Должностная инструкция и обязанности менеджера турагентства. Должностная инструкция менеджера по туризму - образец

Кто такой менеджер по туризму?

Менеджер по туризму — это сотрудник туристической компании, непосредственно работающий с клиентами и занимающийся организацией их туристических (а при необходимости — деловых или личных) поездок. Ведь с тех пор, как туристические поездки за границу перестали в России быть роскошью, доступной лишь избранным, количество желающих съездить за рубеж многократно выросло.

Однако, хотя сейчас выехать может и практически любой желающий, сама организация поездки до сих пор представляет собой довольно сложную процедуру. Будущему туристу необходимо:

  • получить визу;
  • забронировать отель, хостел или другое место для проживания в другой стране (где владельцы гостиниц, вполне возможно, по-русски не понимают);
  • приобрести билеты до места отдыха и обратно;
  • организовать экскурсии и т. п., если планируются такие мероприятия.

Все это, конечно, можно сделать самостоятельно, однако лучше все же довериться специалисту.

Как и у любого другого специалиста, у менеджера по туризму есть свои обязанности и права, к нему предъявляются определенные требования по квалификации. Вся эта информация фиксируется в документе, называемом должностной инструкцией.

Структура должностной инструкции менеджера по туризму, его обязанности

Общих правил, по которым составляются должностные инструкции, законодательство не предусматривает. Существуют ГОСТы по делопроизводству, которым должна соответствовать документация фирм, однако они описывают лишь общие требования к документам.

Тем не менее за время применения должностных инструкций на практике уже выработались определенные правила их составления. Согласно им, должностная инструкция для менеджера по туризму включает следующие части:

  1. Общие положения. В этом разделе описывается, что из себя представляет должность менеджера, какое место этот сотрудник занимает в структуре фирмы, а также какова должна быть квалификация человека, претендующего на занятие этой должности.
  2. Перечень должностных обязанностей. Это основной раздел инструкции, подробно о его содержании будет рассказано чуть далее.
  3. Права, которыми наделен работник. Обычно сюда включаются те права, которые не зафиксированы в трудовом законодательстве: право на обращение к руководству с замечаниями и предложениями, право на получение информации от руководства и подразделений компании и т. д.
  4. Ответственность, к которой может быть привлечен менеджер по туризму: за нарушение законных распоряжений руководителя, ненадлежащее исполнение обязанностей либо ущерб, причиненный имуществу организации, ее работников или клиентов.

Ну а теперь поговорим подробнее о главной части должностной инструкции — перечне обязанностей, которые возлагаются на специалиста, занимающего должность менеджера по туризму. Законодательство не фиксирует, что именно должен делать данный работник — это остается на усмотрение самой фирмы, благодаря чему повышается гибкость внутреннего регулирования в организациях. Более того, точный перечень обязанностей определяется сферой деятельности компании и теми целями, которые ее руководство перед собой ставит. Однако практика показывает, что обычно к компетенции менеджера по туризму относят:

  1. Анализ рынка туристических услуг.
  2. Поиск туроператоров с учетом стоимости, сроков, качества и объема предоставляемых ими услуг, а также пожеланий клиентов.
  3. Поддержание контактов с гостиницами, пассажирскими перевозчиками и компаниями, занимающимися размещением и экскурсионным обслуживанием. Менеджер по туризму обязан знать о наличии таких организаций в конкретной стране и городе, объеме предоставляемых услуг, их стоимости. С учетом имеющейся информации менеджер согласовывает условия и совместно с юридическим подразделением обеспечивает подготовку проектов договоров (при наличии соответствующих полномочий от руководства своей компании — заключает договоры).
  4. Определение стоимости туристического пакета, приобретаемого клиентом, с учетом как основных расходов, так и платы за обслуживание в туристической компании, где работает менеджер.
  5. Доведение до туриста полной информации, касающейся правил въезда и проживания в различных странах, особенностях таможенного и санитарного контроля и т. д. Информация должна доводиться как в форме инструктажа, так и с помощью памяток, предоставляемых туристам.
  6. Формирование графиков заезда и выезда туристических групп и отдельных туристов.
  7. Подготовка необходимых документов для отчетности и ведение статистики.
  8. Информирование руководства фирмы о любых непредвиденных ситуациях, касающихся туристов, а также о клиентах, по той или иной причине не вернувшихся из поездки.

Перечень это ориентировочный, в каждой конкретной компании должностная инструкция менеджера по туризму может включать и другие обязанности, возлагаемые на этого сотрудника.

О разработке должностной инструкции для менеджера по туризму

Процесс составления должностной инструкции проходит в несколько этапов:

  1. Разрабатывается проект документа. При необходимости текст может готовиться с нуля силами сотрудников самой фирмы, хотя вполне может использоваться как образец и инструкция по должности, найденная на каком-либо правовом сайте. Подготовку текста инструкции для менеджера по туризму может проводить как кадровая служба компании, так и руководство отдела, в котором работает менеджер, или кто-то из сотрудников, имеющих соответствующий опыт.
  2. Проект инструкции согласовывается с кадровой и юридической службами. При необходимости по их замечаниям в текст вносятся правки.
  3. Руководитель фирмы (обычно это генеральный директор) своим приказом утверждает инструкцию. Именно с этого момента документ вступает в силу.
  4. Менеджер под подпись знакомится с текстом инструкции. При этом сотрудник вправе потребовать от руководства компании выдать ему на руки заверенную копию документа.

Если в компании работает несколько менеджеров по туризму, должностная инструкция обычно готовится одна на всех, т. к. делать индивидуальные документы для каждого не имеет смысла (особенности, касающиеся конкретного работника, должны фиксироваться в трудовом договоре). При этом важно помнить, что подготовленная инструкция не должна противоречить ни законодательству, ни ранее утвержденным внутренним актам компании (например, положению об отделе, в котором работает менеджер). Типовой образец должностной инструкции менеджера по туризму вы можете найти на нашем сайте.

Менеджер по туризму — это специалист в отрасли туризма, который занимается организацией туристических поездок клиентов. В настоящее время это одна из самых востребованных профессий в индустрии отдыха и развлечений. Профессия подходит тем, кого интересует иностранные языки, география и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Зарплата

Зарплата на 12.03.2019

Россия 20000—100000 ₽

Москва 30000—150000 ₽

Краткое описание

Менеджер по туризму воплощает наши мечты об отдыхе, который каждый из нас ждет с нетерпением. Со стороны кажется, что это самая романтичная и интересная профессия — праздник каждый день, возможность путешествовать в дальние страны по долгу службы.

Но это разные вещи — отдыхать самому или грамотно организовать беспроблемный отдых, который зависит от множества людей и обстоятельств.

Менеджер по туризму — обобщенное название профессии, которая является многофункциональной. Бывают специалисты-универсалы, которые умеют в одиночку организовать путешествие туриста от начала до конца, но чаще всего в туристических компаниях (туроператорах) практикуется разделение труда по специализации: менеджер по работе с клиентами, менеджер по бронированию билетов, менеджер направления, менеджер по оформлению виз и страховок, менеджер по организации делового туризма и т.д. С каждой из этих специальностей по отдельности может справиться и менеджер по туризму без опыта работы под руководством более опытного специалиста. В крупных компаниях организация поездки туриста напоминает работу конвейера: на каждом этапе организации тура к делу подключаются разные специалисты.

Специфика профессии

Функциональные обязанности менеджера по туризму зависят от того, где он работает: в туроператоре или в турагентстве. В туроператоре менеджеры занимаются разработкой и формированием туристических маршрутов, а в туристических агентствах, как правило, продают туры клиентам.

Обязанности менеджера по туризму, работающего в туроператоре:

  • разработка маршрутов;
  • составление экскурсионных программ и развлечений;
  • бронирование мест в отелях;
  • выкуп билетов на регулярные авиарейсы;
  • организация чартерных авиарейсов;
  • переговоры с принимающей стороной;
  • оформление страховок и виз;
  • формирование пакетов туров;
  • заключение договоров с турагентствами;
  • проведение рекламных кампаний;
  • разрешение конфликтных ситуаций с представителями принимающей стороны.

В турагентствах работа менеджера по туризму заключается в следующем:

  • прием звонков;
  • консультирование потенциальных клиентов (лично и по телефону);
  • предоставление путеводителей, каталогов, карт;
  • изучение предложений на рынке и оптимальный подбор тура по запросу клиента;
  • взаимодействие с менеджерами из туроператоров;
  • оформление договора с клиентом.

Существуют туристические компании, которые совмещают функции турагентства и туроператора.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • перспективность отрасли в целом и постоянная востребованность в кадрах;
  • возможность побывать во многих странах как часть работы или по горящим путевкам и спецпредложениям на отдыхе;
  • высокий уровень зарплаты;
  • многопрофильность профессии менеджера по туризму позволяет работать с любым уровнем образования и опыта, работа найдется любому; при приёме на работу нет жесткого образовательного ценза.

Минусы

  • высокая ответственность;
  • частые стрессовые ситуации в случае производственных неувязок и форс-мажорных обстоятельств (может быть задержан самолет, начаться стихийное бедствие или война, туристов может не выпустить таможня и т.д.);
  • поездки в разные страны носят производственный характер и полностью расслабиться и наслаждаться отдыхом невозможно;
  • туристы могут беспокоить звонками в любое время суток, и менеджеру надо спокойно реагировать и отвечать на возникшие вопросы, решать проблемы с принимающей стороной в пользу клиента;
  • сезонность работы и зависимость от этого уровня зарплаты.

Обучение на менеджера по туризму (Образование)

На этом курсе можно получить профессию инженера-программиста дистанционно за 3 месяца и 15 000 руб.:
— Одна из самых доступных цен в России;
— Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
— Обучение в полностью дистанционном формате;
— Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.

Приглашает получить диплом по специальности на курсах профессиональной переподготовки. Академия специализируется на программах дополнительного образования, предлагает удобный формат дистанционного обучения, индивидуальный подход к потребностям слушателей и гибкие цены.

Дает возможность без отрыва от работы и места жительства на базе имеющегося высшего или средне-специального профессионального образования получить новую профессию по направлению "Внутренний и международный туризм". Программы имеют государственную аккредитацию, поэтому выдаются документы государственного образца.

Колледжи

Обучение на менеджера по туризму в рамках специальностей «Туризм», «Менеджмент (по отраслям)» или «Менеджмент организации» (со специализацией «Туризм») представлены более чем в 20 московских колледжах, в том числе:

  • в Гуманитарном колледже РГГУ
  • Гуманитарном техникуме инновационных технологий
  • Колледже малого бизнеса № 48
  • Колледже Международной академии бизнеса и управления.

По окончании выпускники получают диплом с квалификацией «Специалист по туристическим услугам»

Место работы

  • турагентства
  • туроператоры

Личные качества

  • высокая стрессоустойчивость;
  • железная выдержка и самообладание;
  • коммуникабельность;
  • организаторские способности;
  • личная организованность;
  • красноречие;
  • дипломатичность;
  • обаяние;
  • хорошая память;
  • способность убеждать собеседника;
  • ответственность;
  • гибкость мышления.

Карьера

Начинающий менеджер по туризму может претендовать на должность помощника менеджера, в обязанности которого входит работа на телефоне или беседа с клиентами. В дальнейшем он может стать менеджером по работе с клиентами. Средняя зарплата менеджера по туризму складывается из фиксированной части и процентов. Специалисты с опытом работы от пяти лет, имеющие свою клиентскую базу, могут рассчитывать на вдвое большую зарплату. В будущем менеджер по туризму может стать заместителем директора турагентства и даже директором. Туроператоры дают более богатый опыт работы в туризме, чем турагентства. Здесь можно освоить все специализации профессии в организации тура от начала и до конца. При надлежащем старании и стремлению к освоению всеми секретами профессии, можно вырасти до позиции топ-менеджера, который фактически управляет туристским бизнесом и отвечает за увеличением прибыли предприятия, развитием и расширением рынка. В его обязанности входит подписание важных контрактов, ведение переговоров, проведение грамотной рекламной политики, маркетинговых исследований. Соответственно, высок уровень их зарплаты.

Высокий статус в туроператорах имеет travel manager (трэвел-менеджер) или координатор туров, в обязанности которого входит разработка индивидуальных и корпоративных туров. Они, как правило, должны отлично знать курортные места, отели, режимы въезда в разные страны, уметь работать со счетами, кредитными картами, бронировать отели и авиабилеты. Трэвел-менеджеры заключают договора с принимающей стороной, поэтому они обязан свободно владеть как минимум английским языком, иметь навыки подготовки коммерческих предложений и ведения переговоров, знать и выполнять правила делового этикета.

Элитными специалистами считаются также менеджеры по организации делового туризма, которым приходится иметь дело с бизнесменами, привыкшими к высоким стандартам обслуживания, четкости и пунктуальности, независимо даже от форс-мажорных обстоятельств.

Со временем многие успешные менеджеры, освоившие технологию продвижения туристических направлений от начала до конца, могут открыть свой собственный бизнес.

I. Общие положения

1. Менеджер по турпродуктам относится к категории руководителей.

2. На должность менеджера по турпродуктам назначается лицо, имеющее

профессиональное образование, дополнительную подготовку (высшее; среднее) по направлению «Менеджмент и маркетинг в туризме» и стаж работы в туристической деятельности не менее (1 года; 2 лет; 3 лет; др.)

3. Менеджер по турпродуктам должен знать:

3.1. Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», иные нормативные правовые документы, регламентирующие осуществление туристской деятельности.

3.2. Географию стран мира.

3.3. Методики планирования туров.

3.4. Транспортные системы в туризме.

3.5. Системы бронирования и оформления услуг.

3.6. Схемы работы с отелями, гостиницами, компаниями-перевозчиками (авиа, железнодорожными, автобусными, круизными и др.), иными организациями.

3.7. Порядок работы консульско-визовых служб.

3.8. Правила страхования туристов.

3.9. Основы туристского права.

3.10. Договорное право в туристской деятельности.

3.11. Основы маркетинга и менеджмента.

3.12. Тактику проведения деловых переговоров.

3.13. Иностранный язык.

3.14. Справочную информацию по туризму (справочники, периодические издания, научные публикации, др.), туристские каталоги.

3.15. Правила оформления туристской документации (туристических путевок, ваучеров, страховых полисов и др.).

3.16. Стандарты делопроизводства (классификация документов, порядок оформления, регистрации, прохождения, хранения и др.).

3.17. Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникаций и связи, компьютера.

3.18. Методики составления отчетности.

4. Назначение на должность менеджера по туризму и освобождение от должности производится приказом руководителя организации.

5. Менеджер по туризму подчиняется непосредственно _____________________________________________.

6. На время отсутствия менеджера по туризму (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Менеджер по турпродуктам:

1. Изучает справочники по туризму, каталоги, иные источники туристской информации с целью формирования собственных информационных баз по туроператорам.

2. Изучает требования клиентов к туристским продуктам, осуществляет анализ маркетинговых исследований спроса на туристские услуги.

3. Устанавливает контакты с туроператорами с целью изучения программ туров, определения туров, пользующихся наибольшим спросом у клиентов.

4. Разрабатывает предложения по координации турпродуктов с учетом индивидуальных и специальных требований клиентов (диета, медицинские показания, инвалидность, пр.). При невозможности изменения составляющих турпродукта организует поиск наиболее приемлемых для клиентов туров.

5. Осуществляет поиск наиболее выгодных по оплате, срокам и качеству обслуживания туроператоров.

6. Заключает договоры с туроператорами на продвижение и реализацию турпродуктов.

7. Принимает участие в планировании мероприятий по продвижению турпродуктов (рекламных кампаний, презентаций, пр.).

8. Разрабатывает стандарты и процедуры предоставления информации о турпродуктах клиентам, готовит инструктивные материалы и проводит инструктаж менеджеров и агентов по продаже турпродуктов.

9. Обеспечивает менеджеров и агентов по продаже турпродуктов распечатками, фотокопиями, каталогами, брошюрами, путеводителями и другими рекламными материалами в количестве, необходимом для информирования клиентов о турпродуктах.

10. Организует составление туристской документации (проектов договоров; ваучеров; иных туристских документов) и контроль за правильностью оформления туристской документации.

11. Обеспечивает бронирование услуг, их подтверждение и оформление.

12. Принимает участие в разработке техники и методики продаж турпродуктов.

13. Организует контроль за:

— реализацией турпродуктов и послепродажным обслуживанием;

— выполнением туроператорами обязательств по заключенным договорам (услуг по размещению, проживанию и питанию туристов; по транспортному, визовому, экскурсионному, медицинскому (лечебно-профилактическому) обслуживанию; по оказанию: услуг культурного и спортивного характера; услуг по страхованию туристов в период турпоездки; услуг гидов-переводчиков и сопровождающих; др.).

14. Изучает жалобы и претензии туристов к качеству туристского обслуживания, выявляет виновных, ведет статистический учет жалоб и претензий, принимает меры по устранению недостатков в обслуживании клиентов, направляет требования туроператорам об объяснении причин нарушения заключенных договоров, готовит предложения по предъявлению претензий к туроператорам, а также по приостановлению или полному прекращению работы с туроператорами, систематически нарушающими условия заключенных договоров.

15. Готовит обзоры, отчеты о проделанной работе, обеспечивает их представление руководству, передачу в архивы на хранение.

III. Права

Менеджер по турпродуктам имеет право:

1. Самостоятельно определять формы работы с туроператорами.

2. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

3. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений организации и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

5. Требовать от руководства организации обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

IV. Ответственность

Менеджер по турпродуктам несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба организации — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

Менеджер по туризму - специалист, который организует путешествие «под ключ»: поможет выбрать страну, оформить необходимые документы и обеспечит необходимой информацией. В нашей должностной инструкции менеджера по туризму прописаны обязанности этого специалиста, среди которых: сбор, изучение и анализ требований клиентов к туристическим услугам, консультирование клиентов, формирование списков туристов и составление графиков заездов в отели.

Должностная инструкция менеджера по туризму

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О.________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Менеджер по туризму относится к категории специалистов.
1.2. Назначение на должность менеджера по туризму и освобождение от нее производится приказом генерального директора организации по представлению менеджера по персоналу.
1.3. Менеджер по туризму подчиняется непосредственно генеральному директору организации.
1.4. На время отсутствия менеджера по туризму его обязанности выполняет другой менеджер по туризму, назначенный приказом генерального директора организации, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
1.5. На должность менеджера по туризму назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, желательно по специальности «менеджер по туризму», а также опыт работы на аналогичной должности не менее одного года.
1.6. Менеджер по туризму должен знать:
- природные, исторические, культурные достопримечательности стран мира;
- традиции, географию и климат российских регионов и зарубежных стран;
- виды средств транспорта и варианты возможных транспортных сообщений с российскими и зарубежными территориями;
- перечень организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков;
- систему классификации гостиниц (в соответствии с приказом Ростуризма от 21 июля 2005 г. № 86); и схемы работы с гостиницами и отелями;
- перечень объектов общественного питания и развлечений, а также организаций оздоровительного и спортивного назначения по своему направлению;
- порядок работы консульско-визовых служб;
- порядок валютного и таможенного контроля;
- туристические каталоги и справочную информацию;
- конъюнктуру туристического рынка;
- основы маркетинга и рекламы;
- правила страхования туристов;
- правила оформления путевок, ваучеров, страховых полисов;
- порядок работы с дисконтными картами;
- правила установления деловых контактов и тактику проведения деловых переговоров;
- методы сбора и обработки информации с применением современных технических средств связи и компьютерных технологий;
- локальные нормативные акты организации.
1.7. Менеджер по туризму руководствуется в своей деятельности:
- законодательными актами РФ;
- уставом организации, правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами организации;
- приказами и распоряжениями руководства;
- настоящей должностной инструкцией.

2. Функциональные обязанности менеджера по туризму

Менеджер по туризму выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Собирает, изучает и анализирует требования клиентов к туристическим услугам.
2.2. Осуществляет поиск наиболее выгодных по стоимости, срокам и качеству предоставляемых услуг туроператоров, оказывающих услуги по размещению и экскурсионному обслуживанию туристов.
2.3. Устанавливает контакты с отелями и организациями, оказывающими экскурсионные и транспортные услуги по перевозке пассажиров; согласовывает с ними основные условия договоров на предоставление услуг и обеспечивать их заключение.
2.4. Участвует в определении стоимости туристического пакета в зависимости от стоимости услуг, включенных в состав тура и собственных расходов.
2.5. Обеспечивает клиента необходимой устной и письменной информацией и консультирует клиентов:
- о правилах въезда в страну и пребывания в ней;
- о порядке и сроках оформления виз;
- о валютном и таможенном контроле;
- о памятниках истории и культуры;
- о транспортном, визовом, экскурсионном обслуживании;
- о размещении и питании туристов;
- о маршруте путешествия и программе пребывания;
- о дате и времени начала и окончания путешествия;
- о порядке встречи, проводов и сопровождения туристов;
- о мерах, обеспечивающих безопасность во время путешествия.
2.6. Формирует списки туристов и составляет графики заездов в отели.
2.7. Получает информацию о месте и времени прибытия туристов, организовывает своевременный отъезд и приезд туристической группы.
2.8. Проводит инструктаж туристов по соблюдению мер безопасности при осмотре достопримечательностей, а также о правилах поведения на транспортных средствах и о правилах оказания первой медицинской помощи.
2.9. Ведет статистику организованных туров и готовит отчетность.
2.10. Незамедлительно информирует руководителя организации и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях с туристами во время происшествия, а также о не возвратившихся из путешествия туристах.

3. Права менеджера по туризму

Менеджер по туризму имеет право:

3.1. Проходить переподготовку и повышение квалификации в порядке, установленном трудовым законодательством и локальными нормативными актами организации.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его профессиональной деятельности.
3.3. Запрашивать и получать от руководителя организации и других специалистов (менеджеров по маркетингу и рекламе, юристов, программистов) документы, информацию, в том числе программное обеспечение, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.4. Выносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.
3.5. Сообщать руководителю обо всех недостатках, выявленных в процессе работы и вносить предложения по их устранению.
3.6. Взаимодействовать со всеми службами организации по вопросам своей профессиональной деятельности.

4. Ответственность менеджера по туризму

Менеджер по туризму несет ответственность за:

4.1. Некачественное и несвоевременное выполнение возложенных на него должностной инструкцией обязанностей в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. Причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации.
4.3. Правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

На рынке туристских услуг выделяют туроператоров (фирмы, осуществляющие деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта), турагентов (фирмы, осуществляющие деятельность по продвижению и реализации туристского продукта) и экскурсионные бюро.

Объем и характер должностных обязанностей и полномочий менеджеров по туризму различается в зависимости от того, в какой фирме они работают.

Основными направлениями деятельности работников турагентства являются: предоставление информации клиентам; работа с клиентами; бронирование и оформление билетов; продажа тура, маркетинг и реклама; работа с туроператорами; выполнение административных функций. Персонал турагентства составляют:

Агент по бронированию

Менеджер по направлению

Директор/начальника отдела турагентства по:

Агент по продажам

Агент по выездному туризму

Маркетингу и продажам

Агент по въездному и внутреннему туризму

Турпродуктам

Связям с общественностью

Ассистент по формированию тургрупп

Работе с клиентами

Менеджер по кадрам

Референт

Руководитель тургруппы

Информационным технологиям

Секретарь

Бухгалтер

Финансам

Основной задачей персонала экскурсионного бюро является предоставление клиентам услуг экскурсовода (гида) в масштабах города, региона, страны. Ее реализует следующий персонал:

Задачами персонала туроператора являются: планирование и составление программы туров; расчет стоимости туров; бронирование и продажа билетов; бронирование мест в гостиницах; составление программ экскурсионных и других дополнительных услуг; инструктаж гидов и водителей; оформление туристской документации; визовое обеспечение; маркетинг и реклама; взаимодействие с турагентствами и другими организациями; прямая продажа турпакетов; заключение агентских и иных договоров; выполнение административных функций. Деятельность туроператора обеспечивают следующие работники:

Первый квалификационный уровень

Второй квалификационный уровень

Третий квалификационный уровень

Оператор по бронированию

Менеджер по направлению

Директор/Начальник отдела туроператора по:

Оператор по продажам

Менеджер по бронированию и продажам

Оператор по выездному туризму

Маркетингу;

Оператор по въездному и внутреннему туризму

Менеджер по работе с клиентами

Бронированию и продажам;

Менеджер по связям с общественностью

Турпродуктам;

Сопровождающий

Связям с общественностью;

Референт

Менеджер по визовому обеспечению

Работе с клиентами;

Секретарь

Менеджер по кадрам

Информационным технологиям;

Финансам

Бухгалтер

В штатных расписаниях большинства туристских организаций нет разделения на менеджеров и начальников подразделений. Обусловлено это тем, что, присваивая должности наименование «менеджер», руководство организации исходит из действующей должностной структуры, согласно которой менеджерами высшего и среднего уровня можно считать всех руководителей, директоров предприятий и организаций, других линейных руководителей, начальников структурных подразделений. Приводимые в настоящем разделе образцы должностных инструкций разработаны на средний уровень менеджеров: менеджера по продаже турпродуктов в турагентстве; менеджера по турпродуктам в турагентстве; менеджера по формированию турпродукта в туроператоре. Если на менеджера возлагается руководство подчиненными работниками по определенному направлению, то ему, как правило, присваивается наименование «главный» или «ведущий».

Примерные должностные инструкции менеджеров могут быть преобразованы в должностные инструкции начальников подразделений туристских организаций путем внесения в них пунктов, устанавливающих обязанности по руководству подчиненными работниками, планированию деятельности подразделений и иными положениями, установленными для работников третьего квалификационного уровня, квалификационными требованиями (профессиональными стандартами) к основным должностям работников туристской индустрии.

Деятельность туристских организаций основывается не только на менеджерах различного уровня, но и на других специалистах. Так, руководители туристских групп, организаторы путешествий и экскурсий, экскурсоводы являются тем персоналом турфирм, который непосредственно предоставляет туристам пакет услуг или координирует его исполнение сторонними организациями.

В зависимости от характера путешествий различают два типа руководителей тургрупп. Первый характерен для выездных путешествий, которые основываются на всех институтах туристической индустрии - гостиницах, оздоровительных комплексах. Задачей руководителей тургрупп при организации таких путешествий является координация работы перевозчиков, гостиниц, экскурсионных бюро и т.д.

Второй тип руководителя тургрупп необходим в путешествиях, осуществляемых активными способами передвижения и нацеленных на активный отдых, оздоровление, тренировки, повышение физической подготовки на природе. Для проведения пеших и конных походов, освоения альпинистских и горнолыжных маршрутов необходимы специалисты-организаторы. Зачастую их называют руководителями и организаторами путешествий. В их задачи входит: предоставление туристам информации о маршрутах, планирование маршрутов, непосредственное участие в путешествиях, обеспечение путешественников жильем или координация их действий по обеспечению жильем (разбивка бивуаков, палаток, пр.), решение вопросов питания и др. Организаторы путешествий или руководители тургрупп, занимающиеся активным отдыхом, должны иметь достаточный опыт, хорошее знание местности, владеть основами жизнеобеспечения людей в природных условиях, пр.

Введение в штат должностей «менеджер по туризму» и «агент по туризму» характерно для небольших туристких компаний, которые стараются минимизировать свой штат и универсализировать функциональные обязанности своего персонала.

ИНСТРУКЦИЯ АГЕНТА ПО ТУРИЗМУ

I. Общие положения

1. Агент по туризму относится к категории технических исполнителей.

3. Агент по туризму должен знать:

3.1. Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», иные нормативные правовые документы, регламентирующие осуществление туристской деятельности.

3.2. Географию стран мира.

3.3. Порядок оформления договоров и заключения контрактов по реализации туров.

3.4. Правила бронирования билетов и услуг.

3.5. Схемы работы с отелями, гостиницами, компаниями-перевозчиками (авиа, железнодорожными, автобусными, круизными и др.), иными организациями.

3.6. Основы туристского права.

3.7. Иностранный язык.

3.8. Правила оформления туристской документации (туристических путевок, ваучеров, страховых полисов и др.).

3.9. Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров.

3.10. Методики составления отчетности.

II. Должностные обязанности

Агент по туризму:

1. Предлагает клиенту имеющийся выбор вариантов проведения отдыха, дает рекомендации и советы по выбору мест отдыха, консультирует клиента об особенностях социально-демографических и природно-климатических условий места отдыха.

3. Предоставляет путеводители, карты, схемы, планы местности.

4. Заключает договор на оказание туристских услуг.

5. Организует взаимодействие с транспортными предприятиями, гостиницами и турагентствами.

7. Оформляет необходимые туристические документы.

III. Права

Агент по туризму имеет право:

1. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

3. Требовать от руководства обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

IV. Ответственность

Агент по туризму несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба организации - в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

(составитель должностной инструкции)

(подпись)

(расшифровка подписи)

(лицо, визирующее должностную инструкцию)

(подпись)

(расшифровка подписи)

С инструкцией ознакомлен:

(подпись)

(расшифровка подписи)