Секрет улыбки моны лизы раскрыт

Искусствоведы обнаружили микроскопические коды, скрытые в очаровательных глазах всем известной загадочной картины «Мона Лиза». Данное открытие напоминает одну из глав популярной книги «Код да Винчи».

Спрятанные коды в глазах загадочной Джоконды

Прошло более 500 лет с тех пор, как огромное количество людей стало наслаждаться шедевром Леонардо да Винчи. Члены итальянского Национального комитета по культурному наследию настолько смогли увеличить картину известного художника, что обнаружили в загадочных глазах женщины некие спрятанные секретные коды. Невооруженным глазом их заметить просто невозможно, однако под увеличительным стеклом они четко прослеживаются, как уверяют исследователи.

Их очень трудно разобрать, так как Джоконда уже «в возрасте». Но можно предположить, что в левом глазу скрыты от простых людей буквы или цифры, возможно, это сочетание «CE» или «B». А правый глаз утаивает буквы «LV». Ученые также разглядели на заднем фоне цифру 72, которая скрывается в арке моста. Хотя это может быть число 2 или буква «L».

Примечательно, что до этого никто не сумел разглядеть в шедевре данные зашифрованные символы. Но исследователи уверены, что они не ошиблись, и художник, безусловно, согласился бы с их открытием.

«Мона Лиза» работы великого Леонардо да Винчи, известная также под названием «Джоконда» — одно из самых загадочных произведений в истории искусства. Вот уже несколько столетий не утихают споры о том, кто на самом деле изображен на портрете. По различным версиям, это жена флорентийского торгов​ца, трансвестит в женской одежде, мать художника и наконец - сам художник, переодетый женщиной… Но это лишь часть тайн, связанных с картиной.

«Мона Лиза» — это не «Джоконда»?

Считается, что картина была написана около 1503-1505 года. Моделью для нее, по официальной версии, послужила современница великого живописца, в девичестве Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, портрет которой якобы заказал её супруг, флорентийский торговец шелком Франческо дель Джокондо. Полное название полотна – «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» - «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Джоконда (la Gioconda) также означает «веселая, играющая». Так что, возможно, это прозвище, а не фамилия.

Впрочем, в искусствоведческой среде ходят слухи о том, что знаменитая «Мона Лиза» кисти Леонардо да Винчи и его же «Джоконда» — это две совершенно разные картины.

Дело в том, что никто из современников великого живописца не видел портрет завершенным. Джорджо Вазари в книге «Жизнь художников» утверждает, что Леонардо работал над картиной четыре года, но так и не успел ее закончить. Однако портрет, выставленный сейчас в Лувре, полностью завершен.

Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел «Джоконду» в мастерской да Винчи. Он сделал набросок портрета. На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн. На известном всем портрете колонны отсутствуют. Судя по источникам, «Джоконда» также была большего размера, чем известный нам оригинал «Моны Лизы». Кроме того, есть свидетельства, что незаконченное полотно было передано заказчику – мужу модели, флорентийскому коммерсанту Франческо дель Джокондо. Затем она переходила по наследству из поколения в поколение.

На портрете же, называемом «Мона Лиза», предположительно изображена фаворитка герцога Джулиано Медичи Констанция д’Авалос. В 1516 году художник привез это полотно с собой во Францию. До самой кончины да Винчи картина находилась в его поместье под Амбуазом. В 1517 году она очутилась в коллекции французского короля Франциска I. Именно ее сейчас можно лицезреть в Лувре.

В 1914 году один британский антиквар всего за несколько гиней приобрел на вещевом рынке города Бас изображение Моны Лизы, которое счел удачной копией творения Леонардо. Впоследствии этот портрет стал известен как «Айуорская Мона Лиза». Он выглядит незаконченным, на заднем плане – две греческие колонны, как в воспоминаниях Рафаэля.

Затем полотно попало в Лондон, где его в 1962 году выкупил синдикат швейцарских банкиров.

Неужели между двумя разными женщинами существует такое сходство, что их перепутали? Или картина все-таки одна, а вторая – лишь копия, выполненная неизвестным художником?

Скрытое изображение

Кстати, недавно французский эксперт Паскаль Котт объявил, что под слоем краски на картине скрывается еще одно изображение, настоящая Лиза Герардини. К такому выводу он пришел, потратив десять лет на изучение портрета с помощью разработанной им самим технологии, основанной на отражении световых лучей.

По словам ученого, удалось «распознать» под «Моной Лизой» второй портрет. На нем также изображена женщина, которая сидит в точно такой же позе, как Джоконда, однако, в отличие от последней, смотрит немного в бок и не улыбается.

Роковая улыбка

А знаменитая улыбка Моны Лизы? Каких только гипотез не выдвигали по поводу нее! Кому-то кажется, что Джоконда вовсе не улыбается, кому-то – что у нее нет зубов, а кому-то в ее улыбке чудится нечто зловещее…

Еще в XIX столетии французский писатель Стендаль отмечал, что после долгого любования картиной у него приключился необъяснимый упадок сил… Работники Лувра, где сейчас висит полотно, рассказывают, что зрители нередко падают перед «Моной Лизой» в обморок. Кроме того, музейные служащие заметили, что, когда в зал не пускают публику, картина как бы тускнеет, а стоит появиться посетителям, как краски будто становятся ярче, а загадочная улыбка проступает более отчетливо… Парапсихологи объясняют феномен тем, что «Джоконда» — картина-вампир, она пьет жизненную силу человека… Впрочем, это лишь предположение.

Очередную попытку разгадать тайну предприняли Ниц Зебе из Университета Амстердама и его американские коллеги из Университета Иллинойса. Они воспользовались специальной компьютерной программой, сверяющей изображение человеческого лица с базой данных человеческих эмоций. Компьютер выдал сенсационные результаты: оказывается, на лице Моны Лизы читаются крайне смешанные чувства, причем среди них лишь 83% счастья, 9% принадлежит отвращению, 6% — страху и 2% — гневу…

Между тем итальянские историки обнаружили, что, если разглядывать глаза Моны Лизы под микроскопом, то становятся видны какие-то буквы и цифры. Так, в правом глазу можно разглядеть буквы LV, которые могут, впрочем, представлять собой всего лишь инициалы имени Леонардо да Винчи. Символы в левом глазу распознать пока не удалось: не то это буквы CE, не то B…

В арке моста, расположенного на заднем плане картины, «красуется» число 72, хотя есть и другие версии, например, что это 2 или же буква L… Еще на полотне просматривается число 149 (четверка затерта). Это может обозначать год создания картины – 1490-й или позднее…

Но как бы то ни было, таинственная улыбка Джоконды навсегда останется образцом высочайшего искусства. Ведь божественный Леонардо смог создать нечто такое, что будет волновать потомков еще многие и многие века…

Настоящий код да Винчи обнаружен в глазах Моны Лизы

Первые буквы были обнаружены в левом глазу Моны Лизы

На знаменитой картине, находящейся в Лувре, ученые нашли микроскопические буквы и цифры

Исчезающая улыбка Моны Лиза оказалась не самым загадочным элементом этого творения Леонардо да Винчи — гения эпохи возрождения, который оставил не только великое наследие, но и массу загадок. И шифровок, написанных зеркально. Одна, кстати, была случайно обнаружена совсем недавно в библиотеке французского города Нанта. И если верить профессору Сильвано Винчети (Silvano Vinceti), главе итальянского Национального комитета по культурному наследию (president of Italy’s National Committee for Cultural Heritage) то именно в ней содержалось указание рассмотреть Мону Лизу в увеличительное стекло. Что профессор и сделал, получив разрешение у французов. Ведь картина находится в Лувре.

Мона Лиза вот ууже более 500 лет не только восхищает, но и озадачивает

Найденная недавно рукопись Леонардо да Винчи, в который было зашифровано указание присмотреться к Моне Лизе

В правом глазу Моны Лизы Винчети увидел буквы LV, которые, по его словам, могут быть инициалами мастера. В левом глазу — вроде бы начертаны буквы СЕ. Или одна буква В. Под одной из арок моста — на картине он расположен чуть выше левого плеча женщины — профессор нашел цифры 72, которые могут быть и L2.
— Это предварительные данные, — говорит Винчети, — наверняка на картине есть еще символы. Надо исследовать каждый миллиметр. А потом — попытаться расшифровать тайнопись.
Что мог зашифровать гений? Все, что угодно, считает профессор: от сообщения, кто же так хитро улыбается на портрете, до координат места, в котором спрятан священный Грааль.

Исследователи хотят найти все буквы кода да Винчи расшифровать его

У самого же Винчети есть своя гипотеза по поводу Моны Лизы. Он считает, что Леонадо изобразил на картине себя только в виде женщины. Проверить, так ли это, можно лишь одним способом: восстановить образ Леонардо да Винчи по его черепу и сравнить с лицом на портрете. Поэтому профессор вот уже который год добивается у французских властей разрешения на эксгумацию праха останков гения, который покоятся в замке Амбуаз.

Леонардо да Винчи назначил Конец Света на 4006 год

«Тайная вечеря» — носитель кода да Винчи

Пророчество великого мастера зашифровано в его «Тайной вечере»

Итальянская исследовательница Сабрина Сфорца (Sabrina Sforza) из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (University of California in Los Angeles) уверяет, что расшифровала «код да Винчи». По ее словам, он действительно существует. Но не имеет никакого отношения к тому, который был помянут в скандальном романе Дэна Брауна.

Настоящим кодом да Винчи зашифровано пророчество, «вписанное» мастером в его знаменитую «Тайную вечерю». И оно гласит, что 21 марта 4006 года на Земле начнется грандиозный — какой-то вселенский — потоп. Продлится до 1 ноября этого же года. Тогда собственно и наступит конец для человечества. Но он же и позволит ему — человечеству — стартовать заново.

Сабрина, которая сейчас работает в Ватикане, не раскрывает подробности расшифровки. Сообщает лишь, что послание расположено в полукруглом окне, которое находится над фигурой Иисуса Христа. Окна по бокам его дополняют. Помимо знаков зодиака и всего прочего в окна вписаны 24 латинские буквы. Исследовательница считает, что каждая соответствует определенному часу в сутках.

Леонардо оставил шифровку в окнах, рассположенных над людьми

Все секреты итальянка собирается изложить в книге, над которой сейчас трудится.
Напомним, что «Тайная вечеря» это огромная фреска — 460 на 880 сантиметров, написанная Леонардо в период между 1495-1497 годами. Находится она в Италии » в миланском монастыре Санта Мария делле Грацие.

Главная надпись находится над Иисусом

Кстати, Леонардо да Винчи весьма благосклонен к человечеству — отпустил почти 2 тысячи лет существования. А с момента «опубликования» пророчества над Иисусом — еще больше — 2500 лет. Не менее гениальный потомок мастера — Исаак Ньютон, автор своих знаменитых законов, — назначил Конец Света на 2060 год. Вычислил эту дату, расшифровывая Библию. Конкретно — Книгу пророка Даниила (Ветхий Завет).

Что стало основой для пророчества Леонардо пока не известно.

Последний закон Ньютона

Знаменитый физик вычислил, что конец света наступит в 2060 году

Большинство людей легко вспомнят законы Ньютона — первый, второй, третий — и, конечно же, закон всемирного тяготения, якобы навеянный яблоком, упавшим на голову гения.

Однако еще несколько лет назад мало кто подозревал, что сэр Исаак Ньютон занимался еще и алхимией, оккультизмом, астрологией, теологией. Эти подробности выяснились, когда нашлись ранее неизвестные рукописи ученого. Сейчас они представлены на выставке «Секреты Ньютона», которая работает в древнееврейском университете Иерусалима.

Собственно, рукописи никуда не терялись. Просто были недоступны для изучения. После смерти гения в 1727 году многие тысячи их страниц, как раз посвященные «тайным увлечениям», 200 с лишним лет хранились в сундуках в доме графа Портсмутского. В 1936 году большую часть рукописей купил на аукционе «Сотбиз» еврейский ученый Абрахам Яхуд, проживавший в Египте. В итоге они попали в Еврейскую национальную библиотеку Иерусалима. Именно там и находится манускрипт Ньютона с пророчеством о конце света в 2060 году. Но обнаружили его отнюдь не местные специалисты, а канадский исследователь — профессор Галифакского университета Стивен Снобелен. И вовсе не в библиотеке.

Элиезер Фельдман, директор израильского института политологических и социальных исследований, член попечительского совета Национальной библиотеки в Иерусалиме в интервью «Радио Свобода» объяснил этот феномен так: мол, огромный рукописный архив Ньютона, насчитывающий миллионы единиц хранения, превращен в микрофильмы. Доступ к ним имеют группы исследователей в Великобритании, в Израиле и в Канаде. Канадцам, наткнувшимся на текст рукописи с пророчеством, либо повезло, либо они смотрели внимательнее своих коллег.

Пытаясь пророчествовать, физик вычерчивал астрологические схемы (вверху) и умножал столбиком (внизу).

По мнению ученых, недоступные прежде рукописи Ньютона свидетельствуют: алхимия, теология и оккультизм вообще были у него на первом плане. А «серьезные» открытия стали следствием этого «мракобесия». Например, закон всемирного тяготения появился отнюдь не из-за яблока, а благодаря исповедуемой алхимиками концепции притяжения одного элемента к другому.

И знаменитая физическая теория абсолютного пространства и времени Ньютона, как утверждает Снобелен, основана на теологических представлениях гения физики. Тот верил, что абсолютное пространство — это местопребывание Бога, форма существования его вселенского духа. А абсолютное время — это бесконечная длительность божественного присутствия. Более того, Ньютон полагал, что благодаря божественному устройству Вселенной, любое воздействие мгновенно передается в любую ее точку без участия материи. Что, кстати, не исключают некоторые современные физики, изучающие вакуум и квантовые механизмы.

Но с особым мистическим трепетом Ньютон относился к Библии — изучал ее всю жизнь. Считал, что в Священном Писании зашифровано послание высших сил о будущем мира.

Пока известен один источник, удостоенный повышенным вниманием гения, — Книга пророка Даниила (Ветхий Завет), в которой он — Даниил — точно предсказал дату прихода на Землю Христа, смерть Сына Божьего и его воскрешение: «…предан будет смерти Христос, и не будет…»

Ньютон был уверен, что Бог избрал пророка Даниила как раз для толкования будущего. И чтобы «увидеть» грядущее, надо расшифровать Книгу — каждое ее слово. Чем Ньютон и занимался долгие годы, считая себя тоже избранным Богом — конкретно для расшифровки. Математически вычисляя дату конца света, он исписал словами и формулами (в количестве 1,3 миллиона) четыре с половиной тысячи страниц.

Физик обещал войну

Книга пророка Даниила — сама по себе сборник пророчеств. Ньютон их толковал, «оцифровывая» слова, пытаясь вывести алгоритм, пригодный для предсказаний грядущих событий. Что у него получилось, еще предстоит узнать — архив до конца не разобран. Обнаружена лишь таинственная дата конца света — 2060 год.

Посмертная маска Ньютона: плотно сжатые губы свидетельствуют о том, что этот человек хранил какую-то тайну.

Изучение Снобеленом рукописей Ньютона показало, что тот расшифровал имеющиеся в Книге указания на определенные периоды времени. Один из них — 1260 лет, названный греховным и нечистым. Далее Ньютон каким-то образом вычислил, что этот период начался в 800 году после Рождества Христова. Прибавил 1260 лет и получил 2060 год. Конец света? Точно неизвестно. Сам Ньютон пишет, что начнется мировая война, потом будет мор, которые приведут к уничтожению значительной части человечества. Но по окончании бедствий наступит царство Мессии.

Кстати, если верить Снобелену, то Ньютон предсказал и появление государства Израиль, про которое у Даниила сказано лишь следующее: «… и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена…» И указаны туманные сроки: «семь седьмин и шестьдесят две седьмины». Ньютон точно определил год — 1948. И намекнул, что Израиль будет создан при содействии дружественного государства. Так и вышло — США постарались.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Крохотный гений

Исаак Исаакович НЬЮТОН родился 25 декабря 1642 года. Роды у его матери Анны Эйскоу были преждевременными. Мальчик появился на свет таким крошечным, что его можно было искупать в пивной кружке. В школе особыми успехами не блистал — одно время находился на предпоследнем месте по успеваемости, опережая лишь явного идиота. Но в итоге стал гением.

Ньютон умер 20 марта 1727 года в Кенсингтоне. Похоронен в английском национальном пантеоне — Вестминстерском аббатстве. На его могиле высечено:

Здесь покоится Сэр Исаак Ньютон,
Который почти божественной силой своего ума
Впервые объяснил
С помощью своего математического метода
Движения и формы планет,
Пути комет, приливы и отливы океана.
Он первый исследовал разнообразие световых лучей
И проистекающие отсюда особенности цветов,
Каких до того времени никто даже не подозревал.
Прилежный, проницательный и верный истолкователь
Природы, древностей и священного писания,
Он прославил в своем учении Всемогущего Творца.
Требуемую Евангелием простоту он доказал своей жизнью.
Пусть смертные радуются, что в их среде
Жило такое украшение человеческого рода.

Если вы читали знаменитый роман американского писателя Дэна Брауна «Код да Винчи», то наверняка помните его рассуждения о том, что Леонардо да Винчи в своих картинах «Тайная Вечеря» и «Мона Лиза» закодировал великую тайну отношений Иисуса Христа и Марии Магдалины. Эта книга посвящена одной из самых интригующих тайн в истории человечества, связанной с истинными корнями христианства – супружестве Иисуса Христа и Марии Магдалины, а также существовании в наше время целой династии их потомков. Книга занимает седьмое место из десяти среди самых читаемых книг в мире.

«Тайная Вечеря» была создана в 1495 г. и выполнена на стене церкви Святая Мария в Милане. Он работал над этой картиной 15 лет. «Мону Лизу» он писал во Флоренции в 1503-1506 г. и окончательно доработал её в 1510 г., т.е. пять веков тому назад. Эта картина сегодня экспонируется в Лувре, Париж. В чём же состоит секрет притягательности этих картин, которые остаются самыми знаменитыми произведениями в мире искусства? Будучи хорошим математиком да Винчи пытался соединить математику с искусством, т.е. он использовал в своих картинах так называемую математическую серию, известную под названием числа Фибоначчи .

Фибоначчи родился в Пизе, Италия в 1170 г. и обучался у арабских математиков. Он написал много трактатов, а также сделал ряд важных открытий в математике, включая последовательность 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89 … , носящей его имя (1202 г.). В этой последовательности каждое новое число равно сумме двух предыдущих. Вы сможете сами легко найти следующие числа, воспользовавшись свойством этой серии. Эта серия чисел имеет одно удивительное свойство: если вы разделите два последующих числа (например, 55/34 или 89/55), то эти отношения по мере удаления от начала последовательности приближаются к постоянной величине 1.618, которое называется правилом золотого сечения. Смысл золотого сечения состоит в том, что отношение двух сторон прямоугольника должно быть равно 1.618, т.е. одна сторона прямоугольника должна быть длиннее другой на 61.8%. Именно такие прямоугольники и треугольники да Винчи использовал во многих своих картинах, включая «Мону Лизу» («Mona Lisa”), «Тайную Вечерю» (“Last Supper»), «МужчинавДействии» («The Man in Action») идр. Интересно, что эти числа довольно часто встречаются в природе. Например, это так называемые цветы и растения Фибоначчи: лилии имеют 3 лепестка, дикая роза и лютики 5, семейство лютиков 8, желтоголовик 13, астры 21, подорожник 34, подсолнечник имеет 21 спираль на головке в одном направлении и 34 – в другом, маргаритки 55, большие подсолнухи встречаются в природе с 55 и 89 спиралями. Таких примеров существует множество: видимо, эти числа обладают какой-то притягательностью и поэтому природа использует их. Подобную притягательность имеют и картины да Винчи.

Банковский код, который использовали герои «Кода да Винчи» Софи и Роберт, состоял из восьми чисел ряда Фибоначчи, который, естественно, можно было легко запомнить. Согласно роману, этот код позволил его героям проникнуть в сейф банка и получить предмет, способный указать им путь к тайне супружества Марии и Иисуса, хотя в текстах Евангелии нет прямых свидетельств, что они были мужем и женой. В 1090 г. было создано тайное общество «Приорат Сиона», целью которого было защищать документы Святого Грааля, беречь могилу Марии Магдалины и поддерживать потомков королевской династии Меровингов, т.е. династии потомков царей Давида и Соломона и членов семьи Христа, доживших до наших дней. В 1118 г. был создан орден тамплиеров, который служил административным инструментом этого общества. Эта тайна была связана со священной чашей Грааля, самой главной тайны Приората Сиона. Согласно легенде, так именовалась чаша, в которую была собрана кровь Иисуса Христа после его распятия. Грааль всегда окружали тайны, которые верующие пытаются раскрыть в течение сотен лет.

Леонардо своими потрясающими картинами, творческим талантом и обаянием своей личности наверняка обратил на себя внимание Приората Сиона, руководители которого стремились к привлечению в организацию наиболее достойных современников.Великими мастерами Приората Сиона и хранителями тайны Грааля, кроме Леонардо да Винчи, были Исаак Ньютон, Виктор Гюго, Роберт Бойль, Клод Дебюсси и многие другие. Они давали клятву не разглашать её тайну. Стремление найти Грааль владеет умами людей вот уже более тысячи лет и его тайна и сегодня не даёт покоя миллионам людей. Ключ к пониманию тайны святого Грааля даёт картина да Винчи «Тайная Вечеря». В этой картине вы не можете не заметить пространство между Иисусом Христом и, возможно, женщиной справа от него, в виде символа V, образованного двумя центральными фигурами, который означает одновременно сосуд Грааля и женское лоно, т.е. символ священного женского начала. Сами две фигуры образуют букву М–Мария/Магдалина. В этой картине он, возможно, закодировал тайну отношений Христа и Марии Магдалины.

Интересно, что Христос был провозглашен Сыном Божьим римским императором Константином Великим через три столетия после его распятия в результате простого голосования, причём Христос выиграл с небольшим преимуществом голосов. Т.о. император Константин ещё в четвёртом веке нашей эры приложил руку к обожествлению Христа исключительно с целью укрепления своей власти, т.к. он был слабым императором. С тех пор христианство стало государственной религией Рима, а затем и многих стран мира.

«Тайная Вечеря» включает несколько золотых сечений как в позициях, где сидят люди, так и в пространстве под потолком. Да Винчи запечатлел миг, когда Христос говорит своим ученикам во время пасхального седера, что один из них предаст его. Мария Магдалина, возможно, сменила юного апостола, женоподобного Иоанна, ближайшего ученика Христа, который на самом деле отсутствовал. Интересно, что она не только присутствовала во время распятия Христа, но и, как гласит легенда, виделась с ним три раза после его воскрешения.

Картина «Мона Лиза» является наивысшим достижением да Винчи как живописца. Слово «мона» произошло от «мадонна», что переводится как my lady . Другое название картины «Джоконда» произошло от фамилии её мужа Francesco Gioсondo, богатого флорентийского торговца шелками. Портрет этой женщины с загадочной улыбкой, написанный в спокойных тонах и улыбкой на краях её губ, включает целую серию золотых сечений. В целом, общая форма лица и её рук образуют равнобедренный треугольник. Лицо Моны Лизы хорошо вписывается в золотой прямоугольник. Другой прямоугольник проходит через правую кисть её руки до левого локтя, а его верхняя граница касается головы Моны Лизы. Второе сечение включает её лицо, щёки, глаза, нос и уголки её рта, от подбородка до головы. Наличие правильных пропорций в картине, включающей математические фигуры – треугольник и прямоугольники, создаёт уникальное впечатление о картине как о прекрасном произведении искусства.

Портрет – хороший образец техники светотени, включающей полусвет с нежной гаммой цветов. В ряде исследований утверждается, что в образе Моны Лизы да Винчи, возможно, изобразил себя.

Исследователи «Моны Лизы» и «Тайной Вечери» уверены, что в слоях краски скрывались некие тайные послания для потомков, т.е. в своих полотнах да Винчи «спрятал» какие-то символы, истинный смысл которых остаётся загадкой до сих пор, и поэтому они нуждаются в дальнейших исследованиях. В его творениях имеется глубокий, потаённый смысл тайны Приората Сиона и самого Леонардо. Леонардо да Винчи был поклонником священного женского начала, хранителем тайны и культа вечной женственности. Он искал баланс между мужским и женским началами и считал, что слияние этих двух начал является самым идеальным состоянием. Его «Мона Лиза» – это слияние двух начал. Её лицо представляет собой загадку, в которой отражается божественное слияние мужского и женского . Видимо, поэтому она так притягательна и загадочно улыбается нам вот уже в течение пяти веков.

Илья Гулькаров