Вот упал над озером алый свет зари. Анализ стихотворения Есенина «Выткался на озере алый свет зари…

«Выткался на озере алый свет зари…» Сергей Есенин

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.

Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.

Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.

И пускай со звонами плачут глухари,
Есть тоска веселая в алостях зари.

Анализ стихотворения Есенина «Выткался на озере алый свет зари…»

Раннюю лирику Есенина исследователи его жизни и творчества считают неравноценной и неоднородной. В ней сложно выделить единственный главенствующий мотив, ее не стоит подводить под одну ключевую идею. Сергей Александрович испытывал на себе различные влияния. Здесь и русские народные сказки, песни, частушки, и произведения профессиональных писателей – Толстого, Горького, Надсона. Поэтому среди его стихотворений есть как проникнутые разудалым весельем и безудержной радостью, так и отражающие пессимистические настроения, развивающие тему смерти.

К ранней поэзии Есенина относится написанное в 1910 году стихотворение «Выткался на озере алый цвет зари…», соединяющее в себе черты интимной и пейзажной лирики. Первые несколько двустиший посвящены описанию природы. Лирический герой любуется восходом солнца. Перед ним предстает удивительное по красоте зрелище – словно на синем фоне озера кто-то выткал алый цвет. Чтобы создать объемную картину, Сергей Александрович добавляет в нее звуки – «на бору со звонами плачут глухари», «плачет где-то иволга». Казалось бы, лирический герой должен грустить, но на душе его светло. Причиной тому – любовь. Юноша с нетерпением ждет свидания с дорогой сердцу девушкой. Чувства переполняют его. Персонаж погружен в мечты, касающиеся их совместного времяпрепровождения. В финале Есенин употребляет любопытный оксюморон – «тоска веселая». С помощью этого средства художественной выразительности поэту удается довольно точно передать состояние влюбленного человека, которому поскорее хочется увидеть предмет воздыхания.

Есть вероятность, что стихотворение «Выткался на озере алый цвет зари…» посвящено первому серьезному чувству Сергея Александровича. Сердце юного Есенина принадлежало Анне Алексеевне Сардановской – дочери родственников константиновского священника отца Иоанна, которые приезжали в село погостить на лето. Точное время знакомства поэта с девушкой сложно назвать. Наиболее распространенная версия – 1907 или 1908 год. Сначала между ними завязалась детская дружба, потом Есенин влюбился, что отразилось в ряде его ранних произведений. О первом своем сильном чувстве, чистом и невинном, Сергей Александрович помнил до конца жизни. Возможно, именно Сардановская – прототип Анны Снегиной. Сильнейшим ударом для поэта стала ранняя кончина Анны Алексеевны, умершей в 1921 году, в возрасте двадцати пяти лет.

Стихотворение «Выткался на озере алый цвет зари...» – образец ранней лирики С.А. Есенина. Оно было написано в 1910 г. Исследователи считают, что к созданию произведения молодого поэта подтолкнуло светлое чувство к Сардановской Анне Алексеевны, которая приезжала в его село летом. Приблизительная дата знакомства молодых людей – 1907 и 1908 г. Анна Алексеевна умерла в 1921 г., но ее образ сохранился в памяти и сердце Есенина до конца жизни. Творчество поэта разнообразно по настроениям: есть стихи пессимистичные и полные оптимизма, жизненной энергии. Анализированное произведение относится ко второй группе.

Тема стихотворения – радость от любви, переполняющей сердце; встреча возлюбленных на заре. Автор показывает, что когда душа смеется от любви, ее не способны огорчить внешние события.

Стихотворение условно делится на две части – пейзаж и рассказ о свидании с девушкой. Обе части объединяет лирический герой. Сначала он наблюдает, как на землю спускается вечер и ткет «на озере алый свет зари». Молодой человек замечает плач птиц, но он не может омрачить его душу. В картинах природы запечатлены традиционные образы русского пейзажа: бор, копны и стоги сена, озеро. В следующих строфах герой раскрывает секрет своего настроения: он предвкушает встречу с возлюбленной.

Портрета девушки в стихе нет, автор не упоминает даже о деталях. Все его внимание сконцентрировано на встрече, поцелуях и ласках. Есенин намекает, что возлюбленные переходят грань юношеской невинной любви, при этом девушка сознательно идет на серьезный шаг: «ты сама под ласками сбросишь шелк фаты». Такое развитие событий противоречит традиционным устоям морали, согласно которым девушка должна сохранять невинность до свадьбы.

В последнем куплете поэт возвращается описанию природы, говоря о плаче глухарей. Он говорит о веселой тоске, под которой понимает чувства, которые охватывают влюбленных даже в короткой разлуке.

Произведение С.А. Есенина «Выткался на озере алый цвет зари...» пестреет художественными средствами, которые служат для передачи внутреннего состояния героев и донесения идеи. В стихе употребляются метафоры («выткался на озере алый цвет зари», «плачут глухари», «на душе светло», «кольцо дорог», «хмельной от радости»), эпитеты («копны свежие», «алая заря»), сравнение («изомну, как цвет»). В последнем куплете главная мысль подчеркивается оксюмороном «тоска веселая». Важную роль также играет контраст: изображение плача природы и радости лирического героя.

Стихотворение состоит из шести двустиший. Короткие строфы помогают передать радостные порывы сердца лирического героя, его взволнованность. Стихотворный размер - шестистопный ямб с пиррихием. Интонация стихотворения размеренная, спокойная, что контрастирует с содержанием стиха и переживаниями лирического героя.

Стих С.А. Есенина «Выткался на озере алый цвет зари...» вполне «зрелый» по содержанию и идее, несмотря на то, что написан поэтом в 15-летнем возрасте.

Сергей Есенин
стих

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.

Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.

Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.

И пускай со звонами плачут глухари,
Есть тоска веселая в алостях зари.

Читает Р.Клейнер

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) - российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.
В настоящее время режиссер и сценарист Московской филармонии

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине (“Выткался на озере алый свет зари...”, “Дымом половодье...”, “Береза”, “Весенний вечер”, “Ночь”, “Восход солнца”, “Поет зима - аукает...”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится...” и др.)
Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.