Светлана ройз о том, как работает мозг подростка. «Трудный возраст»: как меняется мозг подростка

Взросление не так прямолинейно

Многие родители совершают ошибку, полагая, что раз их дети все больше походят на взрослых, они и вести себя будут как взрослые. Хотя такое случается в краткие и невероятно глубокие моменты, в целом это неправда.

Взросление не похоже на прямую линию на графике. Оно напоминает восхождение в Анды, путешествие по вздымающимся пикам, пугающим обрывам и почти вертикальными пропастями к ложу долины в тысячах футов внизу. Вы должны быть осторожны, поскольку земля только кажется твердой, и в любой момент вы можете провалиться.

Спотыкаясь, падая и ожидая удара о землю, вы чувствуете смесь удивления, разочарования и унизительного ужаса.

Если у вас дочь-подросток, вы нередко задумываетесь, что произошло с прежде работоспособным мозгом, который был у нее с самого детства. Прежде ее мозг находился в неплохом состоянии и работал в разумном, логическом ключе. А потом, без всяких очевидных причин, утратил собственный рассудок.

Все мы знаем о важности первых трех лет жизни для развития мозга, но только в последние годы исследователи начали лучше понимать тот факт, что подростковый период тоже включает в себя значимые перемены. Сложная биология полового созревания наполняет тело гормонами, которые стимулируют физическое развитие и взросление, запуская в мозге серьезные изменения.

Серое вещество и белое вещество – самые вещественные вещества

Наверняка вы слышали термин «серое вещество» и могли слышать о «белом веществе». Эти термины относятся к тому, как на снимках выглядят разные части нейронов – клеток мозга. Названия не слишком впечатляют, однако на скане мозга тело нейрона действительно выглядит серым, а жировая изоляция – миелин – вокруг соединений, выходящих из тела нейрона, белой.

Серое вещество и белое вещество. Полагаю, у них такие скучные названия, поскольку сами по себе мозги чрезвычайно интересны и ученым было не до того, чтобы изобретать нечто более привлекательное. Но все-таки жаль, что они не слишком над этим задумывались, поскольку интересные названия могли бы привлечь внимание тех, кто не восхищается исследованиями мозга по умолчанию.

Серое вещество в различных частях мозга девочек достигает максимального объема на год или два раньше, чем в мозге мальчиков. Это объясняет, почему девочки в раннем подростковом возрасте считают мальчиков-ровесников незрелыми и глуповатыми. Однако не забывайте, что выводы из любых наблюдаемых различий между мозгом мальчиков и девочек следует делать с осторожностью. У мальчиков и девочек существует множество индивидуальных вариаций, и сложно сказать, как разница в размере мозга влияет на поведение в реальном мире. Это интересная проблема, но мы еще не можем делать определенные выводы о значении такой разницы.



Раз уж об этом зашла речь, скажу, что развитие белого вещества в детстве и в подростковом возрасте происходит довольно равномерно. Белое вещество действует как изолятор, оборачивая жировыми слоями аксоны нейронов. Это ускоряет передачу нервных импульсов, напоминая изоляцию вокруг кабеля.

Недавно обнаружилось, что белое вещество не только повышает скорость передачи нервных импульсов, но и регулирует их время и синхронность.

Таким образом, по мере взросления ребенка эффективность скорости и передачи нервных импульсов постоянно возрастает. Вы не всегда умнеете с возрастом, но все же развиваете более эффективную систему.

Эти важные лобные доли

Для большинства из нас мозг – всего лишь большая, серая, морщинистая масса, но для нейробиолога это головокружительная, потрясающая коллекция самостоятельных, но все же связанных между собой систем, которые каким-то невероятным, удивительно сложным и не до конца понятным образом работают вместе, делая нас теми, кто мы есть. Хотя все эти системы важны, одна из самых главных областей мозга – лобные доли . Вряд ли вас удивит – учитывая, насколько плохо нейробиологи придумывают названия, – что лобная доля находится в передней части мозга. Лобная доля играет очень важную роль в высших функциях мозга, оценке риска и планировании.

Один участок этой области важен вдвойне и называется префронтальная кора . Эта часть мозга настолько важна, что в редком приступе образного мышления некоторые нейробиологи называют ее «гнездилищем разума». Префронтальная кора – часть нашего мозга, необходимая для выполнения множества важных задач, одна из которых – оценка риска.

Если мозг говорит вам что-то сделать, окончательное одобрение это действие получает в пре-фронтальной коре. Эта же часть приказывает остальному мозгу успокоиться, если вы взвинчены.

Добавьте сюда те социальные роли, которые с ней связаны (самосознание и понимание точек зрения других людей), и вы увидите, насколько важна эта область морщинистой массы.

Мы знаем, что рост нейрона в лобной доле достигает максимума примерно в 11 лет у девочек и 12,1 года у мальчиков. Вы наверняка подумали, что это хорошо. Конечно, если пик роста этой области – одиннадцать лет, ваша дочь будет отлично подготовлена к правильной оценке рисков.

Увы, это не так.

Чтобы понять, почему это не так, следует разобраться, как расширяется и сжимается мозг подростка всего за несколько коротких лет и почему такое сжатие – хорошо.

Хорошего понемножку: невероятный растущий и сжимающийся мозг подростка

Человеческое тело изумительно, и это вдвойне так, если речь заходит о мозге. Вы наверняка слышали, что первые три года жизни – критический период его развития, но вряд ли знаете о важности подростковых лет.

В первые три года развитие мозга происходит скачкообразно, а в подростковый период наблюдается второй скачок; пик роста серого вещества у девочек приходится на одиннадцать лет.

Но, как это бывает с солью, если чего-то слишком много, это не всегда к лучшему. С серым веществом именно так. Приведу конкретный пример: исследователи обнаружили, что, когда дети сопоставляют фотографии людей с определенным выражением лица и те слова, которые их описывают (счастливый, печальный, злой), в начале полового созревания они выполняют это задание хуже.

Дети и старшие подростки лучше сопоставляют выражение лиц с описанием изображенных эмоций.

Почему так?

Наиболее определенная теория утверждает, что хорошего должно быть понемножку. Нейроны – это здорово, но активное разрастание нейронов в начале полового созревания засоряет систему, и она не может выполнять некоторые задачи так, как когда в голове было больше места. Причина, по которой с подобным типом задач лучше справляются старшие подростки, в том, что, как и в мозге маленьких детей, где также множество нейронов и связей между ними, избыточные сети сокращаются, серое вещество постепенно уменьшается в объеме, и хотя некоторые связи остаются – другие разрушаются, исчезая, словно старые газеты, на задворках и в водостоках подросткового мозга.

Подростки и риск: как водить автомобиль, сидя на заднем сиденье

Вспоминая свои подростковые годы, вы наверняка найдете пару-тройку ситуаций, в которых с сегодняшней точки зрения вели себя чертовски глупо. В этом вы не одиноки: подростком я тоже совершал поступки, сейчас заставляющие меня бледнеть. В качестве краткой исповеди расскажу о том, как подростком спускался по веревке с приятелем. Мы оба знали, что делаем, но я плохо разбирался в завязывании узлов. Я завязал нечто вроде тройного простого узла и начал спускаться с обрыва высотой тридцать метров. В то время это казалось вполне разумно. Сейчас я бы предпочел официальный альпинистский узел, который был опробован людьми гораздо умнее меня.

«Это видно по их глазам»

Однажды мне довелось говорить с четырнадцатилетней девочкой, которая постоянно сбегала из дому. Она жила в пригороде, неподалеку от одного из самых криминальных районов города. Эшли приобрела тревожную привычку выбираться по утрам из окна своей спальни и проходить несколько миль по пустынным сельским дорогам, чтобы встретиться с друзьями. За неделю до нашей встречи на обочине в этом районе было найдено тело девушки. Ее убил бывший приятель-психопат и оставил в канаве.

– Ты слышала о девушке, которую убили на прошлой неделе? – спросил я.

– Тебя это не беспокоит?

Она нахмурилась так, словно я задал глупейший вопрос из всех существующих:

– Почему?

– Я могу о себе позаботиться.

Несмотря на всю серьезность разговора,

я не мог не расхохотаться. Она была совсем маленькой и столь же опытной, как мокрая фланель.

– Я могу о себе позаботиться.

– Откуда ты знаешь?

– Я умею отличать хороших от плохих.

– Правда?

– И как ты это делаешь?

– По их глазам, – сказала она с такой интонацией, будто делилась со мной великой тайной уличной жизни.

– По глазам?

– А что у них с глазами?

– Не знаю, просто по ним все ясно.

– По их глазам?

Она важно кивнула.

– Сколько убийц ты встречала? – спросил я.

– Ни одного.

– То есть ты не видела ни одного настоящего убийцы?

– А знаешь, сколько видел я?

– Сколько?

– Много. Когда я не беседую с подростками, то провожу время с убийцами, насильниками и наркодилерами – самыми разными плохими парнями.

– Правда? – Она наконец заинтересовалась.

– Правда. Некоторые из них выглядят именно так, как, по-твоему, должны выглядеть убийцы: безумный взгляд, тюремные татуировки и прочая ерунда, – а вот другие совершенно на них не похожи. Они кажутся самыми приятными парнями, каких ты только надеешься встретить. Вежливые, обходительные, с отличным чувством юмора.

– Правда?

– Правда. А знаешь ли ты тот единственный способ, каким я могу определить, что эти милые, вежливые, обходительные, обаятельные люди – убийцы?

– Не знаю. И какой же?

– Я читаю их дело.

– И что там написано?

Я вздохнул:

– Суть не в этом. А в том, что ты не можешь определить плохого парня, потому что иногда он выглядит как хороший. И знаешь, что еще?

– Такие девочки, как ты, – идеальная мишень. Он будет вежливым, обаятельным, предложит тебя подвезти, а когда ты поймешь, что попала в серьезные неприятности, будет уже поздно.

Какое-то время мы сидели молча. Я раздумывал, поняла ли она хоть что-нибудь из сказанного мной.

– Все равно это неважно, – наконец ответила она.

– Почему?

– Потому что у нас в школе были уроки самообороны.

Самое страшное в нашем разговоре было то, что она действительно в это верила.

Почему подростки так безумно рискуют?

Проще всего назвать их бестолковыми и глупыми, но это далеко от истины. Есть доказательства, что подростковый мозг развивается неравномерно, и это предрасполагает подростков к поведению, которое кажется немного сумасбродным. Также есть доказательства, что подросток может предпринимать рискованные и опасные действия, даже полностью сознавая этот риск. Он может понимать, что это опасно, но ощущения и друзья оказывают на него более сильное влияние.

Когда начинается половое созревание, мозговые центры стимуляции и вознаграждения изменяются на глубинном уровне, буквально толкая подростков на поиск острых ощущений. К сожалению, часть мозга, которая должна все это контролировать – наш старый друг префронтальная кора, – все еще доводит себя до ума. В итоге двигатель увеличивает обороты, но водитель еще не готов. Если подросток один и у него достаточно времени все обдумать, он способен принять адекватное решение, однако, если рядом друзья или до него доносится легчайшее дуновение «движухи», ставки сделаны.

Введите e-mail адрес:

С самого первого дня, когда вы взяли на руки своего малыша и до дня нынешнего ребенок проходит определенные этапы развития и изменений. Превращение крохи - грудничка в малыша, а затем в озорного и любознательного ребенка и, наконец, период взросления - единый, поистине увлекательный процесс.

Будучи родителями, мы пытаемся осмыслить каждый из этапов и учесть возрастные особенности нашего ребенка, чтобы помочь ему и улучшить наши взаимоотношения и связь с ним. Однако приходит подростковый период, и над пониманием его особенностей родителям приходится поломать голову.

Важные моменты для понимания подростка

Мозг подростка похож на губку. Он впитывает столько информации, сколько вы ему предоставите. Как родитель вы должны проявить особую заботу о своем ребенке-подростке, так как это тот возраст, когда формируются привычки, которые останутся с ним на всю жизнь, и ваша ответственность заключается в том, чтобы привить ему лучшие из них. Очень важно следить за ребенком, контролировать и направлять его на протяжении всего подросткового периода.

  • Подростковый возраст - это тот период, когда мозг ребенка уже достаточно развит, но не настолько, чтобы независимо от ситуации поступать зрело. Большинство родителей считают, что это один из самых трудных периодов как для детей, так и для них - родителей.
  • В подростковом возрасте наступает решающий момент в развитии вашего ребенка. Это время самых больших изменений тела, энергетического потенциала и ума ребенка. И чаще всего это время противоречий, приводящих к беспорядку и путанице в голове подростка, что, по сути, является возрастной нормой.
  • Ситуацию усугубляет тот факт, что большинство родителей не имеют достаточных знаний о характерных эмоциональных и других переменах и, следовательно, не могут в полной мере понять своего ребенка.

Спросите у родителей подростка, что они чувствуют по отношению к своему ребенку, и они в большинстве случаев ответят, что чувствуют беспокойство и страх за него. Но задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему подростки ведут себя подобным образом? Ответ заключается в особенностях развития их головного мозга.

Как функционирует мозг подростка?

Развитие мозга у подростков включает в себя различные этапы и стадии, поэтому, чтобы лучше понимать поведение подростка, важно сначала изучить их.

Все еще на стадии формирования. Мозг подростка находится в состоянии незавершенного строительства, в стадии формирования. К этому времени некоторые участки мозга уже подверглись развитию и стали более зрелыми, но остальные участки все еще остаются на уровне детского развития. Это приводит к совершенно экстремальным реакциям и поведению - иногда очень взрослому, а иногда абсолютно по-детски незрелому.

  • Родители должны понимать принципы развития мозга их подростка, чтобы помочь себе иметь дело со взлетами и падениями, позитивными и негативными моментами подросткового возраста.
  • В этот период наравне с ростом и изменением тела подростка растут и изменяются его жизненно важные органы. Хотя большинство родителей замечают лишь физические (телесные) изменения, важно научиться определять также и различные этапы развития мозга своего ребенка.

В детстве мозг развивается почти на 95%. Тем не менее в подростковом возрасте мозг проходит через некую реконструкцию. Эта реконструкция начинается с периода полового созревания и продолжается до 24-25-ти лет. В младшем возрасте мозг ребенка проходит этап стремительного развития, но позже в некоторых участках мозга это развитие останавливается и начинается новый процесс - процесс увеличения их эффективности.

Префронтальная кора и миндалина. Префронтальная кора (ПФК) расположена в передней части лобных долей головного мозга. В определенном смысле она является основным контроллером нашего мозга. ПФК помогает нам планировать, координировать и организовывать, принимать решения и регулировать свое социальное поведение, а также предоставляет нам рабочую память. У каждого ребенка развитие ПФК происходит в свое время. В некоторых случаях она продолжает развиваться и становится зрелой только к 24-м годам!

Миндалина (мозжечковая миндалина, миндалевидное тело) - это еще одна структурная часть мозга, расположенная внутри височной доли и напоминающая по форме грецкий орех. Принято считать, что миндалина созревает и развивается раньше, чем ПФК. Она отвечает за наши эмоции, как положительные, так и отрицательные, рефлекторные реакции и агрессию.

Временное несоответствие в развитии разных частей мозга считается одной из главных причин конфликтов, путаницы и противоречия в сознании подростка. В то время как эмоции вашего ребенка находятся на своем пике, его мозг еще не достаточно развит для того, чтобы заранее планировать, различать добро и зло или предвидеть последствия. Т. е. миндалина обслуживает экстремальные эмоции и импульсы подростка, но ПФК развита не достаточно, чтобы направлять их в правильное русло. В качестве примера представьте, что ваша правая нога бежит, а левая не может даже пошевелиться.

Вам как родителю очень важно помочь подростку притормозить, успокоиться и научиться правильным суждениям. Дайте ему понять то, что он делает, и к чему это может привести впоследствии. Учите ребенка житейской мудрости.

Исследования показывают, что большинство подростков из-за высокого уровня энергии привыкают ложиться спать поздно. Это приводит к нехватке сна и усталости. Врачи настоятельно рекомендуют подросткам ложиться спать в надлежащее время. Это помогает контролировать крайности и импульсивность их поведения. Помните: подросток переживает личностный переход из возраста зависимости в возраст независимости. Сделайте этот переход легким и полезным и станьте хорошим другом своему ребенку!

Вчерашние милые дети превращаются в бунтарей. Подросток отдаляется от родителей и делает все наперекор. Родители недоумевают, что они сделали не так. Психиатр Дэниел Сигел объясняет: причина в изменениях на уровне мозга.

Представьте: вы спите. Отец заходит в комнату, целует вас в лоб и говорит: «С добрым утром, милая. Что будешь на завтрак?» «Овсянку», — отвечаете вы. Спустя полчаса вы приходите на кухню — на столе вас ждет дымящаяся тарелка овсянки.

Так выглядело детство для многих: родители и другие близкие люди заботились о нас. Но в какой-то момент мы стали отдаляться от них. Мозг изменился, и мы решили отказаться от овсянки, приготовленной родителями.

Вот для чего людям нужен подростковый возраст. Природа меняет детский мозг, чтобы его обладатель не остался жить с мамой. В результате изменений ребенок отходит от привычного уклада жизни и отправляется навстречу новому, незнакомому и потенциально опасному. Так же меняются отношения подростка с людьми. Он отдаляется от родителей и сближается со сверстниками.

Мозг подростка претерпевает множество изменений, которые влияют на отношения с людьми. Вот несколько наиболее значимых.

По мере приближения подросткового возраста эмоции ребенка становятся интенсивнее. Подростки часто хлопают дверьми и дуются на родителей — этому есть научное объяснение. Эмоции формируются при взаимодействии лимбической системы и стволовой части головного мозга. В организме подростка эти структуры сильнее влияют на принятия решений, нежели у детей и взрослых.

В одном из исследований поместили детей, подростков и взрослых в томограф. Участникам эксперимента показывали фотографии людей с нейтральным выражением лица или с ярко выраженными эмоциями. Ученые зафиксировали более сильный эмоциональный отклик у подростков и умеренный отклик среди взрослых и детей.

Сейчас мы чувствуем себя так, а через минуту иначе. Пусть взрослые от нас отстанут. Дайте нам чувствовать то, что мы чувствуем

Также подростки склонны видеть эмоции в других людях, даже если их нет. Когда подросткам в томографе показывали фотографии с нейтральными эмоциями на лицах, их мозжечковая миндалина активировалась. Подросткам казалось, что человек на фотографии испытывает отрицательные эмоции.

Из-за повышенной эмоциональности подростков легко вывести из себя или расстроить. У них часто меняется настроение. Они сами себя плохо понимают. Один парень как-то мне сказал: «Объясните это взрослым. Сейчас мы чувствуем себя так, а через минуту иначе. Пусть взрослые от нас отстанут. Дайте нам чувствовать то, что мы чувствуем». Это неплохой совет. Если взрослые наседают на подростков и пытаются наказать за излишнюю эмоциональность, это только отдаляет их.

Притягательность риска

В нашем организме есть нейротрансмиттер дофамин. Он участвует в совместной работе ствола мозга, лимбической доли и коры головного мозга. Именно благодаря дофамину мы хорошо себя чувствуем, когда получаем награду.

По сравнению с детьми и взрослыми у подростков ниже базовый уровень дофамина, но выше всплески при его выработке. Новизна — один из главных триггеров, запускающих выброс дофамина. За счет этого подростков привлекает все новое. Природа создала систему, которая заставлять стремиться к переменам и новизне, толкает к незнакомому и неопределенному. Однажды это заставит молодого человека покинуть родительский дом.

Мозг подростка фокусируется на положительных и захватывающих аспектах принятого решения, игнорируя отрицательные и потенциально опасные последствия

Когда уровень дофамина падает, подросткам становится скучно. Все старое и доброе их удручает. Это нужно учитывать при организации учебного процесса в средних и старших классах. Школы и учителя должны использовать внутреннюю тягу подростков к новизне, чтобы заинтересовать их.

Еще одна особенность подросткового мозга — изменение процесса оценки, что хорошо и что плохо. Мозг подростка фокусируется на положительных и захватывающих аспектах принятого решения, игнорируя отрицательные и потенциально опасные последствия.

Психологи называют такой тип мышления гиперрациональным. Оно заставляет подростков быстро ездить, принимать наркотики и вступать в опасные половые связи. Родители не зря беспокоятся о безопасности своих детей. Подростковый возраст — действительно опасный период.

Близость со сверстниками

Привязанности всех млекопитающих основаны на детских потребностях в заботе и безопасности. В первые годы жизни человека привязанность очень важна: малыш не выживет без заботы взрослых. Но по мере нашего взросления привязанность не исчезает, она изменяет свой фокус. Подросток меньше полагается на родителей и все больше на сверстников.

В подростковом возрасте мы активно сближаемся с друзьями — это естественный процесс. Именно на друзей мы будем полагаться, когда покинем родительский дом. В дикой природе млекопитающие редко выживают в одиночку. Взаимодействие со сверстниками для подростков воспринимается как вопрос выживания. Родители отходят на второй план и чувствуют себя отвергнутыми.

Главный недостаток такого изменения — близость с группой подростков или даже одним человеком кажется вопросом жизни и смерти. Миллионы лет эволюции заставляют подростка думать: «Если у меня не будет хотя бы одного близкого друга, я умру». Когда родители запрещают подростку идти на вечеринку, для него это становится трагедией.

Взрослым кажется, что это глупо. На самом деле глупость ни при чем, так заложено эволюцией. Когда вы запрещаете дочери идти на вечеринку или отказываетесь покупать новые туфли, подумайте, как это важно для нее. Это поможет укрепить отношения.

Выводы для взрослых

Взрослые должны уважать процесс взросления детей. Подростков захватывают эмоции и заставляют их выйти из-под родительского крыла, сблизиться со сверстниками и отправиться навстречу новому. Таким образом мозг помогает подросткам находить «овсянку» за пределами родительского дома. Подросток начинает сам заботиться о себе и искать других людей, которые будут о нем заботиться.

Это не значит, что в жизни подростка не остается места для родителей и других взрослых. Мозг ребенка изменяется, и это влияет на его отношения с окружающими. Родителям важно принять тот факт, что их роль в жизни ребенка тоже меняется. Взрослым стоит задуматься, чему можно научиться у подростков.

Эмоциональные всплески, любовь, социальная активность, дружба, новизна и творчество стимулируют рост мозга и поддерживают его молодость

Сколько взрослых остались верны принципам подросткового периода, занимаются тем, что они любят? Кто остался социально активным, сохранил близких друзей? Кто продолжает пробовать новые вещи и не привязывается к старому, загружает свой мозг творческими изысканиями?

Нейробиологи установили, что мозг постоянно растет. Они называют это свойство нейоропластичностью. Эмоциональные всплески, любовь, социальная активность, дружба, новизна и творчество стимулируют рост мозга и поддерживают его молодость. Все это — качества, присущие подростковому периоду.

Вспомните об этом, когда вам захочется подколоть подростка за его поведение или использовать слово «подросток» в уничижительной манере. Не высмеивайте их эмоциональность и непокорность, лучше сами побудьте немного подростком. Исследования предполагают — именно это нам нужно, чтобы сохранить ум острым и молодым.

Об авторе

Дэниел Сигел (Daniel Siegel) — профессор психиатрии в Медицинской школе при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, автор книг «Майндсайт. Новая наука личной трансформации» и «Внимательный мозг».

По сути - это сборник цитат и ссылок на информацию из разных источников, которая поможет вам понять и объяснить многое в поведении ребенка в подростковом возрасте.

Эпиграф

Практически все ненормальные особенности мозга при шизофрении напоминают обычные для подросткового возраста, но зашедшие слишком далеко изменения. Вот на интерактивной презентации вы увидите этапы созревания тканей головного мозга (вы можете сдвигать курсор, наблюдая изменения).

Кора мозга

Важнейший участок головного мозга называется кора. В ней происходит процесс мышления. Кора обрабатывает информацию о том, что мы видим, слышим, нюхаем и чувствуем. Под ней находятся слои, которые имеют дело с более фундаментальными вещами - голодом, жаждой, сексом и эмоциями. Вы используете кору, даже когда читаете эти строки.

Префронтальная кора

Важный участок головного мозга, примыкающий к коре, называется префронтальная кора - отвечает за процессы, лежащие в основе подростковых проблем, связанные с принятием решений, следованием правилам и пониманием последствий своих действий. Эту область описывают, как обитель разума.

Эта часть мозга отвечает за такие вещи, как заучивание правил, понимание последствий, рабочую память и восприятие эмоций. Префронтальная кора подростка работает не в полную силу, не до конца соединена с соседними отделами до тех пор, пока человеку не исполнится примерно двадцать лет.

Мозолистое тело

Большой пучок волокон - информационная магистраль соединяющая левое и правое полушария мозга, почти полностью состоит из белого вещества. Это еще одна трудность, с которой приходится иметь дело подросткам. В то время, как у взрослых высокоскоростное соединение между полушариями мозга, у подростков эти связи работают очень медленно.

Мы можем лазать по мысленным интернет-страницам, и они загружаются практически мгновенно, а подросткам приходится ждать загрузки "сайта" гораздо дольше (когда нам кажется, что наши дети "тупят" - тупят не они, а их мозолистое тело).

Миндалевидное тело или миндалина (амигдала)

Следующая важная часть мозга. Она отвечает за интуицию и эмоции - не вызывает эмоции, а обрабатывает полученный эмоциональный опыт. Миндалины играют ключевую роль в распознавании эмоций других людей и позволяют расшифровать выражения лица, чтобы мы могли понять, счастливы эти люди, печальны, сердиты или напуганы.

Также они выполняют важнейшую роль в эмоциональном реагировании и поведении в стрессовых ситуациях.

Нам нужно, например, "знать", что чувствуют окружающие, чтобы контролировать наше поведение и понимать, что происходит вокруг. Особенно интересно то, что для правильного распознавания чужих эмоций важно взаимодействие или даже сотрудничество между миндалинами и префронтальной корой головного мозга.

Временное несоответствие в развитии разных частей мозга считается одной из главных причин конфликтов, путаницы и противоречия в сознании подростка.

В то время, как эмоции вашего ребенка находятся на своем пике, его мозг еще недостаточно развит для того, чтобы заранее планировать, различать добро и зло или предвидеть последствия. Т. е. миндалина обслуживает экстремальные эмоции и импульсы подростка, но ПФК (префронтальная кора) развита не достаточно, чтобы направлять их в правильное русло. В качестве примера представьте, что ваша правая нога бежит, а левая не может даже пошевелиться

Способность подростков распознавать эмоции других людей еще развивается, и они склонны делать неверные выводы. К тому же, они стремятся реагировать, используя эмоциональные центры, а не прислушиваясь к префронтальной коре, которая помогает принимать рациональные, взвешенные решения.

Белое вещество

Это миелин, жирное вещество, защищающее нервные клетки.

Миелин выполняет такую же функцию, как пластмассовая изоляция в кабеле, которая предотвращает утечку тока из провода.

Нервные импульсы проходят по нервным клеткам почти так же, как ток по проводам. Наличие миелина значительно повышает эффективность передачи нервных импульсов по мозгу. У подростков белое вещество всё еще формируется, и этот процесс оканчивается только к тридцати годам.

Гормоны

Поднять подростка утром в школу - испытание для многих родителей. Это не лень. Виной всему - пора гормонов. Кровь подростка наполнена половыми гормонами, гормонами роста и гормонами стресса. Половые гормоны (тестостерон и эстроген) действуют в той части мозга, которая контролирует выработку особенного вещества, называемого "серотонин".

Серотонин способствует хорошему настроению и воздействует на управляемые гормонами биологические часы организма.

Непрерывный переизбыток гормонов переворачивает биологические часы подростков с ног на голову, поэтому они не спят всю ночь, а днем хотят спать. Они не столько ленивы, сколько часто страдают от гормонального "похмелья".

Нейронные связи

Пластичность мозга делает подростковый период опасным и в то же время открытым для массы возможностей. Используемые нейронные связи разрастаются и укрепляются. Неиспользуемые - вытесняются. На практике это означает, что подростки совершенствуются в том, чему уделяют много времени.

Что посмотреть:

Чудесное выступление на TED Сара-Джейн Блэкмор: Секреты работы мозга в подростковом возрасте .

  • Джон Готтман - ребенка;
  • Джон Арден - Укрощение амигдалы;
  • Эми Бэнкс - На одной волне;
  • М. Фабер - Как говорить, чтобы подростки слушали;
  • Маршалл Розенберг - Язык жизни; (для психологов) - Е.Емельянова - психологические проблемы современных подростков.