Еще весны душистой нега композиция. Анализ стихотворения А.А.Фета «Ещё весны душистой нега

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

В стихотворении А.А. Фетом воссоздана картина начала весны. Она еще не вступила в свои права, но поэт видит ее признаки в окружающей его природе. Эту картину помогают создать единоначалия три из пяти строчек первой строфы начинаются со слова «еще» и описывают признаки зимы вокруг поэта.

Признаки зимы передаются через использованные автором эпитеты "замороженном пути", интересна метафора, использованная автором, передающая картину зимнего утра («зарей гремит телега»). Синтаксический параллелизм помогает передать чувство ожидания, создать необходимую эмоциональную картину.

Но весна все ближе. Во втором куплете появляется образ греющего солнца. Пусть оно вступает в свои права «едва лишь в полдень», а соловей не смеет петь в «смородинном кусте», но автор своим нутром чувствует нарастающие изменения.

Последняя строфа является антитезой первым двум. Лирический герой испытывает чувство ликования, видя и слыша журавлей, возвращающихся домой. Для него они стали глашатаями возрождения природы ("весть живая"), ее пробуждения к весне. Его чувства слиты с чувствами природы, ожидающей пробуждения, и именно поэтому "красавица степная" стоит со слезами на глазах, слезами радости и облегчения от того, что скоро весь мир пробудится к новой жизни.

Поэтические приемы: инверсия, эпитеты, метафоры, антитеза, анафора.

Не смотря на то, что стихотворение относится к пейзажной лирике, оно в каждом слове проникнуто чувствами лирического героя, и именно за это качество А.А. Фета признали чувственным художником природы.

Вариант 2

Когда читаешь стихи Фета, нередко складывается ощущение, будто он жил где-то в другом мире. Или может в 19 веке мир действительно был другим, радостным и беззаботным? Такое ощущение будто Фет не чувствовал страданий и забот и поэтому писал только про птичек и цветочки.

На самом деле мир, конечно, не был другим в существенной степени, да и сам Фет, вероятно, имел и жизненные трудности и волнения. Возможно даже полагать, поэт не просто имел каике-то трудности, но и чувствовал страдания и беды этого мира более чутко и ярко по сравнению с большинством людей.

Именно поэтому он выбрал для собственной лирике темы возвышенные и писал по большей части о природе и любви. Красота во всех аспектах была основным героем его лирики. Как он постулировал в другом своем произведении «и напрасно ищешь ты, отыскать ее начало», речь идет о красоте, которую не представляется возможным полностью изучить и постигнуть.

Тем не менее, поэт считал нужным писать именно о красоте. Воздействовать на мир красотою, выражать через свои произведения самые высокие идеалы и чувства. С этими концепциями он связывал также и собственные идеи преобразования мира и человека, а также понимание роли человека в этом мире.

«Еще весны душистой нега…» - стихотворение, которое относится к пейзажной лирике и написано в начале второй половины 19 века. Тут рассматривается период, когда только ощущается приход весны. Практически каждый чувствовал такое ощущение и оно действительно удивительно, оно заслуживает выражения на бумаге, заслуживает того чтобы быть отраженным в стихах.

Внешне весна далека, существует только в собственной потенции. Например, дороги замерзшие, деревья голые. Тем не менее, настроение, несмотря на все эти обстоятельства, является радостным, так как есть понимание приближения весны.

Для того чтобы подчеркнуть процесс перехода, Фет использует некоторые детали, которые как бы намекают: краснеющая липа, желтеющий березник. Теплые дни только приближаются, но днем есть какое-то тепло, которое ощущается. Все эти детали резюмируются в заключительной части и сформулированы в строке: «Но возрожденья весть живая уж есть…».

Также в заключительном стихотворении следует отметить образ степной красавицы, которая может трактоваться и как метафора и как юная дева, которая в том числе и олицетворяет собой начало весны. Поэт ярко выделяет «сизый румянец» на щеках, который говорит о холоде, но также является признаком жизненности, активности. Со временем действительно зимние дни отступят и мы увидим весну, признаки которой только начинают проявляться в природе.

Анализ 3

Для Афанасия Фета на протяжении всей жизни было три постоянных ценности, о которых он писал поэтические строчки и посвящал произведения. На все остальные темы и мотивы он накладывает табу, в его произведениях не освящаются социальные и политические вопросы. Большую часть лирики занимает описание природы, которое поэт пропускает через призму своего восприятия. Фет старается зафиксировать каждое даже мимолетное изменение, которое затрагивает его душу.

Стихотворение «Ещё весны душистой нега…», которое было опубликовано автором в 1854 году, входит в число тех, где автор описывает мимолетный период одного из сезонов и состояние природы в данный момент. Автор описывает промежуток времени, когда природа изменяется и скоро должна в законные права вступить весна. Но при этом лирического героя переполняет чувство того, что скоро растает весь снег, а цветы начнут расцветать. Он надеется, что подобные перемены коснуться и его души, которая сможет начать все сначала, позволит расцвести.

Описанию поддается поздняя зима, при этом в пейзаже проглядываются яркие краски, видно, как желтеет березник, а липа набирает красный цвет. В кусте смородины поет соловей, а солнце уже начинает греть в полдень. Все это предвещает то, что скоро придет теплое время года, а природа снова обновиться.

Автор создает образ весны, отрицая ее приход в целом. Для Афанасия Фета предметом искусства становятся разные мелочи, например, то, как рдеет румянец на щеках девушки или тот же смородиновый куст. Благодаря описываемым мелочам, читатель понимает, что в данном произведении описывается весна в России, а не в каком другом месте.

В пейзажной лирики, поэт часто использует образ зари. Для него она похожа на огонь, который может быть порожден только солнцем. Как только начинается день, то заря наделена ясностью и чистотой, а лучи с особой нежностью ложатся на землю. Весь мир в заре похож на совершенно другое явление, он помогает родиться вдохновению, поэтому заря неразрывно связана с приходом весны.

Весна для поэта словно заря, начало нового дня, начало всего нового. Он находится в предчувствии нового, начала чувств и переживаний, которые принесут ему вдохновение и новые жизненные силы. Он радуется приходу весны, которая наступает каждый год и дает силы жить.

Анализ стихотворения Ещё весны душистой нега по плану

Одно из самых чувственных и прекрасных стихотворений Александра Блока. Не многие знают, что ранняя лирика поэта касалась пейзажей, природы, чувств. Такие работы Блока показывают его совершенно с другой стороны

  • Анализ стихотворения Память Гумилева

    Гумилев не принял революцию и со всем смирением принял итог этой личной позиции. Он не просто понимал свою печальную участь, но и неоднократно предсказал собственный расстрел, который состоялся совсем немного времени спустя после написания

  • Анализ стихотворения Зеркало Бунина

    Реальность и вымысел являются собой вещами, которые пересекаются, грань между ними является достаточно размытой. Зеркало является образом вызова судьбе, оно является мистическим элементом

  • Афанасий Афанасьевич Фет открывает своим творчеством мир настоящей красоты и гармонии. В поэзии Фета оживают, наполняются даже самые простые, на первый взгляд пейзажи.

    Стихотворение «Еще весны душистой нега…» относится к направлению пейзажной лирики. Жанр произведения – элегия. Основная тема: череда природных явлений, происходящих в преддверии весны. Автор старается окунуть читателя с головой, дать прочувствовать эти удивительные процессы в тот самый момент, когда красавица-весна вот-вот готова вступить в свои права, её отголосками насыщено все вокруг.

    Произведение состоит из трех строф. Первые две дополняют друг друга. Вначале описывается, как лирический герой наблюдает позднюю зиму. Снег еще лежит, кругом заморозки, солнце светит только лишь в полдень, птицы не поют. Но даже в этих строфах уже появляются весенние краски: березник чуть желтеет, краснеет липа в высоте. Третья строфа создаёт пейзаж противопоставленный прежнему. Весна все ближе и ближе. Пролетные журавли несут собой весть возрождения. Девушка, степная красавица, упомянутая в стихотворении, испытывает эти ощущения пробуждения природы. Фету тем самым удаётся показать, насколько тесно человек связан с живой природой, как любые перемены воздействуют на людей даже на ментальном уровне.

    Поэт использует различные приёмы и средства художественной выразительности, чтобы передать и подчеркнуть, пусть даже еле уловимые, но этим и привлекательные образы и ощущения. С помощью слов «едва» и «чуть» автор доносит до читателей всю плавность, робость прихода весенней поры. Эпитеты: красавица степная, на замороженном пути, весны душистой, румянцем сизым – погружают в обстановку настоящей русской весны. Многочисленные олицетворения, оживляющие окружающее: солнце греет, краснеет липа, березник желтеет. Так же присутствует метафора – «возрождения весть живая».

    Фета можно наверняка назвать настоящим художником природы. Такое небольшое по объёму стихотворение способно отправить читателя на место, где степная девушка провожает взглядом журавлей. Даёт возможность пропустить через себя эмоции, возникающие в этот удивительный миг, когда невольно хочется начать что-то новое. Как говорится, самая яркая из всех вёсен – та, что в душе.

    По плану кратко

    Картинка к стихотворению Еще весны душистой нега

    Популярные темы анализов

    • Анализ стихотворения Бунина Чужая

      Первый брак великого русского поэта Ивана Алексеевича Бунина, к сожалению, оказался не удачным. Нужно заметить, что поэт очень сильно переживал по этому поводу, и когда он понял, что в его душе просто уже не хватает места,

    • Анализ стихотворения Бунина Северная береза

      Знаменитое стихотворение "Березка" великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина было написано в 1906-1911 годы. Начать анализ данного произведения нужно с того, что отметить данное произведение относится к пейзажной лирике.

    • Анализ стихотворения Лермонтова Одиночество

      В своих стихотворениях Лермонтов часто обращается к теме одиночества. Он словно ощущает себя лишним в обществе. В своих произведениях писатель закладывает личный опыт и переживания, переполняющие его душу. В 1830 году Лермонтов написал

    • Анализ стихотворения Северянина Запевка

      Игорь Васильевич Лотарёв, который известен под псевдонимом Игорь Северянин – это лирический поэт двадцатого века, который сочинял свои стихи уже с восьми лет. Взялся он за чернила в столь раннем возрасте благодаря влиянию Алексея

    • Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст

      Многие стихотворения разных художников, имеют в своей структуре образность, то есть обозначение предмета с особым смыслом. Этот способ написания стихотворения, является довольно распространенным, им пользовались как

    Стихотворение «Еще весны душистой нега…» было написано знаменитым русским поэтом Афанасием Афанасьевичем Фетом в 1854 году. Через несколько месяцев после своего создания оно впервые было напечатано в журнале «Современник» вместе с рядом других стихотворений поэта. На момент написания произведения имя А. А. Фета уже было широко известно, поэт сблизился с литературным кружком журнала «Современник», где состояли такие признанные мастера слова, как И. Тургенев и Н. Некрасов . Несмотря на дружбу Фета с другими поэтами, их влияние на его поэзию было минимальным: А. А. Фет являлся новатором в области стиха и следовал своему уникальному стилю.

    Стихотворения А. А. Фета считаются вершиной русской пейзажной лирики , к этому литературному направлению принадлежит и произведение «Еще весны душистой нега…». При создании стихотворения поэт обратился к одному из своих любимых лирических жанров: элегии . Творческие работы такого стиля отличает лёгкая грусть, которой проникнуты авторские строки. Меланхолическое, задумчивое настроение стихотворения создаёт ощущение наблюдения за окружающим миром. В последних строках произведения происходит душевный подъем лирического героя, заметно его воодушевление из-за появления первых сигналов наступающей весны.

    Элегия «Еще весны душистой нега…» посвящена теме природы , как и большинство произведений А. А. Фета. В творчестве поэта любовь к пейзажам тесно переплетается с любовью к родным краям, но при этом в стихотворении нет мотивов гражданской лирики. Центральное место занимает мироощущение лирического героя, наблюдающего преисполненную одухотворённости природу.

    Произведение состоит из трёх строф, каждая из которых состоит из пяти строчек. Первые две строфы логически объединяют друг друга, выстраиваются в единую композицию. В них поэт описывает зимний пейзаж с его приметами: «овраги полны снега» , «лишь в полдень солнце греет» . Третья же строфа создана при помощи приёма противопоставления, в ней появляются нотки весенней природы: «пролётных журавлях» , «возрожденья весть» .

    Сюжет стихотворения представляет собой череду живописных картин, которые сменяют друг друга. Автор словно рисует два пейзажа: на первом из них ещё лежит снег, а солнце начинает греть только к полудню. Лирический герой наблюдает зиму, в которой пока нет намёка на весенние метаморфозы; но он их предвкушает, на это указывает постоянно повторяющееся слово «ещё». Фет понимает, что зима не будет вечной, и весна вот-вот придёт. На втором пейзаже, нарисованном автором, также изображена зима, однако человек – «красавица степная» - уже испытывает ощущение прихода весны, которое витает в воздухе вместе с пролетными журавлями. В короткой зарисовке поэту удаётся показать взаимоотношения человека и природы, синтез чувств, который знаком каждому, кто наблюдал перемены в окружающем мире.

    Строки стихотворения написаны четырёхстопным и пятистопным ямбом , стихотворным размером с ударением на втором слоге в стопе, и объединены сплетенной рифмовкой, имеющей схему ABAAB с чередованием женских и мужских рифм.

    Стихотворение «Еще весны душистой нега…» отличает многообразие троп, которые и создают уникальный по красоте пейзаж пробуждающейся природы. Среди них такие средства художественной выразительности, как многочисленные эпитеты («красавица степная» , «замороженном пути» , «весны душистой» ), метафора («возрожденья весть живая» ), антитеза (третья строфа на фоне первых двух), олицетворения («солнце греет», «краснеет липа», «березник желтеет» ), синтаксический параллелизм с помощью лексического повтора («еще» ). Последняя стилистическая фигура активно используется автором для того, чтобы подчеркнуть настроение предощущения изменений в природе. Наступление весны не может произойти резко, все перемены являются постепенными, плавными, и поэт рассказывает о них как будто бы миг за мигом. В то же время отмечается и быстротечность момента, это проявляется в быстрой смене характера стихотворения в заключительной строфе.

    Афанасий Афанасьевич Фет является гением пейзажной лирики. Его необычайно красивое и задумчивое стихотворение «Еще весны душистой нега…» наполнено удивительной любовью к природе, имеющей столь много обличий.

    • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
    • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета

    Написанное Афанасием Фетом стихотворение “Еще весны душистой нега” ярко демонстрирует, каким мастером слова он являлся. Краткий анализ “Еще весны душистой нега” по плану может быть использован на уроке литературы в 6 классе, чтобы помочь учащимся лучше понять его смысл.

    Краткий анализ

    История создания – произведение было написано в 1854 году и в том же году, только спустя несколько месяцев, оно уже появилось на страницах “Современника”.

    Тема стихотворения – природа в предчувствии весны.

    Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первой Фет описывает природу, которая еще не пробудилась от зимнего сна, а во второй делает вывод, что, несмотря на это, весна уже близко.

    Жанр – элегия.

    Стихотворный размер – ямб.

    Эпитеты “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица” .

    Метафоры “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть” .

    Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет “.

    История создания

    Природа всегда была безусловной ценностью для Афанасия Фета – это одна из основных тем его лирики. Он считал крайне важным фиксировать даже мимолетные изменения в ней – и одно из таких изменений описывается в стихотворении “Еще весны душистой нега”.

    К моменту написания этого стихотворения поэт был близок с литературным кружном “Современника”. В этом журнале его и напечатали в 1854 году, спустя всего несколько месяцев после того, как оно было написано.

    Тема

    Стихотворение посвящено природе, которая находится в пограничном состоянии между зимой и весной. Холод еще не отпустил землю, но какие-то небольшие признаки подсказывают наблюдательным людям, что скоро настанут теплые дни.

    Лирический герой, наблюдающий за природой, находит в ней одухотворенность, которая и выражается в стихотворении.

    Композиция

    Произведение состоит из трех пятистрофных строчек. Первые две составляют первую часть произведения, они объединяются одной темой – описанием зимнего пейзажа. При этом автор делает акцент на слове “еще” , показывая, что это временное состояние природы и в то же время намекая на вторую, завершающую часть.

    В ее основе лежит противопоставление: если первые две показывают зиму, то в третьей Фет дает возможность проявиться ноткам весенней природы, таким как пролетающие с юга журавли.

    При этом сюжет стиха – это сменяющие друг друга, полные естественной красоты картины, причем кажется, что автор объединил две в одну: первая – это зима, в которой не чувствуется и намека на те метаморфозы, которые проявляют себя весной. Есть только предвкушение лирического героя. Фет показывает, что зима не вечна, более того, весна придет ей на смену совсем скоро.

    Во второй части сюжет развивается так, что в нем появляется человек – женщина, наблюдающая за природными явлениями. Она видит пролетающих журавлей и понимает, что скоро весна.

    Таким образом, композиция построена таким образом, чтобы показать синтез природы и человека, их родство и близость, основанные на многолетнем наблюдении.

    Жанр

    Стихотворение написано в жанре элегии, которую Афанасий Фет очень любил. Это прекрасный образец пейзажной лирики, написанный с легкой, светлой грустью. Наблюдающий за природными изменениями лирический герой несколько меланхоличен, он размышляет об окружающем мире, как бы погружаясь в него.

    Средства выразительности

    Для описания природных явлений поэт использует привычные тропы:

    • Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица” .
    • Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть” .
    • Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет “.

    К ним добавляется лексический повтор “еще” , который создает синтаксический параллелизм и используется для того, чтобы сделать акцент на главной мысли произведения: предощущая изменения в природе, человек знает, что они постепенны, они не могут произойти моментально.