Сравненительный анализ герой нашего времени и евгений онегин. Сочинение на тему «Две дуэли (по романам «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени»)

Онегин и Печорин -- два известных героя двух известнейших романов. Их часто сравнивают между собой. И действительно, у них существует немало сходных черт. Обоим опостылела действительность, оба холодны и равнодушны к жизни, оба вызывают симпатии окружающих. Есть и еще одно существенное сходство между Онегиным и Печориным. У них обоих в романах существуют антиподы. У Онегина это Ленский, у Печорина -- Грушницкий.

Проведем анализ дуэлей

1. Причиной дуэли Онегина и Ленского послужило плохое настроение Онегина и пылкий характер Ленского, проще говоря - недоразумение (хотя, объективно, спровоцировал эту ссору именно Онегин - он рассудительнее Ленского, хорошо знал характер своего друга и мог предположить, каким может стать финал).Катализатором стало общественное мнение в образе Зарецкого - и пути назад не стало.

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

При всей своей кажущейся обособленности Онегин вынужден подчиниться этому мнению, и он делает это спокойно, с легким сожалением, не больше. «Он мог бы чувства обнаружить, < > он должен был обезоружить младое сердце». Но Онегин - презирающий свет, равнодушный к нему - подчиняется. Почему? Дело тут в слабости характера или в силе традиции, согласно которой дуэль должна быть завершена по понятиям чести, а не общества?

Причина дуэли Печорина и Грушницкого - мстительность Грушницкого. Потерпев неудачу, он хочет отомстить, и ради этого готов пойти на подлость. Но если разобраться - за что мстит Грушницкий? За то, что Печорин украл у него благосклонность Мери. Почему Печорин так поступил, он и сам не знает, вероятнее всего, из тщеславия. Получается, что в обоих случаях причина конфликта - непостоянство характера главного героя.

2. Затем в обоих случаях вмешиваются представители света. Но на этом этапе можно уже четко проследить разницу: Онегин просто вынужден драться, но дуэль будет честной.

Дуэль же Печорина и Грушницкого - заранее спланирована драгунским капитаном и Грушницким. Причем она изначально построена не по законам чести - товарищи Грушницкого уговаривают его не заряжать пистолет, то есть условия не равны, противная сторона идет на подлость. Но, в отличие от Онегина, у Печорина появляется приемлемый способ отказаться от участия в дуэли, когда он узнает о заговоре. Но - и это важно - Печорин снова решается играть судьбой, на этот раз своей.

3. Интересная деталь: Онегин в ночь перед дуэлью замечательно спит. Ленский уже давно готов драться, а Онегин еще не проснулся:Но ошибался он: Евгений…

Спал в это время мертвым сном.

Читаем у Лермонтова в описании ночи перед дуэлью: «Два часа ночи… не спится… < > Я помню, что в продолжение ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты». Печорин томится неизвестностью, ждет смерти, опять пытается оценить свою жизнь.

4. Наконец, сама дуэль между Онегиным и Ленским проходит согласно правилам, Ленский убит. Только теперь Онегин осознает весь ужас произошедшего, только теперь, когда нет больше повода страшиться осуждения света, просыпается его сердце.

Интересна сцена дуэли Печорина и Грушницкого. Печорин сознательно усложняет правила дуэли, ставя Грушницкого (который знает, что заряжен только его пистолет) перед выбором: совершить убийство или отказаться от дуэли. Так он ставит один из своих психологических экспериментов, жертвами которых уже стали Бэла и ее отец, Азамат, пострадали Казбич, Мэри и Вера, было разрушено гнездо «честных контрабандистов».

Печорин хочет поверить в человека - он надеется, что Грушницкий выстрелит в воздух, а, едва узнав о заговоре, думает: «Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею», - но люди всегда следуют его сценарию, тем самым разочаровывая его. Он действительно появляется как «топор судьбы» в развязках трагедий, но, мне кажется, всем этим Лермонтов проверяет не только Печорина, но и окружающих его людей. И тогда я соглашаюсь с Белинским - Печорин гораздо честнее светских лицемеров, которые допускают любой порок, пока он скрыт.

1. Каковы особенности личности Максима Максимыча, проявившиеся в приведённом эпизоде?
2. Какими художественными средствами передано отношение Максима Максимыча к Бэле?

Четверть часа спустя Печорин вернулся с охоты; Бэла бросилась ему на шею, и ни одной жалобы, ни одного упрёка за долгое отсутствие... Даже я уж на него рассердился.
– Помилуйте, – говорил я, – ведь вот сейчас тут был за речкою Казбич, и мы по нём стреляли; ну, долго ли вам на него наткнуться? Эти горцы народ мстительный: вы думаете, что он не догадывается, что вы частию помогли Азамату? А я бьюсь об заклад, что нынче он узнал Бэлу. Я знаю, что год тому назад она ему больно нравилась, – он мне сам говорил, – и если б надеялся собрать порядочный калым, то, верно, бы посватался...
Тут Печорин задумался. «Да, – отвечал он, – надо быть осторожнее... Бэла, с нынешнего дня ты не должна более ходить на крепостной вал».
Вечером я имел с ним длинное объяснение: мне было досадно, что он переменился к этой бедной девочке; кроме того, что он половину дня проводил на охоте, его обращение стало холодно, ласкал он её редко, и она заметно начинала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели. Бывало, спросишь её: «О чем ты вздохнула, Бэла? ты печальна?» – «Нет!» – «Тебе чего-нибудь хочется?» – «Нет!» – «Ты тоскуешь по родным?» – «У меня нет родных». Случалось, по целым дням, кроме «да» да «нет», от неё ничего больше не добьёшься.
Вот об этом-то я и стал ему говорить. «Послушайте, Максим Максимыч, – отвечал он, – у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто... Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться её, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно... Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями, – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа её на коленях, целовал её черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я её ещё люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за неё отдам жизнь, – только мне с нею скучно... Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь – только не в Европу, избави Боже! – поеду в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере, я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог». Так он говорил долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, Бог даст, в последний... Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, – продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне, – вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?
Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду; что, впрочем, разочарование, как все моды, начав с высших слоев общества, спустилось к низшим, которые его донашивают, и что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок. Штабс-капитан не понял этих тонкостей, покачал головою и улыбнулся лукаво:
– А все, чай, французы ввели моду скучать?
– Нет, англичане.
– А-га, вот что!.. – отвечал он, – да ведь они всегда были отъявленные пьяницы!
Я невольно вспомнил об одной московской барыне, которая утверждала, что Байрон был больше ничего, как пьяница. Впрочем, замечание штабс-капитана было извинительнее: чтоб воздерживаться от вина, он, конечно, старался уверять себя, что все в мире несчастия происходят от пьянства.
(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

«Герой нашего времени» публиковался с 1838 года в журнале «Отечественные записки» по частям, первое полное издание появилось в 1840 году.

Термин «лишний человек» появится только в 50-х годах XIX века, после выхода произведения «Дневник лишнего человека» И. С. Тургенева, но литературные образы «лишних людей» появляются гораздо раньше: к ним можно отнести Чацкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Онегина и Печорина.

Лермонтов начинает писать очередной роман о «лишнем человеке» тогда, когда с момента окончания А. С. Пушкиным «Евгения Онегина» прошло чуть меньше десяти лет. Лермонтов часто начинал там, где Пушкин ставил точку (например, стихотворения «Пророк» (1841) и «Узник» (1837) являются своеобразными продолжениями пушкинских «Пророка» (1826) и «Узника» (1822)). Действительно, Пушкин написал психологический роман на фоне энциклопедического мира, и главной задачей его было показать историю характера и его становления. Лермонтов ставит себе другую цель: он имеет дело с уже сформировавшимся характером, его интересует не становление характера, а последствия этого становления. Хотя читатель и узнает из каждой повести новые черты героя, но вряд ли можно сказать, что Печорин меняется на протяжении романа. Его характер остается неизменным. У Пушкина в первых главах «Евгения Онегина» при всей серьезности преобладает ирония, а к концу романа тон автора по отношению к герою становится более сочувственным. И читатель понимает, что постепенно фигура Онегина вырисовывается как трагическая. Фигура «лишнего человека» все больше становится фигурой героя своего времени. И в «Герое нашего времени» уже нет места никакой иронии, этот образ полностью сложился как трагический.

В поколении Лермонтова (поколение «реакции») происходит переоценка практически всех ценностей, даже дружбы и любви. Если неспособность любить у Онегина выглядела как единичный случай, то в печоринском поколении это уже приобрело характер эпидемии.

Лермонтов не собирался повторять Пушкина, он писал совсем другой социально-психологический роман, где на первый план выходит один главный герой и все направлено на него (так строится и композиция, и система образов). Если в пушкинском романе можно увидеть черты многих литературных направлений, то роман Лермонтова полностью написан в реалистической манере. Автор строит свой роман отлично от пушкинской манеры, где все определяется стихотворной формой и образом автора: Лермонтову в «Герое нашего времени» принадлежит только предисловие.

Сравнивая двух главных героев (Онегина и Печорина), надо подчеркнуть их несомненное сходство: оба они образованны, начитанны, происходят из дворянских кругов, но по какой-то причине не могут найти себе места в жизни. Им быстро наскучивает любое новое дело, они понимают, что мир полон злобы, зависти и других пороков. Оба героя стремятся избавиться от этого общества: Онегин уезжает в деревню, Печорин - на Кавказ. Но и в этих местах им быстро наскучивают и пейзаж, и окружение, и женщины. Они оба равнодушны к судьбам людей: Онегин разбивает сердце Татьяны, Печорин - Мери, Бэлы и Веры, Онегин убивает на дуэли Ленского, Печорин - Грушницкого.

Сердца героев не воспламеняет даже любовь, она им уже давно наскучила:

В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как-нибудь;

Откажут - мигом утешался;

Изменят - рад был отдохнуть.

«Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, - но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто…»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» («Бэла»)

В конце обоих произведений герои все-таки обретают любовь, но они все равно несчастны, ведь женщины, к которым они воспылали нежной страстью, уже замужем, они «другому отданы». Любовь Онегина к Татьяне, также как и любовь Печорина к Вере, возникает только тогда, когда герой понимает, что им уже не суждено быть вместе. И Онегин, и Печорин переосмысливают свои чувства:

«При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!»

Онегин сохнет - и едва ль Уж не чахоткою страдает.

В тоске безумных сожалений К ее ногам упал Евгений;

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Так же герои относятся и к дружбе. Онегину не нравились бесполезные разговоры «о псарне, о своей родне», но он все-таки поддерживает дружеские отношения с Ленским - единственным образованным обитателем деревенской округи. Пушкин объясняет это скукой, в разной степени одолевающей обоих молодых людей:

Съезжались каждый день верхом И скоро стали неразлучны.

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья.

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Печорин же в принципе нелестного мнения о дружбе: по его мнению, он способен лишь поддерживать приятельские отношения с другими людьми, в отношениях же, основанных на более глубокой привязанности, он смысла не видит:

«Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать.»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

(«Княжна Мери»)

Но, даже учитывая все эти сходства, герои во многом различны, и это различие можно увидеть, сопоставив эпизоды дуэлей Онегина с Ленским и Печорина с Грушницким. Герой Пушкина принял вызов на дуэль лишь потому, что страшился общественного мнения. Он понимал, что повод ничтожен и его даже нельзя считать достойным внимания, но все равно решил стреляться. У Печорина же, наоборот, были непримиримые противоречия с Грушницким, которые тот высказал в своих последних, перед смертью, словах:

«Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места.»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» («Княжна Мери»)

Перед дуэлью Онегин хорошо спал и совсем не волновался, в отличие от своего противника Ленского. Печорин же, наоборот, не спал, а предавался философским размышлениям, подводил итог своей жизни, выражая полную готовность с ней расстаться:

«Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я - как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова. прощайте!.. »

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» («Княжна Мери»)

Печорин после этого инцидента не задумывался о том, что Грушницкий умер зря, не представлял, что было бы, если бы он остался в живых, эта смерть никак не тревожила совесть героя. Онегин же, напротив, раскаивается в содеянном, понимает, что смерть Ленского глупа и нелепа, а в конце романа убитый Ленский то ли снится, то ли видится Онегину:

То видит он: на талом снеге,

Как будто спящий на ночлеге,

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Таким образом, при сопоставлении характеров Онегина и Печорина становится понятно, что герои одновременно и схожи, и различны между собой. На формирование характеров Онегина и Печорина повлияли не только творческие задумки Пушкина и Лермонтова, но и особенности конкретной эпохи. Даже несмотря на то что эти произведения увидели свет с разницей менее чем в десять лет, они создавались в очень разных исторических условиях, и это крайне важно для понимания характеров героев.

ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Литература: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме\ авт.-сост. , .- М.: АСТ: Астрель,2010. (Федеральный институт педагогических измерений)

Примеры выполнения заданий части 1 экзаменационной работы

Фрагмент части 1 экзаменационной работы

Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва вы­казалось из-за зелёных вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал ещё радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утёсов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубо­ких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас сереб­ряным дождём. Я помню - и в этот раз, больше чем когда-ни­будь прежде, я любил природу. Как любопытно всматриваться в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь всё становился уже, утёсы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходи­лись непроницаемою стеной. ■ Мы ехали молча.

Написали ли вы своё завещание? - вдруг спросил Вернер.

А если будете убиты?..

Наследники отыщутся сами.

Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать своё последнее прости?..

Я покачал головой.

Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память?..

Хотите ли, доктор, - отвечал я ему, - чтоб я раскрыл вам мою душу?.. Видите ли, я выжил из тех лет, когда умирают, произнося имя своей любезной и завещая другу клочок напома­женных или ненапомаженных волос. Думая о близкой и воз­можной смерти, я думаю об одном себе: иные не делают и это­го. Друзья, которые завтра меня забудут или, хуже, возведут на мой счёт Бог знает какие небылицы; женщины, которые, обни­мая другого, будут смеяться надо мною, чтоб не возбудить в нём ревности к усопшему, - Бог с ними! Из жизненной бури я вы­нес только несколько идей - и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои соб­ственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле это­го слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй... второй? По­смотрите, доктор: видите ли вы, на скале направо чернеются три фигуры? Это, кажется, наши противники?..

Мы пустились рысью.

(. «Герой нашего времени»)

Задание

1.1.4. Сравните поведение перед дуэлью Печорина и Лен­ского, героя романа «Евгений Онегин» (фрагмент главы шестой). Какие выводы можно сделать по итогам сопо­ставления?

Домой приехав, пистолеты

Он осмотрел, потом вложил "

Опять их в ящик и, раздетый,

При свечке, Шиллера открыл;

Но мысль одна его объемлет;

В нём сердце грустное не дремлет:

С неизъяснимою красой

Он видит Ольгу пред собой.

Владимир книгу закрывает,

Берёт перо; его стихи,

Полны любовной чепухи,

Звучат и льются. Их читает

Он вслух, в лирическом жару,

Как Дельвиг пьяный на пиру.

Стихи на случай сохранились;

Я их имею; вот они: «Куда, куда вы удалились,

Весны моей златые дни?

Что день грядущий мне готовит?

Его мой взор напрасно ловит,

В глубокой мгле таится он.

Нет нужды; прав судьбы закон.

Паду ли я, стрелой пронзенный,

Иль мимо пролетит она,

Приходит час определённый;

Благословен и день забот,

Благословен и тьмы приход!

Блеснет заутра луч денницы

И заиграет яркий день;

А я, быть может, я гробницы

Сойду в таинственную сень,

И память юного поэта

Поглотит медленная Лета,

Забудет мир меня; но ты

Придёшь ли, дева красоты,

Слезу пролить над ранней урной

И думать: он меня любил,

Он мне единой посвятил

Рассвет печальный жизни бурной!..

Сердечный друг, желанный друг,

Приди, приди: я твой супруг!..»

(. «Евгений Онегин»)

Ответы выпускников на задание 1.1.4.

Работа 1

Печорин и Ленский абсолютно разные персонажи. Ленский вос­принял дуэль, как игру, и, в силу своего характера, заигрался. У него все слишком напыщенно и максималично. Скорее всего, он всерьез не думал, что погибнет. Печорин же понимал всю серьезность своего по­ложения, знал о подлом заговоре и не был уверен, что удастся избе­жать смерти.

В ночью перед дуэлью Ленский думал об Ольге, у него больше смысла в жизни, чем у Печорина, который одинок и нигде не мо­жет найти себе места.

Комментарий

Экзаменуемый лишь частично справился с заданием (вывод в финале, несмотря на неудачное оформление, сомнений не вы­зывает). Учащийся не сразу выходит на решение задачи: в нача­ле работы он сравнивает персонажей, а не их поведение перед дуэлью. При этом выдвигается спорный тезис об «игре» Ленско­го в дуэль (слово «заигрался» следовало хотя бы взять в кавыч­ки). Тезис о том, что Ленский не верит в возможность своей ги­бели, противоречит пушкинскому тексту.

Речевое оформление работы слабое: искажение слова («макси­малично»), неверное согласование («в ночью»), неудачное соединение частей последней фразы {«...думал об Ольге, у него больше смысла в жизни...»).

Ответ оценён 1 баллом (соответственно по критериям: 1;0).

Работа 2

И Ленский, и Печорин не могут заснуть перед дуэлью, но в от­личие от Ленского, который вспоминает Ольгу, Печорин думает о себе. Печорин недоговаривает о женщине, единственном человеке, который его понимает. Хотя Вера - замужняя женщина, и логика Печорина нам понятна. Григорий Александрович рассуждает так: «Умереть так умереть! Потеря для мира небольшая, да и мне поря­дочно уж наскучило». Ленский в своей элегии говорит о том, что го­тов умереть, если «дева красоты» придёт «слезу пролить над ранней урной». Печорин же «выжил из тех лет, когда умирают, произнося имя своей возлюбленной». Тем самым Григорий Александрович готов умереть на дуэли, не найдя смысла жизни, а Ленский желает совер­шить героический, на его взгляд, поступок.

/ / / Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

И – выдающиеся образы, олицетворяющие свое время. Их создали разные авторы, но они очень похожи. Самое простое объяснение этому в том, что Михаил Лермонтов во многом равнялся на Александра Пушкина. Однако Печорин Лермонтова – это не подражание Пушкинскому Онегину, а сходный по мировоззрению образ.

Что же сближает эти образы? Онегин и Печорин – люди благородного происхождение. Оба еще молоды и полны энергии. От природы они наделены острым умом. Интеллект героев в основном гораздо выше, чем у людей их окружения, поэтому они чувствуют себя одинокими.

Онегина обучал гувернер-иностранец, который старался не перетруждать воспитанника наукой. Но Евгений, все же получил неплохое образование благодаря своей сообразительности и любви к чтению. Печорин так же хорошо образован.

Отношение к любви тоже сближает героев. Они рано научились «искусству» любви, умели легко покорять женские сердца. Однако сами вряд ли умели по-настоящему любить, хотя и стремились к идеалу. Онегину надоели отношения с глупыми и лживыми столичными барышнями, но и любовь чистой деревенской девушки он тоже не принял. Своим строгим отказом он ранил чувства искренней девушки. Любовные перипетии Печорина еще сложнее. Наибольшим преступлением была его страсть к юной Белле. Воспылав желанием обладать девушкой, он берет ее в плен, влюбляет в себя, а потом, наигравшись в чувства, забывает о ней.

Оба героя по-своему отторгали общество, в котором жили. Онегин это делал пассивно, своим циничным и равнодушным отношение ко всему. Печорин же более активная личность. Возможно, причина в том, что Онегин – лентяй, баловень судьбы. Он нигде не служил, а просто жил в свое удовольствие. Печорин – офицер, который через провинность поехал служить на Кавказ.

Онегин и Печорин – романтичные герои, разочарованные в своем времени. Но, несмотря на это, они – порождение своего времени. Как бы не отстранялся Онегин от общепринятых правил, он зависел от общественного мнения. Именно поэтому он идет на дуэль с другом, чтобы «не упасть» в глазах других людей. Печорин тоже стреляется на дуэли, думая, что так отомстит ненавистному обществу. Однако таким действием лишь становится его частью.

Герои не верят в настоящую дружбу. Онегин дружит с Ленским от скуки. Печорин не подпускает к себе близко дружественно настроенного к нему Максима Максимовича. При встрече со старшим товарищем Печорин держится демонстративно холодно. Хотя Максим Максимович все равно симпатизирует герою, возможно чувствуя его настоящую душу.

Онегин и Печорин – смелые, решительные молодые люди. Но все же Онегин более осторожен. Он привык к своей жизни, хоть она ему и во многом надоела. Печорин – фаталист, играющий с жизнью. Чего только стоит его участие в игре «Русская рулетка». Печорин с легкостью рискует собственной жизнью, и так же легко относится к жизни других людей.

Оба героя тоскуют в ожидании какого-то Великого дела. Их внутренняя сила, жажда приключений могла бы пригодиться, родись они в более «героическое» время. И если Онегин еще мог бы себя реализовать в рядах декабристов, то Печорин застал время жестоких реакций властей на восстание декабристов. Поэтому Печорин – более трагический образ.

Евгений Онегин Александра Пушкина и Григорий Печорин Михаила Лермонтова имеют много общего, и вместе с тем они самобытные литературные образы.