Типы политических процессов. Характеристика политического процесса дополняется определением и знаниями их типов

Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений. Поэтому основная цель политического процесса состоит в принятии и реализации таких политических решений, которые должны сочетать различные интересы граждан в интересах прогресса всего общества. Политический процесс охватывает все реальные действия рядовых граждан и представителей элит, которые могут как поддерживать правящий режим, так и находиться в оппозиции к нему.

Основные виды политических процессов:

– формирование органов политической системы (институтов) – создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;

– воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования – политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и из действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии. Здесь используются такие механизмы, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания;

– принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.

Взаимодействуя, эти процессы рождают действия, направленные на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, придания им динамики, обновления.

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно выделять стабильные и нестабильные политические процессы.

Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, а также отработанными механизмами принятия политических решений. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса власти. К этому может привести осложнение международных отношений, спад материального производства, социальные конфликты.

Неспособность режима отреагировать на новые потребности общества или его основных групп должным образом и вызывает нестабильность политического процесса.

С точки зрения организации политической власти различаются две основные разновидности политических процессов: демократические и недемократические.

Демократические политические процессы

сочетают различные формы прямого и представительного народовластия. Недемократические политические процессы характеризуются наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

Политические процессы отличаются друг от друга по масштабам, длительности, факторам, характеру взаимодействия между факторами и т.п. В политической науке выделяют различные типы политических процессов. Существует несколько способов типологии политических процессов, основанных на различных критериях.

Исходя из разномасштабности политических процессов, можно выделить несколько их разновидностей. Это, прежде всего повседневные политические процессы («мелкие» факторы и единицы измерения), которые связаны, в первую очередь, процессы, с непосредственными взаимодействиями индивидуальных, групповых и частично институциональных факторов. В качестве примера можно привести законодательный процесс в каком-либо парламенте.

Другим типом политического процесса является исторический политический процесс (более крупные факторы - в основном группы и институты). Это процессы, связанные с совершением какого-либо исторического события. Так, политическая революция, может быть представлена как процесс подобного рода. В качестве такого же исторического процесса может рассматриваться возникновение и развитие какой-нибудь политической партии.

Наконец, это эволюционные политические процессы, которые характеризуются участием “крупных” факторов (институтов, политической системы), а также поддаются измерению с помощью крупномасштабных временных единиц. Такими процессами может быть, например, процесс превращения полиса в имперскую столицу, или модернизация политической системы в результате череды политических реформ, или переход к демократии в результате демонтажа авторитарного правления, проведения учредительных выборов, а затем их закрепления в череде регулярных соревновательных выборов.

Существуют и другие критерии различения отдельных типов и разновидностей политического процесса. Так, А.И. Соловьев проводит подобные разграничения на основании различий в предметных областях. Кроме того, А.И. Соловьев выделяет открытые и закрытые политические процессы. Закрытые политические процессы «означают тот тип изменений, который может быть достаточно однозначно оценен в рамках критериев лучшее/худшее, желательное/нежелательное и т.д. Открытые же процессы демонстрируют такой тип изменений, который не позволяет предположить, какой - позитивный или негативный для субъекта - характер имеют сложившиеся трансформации или какая из возможных в будущем стратегий более предпочтительна…. Иначе говоря, такой тип процессов характеризует изменения, совершающиеся в предельно неясных и неопределенных ситуациях, которые предполагают повышенную гипотетичность как совершаемых, так и планируемых действий». Также, он выделяет стабильные и переходные процессы. Стабильные процессы предполагают «устойчивое воспроизведение политических отношений», а переходные - отсутствие «четкого преобладания тех или иных базовых свойств организации власти», которая осуществляется в условиях «несбалансированности политической активности основных субъектов».

Политический процесс является динамической характеристикой политики. Поэтому можно утверждать, что формами существования политического процесса являются политические изменения и политическое развитие. Многие исследователи выделяют различные виды политических процессов, понимая под ними типы политических изменений и политического развития.

В зависимости от характера изменений выделяют эволюционный и революционный типы политического развития. Под эволюционным понимается такой тип, который включает в себя постепенные, пошаговые качественные изменения. Под революционным - тип развития, ориентированный на масштабность и быстротечность. Несмотря на эвристическую значимость выделения этих типов, следует признать условность их различия применительно к политическому развитию. В действительности политическое развитие носит эволюционный характер, революции являются лишь частью эволюционного пути. Их масштабность и быстротечность имеет принципиально важное значение лишь с точки зрения повседневности и истории.

Довольно часто выделяют стабильный и кризисный типы развития. Предполагается, что стабильный тип политического развития характерен для обществ, где существуют достаточные институциональные гарантии и общественный консенсус, предотвращающие резкие изменения политического курса и тем более резкую смену политического режима. В то же время предполагается, что основой стабильного развития служит способность системы адекватно реагировать на вызовы среды. Это способствует постепенному и плавному характеру изменений.

Кризисный тип развития характерен для обществ, где такие отсутствуют необходимые условия и система неспособна давать адекватные ответы на внешние изменения. Тогда политическое развитие осуществляется в виде кризиса, который может затрагивать как отдельные стороны политической жизни, так и всю систему целиком. Развитие полномасштабного кризиса приводит к неустойчивому состоянию системы или даже к ее распаду.

Выделение этих двух типов политического развития также следует признать условным. На самом деле под стабильным или кризисным развитием очень часто понимается не эволюционная динамика политической системы, а характеристика повседневных и исторических политических процессов, происходящих в ее рамках. Однако сообщения, например, о правительственном кризисе отнюдь не свидетельствуют о кризисном характере политического развития данной политической системы.

Следует отметить также и то, что на практике толчком и в определенном смысле двигателем развития любой политической системы являются системные кризисы. Кризисы появляются в результате несоответствия структур и способов связи между элементами системы возникающим потребностям. Их разрешение требует качественных изменений системы или ее отдельных частей. На практике мы можем, как правило, наблюдать чередование кризисов и периодов относительной стабильности. Таким образом, следует рассматривать кризисный характер изменений и политическую стабильность не как характеристики политического развития в целом, а как особенности его отдельных моментов.

Выделяют также типы политического развития на основе его содержания. Среди них особо следует выделить глобализацию. Другими типами политического развития являются политическая модернизация, демократизация.

Развитие любого государства — это процесс, который может состоять из самых разных компонентов. Он предполагает решение властями самых разных задач, участие самого широкого спектра субъектов. То же самое можно сказать об одном из аспектов государственного строительства — развитии политической системы. Оно также выстраивается в процесс. Каким могут быть его характеристики?

Что такое политический процесс?

Исследуем процесса. Каким может быть его определение? В российской науке под таковым понимается последовательность событий, явлений и действий, характеризующих взаимоотношения различных субъектов - людей, организаций, органов власти - в сфере политики.

Рассматриваемый процесс может проходить на разных уровнях и в разных сферах жизни социума. Так, например, он может характеризовать коммуникации между субъектами в пределах одного органа власти или всей государственной системы, проходить на муниципальном, региональном или федеральном уровне.

Понятие политического процесса может предполагать довольно широкую трактовку соответствующего термина. При этом каждая из его интерпретаций может означать формирование самостоятельных категорий в рамках рассматриваемого явления. Выделяют, таким образом, различные типы политических процессов, которые могут характеризоваться значительной несхожестью между собой. Рассмотрим данную особенность подробнее.

Классификация политических процессов

Для того чтобы исследовать типы политических процессов, необходимо прежде всего определить возможные основания для классификации данного явления. Какие критерии здесь могут быть применимы?

В российской науке распространен подход, по которому политический процесс может подразделяться на внутриполитический и внешнеполитический — в зависимости от того, какова сущность ключевых субъектов, непосредственно влияющих на его ход.

Другое основание для классификации политических процессов — отнесение их к добровольным или контролируемым. Здесь описываемое явление рассматривается в аспекте характеристик механизмов участия субъектов в соответствующих коммуникациях.

Выделяют такие формы политического процесса, как открытый и теневой. Ключевой критерий здесь — публичность субъектов, влияющих на соответствующие явления.

Есть революционный и эволюционный типы политических процессов. Ключевой критерий в данном случае — сроки, в течение которых реализуются те или иные изменения на уровне коммуникации субъектов, а во многих случаях — методы, с помощью которых они осуществляются.

Политические процессы делятся также на стабильные и волатильные. В данном случае имеет значение то, насколько устойчивым и предсказуемым может быть поведение субъектов, влияющих на ход рассматриваемого явления.

Изучим теперь специфику развития политических процессов в рамках отмеченной классификации подробнее.

Внешнеполитические и внутриполитические процессы

Итак, первое основание для классификации рассматриваемого явления — отнесение его разновидностей к внешнеполитическим или внутриполитическим. Процесс, относимый к первому типу, предполагает участие субъектов, имеющих непосредственное отношение к институтам власти и общества, которые функционируют внутри отдельно взятого государства. Это могут быть люди, занимающие какие-либо должности в органах власти, руководители предприятий, общественных структур, партий или рядовые граждане. Внешнеполитический процесс предполагает, что на его ход влияют субъекты иностранного происхождения — главы государств, зарубежных корпораций и учреждений.

Некоторые исследователи выделяют коммуникации, осуществляемые исключительно на международном уровне. Формируется, таким образом, процесс. События и явления, характерные для него, могут при этом влиять на положение дел в отдельно взятых государствах — например, если речь идет о дискуссиях, касающихся списания в отношении какой-либо страны внешних долгов, или наложении санкций.

Добровольные и контролируемые процессы

Следующее основание, по которому определяются отдельные типы политических процессов — отнесение рассматриваемых явлений к добровольным или контролируемым. В первом случае предполагается, что субъекты, влияющие на ход соответствующих событий, действуют, исходя из личной политической воли, руководствуясь своими убеждениями и приоритетами. Это может выражаться, например, в участии людей в выборах главы государства. Явка на них добровольная, равно как и выбор кандидата. Контролируемые политические процессы предполагают, что субъекты, влияющие на них, действуют, исходя из предписаний закона или, например, в силу административного воздействия со стороны уполномоченных структур. На практике это может выражаться, к примеру, в наличии виз, требуемых одним государством для въезда граждан другого: таким образом контролируется миграционный аспект международного политического процесса.

Открытые и теневые процессы

Следующее основание для классификации рассматриваемого явления — отнесение его разновидностей к открытым или теневым. Политические процессы первого типа предполагают, что субъекты, влияющие на него, ведут деятельность публично. В большинстве развитых государств так и происходит: в частности, люди выбирают президента из числа кандидатов, которые известны всем. Процедуры избрания главы государства зафиксированы в законах и доступны каждому для ознакомления. Президент, которого выбрали люди, имеет известные всем полномочия и реализует их. Но есть страны, в которых высшие должностные лица также выбираются, однако реальные могут принимать непубличные субъекты, сущность которых непонятна для рядовых граждан, а доступ к соответствующей информации закрыт. В первом случае политический процесс будет открытым, во втором — теневым.

Революционный и эволюционный политические процессы

Политические процессы могут различаться в зависимости от методов осуществления их субъектами тех или иных активностей, а также скорости изменений, характеризующих те или иные стороны коммуникаций. Касательно эволюционных процессов: методы, как правило, базируются на положениях источников права — законов, постановлений, распоряжений. Их изменение предполагает задействование довольно продолжительных по времени парламентских и административных процедур. Но в случае нестабильности в государстве источниками, которые предопределяют методы, используемые субъектами политического процесса, могут становиться лозунги, манифесты, требования, не имеющие отношения к действующим законам. В результате чего возможны события и явления, не характерные для первого сценария. Формируется, таким образом, революционный политический процесс. Часто бывает, что при этом значительные изменения касаются всей структуры управления государством.

Стабильные и волатильные процессы

Политический процесс - в обществе, в на международной арене - может характеризоваться стабильностью или, наоборот, волатильностью. В первом случае субъекты, влияющие на соответствующие события и явления, будут опираться на нормы и обычаи, которые заметно не меняются в течение продолжительного времени.

Во втором сценарии возможно обращение к источникам, содержащим положения, которые можно достаточно свободно трактовать или изменять в силу предпочтений субъектов политического процесса.

Структурные составляющие политического процесса

Изучим теперь структурный аспект рассматриваемого явления. Каковы распространенные тезисы российских исследователей, касающиеся данного вопроса? Структура политического процесса чаще всего предполагает включение следующих компонентов:

Субъект (орган власти, общественная, политическая структура или конкретный гражданин, способный влиять на ход соответствующих событий и явлений);

Объект (область активностей субъекта, характеризующая цель его действий, приоритеты, предпочтения);

Методы, на которые опирается субъект при решении своих задач;

Ресурсы, находящиеся в распоряжении субъекта политического процесса.

Изучим более подробно специфику каждого из отмеченных пунктов.

Сущность субъектов политического процесса

Итак, структура политического процесса предполагает включение в него субъектов. Таковыми чаще всего становятся органы власти как самостоятельные учреждения либо конкретные Политический процесс в России, как отмечают многие исследователи, характеризуется значимой ролью личности в соответствующей сфере коммуникаций. В масштабах всего государства ключевую роль может играть президент, в регионе — его глава, в городе — мэр.

Объекты политического процесса

Их природа может быть различной. Так, некоторые исследователи рассматривают экономические и политические процессы в едином контексте, считая первые разновидностью объектов для вторых. Развитие национальной хозяйственной системы, бизнеса, решение проблем занятости граждан — эти проблемы актуальны для любого государства.

Соответственно, целью субъектов политического процесса, являющихся высшими должностными лицами, может быть достижение положительных результатов в соответствующих направлениях работы. То есть экономика в данном случае будет объектом политического процесса.

Методы политического процесса

Сущность методов, о которых идет речь, также может значительно разниться. Субъект власти, призванный решать задачи по модернизации хозяйственной системы государства и иные проблемы, должен прежде всего каким-то образом получить свою должность. В этом случае речь идет о методах, опираясь на которые человек сможет взять власть в свои руки.

Политический процесс в России предполагает, что таковыми будут выборы — на уровне муниципалитета, региона или страны в целом. В свою очередь, фактическое решение задач, например, по модернизации экономики будет реализовываться уже на базе иного метода — законотворчества. К примеру, может инициировать принятие тех или иных правовых актов, направленных на стимулирование развития экономики страны.

Ресурсы политического процесса

Субъект власти может иметь в распоряжении самые эффективные методы решения поставленных задач, однако если в его распоряжении не будет необходимых ресурсов, то реализовать планы не получится. В виде чего может быть представлен соответствующий компонент политического процесса?

Прежде всего это, конечно, капитал. Если говорить о политике, то это могут быть бюджетные средства или заемные. Термин «ресурс» может быть также интерпретирован несколько по-другому — как некий источник для поддержания легитимности власти. Это уже необязательно будут финансы. Таковым ресурсом может стать волеизъявление людей, граждан государства. Формируется, таким образом, предполагающий постоянное взаимодействие власти и общества. При этом, по аналогии с финансовой сферой, ресурс в данном случае можно понимать как кредит доверия со стороны граждан, который субъект государственного управления должен оправдывать.

Итак, рассматриваемый нами термин «политический процесс» может пониматься, с одной стороны, как совокупность событий и явлений, которые наблюдаются на том или ином уровне коммуникаций, а с другой стороны, как категория со сложной структурой, включающая в себя довольно несхожие элементы. В свою очередь, отдельные компоненты политического процесса также будут характеризоваться комплексностью, а их сущность может интерпретироваться посредством самых разных подходов.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

РЕФЕРАТ

по предмету: «Политология»

на тему: «Понятие, типы и разновидности политического процесса»

Выполнила:

студентка Надежина А.А.

специальность ГМУ

заочное отделение

Проверил:

преподаватель Кисельман А.В.

Канск

1. Введение……………………………………………………………………3

2. Понятие политического процесса..……………………….………………4

3. Структура и факторы политического процесса………………………….6

4. Особенности политического процесса…………………………………..13

5. Типология политического процесса……………………………………..12

6. Политические изменения и их типы……………………………………..16

7. Заключение…………………………………………………………………20

8. Список использованной литературы……………………………………..22

Введение

Слово "процесс" (от лат. prossesus – продолжение) означает:

1) динамическое, развивающееся состояние какого-либо объекта (сразу заметим что в данном случае понятие "объект" по своему содержанию бесконечно, как бесконечна сама вселенная);

2) совокупность последовательных действий для достижения определенного результата. Таким образом, это понятие имеет универсальный характер, поскольку отражает реальное и постоянное состояние природы и общества.

Понятие "процесс" широко используется во всех общественных науках: в экономической теории, истории, философии, психологии, в правовых науках и т.д. Это объяснимо, поскольку общественные процессы в своей совокупности составляют ФОРМУ существования и функционирования общества. Например, в экономической сфере широкомасштабными и постоянными процессами являются производство товаров и услуг их распределение, обмен и потребление. Многочисленные и разнообразные общественные процессы постоянно протекают в социальной, культурной, во всех других сферах общества. Конечно, политическая сфера общества не исключение. Более того, политические процессы свидетельствуют о том, что политическая система существует, функционирует, развивается и совершенствуется. Другими словами, они служат формой функционирования политической сферы (системы) общества. Политическая жизнь общества заявляет о себе в политических процессах.

В самом широком смысле политические процессы есть форма политической активности общества. Исключительное многообразие этой активности и тот факт, что каждый ее отдельный случай имеет свою причину и свою цель, разную степень предсказуемости результата и многие другие различия, весьма затрудняют научные исследования политических процессов, порождают многообразие точек зрения по одним и тем же вопросам. Можно без преувеличения сказать, что если провести конкурс на самый высокий уровень дискуссионности рассматриваемых политологией проблем, то тема, посвященная политическим процессам, займет первое место. И, тем не менее, степень научной разработанности политологических проблем в целом и политических процессов в частности позволяет достаточно четко увидеть разновидности политических процессов, провести их классификацию.

Понятие политического процесса

Характеристика политики как процесса, т.е. процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани взаимодействия субъектов по поводу государственной власти. Однако в силу того, что по своим масштабам политический процесс совпадает со всей политической сферой, некоторые ученые отождествляют его либо с политикой в целом (Р. Доуз), либо со всей совокупностью поведенческих акций субъектов власти, изменением их статусов и влияний (Ч. Мэрриам). Сторонники же институционального подхода связывают политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти (С. Хантингтон). Д. Истон понимает его как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей среды. Р. Дарендорф делает акцент на динамике соперничества групп за статусы и ресурсы власти, а Дж. Мангейм и Р. Рич трактуют его как сложный комплекс событий, определяющий характер деятельности государственных институтов.

Все эти подходы так или иначе характеризуют важнейшие источники, состояния и формы политического процесса. Однако их наиболее существенные отличия от иных основополагающих трактовок мира политики состоят в том, что они раскрывают постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических явлении Ориентируясь на рассмотренные подходы, можно считать, что политический процесс представляет собой совокупность всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнен ими ролей и функционировании институтов, а также во всех ин элементах политического пространства, осуществляющихся под влиянием внешних и внутренних факторов. Иными словами, категория «политический процесс» фиксирует и раскрывает ту реальную с состояний политических объектов, которая складывается как в соответствии с сознательными намерениями субъектов, так и в результате многообразных стихийных воздействий. В этом смысле политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и делает акцент на практических видоизменениях явлений. Таким образом, политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве.

В силу такой интерпретации политического процесса его центральной характеристикой выступает изменение, которое означает любые модификации структуры и функций, институтов и форм, постоянных и переменных черт, темпов эволюции и других параметров политических явлений Изменения означают как трансформацию свойств, которые не затрагивают основных структур и механизмов власти (например, могут меняться лидеры, правительства, отдельные институты, но ведущие ценности, нормы, способы отправления власти сохраняются в прежнем качестве), так и модификацию несущих, базовых элементов, которые в совокупности способствуют достижению системой нового качественного состояния.

В науке сложилось множество представлений об источниках, механизмах и формах изменений. Например, Маркс видел основные причины политической динамики во влиянии экономических отношений, Парето связывал их с циркуляцией элит, Вебер - с деятельностью харизматического лидера, Парсонс - с исполнением людьми различных ролей и т.д. Однако чаще всего в качестве основного источника политических изменений называют конфликт.

Конфликт - один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Однако из-за неоднородности общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность людей своим положением, различия во взглядах и иные формы несовпадения позиций, как правило, именно конфликт лежит в основе изменений поведения групп и индивидов, трансформации властных структур, развития политических процессов. Как источник политического процесса конфликт представляет собой разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.

Структура и факторы политического процесса

Некоторые исследователи полагают, что политический процесс - стихийное явление, имеющее иррациональный характер, зависящее от воли и характера людей, прежде всего политических лидеров. Значимость случайных явлений и событий особенно заметна на микроуровне. Однако общий характер политической деятельности как целедостижения, а также институциональный и прочие контексты данной деятельности (правила, определенные формы и способы поведения, традиции, господствующие ценности и т.п.) делают политический процесс в целом упорядоченным и осмысленным. Поэтому политический процесс представляет собой логически разворачиваемую последовательность взаимодействий между факторами.

Таким образом, политический процесс - целостное явление, поддающееся структурированию и научному анализу. Непредсказуемость и кажущуюся необъяснимость тех или иных событий следует рассматривать в основном как следствие несовершенства научного аппарата и инструмента.

Структура политического процесса может быть описана с помощью анализа взаимодействия между различными политическими факторами, а также посредством выявления динамики (основных фаз политического процесса, смены этих фаз и т.п.) этого явления. Большое значение имеет также выяснение факторов, влияющих на политический процесс. Таким образом, структуру политического процесса можно определить как совокупность взаимодействий между факторами, а также их логической последовательности («сюжета» политического процесса). Каждый отдельно взятый политический процесс имеет свою собственную структуру и, соответственно, свой собственный «сюжет». Факторы, совокупность их взаимодействий, последовательность, динамика или сюжет, временные единицы измерения, а также факторы, влияющие на политический процесс - параметры политического процесса.

Основными факторами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.

Политический институт - воспроизводимая с течением времени совокупность норм и правил, а также организационного потенциала, упорядочивающих политические отношения в определенной сфере политической жизни.

Основным властным институтом, одним из основных факторов политического процесса, выступает государство. Другим важнымф актором политического процесса является гражданское общество, которое тоже может рассматриваться как политический институт. Следует заметить, что государство и гражданское общество как политические факторы формируются в Европе и США примерно в период Нового времени под влиянием происходящих модернизационных изменений. Именно с этого времени складывается основной институт власти в обществе, обладающий монополией на принуждающее насилие на определенной территории, - государство. В то же время, под влиянием этого процесса происходит формирование своеобразной антитезы государства - гражданского общества.

Менее масштабными факторами политического процесса являются партии, группы интересов, а также индивиды и группы людей.

Индивиды и группы могут участвовать в политике не только в институциональной форме, например голосуя на выборах, но и в неинституциональных формах, в форме стихийных массовых выступлениях.

Люди отличаются различной степенью активности в политике. Многие не слишком активны, но в целом участвуют в большей части институциализованных процессов. Некоторые лишь наблюдают со стороны, не только не принимая активного участия в политической жизни, но и не участвуя в выборах, не читая газет и т.п. Другие же, обычно это меньшинство граждан, напротив, принимают самое активное участие в политической жизни.

Для достижения групповых целей индивиды могут создавать специальные группы, отличающиеся различной степенью институциализации - от случайной группы, образованной на митинге, до высокоорганизованной, носящей постоянный характер и действующей по строгим правилам группы интересов. От степени институциализации политической деятельности зависит не только достижение конкретных целей (оно, как правило, тем эффективнее, чем выше степень институциализации), но и воспроизводимость, повторяемость, регулярность каких-либо политических отношений, их закрепление в правилах и нормах.

Политический процесс - упорядоченная последовательность единичных действий и взаимодействий политических субъектов, как правило, создающих и воссоздающих .

Политическая действительность образуется деятельностью людей, связанной с реализацией властных интересов и достижением цели. В процессе деятельности индивиды, группы, организации, институты, то есть разного рода политические субъекты или акторы взаимодействуют с другими субъектами. Действия и взаимодействия политических акторов осуществляется во времени и в пространстве. В итоге возникает связанная последовательность действий и взаимодействий. Такая последовательность и обозначается в политической науке словами политический процесс . Можно дать и другое определение политического процесса - иное по форме, но близкое сути: политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности единичных действий и взаимодействий, которую связывает определенная логика или смысл.

Политический процесс - динамическая характеристика политики, поэтому его формами являются политическое изменение и политическое развитие.

Категория «политический процесс» в политической науке

В обыденном сознании словосочетание политический процесс часто ассоциируется с использованием властями своего судебного карательного аппарата для преследования политических противников, например, со сталинскими политическими процессами, с показательными судами над диссидентами, с попытками судебного преследования антифашистов в гитлеровской Германии и т.п. При описании подобных явлений политологи также пользуются данным выражением. Однако в политической науке слова политический процесс представляет собой одну из базовых категорий политического анализа, которую используют, прежде всего, для обозначения развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаимодействий политических субъектов по поводу использования институтов власти, которую объединяет определенная логика или смысл.

Иногда эти взаимодействия политических акторов могут быть чисто случайными. Иногда они закономерны или даже “запрограммированы” - не в деталях, а в целом, по своему характеру, типу. В результате совершения подобных “ожидаемых” действий создаются устойчивые связи и взаимоотношения. Так возникают правила, нормы, организации и т.д., которые в совокупности обозначаются понятием “институт”.

В качестве примера политического процесса можно привести всю ту совокупность взаимодействий, которая связана с выборами. В ходе избирательной кампании происходит действие и взаимодействие политических акторов (избирателей, политических партий и т.д.). В электоральном процессе также воспроизводятся (или создаются) политические институты (институт выборов, избирательная система и др.). Можно обнаружить также и различные смыслы электорального процесса. Так, для стран современной развитой демократии он заключается в реализации принципа народного суверенитета, выборности и сменяемости органов власти в результате выборов, а также в выборе политических курсов, предлагаемых правящими или оппозиционными партиями.

В политической науке существуют различные точки зрения на то, что такое политический процесс. Некоторые исследователи считают, что понятие политический процесс может иметь два значения в зависимости от того, о каком уровне развертывания политики идет речь - о микроуровне, то есть о непосредственно наблюдаемой деятельности или даже единичных действиях индивидов, или о макроуровне, то есть о фазах функционирования институтов, например, партий, государств и т.д. В первом случае под политическим процессом понимается “некая равнодействующая суммы акций (действий - Авт .) различных социально-политических субъектов” . Во втором случае политический процесс определяют как “цикл (точнее было бы “фаза” - Авт .) политических изменений, последовательную смену состояний политической системы” . Хотя в каждом из приведенных определений речь идет, казалось бы, о разных (разнопорядковых) явлениях, фактически оба характеризуют одну и ту же сторону политики, одну и ту же действительность. Разница заключается в принятой исследователями системе координат и единицах измерения политического процесса.

И речь политика, и ход отдельного митинга, и противоборство политических партий, и взаимодействие системы со средой - все это и каждая череда этих явлений сама по себе, и все они вместе оказываются тем, что в политологии именуется политический процесс. Выводы относительно характера и содержания политического процесса делаются на основании того, кого исследователи или аналитики выбирают в качестве основных субъектов взаимодействия, а также на основании того, какая временная единица берется за основу измерения этого процесса. Также имеет значение и то, учитывается ли влияние среды на взаимодействие политических акторов, а если да, то какой (социальной, культурной, экономической, политической) и каким образом.

В европейской и англо-американской политической науке понятие «политический процесс» в том широком смысле, о котором шла речь выше, как правило, не используется. Тем не менее, активно изучаются отдельные формы политического процесса, например, или его типы, такие, например, как , или содержание отдельных политических процессов, например, принятия решений. Понятие «политический процесс» принято использовать для обозначения особой частной теории в политической науке - «теории политических процессов» (political process theory, PPT). Эта теория была разработана в 1970-1980-х гг. преимущественно в США для исследования роли политических возможностей и мобилизационных структур в становлении и функционировании социальных движений. В ее развитие особый вклад внесли такие исследователи, как Б.Кландерманс, Х.Крайзи, Д.Макадам, Дж. Маккарти, С.Тарроу, Ч.Тилли , М.Зальд. Основное внимание авторы теории сосредотачивали на взаимодействии характеристик социальных движений, в частности организационной структуры, с более широким экономически и политическим контекстом. Основное внимание уделялось преимущественно структурным аспектам политики .В последние десятилетия сторонники теории политического процесса уделяют большее внимание ее динамическим характеристикам . Однако в фокусе внимания авторов остаются социальные движения.

Структура, акторы и анализ политического процесса

Многие обыватели, журналисты, а также некоторые аналитики и даже ученые полагают, что политический процесс - стихийное явление, имеющее иррациональный характер, зависящее от воли и характера людей, прежде всего политических лидеров. Доля истины в этих рассуждениях есть, так как “в отличие от статических элементов политики, именно в политическом процессе в полной мере проявляется фактор случайности, будь то внезапная смерть лидера-харизмы, неизбежно влекущая за собой качественно новую политическую ситуацию, или же внешнее воздействие (например, обострение глобальных проблем), могущее поменять доминирующих субъектов .

Значимость случайных явлений и событий особенно заметна на микроуровне. Однако общий характер политической деятельности как целедостижения, а также институциональный и прочие контексты данной деятельности (правила, определенные формы и способы поведения, традиции, господствующие ценности и т.п.) делают политический процесс в целом упорядоченным и осмысленным. Он представляет собой логически разворачиваемую последовательность взаимодействий между акторами. Таким образом, политический процесс - это отнюдь не хаотичная сумма случайных явлений и событий, а поддающаяся структурированию и научному анализу целостность.

Структура политического процесса может быть описана с помощью анализа взаимодействия между различными политическими акторами, а также посредством выявления динамики (основных фаз политического процесса, смены этих фаз и т.п.) этого явления. Большое значение имеет также выяснение факторов, влияющих на политический процесс. Таким образом, структуру политического процесса можно определить как совокупность взаимодействий между акторами, условий этих взаимодействий, его логической последовательности (“сюжета” политического процесса) и результатов. Каждый отдельно взятый политический процесс имеет свою собственную структуру и, соответственно, свой собственный “сюжет”. Акторы политического процесса, совокупность их взаимодействий, последовательность, динамика или сюжет, временные единицы измерения, а также факторы, влияющие на политический процесс, называются параметрами политического процесса .

Основными акторами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство , гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.

Необходимо отметить, что данная модель отражает лишь один из типов политического процесса и не может рассматриваться как универсальная.

Анализ политических процессов включает в себя выявление его основных акторов, их ресурсов, способов и условий их взаимодействия, а также саму логическую последовательность этого взаимодействия. Кроме того, в качестве параметров политического процесса можно выделить факторы политического процесса, уровень равновесия, пространство и время его протекания.

Важным моментом анализа политического процесса является выявление его статических и динамических характеристик, обобщенных в понятиях “политическая ситуация” и “политическое изменение” .

В зависимости от характера изменений выделяют эволюционный и революционный типы политического развития . Под эволюционным понимается такой тип, который включает в себя постепенные, пошаговые качественные изменения. Под революционным - тип развития, ориентированный на масштабность и быстротечность. Несмотря на эвристическую значимость выделения этих типов, следует признать условность их различия применительно к политическому развитию. В действительности политическое развитие носит эволюционный характер, революции являются лишь частью эволюционного пути. Их масштабность и быстротечность имеет принципиально важное значение лишь с точки зрения повседневности и истории.

Довольно часто выделяют стабильный и кризисный типы развития. Предполагается, что стабильный тип политического развития характерен для обществ, где существуют достаточные институциональные гарантии и общественный консенсус, предотвращающие резкие изменения политического курса и тем более резкую смену политического режима . В то же время предполагается, что основой стабильного развития служит способность системы адекватно реагировать на вызовы среды. Это способствует постепенному и плавному характеру изменений.

Кризисный тип развития характерен для обществ, где такие отсутствуют необходимые условия и система неспособна давать адекватные ответы на внешние изменения. Тогда политическое развитие осуществляется в виде кризиса, который может затрагивать как отдельные стороны политической жизни, так и всю систему целиком. Развитие полномасштабного кризиса приводит к неустойчивому состоянию системы или даже к ее распаду.

Выделение этих двух типов политического развития также следует признать условным. На самом деле под стабильным или кризисным развитием очень часто понимается не эволюционная динамика политической системы, а характеристика повседневных и исторических политических процессов, происходящих в ее рамках. Однако сообщения, например, о правительственном кризисе отнюдь не свидетельствуют о кризисном характере политического развития данной политической системы.

Следует отметить также и то, что на практике толчком и в определенном смысле двигателем развития любой политической системы являются системные кризисы. Кризисы появляются в результате несоответствия структур и способов связи между элементами системы возникающим потребностям. Их разрешение требует качественных изменений системы или ее отдельных частей. На практике мы можем, как правило, наблюдать чередование кризисов и периодов относительной стабильности. Таким образом следует рассматривать кризисный характер изменений и политическую стабильность не как характеристики политического развития в целом, а как особенности его отдельных моментов.

.