Государства граничащие с рф. Границы россии

Протяженность российских рубежей составляет более 60,9 тысячи километров, которые охраняют примерно 183 тысячи пограничников. Россия граничит с 16-ю государствами.

Протяженность российских рубежей составляет более 60,9 тысячи километров, которые охраняют примерно 183 тысячи пограничников. Современные границы России с бывшими советскими республиками в международно-правовом отношении оформлены не до конца. Например, граница между Российской Федерацией и Республикой Украина до сих пор так и не демаркирована, хотя делимитация сухопутной границы была завершена в прошлом году.

Россия граничит с 16-ю государствами. Длина границы с Норвегией составляет 219,1 километра, с Финляндией- 1325,8 километра, с Эстонией- 466,8километра, с Латвией - 270,5 километра, с Литвой (граница с Калининградской областью) - 288,4километра, с Польшей (граница с Калининградской областью)- 236,3 километра, с Белоруссией - 1239километров, с Украиной - 2245,8километра, с Грузией - 897,9 километра, с Азербайджаном- 350 километров, с Казахстаном - 7 598,6 километра, с Монголией - 3 485 километров, с Китаем - 4 209,3 километра, с КНДР - 39,4километра, с Японией - 194,3 километра, с США - 49 километров.

Сухопутные границы

На суше Россия граничит с 14-ю государствами, 8 из которых - бывшие союзные республики.

Длина сухопутной границы с Норвегией составляет 195,8 километра (из них 152,8 километра - граница, проходящая по рекам и озерам), с Финляндией - 1271,8 километра (180,1 километра), с Польшей (граница с Калининградской областью) - 204,1 километра (0,8 километра), с Монголией - 3 485 километров, с Китаем - 4 209,3 километра, с КНДР - 17 километров по рекам и озерам, с Эстонией - 324,8 километра (235,3 километра), с Латвией - 270,5 километра (133,3 километра), с Литвой (граница с Калининградской областью) - 266 километров (236,1 километра), с Белоруссией- 1239 километров, с Украиной - 1925,8 километра (425,6 километра), сГрузией - 875,9 километра (56,1 километра), с Азербайджаном - 327,6 километра (55,2 километра), с Казахстаном - 7 512,8 километра (1 576,7 километра).

Калининградская область представляет собой полуанклав: территорию государства, со всех сторон окруженную сухопутными границами других государств и имеющую выход к морю.

Западные сухопутные границы не привязаны к каким-либо природным рубежам. На участке от Балтийского до Азовского моря они проходят по заселенным и освоенным равнинным территориям. Здесь границу пересекают железные дороги: Санкт-Петербург-Таллин, Москва-Рига, Москва-Минск-Варшава, Москва-Киев, Москва-Харьков.

Южная граница России с Грузией и Азербайджаном проходит по горам Кавказа от Черного до Каспийского моря. Железные дороги проложены по кромке берегов, через центральную часть хребта проходят две автодороги, которые зимой часто закрываются из-за снежных заносов.

Самая протяженная сухопутная граница - с Казахстаном - проходит по степям Заволжья, Южного Урала и юга Сибири. Граница пересекается множеством железных дорог, связывающих Россию не только с Казахстаном, но и со странами Средней Азии: Астрахань-Гурьев (далее вТуркмению), Саратов-Уральск, Оренбург-Ташкент, Барнаул-Алма-Ата, небольшой участок Транссибирской магистрали Челябинск-Омск, Среднесибирская и Южносибирская магистрали.

Вторая по протяженности - граница с Китаем - проходит по протоку реки Амур, его притоку реке Уссури, реке Аргунь. Она пересекается Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД), построенной еще в 1903 году, и магистралью Чита-Владивосток, проложенной по китайской территории, чтобы кратчайшим путем связать Дальний Восток и Сибирь.

Граница с Монголией проходит по горным районам Южной Сибири. Монгольскую границу пересекает ответвление Транссибирской магистрали - Улан-Удэ-Улан-Батор-Пекин.

Через границу с КНДР проходит железная дорога на Пхеньян.

Морские границы

По морю Россия граничит с 12-ю государствами. Длина морской границы с Норвегией составляет 23,3 километра, с Финляндией - 54 километра, с Эстонией - 142 километра, с Литвой (граница с Калининградской областью) - 22,4километра, с Польшей (граница с Калининградской областью) - 32,2 километра, с Украиной - 320 километров, с Грузией- 22,4 километра, с Азербайджаном - 22,4километра, с Казахстаном- 85,8 километра, с КНДР - 22,1километра.

Только морскую границу Россия имеет с США и Японией. Это узкие проливы, которыми отделяются Южные Курилы от острова Хоккайдо и остров Ратманова от острова Крузенштерна. Длина границы с Японией - 194,3 километра, с США - 49 километров.

Самая протяженная морская граница (19 724,1 километра) проходит вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Круглогодичное судоходство без ледоколов возможно только у северных берегов Кольского полуострова. Все северные порты кроме Мурманска работают только во время короткой северной навигации: 2–3 месяца. Поэтому северная морская граница не имеет большого значения для связей с другими странами.

Вторая по протяженности морская граница (16 997 километров) проходит вдоль побережья морей Тихого океана: Берингова, Охотского, Японского. Юго-восточное побережье Камчатки выходит непосредственно к океану. Главные незамерзающие порты - Владивосток и Находка.

Железные дороги выходят к побережью лишь на юге Приморского края в районе портов и в Татарском проливе (Советская гавань и Ванино). Приморские территории тихоокеанского побережья слабо освоены и заселены.

Протяженность морского побережья Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов невелика (126,1 километра и389,5 километра соответственно), но используется с большей интенсивностью, чем побережья северных и восточных рубежей.

В СССР большие порты в основном строились в прибалтийском регионе. Сейчас Россия может использовать их мощности только за плату. Самый крупный морской торговый флот страны - Санкт-Петербург, в Финском заливе ведется строительство новых портов и нефтеналивных терминалов.

В Азовском море морская граница проходит от Таганрогского залива до Керченского пролива, а затем вдоль Черноморского побережья Кавказа. Главные порты Черноморского побережья - Новороссийск (самый большой порт России) и Туапсе. Азовские порты - Ейск, Таганрог, Азов мелководны и недоступны для крупных судов. К тому же Азовское побережье ненадолго замерзает и судоходство здесь поддерживается ледоколами.

Морская граница Каспийского моря точно не определена и оценивается российскими пограничниками в 580 километров.

Приграничное население и сотрудничество

В приграничных регионах России и сопредельных государствах проживают представители почти 50 национальностей. Из 89-ти субъектов Российской Федерации 45 представляют приграничные регионы страны. Они занимают 76,6 процента всей территории страны. В них проживает31,6 процента населения России. Население приграничных районов - 100 тысяч человек (по состоянию на 1993 год).

Под приграничным сотрудничеством обычно понимается государственно-общественная структура, включающая в себя Федеральные ведомства, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, деятельность населения, общественные инициативы. В развитии приграничного сотрудничества заинтересованы как старые приграничные регионы, так и новые. В последних периодически возникают проблемы, связанные с внезапным разрывом налаженных связей соседних регионов. В ряде случаев граница «разрывает» ресурсные (водные, энергетические, информационные и др.) коммуникации экономических объектов (например, энергозависимость Омской области от Казахстана). С другой стороны, в новых приграничных регионах постоянно увеличивается поток грузов, который может принести немало выгод, при условии больших вложений в соответствующую инфраструктуру.

Таким образом, приграничные регионы государств нуждаются в совместном социально-экономическом развитии, совместном использовании источников ресурсов, налаживании информационной инфраструктуры и восстановлении коммуникаций между населением.

Базой успешного развития приграничного сотрудничества являются добрососедские отношения сторон на государственном уровне, развитая законодательная база (рамочные соглашения о сотрудничестве, законодательное регулирование таможенных правил, отмена практики двойного налогообложения, упрощение процедуры перемещения грузов) и желание регионов участвовать в развитии сотрудничества.

Проблемы сотрудничества в граничных районах

Несмотря на несовершенство федерального законодательства России в отношении приграничного сотрудничества ее регионов, на уровне муниципального и местного самоуправления, оно, так или иначе, осуществляется во всех 45 приграничных регионах.

Не налаженные добрососедские отношения со странами Балтии не дают возможности для широкого развития приграничного сотрудничества на региональном уровне, хотя его необходимость остро ощущается населением приграничных районов.

Сегодня на границе с Эстонией для приграничного населения применяется упрощенный порядок пересечения границы. Но с 1 января 2004 года Эстония намерена перейти на жесткий визовый режим, установленный Шенгенским соглашением. Латвия отказалась от упрощенного порядка еще в марте 2001 года.

Что касается регионального сотрудничества, то еще в июле 1996 года в Пылве (Эстония) был создан Совет по сотрудничеству приграничных регионов, вкоторый вошли представители Выруского и Пылвского уездов Эстонии, Алуксненского и Балвского районов Латвии, а также Палкинского, Печерского и Псковского районов Псковской области. Основными задачами Совета являются разработка совместной стратегии приграничного сотрудничества и реализация проектов в вопросах совершенствования инфраструктуры и охраны окружающей среды. На территории Псковской области действует более двухсот предприятий с участием эстонского и латвийского капитала.

Со следующего года Литва вводит визы для граждан России, следующих транзитом через ее территорию. Это решение затрагивает интересы жителей российского полуанклава, Калининградской области. Экономические проблемы у области могут возникнуть также из-за введения визового режима со стороны Польши. Большие надежды на решение визовых вопросов власти Калининградского региона связывают с только что ратифицированной Россией Европейской рамочной конвенцией о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей.

На договорной основе Калининградская область взаимодействует с семью воеводствами Польши, четырьмя уездами Литвы и округом Борнхольм (Дания). В1998 году область присоединилась к многостороннему приграничному сотрудничеству в рамках еврорегиона «Балтика», а три ее муниципальных образования - к работе по созданию еврорегиона «Сауле» (с участием Литвы и Латвии). Во второй половине 90-х годов подписан ряд соглашений по линии межрегионального сотрудничества Калининградской области и Клайпедского, Паневежисского, Каунасского, Мариямпольского уездов Литвы.

Намечаются перемены в отношениях на государственном уровне между Украиной Россией. Правительство РФ одобрило проект Программы межрегионального и приграничного сотрудничества Российской Федерации и Украины на2001–2007годы. На региональном уровне оно активно осуществляется в Краснодарском крае и Ростовской области.

Довольно напряженные отношения установились в кавказском регионе России и Грузии. В 2000 году были введены ограничения по перемещению между Грузией и Россией, что ощутимо ударило по жителям обеих республик Осетии. Сегодня на региональном уровне районы Северной Осетии установили приграничные связи с Казбекским районом Грузии, с августа 2001 года их жители могут пересекать границу без оформления виз.

Ситуация на дагестанском участке границы обстоит лучше: в 1998 году усилиями правительства Дагестана были сняты ограничения по пересечению государственной границы России с Азербайджаном, что способствовало снижению напряженности и активизации хозяйственных связей. Во исполнение межправительственного соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Дагестаном и Азербайджаном подготовлено отраслевое соглашение - о сотрудничестве в агропромышленном комплексе.

Расширение сотрудничества соседних регионов Казахстана и России связывается с вопросами окончания процессов делимитации и демаркации границ. Например Алтайский край активно сотрудничает с Китаем, Монголией и среднеазиатскими республиками СНГ (Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан). Основные партнеры в приграничном сотрудничестве Алтайского края - Восточно-Казахстанская и Павлодарская области Республики Казахстан. Объем внешнеторгового оборота Алтая с Казахстаном составляет около трети всего внешнеторгового оборота края. В качестве необходимой правовой базы для развития такого рода приграничного сотрудничества Россией рассматриваются двусторонние Соглашения о сотрудничестве между администрацией края и регионами Казахстана.

Характер приграничных связей РФ с Монголией определяется неразвитостью западных аймаков Монголии. В торговле с Монголией преобладают мелкие контракты. Перспективное направление в приграничном сотрудничестве России с Монголией - освоение месторождений рудных ископаемых, разведанных на западе страны. В случае реализации проектов прямого транспортного сообщения, возможного строительства газопровода между Россией и Китаем через Монголию создадутся необходимые энергетические и инфраструктурные условия для участия сибирских регионов в освоении сырьевых ресурсов Монголии. Этапом в развитии отношений стало открытие в феврале 2002 года Генерального консульства Монголии в Кызыле.

На приграничное сотрудничество регионов России и Японии влияет интерес японской стороны к островам Южной Курильской гряды. В 2000 году на государственном уровне была подписана «Программа японо-российского сотрудничества в области развития совместной хозяйственной деятельности на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи».

Бывшие жители островов и члены их семей - японские граждане могут посещать острова по упрощенному визовому режиму. Уже много лет существуют безвизовые обмены между сторонами. МИДом Японии организуются курсы японского языка.

Объективные сложности связаны с тем, что японцы не признают острова российскими. Помощь японской стороны в строительстве электростанций иполиклиник можно рассматривать как акт доброй воли, а не как сотрудничество равноправных сторон.

Наиболее активными в развитии сотрудничества являются северо-западное и юго-восточное направления - «старые» приграничные регионы.

Сотрудничество в российско-финляндском пограничном регионе

Мурманская и Ленинградская области, Республика Карелия - участники приграничного сотрудничества с регионами финской стороны. Существует несколько программ сотрудничества: программа Совета министров Северных стран, программа Интеррег и Северное Измерение. Основополагающими документами являются Договоры об установлении дружественных связей между регионами и двусторонние планы сотрудничества.

В 1998 году на международном семинаре «Внешние границы ЕС - мягкие границы» в Йоэнсуу (Финляндия) правительство Республики Карелия предложило создать еврорегион «Карелия». Идея была поддержана лидерами приграничных региональных союзов и одобрена на высшем уровне обоих государств в том же году.

Цель проекта - создание новой модели трансграничного сотрудничества между региональными союзами Финляндии и Республикой Карелией. Задача - снятие барьеров, существующих в сотрудничестве между территориями, в первую очередь, развитие общения между жителями сопредельных регионов.

В структуре экономики еврорегиона «Карелия» основной отраслью является сфера услуг, как на территории финляндских региональных союзов, так и в Республике Карелия (по меньшей мере две трети работающего населения заняты в этой сфере). Вторыми по величине отраслями идут промышленность и строительство, затем сельское и лесное хозяйство.

Слабыми сторонами российской части региона, которые могут негативно повлиять на сотрудничество и должны непременно учитываться при тесном взаимодействии с финской стороной, являются сырьевая направленность промышленности, слабое развитие коммуникаций, локальные экологические проблемы и низкий уровень жизни.

В октябре 2000 года Карелия приняла «Программу приграничного сотрудничества Республики Карелия на2001–2006годы».Правительство Финляндии одобрило и направило в ЕС Программу «Интеррег-III A-Карелия» на территории Финляндии. Тогда же, в2000году, была одобрена общая Программа действий на 2001–2006 годы и план работы на следующий год, в соответствии с которым для реализации намечено 9 приоритетных проектов. В их числе строительство Международного автомобильного пропускного пункта, развитие научного сотрудничества, развитие пограничных территорий Беломорской Карелии.

В январе 2001 года деятельность еврорегиона получила поддержку по линии программы ЕС Тасис - Еврокомиссия выделила 160 тысяч евро на проект еврорегион «Карелия».

На российско-финской границе существует упрощенный визовый режим.

Сотрудничество в российско-китайском пограничном регионе

Приграничное сотрудничество на российско-китайском участке границы имеет многовековую историю.

Юридической базой для межрегиональных связей является подписанное10ноября 1997 года Соглашение между правительствами РФ и КНР о принципах сотрудничества между субъектами России и провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения КНР. Развитию приграничной торговли способствуют значительные льготы, предоставляемые Китаем ее участникам (снижение импортного тарифа на 50 процентов).

В 1992 году Госсовет КНР объявил четыре сопредельных с Россией города (Маньчжурия, Хэйхэ, Суйфэньхэ и Хуньчунь) «городами приграничного сотрудничества». С этого времени китайская сторона активно ставит вопрос о совместных «зонах свободной торговли» на границе в районе основных пунктов пропуска.

В 1992 году был введен упрощенный порядок пересечения китайско-российской границы.

В конце ноября 1996 года открылись китайские торговые комплексы на границе, куда по спецпропускам доставляются российские граждане (списки составляются местной администрацией).

Для облегчения индивидуальной коммерческой деятельности жителей приграничных районов России в феврале1998 года путем обмена нотами заключено российско-китайское Соглашение об организации упрощенного пропуска российских граждан в китайские части торговых комплексов.

1 января 1999 года вступило в силу Положение о новых правилах регулирования приграничной торговли, в частности, жителям приграничных районов разрешается беспошлинно ввозить в Китай товары на три тысячи юаней (ранее - на одну тысячу).

Среди перспективных проектов - развитие сотрудничества в области лесопромышленного комплекса, строительства инфраструктурных объектов, строительства трубопроводных сетей по межгосударственным проектам и т. д.

Сотрудничество между приграничными регионами России и Китая развивается и по линии программ ЮНИДО, ПРООН. Наиболее известным является региональный проект ПРООН развития экономического сотрудничества в районе бассейна реки Туманная (Tumen River Area Development Program) с участием России, Китая, КНДР, Республики Корея и Монголии. Основные направления сотрудничества - развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.

Два крупнейших банка сторон Внешторгбанк России и Промышленно-торговый банк Китая заключили соглашение о расчетах по приграничной торговле двух стран. Соглашение предполагает возможность проведения двусторонних расчетов по приграничной торговле в течение одного дня на базе взаимно установленных кредитных линий.

На государственном уровне проводится политика культурного сближения стран-соседей: в Хабаровске открыто Генеральное консульство КНР, в средних и высших учебных заведениях преподается китайский язык, проводятся фестивали, научные конференции, двусторонние встречи региональных властей и экономических партнеров.

Основной проблемой региона является опасение российской стороны демографического давления со стороны китайского населения. Плотность заселения приграничных районов с российской стороны крайне низка в абсолютных и относительных значениях по сравнению с плотностью заселения китайской стороны.

Из истории взаимоотношений приграничного населения. Российско-китайский и российско-корейский участки границы.

Хозяйственно-экономическая деятельность и торговля на границе Китая и Российской империи регулировалась следующими основными документами:

Айгуньский договор - разрешал взаимную пограничную торговлю проживающих по рекам Уссури, Амуру и Сунгари подданным обоих государств.

Пекинский договор - разрешал свободную и беспошлинную меновую торговлю на протяжении всей приграничной линии подданным России и Китая.

«Правила для сухопутной торговли между Россией и Китаем», подписанные на правительственном уровне в 1862 году на 3 года и подтвержденные затем в1869году, установили беспошлинную торговлю на расстоянии 50 верст по обе стороны русско-китайской границы.

Петербургский договор 1881 года подтвердил все статьи о «Правилах русско-китайской торговли на Дальнем Востоке», которые были зафиксированы в прежних договорах.

К концу XIX века приграничная сухопутная торговля являлась основной формой экономических отношений русского населения Дальнего Востока и Маньчжурии. Она, особенно в начальный период освоения края, играла исключительно важную роль. Первые поселенцы нуждались в самых насущных предметах личного и хозяйственного обихода. Казаки получали из Маньчжурии табак, чай, просо, хлеб, сбывая, в свою очередь, сукно, ткани. Китайцы охотно приобретали меха, посуду, серебро в монетах и изделиях.

Торговый оборот русского Дальнего Востока с Маньчжурией в 1893–1895 годах составлял 3 миллиона рублей и распределялся соответственно по областям: Амурская - один миллион рублей, Приморская - 1,5–2 миллиона рублей, Забайкальская - не более 0,1 миллиона рублей.

Установленный в приграничной полосе режим порто-франко (режим беспошлинной торговли), наряду с положительными моментами способствовал развитию контрабанды, которую китайские купцы широко использовали в своей деятельности. Ежегодно контрабандная утечка золота в Маньчжурию в конце XIX века равнялась100 пудам (что составляло 1 344 тысячи рублей). Стоимость контрабандного вывоза пушнины и других товаров (кромезолота)равняласьприблизительно1,5–2миллионам рублей. А на территорию Дальнего Востока из Маньчжурии контрабандой доставлялась китайская водка ханшин и опиум. В Приморскую область основной ввоз шел по реке Сунгари. Например, в 1645 году в Приморскую область было завезено 4 тысячи пудов опиума на сумму до 800 тысяч рублей. Контрабанда спирта из Приамурья в Китай в1909–1910 годы оценивалась приблизительно в 4 миллиона рублей.

В 1913 году Российское правительство продлило Петербургский договор (1881) на 10 лет, исключив статью, предусматривающую беспошлинную торговлю в пределах50-верстной приграничной полосы.

Помимо приграничной торговли казаки сдавали в аренду китайцам и корейцам земельные паи. Происходило взаимовлияние земледельческих культур китайцев, корейцев и русских. Казаки научились выращивать сою, бахчевые культуры, кукурузу. Китайцы использовали казачьи мельницы для помола зерна. Еще одна форма сотрудничества - наем в казачьи хозяйства китайских и корейских сельскохозяйственных работников, особенно в сезонные периоды с/х работ. Отношения между хозяевами и работниками были хорошие, бедные китайцы охотно использовали возможности для заработков в казачьих хозяйствах. Это тоже формировало добрососедские отношения по обе стороны границы.

Казаки, проживавшие на границе, имели крепкие, экономически развитые войсковые, станичные и поселковые хозяйства, хорошо налаженные хозяйственные, торговые и культурные связи с населением сопредельной территории, что позитивно сказывалось и на общей обстановке в русско-китайском приграничье, и на самой границе. Многие уссурийские и амурские казаки хорошо говорили на китайском языке.

Добрососедские отношения проявлялись в совместном праздновании русских, православных и китайских праздников. Китайцы приходили в гости к своим знакомым казакам, казаки ходили праздновать китайский Новый год. Особых проблем с посещением знакомых на сопредельной стороне не было, граница в этом плане была больше условной, все посещения были под контролем казачьего населения и местного начальства.

Конечно, на местном уровне возникали и конфликты. Известны случаи воровства скота, сена, использования сенокосных угодий другой стороной. Отмечались случаи контрабандного провоза спирта казаками на сопредельную территорию и сбыта его через своих знакомых. Нередко возникали споры по рыбной ловле на реке Уссури, озере Ханка. Конфликты разбирались атаманами и станичными правлениями или через пограничного комиссара Южно-Уссурийского края.

Общая протяженность границ России самая длинная в мире, потому что наша страна самая большая на планете. По количеству соседей мы тоже всех опережаем - 18

И у нашей страны, как ни у одной другой, есть анклавы, эксклавы и полуэксклавы, то есть территории, принадлежащие Российской Федерации, но не имеющие с ней общей границы - вынесенные на территории других стран.

Некоторые разночтения

62 262 километров - это общая протяженность сухопутных и Делится она так - морская граница, тянущаяся на 37 636,6 километра, намного длиннее сухопутной, равной 24 625,3 км. Надо отметить, что данные в некоторых источниках разнятся. Несостыковки происходят из-за и присоединения Крыма. Из общей длины морских границ большая часть, а именно 19 724,1 км приходится на арктический сектор, то есть на северную границу России.

Граница на севере

Восточная граница тоже проходит исключительно по морям, но уже Тихого океана - на ее долю приходится 16 997,9 км общей водной границы России. Протяженность морских границ России - одна из самых длинных в мире. Ее берега омывают 13 морей, и по этому показателю наша страна первая в мире. По каким же морям проходят кордоны нашей страны? На севере Россию омывают моря Северного Ледовитого океана. Расположенные с запада на восток, они следуют в таком порядке: Баренцево и Карское, Лаптевых и Восточно-Сибирское.

Самым восточным является В западной части есть еще Белое море, омывающее Россию, но оно является полностью внутренним. Кроме части самого западного Баренцева, все остальные покрыты паковыми (сползшими с материковых ледников) многолетними льдинами, ввиду чего проход по ним судов очень затруднен и возможен только при помощи Правда, сейчас льды тают так сильно, что из-под них появляются неизвестные острова. Вся территория от северных берегов до полюса принадлежит России. И все острова, кроме нескольких в архипелаге Шпицберген, относятся к нашей стране.

Восточные рубежи

Сами морские границы проходят на расстоянии 22 км от береговой линии. Кроме того, существует такое понятие, как морская экономическая зона. Она простирается от материковой части и островов на 370 км. Что это значит? А то, что плавать в этих водах могут суда со всего мира, а добывать полезные ископаемые со дна морей и вести другую хозяйственную деятельность право имеет только Россия.

Протяженность границ России на востоке, как указывалось выше, равна 16 997,9 км. Здесь рубежи проходит по следующим морям: Беринговому, Охотскому и Японскому, которое не замерзает зимой, относящимся к Тихому океану. Восточными соседями являются США и Япония. С Соединенными Штатами граница, протяженность которой равна 49 км, проходит через между островами Романова и Крузенштерна. Первый принадлежит России, второй - США. По проливу Лаперуза проходит граница между Россией и Японией общей длиной в 194,3 км.

Границы, проходящие по западным и южным морям

Девять морей севера и востока перечислены. Как называются еще четыре, по которым проходит граница? Балтийское, Каспийское, Черное и Азовское. С какими странами граничит Россия по этим морям? Общая протяженность западной границы России равна 4222,2 км, из них на побережье Балтийского моря приходится 126,1 км. Северная часть этого моря зимой замерзает, и движение судов возможно только при помощи ледоколов. «Окно в Европу» позволяет торговать со всеми

По Черному и Азовскому морям Россия граничит с Украиной, по Каспийскому - с Азербайджаном и Казахстаном. Надо отметить, что в общую протяженность границ России входят 7 тысяч км, проходящих по рекам, и 475 км, идущих по озерам.

Протяженность рубежей с соседями на западе

Сухопутная граница проходит в основном по западу и югу России. Здесь соседями являются Норвегия и Финляндия, Эстония, Латвия и Литва, Польша, Украина и Белоруссия. С Польшей России. На юге с нами соседствуют Абхазия, Грузия (ее общая с Россией граница посередине разорвана границей Южной Осетии), Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай и КНДР на юго-востоке.

Общая протяженность границ России, проходящих по суше, между соседями делится следующим образом. С Норвегией сухопутная граница равна 195,8 км, из них по морям, рекам и озерам - 152,8 км. С Финляндией наши сухопутные рубежи протянулись на 1271,8 км (180,1). С Эстонией - 324 км (235,3), с Латвией - 270,5 км (133,3), с Литвой (Калининградская область) - 266 км (233,1). Калининградская область имеет с Польшей границу в 204,1 км (0,8). Дальше на 1239 км протянулась полностью сухопутная граница с Белоруссией. Протяженность границ России с Украиной равна 1925,8 км (425,6).

Южные соседи

Граница с Грузией равна 365 км, на долю Абхазии и Южной Осетии приходится 329 км. Сама грузино-российская граница распалась на две части - западную и восточную, между которыми вклинилась 70-километровая российско-южноосетинская граница. Российско-азербайджанская граница равна 390,3 км. Самая длинная граница у России с Казахстаном - 7512,8 (по морям, рекам и озерам проходит 1576,7 км). 3485 км - протяженность российско-монгольских рубежей. Дальше тянется на 4209,3 км граница с Китаем, и с КНДР она составляет всего 30 км. 183 тысячи пограничников охраняют рубежи нашей необъятной родины.

Наша страна занимает огромную площадь, поэтому неудивительно, что ее граница такая протяженная – 60 932 км. Большая половина этого расстояния приходится на морскую – 38 807 км. Чтобы узнать, с какими государствами граничит , нужно посмотреть на политическую карту Евразии. Список наших соседей насчитывает 18 стран, причем с двумя из них Россия не имеет общих сухопутных границ.

Страны, граничащие с Россией по суше

В этот список входят 6 стран. Рубежи между ними и Россией проходят не только по суше, но и по озерам и рекам.

  • Самая северная граница нашей страны проходит между Норвегией (столица – город Осло) и Мурманской областью. Общая протяженность составляет 195,8 км, из которых на морскую часть приходится 23,3 км. В течение нескольких десятилетий между Россией и Норвегией шли территориальные споры о границе на шельфе, но они были урегулированы в 2010 году.
  • (столица – город Хельсинки) граничит с тремя субъектами РФ – Мурманской и Ленинградской областями, а также Республикой Карелия. Длина сухопутной части границы – 1 271,8 км, морской – 54 км.

  • (столица – город Таллин) граничит всего с двумя областями – Ленинградской и Псковской. По суше длина границы - 324,8 км, по морю примерно в два раза меньше – 142 км. Примечательно, что основную часть сухопутной границы составляют речной (по реке Нарва – 87,5 км) и озерный (Чудское озеро – 147,8 км) рубежи.
  • Между Литвой (столица – город Вильнюс) и Калининградской областью также очень мало собственно сухопутных границ. На их долю приходится всего 29,9 км. В основном, разграничение идет по озерам (30,1 км) и рекам (206 км). Кроме того, между странами есть и морские границы – их протяженность составляет 22,4 км.
  • (столица – город Варшава) также граничит с Калининградской областью. Длина сухопутной границы - 204,1 км (из которых на озерную часть приходится всего 0,8 км), а морской – 32,2 км.

  • Как известно, с Украиной (столица – город Киев) у нашей страны в данный момент непростые отношения. В частности, до сих пор правительством Украины не признаны права России на Крымский полуостров. Но так как этот участок с 2014 года признан субъектом Российской Федерации, границы между этими странами следующие: сухопутные – 2 093,6 км, морские – 567 км.

  • (столица – город Сухум) – это еще одна республика, которая отделилась от Грузии. Она граничит с Краснодарским краем и Карачаево-Черкесской Республикой. По суше граница имеет протяженность в 233 км (из них 55,9 км приходится на речную часть), а по морю – 22,4 км.
  • (столица – город Баку) граничит лишь с одной республикой РФ – Дагестан. Именно на этом рубеже расположена самая южная точка нашей страны. Протяженность сухопутной границы здесь составляет 327,6 км (в том числе по рекам – 55,2 км), морской – 22,4 км.

  • Граница между(столица – город Астана) и Россией по своей протяженности занимает лидирующую позицию. Она разделяет Казахстан и целый ряд субъектов нашей страны – 9 областей (от Астраханской до Новосибирской), Алтайский край и Республику Алтай. Длина сухопутной границы составляет 7 512,8 км, морской - 85,8 км.

  • С (столица – город Пхеньян) у нашей страны самая короткая граница. Она пролегает по реке Туманная (17,3 км) и отделяет КНДР от Приморского края. Морская граница составляет 22,1 км.

Есть всего 2 страны, которые имеют с Россией только морские границы.

С какими государствами граничит Россия – это вопрос, который приходится периодически пересматривать. Историческое прошлое нашей страны богато событиями. Границы России менялись в результате распада империй и различных военных конфликтов. Поэтому можно смело предположить, что данный список, скорее всего, будет видоизменен в будущем.

Азербайджан

Граница установлена договором, подписанным в Баку 3 октября 2010 года. Он вступил в силу в день обмена ратификационными грамотами (18 июля 2011 года ). Проведённая линия границы вызвала в России критику депутатов Госдумы от КПРФ ; глава Дагестана заявил, что «Дагестан не то что ничего не потерял, а приобрел гораздо больше» .

В 1952 году для обеспечения маловодных районов Азербайджана, по ходатайству Азербайджанской ССР, на территории Магарамкентского района Дагестанской АССР был выделен участок земли под строительство гидроузла и водозаборных сооружений Самур-Дивичинского (позже Самур-Апшеронского) канала (административная граница проходила по правому берегу реки, и весь гидроузел располагался на территории Дагестана). Строительство было закончено в 1956 году. После распада СССР Самурский гидроузел был объявлен собственностью Азербайджана (хотя располагался на территории РФ).

С начала 1990-х годов встала проблема по делимитации границы между Россией и Азербайджаном. 28 августа 2010 года было подписано Соглашение № 1416-р о делимитации границы между РФ и РА, а также о рациональном использовании и охране водных ресурсов реки Самур, по которым граница между РФ и РА переносилась с правого берега реки Самур на середину гидроузла и стороны договорились деление водных ресурсов впредь производить в равных долях и установить размер экологического сброса равным 30,5 % .

Эстония

Латвия

Латвия претендовала на территорию Пыталовского района Псковской области . 27 марта 2007 года Россией был подписан договор о границах с Латвией, район остался в составе России.

Китайская Народная Республика

Открытые

Украина

Россия считает бо́льшую часть полуострова Крым неотъемлемой частью своей территории. В соответствии с результатами общекрымского референдума , состоявшегося 16 марта 2014 года , 18 марта 2014 года подписан Договор о вхождении Республики Крым в состав Российской Федерации . Украина считает Крым «временно оккупированной территорией Украины»

Российская Федерация является крупнейшим государством мира по территории, она также имеет самую большую протяженность государственных границ.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Они соединяют РФ с 18 другими странами по морю, рекам, озерам и суше. Именно государственные границы определяют предел действия суверенитета РФ. Иногда их расположение вызывает довольно много разногласий.

Важные нюансы

Занимая первое место в мире по площади, Россия имеет и наибольшее число стран-соседей.

Границы РФ также отличаются огромной протяженностью. Их общая длина с учетом территории Крыма составляет порядка 61,5 тысяч километров, порядка 38 тысяч км составляют морские границы, а еще 7,6 тысяч км приходится на речные и озерные.

Россия является рекордсменом по числу стран, имеющих с ней общую границу. Вся Федерация имеет государственную границу с 18 странами.

Но 2 из них — это частично признанные республики Абхазия и Южная Осетия. Российская Федерация признает их независимость, но большинство стран мира по-прежнему считает их частью Грузии.

По суше

Сухопутные границы Россия имеет с большинством своих соседей. На западе с Польшей и Литвой она имеется только у Калининградской области, которая является российским полуэксклавом и с основной частью страны не связана по суше.

Наиболее продолжительная сухопутная граница между Россией и Казахстаном. Исключительно по суше РФ граничит только с Грузией после отделения Абхазии и Южной-Осетии.

Все сухопутные границы можно пересекать лишь через специальные пункты пропуска и с обязательным прохождением паспортного контроля. Исключение составляет российско-белорусская государственная граница.

Только на морских просторах

Исключительно морские границы Россия имеет с Соединенными Штатами Америки и Японией.

С рядом других государств имеются как сухопутные, так и морские. Определяется морская граница на расстоянии 22,2 км от суши или внутренних морских вод.

Проходит граница с США через Берингов пролив, а ее длина составляет всего 49 км.

Российско-японская граница проходит между Сахалином, а также Курильскими островами и островом Хоккайдо (Япония) через несколько узких проливов.

По воде и по земле

Россия граничит, на текущий момент, как по суше, так и по земле с различными государствами. Многие из них появились лишь после распада Советского Союза.

Наиболее протяженная по рекам — российско-китайская. Из 4 209,3 км ее протяженности на реки и озера приходится более 3 500 км.

Рассмотрим, с какими странами Россия имеет границу по воде и по земле:

  • Норвегия;
  • Эстония;
  • Латвия;
  • Литва;
  • Финляндия;
  • Белоруссия;
  • Украина;
  • Польша;
  • Грузия;
  • Абхазия;
  • Южная-Осетия;
  • Монголия;
  • Казахстан;
  • Азербайджан;
  • КНДР.

Самой короткой границей является российско-северокорейская. Непосредственно по суши она не проходит, 17,3 км ее приходится на реку Туманная, а еще 22,1 км на Японское море.

Особенности государств на Кавказе

После распада СССР во многих новых государствах начались внутренние конфликты, которые часто не урегулированы и до настоящего времени.

Причем в некоторых случаях ситуация стала и вовсе неоднозначной. Касается это, прежде всего, частично признанных государств.

Россия признает следующие республики, являвшиеся в прошлом частью Грузии:

  1. Абхазия.
  2. Южная Осетия.

После признания Россией независимости этих республик, с ними были установлены дипломатические отношения и гражданам РФ на их территорию предоставлена возможность безвизового въезда, в т. ч. по «внутренним» российским паспортам.

Большинство других государств мира эти новые страны не признает. Грузия же считает их временно оккупированной территорией.

При наличии в загранпаспорте человека, желающего въехать в Грузию, отметок о визитах в Южную Осетию или Абхазию возникают серьезные проблемы. Его могут оштрафовать, не пустить в Грузию или даже арестовать.

Видео: существующие виды

Спорные территории

Большинство вопросов относительно спорных территорий, которых возникло не мало после распада Советского Союза были все же урегулированы в ходе переговоров.

В некоторых случаях РФ пошла на уступки, а часть стран отказалось от своих притязаний.

Рассмотрим, какие вопросы были урегулированы относительно спорных территорий:

Азербайджан Вопрос стоял относительно границы на реке Самур. Он был урегулирован в 2010 году за счет определенных уступок России. Граница сместилась с азербайджанского берега на середину Самурского гидроузла, а разделение водных ресурсов стало производиться в равных долях
Эстония Территориальный спор с Эстонией, относительно Печорского р-на Псковской области, удалось урегулировать лишь со второй попытки в 2014 году. Страны просто отказались от всех территориальных претензий друг к другу
Латвия В 2007 году при подписании договора Латвия отказалась от территориальных притязаний на Пыталовский р-н Псковской области
КНР Споры с Китаем относительно границы шли еще со времен существования Советского Союза. Вопросы по ним были закрыты в 2005 году за счет уступок Российской Федерации. Площадь КНР в результате увеличилась на 337 квадратных километров

В тоже время, до сих пор существует территориальный спор с Японией. Она настаивает на передаче 4 Южно-Курильских островов, считая их своей Северной территорией. Российская Федерация притязания японской стороны не признает.

Спор идет с момента окончания Второй Мировой Войны и препятствует заключению мирного договора между странами.

Еще один открытый спор касается республики Крым, расположенной на юго-западе РФ. В 2014 году после общекрымского референдума она вошла в состав России, которая с этого момента считает ее своим субъектом федерации.

Украина отделение Крыма не признает и считает его «временно оккупированной территорией».

На текущий момент со стороны России установлена в одностороннем порядке между Крымом и Украиной государственная граница, а со стороны Украины – административная граница между Херсонской областью и свободной экономической зоной Крым.

Из-за сложностей в политических взаимоотношениях двух стран решение этого территориального спора в настоящий момент стало фактически невозможным.