Крестины взрослого человека. Особенности крещения взрослого человека. Почему в алтарь вносят только мальчиков

В.Васнецов. Крещение князя Владимира

Проблема подготовки взрослых к крещению обсуждается в Русской Православной Церкви давно. Результаты социологического опроса, проведенного «Левада-центром» в феврале 2009 года, еще раз подтвердили ее актуальность. Хотя 72,6 % россиян определили себя как православные, из этих 72,6 % только у 15,4 % есть дома Евангелие, у 15,6 % — молитвослов, а 39,5 % вообще не имеет дома книг религиозного содержания. Лишь 6,4% «православных» знает наизусть Символ веры, 49,2 % — «Отче наш». Ежегодно (с разной периодичностью) причащается только 14,7%, а 55% вообще не причащается. На вопрос о мировоззрении 11,8% (опять же из 72%, считающих себя православными) ответили, что не верят в Бога, но верят в некую высшую силу.

Возможно, к таким итогам привело в том числе и поспешное, без подготовки, массовое крещение людей 15-20 лет назад. О необходимости серьезной предварительной подготовки к крещению говорилось неоднократно, но только на уровне устных рекомендаций священноначалия. Инициатива Екатеринбургской епархии — первая попытка упорядочить катехизацию. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия Миссионерский отдел епархии разработал «Краткое изложение основных принципов подготовки мирян ко крещению» и тематический комплекс из 12 огласительных бесед с желающими креститься. Это 4 блока по 3 беседы каждый: о смысле жизни с точки зрения Священного Писания и православной веры, о Божьем назначении о человеке при его сотворении и о грехопадении как разрушении этого назначения, об отношении Бога к человеку и миру. Последний, четвертый блок «состоит из бесед, помогающих оглашаемому осознать свой личный духовный путь спасения в общении с Богом и Его Церковью». «В этих беседах необходимо раскрыть следующие вопросы: 1. крещение как умирание и воскрешение со Христом; 2. Церковь как дом Божий, Тело Христово, духовная семья; 3. обязанности верных христиан; 4. служение в церковной общине», — говорится в документе. Как сообщили «НС» в епархии, хотя некоторые священники сомневались в обоснованности длительного оглашения на сельских приходах, собрание решило взять предлагаемую концепцию за основу.

Необходимость катехизации признают все, но вопрос о ее формах остается открытым. Когда можно считать человека готовым к крещению? Надо ли учитывать его образовательный уровень и здоровье? Есть ли вещи, которые до крещения понять невозможно? Мы опросили священников из разных епархий, мнения разделились.

Священник Александр САНДЫРЕВ, клирик архиерейского Вознесенского подворья города Екатеринбурга, руководитель миссионерского и молодежного отделов Екатеринбургской епархии:

— На епархиальном собрании шла дискуссия, какой катехизис проводить в малых городах и селах, некоторые священники высказывали сомнение, что не смогут проводить длительное оглашение. Но владыка Викентий настроен бескомпромиссно: перед крещением надо провести 12 бесед. В нашем храме уже больше года со всеми желающими креститься проводим 12 бесед, в течении 3-х месяцев. Человек должен как минимум знать 10 заповедей и Евангельское благовестие, понимать, что в таинстве крещения он буквально сочетается со Христом, то есть отдает в Его руки свою волю. Сегодня многие относятся к вере потребительски: когда тяжело, трудно — молятся, а когда хорошо — забывают Бога. А начинается этот духовный инфантилизм с формального отношения к крещению.

Кроме того, после крещения человек должен войти в общину. Стать не просто прихожанином (отстоял службу и ушел), но ответственным членом Церкви, участвующим в жизни прихода. Все это мы стараемся донести на этих беседах.

Конечно, с сельскими жителями надо говорить по-особому, учитывая условия их жизни. В идеале вообще нужен свой катехизис для каждой социальной и возрастной группы: для молодежи, для педагогов, для военных, для врачей. Но принцип должен быть общий – человека надо готовить к крещению долго, и к каждому подходить индивидуально.

Священник Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края, окормляет также Дом инвалидов:

— В первые века христианства люди, искренне уверовавшие во Христа, тем не менее долго готовились к крещению. Об этом до сих пор мы вспоминаем за каждой литургией, когда диакон возглашает: «Елицы, оглашении, изыдите». Раньше после этих слов оглашенные — то есть готовящиеся ко крещению — выходили из храма, сегодня эта молитва только напоминает нам о традициях первых веков. Наверное, в наше время возврат к ним невозможен, совсем другие условия. Но несомненно, что и сегодня взрослого человека необходимо готовить к крещению. Я думаю, что человек должен для начала хотя бы знать наизусть Символ веры, понимать его содержание, а также суть основных евангельских событий. Конечно, нужны общие правила, благословленные священноначалием, но в Церкви все, в том числе и каноны, применяется не по единому стандарту, а сообразно с конкретным человеком, с учетом его особенностей, возраста, здоровья, образования, воспитания. Очевидно, что в больнице даже перечисленный мной минимум требований мало кому можно предъявить. Тут священник должен действовать по ситуации. Но хотя бы объяснить азы веры можно даже тяжело больному старому человеку.

На приходе тоже к каждому надо подходить индивидуально. От молодого человека с университетским образованием можно потребовать больше, чем от простой пожилой женщины. Но элементарные представления о христианстве, о духовном смысле крещения мы обязаны дать каждому, желающему креститься. Надеюсь, что инициатива Екатеринбурга со временем будет поддержана и другими епархиями. А нюансы будут уточняться на местах с учетом опыта и ошибок.

Протоиерей Роман БРАТЧИК, настоятель Успенского храма города Курчатова (Курская обл.), преподаватель курса «Наука и религия» на факультете теологии и религиоведения Курского государственного университета:

— Из Евангелия мы знаем, как много людей отходило от Христа. Поэтому как бы прекрасно мы ни готовили людей к крещению, наивно надеяться, что все после крещения начнут активно воцерковляться. Но сказать каждому, что принимая крещение, он становится членом Тела Христова, и в соответствии с четвертой заповедью должен каждое воскресенье ходить в храм на службу, участвовать в других церковных таинствах, мы обязаны. Остальное зависит от воли и совести самого человека.

Но в любом формализме я вижу опасность. Предыдущий настоятель нашего храма отец Георгий Нейфах, которого я хорошо знал много лет, никогда не проводил специальной катехизации. Он подходил к каждому индивидуально, с некоторыми мог беседовать пять и даже десять раз, а иногда ограничивался одной беседой. А уже после крещения человек мог подойти к нему с любым интересующим его вопросом, и отец Георгий уделял ему столько времени, сколько нужно. Он помог прийти ко Христу сотням людей, в том числе и многим высокообразованным (Курчатов — город атомщиков).

Я в то время служил в селе на границе с Белгородской областью. Туда часто приезжали креститься люди из городов — Старого Оскола, Губкина. Они, как правило, активно интересовались христианством. А для деревенских крещение чаще всего было просто доброй традицией. К примеру, мама сына перед армией привела креститься, а сам он не проявляет никакого интереса. Но я подумал: «Отпущу его некрещеным, а вдруг что случится с ним? А если крестится, может быть, Божья благодать восполнит то, что я ему дать не успеваю». И крестил. А вот когда люди крестили ребенка, а через три года принесли крестить второго, я спросил, причащали ли они старшего хоть раз. «Да некогда», — ответили они. Я сказал, что раз они в храм не ходят, крестить их ребенка не буду. Посоветовал сначала прийти в храм со старшим, причастить его, тогда вернемся к разговору о крещении второго. Обиделись. Когда я эту историю митрополиту Курскому Ювеналию рассказал, он усмехнулся: «Ну, пробуйте!». Думаю, что у каждого священника душа болит, и он ищет варианты, как воцерковить людей.

Еще один раз я отказал сельским жителям в крещении, когда узнал, что им велела креститься бабка, к которой они пошли снять сглаз. Объяснил им, что это не только не основание для крещения, но даже крещеного человека, ходящего к таким бабкам, пока не покается, причащать нельзя.

В основном же я сельским жителям в крещении не отказывал. Проводил одну беседу и полагался на милость Божью. Для образованного человека естественно прочитать Евангелие, многие же простые люди вообще не читают книг, требовать от них, чтобы они прочитали Евангелие, на мой взгляд, неразумно, правильнее — главные вещи пересказать. А вот к человеку образованному можно подойти с более высокими требованиями. Не только по знанию текстов. Если человек текст Евангелия знает хорошо, цитирует, но по духу эзотерик, Христа считает одним из великих посвященных, креститься хочет потому, что, по его мнению, в храме хорошая энергетика, крестить его недопустимо — это все равно, что бросить святыню псам. За последние годы было у меня несколько таких случаев, я, естественно, всем отказывал, предлагал побеседовать, чтобы они поняли, насколько их взгляды далеки от церковных. Думаю, понадобилась бы не одна и не две беседы, но, к сожалению, люди чаще уходили. Это их выбор, но по совести крестить людей с такими взглядами я не мог. Еще я категорически отказывался крестить тех, кто принципиально не хотел ничего узнавать о вере.

И все же мы не должны забывать о силе Божьей благодати. Любой священник может привести не один пример, когда человек попадал в храм случайно, его с трудом уговаривали причаститься, и вдруг ему по Божьей воле и милости все чудесным образом открывалось. Сам я впервые поехал в Псково-Печорский монастырь за компанию. Моя жена крестилась, а я в то время увлекался восточной философией, йогой. Вскоре после ее крещения к нам в гости приехал отец Георгий Нейфах, с которым они вместе учились в университете. Он и уговорил меня поехать туда. Одновременно с нами туда приехал отец Владимир Волгин, у которого крестилась моя жена, мы познакомились. Но самое большое впечатление на меня произвел, конечно, отец Иоанн (Крестьянкин). Потом я стал приезжать к отцу Владимиру (он служил тогда в Курской епархии), проехал на велосипеде по Вологодчине, там тоже бывал на богослужениях (не все храмы еще действовали, дело в 1985 году было), прочитал Новый Завет. Самое большое впечатление тогда произвели на меня слова апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1-е Кор., 13, 1-3). В контексте моего тогдашнего увлечения йогой, где все направлено на обретение неких высших знаний и силы, это особенно потрясло. Вот отец Владимир Волгин имел любовь, жил скромно, аскетично, и люди, приезжавшие к нему, чувствовали, что встретились с человеком другого духовного уровня. Я уж не говорю об отце Иоанне (Крестьянкине). Мне кажется, что это очень важно — доверие священнику. Поэтому в первую очередь надо готовить священников, рукополагать тех, чья жизнь будет вдохновлять других людей.

Когда сердца коснется благодать, многие вещи открываются на другом уровне. А благодать Божью мы в первую очередь получаем в церковных таинствах. Поэтому задача наша священническая – не искать повод не допустить людей к этим таинствам, а как можно скорее привести их к ним. Первое из этих таинств – крещение! Прописать все ситуации невозможно. Очень многое зависит от совести и опыта священника. Думаю, они подскажут ему, как лучше и быстрее подготовить к крещению конкретного человека.

Иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), клирик Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Духовной Семинарии, руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии. С 1985 по 2000 год жил в США, крестился в 1987 году:

— Крещение — это дверь, которой человек идет к Спасителю. Неудивительно и наше внимание к этому таинству, и препоны, которые сатана ставит на самом пороге Церкви. Препоны эти предстоит устранить общими усилиями мирян, духовенства и священноначалия.

Каждый священник (и я в их числе) мог бы привести десятки практических примеров, и типичных, и редкостных, когда совершение таинства крещения вынужденно ставится в зависимость от тех или иных внешних факторов: болезни, возраста или иных особых поворотов судьбы крещаемого, высокого уровня его образования или, напротив, отсутствия такового, неформального знакомства с церковной жизнью и христианским вероучением, наконец, личных свойств и конкретной жизненной ситуации. Вспоминаю, как пришла в храм незнакомая девушка с просьбой крестить ее. Я провел с ней беседу, как полагается, вручил Евангелие и молитвослов, рассказал о порядке подготовки к крещению… Она внимательно слушала, но когда поняла, что крестить ее сейчас не будут, из глаз ее полились обильные слезы. Что было дальше, вы, наверное, догадываетесь: я ее исповедал и крестил. Думаю, что поступил правильно.

В этой связи понятны опасения некоторых священнослужителей, что жесткая регламентация подготовки к таинству крещения может принести вред: если прежде мы совершали таинство по своему усмотрению, то теперь надо будет придерживаться строгих формальных норм. Приведенный выше пример как будто подтверждает это опасение – но лишь как будто.

Решение Екатеринбургского епархиального собрания о подготовке к Крещению надо приветствовать и надеяться на то, что за ним последуют сходные меры в других епархиях. Оно направлено на врачевание едва ли не самый серьезный системный недостаток нашей церковной жизни: недостатка связи с правящим архиереем. Как говорят, «У римо-папистов папа в Риме, а у православных – в каждом приходе свой папа». Это надо преодолеть любыми средствами, причем немедленно. Представляю себе разговор с той девушкой в новых условиях. Я бы сказал ей: «Вы желаете принять Крещение – это прекрасно, Господь слышит вас и примет вас к Себе. Но сейчас, немедленно, крестить вас невозможно: наша православная церковная жизнь устроена по-другому, так-то и так-то…» А вот этой последней фразы я не смог бы произнести, не будь в нашей епархии четкого и ясного распоряжение священноначалия о крещении.

Но закончить приходится все же вопросом о крещении младенцев. Ведь в сообщении из Екатеринбургской епархии ни слова не сказано о различии между крещением взрослых и малышей, и создается впечатление, что речь идет именно о взрослых. Но, по моему наблюдению, на сегодняшний день у нас лишь один из десяти принимает крещение в сознательном возрасте: что делать с остальными, с их родителями и восприемниками, которые тоже (и в гораздо большей мере!) требуют просвещения и научения основам веры? Сумеет ли священник сказать родителям, желающим совершить «торжественный обряд»: “Согласно распоряжению владыки, вам надо пройти курс из двенадцати огласительных лекций…”? Не скажут ли они в ответ нечто совсем нецерковное и не помчатся ли к каким-нибудь сектантам и самосвятам? А чтобы этого не произошло, какие серьезные усилия в деле общеправославного просвещения должны мы предпринять?!…

Протоиерей Борис БАЛАШОВ, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Клина Московской области, преподаватель православной гимназии, богословских заочных курсов (г. Клин), кафедры теологии Клинского филиала Московского государственного социального университета, глава издательства “Христианская жизнь”, главный редактор газеты “Клин Православный” и телепрограммы “Дорога к храму”:

— Мне приходилось слышать оптимистические рапорты одного докладчика о том, сколько тысяч людей окрещено в их епархии за отчетный период. Верующие люди в зале восторженно рукоплескали. А я, несознательный и уже не такой молодой священник, не хлопал, а вспоминал, как нас в детстве принимали в пионеры и только один двоечник в классе не был принят. Но что-то никак не претворялся в жизнь лозунг: «Пионер – всем ребятам пример».

Вот если бы докладчик говорил, что в его епархии все храмы полны народу, что много молодых людей стремится стать священниками, что при каждом втором храме есть воскресная школа если не для детей, то по крайней мере для взрослых, я бы встал и аплодировал громче всех!

Но кто же это сказал: «По вере вашей да будет вам»? Ах, да ведь это Иисус Христос. Какие странные слова мы слышим еще в Евангельском чтении во время таинства Крещения: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 19–20).

Как здорово! Христос обещает быть с нами всегда, во все дни нашей жизни и даже после ее окончания, даже после смерти быть с нами. Значит нам уже ничего не страшно? Ну как сказать, для этого все-таки надо что-то сделать. А что?

Поскольку Евангелие представляет взаимоотношения Иисуса Христа и человеческой души наподобие отношений жениха и невесты или мужа и жены, то подумаем, как молодой человек и девушка могут построить крепкую счастливую семью?

Первый этап – знакомство. Люди встретились, понравились друг другу. Далее, чтобы знакомство углубилось, начинается разговор – диалог. Они рассказывают друг другу о себе, делятся своими мыслями. Между ними строится взаимопонимание, углубляется дружба, может возникнуть любовь.

Второй этап – построение семьи. Когда отношения взаимопонимания построены, связь двух душ стала крепкой, наступает время для соединения двух жизней в одну. Родилась семья. На этом обычно завершаются все детские сказки про любовь. А в счастливейшем браке добрая сказка еще только начинается.

Третий этап. А теперь надо снова учиться, только теперь уже учиться жить вместе, согласовывать все свои действия, взаимно прощать друг другу все обиды, нести совместно крест семейной жизни, во всем друг другу помогать. Так семья становится крепкой и полноценной.

И слова Спасителя, процитированные выше, очень схожи с тем, что мы сказали о построении хорошей семьи.

Первый этап – «научите»: то есть познакомьте людей со Христом, помогите построить личные взаимоотношения с Ним. Читая и осмысляя Евангелие, мы слышим слова Спасителя, обращенные к нам. Мы учимся понимать Его и то, чего Он хочет от нас. Молясь, мы учимся открывать свою душу Богу и своим сердцем отвечать на Божию любовь. Через чтение Евангелия и молитву мы начинаем видеть свои грехи, которые раньше считали в лучшем случае просто недостатками или ошибками. А теперь нам становится стыдно перед Богом и самим собой. Вот мы и готовимся к покаянию.

Когда у апостола Петра спросили, как же стать наследниками Божиего Царства он ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2, 38).

А если веры нет и нет покаяния в грехах прошлой жизни, разве можно через крещение очиститься от грехов и получить дары Святого Духа? Если мы верим апостолу Петру, вынуждены дать отрицательный ответ. Ведь дело не только в том, чтобы Бог простил наши грехи, надо, чтобы мы очистились от их духовных последствий.

Когда же человек принимает таинство крещения без покаяния и изменения своей жизни и без сознательной веры, то нередко грехи и искушения набрасываются на новокрещенного с удвоенной силой.

Второй этап – совершено таинство крещения. Человек вошел в семью Христову – Святую Православную Церковь. Войти – вошел, а вот строить новые духовно-родственные отношения с Иисусом Христом не начал и даже не пытается начать. Что хорошего из этого получится? Не обман ли Господа? Обещал любить и верить, а исполнять не собирается.

Тут мы часто слышим возмущенный хор голосов: «Ну как же, мы же ведь верим в существование Бога?» Ну и что? Бесы тоже верят в Его существование (Иак. 2, 19), однако, эта их вера нисколько не спасает ни от греха, ни от осуждения во всемирную помойку – геенну огненную. Вера – личная связь веры, как полного доверия Богу. Мы же говорим иногда: «Я верю в этого человека». Так ведь не о вере в существование этого человека идет речь.

Третий этап – воцерковление, то есть приобретения духовного опыта жизни внутри христианской общины – прихода.

Вот только при соблюдении этих духовных этапов в построении личных отношений с Богом к нам будет применимо обещание Иисуса Христа – быть с нами вместе всегда.

А как же быть нам сейчас, в нашу постсоветскую эпоху, когда абсолютное большинство людей хотят только формально стать христианами? Говорить с ними о Боге, о Его любви, о бессмертии. А для лучшего понимания истины веры брать примеры из земной жизни, в том числе примеры, как могут строиться взаимоотношения людей, и многие другие.

А можно ли крестить без подготовки, без покаяния и без веры? Крестить-то крестят, а где плоды крещения?

Как Христос отнесся к бесплодной смоковнице? Ведь и росла, и листьями была покрыта. А вот встретилась она на пути Христа, не нашел Он на ней никаких плодов, проклял ее и она тотчас засохла (Мф. 11, 12–20).

Во-первых, надо постараться убедить человека, чтобы он к Богу легкомысленно не относился. Во-вторых, помочь ему начать строить свои взаимоотношения со Спасителем. Пусть раза три почитает хотя бы Евангелие от Луки или от Марка, приложит усилия, чтобы понять Христа и Его любовь, постараться на нее ответить, увидеть свои грехи, глядя на Его образ. Чтобы могло созреть покаяние. Как минимум он должен выучить и осмыслить хотя бы молитву «Отче наш» и начать молиться своими словами за себя и за близких.

Думаю, что в большинстве случаев не стоит пытаться обучить этих людей элементарной догматике. Проповедь апостолов язычникам была христоцентрична. Такой она должна быть и сейчас на этапе начальной катехизации. Главное, чтобы со Христом стали складываться отношения доверия, веры и любви. Будет это, можно ожидать в будущем, хоть и не сразу, плодов крещения – обновления жизни.

Мне кажется, что это тот реальный минимум, когда можно человека подводить к таинствам крещения, покаяния и причащения. Но ведь тогда многие, кто хочет креститься, стать крестным или крестить своих детей, уйдут в другие храмы. Да, единократно пополнится касса других приходов. Но многие из тех, кто примет эти условия, сроднятся с вашим храмом. Кроме того, немало людей, пошедших по легкому пути, потом к вам и вернутся. Ведь больные предпочитают ходить к врачам, которые пытаются лечить, а не только выписывают больничные листы.

Как же быть? Будем спокойно уповать на всеосвящающую благодать Божию и магическое действие таинств? Но Церковь категорически отрицает всякую магию. Благодать Божия, конечно, всесильна, но Иисус Христос все-таки поручил Своей Церкви апостольскую миссию на все века, поэтому Православная Церковь и называется Апостольской. Да и сами апостолы почему-то свою жизнь отдавали за проповедь Евангелия?! Сидели бы дома и ждали, пока Бог за них все сделает!

Так может быть, обязать всех проводить катехизацию? А будет ли толк от катехизации, если она превратится в формально совершаемые мероприятия? До революции во всех учебных заведениях Закон Божий был обязательным предметом. Это не спасло страну от катастрофы революции и духовной деградации. Кроме того, старшее поколение пресыщено формально совершавшейся идеологической работой в нашей многострадальной стране. Вера без любви мертва, а любить нельзя заставить!

Что же делать? Думаю, надо всеми силами вести просветительскую работу и по возможности поощрять ее. Содействовать катехизации во всех формах, конечно же, и в подготовке к крещению. Издавать соответствующую современную литературу. Готовить на приходах не только священников, но и активных верующих к просветительской работе. А кандидатов к священству подготавливать надо в учебных заведениях не формально, как только исполнителей богослужебного ритуала, а как просветителей народа. И, самое главное, надо любить свое дело!

Значение приготовительных обрядов

Русская Православная Церковь проходит уникальный исторический этап. Сегодня, как и в древнехристианской Церкви, ко Крещению приходят взрослые, сформировавшиеся личности. То Таинство, которое в течение нескольких последних столетий, до трагедии 20 века, совершалось почти исключительно над младенцами, на рубеже 20-21 веков стало уделом взрослых людей.

В связи с этим, по логике вещей, должен быть восстановлен институт оглашенных, то есть лиц, сознательно готовящихся к вступлению в церковь. Ведь в древней церкви, те, кто готовился принять , постепенно вводились в ее жизнь. Они в течение продолжительного периода времени, который в разные годы составлял от 40 дней до трех лет, обучались истинам веры, читали Священное Писание, принимали участие в общих молитвах. Примечательно то, что епископ, к которому приходил желающий креститься, испытывал его нравственные качества и искренность желания стать христианином.

Понятно, что многое из этой практики раннехристианской церкви в современных условиях по разным причинам невыполнимо. Но огласительные беседы перед Крещением, чтение Священного Писания, православной литературы, участие в богослужениях, общие молитвы в храме, не только доступны, но и должны быть обязательны.

Таинство Крещения не должно профанироваться и становиться этнографическим обрядом, совершаемым с целями, не имеющими ничего общего с сутью христианства. Тем более, что приготовительные обряды, имевшие существенное значение для ранней Церкви, и составленные специально для Крещения взрослых людей, не исчезли и не стали впоследствии «младенческими» (из-за возраста приносимых ко Крещению), но до нынешнего дня сохранили «взрослое» чинопоследование, всегда являвшееся неотъемлемой частью этого Таинства.

Следовательно, Крещению взрослого человека должна предшествовать подготовка, которая, по сути, будет его постепенным вхождением в церковную жизнь.

Перед Крещением

Взрослый человек, желающий креститься, должен иметь представление о важнейших составляющих православной веры. Необходимо прочесть Новый Завет, а также знать основную часть догматического учения о Святой Троице, О Воплощении Сына Божия, Его Крестной Жертве и Воскресении, о Церкви Христовой, О Таинствах - Причащения, Крещения, Миропомазания.

Во многих храмах проводятся огласительные беседы, и тем, кто записывается на Крещение, их посещение обязательно. Если в храме такой практики нет, можно поговорить со священником и узнать все необходимое об обряде Крещения. Основы православного вероучения нужно будет изучить самостоятельно. Кроме этого, желающий креститься должен знать наизусть важнейшие христианские молитвы - Символ Веры, молитву Господню «Отче Наш», и «Богородице Дево, радуйся». Эти молитвы есть в любом молитвослове.

Взрослому человеку к обряду Крещения желательно, по возможности, подготовиться трехдневным постом, то есть отказом от употребления мясной, молочной пищи, яиц, спиртных напитков, курения. Перед тем как приступить к Таинству, христиане, по слову Иисуса Христа, должны примириться со всеми, с кем были в ссоре. Пост также подразумевает отказ от развлечений и просмотра увеселительных телепередач. Лицам, состоящим в браке, в этот период нужно отказаться от супружеских отношений.

Обряд Крещения взрослого

Богослужение Таинства Крещения состоит из чина оглашения, последования Святого Крещения, в которое входят несколько обрядов: освящение воды, освящение елея, Крещения и облачение новокрещенного в белую крестильную одежду . После Крещения совершается Таинство Миропомазания.

Оглашение

Перед чтением огласительных молитв, иерей совершает следующие священнодействия: три раза дует в лицо крещаемому, это символически связано с моментом творения человека, когда Бог взял созданного из праха земного человека, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2; 7).. Затем священник трижды благословляет крещаемого, и возложив руку на главу его, начинает чтение молитв.

После чтения запретительных молитв (молитвы запрещения злых духов), совершается обряд отречения от сатаны. Принимающий Крещение поворачивается лицом на запад - символ тьмы и темных сил, священник будет задавать ему вопросы, а он должен сознательно на них отвечать. После отречения от сатаны, крещаемый исповедует верность Христу (сочетается со Христом), теперь уже лицом на восток, так же как и в предыдущем обряде, отвечает на вопросы, повторяемые три раза. Затем оглашенный читает вслух Символ Веры - одну из главных христианских молитв, содержащую в кратком виде, все православное вероучение. Эту молитву надо знать наизусть. После чтения молитвы следуют вопросы священника, это повторяется три раза. Теперь оглашенный готов принять Святое Крещение.

Последование Крещения начинается освящением воды. Перед этим священник облачается в белые одежды, символ новой жизни, принесенной на землю Иисусом Христом. Зажигаются свечи, если в обряде участвуют крестные, что допустимо и для взрослых, им также даются в руки свечи. За освящением воды следует освящение елея, им помазывается крещаемый: его чело (лоб), грудь, спина между лопатками, уши, руки и ноги, смысл помазания в том. чтобы освятить мысли, желания и действия человека. вступающего в завет с Богом.

После помазания совершается крещение троекратным погружением в купель, с произнесением тайносовершительных слов, то есть крещальной молитвы. Но выходе из купели, нового члена церкви облачают в белую одежду из крестильного набора - символ очищенной, обновленной человеческой природы.

Для мужчин - это крестильная рубашка , для женщин - длинная сорочка, типа ночной рубашки, обязательно с рукавами, или крестильное платье . Крестильная одежда должна быть новой, чисто белого цвета.

Новокрещенному священник надевает на шею нательный крест, с произнесением специальной молитвы. После этого совершается Таинство Миропомазания. Затем священник с новокрещенным трижды обходит купель, что является символом вечности. После торжественных песнопений читается Послание Апостолов и Евангелие. В заключение происходит обряд сострижения волос, это знак предания христианина воле Божией.

Что нужно для Крещения взрослого человека?

Для участия в обряде Крещения нужно заранее купить крестильный набор : крестильное полотенце - новое, белое полотенце, достаточно большое, чтобы насухо вытереться после купели, крестильная рубашка. нательный крестик, несколько свечей и тапочки (сланцы), так как в определенный момент Таинства человек должен быть без обуви, без носков, чулков и т. д. - для помазывания святым елеем.

Практика совершения Крещения взрослых отличается в разных храмах. В некоторых храмах, при крещении женщин и девочек, купель огораживается ширмой. тогда погружение совершается без одежды, священник видит только голову крещаемой. В других храмах женщины крестятся в сорочках или длинных рубашках. Женщины, во всех без исключения случаях должны находиться в храме в платке или другом головном уборе. Записываясь на Крещение, вы можете узнать в свечной лавке все подробности совершения Таинства в данном храме.

Интернет магазин «Крещение.ру» с радостью предлагает одежду для Крещения разных размеров, для взрослых и подростков, а также все необходимые принадлежности: махровые полотенца, платки, праздничные наборы свечей. У нас также можно купить нательный крестик, золотой или серебряный, из белого или черненого серебра 925 пробы.

Одежду для Крещения можно приобрести и в церковной лавке, или сшить самостоятельно, на спинке крестильной рубашки традиционно вышивается православный крест, крестильное полотенце также может быть украшено православными символами. Крестильная одежда не используется в быту и, как правило, не стирается.

Желательно, чтобы все необходимое для Крещения было приготовлено заранее, вам будет намного спокойнее в день Таинства, так как в последний момент в церковной лавке может не оказаться рубашек нужного размера или подходящих по форме и величине крестиков.

Нательный крест верующие носят всю жизнь, не снимая, разве что в особых обстоятельствах (по требованию врача и пр.)

В православном обществе принято крестить новорожденных младенцев. Повсеместно представлены материалы о проведении этого ритуала. Совершенно иначе обстоит дело со взрослыми. Такая тема, как крещение взрослого человека, что нужно для него и как оно проводится, до сих пор вызывает вопросы, поэтому предлагаем рассмотреть его особенности по отношению к взрослым.

Крещение взрослого человека неразрывно связано с тем, для чего нужно и как следует креститься. Эта тема трактуется с нескольких позиций, а именно:

  • основополагающие причины для прохождения этого ритуала;
  • правила и необходимость использования крестного знамения.

Таинство принято считать отправной точкой для вовлечения человека в Православную Церковь. После ритуала взрослому человеку разрешается принимать участие в церковных таинствах, богослужении. Крещение взрослого человека позволяет близким и родственникам подавать в церкви записки за его имя.

В ходе крестильного действа отпускаются человеческие грехи, для чего омываются одежды крещаемого. Считается, что душа становится такой же белоснежной, как и крестильная одежда. Для спасения души требуется участвовать в жизни Церкви. Это обеспечит духовный рост и чистоту намерений.

В основе лежит понимание, как важно и нужно креститься. Основная цель ритуала – искупление грехов. При этом учитываются не только взрослые прегрешения. Новорожденные младенцы также считаются грешниками. Принимается во внимание первородный грех. Он передается представителям человеческого рода по наследству.

Одна из причин использования крестного знамения заключается в желании подражать Господу Богу. Изначально Иисус Христос погрузился в воды Иордана. Тогда он принял все грехи человечества. Впоследствии Иисус отдал свою жизнь в качестве платы за человеческие грехи. Это произошло в результате страданий Господа на кресте.

Существует неутешительная тенденция совершения обряда без понимания важности Таинства. Такими представителями общества движет подражание мнению большинства. При этом люди не задумываются об истинном значении ритуала. Главной причиной для его осуществления должна быть вера и непреодолимое желание стать частью божественного единства.

Подготовка к Таинству

Основным импульсом для совершения Таинства крещения над зрелым человеком должна быть истинная христианская вера. Только стремление воссоединиться с Господом Богом считается критерием духовной чистоты и искренности. Именно поэтому перед прохождением Таинства человеку необходимо решить, насколько он готов к обретению веры. После обряда новокрещенный должен жить с погружением в церковную атмосферу. Это означает, что нужно систематически посещать храм, знать и читать молитвы, постигать богослужение. В случае игнорирования церковной жизни Таинство не имеет смысла.

Обратите внимание! Крестильный ритуал проводится вне зависимости от возраста человека в любое время года.

Совершение обряда для взрослого нераздельно связано с вопросом, что нужно для крещения. Чтобы зрелый человек прошел через ритуал, необходима не только вера в Божественное начало. Важно понимание и осознание православных вероучений. Постулаты вероисповедания приведены в Евангелие.

Неуместно искать за счет ритуала земных благ, разрешения проблем в семье и на работе. Таинство не должно выступать инструментом для достижения успеха. Главное условие для совершения обряда – желание жить по христианским убеждениям.

Непосредственная подготовка к крещению состоит из нескольких этапов:

Катехизация включает беседы со священнослужителем, представлена в виде программы «12 бесед». Она состоит из таких тем, как основы православного вероучения, обязанности каждого христианина, образ жизни верующего человека. Помогает верующему найти ответы на имеющиеся вопросы, предполагает прочтение Евангелия, изучение молитвы «Отче наш» и текста Символа Веры. Связана с проведением исповеди, оглашением крещаемым грехов, дурных помыслов и наклонностей, Занимает по времени от 1 недели до года (зависит от выбранного храма).

Познавательно! : можно ли быть крестным у нескольких детей

Сбор ритуальных предметов, перечень которых включает нательный крест, цепочку, крестильную рубашку, полотенце, открытые тапочки. Точный перечень необходимых предметов для Таинства выдается в церкви, где будет проводиться ритуал . Вещи приобретаются в церковной лавке непосредственно в день Таинства или заранее, существует вариант приобретения через интернет-магазин.

Выбор крестных

Среди того, что нужно взрослому человеку для обряда крещения, присутствует выбор крестных. Важно понимать, что такие люди должны быть образцом для подражания. Именно они будут поддержкой новоиспеченному христианину в часы сомнений и мытарств. К обязанностям крестного относится:

  • духовное воспитание крестника;
  • обучение основам христианской жизни;
  • наставление в соответствии с православным учением.

При выборе крестного следует обращать внимание на следующие качества:

  • ответственность;
  • надежность;
  • отзывчивость;
  • высокие моральные принципы.

Духовным восприемником для представительницы женского пола является женщина, для сильного пола – мужчина. По церковному уставу достаточно выбрать одного крестного. Однако зачастую подбирают и крестного, и крестную. Не запрещается пригласить на роль восприемника родственника. Это только укрепит православные узы внутри рода.

Обратите внимание! После обряда нельзя поменять крестных.

Отличие крещения взрослого от ребенка состоит в праве отказа от крестных. Зрелый человек самостоятельно принимает решение в необходимости крестного. К числу тех, кого не следует приглашать в качестве крестного, относятся:

  • родители крещаемого;
  • неверующие в православное вероучение;
  • некрещеные или сторонники иной веры;
  • монахи/монахини;
  • люди, состоящие в законном браке;
  • жених с невестой или пара, пребывающая в отношениях друг с другом;
  • люди с неврологическими заболеваниями и психическими расстройствами;
  • люди низких моральных принципов;
  • дети (девочки младше 13-летнего возраста, мальчики младше 15-летнего возраста).

Необходимо учитывать, что обряд крещения взрослого человека несколько отличается у зрелых мужчин и женщин. Следует принимать во внимание такие особенности:

В ходе церемонии ткань крестильной рубашки и просвечивает. Для предупреждения неловких ситуаций представительницам прекрасного пола рекомендуется надеть под низ купальник. Немаловажно взять с собой сменную пару белья.

На протяжении ритуала у человека лодыжки должны быть открыты. Нательный крест должен быть освящен. Крестик покупается в любой церковной лавке вне зависимости от места проведения обряда. Не рекомендуется приобретать золотой крест: считается, что золото – металл грешников; необходимо отдать предпочтение серебру.

Для проведения ритуала потребуется несколько свечей. Перед обрядом следует купить свечи для сопровождающих крещаемого.

Познавательно! Что нужно : главные правила и приметы

Подготовка включает выполнение следующих условий:

  • Крещаемый и крестные должны быть нарядно одеты.
  • Представительницами прекрасного пола обязательно покрывается голова платком.
  • Женщинам запрещается красить губы яркой помадой, носить брюки и приходить в коротких юбках или платьях.
  • Мужчинам воспрещается посещать храм в шортах.

Порядок проведения Таинства

На протяжении веков регламент, как покреститься взрослому, остается неизменным. Церковь определяет то, как проводить крещение. Одно из условий, как проходит крещение взрослого, – присутствие священнослужителя, крещаемого и его крестных. Ритуал для взрослого человека происходит в следующей последовательности:

  1. Присвоение крещаемому имени. Имя присваивается по святкам. Новое имя связано со Святым, который будет небесным покровителем крещаемому.
  2. Возложение руки священнослужителя. Жест незримо представляет Божью руку. Акт олицетворяется с благословлением Христа, наложением Божьей защиты и покровительством верующему.
  3. Прочтение молебна (или чин оглашения). Молитвой накладывается запрет на действие нечистой силы. Святым текстом ставится защита на козни дьявола и его приспешников, происходит их изгнание;
  4. Отречение крещаемого от нечистой силы. Предполагает запрет на нечистых духов. Молитва читается с обращением на запад.
  5. Отречение духовных восприемников от действия приспешников дьявола.
  6. Исповедь на верность Богу. Крестные отвечают на вопросы священнослужителя с обращением на восток. Предполагает обязательное прочтение молитвы «Символ веры».
  7. Помазывание водой и елеем. Вода и елей, участвующие в обряде, заранее освящаются. Священнослужитель должен быть в белых одеждах. Под молебные речи священнослужителя елей опускается три раза в святую воду. Крестным в руки даются свечи. В ходе обряда зажигаются 3 свечи в восточной части купели.
  8. Миропомазание. Под прочтение молитвы происходит помазание крещаемого в области глаз, лба, щек, рук и ног.
  9. Пострижение волос. Священнослужителем состригается прядь волос с головы крещаемого. После обряда волосы остаются в храме в качестве жертвоприношения Божественному началу.
  10. Прочтение молитвы крещаемым. Происходит озарение верующего человека благодатью Святого Духа, связывается с физическим и духовным изменением человека, представляет «второе человеческое рождение». Отпускаются все грехи, приставляется Ангел-Хранитель, оберегающий душу.

Прием пищи перед Таинством

Нередко накануне Таинства возникает вопрос, можно ли есть какую-либо пищу перед крещением. На то, можно ли есть перед Таинством, ответ однозначный. Есть перед этим ритуалом не запрещается. Существует исключение из правил. Есть перед обрядом запрещается в случае поочередного прохождения человеком таинства Крещения, Причащения или Евхаристии. Принимается во внимание возраст человека. Запрет распространяется на лиц старше 3-летнего периода.

Обратите внимание! Запрещается принимать любую еду не перед Крещением, а перед Причащением. Учитывается временной период после 12 часов ночи до проведения ритуала.

Кроме общих ограничений, человек устанавливает собственные правила на прием пищи. Такое условие возникает зачастую из идеологических соображений и носит индивидуальный характер. Человек исключает скоромную пищу из рациона за пару суток до проведения Таинства. Утром накануне ритуала пропускается прием любой пищи.

Необходимо прислушиваться к потребностям не только души, но и организма. В случае недомогания или болезни рекомендуется воздержаться от строгих ограничений.

Стоимость обряда

В ходе подготовки к Таинству человек невольно задается вопросом, сколько стоит крещение в церкви. Следует понимать, что у обряда отсутствует регламентированная стоимость. Это связано с некоммерческой деятельностью храмов. Условная стоимость представляет собой пожертвование. При этом взнос за взрослого ничем не отличается от ребенка.

Ответ на то, сколько стоит крещение в церкви, находится в конкретном храме. Сумма пожертвований разнится. На размер взноса влияет город проведения Таинства, местоположение храма, установленных внутренних пожертвований храма. Так, в Москве пожертвования составляют 2–4 тысячи рублей, а в Подмосковье – 1 тысячу. В среднем взнос на проведение ритуала составляет 1–3 тысячи рублей.

Стоимость зависит от порядка проведения ритуала. Существует возможность заказать индивидуальный обряд. В таком случае на Таинстве будут присутствовать исключительно родные и близкие крещаемого. В отдельных ситуациях плата не устанавливается. Человек сам принимает решение, сколько готов отдать на пожертвование. В случае финансовой необеспеченности крещаемого обряд осуществляется бесплатно.

Полезное видео

Подведем итоги

Крещение является важным этапом в жизни человека как христианина. Проведение обряда требует моральной готовности и подготовки. Изучение порядка проведения Таинства позволит человеку беспрепятственно начать верный жизненный путь.

Что нужно, если вы решили принять таинство Крещения или покрестить ребенка?

П режде, чем планировать дату таинства Крещения, во избежании отказа в совершении этого Таинства, пожалуйста, обратите внимание на нижеследующее :

I. Беседы

Согласно указу (нажмите ссылку) патриарха Московского и всея Руси, крещаемым (с 7 лет), а также, крестным и родителям ребенка нужно пройти бесплатные беседы (не менее двух) .

Если кто-либо не желает готовиться ко Крещению, если хотят "просто покрестить ребенка (или креститься), как раньше", то следует задуматься... зачем? Крещение только тогда имеет смысл, когда человек коренным образом меняет свою жизнь, когда ребенка приобщают к церковной жизни. Замечено, что люди крещеные, но не просвещенные, впадают в еще большие грехи, чем даже некрещеные, и "бывает для человека того последнее хуже первого." (Евангелие от Луки глава 11, стихи 24-26).

В нашем храме беседы проводятся регулярно , согласно графику

Понедельник, среда, пятница, воскресение - 1 беседа - 13.00, 2 беседа - 16.30

Вторник, четверг, суббота - 1 беседа - 16.30, 2 беседа - 13.00

  • Внимание! Если Крещение планируется совершить в нашем храме, а беседы пройдены в другом храме, то одного из родителей ребенка, (как правило, они живут недалеко от нашего храма), все равно просим прийти в наш храм на любую из удобных им бесед для проверки уровня их знаний. То же самое относится к тем, кто уже проходил беседы в нашем храме, но было это очень давно (более полгода). О требованиях к уровню подготовки в нашем храме можно узнать ниже.

II. В нашем храме в конце 1-й беседы выдается домашнее задание (которое обязательно проверяется на 2-й беседе):

  1. Понимание каждого слова из молитвы "Символ Веры" (православного никео-цареградского) и чтение самого текста без ошибок.
  2. Общее представление об учении Иисуса Христа. Для этого нужно прочитать Евангелие от Матфея (православное в синодальном переводе), а также, письменно составить не менее пяти вопросов по "темным" местам из Евангелия.
  3. Пройти Исповедь , (то есть покаяться в своих грехах), у священника в любом храме Русской Православной Церкви. В нашем храме, Исповедь можно пройти ежеднев но вечером после 18.30 , а, также, утром, после Божественной Литургии (кроме периода летних отпусков и периода Великого поста, когда вечером Исповедь может отменяться).
  1. В случае невыполнения домашнего задания, придется приходить к нам снова и снова, до тех пор, пока человек честно не подготовится к участию в таинстве Крещения, (в том числе в качестве крестных или родителей ребенка).

III. Крещение

  • Дата Крещения обговаривается во время последней беседы.
  • У нас Крещение совершается на добровольное пожертвование (в том числе, совершенно бесплатно).
  • Обычно в нашем храме крестят одновременно по два человека . Но могут окрестить и индивидуально , если об этом заранее предупредить , при записи на Крещение.
  • Над женщинами НЕ положено совершать Крещение во время месячных или в течение 40 дней после рождения ребенка, кроме особых случаев. То же самое правило действует в отношении крестной или родительницы, то есть в период нечистоты, им нельзя принимать участие в Крещении ребенка.

IV. Памятка для Крещения (что нужно взять с собой):

1. Свидетельство о рождении ребенка (паспорт) или их ксерокопию. Отдается перед началом Крещения в храм за окошко свечного ящика. В конце Крещения документы можно забрать обратно вместе с новым документом - свидетельством о Крещении.

Документы требуются, чтобы сделать запись в храмовую книгу с подтверждением личности: кто, когда и кем был крещен. Эта книга хранится и, при необходимости, всегда можно подтвердить, что человек действительно крещен.

2. К рестик с тесемкой или цепочкой. (Такой крестик всегда можно приобрести в иконной лавке при любом храме).

3. Крещальный комплект: рубашка/сорочка/майка, - главное, чтобы одежда была чистой и светлой. (Одевается священником на крещаемого после погружения, и в дальнейшем как святыню ее уже выбрасывать нельзя ).

4. Полотенце , чтобы слегка обтереться после погружения.

5. Выбрать имя святого покровителя и записать дату его памяти. (

*6. Д ля погружения : мужчинам - плавки, женщинам - купальник, младенцам - ничего не нужно. Также, для погружения можно надеть сорочку (но не крещальную). (В Часовне имеется ширма для переодевания). В дальнейшем, все это как святыню выбрасывать нельзя.

*7. Тапочки (желательно шлепанцы), чтобы стоять во время Крещения.

5. В каких случаях НЕЛЬЗЯ стать крестными (рассматриваются наиболее распространенные случаи):

  • Заочно , потому что крестным необходимо лично участвовать в таинстве Крещения. Точно также, как и нельзя участвовать в таинствах Причащения или Венчания заочно.
  • Б л ижайшим родственникам крещаемых: отцу или матери.
  • Супружеским парам у одно и того же крещаемого , а также, потенциальным супругам, потому что став кумовьями, по устоявшейся традиции, они не имеют право создавать семью друг с другом, поскольку духовные связи несовместимы с супружескими.
  • По той же причине, супругу , в том числе потенциальному, самой крещаемой . (То же самое правило действует и в отношение крещаемого ).
  • Подросткам до 14 лет (в некоторых случаях и того старше).
  • Душевнобольным.
  • Не крещеным в Русской Православной Церкви или в Поместных Православных Церквях.
  • П равославным крещеным, но не признающим Русскую Православную Церковь во главе с нашим патриархом (вольнодумцы, раскольники, сектанты и другие).
  • Православным крещеным, признающим нашу Русскую Православную Церковь, но ведущие нехристианский образ жизни . Особенно живущие в таких тяжких грехах, как аборты, нерасписанный брак, супружеские измены и прочие виды блуда , наркомания, игромания, пьянство, обращение к магии, богохульство, убийство, попытки суицида, подстрекательство к вышеперечисленным грехам, отрицание любых положений о христианской веры из молитвы "Символ веры", а также, живущим в других тяжких грехах . (Но в них можно покаяться у православного священика на Исповеди и никогда больше их не совершать . В таких случаях крестными становиться можно).

Отредактировал священник Сергий Аюпов.

Крещение взрослого человека. Особенности и правила.

Множество статей написано о крещении малышей, о правилах и традициях. Но никто не рассматривает крещение в зрелом возрасте, когда человек делает ответственный шаг обдуманно, не следуя моде, а по собственным убеждениям.

Согласно Указу Патриарха должны пройти собеседование взрослые не менее 3 раз, собирающиеся принять таинство крещения, а также крестные родители. На этих собеседованиях батюшка рассказывает о вере. В чем заключается православие? Каково его значение в жизни человека? Кто такой бог? Делается это для того, что бы люди имели представление о православии, о вере которую собираются принять. Как утверждает церковь, сейчас 90% крещаемых не имеют понятия о том, какую веру принимают.

Для крещения взрослого человека крестные родители не нужны. Все особенности батюшка рассказывает на собеседовании, ему можете задавать интересующие вопросы.

Есть несколько вариантов крещения и все зависит от конкретной церкви. Крещение с окроплением, крещение с частичным погружением (только голова) и крещение с полным погружение. Не во всех храмах имеются баптистерии – помещения, где происходит крестить взрослых с полным погружением. Но в коих такое есть - стоит задуматься, что же вам с собой нужно.

Не забудьте взять паспорт и прибыть для предварительной записи минут за 15. Это нужно для того, что бы вам выписали свидетельство о крещении. Женщины не входят в храм с непокрытой головой. Никаких декольте и коротких юбок. Юбка должна быть ниже колена, плечи предпочтительно закрытые. Процедура достаточно долгая, лучше обойтись без каблуков и запастись непромокаемыми тапочками. Пригодятся при выходе из купели. Возьмите с собой полотенце (вещь очень необходимая). Нужно приобрести специальную рубашку для погружения в купель. Они могут продаваться прямо в храме. Постарайтесь узнать об этом заранее.

Женщинам нужно учесть, что при намокании ткань может просвечивать, поэтому наденьте купальник и с собой возьмете смену белья. Учтите, что у вас должны быть открыты лодыжки практически во время всей церемонии. Крестик можно приобрести непосредственно в храме. Если вы его приобрели в магазине, ничего страшного, батюшка освятит его прямо там. Крестик лучше выбирать из серебра, так как золото считается «греховным» металлом, но и золотой вам никто не запретит носить. В церкви так же до начала церемонии нужно купить свечку или свечки, если вас кто-то сопровождает.

С благословения батюшки можно осуществлять фото- и видеосъемку.

Принятие крещения – очень важный шаг, поэтому нужно все обдумать, для чего вы это делаете. Если просто следуя традиции или моде, нужно ли вам это? Если вы не собираетесь ходить в храм, не собираетесь жить по христианским законам, вряд ли крещение можно стать для вас каким-то благом. Ищите бизнес отель ? Заходите на сайт demetra-art-hotel.ru

  • #1

    Странное утверждение: "... вряд ли крещение можно стать для вас каким-то благом."
    Зачем тогда младенцев крестят, которые уж точно не собираются сами в храм ходить и ни о каких законах ничего еще не знают?

  • #2

    Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

    Есть благо от появления шанса войти в Царствие Божие?

  • #3

    Дмитрий, за младенцев обеты приносят крестные родители. Они же и заботятся о его воспитании в Церкви.
    А есть ли благо, если этот шанс закапывается в землю? По сути это получается предательство, а так ещё хуже

  • #4

    Как сделать крещение после нарушение себе жизни

  • #5

    rytuał miłosny (Monday, 10 April 2017 23:06 )

    rytuał miłosny

  • #6

    sex telefon (Thursday, 10 August 2017 17:33 )

    купить виагру

  • #7

    gay sex (Thursday, 04 January 2018 17:04 )