Годы жизни искандера. Смотреть что такое "Искандер, Фазиль Абдулович" в других словарях

  • Имя: Фазиль
  • Отчество: Абдулович
  • Фамилия: Искандер
  • Дата рождения: 06.03.1929
  • Место рождения: Сухум, Абхазия, СССР
  • Дата смерти: 31.07.2016
  • Место смерти: Москва
  • Род занятий: писатель, поэт

Летом 2016 года ушел из жизни Фазиль Абдулович Искандер, при жизни ставший классиком отечественной литературы. Абхазское происхождение сыграло определяющую роль в его творчестве, хотя по-абхазски он не написал ни одного произведения. Фазиль Абдулович подарил читателям множество ярких повестей, романов, стихов и навсегда запомнится, как открытый и честный человек с широкой душой.

Фото Фазиля Искандера













История Фазиля Искандера

Родился будущий писатель в Абхазии в 1929 году. Край, в котором перемешались многие национальности, в том числе греки, русские, турки и персы, Фазиль Абдулович будет воспевать всю свою жизнь. Сам же он стал сыном выходца из Ирана. Отец владел кирпичным заводом. Кстати, до сих пор в тех краях можно встретить постройки из «искандеровских кирпичей». В 1938 происхождение Абдула Искандера послужило поводом для его депортации из страны, связь отца и сына на этом прервалась. Воспитанием мальчика занялись родственники по материнской линии, абхазские крестьяне, проживающие в селе Чегем.

Удивительно, но так сложилось, что попытка золотого медалиста абхазской школы стать студентом философского факультета Московского Государственного Университета, провалилась. Тогда он сдал экзамены Библиотечный Институт Москвы. Позже Искандер перевелся в Литературный Институт имени Горького.

После выпуска Фазилю Абдуловичу довелось работать журналистом в издательствах газет «Брянский комсомолец» и «Курская правда». Позже он вернулся в родной Сухум, где занял должность редактора абхазского отделения Государственного издательства.

Среди работ писателя есть произведения разных литературных жанров, Первой изданной книгой стал сборник стихов «Горные тропы» в 1957 году. В нем, как и во многих других сочинениях автора, можно проследить большую любовь к родному краю. Он воспевал Абхазию так, будто это был самый прекрасный уголок на земле. Всенародная известность писатель получил после публикации в 1966 году повести «Созвездие Козлотура».

Одно из самых знаменитых произведений Искандера – роман «Сандро из Чегема». Этому эпосу писатель посвятил целый период своей жизни. Примечательно, что полная версия эпоса в США вышла раньше, чем в самом СССР. Лишь в 1989 году в Союзе издали трехтомник с полным текстом.

Философия творчества Искандера часто построена на рассуждениях о таких понятиях, как справедливость, честь, уважение, достоинство. Нередко он писал о том, как общественное мнение подвластно влиянию сверху и как обществом управляют власти. Уходя от советской цензуры, Искандер стал печататься в альманахе «Метрополь». Тогда появились рассказы «Маленький гигант большого секса», «Кролики и удавы». Парадоксально, но ему одному из немногих удалось избежать явных последствий своего сарказма по отношению к тоталитарному режиму СССР.

После творческого затишья, вызванного негодованием советских властей, Фазиль Искандер вновь стал печататься с середины восьмидесятых. Тогда появились «Бармен Адгур» и «Чегемская Кармен». Критики говорили, что начался новый этап творчества Искандера, а юмор в сочинениях уже сменился на сарказм. Произведения писателя продолжали экранизировать.

Обладатель целого ряда наград

Писал Фазиль Абдулович и в период горбачевской перестройки, и в смутные девяностые, и в эпоху современной России. Во власть он никогда не стремился, в то же время не отказывался от дел, которые считал достойными. Еще в 1989 году стал депутатом Верховного Совета СССР от оппозиции Абхазской республики. Можно отметить еще тот факт, что писатель не выступал за суверенность Абхазии, но хотел, чтобы все государства проживали, как мирные соседи.

Личная жизнь

С 1960 года Фазиль Абдулович был женат на поэтессе Антонине Михайловне Хлебниковой. Вместе они прожили всю жизнь, родили двоих детей и дожили до золотой свадьбы.

Фазиль Искандер признавался, что пишет он исключительно в моменты вдохновения, рабочего графика у него нет. Он так и не освоил компьютер, по старинке печатал на машинке, а позже у него появилась помощница. Когда он не творил, то занимался общественной деятельностью, собирал информацию. Через всю жизнь он пронес воспоминания о детстве и любовь к родной Абхазии.

Умер писатель 31 июля 2016 года. Антонина Михайловна поведала, что это ее муж до последнего дня вел активный образ жизни. Причиной смерти стала острая сердечно-сосудистая недостаточность.

Классика отечественной литературы похоронили на Новодевичьем кладбище. Соболезнования выразили, в том числе, министр культуры, премьер и президент РФ.

  • в 1987 году сидел в составе жюри на финальной игре Высшей лиги КВН;
  • в 2009 году Банк Абхазии выпустил монету, посвященную Искандеру;
  • произведения писателя переведены на десятки языков;
  • в московской абхазской диаспоре считался старейшим и самым уважаемым;
  • в Сухуме установят памятник и назовут улицу в честь выдающегося земляка.

В Сухуме (Абхазия). Его отец, иранец по происхождению, в 1938 году был выслан из СССР, мальчик рос у родственников по материнской (абхазской) линии.

В 1954-1955 годах Искандер был литературным сотрудником газеты "Брянский комсомолец", в 1955-1956 годах — газеты "Курская правда".

В 1956 году переехал в Сухум, став редактором в абхазском отделении Госиздата.

Первые поэтические публикации Фазиля Искандера датированы 1952 годом . Свои работы поэт регулярно публиковал в журнале "Литературная Абхазия".

Первый сборник стихов Искандера "Горные тропы" вышел на русском языке в 1957 году в Сухуме.

С конца 1950-х годов также публиковался в журналах "Юность", "Неделя" и "Новый мир".

Первый рассказ был напечатан в 1956 году в журнале "Пионер". В 1966 году в журнале "Новый мир" была опубликована первая повесть писателя — "Созвездие Козлотура".

В 1979 году писатель принял участие в неподцензурном альманахе "Метрополь" (повесть "Маленький гигант большого секса"), изданном в США, за что на несколько лет был практически отлучен от советской печати. Только в 1984-1985 годах в периодике появились новые рассказы Искандера.

Среди произведений Искандера — стихи, рассказы, повести, романы: "Доброта земли" (1959, сборник стихов), "Зеленый дождь" (1960, сборник стихов), "Молодость моря" (1964, сборник стихов), "Зори земли" (1966, сборник стихов), "Тринадцатый подвиг Геракла" (1966, сборник рассказов), "Запретный плод" (1966, сборник рассказов), "Кролики и удавы" (1987, сатирическая повесть), "Сандро из Чегема" (1973-1988, полное издание — 1989; роман на автобиографической основе), "Человек и его окрестности" (1993, роман), "Софичка" (1995, рассказ) и др. В начале 2000-х годов вышли новые книги Искандера — "Ночной вагон", "Где зарыта собака", появилось десятитомное собрание произведений писателя. В журналах были опубликованы новые рассказы ("Козы и Шекспир", 2001; "Гнилая интеллигенция и аферизмы", 2001; "Сон о Боге и дьяволе", 2002 и др.).

По мотивам произведений Искандера было снято множество фильмов. Среди известных экранизаций — картина Юрия Кары "Воры в законе " (1988), в основу которой легли рассказы "Чегемская Кармен" и "Бармен Адгур". В 1989 году вышло сразу два фильма по произведениям Искандера: картина "Созвездие Козлотура" и лента "Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным " — экранизация новеллы "Пиры Валтасара" из цикла "Сандро из Чегема". В 1992 году был снят фильм "Маленький гигант большого секса " с Геннадием Хазановым в главной роли. Картина стала экранизацией новеллы Искандера "О, Марат! ".

Фазиль Искандер был членом Центральной ревизионной комиссии Союза писателей СССР (1986-1991), сопредседателем секретариата правления СП СССР (1991), народным депутатом СССР от Абхазской АССР (1989-1992), членом комиссий по Государственным премиям России, по правам человека и по помилованиям при президенте РФ, совета по культуре и искусству при президенте РФ.

Искандер также был академиком РАЕН (1995), Академии российского искусства (1995), Независимой академии эстетики и свободных искусств (1995), почетным доктором Норвичского университета (США), членом и лауреатом Баварской академии изящных искусств (Германия).

Фазиль Искандер был награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" III (1999), II (2004) и IV (2009) степеней, орденом "Честь и слава" I степени Абхазии (2002).

Писатель рядом престижных отечественных и зарубежных премий: Государственной премией СССР (1989), Государственной премией РФ (1993), премией имени А.Д. Сахарова "За мужество в литературе" (1991), Пушкинской премией фонда А. Тепфера (1992), премией "Золотой Остап", Малапарти (Италия), "Триумф" (1998), памятной медалью РАН "Шедевры русской литературы ХХ века" за выдающийся вклад в развитие культуры России (2003) и др.

В 2011 году Искандер стал лауреатом литературной премии "Ясная Поляна" имени Л.Н. Толстого и обладателем премии правительства России за сборник "Избранные произведения".

В 2009 году Банк Абхазии выпустил памятную серебряную монету из серии "Выдающиеся личности Абхазии", посвященную Фазилю Искандеру номиналом 10 апсаров.

Фазиль Искандер был женат на поэтессе Антонине Хлебниковой. В браке родились двое детей — сын Александра и дочь Марина.

Подготовлено на основе материалов РИА Новости и открытых источников

Писатель, сценарист, актер.
Закончил среднюю школу, получил библиотечное образование.

В 1950-е Искандер приезжает в Москву, поступает в Литературный институт, который оканчивает в 1954. Уже в студенческие годы начинает печататься (первые публикации в 1952). Пишет стихи. Работает журналистом в Курске, затем в Брянске. В 1959 - редактор в абхазском отделе Госиздата.

Первые стихотворные сборники - "Горные тропы" (1957), "Доброта земли" (1959), "Зеленый дождь" (1960) и другие - получают хорошие отзывы критиков и признание читателей.

С 1962 его рассказы начинают публиковать журнал "Юность" и "Неделя". В 1966 из этих рассказов автор собирает первую книгу "Запретный плод".

Однако по-настоящему широкую известность ему приносит публикация в "Новом мире" "Созвездия Козлотура" (1966). Тепло были встречены рассказы и повести: "Летним днем" (1969), "Дерево детства" (1970). Особый интерес к его творчеству вызвал цикл новелл "Сандро из Чегема" (1973).

В 1979 для "Метрополя" Искандер дал сатиру "Маленький гигант большого секса". Перу Искандера принадлежат детские рассказы - "День Чика" (1971) и "Защита Чика" (1983), легшие в основу книги рассказов "Детство Чика" (1993). В 1982 в журнале "Юность" вышло произведение писателя - "Кролики и удавы", имевшее необыкновенный успех. В 1987 он опубликовал книгу стихов "Путь"; в 1990 - повесть "Стоянка человека"; в 1991 - книгу публицистики "Поэты и цари"; в 1993 - "Стихотворения" и роман "Человек и его окрестности". В 1995 в журнале "Знамя" была опубликована повесть "Софичка".

Абхазский писатель, поэт.

Фазиль Искандер родился 6 марта 1929 в Сухуми (Абхазия), в семье иранца - владельца кирпичного завода. В 1938 отец Фазиля был выслан из СССР; будущего писателя взяли на воспитание родственники матери. Школу закончил в Абхазии. После окончания школы Фазиль Искандер поступил в Московский Библиотечный институт, но в 1951 перевелся в Литературный институт им. А.М.Горького, окончив его в 1954. В 1954-1956 работал журналистом в Брянске (газета "Брянский комсомолец") и Курске (газета "Курская правда"). В 1956 переехал в Сухуми, став редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х. Первый сборник стихов Искандера, "Горные тропы", вышел на русском языке в 1957 в Сухуми. Прозу начал писать с 1962 г. Печатался в журналах "Литературная Абхазия", "Юность", "Новый мир", "Неделя". Фазиль Искандер - лауреат многочисленных премий, в том числе Пушкинской премии (1993) и премии "Триумф" (1999). Живет в Москве.

Среди произведений Фазиля Искандера - стихи, рассказы, повести, романы, сценарии: "Горные тропы" (1957, сборник стихов), "Доброта земли" (1959, сборник стихов), "Зеленый дождь" (1960, сборник стихов), "Дети Черноморья" (1961, сборник стихов), "Молодость моря" (1964, сборник стихов), "Зори земли" (1966, сборник стихов), "Созвездие Козлотура" (1966, сатирическая повесть), "Тринадцатый подвиг Геракла" (1966, сборник рассказов), "Запретный плод" (1966, сборник рассказов), "Начало" (1969, рассказ), "Лов форели в верховьях Кодора" (1969, рассказ), "Летним днем" (1969, рассказ), "Письмо" (1969, рассказ), "Встреча в поезде" (1969, рассказ), "Бедный демагог" (1969, рассказ), "Сандро из Чегема" (1973-1988, полное издание - 1989; роман на автобиографической основе; отдельные главы экранизированы в 1989 - фильм "Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным"), "Морской скорпион" (1977, повесть), "О, Марат!" (1979, рассказ; экранизирован в 1992 - фильм "Маленький гигант большого секса", Россия, "Мосфильм"), "Кролики и удавы" (1982, США; в Москве напечатана в 1987, сатирическая повесть-сказка), "Защита Чика" (1983, рассказ), "Бармен Адгур" (1986, рассказ), "Чегемская Кармен (1986, рассказ; экранизирован в 1988 – фильм "Воры в законе", СССР, киностудия им. М.Горького), "Сумрачной юности свет" (1990, повесть), "Человек и его окрестности" (1992-1993, роман), "Софичка" (1995, рассказ), "Думающий о России и американец" (1997, рассказ), рассказы о Чике, автор сценария к фильмам "Время счастливых находок" (1969-1970, сценарий фильма совместно с Г.С.Габаем; "Мосфильм"), "Чегемский детектив" (1986; СССР, "Мосфильм", "Грузияфильм"), "Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным" (1989; СССР, киностудия им. М.Горького).

Фазиль Искандер родился 6 марта 1929 года в Сухуми в семье бывшего владельца кирпичного завода иранского происхождения. В 1938 году отец будущего писателя был депортирован из СССР, больше его Фазиль никогда в жизни не видел. Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем.

Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью. Поступил в Библиотечный институт в Москве. После трёх лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1954 году.

В 1954-1956 годах работал журналистом в Курске и Брянске. В 1956 стал редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х. С начала 1990-х постоянно живёт в Москве.

Первая книга стихов «Горные тропы» вышла в Сухуми в 1957, в конце 1950-х годов начал печататься в журнале «Юность». Прозу начал писать с 1962. Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в «Новом мире» повести «Созвездие Козлотура».

Главные книги Искандера написаны в своеобразном жанре: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос о детстве «Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», повесть-диалог «Думающий о России и американец». А также популярны повести «Человек и его окрестности», «Школьный вальс, или Энергия стыда», «Поэт», «Стоянка человека», «Софичка», рассказы: «Тринадцатый подвиг Геракла», «Начало», «Петух», «Рассказ о море», «Дедушка» и другие произведения.

Сюжет многих его сочинений разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства.

"Искандер-прозаик отличается богатством воображения. Искандер предпочитает повествование от первого лица, выступая в роли явно близкого самому автору рассказчика, охотно и далеко отклоняющегося от темы, который среди тонких наблюдений не упускает случая с юмором и критически высказаться о современности", - Вольфганг Казак.

Печатался также в изданиях «Литературная Абхазия», «Новый мир», «Неделя».

В 1979 году участвовал в создании неподцензурного альманаха «Метрополь» (повесть «Маленький гигант большого секса»). Был членом жюри на финальной игре Высшей лиги КВН 1987 года.

В настоящее время живёт в Москве, является старейшиной и наиболее уважаемой фигурой в московской абхазской диаспоре.

Сам Искандер восхищается поэзией Александра Пушкина и Иосифа Бродского, прозой Фёдора Достоевского и Ивана Тургенева.

В 2011, в день своего 82-летия, Фазиль Искандер заявил: «Я - безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен.

Женат с 1960 года. Жена - поэтесса Антонина Хлебникова (Искандер). Имеет сына и дочь.

Отметив золотую свадьбу, весной 2011 Фазиль и Антонина Искандер совместно выпустили книгу стихов «Снег и виноград».

Награды и премии:

Государственная премия СССР (1989) - за роман «Сандро из Чегема»

Премия Правительства РФ (26.12.2011) - за книгу «Избранные произведения»

Пушкинская премия (1993)

Государственная премия России (1994)

Премия «Триумф» (1999)

Почётный член Российской академии художеств.

В 2009 Банк Абхазии выпустил памятную серебряную монету из серии «Выдающиеся личности Абхазии», посвященную Фазилю Искандеру номиналом 10 апсаров.

Фазиль Абдулович Искандер

И что скрывать - совесть утомительна.

Но, отбросив совесть,

человек превращается в неутомимое животное.

Русский писатель и поэт. Родился в семье бывшего владельца кирпичного завода, выходца из Ирана, по происхождению - наполовину перса. В 1938 году отца будущего писателя депортировали из СССР, с тех пор Фазиль отца не видел. Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Джгерда. Выпускник русской школы в Абхазии, золотой медалист. Литературный институт имени А. М. Горького окончил в 1954-м.

В 1954 - 1956 годах работал журналистом в Курске и Брянске. В 1956-м стал редактором Абхазского отделения Госиздата, где работал до начала 1990-х. А с начала 1990-х постоянно жил в Москве.

Первая книга стихов «Горные тропы» вышла в Сухуми в 1957, в конце 1950-х годов начал печататься в журнале «Юность». Прозу начал писать с 1962. Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в «Новом мире» повести «Созвездие Козлотура».

Главные книги Искандера написаны в своеобразном жанре: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец». Также популярны его повести и рассказы «Человек и его окрестности», «Школьный вальс, или Энергия стыда», «Поэт», «Стоянка человека», «Софичка», «Ремзик», «Морской скорпион», «Дерево детства», «Тринадцатый подвиг Геракла», «Начало», «Петух», «Рассказ о море», «Дедушка» и другие произведения. В 1979-м участвовал в создании неподцензурного альманаха «Метрополь» (повесть «Маленький гигант большого секса»). Печатался в изданиях «Литературная Абхазия», «Новый мир», «Неделя» и немалом количестве других. Сюжет многих его сочинений разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства.

К числу значимых поэтических книг Фазиля Искандера читатели и критики нередко относят вот эти издания: «Доброта земли». (Сухуми, 1959), «Зелёный дождь». (М., 1960), «Молодость моря». (М., 1964), «Зори земли». (М., 1966), «Летний лес». (М., 1969, «Путь». (М., 1987), «Стихотворения. (М., 1993).

Фазиль Абдулович неоднократно выступал в защиту малочисленных народов. В 1989 году был избран от оппозиционных сил в составе 11 депутатов от Абхазской АССР в Верховный Совет СССР 12-го созыва. Избирательная кампания носила обострённый характер, но Фазиль Искандер победил и работал депутатом до самороспуска Верховного Совета в 1991 году. В дальнейшем политикой больше не занимался. От первого президента Абхазии Владислава Ардзинбы деликатно дистанцировался.

Сам Искандер восхищался поэзией Александра Пушкина и Иосифа Бродского, прозой Фёдора Достоевского и Ивана Тургенева.

Жена Фазиля - поэт Антонина Хлебникова (Искандер). Отметив золотую свадьбу, весной 2011 года Фазиль и Антонина выпустили совместную книгу стихов «Снег и виноград». Супруги воспитали сына и дочь.

В 2011 году, в день своего 82-летия, Фазиль Искандер заявил: «Я - безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен».

Фазиль Абдулович умер 31 июля 2016 года в Переделкине в результате острой сердечно-сосудистой недостаточности.

Награды и премии:

орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (29 сентября 2004 года)

Государственная премия СССР (1989) - за роман «Сандро из Чегема»

Пушкинская премия (1993)

Государственная премия Российской Федерации (1994)

Государственная премия Российской Федерации - за вклад в развитие отечественной литературы (2014)

премия «Триумф» (1999)

Почётный член Российской академии художеств

В честь Фазиля Искандера астроном Крымской Астрофизической Обсерватории Людмила Карачкина назвала астероид (5615) Iskander, открытый 4 августа 1983 года.

В 2009 году Банк Абхазии выпустил памятную серебряную монету из серии «Выдающиеся личности Абхазии», номиналом 10 апсаров, посвящённую Фазилю Искандеру.

Это не солдатик, это не политик.

Сами понимаете, и не Архимед.

Видимо, бродяга. Или же поэтик,

Судя по наличию множества примет.

Чёртова бездомность, чёртова беспечность,

Чёртова сутулость, тощая сума.

Посох - чтоб на ощупь, через быстротечность.

Шапка - чтобы спрятать

Горе от ума.

Да, Москва такая. В общем, неплохая.

Хоть слепоглухая и без языка.

Негостеприимна. Нестранноприимна.

И опять невинна, и всегда Дика.

Да, Фазиль Абдулыч, надо всё обдумать.

Может быть, придумать новые стихи?

А малютка-странник,

здешних муз посланник,

Пусть он притулится где-то близ руки.

Змеи всё пасутся.

Кролики трясутся.

И друг к другу жмутся персонажи книг.

Среди прочих многих,

Сирых и убогих -

Вас безмерно любит

Хотя Фазиль считался абхазцем, но у него была ещё иранская кровь, персидская, как говорят. А он считал себя русским поэтом. И хорошо знал русский язык, блестяще владел русским языком, поэтическими рифмами.

И вот какая строфа мне сразу запомнилась:

И пусть, дыша в лицо мне жарко,

Распахивая мордой дверь,

На грудь мне бросится овчарка.

Я узнан. Лучшего подарка

Не надо. Скручена цигарка.

Легко, спокойно мне теперь.

Какая любовь! Как свободно была написана эта строфа. И я сразу понял, что он настоящий поэт. И я взялся отредактировать его первую книгу. Она вышла, по-моему, в 1951 - 1952 году. Это была тоненькая книжка, но очаровательная...

Постепенно Фазиль вышел на сделавший его знаменитым роман или повесть «Сандро из Чегема». Это блестящая сатира, но сатира, переплетающаяся, сатира, пожалуй, на сталинское время, на банкеты Сталина в Рице, и в то же время - с целой галерей портретов крестьян, уникальных кавказских типажей. Он стал как-то вот одним из воплотителей многообразия Кавказа.

А потом однажды он меня ещё больше потряс. Просто он мне прислал рукопись, которая довольно затруднительно проходила цензуру. Это был роман «Кролики и удавы». Он был написан как сказка, ну, его могли читать и дети, и с этой книгой можно было жить всю жизнь и, каждый раз читая заново, по мере взросления, каждый раз открывать всё новые и новые горизонты... Потому что это был роман против культа личности, против людей, порожденных культом личности, людей, которые были или полукроликами, или полуудавами. То есть, это замечательное совершенно было произведение. И я понял, что это великое произведение, всемирное. Здесь он вступил уже во всемирную литературу. И таким он остался. И этот роман признан, переведён на все цивилизованные языки и признан во всём мире.

Памяти Фазиля Искандера

Есть преджизнь. И она не мгновенна.

Нас, Фазиль, вместе обнял Кавказ.

Все мы люди, единогенны.

Ибо общий Господь у нас.

Мы с тобой одного чекана.

Наших шестидесятых годов.

Я к тебе прилетел из Чегема

от его водопадов и вдов.

И любой - из политиков пошлых

в их крикливенькой хрипоте,

хуже, чем самый простенький ослик,

честно тянущий груз на хребте.

Не слагайте фальшивые оды

в честь науськивателей никогда -

тех, кто стравливает народы

лишь проклятья достойна вражда.

Фрагменты из интервью, данного Александру Гамову, «Комсомольская правда»

Он действительно был мастер афоризма. Одну из бесед с ним мы назвали его цитатой: «Если нечем распилить цепи, плюй на них, может, проржавеет». Это, наверное, и была его философия. Он не был открытым борцом. Он знал, что такое Советский Союз и его пиры Валтасара. Но он ухитрялся сказать очень многое даже в тех рамках. У него за границей была напечатана практически только одна книга - «Кролики и удавы», не вышедшая в СССР. И, конечно же, полный текст «Сандро из Чегема» вышел в издательстве «Ардис», потому что в советском варианте несколько глав было выпущено…

У него есть реплики, которые не придумал бы ни один эстрадник, даже великий Жванецкий. В главе, которая не была напечатана в «Новом мире», некий космонавт предложил в глухой абхазской деревушке выпить за «комсомол, воспитавший нас!» В ответ молодой хозяин, простой мужик, «выходя из оцепенения и приобретая дар речи, с выражением мучительной догадки вымолвил по-абхазски: "Уж не глуп ли он часом?" - "Нет, их так учат, - по-абхазски же строго поправил его дядя Сандро"».

Это блестящая реплика. Если почитать книги Фазиля Искандера, то таких шедевров можно найти полным-полно. Его проза близка людям. Она не высокомерна. Она не злобная. Она не наступательная. Там нет такого: «О, ужас! Смотрите, что творится в мире!» Он понимает, что творится в мире. Но, тем не менее, по Фазилю - уж какой мир есть, в таком и надо жить всё-таки.

Единственное, что можно для него сейчас сделать, - взять и перечитать его книги. Все его книги. Потому что у него нет проходных или конъюнктурных вещей. Понимаете, ушёл последний классик. Шукшин, Аксёнов, Астафьев - он в этом ряду находится.

Евгений Попов

Фрагменты из статьи в «Российской газете»

У него была своя социальная утопия, от которой многие отмахивались, считая точку зрения Искандера стопроцентно идеалистической. Между тем она всего лишь традиционалистская. Базировалась она на двух вещах, традиционных для Кавказа. Впрочем, сам Искандер не любил разговоров о национальном характере. Он часто повторял: «Зачем говорить «кавказский»? Скажите просто: архаический». Утопия состояла вот в чём: как на Кавказе всё решают старейшины, так и в управлении государством нужно всего лишь прислушаться к интеллектуалам. И когда сегодня смотришь на то, во что превратилась Россия, последовательно вытеснив из власти всех интеллектуалов, понимаешь, что утопия Искандера совсем не наивна.

Хорошо помню, как в редакции «Общей газеты» приглашённый в гости Искандер спорил с Егором Яковлевым. Яковлев напоминал: вспомни своё бесполезное депутатство, освистание Сахарова, полный крах диссидентов, пытавшихся хотя бы написать тут гуманные законы. Искандер настаивал: государство должно управляться так же, как дом. А в доме решает старший и умный. Помню его тогдашнюю фразу: ситуация разрыва интеллигенции и власти ведёт только к взаимной безответственности. Не знаю, поздно ли сегодня вспомнить этот совет. Власть скомпрометирована так, что порядочный человек к ней близко не подойдет. Да его и не подпустят. Но надо же когда-то будет начинать заново.

Фрагменты из публикации на сайте Sobesednik.ru

Среди моих фаворитов на Нобелевскую премию Фазиль Искандер делил первое-второе места с Людмилой Улицкой. У Улицкой шанс ещё остаётся, а Искандеру премию теперь уже не дадут, потому что эта награда присуждается только живущим. Впрочем, ни Чехов, ни Лев Толстой, ни Набоков, ни Ахматова тоже не были нобелиатами. И что это меняет в нашем отношении к их творчеству? А ведь Фазиль Искандер очень органично смотрится в этом списке. Его ещё очень долго будут читать. Это и есть главная писательская награда!

95 процентов искренности

«45-я параллель», №24, 1992

На вопросы «Анкеты Достоевского» и собкора-45 отвечает Фазиль Абдулович Искандер

- Ваше любимое изречение, афоризм?

Это стихотворная строка Назыма Хикмета из «Тюремных стихов»: «Моя голова была вторым человеком при мне»…

- Что Вы цените в людях?

Доброту и доброжелательность.

- Что не любите?

Не люблю многое…

- Какие недостатки Вы склонны прощать?

Простительнее всего, на мой взгляд, излишняя доверчивость.

- Вы считаете это недостатком?

Да, я считаю это недостатком, идущим от большого достоинства.

- А чего не прощаете? - До разрыва.

Коварства, вероломства, двоедушия.

- Ваше любимое занятие?

Пожалуй, писательство и есть моё любимое занятие.

- А развлечение?

Игра с ребёнком. Беседа с друзьями за бутылкой хорошего вина. Которую теперь так трудно достать. Как и завести друзей, впрочем

- Что Вы цените в мужчинах?

Три «М»: мудрость, милосердие, мужество.

- А в женщинах?

Многое. Но больше всего женственность.

- Ваше отношение к браку?

Труднейший вопрос. Я считаю, что каждый может устраиваться, как ему удобнее, но…если есть дети, то семья необходима. Страдания ребёнка, не понимающего, где его мать или отец, - это невыносимое страдание.

- Есть ли у Вас цель в жизни?

- Есть. Идеальная цель: через творчество способствовать гармонии мира, а на обычном уровне -иметь достаточно времени и бытовых удобств, чтобы спокойно работать.

- Что такое счастье?

Это когда рядом нет несчастья.

- А несчастье?

Несчастье - это то, что подавляет наше состояние гармонии. Несчастье подавляет наши возможности со всей полнотой выразить себя в творчестве и в жизни.

- Были ли Вы счастливы?

Да. Много раз.Это было связано с самыми разными обстоятельствами. А чаще всего - безотчётное счастье.

- Верите ли Вы в судьбу?

Мне на этот вопрос трудно ответить. Но были какие-то определяющие моменты, связанные с творчеством. Иногда я как бы мог «накаркать» себе судьбу. Бывало так, что я записывал нечто о своей судьбе - просто так, как отражение какой-то внутренней тревоги. И у меня есть опасение, что эти предчувствия сбывались. Потому что были записаны.

- То есть, если бы эти вещи не были записаны, то ничего бы и не произошло?

Мне кажется, что не произошло бы…По каким-то фактам я могу судить об этом. Но это далеко идущая тема…Грех, а может быть, тайная гордыня в том, что я это зафиксировал.

- В какой исторической эпохе Вы хотели бы жить?

Вы знаете, я никогда, как мне кажется, не обладал временно й фантазией, поэтому мне трудно представить, что я мог бы жить в другой эпохе.

- Было ли историческое событие, которое произвело на Вас наибольшее впечатление?

Пожалуй, самое большое впечатление и влияние - двадцатый съезд.

- Если бы у Вас была возможность облагодетельствовать всё человечество?

Я бы постарался, чтобы люди стали добрее и прямодушнее.

- Был ли у Вас соблазн другой жизни?

Такой соблазн бывал и бывает довольно часто. Но это не значит, что я зачёркиваю то, как я жил. Я не принадлежу к тем людям, которые считают: доведись мне жить ещё раз, я бы прожил так же. Нет, я так не считаю. Ошибки были.

- Главная черта Вашего характера?

Мне самому об этом судить трудно.

- А что бы Вы хотели изменить в себе?

Бывает, что очень мешает в работе и в жизни вторжение ненужных, неприятных людей.А у меня часто не хватает твёрдости отгородиться от них. Но, наверное, это никак нельзя изменить.

- Если бы Вы не стали Фазилем Искандером, то кем бы Вы хотели стать?

Очень трудно ответить на этот вопрос. Я, честно говоря, никогда не задумывался над этим.

- Вы верите в то, что сделанное Вами останется?

Хотелось бы верить.

- Ваше отношение к смерти?

Я бы не сказал, что добродушное.

- Какой смертью Вы хотели бы умереть?

Не знаю. Я думаю, что лучшей смертью является та, когда наименьшее время уходит на раздумья о её неизбежности. Я бы хотел ещё, чтобы смерть была достойной и опрятной.

- Ваше отношение к Богу?

- Трудно сказать. В минуты вдохновения я понимаю, что Бог есть. Я склоняюсь к мысли, что логически существование Бога ближе к истине, чем Его отсутствие. Но я не могу сказать, что живу верой.

- Любимые литературные герои?

Пушкинский Савельич из «Капитанской дочки», Пьер Безухов из «Войны и мира»,сэр Джон Фальстаф Шекспира…Вот те любимые герои, которых я вспомнил сейчас…

- Был ли в Вашей жизни человек, оказавший на Вас наибольшее влияние?

Конечно, многие интересные люди оказывали на меня влияние…Но в моём мальчишеском возрасте был такой Юра Шервашидзе. Он был гораздо старше и куда более развитый, чем все мы. И я думаю, что из всех людей, окружавших меня в детстве, именно Юра оказал на меня наибольшее влияние.

- Вы верите в любовь с первого взгляда?

Я верю в возможность такой любви. Но чаще всего она длится ровно столько времени, сколько длится взгляд.

- С Вами когда-нибудь случались чудеса?

Одно чудо я могу припомнить… Я был мальчишкой лет десяти, и меня вечером послали за водкой. И всю дорогу мне мерещилась пачка денег, и я напряжённо смотрел на дорогу…И у самой лавки я нашёл пачку денег… Было ли это чудом? Мне могут сказать, что меня сотни раз посылали в лавку, и сотни раз я хотел найти деньги, и всё это случайно совпало. Но я не могу так сказать. Именно в этот момент было какое-то возбуждение, какое-то особое состояние.

- Есть ли у Вас любимое воспоминание?

Есть, и не одно. Но делиться ими я не хочу…

- Круг Вашего общения?

- Дружеский круг довольно узок. В силу моей профессии писателя ко мне постоянно обращаются очень многие люди, и мне приходится иметь с ними дело.

- Что Вы цените в друзьях?

Больше всего - и в друзьях, и в людях - я ценю простодушие и прямодушие.

- Ваше отношение к Достоевскому?

Отношение сложное. Я восхищаюсь его невероятно проницательным умом, но как художник со множеством дисгармонических начал он мне не близок. Вот такое двойственное отношение. Восхищение его невероятной проницательностью и гигантским умом, но, если мне хочется получить чисто художественное удовольствие, я читаю Пушкина или Толстого.

- Какой вопрос Вы хотели бы задать самому себе?

Я много вопросов задаю самому себе. А чаще всего такой: имею ли я малейшее право быть довольным самим собой?!

- Насколько искренне Вы отвечали?

Полагаю, что искренне. Процентов на девяносто пять.

Интервью провёл Валерий Перевозчиков

Вместо постскриптума

Если над недостатками страны хочется смеяться, значит, страна ещё может выздороветь. Если смеяться над недостатками страны не хочется, значит, она уже погибла. Над погибшими не смеются…

Иллюстрации:

портреты Фазиля Искандера разных лет -

Валентин Соболев, Роберт Нетелев, Валентин Кузьмин,

Александр Сенцов и Александр Чумичев,

Александр Яковлев, Григорий Сысоев и другие мастера;