Пересказ поэмы "Мертвые души" Гоголя Н. § Город в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»- это попытка автора показать всю жизнь России, постичь характер русского народа, определить дальнейшие пути его развития. Сам Н.В. Гоголь говорил, что сюжет «Мертвых душ» хорош тем, что «дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». Поэтому такую важную роль в поэме играет мотив дороги, путешествия. По этой же причине каждый литературный образ, выведенный писателем, представляет собою не случайное, а обобщенное, типическое явление.
Приезд Чичикова в город NN - это фактически экспозиция поэмы. Именно здесь завязываются знакомства Чичикова с городскими чиновниками, которые потом приглашают его к себе в гости. Здесь же дается краткая характеристика самого героя и групповой портрет чиновничества города NN.
Описание приезда Чичикова в город ведется автором нарочито замедленно, неспешно, с массой подробностей. Мужики, лениво обсуждающие, доедет ли такое колесо в Москву или в Казань, молодой человек, обернувшийся поглядеть на экипаж, услужливый трактирщик - все эти образы подчеркивают, какая скучная, сонная, неторопливая жизнь в этом городе. Самого Чичикова автор характеризует довольно неопределенно: «господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод». Гораздо более подробно описывается автором помещение и обстановка гостиницы, вещи приезжего, меню его обеда. Но поведение героя обращает на себя внимание: он подробно расспрашивает обо всем, в том числе и о городских чиновниках, «обо всех значительных помещиках», об их хозяйствах. Желание подробно знать о состоянии края, не было ли там каких болезней, показывает, как замечает автор, «более чем одно простое любопытство». Себя герой отрекомендовал «помещиком, по своим надобностям». То есть цель его приезда читателю пока неизвестна и непонятна.
Н.В. Гоголь подробно описывает провинциальный город, подчеркивая его обыденность, типичность, например, дома «с вечным мезонином, очень красивым, по мнению губернских архитекторов». Автор иронизирует над вывесками торговцев и ремесленников («Иностранец Василий Федоров»), замечает, что чаще всего встречаются питейные дома. О чахлом городском саде в газетах было сказано как об украшении города, вызвавшем «потоки слез в знак признательности к господину градоначальнику». Заброшенность городского хозяйства, лицемерные слова в газетах, полные чинопочитания, - эти черты уже встречались в собирательном образе уездного города в комедии «Ревизор».
Следующий день Чичикова в городе посвящен визитам. Он навестил всех, кого можно было, и проявил себя как человек, знающий тонкости обращения с людьми. Он «очень искусно умел польстить каждому», поэтому составил о себе самое лучшее мнение и получил ото всех ответные приглашения. К вечеринке у губернатора герой готовится долго и тщательно, так как для него эта вечеринка очень важна: он должен закрепить свой успех в провинциальном обществе. Изображая на этой вечеринке весь цвет губернии, Гоголь вводит прием типизации- обобщенной, собирательной характеристики «толстых и тонких». Это условное деление всех чиновников на два типа имеет глубокий смысл, обоснованный как психологически, так и философски. «Тоненькие» чиновники «увивались около дам», они следят за модой, за своим внешним видом. Их цель жизни - развлечения, успех в обществе, а на это требуются деньги. Поэтому «у тоненького в три года не остается ни одной души, не заложенной в ломбард», это тип расточителей по своему образу жизни и характеру. «Толстые» игнорируют свой внешний вид, а из развлечений они предпочитают карты. Но главное - у них другая цель в жизни, они служат ради карьеры и материальной выгоды. Они постепенно приобретают то один дом в городе (на имя жены, из формальных предосторожностей), то другой, то деревеньку близ города, «потом и село со всеми угодьями». Выйдя в отставку, он становится хлебосольным помещиком, уважаемым человеком. А «тоненькие» наследники-расточители проматывают накопленное отцовское добро. Такие типические характеры Гоголь рисует в дальнейших главах, показывая галерею образов помещиков как типы расточителей (Манилов, Ноздрев) либо приобретателей (Коробочка, Собакевич). Поэтому это авторское отступление Гоголя имеет глубокий смысл для раскрытия идейного содержания поэмы в целом.
Общение Чичикова с чиновниками раскрывает в дальнейшем его умение в обращении с людьми. Он играет с ними в карты, и, как принято, во время игры, все шумят и спорят. Приезжий гость «также спорил, но как-то чрезвычайно искусно» и приятно для окружающих. Он умеет поддержать любой разговор, показывая обширные знания, его замечания очень дельны. Но о себе он почти ничего не сообщает, говоря «какими-то общими местами, с заметной скромностью»: что служил и «претерпел за правду», «имел много неприятелей», а теперь ищет место для спокойной жизни. Все очарованы новым приезжим, и все о нем самого лучшего мнения, даже Собакевич, который редко говорил о ком- нибудь хорошее, пригласил его в гости.
Итак, первая глава поэмы - приезд Чичикова в город NN - играет важную композиционную роль - это экспозиция поэмы. Она дает нам представление о самом городе NN, о его чиновничестве, кратко обрисовывает главного героя и подготавливает читателя к дальнейшему развитию событий: визитам Чичикова к помещикам губернии.


^ Образ Чичикова

Чичиков - натура двойственная. Особенно явно это видно в момент встречи с блондинкой на дороге.

Вначале обратим внимание на портрет незнакомки.

Вся символика ее описания, все краски имеют одну легко различимую направленность: сравнение с только что снесенным яичком (яичко - начало жизни), преобладание одного, белого цвета - цвета невинности, дня, начала, соприкосновение с лучами солнца, источником и двигателем жизни и, наконец, полная проницаемость, прозрачность для лучей, для света, для взгляда, - так контрастирующая с затвердевшей корою старческой неподвижности и одеревенелости.

Какой же была на все это реакция Чичикова? Необычной, неожиданной для такого прозаического, расчетливого человека: он задумался, позабыл про все окружающее.

Чичикову суждено было во второй раз пережить эти ощущения. И притом острее, по-новому.

VIII глава. Бал у губернатора. Чичиков, возведенный общественным мнением в «миллионщики», утопает в блаженстве почитания и славы… И вдруг перед Чичиковым предстает знакомая блондинка.

Какова на этот раз реакция Чичикова?

«Чичиков так смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова...» Модные фразеры, ловкие щеголи, которых любила изображать романтическая повесть, не терялись в подобных ситуациях и умели изъясняться с красавицами галантно и афористично. Но много ли было за подобными словами истинного чувства?

Выходит, что немота Чичикова выше потока красноречия этих романтических героев. По крайней мере, в ней есть доля истинного переживания.

Но рассказчик предостерегает: не преувеличивайте силу переживаний Чичикова - «Нельзя сказать наверно, точно ли пробудилось в нашем герое чувство любви, даже сомнительно, чтобы господа такого рода... способны были к любви». Но, как бы то ни было, рассказчик настаивает на необычности этого чувства, как бы приоткрывшего что-то неожиданное в этом персонаже: словно какая-то сила вырвала «на несколько минут Чичикова из будничного мельтешения, из потока пошлости и прозы, с которыми он был слит каждой клеткой своего существа».

Большинство персонажей поэмы живет и действует почти инстинктивно, безотчетно. Что они думают по поводу своих поступков и думают ли что-нибудь вообще, нам, как правило, не сообщается.

Иное дело - Чичиков. Интересно следующее место. После одной из своих неудач - увольнения с таможни за контрабанду, - Чичиков размышляет: «Почему ж я? Зачем на меня обрушилась беда? Кто ж зевает теперь на должности? - все приобретают. Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру… За что же другие благоденствуют и почему должен я пропасть червем?.. И что скажут потом мои дети? «Вот», скажут, «отец, скотина, не оставил нам никакого состояния!»

Все размышления, сопровождающие поступки Чичикова, - своего рода попытка уяснить их, дать себе в них отчет. У других персонажей поэмы подобного не встретишь. Им свойственно поступать как существам низкой духовной организации, чуть ли не как животным.

И, наконец, еще одно, совсем неожиданное отличие. «Страсть» Чичикова, овладевший им порок в определенном смысле уже, чем у других персонажей. Попробуйте определить в двух словах, в чем особенность Ноздрева, - едва ли вам это удастся. Ноздрев хвастлив и каверзен, «разбитной малый» и тонкий плут... Никак нельзя одним определением обозначить этот характер, и Гоголь не дает такого определения. Его фраза, что Ноздрев «был в некотором роде исторический человек», - не определение: эта фраза во многом ироническая и описательная.

А вот Чичикову автор находит возможным дать определение. «Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых». Разумеется, и Чичиков очень сложен, гораздо сложнее и Ноздрева, и любого другого персонажа поэмы. И его характер одним определением не исчерпаешь. Чичиков вкрадчив, льстив; когда нужно, высокомерен, упорен, настойчив… да мало ли что еще можно сказать об этом удивительно многоликом и гибком человеке. Но все же его главную страсть или, как говорил Гоголь, «задор» можно обозначить довольно определенно - «приобретатель».

Из всех других персонажей первого тома поэмы только один строится на тех же основах, что Чичиков. Это Плюшкин...

Может быть, то, что мы сказали, делает Чичикова лучше остальных персонажей поэмы? Наоборот, хуже. Ведь он мог бы быть и другим человеком, его действия сопряжены с определенным осознанием, размышлением, и он далеко не так примитивен. А значит, с него и спрос другой.

Теперь нам будет понятно замечание молодого Чернышевского о Чичикове: «это характер самый трудный».

Но как раз трудностью и сложностью Чичикова предопределено не только его центральное место в первом томе поэмы, но и его предполагаемый жизненный путь в последующих томах... Ведь, имея за спиною прошлое, он мог иметь и будущее. Развиваясь во времени, он способен претерпевать изменения. Да и сосредоточенность Чичикова на одной «идее», определенность страсти облегчили бы исправление. Легче освобождаться от определенного «порока» (собственничества, например), чем от порочности вообще.

Гоголь в первом томе поэмы намекнул на будущее перерождение Чичикова и на тот назидательный урок, который получает в связи с этим его «страсть» - приобретательство. «И, может быть, в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес».

УРОК 76

^ ОБРАЗ ЧИЧИКОВА. АНАЛИЗ ХI ГЛАВЫ
…Он все же подлец какой-то странный...

И. Золотусский
ХОД УРОКА
I. Беседа по вопросам:

1. Какова роль ХI главы в композиции поэмы? (Биографию Чичикова Гоголь вынес в последнюю, ХI главу. Такое построение имело основание, ведь прошлое героя с сюжетом не связано. Поэтому Гоголь выносит биографию за рамки сюжета. А если говорить о сюжете поэмы, то он кончается в Х главе решением Чичикова бежать из губернского города. Биография Чичикова важна для мотивировки его поступков и черт характера. Знакомясь с ней, мы понимаем причины его поступков и суть его взглядов на жизнь.)

2. Зачем Чичиков скупал мертвые души?

3. Почему Гоголь называет его «приобретателем»? В чем его отличие от таких «накопителей», как Собакевич, Коробочка, Плюшкин? (Это человек новой, буржуазной формации - «приобретатель», хищник, хозяин. Он обладает такими чертами, которых нет у помещиков, - энергией, волей.

И он грозен тем, что развивается при дружном одобрении окружающих и при тайной зависти его силе. Ведь помещики являются расточителями человеческого достоинства, и кончают они «прорехой на человечестве». А Чичиков умирать не собирается.)
^ Слово учителя 1

«Вспомните дорожную шкатулку Чичикова - это же поэма! Это поэма о приобретательстве, накопительстве, выжимании пота во имя миллиона… и чего там только нет! И сорванная с тумбы городская афишка... и похоронный билет (говорящий его трезвому уму: торопись, помни о смерти)... Та же куча Плюшкина, только не растрепанная... а приведенная в симметрию, где каждый предмет - к делу... Куча Плюшкина - это кладбище вещей, шкатулка Чичикова - походный чемодан делового человека».
4. Что роднит Чичикова с помещиками? В чем заключается «ядро» этого образа? (Чичиков интересен тем, что является «собирателем» черт всех персонажей помещиков: в деликатности он не уступит Манилову (вспомните проход в дверь), копит так же упорно, как Коробочка (вспомните его знаменитую шкатулочку), в бережливости не уступит Плюшкину, в собирании всякого хлама, кстати, тоже, прижимист, как Собакевич, торгует каждую копейку, да и сам, по определению автора, - «герой копейки», а солгать способен не хуже Ноздрева.

Но есть у Чичикова черта, которая делает его первым лицом - поразительная гибкость, цепкость, выживаемость в любых условиях, в любые времена. Зерно» этого героя - умение приспосабливаться, угадывать людей и подлаживаться к ним.

С Маниловым он приторно-любезен, с Коробочкой - мелочно-настойчив, с Ноздревым - напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется так же неотступно, как и Собакевич с ним, Плюшкина покоряет своим «великодушием».

Итак, мы достаточно знакомимся с героем прежде, чем прочитаем его биографию. (Вспомним, что это второй герой, у которого есть биография!)

5. Почему же то и дело прогорает гоголевский герой, почему его аферы, сначала так возносящие его вверх, всякий раз лопаются, не удаются? Почему Чичиков потерпел неудачу в торге с Ноздревым?

Познакомимся с фрагментом статьи П. Вайля и А. Гениса «Русский Бог. Чичиков»: «Пройдоха Чичиков оказывается чересчур простодушным, чтобы обвести вокруг пальца Ноздрева, или Коробочку, или своего напарника-подельника из таможни. Он даже не удосужился придумать правдоподобную легенду, объясняющую покупку мертвых душ.

Маленький человек с маленькими страстями (кстати, примерно так говорил Лев Толстой о Наполеоне), Чичиков знает только одну цель - деньги. Но и тут он недостаточно последователен. Он остается в городе после оформления купчей, влюбляется в губернаторскую дочку.

Все оттого, что Чичиков на самом деле не столько ищет капитала, не столько ждет исполнения своих коварных планов, сколько надеется войти в человеческую жизнь - обрести друзей, любовь, тепло...»

С чем тут можно согласиться, а с чем - нет?

6. Что заинтересовало Гоголя в Чичикове, почему он сделал его героем? (Вспомним, что время, в которое создавалось произведение Гоголя - это первая треть ХIХ в., когда царское правительство, расправившись с декабристами, усиленно создавало бюрократический аппарат, когда в гору пошли напористые Чичиковы, способные делать деньги из чего угодно.

Но писателя интересует не простой «подлец». Он рисует человека, положительные задатки которого приобрели негативную направленность. Писатель подробно воспроизводит «формирование души» своего героя: в тех условиях, в которых он рос, усваивал отцовскую философию, ничего другого не могло получиться. И получилась не душа, а ларчик с бумагами, деньгами и прочим добром.

Гоголь пытается понять характер Чичикова: для этого он единственному персонажу дает историю жизни во всех деталях. Но как это сделать, если даже внешний облик героя схватить трудно?

«Не красавец, но и не дурной наружности», «не слишком толст, не слишком тонок», «нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод» и так далее. Во всем умеренность, середина, безличность, то, что исключает человеческие страсти, движение души, но оставляет простор «копейке».)

7. Что сформировало характер героя? Через какие этапы развития прошел Чичиков?

8. Проверка индивидуального задания - сообщение на тему «Образ Чичикова» (по карточке 54).

9. Видел ли Гоголь ту силу, которая принесет спасение России? (Нет, не видел, отсюда и его тревожные вопросы: «Русь, куда же несешься ты? Дай ответ... Не дает ответа!» Свои тревожные раздумья он воплотил в образе птицы-тройки, которая несется неизвестно куда.)
^ II. Слово учителя.

И. Золотусский о финале пишет: «Комическое путешествие заканчивается трагически, и трагизм пронизывает заключительные строки «Мертвых душ» о летящей в неизвестность тройке. Она пока как бы еще без ума летит, абы куда летит, и Гоголь наслаждается самим ее полетом, вихрем движения, но вопрос «зачем?» все же не заглушается этим поднимающим пыль вихрем. И вовремя попадается ей на дороге фельдъегерь...

Гоголь помнит, кто едет в бричке, и куда едет, и где пролегает дорога. Это не конец, а начало ее, и апофеоз «быстрой езды» не ответ на вопрос: «Где выход? Где дорога?»

Перед этим финалом Чичиков засыпает, успокоенный своим удачным бегством из города, и будто бы во сне видит собственное детство - о нем рассказывает сам автор...

Этот-то рассказ о детстве Чичикова и дает потом разгон его тройке, подхватит ее как на крыльях и понесет к неведомому 2-му тому.

В этом отрывке особенно чувствуется контраст - необъятная Русь и «казенный экипаж» - символ бездушной, страшной государственной власти.
^ III. Домашнее задание.

1. Подумать над тем, почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой.

2. Отметить в тексте поэмы наиболее яркие лирические отступления (главы V (отступление о метко сказанном русском слове), VII (о двух типах писателей; о бурлаках), ХI (о птице-тройке, о дороге, о Руси и ее богатырях, о выборе героя.) Какую художественную функцию они выполняют?

3. Индивидуальное задание - подготовить сообщение на тему: «Что означает гоголевский образ дороги?» (по карточке 55).

Карточка 55

Что означает гоголевский образ дороги? 1

Образ дороги возникает с первых страниц поэмы. Образом дороги поэма и завершается.

Но какое огромное различие между первым и последним образом дороги! В начале поэмы это дорога одного человека, определенного персонажа - Павла Ивановича Чичикова. В конце это дорога целого государства, России, и даже больше - дорога всего человечества, на которой Россия обгоняет «другие народы».

Это образ метафорический, иносказательный, олицетворяющий постепенный ход всей человеческой истории.

Эти два значения, как две крайние вехи. Между ними располагаются множество других значений - и прямых, и метафорических, образуя сложный и единый гоголевский образ дороги.

Переход одного значения в другое - конкретного в метафорическое - чаще всего происходит незаметно. Вот отец Чичикова везет мальчика в город; пегая лошадка, известная у лошадиных барышников под именем Сороки, день-другой бредет по российским весям, въезжает на городскую улицу... Отец, определив мальчика в городское училище, «на другой же день выбрался в дорогу» - домой. Чичиков начинает свою самостоятельную жизнь. «...При всем том трудна была его дорога», - замечает повествователь. Одно значение образа - вполне конкретное, «вещественное» незаметно сменяется другим, метафорическим (дорога как жизненный путь).

Чичиков уезжает из города N. «И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином... пешеход в протертых лаптях, плетущийся за 800 верст, городишки, выстроенные живьем...» и т. д. Потом следует знаменитое обращение автора к Руси: «Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу...»

Переход от конкретного к общему по-прежнему еще плавный, почти незаметный. Дорога, по которой едет Чичиков, бесконечно удлиняясь, рождает мысль о всей Руси. Тут даже не скажешь, что один конкретный образ переходит в другой, метафорический. Просто перед нами увеличивается масштаб: пространство, которое пересекает тройка Чичикова, бесконечно расширяясь, переходит в пространство всей страны, и это дает повод для вдохновенного монолога автора о Руси: «...И грозно объемлет меня могучее пространство...»

Известный русский ученый, теоретик литературы А. Потебня находил это место «гениальным». Потебню поразило, «как неожиданно обрывает занесшуюся мысль холодная действительность»; поразила та резкость, «с которой этим выставлена противоположность вдохновенной мечты и отрезвляющей яви».

И действительно: резкость перехода доведена Гоголем до высшей точки. Нет никаких фраз, подготавливающих переход, нет пояснений рассказчика, скажем, такого рода: «Но возвратимся к нашему герою...» или «А в это время с нашим героем происходило то-то и то-то». Просто один план «вдвинут» в другой: во вдохновенную речь поэта врывается грубая брань Чичикова и встретившегося ему фельдъегеря, - и мы, словно упав с неба на землю, видим перед собою не сказочно-незнакомое пространство России, а конкретную дорогу, ту, по которой едет тройка Чичикова...

Но затем, так же неожиданно, эта картина уступает место другой: словно и Чичиков, и его бричка, и скакавший навстречу фельдъегерь были всего лишь мимолетным видением.

И уже не Чичиков восхищается дорогой, не он покрепче закутывается в дорожную шинель, тесней и уютней прижимается в угол кареты. Не он дремлет, прижавши к углу своего соседа (Чичиков ведь, мы помним, находился в карете один: Петрушка с. Селифаном сидели на козлах.) Не Чичиков вдохновенно любуется наступившей ночью. «А ночь! небесные силы! какая ночь совершается в вышине!»

Кто же этот персонаж? Похоже, тот самый, который произносил глубоко-вдохновенную речь о Руси, словом, не кто другой, как автор. Но вот что интересно: сменив персонажей, сменив тон рассказа - прозаический, с просторечными репликами, на вдохновенный, возвышенно-поэтический, - Гоголь не изменил на этот раз характер центрального образа - образа дороги. Образ дороги не стал метафорическим - перед нами одна из бесчисленных дорог российских просторов, подобная той конкретной дороге, по которой мчится бричка Чичикова.

Гоголь в «Мертвых душах» развивает метафорический образ дороги как «жизни человека» и при этом находит свою оригинальную трактовку образа.

В начале VI главы рассказчик вспоминает о том, как в молодые годы его волновала встреча с любым незнакомым местом, с новыми людьми.

Теперь - иное. «Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность...» 3десь речь идет о невозвратных потерях на «дороге жизни», где утрачивается что-то очень важное, значимое.

Читая первую главу поэмы, рассмотрим как относится к городу Чичиков и как – автор поэмы.
Чичиков осмотром города был «удовлетворен, ибо нашел, что город никак не уступал другим губернским городам». Знакомство с «сильными мира сего» еще укрепило расположение к городу. Он нашел здесь все, что искал: чиновники, от губернатора до полицмейстера, не страдали не преступностью и подозрительностью к новым для города лицам и безотказно сдавались на лесть. Чичиков познакомился и с помещиками – владельцами крестьянских душ, получил от многих из них любезное приглашение побывать в их усадьбах.
Автор же относится к городу иронически. Но выявить эту иронию трудно. Гоголь прямо как будто бы ничего и не обличает. Напротив, а многих явлениях и лицах он говорит даже торжественно, как бы воспевая и возвышая их, - но они столь ничтожны, что возвышенный стиль рождает лишь смех.
Вот Гоголь описывает гостиницу, «где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, всегда заставленную комодом, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о подробностях проезжающего».
И вот Гоголь описывает общую залу гостиницы, где весела «копченная люстра со множеством висящих стеклышек, которые прыгали и звенели каждый раз, когда половой бегал по потертым клеенкам, помахивая бойко под носом, на котором сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц на морском берегу». Романтическое сравнение, приложенное к бытовому предмету, к жалкой обстановки провинциальной гостиницы, вызывает веселый смех.
Так возвышенность описания усиливает иронию автора, обнажает истинный контур вещей.
Этот беспощадный - иронический авторский взгляд постоянно соседствует со снисходительно – приветливым отношением Чичикова к городу. Умиление Чичикова не бескорыстно - оно идет от желания сказать приятное «градоначальникам». Прогуливаясь по городу, Чичиков собирает материал для комплементов, от которых должны растаять чиновники. Однако автор не позволяет нам обманутся восторгами Чичикова. «Он взглянул в городской сад, который состоял из тоненьких деревьев, дурно принявших, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляной краскою». Разумеется, найти «очень красиво выкрашенными» подпорки к деревьям способен лишь Чичиков. Автор иронизирует над героем, для которого зеленая краска заменяет зелень деревьев. Но ирония Гоголя эти не ограничивается. Далее он издевательски сравнивает «дурные принявшиеся, тоненькие» деревца с роскошным описанием в газетах. Так разом Гоголь посмеялся и над вкусом Чичикова, и над ложью газет, и над раболепием сентиментальных обывателей.


Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» - это попытка автора показать всю жизнь России, постичь характер русского народа, определить дальнейшие пути его развития. Сам Н.В. Гоголь говорил, что сюжет «Мертвых душ» хорош тем, что «дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». Поэтому такую важную роль в поэме играет мотив дороги, путешествия. По этой же причине каждый литературный образ, выведенный писателем, представляет собою не случайное, а обобщенное, типическое явление. Приезд Чичикова в город NN - это фактически экспозиция поэмы. Именно здесь завязываются знакомства Чичикова с городскими чиновниками, которые потом приглашают его к себе в гости. Здесь же дается краткая характеристика самого героя и групповой портрет чиновничества города NN. Описание приезда Чичикова в город ведется автором нарочито замедленно, неспешно, с массой подробностей. Мужики, лениво обсуждающие, доедет ли такое колесо в Москву или в Казань, молодой человек, обернувшийся поглядеть на экипаж, услужливый трактирщик - все эти образы подчеркивают, какая скучная, сонная, неторопливая жизнь в этом городе. Самого Чичикова автор характеризует довольно неопределенно: «господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод». Гораздо более подробно описывается автором помещение и обстановка гостиницы, вещи приезжего, меню его обеда. Но поведение героя обращает на себя внимание: он подробно расспрашивает обо всем, в том числе и о городских чиновниках, «обо всех значительных помещиках», об их хозяйствах. Желание подробно знать о состоянии края, не было ли там каких болезней, показывает, как замечает автор, «более чем одно простое любопытство». Себя герой отрекомендовал «помещиком, по своим надобностям». То есть цель его приезда читателю пока неизвестна и непонятна. Н.В. Гоголь подробно описывает провинциальный город, подчеркивая его обыденность, типичность, например, дома «с вечным мезонином, очень красивым, по мнению губернских архитекторов». Автор иронизирует над вывесками торговцев и ремесленников («Иностранец Василий Федоров»), замечает, что чаще всего встречаются питейные дома. О чахлом городском саде в газетах было сказано как об украшении города, вызвавшем «потоки слез в знак признательности к господину градоначальнику». Заброшенность городского хозяйства, лицемерные слова в газетах, полные чинопочитания, - эти черты уже встречались в собирательном образе уездного города в комедии «Ревизор». Следующий день Чичикова в городе посвящен визитам. Он навестил всех, кого можно было, и проявил себя как человек, знающий тонкости обращения с людьми. Он «очень искусно умел польстить каждому», поэтому составил о себе самое лучшее мнение и получил ото всех ответные приглашения. К вечеринке у губернатора герой готовится долго и тщательно, так как для него эта вечеринка очень важна: он должен закрепить свой успех в провинциальном обществе. Изображая на этой вечеринке весь цвет губернии, Гоголь вводит прием типизации - обобщенной, собирательной характеристики «толстых и тонких». Это условное деление всех чиновников на два типа имеет глубокий смысл, обоснованный как психологически, так и философски. «Тоненькие» чиновники «увивались около дам», они следят за модой, за своим внешним видом. Их цель жизни - развлечения, успех в обществе, а на это требуются деньги. Поэтому «у тоненького в три года не остается ни одной души, не заложенной в ломбард», это тип расточителей по своему образу жизни и характеру. «Толстые» игнорируют свой внешний вид, а из развлечений они предпочитают карты. Но главное - у них другая цель в жизни, они служат ради карьеры и материальной выгоды. Они постепенно приобретают то один дом в городе (на имя жены, из формальных предосторожностей), то другой, то деревеньку близ города, «потом и село со всеми угодьями». Выйдя в отставку, он становится хлебосольным помещиком, уважаемым человеком. А «тоненькие» наследники-расточители проматывают накопленное отцовское добро. Такие типические характеры Гоголь рисует в дальнейших главах, показывая галерею образов помещиков как типы расточителей (Манилов, Ноздрев) либо приобретателей (Коробочка, Собакевич). Поэтому это авторское отступление Гоголя имеет глубокий смысл для раскрытия идейного содержания поэмы в целом. Общение Чичикова с чиновниками раскрывает в дальнейшем его умение в обращении с людьми. Он играет с ними в карты, и, как принято, во время игры, все шумят и спорят. Приезжий гость «также спорил, но как-то чрезвычайно искусно» и приятно для окружающих. Он умеет поддержать любой разговор, показывая обширные знания, его замечания очень дельны. Но о себе он почти ничего не сообщает, говоря «какими-то общими местами, с заметной скромностью»: что служил и «претерпел за правду», «имел много неприятелей», а теперь ищет место для спокойной жизни. Все очарованы новым приезжим, и все о нем самого лучшего мнения, даже Собакевич, который редко говорил о ком-нибудь хорошее, пригласил его в гости. Итак, первая глава поэмы - приезд Чичикова в город NN - играет важную композиционную роль - это экспозиция поэмы. Она дает нам представление о самом городе NN, о его чиновничестве, кратко обрисовывает главного героя и подготавливает читателя к дальнейшему развитию событий: визитам Чичикова к помещикам губернии.

«Поэма Гоголя Мёртвые души» - Гоголь задумал большое произведение подобное «Божественной комедии» Данте. Начало работы над поэмой – 1835г. Н.В. Гоголь. Какая Россия предстает перед нами? 1) Каковы мнения чиновников и помещиков о Чичикове и почему? Париж – Германия – Рим – Иерусалим - Россия. Цели урока: Ф. Моллер. Работа по группам: 1) Проследите маршрут прогулки П.И. Чичикова по городу.

«Характеристика поэмы «Мёртвые души»» - Величайшее произведение Гоголя. История замысла поэмы и его реализации. Мария Ивановна Косяровская. Слава. Мертвые души. Манилов. Чичиков. Коробочка. Отъезд из Парижа. Персонажи поэмы. Николай Васильевич Гоголь. Первый литературный опыт. Приезд Чичикова в губернский город. Гимназия в Нежино. Письмо Гоголя.

«Плюшкин в «Мёртвых душах»» - Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. В ряду «мёртвых обитателей, страшных неподвижным холодом души своей и пустотой сердца». Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков.

«История создания «Мёртвых душ»» - Изображение жизни российских помещиков. Гоголь предполагал сделать поэму трёхтомной. Не всё ещё мертво в этом царстве. Плюшкин. «Мертвые души»- величайшее произведение Гоголя. Образ Родины Н.В. Гоголь изобразил реально. 9 марта 1842 года книга была разрешена цензором. Коробочка. Галерея помещиков в поэме.

«Поэма Мёртвые души» - Ноздрев. Склонность к аферам. Крохоборство (мелочная скупость). Прижимистость. Письмо Гоголя В.А. Жуковскому. Авантюризм. Дубиноголовость. Плюшкин. Повествование о жизненной судьбе героя поэмы- Чичикова. Собакевич. Опустошитель и разоритель хозяйства. Афера имела под собой веские юридические и экономические основания.

«Произведение «Мёртвые души»» - Викторина по произведениям Н. В. Гоголя. Войдя в художественный мир «Мёртвых душ», вы увидите всю Русь. Опорная схема. Периоды жизни в момент работы над «Мертвыми душами». Воспоминания о Н.В.Гоголе. Построение поэмы «Мертвые души». Как страшна наша Россия. Каков Н.В.Гоголь, известный вам. «Блажен незлобливый поэт…» Н.Некрасов.