Как просить подаяние. О милостыне

Все святые отцы сходятся в одном: мало что делает наши поступки угодными Богу более, чем милостыня ради ближнего.

Но оказывается, и это — целая наука. Подать первому встречному нищему или отнести близким? Всем ли нищим давать поровну? А может, кому-то вообще лучше отказать в пожертвовании?


Зачем ангел таскал пророка за волосы


Пророк Даниил, по ненависти вавилонских вельмож, был ввержен в ров львиный. Шесть дней прошло, как он никакой пищи там не вкушал, и вот Господь посылает Ангела Своего в Иудею, к другому пророку - Аввакуму, который в это время нес пищу на поле к жнецам. Ангел сказал Аввакуму: «Отнеси этот обед в Вавилон, к Даниилу в ров львиный». Аввакум отвечал: «Господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю». Тогда Ангел Господень взял его за волосы и поставил в Вавилоне над рвом, силою Духа. И воззвал Аввакум и сказал: «Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал к тебе». Даниил сказал: «Вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя». И встал Даниил и ел. Ангел же Божий мгновенно вернул Аввакума на его место (Дан. 14, 29-41). Аввакум, конечно, мог бы сказать Ангелу, когда тот явился ему: «У меня в поле работники ждут обеда, а ты посылаешь меня в далекий Вавилон с этим обедом к Даниилу, что же будут есть мои работники?» Но не сказал так Пророк. Бог велел ему отнести пищу заключенному, голодающему, и он исполнил повеление без всяких отговорок.


Сколько таких заключенных, сколько таких голодающих, как Даниил! Сколько таких, у кого нет ни куска хлеба насущного, сколько должников, беспомощных, сколько дрожащих от холода! Бог велит нам иметь о них попечение, оказывать им помощь. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник (Пс. 9, 35). Можно ли иметь тут какую-нибудь отговорку? Всесильный Бог, конечно, мог бы напитать Даниила пищей небесной и без обеда Аввакумова, но Его премудрое Провидение хочет, чтобы один человек терпел нужду, а другой ему помогал в сей нужде, чтобы нужду терпел убогий, а помогал ему ты - богатый. Для чего так? Для пользы того и другого: чтобы убогий получил венец за терпение, а ты - за милосердие. Но чтобы ты не трудился напрасно - вот тебе правило: Давай, куда надобно; давай, сколько надобно; давай, как надобно; давай, когда надобно. То есть: рассуждай и человека, кому даешь, и меру, и образ подаяния, и время.


Не дари подарки диаволу


Давай, куда надобно. Два раза жертвовали евреи свои сокровища в пустыне: в первый раз они собирали женские украшения для того, чтобы из них вылить золотого тельца; в другой раз они сносили свои золотые, серебряные и медные вещи, драгоценные камни и ткани на устройство и украшение скинии (походного храма). В первом случае они отдали свои сокровища диаволу, а следовательно, не туда, куда надобно; во втором - посвятили их Богу, то есть отдали туда, куда отдать было нужно. Итак, когда ты даешь, даришь, издерживаешь, расточаешь свое имение на свои прихоти, которые для тебя то же, что идолы, например, на игры, на наряды, на пьянство и непристойные пирушки, то знай, что ты отдаешь его туда, куда не надо, ибо приносишь его в дар диаволу. А когда жертвуешь на церковь, на монастырь, когда употребляешь свое достояние на помощь какому-нибудь бедному семейству, на приданое бедной девице, на выкуп пленника, на пропитание сироты, то знай, что ты отдаешь его именно туда, куда надобно: ты приносишь все это в дар Господу Богу.


В рай за червонец


Давай, сколько надобно, то есть смотри по человеку и по его нужде. Нищему, который бродит по миру, довольно и двух денежек на покупку насущного хлеба, но этих двух денежек недостаточно почтенному человеку, который, по каким-нибудь прискорбным обстоятельствам, пришел в нищету, недостаточно и на приданое бедной девице.


Когда земля пересохла, ее не напоишь несколькими каплями воды: она нуждается в обильном дожде. Какова нужда, такова и помощь быть должна. Равным образом: каково состояние подающего, такова должна быть и милостыня. Богатый давай больше, убогий может дать меньше. А у Господа оба они получат равную награду. Почему? Потому, конечно, что Господь смотрит не на подаяние, а на доброе произволение. Две медных лепты положила убогая вдовица в сокровищницу церковную, куда богатые клали золото и серебро, но Христос похвалил ее приношение больше других: все, сказал Он, клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк. 12, 44), то есть все свое состояние. Дверь можно отпереть и золотым, и железным, и даже деревянным ключом, лишь бы он подходил к замку: так и райскую дверь богатый может отпереть себе червонцем, а бедняк - медной денежкой.


Взаймы Богу


Давай как надобно и, во-первых, давай с приветливым взором от доброго сердца, а не с сожалением и как бы поневоле: не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9, 7). Стоит ли награды тот, кто дарит и бранит, подает милостыню и стыдит?! Если бы ты знал, кто на самом деле просит у тебя куска на пропитание, ничтожной помощи! Если бы ты знал, Кто говорит тебе: дай Мне пить (Ин. 4, 10). Ведь это Сам Бог в образе нищего человека! Так говорит о сем святой Златоуст: «О, как высоко достоинство нищеты! Под покровом нищеты скрывается Сам Бог: нищий простирает руку, а приемлет Бог. Кто подает милостыню убогому, тот одолжает Самого Бога: Благотворящий бедному дает взаймы Господу (Притч. 19, 17). Итак, подумай, с какой радостью надо подавать милостыню! Подавай щедрой рукой, ибо как сеятель не по одному зернышку бросает семена, а целой горстью, так и в деле милостыни следуй слову царя Давида: расточил, роздал нищим, посему правда его прерывает вовеки (Пс. 111, 9). Как посеешь, так и пожнешь: посеешь щедро, много и пожнешь; посеешь скупо, мало и соберешь. Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9, 6). Как подавать милостыню, учит Сам Христос: У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6, 3). Это значит: пусть твоя милостыня будет тайной, так, чтобы не только люди не знали о ней, но чтобы и сам ты не считал своего добра; когда подает одна рука, другой о том знать не надо: пусть они обе подают - щедро и обильно.


«Встаньте, умершие богачи!»


Наконец, давай, когда надобно. Это всего нужнее и для бедняка, и для самого тебя. Дорога милостыня во время скудости. Помогай тогда, когда еще можно помочь, давай, пока не поздно, пока бедняк не пришел в отчаяние, не предался воровству и другим порокам, пока не умер он с голоду и холоду. Помоги беспомощной сироте - девице выйти в замужество, пока она не потеряла себя, чтобы и тебе за нее Богу не отвечать. Подавай, наконец, пока и сам ты живешь на свете, не ожидая часа смертного. При смерти ты поневоле будешь милостив, потому что с собою в гроб ничего взять не можешь. Пока жив, делай добро, чтобы оно шло от доброго сердца, от доброго произволения, и тогда ты будешь иметь у Господа награду совершенную. Хороша милостыня и при исходе из сей жизни, но много лучше она при жизни. О, как велика за нее награда у Господа, какое утешение доставит она твоей совести! Какая радость сердцу утешаться еще при жизни благополучием того сироты, которого ты в люди вывел, видеть счастье той беднойЧтобы варить суп, надо уметь готовить. А чтобы подавать милостыню? Оказывается, и это - целая наука. Подать первому встречному нищему или отнести близким? Всем ли нищим давать поровну? А может, кому-то вообще лучше отказать в пожертвовании? Об этом написано много, но, увы, чтобы все это прочесть, надо сперва научиться понимать язык богословов. Греческий епископ, живший в конце XVII века, был сторонником проповеди на народном языке, поэтому его советы были понятны людям тогда, будут понятны и сейчас.



Давай, куда надобно; давай, сколько надобно; давай, как надобно; и давай, когда надобно. И тогда ты будешь иметь сокровище на Небесах - жизнь вечную, Царство Небесное. Больше сего, конечно, чего еще можешь ты пожелать себе?

Святитель Илия Минятий


Илия (Минятий) (1669-1714) - богослов, дипломат, епископ Керники и Калаврита (тогда Османская империя, ныне Греция). Славился своими проповедями, которые читал экспромтом, без предварительной записи, отчего до нашего времени их дошло сравнительно немного. Текст публикуется по книге «Мужество духовное» (М. : Правило веры, 2006) . Подзаголовки даны редакцией журнала «Нескучный сад».

Рассуждение должно быть во всем. На то оно и рассуждение, чтобы его почаще использовать. Мы все понимаем, что милостыня бывает разной. Уже в раннее время есть предостережение, что милостыня должна быть после того, как ты крепко подумал о ее необходимости и правильности в данный момент. Ранний христианский памятник «Дидахе» говорит: «…[милостыня] да запотеет в руке твоей, пока узнаешь, кому дать». Также известны слова : «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою». Святитель Филарет Московский говорит еще более конкретно: «Дело благотворения, сделанное без рассудительного и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души». Поэтому благотворить - хорошее дело, если с умом.

Не надо забывать и то, что благотворительность - это не только деньги, это может быть и одежда, продукты, даже личное время. И порой видно, что псевдонуждающиеся хотят именно денежной помощи, и если им предложить иное - они от этого радости не испытывают.

Купи нищему хлеба - и так исполни заповедь, но исполни!

:

Не осуждай просящего! Вспомни: когда Господь подает тебе просимое, ты тоже не всегда употребляешь это только на полезное

Есть евангельское слово, которое без всяких условий гласит: «Просящему у тебя дай». Не сказано, сколько дай, но - «просящему у тебя дай». Если ты видишь человека, который около храма стоит и собирает деньги на то, чтобы выпить, потом подраться и всякие бесчинства творить, ты можешь сказать ему: «Я могу дать тебе на хлеб, на еду, но не на выпивку». И бывало, батюшки доходили с таким человеком до магазина и покупали молоко, хлеб и то, что необходимо было действительно голодному человеку. А в 1990-х годах, помню, в воротах Троице-Сергиевой Лавры стояли такие нищие, которые, глядя на тебя наглыми глазами, говорили: «Меньше 100 рублей не принимаю».

Но, опять-таки, кто мы, чтобы различать, кому нужно давать, а кому нельзя? Есть такой выход: дать этому нищему небольшую денежку, совсем небольшую, чтобы он действительно мог каким-то образом просуществовать на эту денежку, а не напиваться до бесчувствия. В «Учении двенадцати апостолов» говорится: нужно, чтобы монета твоя запотела в твоей руке, чтобы понять, кому ее можно давать. Но все равно можно допустить ошибку. Праведный Иоанн Кронштадтский, глядя на хорошо одетого господина, в хорошей одежде, чуть ли не с цилиндром на голове, давал ему много денег, ибо он ощущал и знал, что человек на краю гибели и, может быть, даже самоубийства. Мы не имеем такой благодати. Поэтому все-таки нужно выполнять основное правило : «Просящему у тебя дай». И помнить всегда, что, когда ты просишь, Господь тебе подает, и ты не всегда употребляешь это на только полезное, но бывает так, что и не на полезное. Поэтому нечего тебе осуждать и другого человека, своего ближнего. Подай денежку и успокойся - выполни евангельское слово.

Заповедь о миловании, а не о кормлении нищих-профессионалов

:

Старец Амвросий Оптинский: если стоит выбор - помочь конкретному нищему или приюту, помоги приюту: там поддержат многих, а не одного

Должно ли быть рассуждение в милостыне? - Да, конечно, должно. Но сама заповедь милования говорит именно о миловании, а не о кормлении нищих-профессионалов. Люди, которые на протяжении года-трех-пяти на одном и том же месте собирают на «билеты в Архангельск», или те, кто с несчастными одурманенными детьми ходят по вагонам метро, рассказывая о «тяжелых онкологических заболеваниях» этих детей и о деньгах на их дорогое лечение (сейчас, правда, такого стало поменьше, а несколько лет назад было очень распространенным явлением), - это как раз «профессионалы».

Но по пути домой или в городе мы часто видим людей, которые действительно нуждаются в помощи. Бабушка с веточками укропа стоит, торгуя этим укропом, не от хорошей жизни. И даже если предположить, что этот район вокруг метро контролируется мафией и самой бабушке останется от того, что вы ей заплатите, 10 или 15 процентов, можно ей пожертвовать, даже понимая, сколь малая сумма достанется именной ей. Я уже не говорю обо всех тех ситуациях, когда речь идет о людях, которые вам знакомы.

С другой стороны, можно вспомнить и ответ на вопрос: что лучше - помочь конкретному нищему или помочь приюту для девиц, оказавшихся в трудной ситуации? Старец отвечал так: лучше помочь приюту для девиц, потому что это учреждение поддержит не одного человека, а многих. Поэтому если стоит выбор: по чуть-чуть разным лицам или какую-то более весомую сумму систематически работающим благотворительным фонду или организации или даже отдельному человеку, который, как мы знаем, занимается помощью нуждающимся, то лучше перечислить средства им.

Помню, когда я был настоятелем храма великомученицы Татианы, к нам часто обращались люди за билетами в разные концы нашей родины. И тогда мы, рассудив и набравшись некоторого опыта, стали делать так: говорили, что купим билет (потом стало понятно, что это лучше всего делать электронным способом), наш сотрудник отдаст его проводнику, и таким образом мы человека отправим туда, куда он хочет поехать. И выяснилось, что примерно 5% обращавшихся действительно имели нужду в такой помощи: они оказались в трудной ситуации, и это их выручало. А 90-95% по получении информации о том, как им эта помощь будет оказана, отказывались от нее. Но ради этих 5-10% стоило это дело затевать.

Важно понимать, кому надо помочь в первую очередь

:

Отцы заповедали нам, что милостыня должна запотеть в руке. Нельзя заниматься благотворением бездумно. При этом очень важно, чтобы мы выстраивали правильную иерархию ценностей: кому мы помогаем в первую очередь, кому во вторую, кому в третью. Сказано в Писании: «Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6: 10), то есть прежде всего - своим по вере. С другой стороны, каждый человек имеет границы ответственности, очерченные рукою Бога. Они тоже подсказывают нам правильную иерархию: кому мы помогаем в первую очередь, кому во вторую, кому в третью. Граница ответственности, очерченная рукой Бога для каждого человека, - это, прежде всего, его семья. Сказано: «Кто… о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). Это - его народ. Сказано: «И разделил Господь языки». Это - те люди, которые принадлежат к его религиозной традиции, то есть наши братья и сестры по вере. И когда мы выстраиваем отношения с людьми в благотворении, исходя из правильной иерархии предпочтений, это очень разумно.

Если человек хочет денег и не хочет трудиться,
то деньги ему на пользу не пойдут

:

Как хотелось бы просто подать милостыню и спокойно, с мирным сердцем идти дальше. Но, к сожалению, в жизни не всё бывает так просто. Иногда веришь тому, что тебе на улице говорят, даешь деньги, а потом вдруг оказывается, что тебя просто-напросто обманули. Иногда замечаешь, что у встречающихся на улице нищих, сколько им ни подают, всё уходит словно в трубу. Ряд жизненных опытов невольно приводит к мысли, что в милостыне должно быть рассуждение.

Вот, например, который сам ничего не жалел для нищих людей, пришел к выводу, что подаяние деньгами зачастую лишает людей стимула трудиться, способствует порокам, в частности винопитию. Поэтому он нашел один очень практичный выход - организовал дом трудолюбия, где опустившиеся на дно люди учились зарабатывать себе на жизнь. Кстати, в наше время в Москве есть подобная сеть домов под названием «Ной». И вот тут вдруг оказалось, что многие нищие предпочитают попрошайничать, нежели выполнять посильный труд, получать средства к жизни и иметь крышу над головой.

Отец Иоанн Кронштадтский нашел очень практичный выход - организовал дом трудолюбия для несчастных

Если человек хочет денег и не хочет трудиться, то деньги ему точно на пользу не пойдут. Это своеобразный эгоизм: «Дайте мне денег, потому что вы обязаны их дать», но, как правило, такой человек сам очень бесчувствен к окружающим. Мне вспоминается из Пролога история о каменосечце Евлогии, простом работяге, трудившемся на каменоломне. Пока он пребывал в непосильных трудах, то отличался чуткой душой, делил свой заработок с бедными. И вот как-то о нем узнал некий старец, который подумал: «Если бы Евлогий был богат, сколько бы он сделал добра!» Старец умолил Бога, и на следующий уже день Евлогий нашел в скале пещеру, наполненную золотом. Каково же было удивление старца, когда он увидел теперь перед собой необычайно скупого, бессердечного и жестокого человека, думающего лишь о себе. Только после долгого времени, потеряв в перипетиях судьбы всё богатство, Евлогий вновь стал милостивым к ближним.

Человеку нужен труд, а не обилие денег, иначе он станет хуже животного. Другое дело, что, действительно, есть люди, оставшиеся совершенно одни, потерявшие трудоспособность, - инвалиды или очень пожилые люди. Им, конечно же, надо помочь всем, чем возможно.

Пожертвовали деньги - слава Богу! И забудьте об этом, предайте всё в руки Божии

Общий вывод, наверное, будет таким. Если человек просит денег, то подать можно столько, чтобы это позволило ему не умереть от голода в данный момент. Очень хорошо подавать не деньгами, которые неизвестно куда пойдут, а продуктами, потому что кушать надо всем, и обманщикам тоже. Лучше всего постараться заметить людей, которые действительно очень нуждаются; как правило, такие люди всегда есть где-то рядом, но стесняются просить. Вот им надо помогать обязательно. Доверять же на улице рассказам об украденном кошельке или умирающем родственнике, которому не хватает вот именно ваших денег на операцию, вряд ли возможно, хотя, конечно, бывает всякое.

Но если вы дали денег, не жалейте об этом, не пережевывайте в мыслях, что там и как с вашими деньгами будет. Пожертвовали деньги - слава Богу! И забудьте об этом, предайте всё в руки Божии. Господь принимает вашу милостыню, и это самое главное.

Простые позиции: «подаю всем» или «не подаю никому» -
провал в духовной жизни

:

Да, однозначно: рассуждение в милостыне должно быть. Простые позиции: «подаю всем» или «не подаю никому» - провал в духовной жизни. На это могут возразить, что Христос сказал: «Просящему у тебя дай». Но ведь Бог не лишил нас разума! Он не требует, чтобы мы дали просящему убийце нож или наркоману дозу! Точно так же Он не требует, чтобы мы неправильной или неосторожной милостыней ввели человека в грех (дали алкоголику на бутылку) или закабалили человека (об эксплуатации преступными синдикатами людей, выдаваемых за нищих или калек, почитайте статьи в прессе). И святые отцы учат нас духовному рассуждению. Святитель Иоанн Златоуст в своих письмах к диакониссе Олимпиаде напоминает ей: богатство вручено ей в руки Богом, и она не имеет права раздавать Божие бездумно. Поэтому, если вы сомневаетесь, дать ли просящему, - не давайте ему денег. Если он нищий - купите ему еды или лекарство. Даже если он откажется от них - вы сделали, что могли; если же примет - благодарение Богу!

Дающий не судится - горе берущему, если он берет не на дело

:

Очень хороший вопрос. В «Учении двенадцати апостолов» представлены диаметрально противоположные подходы к милостыне - в то же время вполне христианские. В нем говорится следующее. Дающий не судится - горе берущему, если он берет не на дело. Тот, кто дает щедро и с любовью, причем, может быть, в руки недостойные, не только не судится, но и получает награду. С другой стороны, «да запотеет милостыня твоя в руке твоей, прежде чем ты узнаешь, на что даешь». И действительно, необходимо рассуждение.

Мне часто приходилось сталкиваться со случаями, когда просили на какие-то мифические операции, говорили о чудовищных заболеваниях. Но как только я сообщал, что у меня есть связи в медицинских кругах и я могу вывести на врачей, которые это сделают бесплатно (а у меня кое-какие связи действительно есть), немедленно у просящих не оказывалось телефона, тут же рвались все контакты и эти люди тихо исчезали с горизонта. Стоит ли осуждать таких людей? Нет, ни в коем случае. Мне вспоминается пронзительное стихотворение, автора которого, к сожалению, я не знаю, но автор, я считаю, гениальный и это настоящий христианин:

Вот женщина, шатаяся, идет.
Толпа во след: «Шалава, что застыла?»
Никто ее страданий не поймет:
Она вчера ребенка схоронила.
Вот бомж застыл в лохмотьях старых.
Толпа свое: «Давай иди работай!»
Им не понять: в глазах его усталых
Слепая и тягчайшая дремота.
Вот девушка, что вечно с телефоном.
Толпа свое: «Очнись! Ума ни грамма».
И всем плевать, что год с сердечным стоном
Она всё ждет звонка пропавшей мамы.
Что б подлостей подобных избежать,
Не зная ситуаций, промолчите
И прежде, чем кого-то осуждать,
Возьмите его жизнью проживите.

Я бы не стал осуждать тех людей, которые лукавят. Я бы просто не стал подавать, потому что часто милостыня пойдет не на дело. Гораздо охотнее я подам тому, кто честно скажет: «Помогите на выживание».

Подавать милостыню инвалидам и детям, которых явно эксплуатируют их «хозяева», надо - для того, чтобы избавить их от побоев

По поводу афганцев-ветеранов, которые якобы просят. Понятно, что это все «липа», потому что афганцы имеют немалые льготы - это во-первых, а во-вторых - это настоящее боевое братство, люди, которые друг друга не бросают. Вы в данном случае имеете дело с маскарадом, который не стоит осуждать, но и не стоит в нем участвовать.

На мой взгляд, надо подавать тем, кто не просит у вас: вашим соседям, бедным старушкам и друзьям, нищим студентам, многодетным мамам… - и подавать щедро. Подавать тем, кто никогда не встанет на паперть - из чувства достоинства, из воли к жизни и из элементарного трудолюбия. Подавайте, повторюсь, щедро - не копеечкой, не рублем, а сотнями и тысячами, если, конечно, они у вас есть. Если вы ситуацию знаете досконально и знаете, что этот человек нуждается в помощи. Можете это делать анонимно через почтовые переводы, если не хотите славы. Если же хотите это сделать гарантированно, то подавайте из рук в руки, а потом забывайте об этом.

Давайте тем, кто об этом не просит, - и давайте щедро!

Давайте щедро! На собственном опыте убеждался, что Господь за доброхотную и серьезную милостыню вознаграждает пятикратно и десятикратно. И еще раз скажу: подавайте тем, кто об этом не просит.

И еще один момент. Понятно, что мы любим благолепие храмов, что это вещи хорошие, благие. Но ресурсы всё-таки у нас ограничены. Если перед вами стоит выбор: отдать деньги в богатый столичный храм или послать деревенскому батюшке - не поленитесь, пошлите батюшке. Если перед вами выбор: подать на ту церковь, на которую так или иначе всё равно подадут и без доходов она не останется, или помочь конкретному человеку - помогите конкретному человеку, потому что в очах Господа это не менее ценно, ибо все мы являемся храмами Божиими и образом Божием на земле.

КАК ПРАВИЛЬНО ПОДАВАТЬ МИЛОСТЫНЮ. " Рука дающего, да не оскуднеет " Можно много размышлять о милости и добродетели, ибо правильно подать милостыню - великое искусство, от владения которым напрямую зависит благополучие человека, но подать не осудив сложно. Если вы решили подать кому-либо милостыню - дайте, не думая о том, хорошо или плохо вы поступаете, давая ему милостыню, и почему так, а просто дайте, ибо вы даете Господу. Не делайте различий между мужчиной и женщиной, национальностями, ибо для Него все - Его дети, и Он взирает на вас с Небес - как вы отнесетесь к Его творению. Господь может испытывать человека и по-иному. Если на вас сыплется большая удача, деньги, богатство и тому подобное - помните, что и это - испытание от Господа: как ты отнесешься к нему и собратьям своим меньшим? Недаром во все времена именитые купцы давали деньги на строительство церквей (кстати, если человек дает на строительство новой церкви, с него снимается любая порча), оклады к иконам, жертвовали вдовам и сиротам. Если человек не выдерживает испытание богатством - начинает презирать бедных и слабых, использовать его людям во зло, то Господь отнимает у него богатство. Испытание может быть, как у Иова. И тогда не следует сетовать, а нужно молиться и подавать на церковь и неимущим. Богатство дается человеку для кого-то и во имя чего-то, какой-то благой цели, преумножения любви в мире. Подавать милостыню надо очень аккуратно... т. е. не всем и не везде. Есть люди, наказанные Богом за грехи, а есть люди, которым ниспослано тяжкое испытание. Поэтому, проходя мимо, нужно вслушаться в себя и вопросить: "Этому подать?", и услышав голос своей души, услышим ответ, только будет он очень тихим, так что нужно быть внимательным. Подавать можно, если нищие сидят: - у входа в храм, часовню, возле святых источников и святых мест; - у входа на базар; - на остановке троллейбуса; - у входа в гостиницу. Существует золотое правило: дается всегда на выходе, а на входе - ничего!!! Нельзя подавать тем, кто сидит ниже уровня земли (в подземных переходах) и пьяным. Также не следует подавать милостыню сидящим на перекрестках (конечно, не буквально на перекрестке), около аптек и медицинских учреждений (человек отдает свое здоровье), возле кладбищ и "нечистых мест", у почт, под священными деревьями (дуб, яблоня, осина), с табличками или с детьми (это чистой воды обман). Детям до 15 лет давать только продукты, чтобы не развращать. Молодым и людям средних лет деньги давать с осторожностью (в случае злого умысла могут отобрать энергию, здоровье, жизненную силу). Не следует подавать милостыню по средам - это день Меркурия (будут помехи в делах и торговле, ведь вы отдаете свой успех), в свои дни рождения и крестины. Прежде чем дать милостыню, надо посмотреть на лицо просителя и его одежду. Если человек грязен и опустился, смотрит исподлобья, "птичьи" черты лица, одноглазый, сухорукий (если однорукий, одноногий - вначале вопросить себя, стоит ли давать? чаще будет ответ - нет), стоящим с шапкой в руке - не подавать. Милостыню подавайте правой рукой, а что бы не перетянуть на себя несчастья от нищего, не следует передавать деньги ему в руки, а положите их в баночку или шапку, которые обычно у нищих в руках. И помните что деньги вообще не дают в руки. Шапка должна лежать на земле, рядом с ногами (в тонком мире мелкие медные деньги - это слезы, и когда человек наклоняется, с него в эту шапку все скатывается). Если нет возможности положить на землю, то воздержитесь от подачи милостыни. Давая милостыню шёпотом шепните: «Даю лишь дань, а своё оставляю себе!». Если подаёте вечером, кладите деньги на землю, нищий сам их поднимет. Если вы уверены, что просящий пропьёт деньги, то не давайте их. Давая деньги на пропой вы можете привязать себя к «запойному месту». Подавать следует средними и мелкими монетами, предпочтительно 5 коп, можно купюры с единицами и нулями (1, 10, 100 руб.). Нельзя подавать монеты с четным числом - 50 коп, разве только на церковь. Подавать следует, не касаясь руки просящего. Если просят у какого-либо учреждения, например ЗАГСа, особенно с утра, строго определенную сумму мелких монет, это означает, что Всевышний специально послал этого человека, чтобы он забрал все грехи дающего, после чего подавший милостыню спокойно и надежно выйдет замуж или женится, и будет счастлив в браке. Или, например, кто-то подходит и просит купить букетик цветов на вокзале за определенную сумму, тогда надо купить, и тогда в дороге у вас не будет никаких проблем и вы избежите крупных неприятностей. Уходя с базара можно подать собирающим милостыню у входа на базар, если они сидят на корточках, на подстилке или стуле, а шапка лежит недалеко от ног. Подающий сидящему на ящике скоро сам "сыграет в ящик". Особо пристального внимания заслуживает милостыня, подаваемая в церкви: Входя в церковь, всегда следует трижды перекреститься, но не в притворе, а, перешагнув порог в зал, то же самое следует делать, выходя из церкви. Всегда сначала ставят свечи на круглый стол - "во здравие", а затем на квадратный - "за упокой". Когда вы приходите в церковь с просьбой, чтобы вас вылечили, сняли порчу и так далее, следует поставить свечи, четко и ясно высказать просьбу, постоять минут 15 у иконы, а затем подать на церковь, опустив монеты в церковный ящик. Прибывая в церкви, нужно молиться и просить Господа, чтобы Он вразумил вас и послал человека, который, действительно, нуждается в милости вашей. В церкви милостыню не давать никому!!! Просящим на монастырь подавать только в притворе церкви. Подавший на выходе из церкви оставляет все свои беды и грехи, снимает с себя груз. А подавший на входе - оставляет его себе, внося в храм и вынося оттуда обратно. Можно подать милостыню, если в ряду сидит нечетное число просителей (если четное - подаешь мертвым) - в этом случае желательно подать всем понемногу, если не в ряд - кому сочтешь нужным. Существует также милостыня в скрытой форме: Например, отказ от сдачи в магазине. В данном случае продавец, получивший милостыню от покупателя, может взять себе его кармические болезни. Продавец, обвешивающий покупателя или недодающий сдачу, нарушает заповедь Божию "Не укради", навлекая на себя тем самым Божий гнев и ухудшая карму - свою и детей." Подавая милостыню, человек надеется на воздаяние, но не всегда получает его. Почему? ДА потому что, сам того не ведая, нарушает эзотерические законы милостыни. Как правильно подавать милостыню. Известный греческий теософ Эйрос Макриди написал книгу “Магия сочувствия”, где попытался ответить на вопрос: как обратить подаяние себе во благо? Вот основные постулаты этого труда: Подавая милостыню, человек наносит сокрушительный удар дьяволу. Основное магическое свойство милости – воздаяние. Оказывать милость, подавать милостыню нужно только тому, кто вызывает у вас искреннее сочувствие. Не творить милостыню на показ, ради собственного тщеславия, для похвалы и привлечения к себе внимания. Творя милость, ждать награды не от людей, а от светлых небесных сил. Наиболее действенна милость перед большими праздниками размере десятины того, что имеет человек. Подавать с радостью, правой рукой не касаясь руки просящего Не подавать милостеню, равносильно воровству, как у других, так и у себя. На обретение здоровья: He следует подавать людям средних лет, сидящим на перекрестке, у медицынских учреждений, кладбищ. Это опасно тем что в случае злого умысла, вместе с подаянием вы можете отдать жизненную силу, энергию и здоровье. Продавец, обманувший покупателя, берёт на себя и своих детей его кармические болезни. Другое дело, если покупатель сам оставляет сдачу, оба получают положительный заряд энергии и здоровья. Подавая милостыню, необходимо вслух желать просящему здоровья так же, как самому себе. На обретение любви: Подавать в праздники, по пятницам и субботам в дообеденное время. Детям, просящим с животными, и старикам. Детям оказывать милость, только продуктами или вещами, ни в коем случае – деньгами. Просящим с животными – кормом для животных, и рубль – хозяину. Старикам оказывать скрытую милость, т.е купить на рынке у пожилого человека что-то ненужное вам и отдать тому, кто в этом нуждается. Подать милостыню слепому, не произнося при этом ни слова. Подарить кому-то улыбку в транспорте – это тоже милость, причём воздаяние за неё немедленное, особенно тем, кто страдает от одиночества. На обретение денег: Лучше всего подавать в понедельник, в последние дни месяца и года – человеку, назвавшему сумму. Названную сумму умножить на три и положить в шапку, коробку, лежащие на земле около просящего или на любое другое место, только не в руки. Не подавайте в среду, после семи вечера, при входе на базар, в свой день рождения и в день именин, вместе с деньгами в эти дни, вы отдаёте свой успех. Возможны кражи, помехи в финансовых делах, в торговле, в заключении сделок, в разделе имущества и наследства. Не давайте соседу соль в сочельник. Помните, что милость божия содержится во всех добрых действиях, только работая над собой, постоянно усмиряя себя в мирских страстях, с любовью относясь к людям вокруг нас, мы подарим гармонию душам нашим. Милость ведь оказывается не только деньгами, но и добрым поступком и ласковым словом.

Что такое милостыня и как ее подавать? Казалось бы, что тут сложного? Оказывается, что не всем и не всегда можно помогать, даже если просят. Подаяние - целая наука. Перед тем как обучиться ей, следует хорошо изучить и понимать язык богословия.

Милостыня - это что? Притча о подаянии

Существует множество притч, где говорится, что подавать должен богатый бедному. И тогда воздастся сострадающему за милосердие его, а просящему - за терпение.

Согласно религии, милостыня - это подаяние бедному. Делиться с ближним - это один из главных жизненных постулатов истинного христианина. Но тут надо правильно трактовать понятие «подать милостыню». Кому действительно стоит помочь, а кого нужно обойти стороной и этим спасти и свою душу, и просящего?

Притча о блуждающих евреях

Этому вопросу также посвящается одна из притч библейских. Евреи, блуждающие по пустыне, два раза приносили жертву золотом. В первом случае они собрали все украшения своих женщин и отлили из них теленка. Этот подарок преподнесли они дьяволу. Во второй раз все еврейские мужья собрали все золотые и серебреные монеты. Их они преподнесли в дар господу Богу.

О чем это говорит? Что когда человек тратит заработанное на всякие свои прихоти, такие как гулянья, одежда, дорогие украшения, то все это он преподносит своему демону. То есть тем самым питает его. А если нажитое имущество и деньги он относит беднякам или же покупает им еду и одежду, то человек спасает душу свою. Ведь он делает преподношение светлой стороне своего внутреннего существа.

Действительно ли человек нуждается?

Но в нашем мире порой очень сложно определить, кто истинно нуждается, а кто мошенничает, выпрашивая деньги на свои алчные потребности. Нельзя подносить пожертвования каждому, кто просит, а самое главное, сколько он просит. Надо уметь различать истинно нуждающихся и типичных спекулянтов, зарабатывающих деньги. Об этом также говорится в Библии. То есть каждый должен давать в зависимости от своего достатка. Тот, кто побогаче, соответственно, больше. Бедняк же может отдать по силам своим. А зачтется им одинаково. Ведь отдают они одинаково по возможностям своим.

Делать нужно добрые дела правильно

Так как же все-таки надо раздавать милостыню? Помните, делайте все от чистого сердца и с добрыми намерениями. Если вы видите, что человек нуждается больше вас, отдайте, не жалейте. Мошенников обходите стороной и старайтесь других подающих предупредить о нечистых намерениях просящего. Взгляд должен быть приветливым и светлым. Ни в коем случае нельзя отдавать с сожалением или нежеланием. Мол, подать надо, а не хочется. Или как многие делают, в особенности богачи: швыряют милостыню беднякам с одолжением. Все это вернется к вам с той же болью, которую испытывал в этот момент просящий вас человек.

Ведь Библия гласит, что подаете вы не просто бедняку нуждающемуся, а Богу своему. Тем самым благодарите его за все дела добрые и испытания насущные. Тут как нельзя лучше действует поговорка «Как посеешь, так и пожнешь». То есть чем больше пожертвуешь с чистым сердцем, тем больше тебе потом возвратится в делах господних.

«Когда подает правая рука, левая не должна знать об этом». Что это значит? Когда вы делаете пожертвования, никто не должен знать об этом. И сами вы не должны считать, сколько вы отдали, а сколько осталось еще добра. Если сделали подобное дело, то забудьте. Чем больше отдадите, тем больше обретете.

Подавайте вовремя

Помните, что милостыня, как и все в этой жизни, должна быть своевременна. Подавайте тогда, когда еще не стало поздно. Пока еще бедняк не встал на дорогу темную. Ведь многие для того, чтобы прокормить себя и своих детей, могут идти на преступление. Могут воровать, обманывать, принуждать других дарить им свое имущество и, что самое страшное, - совершить убийство. Помните, что еду давать надо тогда, когда человек голоден, а не тогда, когда он умер, так и не увидев пищу. Помогайте сиротам или оступившимся, чтобы и вам не пришлось потом отвечать перед Господом. Могли помочь, а мимо прошли, человек руки на себя наложил, взяв грех большой на душу свою. А вы могли что-то предпринять и не захотели, значит, и вам ответ нести потом перед всевышним.

Подаяния могут быть разные!

Ведь милостыня - это доброе человеческое отношение к нуждающемуся.

Видите, на улице женщина плачет - не пройдите мимо. Вдруг ее обокрали, и ей помочь нужно. Или, может, у нее дома беда, а ей поделится не с кем, и она плачет. Возможно, что просто человеку плохо стало, а о помощи попросить сил нет. Ведь и вы или ваши близкие могут оказаться в такой ситуации, и хорошо ведь, когда не пройдут чужие равнодушно мимо.

Или оглянитесь, может, у вас есть соседка старенькая, к которой дети не ездят, или она одинокая совсем, и помощь нужна. В магазин пойти, воды наносить, дров нарубить, в доме прибраться или просто поговорить за чашкой чая. Многим одиноким старикам ваши полчаса времени не только настроение подымут, но и к жизни их вернут. И делать это надо каждый день, а не когда сами плохо себя чувствуете и вспоминаете о других.

Ведь большинство из нас в храм идет, когда кто-то из близких начинает болеть или сам нездоров. Вот тогда и свечи в церкви ставим, и бедным раздаем. А правильно ли это? Нет, конечно. Каждый день кому-то нужна помощь, а не только тогда, когда мы вспомним об этом, и то только ради того, чтобы себя спасти. Лучше делать поступки, когда вы в здравии, и делиться этим с окружающими.

Бывает и такое, что богачи настолько скупы, что даже своим детям не помогают и не делятся богатством своим. А когда уже находятся на смертном одре, то вспоминают о них. Тогда и начинают делить, кому что достанется. А может ли такой человек быть уверен, что дети исполнят его последнюю волю? Он ведь при жизни не чтил их, и они могут отплатить ему тем же. Если Господь благословляет богача через богатство его, то и делиться им надо при жизни.

Подаяния в церкви

Многие задаются вопросом: а как правильно подать милостыню в церкви? Сейчас можно наткнуться на нечестных батюшек. Все они как один утверждают, что если милостыню подавать в церкви, то и воздастся за нее вдвойне. А вот где же это написано и сказано в Библии, что добрые дела в храме удваиваются? Все это похоже на маркетинговую схему тех отцов церковных, которые в свой карман положить все хотят. Здесь тоже каждый должен различать, где нужно оставить пожертвование, а какой храм стороной обойти лучше.

К сожалению, в некоторых современных соборах и церквях даже не знают батюшки молитв всех, да не просто не знают, а даже и Библию не дочитали. Но нельзя относиться категорично ко всем. Большинство из них все же истинно служат Господу. Также многие бедные церквушки нуждаются в подаяниях или просто физической силе. Ведь не та церковь хороша, что с куполами огромными и внутри вся так и пышет богатством и золотом. А та, где священник поможет и грехи отпустит со светлой и чистой душой. Церковь принято считать домом Господним, где люди собираются и разговаривают с ним. Кто-то просит о здоровье, кто-то - о душевном спокойствии.

Хороший священник благодарит за то, что уже имеет. Многие приходят в храм почтить память близких и родных людей. Или же просто приносят пожертвование. Но в Писании не сказано, что дом Господень должен быть в золоте и богатстве большем, чем прихожане, которые приносят милостыню к дверям его.

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что милостыня - это благой дар со стороны дающего нуждающемуся. Поэтому помогайте людям от чистого сердца!

Неважно, где подается милостыня: церковь это или просто оживленная улица. Главное - помочь нуждающемуся если не деньгами, то хотя бы добрым словом.

Как происходит очищение грешника в аду?

По учению Святой Церкви, когда Церковь молится за усопшего, родные подают милостыню, поминают его в своих домашних молитвах, человек постепенно переходит из одного слоя в другой. И по усиленной молитве Церкви эта душа может быть избавлена от адских мук.

Что значит "отдать десятину"Богу?

Мы должны постоянно обновляться, делиться с ближними. Любой сосуд, наполненный водой или вином, жаждет обновления: воду из него выливают, а потом наливают новую. Если его не трогать, вода позеленеет, испортится, станет непригодной.

В Священном Писании сказано, что десятую часть от своих трудов надо отдавать Господу. Господь в наших десятинах не нуждается. В них нуждаемся мы сами, для нашего обновления. Апостол Павел говорит: "Дающего рука не оскудеет". Слова апостола уже две тысячи лет остаются в силе. Чем больше отдаем от себя, тем больше получаем от Бога.

Если человек скупой, ему трудно с этим смириться. Мы часто таким советуем: "Отдавай для начала ненужные вещи. Начни с этого. А привыкнешь, жалко не будет, и с дорогими для тебя вещами легко расстанешься. У тебя не будет пристрастия ни к чему."

Нужно душу раскрыть в добре. Это самое главное. Для этого и существует "десятина". Отдавайте ее Господу. Как сделать это?

Если вы знаете человека, стоящего на улице с протянутой рукой, который собирает не на выпивку, а на самом деле терпящего нужду, надо ему помочь. Через руки вдов, сирот, бедных Сам Бог принимает. Можно отдавать десятину на стройку храма, монастыря, на восстановление церковных зданий, больниц, православных школ. Человек везде может проявить свою любовь к Богу и ближнему.

Как понять слова Писания "давать только правой рукой"?

Господь говорит: "... пусть левая рука твоя не знает, что делает правая" (Мф.6,3). Эти слова означают, что мы не должны хвалить себя за подаяние, хвалиться перед людьми своими добрыми делами. Рассказал кому-то - можешь это доброе дело потерять. Если принял похвалу здесь - там, на Небе, награды не жди.

Надо подавать от сердца, с любовью, с участием и состраданием. Нельзя жалеть! И когда вас вдруг обворуют, тоже не жалейте и воров не ругайте. Не будете роптать, это засчитаются вам на Небе как милостыня.

Одна женщина продала квартиру и какие-то денежки отдала в монастырь. Живут вместе с сыном в монастыре. А сыночек начал пить все больше и больше... Уговоры безполезны. Дошло до того, что на монастырском МАЗе ударил чью-то машину. Женщина попала в реанимацию, еще один пассажир руку поломал. Машина их пришла в полную негодность, и монастырская крупного ремонта требовала. А все почему? Укорили, что "мы, продав квартиру, дали денежки на монастырь, а нам здесь и уголочка свободного нет, где бы отдохнуть, полечиться." Укорили Господа: "Мы дали, а у нас ничего!" А Господу такая жертва не угодна!

Дали с любовью - и забудьте об этом. Господь умножит это добро во много раз, когда наша душа выйдет из тела.

Всякая ли милостыня принимается Господом?

Милостыня, как и жертва, может быть разная. Когда израильский народ сорок лет шел по египетской пустыне, пророк Моисей поднялся в горы для молитвы Богу. А люди в это время отлили из золота тельца и поклонялись ему. Все израильтяне сняли тогда с себя золотые кольца, украшения и пожертвовали на этого идола. Но Господу эта жертва не была угодна.

Из Ветхого Завета мы знаем и другой случай, когда израильский народ жертвовал золото и серебро для построения храма. Это было Господу угодно.

У нас у ворот монастыря стоят люди, собирают деньги. Мимо проходят люди, верующие и прохожие, и подают им. И некоторые из этих нищих напиваются и палками начинают гонять друг друга, избивать. Такая милостыня не приносит добра. Если хочешь помочь человеку, страдающему страстью винопития, лучше дай ему хлеба, продуктов, одежду, помоги его детям.

Есть люди, которые имеют острую нужду, но стесняются просить. Они с утра до вечера работают, но получают гроши, а то и вовсе без работы, инвалиды. Вот таким людям надо помогать.

Когда мы даем милостыню нуждающемуся, Сам Христос принимает ее.

Одному благочестивому старцу, когда он раздал все свое имущество, говорили: "Что ж ты себе ничего не оставил?" Он им отвечал: "Милые мои, как вы не поймете? Когда человек переезжает из одного дома в другой, он все богатство берет с собой. Настает время моего перехода в тот мир. Так и я. Все богатство через руки вдов, сирот, ближних передаю для себя в тот мир".

Почему милость фарисея не угодна Богу?

Фарисеи считали себя праведными, но эта праведность была Господу неугодна. И Господь говорит: "Не будьте как фарисеи". Что делали фарисеи? Они приходили в людное место, на площадь, в рожок созывали нищих. Все, кто хотел получить милостыню, к ним бежали. Фарисеи вытаскивали котомочку с деньгами и перед всем народом раздавали милостыню.

Господь запретил делать добрые дела напоказ, сказав: "Когда молишься, войди в комнату твою (т.е. внутрь себя) и, помолись Отцу твоему, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф.6,6). И о посте Господь предупреждал, что не надо поститься только внешне, чтобы все видели и знали, что ты постишься. Так делали фарисеи, в посты они ходили с унылыми, постными лицами. Раньше постились во вторник и четверг, потому фарисей, пришедший с мытарем в храм, говорил: "Пощусь два раза в неделю" (Лк.18,12). Подвиги надо совершать тайно, только для Бога.

Скажу из опыта. Когда новоначальные только начинают читать каноны, акафисты, стоит им похвалиться, мигом теряют способность к усердному молению. Молитва не идет. И они не могут ее восстановить, потому что нас только благодать Господня поддерживает. Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Если благодать Божия нас не сохранит, сами мы не сможем ничего сделать".

"Блажены милостивый, ибо они помилованы будут " (Мф.5,7),- говорит Священное Писание. Что нужно делать сейчас, чтобы быть помилованным в будущем?

К блаженной Сарре пришла одна сестра и говорит: "Помолись обо мне, госпожа моя". Отвечает ей блаженная: "Ни я не помилую тебя, ни Бог, если ты сама не будешь миловать себя, творя добродетели, как завещали нам святые отцы".

Для того, чтобы быть помилованным Богом, человек должен быть добрым душой, сострадательным и милосердным ко всем людям, исполняя самую главную заповедь: "Любить Бога и любить ближнего". Как можем мы доказать, что любим Бога? Только через любовь к ближнему.

Интересен пример жизни одного человека. Он приобретает много книг, можно сказать, он в них утонул. Видя, что он много читает, а на деле знания никак не проявляет, сказал:

Ты как монах Мних: он имел много книг, спал на них и не знал, что в них.

А он спрашивает:

Почему? Я все знаю...

Ответь, какая у тебя душа? Ты внутренне закрыт, зажат. Даже грехи пишешь сжато-сжато, на каждой строчке, пропуска между словами не оставляя. Твоя внутренняя зажатость отражается даже на манере твоего письма.

И так в каждом деле.

Получает он около четырехсот рублей. Говорю:

Десятую часть надо отдавать Господу. А ведь никому копейки не дал.

А мне целый месяц надо жить!

Но Господь сказал, что десятую часть надо Богу отдать. Это не я придумал. И апостол Павел говорит, что "дающего рука не оскудеет". Ты в это веришь?

А почему десятую часть не отдаешь?

Но мне же не хватит на месяц!

Господу что от тебя, в первую очередь, надо? Чтобы ты внутренне раскрылся в добре, не был зажатым, жадным.

И сколько ему примеров приводили - до него не доходит. Говорит: "У меня денег нет!" Стал ему рассказывать о людях, как они работали над искоренением жадности. Господь их не оставлял, помогал. Например, епископ Вонифатий был с детства очень добрый, милосердный к нищим, к убогим, ко всем, кто имел в чем-то нужду. Всем все раздавал. Однажды его мать заходит в амбар, а пшеницы нет! Все раздал! Она стала плакать, причитать:

Как же мы теперь целый год проживем? Ведь ничего не осталось!

Он утешал ее, просил, чтобы она не плакала, была спокойна. Отправил ее домой, сам встал в амбаре на колени, поднял руки и говорит:

Господи, Ты же видишь, что я все это делаю ради Христа. Утешь мою мать!

И Господь наполнил амбар, он стал полон пшеницы. Когда мать снова туда вошла, посмотрела, упала на колени!

Господи, прости!

Господь никогда никого не оставляет... ...Продолжая вразумлять моего знакомого, говорю:

Когда к нам на территорию люди приходят, просят помощи, смотрим, какие они. По нескольку человек каждый день приходят, и все разные. Говорят: "Я не ел двое-трое суток". - "Подожди, сейчас тебя накормят". У некоторых действительно острая нужда. Им даем поесть, денег куда-то доехать. И происходит чудо: Господь возвращает эти деньги, преумноженные в несколько десятков раз.

Показал ему их:

Видишь деньги? Мы их даем, и они возвращаются.

Господь сторицей возвращает.

А у меня нет денег, чтобы раздавать.

Ты начни с малого. Начнешь с малого, Господь пошлет тебе через разных людей. И продукты, если ими будешь делиться, преумножатся. Чем больше будешь давать, тем больше Бог будет посылать для твоего существования. Так исполняются слова "дающего рука не оскудеет", "блаженнее давать, нежели брать".

Один монах жил, спасался. И пришел к нему нищий, просил:

Дай мне ради Христа одежду, я полностью износился.

Монах снял с себя старую одежду, надел новую, а нищему отдал то, что снял. Потом зашел к себе и говорит:

А ведь он просил "ради Христа". Что ж я Христу даю старую одежду, ношенную, а себе новую оставил. Нет, я догоню, отдам ему эту!

Догнал, отдал ему новую одежду, сам же снова надел старую. Нищий, просивший одежду, продал ее. Одежда пошла по рукам, перепродавалась. Однажды монах на рынке в городе увидел ее на торгу. Опечалился духом, пришел домой и стал сокрушаться: "Господи, я согрешил, одежду отдал, а он ее продал и, видать, пропил. Я соблазнил человека новой одеждой". Господь его утешил. Слышит монах во сне голос: "Брат, проснись". Пришел он в себя и увидел Христа, стоящего перед ним в его одежде. Спросил Он монаха:

Это твоя одежда? Ты ее дал нищему?

Когда ты одежду давал нищему, Я принял ее, и сей час она на Мне. Не скорби. Ты сделал доброе дело.

Когда мы даем что-то ради Христа, то должны жертвовать с любовью. Нельзя жить только для себя, пора начать отдавать, чтобы душа раскрылась в добре.

Насколько важна милостыня тяжело больного, лежащего на смертном одре человека?

Вспоминаю, у нас в Троице-Сергиевой Лавре жил благочинный - отец Феодорит, сердечник; у него был инфаркт. Еще при жизни он постарался из своей кельи все раздать. Какие книги у него были - он монахов вызвал и каждому дал книгу, чтобы те, читая вспоминали его. Своими руками при жизни все-все раздал.

Очень важно, когда человек при жизни распределяет свое имущество между родственниками, ближними: и дом, и квартиру, и вещи. Если он этого сделать не успевает, зачастую ближние начинают делиться и судиться. Человека еще не похоронили, а скандалы огнем полыхают, все переругались. Тут уже не до похорон.

Бывает, человек не успел все раздать, тогда родственники должны с пониманием отнестись к этому: раздать вещи нуждающимся, чтобы молились о упокоении его души. Милостыня избавляет человека от многих грехов.

Святые отцы говорят, что можно спастись только милостыней, не имея каких-то других особых добродетелей. Так ли это?

Милостыня покрывает множество грехов. Тот, кто раскрылся в добре и всем помогает, уподобляется Христу. Ведь Господь наш - Сама Любовь, Добро, Милосердие, Источник жизни.

Конечно, в нас живут человеческие страсти. Бывает, что-то жалко отдать. Святые отцы учат так: если человеку не хочется чем-то делиться с ближним, если он жадный, то избавляться от этого порока нужно постепенно, начиная отдавать те вещи, которые не нужны. Начать с этого. А когда привыкнем отдавать ненужное, легче будет отдавать и самое любимое, нужное.

Как-то поздравляли одного батюшку и подарили ему хорошие часы. Настольный будильничек в форме яйца. Сверху открывается и звонит. Очень приятные часы, всем понравились. А потом был день Ангела у нашего архиерея. Священник подумал: "Что же подарить? Надо же самое хорошее, самое ценное... Ну-ка, отдадим эти часы". Когда их владыке дарили, он сказал священнику:

Какие прекрасные, дорогие часы... Пусть они у Вас останутся...

Знаете, Владыко, - ответил тот, - нам надо учиться ни к чему не сердцем не пристращаться. Жалеть ничего не надо. Господь не оставит: надо иметь будильник, пошлет.

Что интересно? Через два дня к священнику пришли гости и, поздравляя, подарили часы. Тоже будильник, как бы позолоченный, лучше, чем первый.

Таких случаев каждый православный христианин может вспомнить немало. Апостол Павел говорит: "Дающего рука не оскудеет". Блаженнее давать, нежели брать.

Обращаясь к жизни подвижников, видим: они всем творили добро. В этом раскрывали свою душу, любя Бога и ближнего. Одному благочестивому старцу прихожанка дала миску ягод. Он принял, поблагодарил и передал другому брату. Тот другому... Так эти ягоды обошли всю братию и вернулись к этому же старцу. О чем это говорит? Все они единого духа - Духа Христова. Дух Христов всех объединяет в любви, всех собирает в единое Тело Христово - Церковь. А Глава этого Тела - Сам Христос. Этим Духом богата и сильна Церковь.

Обычно говорят: "Как ни ступил, так грех сделал". Но можно жить и иначе: как ни ступил, так доброе дело сделал. Можно всем помогать и словом, и делом. Если нечего нам ближнему дать, у нас есть силы, бьется сердце, течет кровь. Можно пойти в больницу, в дома престарелых ухаживать за больными, за инвалидами. Слово утешения будет им приятнее, чем безликая "забота государства". Слово тоже может быть милостыней. И молитва тоже милостыня. Даже наша добрая мысль о дурном человеке, сожаление о его падении тоже своего рода милостыня.

Человек через милостыню внутренне начинает уподобляться Богу, исцеляется от страстей. Милостыня покрывает множество грехов.

Сейчас такое тяжелое время. Творить материальную, денежную милостыню не каждому по силам...

Есть такая притча. Один человек сказал своему другу: "Я желаю видеть царя, проводи меня к нему". Друг отвечал: " Пойду с тобой только половину пути". Тогда он обратился к другому другу: "Пойдем со мной к царю Второй отвечал: "Я могу провести тебя только до царского дворца". Обратился он к третьему: "Проведи меня к царю". Третий ответил: "Я доведу тебя до дворца, введу во дворец, скажу о тебе царю и представлю тебя ему".

Святые отцы так толкуют эту притчу. Первый друг - это подвижничество, которое доводит до истинного пути. Второй друг - это чистота, которая достигает до небес. А третий - это милостыня, которая с дерзновением приводит к Самому Царю - Господу.

Милостыня спасает. В одном селе жила благочестивая вдова. Она давала стол и кров всем, кто нуждался в нем. И дети у нее были благодетельные, богобоязненные. Когда проезжали по своим торговым делам купцы, все останавливались у нее. Был большой двор, была большая хорошая баня. Дети распрягали лошадей, кормили, поили их, купали в реке. Баню для купцов топили, чай готовили. Уезжая, купцы сердечно благодарили за приют. Были поля у этой вдовы, и сажали там не только для себя, но и для нищих, убогих, сирот. И благодать Господня почивала на этом доме. Бог хранил от всех врагов видимых и невидимых.

Ехали однажды купцы и издалека увидели: село горит. Многие дома занялись. Что делать? Их немного, все дома не потушить. И решили: поедем скорее, поможем вдове, что нас принимала. Спасли ее дом, хозяйство. Так Господь за добрые дела оградил ее от большой беды.

А в другой семье дети не сохранили родительского благословения принимать в дом всех нуждающихся. После смерти родителей перестали делиться хлебом со страждущими, с разбором давали - кому дать, а кого отослать ни с чем. Божие благословение отошло от дома: поля перестали родить, продукты иссякли, животные перестали плодиться. Разъехались дети из родительского дома в разные стороны, чтобы не умереть с голода.

Так и наша Россия. Пока была верна Господу, народ хранил веру православную, все страны кормила хлебом. А когда пришло время испытаний, народ отступил от Бога, обнищала Россия и духом, и хлебом. Встала на колени с протянутой рукой.

Сеют хлеб на полях с матом, и убирают так же. У комбайнера под сиденьем всегда бутылка, редко кто без "горючего" обходится. Поэтому благословение Божие и отошло от полей. Приобретают технику, химические удобрения, на них надеются, а не на Бога... А когда дожди идут, вода с полей с минеральными удобрениями сливается в реки и рыба исчезает. Говорят, сейчас в Волге в воде вся таблица Менделеева. Так пришла Россия к нищете.

Недавно проводили беседу с отдыхающими в санатории. В основном были там пожилые люди. Благодарили за то, что рассказали, как правильно молиться, креститься. Это понятно: к концу жизни человек волей-неволей задумывается о Боге. Процентов восемьдесят начали креститься. А потом двое старичков встали и говорят: "Все это брехня. Все Церковь врет!"

Да, Церковь "врет" уже семь тысяч пятьсот лет. И через это "вранье" люди спасаются и наследуют обители Рая. А вот та "правда", которую нам семьдесят лет навязывали, огромную массу людей спровадила в бездну. Все ушли в ад на вечные муки. За семьдесят лет этой "правды" пришли не к коммунизму, а к алкоголизму. И сейчас добивают Россию...

Можно ли помогать деньгами, заработанными не совсем честно, как бы "лукавыми "?

Деньги, заработанные нечестно, не имеют такой цены, как заработанная плата, поделенная с нуждающимися. Эти деньги, действительно, "лукавые". Когда человек трудился в поте лица, его кровные, "потовые" деньги и цену имеют особую.

Расскажу такую историю. Было это в прошлом веке. В одной семье сыну исполнилось восемнадцать лет. Отец был богатый, но говорит сыну:

Ты стал уже взрослый, надо тебе начинать трудиться.

И, посылая его в другой город, сказал:

Поработаешь там на заводе. И отцу денег привезешь.

Пора тебе самому зарабатывать.

Мать, имея слепую любовь к ребенку, дала ему с собой много денег:

Сынок, там себя не обижай, ни в чем себе не отказывай!

Через год он приехал. Отец спрашивает:

Ну, как, сыночек? Заработал?

Да, заработал.

И подает отцу деньги, что ему дала мать. Отец взял их и... в печь бросил! Сын даже не обратил на это никакого внимания.

Прошло еще время. Отец снова говорит:

Давай-ка, поезжай в город, еще потрудись. Денег ты много заработал. Мне нужны средства.

Сердобольной матери в это время не было дома. И сын без денег поехал в город. Через год приезжает изможденный, в изношенной одежде. Отец спрашивает:

Ну, как, сынок, денег заработал?

Он показывает отцу медяки.

Ну, что ж. Вижу, что потрудился. Взял их у сына и снова в печь бросил. Сын как бросится за ними в огонь:

Это мои деньги, заработанные потом, вот этими руками! Видишь, какие у меня руки?!

Вижу, сыночек! Они тебе достались не так просто. Теперь вижу, что ты действительно трудился.

Эти деньги особенно ценны, дороги. А шальные деньги, незаконные как приходят, так и уходят. Посмотрите на тех людей, которые постоянно воруют, хитростью отнимают деньги у людей. Им всегда мало. У них деньги не задерживаются. И духовно теряют они очень много, приобретая себе средства неправедным путем.

Когда мы даем милостыню человеку, то должны подавать с любовью. И настроить себя так: "Эту милостыню я даю Господу". Помните: Сам Господь через руки нищих, сирот, нуждающихся принимает ее у нас и во сто крат преумножает богатство дающего, говоря: "Дающего рука не оскудеет".