“Вишнёвый сад” на Тверском бульваре. Спектакль «вишневый сад» на сцене мхт Вишневый сад премьера

Раневская – , Гаева сыграл .

Среди гостей на премьере побывали министр культуры Московской области Оксана Косарева, режиссер Александр Адабашьян, актер и режиссер Сергей Пускепалис, балетмейстер Сергей Филин, композитор Максим Дунаевский, фигуристы Роман Костомаров, Оксана Домнина, Илья Авербух, актеры Александр Олешко, Борис Галкин, Катерина Шпица, Евгения Крегжде, Илья Малаков, журналист и телеведущий Вадим Верник, художественный руководитель театра «Русский балет» Вячеслав Гордеев и многие другие.

Написанная в 1903 году, на сломе эпох, чеховская пьеса и сегодня современна. В постановке театра на первый план выходит личная драма Лопахина. История о потере вишневого сада в постановке Сергея Безрукова становится историей многолетней и безнадежной любви – любви Лопахина к Раневской. О любви, которую ему придется выкорчевать из своего сердца, как вишневый сад, чтобы жить дальше. Режиссер постановки Сергей Безруков признается, что замысел спектакля во многом складывался исходя из актерской природы Антона Хабарова, выбранного им на роль Лопахина.

Сергей Безруков, режиссер-постановщик: «Лопахина у нас играет Антон Хабаров – в нем есть и сила, и ранимость. У нас эта история — о безумной, страстной любви. Лопахин еще мальчишкой полюбил Раневскую, и спустя много лет продолжает ее любить, и ничего не может с собой поделать. Это история о человеке, который поднялся с самых низов и сделал себя сам, — и его вела не страсть к наживе, а огромная любовь к женщине, которую он боготворил всю свою жизнь и стремился стать достойным ее. Мне кажется, что с Антоном Хабаровым мы вернулись к первоначальному образу Лопахина, каким его написал Антон Павлович Чехов. Ермолай Лопахин — это не горлопан-мужик, а интеллигентный человек, он чувственный и харизматичный, он на 100% мужчина, как и Антон Хабаров, и он очень искренний, он любит платонически, как должен любить мужчина, по-настоящему любить».

Известно, что Чехов мечтал о том, чтобы первым исполнителем роли Ермолая Лопахина стал сам Константин Сергеевич Станиславский – этот персонаж виделся ему тонким, ранимым, интеллигентным, несмотря на низкое происхождение.

«Мы оттолкнулись от писем Чехова, — говорит исполнитель главной роли Лопахина Антон Хабаров, — каким Чехов хотел видеть своего героя, ему хотелось, чтоб эту роль сыграл Станиславский. Когда мы работали над спектаклем то нашли много параллелей между Чеховым и Лопахиным. У Лопахина был отец-тиран, который бил его палкой, причем до крови. Чехова отец тоже бил палкой, он был крепостным».

Необычным в спектакле Сергея Безрукова стал и образ Раневской. Режиссер «вернулся» к возрасту героини, который обозначен автором – Любови Андреевне 35 лет, она молодая женщина, полная страстей.

«У меня очень трагичный персонаж, — говорит исполнительница роли Раневской Карина Андоленко. — Человек, который пережил много потерь и потерял веру, начинает совершать тысячи нелепых поступков. Она понимает, что ее используют, что ее не любят так, как ей хотелось бы, но при этом в ее душе остался человек. Поэтому она не тащит Лопахина в этот омут, а говорит ему, что он достоин настоящей чистой любви, которую ему Раневская дать уже не может. Этот спектакль о несовпадении любви, и это трагедия».

Рядом с безответной любовью главного героя разворачиваются личные драмы почти у всех героев пьесы. Безответно любят Епиходов, Шарлотта Ивановна, Варя – все персонажи, которые способны по-настоящему любить.

Чеховская тема уходящей эпохи и неизбежной утраты ценностей прошлого звучит в постановке не менее ясно и пронзительно. Знаменитый вишневый сад в спектакле не только обрел вполне зримый образ – по ходу действия он цветет, увядает, а в финале буквально исчезает с лица земли. Вишневый сад по замыслу режиссера стал полноправным действующим лицом спектакля:

«Кроме Лопахина важным персонажем здесь является природа. Действие пьесы происходит на ее фоне, в вишневом саду, — говорит режиссер Сергей Безруков. — При том, что театр — это дело весьма условное, мне все же кажется, что сегодняшний зритель немного подустал от разгадывания ребусов, неких конструкций на сцене, пытаясь понять, что именно они обозначают. Зритель соскучился по классическому театру. Чехов уделяет много внимания описанию места действия: и Гаев говорит о природе, и у Лопахина целый монолог: «Господи, ты дал нам громадные леса, глубочайшие горизонты, и находясь здесь, мы сами должны быть по-настоящему великанами…» Мне было важно показать спектакль о гибели некогда прекрасной цивилизации. О том, как на фоне великолепной природы эти красивые люди сами себя уничтожают своим бездействием, утопая в пороках, утопая в собственной внутренней грязи».

В финале спектакля, на фоне вырванного с корнем вишневого сада, в дымной пустоте обнаженной сцены остается наедине со старым игрушечным домиком одинокий Фирс. Но режиссер оставляет зрителю надежду: на поклоны все актеры выходят с маленьким побегом вишневого дерева, а значит новому вишневому саду – быть!

Благодарим нашего партнера, компанию «Вишневый СадЪ» за создание уютной, потрясающей атмосферы усадьбы в нашем фойе!

Сколько бы не было спектаклей “Вишнёвый сад” в Москве – на каждый найдется свой зритель. МХАТ имени Горького восстановил спектакль по бессмертной пьесе Антона Павловича Чехова, премьера которого появилась на сцене Московского художественного театра ещё в 1904 году: Раневскую тогда сыграла Ольга Книппер, а её брата Гаева - сам Станиславский.

В 1988 году Сергей Данченко поставил во МХАТе им. Горького свой ”Вишнёвый сад”, который с успехом шёл на сцене почти тридцать лет, и теперь спектакль с обновлённым составом, снова встретился со своим зрителем.

Звездный состав театра, руководимого прославленной Татьяной Дорониной, в полном цвете представлен в обновленном спектакле. Но, кроме великих и знаменитых, в постановку введены молодые актеры легендарного театра. Дочь Раневской — семнадцатилетнюю Аню играет Елена Коробейникова, и своей молодостью и задором актриса словно расцвечивает жизнь обитателей старого дома, который скоро продадут за долги. А ведь именно за молодостью будущее, и юная актриса рвётся воплотить в жизнь свои мечтания о грядущем. И благодаря чувственному исполнению Елены Коробейниковой зритель практически видит это будущее, оно кажется близким и невыразимо прекрасным.

Действие постановки происходит в старой усадьбе, куда из Парижа возвращается Раневская со своей дочерью Аней. Декорации спектакля (с большой любовью обставлен интерьер дома) подчеркивают место и время, в которое попадают приезжие. Заходя в дом, они как будто попадают в небытие, поддавшись чарам этого места, которое навсегда останется в их сердцах. Благодаря проникновенной игре актеров зритель готов поверить, что усадьба когда-то была для героев самым уютным местом на земле.

Интерьер усадьбы разделен на комнату, окна которой выходят в сад, и светлый коридор — здесь пляшут на балах, которые оказываются пирровыми для хозяйки поместья Раневской. Вот все герои спектакля и перемещаются в этих двух пространствах, как в двух мирах. Они или погружаются в грёзы о будущем, или в ностальгию о прошедшем, которое хотят вернуть.

Главная героиня, она же – главная жертва обстоятельств Раневская, в исполнении блистательной Заслуженной артистки России Лидии Матасовой, предстает перед зрителем “слепым” воплощением происходящего вокруг сада и дома. Раневская живет воспоминаниями и совершенно не замечает очевидного. Но она у себя дома (пока) и потому никуда не торопиться, и надеется на лучшее, которое, увы, никогда не наступит.

Татьяна Шалковская, сыгравшая Варю, скорее всего, лучше остальных понимает истинное положение дел, и потому — грустная, притихшая и вся в черном. Но и она не в силах помочь собравшимся ничем, кроме сочувствия, да еще и украдкой жалеющая и о своей горькой судьбе.

Свой персонаж воплощает на сцене и дом с садом – он дышит своей жизнью, с совсем недалеких крепостных времен. Ведь это тогда старика Фирса (убедительный Геннадий Кочкожаров) хотели женить, и жизнь била ключом и вишню “сушили, мочили, мариновали, варенье варили…”. Но крепостное время ушло, а найти новый способ “добывать деньги“ собравшиеся не могут. От того времени осталась только привычка сорить деньгами, и более всех это умеет Любовь Андреевна. И хотя она и признает за собой эту слабость, но в то же время никак не может противиться ей. Как, наверное, и у каждого из нас, у нее этих слабостей достаточно, но может быть, именно поэтому она и прощает недостатки других, и жалеет всех.

И хотя постановка по сути своей глубоко лирична, в спектакле глубоко отражены характеры персонажей, остающихся самими собой в предлагаемых обстоятельствах. Даже толстокожий Лопахин в исполнении Валентина Клементьева в стенах усадьбы остановится, подвержен воспоминаниям о собственном трудном детстве. А Шарлотта в исполнении Ирины Фадиной предстает игривой, скрывающей за широкой улыбкой собственную неустроенность и нерешительность. “Нежное существо” Дуняша, воплощенное Юлией Зыковой, достоверно изображает неуместный восторг от всего происходящего и нехотя отмахивается от конторщика Епиходова (Сергеем Габриэляном), сделавшего ей предложение.

Прощание с родным дворянским гнездом, которое всем героям предстоит, не спасут ни нарочитое веселье, ни танцы с музыкой. Иллюзии рассеиваются и призывом звучат слова Ани, утешающей свою маму и уговаривающей её поскорее расстаться со старым домом: “…Мы посадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час…”.

Каждый имеет право на “новый сад“, но не каждый может себе это позволить.

Сабадаш Владимир.

Фото – Юрий Покровский.

Привычный и вроде бы традиционный «Вишневый сад», поставленный по известному произведению Чехова, можно ставить по-разному. Коллективу театра «Современник» удалось найти решение и продемонстрировать особое прочтение пьесы, выделить именно свою постановку на фоне многих аналогов.

Сегодня билеты на «Вишневый сад» остаются востребованными. Хотя он присутствует в репертуаре уже много лет, он остается аншлаговым. На него идут зрители уже нескольких поколений, устраивают семейные и коллективные походы.

Об истории создания и успеха «Вишневого сада»

«Вишневый сад» впервые был поставлен в 1904 году на сцене МХТ. Хотя с той поры прошло немало лет, чувства, мысли и переживания героев пьесы, их нелепые и во многом неудавшиеся судьбы по-прежнему трогают и волнуют каждого пришедшего на спектакль зрителя, независимо от того, на какой сцене его ставят. Вариантов у зрителя масса.

Премьера «Вишневого сада» в Современнике состоялась в 1997 году. Галина Волчек выбрала одну из самых популярных и неразгаданных пьес гения русской прозы неслучайно. По мнению режиссера, в конце XX века чеховская тема оказалась столь же актуальной, какой была для современников автора. Волчек, как обычно, не прогадала с выбором.

— Спектаклю, несмотря на его программную основу, рукоплескали Париж, Марсель и Берлин.

— О нем с восторгом писала Daily News.

— Именно он открывал в 1997 году знаменитые бродвейские гастроли «Современника».

— За них театр был удостоен Национальной американской премии Drama Desk Award.

Особенности спектакля Современника

«Вишневый сад» в постановке Галины Волчек - это светлая и трагическая история. В ней жесткий взгляд на героев неразрывно переплетается с тонкой и мягкой поэтикой. Осознание беспощадности времени и навсегда потерянных возможностей удивительным образом соседствует со смутной надеждой на лучшее.

— Г. Волчек удалось вдохнуть новую жизнь в хрестоматийную чеховскую пьесу, выстроив спектакль на тонкой игре полутонов, показать в нем удивительное единение проходящих эпох и человеческих судеб.

— Сам вишневый сад в спектакле стал действующим персонажем. В него как в символ исчезающего прошлого с тоской и горечью постоянно вглядываются герои.

Нельзя не отметить интересную сценографическую работу П. Каплевича и П. Кириллова. Они «вырастили» сад и «возвели» дом в необычном конструктивистском стиле. Стопроцентно попадают в эпоху и в настроение зрителя, безукоризненно сшитые В. Зайцевым костюмы.

Актеры и роли

В первом составе спектакля Г. Волчек собрала лучшие силы труппы «Современника». Великолепной Марине Нееловой в роли Раневской и блестяще игравшему Гаева Игорю Кваше на каждом спектакле зрители устраивали овацию. Сегодня, спустя 20 лет после премьеры, актерский состав «Вишневого сада» претерпел определенные изменения.

— После смерти Кваши эстафету роли Гаева подхватил Заслуженный артист России В. Ветров, и преуспел в ней.

— Елену Яковлеву, блиставшую в роли Вари, сменила Мария Аниканова, которая покоряет своими талантами многих зрителей.

— Гувернантку Шарлотту отлично играет Ольга Дроздова.

— Бессменные исполнители главных ролей, Марина Неелова в роли Раневской и Сергей Гармаш в роли Лопатина, все так же поражают зал вдохновенной игрой.

Все актеры точно передают нестареющую мудрость и старательно обнажают нерв чеховской драматургии. Купив билеты на «Вишневый сад» в Современник, вы убедитесь в том, что даже привычные сюжетные линии можно донести до зрителя уникальным образом.

А.П. Чехов
Вишневый сад

Действующие лица и исполнители:

  • Раневская Любовь Андреевна, помещица -
  • Аня, ее дочь -
  • Варя, ее приемная дочь -
  • Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской -
  • Лопахин Ермолай Алексеевич, купец -
  • Трофимов Петр Сергеевич, студент -
  • Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик - ,
  • Шарлотта Ивановна, гувернантка -
  • Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик -

Премьера пьесы Чехова «Вишневый сад» состоялась на сцене Московского художественного театра 17 января 1904 года. Режиссеры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко.
Художник – Симов В.А.

К.С. Станиславский вспоминает о том, как Антон Павлович придумал название пьесы:

«Наконец мы дошли и до дела. Чехов выдержал паузу, стараясь быть серьезным. Но это ему не удавалось - торжественная улыбка изнутри пробивалась наружу.

Послушайте, я же нашел чудесное название для пьесы. Чудесное! - объявил он, смотря на меня в упор.

Какое? - заволновался я.

ВИшневый сад, - и он закатился радостным смехом.

Я не понял причины его радости и не нашел ничего особенного в названии. Однако, чтоб не огорчить Антона Павловича, пришлось сделать вид, что его открытие произвело на меня впечатление. Что же волнует его в новом заглавии пьесы? Я начал осторожно выспрашивать его, но опять натолкнулся на эту странную особенность Чехова: он не умел говорить о своих созданиях. Вместо объяснения Антон Павлович начал повторять на разные лады, со всевозможными интонациями и звуковой окраской:

ВИшневый сад. Послушайте, это чудесное название! ВИшневый сад. ВИшневый!

Из этого я понимал только, что речь шла о чем-то прекрасном, нежно любимом: прелесть названия передавалась не в словах, а в самой интонации голоса Антона Павловича. Я осторожно намекнул ему на это; мое замечание опечалило его, торжественная улыбка исчезла с его лица, наш разговор перестал клеиться, и наступила неловкая пауза.

После этого свидания прошло несколько дней или неделя... Как-то во время спектакля он зашел ко мне в уборную и с торжественной улыбкой присел к моему столу. Чехов любил смотреть, как мы готовимся к спектаклю. Он так внимательно следил за нашим гримом, что по его лицу можно было угадывать, удачно или неудачно кладешь на лицо краску.

Послушайте, не ВИшневый, а ВишнЁвый сад, - объявил он и закатился смехом.

В первую минуту я даже не понял, о чем идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук «ё» в слове «Вишнёвый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: «ВИшневый сад» - это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «ВишнЁвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого.»

К.С. Станиславский. А.П.Чехов в Художественном театре (Воспоминания).
В книге: А.П.Чехов в воспоминаниях современников. Издательство «Художественная литература», Москва, 1960. С.410-411

«Вишнёвый сад» (1904 г)

Первой актрисой, исполнившей роль Раневской, стала жена Антона Павловича, блистательная актриса Ольга Книппер. В спектакле также участвовали: М. П. Лилина (Аня), М. Ф. Андреева (Варя), К. С. Станиславский (Гаев), Л. М. Леонидов (Лопахин), В. И. Качалов (Трофимов), И. М. Москвин (Епиходов), А. Р. Артем (Фирс) и др. Тогда Чехов посчитал, что Станиславский «сгубил» его пьесу, но и по сей день «Вишневый сад» - одна из самых популярных у театральных режиссеров пьес, а роль Раневской – жемчужина в репертуаре любой актрисы. Среди них – Алла Тарасова, Алла Демидова, Алиса Фрейндлих, Рената Литвинова и многие другие.

Премьера имела, по словам Станиславского, «лишь средний успех, и мы осуждали себя за то, что не сумели, с первого же раза, показать наиболее важное, прекрасное и ценное в пьесе».

На премьеру Чехова привезли чуть ли не силой, да и то только к концу третьего действия. А в последнем антракте устроили, с помпой, с длинными речами и подношениями, чествование по поводу 25-летия его литературной деятельности.

«На самом юбилее, - вспоминал впоследствии Станиславский, - он не был весел, точно предчувствуя свою близкую кончину. Когда после третьего акта он, мертвенно бледный и худой, стоя на авансцене, не мог унять кашля, пока его приветствовали с адресами и подарками, у нас болезненно сжалось сердце. Из зрительного зала ему крикнули, чтобы он сел. Но Чехов нахмурился и простоял все длинное и тягучее торжество юбилея, над которым он добродушно смеялся в своих произведениях. Но и тут он не удержался от улыбки. Один из литераторов начал свою речь почти теми же словами, какими Гаев приветствует старый шкаф в первом акте: «Дорогой и многоуважаемый... (вместо слова «шкаф» литератор вставил имя Антона Павловича)... приветствуя вас» и т. д. Антон Павлович покосился на меня - исполнителя Гаева, и коварная улыбка пробежала по его губам. Юбилей вышел торжественным, но он оставил тяжелое впечатление. От него отдавало похоронами. Было тоскливо на душе… Антон Павлович умер (прим. 15 июля 1904 г.), так и не дождавшись настоящего успеха своего последнего благоуханного произведения».

Конечно же, Антон Павлович и Ольга Леонардовна обсуждали пьесу и подготовку к ней в своих письмах друг другу:

« А ты, дусик, сначала хотел сделать Раневскую угомонившейся, правда? Помнишь - ты мне показывал ее слова во 2-м акте? А как ее трудно играть! Сколько надо легкости, изящества и уменья! Вчера читали пьесу.
Слушали, ловили каждое словечко и по окончании аплодировали. »

« Еще не роздали роли, еще не назначены репетиции. Шарлотту, думаю, будет играть Муратова. Поговаривают, что если бы была актриса на Раневскую, я бы должна играть Шарлотту. Т.е. поговаривают актеры, и то только два, от режиссеров ничего не слыхала.»

« Нет, я никогда не хотел сделать Раневскую угомонившейся. Угомонить такую женщину может только одна смерть. А быть может, я не понимаю, что ты хочешь сказать. Раневскую играть не трудно, надо только с самого начала верный тон взять; надо придумать улыбку и манеру смеяться, надо уметь одеться. Ну, да ты все сумеешь, была бы охота, была бы здорова.»

« Лилиной страшно хочется играть Аню. Если, говорит, буду стара, могут мне сказать и выгнать, и я не обижусь. Варю ей не хочется играть, боится повториться. К. С. говорит, что она должна играть Шарлотту. Еще варьировали так: Раневская - Мария Федор., я - Шарлотта, но вряд ли. Мне хочется изящную роль.»

« Я сейчас была у Морозовых, обедала у них, и, конечно, всё говорили о театре и о «Вишневом саде». Зинаида в восторге от названия, пьесы не читала, но ждет много прелести и поэзии и велела тебе передать это. С Саввой всё решали, кто кого должен играть. Детки всё такие же славные. Гнетет дворцовая обстановка. Савва после обеда уехал, а я сидела и болтала; болтали и обдумывали платья для Раневской.»

« Ты не очень выучивай свою роль, надо еще со мной посоветоваться; и платьев не заказывай до моего приезда.
Муратова так, в общежитии, бывает смешной; скажи ей, чтобы в Шарлотте она была смешной, это главное. А у Лилиной едва ли выйдет Аня, будет старообразная девушка со скрипучим голосом, и больше ничего.»

« Беседовали о ролях, выясняли характеры, отношения: Раневской, Ани, Вари, Гаева. Сегодня продолжение.
Все мягкие, приятные. Смотрели на сцене две приблизительные декорации 1-го акта. Дусик, когда ты приедешь, ты мне скажешь, где в моей роли можно будет вставить франц. фразочки, характерные. Можно ведь?»

« Хорошо это будет. Я нашла смех для Раневской. Конст. Серг. велел заниматься мне дома непременно в изящном платье, чтоб я привыкла чувствовать себя хоть приблизительно шикарной женщиной. Я взяла платье из «Мечтов» и буду в нем работать. По технике это адски трудная роль. Спасибо, милый мой супруг. Задал ты мне задачу. У меня теперь ни минуты нет покоя. Можешь меня ревновать к Раневской. Я только ее одну и знаю теперь.»


Из этой переписки мы узнаем, что Ольга Леонардовна репетирует роль Раневской в платье из спектакля «В мечтах» , и что Антон Павлович не разрешал покупать платья для «Вишнёвого сада» без него.

В апреле 1904 года МХАТ был на гастролях в Санкт-Петербурге. Пьесу приходила смотреть Мария Гавриловна Савина (ведущая актриса Александринского театра, также сыгравшая Раневскую), которая выразила свое неудовольствие по поводу того, что Ламанова сделала ей такой же капот, как и Ольге Леонардовне.

« Вчера смотрела Савина, была в уборных. Все, что она нашла нужным сказать мне, это то, что я убила ее своим капотом, т.к. Ламанова сделала ей точно такой и все будут говорить, что Савина скопировала у меня. Влетит теперь Ламановой.»

Летом 1936 г. МХАТ гастролировал в Киеве. Показывали спектакли «Царь Федор Иоаннович» и «Вишнёвый сад». Ольга Леонардовна пишет Надежде Петровне письмо из Киева:

«Дорогая Надежда Петровна,

не знаю, как Вас благодарить за чудный, чудный костюм.
И платье без пальтошки знаменито сидит, просто очаровательно. Целую Вас.
Киев красив, зелен, хороший воздух; много гуляю и немного отдыхаю от московской толчеи.
Скоро ли Вы вздохнете?
Шлю Вам большой, большой привет.
Обнимаю и целую.

Ваша О. Книппер-Чехова»

Зрители Художественного театра 1930-х годов знали и любили Раневскую в исполнении Ольги Книппер. То, что Ольга Леонардовна продолжала играть эту свою знаменитую роль в «Вишнёвом саде», освещало непреходящей поэзией старый спектакль, все еще шедший в первоначальных мизансценах 1904 года. Ее участие было главным поэтическим смыслом спектакля и спасало его от налета музейности. Она до конца сохраняла свое творческое право на эту роль. Раневская оставалась ее созданием, которое оказывалось непревзойденным всякий раз, когда в спектакль входили другие, даже самые талантливые актрисы. Казалось, что Ольга Леонардовна одна владела какой-то заветной тайной этого тончайшего, сложнейшего по внутренним психологическим переплетениям чеховского образа. Угадав еще тогда, в начале века, что самое трудное для актрисы в Раневской - найти ее «легкость», она ничем не отяжелила ее и с годами. Когда слушаешь теперь фонографическую запись «Вишнёвого сада», поражает ее мастерство - филигранность рисунка каждой фразы, весомость каждого слова, богатство оттенков, необыкновенная смелость и точность самых неожиданных внутренних переходов, стройная гармония целого. Но когда Ольга Леонардовна была Раневской на сцене, вряд ли кто-нибудь в зале задумывался о ее мастерстве. Казалось, что она ее и не играет вовсе и все, что она делает, рождается тут же, само собой разумеется, существует вне ее актерского намерения и умения.

Интересно, что Ольга Леонардовна играла Раневскую в 1930-е годы всё в том же платье, созданном Надеждой Петровной. В подтверждение этому есть фотография, сделанная в 1932 году. В общей сложности платье от Ламановой прослужило 40 лет.

Это платье для роли Раневской запечатлено на портрете работы Николая Павловича Ульянова , ученика Валентина Александровича Серова.

В 2016 году портрет Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой был показан на выставке «Модельер, которому верил Станиславский» в московском Музее Моды и в нижегородском Литературном музее им. Горького .


Использованные источники:
http://diletant.media/blogs/60920/675/
http://vadim-i-z.livejournal.com/1060229.html
http://teatr-lib.ru/Library/MAT_v_kritike/MAT_v_kritike_1919-1930/#_Toc272450594
https://studfiles.net/preview/4387373/page:11/
http://thelib.ru/books/vitaliy_vulf/50_velichayshih_zhenschin_kollekcionnoe_izdanie-read.html

К.С. Станиславский. А.П. Чехов в Художественном театре (Воспоминания).
В книге: А.П. Чехов в воспоминаниях современников. Издательство "Художественная литература", Москва, 1960. С.410-411

6 761 views

17 января 1904 года в Московском художественном театре была впервые поставлена пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Именно этой пьесе суждено было стать символом русской драматургии ХХ века.

«Вишневый сад» – последняя пьеса Чехова и вершина его драматургического творчества. Ко времени написания этой пьесы в 1903 году Чехов был уже признанным властителем дум и автором четырех пьес, каждая из которых стала событием, — «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры».

Основная драматургическая особенность «Вишневого сада» – символизм. Главным героем-символом пьесы является не тот или иной персонаж, а сам вишневый сад. Этот сад выращен не ради выгоды, а для услаждения взгляда его владельцев-дворян. Но экономические реалии начинающегося ХХ века неумолимо диктуют свои законы, и сад будет вырублен, как распадутся и дворянские гнезда, а вместе с ними уйдет в историю и дворянская Россия XIX столетия, и на смену ей придет Россия ХХ века с ее революциями, первая из которых уже не за горами.

Чехов уже тесно сотрудничал с Московским художественным театром. Работая над пьесой, он часто обсуждал ее со Станиславским, а главная роль Раневской изначально предназначалась для актрисы Ольги Книппер-Чеховой, ставшей в 1901 году женой писателя.



Премьера «Вишневого сада» прошла с большим успехом и стала главным событием в Москве в начале 1904 года, чему способствовали мастерство и слава Чехова, репутация МХТ, режиссерский талант Станиславского и блестящая игра актеров МХТ. Кроме Ольги Книппер-Чеховой, в премьерном спектакле играли сам Константин Станиславский (выступивший в роли Гаева), Леонид Леонидов (в роли Лопахина), Василий Качалов (сыгравший Трофимова), Владимир Грибунин (роль Симеонова-Пищика), Иван Москвин (сыграл Епиходова), а Александр Артем приводил в восторг публику в роли Фирса, которую Чехов написал специально для этого своего любимого актера.

В том же 1904 году Чехов, у которого обострился туберкулез, уехал на лечение в Германию, где и умер в июле.


А «Вишневый сад» начал триумфальное шествие по театральным сценам России и мира, которое продолжается и поныне. Только в 1904 году эта пьеса Чехова была поставлена в Харьковском театре Дюковой (одновременно с постановкой в МХТ, премьера – 17 января 1904 года), Товариществом новой драмы в Херсоне (режиссер и исполнитель роли Трофимова – Всеволод Мейерхольд), в Киевском театре Соловцова и в Виленском театре. А в 1905 году «Вишневый сад» увидели и зрители в Петербурге – на сцене Александринки пьесу Чехова поставил Юрий Озеровский, а в качестве театрального художника выступил Константин Коровин.



Сцена из II действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова»








Афиша постановки «Вишневого сада» в Киевском театре. 1904.