Бог, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода. Как это понимать

ГЛАВА 17. Бог ревнитель


I


«Бог ревнитель» - звучит как-то обидно, правда? Ведь ревность, «чудовище зеленоглазое», известна нам как порок, один из самых зловредных и разрушительных пороков, какие только существуют на свете; в то время, как Бог – и мы в этом уверены - совершенно благ. Как же можно себе представить, что в Нем есть нечто подобное?

Прежде всего, отвечая на этот вопрос, нам нужно помнить, что речь идет не о каком-то воображаемом Боге. Если бы мы сами представляли себе Бога, то, естественно, приписали бы Ему только те качества, которыми сами восхищаемся, и, конечно, ревности бы среди них не оказалось. Никто не стал бы воображать себе ревнивого Бога. Но мы не придумываем себе Бога с помощью собственной фантазии; мы пытаемся прислушаться к словам Святого Писания, где Бог Сам сообщает нам истину о Себе. Ибо Бог, наш Творец, Которого мы никогда не смогли бы постичь своим воображением, Сам открыл нам Себя. Бог говорил. Он говорил через многих людей, через многих посланцев, и главное - через Своего Сына, нашего Господа Иисуса Христа. К тому же, Он не позволил, чтобы Его послания и память о Его великих делах были искажены и утеряны при ненадежной передаче их из уст в уста. Бог устроил так, чтобы все это было собрано воедино в письменной форме. И вот тут-то, в Библии, Божьем «архиве», как назвал ее Кальвин, Бог постоянно говорит о Своей ревности.

Когда Бог вывел израильтян из Египта и привел их в Синайскую пустыню, чтобы дать им закон и завет, прежде всего Он заговорил с ними о Своей ревности. Основанием второй заповеди, сообщенной Богом Моисею и записанной «перстом Божиим» на каменной скрижали (Исх.31:18), было следующее: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх.20:5). Некоторое время спустя Бог еще раз и еще более настойчиво сказал об этом Моисею: «Господь... имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исх.34:14). Последний стих чрезвычайно важен. Откровение Божьего имени (то есть, как и всегда в Писании, Его естества и характера) - это основная тема Книги Исхода. В третьей главе Бог провозгласил, что Его имя - «Сущий», а в главе 6 назвал Себя «Иеговой» (Господом). Эти имена говорят, что Он самодостаточен, независим и всемогущ. Далее в главе 34 Бог провозгласил Свое имя Моисею, сказав ему, что «Господь» - «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость,.. прощающий вину,.. не оставляющий без наказания» (Исх.34:5-7). Это было имя, возвещающее Его нравственную славу. А через семь стихов, в том же разговоре с Моисеем, Бог подытожил и обобщил откровение Своего имени, назвав Себя Богом «ревнителем». Становится ясно, что это неожиданное слово обозначало такое качество характера Бога, которое не только не шло вразрез с уже открытыми Его чертами, но и в каком-то смысле вмещало их в себя. А поскольку это свойство было воистину Его «именем», то было очень важно, чтобы Божий народ четко его осознал.

Библия немало говорит о ревности Бога. Божья ревность упоминается в Пятикнижии (Чис.25:11; Втор.4:24; 6:15; 29:20; 32:16,21), в исторических книгах (И.Нав.24:19; 3Цар.14:22), в книгах пророков (Иез.8:3-5; 16:38,42; 23:25; 36:5-8; 38:19; 39:25; Иоил.2:18; Наум.1:2; Соф.1:18; 3:8; Зах.1:14; 8:2) и в Псалмах (77:58; 78:5). Мы постоянно видим ревность как мотив к действию - действию либо гнева, либо милости. «Возревную по святому имени Моему» (Иез.39:25). «Возревновал Я об Иерусалиме и о Сионе ревностью великою» (Зах.1:14). «Господь есть Бог ревнитель и мститель» (Наум.1:2). В Новом Завете Павел обращается к возгордившимся коринфянам: «Неужели мы решимся раздражать Господа» . Один из английских переводов Библии, пожалуй, наиболее верно передает сущность трудного предложения в Послании Иакова 4:5, формулируя его так: «Он до ревности любит Духа, Которого поселил в нас» (ПНВ).


II


Но возникает вопрос: какова природа этой Божьей ревности? Как может ревность быть добродетелью для Бога, будучи пороком для человека? Божьи совершенства достойны всякой хвалы; но как можно хвалить Бога за то, что Он ревнив?

Ответить на этот вопрос можно, если не забывать о двух моментах.

Первое: библейские провозглашения Божьей ревности носят антропоморфный характер, то есть, описывают Бога словами, заимствованными из человеческой жизни. В Библии существует великое множество антропоморфизмов Божья рука, десница, перст; Его способность слышать, видеть и чувствовать запах; Его нежность, гнев, раскаяние, смех, радость и т. п. Рассказывая нам о Себе, Бог использует подобные слова, потому что язык, заимствованный из нашей собственной жизни, - это самое точное средство, каким можно выразить наши мысли о Нем. Он – Личность, мы - тоже личности, как ничто другое во всем остальном физическом творении. Из всех творений только человек был создан по образу Божьему. И поскольку мы похожи на Бога больше, чем любое другое известное нам творение, то Бог избрал человеческий, а не какой-то другой язык для того, чтобы наиболее понятно и наименее запутанно изобразить нам Себя. Об этом мы говорили две главы назад.

Однако, когда речь идет об антропоморфизмах, описывающих Бога, очень легко начать мерить не с того конца. Необходимо осознать, что человек не мера для своего Творца, и говоря о Боге человеческими словами, мы совсем не предполагаем в Нем обычных, тварных, человеческих несовершенств и ограничений - ограничений в познании, силе, предвидении, могуществе, постоянстве и так далее. Надо помнить также, что в характере Бога нет ничего похожего на те аспекты человеческих качеств, которые несут на себе признаки растлевающего действия греха. Например, Божий гнев совсем не похож на недостойный взрыв эмоций, выдающий гордыню и слабость, каким часто бывает гнев человеческий. Это святость, реагирующая на зло со всей нравственностью и славой. «Гнев человека не творит правды Божией» (Иак.1:20); но гнев Бога - это именно Его праведность в справедливом действии. Точно так же, Божья ревность не складывается из раздражения, зависти и злости, что нередко характерно для ревности человеческой, напротив, это (буквально) достойная всякой хвалы ревностность, стремление сохранить нечто в высшей степени драгоценное. Тут мы подходим к следующему моменту.

Второе: среди людей существует два вида ревности, и только один из них является пороком. Порочная ревность говорит примерно так: «Я хочу владеть тем, что есть у тебя, и я ненавижу тебя за то, что у меня этого нет». Это инфантильная обида, которая возникает из завистливости и выражает себя в злобности, зависти и зловредных действиях. Она ужасающе сильна, а вскармливает ее гордыня, стержень нашего греховного естества. Этой ревности присуща какая то сумасшедшая одержимость, и если ей потакать, она разорвет в клочья даже самый крепкий характер. «Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?» спросил когда-то мудрец (Прит.27:4). Именно такое чувство - сексуальная ревность, сумасбродная ярость отвергнутого или вытесненного поклонника.

Но есть и другая ревность - ревностное стремление сохранить взаимоотношения любви или отомстить за их разрушение. Эта ревность также действует в сексуальной сфере. Однако она проявляется не как слепая ярость уязвленного самолюбия, но как плод супружеской любви. Как писал профессор Р. Тэскер, супруги, которые «не чувствовали бы ревности при вторжении любовника или прелюбодейца в их дом, безусловно обнаруживали бы недостаток нравственного восприятия; ибо сущность брака заключается в его исключительности» . Такая ревность - добродетель, ибо в ней мы видим осознание истинного смысла взаимоотношений мужа и жены и стремление хранить их в неприкосновенности. Ветхозаветный закон утверждал правомерность подобной ревности и предписывал «приношение ревнования» и особую церемонию, через которую муж, подозревавший жену в неверности и одержимый «духом ревности», мог убедиться в правомерности или неправомерности своих подозрений (Чис.5:11-31). Ни в этом, ни в другом месте, говорящем о ревности обманутого мужа (Прит.6:34), Писание ни словом не намекает на то, что его настроения не слишком-то нравственны. Напротив, стремление оградить свой брак от вторжений и наказать всякого, кто этот брак оскверняет, признается естественным, нормальным и справедливым - т.е. доказательством того, что человек высоко ценит свой брак, как это и должно быть.

Писание всегда рассматривает Божью ревность, как этот последний ее вид: то есть, как один из аспектов Его любви к Своему народу в завете с ним. Ветхий Завет рассматривает Божий завет как брачный союз Бога с Израилем, требующий исключительной любви и верности. Поклонение идолам и все компромиссные отношения с неизраильтянами-идолопоклонниками породили непослушание и неверность, которые в глазах Бога были не чем иным, как духовным прелюбодеянием, и вызвали у Него ревность и желание отомстить. Все упоминания Моисеева закона о Божьей ревности связаны с идолопоклонством в той или иной форме. Все они приводят к основанию второй заповеди, которую мы процитировали выше. То же самое можно сказать и о других текстах: И.Нав.24:19; 3Цар.14:22; Пс.77:58; в Новом Завете 1Кор.10:22. В Книге пророка Иезекииля 8:3 идол, которому поклонялись в Иерусалиме, назван «идолом ревности, возбуждающим ревнование». В 16 главе той же книги Бог описывает Израиль в образе неверной жены, связавшей себя нечистым союзом с идолами Ханаана, Египта и Ассирии, и произносит над ней следующий приговор: «Я буду судить тебя судом прелюбодейц и проливающих кровь - и предам тебя кровавой ярости и ревности» (ст.38; ср. ст.42; 23:25).

Из этих отрывков ясно видно, что имел в виду Бог, говоря Моисею, что Его имя - «Бог ревнитель». Бог имел в виду, что от тех, кого Он возлюбил и искупил, Он требует полной и абсолютной верности и будет доказывать Свои требования строгими наказаниями, если они неверностью предадут Его любовь. Кальвин попал в самую точку, так объяснив основание второй заповеди:


«Господь очень часто обращается к нам как муж... Поскольку Он исполняет Свой долг истинного, верного супруга, то требует от нас любви и целомудрия - то есть, требует, чтобы мы не позволяли своим душам вступать в прелюбодеяние с сатаной... Чем целомудренней и чище супруг, тем сильнее он будет оскорблен, видя влечение своей жены к сопернику. Так и Господь, обручивший нас Себе в истине, провозглашает, что горит самой пылкой ревностью всякий раз, когда, пренебрегая чистотой Его святого брака, мы оскверняем себя отвратительными похотями - особенно, когда поклонение Его Божеству, которое должно было сохраняться в неприкосновенности с особой тщательностью, переносится на кого-то другого или растлевается каким-нибудь предрассудком. Ведь этим самым мы не только нарушаем клятвы, данные при обручении, но оскверняем брачное ложе, допуская на него прелюбодеев» .


Для того чтобы рассмотреть этот вопрос в истинном свете, необходимо заметить еще вот что. Как мы уже видели, Божья ревность к Своему народу предполагает Его любовь в завете с людьми. Эта любовь не какое-то мимолетное увлечение, случайное и бесцельное, но выражение всевышнего предназначения. Цель Божьей любви в Его завете со Своим народом - сохранить его на земле на протяжении всей истории, а потом взять Своих верных всех веков к Себе во славу. Божья любовь в Его завете - это центр Божьего замысла для всего мира. И понимать ревность Бога следует именно в свете Его замысла для всего мира. Ибо конечная цель Бога, согласно Библии, состоит из трех моментов: доказать Свою правоту и праведность, показав Свое всемогущество в суде над грехом; искупить Свой избранный народ; быть любимым и прославляемым этим народом за все Его славные дела любви. Бог ищет того, чего должны искать мы, - Его славы, в людях и через людей, - и все это для того, чтобы закрепить одну мысль, мысль о том, что Он - Бог ревнитель. Его ревность во всех своих проявлениях - это именно «ревность Господа Саваофа» (Ис.9:7; 37:32; ср. Иез.5:13) по исполнению Его собственного предназначения справедливости и милости.

Итак, ревность Бога побуждает Его, с одной стороны, судить и осуждать на погибель неверных среди Своего народа, то есть тех, кто впадает в идолопоклонство и грех (Втор.6:14-15; И.Нав.24:19; Соф.1:18), а также судить врагов праведности и милости повсюду (Наум.1:2; Иез.36:5-6; Соф.3:8). С другой стороны, ревность заставляет Его вновь поднимать Свой народ после наказания, если тот смирился и очистился (наказание пленением - Зах.1:14; 8:2; наказание набегом саранчи - Иоил.2:18). Чем вызваны эти действия Бога? Тем, что Он «возревновал по святому имени Своему» (Иез.39:25). Его «имя» - это Его естество и характер как Иеговы, Господа, Вершителя истории, Защитника праведности и Спасителя грешников; и Бог хочет, чтобы Его «имя» знали, чтили и славили. «Я - Господь, это - мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному» (Ис.42:8; 48:11). В этих отрывках заключена квинтэссенция Божьей ревности.


III


Каково же практическое значение всего сказанного для тех, кто исповедует принадлежность к народу Божьему?

1. Божья ревность требует, чтобы мы были ревностны о Боге.

Так же, как истинным ответом на Божью любовь может быть только наша любовь к Нему, истинным ответом на Его ревность может быть только наша ревностность о Нем. Его забота о нас велика; наша забота о Нем должна быть не менее велика. Запрет идолопоклонства, данный во второй заповеди, предполагает, что Божий народ должен быть страстно и полностью предан Ему Самому, Его замыслу и Его чести. В Библии это называется ревностностью, а иногда и прямо ревностью о Боге. Как мы видели, Сам Бог являет эту ревностность, а значит, она должна быть и у Его народа.

Классическое описание ревностности было дано епископом Дж.С.Райлом. Мы процитируем его полностью.


«Ревностность в религии - это пылкое желание угодить Богу, творить Его волю и нести Его славу в мир всеми возможными путями. Такое желание не возникает в человеке естественным образом, но при обращении дух вкладывает его в сердце каждого верующего. Но есть верующие, которые ощущают его гораздо сильнее остальных, и только их можно назвать «ревностными» людьми...

Ревностный человек в религии – это, прежде всего, человек одной цели. Недостаточно сказать, что он целеустремлен, упорен, настойчив, пылок духом, не терпит компромиссов и действует от всего сердца. Его заботит лишь одно, он видит только одно, живет только для одного, поглощен лишь одним; и это одно есть желание угодить Богу. Живет он или умирает, здоров он или болен, богат он или беден, угождает ли он людям или обижает их, считают ли его мудрецом или глупцом, обвиняют его или хвалят, воздают ему честь или позор - все это для ревностного человека совершенно неважно. Он горит лишь для одного; и это одно - стремление угодить Богу и нести еще дальше славу Божью. И если он сгорает в своем пламени, ему все равно, он доволен. Он чувствует, что, подобно светильнику, создан, чтобы гореть. И если при этом сгорает он сам, то он всего лишь совершает то, к чему предназначил его Бог. Такой человек всегда найдет применение своей ревностности. Если он не может проповедовать, работать и давать деньги, он будет взывать, вздыхать и молиться... Если он не может сражаться на равнине вместе с Иисусом Навином, он взойдет на холм, чтобы трудиться вместе с Моисеем, Аароном и Ором (Исх.17:9-13). Если сам он не в состоянии работать, он не даст Богу покоя до тех пор, пока помощь не придет откуда-нибудь еще и дело не будет завершено. Именно это я имею в виду, говоря о «ревностности» в религии» .

Ревностность, позвольте заметить еще раз, заповедана и всячески одобряется Писанием. Христиане должны быть «ревностными к добрым делам» (Тит.2:14). Павел хвалит коринфян за ту ревность, какую они проявили после его обличения (2Кор.7:11). Илия «возревновал о Господе Боге Саваофе» (3Цар.19:10,14), и Бог вознаградил его ревностность: Он послал огненную колесницу, чтобы взять его на небеса, Он избрал его представителем «благочестивого собрания пророков», чтобы стоять рядом с Моисеем на горе преображения и беседовать с Господом Иисусом. Когда Израиль своим блудом и идолопоклонством вызвал гнев Бога и Моисей приговорил преступников к смерти, все были в слезах. Один же человек воспользовался именно этим моментом и на глазах у всех привел к себе развеселую мидианитянку. Тогда Финеес, почти вне себя от отчаяния, пронзил их обоих копьем, и Бог похвалил Финееса за то, что он показал ревность по Боге, и «не истребил сынов Израилевых в ревности» Своей (Чис.25:11,13). Павел был ревностным человеком, человеком одной цели, готовым полностью отдать свои силы Господу. Перед лицом угрожавших ему страданий и тюремного заключения он провозгласил: «Я ни на что не взираю и не дорожу своей жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян.20:24). И Сам Господь Иисус был наивысшим примером ревностности. Наблюдая за тем, как Он очистил храм, «ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин.2:17).

А что же тогда мы с вами? Снедает ли - обладает ли нами, - поглощает ли нас ревность по дому Божьему и по делу Божьему? Можем ли мы вслед за Господом повторить: «Моя пища есть творить волю Пославшего меня и совершить дело Его?» (Ин.4:34). Какими учениками являемся мы сами? Разве не нужно нам молиться вместе с пламенным евангелистом Джорджем Уайтфилдом - человеком настолько же смиренным, насколько и ревностным: «Господь, помоги мне начать начинать».


2. Ревность Божья угрожает церквям, которые не ревностны по мнению Бога.

Мы любим свои церкви; с ними у нас связаны священные ассоциации; нам трудно хоть сколько-нибудь серьезно помыслить, что они могут быть неугодны Богу. Но Господь Иисус однажды обратился с посланием к одной церкви, очень похожей на некоторые из наших, - к весьма самодовольной церкви в Лаодикии, - и в этом послании сказал лаодикийской общине, что недостаток их ревностности вызывает у Него великое недовольство: «Знаю твои дела; ты не холоден, не горяч; о, если бы ты был холоден или горяч!» Все что угодно было бы лучше самодовольной апатии! «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих... Итак будь ревностен и покайся» (Oтк.3:15-19). Как много церквей сегодня - здоровых, респектабельных, но теплых? С каким же словом должен обратиться к ним Христос? На что нам надеяться, если не на то только, что по милости Бога, и во гневе помнящего милость, мы обретем ревностность для покаяния? Оживи нас, Господи, до того, как настанет день Суда!

В ы когда-нибудь играли в «ассоциации»? Благодаря этой игре можно узнать, как человек связывает разные идеи, чувства, переживания и даже информацию. Если я скажу какое-нибудь слово, что первое вам придет в голову? К примеру, я могу сказать «собака», а вы можете на это подумать «кошка». Или «мех» — «пальто». А что, если я скажу «Бог»? Что вы мне ответите? «Благой»? «Любящий»? «Царь»? «Великий»? Конечно, в голову начинает приходить огромное количество слов. Но как насчет слова «Ревнитель»?

Моисей был человеком, который разговаривал с Богом лицом к лицу. Так люди обычно разговаривают со своими друзьями. Моисей был тем, кто знал, что Бог благой, любящий, всемогущий, святой и великий. Но ни одно из этих слов он не выбрал для того, чтобы описать Бога. В книге Исход Моисей дает повеление сынам Израиля: «Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их. Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель» (Книга Исход 34:13,14).

Заметили, что Бог не просто ревнивый, Его имя – Ревнитель. Вас когда-нибудь предупреждали члены семьи вашего возлюбленного/возлюбленной о некоторых чертах его/её характера? Почти то же самое сделал Моисей. Он Ревнитель. Это часть Его личности. Бог не будет делить вас с Ваалом, Молохом или Дагоном. Поэтому разрушь жертвенники, сокруши столбы, выруби священные рощи. Господь хочет, чтобы ты полностью принадлежал Ему.

Подписывайтесь:

Вы не услышите об этом в проповедях. И об этом не споют в песнях. Ведь это никак не вяжется с тем добрым Санта Клаусом, с которым люди ассоциируют Бога. Но мы должны помнить об этой части Его личности. Бог — Ревнитель!

Ревнитель не хочет делить твое сердце с кем-то еще. Ревнителя не успокоит твоя «подачка» в виде утреннего похода в церковь или пожертвования. Ревнителю не будут нравиться дела, даже очень важные дела, которые будут вытеснять Его из твоей жизни. Ревнитель не потерпит ни единого греха, который станет между вами. Ревнитель не будет игнорировать твое «заигрывание» с миром. Ревнитель не будет играть с тобой в игры, такие как «неполное посвящение». Ревнителя не убедить отговорками и оправданиями… даже в форме долгой молитвы. Ревнителя нельзя обмануть, ведь Он видит твое сердце. И только одним Его можно удовлетворить. Он желает тебя. Полностью. Для Себя.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. ()

Что значит выражение «Бог-ревнитель»?
краткий конспект одноимённой дискуссии

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ

Еврейское слово: «qin’ah» и греческое слово «zelos», которые в Библии переведены словом «ревность», означают «тепло» или «жар». Оба слова в Библии используются как в позитивных, так и в негативных контекстах для подчеркивания положительного или отрицательного оттенка чувств. Самым интересным является то, что это слово в зависимости от контекста переводится по-разному: ревность; зависть; раздражение (когда злишь кого-то); негодование, возмущение; вспышка негодования, вызванная несправедливостью; рвение, старание, усердие.

II. РЕВНОСТЬ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЧУВСТВО.

Когда в Библии говорится о человеческой ревности, то она может означать либо хорошее чувство, либо - плохое.

1. Ревность как плохое чувство:
А. Слово, переведённое как «зависть».
Деяние 7:9 «Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним»;
«Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти»;
«…потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?»;
«Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков»;
«Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину… ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое».

Б. Слово, переведённое как ревность:
— Супружеская ревность.
Библия упоминает о ревности как о сильнейшем чувстве, испытываемом мужем по отношению к чистоте и верности жены: «Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, потому что ревность — ярость мужа, и не пощадит он в день мщения».

— Закон ревности.
«Закон ревности» был дан людям Богом в Числах 5:11-31. Закон Божий объясняет, что делать в том случае, когда на мужа «найдет дух ревности, и он будет ревновать жену свою».

2. Ревность как праведное чувство:
Такая ревность в Библии называется «Ревностью Божьей» или «ревностью по Господу», потому что в основах этого чувства заложено желание почтить Бога.
«Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее».
«И поехал оттуда, и встретился с Ионадавом, сыном Рихавовым, шедшим навстречу ему, и приветствовал его, и сказал ему: расположено ли твое сердце так, как мое сердце к твоему сердцу? И сказал Ионадав: да. Если так, то дай руку твою. И подал он руку свою, и приподнял он его к себе в колесницу, и сказал: поезжай со мною, и смотри на мою ревность о Господе. И посадили его в колесницу».
«Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою», а также
«Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению».

Ревность, согласно Библии, является чувством, свойственным не только человеку, но и Богу.

III. РЕВНОСТЬ КАК ЧУВСТВО, СВОЙСТВЕННОЕ БОГУ.

1. Бог как супруг…
Когда слово «ревность» используется применительно к Господу Богу, оно всегда имеет оттенок праведности. В таких случаях, как правило, библейское описание является антропоморфным (очеловечивающим), потому что использует язык описания взаимоотношений между мужем и женой, и в частности подчеркивает справедливое чувство мужа имеющего полные права на свою супругу.
«И сказал мне Ангел, говоривший со мною: провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Иерусалиме и о Сионе ревностью великою».

Библия постоянно использует подобный язык применительно к взаимоотношениям между Господом Богом и Его народом. Бог Сам назвал Израиль своею супругой, от которой требует полного и безоговорочного посвящения. Неверность Богу-супругу, выражающаяся в поклонении чуждым богам и идолам, Слово Божье называет прелюбодеянием. Именно это духовное прелюбодеяние разжигает в сердце Бога обиду и ревность:
«Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями разгневали Его: приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши. А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя… Они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их»;
«И делал Иуда неугодное пред очами Господа, и раздражали Его более всего того, что сделали отцы их своими грехами, какими они грешили»;
«…огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его»;
«И простер Он как бы руку, и взял меня за волоса головы моей, и поднял меня дух между землею и небом, и принес меня в видениях Божиих в Иерусалим ко входу внутренних ворот, обращенных к северу, где поставлен был идол ревности, возбуждающий ревнование. И вот, там была слава Бога Израилева, подобная той, какую я видел на поле. И сказал мне: сын человеческий! подними глаза твои к северу. И я поднял глаза мои к северу, и вот, с северной стороны у ворот жертвенника — тот идол ревности при входе. И сказал Он мне: сын человеческий! видишь ли ты, что они делают? великие мерзости, какие делает дом Израилев здесь, чтобы Я удалился от святилища Моего».

Вопрос: Почему Бог имеет право требовать от нас верности?
Чаще всего на этот вопрос отвечают следующим образом: Бог имеет право требовать от нас верности, потому что:
… Он - наш Создатель.
… Он - наш Отец.
… Он - наш Спаситель.
… Он наш Бог.
…Мы всецело принадлежим Ему.
Все эти ответы без исключения являются абсолютной истиной. Но существует ещё одна очень важная причина, по которой Бог имеет полное право требовать от нас верности по отношению к Нему. Ею является Божья верность. Он любит нас совершенной любовью и остаётся верным нам даже тогда, когда мы ему изменяем.
Божья любовь настолько сильна, что ничто не может отлучить нас от нее:
«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? …Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

2. Завет с Богом - завет супружества.
А. Заповедь оставаться верным своему Богу.
Когда Господь Бог заключил завет с народом Израилевым, Он дал ему Свой Закон, который запрещал им поклоняться кому-либо другому, кроме Творца.
«…ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель».

Б. Предупреждение о последствиях неверности Богу.
Бог не только запретил Своему народу поклоняться идолам, но и предупредил, какое наказание ожидает народ Божий за непослушание и неверность своему Богу:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».

3. Ревность как проявление праведного гнева Божия.
А. Очень часто слово «ревность» используется для описания праведного гнева Божия:
«Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь? »

Б. Гнев Божий возгорается на тех, кто ненавидит Его и не исполняет Его заповедей:
«Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись. Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас; ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли».

В. Божий гнев имеет ту же силу и энергию, как и совершенная любовь Бога:
Песни Песней 8:6 «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный».

Говоря о ревности Господа Бога, необходимо понять, что подобный язык (супружеская символика) используется Библией для того, чтобы как можно ярче проиллюстрировать чувства, свойственные нашему Творцу. Супружеская неверность порождает обиду, возмущение, ревность и гнев в сердце любящего супруга. Подобные чувства испытывает наш Создатель, когда мы - Его творение - оказываемся неверными Ему.

«Неужели мы решимся раздражать [провоцировать гнев] Господа? Разве мы сильнее Его?»

Решимся ли мы провоцировать гнев Божий?

Другие тексты

Бог-ревнитель.
Это значит, Он освобождает место в себе для вмещения нашей любви.
Быть в Боге - это еще и место там надо свое обрести.
Не купить.
Не забронировать.
А Любить всегда Бога, то быть всегда в Боге.
...
Ревность Бога для нас - ПОДАРОК.
Подарок Райский.

А почему ревность земного существования принимается негативно?
Ревновать, значит тоже освобождать место для новой грани, страницы чувства любви своей половинки.
Если сказали один раз ЛЮБЛЮ - это не показатель любви постоянной.
Любовь должна быть в движении.
У нее своя погода. законы вмещения и закон От и До.

Ревность по-научному, дает возможность быть новой Весне и новым Озарениям.
Ревновать, значит ожидать нового, как смену времен года.
Некоторые ученые говорят, что у природы нет законов.
И наверное, правы. Потому что везде правит, только Закон Божий!
Бог - ревнитель до его исполнения и любви.

Дополнительная информация.

Что значит выражение «Бог-ревнитель»?
краткий конспект одноимённой дискуссии

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ

Еврейское слово: «qin"ah» и греческое слово «zelos», которые в Библии переведены словом «ревность», означают «тепло» или «жар». Оба слова в Библии используются как в позитивных, так и в негативных контекстах для подчеркивания положительного или отрицательного оттенка чувств.
Самым интересным является то, что это слово в зависимости от контекста переводится по-разному: ревность; зависть; раздражение (когда злишь кого-то); негодование, возмущение; вспышка негодования, вызванная несправедливостью; рвение, старание, усердие.

II. РЕВНОСТЬ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЧУВСТВО.

Когда в Библии говорится о человеческой ревности, то она может означать либо хорошее чувство, либо – плохое.

1. Ревность как плохое чувство:
А. Слово, переведённое как «зависть».
Деяние 7:9 «Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним»;
Римлянам 13:13 «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти»;
1 Коринфянам 3:3 «…потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?»;
2 Коринфянам 12:20 «Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков»;
Иакова 3:14,16 «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину… ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое».

Б. Слово, переведённое как ревность:
- Супружеская ревность.
Библия упоминает о ревности как о сильнейшем чувстве, испытываемом мужем по отношению к чистоте и верности жены: Притчи 6:34 «Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, потому что ревность - ярость мужа, и не пощадит он в день мщения».

Закон ревности.
«Закон ревности» был дан людям Богом в Числах 5:11-31. Закон Божий объясняет, что делать в том случае, когда на мужа «найдет дух ревности, и он будет ревновать жену свою».

2. Ревность как праведное чувство:
Такая ревность в Библии называется «Ревностью Божьей» или «ревностью по Господу», потому что в основах этого чувства заложено желание почтить Бога.
3 Царств 19:10 «Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее».
4 Царств 10:15-16 «И поехал оттуда, и встретился с Ионадавом, сыном Рихавовым, шедшим навстречу ему, и приветствовал его, и сказал ему: расположено ли твое сердце так, как мое сердце к твоему сердцу? И сказал Ионадав: да. Если так, то дай руку твою. И подал он руку свою, и приподнял он его к себе в колесницу, и сказал: поезжай со мною, и смотри на мою ревность о Господе. И посадили его в колесницу».
2 Коринфянам 11:2 «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою», а также
Римлянам 10:2 «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению».

Ревность, согласно Библии, является чувством, свойственным не только человеку, но и Богу.

III. РЕВНОСТЬ КАК ЧУВСТВО, СВОЙСТВЕННОЕ БОГУ.

1. Бог как супруг…
Когда слово «ревность» используется применительно к Господу Богу, оно всегда имеет оттенок праведности. В таких случаях, как правило, библейское описание является антропоморфным (очеловечивающим), потому что использует язык описания взаимоотношений между мужем и женой, и в частности подчеркивает справедливое чувство мужа имеющего полные права на свою супругу.
Захария 1:14 «И сказал мне Ангел, говоривший со мною: провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Иерусалиме и о Сионе ревностью великою».

Библия постоянно использует подобный язык применительно к взаимоотношениям между Господом Богом и Его народом. Бог Сам назвал Израиль своею супругой, от которой требует полного и безоговорочного посвящения. Неверность Богу-супругу, выражающаяся в поклонении чуждым богам и идолам, Слово Божье называет прелюбодеянием. Именно это духовное прелюбодеяние разжигает в сердце Бога обиду и ревность:
Второзаконие 32:16-18,21 «Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями разгневали Его: приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши. А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя… Они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их»;
3 Царств 14:22 «И делал Иуда неугодное пред очами Господа, и раздражали Его более всего того, что сделали отцы их своими грехами, какими они грешили»;
Псалтирь 77:58 «…огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его»;
Иезекииль 8:3-6 «И простер Он как бы руку, и взял меня за волоса головы моей, и поднял меня дух между землею и небом, и принес меня в видениях Божиих в Иерусалим ко входу внутренних ворот, обращенных к северу, где поставлен был идол ревности, возбуждающий ревнование. И вот, там была слава Бога Израилева, подобная той, какую я видел на поле. И сказал мне: сын человеческий! подними глаза твои к северу. И я поднял глаза мои к северу, и вот, с северной стороны у ворот жертвенника - тот идол ревности при входе. И сказал Он мне: сын человеческий! видишь ли ты, что они делают? великие мерзости, какие делает дом Израилев здесь, чтобы Я удалился от святилища Моего».

Вопрос: Почему Бог имеет право требовать от нас верности?
Чаще всего на этот вопрос отвечают следующим образом: Бог имеет право требовать от нас верности, потому что:
… Он – наш Создатель.
… Он – наш Отец.
… Он – наш Спаситель.
… Он наш Бог.
…Мы всецело принадлежим Ему.
Все эти ответы без исключения являются абсолютной истиной. Но существует ещё одна очень важная причина, по которой Бог имеет полное право требовать от нас верности по отношению к Нему. Ею является Божья верность. Он любит нас совершенной любовью и остаётся верным нам даже тогда, когда мы ему изменяем.
Божья любовь настолько сильна, что ничто не может отлучить нас от нее:
Римлянам 8:35, 38-39 «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? …Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

2. Завет с Богом – завет супружества.
А. Заповедь оставаться верным своему Богу.
Когда Господь Бог заключил завет с народом Израилевым, Он дал ему Свой Закон, который запрещал им поклоняться кому-либо другому, кроме Творца.
Исход 34:14 «…ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель».

Б. Предупреждение о последствиях неверности Богу.
Бог не только запретил Своему народу поклоняться идолам, но и предупредил, какое наказание ожидает народ Божий за непослушание и неверность своему Богу:
Исход 20:4-6 «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».

3. Ревность как проявление праведного гнева Божия.
А. Очень часто слово «ревность» используется для описания праведного гнева Божия:
Псалтирь 78:5 «Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь? »

Б. Гнев Божий возгорается на тех, кто ненавидит Его и не исполняет Его заповедей:
Второзаконие 6:13-15 «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись. Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас; ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли».

В. Божий гнев имеет ту же силу и энергию, как и совершенная любовь Бога:
Песни Песней 8:6 «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее - стрелы огненные; она пламень весьма сильный».

Говоря о ревности Господа Бога, необходимо понять, что подобный язык (супружеская символика) используется Библией для того, чтобы как можно ярче проиллюстрировать чувства, свойственные нашему Творцу. Супружеская неверность порождает обиду, возмущение, ревность и гнев в сердце любящего супруга. Подобные чувства испытывает наш Создатель, когда мы – Его творение – оказываемся неверными Ему.

1 Коринфянам 10:22 «Неужели мы решимся раздражать [провоцировать гнев] Господа? Разве мы сильнее Его?»

Решитесь ли вы провоцировать гнев Божий?

Скачать статью в формате word

: 5 написано "Ревниво жаждет безраздельной преданности Ему". Какая это ревность? Ведь если взять ревность саму по себе, - это просто УЖАСНО. Это жизнь в страхе, это постоянное желание просто освободиться от всего этого и все".

Мир вам, Августина!

Ваш вопрос проистекает из ошибки, которую делают очень многие люди, пытающиеся понять Бога и то, что Он говорит о Себе в Библии. Мы все склонны совершать эту ошибку, к сожалению. В чём она заключается? В том, что мы смотрим на себя и на других людей, пытаясь через эти наблюдения постичь, Каков Бог. А должно быть наоборот: мы смотрим на Бога и пытаемся постичь, какие мы... и какими мы должны бы быть, если сотворены по Его образу и подобию.

Например, мы читаем:

«Бог не человек...»


Понимаете? Бог - не человек! И хотя Он вынужден объясняться с нами на нашем несовершенном языке, мы всегда должны помнить, что используя наши слова и знания, Бог пытается рассказать нам о том, с чем мы даже рядом не стояли.

Давайте задумаемся о главном отличии ревнующего человека и ревнующего Бога.

Муж (жена) - несовершенный человек, который, даже если многое может дать супругу, всё равно не может дать ни идеального примера того, как надо жить, ни постоянной радости, ни полного покоя, ни тем более вечной жизни. Человек ревнуею только потому, что видит, как шатается его самоуважение, он хочет побить супруга и наказать, чтобы выместить на супруге ту боль, что оказалась в сердце по причине мнимой или реальной измены. У человека внутри всё переворачивается от ужаса ненадёжности своего положения: мне изменили! Человеческая ревность замешана на эгоизме, который хочет, чтобы его любили, а когда не любят, начинает мучиться и может начать вымещаться боль своих мучений на их причине - неверном или кажущемся неверным супруге, ребёнке, друге...

Бог - Абсолютно Совершенная Личность. Бог абсолютно самодостаточен и не нуждается ни в чьей любви, Сам являясь Источником истинной любви. В Боге нет ни тени эгоизма, требующего самоутверждения за счёт других существ. Бог, в отличие от любого сотворенного существа, является Неиссякаемым Источником постоянной радости, полного покоя, вечной жизни, и тем самым Идеальным примером того, каким должен быть человек. Бог никогда не обижается на Своё творение, даже когда оно пытается вбить гвозди в Его руки.

Поэтому ревность Бога, в основе своей , совсем другая.

Что произойдёт, если человек, вместо того, чтобы всегда быть с Истинным Богом, пойдёт к какому-то другому богу? Общеизвестно, что супруги, даже если не очень, может, любят друг друга, постепенно, живя под одной крышей, общаясь, занимаясь совместными делами, приобретают общие черты. А если они ещё сильно любят друг друга, так вообще, к старости становятся похожими, как брат и сестра. Вот и получается, что если человек «влюблён» в какого-то божка, то он (она) будет постепенно, но неуклонно приобретать качества его характера. Если, например, божок нервный, злобный и мстительный, то человек будет именно таким. Если требовательный и властолюбивый, то человек тоже будет проявлять эти качества характера. Или, например, божок если проповедует невозможность избавиться от греха, то человек так и продолжит жить во грехе, разрушая свою и чужие жизни.

Но если человек влюблён в Истинного Бога, если живёт в близком единстве с Ним, тогда он(она) преображается в Его образ, а значит, обретает всё то, что только Истинный Бог может дать, - радость, покой, способность быть милосердным, долготерпеливым, любящим, прощающим, сильным, творящим только добро... быть как Бог!

Истинный Бог ревнует людей к другим богам, потому что знает, что там, в их объятьях, люди станут морально-нравственными уродами и погибнут, потащив за собой и других людей. А Он не хочет, чтобы кто-нибудь погиб! Он хочет, чтобы все жили вечно и счастливо, и Он может это обеспечить .

ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель.

Огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его.

Понимаете? Богу больно не от того, что мы Его бросили и ушли к другим богам, а от того, что ведь мы там превратимся в такое безобразие, которое будет мучить и себя и других, разрастаясь по планете как раковая опухоль.

Но слава Вседержителю за то, что Он является Ревнителем!

Иис. ...Он Бог святый, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших.

Если бы Бог, бездействуя, терпел все наши беззакония, мы бы уже давно не существовали бы как человеческая раса.

Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание

Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду. Готовы для кощунствующих суды, и побои - на тело глупых.

Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда. Кто усмотрит погрешности свои? От тайных [моих] очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.


Бог говорит нам всем, что любит нас настолько, что готов сражаться за нас, отбивая от божков, заполонивших нашу жизнь, даже рискуя быть неправильно понятым. Только благодаря такой Его любви и такой Его ревности по отношению к нам, мы можем быть уверенными в том, что Он будет сражаться за каждого из нас до последнего, и что Он не позволит злу существовать в нас и вокруг нас.

Ревность человека разрушительна для людей. Ревность Бога разрушительна для греха! Если человек, поддастся ревности Божией и позволит ей действоват, то Бог разрушит оковы греха и освободит человек, но если человек будут цепляться за свои грехи, то тогда, конечно, погибнет вместе с ними.

Посмотрите, к чему ведёт Божья ревность, в отличие от ревности несовершенных мужчин и женщин, заботящихся только о своём «я».

ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа сделает сие.

Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.

Иоил.2:18 И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой.


С любовью в Боге, Который ревниво любит вас, а значит, неустанно сражается за ваше спасение для Вечной Жизни, где Он обнимет вас и назовёт Своей жемчужиной,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

08 фев