Что такое стресс и как с ним бороться? Преодоление стрессов. Понятие стресса. Виды стрессов

Еще одна обширная область состояний человека объединяется понятием стресс.

Под стрессом (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

При стрессе обычные эмоции сменяются беспокойством, вызывающим нарушения в физиологическом и психологическом плане. Это понятие было введено Г. Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы — усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Например, нередко стресс возникает не только в ситуации развода супругов, но и в тревожном ожидании разрыва брачных отношений.

Поведение человека в ситуации стресса отличается от аффективного поведения. При стрессе человек, как правило, может контролировать свои эмоции, анализировать ситуацию, принимать адекватные решения.

В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса, среди которых ярко выражены физиологический и психологический . Психологический стресс в свою очередь можно разделить на информационный и эмоциональный . Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е., когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях, опасности, обиды и т.д. Г. Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. Первый этап — реакция тревоги — фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи происходит за счет второстепенных задач. На втором этапе — стабилизации всех параметров, выведенных из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Внешне поведение мало отличается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап — истощение, что может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и в некоторых случаях смерти.

Этапы развития стрессового состояния у человека:

  • нарастание напряженности;
  • собственно стресс;
  • снижение внутренней напряженности.

По своей продолжительности первый этап строго индивидуален. Одни человек “заводится” в течение 2-3 минут, а у другого нарастание стресса может проходить в течение нескольких дней и даже недель. Но в любом случае, состояние и поведение человека, попавшего я стресс, меняется па “противоположный знак”.

Так, спокойный сдержанный человек становится суетливым и раздражительным, он может стать даже агрессивным и жестоким. А человек, в обычной жизни живой и подвижный, становится мрачным и неразговорчивым. Японцы говорят: “Человек теряет свое лицо” (утрачивает самообладание).

На первом этапе исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение, дистанция в деловых отношениях с коллегами. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора: с содержательно-деловых моментов он переходит на личные выпады (например, “Ты сам (а) — такой (такая)...”).

Но самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.

Второй этап развития стрессового состояния проявляется в том что у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля (полная или частичная). “Волна” деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия, довольно смутно, и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все впоследствии очень жалеют об этом.

Также как и первый, второй этап по своей продолжительности строго индивидуален — от нескольких минут и часов — до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение, утомление и усталость.

На третьем этапе он останавливается и возвращается “к самому себе”, часто переживая чувство вины (“Что же я сделал”), и дает себе слово, что “этот кошмар” больше никогда не повторится.

Увы, через некоторое время стресс повторяется. Причем, у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения (по частоте и форме проявления). Чаще всего этот сценарии усваивается в детстве, когда родители конфликтуют на глазах у ребенка, вовлекая его в свои проблемы. Так, одни переживают стресс, чуть ли не каждый день, но в небольших дозах (не слишком агрессивно и без существенного вреда для здоровья окружающих). Другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, полностью теряя самоконтроль и находясь как бы “в стрессовом угаре”.

Стрессовый сценарий, усвоенный в детстве, воспроизводится не только по частоте и форме проявления. Повторяется также направленность стрессовой агрессии: на самого себя и на окружающих. Один винит во всем самого себя и ищет, прежде всего, свои собственные ошибки. Другой обвиняет всех вокруг, но только не себя.

Усвоенный в детстве стрессовый сценарий происходит почти автоматически. В этих случаях достаточно незначительного нарушения привычного ритма жизни и работы, как “включается” стрессовый механизм и начинает разворачиваться практически против воли человека, как “маховик” какого-то мощного и убийственного “оружия”. Человек начинает конфликтовать по причине какой-либо мелочи или пустяка. У него искажается восприятие действительности, он начинает придавать негативное значение происходящим событиям, подозревая всех “в несуществующих грехах”.

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый “стресс льва”. Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое снижение ее эффективности, пассивность и общее торможение (“стресс кролика”).

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

Методы борьбы со стрессом

— это ощущение, которое испытывает человек, когда полагает, что не может эффективно справиться с возникшей ситуацией.

Если вызывающая стресс ситуация зависит от нас, необходимо более рационально сконцентрировать усилия на том, чтобы изменить ее. Если ситуация не зависит от нас, нужно смириться и менять свое восприятие, свое отношение к этой ситуации.

В большинстве ситуаций стресс проходит несколько стадий.

  1. Фаза тревоги. Это мобилизация энергетических ресурсов организма. Умеренный стресс на этой стадии полезен, он ведет к повышению работоспособности.
  2. Фаза сопротивления. Это сбалансированное расходование резервов организма. Внешне все выглядит нормально, человек эффективно решает встающие перед ним задачи, однако если эта стадия продолжается слишком долго и не сопровождается отдыхом, значит, организм работает на износ.
  3. Фаза истощения (дистресс). Человек ощущает слабость и разбитость, снижается работоспособность, резко возрастает риск заболеваний. Непродолжительное время с этим еще можно бороться усилием воли, однако потом единственный способ восстановить силы — это основательный отдых.

Одна из наиболее часто встречающихся причин возникновения стрессов — противоречие между реальностью и представлениями человека .

Стрессовая реакция одинаково легко запускается как реальными событиями, так и существующими лишь в нашем воображении. В психологии это называется «закон эмоциональной реальности воображения». Как подсчитали психологи, порядка 70 % наших переживаний происходят по поводу событий, которые существуют не в реальности, а лишь в воображении.

К развитию стресса могут приводить не только отрицательные, но и положительные жизненные события. Когда что-то резко меняется в лучшую сторону, организм тоже реагирует на это стрессом.

Стресс имеет свойство накапливаться. Из физики известно, что ничто в природе не может исчезнуть в никуда, вещество и энергия просто перемещаются или переходят в другие формы. То же самое касается и душевной жизни. Переживания не могут исчезнуть, они или выражаются вовне, например в общении с другими людьми, или накапливаются.

Существует несколько правил, которые помогут бороться со стрессом. Во-первых, не нужно запускать ситуации, которые приводят к накоплению стресса . Во-вторых, следует помнить о том, что стресс особенно хорошо накапливается тогда, когда мы полностью концентрируем внимание на том, что его вызывает. В-третьих, нужно помнить, что существует много способов снятия стресса , например физические упражнения, массаж, сон, пение, ванны с солью и расслабляющими маслами, баня, ароматерапия, расслабляющая музыка, аутотренинг и другие.

Пол века назад Ганс Селье ввел в обиход понятие стресса (Selje H., 1954), которое заставило ученых пересмотреть общепризнанные взгляды на взаимодействие человека с окружающей средой. Оказалось, что наряду со специфическими ответами организма на то или иное воздействие, имеются общие реакции, связанные с активностью гормональной системы. Селье показал, что при жаре и холоде, при горе и радости, при травме и сексе кора надпочечников выделяет определенные гормоны, помогающие человеку приспосабливаться к резким изменениям окружающей среды, чем бы они не были вызваны. Селье назвал это явление "адаптационным синдромом" и выяснил, что он протекает в три стадии. Это стадия тревоги, стадия резистентности (сопротивления) и стадия истощения. Если стресс протекает в рамках первых двух стадий - тогда все нормально, такой стресс даже полезен для организма. Если защитных сил организма недостаточно, тогда наступает третья стадия истощения адаптационных резервов, а это уже прямой путь к болезни.

За последние пятьдесят лет про стресс было написаны сотни тысяч научно-популярных статей. Причем каждый исследователь излагал свои личные взгляды на этот феномен. Поэтому будет справедливо, если мы предоставим слово самому первооткрывателю стресса Гансу Селье, который в доступной форме рассказал о своем открытии в книге "Стресс жизни".

В наши дни много говорят о стрессе, связанном с административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Но многие ли из горячих спорщиков, защищающих свои твердые убеждения, утруждают себя поисками подлинного значения термина "стресс" и его механизмов? Большинство людей никогда не задумывались над тем, есть ли разница между стрессом и дистрессом!

Слово "стресс", так же как "успех", "неудача" и "счастье", имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Возникает вопрос, не является ли понятие "стресс" просто синонимом "дистресса" (Distress - горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда; stress - давление, нажим, напряжение)? Тогда под это понятие попадают утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение, публичное порицание, серьёзная болезнь или даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада. Ответ на этот вопрос - и да, и нет. Любое из перечисленных условий может вызвать стресс.

Стресс - это приспособительная реакция, опосредованная индивидуальными различиями и (или) психологическими процессами, которая наступает в результате окружающей среды, обстоятельств или событий, предъявляющих избыточные психологические и (или) физические требования к человеку.

Как же справиться со стрессом жизни, если мы не можем даже определить его? Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих; диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания - это сотни погибших; спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, - все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых - справиться с возросшими требованиями к человеку. Факторы, вызывающие стресс - стрессоры, различны, но они пускают в ход одинаковую в сущности биологическую реакцию стресса. Различие между стрессором и стрессом было, вероятно, первым важным шагом в анализе этого биологического явления, которое мы все слишком хорошо знаем по собственному опыту.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. Чтобы понять это определение, нужно сначала объяснить, что мы подразумеваем под словом "неспецифический". Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потерю тепла с поверхности тела. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Если мы съели слишком много сахара, и содержание его в крови поднялось выше нормы, мы выделяем часть и сжигаем остальное, так что уровень сахара в крови нормализуется. Каждое лекарство и гормон обладают специфическим действием. Однако, независимо от того, какого рода изменения в организме они вызывают, все эти агенты имеют и нечто общее. Они предъявляют требования к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием, как таковым - это и есть сущность стресса.

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие - неспецифическое требование приспособления к новой ситуации - может быть одинаковым.

Нелегко представить себе, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако дело обстоит именно так. Количественные биохимические измерения показывают, что некоторые реакции неспецифичны и одинаковы для всех видов воздействий.

Медицина долго не признавала существования такого стереотипного ответа. Казалось нелепым, что разные задачи, фактически все задачи, требуют одинакового ответа. Но если задуматься, то в повседневной жизни много аналогичных ситуаций, когда специфические явления имеют, в то же время, общие неспецифические черты. На первый взгляд трудно найти "общий знаменатель" для человека, стола и дерева, но все они обладают весом. Нет невесомых объектов. Давление на чашу весов не зависит от таких специфических свойств, как температура, цвет или форма. Точно так же стрессорный эффект предъявленных организму требований не зависит от типа специфических приспособительных ответов на эти требования.

Стресс – это такая реакция, когда после обработки сознанием какого-либо внутреннего или внешнего обстоятельства возникает особое состояние нервной системы, которое приводит к изменению работы внутренних органов. Подобный фактор может быть индивидуальным у каждого: внутренний – личная болезнь, которая снижает качество жизни, внешний – смерть близкого человека, смена работы или переезд. Стресс возникает только при условиях, когда воздействие данного обстоятельства превышает личный порог стрессоустойчивости.

Стресс может являться острым и развиваться в виде единичного воздействия, последствия которого могут проходить самопроизвольно в некоторых случаях. Это явление запрограммировано природой, для того чтобы бороться с опасностями и избегать их. Чаще всего в современном мире встречается хроническая форма стресса, при которой психотравмирующие обстоятельства начинают как бы наслаиваться друг на друга. Именно данный процесс и становится причиной многих хронических заболеваний.

Чем опасен стресс

Ученые твердят, что более 150 тысяч человек в 142 странах мире сегодня имеют проблемы с собственным здоровьем, которые возникли в результате стресса. Наиболее частой является болезнь сердца (инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, стенокардия). Согласно данным РАН, после распада Советского Союза за 13 лет количество больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями возросло с 617 до 900 человек на каждые 100 000 населения. При этом количество курильщиков и людей, которые регулярно принимают алкоголь, людей с наличием выраженного ожирения или повышенным уровнем холестерина – те причины, которые и являются ключевыми при развитии сердечных и сосудистых патологий, остались в пределах прежних показателей. В результате, ученые задумались о влиянии на здоровье психоэмоционального состояния.

На втором месте находятся последствия жизни в постоянном состоянии психического заболевания, на третьем – ожирение. Хронический стресс не обходит стороной также и органы мочеполовой и пищеварительной системы, однако изменения, которые в них происходят, не настолько фатальны. Помимо прочего, человек, который постоянно находится в состоянии психоэмоционального напряжения, сильно снижает работоспособность и силу собственной иммунной системы, становясь легкой мишенью для множества патологий.

Как развивается стресс

Впервые процессы, которые происходят после столкновения человека с психотравмирующими событиями, были описаны психологом Кэннон в 1932 году. Широкая огласка данного вопроса и термин «стресс» начали применяться только с 1936 года, после выхода в свет статьи известного физиолога Ганса Селье, который именовал стресс «синдромом, который развивается вследствие воздействия различных повреждающих агентов».

Селье установил, что при воздействии на психику агентов, которые превышают адаптационные ресурсы организма (порог стрессоустойчивости), могут развиваться следующие реакции:

    Увеличивается кора надпочечников. Именно этот участок организма отвечает за выработку «гормона стресса», основным глюкокортикоидным гормоном является кортизол.

    Снижение количества липидных гранул в надпочечниках (в мозговом слое), основной задачей данных структур является выделение норадреналина и адреналина в кровь.

    Снижение объема лимфатической ткани, отвечающей за иммунитет, провоцирует обратное развитие лимфатических узлов, селезенки, тимуса (центрального органа иммунной системы).

    Повреждение слизистых оболочек двенадцатиперстной кишки и желудка, включая развитие язв (их называют еще стресс-язвы).

Под влиянием гормонов норадреналина, адреналина и кортизола возникает не только стресс-язва на слизистых кишечника и желудка, но и:

    повышение уровня глюкозы в крови, что приводит к снижению чувствительности тканей к инсулину (так, в результате стресса, можно получить сахарный диабет второго типа);

    задерживается натрий, а вместе с ним и вода в тканях, в то время как калий, который необходим для нормальной работоспособности нервов и сердца, выводится быстрее обычного;

    распад тканевых белков, которые образуют глюкозу;

    повышенное отложение липидной ткани в подкожной клетчатке;

    сердцебиение становится частым, и нарушается его ритм;

    повышается артериальное давление.

В результате снижения объема лимфатической ткани, происходит снижение и общего иммунитета. Это может привести к снижению устойчивости к инфекциям, и любой вирус может стать причиной развития тяжелой патологии или ее осложнения бактериальными патогенами.

Порог стрессоустойчивости индивидуален для каждого человека и зависит от:

    устойчивости психики человека к воздействию неблагоприятных факторов;

    жизненного опыта человека;

    типа нервной системы (является одной из двух сильных или наоборот двух слабых), это определяет скорость реакции при принятии решений и выраженности и характере эмоций.

Таким образом, меланхолики и холерики более подвержены стрессу, тогда как уравновешенный сангвиник меньше, а флегматик и того меньше (для них требуется большая сила стрессогенных факторов).

Классификация

Стресс – это общее название для всех вышеописанных реакций организма, когда влияние психики активизирует работу надпочечников. Он может являться:

    Отрицательным, который приводит к дистрессу. О нем будет подробно сказано далее, поскольку именно он может разрушать здоровье.

    Положительным – эустресс. Спровоцирован внезапной радостью, к примеру, при встрече со старинным другом или при получении неожиданного подарка, также его может вызвать жажда соревнования или вдохновение. Этот вид стресса не оказывает негативного влияния на человеческое здоровье.

По характеру воздействия дистресс может быть:

    Психологическим или нервно-психическим. Особый вид, который принято подразделять на два вида:

    1. психоэмоциональный стресс, который развивается на фоне сильной ненависти, обиды или гнева;

      информационный стресс, возникающий при переизбытке информации. Чаще всего развивается у людей, которые по роду деятельности должны заниматься обработкой большого количества информации.

    Физическим, который подразделяют на:

    1. световой (когда человек вынуждено долгое время находится в освещенном пространстве, при попадании в условия полярного дня, лежа в больнице, на работе);

      болевым (в результате травмы и боли);

      пищевым (при голоде или наоборот – вынужденном питании теми продуктами, которые отвратительны для человека);

      температурным (к примеру, при воздействии холода или жары).

Дистресс может возникать вследствие экстремальных условий (оползней, наводнений, ураганов, военных действий) или крайне сильными психологическим событиями (сдача экзамена, разрыв отношений, смерть родственника).

Существует даже классификация стрессоров (стрессирующих факторов). В их качестве могут выступать:

    Жизненное событие – продолжительное по времени событие: смерть близкого человека, развод, командировка, переезд.

    Хроническое эмоциональное перенапряжение. Оно развивается в результате неразрешенных конфликтов с коллегами или членами семьи.

    Небольшие жизненные трудности, которые накапливаются в течение долгого времени по аналогии со снежным комом и могут разрушить нормальное взаимоотношение в семье.

Данные стрессоры – это истинная причина развития дистресса.

Течение стресса

Ганс Селье выделял в свое время три стадии при ответе организма на любой стресс. Скорость возникновения зависит от силы стрессора и состояния ЦНС конкретного человека:

    Стадия тревоги. Человек перестает контролировать собственные действия и мысли, что создает предпосылки для ослабления организма. Поведение больного меняется и становится противоположным тому, которое обычно свойственно для человека.

    Стадия резистентности. Сопротивляемость организма повышается таким образом, чтобы человек смог принять конкретное решение и справиться с появившейся ситуацией.

    Стадия истощения. Развивается при длительном стрессе, когда организм больше не в силах поддерживать должную резистентность. Именно на данной стадии начинают развиваться повреждения внутренних органов.

Есть также и более расширенное описание стадий, которое было сделано после работ Селье. Таким образом, выделяют 4 стадии:

    Мобилизация: повышение активности и внимания человека, силы пока еще расходуются экономно. Если процесс на данной стадии затухает, то это только закаляет организм, а не разрушает его.

    Активная (стеническая) отрицательная эмоция. Возникает ярость, агрессия, гнев. Для достижения цели силы организма начинают расходоваться неэкономно, что приводит к истощению организма.

    Астеническая (пассивная) отрицательная эмоция. Возникает в результате чрезмерного расходования сил организма на предыдущей стадии. Человек становится тоскливым и не верит в собственные силы, а также в возможность разрешения возникшей ситуации. Высокая вероятность возникновения депрессии.

    Полная деморализация. Происходит тогда, когда стрессор действует на организм человека все время. Человек начинает смиряться с тем, что он проиграл и становится безучастным, не хочет решать ни задачу-стрессор, ни какую-либо другую. О таких людях часто говорят «сломлен».

Что может стать причиной стресса

Чем провоцируется стресс у здорового человека, было сказано выше. Это и переезд, и травмы, и развод, и гибель близкого человека, и даже денежные проблемы, постоянная нехватка времени для сдачи работы в срок, болезни – близкого или личные. Женщины подвергаются стрессу при рождении ребенка, даже в случае, когда женщина уверена, что в течение 9 месяцев она успеет подготовиться к этому (особенно уязвимы к стрессам роженицы, которые имели осложнения при вынашивании, перенесли в это время разрыв с любимым человеком или страдали от постоянных конфликтов).

Факторы, повышающие шанс возникновения стресса – недосыпание, хронические болезни, недоброжелательный настрой друзей и окружения. Более уязвимыми к стрессу считаются люди, которые верны убеждениям и данному слову.

Причины стресса у детей могут быть не настолько очевидны:

    отсутствие человека, который мог бы выслушать проблемы;

    навязывание хобби родителями;

    проблемы общения;

    повышение нагрузок в школьной программе или после перехода из детского сада в первый класс;

    перемена места жительства;

    проблемы в общении со сверстниками;

    проблемы с обращением в детском саду;

    переохлаждение;

    резкая смена погодных условий;

    случайное лицезрение интимного обращения чужих людей или родителей;

    смена часового пояса;

    резкие изменения в распорядке дня;

    потеря домашнего любимца;

    начальный сексуальный опыт;

    частое пребывание в больнице без родителей;

    неблагополучная обстановка в семье;

    отправка в пионерлагерь или санаторий без родителей.

Как определить, что у человека стресс

Принято различать стресс острый и хронический. Они проявляются по-разному.

Также существует диагноз – острая реакция на стресс. Так называют расстройство, возникающее у психически здорового человека в ответ на сильный физический или психологический стрессор, при котором существовала серьезная угроза жизни близкому человеку или самому пострадавшему. Она отмечается после:

    участия в боевых действиях, который были особо кровопролитны;

    того, как человек попал в заложники при террористическом акте;

    автокатастрофы;

    изнасилования, особенно при жестоких случаях;

    гибели детей;

    пожара в доме;

    стихийного бедствия (наводнения, цунами, ураганы).

Подобный сильный стресс является кратковременным расстройством, он может длиться от нескольких часов до 1-2 дней. После него требуется срочная медицинская помощь со стороны грамотного психотерапевта или психиатра, в противном случае стресс может стать причиной суицидальных попыток или перейдет в хроническую форму со всеми вытекающими последствиями.

Риск развития реакции на сильный стресс выше у людей:

    которые истощены после тяжелого труда или после болезни;

    при наличии заболевания мозга;

    которые не видят помощи со стороны;

    старше 50 лет;

    когда вокруг погибают люди;

    когда произошедшее является полной неожиданностью.

О наличии острой реакции на стресс говорят симптомы, которые начинаются спустя несколько минут после произошедших событий:

    Подобное помутнение сознания, при котором человек дезориентирован в происходящих событиях, но может обращать внимание на мелкие детали. В результате, человек способен совершать бессмысленные и странные поступки, которые для окружающих могут стать признаком неадекватности конкретной личности.

    Человек способен высказывать бредовые идеи и рассказывать о несуществующих событиях, говорить при отсутствии собеседника. Подобное поведение продолжается короткое время и может резко оборваться.

    Человек с наличием острой реакции не понимает или не совсем понимает речь, обращенную к нему, не может выполнить просьбу или делает это неправильно.

    Крайняя заторможенность движений и речи. Может быть выражена до такой степени, что человек просто застывает в одной позе и отвечает на вопросы невнятным звуком. Реже возможна обратная реакция: словесный поток, который невозможно остановить и выраженное двигательное беспокойство. Также может присутствовать паническое желание нанести себе вред или паническое бегство.

    Реакция со стороны вегетативной системы: понос, рвота, покраснение или побледнение кожи, расширение зрачков. Может возникать настолько резкое падение артериального давления, что человек просто погибает.

    Довольно часто присутствуют такие симптомы стресса: отчаяние, агрессивность, неспособность ответить при полном понимании речи, растерянность.

При попадании в подобную ситуацию человека с нездоровой психикой острый ответ организма на стресс может быть не таким, какой описан выше.

Данные симптомы присутствуют больше 2-3 дней и не являются острой реакцией на стресс. Необходимо срочно обратиться к невропатологу, наркологу, психиатру или инфекционисту для поиска истинной причины такого состояния.

После перенесенной острой реакции довольно часто полностью или частично пропадает память о подобном поведении. При этом человек некоторое время остается сверх напряженным, страдает от нарушений поведения и сна. 2-3 недели возможно истощение, от чего пропадает желание заниматься, чем-либо, и даже нет воли к жизни. Человек может ходить на работу и выполнять ее на «автомате».

Острый стресс

О наличии в жизни человека стресса, говорят такие симптомы, которые возникают срезу или спустя некоторое время после столкновения со стрессором:

    потливость;

    учащенное сердцебиение;

    ощущение дискомфорта и стеснения в грудной клетке;

    тошнота с однократной рвотой;

    эмоциональный взрыв, который сочетается с ощущением неконтролируемого страха или тревоги, или же с возбуждением, близком к агрессии;

    онемение и ощущение ватных конечностей;

    стрессовое недержание мочи;

    боль в животе;

    чувство жара или озноб;

    учащенное дыхание, которое сопровождается ощущением нехватки воздуха.

При сильном стрессе, который все же не достиг критической отметки (когда существует угроза жизни, которая обычно и является причиной острой реакции на стресс), у личности, помимо перечисленных выше признаков, может наблюдаться:

    головная боль;

    кожная сыпь по аналогу крапивницы, которая возникает в ответ на поступление в организм аллергена;

    судороги без потери сознания;

    выраженное чувство отчаяния, безнадежности;

    болезненные позывы к опорожнению кишечника, после чего присутствует жидкий стул.

Хронический стресс

Состояние, которое характерно для современных людей со стремительным темпом жизни. Клиническая картина хронического стресса выражена не настолько ярко, как при острой реакции на стресс, поэтому довольно часто ее проявления списывают на усталость и не придают ситуации должного значения, пока не возникают серьезные заболевания. При возникновении последних человек спешит к врачу и начинает курс лечения, которое не приносит должного результата, поскольку основная причина, жизнь в постоянном стрессе, остается неустраненным фактором.

О том, что у человека хронический стресс, говорят признаки, которые условно подразделяют на несколько групп:

Связанные с изменениями физиологии пациента

При стрессе человек может испытывать физические страдания, которые заставляют его искать причину для посещения врачей различных направлений и вынуждают принимать множество медикаментов. Однако наличие перечисленных ниже симптомов, когда они возникают у человека, постоянно испытывающего стрессы, не означает, что он не страдает от стенокардии или язвенной болезни. Поэтому они будут перечислены, а уже относительно их наличия и трактовки нужно говорить в каждом конкретном случае со специалистами и принимать решения относительно лечения.

Среди физиологических симптомов хронического стресса выделяют:

    рези в желудке;

  • затруднение глотания;

    похолодание рук;

    сухость во рту;

    звон в ушах;

    заикание;

    частое мочеиспускание;

    боль за грудиной;

    бруксизм;

    боль в спине;

    головная боль;

    снижение аппетита;

    частые инфекционные заболевания дыхательных путей, которые сопровождаются насморком и кашлем;

    покраснение лица, приливы жара;

    выкручивание суставов;

    периодические мышечные спазмы: перемещающиеся и непонятные мышечные боли, спазмы мышц рук;

    снижение либидо, эректильная дисфункция;

    сыпь в виде красных пятен или пузырьков, которая возникает на пустом месте;

    навязчивые движения и тики;

    сильная дрожь верхних конечностей;

    повышенное потоотделение;

    скачки артериального давления;

    во время очередного эпизода может повышаться температура тела.

Симптомы, которые связаны с эмоциями

О наличии у человека стресса хронического характера свидетельствуют изменения в его характере, когда у до этого уравновешенного человека начинают проявляться:

    враждебность к другим;

    импульсивные поступки;

    взрывы гнева;

    плаксивость;

    тревожность;

    раздражительность;

    капризность;

    занижение самооценки;

    ухудшение памяти;

    изменение длины сна и существенное ухудшение его качества (частые кошмары);

    появление суицидальных наклонностей и мыслей о совершении самоубийства;

    повышение чувствительности к мигающему, яркому свету, громким звукам;

    чувство невыразимой тоски, безысходности, одиночества;

    склонность к командным крикам;

    снижение порога беспокойства;

    концентрация только на неприятных событиях;

    обидчивость;

    чувство нереальности происходящего вокруг;

    пессимизм;

    постоянная критика близких;

    чувство вины;

    исчезновение стимулов, целей, жизненных интересов;

    лживость;

    подозрительность.

Социально-поведенческие симптомы

О том, что у человека присутствует хронический стресс, подскажут также и изменения в его общении и поведении:

    человек становится конфликтным;

    трудоголизм и постоянные нагрузки на работе и даже дома являются самостоятельной попыткой уйти от ситуации;

    постоянная нехватка времени;

    старание находится изолированно;

    склонность к употреблению медицинских препаратов, наркотиков, алкоголя;

    нервный хохот;

    потеря прежних интересов: к хобби, работе;

    утрата интереса к собственному внешнему виду;

    невнимательность;

    за рулем человек довольно часто ведет себя неадекватно, высказывается грубо в отношении других участников движения;

    в привычной работе допускается много незначительных ошибок.

Интеллектуальные признаки

К ним относят:

    трудности в принятии решений;

    вязкость речи;

    навязчивые мысли, часто – негативные;

    повторение сказанного ранее;

    затруднение при анализе новой информации;

    ухудшение памяти: быстро забывает и плохо запоминает, могут наблюдаться провалы в памяти.

Особенности протекания стресса у женщин

Женщины являются более уязвимыми к стрессам. Кроме того, в попытках стать идеальной матерью и женой женщины стараются скрывать собственные переживания и начинают их копить в себе. Это может стать причиной проявления определенных симптомов, большинство из которых были представлены выше и которые ничем не отличаются от «мужской» клиники. В результате, из этого могут вырасти эндокринные, сердечные или гинекологические заболевания, а также ожирение.

Признаки стресса у женщин, которые позволят догадаться о его наличии:

    ухудшение координации;

    боли в желудке;

    приступы паники;

    спазмы, которые сопровождаются болью сначала в одном, а затем в другом отделе живота;

    возникновение непонятных гнойников или красных элементов;

    боли в спине;

    подергивание века на одном из глаз, которое продолжается несколько минут;

    внезапные перепады настроения, которые ранее были не свойственны для женщины;

    сбои в менструальном цикле;

    боли в суставах;

    головная боль (обычно в одной половине головы);

    изменение отношения к близким и к себе (эмоциональная холодность, чувство вины);

    раздражительность;

    мысли о суициде;

    снижение инстинкта самосохранения;

    снижение уровня работоспособности;

    щелканье, свист, шум в ушах;

    выпадение волос (возможно сразу или спустя 3-6 месяцев после стресса);

    согласно данным American Journal of Obstetrics and Gynecology, симптомом стресса, который возникает под воздействием кортизола, может являться вагинальная молочница с частыми рецидивами;

    пристрастие к некоторым видам пищи (обычно это молочные продукты и сладости) или алкоголю.

Особенно стоит обращать внимание на подобные симптомы нужно после родов. Они будут свидетельствовать о том, что вполне вероятно начало послеродовой депрессии или даже более опасного послеродового психоза.

Особенности течения стресса у детей

Признаки стресса у ребенка также слабо заметны, особенно если малыш еще не достиг сознательного возраста.

Если ребенок в возрасте до 2 лет, о том, что он перенес стресс, могут свидетельствовать отказ от пищи, раздражительность и плаксивость. Подобные симптомы развиваются при любой не воспалительной или воспалительной патологии, поэтому последние нужно исключить в первую очередь.

Дети в возрасте от 2 до 5 лет заявляют о перенесении стресса путем возвращения старых привычек: недержание кала или мочи, отказ от самостоятельного кормления, сосание пустышки, пальца. Ребенок может начать плакать при изменении обстоятельств (к примеру, от того, что его будят ночью в туалет), а также при появлении в доме новых людей. Также вполне возможно развитие заикания.

О стрессе у детей 2-5 лет свидетельствует снижение активности, или наоборот гиперактивность, беспричинное кратковременное повышение температуры тела, частая смена настроения, рвота, возникновение множества страхов (собак, одиночества, темноты, людей определенной профессии). Малыш в стрессовом состоянии плохо засыпает.

У детей 5-9 лет стрессы проявляются следующими симптомами:

    беспричинные тревоги и страхи;

    агрессия;

    поведение как у детей раннего возраста (появление сюсюканья, уподобления малышу, ребенок начинает ластиться);

    ночные кошмары;

    снижение успеваемости;

    утомляемость;

    если малыш начинает лгать, вполне возможно, что это тоже проявление стресса;

    вызывающее поведение на протяжении нескольких дней;

    нервные тики или вредные привычки расчесывать кожу, ковыряться в носу, вырывать волосы, грызть ногтевые пластины или предметы (ручки, резинки, линейки);

    ребенок может частично забыть о стрессировавших его событиях;

    расслоение ногтей;

    заеды в уголках рта;

    боли в области грудной клетки;

    головные боли;

    тошнота и иногда рвота;

    снижение или повышение аппетита;

    попытки убежать из дома, или желание постоянно находиться в пределах дома, избегание других детей, отказ от посещения школы.

Какие проявления свидетельствуют о перенесенном стрессе

Основными симптомами после стресса являются проявления истощения организма. А именно:

    негативные мысли;

    затруднения при сосредоточении;

    нерешительность;

    ухудшение памяти и внимания;

    безразличие к собственному внешнему виду;

    снижение либидо;

    снижение аппетита;

    сонливость днем и бессонница ночью, однако возможна и постоянная сонливость;

    усталость, которая возникает быстрее, чем ранее, и может не пройти даже после продолжительного отдыха;

    беспричинная тошнота;

    появление непереносимости жары;

    потливость, головные боли, скачки артериального давления, учащение пульса;

    человек становится раздражительным, вспыльчивым.

Однако если сила раздражителя была довольно высокой, то при отсутствии острой реакции на стресс спустя несколько недель или месяцев вполне возможно развитие синдрома посттравматического расстройства стрессового генеза. Он проявляется:

    неадекватной (обычно – это полное отсутствие или очень слабая) реакция на происходящие события;

    тревожностью;

    агрессивностью;

    недоверчивостью к окружающим;

    отчуждением от окружающих;

    человек начинает жить в собственной проблеме – днем он постоянно о ней думает, а ночью испытывает кошмары в ее отношении;

    если человек ассоциирует травмирующую ситуацию с какими-либо конкретными событиями, то при их повторном появлении он становится крайне агрессивным и испытывает приступы паники;

    приступы паники возможны и сами по себе и снижаются при общении с другими людьми, соответственно в такие моменты больной весьма охотно идет на контакт даже с незнакомыми людьми;

    у человека могут возникать боли в голове, сердце, животе. Поэтому довольно часто в таких ситуациях в ходе обследования по причине таких болей врачи ничего не находят. Это заставляет человека постоянно искать подходящего врача и консультироваться у множества специалистов. Если же ни один из врачей не сможет принести облегчение пациенту, он довольно часто теряет веру в медицину и начинает заниматься самолечением, а для лучшего результата начинает увлекаться наркотическими средствами и алкоголем.

Таким образом, заподозрить клинику, спровоцированную стрессом, очень часто можно при наличии патологий внутренних органов. Говорить в сторону стресса можно по тому фактору, что чаще всего его признаки затрагивают сразу несколько систем организма (к примеру, изжога и боли в суставах). Уточнить диагноз возможно только при помощи обследования: в таких случаях при помощи лабораторных (анализы) и инструментальных (рентген ЖКТ, УЗИ сердца, кардиограмма, фиброгастроскопия) исследований будут обнаружены минимальные изменения или полное отсутствие изменений в органах. Наличие стресса может подтвердить психиатр или психотерапевт в ходе беседы с человеком и проведении некоторых специальных тестов (обычно, устных). Также о наличии стрессовой реакции организма будет свидетельствовать изменение уровня гормона АКТГ и кортизола в крови.


Стресс – совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. В случае эмоционально положительного стресса стрессовая ситуация непродолжительна и вы ее контролируете, обычно в этих случаях опасаться нечего: ваш организм сможет быстро отдохнуть и восстановиться после взрыва активности всех систем.

Различают кратковременный (острый ) и долговременный (хронический ) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье. Долговременный несет более тяжелые последствия.

Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса - шок. В жизни каждого человека были шокирующие ситуации.

Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, вы вроде бы оправились от потрясения, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова.

Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных (например, неудовлетворенность работой, напряженые отношения с коллегами и родственниками и т.п.).

Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, холод, жара, голод, жажда, физические перегрузки и т.п.)

Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность, информационная перегрузка и т.п.

Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности человека (преступления, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы и т.п.).

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления.

Психоэмоциональный стресс является защитно-приспособительной реакцией, мобилизующей организм на преодоление разнообразных, нарушающих жизнедеятельность, препятствий, при возникновении многих конфликтных ситуаций, в которых субъект ограничен в возможностях удовлетворения своих основных жизненно важных биологических и социальных потребностей.

Описывая стрессовый процесс Селье выделил три фазы:

1) Реакция тревоги - наступает непосредственно за воздействием какого-либо стрессора и выражается в напряжении и резком снижении сопротивляемости организма. Происходит возбуждение симпатической нервной системы; гипоталамус посылает химический сигнал в гипофиз, заставляя его усилить выделение адренокортикотропного гормона (АКТГ), который в свою очередь попадает с кровью в надпочечники и вызывает секрецию кортикостероидов - гормонов, которые подготавливают весь организм к действию и возможной борьбе с повреждающими факторами. Ученые измеряют стрессовую реакцию по увеличению содержания норадреналина, АКТГ или кортикостероидов в крови;

2) Фаза сопротивления, характеризующаяся мобилизацией ресурсов организма для преодоления стрессовой ситуации. При психологических стрессах симпатическая нервная система готовит организм к борьбе или бегству;

Каждый человек проходит через эти две стадии множество раз. Когда сопротивление оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию.

3) Фаза истощения, которой соответствует стойкое снижение ресурсов организма. Она наступает в том случае, если стрессор продолжает воздействовать в течение достаточного периода времени.

Стресс - неспецифическая реакция организма на действие экстремальных факторов, какую-либо трудно разрешимую или угрожающую ситуацию. При стрессе в организме вырабатывается гормон адреналин, основная функция которого заставить организм выживать. Стресс является нормальной частью человеческой жизни и необходим в определенных количествах. Если бы в нашей жизни не было стрессовых ситуаций элементов соревнования, риска, желания работать на пределе возможностей жизнь была бы гораздо более скучной. Иногда стресс выполняет роль своего рода вызова или мотивации, которая необходима, чтобы почувствовать полноту эмоций, даже в случае, если речь идет о выживании. Если же совокупность этих вызовов и сложных задач становится очень большой, тогда способность человека справляться с этими задачами постепенно утрачивается.

Тревожность состояние сознания и тела, связанное с беспокойством, напряжением и нервозностью. В жизни каждого человека случаются моменты, когда он испытывает стресс или тревожное состояние. В сущности состояние тревоги помогает человеку справляться с внешними опасностями, заставляя мозг интенсивно работать и приводя организм в состояние готовности к действию. Когда тревоги и страхи начинают подавлять человека и влиять на его повседневную жизнь, могут возникать так называемые тревожные расстройства. Тревожные расстройства, в том числе панические состояния, боязнь потерять работу, специфические страхи, посттравматические стрессы, обсессивно-компульсивные расстройства и общее состояние беспокойства, обычно начинают проявляться в возрасте после 15-20 лет. Тревожные расстройства расцениваются как хронические заболевания, которые могут прогрессировать без лечения. На данный момент существуют эффективные методы их лечения.



Стресс - это ответная реакция организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное спокойствие и равновесие человека.

Когда стресс продолжается длительное время, то на фоне сильного раздражения нервной системы могут возникнуть мигрени, повышенное давление, боли в спине, сахарный диабет, импотенция.

Что же является причиной возникновения стресса?

Специалисты считают, что любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Надо учитывать, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как рождение ребенка, замужество (женитьба) так и отрицательные - потеря работы, смерть близкого человека. Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке).

Каковы первые признаки стресса?

Наиболее распространенными симптомами при стрессе являются:

* Депрессия

* Головные боли

* Бессонница

* Сексуальные нарушения

* Быстрое сердцебиение

Медицинская помощь

Если симптомы стресса не проходят в течение нескольких недель, необходимо провести диагностическое обследование.

В случае отсутствия каких-либо явных физиологических причины стресса, рекомендуется обучающая психотерапия, которая поможет овладеть навыкам преодоления трудных жизненных ситуаций и извлекать из них полезный развивающий опыт.

Стресс Общие сведения о стрессе.

Стресс - это состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.

Понятие "стресс" введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. Различается эустресс - нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс - патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. В обыденном сознании за-крепилось в основном второе представление о стрессе. Селье считает стресс неотъемлемым ат-рибутом жизнедеятельности. Человек не может полноценно функционировать, если на его ор-ганы чувств не действует достаточное число соответствующих раздражителей. В этом случае организм реагирует состоянием стресса, которое играет мобилизующую и поэтому положительную роль. С другой стороны, раздражители повышенной интенсивности или возникающие в чрезмерном количестве могут вызвать дистресс и повлечь соматическое заболевание, деформации психики и даже гибель.

Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности: психофизиологической конституцией, чувствительностью к воздействиям (сензитивностью), особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремле-ние к преодолению препятствий и т.д.

Таким образом, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ ор-ганизма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение.

Среди признаков стрессового напряжения выделяются: невозможность сосредоточиться; частые ошибки в работе; ухудшение памяти; частое возникновение чувства усталости; быстрая речь; мысли часто улетучиваются; довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка); повышенная возбудимость; работа не доставляет прежней радости; потеря чувства юмора; рез-кое возрастание количества выкуриваемых сигарет; пристрастие к алкогольным напиткам; по-стоянное ощущение недоедания или пропадание аппетита; невозможность вовремя закончить работу.

Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенно-стями данной личности. Те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение в резуль-тате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида. Тревога - это ощу-щение неопределенной угрозы, неопределенное беспокойство. Тревога представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Тревога может играть охрани-тельную и мотивационную роль. Но если тревога не адекватна ситуации, то она препятствует адаптации. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом. Организация эмоционального стресса пред-полагает фрустрацию. Совокупность фрустрации, тревоги, а также их взаимосвязь с аллопсихи-ческой и интрапсихической адаптациями и составляет основное тело стресса.

Исследования выявили, что молодёжь менее подвержена воздействию внешней тревоги, чем люди старшего поколения, потому что она более адаптивна. Из этого следует сделать вывод о том, что чем гибче выстроена нервно-психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации и менее болез-ненно переносятся стрессовые ситуации.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс, можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, опре-деленным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

Г. Селье выдвинул гипотезу о том, что старение - итог всех стрессов, которым подвергался ор-ганизм в течении своей жизни. Оно соответствует "фазе истощения" общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях.

Успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следо-вательно, по Селье, можно долго и счастливо жить, если выбрать подходящую для себя работу и удачно с ней справляться.

С практической точки зрения, избыточный стресс, являясь чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением, вызывает психосоматические заболевания, а его психологиче-ские проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др. Снижая эффективность и благопо-лучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям - увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа работников.

Реакции организма на стресс.

Рассмотрим возможные реакции организма на стресс:

Реакция стресса.

Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуа-ции. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в соз-давшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней. Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

Пассивность.

Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не спо-собен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии.

Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

Две другие реакции активные и подчинены воле человека.

Активная защита от стресса.

Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для дости-жения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья.

Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию челове-ческого организма - как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.

Основные способы борьбы со стрессом.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека. При психологическом консультировании страдающих от чрезмерного стресса на рабочем можно давать следующие советы:

1. Разработайте систему приоритетов в своей работе.

2. Научитесь говорить "нет", когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы.

3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашим начальником.

4. Не соглашайтесь с кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования.

5. Сообщите своему боссу и сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки задания не ясны.

6. Найдите день время для отключения и отдыха. К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

Стресс могут вызывать и личностные факторы. Чтобы предотвратить дальнейшие последствия, способствующие возникновению различных психических отклонений и психосоматических за-болеваний, психолог-консультант может дать ряд рекомендаций, которые помогут своевремен-но подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негатив-ное воздействие на организм:

1. Собрать достаточную информацию о возможности наступления подобных ситуаций.

2. Продумать способы предупреждения конкретных жизненных опасностей, попытаться найти способы их смягчения.

3. Не пытаться в преддверии самого события делать поспешные умозаключения.

4. Осознать, что большую часть вызывающих стресс ситуаций клиент способен решить сам, не прибегая к помощи психолога.

5. Стремиться активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая деятельность адаптационных организмов.

6. Понять и принять, что серьезные перемены - это неотъемлемая часть жизни.

7. Помнить, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации.

Можно выделить четыре основных метода борьбы со стрессом: релаксация, противострессовый распорядок дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса.

Использование этих методов при необходимости доступно каждому.

Одним из эффективных средств защиты от стресса является релаксация. Согласно теории Г. Селье, автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз: импульс, стресс, адаптация. Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек может помешать воздействию стрессового импульса, за-держать его или ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в ор-ганизме.

Дыхание может стать затруднённым и тяжёлым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауто-регуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

Обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации помогает метод ау-тоанализа личного стресса посредством ведения "дневника стрессов". Метод этот требует фик-сации в дневнике в течение нескольких недель того, когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро опреде-лять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникнове-ния стресса.

Неожиданно оказываясь в стрессовой ситуации, для начала нужно собрать в кулак всю свою во-лю и скомандовать себе остановиться, чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Что-бы суметь выйти из состояния острого стресса и успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи, чтобы в критической ситуации быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе:

1. Релаксация;

2. Рациональное восприятие окружающей обстановки;

3. Смена обстановки;