План-конспект занятия по логопедии на тему: Логопедическая викторина. Логопедическая викторина "словесная мозайка"

МБОУ СОШ №45

Логопедическая викторина

«Размышляй-ка»

3 класс

Учитель-логопед: Усенко Е.В.

Сургут 2016

Логопедическая викторина

Цель: В игровой форме закрепить знания полученные учащимися на логопедических занятиях и уроках русского языка, математики.

Задачи:

Образовательные:

Проверить знания изученных правил детьми на занятиях и умение применять их на письме

Развивающие:

Развивать логическое мышление

Развивать слуховое и зрительное внимание

Развивать связную речь

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в команде

Воспитывать интерес к викторине

Оборудование: карточки с названиями команд, стишки с ошибками, презентация «Ребусы», листы 4 цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий), карточки с загадками и скороговорками, карточки с логическими задачами, карточки с заданиями по русскому языку, карточки со словами к игре «Пойми меня».

Ход мероприятия:

Добрый день!

Мы рады приветствовать вас на интеллектуально-познавательном и развлекатель­ном шоу «Логопедическая викторина». Сегодня нашим коман­дам предстоит показать свои знания, умения и эрудицию в области математиче­ских способностей, логики, мышления, развития речи и грамматики. По результа­там конкурсов мы суммируем все баллы и определим, какая из ко­манд победит.

Сегодня в логопедической викторине будет участвовать три команды. Для начала каждая команда выберете капитана. Капитаны подойдите ко мне. На столе лежат карточки, на которых написаны названия команд. Вам нужно выбрать один из трёх карточек и прочитать название вашей команды. Итак, первая ко­манда называется «Дельфины», вторая – «Акулы» и третья команда «Киты». Хорошо. Ре­бята ни пуха вам не пера.

Команды давайте начинать. Первый конкурс называется «Блиц опрос». Я каждой команде буду задавать по вопросу. Какая из команд даст большее количе­ство ответов та и победит в этом конкурсе. За каждый правильный от­вет команда получает 1 балл.

1 команда

    Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка)

    Сколько звуков в слове семья? (5 звуков)

    Он до Киева доведет. (Язык)

    Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра? (Пятница)

    Маленькое юркое животное, у которого может оторваться и снова вы­расти хвост. (Ящерица)

    Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»? (Прямой)

2 команда

    Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс)

    Сколько звуков в слове карась? (5 звуков)

    Как называются слова, образованные от одного корня? (Однокоренные)

    Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»?

    Если позавчера был понедельник, то какой день будет завтра. (Четверг)

    Одна из двенадцати частей года. (Месяц)

3 команда

    На какое дерево садится ворона вовремя проливного дождя? (На мокрое)

    Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

    Чем кончается «лето» и начинается «осень»? (Буквой О).

    Какая часть речи отвечает на вопросы: Что делает? Что делают?, Что будет делать? (Глагол)

    Буквы, которые не составляют звука. (Ь, Ъ)

    Сколько звуков в слове яблоко? (7 звуков)

Молодцы команды как вы быстро ответили на вопросы и принесли своей команде первые баллы. Давайте посчитаем, сколько у каждой команды баллов.

«Второе задание»

Я сегодня утром получила письмо от Буквоеда. Он написал, что любит очень сочинять стишки-рифмы, и Буквоед прислал сегодня свои стихи вам, чтобы вы их красиво прочитали. Посмотрите стихи лежат у вас на столах. Я заглянула в эти стихи и заметила, что Буквоед перепутал буквы в словах. Ваша задача найти неправильные слова и исправить их. Та команда, которая быстрее и правильно справится с заданием и выиграет в этом конкурсе.

    Был доктор на движенья скуп,

Схватил щипцы и вырвал дуб.

2. Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной!

3. На волке – сметана,
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Да достать нелегко.

4. Врач напомнил дяде Вите:
“Не забудьте об одном:
Обязательно примите
10 цапель перед сном”.

5. Под березами, где тень,
Притаился старый день.

6. Писем мы не написали:
Тучку целый день искали.

7. Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетради
Появился гол.

Следующая игра называется «Цветные категории» . Посмотрите на слайде изображены цвета. Под каждым цветом спрятаны разные категории. Вам нужно выбрать цвет и ответить правильно на вопрос. Та команда, которая ответит на больше вопросов победит в этом испытании. Команда за правильный ответ получает по – 1 баллу.

Первая команда начинает в этом конкурсе «Киты», затем «Дельфины и «Акулы».

Ребусы:




Загадки и скороговорки:

    Отгадайте загадку:

У гражданки преклонных лет пропали водоплавающие птицы в количестве двух голов, которым на правах собственности и совершенно законных основаниях она могла распоряжаться. Что это за собственность? (Два веселых гуся).

    Проговорите скороговорку:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

    Отгадайте загадку:

Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь хозяйке. (Муха-Цокотуха)

    Проговорите скороговорку:

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека - цап!

    Отгадайте загадку:

Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но он трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал (Колобок).

    Проговорите скороговорку:

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Математика:

Решите логические задачи:

    У паука 4 пары ног. Сколько всего ног у паука?

    На розовом кусте 8 бутонов. К середине дня все бутоны распустились и стали розами. Сколько бутонов осталось нераскрытыми?

    У Юры 3 кубика, а у Гены 2 кубика. На столе коробка, в которой вмещаются 4 кубика. Смогут ли ребята уложить в эту коробку все свои кубики?

    В семье четверо детей: сестер столько же, сколько и братьев. Сколько сестер в семье?

    Из бочки взяли 2 раза по 2 полных ведра воды. Сколько ведер воды взяли из бочки?

    Сколько целых батонов хлеба можно составить из 6 половинок?

Русский язык:

    Задание : Найдите и подчеркните все слова с корнем «снег» /«снеж»
    Двор наш заснеженный ярко блестит,
    Снежная крепость в нём смехом звенит.
    Лепит снежки детвора день-деньской.
    Хвалятся крыши каймой снеговой.
    С новой метёлкой стоит снег овик.
    Снега излишки увёз грузовик.
    К ёлке готовим снежинки, фигурки,
    Ставим спектакль мы весёлый Снегурке.
    Мы не скучаем пока по весне,
    Но вот подснежники видим во сне.
    (Всего 9 слов с корнем «снег» / «снеж» )

    Вставьте нужные буквы.
    1-й –Участники по очереди зачитывают слова со вставленными буквами!
    Лыж.., еж.., мыш.., ш..ло, луж..
    Чащ.., пищ.., свеч.., ч..й, ч..йник.
    Щ..ка, тащ.., крич.., ч..дак, хоч..

    Выберите правильный ответ:

Какие предложения составляют текст?

А. Дети часто ходили в рощу. Там цвели душистые ландыши. Они очень украсили лес.

Б. В чаще леса живут белки. Для Миши вызвали врача. В гнезде пищат грачата.

В. В саду цветёт шиповник. За домом широкая река. Под ёлкой жил маленький ёжик.

Г. Пришла зима. Бежит мышка. А у Клавы лыжи.

4. В какой группе словосочетаний на месте пропусков пишется Ь?

А. с...едобный гриб, построить сквореч…ник

Б. попасть в об…ятия, запасаться с…естным

В. знатное кушан..е, дружная сем..я

Г. берёзовые поч..ки, с..езд депутатов

5. Укажите сколько в тексте слов с приставкой:

В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Покружились они над

рекой, над родным болотом. Стройными косяками потянулись в дальние

тёплые страны.

А. 4; Б. 5; В. 6; Г. иной ответ.

6. Укажите группу однокоренных слов:

А. школа, класс, школьный; Б. дождь, дождливый, дождевик,

В. белить, белка, беличий; Г. сон, сонный, спать.

А теперь давайте с вами подсчитаем баллы у каждой команды. За каждое

выполненное задание команда получает по 1 баллу.

4 Игра «Верно или нет»

Сейчас мы с вами поиграем в следующую игру «Верно или нет». На каждый мой вопрос даёте ответ “верно” или “нет” и объясняете, почему вы не согласны.

1 команда:

Волк живёт в своей норе,
А жучки живут в коре.

Спят ночами утки
В конуре иль будке.

Весною из берлоги
Выходят носороги.

Для того, кто нездоров,
Вызывают докторов.

У волчонка страшный папа –
Это мишка косолапый.

Для математики, дружочек,
Нужна тетрадочка в кружочек.

Пчёлка мчится пулей
В дом родимый – улей.

Заячья шубка вся белого цвета
Значит, в лесу уж хозяйствует лето.

Вот пять ягодок в траве.
Съел одну, осталось две.

2 команда:

В школе есть урок труда?
Борщ – полезная еда?
После завтрака обед?
Есть колёса у ракет?
С улыбкой к зубному идём в кабинет?
Зубы в дырках от конфет?
Нужен вечером нам свет?
Ест бензин велосипед?
Вы весёлые всегда?

3 команда:

С рукавами есть жилет?
На Луне есть города?

Двойка – это не беда?
Есть у женщин борода?
Будет вечером рассвет?
В радуге есть фиолетовый цвет?
Форма круга у монет?
После пятницы среда?
Едут лыжи без следа?

Теперь давайте подсчитаем сколько раз команды ответили правильно на вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Сейчас эти баллы суммируем и получается вот такие баллы.

5 конкурс «Пойми меня»

И наш последний конкурс называется « Пойми меня»:

Условия конкурса:

– Задание выполняется командами по очереди на время;
– Играющая команда выходит из кабинета, затем каждый член команды заходит для выполнения задания.

Слова: язык, указка, доска

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Итог: Замечательно, теперь подсчитаем все баллы и определим победителя! Итак, в нашей логопедической викторине победителем становится команда …… Поздравляем всех команд. Наша викторина подходит к концу.


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА «ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ»
Новикова Людмила Вячеславовна, АМБОУ лицей № 9, учитель-логопед, Свердловская обл.
Предмет (направленность): Логопедия
Класс: 1
Место проведения: класс
Цель: закрепление знаний, умений, навыков, полученных учащимися
в течение учебного года.
Задачи:
Образовательные: закреплять приобретённые произносительные умения.
Развивающие: развивать фонематический слух;
развивать творческое и логическое мышление, память, внимание;
развивать выразительность, эмоциональную окрашенность речи
Воспитательные:формировать умение работать в коллективе сверстников;
воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность;
воспитывать интерес к логопедическим занятиям
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, эмблемы для участников команд (гласные, согласные), бейджики для капитанов команд, табличка «Жюри», бланк для выставления баллов, 2 шкатулки для розыгрывания очерёдности,магнитофон, диск с песней В.Шаинского «АБВГДКА», карточки с заданием, шариковые ручки, медали для награждения, призы, поощрительные подарки.
Х о д в и к т о р и н ы
Организационный момент: (слайд 1). Звучит песня В.Шаинского «АБВГДКА».
Логопед: Дорогие ребята, уважаемые жюри и гости! Сегодня у нас необычная игра. Ребята на логопедических занятиях обучаются красивой и правильной речи, умению быстро читать и грамотно писать. Для того, чтобы увидеть, чему научились дети проведём логопедическую викторину «Гласные и согласные». Сегодня ребята будут соревноваться в двух командах. Оценивать работу команд будет жюри (представление членов жюри, протокол проведения викторины приложение № 1). Мы приветствуем так же наших болельщиков! Вам, ребята желаем успехов! Итак, начинаем!
Представление команд
Название команды Девиз
Гласные Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать».

Согласные А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
1 конкурс «Рифмовки» (слайд 2)
Логопед:
Ребята, каждая команда приготовила для своего противника рифмовку, но при этом договаривать конец предложений мы не будем. Вам необходимо подобрать рифму (участники по очереди произносят свои фразы другой команде).
I. «Г л а с н ы е»
1. Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно,….. (карандаш).
2. С Белоснежкою знаком милый и забавный…..(гном).
3. Лишь пришёл домой Иван, сразу лёг он на…..(диван).
4. Есть у лошади ребёнок: шаловливый…..(жеребёнок).
5. Какие они злючки у кактуса…(колючки).
6. Знают все её в лесу: рыжехвостую….(лису).
7. Совершает перелёт серебристый….(самолёт).
8. «Спартак» забил победный гол. Красивый показал….(футбол). 9. Поменял я свой фонарик на воздушный красный…(шарик).
10. Ос – ос – ос – на палубе …(матрос).
II. «С о г л а с н ы е»
У коровы есть ребёнок милый, ласковый….(телёнок).
Подошёл к концу июнь. Вслед за ним идёт… (июль).
Без неё в морозы зябко. Защитит от стужи….(шапка).
Опечален бегемот, гладит свой большой….(живот).
Вот из ванной вышел брат. Банный он надел…(халат).
Приглашает всех ребят урожай отведать….(сад).
Любит сало эта птица желтогрудая….(синица).
Ос-ос-ос - щиплет нос… (мороз).
В магазин приходит Глеб, покупает белый…(хлеб).
Ась – ась – ась – в пруду плавает…(карась).
Жюри объявляет итоги 1 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.
2 конкурс «Заколдованное слово» (слайды 3, 4)
Логопед:
Ребята, мы продолжаем нашу викторину. Конкурс необычный и называется «Заколдованное слово». Давайте посмотрим на экран, что же за задание вам необходимо выполнить! (дети угадывают по первым буквам картинок 2 слова). Конкурс проводится на скорость. Первая правильно ответившая команда зарабатывает 1 очко.
радуга дружба
Жюри объявляет итоги 2 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.
3 конкурс «Пропавшая буква» (слайды 5, 6)
Логопед:
Дети, по стечению обстоятельств буквы пропали из слов. Незнайка затрудняется выполнить сам. Давайте ему поможем! Работа с раздаточными карточками (приложение № 2, 2.1). Вставьте в слова пропущенные буквы и прочитайте их. На экране появляется вет.
Жюри объявляет итоги 3 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.
Поэтическая пауза. Чтение стихов детьми (слайд 7)
Алфавит - наш лучший друг,
Знают все на свете.
Букв есть множество вокруг,
Учат их все дети.
Книжки чтобы прочитать,
Азбуку должны все знать.
2 .Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается... гласный
3.Он бывает тихим, громким,
А еще глухим и звонким.
Может быстро проскочить.
А захочет – будет жить.
До тех пор, пока звонок
Не отмерит ему срок.
Он везде всегда дрожит
И по воздуху бежит.
Рот ему, как дом родной,
Из него летит волной.
Любит с эхом подразниться,
В барабане схорониться.
Если где услышишь стук,
Значит, к нам добрался звук.
Воздух рвет преграды,
Шум получается,
Воздуха нет совсем,
Но звук прорывается.
Как называется звук такой? (согласный)
4. Ударный слог, ударный слог.
Он назван так недаром,
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
Шутник он, невидимка-молоток.
Тук! – и ударил в безударный слог.. И сразу же исчез огромный замок
И появился маленький замок…
Послушай, молоток,
Не путай слоги.
Опять, озорничая, не солги.
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно.
А, когда его найдем,
Громче всех произнесем.
4 конкурс «Знатоки Что? Где? Когда?» (слайд 8)
Логопед:
Каждой команде за минуту нужно назвать как можно больше слов по их толкованию. Давайте определим, какая команда будет первой (капитаны команд вытягивают из волшебного мешочка значки с номером 1 или 2).
Вопросы № 1
Как называется место, куда прилетают самолёты с пассажирами, багажом, почтой? (аэропорт)
Как называется палка с леской и крючком на конце? С помощью неё ловят рыбу? (удочка)
Как называется рыбный суп? (уха)
Как называется цирк, где выступают только дельфины? (дельфинарий)
Место, где приготавливают и продают лекарство (аптека)
Летние месяцы (июнь, июль, август)
Детёныш овцы (ягнёнок)
Орган зрения (глаз)
Лиственное дерево с белой корой (береза)
Для снеговика катают снежный (ком)
В траве стрекочет и звенит (кузнечик)
Горд, горбат, живёт в пустыне. На себе он носит воду, груз, людей, еду (верблюд)
Рыжие шалуньи, попрыгуньи. Любят грызть орешки (белки)
Спереди - пятачок, сзади - крючок (поросенок)
Гриб - скоморох! Шляпа красная в горох (мухомор)
Вопросы № 2
Самый высокий милиционер (дядя Стёпа)
Трёхглазый помощник дорог (светофор)
Стучит, гремит, вертится, никого не боится, ходит весь век, а не человек (часы)
Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
Холодное сладкое лакомство, которое похоже на снег (мороженое)
Нити фонариков на новогодней ёлке (гирлянда)
Человек, который охраняет, сторожит что-либо (сторож)
Сосуд для поливания растений (лейка)
Шкафчик для хранения лекарств (аптечка)
Сумка, которую ученики носят за плечами (ранец)
Длинная тупая игла для вязания (спица)
Сладкое вещество, вырабатываемое пчелами (мёд)
Замерзшая вода (лёд)
Ломтик хлеба с колбасой и маслом (бутерброд)
Место, где растут грибы и ягоды (лес)
Жюри объявляет итоги 4 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ засчитывается 1 очко.
5 конкурс капитанов команд «Семь ответов на один звук» (слайд 9)
Логопед: Каждый из капитанов команд получает шкатулку с буквой (Т или Д), на которую должны быть ответы на 7 вопросов. Капитаны отвечают по очереди.
Буква «Т» в начале слова.
Один из видов транспорта.
Детёныш коровы.
Имя девочки.
Учебная вещь.
Дерево, с которого летит пух.
Мобильный….. (телефон)
С помощью этого предмета рубят дрова.
Буква «Д» в начале слова.
Кто лечит людей.
Имя мальчика.
Зимний месяц.
Музыкальный инструмент.
На нём сидят и спят.
Что улитка носит на себе?
Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает.
Жюри объявляет итоги 5 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ капитану команд засчитывается 1 очко.
6 конкурс «Спрятанное слово» (слайды 10, 11)
Логопед:
Каждой команде предлагается таблица с набором букв, среди которых нужно найти слова. Время работы 2 минуты (приложение № 3, 3.1).
Жюри объявляет итоги 6 конкурса. Оценка: за каждое найденное слово 1 очко.
7 конкурс «Редакторы» (слайды 12, 13)
Логопед:
Капитаны команд получают задание на карточках, где необходимо исправить ошибки в предложениях и произнести правильно. Время работы 2 минуты (приложение № 4, 4.1).
Карточка для команды «Гласные»
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов идут дожди.
Брат потерял библиотеку из книги.
Коза принесла девочке корм.
Карточка для команды «Согласные»
Весной луга затопили речку.
Телёнок ведёт девочку на верёвочке.
На тоненьких листьях показались ветки.
Дети набрали костёр для хвороста.
Жюри объявляет итоги 7 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ 1 очко.
Подведение итогов викторины (слайд 14)
Подведение итога жюри, награждение команды победителей, поощрение участников призами.
Логопед:
Пока наше уважаемое жюри подводит итоги, разрешите мне вручить всем участникам викторины медали.
Затем вручение призов победителям викторины и поощрительных подарков.
Желаю всем отличного здоровья и успехов в учёбе!

Логопедическая викторина

(итоговое занятие для 2-го класса)

С целью повышения эффективности коррекционной работы логопедические занятия можно проводить в форме игр, викторин и т.д. Подобные формы занятий не только повышают эмоциональный настрой детей, но и заставляют их активизировать все свои знания и возможности для достижения хороших результатов. Для подготовки к таким мероприятиям школьники получают задание предварительно. Например, придумать название командам, нарисовать эмблемы, выбрать капитана и т. д. Эта работа вызывает массу положительных эмоций, повышает мотивацию и интерес к занятиям. Я хотела бы предложить вариант проведения логопедической викторины с учащимися 2 классов. И хотя это не является основной формой логопедических занятий, надеюсь, что данный материал будет интересен специалистам в организации нетрадиционных форм проведения занятий.

Цель занятия : подвести итоги курса занятий (обобщить полученные знания и умения, вызвать у детей положительные эмоции и рефлексию, способствовать повышению самооценки, дать установку на дальнейшие успехи, получить обратную связь о результативности занятий).

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку и садятся на стулья. Логопед приветствует их, сообщает о цели данного мероприятия. Команды приветствуют друг друга. Далее логопед предлагает несколько конкурсных заданий. При подведении итогов после каждого конкурсного задания результаты заносятся в протокол.

Задание 1 . Разминка.

Оценка. За каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.

    Сколько гласных звуков в русском языке? (Ответ: 6 гласных звуков.)

    Какая из букв ё, е, ю, у состоит из одного звука? (Ответ: буква У .)

    Какой из слогов фу, ну, фа, ха обозначает ноту? (Ответ: фа. )

    Назовите имя сказочного персонажа, которое начинается со слога Бу (Ответ: Буратино.)

    Назовите имя девочки, которое сложено из последних звуков названий следующих предметов: грабли, шар, астра. (Ответ: Ира.)

    Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой в Европе рекой?

    (Ответ: И-Волга.)

    Переставьте буквы в слове ИГРА так, чтобы получилось столица государства. (Ответ: Рига.)

    Чем кончается лето? (Ответ: буквой О.)

Задание 2 . Отгадайте ребусы.

Оценка. 1 очко за каждый правильно отгаданный ре бус .

(Ответ: весна, ведро, ветер, ветка, веник.)

Задание 3 . Совет мудрой совы.

Оценка. 1 очко за правильно составленное выражение.

На каждом колесе написано одно слово из шести букв. Прочитайте их, а затем расположите слова в таком порядке, чтобы получился совет мудрой совы.

(Ответ: Больше слушай, меньше говори.)

Задание 4. Играем в прятки.

Найдите среди строчек спрятанные названия насекомых.

Оценка. 1 очко за каждое найденное название насекомого.

Зна кома р ыбам хитрость рыболова.

Затих камы ш , мель кают в небе звезды.

(Ответ: комар, шмель)

Задание 5 . Назови одним словом. Конкурс капитанов команд.

Вопросы задаются каждому капитану по очереди.

Оценка. 1 очко за каждый правильный ответ.

    Мама приобрела за деньги настольный осветительный прибор.

(Ответ: настольная лампа.)

    Витя по небрежности лишился металлического приспособления для запирания и отпирания замка.

(Ответ: ключ)

    Мужчина преклонного возраста обнаружил под вечнозеленым колючим деревом гриб красного цвета с белыми пятнами на шляпке».

(Ответ: мухомор.)

    Стрекочущая, похожая на ворону птица села на верхушку сосны, растущей уже сто лет.

(Ответ: сорока.)

Задание 6. Аукцион «Кто больше?»

Используя слова «верблюд» и «газета» придумайте как можно больше предложений. (Например: Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету? Верблюд сжевал газету и запил ее стаканом кока-колы.)

Оценка. 1 очко за каждое составленное предложение.

Задание 7. Буквы рассыпались.

Сложите элементы так, чтобы получились буквы.

Оценка. 1 очко за каждую правильно сложенную букву.

(Ответ: буквы К, Л,П).

Подведение итогов. Награждение участников.

Список использованной литературы

Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.

Дмитриев С.Д., Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи. –

М.: Книголюб, 2005.

Климанова Л.Ф. Мой алфавит. – М.: Просвещение, 2001.

Данные об авторе

Максимова Елена Вениаминовна

Место работы, должность:

МБОУ СОШ № 9 г. Новый Уренгой, учитель-логопед

Ямало-Ненецкий автономный округ

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Дошкольное образование

Уровни образования:

Начальное общее образование

Уровни образования:

Специальное (коррекционное) образование

Уровни образования:

Школы-интернаты, детские дома

Класс(ы):

Предмет(ы):

Логопедия

Предмет(ы):

Психология

Предмет(ы):

Русский язык

Целевая аудитория:

Педагог-психолог

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Целевая аудитория:

Тип ресурса:

Конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса:

Логопедическая викторина. "Учимся, играя". Конспект занятия и презентация к нему в прикрепленном файле.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

«Учимся - играя!»

Цель : обобщение полученных знаний.

Задачи:

  • совершенствовать фонематические процессы, навык звукобуквенного анализа и синтеза.
  • предупредить и преодолеть неуспеваемость учащихся, обусловленную различными нарушениями развития устной и письменной речи,
  • развивать память, внимание;
  • продолжить работу по совершенствованию навыков самоконтроля,
  • воспитывать умение работать в команде.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный дидактический материал: кружки одного цвета для команды (по количеству участников), карточки с цепочками слов, со слогами, цветные карандаши, листы бумаги, разрезная или магнитная азбука.

Словарные слова :

Викторина - игра в ответы на вопросы.

Рожок - название различных изделий, предметов в форме рога (расширяющейся трубки).

Крона - вся разветвленная часть дерева с его листвой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

- Ребята, вы любите играть? Сегодня, мы с вами проводим викторину. И, конечно же - будем играть!

И еще - сегодня у нас работает жюри, которое будет оценивать работу команд.

У каждого из вас в руках кружки разного цвета. Обратите внимание! Кружки непростые - на каждом лицо (эмоция - душевное переживание, чувство), которое изображает то или иное настроение. Ребята, поднимите, пожалуйста, кружочки с тем выражением лица, которое соответствует вашему настроению.

В гости к нам пришел Незнайка, он пришел не с пустыми руками - принес игры, задания, с которыми сам не может справиться.

Итак, приведем в порядок дыхание.

Здесь не море, не лесок,

Образуем мы кружок.

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем,

Потянулись! Улыбнулись!

Все понюхали цветочек, а потом еще разочек

А теперь собачкой стали, опять дружно подышали.

Вот и ежик к нам пришел, еле-еле он дошел.

Нужно снова подышать и занятие продолжать

Дыхание в норме! И мы продолжаем!

Поднимите руки «зеленые» кружки. Усаживаемся за этот стол. Кто капитан и как называется команда?

Отлично!

Аналогично - с «желтыми» и «красными»

Молодцы!

1 ЗАДАНИЕ

1 слайд

2 ЗАДАНИЕ

- А сейчас - игра-задание, которое принес нам Незнайка.

Слушаем меня внимательно! Выпишите те буквы в слове, которые я попрошу вас выделить. Нужно собрать из полученных букв слово.

Выделить 2 букву в слове:

рулет, вдруг, радуга, учеба, каша - УДАЧА

3 букву в слове:

Круг, ластик, папа, след, кухня - УСПЕХ

1 букву в слове:

Дорога, рак, узел, жук, бант, аист - ДРУЖБА

Дружба, удача и успех помогают справиться с трудностями, а умение работать в команде сплачивают вас, т.е. объединяет

3 ЗАДАНИЕ


4 ЗАДАНИЕ

Снова игра от Незнайки «Кто быстрее?»

На стульях кружки. На некоторых кружках - слоги. Надо найти все кружки со слогами, затем сложить слово.

Кто заканчивает быстрее, поднимает руку.

Каждый участник выходит, берет любой кружок, забирает с собой в команду. Затем, выходит следующий … и так - пока все кружки не закончатся.

5 ЗАДАНИЕ


6 ЗАДАНИЕ

Прочитайте слова. С помощью цифр, указывающий новый порядок букв, составьте новые слова, выложите их из букв.

1 4 3 2 1 2 3 5 4

К о н и н о с и к

4 5 1 2 3 3 2 1 4 5

К а б а н ч у л о к

3 4 1 2 4 3 2 1 5

А и с т н о р к а

Вы, ребята, молодцы! На этом наша игра закончена!

Пока жюри подсчитывают результаты, мы с вами поиграем.(загадки, кроссворд).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА Предмет (направленность) : Логопедия Класс : 1-2 Место проведения: кабинет №14, 2 этаж.
Цель : закрепление знаний, умений, навыков, полученных учащимися в течение учебного года. Задачи : Образовательные: -закреплять приобретённые произносительные умения. Развивающие:

Развивать фонематический слух;

Развивать творческое и логическое мышление, память, внимание;

Развивать выразительность, эмоциональную окрашенность речи

Воспитательные:

Формировать умение работать в коллективе сверстников;

Воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность;

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям

Оборудование : компьютер, мультимедийная доска, предметные картинки , цифры, бейджики для капитанов команд, табличка «Жюри», «Солнышко», «Лучики», бланк для выставления баллов, 2 конверта для розыгрывания очерёдности, картинка «Солнышко» , песочные часы, развивающие кубики, карточки с заданиями, шариковые ручки, медали для награждения.

Х о д в и к т о р и н ы

Организационный момент : ( слайд 1). Звучит песня « Выглянуло солнышко

из – за серых туч…»

Логопед: Дорогие ребята, уважаемые жюри и гости! Сегодня у нас необычная игра. Ребята на логопедических занятиях обучаются красивой и правильной речи, умению быстро читать и грамотно писать. Для того, чтобы увидеть, чему научились дети проведём логопедическую викторину. Сегодня ребята будут соревноваться в двух командах.

1 Команда «Солнышко».

Девиз: Светить всегда, светить везде и помогать друзьям в беде.

2 Команда « Лучики».

Девиз: Мы хотим всегда светить, чтобы лучше было жит !

Оценивать работу команд будет жюри (представление членов жюри, протокол проведения викторины приложение № 1).

Мы приветствуем так же наших болельщиков! Желаем всем успехов! Итак, начинаем!

Ребята, вы помните правило: чтобы красиво разговаривать нужно правильно все звуки выговаривать!

И в этом нам помогает разминка для язычка ! Предлагаю выполнить музыкальную разминку! Согласны?

Послушав музыку, нужно угадать и показать артикуляционное упражнение. (слайд2)

(“Лопаточка”, “Чашечка”, “Иголочка”, “Качели”, “Индюк”, “Барабан”, “Лошадка”, “Маляр”).

(Звучит музыка для артикуляционных занятий.) За каждый правильный ответ - 1 бал. Команды отвечают по очереди.

Конкурс №1 «Рифмовки» (слайд 3) Логопед :Я буду зачитывать рифмовки,но не буду их договаривать до конца. Сначала будет отвечать первая команда, затем вторая. I . 1. Знают все её в лесу: рыжехвостую….(лису). 2. Лишь пришёл домой Иван, сразу лёг он на…..(диван). 3. С Белоснежкою знаком милый и забавный…..(гном). 4. Есть у лошади ребёнок: шаловливый…..(жеребёнок). 5. Совершает перелёт серебристый….(самолёт). 6. Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно,….. (карандаш). 7. Какие они злючки у кактуса…(колючки). 8. «Спартак» забил победный гол. Красивый показал….(футбол). 9. Ос – ос – ос – на палубе …(матрос). 10. Поменял я свой фонарик на воздушный красный…(шарик).

II .

    Верещунья, белобока, и зовут её ….(сорока). В магазин приходит Глеб, покупает белый…(хлеб). У коровы есть ребёнок милый, ласковый….(телёнок). Без неё в морозы зябко. Защитит от стужи….(шапка). Ос-ос-ос - щиплет нос… (мороз). Ась – ась – ась – в пруду плавает…(карась). Вот из ванной вышел брат. Банный он надел…(халат). Быть должны всегда в порядке твои школьные ….(тетрадки). Опечален бегемот, гладит свой большой….(живот). Любит сало эта птица желтогрудая….(синица).

Жюри объявляет итоги 1 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.

Конкурс №2 «Заколдованное слово» (слайды 4,5) Логопед : Ребята, мы продолжаем нашу викторину. Конкурс называется «Заколдованное слово». Нужно назвать картинки, определить первые буквы и составить из них слово. (Приложение 2)

Конкурс проводится на скорость. Первая правильно ответившая команда зарабатывает 1 очко (слайд 4)

Кошка буква (слайд 5)

Жюри объявляет итоги 2 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.

Конкурс №3 «Пропавшая буква» (слайды 6)

Логопед: Ребята, в словах пропали буквы. Вставьте в слова пропущенные буквы и прочитайте их. Работа с раздаточными карточками.(приложение № 3)

На экране появляется ответ.

Жюри объявляет итоги 3 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.

Конкурс №4 «Сложи узор» (слайд 7 ) Работа с кубиками. (Приложение 4) Жюри оценивает скорость и правильность выполнения задания. Конкурс №5 Конкурс капитанов команд «Семь ответов на один звук» (слайд 8)

Логопед: Каждый из капитанов команд выбирает конверт с буквой (К или Г), на которую должен дать ответы. Капитаны отвечают по очереди.

Буква «К» в начале слова.
    Домашняя птица. Имя мальчика. С их помощью птицы летают. Девочка заплетает волосы в… Она даёт молоко. Ловит мышей. Трава, которая больно жжется.
Буква «Г» в начале слова.
    Домашняя птица. Имя девочки. Есть на лице у человека. Растут в лесу под деревьями. Её приносит почтальон. Его забивают молотком. Его строят птицы весной.

Жюри объявляет итоги 5 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ капитану команд засчитывается 1 очко.

Конкурс № 6. «Подбери цифру» (слайд 9)

- В этом испытании соревноваться будут команды друг с другом. Перед вами картинки и цифры. По очереди ребенок из одной команды берёт картинку, ребенок из другой должен показать цифру, обозначающую количество слогов в названии изображенного предмета. За правильно подобранную картинку начисляется один балл

Конкурс №7 « Найди слова» (слайды 10)

Логопед: Перед вами большое слово ПРОСТОКВАША. Попробуйте отыскать в нем как можно больше новых маленьких слов. Балл получает команда, составившая больше слов. Время работы 5 минут (приложение №5) .

Жюри объявляет итоги 6 конкурса. Оценка: за каждое найденное слово 1 очко.

. Подведение итогов викторины (слайд 11)

Логопед:

Пока наше уважаемое жюри подводит итоги, я хочу показать вам фильм о наших занятиях. Каждый увидит себя в этом фильме.

Подведение итога жюри, награждение команды победителей, поощрение участников призами.

Звучит песня «Дорога к солнцу».

Желаю всем отличного здоровья и успехов в учёбе!

Приложение № 1

П Р О Т О К О Л

проведения логопедической викторины «Гласные и согласные»

Название конкурса

Приложение № 2

Приложение №3 Бе..ка

Бу..атино

Раздаточные карточки к конкурсу № 3 «Пропавшая буква»

Теле..он

О..ки

Приложение № 5

ПРОСТОКВАША

Приложение № 6

КАПИТАН КОМАНДЫ « СОЛНЫШКО»

КАПИТАН КОМАНДЫ «ЛУЧИКИ»

К Г

Приложение № 7

СОЛНЫШКО

ЛУЧИКИ