Поступки чести в капитанской дочке. Честь и бесчестие в повести «Капитанская дочка

В процессе прочтения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» на первый план среди прочих выдвигается тема чести и бесчестия. В произведении противопоставляются два героя, придерживающиеся различных позиций относительно понятия чести – Швабрин и Гринев.

Оба героя принадлежат к дворянству, примерно одного возраста. Судьба свела их в Белогорской крепости против их воли. Гринева отправил на службу отец, а Швабрин был сослан сюда из-за участия в запрещенной в то время дуэли.

Дуэль во все времена ассоциировалась с доблестью и честью. Поэтому в начале повествования Швабрин представляется читателю человеком с высокими нравственными принципами. Однако в сознании простого народа, представительницей которого выступает Василиса Егоровна, дуэль – это обыкновенное убийство. Такое определение дуэли положительной героини повести ставит под сомнение благородство героя.

Проверка героев сложными обстоятельствами

Истинная суть человека раскрывается в самые сложные жизненные моменты. Для персонажей «Капитанской дочки» таким испытанием становится захват крепости пугачевскими мятежниками. Для Швабрина главным становится сохранение собственной жизни. Ради этого он переходит на сторону бунтовщиков, становится правой рукой Емельяна в процессе расправы над обитателями Белогорской крепости.

Петя Гринев же не унижается до раболепства. Он настроен на то, чтобы разделить судьбу капитана Миронова. Чувство собственного достоинства для него превыше страха смерти. Это очевидно в сцене отказа целовать руку самозванца.

Отношение героев к Маше Мироновой

Различно отношение Швабрина и Гринева к Маше Мироновой. Петр восторгается девушкой, выказывает ей свое восхищение в виде посвященных ей стихов. Швабрин, напротив, втаптывает в грязь репутацию девушки и ее родных. Он не любит Машу. Это доказывает отношение к Маше после захвата крепости разбойниками – Швабрин мучал ее, угрожал передать мятежникам, пытал голодом, шантажировал.

Заключение

Следовательно, приверженцем истинной чести в повести становится Петр Гринев, отстоявший свои принципы и достоинство, верность своему слову и любовь. Швабрин же даже в конце повести продолжает клеветать на Гринева, пытаясь потопить его вместе с собой на суде.

В эпиграфе к повести: «Береги честь смолоду», — мы можем предположить авторское отношение к проблеме чести и бесчестия. Соглашаясь с А.С. Пушкиным, я считаю, что, предав единожды, человек навсегда становится предателем.

Хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, честь и совесть - ведущие понятия, характеризующие человеческую личность. Обычно честь - это совокупность наиболее благородных, доблестных чувств человека, позволяющих ему достичь поставленной цели, заслужить уважение других людей и не потерять уважение к самому себе. Под совестью же можно понять неспособность переступить через вечные моральные принципы. Эти два понятия взаимосвязаны, так как «жизнь по чести» помогает человеку обрести душевное спокойствие и жить в согласии со своей совестью. Недаром слово «честь» перекликается с таким человеческим качеством, как «честность», а также можно назвать слово «почесть» - по чести. Проблема чести и совести волновала писателей, поэтов во все времена.

Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Человек, лишенный этого чувства, неспособен жить в кругу себе подобных, не на-редив окружающим. Он может уничтожить весь мир, если его не остановить. Такие люди сдерживаются не внутренними, а внешними оковами - страхом наказания, тюрьмы, одиночества и т. д. Но это еще не самое плохое. Человек, предавший собственную душу, поступивший вопреки чести и совести, уничтожает себя самого. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям. Потеря чести - падение моральных устоев - это одно из сложнейших состояний человека, всегда волновавших писателей. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в подробностях рассмотреть, как это происходит в жизни и к каким результатам может привести. Главный герой повести Петр Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего...» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя не слишком адекватно.

Один из главных героев повести «Капитанская дочка», Петр Гринев, понимает честь как действие всегда по совести. Душа Гринева содержит как бы две чести, два понятия о ней - это долг по отношению к императрице, а следовательно, к Родине, к Отечеству, и долг, который на него накладывает любовь к дочери капитана Миронова. То есть честь у Гринева - это долг.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.

Когда Пугачев помогает Гриневу освободить Машу Миронову из плена Швабрина, то Гринев хоть и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству все равно не нарушает, сохраняя свою честь: «Но Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести».

Совсем другое понимание чести у еще одного главного героя «Капитанской дочки», героя с какой-то стороны отрицательного, Пугачева. Его понимание чести держится исключительно на уровне чувств, по большей части дружеских. Субъективное восприятие чести Пугачева и делает его отрицательным персонажем. Как человек он может быть и неплохим: платит добром за . Но в качестве захватчика он жесток.

Одна из основных идей повести была задана автором с самого начала словами: «Береги честь смолоду». Этот наказ получает Петруша от отца, отправляясь к месту службы в далекую и глухую крепость, а не в столичный полк, как надеялся поначалу.

В Белогорской крепости Гринев свято помнит наказ отца. Он защищает Машу от клеветы Швабрина. Гринев неплохо владеет шпагой, умеет постоять за честь оскорбленной и обиженной девушки. И только вмешательство Савельича дает премущество Швабрину, в очередной раз поступающему подло, нанося предательский удар отвлекшемуся противнику.

Гринев же от поступка к поступку восходит «к вершинам нравственного воспитания». И когда перед Петром Андреевичем встает вопрос жизни и смерти: нарушить присягу и сохранить свою жизнь или погибнуть честным офицером, сохранив доброе имя, Гринев выбирает последнее. Только добрая воля Пугачева спасает нашего героя от виселицы. Пугачев в этой ситуации, как мы уже говорили выше, также поступает по чести.

В любой ситуации Петр Андреевич ведет себя достойно, будь то с бунтовщиком Пугачевым во время беседы с ним в кибитке или на суде среди равных себе. Для него нет разницы, перед кем держать слово. Он дворянин, и, однажды присягнув, соблюдает верность государыне и Отечеству.

Ни одно противостояние Гринева героям или судьбе, раскрывшееся на страницах повести, не сумело отнять у него честь и достоинство. Честь и впрямь нельзя отнять. Человек, поступающий по чести, неспособен расстаться с этим чувством под влиянием окружающих. На мой взгляд, человек может потерять честь, но происхо-дит это не только и не столько под влиянием обстоятельств. Они служат лишь своего рода катализатором. В сложной ситуации раскрываются все самые темные стороны души человеческой. И здесь в самом герое заключены силы справиться с ними.

Один из героев повести «Капитанская дочка», Швабрин своим примером подтверждает вынесенное в название данной работы высказывание А. П. Чехова. Он теряет честь. Обозленный, потерявший любимую девушку, Швабрин примыкает к Пугачеву, и впоследствии его осудят как нарушившего присягу офицера. То есть Пушкин продемонстрировал, что человек, потерявший честь, будет наказан - судьбой или людьми. На примере Швабрина автор хочет показать, что образованность, наносная культура и воспитанность мало влияют на становление характера человека. Ведь Швабрина можно считать умным собеседником, нельзя его назвать и абсолютно отрицательным персонажем.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовали по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, его могли оправдать. Гринев же не раскрыл имени любимой девушки, предпочтя смерть бесчестию. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша обратилась к императрице с просьбой защитить Гринева. И добро победило.

Честь и совесть можно назвать важнейшими характеристиками души человека. Поэтому проблема чести присутствует в произведениях большинства писателей. Понимание чести, что вполне естественно, различно у каждого человека. Но ис-тинность или ложность этого понимания доказывается самой жизнью.

На примере повести Пушкина «Капитанская дочка» мы постарались рассмотреть понятие чести и его значение в жизни человека. Хотелось бы подвести итоги: честь и в самом деле нельзя отнять. С этим не справятся никакие невзгоды, опасности и жизненные сложности. Человек может лишиться чести только в том случае, если сам откажется от нее, предпочтет ей что-либо другое: жизнь, власть, богатство... Но при этом не все осознают, сколь многое теряют. Сила и человечность человека заключается именно в его чести.

Одна из основных тем исторического романа Пушкина «Капитанская дочка» - тема чести. Это задается еще в самом эпиграфе к произведению и подхватывается на его первых же страницах. Ведь именно такое напутствие дает своему юному сыну Андрей Петрович Гринев, отправляя того на военную службу. Это подчеркивается еще и тем, что Петрушу, продолжателя старинного дворянского рода Гриневых, отец отправляет служить в «сторону глухую и отдаленную». Никаких поблажек для сына он не ищет, наоборот, желает, чтоб тот стал настоящим офицером, человеком чести и долга. Перед глазами Петруши всю жизнь был достойный пример. Пушкин подчеркивает строгость нравов Андрея Петровича, его мудрость, чувство собственного достоинства.

Понятие чести и долга в повести многозначно. Тема дворянской чести отчетливо звучит в истории знакомства Петруши с Зуриным. Тогда молодой человек проиграл крупную сумму денег. Деньги Петруши хранились у Савельича, и молодому дворянину пришлось поссориться со своим дядькой, чтобы получить эту сумму. Савельич, придя в ужас от количества проигранных денег, умолял Гринева отказаться от уплаты долга, сказать, что у него таких денег нет. Но Петруша был неумолим. Он не может не уплатить бильярдный долг, ведь это дело дворянской чести.

В истории взаимоотношений Гринева с Машей Мироновой тоже возникает тема чести. Девушка была страшно оклеветана Швабриным. Петруше такое потерпеть было просто невозможно. Защищая честь любимой девушки, он вызывает подлеца на дуэль, которой помешало вмешательство коменданта. Тем не менее, она возобновилась, ведь истинно честный и порядочный человек не мог стерпеть такого обращения с девушкой. Здесь идет речь о чести дамы, о долге перед ней.

Полюбив юную девушку, он чувствует себя ответственным за ее судьбу. Защищать и оберегать возлюбленную – его прямой долг. Поэтому когда Маша становится пленницей Швабрина, Гринев готов на все, лишь бы спасти ее. Очень интересен тот факт, что Петруша не нашел никакой поддержки у официальной власти. В этот момент он готов обратиться за помощью даже к Пугачеву. И так получается, что именно этот разбойник, бунтарь и убийца помогает ему. Пугачев освобождает Машу, не смотря на то, что она является дочерью коменданта Белогорской крепости, офицера войск противника. С образом Петруши здесь связана тема не только рыцарской чести, но и мужской. Ведь главный герой вряд ли мог бы считать себя настоящим мужчиной, если бы не смог вызволить возлюбленную из столь унизительного положения.

Примечательно здесь еще и то, что после ареста над Гриневым состоялся суд. Но, защищаясь, герой не мог открыть истинное положение вещей. Он боялся впутать в это дело Машу Миронову: «Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее саму, привести на очную с ними ставку – эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и смутился». Герою проще понести незаслуженное наказание, чем оскорбить сколько-нибудь доброе имя Маши. Можно сказать, что это истинно рыцарский поступок, ведь Петруша готов ценой своей жизни защищать покой Марьи Ивановны.

Также в повести можно отметить тему воинской чести, долга перед отечеством, верности присяге. Особенно ярко это заметно благодаря истории отношений Гринева с Пугачевым. После захвата Белогорской крепости Пугачев признает в Петруше своего прежнего попутчика и спасает его от неминуемой казни. Но разбойник требует Гринева признать в нем государя. Молодой человек не может этого сделать, понимая, что перед ним самозванец, виновный в гибели не только коменданта крепости и его жены, но и многих других невинных людей. Гринев отказывается целовать руку Пугачева, понимая, что за этим может последовать страшная расправа. Но Пугачев не трогает Петрушу, он лишь пошутил, что молодой человек «одурел от радости». Гринев отказывается видеть в разбойнике своего государя и служить ему, хотя жизнь молодого человека висит на волоске. Петруша говорит Пугачеву, что он дворянин, присягавший императрице, и не нарушит своей присяги. Кроме того, Гринев даже не может пообещать Пугачеву, что не будет выступать против мятежников. Ведь он обязан подчиняться темам воинского долга, повиноваться приказу. Думаю, Пугачев смог оценить благородство натуры Петруши, поэтому отпустил его.

Также тема чести воплощается и с помощью других персонажей. Например, Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванца своим государем и предпочитает погибнуть, до конца выполняя долг коменданта крепости. Для него лучше смерть, чем измена своему долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьевич, гарнизонный поручик, отказавшийся присягнуть Пугачеву.

Таким образом, всем положительным героям повести тема чести близка и понятна, каждый из них готов пожертвовать своей жизнью ради своего долга, считая это несказанно лучше, чем предать собственные идеалы.

Русская литература во все века и времена поражала читателей глубиной анализа поставленных нравственных проблем. Не одно поколение решало для себя вопросы морального выбора, противостояния добра и зла, верности долгу и предательства, любви и ненависти, чести, достоинства, опираясь на лучшие произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и так далее.
А. С. Пушкин определил сквозную идею своего творчества следующим образом: «...чувства добрые я лирой пробуждал...»
Поэтому на его произведениях современные люди учатся постигать любовь, дружбу, свободу и сострадание. Одно из самых насыщенных нравственными проблемами произведений - повесть «Капитанская дочка». Ее герои проходят трудный путь, в ходе которого и формируются их представления о чести и долге.
Самый первый урок нравственности заключен уже в эпиграфе к произведению: «Береги честь смолоду». Герой повести - Петр Гринев - во всех ситуациях поступает как человек чести. То есть, совершая свой выбор, он беспокоится о том, чтобы поддержать кодекс дворянской чести, унаследованный от отца, который не хотел, чтобы сын служил в Петербурге и был «шаматон», а не солдат, и, кроме того, Гринев внимает голосу своей совести, которая заставляет его отличать хорошее от дурного.
Для Петруши Гринева, который «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками», наступает пора принятия самостоятельных решений. И оказывается, что этот человек, не очень еще подготовленный к жизни, этот мальчик, которого Савельич называет «дитя», не колеблясь, поступает в соответствии с законами нравственности, независимо от серьезности возникших в его жизни проблем. Так, Гринев заставляет своего дядьку отдать сто рублей, которые он проиграл ротмистру гусарского полка Зурину, и хотя юношу мучили «неспокойная совесть и безмолвное раскаяние», а также жалость к «бедному старику», чувство чести оказывается сильнее.
Петр Гринев своим поведением учит читателя быть честным и в любви. Герой не терпит бесстыдные речи своего противника - Швабрина - о Маше Мироновой, капитанской дочке, и вызывает его на дуэль, хотя об их разговоре никому не было известно и Гринев пошел бы на компромисс только со своей совестью. Однако честь и достоинство любимой девушки становятся честью и достоинством его самого. О том, как по-разному воспринимают понятие чести Гринев и Швабрин, можно судить из высказывания Маши: «Как мужчины странны! За одно слово, о котором через неделю верно б они позабыли, они готовы резаться и жертвовать не только жизнью, но и совестью, и благополучием тех, которые...»
Гринев воспринимается уже не как «недоросль», а как взрослый мужчина, который может взять на себя ответственность за любимую женщину и ее судьбу. Неудивительно, что, когда доходит дело до ситуации, в которой надо выбирать между верностью и предательством, а следовательно, между смертью и жизнью, герой, не сомневаясь, идет на смерть, потому что он присягал императрице, а Пугачев - «вор и самозванец». Но здесь проявляется не только честь Гринева как офицера; его нравственное чувство настолько органично, что даже после помилования он отказывается целовать руку «государя»: «Я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению». Молодой человек учит своим примером вести себя достойно во всех ситуациях: ведь поцелуй руки «злодея» ничего бы не изменил, Гринев не нарушил бы присягу и не предал бы государыню, зато не рисковал бы жизнью (Савельич говорит ему: «Не упрямься! Что тебе стоит? Плюнь да поцелуй... у него ручку»), но он изменил бы себе, а это для Гринева не менее страшно.
Герой рискует жизнью еще два раза. Первый раз, когда возвращается в Белогорскую крепость за Машей, узнав, что «Швабрин принуждает ее выйти за него замуж», понимая, что его любовь и чувство ответственности за сироту глубже, чем страх за свою жизнь. И второй, когда не произносит имя капитанской дочки в суде, хотя может потерять при этом не только жизнь, но и свое честное имя. Но «мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную сними ставку - эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался».
Однако не только для Петра Гринева нравственность является природным свойством натуры, но и другие герои поступают в соответствии со своим нравственным идеалом и учат читателей различать добро и зло. Комендант Белогорской крепости Иван Кузьмич, который в обыденной
жизни во всем подчиняется своей жене, в экстремальной ситуации организует оборону крепости, не желает сдаться на милость Пугачева и готов к смерти: «Умирать так умирать: дело служивое!» На вопрос Пугачева: «Как ты смел противиться мне, своему государю?» - комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» После гибели мужа Василиса Егоровна называет Пугачева «беглым каторжником» и, погибая, остается верна чувству;\юбви и гордости за своего мужа.
Марья Ивановна, которая в начале повести кажется тихой, скромной, даже не очень привлекательной, трусливой, впоследствии проявляет лучшие свои качества. Оставшись сиротой, находясь в полной зависимости от Швабрина, больная она отказывается выйти за него замуж: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят». Любовь, верность, чувство собственного достоинства, гордость - вот чему учит эта сцена.
В конце произведения Маша Миронова, как многие другие героини русской литературы, вызволяет своего любимого из беды. Именно благодаря ее усилиям доказана невиновность жениха Марьи Ивановны, в этой ситуации, как и в сцене дуэли, честь и достоинство Петра Гринева становятся честью и достоинством капитанской дочки.
Нравственные законы, по которым живут герои повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», не приобретены ими в течение жизни. Они являются органичным, естественным свойством натуры рассматриваемых персонажей. Эти же нравственные категории являются частью народного сознания, которое ярче всего воплотилось в произведениях устного народного творчества. Как раз в сказках, песнях, пословицах и поговорках проявились мудрость народа, представление о добре и зле, мечты о счастье. Нравственные уроки и объединяют повесть Пушкина и творения фольклора; недаром в качестве эпиграфов и ко всему произведению, и к отдельным его главам автор выбирает, в частности, пословицы, фрагменты народных песен (свадебных, солдатских, исторических). Таким образом, можно говорить об истинной народности повести А. С. Пушкина.
Сама форма произведения - воспоминания - предполагает, что их автор делится своим жизненным опытом, хочет, чтобы читатель научился на его ошибках. Такое ощущение, что эти записки адресованы в будущее - в наш «жестокий век», с тем чтобы напомнить современным людям о тех нравственных законах, которые ежедневно нарушаются в наше время. Русская литература всегда отличалась своим учительным характером, и повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» - яркое подтверждение тому.

В произведении А.С. Пушкина "Капитанская дочка" честь показывается как одна из главных ценностей человека. Мне кажется, у всех главных героев есть свое мнение об этом.
Для начала следует разобраться в том, что это такое. Честь - достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости. Бесчестие же - это поругание, оскорбление, позор.
Петр Гринев - протагонист романа - представляется читателю благородным человеком. Он остается верен Маше во время войны и суда, на котором мог бы оправдаться, если б сам рассказал правду о своей любви, даже когда его родители запретили жениться на такой девушке, Гринев все равно готов это сделать, наперекор всем. Ему могли помешать разные испытания, было множество возможностей бросить девушку, но главный герой, руководствуясь своими понятиями о чести, совершает практически невозможное - договорившись с Пугачевым, выхватывает добычу у злодеев, при этом оставшись незапятнанным. Этот персонаж изображается как идеал - пример благородного человека. На этом можно было бы и остановиться, но автор вводит в повествование Емельяна Пугачева - антагониста, который олицетворяет вершину порока. Но так ли это на самом деле? Вероятно ли, что писатель показал совсем не то, что собирался? Кто же он - ужасный злодей или самый обычный человек, имеющий право на ошибку?
Я считаю, что ответ на последний вопрос стоит искать не только в тексте, но и в определенных исторических источниках, ведь очень многое из прототипа переносится в персонажа.
Емельян Иванович Пугачев, как историческая личность - донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773 - 1775 гг. Его семья принадлежала к православной вере. Большое влияние на Пугачева и его последующую деятельность оказало его временное проживание со старообрядцами, известными своей мятежной натурой. Он был хорошим предводителем, но слишком сильно доверял людям. Это стало роковой ошибкой.
Емельяна предали подчиненные. Но, даже стоя на эшафоте, этот человек отличался мужеством. Он крестился на соборы и просил прощения у всего православного народа, в основном, у крестьян.
Герой Пушкина очень похож на настоящего человека. Он также хитер, умен, лукав, но умеет быть благородным. У него живой характер, это совершенно самостоятельный, не зависящий от автора персонаж, но даже сам писатель проявляет к нему сочувствие в виде мыслей Гринева:"Но между тем, странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровью стольких невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле... Мысль о нем неразлучно была во мне с мыслью о пощаде, данной мне в одну из ужасных минут моей жизни, и об избавлении моей невесты из рук Швабрина".
Я, прочитав данный роман, была поражена пренебрежением к Емельяну Пугачеву, хоть и с некоторыми нотками сочувствия. Мне кажется, что каждый, совершивший ошибку, должен иметь возможность ее исправить. К сожалению, чаще всего, на практике это не применимо. Мне известны минимум три примера из книг и из реальной жизни, доказывающих это утверждение. Порой нам не дают "второго шанса", и это прискорбно. Будучи верующим человеком, я могу иметь смелость, чтобы утверждать, что если бы Емельян Пугачев смог усмирить свою гордыню и покаяться, по-настоящему, всем сердцем, то возможно его ошибка была бы забыта, вероятно он мог бы спастись.
Как я уже утверждала ранее, Пугачев оступился лишь раз. Он назвал себя Петром III. Именно это было его просчетом, а вовсе не то, о чем утверждал Гринев. Мне кажется, что те поступки, которые Пушкин считает "бесчестными", на самом деле, нельзя так охарактеризовать. В условиях войны убийство серьезным грехом не считается, по моему мнение, так как оно совершено в защиту своих Родины, мнения, жизни и т.д. Поэтому Емельян Пугачев в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" вполне может считаться благородным и честным человеком во всем, кроме обмана - принятия другого имени. Если же это не так, как могут посчитать те, к кому я обращаюсь, то, осмелюсь напомнить о ветеранах ВОВ. Коль следовать принципу "убийство - страшный грех, за которым следует тюрьма", то все, без исключения, герои II Мировой войны после смерти должны попасть в ад, а сейчас обязаны быть изолированы от общества, то есть находиться в тюрьме. На основе этого вполне можно назвать Пугачева благородным. И вероятно этого человека следует считать примером для подражания, почему нет? Ведь решимость, с которой он отстаивает свое мнение, пытается помочь своему народу, похвальна.
Значит ли это, что в "Капитанской дочке" нет совершенно бесчестных героев?
К сожалению, я полагаю, стоит обратить внимание на Швабрина. Это тот самый герой, который заслужил "тридцать сребряников", притом не раз. Он способен на убийство, как мы можем догадаться из истории с дуэлью, также этот человек не умеет любить. Он ведь только смешивает Машу с грязью, рассказывая о ней Гриневу, он написал донос, тогда как должен был лишь порадоваться за влюбленных, пусть ему и могло быть больно. Когда Гринев прибыл, чтобы освободить девушку, он увидел ее "бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье". Не это ли показатель "любви" Швабрина? Единственное преступление этого персонажа, не считающееся таковым - это его переход на сторону Пугачева. Страх толкает на мноное, в том числе и на предательство. Вот только, даже стоя на собственном эшафоте, Швабрин клевещет на других. Воистину говорят:"Предавший один раз, предаст и дважды"...
Конечно, в тексте есть и другие герои, раскрывающие тему чести и бесчестия. Но в данном сочинении представлены три самых важных представителя благородства по степени градации порока. На их примере Пушкин медленно, но верно поясняет свой выбор эпиграфа:"Береги честь смолоду..." Это поговорка, продолжение которой звучит так:"...а кафтан с нову". Эта мудрость перемещается от строчки к строчке, от слова к слову, приобретая свои особые качества. И вот, мы видим уже не кафтан, а заячий тулупчик, который становится не просто подарком бродяге, а вещью, спасшей жизни более четырех человек. А честь незаметно вливается в разум читателя как одна из главных ценностей человека. Не это ли вершина мастерства писателя - влиять на людей так, чтобы они думали уже совершенно о другом? Раскрывать смысл одной маленькой фразы с помощью великолепного романа и удивлять людей символизмом?
Таково мое мнение, но есть ли в нем "белые пятна", решать вам. У главных героев романа "Капитанская дочка" имеется честь, как и у немногих личностей в современном мире. Входите ли вы в их число?