Бухгалтер и финансовый менеджер - четыре отличия. Почему необходимо изучать финансовый менеджмент

Бурное развитие рынка привело к появлению многих ранее неизвестных профессий. Особым направлением в работе многих компаний стал способы управления, при которых затрагиваются все области деятельности. В зависимости от возложенных функций, такой работник может выполнять различные обязанности. Например, контроль и организация продаж или финансовый менеджмент.

Экономические отношения предполагают управление капиталом и прочими средствами компании. Укрупнение бизнеса привело к спросу на специалистов, которые могут профессионально вести финансовые дела и осуществлять их правильный учет.

Финансовый менеджер - это управленец, сочетающий в себе бухгалтера и специалиста, владеющего рыночной ситуацией, одновременно. Он руководит чтобы эффективность их использования стала еще больше, а цели компании были достигнуты в самые кратчайшие сроки.

Финансовый менеджер - лицо, подчиняющееся директору по финансам

Эта должность подразумевает выполнение нескольких функций. Во-первых, это достижение баланса между материальными и финансовыми ресурсами в процессе оборота капитала. Во-вторых, это распределительная функция, которая подразумевает правильное направление денежных потоков. Это также создание фондов и грамотное использование их средств. Последняя функция - это контроль над всеми финансовыми ресурсами и сравнение полученной прибыли с ожидаемым результатом.

Основной задачей, которую выполняет финансовый менеджер, является получение максимальной прибыли при минимальных расходах на производство. Также он должен проводить реструктуризацию чтобы обеспечить их разумное соотношение.

Обязанности финансового менеджера включают поиск источников от сопутствующей деятельности, от реализации неиспользуемых видов имущества, долгосрочных вложений и основных фондов.

Он должен пересматривать в соответствии с рыночной обстановкой, чтобы повысить доходы от продаж. Также в его обязанности входит улучшение финансовых отношений с дочерними предприятиями.

Если компания крупная, то в ее штате есть группа людей, которые занимаются Первоначальной задачей, которую выполняет финансовый менеджер, является построение структуры организации, позволяющей эффективно распределять и контролировать денежные средства.

Он обязан выявить величину потребности компании в финансовых вливаниях. Приветствуется поиск альтернативных источников средств и их разработка с получением конечного результата.

Финансовый менеджер должен всегда быть в курсе ситуации, сложившейся в данный момент на рынке. Он контролирует колебания спроса и предложения, а также ценовой уровень.

Именно поэтому человек, претендующий на эту должность, должен быть коммуникабельным, экономически образованным, любознательным, стремящимся к самосовершенствованию. Он обязан прекрасно ориентироваться в структуре рынка и финансов. От его работы зависит благополучие и процветание любой компании.

— документ, который определяет права, обязанности и статус этого специалиста внутри компании. Также инструкция определяет подчиненность и требования, предъявляемые к этому работнику. Разберемся, что именно собой представляет такой документ и как он составляется.

Кто такой финансовый менеджер?

Современная экономика развивается настолько бурно, что постоянно появляются новые профессии и должности, о которых раньше никто даже не слышал. Именно к таким относится и профессия финансового менеджера. Чем же занимается этот специалист?

На практике под словом «менеджер» понимается человек, занимающийся одним из направлений менеджмента (управления какой-то сферой деятельности), повышением в ней прибыли и уменьшением расходов. Таким образом, финансовый менеджер — это человек, который занимается управлением денежными потоками, двигающимися внутри фирмы, а также между ней и контрагентами по договорам.

Причем должность финансового менеджера вводится только на крупных предприятиях. В небольших фирмах задачи по осуществлению финансового менеджмента решаются совместно руководителем компании и главбухом, на которого возлагаются контрольные функции. В крупных же компаниях финансовым менеджментом нередко занимается специальный отдел, департамент или другое подразделение во внутренней структуре. Если создание такого подразделения нецелесообразно, менеджер может выступать как работник, напрямую подчиняющийся генеральному директору (в этом случае финансовый менеджер часто именуется финансовым директором).

При всем этом единых требований к названию такой должности законом не установлено, общей практики для всех компаний, работающих в финансовой сфере, также пока не выработано. Однако определение места финансового менеджера в структуре компании чрезвычайно важно, поэтому крайне желательно отобразить эту информацию в должностной инструкции — документе, определяющем права, обязанности и ответственность работника.

Роль должностной инструкции финменеджера

Должностная инструкция финансового менеджера не относится к документам, наличие которых всегда требуется по закону. Однако такой документ крайне полезен, потому в большинстве случаев составляется на тех предприятиях, где вводится должность финансового менеджера. Польза от наличия такой инструкции проявляется в следующем:

  1. Она дает возможность четко разграничить обязанности финансового менеджера и других сотрудников, работающих в близких областях. К примеру, частичное взаимопересечение может наблюдаться между обязанностями финансового менеджера и бухгалтера — и как раз инструкция позволяет конкретно определить, кто из них и как будет действовать в различных ситуациях.
  2. Она позволяет работнику четко знать, что именно он обязан делать. Это позволяет ему четко сосредоточиться на конкретных обязанностях и понимать, какие требования руководства могут оказаться необоснованными. Также это улучшает управляемость фирмой, поскольку администрация точно знает, что именно и с кого можно требовать.
  3. Инструкция позволяет объективно судить о качестве работы сотрудника. Если он не справляется с обязанностями, перечисленными в этом документе, это может стать основанием для применения дисциплинарных мер (выговора, лишения премии и т. п.). Также суды в случае спора между работником и компанией по вопросам, касающимся обоснованности увольнения, требуют представить должностную инструкцию. Если ее не будет в наличии, это может стать серьезной проблемой для компании.

Кроме того, должностная инструкция определяет:

  • какое место занимает менеджер в общей структуре компании, кому он подчиняется и кем может руководить;
  • какова его компетенция, какие требования предъявляются к человеку, претендующему на занятие этой должности;
  • какими правами он наделен;
  • какую именно и в каких случаях ответственность он несет в соответствии с законодательством и внутренними нормами предприятия.

Структура должностной инструкции финменеджера

Обязательных требований к тому, как должна выглядеть и из каких частей состоять должностная инструкция финменеджера, закон не устанавливает. Однако есть нормативные акты, на которые следует ориентироваться при разработке такого рода документов. К ним относятся, в частности:

  1. Квалификационный справочник должностей (КСД), принятый Минтрудом РФ в 1998 году. В 2003 году он был дополнен характеристикой должности «Финансовый директор», которую можно использовать как базу для инструкции, предназначенной для менеджера, с поправкой на то, что он может и не выступать в качестве одного из руководящих работников.
  2. ГОСТы по делопроизводству. Они касаются только внешнего оформления документов, однако могут оказаться важными при подготовке любого внутреннего акта предприятия, в том числе должностной инструкции. Например, ГОСТ Р 7.0.8-2013, касающийся делопроизводства и архивного дела, дает определения терминов, используемых при документообороте; ГОСТ Р 6.30-2003 описывает правила, касающиеся размещения грифа и других реквизитов, бланков документации и т. д. Вся эта информация позволит подготовить должностную инструкцию надлежащим образом.

Обычно должностная инструкция финменеджера строится по следующей схеме:

  1. Общие положения. Здесь закрепляется, к какой категории относится финансовый менеджер в конкретной организации (он может быть как специалистом, так и руководителем, если у него есть подчиненные), кому он подчиняется, кем назначается и увольняется. При необходимости здесь же прописывается, какую квалификацию для занятия должности он должен иметь (образование, опыт работы, знание конкретных нормативных актов и т. п.).
  2. Обязанности, возлагаемые на этого работника. Подробнее они будут описаны далее.
  3. Права, которыми наделен работник. Применительно к финансовому менеджеру требуется указать как минимум право подписи соответствующих документов, право вести переписку с подразделениями/филиалами компании и сторонними организациями, право запрашивать и получать сведения, необходимые для работы.
  4. Ответственность, которую несет лицо, занимающее эту должность. Обычно указывается, что менеджер несет дисциплинарную ответственность за неисполнение распоряжений руководства, а также гражданско-правовую, административную и уголовную — в случаях, предусмотренных российским законодательством.

Обязанности, возлагаемые на финансового менеджера

Раздел обязанностей — это главная часть любой должностной инструкции. Не является исключением и инструкция для финансового менеджера. Точный перечень обязанностей будет зависеть от того, в какой сфере работает компания, т. к. деятельность, например, финменеджера банка и финменеджера производственной компании различается довольно сильно. Однако есть и общие моменты:

  • управление финансами компании, ориентированное на то, чтобы они приносили прибыль;
  • разработка планов, прогнозов и бюджетов в различных сферах деятельности предприятия;
  • контроль за оборотными средствами и ускорение их оборачиваемости;
  • управление капиталом организации и принятие мер, направленных на увеличение его цены;
  • анализ экономического состояния организации, достигаемых результатов, аудит;
  • обеспечение платежеспособности и повышение рентабельности предприятия;
  • контроль за финансовой дисциплиной и целевым использованием средств;
  • разработка методов, позволяющих регулировать финансовую составляющую деятельности предприятия (распределение затрат, установление цен и тарифов и т. д.);
  • управление финансовыми активами компании;
  • поиск дополнительных источников финансирования, необходимых для деятельности организации, а также анализ связанных с ними рисков и возможных убытков;
  • консультации руководства по вопросам финансирования производственной деятельности (если таковая ведется);
  • установление и поддержание деловых связей с кредитно-финансовыми организациями, финансирующими работу предприятия;
  • подготовка совместно с бухгалтерами документов по всем платежам компании;
  • проведение в жизнь инвестиционной политики организации;
  • анализ и оценка того, насколько эффективно вложены средства предприятия;
  • расчет ожидаемой прибыли и убытков от работы предприятия;
  • участие в распределении полученной прибыли с учетом заранее подготовленных планов;
  • оптимизация налоговых и иных платежей в бюджеты государства, муниципальных образований, а также во внебюджетные фонды;
  • подготовка отчетов для руководства и учредителей (акционеров) предприятия, касающихся его финансового состояния;
  • консультация руководства компании по текущим финансовым вопросам.

При необходимости этот перечень может быть расширен.

Требования к знаниям и квалификации финансового менеджера

Не менее важен и раздел должностной инструкции, посвященный описанию требований, которые предъявляются к кандидату на должность. Применительно к финансовому менеджеру можно при разработке этого раздела опираться на положения КСД, т. к. там указаны требования, которые одинаково подходят и к финансовому директору, и к финансовому менеджеру.

В частности, финменеджер должен знать:

  • нормативные акты, регулирующие финансовую, экономическую и производственную деятельность компании;
  • нормы и методики, используемые в области бухучета и управления финансами;
  • как минимум основы гражданского, финансового, налогового и хозяйственного права;
  • специализацию и организационную структуру компании;
  • методы, применяемые для анализа финансовой деятельности, рынков, рисков и планирования в этой области;
  • порядок заключения договоров в области работы компании;
  • порядок заключения и исполнения кредитных договоров, методы инвестирования;
  • порядок работы с ценными бумагами;
  • порядок организации аудита;
  • законодательство, касающееся самого труда и его охраны.

КСД в качестве требования по квалификации указывает также на необходимость высшего экономического образования и опыта работы в финансовой или бухгалтерской области не менее 5 лет. Однако нормы КСД являются лишь рекомендательными, поэтому работодатель вправе устанавливать требования и самостоятельно.

Как разрабатывается и применяется должностная инструкция?

Порядок разработки и применения инструкции для финансового менеджера следующий:

  1. Руководитель компании издает приказ о подготовке соответствующего документа. При необходимости он назначает комиссию, которая будет готовить инструкцию, либо конкретное лицо, обладающее необходимым опытом для ее составления.
  2. Готовится проект текста. Если в составе комиссии по подготовке есть представители кадровой или юридической службы, они непосредственно участвуют в подготовке, если же их нет, проект согласовывается с соответствующими подразделениями компании.
  3. Составленный документ утверждается руководителем компании.
  4. Менеджер знакомится с ним под подпись.

При необходимости копия готовой инструкции выдается на руки сотруднику.

В приоритетных целях любой компании должен числиться пункт, суть которого заключается в эффективном управлении ресурсами. Многое зависит от того, какая стратегия была выбрана фирмой. Это способно повлиять на формирование принципов управления денежными потоками, а также на определение взаимоотношений, сложившихся между разными субъектами хозяйственной деятельности. И в данном обзоре мы постараемся рассмотреть, что собой представляет такая специальность, как финансовый менеджер.

Кто может повлиять на эффективную деятельность компании?

Учет, контроль, распределение ресурсов и другие подобного рода функции возлагаются на экономический департамент. Его сотрудники обязаны отвечать за грамотное осуществление соответствующей политики предприятия. Они обязаны формировать такие условия, которые будут содействовать эффективной деятельности компании. Финансовый менеджер должен решать самые разные задачи, которых может быть очень много. Среди них стоит выделить только те, с которыми сотруднику придется сталкиваться чаще всего.

Основные задачи, который должен решать специалист

Итак, какие задачи должны быть решены?

  1. Надо найти варианты наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов.
  2. Необходимо оптимизировать денежный оборот и минимизировать возможные риски.
  3. Требуется грамотно оценивать потенциальные возможности предприятия.
  4. Следует искать решения, с помощью которых можно будет добиться экономической стабильности.
  5. Нужно планировать и контролировать расходы.
  6. Специалист должен работать с клиентами.

Также необходимо решать задачи организационного характера. Функции финансового менеджера должны включать в себя участие в бюджетном процессе и обеспечение функционирования казначейства. Деятельность специалиста подразумевает осуществление контроля над хозяйственной деятельностью, анализ денежных потоков, исследование возможностей использования самых разных инструментов в рамках политики компании.

Простые обязанности, которые должен выполнять сотрудник

Что еще можно сказать о такой специальности, как финансовый менеджер? Обязанности этого сотрудника достаточно обширны. Можно выделить только самые важные из них.

  1. Он должен анализировать бухгалтерский баланс.
  2. Он обязан разбираться в отчетности (бухгалтерской, оперативной и статической).
  3. Он должен проверять финансовую информацию.
  4. Что еще должен делать финансовый менеджер? Обязанности этого сотрудника включают в себя анализ результатов производственно-торговой и финансовой деятельности.
  5. Он должен подвергать анализу и оценке экономическую эффективность, свойственную мероприятиям касаемо вложения денег.
  6. Сотрудник обязан осуществлять контроль над движением денежных потоков.
  7. Он должен прогнозировать итоги вложений денег, оценивая и принимая окончательные решения.
  8. В его обязанности входит разработка программ применения финансовых ресурсов.
  9. Он должен составлять финансовые планы, отчеты относительно применения ресурсов и достижения показателей.
  10. Он обязан заниматься подготовкой документации касаемо финансовых вопросов для предоставления в банковские, налоговые организации.
  11. В его функции входит осуществление контроля над достижением показателей, присущих финансовому плану и программам касаемо эффективного использования ресурсов.

Более сложные обязанности

Деятельность финансового менеджера подразумевает выполнение и более сложных обязанностей. Они следующие:

  1. Специалист должен заниматься формированием валютной политики.
  2. Он обязан обеспечивать валютную деятельность.
  3. В его обязанности входит разработка стратегии, а также участие в формировании бизнес-планов.
  4. Он должен заниматься страхованием финансовых рисков.
  5. Он обязан проводить залоговые, трастовые и лизинговые операции.
  6. Специалист должен анализировать финансово-хозяйственную деятельность компании, рассматривая при этом конъюнктуру рынка.

Тонкости, которые должны быть учтены

Какие еще нюансы должна учитывать подобная работа? Финансовый менеджер на современном этапе должен уметь приспосабливаться к условиям внешней среды, которые способны быстро изменяться. При этом ему необходимо оперативно разрабатывать стратегию предприятия.

Что должен учитывать финансовый менеджер? Управление стратегического характера тесно связано с процессом выработки долговременного курса развития компании, а также с его осуществлением, посредством использования настоящих хозяйственных планов.

В зависимости от того, какими размерами характеризуется компания, а также какие цели ей присущи, вышеперечисленные функции и задачи финансового менеджера могут видоизменяться, детализироваться либо расширяться. К примеру, инвестиционная политика может затрагивать не только реализацию денежных вложений. Она также способна подразумевать под собой вложения средств в уставной капитал другой фирмы либо выпуск собственных ценных бумаг. Средства от их размещения должны использоваться оптимальным способом.

Использованием программных средств для решения задач

В своей работе финансовому менеджеру приходится использоваться самые разные инструменты. Процесс, подразумевающий учет и контроль, является достаточно сложным и ответственным. Специалисту нельзя ошибаться, так как он занимается управлением активами предприятия. Для того чтобы повысить качество, а также максимально систематизировать процессы, компания внедряет всевозможные программы, обладающие широким функционалом. Такой подход позволяет произвести оптимизацию трудовых и временных затрат, повышая эффективность. Соответственно, упрощается деятельность такого специалиста, как финансовый менеджер.

Основные моменты, касающиеся должностной инструкции

Что должна включать в себя должностная инструкция работника? В ней необходимо отразить абсолютно все обязанности, которые будут возложены на специалиста. Ко всему прочему, она должна учитывать полномочия, которыми будет наделен финансовый менеджер. Это поможет ему понять свои права. Соответственно, в будущем он сможет более эффективно реализовывать свою деятельность в полном соответствии с положениями инструкции.

Разработка должностных инструкций происходит при учете особенностей деятельности специалистов в определенных компаниях. Однако есть и сходные параметры.

  1. Базовые положения.
  2. Требования, выдвигаемые к уровню квалификации.
  3. Обязанности.
  4. Критерии оценивания качества выполняемых задач.
  5. Права работника.
  6. Полномочия и обязанности, которыми наделяется руководитель.
  7. Ответственность, которую несет специалист.

Пункты следует описывать четко и полно

Занимаясь составлением должностной инструкции, необходимо четко и полно прописывать все положения. Данный подход не будет позволять сотрудникам компании безответственно подходить к решению поставленных задач. Ко всему прочему, опираясь на положения инструкции, финансовый менеджер сможет более системно организовать трудовой процесс, используя при этом свои права и полномочия более продуктивно.

Если должностная инструкция будет составлена качественно, то специалист, занимающийся подбором персонала, сможет наиболее эффективным образом заполнить пустующие вакансии. Он будет оценивать резюме, руководствуясь положениями должностной инструкции. С помощью такого подхода можно найти не только профессионального финансового менеджера, но и других специалистов, вне зависимости от их специализации.

Заключение

В данном обзоре были рассмотрены основные задачи, функции и обязанности, которыми наделяется финансовый менеджер. Однако стоит понимать, что это только общая информация, и многое будет зависеть от определенной компании, от ее размеров и специализации.

Проблема возникает в основном из-за непонимания предпринимателями отличий между бухгалтерией и финансовым менеджментом. На самом деле их работа тесно взаимосвязана, но, тем не менее,- это абсолютно разные функции.

Бухгалтер и финансовый менеджер - четыре отличия

Ольга Пестрецова, канд. экономич. наук

Кто выполняет функцию финансового менеджера на вашем предприятии? Довольно часто на этот вопрос предприниматели отвечают одинаково: человек, в прошлом главный бухгалтер. В самом деле, многие компании, особенно активно развивающиеся, столкнувшись с необходимостью наличия финансового менеджера, пошли по одному пути: повысили в должности главных бухгалтеров. И столкнулись с проблемой: руководитель всё равно не получает полной информации, требуемой от финансового менеджера, а последний совершенно перегружен. К тому же постоянно находится в стрессовой ситуации, поскольку не может предоставить руководителю то, чего от него ожидают. Проблема возникает в основном из-за непонимания предпринимателями отличий между бухгалтерией и финансовым менеджментом. На самом деле их работа тесно взаимосвязана, но, тем не менее,- это абсолютно разные функции, и выполнять их должны абсолютно разные люди.

Немного истории

Кстати, разветвление и увеличение масштабности функций финансового менеджера происходили естественным путем вслед за развитием самой экономики. Так, до 20-х годов XX столетия на Западе функции финансового менеджера или директора как таковой не было вообще. Работали финансово-экономические отделы, занимающиеся всеми, связанными с финансами, делами. Выделение служб: бухгалтерской, экономической и финансовой началось только в 20-е годы. В это время активно стал развиваться фондовый рынок и основная задача финансистов заключалась в работе с ценными бумагами.

Кризис 30-х годов потребовал от финансистов новой квалификации: необходимы были люди, умеющие оценивать ликвидность, способность предприятий генерировать денежные потоки, и, конечно же, выявлять признаки банкротства компаний по набору индикаторов.

В 40-е годы востребованными стали функции планирования, бюджетирования и оценки денежных потоков. Поскольку Америка в этот период была на высоте (страна не участвовала в войне и зарабатывала огромные деньги на поставках товаров воюющим государствам), ей потребовались оценщики инвестиционной привлекательности предприятий, специалисты, способные прогнозировать будущий потенциал компании.

В 50-е годы возникли новые задачи, потребовавшие от финансистов новых способностей. Задачей номер один становится оптимальное использование ресурсов. Начинают развиваться экономико-математические методы управления активами предприятий, а особенно популярной становится концепция стоимости денег во времени.

60-70-е годы стали периодом управленческого учета. Информация о предприятиях для рынка уже унифицирована и стандартизирована, выявлены основные коэффициенты оценки состояния бизнесов, возникла потребность разбираться в экономике внутри компаний. Развиваются модели оптимизации денежных и материальных запасов.

80-90-е годы ознаменовались бумом инвестиционных рынков. Соответственно, функции финансовых менеджеров расширились еще и в эту сферу. В зону компетенции финансистов вошли расчет и оценка инвестиционных портфелей предприятий.

Таким образом, современный западный финансовый менеджер - это человек, занимающийся всеми перечисленными вопросами. Он планирует будущие денежные потоки, оценивает ликвидность и инвестиционную привлекательность предприятия, анализирует состояние на финансово-валютных рынках и фондовых биржах.

Мы пойдем своим путем…..

В Украине, в силу исторических особенностей, развитие функций финансового менеджера, как и, собственно, возникновение такой должности, происходило немного другим путем. Первые десять лет функционирования страны в условиях рыночной экономики всеми финансовыми вопросами занимались бухгалтеры. Основной задачей этих специалистов была уплата налогов, все остальное - во вторую очередь. Но, поскольку развитие экономики требовало от предприятий качественного выполнения и ряда других задач, специалистам приходилось в экстренном порядке осваивать всю лестницу функций, пройденную Западом за 80 лет. Нельзя сказать, что профессиональных финансистов в то время не было вообще - в экономических ВУЗах и в советское время существовали факультеты банковских финансов и финансов предприятий. Тем не менее, знаний, требующихся от специалиста компании, функционирующей в условиях рыночной, а не плановой, экономики, они не давали.

Период западных 20-х годов, т. е. этап освоения ценных бумаг, Украина фактически проскочила. Сейчас с ценными бумагами работают только отделы корпоративных прав банков, инвестиционные компании и предприятия-эмитенты ценных бумаг. Финансовым менеджерам других предприятий с этой задачей столкнуться не пришлось, а те, кто выполняет функции, связанные с ценными бумагами, реализует их в достаточно усеченном виде в силу неразвитости фондового рынка Украины. Современная тенденция украинского бизнеса - переквалификация бухгалтеров в финансовых менеджеров или директоров. Формально это выглядит приблизительно следующим образом: бухгалтер через какое-то время повышается до главного бухгалтера, а потом - до финансового директора. На практике это означает добавление все новых и новых задач к послужному списку последнего. И вот тут начинаются проблемы.

Четыре отличия

Финансовую деятельность любого предприятия можно условно поделить на три основных направления: бухгалтерский учет и налоги; управленческий учет и бюджетирование; анализ финансового состояния и финансирование деятельности предприятия. Так вот, бухгалтер по определению не может координировать сразу три направления. У него другое образование, другие задачи и даже другой тип мышления. И это ни в коем случае нельзя ставить в вину последнему. Просто финансовый менеджер и бухгалтер - это разные люди, разные должности и разные функции. Это аксиома, которая, в силу все тех же исторических особенностей развития нашей страны, потребовала доказательств. Рассмотрим отличия финансового менеджера и бухгалтера детально.

Итак, профессиональная компетентность. Бухгалтер - это специалист, работающий по системе учета в соответствии с действующим законодательством. Его задачи - вовремя и правильно заплатить налоги и отчитаться перед государственными органами, клиентами и партнерами компании, следить за состоянием счета предприятия и сводить баланс к единому показателю. Это далеко непростая работа. Она требует серьезной профессиональной подготовки и высокой квалификации, особенно в украинских условиях, когда законодательство изменяется с завидной регулярностью. Финансовый менеджер, в свою очередь, должен управлять рабочим капиталом компании, планировать финансовые потоки и бюджеты предприятия, разрабатывать финансовые стратегии. При этом, постоянно анализируя реальное экономическое состояние предприятия, сверяя его с общенациональной и даже международной ситуацией на рынке, должен вовремя принимать определенные финансовые решения для оптимизации ситуации. В придачу к перечисленному, от финансового директора требуется также предоставление руководителю компании достоверной информации о текущем состоянии предприятия, прогноза будущего состояния и плана действий для дальнейшего развития предприятия. Бухгалтер просто не в состоянии этого сделать, поскольку он не располагает необходимой информацией.

Информационную компетентность, вероятно, можно выделить как отдельный пункт различий между бухгалтером и финансовым менеджером. Первый формирует бухгалтерские и налоговые отчеты на основе имеющихся первичных данных и налогового законодательства. Эти цифры - итоги деятельности предприятия за период. То есть, цифры вчерашние. Прогнозирование будущего финансового состояния компании на основе таких данных требует дополнительной их обработки по специальной методике анализа, знание которой не лежит в зоне компетенции бухгалтера.

Финансовый менеджер работает с документами управленческого учета, т. е. обладает информацией о стоимостном результате ежедневной деятельности предприятия, о движении денежных средств, продажах, производстве и закупках, о финансовом состоянии предприятия в разрезе отдельных видов бизнеса, о стратегическом положении предприятия на рынке и, что самое важное, о текущей стоимости компании для учредителей и собственников. Эти данные и ложатся в основу прогнозов, бюджетов и стратегий предприятия. И именно эта информация больше всего интересует руководителя компании.

Простой пример: из определенной инструкции бухгалтер знает, что к определенной дате фирма обязана заплатить определенную сумму - это основная его работа, знать сколько и когда должно быть перечислено для того, чтобы у предприятия не было проблем с законодательством. Финансовый директор, в свою очередь, обладает информацией о состоянии предприятия на текущий момент, а также о будущих планах компании, к примеру, взять кредит. Исходя из этого, он может принять решение: есть ли смысл платить указанную сумму сейчас, или существуют варианты продления срока для оптимизации финансового положения внутри компании. Последнее, кстати, также можно отнести к отличительной черте финансового директора: он ознакомлен с хозяйственным правом и может предложить альтернативные варианты работы службам финансовой отчетности, если в этом есть необходимость.

Естественно, человек, работающий бухгалтером на предприятии, может взять на себя сбор и анализ еще и управленческих данных. Но, таким образом, он будет заниматься уже двумя масштабными и одинаково важными видами деятельности. Помимо необходимости нового образования, человеку потребуется еще и огромное количество дополнительного времени и энергии. Специалисты, справляющиеся с обеими функциями одинаково хорошо, заслуживают уважения, но, к сожалению, их очень мало.

Цели - третья отличительная черта бухгалтеров и финансовых менеджеров. Цель бухгалтера прозрачна и очевидна - соответствие финансовой деятельности предприятия налоговому законодательству. Современный финансовый менеджмент, в свою очередь, ставит перед собой одну глобальную задачу - максимизация рыночной (экономической) стоимости компании при помощи роста доходности капитала предприятия. Бизнес-среда постсоветского пространства в силу многих факторов в полной мере еще не столкнулась с необходимостью приоритетной ориентации именно на эту цель, но западные финансовые менеджеры уже давно работают в этом направлении. Тенденция развития отечественной экономики также позволяет говорить о выходе указанной цели работы финансистов на первый план в ближайшее время.

Различие целей тянет за собой еще один немаловажный момент, отличающий бухгалтера от финансового менеджера,- тип мышления. Финансовый менеджер как человек, ориентированный на финансовый результат и максимизацию рыночной стоимости компании, постоянно сталкивается с необходимостью оценки альтернативных возможностей на рынке капитала. Чтобы направить ресурсы предприятия в самое выгодное русло, он должен принимать финансовые или инвестиционные решения только с учетом всех рисков, при этом обязательно оценив потенциальную доходность всех альтернативных вариантов вложения средств.

Бухгалтеру же не нужна оценка альтернатив. Скорее важными для его работы качествами можно назвать педантичность и пунктуальность. Тот факт, что бухгалтер не обладает альтернативным мышлением, ни в коем случае не является его "минусом". Люди, выполняющие различные задачи, по-разному мыслят, что абсолютно нормально.

Идеальная схема

Итак, аксиома доказана. Функции финансового менеджера и бухгалтера на предприятии, работающем в условиях динамично развивающейся рыночной экономики, должны быть разделены. Один человек теоретически может выполнять обе работы, но это будет связано с немалыми трудностями для него самого, и не обеспечит руководителю возможности получать всю необходимую информацию.

Как уже было сказано ранее, финансовая деятельность предприятия разделяется на три направления. Так вот, идеальной можно назвать следующую схему управления этими направлениями: главный бухгалтер занимается бухгалтерским учетом и налогами; планирование, учет и контроль берет на себя финансовый менеджер, а финансовый директор управляет средствами всего предприятия на основе анализа данных, предоставленных бухгалтерией и менеджером. Часто в компаниях не выделяется функция финансового менеджера - финансовый директор занимается двумя направлениями. Это не настолько важно, как разделение функций бухгалтера и финансиста.

Разделения двух функций, помимо потребностей самого предприятия, требует и рынок. Важность функций, выполняемых финансовым директором достаточно велика, для того чтобы утверждать: от качества их выполнения зависит положение компании на рынке. Именно поэтому финансовые директора фактически единственные из всех функциональных руководителей отделами предприятия обычно входят в совет директоров. А для владельца бизнеса, не занимающегося управлением предприятием, финансовый директор - основное лицо, отвечающее за прибыльность его компании. Поэтому, человеку, выполняющему столь важные функции, лучше заниматься исключительно этим.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gaap.ru

Сергей Татынов

Доцент кафедры менеджмента и логистики ИРБиС СГТУ

Один из главных детских вопросов «Кем быть?» со временем становится вопросом «Куда пойти учиться?»

Один из главных детских вопросов «Кем быть?» со временем становится вопросом «Куда пойти учиться?». Современным старшеклассникам открыты двери огромного числа образовательных учреждений: институтов, университетов, колледжей, лицеев. И очень часто, выбирая тот или иной вуз, определенную специальность, выпускник до конца не понимает, кем же он станет после окончания обучения и что за профессию он выбрал. О том, кто такие финансовые менеджеры и почему они наиболее востребованы современным рынком труда, нам рассказал доцент кафедры менеджмента и логистики ИРБиС СГТУ, к.э.н. Татынов Сергей Иванович.

– Само понятие «финансовый менеджмент» состоит из двух частей: «финансы» и «менеджмент», что главнее в этом названии?

– Хотя этот профиль подготовки относится к менеджменту, сам курс финансового менеджмента стоит особняком. В любом другом менеджменте (производственном, стратегическом) ключевое слово будет – «менеджмент», в финансовом менеджменте ключевое слово – «финансовый». Это совершенно другая сфера деятельности, другие навыки, приемы и другое образование.

Финансовый менеджмент – это управление финансовыми потоками на предприятии, в более широком смысле это управление деятельностью предприятия финансовыми методами. Акцент, конечно, не на управлении, а на финансах. Вообще, финансовый менеджмент – это не самостоятельная наука, а прикладной курс, набор инструментов и методов, которые применяются именно для управления денежными потоками.

– К чему должен быть готов человек, решивший поступить учиться на финансовый менеджмент?

– Сразу хочу уточнить, что финансовый менеджмент – это не специальность, а специализация, профиль подготовки направления «Менеджмент». Молодым людям, выбирающим для себя профессию, я сказал бы, что если менеджеров хороших у нас в стране мало, то финансовых менеджеров почти нет. Из моих знакомых студентов единицы стали хорошими финансовыми менеджерами. Но они действительно востребованы, у них прекрасный карьерный рост и, конечно, достойная оплата труда. Ведь молодежь при выборе будущей специальности привлекает больше всего именно зарплата. За хорошего финансового менеджера сегодня платят порядка 20000 $. Как-то в разговоре с одним весьма солидным владельцем бизнеса из Европы, президентом крупного холдинга, мы затронули тему оплаты труда финансовых менеджеров. Он сказал, что хорошему менеджеру платит не меньше, чем себе. Хороший менеджер европейского уровня стоит достаточно дорого, хотя он не является собственником бизнеса, он материально не менее успешен, чем его владельцы. Поэтому не нужно ставить в один ряд финансовых менеджеров и менеджеров магазинов, это понятия разного уровня.

Менеджмент – это голова, знания, умения. Бизнес можно потерять, а знания и умения только вместе с головой. Финансовый менеджмент – это серьезная профессия, которой нельзя овладеть очень легко. Естественно, старт – это образование. Поэтому очень важна базовая подготовка людей, которые приходят учиться на финансовые специальности. От них требуется умение воспринимать массу разной информации в больших объемах, знать много терминологии, потому что это дисциплина, в которой пересказать другими словами ничего не получится. Человек за время учебы должен не просто осмыслить огромный объем новой информации, но и обязательно, после окончания вуза или параллельно, начать работать по специальности. И если есть какие-то сложные дисциплины, надо стремиться их постигнуть, а не избегать.

– Есть ли какие-то способности или склонности, которые необходимы для того, чтобы стать успешным финансовым менеджером?

– Если не говорить об особо одаренных людях, талантливых, которые есть в каждой профессии, то, чтобы стать успешным финансовым менеджером, нужен особый тип мышления, аналитический склад ума, хорошая память. Человеку рассеянному, неорганизованному нечего делать в финансах. Ведь, если совсем просто, то финансовый менеджер – это человек, который следит за тем, чтобы на момент каждого платежа у компании была необходимая сумма денег, а в остальной период – не было свободных денег. Бывают ситуации форс-мажора, и тогда именно финансовый менеджер, а не руководитель компании, должен быстро принимать решения и просчитывать не только чисто финансовые возможности, но и еще политические аспекты. Так что финансовый менеджер – это еще и стратег. Именно поэтому выдающиеся финансовые менеджеры в мире на вес золота.