Портрет Толстого Льва Николаевича – величайшее произведение русской живописи

Портрет Толстого написан Репиным в Ясной Поляне в августе 1887 года. Преклоняясь перед гением великого писателя, И. Е.Репин в то же время расходился с ним по многим убеждениям.

Несмотря на это, писателя и художника связывала на протяжении долгих лет теплая дружба. Портрет, написанный в 1887 году, - один из целой серии портретов Л. Н. Толстого, сделанных Репиным.

Необыкновенно простой по выбранной позе и краскам, портрет отличается огромным талантом и правдивостью. Этот портрет действительно может рассказать больше, чем долгие словесные описания. Так изобразить Репин мог только человека, которого глубоко понимал, уважал, ценил. Репину в полной мере удалось показать величие писателя. Писатель изображен сидящим в несколько необычном кресле. В одной его руке – небольшая книжка, другая – удобно лежит на ручке кресла. Темная блуза стянута ремнем на поясе и чем-то напоминает подрясник.

Писатель показан в секунду тревожной задумчивости – вероятно, оторвавшись от прочитанного, он обдумывает какую-то мысль. Слегка наклонив голову с нависшими бровями и пышной седой бородой, Толстой смотрит на зрителя. Словно вопрос, который мучает его сейчас, он адресует и ему. В глубоко сидящих глазах писателя – мудрость и проницательность, кажется, что они пытливо заглядывают прямо в душу.

Репин написал портрет Толстого, несколько «возвышая» фигуру портретируемого и сообщая ей монументальную значительность. Сдержанная, темных тонов, колористическая гамма, «неспешная» манера письма – все на портрете подчеркивает масштаб личности портретируемого. Сидящий в кресле оставляет впечатление необыкновенного, действительно гениального, человека – по доброте сердца, силе ума, таланта и непреклонной воле с ним мало кто может сравниться.

Помимо описания картины И. Е. Репина «Портрет Л. Н.Толстого», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
В конце ХІХ – начале ХХ века Л.Н. Толстой стал для России своеобразной «совестью нации»: к нему прислушивались, с ним советовались, ему подражали. Его взгляды на жизнь, выраженные не только в художественных произведениях, но и в публицистических работах вызывали в обществе бурные дискуссии. Неспроста писатель стал одним из наиболее популярных объектов в изобразительном искусстве, причем не только российском, но и зарубежном. Важно подчеркнуть, что художники часто писали не просто портреты, а картины, в которых запечатлевали Толстого на отдыхе или за любимыми занятиями.
К образу великого писателя обращались И.Н. Крамской, И.Е. Репин, Л.О. Пастернак, Н.Н. Ге, М.В. Нестеров, В.Н. Мешков, Айна Леон, Ян Стыка и многие другие русские и зарубежные художники. В отдельных случаях мастера живописи создавали даже целые серии работ о Толстом. Например, ряд картин принадлежат кисти И.Е. Репина. Наиболее известные из них: «Портрет писателя Л.Н. Толстого» (1887), «Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне» (1887), «Л.Н. Толстой босой» (1901), «Лев Толстой в комнате под сводами» (1891), «Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу» (1891), «Л.Н. Толстой за работой у круглого стола» (1891), «Лев Николаевич Толстой за чтением» (1891). Многообразна толстовская художественная галерея и у Л.О. Пастернака: «За чтением рукописи» (1893), «Л.Н. Толстой на Передвижной выставке» (1893), «Л.Н. Толстой за чтением у лампы» (1901), «Лев Толстой» (1901), «Толстой на фоне грозового неба» (1901), «Л.Н. Толстой с семьей» (1902), «Портрет Л.Н. Толстого» (1906), «Портрет Л.Н. Толстого» (1908).

Два признанных шедевра в иконографии Л.Н. Толстого – портреты И.Н. Крамского и И.Е. Репина. К ним мы предлагаем более подробный комментарий.

Иван Крамской. Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. (1873). Холст, масло. 98x79. Третьяковская Галерея, Москва, Россия

Комментарий 1.
Написать Толстого, портрет которого так хотел получить Третьяков в свою галерею, И.Н. Крамской берется в 1873 году, когда летом оказывается с семьей в Козловке-Засеке, в пяти верстах от Ясной Поляны. Однако уговорить писателя позировать было непросто, и Крамской должен был заинтересовать своей личностью человека, в те годы очень далекого от христианского смирения – крутого, властного и даже жесткого: «Описывать Вам мое свидание с ним я не стану, слишком долго: разговор мой продолжался с лишком 2 часа, 4 раза я возвращался к портрету, и все безуспешно; никакие просьбы и аргументы на него не действовали». И все же Толстой согласился позировать, при этом он поставил художнику условие: он должен был написать два портрета – один для Третьякова, а другой для семьи писателя. Во время сеансов позирования Толстой и Крамской много говорили, познавая друг друга.
Светотенью, мазком по форме Крамской лепит лицо, не сглаживая грубоватости форм, «разлапистости» широкого носа, не пытаясь спрятать большое оттопыренное ухо. Он словно доверчиво следует за природой, вложившей могучий и тонкий интеллект в грубоватую «мужицкую» оболочку. И сосредоточивает свое внимание на освещающих лицо глазах: внимательно, но не мелочно обозначает конструкцию глаза, чуть трогает красным и белым слезничок, сложно пишет радужку, высветляя пространство между темным, с острым бликом зрачком и синей каемкой. Создается впечатление острого, пронизывающего взора. Крамской очень точно отображает знаменитые толстовские орлиные глаза, в которых соединились проницательность и непосредственность.
В творческом горении Н.И. Крамского сплавились воедино интуиция и профессиональные навыки, сознание и неосознаваемые движения души, чувство и разум. В итоге на полотне возник образ огромной силы эмоционального воздействия, образ-прозрение, первое изображение человека, при жизни признанного гением не только земли русской, но и всего человечества. От портрета, висящего в зале Третьяковской галереи, в памяти остается ощущение огромной, словно из монолита вырубленной глыбы с буравящими, насквозь пронизывающими глазами. Крамской монументализировал невысокого Толстого, и зрители, знавшие писателя по этому портрету (в их числе Репин), нередко поражались тому, как мало соответствовал сложившийся в их представлении образ писателя первому жизненному впечатлению.
Крамской уже в начале 1870-х годов, закончив работу над портретом и подводя своеобразный итог своим впечатлениям, отлившимся в живописную форму, пишет Репину: «А граф Толстой, которого я писал, интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и, признаюсь, был все время в возбужденном состоянии даже. На гения смахивает».
Портрет признавали очень похожим и художники (И.Е. Репин: «Портрет страшно похож»), и близкие Толстому люди (по словам жены: «Смотреть даже страшно»).

Комментарий 2.
Портрет Л.Н. Толстого был написан Н.И. Крамским в 1873 году и считается лучшим портретом великого писателя.
Ни одному художнику не удалось запечатлеть образ Толстого – великого гуманиста, мыслителя, носителя нравственных идеалов, выразителя народных интересов – глубже, чем это сделал Крамской. Любой, кто видел портрет, на себе испытал большую силу его воздействия.
Портрет выполнен в серовато-коричневой гамме. С огромным мастерством живописца и психолога передал Крамской сложность и многогранность натуры одного из самых великих русских гениев. Толстой на портрете изображен сидящим в кресле в естественной позе с руками, непринужденно сложенными на коленях.
Скуластое лицо, большой широкий нос, пышная борода – все это делает Толстого похожим на обыкновенного русского мужика. Однако это не мужик – даже синяя рубаха, напоминающая обычную крестьянскую блузу, сидит на нем как-то очень элегантно. Величественный силуэт, красиво ниспадающие складки сорочки придают портретируемому особое благородство.
Однако главное в портрете – лицо писателя. Оно написано удивительно выразительно – строго и при этом пластично, объемно. Прямо в душу зрителя устремлен взгляд проницательных серых глаз Толстого – живой, проникающий внутрь собеседника и властно притягивающий к себе, полный огромного напряжения. Человек с таким взглядом, конечно, имеет непростой характер. Но главное, что читается в этом взгляде – ясный ум, бесконечная искренность, сила духа, целеустремленность.
Очень проникновенно отображены в портрете и простота писателя, и его мудрость. А это именно те качества писателя, которые приближают его образ к народу.

И.Е. Репин. «Портрет Л.Н. Толстого» (1887). Холст, масло. 124х88

Комментарий 1.
Портрет Толстого написан Репиным в Ясной Поляне в августе 1887 года. Преклоняясь перед гением великого писателя, И.Е. Репин в то же время расходился с ним по многим убеждениям.
Несмотря на это, писателя и художника связывала на протяжении долгих лет теплая дружба. Портрет, написанный в 1887 году, – один из целой серии портретов Л.Н. Толстого, созданных Репиным.
Необыкновенно простая по выбранной позе и краскам, картина отличается правдивостью и огромным талантом художника. Этот портрет действительно может рассказать больше, чем долгие словесные описания. Так изобразить Репин мог только человека, которого глубоко понимал, уважал, ценил. Репину в полной мере удалось показать величие писателя. Писатель изображен сидящим в несколько необычном кресле. В одной его руке – небольшая книжка, другая – удобно лежит на ручке кресла. Темная блуза стянута ремнем на поясе и чем-то напоминает подрясник.
Писатель показан в секунду тревожной задумчивости – вероятно, оторвавшись от прочитанного, он обдумывает какую-то мысль. Слегка наклонив голову с нависшими бровями и пышной седой бородой, Толстой смотрит на зрителя. Словно вопрос, который мучает его сейчас, он адресует и ему. В глубоко сидящих глазах писателя – мудрость и проницательность, кажется, что они пытливо заглядывают прямо в душу.
Репин написал портрет Толстого, несколько «возвышая» фигуру портретируемого и сообщая ей монументальную значительность. Сдержанная, темных тонов, колористическая гамма, «неспешная» манера письма – все на портрете подчеркивает масштаб личности портретируемого. Сидящий в кресле оставляет впечатление необыкновенного, действительно гениального, человека – по доброте сердца, силе ума, таланта и непреклонной воле с ним мало кто может сравниться.

Комментарий 2.
Портрет написан в Ясной Поляне, по обыкновению быстро, в три сеанса (13-15 августа). Третьяков, узнав о создании портрета, но, еще не видев его, в письме к В.В. Стасову высказывал надежду, что Толстой изображен Репиным стоящим во весь рост и непременно на фоне пейзажа – только такая композиция представлялась Третьякову подобающей великому писателю.
Репину, однако, удалось передать величие Толстого иными средствами. Выбранная художником точка зрения, с низким горизонтом, «возвышая» фигуру, придает ей монументальную значительность. Характерно, что Репин впоследствии никогда не строил портретную композицию подобным образом, утвердив тем самым уникальность, единственность портрета Толстого.
Сдержанная, благородная колористическая гамма, ясный очерк силуэта при великолепной объемно-пространственной моделировке, плавное, широкое, «неспешное» движение кисти – все в портрете подчинено атмосфере величавой значительности, окружавшей Толстого.
Толстой изображен в минуту тревожной задумчивости – это именно минута, конкретное мгновение, когда писатель, оторвавшись от книги, пытается разрешить вопрос, возникший по поводу прочитанного. Сосредоточенная, настороженная вдумчивость, пытливый, проникающий взгляд, заставляющий зрителя поневоле озаботиться содержанием этого вопроса, – черты, образующие программу портрета.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Взгляд отрешенный, нейтральный, устремленный вдаль, он словно пронзает зрителя, проходит сквозь него. Глаза ясные и добрые. Простая черная одежда, сливаясь с таким же черным креслом, визуально увеличивает фигуру героя.
Светлый и чистый фон усиливает впечатление. Книга в руках, деталь символичная, не случайная. Перед нами писатель в момент размышления о прочитанном, в момент зарождения новой, гениальной идеи. Глядя на портрет, любой способен почувствовать величие и духовную монументальность Толстого.
Репин очень высоко ценил портрет Толстого, исполненный Крамским. Но если у Крамского Толстой преисполнен эпического спокойствия и ясности, а его взгляд суров и прямолинеен, то репинский Толстой – человек ищущий, сомневающийся. Именно в конце 1880-х годов писатель вступил на стезю проповедничества; не случайно высказывалось предположение, что в портрете Репина на коленях у Толстого – Евангелие.

Другие портреты Л.Н. Толстого

Ге Н.Н. Портрет Л.Н. Толстого (1884). Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия

Сближение с Л.Н. Толстым Н.Н. Ге считал важнейшей вехой своей жизни. Художника и писателя объединял интерес к постановке в творчестве глобальных нравственных проблем. Ге пишет портрет Толстого в его доме в Хамовниках, когда тот работал над рукописью трактата «В чем моя вера?». Портрет писателя за работой, в привычной обстановке, решен в духе передвижнических традиций. Главное, к чему стремился художник, – показать работу гениального ума, ход его мыслей. Ге трактует Толстого как учителя жизни, который делает свою работу. В семье писателя это изображение считалось лучшим «по сходству и силе выражения лица, несмотря на опущенные глаза».
В письме В.П. Гаевскому от 6 февраля 1884 г. Н.Н. Ге сообщал: «... я ездил в Москву, где и прожил 3 недели, я ездил, чтобы видеть моего хорошего Льва Николаевича Толстого и чтоб написать его портрет, что я задумал давно, но не мог исполнить. Радуюсь, что исполнил наконец. В этом портрете я передавал все, что есть самого драгоценного в этом удивительном человеке».

Михаил Нестеров. Портрет Л.Н. Толстого (1907). Холст, масло. 113x102. Музей Л.Н. Толстого, Москва, Россия

В качестве фона художник выбрал пруд в Ясной Поляне, ели, посаженные на его берегу самим Толстым, и вдалеке – деревню. Избрав не усадебный, а именно деревенский характер пейзажа, М.В. Нестеров сделал акцент на народное начало толстовского мировосприятия.

Л.Н. Толстой в восприятии художников конца ХХ – начала ХХІ века

В.И. Плотников. Портрет Льва Николаевича Толстого (1978). Холст. Масло

В.В. Шульженко. Лев Толстой на турнике (2006)

(Жанр: фигуративная живопись в стиле гротескного реализма).

Фотографии Л.Н. Толстого

Л.Н. Толстой в Крыму

Л.Н. Толстой с внуками Соней и Ильей в Крекшино

Л.Н. Толстой с женой Софьей Андреевной

Л.Н. Толстой

Л.Н. Толстой с М. Горьким и А. Чеховым

Л.Н. Толстой за работой в Ясной Поляне

Л.Н. Толстой играет в шахматы с М.С. Сухотиным

Воспоминания о Л.Н. Толстом

1. В 1897 году известный немецкий драматург, фельетонист и театральный директор доктор Оскар Блументаль воспользовался своим пребыванием в Москве (где во время поста гастролировала часть его берлинской труппы – Лессинг-Театра), чтобы повидать графа Л.Н. Толстого.
«Пройдя целый ряд длинных коридоров, я очутился наконец лицом к лицу с этим замечательным человеком. Толстой совершенно таков, как его показал читающей европейской публике знаменитый портрет: в широкой мужицкой рубахе, подвязанной одноцветным поясом, с длинной белой бородою, с меланхолическими голубыми глазами и седыми космами волос, с изрытым глубокими морщинами лбом – работника мысли и грубыми, привыкшими к тяжелому труду руками, которые он в разговоре охотно засовывает за пояс. Глубокая, захватывающая душу серьезность, как бы истекающая от его лица, производит впечатление встречи с библейской фигурой. Граф Толстой кажется внезапно ожившим апостолом Леонардо да-Винчи, но к этому впечатлению присоединяется еще удовольствие цивилизованного вкуса, не встречающего в фигуре великого поэта ни малейшего следа намеренного оригинальничанья. Отчужденность от общества и его предрассудков так прекрасно гармонирует с отшельнической фигурой Толстого, что даже его странности кажутся вполне естественными. Монастырская простота комнаты соответствует тихому величию ее обитателя. Белые стены безо всякого
украшения, черные кожаные стулья, полка с небольшим количеством книг и березовый стол, заваленный свежеисписанными четвертушками белой бумаги, – такова светская келья этого монаха по убеждению».

2. «Петербургская газета». Неизвестный корреспондент. Заметка «Граф Л.Н. Толстой в Петербурге»:
«Читателям нашим известно уже, что знаменитый автор «Войны и мира» и «Анны Карениной» – граф Лев Николаевич Толстой на днях приехал в Петербург. Пишущий эти строки имел случай в этот приезд в Петербург нашего всемирно известного писателя познакомиться с ним. Знакомство это произошло на улице. Рано утром, 9 февраля, шел я по набережной Фонтанки, между Аничковым и Симеоновским мостами. Навстречу мне, вижу, идет мой знакомый, представитель одной крупной книгоиздательской фирмы в Москве г. Б., и с ним рядом быстро шагал какой-то почтенный старик. Большая седая борода его, густые, нависшие над глазами, седые брови, серая войлочная шапка, из-под которой видны довольно длинные седые волосы, наконец, довольно кургузое, с овчинным воротником пальто, какое обыкновенно носят мелкие торговые люди или прасолы, делали этого почтенного старика удивительно похожим на графа Льва Николаевича Толстого, каким его рисует художник И.Е. Репин. «С кем это, – думаю себе, – идет Б.? Неужели с Толстым?» Я только что в недоумении занялся разгадкою, кто автор и кто оригинал этого необыкновенного портрета, как во флигеле, занимаемом графом Львом Львовичем Толстым, громко хлопнули дверью, и стук ее гулко разнесся в морозном воздухе...
– Вышел Лев Николаевич! – объявил мой чичероне.
Через минуту в конце длинной липовой аллеи, соединяющей оба каменных флигеля, показалась высокая, очень высокая фигура знаменитого отшельника Ясной Поляны.
Он быстро шел, пережевывая еще на ходу остатки последнего блюда, в серой круглой войлочной шапке и закутавшись, как в халат, в длинный черный не то армяк, не то пальто без пуговиц... Я сделал несколько шагов навстречу графу... Граф снял галоши, снял свою шапку, сам повесил на крюк прибитой к стене грошовой железной вешалки свое пальто-армяк, предоставив мне сделать то же самое, и передо мной в натуральную величину предстал Лев Толстой в том виде, как его изображают на всех портретах последнего времени! В верхнем пальто-армяке или пальто-халате своем граф Толстой выглядит несомненным барином: в том костюме, в котором он оказался теперь, вырос всем знакомый облик «барина опростившегося». Темно-синяя пестрядная блуза или чуйка, подпоясанная черным ремнем, пресловутые говяжьи сапоги, о которых мне говорили толстовцы в деревне.

3. В Туле местное аристократическое общество решило поставить в городском театре комедию графа «Плоды просвещения»… Дело было летом, и Льву Николаевичу послали в Ясную Поляну особое почетное приглашение… Приблизительно за час до начала спектакля к подъезду театра подошел среднего роста коренастый старик, одетый в темно серую суконную блузу, такие же брюки и грубые, очевидно домашней работы, сапоги… Грудь старика наполовину закрывала длинная седая борода, на голове его красовался простой картуз с кожаным козырьком. Опираясь на толстую, суковатую палку, старик открыл дверь и медленными шагами направился ко входу в партер театра. Здесь его остановили… – Эй, старик, куда лезешь, – заявил ему один из привратников, – сегодня тут все господа играют, тебе тут делать нечего… Проходи, брат, проходи… Старик начал было протестовать, но его взяли под руки и вывели из театра… Однако он оказался строптивого характера: сел около самого входа в «храм Мельпомены» на лавочку и оставался здесь до тех пор, пока к театру не подъехал один из высших представителей местной губернской администрации… – Граф, – вскричал приехавший администратор, – что вы здесь делаете?! – Сижу, – отвечал, улыбаясь Лев Николаевич, – хотел было посмотреть свою пьесу, да вот не пускают… Недоразумение, конечно, тотчас же было улажено.

4. Из книги Игоря Волгина «Уйти от всех. Лев Толстой как русский скиталец». – М., 2010. –

  • И.А. Бунин, 1894: «быстрый, легкий, страшный, остроглазый, с насупленными бровями». «…И я вижу, – продолжает Бунин, что эти маленькие серо-голубые глаза вовсе не страшные и не острые, а только по-звериному зоркие». Другой современник уточняет, что в последнее десятилетие жизни Толстого глаза его, «оставаясь проницательными, все больше и больше теряли выражение строгости, а полное мысли лицо его приобретало удивительную красоту, словно светясь лаской и доброжелательностью…»
  • «Портретисты его изображают неверно, – утверждает посетивший Толстого в 1904 году интервьюер. – Глядя на него, вы не замечаете ни той бороды, которую так тщательно выписывают художники, ни шишковатого, особенного лба, ни сурового выражения лица… Вы видите прежде всего одни глаза: небольшие, круглые и – в этом их особенность – совершенно плоские и одноцветные – сияющие; точно на сильный источник света смотришь: видишь сплошное сияние и различить не можешь – откуда и как оно происходит… Остальное – и широкий нос, и высокий лоб, и брови густые, и борода, и даже все тело – кажется пристроенным к этим глазам, сопровождающим их… Сначала глаза, а затем уже все прочее…»
  • «Разве можно, – восклицает К.С. Станиславский, – передать на бумаге или холсте глаза Л.Н. Толстого, которые пронизывали душу и точно зондировали ее!» Однако сам воспоминатель с чисто актерской непосредственностью как раз и пытается это сделать, уверяя почтенную публику, что в глазах автора «Войны и мира» «блестели искры гениального художника».
  • В.И. Немирович-Данченко, вспоминая о первой встрече с Толстым, пишет: «Ну, конечно, впереди всего эти знаменитые орлиные глаза – глаза мудрого и доброго хищника. Самое удивительное в его внешности. Глаза, всякому внушающие мысль, что от них, как ни виртуозничай во лжи, все равно ничего не скроешь. Они проникают в самую глубь души. В то же время в самой их устремленности и остроте – ничем не сдерживаемая непосредственность. Это не зоркость умного расчета, а наоборот – простодушность в самом прекрасном смысле этого слова».
  • Руки Толстого запомнились многим: крупные, с длинными «аристократическими» пальцами, белые (или даже, как пишут иные, бледные) – без обычных в этом возрасте пигментных пятен. И.А. Бунин называет эти руки «деревенски-дворянские»; А.Б. Гольденвейзер пишет о крепких, правильной формы ногтях. А.В. Жиркевич смотрит взыскательно («большие пальцы очень велики и толсты, с широкими ногтями»). Но вот Толстой садится за картежный стол и, по свидетельству Максима Горького, играет «серьезно, горячась. И руки у него становятся такие нервные, когда он берет карты, точно он живых птиц держит в пальцах, а не мертвые куски картона…
  • Одетый дома всегда одинаково – в белую или серую блузу, подпоясанную широким ремнем, как правило, в удобных разношенных башмаках, – он при первом контакте не выказывал ни малейших признаков величия. Быстро подходил к посетителю, забирал его руку в свою большую ладонь («сухую», «горячую», «теплую» – эта тактильная подробность отмечена многими), пристально вглядывался в лицо и неожиданно улыбался «ласковой и какой-то горестной, даже вместе с тем жалостной улыбкой».
  • Вспоминая о встрече с Толстым весной 1905 года, А.И. Куприн писал: «Помню поразившую меня неожиданность: вместо громадного маститого старца, вроде микельанджеловского Моисея, я увидел среднего роста старика, осторожного и точного в движениях».

«Новая квартира моя премиленькая, — с радостью сообщает Репин Стасову, как только устраивается на новом месте, — очень располагающая к работе, удобная».

В конце октября 1879 года Репин поселяется на Большом Трубном (ныне Земледельческом) переулке в районе Плющихи. Здесь, в доме баронессы А.А. Симолин, он проживал до осени 1882 года, причем лето, как правило, проводил в подмосковном селе Хотькове (по Северной железной дороге, близ Абрамцева), на даче Эртовой.

В каком этаже проживал Репин? У него нигде — ни в письмах, ни в статьях, ни в книге воспоминаний «Далекое — близкое» нет об этом ни малейшего намека. Разрешить этот вопрос удалось благодаря академику И.Э. Грабарю, который напомнил о существовании карандашного рисунка В.А. Серова, сделанного юным художником из окна репинской квартиры в 1880 году.

Четырнадцатилетний Серов жил в это время вместе с Репиным, взявшим его к себе по просьбе матери юного художника — вдовы композитора А.Н. Серова. Мальчик запечатлел своим карандашом многое из репинского окружения.

На один из этих рисунков и указал академик И.Э. Грабарь. Юный Серов мастерски запечатлел эффектную картину полузанесенного снегом одноэтажного с мезонином дома в глубине симолинского двора. Флигель незадолго до этого горел, почему рисунок так и назван — «После пожара».

Линия горизонта, проходящая в перспективе рисунка поверх обгоревшего флигеля, ясно указывает на то, что рисунок сделан сверху вниз, то есть из окна второго этажа. На заднем плане слегка намечен абрис церкви, повернутой к зрителю своей северо-восточной стороной. Это также неопровержимо свидетельствует о том, что художник сделал зарисовку в сторону юго-запада и вправо от стены дома, смотрящей на юг.

Судя по расстоянию от дома № 9 и по другим признакам, на рисунке Серова изображена церковь Воздвижения, находившаяся за Плющихой, к юго-западу от симолинского дома. Церковь сохранилась лишь частично. Зато хорошо сохранился видимый впереди нее большой дом с многими трубами на крыше на углу Плющихи и 1-го Труженикова переулка. Уцелел даже пень того дерева, часть которого изображена на переднем плане рисунка справа. Еще недавно этот дом выглядел вот так.

Это единственный подходящий под рисунок дом, находящийся по прямой между домом баронессы А.А. Симолин и храмом Воздвижения Креста Господня на Чистом вражке.

Итак, квартира Репина находилась на втором этаже южной стороны старого симолинского дома. Своими девятью окнами она выходила на все стороны, кроме севера. Мастерской художника могла быть скорее всего небольшая, около двадцати метров, комната, обращенная двумя окнами на запад (в одном из писем Репин упоминал о своей «маленькой мастерской»).

В этом доме произошло знакомство Ильи Репина со Львом Толстым. Первое знакомство двух корифеев русской культуры произошло по инициативе неутомимого В.В. Стасова, безмерно любившего и уважавшего как того, так и другого. Еще в семидесятых годах он начал настойчиво напоминать Л.Н. Толстому о появлении на художественном горизонте нового светила, да еще столь близкого по своей творческой сущности самому Толстому. Желая во что бы то ни стало познакомить писателя с художником, в котором Стасов видел прямого продолжателя дела Толстого в смежной сфере изобразительного искусства, он так и писал Толстому: «У Репина такая же цельная, неподмесная, неразвлекающаяся ни на что постороннее натура, как и у вас».

Действительно, нет более разительного сходства в творческом облике двух деятелей смежных искусств, чем у Л.Н. Толстого и И.Е. Репина. Эта близость такого же порядка, как, скажем, Гоголя и Федотова, Некрасова и Перова, Чехова и Левитана, — известные, давно установленные и исследованные творческие параллели.

И после 1878 года критик при каждом удобном случае старается обратить внимание великого писателя на молодого художника. В 1880 году ему, наконец, удается добиться своего: он пишет Репину, чтобы тот ожидал в скором времени Толстого. Репин не хочет верить счастью, но вдруг оно нагрянуло разом: 7 октября, вечером, в Большом Трубном переулке, показалась неторопливая фигура очень пожилого человека, направлявшаяся к дому баронессы Симолин. Это был Л.Н. Толстой.

Через несколько дней Репин пишет Стасову о Толстом. Толстой, оказывается, привел Репина в полное недоумение. К удивлению художника, писатель назвал его любимые детища — «Запорожцев», «Бурлаков» и «Софью» — всего лишь этюдами, а надоевший самому автору и давно заброшенный им холст «Досвитки» — картиной. Что же такое «картина» и что такое «этюд»? — в растерянности думал художник. Где граница между этими понятиями? Он решил еще вернуться к этому вопросу, а пока принял на веру утверждение великого писателя.

Зато, рассуждая о «Запорожцах», Толстой подсказал Репину «много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей». «Видно было тут мастера исторических дел, — с упоением писал Репин. — Да, это великий мастер! Много я передумал после него, и мне кажется, что даже кругозор мой несколько расширился и просветлел».

Так началась дружба двух великих художников. В это время Толстой еще не жил в Москве, а приезжал иногда по разным делам. Например, в памятный для Репина день первого знакомства с Толстым писатель приезжал из Ясной Поляны для приискания учителей своим детям и по издательским делам.

Через год Л.Н. Толстой поселился в Москве у Волконских в Малом Левшинском переулке (№ 3), куда Репин стал часто ходить. «Часто после работы, под вечер,— вспоминал он,— я отправлялся к нему, ко времени его прогулки. Не замечая ни улиц, ни усталости, я проходил за ним большие пространства. Его интересная речь не умолкала все время, и иногда мы забирались так далеко и так уставали, наконец, что садились на империал конки, и там, отдыхая от ходьбы, он продолжал свою интересную беседу».

Под влиянием Толстого Репин даже забросил было «Запорожцев», над которыми долго и любовно работал, и вновь принялся за свои отложенные «Досвитки», не понимая, чем они могли так понравиться писателю. Эта картина была быстро закончена и получила название «Вечорниц». Чем картина так понравилась Толстому, так и осталось загадкой.

Никто из великих людей мира не был увековечен в изобразительном искусстве так широко и многогранно, как Л.Н. Толстой И.Е. Репиным. Их дружба длилась ровно тридцать лет — с 1880 по 1910 год,— вплоть до смерти писателя. «Я только радуюсь и восхищаюсь,— писал В.В. Стасов,— что современником Льва Толстого был такой художник, как Репин, который передал его натуру, жизнь, взгляд, мысль так, как, мне кажется, никто больше не в состоянии был бы передать».

Известны следующие работы И.Е. Репина об Л.Н. Толстом: «Л.Н. Толстой за письменным столом» (1887 г.), «Л.Н. Толстой в кресле с книгой в руке» (1887 г.), «Л.Н. Толстой на пашне» (1887 г.), «Л.Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891 г.), «Л.Н. Толстой на отдыхе в лесу под деревом» (1891 г.), «Л.Н. Толстой в лесу» (два изображения: этюд и портрет по нему — оба 1891 г.), «Л.Н. Толстой в белой блузе» (1909 г.), «Л.Н. Толстой в розовом кресле» (1909 г.), «Л.Н. Толстой в яблоневом саду» (две картины — 1912 и 1913 гг.), «Л.Н. Толстой с женой С.А. Толстой за столом» (1907 г.).

Кроме этих главнейших произведений известно свыше двадцати зарисовок с Л.Н. Толстого карандашом и акварелью, а также около десяти портретов и рисунков членов семьи Л.Н. Толстого. Если к этому прибавить две зарисовки толстовских мест в Ясной Поляне, несколько рисунков, упоминавшихся в печати и неизвестно где находящихся в настоящее время, а также семнадцать упомянутых выше иллюстраций к произведениям Л.Н. Толстого и скульптурный бюст писателя, известный в трех вариантах, то всего, таким образом, насчитывается свыше семидесяти произведений И.Е. Репина о Л.Н. Толстом.

Три года жизни Репина в Большом Трубном переулке были заполнены напряженной и чрезвычайно плодотворной работой. Именно на этот период приходится расцвет творчества художника. Здесь была в основном завершена одна из лучших его картин — «Крестный ход в Курской губернии» — с сотнями этюдов и рисунков к ней.

Здесь была начата другая замечательная картина — «Запорожцы»; выполнены целиком картины: «Вечорницы», «Отказ от исповеди», «В препаровочной»; написан ряд портретов, среди которых — портреты А.Ф. Писемского и Н.И. Пирогова.

Для картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» художнику позировали многие знаменитые в то время люди.

Неоднократно в этот дом приходил Владимир Гиляровский, который тоже позировал Репину для картины «Запорожцы». Он должен был изображать Тараса Бульбу, хохочущего седоусого толстяка в красном.

В этом же доме жил и работал скульптор Ю.Г. Орехов. В нише стены рядом с домом - одна из его работ «Женщина с серпом».

Текст частично взят с сайта «

В отличие от своих предшественников, передвижники испытывали глубочайшую потребность, по словам Стасова, "написать лицо и облик того, кого они сами из значительных лиц увидали, узнали, поняли, оценили и захотели оставить в картине своей кисти для потомства". Они, как правило, не ждали заказов, не рассчитывали на щедрую плату и нередко сами просили, уговаривали людей, которых им хотелось запечатлеть.
В обширном ряду портретов Толстого, выполненых многими художниками, портрет работы Крамского – один из лучших. Портрет выполнен в спокойной темноватой живописной гамме. Толстой – в своей просторной серовато-синей рубахе-блузе, он сидит на просторном стуле, со сложенными на коленях руками. Композиция предельно проста, фон спокойный, нейтральный, ничто не заслоняет главного – выразительной головы Толстого с "мужицкими" чертами его типично русского лица и умными, проницательными глазами. Работа над портретом длилась менее месяца. И все это время между Толстым и Крамским шли оживленные разговоры об искусстве и жизни. Личность Толстого увлекла Крамского своей целеустремленностью, энергией, волей, могучим аналитическим умом и простотой внешнего облика: "На гения смахивает!" – говорил Крамской. Толстой и сам чрезвычайно заинтересовался беседами с Крамским и личностью художника, с интересом наблюдал и изучал его. Впечатления от этих бесед и наблюдений он, несомненно, использовал при создании образа художника Михайлова в романе "Анна Каренина", над которым в ту пору работал. Образ Михайлова отражает взгляды Крамского и даже сохраняет его облик.

"Чтобы написать портрет Льва Толстого для Третьяковской галереи, Крамской поселился в Козловке-Засеке, неподалеку от Ясной Поляны, и долго убеждал писателя, никак не соглашавшегося позировать.
– Я слишком уважаю причины, по которым вы отказываете в сеансах, – настойчиво повторял он Толстому, – но ведь портрет ваш должен быть и будет в галерее.
– Как так?
– Очень просто... Лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно...
"Написать его мне очень хочется", – признавался Крамской в письме Третьякову. И как же ощутимо это желание в замечательном портрете, где так правдиво и так проникновенно переданы и простота Толстого, и его мудрость. И как хорошо, что портрет был написан своевременно и что, кроме Толстого, седобородого патриарха, навсегда живым остался еще и этот – крепкий, скуластый, темноволосый, в синей рабочей блузе, со сверлящим, до глубочайших глубин проникающим толстовским взглядом." (Из книги: Наумович В.Л. Лицо времени. Детская лит. М.1965)

Крамской написал одновременно два портрета – для Третьякова, по заказу, и для семьи Льва Николаевича.
В большой зале усадьбы Толстого Ясная Поляна висит портрет писателя Л.Н. Толстого, созданный одновременно с портретом, ныне находящимся в Третьяковской галерее. Первый из живописных портретов Л.Н.Толстого. Написан по просьбе С.А.Толстой для семьи писателя. По свидетельству членов семьи, с натуры писались только лицо и руки, остальное – по памяти. Меньший холст, то есть портрет, хранящийся в ГТГ, был начат в четверг 6 сентября 1873 г. (упоминается в письме Крамского Третьякову от 15.09.1873) и в 3 сеанса художник добился поразительного результата. После этого он начал писать больший холст, то есть яснополянский портрет. 2-й портрет, по мнению Крамского, удался быстрее. Но в указанном выше письме Крамской признавался, что скоро и 1-й портрет он поправил настолько, что по общему отзыву он "стал лучше второго".

Ресурсы

ПОРТРЕТ Л. Н. ТОЛСТОГО (1873) Крамской - Крамской.инфо

Альбом демонстрационного материала
с электронным приложением
«Л.Н. Толстой»

Комплектация: 20 постеров (30 x 42 см), методическое пособие

Нажмите на картинку для увеличения

1. Лев Николаевич Толстой
2. Предки Л.Н. Толстого
3. Родители. Ясная Поляна
4. Детство
5. Казань. Университет
6. На военной службе
6-а. Николай Николаевич Толстой (брат писателя). С дагерротипа. 1851
7. Севастопольские рассказы
8. Некрасовский «Современник»
9. Хозяин Ясной Поляны
9-а. Толстой на покосе. Рисунок И.Е. Репина. 1880
10. Школа Толстого
11. Софья Андреевна
12. Работа над романом «Война и мир»
13. Роман «Анна Каренина»
14–15. Театр Толстого. «Власть тьмы», «Плоды просвещения»
16. Роман «Воскресение»
17. Толстой и русская литература ХХ века
18. Толстой и российское общество
19. Толстой и мировая литература
20. Толстовские места России





Дружба Репина и Толстого началась в Москве в 1880 году и продлилась 30 лет, вплоть до смерти писателя. Уже переселившись из Москвы в Петербург, Репин каждую поездку свою в Москву (а приезжал он сюда почти ежегодно, иногда и по два раза в год), использовал для посещения Льва Николаевича или в Москве, если писатель жил в это время в своем московском доме, или в Ясной Поляне.

Познакомил их Стасов, который в 1880 году писал Толстому, обрадованный его отзывом о Репине: «Что вам Репин симпатичен - это меня бог знает как радует... У Репина такая же цельная, неподмесная, неразвлекающаяся ни на что постороннее натура, как и у вас. А это не всякий день увидишь... А еще, Репин всех умнее и образованнее всех наших художников» . Возможно, именно это и объединило два величайших таланта современности. Но многое и разделяло их - например, взгляды на искусство.

«...Репин в своих воспоминаниях пишет, что в присутствии Льва Николаевича он, «как загипнотизированный», мог «только подчиняться его воле» и что всякое положение, высказываемое Львом Николаевичем, казалось ему в ту минуту бесспорным, — среди близких Толстому людей не было другого человека, который так страстно и упорно боролся бы с толстовским аскетизмом, толстовским непротивлением злу, толстовским утилитарным подходом к искусству» , - вспоминал в своей книге о Репине писатель К. Чуковский.

Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина. «В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей... - писал Репин Стасову. - И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе совершенно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену - глупой она мне показалась; я буду искать другую у запорожцев; надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый, истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего; и знаете ли, ведь он прав! Конечно, я картину эту окончу после, уж слишком много работаю над ней, много собрано материала, жаль бросать. Да, много я передумал после него, и мне кажется, что даже кругозор мой несколько расширился и просветлел» .

Однако споры Репина с Толстым не помешали им глубоко любить друг друга. Каждая новая встреча двух великих людей радовала их обоих, усиливала их обоюдную привязанность.

Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства - Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям маслом - и акварелью, и пером, и карандашом; кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича.

В воспоминаниях жены Толстого Софьи Андреевны есть записи о том, как работал Репин в Ясной Поляне: «Все время неутомимо работал, - записала Софья Андреевна. - ...После картины неутомимый Илья Ефимович начал быстро и усердно лепить бюст Льва Николаевича... Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника... Сам он, тихий, очень скрытный и в высшей степени трудолюбивый, оставил самое приятное впечатление. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив» .

Заключительным этапом этой большой и длительной дружбы была телеграмма Репина Софье Андреевне в день смерти Льва Николаевича: «Свершилось. Сокрушаюсь о вас, но дух его живет. Сердца правды свободны оплакивать искренно. Устранились высокомерные наемники, слава богу».

Репин о Толстом

«Маститый человек с нависшими бровями, все сосредоточивает в себе и своими добрыми глазами, как солнцем, освещает все. Как бы ни унижал себя этот гигант, какими бы бренными лохмотьями он ни прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виден Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп».

«Вырубленный задорно топором, он моделирован так интересно, что после его, на первый взгляд грубых простых черт, все другие покажутся скучны... Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Широкий рот очерчивался смело, энергично, углы тонко извивались, прячась под львиными усами... Очертание всего рта было классически прекрасно. Выдающийся подбородок... Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. «Не молчать перед правдой царицею». Выражение победы духа над страстями».

«Боже мой, какая всеобъемлющая душа у этого Толстого! Все, что только родилось, живет, дышит, и вся природа - все это верно отразилось в нем, без малейшей фальши и, прочтенное раз, так и остается перед глазами на всю жизнь с живыми движениями, страстями, словами... все это родные, близкие люди, с которыми, кажется, жил с самого детства».

Уникальные воспоминания Репина о Толстом сохранились в его книге «Далекое близкое» , в отдельной главе « Из моих общений с Л. Н. Толстым » . В ней он избежал критики взглядов Толстого, особенно в отношении искусства, и любых других противоречий в их отношениях, лишь любовно и красочно описав несколько своих встреч с писателем - в частности, эпизод, после которого была написала картина « Л. Н. Толстой на пашне » .

Толстой о Репине

«Мастерство такое, что не видать мастерства!» — похвалил одну из репинских картин Лев Толстой. По душе ему была и беспримерная скромность художника и он говорил ему с сочувственным смехом: «А вы все такой же малодаровитый труженик? Ха-ха! Художник без таланта? Ха! А мне это нравится, если вы действительно так думаете о себе».

«У нас - завтра будет неделя - живет Репин и пишет мой портрет - и отнимает у меня время, но я рад и очень полюбил его, - писал Толстой В.Г.Черткову. - ...он очень хороший и серьезный человек. Мы много говорили с ним. Он очень много подвинулся с тех пор, как я не видал его» . В другом письме Толстой писал: «Я его еще больше полюбил. Живой, растущий человек». И в письме к Н.Н.Страхову: «Репина... я так же высоко ценю, как и вы, и сердечно люблю... Я знаю, что он меня любит, как и я его».

Портреты, рисунки, наброски

И. Репин. Пахарь. Л. Н. Толстой на пашне. 1887




Репин И. Е. Лев Толстой в розовом кресле, 1909

И. Репин. Этюды Л. Н. Толстого. 1891

Скульптуры

И. Е. Репин. Бюст Толстого Л.Н. Гипс, 1891 г.