Глаз Терминатора: интересные факты о съемках фильма Терминатор. Интересные факты о съемках «Терминатора» (30 фото)

Сергей Долгов, старший преподаватель Высшей школы экономики.

Многие наверняка помнят блокбастер «Терминатор» про могучего металлического человека из будущего с отменным зрением. Сегодня этот фильм, который не сходил с экранов кинотеатров в начале девяностых, можно с лёгкостью отнести к категории «научно-популярное кино». Практически все его тогда фантастические идеи уже стали реальностью: и искусственный интеллект и человекоподобные роботы - разве что только жидкометаллического убийцу ещё не придумали и не произвели (и слава богу!). Впрочем, наибольший интерес в контексте данной статьи представляет именно «глаз терминатора» - система, позволяющая выводить на экран дополнительную информацию об объектах, попадающих в поле зрения.

Дополненная реальность на экране планшетника или смартфона сгенерирует адреса друзей и знакомых, даст информацию о наличии мест в любимом ресторанчике.

Представьте: вы бросили взгляд на ближайший ресторан, и у вас на сетчатке глаза отобразились меню на сегодня и улыбающийся шеф-повар, который приветственно машет вам рукой. Скажете, фантастика? Нет, будущее, которое уже случилось!

Название у этого будущего Auqmented Reality (дополненная реальность), или сокращённо AR, - технология наложения на видимые образы связанной с ними визуальной информации

Одним из основателей данной технологии можно считать Айвэна Сазерленда, американского специалиста по компьютерной графике. В 1967 году он разработал прототип на основе стерео-очков «Sword of Damocles» для показа трёхмерной графики. Впервые система была использована в проекте, выполненном в 1968 году для Bell Helicopter Company, в котором стереоочки работали в паре с инфракрасной камерой, находящейся под днищем вертолёта. Камера управлялась движением головы пилота.

В начале 1990-х исследователь фирмы Boeing Том Коделл использовал наголовные стереодисплеи при обслуживании самолётов, накладывая интерактивную графику на изображения реального мира. Позже на их основе было создано устройство для вывода данных о целях сначала на стекло фонаря самолёта, а позже - прямо на стекло шлема пилота.

С тех пор в современных военных самолётах и вертолётах часто используется нашлемная индикация, которая позволяет пилоту получать наиболее важную информацию, не глядя на основную приборную панель. Благодаря этому можно сэкономить драгоценные секунды, например во время манёвренного воздушного боя. Подобные системы указывают цель, улавливая движение головы или реагируя на движение глазных яблок. Пилот в таком шлеме может не только визуально распознать цель и отличить её от десятков других движущихся объектов, но и получить сведения о её скорости, положении относительно других целей, проследить траекторию её предполагаемого движения и т.д.

Как работает дополненная реальность? Считывающее устройство (в качестве которого может выступать и обычный телефон с камерой) снимает окружающую действительность, фиксирует изображение и обрабатывает его при помощи алгоритмов распознавания образов, которые дополняют реальное изображение виртуальным. Как правило, для этих целей используют высококонтрастные картинки, распознаваемые камерами самых примитивных мобильных телефонов даже с очень низким разрешением и при весьма слабом освещении. Внутри специальной программы, установленной на мобильное устройство, заложена информация о том, какой именно виртуальный образ ассоциирован с изображением в объективе камеры.

Частный случай такого маркера - QR-код (Quick Response Code), аналог штрихкода, в который можно записать до 7089 символов. Установив специальное приложение для мобильных устройств, вы можете моментально занести в свой телефон текстовую информацию, записанную в QR-коде, добавить контакты в адресную книгу, перейти по web-ссылкам, отправить SMS-сообщения и т. д.

Современные разработки дополненной реальности позволяют распознавать не только чёткие линии, но и форму лица, руки, пропорции туловища - практически любые очертания предметов. В интернете и на реальных торговых площадках уже работают несколько сотен виртуальных примерочных, где вы видите себя на экране киоска, как в отражении зеркала, только в новой одежде. Вы можете «перемерить» хоть всю коллекцию магазина, управляя программой простыми жестовыми командами (взмахами рук и нажатием невидимых кнопок в воздухе), что даёт возможность подобрать размер и цвет, не переодеваясь.

Сегодня законодателями технологической моды в сфере AR являются производители компьютерных развлечений, владельцы мобильных платформ, маркетологи и рекламщики, крупные розничные сети и интернет-магазины. Существуют сотни компьютерных игр, производящих обработку видеосигнала с камеры и накладывающих на изображение окружающего мира дополнительные элементы.

Впрочем, не только для забав подходит эта технология. В музеях, библиотеках, развивающих центрах, в научных и медицинских лабораториях дополненная реальность становится наглядным пособием (например, в клиниках, где во время операции нужно «видеть» скрытые от глаз хирурга жизненно важные органы). Неудивительно, что в разработки в этой области вкладываются немалые средства, ведь там, где используется интерактивность, материал усваивается лучше. Такая реальность нравится не только детям, но и взрослым. Вбейте в поисковой строке Youtube слова museum и augmented reality, и вы погрузитесь в удивительный мир дополненной реальности лучших музеев мира.

AugmentedReality - это целая индустрия с гигантскими инвестициями, внушительным перечнем профессий и специальностей, головокружительным списком внедрений и с очень близким будущим, в котором мы все скоро ощутим себя героями фантастического фильма.

Сегодня AR доступна любому владельцу «продвинутого» мобильного телефона, оснащённого геолокационными технологиями. Например, просто наведя камеру телефона, в который загружено специальное приложение, на участок неба, можно увидеть расположение звёзд в данном месте в данное время. Естественно, это AR-приложение работает и днём, и в пасмурную погоду.

Ещё с помощью телефона, оснащённого камерой, GPS, компасом и гироскопом, можно «осмотреть» улицу и увидеть наложенные на здания метки кафе (с отзывами), кинотеатры с расписанием фильмов или иную информацию. Некоторые браузеры позволяют загружать трёхмерную карту метро или получать визуальную информацию о друзьях по социальным сетям, которые сейчас находятся неподалёку, а также обнаруживать «следы» тех, кто посылал из данной точки пространства сообщения в Twitter.

Для туристов доступны AR-экскурсии по древним городам, где компьютерные образы накладываются на реальное окружение. Например, авторы проекта Lifeplus предлагают надевать на себя нечто вроде шлема виртуальной реальности с камерой и компьютером за плечами. Изображение, снятое камерой, будет обработано специальным программным обеспечением, так что реальное окружение окажется дополненным компьютерной графикой. На экскурсии в Помпеи турист увидит не только выкопанные из вулканического пепла дома, таверны и усадьбы, но и жителей древнего города, занятых повседневными заботами (естественно, это будут образы, сгенерированные компьютером).

Посмотреть, как работает виртуальная реальность, можно и в Москве, заказав «дополненную» экскурсию по Дарвиновскому музею.

Практически каждая крупная компания - от BMW до Nestle - отметилась в деле создания различных AR-приложений. Российские компании, работающие на рынке AR (такие как 2Nova, ArDoor, RedMadRobot, Wi2Geo, HotSpot, AiLove, Vane), уже несколько лет подряд создают интерактивные киоски и промосайты для рекламы, выпускают настольные «дополненные» игры, используют маркеры для дистанционного управления виртуальными объектами, активно разрабатывают системы распознавания не только штрихкодов, но и реальных объектов, например человеческих лиц.

Стоит отметить, что между дополненной и виртуальной реальностями есть большое различие: первая накладывает отдельные информационные элементы на картинку реального мира, а вторая создаёт на его основе новый искусственный мир. Так вот, похоже, виртуальная реальность исчерпала себя. Вместо неё нас ожидает реальность изменённая, где компьютерный мир внедряется в подлинный незаметно, как бы понарошку. Реальный мир при этом начинает приобретать новые смыслы и связи.

Полезные сервисы на основе AR

● Браузер Layar позволяет с помощью смартфонов на базе платформы Android получать в реальном времени доступ к информации об окружающем мире. Дополненная реальность в этом приложении разбита на слои: от станций метро и достопримечательностей до панорамных фотографий объектов.

● Российская социальная сеть AlterGeo даёт возможность сквозь камеру мобильного устройства увидеть всплывающие информационные сообщения (например, в 543 метрах от вас справа находится булочная, в 810 метрах - автозаправка, а через 1024 метра - ваш друг, зарегистрированный в сети).

● На сайте t-immersion.com можно подробно ознакомиться с тем, как работает дополненная реальность в самых различных сферах (промышленном производстве, образовании, маркетинге), и даже попробовать создать её самому, скачав пакет разработчика.

● Создатели сервиса Semapedia взяли за основу on-line энциклопедию Wikipedia: с помощью мобильного телефона можно «прочитать» специальные метки и получить доступ к соответствующей статье в Wikipedia.

Вышло уже пять частей «Терминатора», но многих зрителей его первые серии впечатлили гораздо больше последующих. Интересные факты съемки популярного боевика, актерский состав, парадоксы временных линий, теории - все эти темы давно стали предметом обсуждений для поклонников франшизы. Первые две части проекта сделали Арнольда Шварценеггера настоящей звездой экрана. Как создавался искусственный глаз Терминатора, и к каким уловкам был вынужден прибегнуть режиссер картины? Об этом и многом другом можно узнать из статьи.

Цена первого «Терминатора»

Некоторые зрители нередко путают очередность первых двух частей, и порою помнят лишь то, что в первом фильме Терминатор вырезает глаз и хочет убить главную героиню, а во втором - спасает Джона и пытается завоевать доверие его матери. Конечно, настоящие поклонники франшизы помнят гораздо больше деталей. Естественно, интересные факты съемки "Терминатора" остались и в памяти у создателей боевика, ведь именно им пришлось проявить невероятную изобретательность, работая над проектом. Этот боевик стал замечательным примером того, как за сравнительно небольшую сумму можно снять один из наиболее зрелищных фильмов своего времени.

На производство первой части было выделено лишь 6,4 млн долларов. Если взять во внимание инфляцию, то на сегодняшний день эта сумма составляла бы примерно 14 миллионов долларов. Редкий режиссер в наши дни решился бы снимать многообещающий блокбастер за такие деньги. Например, на создание одной из частей «Мстителей», представленной в 2018 году, и вовсе было потрачено около 500 миллионов долларов. Спустя какой-то период постановщик Джеймс Кэмерон шутил, что фильм «Терминатор» (1984 год) снимался за стоимость трейлера, в котором отдыхал Шварценеггер во время производства второй части киноленты.

Нереализованные идеи

Работая на первой частью фильма, его авторам приходилось серьезно экономить. Из-за отсутствия необходимых компьютерных технологий, команда Кэмерона шла на различные хитрости, создавая знаменитого робота. Сначала планировалось, что Терминатор в фильме 1984 года будет создан из жидкого металла, имея возможность принимать образы различных людей. Впоследствии эта идея была воплощена в сиквеле, когда бюджет был существенно увеличен и появились нужные спецэффекты.

Из-за скромной суммы, выделенной на производство, пришлось отказаться и от многих других интересных идей. Некоторые инсайдеры заявляли, что в первых версиях сценария герой Арнольда Шварценеггера должен был питаться обычными продуктами, чтобы поддерживать нормальное состояние своей «человеческой» оболочки. Конечно, отказ от этой идеи наверняка не имеет отношения к небольшому бюджету.

Секрет красных глаз Терминатора

Исполнитель ключевой роли в боевике справился с точным попаданием в нужный образ. Небогатая мимика Шварценеггера, его угрожающий вид и внушительная мышечная масса сделали свое дело - актер отлично справился с ролью «очеловеченного» робота. Проблема была совсем в другом: предстояло решить, как быть с металлическим каркасом и красным отблеском глаз Терминатора. Кэмерону пришлось воспользоваться технологией покадровой кукольной анимации, которую кинематографисты применяли уже давно.

Сцена, где Терминатор ремонтирует глаз в «Терминаторе-1», стала одной из самых запоминающихся. Конечно, в этих эпизодах не обходилось без манекенов. Чтобы герой Шварценеггера избавился от глаза, актера пришлось на время заменить куклой с силиконовым лицом, которое для более натуралистичного вида смочили водой. Периодически кадры с манекеном менялись на кадры с исполнителем главной роли, на которого был нанесен грим синего цвета. Терминатор без глаза смотрелся пугающе, и сам Шварценеггер признавался, что впоследствии он тоже был впечатлен этими сценами.

Куклы в кадре

Почти во всех сценах со скелетоподобным Терминатором была задействована кукла, рост которой не превышал полуметра. Кэмерон применял технику съемки аналогичную кукольным мультикам: каждое изменение положения ног, черепа, рук и т. д., фиксировалось покадрово. Потом кадры склеивались, и впоследствии зрители могли увидеть в кадре уверенно шагающего Терминатора. Таких сцен было немало, и в их числе эпизод с роботом, который выбирался из-под полыхающего грузовика. Подобные манекены были хороши лишь для общих кадров. В эпизодах, где видно только торс, ноги или голову Т-800, авторы боевика использовали куклы в натуральную величину.

В полный рост его практически не показывали - он был способен двигать лишь руками и головой, но ходить не мог.

Ухищрения Джеймса Кэмерона

Из-за того, что в период съемок фильма «Терминатор» (1984 год) киборг, задействованный на съемочной площадке, не мог полноценно двигаться, Джеймс Кэмерон шел на различные хитрости. Режиссер снимал крупным планом отдельные части робота: привести в движении верхнюю часть машины, ее руку или ногу было гораздо легче, чем добиваться реалистичных движений от всего Т-800. Например, в сцене с взорвавшимся грузовиком зрители сначала видели в полный рост небольшую куклу, анимированную покадрово. После этого акцент делается то на лицо, то на ноги. Последнее было снимать проще всего: нужно было лишь переставлять конечности киборга, фиксируя это на камеру. Сцена, продлившаяся на экране всего несколько секунд, снималась десятками дублей.

«Партнер» Шварценеггера

Как уже упоминалось, когда в кадре появлялся Терминатор с красным глазом, то не всегда это был сам Шварценеггер. Вместо его головы, зрители нередко видели искусственную голову.

Примером может послужить вторая половина фильма, и особенно стоит обратить внимание на сцены, показанные вскоре после того, как киборг падает с мотоцикла и попадает под колеса грузовой машины. Это падение приводит к печальным для робота метаморфозам - на его левой половине лица начинает появляться металл. В некоторых эпизодах зрителю показан манекен, а в других - лицо актера в гриме. Облик самого Шварценеггера выглядит реалистичнее, однако этот эффект частично пропадает, когда он начинает говорить: в эти моменты становится очевидно, что движение «металла» немного неестественное.

Игрушечный грузовик

История зарождения одной из самых эффектных сцен фильма - погони на грузовой машине, довольна необычная. Погоню снимали с настоящим автомобилем, который ехал на большой скорости, однако с взрывом пришлось помудрить. Администрация Лос-Анджелеса не позволила взрывать грузовик на территории города. К тому же неподалеку от места событий находился склад с боеприпасами. После некоторых раздумий съемочной команде пришлось приобрести уменьшенную копию бензовоза. Первый радиоуправляемый автомобиль взорвался неудачно, поэтому пришлось браться за вторую пластмассовую машинку. В итоге эффект реалистичности был достигнут благодаря ускоренной съемке.

Фокусы в известных сценах

Линда Хэмилтон, изображавшая Сару Коннор вовсе не пыталась скрыться от преследующего ее автомобиля. Актриса просто бежала возле огромного экрана с соответствующим видеорядом. Снимая постапокалиптическое будущее, режиссер активно задействовал игрушечные декорации. Многое, что зрителю было показано на экране, сделано из фольги, картона и пластика. Танки, которые казались поистине огромными, в действительности не превышают размеров обычной детской коляски. Граната, оказавшаяся под гусеницей, в действительности является маленьким кусочком пластмассы, которым не сразу удалось попасть в необходимое место. Прежде чем все получилось так, как того хотел режиссер, было сделано 26 дублей. Также Кэмерон экспериментировал не только с ускоренной съемкой, но и замедленной.

Арахисовая пыль и картонный город

Когда на экране перед зрителями «Терминатора» возникают эпизоды с постапокалиптическим будущем, они могут видеть, что земля сплошь усеяна черепами - на самом деле каждый из них был размером с грецкий орех. Руины города создавались преимущественно из картона и занимали несколько квадратных метров. С помощью искусственного дыма съемочная команда смогла создать иллюзию большого пространства. Красочные взрывы выглядели весьма эффектно благодаря лампочкам подсветки. В свою очередь, арахисовая пыль выглядела совсем как медленно оседающая земная пыль. Таких приемов Кэмерон использовал немало.

Наверняка, создатели проекта на всю жизнь запомнили, как снимали «Терминатора», ведь во многих ситуациях им приходилось проявлять невероятную фантазию и креативное мышление. Например, у них не было возможности создать эффектные летательные аппараты: на это не хватало ни денег, ни времени. Команда решила сделать весьма грубую модель, и, желая добиться от устройства плавности полета, специалистам пришлось разработать целую систему тросов.

Без этих ухищрений неправдоподобность летательного аппарата была слишком очевидной - ее выдавали характерные покачивающиеся движения.

Тотальная экономия

Команде приходилось экономить на всем: на автомобилях, костюмах, взрывах и даже глазе терминатора (об этом ниже). Например, сцены, в которых люди присутствовали в кадре одновременно с боевой техникой - это лишь чудеса рирпроекции, как это было и с героиней Хэмилтон, убегающей от грузовой машины. Средств не было не только на пиротехнические эффекты. Оператор не мог купить или арендовать дорогую операторскую тележку, поэтому нередко наперевес с камерой взбирался на инвалидное кресло, которое впоследствии толкали другие члены съемочной группы. Первая часть боевика делалась почти впопыхах, изначально позиционируясь как фильм категории «В» для подростковой аудитории.

Тем не менее зрители стали свидетелями выхода настоящего культурного феномена.

Последние кадры с легендарным киборгом

Последний план культового проекта 1984 года, в котором зрителям показывают колоритного киборга, - череп Т-800, раздавленный под прессом. Над этой сценой Кэмерону пришлось изрядно потрудиться. В последние секунды эффектного эпизода зрители видят, как затухает красных глаз Терминатора. Несмотря на то что сцена выглядит весьма впечатляюще, на нее не потребовалось много затрат.

Команда обошлась пенопластом, выкрашенным в металлический цвет (он послужил «прессом»), фольгой (череп киборга), красной лампочкой и дымом от сигареты, который и вовсе оказался в кадре случайно. Как бы там ни было, Джеймс Кэмерон со своими помощниками поработали на славу, благодаря чему "Терминатор" стал одним из известнейших проектов в мире кино.

Фантастический боевик «Терминатор» стал культовым фильмом, который все мы смотрели не один раз. Сюжет этой киноленты хорошо нам знаком, однако, интересные факты касательно ее создания знают немногие. Именно о любопытных фактах, например, о существовании 5 разных версий сценария и широком использовании муляжей, мы поговорим далее.

Идея фильма буквально привиделась Джеймсу Кэмерону, когда в 1981 году в Риме, заканчивая съемки «Пираньи-2», он заболел лихорадкой и долгое время находился в бреду. В этом состоянии ему впервые явился жуткий образ робота с красными глазами. В соавторстве с Уильямом Вишером он написал сценарий, от которого поочередно отказался ряд крупных студий. Небольшая компания «Хемдейл» увидела потенциал в проекте и решилась профинансировать съемки, выделив 4 миллиона долларов.

Вначале в качестве претендента на роль Терминатора рассматривался черный актер и баскетболист О.Дж.Симпсон, однако продюсеры побоялись, что он не будет воспринят всерьез. Тогда Кэмерон стал писать роль робота под Ленса Хенриксена, поскольку решил, что терминатор должен действовать скрытно, не выделяясь в толпе.

На роль Кайла Риза продюсеры решили заполучить восходящую звезду - Арнольда Шварценеггера, но одной встречи режиссера и актера хватило, чтобы понять, что роль ему совершенно не подходит. Однако Кэмерона посетила другая идея.

«Пригласить Шварценеггера на роль робота не представлялось возможным. Терминатор должен быть лазутчиком, незаметно проникающим к противнику, а вы не сможете не заметить в толпе Арнольда. Но красота фильмов заключается в том, что им не нужно быть логичными. Они должны быть только правдоподобными», - говорил он позднее.
В результате Арнольд получил роль терминатора, а Хенриксену досталась небольшая роль детектива Вуковича (который, кстати, по сценарию должен быть начальником участка, а на экране стал скромным подчиненным лейтенанта Трэкслера).

Получив согласие Шварценеггера, продюсеры увеличили бюджет фильма до 6 миллионов.
Готовиться к роли Шварценеггер начал за месяц до начала съемок. Образ робота он основывал на движениях акулы: медленные и точные движения, характерный поворот головы вслед движению глаз - ничего лишнего. Также актер довел до автоматизма основные навыки обращения с оружием, разбирая и собирая его вслепую. Кроме того, Арнольд старался привыкнуть к звуку выстрелов, чтобы не моргать, нажимая на спусковой крючок. В результате его робот действует плавно, чтобы не выдать себя, но в то же время слишком механически для человека.

После того, как был найден злодей, пришел черед и остальных персонажей. Ризом стал Майкл Бин

На роль Сары рассматривалось огромное количество претенденток начиная от Бриджит Фонды и Дженифер Джейсон Ли и заканчивая Деброй Уингер. В итоге, как мы все знаем, самую главную роль в своей карьере получила Линда Хэмилтон.

Из-за скромного бюджета в мусорную корзину отправилась бóльшая часть сценария. Действие перенесено в современность, а события в будущем сильно урезаны. Кэмерону пришлось отказаться от идеи трансформирующегося робота (который превратится в Т-1000 в сиквеле). Была убрана идея того, что для поддержания органики Терминатор должен был есть. Всего было написано пять вариантов сценария, первый был датирован 11 октября 1982 года, а последний – 3 марта 1984 года.

Несколько сцен были сняты, но позже вырезаны из фильма. Некоторые чтобы не замедлять темп повествования, но две ключевые, где Сара предлагает Ризу уничтожить Сайбердайн системз чтобы предотвратить войну и та, где мы видим как работники Сайбердайн находят микропроцессор Терминатора, были вырезаны намеренно, чтобы эти задумки можно было использовать в возможном сиквеле. Как показала практика, это решение себя оправдало.

Кэмерон делал множество рисунков и раскадровок, призванных показать его видение фильма. Вот как выглядят раскадровки войны будущего из первого сна Кайла Риза.

А это раскадровки саморемонта Терминатора.

Кэмерон на площадке был невыносимо пунктуален и требователен, руководя каждым действием каждого члена съемочной группы секунда за секундой: "Ложись там, Арнольд. Потом, когда я скажу, начинай поднимать голову. Потом плечи. Потом садись. Затем посмотри прямо перед собой..." Он четко знал, что и как должно выглядеть. «Если кадр отклонялся на полдюйма, он замечал это и начинал беситься, - вспоминает Шварценеггер. - А если нужно было продемонстрировать трюк, он сам тебе его показывал безо всякой страховки.»

Всё производство фильма было подчинено сложнейшей задаче - уложиться в смету, и поиски в этом направлении приводили подчас к неожиданным находкам. Например, чтобы не брать в аренду дорогую операторскую тележку («dolly»), оператор Эдам Гринберг импровизировал «съемки с тележки», сев со своей ручной камерой в инвалидную коляску, которую толкали с большой скоростью.

Бензовоз, взрывающийся в финале картины, был моделью в два метра длиной, чей взрыв был снят методом ускоренной съемки, а затем замедлен. Сцены из будущего снимались на миниатюрных моделях, которые зачастую были далеки от совершенства, но, благодаря мастерски построенному освещению и грамотной режиссуре, в фильме все выглядит впечатляюще.

Но как быть с образом робота без органической «одежки», с металлическим скелетом и недобрым светом красных глаз-сенсоров? Помогла технология покадровой кукольной анимации.

Было изготовлено несколько моделей эндоскелета робота: небольшая подвижная фигурка для съемок в полный рост, которую анимировали традиционным покадровым способом;

муляж верхней части тела, которую ассистент носил на плечах или возил на специальной тележке и таким образом изображал робота в движении;

полноростовая модель из полиуретана, которую в финале взрывал Кайл.

Кроме того, была изготовлена большая модель головы робота для съемок работы зрачков Т-800, которые были сделаны из обычных фотографических линз. Для финальной сцены, где робот гибнет под гидравлическим прессом (который, в свою очередь, изображали два куска пенопласта, покрашенные в темный цвет), использовали модель из плотной фольги с красными лампочками вместо глаз. Дым, идущий от уничтоженного Терминатора, - это просто дым от сигареты, который и вовсе попал в кадр случайно.

Визитной карточкой ленты стало лицо «железного Арни» с красным робо-глазом. Без манекенов не обошлось и здесь.

В середине фильма есть отвратительная в своей натуралистичности сцена с вырезанием Терминатором поврежденного органического глаза. Лицо куклы было сделано из силикона, а для придания «живости» смочено водой. «Фейс» самого Шварценеггера, который периодически в этом же эпизоде появляется вместо искусственной головы, тоже обрызгали водой, нанеся грим неестественно синего цвета. Говорят, во время предварительного просмотра материала актер сам не мог разобраться, где на экране он, а где - его силиконовый дублер. Возможно, это и правда, но, честно говоря, сегодня разница между настоящим лицом актера и куклой в фильме заметна невооруженным глазом.

Еще одну искусственную голову показывают в последней четверти ленты, вскоре после того, как Терминатор падает с мотоцикла и его сбивает грузовик. Потрепанный робот после этого щеголяет оголенным металлом на левой половине лица и свисающими ошметками кожи.

В некоторых сценах крупным планом нам показывают соответствующего вида манекен, а в некоторых - лицо Шварценеггера в гриме. Последний вариант выглядит реалистичнее, но лишь до тех пор, пока актер не начинает говорить: тогда заметно, что «металл» двигается как кожа. По словам Арни, однажды в перерыве между съемками он в гриме с оголенной челюстью и красным глазом зашел пообедать в один из ресторанов. Какой эффект на присутствующих произвел его образ, актер почему-то не стал рассказывать.

Игрушечные декорации были вовсю задействованы во время съемок постапокалиптического будущего. Все, что мы при этом видим на экране, сделано из пластика, картона и фольги. Кажущиеся огромными роботизированные танки на самом деле по габаритам схожи с детской коляской.

Летящая под гусеницу граната - 4-сантиметровый кусочек пластмассы. Было непросто попасть им в нужное место, так что пришлось делать 26 дублей, прежде чем все получилось так, как задумал Джеймс Кэмерон. С помощью обычной кинокамеры надо было снять миниатюрные объекты так, чтобы у зрителей возникало ощущение масштабности. Опять-таки эффект реальности достигался благодаря ускоренной съемке и последующему замедлению.

Усеявшие истерзанную землю черепа были размером с грецкий орех, картонные городские руины занимали площадь всего в несколько квадратных метров, а фон съемочная группа скрыла с помощью тумана. Реальная глубина дистанции в таких сценах составляла всего 5-6 метров, а дым создавал иллюзию обширных пространств. В основном использовался искусственный дым, хотя иногда пускали натуральный угольный. За красочные взрывы стоит благодарить лампочки подсветки, окрашивавшие белую вспышку взрывающегося пиропатрона в оранжевый цвет, и арахисовую пыль, которая обеспечила эффект оседающей земной пыли.

На проработку летательных аппаратов не было ни времени, ни средств. Поэтому специалисты сделали довольно грубую модель, подвесив ее на тросах в павильоне. Чтобы полет устройства выглядел плавно и естественно, пришлось построить целую систему из тросов, без которой неправдоподобность «самолета» выдавали покачивающиеся движения. Кадры с одновременным присутствием людей и боевой техники - результат рирпроекции.

Первый «Терминатор» был сделан едва ли не на коленке и сначала позиционировался как фильм категории «В», нацеленный на подростков. Однако в итоге на экраны вышел настоящий культурный феномен, один из «киностолпов» второй половины XX века, почитаемый во всех частях света.

Слово «Терминатор» стало нарицательным, Шварценеггер наконец разучил как правильно произносить «I`ll be back» чтобы радовать многократно выросшую армию своих фанатов. Авторство фразы принадлежит самому Арнольду, правда, в сценарии она звучала несколько по-другому: «I`ll come back», но актер переделал ее. Впоследствии она стала очень популярна и неоднократно занимала высокие места в рейтингах цитат. Фраза стала визитной карточкой самого Шварценеггера, он произносит ее в одиннадцати своих фильмах и часто использует в публичных выступлениях.

Фильм до сих пор служит примером того, как благодаря упорству, таланту и убежденности в своих силах, можно снять один из определяющих фильмов поколения невзирая на мизерные ресурсы и отсутствие у окружающих веры в проект.

А потом, в самом начале 1990-х, вышел «Терминатор 2: Судный день». Одно из немногих исключений, когда продолжение получилось не хуже оригинала. То было пиршество новейших компьютерных достижений с огромным по сравнению с первой частью бюджетом. Но это уже совсем другая история…

С детства любопытно мне было, что ж там за странные буковки мелькают на экране, когда зритель видит мир глазами терминатора. Машины те же самые, устроены должны быть одинаково. Ан нет, создатели все таки внесли ряд существенных изменений. Да, цветовая гамма осталась по прежнему из дедушкиной комнаты для проявки фотографий, но вот содержимое текстов, оторбажаемых на экране, разительно переменилось. В первой части упор делается на создание у зрителя ощущения соприкосновения с непостижимым машинным разумом. Понять, чего ж там такое написано решительно невозможно, не обладая сколь-нибудь продвинутыми познаниями в области computer science. Обладая же ими можно не без радости в сердце отметить, что робот из 2029-го года, плутонием его не корми, любит почитать на досуге (да и в рабочее время тоже) листинги ассемблерного кода для процессора MOS Technology 6510/8500, известного главным образом благодаря сверхпопулярному в 80-е персональному компьютеру Commodore-64. Убедиться в этом можно ознакомившись со списком инструкций данного процессора и сравнив его с тем, что же видит терминатор:

Понять, чего же сей код должен делать, я лично не могу, ибо мои познания ограничиваются только не сказать чтоб очень продолжительным знакомством с ассемблером для процессоров серии x86. Но, вот знающие люди говорят, что это, мол, не что иное, как код Apple DOS 3.3. Чему нельзя не удивляться. Как тут не вспомнить робота Бендера, который разглядывая блок-схемы, приговаривал "Плохая, плохая девочка...". По всей видимости лицезрение обнаженного кода древней операционной системы приводило терминатора в трепет и томленье, заставляя его железное сердце биться чаще.

Здесь, кстати, можно проследить еще аналогии с отцом Джона Коннора. Он ведь все время в будущем еще любовался фоткой Сары, пока её (фотку) не сжег злой робот-убийцо. Возможно, на самом деле Терминатор также любовался кодом Apple Dos 3.3, пока на его глазах гнусный повстанец не разбил нафиг прикладом последнюю функционировавшую еще модель ЭВМ, на которой она шла. И он воспылал гневом и вернулся в прошлое, дабы отомстить человекам и спасти милую его сердцу операционную систему. А мать Джона Коннора хотел убить просто ради лулзов.

Во второй части терминатор был сурово перепрограммирован Джоном Коннором, который выбил из его мозгов всю это робоэротическую дурь. По всей видимости, можно считать, что он его в некотором смысле кастрировал. Больше никаких волнующих листингов! Только понятные человекам интерфейсы и компас.

Вот тут уже все более-менее понятно. Ясно, что мол, нужна роботу машина, критерии вон есть. Правда, единицы измерения вызывают недоумение. Ну да ладно, это ж робот, чего ему. И никаких там тебе робоглупостей. Кстати, шрифт Коннор тоже поменял. И цветовую гамму слегка подкрутил. Прямо сами знаете кто. "Роботы, ваши шрифты - говно, так верстают только мудаки!"

А вот терминатор присматривает себе обновку. Прошу отметить, что прицениваясь, он может подкрутить степень экстраполяции, шаг сетки и даже точность z-буффера. Красота какая. Право не ожидал, что эти пробегающие за долю секунды надписи могут оказаться столь осмысленными. Жаль не видно, как он меняет параметры, подбирая себе одежку.

Еще на этой картинке любознательный читатель может отметить поле checksum. Надо сказать, это весьма распространенный феномен, встречается на значительной части скринов. Видимо, стремление все время проверять контрольную сумму не пойми чего, это любимое занятие терминаторов. Причем, страсть эта успешно перекочевала еще из первой части. Там терминатор тоже с маниакальным упорством запускал checksum:

KEY PERFECT 4.0 в правой части экрана не что иное, как Apple II checksum programm. И спамит он этим Key Perfect 4.0 неимоверно.

Еще из смешного:

Отчего-то терминаторы хранят количество потерь в переменной типа real, а не int, как можно было бы ожидать. Типа, раненых он считает за половину или, допустим, треть убитого? А если по мелочи подранил 10 человеков, то это как бы один убитый считается?

Один из самых пожалуй известных моментов:

Терминатор размышляет над вариантами ответа. Интересно, а терминаторы при случае могут говорить шекспировским слогом? Чай для робота браниться не сложнее, чем Гамлета цитировать. Мог бы говорить порой что-нибудь типа: "Бедный Джон Коннор, я знал его, Т1000, это был человек бесконечного остроумия, неистощимый на выдумки..."

Погибель терминаторова:

Последнее, что видит храбрый робот перед тем как превратиться в расплавленную сталь. Видно плохо, но кой чего разглядеть можно:

IMMINENT SHUTDOWN - смерть неминуемая

SYSTEM FAILURE
MODE LEVELS (хрен разберешь) - Со здоровьем совсем худо.

TEMPERATURE OVERLOAD - Жар, лихорадка

NEURAL NET MISFIRE
AT NODE ///// - Несварение мозгов

Все, больше ничего не разобрал.

Жаль как робота. Каждый раз чуть не плачу, когда вижу как он тонет.