Золотая свирель (Сказка). Чудесная дудка

Жил однажды паренек. Не было у него ни отца, ни матери, и бродил он, горький сиротинушка, по белу свету. Брали его хозяева в пастухи, и за кусок хлеба каждый день ему за хозяйскими свиньями да коровами бегать приходилось. Когда паренек уже подрос, работал он как-то у одного хозяина — пас коров. Осень в том году стояла на редкость холодная, никому во двор вы ходить не хотелось: сыро, холодно, нос из дому страшно высунуть. А у паренька и обуви нет, босиком он коров пас. Трясется бедняга от холода. Что делать, не знает. Заплакал он горько-горько. Вдруг, откуда ни возьмись, подходит к сироте старичок и спрашивает:
— Отчего ты, паренек, плачешь?
— Как же мне не плакать, — отвечает паренек, — хозяин каждый день заставляет меня скот пасти, а обуви не дает.

Пожалел старичок сироту, а помочь нечем: у самого на ногах рвань. Подумал старичок, подумал и достал из своей сумы свирель.

— Ничего другого я дать тебе не могу, — говорит, — только эту свирель. Может, она тебе когда-нибудь пригодится. Как заиграешь на ней, все, кто ее услышат, прыгать начнут.

Отдал старичок сироте свирель и тут же исчез.

Взял паренек свирель, а что с ней делать, не знает. Но понравилась ему красивая дудочка, и сунул он ее в карман. «Коли старичок говорит, что она может мне сгодиться, — думает, — что ж, пусть ее лежит».

Пасет он скот, и вдруг пришло ему в голову: «А что если я заиграю на свирели?» Взял и заиграл. И только он заиграл, все овцы и коровы запрыгали. Обрадовался паренек и снова свирель в карман сунул: не хотел он скотину мучить, хватит и того, что узнал, как свирель помочь ему может.

Пригнал паренек коров домой, а на него хозяйка накинулась:
— Это почему ж ты коров совсем не пас? Не получишь за это ужина!

Смолчал паренек и в избу пошел. А хозяйка в тот вечер сильно не в духе была — все не по ней! Только хозяин домой воротился, она к нему: мол, это не так, да то не эдак. Хозяин-то больно много воли хозяйке давал, слово ей поперек молвить боялся. Вот вернулись домой батрачки. Хозяйка тут как тут и давай батрачек бранить да толкать: дескать, совсем они обленились, хоть с метлой над ними стой.

Решил паренек подшутить над хозяйкой: достал свирель из кармана и заиграл. И только он заиграл, хозяйка ругаться перестала и принялась скакать, как поло умная. Остальные все на нее смотрели, смотрели и тоже запрыгали.

Видит паренек, что свирель-то его не безделица. Теперь, как только хозяйка вечером ругаться начнет, до стает он из кармана свирель и играть начинает. С тех пор не удавалось хозяйке бранью душу отвести. И только она паренька завидит, сразу становится та кой тихой и смирной — лучшей хозяйки и не сыщешь.

А в то самое время началась война у короля того государства, где паренек жил, с другим королем. Собрал другой король огромное войско и налетел на соседа, словно нечистая сила. Оглянуться не успели — все удалые воины и бравые генералы уже перебиты. Испугался король. Приказал он повсюду объявить: тому, кто королю на помощь придет и врага победит, отдаст он свою младшую дочь в жены и полкоролевства в придачу.

Приходили к нему генералы и знатные господа, но не могли они врага одолеть, только понапрасну головы свои сложили. А враг уже к самому замку подходит. Видит король — плохо его дело.

А тут как раз решил наш сиротинушка, что надо бы помочь королю. Приходит он к королю и говорит:
— Я хочу пойти вражье войско перебить.

«Да что ж ты, козявка, сделать сможешь, — поду мал король, — коли генералы и знатные господа не справились?» И не хотел поначалу паренька пускать. Но тот на своем стоит. Видит король — не отговорить ему паренька, и позволил: пусть, мол, идет. Если и убьют его, никто горевать не станет.

Отправился паренек навстречу врагу, стал на пригорке и ждет, когда вражье войско поближе придвинется. Двинулась на него рать — конца-края ей не видно. Страшно стало пареньку, чуть было он наутек не бросился. Достал он свою свирель, и только заиграл, как все солдаты обо всем позабыли и давай скакать, как полоумные. Целый день паренек на свирели играл, и целый день солдаты прыгали. К вечеру замолкла свирель, но вражеские солдаты так устали, что попадали наземь и дух из них вон. А кто в живых остался, тот не поднимался дня три.

Дивятся все вокруг: надо же, молоко на губах не обсохло, а эдакое войско одолел. А паренек, как врага победил, отправился в королевский замок и требует младшую принцессу в жены и полкоролевства в при дачу. Младшая принцесса совсем было к нему собралась: слово-то надо сдержать, но старшие сестры стали над ней насмехаться и говорят королю:
— Прогони-ка ты этого молокососа! Ну какой из него король?

Королю и самому не хотелось отдавать пареньку свою младшую дочь в жены. Собрал он всех солдат, что у него еще остались, и велел прогнать паренька.

Но только солдаты к нему подошли, заиграл паренек на своей свирели. Полдня играл он на свирели, и пол дня прыгал сам король со своими дочками и со всеми солдатами.

— Перестань играть, — кричит король, — отдам я тебе свою младшую дочь! — Но паренек знай себе играет. А когда свирель замолчала, все еле отдышались, так они устали.

Понял король, что непросто с этим пареньком спра виться, и отдал ему без разговоров свою младшую дочь в жены. И полкоролевства тоже отдал.

Сыграли они пышную свадьбу. Веселились так, как пи у одного короля еще не веселились. И зажил паренек с младшей принцессой в счастье и согласии, и если они не умерли, то и по сей день так живут.

Рядом с нами живут разные люди – ездят в метро, ходят в магазин, сидят в кино, и трудно догадаться сразу, кто из них врач, кто рабочий, кто учитель... Москва город огромный, шумный, деловой. Живут в нем и сказочники. С виду они такие же обыкновенные люди, но только, может быть, чуть меньше спешат и среди потока людей вдруг остановятся на шумной улице, различив тоненький голосок синички, потому что послушать, о чем рассказывает малая птаха, несомненно, важнее всех остальных дел для такого человека.

Сказочники сами очень любят читать сказки, и те, что написаны писателями, и те, что создавались разными народами. Один такой мой знакомый человек, автор этой пластинки, полюбил сказки с самого раннего детства, в тяжелые военные годы. Тогда книжку с картинками достать было трудно, а почитать некому - все работали много и тяжело. Зато можно было послушать сказки и бывальщины от старых людей и в далекой башкирской деревне, куда забросила его война, и в подмосковном поселке, и в самой Москве.

Мальчик этот, ставший потом писателем Михаилом Садовским, не только любил слушать, но и сам очень рано - в пять лет - начал сочинять стихи и сказки. Обычное дело - почти все дети сочиняют, а потом с возрастом эта страсть исчезает, но не у всех. И тогда в мир приходят новые сказочники и поэты.

Представлять Михаила Садовского слушателям и читателям очень просто, потому что ребята, да и взрослые, хорошо знают книжки его стихов и прозы, его песни. Работал поэт со многими композиторами: Вано Мурадели, Олегом Хромушиным, Кириллом Молчановым, Геннадием Гладковым, Ростиславом Бойко, Александром Флярковским и многими, многими другими. Его произведения часто звучат в эфире, записаны на пластинки.

И снова о сказках. «Лесной выдумщик» - так называется одна из первых сказок – пьес, написанная М.Садовским. Она прозвучала по радио, а следом появилась на пластинке. Потом в эфире появилась еще одна ожившая сказка - «Когда начинается утро» с музыкой композитора Ильи Шахова, и она тоже записана на пластинку и полюбилась слушателям. Сказки Михаила Садовского перекочевали на сцены театров, и на пластинках появились театральные спектакли «Добрый год» и «Мы спешим» - может быть вы слушали эти пластинки или видели спектакли в театре!?

Сегодня вы услышите пьесу – сказку «Машенькина свирель». Сначала эта пьеса была поставлена на сценах многих кукольных театров нашей страны. Как и в большинстве пьес Михаила Садовского, в «Машенькиной свирели» много песен. Музыку к ним написал композитор Кирилл Волков. Видно, понравилась сказка ребятам - не раз она звучала по их заявкам в эфире. Доброта - основная черта творчества писателя. Творить добро - главная цель его героев.

Так пожелаем ему успеха в работе!
А.Владимиров

Чудесная дудка (вариант сказки 1)

Жил-был поп с попадьею; у них был сын Иванушка и была дочь Аленушка. Раз Аленушка и просится: «Матушка, матушка! Я пойду в лес за ягодами, уж все подружки пошли». - «Ступай, да возьми с собой брата». - «Зачем? Он такой ленивый, все равно ничего не соберет!» «Ничего, возьми! А кто из вас больше ягод соберет, тому подарю красные чоботы 1 ». Вот пошли брат с сестрой за ягодами, пришли в лес. Иванушка все рвет да рвет да в кувшинчик кладет, а Аленушка все ест да ест, все ест да ест; только две ягодки в положила в коробку. Глядит: у ней пусто, а Иванушка уж полный кувшин набрал. Завистно стало Аленушке. «Давай, - говорит, - братец, я поищу у тебя в головке». Он лег к ней на колени и заснул. Аленушка тотчас вынула острый нож и зарезала братца; выкопала яму и схоронила его, а кувшин с ягодами себе взяла.

Приходит домой и отдает ягоды матери. «Где же твой братец Иванушка?» - спрашивает попадья. «Должно быть, в лесу отстал да заблудился; я его звала-звала, искала-искала - нет нигде». Отец с матерью долго-долго ждали Иванушку, так и не дождались.

А на могиле Иванушки выросла большая да ровная-ровная тростинка. Шли мимо овчары со стадом, увидали и говорят: «Какая славная тростинка выросла!» Один овчар срезал ее и сделал себе жилейку 2 . «Дай-ка, - говорит, - попробую!» Поднес к губам, жилейка и заиграла:

Мини сестрица-зрадница 3

«Ах, какая чудесная дудка! - говорит овчар. - Как чисто выговаривает; ну, эта жилейка дорогого стоит». - «А дай-ка я попробую!» - говорит другой; взял жилейку, приложил к губам - и у него то же самое заиграла; попытал третий - и у третьего то же!

Пришли овчары в деревню, остановились возле поповой хаты: «Батюшка! Пусти нас переночевать». - «У меня тесно», - отвечает поп. «Пусти, мы тебе диковинку покажем». Поп пустил их и спрашивает: «Не видали ли где мальчика, зовут Иванушкою? Пошел за ягодами, да и след пропал». - «Нет, не видали; а вот мы срезали по дороге тростинку, и какая чудесная жилейка из нее вышла: сама играет!» Вынул овчар жилейку и заиграл:

По малу, малу, вивчарику, грай!

Не врази ты мого серденька вкрай!

Мини сестрица-зрадница

За красны ягодки, за червонни чоботки!

«А ну-ка дай я поиграю», - говорит поп; взял жилейку и заиграл:

По малу, малу, батеньку, грай!

Не врази ты мого серденька вкрай!

Мини сестрица-зрадница

За красны ягодки, за червонни чоботки!

«Ах, уж это не мой ли Иванушка сгублен?» - сказал поп и позвал жену: «Ну-ка, поиграй ты». Попадья взяла жилейку и заиграла:

По малу, малу, матусенько, грай!

Не врази ты мого серденька вкрай!

Мини сестрица-зрадница

За красны ягодки, за червонни чоботки!

«А где дочка?» - спрашивает поп; а Аленушка уж спряталась, в темном углу притаилась. Нашли ее. «Ну-ка заиграй!» - говорит отец. «Я не умею». - «Ничего, играй!» Она было отнекиваться да отец пригрозил и заставил взять жилейку. Только что Аленушка приложила ее к губам, а жилейка сама выговаривает:

По малу, малу, сестрице, грай!

Не врази ты мого серденька вкрай!

Ты ж мини зрадила

За красны ягодки, за червонни чоботки!

Тут Аленушка во всем призналась; отец разгневался и прогнал ее из дому.

2 Дудку, свирель.

3 Зрада - измена. Иногда вместо овчаров говорится о купцах, которые ехали мимо с обозом и сделали дудку; дудка играет: «По малу, малу, москалику, грай!» и проч.

Чудесная дудка (вариант сказки 2)

Жил старик со старухой. У них детей было двое: сынок Иванушка и дочка Аннушка. Старик начал своих детей посылать в лес за ягодками, наказывает им: «Детки! Который из вас нарвет больше ягодок, тому поясок куплю шелковый». Они возрадовались и немедля пошли. Иванушка был меньшее детище, нарвал больше Аннушкиного; Аннушка из досады, что отец не ей купит поясок, озлившись, убила своего брата и схоронила его в том лесу. Пришла домой и сказала отцу, что брат мой Иванушка неизвестно куда ушел.

Спустя несколько времени после того над могилой Иванушкиной выросла тростинка. Мимопроезжие купцы ее срезали, сделали дудку, и как начали играть в нее - изумились; из дудки выходил такой голос: «Подуди-ка, подуди-ка, дядюшка! Не ты меня убил, не ты меня сгубил; убила меня сестра моя - за красные ягодки, за шелковый поясок». Поехали те купцы в село, и случилось им ночевать у Иванушкина отца; объявили ему про чудесную дудку и просили старика поиграть. Старик начал дудеть, а дудочка начала ему говорить: «Подуди-ка, подуди-ка, батюшка! Не ты меня убил, не ты меня сгубил; убила меня сестра моя Аннушка - за красные ягодки, за шелковый поясок».

После того дали сестре поиграть; дудка стала говорить: «Подуди-ка, подуди-ка, сестрица моя Аннушка! Ты меня убила, в лесу сгубила - за красные ягодки, за шелковый поясок». Отец, осердясь на дочку Аннушку, которая тут же призналась, поставил ее на воротах и расстрелял из поганого ружья. На дворе у них была лужа, а в ней щука, а в щуке-то огонец; этой сказочке конец.

Чудесная дудка (вариант сказки 3)

Жил да был старик и старуха. У старика, у старухи не было ни сына, ни дочери. Вышел старик на улицу, сжал комочек снегу и положил на печку под шубу - и стала девочка Снежевиночка. Пошла она с девушками в лес по ягодки; кто больше всех наберет - той красный сарафан отец с матерью сошьют, ту прежде других замуж отдадут. Снежевиночка побольше всех набрала ягодок; подружки взяли ее да убили, под сосенкой схоронили, катышком укатали, блюдечком утрепали 1 . Воротились в деревню; старик спрашивает: «Где же моя дочка?» - «Она пошла иной дорогой, мы ее искали-искали, кликали-кликали, не могли дозваться; уж солнце село, а ее все нет! Не ночевать же нам в лесу!..»

На могиле Снежевиночки вырос камыш; шли бурлаки да и срезали и сделали дудочку. Пришли к старику, отцу Снежевиночки, да и заиграли; дудочка и говорит: «Ду-ду, ду-ду, батюшка! Ду-ду, ду-ду, свет родной! Ты не знаешь моего горя великого: как меня девушки убили из-за блюдечка, из-за ягодок. Они меня убили, под сосенкой схоронили, катышком укатали, блюдечком утрепали». Старик говорит: «Что за диво, дудочка камышовая, а слова будто живой человек выговаривает». Вот он накормил-напоил бурлаков и просит: «Отдайте мне эту дудочку». Бурлаки отдали. Говорит старик старухе: «Давай-ка разломим дудочку да посмотрим, что там в середке есть?» Как разломили дудочку - так и выскочила оттуда девочка Снежевиночка. Старик и старуха обрадовались, стали с ней жить да быть да колпаки кроить. Тебе дали, мне послали; вот и сказка вся, больше и сказать нельзя.

1 Сравняли, сгладили (Ред .).

«Машенькина свирель», аудиосказка ; сказка М. Садовского ; музыка Михаила Волкова ; Действующие лица и исполнители: От автора - А.Кузнецов; Странник - А.Веселкин; Маша - Я.Лисовская; Мужик - Н.Каширин; Мачеха - О.Викландт; Авдотья - Т.Шатилова; Подружки - С.Травкина, З.Андреева, Л.Моравская; Режиссер - В.Шведов; Инструментальный ансамбль п/у А.Корнеева; Звукорежиссер - И.Шниленко; Редактор - И.Якушенко; «Мелодия», 1985 год. Слушайте детские аудиосказки и аудиокниги mp3 в хорошем качестве онлайн, бесплатно и без регистрации на нашем сайте. Содержание аудиосказки

Рядом с нами живут разные люди – ездят в метро, ходят в магазин, сидят в кино, и трудно догадаться сразу, кто из них врач, кто рабочий, кто учитель… Москва город огромный, шумный, деловой. Живут в нем и сказочники. С виду они такие же обыкновенные люди, но только, может быть, чуть меньше спешат и среди потока людей вдруг остановятся на шумной улице, различив тоненький голосок синички, потому что послушать, о чем рассказывает малая птаха, несомненно, важнее всех остальных дел для такого человека.

Сказочники сами очень любят читать сказки, и те, что написаны писателями, и те, что создавались разными народами. Один такой мой знакомый человек, автор этой пластинки, полюбил сказки с самого раннего детства, в тяжелые военные годы. Тогда книжку с картинками достать было трудно, а почитать некому — все работали много и тяжело. Зато можно было послушать сказки и бывальщины от старых людей и в далекой башкирской деревне, куда забросила его война, и в подмосковном поселке, и в самой Москве.

Мальчик этот, ставший потом писателем Михаилом Садовским, не только любил слушать, но и сам очень рано — в пять лет — начал сочинять стихи и сказки. Обычное дело — почти все дети сочиняют, а потом с возрастом эта страсть исчезает, но не у всех. И тогда в мир приходят новые сказочники и поэты.

Представлять Михаила Садовского слушателям и читателям очень просто, потому что ребята, да и взрослые, хорошо знают книжки его стихов и прозы, его песни. Работал поэт со многими композиторами: Вано Мурадели, Олегом Хромушиным, Кириллом Молчановым, Геннадием Гладковым, Ростиславом Бойко, Александром Флярковским и многими, многими другими. Его произведения часто звучат в эфире, записаны на пластинки.

И снова о сказках. «Лесной выдумщик» — так называется одна из первых сказок – пьес, написанная М.Садовским. Она прозвучала по радио, а следом появилась на пластинке. Потом в эфире появилась еще одна ожившая сказка — «Когда начинается утро» с музыкой композитора Ильи Шахова, и она тоже записана на пластинку и полюбилась слушателям. Сказки Михаила Садовского перекочевали на сцены театров, и на пластинках появились театральные спектакли «Добрый год» и «Мы спешим» — может быть вы слушали эти пластинки или видели спектакли в театре!?

Сегодня вы услышите пьесу – сказку «Машенькина свирель». Сначала эта пьеса была поставлена на сценах многих кукольных театров нашей страны. Как и в большинстве пьес Михаила Садовского, в «Машенькиной свирели» много песен. Музыку к ним написал композитор Кирилл Волков. Видно, понравилась сказка ребятам — не раз она звучала по их заявкам в эфире. Доброта — основная черта творчества писателя. Творить добро — главная цель его героев.

Так пожелаем ему успеха в работе!

А.Владимиров

Все размещенные на этом сайте аудиозаписи предназначены исключительно для ознакомительного прослушивания; после прослушивания рекомендуется купить лицензионный продукт во избежание нарушения авторских прав производителя и смежных прав.

Вишнякова Оксана

Сказка о музыке «Волшебная свирель» результат творческой деятельности обучающегося на уроке по предмету «Музыкальное воспитание», актуальная задача которого - развитие творческих способностей обучающихся. Активным средством развития творческих способностей обучающихся являются творческие задания, среди которых выделено направление «Пишите о музыке». Обучающиеся передают свои представления о музыке в творческих мини-рассказах, сочинениях, сказках, стихах.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сказка о музыке – Волшебная свирель.

В одной далекой, далекой стране жил да был один бедный парень-музыкант. Звали его Данко. У него не было ни друзей, ни подруг. Он жил совсем один в своем маленьком домике, и была у него всего лишь одна свирель, которая была королевой его души.

Мелодии, которые играл музыкант, заполняли все вокруг. И вот однажды парень взял свою свирель и пошел в луга. Когда он начинал играть, птицы затихали, все вокруг замолкало. Случайно голос скрипки услышал лесник. Он так заслушался и решил подойти поближе, а парень все продолжал играть. Скрипка издавала волшебные мелодии, но печальные. Леснику стало интересно, и он решил спросить, почему он играет так грустно. Лесник подошел и сказал:

Почему ты играешь так печально и грустно?

У меня нет друзей. Я живу совсем один, - ответил музыкант.

Леснику стало жалко Данко, и он сказал:

Меня зовут Жан, давай я буду твоим другом.

Так Данко нашел друга. Вскоре Данко и Жан поехали в город искать работу, а музыкант, конечно, взял с собой свою любимую свирель. В годе было много людей. Все суетились и занимались своими делами. И вдруг они увидели объявление, что в знатный дом требуется музыкант. Данко очень обрадовался, на его лице появилась улыбка, и они вместе с Жаном сразу направились к тому дому. Когда они постучались, вышла женщина и сказала, что здесь требуется не просто музыкант, а тот, кто умеет играть на свирели.

Вот это удача, - воскликнул Данко,

Я именно тот, кто вам нужен!

Женщина пригласила друзей пройти в дом. Ее звали Маргарет. Она рассказала, что здесь живет маленькая девочка Элена, которая постоянно капризничает и не может спокойно заснуть, лишь успокаивается тогда, когда слышит волшебные звуки свирели. К тому же у нее сегодня день рождения и вечером в доме соберется много гостей и поэтому ей требуется музыкант.

Вы давно играете? - Спросила она Данко.

Сколько себя помню. - Ответил он.

Тогда сегодня состоится Ваш дебют.

И вот настал вечер, в доме собралось много гостей на домашний праздник. Данко взял свирель и заиграл, она запела волшебные, необычные мелодии. Все были просто очарованы. Когда Данко закончил играть, все гости захлопали в ладоши, и кто-то крикнул:

Браво!

Игра Данко произвела большое впечатление. Маргарет подошла, поблагодарила его и попросила остаться работать домашним музыкантом.

Так Данко нашел друзей и добился своего в жизни.

группа: РПК

ГКОУ НПО КО «ПУ «КРОК»

преподаватель: Трофимова В.В.