По кассе пробили лишнюю сумму. Неправильно пробили чек: правила оформления кассовых операций

Если Вы пробили ошибочный чек на возврат на обычной ККТ (в которой такая функция предусмотрена), то никаких действий на самой ККТ производить не надо.

Дело в том, что до момента ввода в действие онлайн – ККТ оформление возврата денег покупателю не предусматривало пробитие чека на возврат на ККТ. А если функционал ККТ такую операцию предусматривал, то в любом случае чек на возврат фискальным документом не являлся. И по итогу смены в Z-отчете на обычной ККТ общая сумма выручки отражается без учета возврата, а сумма чека на возврат отражается в таком Z-отчете справочно. Следовательно, в такой ситуации на основании снятого Z-отчета заполните данные о выручке в Журнале кассира – операциониста в общем порядке – не отражая и не учитывая данные ошибочного чека на возврат.

От кассира – операциониста необходимо потребовать составить объяснительную, в которой он сообщает, что данный чек на возврат был пробит ошибочно и по каким причинам.
Если же Вы пробили чека на возврат ошибочно на онлайн-ккт, то таким образом Вы необоснованно уменьшили кассовую выручку за смену. Чтобы эту ошибку исправить, необходимо на сумму ошибочного чека на возврат пробить чек коррекции. В таком случае итоговая сумма выручки будет верна.

Если ошибка обнаружена после закрытия смены (после снятия Z-отчета за смену), то после пробития чека коррекции снимите ещё один Z-отчет. И на основании данных двух Z-отчетов отразите в Журнале кассира – операциониста ту сумму выручки, которая фактически поступила в кассу и была в наличии на конец для в общем порядке. Возврат денег и коррекцию никаким образом в Журнале кассира – операциониста не отражайте.

Какие документы оформлять при работе с ККТ

При работе с онлайн-ККТ не обязательно применять формы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 № 132. Дело в том, что фискальные данные, которые поступают в налоговую инспекцию с онлайн-ККТ, полностью заменяют информацию из форм КМ-1 , КМ-2 , КМ-3 , КМ-4 , КМ-5 , КМ-6 , КМ-7 , КМ-8 , КМ-9 . Такие разъяснения – в письме Минфина России от 16 сентября 2016 г. № 03-01-15/54413 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-20/18059).

Организации, которые до 1 июля 2017 года используют кассы старого образца, обязаны оформить КМ-1 , КМ-2 , КМ-3 , КМ-4 , КМ-5 , КМ-6 , КМ-7 , КМ-8 , КМ-9 .

Возврат товара покупателем

На онлайн-ККТ пробейте чек с признаком «возврат прихода».

Организация-продавец обязана заменить товар или вернуть деньги покупателю при предъявлении хотя бы одного из следующих документов:

кассового чека;

товарного чека;

иного документа, который подтверждает оплату.

В случае, когда покупатель не сможет предъявить ни один из этих документов, он вправе сослаться на свидетельские показания, чтобы подтвердить факт покупки товара у продавца.

Если любым из этих способов покупатель сможет доказать, что он купил товар у данного продавца, организация должна будет заменить товар или вернуть деньги.

Ошибка в кассовом чеке

Ситуация: что делать, если кассир-операционист пробил кассовый чек с ошибкой в сумме платежа

Сформируйте кассовый чек коррекции.

При работе с онлайн-ККТ чеки, которые пробили с ошибкой, исправляют через корректировку расчетов. Чтобы сформировать кассовый чек коррекции, ознакомьтесь с руководством по эксплуатации кассовых машин. Например, производители пишут, что чеки коррекции содержат:
– заголовок «Кассовый чек коррекции»;
– наименование операции;
– сумму;
– информацию о типе оплаты;
– блок информации для передачи оператору фискальных данных со всеми реквизитами кассового чека.

В зависимости от того, какая сумма пробита в чеке: больше или меньше, чем стоимость покупки, кассир-операционист формирует чек коррекции:
– на приход или расход денег;
– на возврат прихода или расхода.

От кассира потребуется написать объяснительную о причинах ошибки. А затем найти в контрольной ленте ошибочный чек.

Если аппарат не выдает ленту, придется вызывать помощь из техподдержки вашей ККМ. Специалист извлечет из ЭКЛЗ неверно пробитый чек. Когда точная цифра ошибки будет известна, кассир заполняет журнал по упомянутым позициям: выручка по кассе, реальная выручка, разница в виде суммы неправильного чека.

К объяснительной лучше приложить чек и акт о возврате по форме № КМ-3 . Пакет документов передайте в бухгалтерию.

Что делать, если вы забыли пробить кассовый чек? 05.12.2016 08:54

Салон обязан использовать кассовый чек, когда покупатель расплачивается наличными или картой. Вы пробиваете чек ККТ и передаете его покупателю (п. 2 ст. 1.2 Федерального закона от 24.05.2003 № 54-ФЗ). Отметим - передаете сразу в момент покупки, а не через час, назавтра или когда-нибудь потом. Время на чеке не должно отличаться от времени оплаты более чем на 5 минут. Иначе вы допустите нарушение, за которое грозит административный штраф (постановление Верховного суда РФ от 24.11.2015 № 308-АД15-10504 по делу № А63-4644/2014).

Но если вы забыли пробить чек? Варианта два, и оба довольно рискованные.

Штрафы за непробитый чек

Вариант 1. Ничего не делать и надеяться, что вас не проверят

В течение года будьте готовы к тому, что вас могут оштрафовать за непробитый чек. Если, конечно, налоговики вас проверят и это нарушение всплывет. Как только пройдет год после того, как вы не пробили выручку, штрафы уже не грозят. Потому как срок давности за нарушение в виде неприменения ККТ — один год (ст. 4.5 КоАП РФ). Напомним, годовой срок действует с 15 июля 2016 года (ФЗ от 03.07.2016 № 290-ФЗ). Ранее срок давности за нарушения с ККТ составлял два месяца.

ВАЖНО! Налоговики должны назначить предупреждение вместо штрафа, если нарушение первичное (ч. 2 и 3 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). Напомните им об этом сами, если вдруг вам выпишут штраф.

Есть еще одна поблажка. Работает она в случае, когда нарушение не первичное. Представим, что налоговики обнаружили ваш непробитый чек при проверке по заявлению от физлица или организации. И подобное нарушение у вас уже находили прежде. Тогда письменно признайте нынешнее нарушение. Подтвердите, что вы действительно не пробили чек. Тогда штраф вам назначат в размере 1/3 от минимального (ч. 3.4 ст. 4.1 и ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ). Сумма будет уже не 30 000 руб., а 10 000 руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Вариант 2. Пробить чек на текущую дату и заявить на себя в ИФНС

Пробейте чек на сумму неоприходованной выручки текущей датой. Она попадет в Z-отчет за этот день. Поэтому вы отразите всю сумму по отчету в журнале кассира-операциониста. Далее напишите заявление в ИФНС. И сообщите о своем нарушении. Дело в том, что с 15 июля 2016 года налоговики должны освободить от административной ответственности фирму или предпринимателя, заявивших на себя (примечание к статье 14.5 КоАП РФ). При этом вы должны исправить свое нарушение, то есть выполнить установленную законом обязанность. И письменно сообщить о нарушении в ИФНС, пока налоговики не обнаружили непробитую выручку сами. К заявлению нужно приложить копии документов, подтверждающих правонарушение.

Однако, даже если вы заявите на себя, нет 100-процентной гарантии, что избежите штрафа. Во-первых, вы полностью не устраните правонарушение, если пробьете чек не в тот день, когда получили выручку. Ведь применять ККТ необходимо в течение 5 минут, как поступила оплата. Так что даже пробитый на следующий день чек ККТ все равно административное правонарушение.


Инструкция

В первую очередь оформите акт формы КМ-3. Это акт «О возврате денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чек ам (в том числе по ошибочно пробитым кассовым чек ам)».

Присоедините (приколите) данный кассовый чек (ошибочный) непосредственно к заполненному Акту формы КМ-3.

При необходимости (в случае использования в кассовом аппарате термобумаги), сделайте копию данного кассового чек а и также присоедините ее к заполненному ранее Акту.

Вам понадобится

  • заявление, договор с центром технического обслуживания, договор аренды помещения, паспорт аппарата, голограмма Госреестра и Сервисного обслуживания, книга кассира-операциониста, журнал вызовов технического специалиста, свидетельство ЕГРЮЛ.

Инструкция

Приобретите . Лучше всего это сделать в центре технического обслуживания (ЦТО). Там же вы должны заключить договор на техническое обслуживание и ремонт купленного . Моделей кассовых аппаратов достаточно много, и вы должны ориентироваться на удобство и простоту работы. В этом вам помогут сотрудники центра техобслуживания.

Чтобы поставить кассовый аппарат на учет инспекции, кроме заявления вы должны будете предоставить следующие документы: договор с центром технического обслуживания, договор помещения, где будет находиться кассовый аппарат, паспорт аппарата, голограмму Госреестра и Сервисного обслуживания, книгу -операциониста, журнал вызовов технического специалиста, свидетельство ЕГРЮЛ.

В том случае, если регистрировать кассовый аппарат будет не руководитель, а иной работник предприятия, понадобится доверенность (нотариально заверять не нужно) на право регистрации ККТ в инспекции. Сотрудник, на которого выписана доверенность, должен взять с документ, удостоверяющий личность.

Может случиться так, что вам нужно зарегистрировать контрольно-кассовый аппарат, который уже был в эксплуатации. Тогда вы должны иметь документ, который подтвердит снятие с учета данного аппарата.

Учтите, что в паспорте обязательны отметки об установке средств визуального контроля. Должны быть указаны их названия, сделана запись о паспорта эталонной версии. Должны быть указаны номер версии, номер паспорта и дата его выдачи. Владелец контрольно-кассового аппарата должен заполнить талон-заявку на введение в эксплуатацию аппарата.

После того как вы подадите все документы в налоговый орган, вам останется только немного подождать. Когда сотрудники налоговой поставят аппарат на учет, вы сможете поехать и забрать документы, подтверждающие постановку на учет ККМ и проштампованный журнал кассира-операциониста.

Кассовые аппараты применяются во время регистрации товарно-торговых операций для пробивания кассового чека. Данный документ отмечает дату совершения продажи и цену за приобретенную продукцию. Подобное устройство используется на многих предприятиях для ведения денежных расчетов с населением, правила по которым установлены Федеральным законом №54-ФЗ от 22.05.2003 года.

Инструкция

Допускайте к работе с только лиц, с которым заключен договор о материальной ответственности. Храните ключ от устройства у руководителя предприятия. Подключите кассовый аппарат к сети при необходимости прибить чек. После того как на индикаторе появится надпись «Запрос», введите КЗ ВВ, чтобы проверить правильность даты.

При необходимости откорректируйте и нажмите ВВ. Теперь необходимо ввести текущее время и подтвердить изменения нажатием ВВ. если все операции были выполнены правильно, то на индикаторе кассового аппарата загорится «0,00» и он перейдет в режим «Кассы».

Проведите обязательную операцию при первом запуске кассового аппарата. Она состоит в введении следующих значений: (100р 50к) -1Д – ВВ - = - ВВ. Теперь необходимо сформировать Z-отчет, для чего нажимается последовательно КЗ – 2В – ВВ. После этого введите КЗ – 1Д – ВВ для создания Х-отчета.

Нажмите после этого два раза СБ-сброс. Если пробился чек с указанной суммой, то кассовый аппарат считается исправным. В некоторых моделях эта процедура может несколько отличаться, поэтому заранее ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации.

Прочитайте все нюансы пользованием кассовым аппаратом и посоветуйтесь с опытными кассирами. Они подскажут вам, какие могут возникнуть при работе с кассовыми чеками и как от них избежать. Также на предприятии должна быть заверенная подписью руководителя и печатью по правилам работы с кассовым аппаратом.

Используйте на предприятии кассовые аппараты только при наличии соответствующей лицензии и аттестации. В противном случае на организацию будут возложены штрафные санкции, которые также могут быть начислены при выявлении ошибки в товарном чеке во время налоговой проверки. Кассовые аппараты должны использоваться только для осуществления наличных денежных расчетов, которые урегулированы законодательством РФ.

Кассовый чек представляет собой фискальный документ, подтверждающий совершение покупки. В карманах и кошельках оседает приличное количество чек ов, впрочем, попадающих туда невзначай, заодно со сдачей. Между тем, внимательное изучение и хранение чек ов может сослужить хорошую службу: поможет вовремя обнаружить ошибку кассира, пресечь мошенничество и отстоять свои права.

Инструкция

Найдите наименование продавца, которое располагается либо вверху, либо внизу кассового чек а. Не удивляйтесь, если вам пробьют чек от имени неизвестного индивидуального предпринимателя или организации: указанию подлежит не магазина или брэнда, а наименование хозяйствующего субъекта, которое зафиксировано в учредительных . В случае возникновения претензий по поводу совершенной покупки, предъявлять их следует на имя такого субъекта предпринимательской . В чек е указывается также индивидуальный налогоплательщика (ИНН).

Понадобится также порядковый номер чек а. Узнать его можно по предваряющим буквам «СЧ», словам «чек » или «фиск. чек », символам «№» или «#». Иногда номер чек а без специальных обозначений располагается напротив суммы покупки.

При совершении покупки в крупных магазинах, гипермаркетах зачастую трудно вспомнить, на каком аппарате был выбит чек . На этот случай в кассовом чек е указывается соответствующий номер. Он может обозначаться как «ККМ», «НМ», «Заводской №», «касса». Также в чек е, как правило, содержится идентификатор секции или отдела магазина. Иногда, кроме этого, номер или фамилия кассира, сопровождающиеся «кассир».

Определите дату и время покупки по соответствующим реквизитам, обычно расположенным в кассовом чек е сверху. В чек ах, выбитых при помощи сложной контрольно-кассовой техники, может отражаться время начала и время окончания покупки.

Найдите в чек е наименование (код) товара. Часто контрольно-кассовые машины программируются таким образом, чтобы в кассовом чек е после наименования или кода товара отражался промежуточный итог.

Обязательным реквизитом кассового чек а является суммарная покупки, которая в чек е обозначается буквой «И» или словом «итог». Сумма, полученная от , и размер сдачи также подлежат отражению в чек е. В некоторых чек ах содержится информация о том, каким образом расплатился покупатель: наличными или безналичными денежными средствами.

Обратите внимание

Внешний вид и содержание кассовых чеков могут существенно различаться в зависимости от вида контрольно-кассовой техники, применяемой продавцом.

Полезный совет

В кассовом чеке желательно проверять промежуточные итоги по каждому товару и окончательный итог сразу после совершения покупки.

Использование ККМ для расчета с клиентами налагает на организацию обязательства по соблюдению кассовой дисциплины. Порядок аннулирования чека зависит от того, когда он был возвращен и был ли он выбит ошибочно.

Инструкция

Возврат продукции в день покупки Если кассир-операционист выбил неверную сумму, что было обнаружено в тот же день, или покупатель вернул товар в день покупки, то порядок действий будет следующим:- неверно выбитый или возвращенный чек завизируйте у директора или его заместителя и наклейте на чистый лист А4;- этот лист приложите к заполненному бланку формы КМ-3 о возврате указанной суммы в чеке клиенту и все вместе сдайте в бухгалтерию;- если это неверно выбитый чек, то к указанным документам требуется добавить и объяснительную в свободной форме от кассира о причинах ошибки;- В «Журнале кассира-операциониста», в 15 графе, отразите выплаченную за принятый обратно товар сумму, отраженную в чеке, а сумму выручки за текущий день уменьшите на аналогичную сумму, записав ее в 10 графе.Если покупатель возвращает не весь товар в чеке, а одну-две позиции, то аннулировать его нужно полностью, а взамен выдать скорректированный.

Возврат товара после закрытия смены При обнаружении ошибки в чеке или при возврате клиентом товаров после снятия Z-отчета, то сам чек уже роли не играет. Согласно ст. 5 Федерального закона ФЗ-3200-1 от 07 февраля 1992 года, покупатель может вернуть товар и без предъявления чека . В таком случае доказательством аннулирования чека будет составление покупателем заявления, где будут указаны его паспортные данные и Ф. И. О. На выданную из главной кассы предприятия сумму выписывается расходный кассовый ордер, где также указываются данные покупателя. Порядок заполнения ордера (форма №КО-2) регламентирован в постановлении Госкомстата №88 от 18 августа 1998 года.

Аннулирование чека при оплате безналом Если кассир ошибочно выбил чек по отделу по наличным расчетам, а должен был произвести операцию по безналичному расчету, то порядок аннулирования будет следующим:- сразу выбейте правильный чек на через отдел по работе ;- к акту о возврате наличности по форме КМ-3 приложите объяснительную от кассира и копии слипов терминала, которые будут подтверждением, что в банк было отправлено больше денег, чем в Z-отчете;- В «Журнале кассира-операциониста» отразите фактические данные. Для этого из числа в графе 11 вычтите данные в графе 15.

Чек на возврат пробивается в случае ошибки, совершенной кассиром при оформлении кассовой операции, либо при возврат е товара покупателем. При оформлении возврат ного чека требуется соблюдать нормы и правила, установленные законодательством, и оформлять определенные документы.

Вам понадобится

  • - акт по форме №КМ-3;
  • - основной чек;
  • - заявление покупателя или объяснительная кассира.

Инструкция

Существует несколько случаев, в результате которых оформляется чек на возврат . Кассир имеет право выдавать деньги по возврат ному чеку,только в день выдачи основного чека. Т.е. если ошибка кассира замечена только на следующий день после ее совершения или покупатель возвращает товар не в день покупки, то возврат ный чек не оформляется, деньги не выдаются из кассы магазина.

Если покупатель возвращает товар в день покупки или ошибка замечена кассиром в день ее совершения, в таком случае оформляйте чек на возврат суммы, акт по форме №КМ-3, утвержденный Госкомстатом России 25.12.1998 №132. На акт приклейте основной чек и чек на возврат , документы сдаются в бухгалтерию организации. Выручка в кассе будет уменьшена на возвращенную сумму, сделайте соответствующую запись в журнале кассира - операциониста. Если причина оформления чека на возврат заключается в ошибке кассира при работе с ККМ, возьмите с него объяснительную.

В случае, если ошибка кассира обнаружена на следующий день или после снятия фискального отчета, покупатель возвращает товар не в день покупки - данные о возврат е суммы не вносятся в журнал кассира-операциониста. Отмена ошибочного кассового чека проводится путем оформления РКО на сумму чека. выдаются из главной кассы организации. Для этого покупатель должен написать заявление на возврат , в РКО указываются паспортные данные. Данный порядок утвержден письмом Центрального банка РФ от 04.10.1993 № 18.

Полезный совет

Оформление возвратного чека при ошибке кассира не является обязательным. В таком случае будет достаточно составить акт о возврате денежных средств, взять объяснительную записку с кассира.

Вы можете аннулировать договор купли-продажи только в двух случаях, если сделка является ничтожной или же оспоримой. Причем для доказательства того, что она является ничтожной, нет необходимости обращаться в суд. Если же судебное разбирательство имеет место быть, сделка автоматически становится оспоримой.

Вам понадобится

  • - копия договора,
  • - копия свидетельства о регистрации права собственности,
  • - копия выписки из ЕГРП,
  • - копия справки следственного отдела,
  • - копия доверенности при условии предоставления интересов покупатели или продавца третьими лицами,
  • - копия документа об оплате,
  • - копия квитанции об оплате госпошлины.

Инструкция

Для того чтобы аннулировать сделку, в любом случае необходимо подать исковое заявление в суд. Чтобы это сделать, напишите в документе наименование суда, в который будет направлен иск. Ниже укажите данные истца: фамилию, имя, отчество, адрес и контактные данные. Также напишите данные ответчика: фамилию, имя, отчество, адрес и контактные данные. Ниже должны быть перечислены третьи лица, которые не заявляют самостоятельных требований, но имеют отношение к заключению договора купли-продажи. Например, это может быть учреждение по регистрации прав собственности.

Ниже изложите суть вопроса, укажите все детали совершения сделки, номера и даты составления всех документов, данные всех участников процесса. Обязательно ссылайтесь на законодательство Российской Федерации, если это имеет место быть и является основанием для подачи иска с вашей стороны.

В конце изложите свою просьбу о признании договора купли-продажи недействительным. Укажите дату подписания этого договора и его порядковый номер. Сделайте приложение к иску, в котором должны быть копии договора, свидетельства о регистрации права собственности, выписки из ЕГРП, справки следственного отдела, доверенности при условии предоставления интересов покупатели или продавца третьими лицами, документа об оплате, квитанции об оплате госпошлины.

Составьте иск в трех экземплярах, один из которых должен быть направлен в суд, второй – ответчику, а третий остается у вас с отметками о вручении двух других экземпляров их адресатам. Также можно направить заявление по почте с уведомлением.

Учтите, что срок подачи иска в суд ограничен. Если сделка является ничтожной, у вас есть три года, чтобы аннулировать договор купли-продажи. Чтобы признать недействительной оспоримую сделку, у вас есть только один год.

Источники:

  • Когда сделку могут признать недействительной?

Совет 9: Как аннулировать документы на дом, если он сгорел или разрушен

Имущественный налог начисляется ежегодно, согласно кадастровой стоимости объекта недвижимости. Подтверждением владения дома или другого строения является свидетельство о государственной регистрации права собственности на дом или другое строение. Поэтому во избежание недоразумений по начислению имущественного налога, при утрате дома или другого ранее зарегистрированного строения, необходимо незамедлительно заняться аннулированием документов на утраченный дом или другое строение.

Перед обращением для аннулирования документов на дом или другое строение необходимо подготовить акт обследования дома или другого строения. Заказать акт обследования можно у кадастрового инженера, имеющего разрешение на данный вид работ.

После того, как акт обследования будет готов, необходимо обратиться в отдел МФЦ по району нахождения данного имущества с актом обследования на компьютерном диске, свидетельством о государственной регистрации права и паспортом заявителя. Заявителем может быть только собственник имущества или доверенное лицо собственника с нотариальной доверенностью.

После получения решения о снятии дома или другого строения с кадастрового учета необходимо обратиться в отдел МФЦ по району нахождения данного имущества с заявлением о снятиии дома или другого строения с регистрационного учета. Это действие анулирует свидетельство о государственной регистрации права собственности на дом или другое строение.

Только после снятия дома или другого строения с кадастрового и регистрационного учета можно обратиться в налоговую службу с заявлением об утрате дома или иного строения, расположенного на земельном участке и о невозможности начисления имущественного налога на утраченное и не существующее имущество.

В большинстве случаев при оплате купленных товаров, работ или услуг продавец обязан выдавать покупателю кассовый чек. Исключениями являются лишь те ситуации, когда предприниматель осуществляет некоторые виды деятельности, не требующие по закону использования контрольно-кассовой машины (продажа газет и журналов, торговля с открытых прилавков и т.д.). Как правильно выбрать кассовый аппарат для работы?

Инструкция

Обязательно убедитесь, что выбираемый вами аппарат включен в государственный реестр и снабжен защищенной контрольной лентой. Указателем на присутствие ленты служит «К» в наименовании кассового аппарат а.

Установленная ценой больших усилий и заметных расходов, которые совершены магазином, онлайн-касса, как и любое другое электронное устройство, может сломаться. Кроме того, есть вероятность совершения кассирами ошибок при пробитии чеков на инновационном устройстве. Каким образом магазину следует действовать в таких ситуациях? Как вести расчеты при неработающем кассовом аппарате либо при совершении ошибок в его использовании?

Проконсультируем о порядке действий при поломке ККТ.

Оставьте номер телефона, мы перезвоним и ответим на вопросы!

Пояснения налоговой службы

Начальник Управления оперативного контроля ФНС РФ А.В. Бударин в журнале «Налоговая политика и практика» (№ 8 за 2017 год) дал ряд полезных разъяснений касательно действий налогоплательщиков, обязанных использовать онлайн-кассы, в ситуациях, когда:

  • касса выходит из строя, ее невозможно использовать (и притом сложно однозначно определить, какие именно фискальные данные в ней отразились, а какие - нет, в то время как в товароучетной системе магазина они зафиксированы);
  • по тем или иным причинам кассиру не удалось внести в память фискального накопителя данные о выручке, однако, при этом есть возможность сделать это позднее.

Фактически, речь идет о двух смежных сценариях - неустранимой силами продавца поломки онлайн-кассы (когда, скорее всего, придется снимать ККТ и сдавать ее в ремонт), и временной технической неполадке - возможно, вызванной ошибкой кассира или, к примеру, случайным сбоем связи.

Причины выхода кассы из строя могут быть самыми разными. Действительно, нередки ситуации, когда в системе кассового учета продавца отражены сведения о выручке, но по техническим причинам они не могут быть внесены в фискальную память кассового аппарата. В таких случаях обязанность налогоплательщика по обеспечению фискализации платежа считается не исполненной.

Однако, даже при таком сценарии у магазина есть шанс избежать ответственности. ФНС рекомендует налогоплательщикам обращаться к производителю фискального накопителя, который сможет извлечь из соответствующего технологического компонента не работающей онлайн-кассы:

  • платежные данные, содержащие отметки об отправлении их копии в ФНС через интернет;
  • платежные данные, не содержащие таких отметок.

Сведения о платежных данных второго типа эксперт ФНС рекомендует записывать на отдельный носитель и передавать в Налоговую службу, сопроводив заявлением с разъяснениями о сложившейся ситуации. После получения необходимых данных Налоговая служба с высокой вероятностью примет решение о том, чтобы не штрафовать магазин.

Самое главное, таким образом, при поломке онлайн-кассы - вовремя информировать об этом ведомство и проявлять готовность к предоставлению ФНС необходимых доказательств отсутствия вины налогоплательщика.

Следует отметить: не считая указанной рекомендации ФНС, существует ряд иных общепринятых (сложившихся в практике взаимодействия Налоговой службы и торговых предприятий) принципов, которых налогоплательщику следует ориентироваться в случае возникновения технических проблем с кассовым аппаратом.

Так, при поломке ККТ, когда кассовый аппарат в принципе невозможно использовать для пробития чеков, рекомендуется незамедлительно прекращать торговлю. А если ее продолжить, то действия продавца в этом случае будут считаться намеренным отказом от использования контрольно-кассовой техники в соответствии с законом, что может привести к неприятным штрафным санкциям.

Исключение - ситуации, когда прекращение торговли по существу крайне нежелательно по объективным причинам. Как вариант, в силу того, что может привести к тем или иным негативным социально-экономическим последствиям.

Например - если в 35-градусную жару в единственном во всей округе магазине за напитками образовалась огромная очередь желающих утолить жажду граждан, то при сломавшейся онлайн-кассе у владельца магазина будет веская социально-экономическая причина не прекращать торговлю и принять оплату от покупателей без чеков. При отказе рассчитываться с людьми реакция с их стороны может быть самой непредсказуемой.

Не исключено, что продавцу напитков это придется отпускать товар без чеков достаточно продолжительное время, тем самым, образовав очевидное правонарушение с точки зрения налогового законодательства. Однако, у владельца магазина, который из самых добрых побуждений решил продолжить торговлю без ККТ (хотя это и не законно) в интересах граждан, есть шанс отстоять свою правоту и избежать штрафа от ФНС. Как показывает практика административного взаимодействия налогоплательщиков и ведомства, равно как и судебная практика, правота признается во многих случаях именно за продавцом.

В принципе, к подобному сценарию - «незаконной», но узаконенной торговли в жару, рассмотренная нами в начале статьи рекомендация ФНС в полной мере применима. Скорее всего, данные о принятой от граждан выручке будут отражены в товароучетной системе магазина, но не будут зафиксированы по техническим причинам в памяти фискального накопителя сломавшейся ККТ. В этом случае продавец может осуществить действия так, как это рекомендовано налоговым ведомством.

Другое дело - если поломка ситуационная, и, скорее всего, имеющая отношение не столько к техническому состоянию ККТ, сколько к ошибкам кассира. Например - если он пробил сумму ошибочно, или забыл это сделать, а покупатель не попросил чек. В таких случаях сумма, не пробитая по тем или иным причинам вовремя на ККТ, может быть отражена в памяти фискального регистратора позже. Данная процедура сопровождается формированием специального документа - чека коррекции.

Изучим подробнее специфику его применения с учетом мнения представителя ФНС.

Поделимся мнением экспертов из налоговой о поломках и ошибках в работе с ККТ.

Как применять чек коррекции при ошибках на онлайн-кассе

Эксперт налоговой службы отмечает в указанной статье, что вне зависимости от причин, по которым платежные данные не были внесены в память фискального накопителя (в то время как в товароучетной системе магазина они отражены и, вероятно, любых других источниках - хотя бы в блокноте кассира) продавцу следует формировать чеки коррекции с отражением таких данных.

Чек коррекции формируется с учетом следующих особенностей:

  1. Чек коррекции может быть пробит спустя любое время после проведения расчетов без применения ККТ (хотя, конечно, рекомендуется произвести корректировку платежей как можно быстрее). Главное - сделать это в период между открытием и закрытием рабочей смены на кассе.
  1. В кассовом чеке может быть отражено только два признака расчета - «приход» (при получении денежных средств от покупателя в счет оплаты товаров или услуг) и «расход» (при выдаче денежных средств покупателю - например, при покупке плодоовощной продукции у дачников частным магазином).

Первый признак отражается в чеке коррекции, если, к примеру, в фискальную память кассового аппарата вносятся платежные данные по ранее полученной магазином, но не пробитой по каким-либо причинам выручке. Второй - если выяснилось, к примеру, что пробитая сумма в чеке - меньше, чем фактически выданная с кассы покупателю. Возможны и различные смежные сценарии - но, так или иначе, в корректировочном чеке отражается одна из этих двух указанных выше признаков расчета. Отражения в чеке коррекции прочих признаков, характерных для обычных чеков, не предусмотрено.

Важный нюанс: если покупателю выдаются денежные средства после возврата некачественного товара, то формируется не корректировочный чек, а обычный с признаком «возврат прихода».

  1. Имеет значение момент обнаружения ошибки в пробитии чека.

Например, если ошибка, заключающаяся в пробитии большей суммы в сравнении с той, которая получена от покупателя, обнаружена, когда покупатель еще не отошел от кассы, то оформляется не корректировочный, а стандартный кассовый чек с признаком «возврат прихода». Затем пробивается обычный чек и вручается клиенту. А если ошибка обнаружена, к примеру, в конце смены, то оформляется уже корректировочный чек, в котором отражается признак «приход».

  1. Как и в случае с отправкой в ФНС платежных данных, извлеченных производителем фискального накопителя, при формировании чека коррекции от продавца потребуется оформить оправдательные документы. Пример такого документа - служебная записка. В ней должны быть отражены:
  • дата и время приема платежа без применения ККТ;
  • причины, по которым ККТ задействовать не удалось (либо по которым были совершены ошибки).

Оправдательные документы должны храниться в бухгалтерии торговой организации на случай налоговой проверки.

При этом, даже если налоговики не заинтересовались такими документами при ближайшей налоговой проверке, магазину, тем не менее, рекомендуется по своей инициативе проинформировать ФНС об их наличии. А если налоговики в принципе не обратили внимание на тот факт, что магазином был сформирован чек коррекции - рекомендуется уведомить ФНС и об этом. Еще лучше - проинформировать ФНС о факте приема денежных средств без применения ККТ еще до пробития чека коррекции на онлайн-кассе (особенно, если так получится, что такой чек сформировать оперативно нет возможности).

Узнайте, каков порядок действий при ошибках в работе с ККТ.

Оставьте номер телефона, мы перезвоним Вам и ответим на вопросы!

Резюме

Итак, в работе магазина, оснащенного онлайн-кассой, могут наблюдаться два распространенных сценария:

  1. Когда касса ломается, и на ней нет возможности отражать выручку.

В этом случае магазину в общем случае следует ориентироваться на сценарий прекращения торговли. Исключение - когда такое прекращение нежелательно в силу потенциальных негативных социальных последствий либо по иным объективным причинам.

Фискальный накопитель следует в установленном порядке извлечь из онлайн-кассы и передать производителю для извлечения оттуда данных, которые не были переданы в ФНС через интернет. Затем - записать такие данные на отдельный электронный носитель, и, сопроводив документальными разъяснениями, передать в ФНС.

  1. Когда на кассе, которая, в принципе, работает (функциональна основную часть рабочего времени кассиров), но по каким-либо причинам - реже техническим, чаще - обусловленным ошибкой продавца, не удалось отразить выручку.

В этом случае на кассе - которая, так или иначе, функционирует, следует при первой возможности сформировать чек коррекции, а также подготовить документы, разъясняющие то, какими были причины неиспользования контрольно-кассовой техники. При проверке - держать эти документы наготове, а если налоговики их не спросят - все равно показать их.

Осуществление указанных действий - «ручная» передача платежных данных в ФНС и открытость перед ведомством в ситуациях, при которых осуществляется формирование чеков коррекции - исключительно важные факторы в выстраивании между налогоплательщиком и Налоговой службой конструктивных, доверительных взаимоотношений.

Стоит отметить (об этом также говорит и ФНС), что указанные особенности фискализации, а также рекомендации по поводу действия продавца в ситуациях, когда касса сломана либо ее не получилось использовать, актуальны как для офлайновой торговли, так и для работы интернет-магазинов либо точек продаж с автоматизированными устройствами для расчетов. Так или иначе, при нештатных ситуациях, скорее всего, потребуется вмешательство компетентных специалистов, и их работа должна быть открытой для ФНС.

У Вас остались вопросы?

Оставьте номер телефона, мы перезвоним Вам и ответим на вопросы!