного романтики.

Композитор родился в Мелитополе, здесь же окончил среднюю и музыкальную школы, а также Мелитопольский институт механизации сельского хозяйства по специальности инженер по организации и технологии ремонта машин. На первом курсе вуза Аркадий Хоралов стал солистом студенческого эстрадного оркестра, а потом лидером созданной при нем группы «Грифы». Его дебют на большой эстраде состоялся в составе вокально-инструментального ансамбля «Поют гитары», а через несколько лет он начал выступать в коллективе Софии Ротару «Червона рута».

За свою певческую карьеру Аркадий Хоралов работал в Государственном эстрадном джаз-оркестре Константина Орбеляна, ВИА «Самоцветы», «Красные маки», а в 1984 году начал композиторскую карьеру, написав множество популярнейших песен, которые исполняют известные певцы и музыкальные коллективы.

Светлана стала его поклонницей с самого начала их знакомства и следила за его творчеством. Хоралов говорит, что каждая из его жен была любимой женщиной, и он прекрасно понимает, что жизнь с ним нельзя назвать легкой, поэтому и распадались все его предыдущие браки. Но теперь, по его словам, он научился не только любить, но и ценить женщину, которая с ним рядом, и поэтому третий брак композитора должен оказаться самым крепким.

Михаил Шуфутинский: «Хочу прыгнуть с парашютом!»

Михаил Захарович совсем недавно, 13 апреля, отметил свой 71-й день рождения. А ровно через неделю – 20 апреля – легенда шансона по-русски поднимется на сцену Кремля, чтобы получить премию «Шансон года – 2019». Накануне торжества артист рассказал, за что любит Instagram и не любит дворцы спорта, почему боялся работать с хитом «All around the world» и о чём мечтает в 71 год.

Время неумолимо мчится вперёд. Уже в эту субботу, 20 апреля, в Государственном Кремлёвском дворце состоится шоу, которого так ждали все почитатели «Радио Шансон», все неравнодушные к нашему жанру и просто любители хороших песен. Я говорю о торжественной церемонии вручения премии «Шансон года – 2019». Для артистов, которые получат статуэтки с золотым гитарным грифом, это тоже не рядовое событие. Александр Маршал считает, что это общая награда звёзд и поклонников.

Не исключено, что в ближайшем будущем водителям на подъезде к перекрёстку придётся не только снижать скорость и следить за помехами справа и слева, но и копаться в кошельках. На Международном навигационном форуме обсудят идею брать плату за беспрепятственный проезд загруженных перекрёстков. Впрочем, это по желанию. Если есть время, никто не мешает постоять в пробке. Бесплатно.

Вы знаете, что такое УМО? Это не управление мобильных отрядов, не уголок молодого оптимиста. Это – углублённое медицинское обследование. Процедура, которую обязаны проходить спортсмены. Вот только условия прохождения как-то разнятся. Наша прославленная сноубордистка, призёр олимпийских игр и обладательница кубка мира Алёна Заварзина пройти УМО не смогла. То есть ей сообщили об этом после олимпийских игр в Пхёнчхане, где она показала лучший среди россиян результат – четвёртый. Вот такое УМО, к...