Эдвард мунк перечень всех картин. Картины эдварда мунка

Эдвард Мунк - краткая биография

Эдвард Мунк (норв. Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен, Норвегия - 23 января 1944, Экели, близ Осло, Норвегия - норвежский живописец и график, экспрессионист. Страдал от маниакально-депрессивного психоза.

Самая известная работа Мунка - картина «Крик», точнее, это была серия схожих картин. Изначально картина называлась «Отчаяние». Образ ужаса с этой картины, который Мунк оттачивал до конца своей жизни, сейчас служит одним из символов концептуального искусства вообще.

Биография

Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Когда Эдварду было пять лет, от туберкулёза умерла его мать, а в 1877 году от той же болезни - старшая сестра Софи, которой было пятнадцать лет.

В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Сначал его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года - живописец Кристиан Крог. В 1885 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов. Тогда же он создал свою первую широко известную картину, «Больная девочка», в которой нашли отражение болезнь и смерть Софи Мунк. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.

В Германии Мунк выставлялся вместе с местными художниками, но его картины спровоцировали скандал, так что его выставка была закрыта досрочно. Позднее многие из этих художников вошли в Берлинский сецессион. Там же Мунк близко сошёлся с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его женой норвежкой Даньи Пшибышевской (урождённая Жюэль). Последняя на несколько лет стала музой Мунка. Она позировала ему для многих известных картин, включая «Мадонну», «Вампира», «Ревность», «Поцелуй».

В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни - поэма о любви, жизни и смерти». В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. В 1893 году Мунк создал «Крик» - своё самое известное произведение. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма; Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.

На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец. Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Всего он провёл там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.

Начиная с 1909 года стиль Мунка меняется в сторону более резкой и грубой манеры. Поздние картины написаны широкими мазками и изобилуют яркими контрастными цветами. В 1920-е годы у художника развилось глазное заболевание, из-за которого он почти полностью прекратил писать.

В последние десятилетия жизни к Мунку пришли слава и признание. В крупнейших городах Европы прошли его персональные выставки, в 1933 году он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.

В Осло находится открытый в 1963 году музей Мунка, из которого 22 августа 2004 года двумя вооружёнными преступниками были похищены полотна «Крик» и «Мадонна». В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы. За время нахождения в руках похитителей оба полотна получили повреждения: на них присутствовали царапины и следы от влаги, холсты были надорваны.

По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметно. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», - сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины.

В честь Мунка назван кратер на Меркурии.

Больная девочка

Крик Отчаяние

Эдвард Мунк норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Один из первых представителей экспрессионизма. Его творчество повлияло на современное искусство. Творчество Мунка охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни.

Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача. В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Сначала его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года - живописец Кристиан Крог. Дебют молодого художника состоялся в 1883 году: на второй Осенней художественной выставке в Осло была представлена его картина Девушка, подкладывающая в печь дрова , выполненная в реалистическом духе, под явным влиянием Крога.

В 1886 году Мунк получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов. Тогда же он создал свою первую широко известную картину, Больная девочка . Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.

В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни - поэма о любви, жизни и смерти». В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти.

Самая известная работа Мунка - картина Крик . Существует четыре её экземпляра, написанных между 1893 и 1910 годами. Первоначально картина называлась Отчаяние . Охваченный ужасом человек с этой картины стал одним из самых узнаваемых образов в искусстве.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XX века Опубликовано 24.11.2017 11:05 Просмотров: 729

«В своём искусстве я попытался объяснить себе жизнь и её смысл. Я также попытался помочь другим разъяснить свою жизнь» (Эдвард Мунк).

Эдвард Мунк был одним из первых представителей экспрессионизма . Его творчество оказало значительное влияние на современное искусство. Главные мотивы его произведений – смерть, одиночество, но при этом и жажда жизни. Объяснение этих противоречий мы находим в словах самого художника: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулёзу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия... С момента моего рождения ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом... Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я?»

Из биографии художника Э. Мунка (1863-1944)

Эдвард Мунк в своей студии
Норвежский художник Эдвард Мунк родился в 1863 г. Его отец был военным врачом. Семья, в которой было пятеро детей (Эдвард был вторым ребёнком), часто переезжала, но бо́льшую часть детских лет Эдвард провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
В возрасте 5 лет потерял мать, а через 10 лет и старшую сестру.
Талант к рисованию обнаружился у него в раннем возрасте. Но он поступил в технический колледж, где проявил способности к физике, химии и математике. Через год оставил колледж и решил стать художником – к неудовольствию отца.

Творчество

Картины Мунка постепенно стали выставлять. Но не все они принимались художественным сообществом. Например, картина «Больная девочка», на которой он изобразил свою умирающую сестру Софи Мунк, была раскритикована за незавершённость, небрежность и плохую технику.

Эдвард Мунк «Больная девочка» (1886). Холст, масло. 119,5 × 118,5 см. Национальная галерея (Осло, Норвегия)
На картине изображена 15-летняя рыжеволосая девушка с изможденным от болезни лицом. Она полулежит, откинувшись на поднятую подушку; рядом с ней, опустив в отчаянии голову и сжав руки, сидит немолодая женщина в тёмном платье – это тётка Софи и Эдварда, которая взяла на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков после смерти матери детей – Лауры. В комнате полумрак, но лицо девушки ярко освещено или само излучает свет.
Мунк продолжал совершенствовать своё мастерство, бывал в Париже, посещал выставки и музеи, экспериментировал с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма .
В декабре 1889 г. умер после инсульта его отец. Но письмо с этим известием пришло слишком поздно, и Эдвард не успел даже на похороны. Он впал в депрессию, замкнулся в себе, перестал посещать уроки живописи, порвал связи с друзьями и заново переосмысли свою жизнь. В дневнике он написал: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают...». В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода – «Ночь в Сен-Клу».

Эдвард Мунк «Ночь в Сен-Клу» (1890). Холст, масло. 64,5 × 54 см. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия)
В главном герое картины, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, можно видеть и самого Эдварда, и его недавно умершего отца, и его друга, датского поэта Эмануэля Гольдштейна. В Сен-Клу художник снимал этаж над кафе с видом на Сену.
Постепенно Мунк приходит к своему фирменному «экспрессионистскому» стилю: выразительность линий, упрощённость форм, символизм сюжетов. Особенно это чувствуется в картине «Меланхолия».

Эдвард Мунк «Меланхолия» (1892). Холст, масло. 64 × 96 см. Национальная галерея (Осло, Норвегия)
Молодой человек, полный печали, сидит на побережье, подперев голову рукой. Влияние импрессионизма, так ощутимое в картине «Ночь в Сен-Клу», уже отсутствует.

Вдали, на мостках, виднеется фигура девушки в белом платье. Возможно, это и есть источник меланхолического состояния юноши. Герой картины – близкий друг Мунка Яппе Нильсен.
Вернувшись в Норвегию после недолгого пребывания во Франции, он начинает работу над циклом картин «Фриз жизни».

«Фриз жизни»

«Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти» – цикл работ Эдварда Мунка, задуманный им с целью отобразить все основные аспекты человеческого бытия. Цикл состоял из 4 разделов:

«Расцвет и закат любви»

«Пепел» (1894)
«Вампир» (1893)
«Танец жизни» (1899-1900)
«Ревность» (1895)
«Сфинкс (Три возраста женщины)» (1893-1895)
«Меланхолия» (1894-1895)

«Страх жизни»

«Тревога» (1894)
«Вечер на улице Карла Юхана» (1894)
«Красный плющ» (1898-1900)
«Голгофа» (ок. 1900)
«Крик» (1893)

«Смерть»

«У смертного ложа» (Агония) (1895)
«Смерть в комнате больного» (1893)
«Катафалк на Потсдамской площади» (1902)
«Обмен веществ» (1898)
«Девочка у постели умершей матери» (1893-1899)

Рассмотрим некоторые картины из разных разделов цикла.

Эдвард Мунк «Мадонна» (1894). Холст, масло. Музей Мунка (Осло, Норвегия)
Всего Мунк создал пять вариантов картины.
Мадонна изображена молодой обнажённой женщиной с полузакрытыми глазами и распущенными чёрными волосами. Нимб вокруг головы подчёркивает, что это Мадонна. Натурщицей для одной из версий картины была Дагни Юль, жена писателя Станислава Пшибышевского и близкая подруга Мунка.

Эдвард Мунк «Пепел» (1894). Холст, масло. 120,5 × 141 см. Национальная галерея (Осло, Норвегия)
Сумрачный лесной пейзаж. На его фоне изображены мужчина и женщина. Почти в самом центре картины женщина с распущенными волосами в полурасстёгнутом платье стоит, схватившись за голову. Фигура мужчины – в самом углу картины. Он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо. Его поза выражает подавленность или отчаяние. В низу полотна тёмная полоса, похожая на поваленное бревно; но в нижнем левом углу эта полоса переходит в более светлую вертикальную полосу, похожую на столб дыма.
Картина наполнена мрачным настроением. Скорее всего, пепел – это сгоревшее чувство. Н. И. Крымова описывает героиню картины так: «В отчаянии вцепилась она руками в свои распущенные волосы... Её широко открытые глаза пусты – это конец любви, конец всему».
Наконец, самая известная картина Мунка – «Крик». Она входит в раздел «Страх жизни».

Эдвард Мунк «Крик» (1893). Картон, масло, темпера, пастель. 91 × 73,5 см. Национальная галерея (Осло, Норвегия)
Человеческая фигура (мужчина? женщина?) кричит в отчаянии на фоне кроваво-красного неба.
Эта картина является эмблемой экспрессионизма. Она как будто предвещает основные темы XX в. (модернизма): одиночество, отчаяние, отчуждение, смерть. Художник этой картиной не даёт никакой надежды на изменение к лучшему.
По поводу источника идеи этой картины сам Мунк в своём дневнике писал так: «Я шёл по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».
Относительно же обстоятельств создания «Крика» существует несколько версий: близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, а недалеко от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. Крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы.
Предполагается также, что ярко-алый цвет неба был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 г. Мощный взрыв (его сила многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму) привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла, из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты.
Искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 г.
Мунк создал 4 версии «Крика», используя различные техники, в том числе маслом.

Эдвард Мунк «Смерть в комнате больного» (1893). Холст, масло. 134,5 x 160 см. Музей Мунка (Осло, Норвегия)
Смерть наполнила комнату своим присутствием, хотя зрительно она не изображена. Смерть – в скорбящих людях, в сгорбленных от горя фигурах, во всех деталях интерьера, в тревожных оттенках красного и трауре тёмно-синего...
Стиль этой картины близок к символизму . Как и в этой вот картине, совершенно не требующей никаких пояснений, т.к. смысл её заложен в самом названии.

Эдвард Мунк «Четыре возраста в жизни» (1902). Холст, масло. 130,4×110,4 см

Позднее творчество

«Мунк не бежит от жизни, он обретает внутреннее освобождение, изображая свое собственное заточение, свой ад, которого он не покидает» (Энциклопедия символизма).
В 1908 г. Мунк с душевным расстройством попадает в психиатрическую клинику в Копенгагене.
Его стиль постепенно изменяется в сторону более резкой и грубой манеры. Поздние картины написаны широкими мазками и изобилуют яркими контрастными цветами.

Эдвард Мунк «Одинокие» (1935). Холст, масло. 100×130 см
Сюжеты становятся более мирными и обыденными, новые картины изображают рабочих, крестьян, жизнь на природе.

Эдвард Мунк «Жёлтое бревно» (1912). Холст, масло. 29 x 160,5 см. Музей Мунка (Осло, Норвегия)

Одной из самых крупных работ этого периода становится цикл монументальных полотен, украшающих концертный зал Университета Осло.

Картины Мунка в концертном зале Университета Осло
В 1916 г. художник приобрёл виллу Экелю недалеко от Осло, где прожил всю оставшуюся жизнь. Здесь он занимался сельским хозяйством.
В 1940 г. Норвегия была оккупирована нацистской Германией. Сначала нацисты объявили Мунка «истинно нордическим» художником, но поздне́е назвали представителем «дегенеративного искусства».
Эдвард Мунк умер в 1944 г. в возрасте 80 лет.
Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания Музея Мунка, открывшегося в 1963 г.

В Музее Мунка

Эдвард Мунк (норв. Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен, Норвегия — 23 января 1944, Экели, близ Осло, Норвегия) — норвежский живописец и график, тяготевший к символизму и экспрессионизму.

Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Когда Эдварду было пять лет, от туберкулёза умерла его мать, а в 1877 году от той же болезни — старшая сестра Софи, которой было пятнадцать лет.

Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулёзу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия… С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом… Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я?»

Мунк Эдвард

В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Сначал его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года — живописец Кристиан Крог.

В 1885 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов. Тогда же он создал свою первую широко известную картину, «Больная девочка», в которой нашли отражение болезнь и смерть Софи Мунк. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.

В Германии Мунк выставлялся вместе с местными художниками, но его картины спровоцировали скандал, так что его выставка была закрыта досрочно.

Позднее многие из этих художников вошли в Берлинский сецессион. Там же Мунк близко сошёлся с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его женой норвежкой Даньи Пшибышевской (урождённая Жюэль). Последняя на несколько лет стала музой Мунка. Она позировала ему для многих известных картин, включая «Мадонну», «Вампира», «Ревность», «Поцелуй».

В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.

В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма; Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.

Я шёл по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу.

Самый незабываемый художник 19 столетия, стоящий у истоков нового направления в живописи – экспрессионизма, несомненно, является Эдвард Мунк.

Автопортрет, 1882

Для создания соответствующей атмосферы слушаем по порядку:

Так кем же он был, той таинственной персоной, который смог уловить течение жизни, социальный протест, тяжелые условия существования людей, их немые мольбы о помощи, их отчаяние: художником, прилагающим невероятные усилия сдержать свое внутреннее напряжение, излившись в одном истошном крике или сошедшим с ума одиноким человеком, свободным от оков правил и ограничений?

Заглянем в его душу…

На Мунка оказали влияние такие известные художники, как Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри де Тулуз-Лотрек, Жорж Сера и другие, которые позволили раскрыться его таланту в полную силу, проявить себя. Они приоткрыли ему двери в неведомый мир социальных противоречий реальной жизни, помогли проникнуть в душу обычного человека, при этом выразив свои собственные чувства через мистицизм, драму, мрачные предчувствия.

Прозаическая правда жизни


Рабочие на пути домой, 1915

Мистическое озарение


Мадонна, 1895-1902, литография

Невероятное напряжение


Цветок боли, 1897

А в 1893 г. художник создает свое самое значимое, известное произведение «Крик» , пастель.

Позднее, в 1910 году, он написал еще одну версию темперой.

Фигура кричащего напоминает скорее скелет, эмбрион, а волнообразные линии пейзажа, повторяют закругленные контуры головы и широко раскрытого рта - как если бы звук крика отдавался повсюду. Ощущение, что через столь напряженный колорит, дрожаще-изогнутые формы, необычный ракурс мы можем почти физически почувствовать исторгнутый крик, кажется из глубин самого существа, полный боли и отчаяния, такой силы и напряжения, что внутри все сжимается от этого странного, беспокойного волнения. Драматизм сцене придает напряженный контраст между фигурой на первом плане и чужими, занятыми самими собой людьми в отдалении. Это – ода собственному отчаянному одиночеству, потери смысла жизни, его изоляции от общества. По накалу чувств, это произведение, безусловно, затягивает, увлекает, но в тоже время пугает и отталкивает.

Картины Мунка отражают его внутренний мир. На протяжении всей жизни главными темами были болезни, депрессия, меланхолия, трудные отношениями с женщинами и смерть. С ранних лет он познал, что такое потерять близких людей, когда от туберкулеза умерла его мать и сестра, да и он сам чуть не умер от этой болезни, поэтому все его творчество проникнуто мрачными предзнаменованиями, но, в тоже время, жаждой жизни.


У смертного одра (Лихорадка), 1915


Смерть в комнате больного, 1893

Свое отчаяние, боль, болезненные желания, одиночество он пытался заглушить алкоголем, наркотиками, что, в конечном счете, привело в сумасшедший дом.

«Болезнь, безумие и смерть - черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь», - писал Мунк.


Автопортрет в аду, 1903

Поэтому его картины полны этим неистовым напряжением всех душевных и физических сил, драматизма и невероятных усилий сдержа ть внутреннюю агонию.

Итак, в 1879 году Мунк поступает в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре переходит в Государственную академию искусств, где его преподавателем становится живописец Кристиан Крог . Посмотрим на несколько его полотен.

Картина Мунка «Утро» (1884) , созданная под несомненным влиянием Крога, вызывала неприятие критики своей необычностью, простотой, но в тоже время, истинными явлениями жизни.

В начале 1880-х годов он становится членом радикально настроенной группы студентов, писателей и художников «Богема Кристиании» собравшаяся вокруг писателя Ханса Йегера (1854–1910)

и ратовавшая за необходимость покончить с отжившей общественной системой, с неравноправием полов и традиционным укладом семьи.
Йегер стал для Мунка авторитетом, художник считал йегеровский принцип «Пиши свою жизнь» основой любого творчества. Однако было нечто, что со временем оттолкнуло художника от этого кружка: эротические излишества. А ведь, есть один малоизвестный факт, оказывается Мунк был не только гениальным художником, но и хорошим писателем, и его литературное наследство смело можно называть огромным.
В 1886 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил последнюю выставку импрессионистов, оказавшись под большим впечатлением от работ Писсарро и Моне, атмосферой вечного праздника и веселья.


Камиль Писсарро «Ярмарка в Дьеппе»


Клод Моне «Улица Монторжей, украшенная флагами», 1878


Клод Моне «Солнечный свет»


Клод Моне «Утро на Сене. Туман», 1897

Художник был настолько покорен игрой света и цвета, легкости и нежности мазка, сглаженности линий, тонким восприятием окружающего мира, что после возвращения в родную Норвегию создает первую широко известную картину «Больной ребенок» (1885-1886) , где в своей манере, через призму чувств и меланхолии, показывает болезнь и смерть сестры Софии и матери Лауры.

Выражение лица у девочки бледное, строгое, серьезное, а ее мать полностью погружена в свое горе, это видно по опущенному лицу, согнутой фигуре в черном. Цветные акцентные пятна вносят заметное оживление в картину, проникнутой чувством меланхолии и страдания.
А вот еще один пример.


Весна, 1889

На этой картине тоже заметно влияние импрессионистов, по легкому дуновению ветерка белых, воздушных занавесей, по утонченному колориту, контрасту холодных и теплых цветов, но в целом атмосфера, как и на предыдущей картине, навевает тоску, растворившись в мрачной безысходности существования.
Мунк умело изображает одиночество, может потому что он и был его истинным воплощением.


Летняя ночь (Ингер не берегу), 1889

После этого он опять приезжает в Париж, где проведет без малого 3 года.
На короткий срок он поступает в мастерскую Пьера Боннара, но вскоре уходит, не вынеся строгих, скованных правил и академических настроений.


Пьер Боннар «Вечер в Париже», 1911


Пьер Боннар «В цирке», 1897

За время пребывания в Париже Мунк впитывает передовые идеи новых школ и направлений в живописи, как постимпрессионизм, пуантилизм.


Жорж Сера «Воскресный полдень на острове Ла Гранд-Жат», 1884-86


Жорж Сера «Этюд для «Купания в Ансьере», 1883-1884

Творчество Поля Гогена привлекло Мунка за счет острой, социальной правды и отражения тяжелых условий жизни обычного, трудящегося человека, показ жизни без прикрас, а со временем картины приобретают символический смысл.


Поль Гоген «Ночное кафе», 1888


Поль Гоген «Бретонская женщина с кувшином», 1888


Поль Гоген «Кловис Гоген спит», 1884


Поль Гоген «Георгины и пионы в синей вазе», 1876


Поль Гоген, Прачки, 1888

Гоген оказал огромное воздействие на дальнейшую работу Мунка, привнеся в его работы тематику символизма. Кроме того, колоссальному влиянию на развитие этого направления в искусстве способствовал И. Кант . Он утверждал, что "нашему разуму приемлемы только феномены, то есть лишь то, как этот предмет представляется в восприятии нашими органами чувств, непосредственно, природа предмета непостижима. Тут, человеческому разуму, блуждающему во тьме, и приходит на помощь символ. Он призван выразить умопостигаемый смысл явлений и порожден прозрением художника".

Интересно проследить за изменениями в манере художника.
Сравните картину «Весенний день на улице Карла Йогана» (1890) и «Вечер на улице Карла Иоанна» (1892) .

Эмоциональная экспрессия, бурлящие линии, яркий колорит Винсента Ван Гога также повлияли на творчество Мунка.


Винсент Ван Гог «Звездная ночь», 1889

В интерпретации Мунка.


Звездная ночь, 1922


Винсент Ван Гог «Сеятель» (по Милле), 1889


Косарь, 1916

Кстати, именно под влиянием Ван Гога было создано самое известное произведение Мунка «Крик» .

В 1892 году Мунк выставил 55 работ на своей выставке в Германии, многие критики и зрители сошлись во мнении, что они насыщены страстью, энергией, но многие не понимали его творчества, поскольку до Мунка, никто не создавал столь живые, удивительные картины жизни с социальным подтекстом. И хотя эта выставка была закрыта через неделю из-за разгоревшего вокруг нее скандала, позже художник стал заметной фигурой.
В Германии он сошелся с авангардным кружком писателей, художников, с которыми выставлялся на многочисленных выставках, особенно сдружился с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его женой норвежкой Дагни Пшибышевской. Последняя на несколько лет стала музой Мунка.


Дагни Пшибышевская, 1893

Однако психологический настрой Эдварда Мунка вскоре привел его к увлечению алкоголем, что отрицательно сказалось на его здоровье, но это и время его активной работы.


Автопортрет с бутылкой вина, 1906


Следующий день, 1894

В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни - поэма о любви, жизни и смерти» , желая отобразить все основные аспекты человеческого бытия, как любовь, женственность, страх, отчаяние и смерть. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. В 1893 году Мунк создал «Крик» - свое самое известное произведение, которое считается знаковым событием экспрессионизма.
Ревность Мунк представлял в образе одинокого человека, наблюдающего за другими людьми, мужчиной и женщиной, которые заняты друг другом. Обратите внимание на ярко-алый цвет, в котором Мунк изображает женщину, как цвет страсти, соблазнения.


Ревность, 1895

Картина «Меланхолия» (1892) сразу обращает на себя внимание своим необычным ракурсом. По его собственным словам "пейзаж стал для него выразителем настроения". Волны, разбивающиеся о скалы, сам берег и море, непостижимы как смерть, вечны как тоска. Извивы береговой линии, очертаний валунов символизировали для него линии судьбы человека, его жизни и смерти.

Мунка занимала женская сексуальность, эту тему он впервые развил в своем полотне «Половая зрелость» (1894) .

В работе можно почувствовать исходящую угрозу от скованной, напряженной позы девочки и непропорционально огромной, черной тени справа. Мунк здесь сочетает мотивы сексуальности и угрозы, тревоги, что в целом характерно для его творчества, воспринимавшего половое чувство как могучую, но темную и опасную для человека силу.

Следующей картиной на тематику женской сексуальности стала «Три стадии женщины» (1894) .

А на картине «Танец жизни» (1899-1900) снова и снова Мунк повторяет «три стадии женщины», посмотрите справа женщина в красном, далее мы видим в белом и последний, завершающий штрих, женщина в черном.

Картина «Вампир» (1895) навевает чувства о разрушительной силе женской любви.

Пожалуй, самым драматическим по накалу страстей является изображение женщины в картине «Мадонна», как олицетворение огромной власти над мужчинами, когда ее шарм, красивое, стройное тело, полное жажды страсти полыхает изнутри, но как бы возводя барьер между собой и мужчиной. Она – главная и решение только в ее руках.


Мадонна, 1894

В это время творческие и физические силы Мунка достигают своего апогея. На его картине «Автопортрет с зажженной сигаретой» (1895), мы видим человека, словно привидение с зажженной сигаретой, дым от которой клубиться возле лица, напоминая нам о бренности, призрачности существования.

Снова и снова Мунк изображает взаимоотношения мужчины и женщины.


Мужчина и женщина, 1898


Мужчина и женщина, 1912


Одинокие, 1935


Ревность, 1907

А женщина в его работах предстает в различных ипостасях.


Меланхолия


Красное и белое, 1900


Четыре возраста в жизни, 1902

Живо интересуясь социальной жизнью общества.


Рождество в публичном доме, 1905


Рабочий и дитя, 1908


Старик в Варнемюнде

В Германии Мунк овладел техникой офорта, в Париже экспериментировал с литографией и гравюрой на дереве, в которой широко использовал характерный для Гогена прием подчеркивания фактуры дерева. В гравюре и литографии Мунк воплощал те же сюжеты, что и в живописи, но с гораздо большей энергией, силой и оригинальностью.


Мадонна, 1895-1902, литография


Крик, 1896, литография


Пепел, 1896, литография

После неудачного романа с молодой норвежкой, когда во время ссоры, в пылу, Мунк повредил себе левую руку, позднее ему был ампутирован палец, а также из-за его беспрестанных стычек с незнакомыми людьми, Мунка помещают в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. На картине «Профессор Даниель Якобсон» (1909) художник изобразил своего лечащего врача, как это ранее сделал Ван Гог, посвятив свою картину доктору Гаше.

Начиная с 1909 года, стиль Мунка меняется в сторону более резкой и грубой манеры, поэтому на его поздних картинах мы видим широкие мазки с яркими контрастными цветами.
По возвращении в Норвегию он рисует жизнеутверждающее полотно «Солнце» (1916) , пронизанное его лучами, написано с настроением.

На протяжении своей жизни Мунк жил в вечном страхе перед собой, перед людьми, особенно женщинами, в страхе быть отвергнутым, отдавшись чувствам, свою душу, с детства познав горькую правду жизни. Поэтому он предпочел быть один, где можно укрыться от глаз, став просто собой. В конце жизни к художнику пришла слава, успех, деньги, но это ничто перед лицом смерти и сумраком одиночества, о том, с чем он жил и творил, проникая в суть вещей и пытаясь ответить на вечные вопросы.


Ночь, 1890