Определение слова канон. Как устроен канон. Что значит церковный канон

Словарь Ушакова

Канон

кано н , канона, муж. (греч. kanon).

1. Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т.п. ), утвержденное какой-нибудь верховной церковной инстанцией (церк. ).

2. Совокупность художественных приемов или эстетических правил, господствующих в ту или иную эпоху (иск. ). Романтики были разрушителями классического канона.

3. Список, а также собрание книг, признанных церковью в качестве т.н. священного писания (церк. ). Библейский канон. Новозаветный канон.

4. перен. Проверенный и окончательно установленный текст произведений какого-нибудь писателя, совокупность его произведений, не внушающих сомнения относительно авторства (неол. лит. ). Пушкинский канон.

5. Церковное песнопение в похвалу святого или праздника (муз. церк. ). Пасхальный канон.

6. Повторение музыкальной темы разными, последовательно вступающими друг за другом голосами в виде непрерывной имитации (см. в 3 знач. ; муз. ).

Политическая наука: Словарь-справочник

Канон

(от греч. kanon норма, правило), свод положений, имеющих догматический характер:

1) библейский канон - совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «Священного писания». Канон православной, католической, протестантской церквей несколько различаются составом произведений;

2) церковный канон - правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон;

3) (перен.) все, что твердо установлено, стало общепринятым.

Этимологический Словарь Русского Языка

Канон

Старославянское – канонъ.

В древнерусском языке слово начинает употребляться с конца X в. Оно проникло в русский язык из греческого после принятия на Руси христианства посредством старославянского.

Канон – определенное правило, утверждавшееся на протяжении длительного времени. Чаще всего слово употребляют по отношению к церкви (церковные каноны).

Производные: канонический, канонизировать, канонизированный.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Канон

(от греч.

1) правило, положение какого-либо направления, учения; свод правил, действующих в определенной области; (в переносном смысле) то, что твердо установлено, стало традиционным, общепризнанным;

2) совокупность книг Библии, признанных церковью как священное писание, без права внесения изменений в текст;

3) догматы, обряды, установленные и узаконенные церковью.

Культурология. Словарь-справочник

Канон

(греч. kanon – норма, правило)

свод положений, имеющих догматический характер. Библейский канон: совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «священного писания». Церковный канон: правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон. Канон (в изобразительном искусстве) – система стилистических и иконографических норм, господствующая в искусстве какого-либо периода или направления, служащая нормативным образцом.

в изобразительном искусстве совокупность твердо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций или иконографию данного типа изображения. Каноном называют также произведения, служащие нормативным образцом.

Католическая Энциклопедия

Канон

(греч. κανών), в общем значении - правило, норма, образец к.-л. деятельности или мировоззрения; в библеистике - совокупность принятых Церковью свящ. книг Библии, содержащих Божественное Откровение (канон Св. Писания); в каноническом праве - статья церк. закона (напр., Кодекса канон. права); в истории Церкви - постановление Вселенского или поместного собора; в Божественной литургии - анафора (евхаристический К., напр. Римский К.); в визант. гимнографии (гимн) - один из жанров; в вост. иконографии - правила создания сакрального образа.

Как жанр гимнографии К. представляет собой развернутое повествование о празднуемом дне святого или к.-л. события. В полном варианте К. состоит из 9 песен и входит в состав утрени. Песнь состоит из нескольких тропарей, которые метрически и мелодически ориентированы на ирмос (греч. είρμός - связь), с которого начинается песнь. Ирмосы являются аллюзиями на поэтические отрывки из Библии, стихи которых служат припевами к тропарям К. на утрене: это песни Моисея (Исх 15, 1–19; Втор 32, 1–43), Анны (1 Цар 2, 1–10), Аввакума (Авв 3, 2–19), Исайи (Ис 26, 9–19), Ионы (Ион 2, 3–10), трех вавилонских отроков (Дан 3, 26–56.67–88), Богородицы (Лк 1, 46–55) и Захарии (Лк 1, 68–79). Последний тропарь каждой песни посвящен, как правило, Богородице (отсюда его название - богородичен), предпоследний иногда посвящен Троице (троичен). Завершает каждую песнь, как правило, катавасия (греч., καταβάςια, множественное число от καταβάσιον от καταβάίνω - сходить; название связано со способом исполнения - посередине храма двумя хорами, спускавшимися со своих клиросов). Содержание тропарей К. определяется темой литург. празднования. Многие визант. К. содержат акростих (по начальным буквам тропарей), что иногда помогает определить имя автора. Вытеснив распространенный ранее гимнографический жанр - кондак, К. стал важнейшей частью визант. утрени.

Создателем классического К. считается Андрей Критский. Самое известное его творение - это покаянный Великий К., насчитывающий 250 тропарей и 11 ирмосов и исполняемый, согласно совр. уставам Православных Церквей, во время Великого поста дважды - по частям в первые 4 дня 1-й седмицы и целиком в четверг 5-й седмицы. Авторами К. были Иосиф Гимнограф, Феофан Начертанный, Феодор Студит, Стефан Савваит, Георгий Никомидийский, Симеон Метафраст и др. Среди авторов К. на церковно-слав. яз. - Григорий Печерский (XI в.), Пахомий Серб (XV в.), Мисаил Соловецкий (XVI в.), Максим Грек, Макарий Калязинский (XVI в.), Епифаний Славинецкий (XVII в.), кн. С.И. Шаховской (XVII в.), Димитрий Ростовский (XVIII в.), Феофан Прокопович, патр. Сергий (Страгородский, XX в.).

Лит-ра: Ловягин Е.И. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. СПб., 1875; Тураев Б. Коптские богослужебные каноны // Византийский временник 14 (1908), 184–189; Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество: По современным Минеям. Париж, 1951; Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. Париж, 1964 (М., 1997), с. 40–53; Момина М.А. О происхождении греческой Триоди // Палестинский сборник 28 (91) (1986), 112–120; Лозовая И.Е. Проблемы певческого исполнения канона в эпоху домонгольской Руси // Музыкальная культура православного мира: Традиции, теория, практика (Материалы Международной научной конференции 1991–1994). М., 1994, с. 79–91; Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. М., 1995, вып. 1, с. 327–331, 383, 457–463; Пасхальный канон святителя Андрея Критского / Публикация, описание, пер. прот. С. Правдолюбова. М., 1996; Analecta Hymnica Graeca e codicibus eruta Italiae Inferioris / Ed. I. Schiro. R., 1966 83. 13 vol.; Szöverffy J. A Guide to Byzantine Hymnography. Brooklyn (Mass.)–Leyden, 1979, part 2, p. 1–230.

С. Никитин

Архитектурный словарь

Канон

Панихидный столик в церкви, на который ставится гроб с покойником.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

(греч. kanon - правило, предписание)

В изобразительном искусстве канон - свод твердо установленных правил, определяющих нормы композиции и колорита, систему пропорций, изображения отдельных персонажей и сюжетных сцен. Канон связан с господствующей идеологией общества. Строго каноническим было искусство Древнего Египта ордерная система античной архитектуры также по сути своей канонична известен трактат древнегреческого скульптора ПОЛИКЛЕТА. Канон, жесткая система предписаний, установленных религией господствовала в искусстве средних веков, для эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ характерны попытки рационалистическим путем установить идеальные нормы для произведений искусства, позднее многочисленные правила догматического характера были связаны с академизмом в искусстве с соцреализмом. Развитие реалистического искусства всегда сопровождалось преодолением старых застывших канонов.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Этнографический Словарь

Канон

канун (перс. ганун), струнный щипковый музыкальный инструмент трапециевидной формы, при игре кладётся на колени. распространён на Ближнем и Среднем Востоке.

Античный мир. Словарь-справочник

Канон

1) К. писателей и поэтов - список лучших представителей каждого жанра, отобранных учеными александрийской филологии: 10 ораторов, 9 лирич. поэтов, по 3 трагич. и комич. автора.

2) К. христианский - соч. Нового Завета (числом 27), признанные церковью священными. Стал складываться во II в. н. э. и оконч. закрепился в нач. V в.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Православие. Словарь-справочник

Канон

(греч. «правило», «установление»)

1. Жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и тропарей. Между 8-й и 9-й песнями канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа ...» (см. Лк. 1, 46-55) и припев, прославляющий Богородицу – «Честнейшую Херувим ».

В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресенья и праздники на утрене после песен поются катавасии. Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.

2. Собрание принятых Церковью книг Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Греческое слово «канон» заимствовано из семитских языков и первоначально означало линейку или палочку, с помощью которой можно было производить измерения, а отсюда – в переносном значении – «правило», «норму» или «список».

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Канон

, а , м.

Церковное песнопение в честь праздника или святого.

* [Пушкин :] Что пользы в том, что явных казней нет, Что на колу кровавом, всенародно Мы не поем канонов Иисусу . // Пушкин. Борис Годунов // *

Гаспаров. Записи и выписки

Канон

♦ ИстВ 25, 1904, 1090, в некрологе - перечень больших писателей, чьи полные собрания сочинений купил А. Ф. Маркс: Г. Данилевский, Шеллер, Лесков, Григорович, Чехов, Щедрин, Потапенко, Майков, Полонский, Фет, Случевский, Станюкович, Авсеенко, Луговой, Терпигорев, Головин-Орловский, Баранцевич, Ромер, Альбов, Полевой, Сементковский, Стерн.

Православный энциклопедический словарь

Канон

1) (греч. - прямой шест, отвес, линейка) - постановление Церкви, как относящееся к вероучению, так и касающееся устройства Церкви, ее учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества.

2) богослужебное песнопение, входящее в состав утрени. Каноны написаны святыми Андреем Критским, Космой Маюмским, Феодором Студитом и другими отцами Церкви.

Словарь музыкальных терминов

Канон

(гр. kanon - норма, образец, правило)

1. Многоголосное про­изведение, в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно, с опозданием. Первый голос называется пропостой, остальные голоса, повторяющие пропосту, называются риспостами.

2. Армянский народный щипковый инструмент, похожий на цитру.

Словарь церковных терминов

Канон

(греч. правило) - жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению к.л. праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 46 тропарей (в песнях некоторых канонов тропарей больше, напр., в Великом каноне св. Андрея Критского до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста). Число песен канона может быть 3, 4, 8 и 9. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девятипесенный всего один - Великий канон св. Андрея Критского. Восьмипесенные - это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь. Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородиц ы "Величит душа Моя Господа..." (Лк. 1; 46-55 ) и припев, прославляющий Богородицу "Честнейшую Херувим...". В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресения и праздники на утрене после песен поются катавасии. Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.

Православная энциклопедия

Канон

сложное произведение, состоящее из множества строф. Церковный гимн, посвященный прославлению Иисуса Христа, Божьей Матери, какого-либо святого или праздника. Входит в состав многих богослужений. Канон подразделяется на песни, каждая из которых состоит из ирмоса и нескольких тропарей. Тема каждой песни – одна из библейских песен, которые в старину читали перед каноном. В настоящее время библейские песни читают только Великим постом. Число песен канона может составлять от трех до девяти. Однако каноны из трех и четырех песен также поют и читают Великим постом. Канон, состоящий из девяти песен, в современных богослужениях используется редко. Это Великий канон Андрея Критского, который служат особым чином. Обычно в церковных службах используют каноны, состоящие из восьми песен, то есть каноны без второй песни. После восьмой песни канона положено петь так называемую Песнь Богородицы – «Величит душа моя Господа .», которая прославляет Божью Матерь. В дни двунадесятых праздников вместо нее поют величание празднику. Греческие каноны составлены таким образом, что ирмос и тропари имеют один размер и их можно петь. При переводе на славянский это единство было утрачено, поэтому ирмос поется, а тропари читает чтец. Единственным исключением является канон Пасхи, который поется весь, целиком. Напев ирмосов канона подчиняется гласу. В большие праздники и по воскресеньям канон принято петь с катавасией.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Канон

Канон

♦ Canon

Любая разновидность правила (от греческого kanon – правило), способная служить нормой, образцом или моделью.

Эстетика. Энциклопедический словарь

Канон

(греч. kanon - правило, предписание)

совокупность нормативных требований, предписывающих художественно-эстетическому сознанию следовать определенным образцам, соблюдать определенные приемы творческой деятельности. Каноны формируются на протяжении длительного времени, постепенно обретая авторитет незыблемого императива, диктатура которого начинает господствовать в пределах эстетического сознания. Это отчетливо видно в истории искусства, существовавшего в традиционных обществах древних цивилизаций Востока и Запада. В христианском искусстве средневековой Европы каноны определяли развитие всех основных видов искусства - архитектуры, живописи, музыки.

«Канон » Поликлета . Древнегреческий скульптор Поликлет (V в. до н. э.) вошел в историю искусства как создатель трактата «Канон» и скульптуры «Дорифор» («Копьеносец») (432 г. до н. э.), явившейся практическим воплощением, наглядным примером теоретических, художественно-эстетических принципов, сформулированных в трактате. Находясь под влиянием учения Пифагора о присущей космосу гармонии числовых соотношений, Поликлет предпринял попытку взглянуть на человека в свете этих же принципов. Так у него появилась вначале умозрительная, а потом скульптурная бронзовая модель человеческого тела как целостности, подчиненной определенным числовым соотношениям. Поликлет был убежден, что его исчисления давали идеальную фигуру гармонично сложенного человека. Ее высота в переводе на современные единицы длины составляла 1 м 99 см. Голова относилась к общей высоте как 1: 8. Пуп располагался строго посредине. Длина ступни составляла 1/6 от длины тела. Лицо делилось на три равные части - лоб, нос и подбородок. Профиль точно вписывался в квадрат, а общая линия лба и носа составляла прямую. Соблюдение всех этих соотношений рождало впечатление безупречного, абсолютного совершенства. Для своего «Дорифора» Поликлет придумал характерную позу перекрестной уравновешенности тела -устойчивой и вместе с тем динамичной. Эта поза («хиазм») свидетельствовала о физической и моральной силе изображенного человека, об его уверенности в себе и способности поддерживать гармоничные отношения с миром, космосом.

Художественно-эстетический канон Поликлета, воплощенный в «Копьеносце», дает наглядное представление об античном понимании красоты, гармонии и совершенства. Скульптурное изваяние человеческого тела предстало носителем космических гармоний, в полной мере отвечающим греческому идеалу калокагатии (от греч. kalos - прекрасный; agathos - добрый). Буквально переводясь как единство | прекрасного и доброго, калокагатия предполагала неразрывность красоты телесной и душевной.

Поликлетовский «Канон» стал для греческих скульпторов эталоном художественного мастерства. Характерна дошедшая до нашего времени история двух братьев-скульпторов, создавших статую Аполлона, находясь при этом в разных точках Эллады - один в Эфесе, а другой на Самосе. Определившись с замыслом и приняв за основу I нормативы Поликлета, они порознь приступили к работе над правой и левой половинами. Когда по окончании обе половины были соединены, у зрителей возникло впечатление, что скульптура создана одним мастером.

В современном художественно-эстетическом сознании существуют две противоположных трактовки канона. Одна гласит, что канон теснит воображение художника, сковывает его творческое сознание и оказывает губительное воздействие на развитие художественного таланта. Согласно другой, канон ни в коей мере не лишает художника творческой свободы. Эту, вторую, точку зрения точно и ярко охарактеризовал П. А. Флоренский. «Каноническая форма, - писал он, - это форма наибольшей естественности, то, проще чего не придумаешь, тогда как отступления от форм канонических стеснительны и искусственны... В канонических формах дышится легко: они отучают от случайного, мешающего в деле, движения. Чем устойчивее и тверже канон, тем глубже и чище он выражает общечеловеческую духовную потребность: каноническое есть церковное, церковное - соборное, соборное же - всечеловеческое» (Флоренский П. А. Иконостас . - М., 2001. - С. 82).

Еще одно примечательное высказывание Флоренского касается церковных канонов как ритуальных норм, которые регулируют жизнь православной и католической церквей. Он называет эти каноны «регулятивными символами церковного общества» и указывает как на их необходимость, так и на трудновыполнимость их в повседневной церковной жизни: «Никогда они не выполнялись целиком, да и нельзя ждать, чтобы были выполнены когда-либо до точности; но всегда их должно было и должно есть иметь в виду для яснейшего сознания своей виновности перед Богом» (Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. - М. 1990.-С. 425).

Лит.: Ротенберг Е. От канона к стилю //Вопросы искусствознания . 1994. № 2-3; Соцреалистический канон . - СПб., 2000 ; Флоренский П. А. Иконостас . - М., 2001.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Канон

♦ (ENG canon)

(греч. kanôn, лат. - правило)

церковные постановления, принятые церковным собором или отдельной церковной организацией. Также - церковное право (каноническое право); собрание священных книг (канон Священного Писания); список святых; главная часть мессы.

Словарь духов и богов

Канон

одно из самых популярных божеств японского буддизма. Она милосердная застУПНИЦа к которой каждый мог обратиться за помощью вне зависимости от своего статуса и положения- Канон умела превращаться и каждому человеку являлась в подходящем образе: к старику - стариком, к ребенку - ребенком, к женщине - женщиной. На ранних рисунках ее изображали с тысячей рук. Считалось, что каждой рукой она спасала грешника.

Энциклопедический словарь

Канон

  1. (от греч. kanon - норма, правило), свод положений, имеющих догматический характер: 1) библейский канон - совокупность книг Библии, признаваемых церковью "боговдохновенными" , применяемых в богослужении в качестве "Священного писания" . Канон православной, католической, протестантской церквей несколько различаются составом произведений; 2) церковный канон - правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон; 3) (перен.) все, что твердо установлено, стало общепринятым.
  2. (канун), струнный щипковый музыкальный инструмент; тип трапециевидной цитры. Распространен в странах Ближнего и Среднего Востока, Армении.
  3. жанровая форма литургической поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4-6) - тропарями. Пришел на смену кондаку в 8 в. ("Великий канон" Андрея Китского).
  4. форма многоголосной музыки, основанная на строгой имитации - проведении во всех голосах той же мелодии, в каждом последующем голосе вступающей до того, как она закончилась в предыдущем. Обычно применяется как элемент других форм (фуга).
  5. в изобразительном искусстве - система стилистических и иконографических норм, господствующая в искусстве какого-либо периода или направления; произведение, служащее нормативным образцом.

Словарь Ожегова

КАНО Н, а, м.

1. Правило, непреложное положение какогон. направления, учения (книжн.). Эстетические каноны классицизма.

2. Церковное установление, правило (книжн.). Религиозные каноны.

3. Церковное хоровое песнопение в честь святого или праздника (спец.).

Причастие и исповедь несут с собой очищение души человека, прощение его грехов. Искренность, правдивость, желание исправиться делают эти Таинства такими простыми и сложными одновременно.

Простота заключается в нехитрых действиях, которые под силу большинству людей. Сложность - в избегании формального подхода, в осознании своих грехов, в желании получить прощение. Это трудная внутренняя работа.

Молитва, канон перед Причастиемпризваны настроить человека на духовный труд. Умение прощать, понимать и принимать свои ошибки, стыд за них, желание измениться - это нелегкий путь, в конце которого Благодать снизойдет на душу. И не захочется больше врать, гневаться, злобствовать, завидовать. Постепенное очищение души повлечет за собой изменение в жизни. Появится внутреннее спокойствие, умиротворение, желание понимать и прощать других людей.

Что такое канон

Канон в переводе с греческого языка означает «норма, правило». Имеет 2 значения.

Первое. Канон - это свод правил Православной церкви.

Второе. Канон - своеобразная поэма, гимн, который произносится во славу какого-либо праздника или святого. Он пришел на смену кондаку в VIII веке. Содержит 9 песней.

Каноны бывают большие и малые. Посвященные пророкам, святителям, великомученикам. Кроме того, есть канон перед Причастием,канонпо болеющим, по усопшим.

Существует книга «Правильные каноны». Она была написана для иноков старообрядческих монастырей в 1908 году. В ней имеются примечания, которые помогут правильно читать каноны в домашних условиях. В подсказках прописано, в каком каноне какую песнь читать, с каким припевом и сколько раз чередовать, когда класть поклон.

Как устроен канон

Канон состоит из 9 песней. Самый первый стих каждой песни называется ирмос. Все следующие именуются тропари. Перед каждым из них читается запев, соответствующий канону. В зависимости от пола читающего, следует менять окончания (например, грешного - грешную).

Каждый канон содержит от 4 до 7 тропарей. Вторая песнь обычно отсутствует. Ее произносят только по некоторым праздникам. В определенные моменты чтения следует класть земные, поясные поклоны или делать метания. Последние означают, что следует перекреститься и коснуться правой рукой пола.

В зависимости от дня недели, наличия или отсутствия церковного праздника в дополнениях к канону есть свои примечания. Так, поясные поклоны могут быть заменены на метания. В церковном календаре можно найти Устав о поклонах на каждый день.

Таинство Причастия

Причастие - это приобщение к Богу, важнейшее Таинство в жизни христианина. Этот ритуал можно проводить раз в год или чаще. Здесь важно не количество совершенных Причастий, а их искренность.

Для мирян существуют несколько правил перед тем, как принять Причастие.

  • Соблюдать пост.
  • Читать молитвы и каноны перед причастием.
  • Получить на исповеди отпущение грехов.
  • Воздерживаться от плотских отношений.
  • Совершать дела милосердия.

Весь подготовительный процесс занимает 7 дней. Следует знать, что говеть следует столько же. Если состояние здоровья не позволяет совершать пост в течение недели, то он может быть ограничен 3-5 днями. В редких случаях говеть разрешается сутки.

Канон перед Причастиемчитается каждый вечер. После него - молитвы. В дни говенья следует бывать на церковных службах.

Кто не допускается к Причастию

  1. Женщины во время месячных.
  2. Отлученные от Святых Тайн.
  3. Не сходившие на исповедь.
  4. Супруги, имевшие половые отношения накануне Причастия.
  5. Умершие, умалишенные, находящиеся в бессознательном состоянии.

Дети до 7 лет допускаются к Причастию без исповеди и поста. В этом случае требуется другая, более упрощенная подготовка. Поведение родителей находит отражение в детях. Отношение к церкви, молитвам, плохому и хорошему поведению ребенок воспроизводит в себе. Поэтому каждая семья индивидуально находит подход в подготовке к Причастию.

Подготовка к Причастию

Перед таинством Причащения необходимо пройти покаяние. Признание в своих грехах, осознание их, получение прощения - первый шаг к очищению души. Обязательно перед исповедью попросить прощения у родственников, знакомы. Мысленно вспомнить всех, кто был обижен.

Перед исповедью можно прочитать покаянный канон. Молитвенная подготовка настроит человека на покаяние. Это умение видеть, осознавать, признавать свои грехи и несовершенства. Покаяние очищает человека от грехов и скверны. Необходимо искреннее раскаяние человека во всех своих неблаговидных деяниях. А затем и избавление от этих грехов, недопущение их в свою жизнь, борьба с ними.

Каноны перед исповедью и Причастиемнесут с собой только временное очищение души. Всю остальную работу человек должен провести сам. Честность перед собой, понимание малейших движений души, осознание ошибок, стыд за них - вот истинная суть покаяния.

Таинство исповеди

Исповедь не является пространным рассуждением о своих грехах. Она не ведет к самооправданию. Это искреннее покаяние в своих недостойных мыслях, чувствах, действиях. Поэтому перед Причащением обязательна исповедь. Она готовит душу молитвами, осознанием греховности, необходимостью в прощении.

Не стоит перед священнослужителем утаивать свои грехи. Только правда должна звучать на исповеди. Тогда муки совести, раскаяние, стыд приведут к полному осознанию и желанию бороться со своими грехами, искоренять их.

Молитвенная подготовка к исповеди поможет примириться с близкими, знакомыми. Искоренит черствость, самолюбование. Человек захочет меняться, становиться добрее.

Путь к Богу может быть долгим. Одна исповедь, одно Причастие не сделает равнодушного человека сразу внимательным и положительным. Скорее всего, через эти Таинства придется пройти много раз, прежде чем придет понимание сути православных ритуалов.

Каноны перед причастием

Причастие - это личное дело человека, его отношения с Господом. Поэтому читать или не читать домашние молитвы, каноны - каждый решает самостоятельно. В первую очередь должно идти очищение души от греховных мыслей. Не следует допускать в себе проявлений злобы или агрессии. Учиться спокойствию, терпению, пониманию.

Во время молитвенной подготовки к Причащению можно читать три канона. Они отражают всю суть обряда. Это подготовка тела и души к принятию Святых Тайн. Поэтому следует очистить тело постом. Душу - молитвами.

  1. Покаянный канон перед причастиемко Господу нашему Иисусу Христу.
  2. Молебный канон по Пресвятой Богородице.
  3. Канон Ангелу Хранителю перед причастием.

Практика чтения канонов перед Причастием не является обязательной. Поэтому следует посоветоваться со своим духовником.

После того как три канона перед причастиембудут озвучены, следует читать Последование ко Святому Причащению. Все это читается накануне обряда, после посещения вечернего богослужения. Молитвы ко Святому Причащению можно перенести на утро. Прочитать их непосредственно перед ритуалом.

Молитвенное правило перед Причастием

Количество молитв, канонов, акафистов не имеет четких ограничений. В разных городах, церквях, монастырях существуют собственные правила. Поэтому следует обратиться к своему духовнику за наставлением. Обязательным является чтение покаянного канона и Последования к Причастию.

Молитвенное правило не насильственное решение. Каждый человек в индивидуальном порядке решает, что следует читать дома и сколько раз ходить на службу в церковь. Тем не менее, у христианина должно быть ежедневное молитвенное правило. Оно может быть изменено в соответствии со здоровьем, состоянием дел, внутреннего настроя.

Перед причастием следует избавиться от искушения и каждый день читать каноны и молитвы. Это должно войти в традицию, но не стать формальным шаблоном. Личная молитвенная подготовка остается на совести человека. Не следует и переутомлять себе бесчисленным повторением канонов. Они несут просветление душе, когда читаются искренне, осознанно. Монотонное повторение ведет к схоластическому пониманию церковных правил.

Умение вникать в суть Таинств позволит осознанно относиться к своему преображению. Если человек понимает, что ему следует изменить в себе, над чем поработать, тогда покаяние и Причащение не станут для него пустым звуком и стандартным ритуалом.

Искать полезность для души и тела - вот чему служит молитвенное правило. Каноны легко запомнить наизусть. Поэтому их можно читать и на пути к храму, стоя в пробках. Главное, чтобы они шли от души.

В какое время следует читать каноны

Не существует точных законов, когда следует читать каноны и молитвы. В домашних условиях человек сам определяет, какое время следует посвятить молитвам, а какое - мирским делам.

Канон перед причастием, текстего создает определенное душевное состояние. Делает человека более сосредоточенным, собранным. Канон концентрирует на внутренней, душевной работе. Произнесенные слова наполняют сердце ликованием, а ум скорбью за все человеческие несовершенства.

Лучше всего каноны и последующие молитвы читать перед сном. Это позволит настроить ум и душу на общение с Богом. Когда закончены все мирские дела, следует посвятить некоторое время перед сном молитвам, подведению итогов дня. За одни - попросить божьего прощения, за другие - поблагодарить.

Покаянный канон перед причастием позволит осмыслить свои мысли, чувства, деяния за весь день. Только в условиях сосредоточения на желании очиститься, приобщиться к Святым Тайнам возможно получение Высшей Благодати.

Совмещенные каноны перед причастием

Каноны допускается читать по одному каждый вечер. Такая молитвенная подготовка должна войти в ритуал каждого христианина. Накануне Причастия, до полуночи, рекомендуется озвучить необходимые три канона. Их можно читать друг за другом. А можно совместить.

Соединяются 3 канона перед причастиемтаким образом:

  • ирмос 1 песни покаянного канона;
  • тропари покаянного канона;
  • тропари 1 песни канона Богородице, без ирмоса;
  • тропари канона Ангелу Хранителю, без ирмоса.

Можно читать и все последующие песни, но в таком случае следует опустить тропари перед канонами Богородице и Ангелу Хранителю и стихиры после канона Богородице. В православном молитвослове можно найти более подробную информацию, о том, как возможно совместить каноны.

Как читать каноны

Во время говенья необходимо произносить утренние и вечерние молитвы, каноны. Они создают умиротворяющее настроение. После прочтения святых текстов усмиряются негативные эмоции. Человек настраивается на общение с Богом.

Правильные каноны перед причастиемчитаются по определенной схеме. Ее можно найти в Уставе о чтении правильных канонов. Ежедневное смирение, произнесение молитв готовит христианина к принятию Таинства, когда в виде вина и хлеба Господь проникает в тело человека. К приходу такого дорогого гостя необходимо готовиться. Тело и душа должны быть очищены от греховных мыслей и земных излишеств.

Каноны, читаемые перед причастием, не являются формальным предписанием. Поэтому читать их следует в определенном душевном настроении. Без злобы и раздражения, без посторонних мыслей и разговоров. Только сосредоточенность, уединение и понимание текста молитв, канонов позволит грамотно подготовиться к Причастию.

Поведение перед Причастием

Перед Причастием следует усмирить жадность, завистливость, отказаться от излишеств, дурных привычек. Забыть злые помыслы, алчность, гнев, ярость. Постараться простить тех, кто обидел. Не запоминать и не держать в себе негативные проявления. Попросить прощения у знакомых и родственником. Почувствовать внутри себя смирение, готовность к покаянию.

Чаще оставаться в уединении. Сосредоточиться на молитвах, общении с Господом. Причастие врачует души людей. Вспыльчивые и раздражительные становятся добрыми и спокойными. Строптивые и равнодушные делаются покладистыми и внимательными. Грубые - вежливыми. Ленивые - трудолюбивыми. Люди перестают обижаться, ругаться. Проходит апатия и депрессия. Душа наполняется добротой и радостью.

Обязательно после причастия поблагодарить Господа, Богородицу, Ангела Хранителя. Попросить сохранить дар Причастия. Это делается для того, чтоб умиротворение души не покинуло. После выхода из церкви не разговаривать ни с кем, сразу идти домой. Перед сном еще раз произнести благодарственные молитвы. Стараться ни с кем не ссориться, не ругаться, больше молчать, не смотреть телевизор.

Значение канона

Каноны перед исповедью и Причастием - это просьба к Господу и Богородице, чтобы даровали здоровье и возможность исповедаться, чтобы придали сил сходить на Причастие и очистить свою душу, чтобы Ангел Хранитель охранял всю дорогу до церкви, не допустил искушений.

Бывает так, что человек забудет об исповеди и Причастии. Или устанет и откажется от приобщения к Таинствам. Канон перед причастием поможет настроить ум, душу и сердце на общение с Господом. Придаст сил и здоровья сходить на исповедь, очиститься от грехов, бороться с ними. Ни в коем случае не следует оправдывать себя, давать поблажки или винить других людей в своих проблемах. Переживание и стыд за свои деяния должны быть искренними.

Здоровье души придаст сил и физическому телу человека. Пройдет гневливость и злоба. Не захочется больше ругаться и ссориться. Появится хорошее настроение и желание делиться им с людьми. Известны факты, когда после исповеди и Причащения люди избавлялись от смертельных болезней, бросали свои дурные привычки. Мир и спокойствие появляется в душе после честного и искреннего обращения к Богу.

  • Это слово заимствовано греками из семитских языков, где оно означало "камыш, тростник", оно имело значения "отвес", "линейка для графления", "правило, норма", "мера, образец", а во множественном числе означало "таблицы"
  • Это слово на древнегреческом означало прямую палку, а в значении "правила, положения" оно встречается в области эстетических наук, искусства, логики, грамматики
  • Канун (перс. ганун) струнный щипковый музыкальный инструмент трапециевидной формы, при игре кладется на колени. Распространен на Ближнем и Среднем Востоке. (этнографическое)
  • Это слово заимствовано греками из семитских языков, где оно означало "камыш, тростник", оно имело значения "отвес», "линейка для графления», "правило, норма», «мера, образец», а во множественном числе означало «таблицы»
  • Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

    канон

    м. церк. установление апостолов, вселенских и поместных соборов, о вере и церковных обрядах. Кормчая книга содержит в себе каноны.. Церковная песнь, в похвалу святого или праздника церкви, читаемая или поемая на заутренях и вечернях.

    Типографское печатальные буквы, набор.

    Иногда говорится вместо канун. Канонный, к канону относящ. Канонник м. книга с церковными песнями, канонами. Канонщик, -щица, начетчик, грамотей раскольничий, читающий по домам каноны и псалтырь. Каноник, римско- католичический соборный священник. Канонища, римско- католическая монахиня. Канонист м. сведущий в церковном праве и бытописании. Канонический, относящ. к церковным правилам. Каноничество ср. звание или почет каноника. Канонизировать кого, признать святым, по римско-католической церкви. Каноназация ж. действие это.

    Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

    канон

    канона, м. (греч. kanon).

      Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т. п.), утвержденное какой-н. верховной церковной инстанцией (церк.).

      совокупность художественных приемов или эстетических правил, господствующих в ту или иную эпоху (искус.). Романтики были разрушителями классического канона.

      Список, а также собрание книг, признанных церковью в качестве т. наз. священного писания (церк.). Библейский канон. Новозаветный канон.

      перен. Проверенный и окончательно установленный текст произведений какого-н. писателя, совокупность его произведений, не внушающих сомнения относительно авторства (нов. лит.). Пушкинский канон.

      Церковное песнопение в похвалу святого или праздника (муз. церк.). Пасхальный канон.

      Повторение музыкальной темы разными, последовательно вступающими друг за другом голосами в виде непрерывной имитации (имитация в 3 знач.; муз.).

    Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

    канон

      Правило, непреложное положение какого-н. направления учения (книжн.). Эстетические каноны классицизма.

      Церковное установление, правило (книжн.). Религиозные каноны,

      Церковное хоровое песнопение в честь святого или праздника (спец.). Пасхальный к.

      прил. канонический, -ая, -ое.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

    канон

      1. Непреложное правило, положение какого-л. направления, учения и т.п.

        То, что твердо установлено, принято за образец.

        То, что является традиционной общепринятой нормой, обычаем, правилом.

    1. Установленное и узаконенное церковью правило, догмат, обряд и т.п.

      Церковное песнопение в честь святого, праздника и т.п.

      Точное повторение одной мелодии разными, последовательно вступающими друг за другом голосами (форма многоголосной музыки).

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    канон

    КАНОН в изобразительном искусстве система стилистических и иконографических норм, господствующая в искусстве какого-либо периода или направления; произведение, служащее нормативным образцом.

    канон

    форма многоголосной музыки, основанная на строгой имитации проведении во всех голосах той же мелодии, в каждом последующем голосе вступающей до того, как она закончилась в предыдущем. Обычно применяется как элемент других форм (фуга).

    канон

    жанровая форма литургической поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4-6) - тропарями. Пришел на смену кондаку в 8 в. ("Великий канон" Андрея Китского).

    канон

    КАНОН (канун) струнный щипковый музыкальный инструмент; тип трапециевидной цитры. Распространен в странах Ближнего и Среднего Востока, Армении.

    канон

    КАНОН (от греч. kanon - норма, правило) свод положений, имеющих догматический характер:

      библейский канон совокупность книг Библии, признаваемых церковью "боговдохновенными", применяемых в богослужении в качестве "Священного писания". Канон православной, католической, протестантской церквей несколько различаются составом произведений;

      церковный канон - правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон;

      (перен.) все, что твердо установлено, стало общепринятым.

    Канон (телеканал)

    «КАНОН » - первая независимая частная телекомпания Сызрани.. Начал вещание в 1 мая 1991 года. Сетевым партнёром с 16 сентября 2012 года является телеканал Ю.

    Канон (песнопение)

    Кано́н (- правило, норма ), в православном богослужении - жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвящённое, например, прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, воскресной полунощницы, отпевания, панихиды, соборования и некоторых других. Также канон читается на молебнах, по усопшим, за болящих и в келейной молитве.

    Полный канон состоит из девяти частей, или песней, однако все 9 песней используются редко.

    Канон (искусство)

    Канон (в переводе с греч. - Правило ) - нормы композиции и колорита, система пропорций, иконография данного типа изображения или иной нормативный образец. Канон задаёт совокупность художественных приёмов или правил, обязательных в ту или иную эпоху.

    Кроме того, каноном называют произведение, служащее нормативным образцом. Каноны, связанные с религиозными предписаниями, доминировали в искусстве Древнего Египта и средних веков. Творческие люди Античности и эпохи Возрождения пытались найти идеальные пропорции человеческого тела и вывести неизменные, математически обоснованные правила построения фигуры человека.

    В начале XX века в изобразительном искусстве и в музыке происходит решительный разрыв норм, укоренившихся в течение нескольких веков.

    По определению профессора А. Ф. Лосева, канон - это количественно-структурная модель художественного произведения такого стиля, который, являясь выразителем определённых социально-исторических показателей, интерпретируется как принцип создания известного множества произведений.

    Канон (буддизм)

    • Палийский канон - собрание буддийских текстов на языке па́ли. Известен также как Типитака. На них основывается учение Тхеравады.
    • Китайский канон - китайский буддийский Канон имеет несколько названий, наиболее употребляемые из них это; "Саньцзан" . Китайская Трипитака начала складываться во II в. н.э.
    • Тибетский канон - многотомный свод буддийских сочинений (Ганджур, тиб. བཀའ་འགྱུར, Вайли bKa"-"gyur), к которому прилагается свод комментариев (Данджур, тиб. བསྟན་འགྱུར, Вайли bsTan-’gyur).

    Канон

    Кано́н традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи выводят происхождение греческого термина «канон» от западно-семитского слова qānoeh/ḳānu , «тростник, камыш», обозначавшего в числе прочего тростниковый шест, использовавшийся в строительстве для точности измерений в качестве эталона длины.

    Слово канон имеет многочисленные значения:

    • Набор норм и правил:
      • Канон - совокупность норм и правил в искусстве.
      • Канон - совокупность основополагающих законов, норм и методов в научных знаниях.
      • Часть названия сочинения, посвященного нормам и правилам в некоторой области :
        • Канон врачебной науки - сочинение Авиценны о медицине.
        • Канон Поликлета - несохранившееся сочинение древнегреческого скульптора Поликлета, излагающее его учение о канонических пропорциях человеческого тела в статуях.
    • Религия:
      • Христианство:
        • Церковный канон - правило или свод правил.
        • Библейский канон - признанный состав Библии, то есть те священные книги Ветхого и Нового Завета, которые признаются Церковью боговдохновенными и служат первоисточниками в вопросах веры и нравственности.
        • Евхаристический канон , или ана́фора - центральная часть литургии.
        • В Православии слово канон имеет еще и следующие значения :
          • Великим постом.
          • Канон - список священнослужителей и церковнослужителей определенной епархии, составлявшийся для нужд епархиального управления. Лица, внесенные в этот список, именовались кано́никами . Согласно «Энциклопедическому словарю Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона», такое название этих лиц употреблялось в древней греческой церкви.
      • Другие религии:
        • Канон - буддийский канон.
        • Канон - джайнистский канон.
    • Музыка:
      • Канон - то же, что монохорд, устройство для измерения и построения музыкальных интервалов.
      • Канон - музыкальная форма, в которой один голос повторяет другой, вступая позже него.
      • Канон - восточный щипковый струнный инструмент, родственный гуслям
    • Другие значения:
      • Канон - общность оригинальных трудов, признаваемых аутентичными для некой вымышленной вселенной, в отличие от фанфиков, додзинси , ремейков, экранизаций и т. д.
      • Канон во вселенной «Звёздных Войн» - информационная продукция по этой теме, одобренная Джорджем Лукасом
      • Канон, Вильфрид (род. 1993) - ивуарийский футболист, центральный защитник нидерландского клуба АДО Ден Хааг и сборной Кот-д’Ивуара.

    Канон (культура)

    Культурный канон - совокупность важнейших проявлений какой-либо культуры, считающихся основополагающими, фундаментальными для данной культуры.

    Понятие культурного канона довольно часто употребляется по отношению к литературе. Примерами литературного канона могут служить издававшаяся в советское время « Библиотека всемирной литературы » или список литературы, обязательной для изучения в школе.

    В Дании официально утверждён датский культурный канон, включающий 108 произведений искусства.

    Канон (нарратив)

    В массовой культуре канон - материалы, признаваемые «официальными» и «верными» в вымышленной вселенной, «исходная работа, из которой заимствует автор фанфика ». Соответственно, «канонический» - это тот, который соответствует «канону», «верный» и не подлежащий сомнению. Фанфики не признаются каноническими, в то время как события из «официальных» источников - признаются. В некоторых вселенных, особенно фэнтези , канон может называться «мифологией».

    Примеры употребления слова канон в литературе.

    Однако я нашел там два или три стихотворения, судя по их языку, сравнительно старых и, по-видимому, действительно вдохновленных богом, которые Август, чье слово было законом для жрецов Аполлона, не включил в канон из-за их вполне ясного и устрашающего смысла.

    Троицкий старец Курачов писал, что слышал от Артемия неприличные речи об Иисусове каноне и акафисте богородичном.

    И Палата Пэров, и Тайный Совет -- пережившие свое время многолюдные говорильни, согласно канонам тысячелетней давности имевшие право дилетантски вмешиваться буквально во все, топить любую новую идею в бесконечных дискуссиях, забалтывать проекты, которых попросту не понимали, приводя специалистов в тихое бешенство.

    Кроме того, начавшийся процесс распространения марксизма вширь не мог не сопровождаться изменением его отдельных положений, их упрощением, а подчас и догматизацией, превращением в некий абсолютный канон .

    Я художник, посвятивший много лет изучению канонов древности, - он повел рукой к стенам храмов, на которых застыли, будто в истоме зноя, чудесные скульптуры.

    Так Рембрандт, застроив дальние планы таинственной и величественной архитектурой и затенив их так, что мы не видим замыкающихся стен, выводит интерьер из привычных в живописи канонов , в то же время заражая зрителя поэзией грандиозности пространства, свойственной многим из его поздних произведений.

    Вопрос этот слишком обширный и сложный, чтобы излагать его хотя бы вкратце, замечу лишь вскользь, что судьба стран, принявших византийский канон -- Россия, Болгария, Греция, Сербия, -- форменным образом выламывается из европейской истории, отличаясь ненормально большим количеством невзгод.

    В спокойной, выдержанной манере он изложил преимущества гениальной политики изоляционизма, разработанной лично товарищем Каноне .

    Федор Кнорре пишет для детей книги-сказки, но сказки эти нарушают общепринятые каноны , по которым персонажи четко делятся на добрых и злых, в которых добро обязательно торжествует над злом.

    Формальное напряжение через ускорение достигается здесь укорачиванием кусков не только согласно формуле кратности основной схемы, но и в нарушение этого канона .

    Трудность подобного вычленения заключается прежде всего и в том, что образ возлюбленной у Маньи гораздо более условен, нежели у Луизы Лабе, и не выходит за рамки неопетраркистского канона .

    Увидев это, Леандр отправился к иезуитам и потребовал разрешения на любую церковь по любому канону , потому что самым главным для него было строить, а все остальное казалось не столь уж важным.

    Таким образом будет устранено и второе лжеучение в разборе его оснований с точки зрения здравого понимания канона .

    Так же и третье лжеучение, основывающееся на словах канона и утверждающее, что чары ведьм - лишь плод фантазии, отрицается действительным толкованием слов того же канона .

    Что эти лжеучения еретичны и противоречат здравому смыслу канона , будет доказано на основании божественного церковного и гражданского прав,- это вообще, а в частности - из толкования слов канона .

    Наша статья расскажет о канонах и их видах, о том, как правильно читать эти молитвы сами по себе и перед Причастием. Узнайте, ка квыбрать канон и канонник

    Что такое канон? Покаянный и совмещенные каноны перед Причастием

    Многие верующие, тем более воцерковленные, регулярно посещающие храм люди, знают о таких длинных молитвословиях, как каноны. По сути, это небольшие богослужения, которые может совершать дома каждый человек по своему желанию, в любое время. Люди, недавно пришедшие к Церкви, по рвению к молитве могут читать их часто, даже соревнуясь друг с другом в количестве.
    Однако количество молитв - не повод для гордости. Человек, живущий духовной жизнью, понимает, что помимо молитвы важно самосовершенствоваться, помогать людям. Тем не менее, каждый из нас испытывает потребность обратиться ко Господу, Богородице святым в определенных случаях жизни, излить в длительной молитве душу. Здесь и помогают каноны и акафисты.


    Сборники этих молитвословий - соответственно, канонники (так может называться и обычный молитвослов, включающий в дополнение к канонам и молитвы утренние, вечерние, перед Причастием). Обычно в них нет пояснений, как правильно читать эти молитвы дома. Поэтому наша статья расскажет о канонах и их видах, о том, как правильно читать эти молитвы сами по себе и перед Причастием.



    Состав канона

    Канон - традиционное песнопение, входящее в состав каждого церковного богослужения. Это гимн, посвященный прославлению Спасителя и Бога нашего Иисуса Христа, Святой Троицы, Матери Божией, праздника или святого (такие каноны составлены почти всем святым). Каждый канон имеет отсылки и к Новому, и к Ветхому Завету. Самые первые каноны появились в VII веке - точнее, появилась привычная нам их форма. Возможно, она берет начало еще из греческих песнопений, посвященных языческим богам, или из первохристианских гимнов. Первые каноны написаны двумя святыми: Андреем Критским, он создал Великий Канон, и Иоанном Дамаскиным


      Если вы читаете канон самостоятельно, в его начале будет название жанра и кому посвящено молитвословие, например: «Канон Ангелу-Хранителю».


      Канон составлен из ряда песен, состоящих, в свою очередь, из предначинательной песни - ирмоса и нескольких тропарей (их число колеблется в пределах шести, но в Каноне Великом их может быть до пары-тройки десятков). У каждой песни каждого канона одна тема, взятая из Ветхого Завета: например, тема первой песни - переход народа Израиля под предводительством Моисея по дну Красного моря «как посуху». Раньше, в древности эти библейские тексты читались перед песнями, но со временем (видимо, чтобы не утомлять людей однообразным чтением за каждым богослужением) в каждом каноне появились ирмосы, где библейские темы осмысляются поэтически. Сегодня эти отрывки из Библии в оригинале можно прочитать самостоятельно или услышать во время чтения великого Канона в первые четыре дня Великого поста, на богослужениях утрени.


      Важной частью канона в церковном богослужении утрени (служится сегодня за Всенощным бдением вечером) является пение перед девятой песнью канона поется песнь, которую пела Сама Богородица, на русском: «Возвеличивает душа Моя Господа и возрадовался дух мой о Боге и Спасителе моем» - с припевом, прославляющим Богородицу, на русском:


    «Пребывающая ближе к Богу, чем Херувимы и более славная, чем Серафимы, без нарушения чистоты Ты родила Бога Слово, Тебя, истинную Богородицу, мы возвеличиваем». Далее:
    Он снизошел к смирению рабы Своей, и потому с сегодняшнего дня обо Мне радуются все поколения людей.

    Мое величие даровал Сильный Бог, и свято имя Его, и милость даст Он всем поколениям боящимся Его.
    Припев: Пребывающая ближе к Богу…
    Сотворил державу силой Своей Он, и рассеял гордых по лицу Земли из-за замыслов их сердец.
    Припев: Пребывающая ближе к Богу…
    Низложил сильных с престолов власти, и возвел на высоту смиренных; нуждающихся одарил благами, а хвастающихся отослал ни с чем.
    Припев: Пребывающая ближе к Богу…
    Принял народ Израиля, ребенка Своего, вспомнил обещания милости, которые дал отцам нашим, Аврааму и потомству его навечно.
    Припев: Пребывающая ближе к Богу…"



    В богослужебной русской церковной традиции ирмосы обычно поются, а тропари, то есть маленькие молитвословия внутри песни, читаются. Каждый тропарь сопровождается припевом, например, в Покаянном и Великом каноне: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». Исключение - канон Святой Пасхи, который поется полностью, как раньше в Византии пелись все каноны.


      В каноне бывает определенное число песен: 2, 3, 4, 8 и 9. Чаще всего их восемь (можно заметить, что в нумерации пропущена пропущена вторая песнь - таким образом, девятипесенный канон становится восьмипесенным; это делается для отличия остальных от торжественного, Великого Канона, самого первого).


      Трех- и четырехпесенные каноны принадлежат к кругу богослужения Великого поста и послепасхальных Светлых дней - они читаются во время Великого поста и Пятидесятницы.


      Единственный девятипесенный Канон - Великий Канон святого Андрея Критского.


      Единственный двухпесенный Канон читается в Великий Вторник.



    Распространенные каноны


      Великий Канон святого Андрея Критского - произведение, написанное критским архиепископом VIII века, святителем Андреем. Он создал канон, каясь в грехе впадения в ересь, а дополнил Канон современником святителя Андрея - преподобный Иоанн Дамаскин. Вся Православная Церковь к концу IX века уже читала Великий канон, написанный от первого лица. Он состоит из 250 тропарей, где верующий вспоминает библейские события от грехопадения Адама до Крестной смерти и Воскресения Христа как жизнеописание собственной души, сопоставляя ее с произошедшими в истории человечества событиями. Великий канон традиционно читается по частям в первые четыре дня Великого поста на великом повечерии. Такая традиция позволяет православным настроиться на покаяние и изменение своей души во время Великого поста.


      Пасхальный канон или Канон Святой Пасхи. Он поется в церкви ночью во время Пасхальной утрени, сразу после Пасхального крестного хода, а затем каждую субботу за Всенощным бдением до отдания Пасхи и праздника Вознесения.


      Каноны к Причастию: Покаянный ко Господу Иисусу Христу, Молебный канон Богородице и Канон Ангелу-Хранителю. Во многих молитвословах и на интернет-сайтах они соединяются, потому что имеют общий ирмос. Их можно читать и по отдельности в любое время, по вашему желанию и лучше перед иконами Господа, Богородицы и Ангела.



    Канон и акафист - богослужения для мирян


      Канон читается в церкви за богослужением ежедневно, а акафист - только в день Похвалы Богородицы, Субботу Акафиста (перед Благовещением). Остальные акафисты читают дома или во время молебнов с акафистом, которые совершаются на заказ или по приходской традиции.


      Считается, что акафист более легок для восприятия, ведь в нем меньше описательных частей, библейских цитат.


      Известно, что большинство канонов создано отцами Церкви, святыми, а вот ряд акафистов написан простыми мирянами. Этот жанр особенно любим в России по сравнению с иными православными странами и широко распространился у нас в XIX веке.


      Акафист рассказывает о новозаветных событиях, редко вспоминая Ветхий Завет.


      Акафист меньше привязан к богослужебному уставу.


      Самое просто отличие, которое бросается в глаза даже ученикам воскресных школ - в акафисте много раз встречается слово-призыв «Радуйся».



    Совмещенные каноны к Причастию

    К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить, это называется «поговеть», «говение». Подготовка включает чтение особых молитв по молитвослову, пост и покаяние:


    • Готовьтесь постом 2-3 дня. Нужно быть умеренным в пище, отказаться от мяса, в идеале - от мяса, молока, яиц, если вы не больны и не беременны.

    • Старайтесь в течение этих дней прочитывать утреннее и вечернее молитвенное правило с вниманием и усердием. Читайте духовную литературу, особенно необходимую для подготовки к Исповеди.

    • Откажитесь от развлечений, посещения шумных мест отдыха.

    • Примиритесь с людьми, с которыми вы состоите в серьезной ссоре.

    • Лучше посетить вечернее богослужение - Всенощное бдение. Можно исповедоваться во время него, если в храме будет осуществляться Исповедь, или прийти в храм к утренней Исповеди.

    • Перед утренней Литургией не ешьте и не пейте ничего после полуночи и утром.

    Исповедь перед Причастием является необходимой частью подготовки к нему. Никто не допускается к Причастию без Исповеди, кроме людей в смертельной опасности и детей до семи лет. Есть ряд свидетельств людей, пришедших к Причастию без Исповеди - ведь священники из-за многолюдства, бывает, не могут отследить этого. Такой поступок - большой грех. Господь наказывал их за дерзость трудностями, болезнями и скорбями.


    Нельзя причащаться женщинам во время месячных и сразу после родов: молодые мамы допускаются к Причастию только после прочтения священником над ними молитвы на очищение.


    За несколько дней (можно и за один вечер, но вы устанете) прочитайте по молитвослову или онлайн канон покаянный Господу Иисусу Христу, каноны Богородице и Ангелу-Хранителю (найдите текст, где они соединены), а также Правило к Причастию (оно тоже включает в себя небольшой канон, несколько псалмов и молитвы).



    Почему читают три канона

    Это освященная Церковью традиция. Ясно, что молятся Самому Богу и Его Матери, а еще обращаются к Ангелу-Хранителю.


    У каждого православного христианина есть «свой Ангел» - это Ангел-Хранитель, который оберегает вас с момента Крещения, Небесное существо.


    • Ангелы ближе всех к людям и пребывают на самом низу иерархии Небесных Сил. Они чаще всего являлись людям, обычно праведникам и святым, но бывало, что наказывали или вразумляли грешников.

    • По словам Священного предания, Ангелы - личности, но природа их отличается от человеческой и животной. Они выше, совершеннее людей, хотя и у них есть ограничения.

    • Они невидимы для человеческого глаза, но могут открываться людям, только по воле Божией.

    • Являясь в человеческом мире, они могут влиять на него (в Ветхом Завете сохранены истории, как Ангелы разрушали города язычников).

    • Они передвигаются и по земле, и в воде, и в воздухе.

    • Ангелы могут читать мысли людей и умеют говорить с людьми всех национальностей на всех языках.

    • Ангелы похожи друг на друга и не имеют пола, изображаясь обычно в виде прекрасных юношей.

    Молитва Ангелам Божиим - невидимый щит православного христианина, сильная защита от зла, ведь эти небесные существа постоянно борются с бесами за души людей. Молиться нужно всегда со вниманием и искренней верой в помощь, в то, что даже слабая молитва обычного, не святого человека дойдет до вашего личного Небесного помощника - Ангела, и он заступится за вас пред Богом.


    Молиться Ангелу, своему заступнику, можно кроме канона своими словами, искренне, просто и в любое время. Кроме того, Церковь благословляет читать по молитвослову молитвы утренние и вечерние. Начните с прочтения молитвы своему личному Хранителю.



    Значение Таинства Причащения

    Православная Церковь имеет семь Таинств. Все они установлены Господом и имеют своим основанием Его слова, сохраненные в Евангелии. Таинством Церкви называется священнодействие, где с помощью внешних знаков, обрядов незримо, то есть таинственно, откуда и название, людям подается благодать Святаго Духа. Спасительная сила Божия истинна, в отличие от «энергетики» и магии духов тьмы, которые только обещают помощь, на самом же деле губят души.


    Кроме того, Предание Церкви говорит, что в Таинствах, в отличие от домашних молитв, молебнов или панихид, благодать обещана Самим Богом и просвещение подается человеку, подготовившемуся к Таинствам верно, приходящего с искренней верой и покаянием, пониманием своей греховности перед Безгрешным Спасителем нашим.


    Господь благословил апостолов совершать семь Таинств, которые обычно именуются в порядке от рождения до смерти человека: Крещение, Миропомазание, Покаяние (исповедь), Причащение, Венчание (брак), Священство, Елеосвящение (Соборование).


    Таинство Евхаристии, Причастия было установлено Самим Господом во время Тайной Вечери, в Страстной Четверг, перед Распятием. Это событие описывают все евангелисты и наиболее подробно - апостол Иоанн Богослов.


    Вечеря по-русски означает «ужин». Тайным он был потому, что Христа в тот момент уже разыскивали фарисеи, ожидая предательства Иуды, ради предания Господа смертной казни. Христос как Всеведущий Бог знал, что этот ужин - последний, и сделал его втайне, чтобы важную трапезу не прервали. Местом ее он избрал место в Иерусалиме, называемое ныне Сионская горница.


    За Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть них, умерев страшной смертью. Христос называет учеников детьми - как никогда раньше - и призывает их любить друг друга, как Сам Бог любит их. Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком - Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия.


    Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал все ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову.


    Именно опресноки - пресные хлеба - и красное вино были на столе во время Тайной Вечери. Поэтому по сей день освящают, пресуществляя в Святые Дары красное вино и просфоры. В первохристианские времена Таинство происходило за «вечерями любви», агапами, не столь торжественно. Хлеб преломляли сами апостолы, действом Святого Духа пресуществляя его в Тело Христово. Приносили будущие Святые Дары на встречи христиане, избирались для Литургии лучшие продукты, а остальные просто вкушали за столом во время трапезы с беседой, которая обязательно совершалась после Литургии.


    Сегодня просфоры выпекают в большой пекарне в главном городе епархии, часто - в монастырях, на приходах постоянную выпечку просфор устраивают редко.



    Сильная молитва - Литургия

    Самая сильная молитва - это любое поминовение и пребывание за Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь.


    Готовя хлеб и вино, которые во время Таинства станут Телом и Кровью Христовыми, священник берет просфору (маленький круглый пресный хлеб с печатью Креста), вырезает в ней кусочек и говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих (имена)…». Имена берутся из записок, отдельными просфорами поминаются все молящиеся за Литургией и все причастники. Все части просфор становятся Телом Христовым в Чаше Причастия. Так люди получают великую силу и благодать от Бога.


    Вот почему каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии - подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн - Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени.


    Христос говорил о том, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино будут постоянно чудом преображаться в Его Тело и Кровь, а люди, которые едят (вкушают) их - соединятся с Ним Самим. Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.


    Как причащаться в церкви

    Люди часто узнают все о подготовке, а вот что делать во время самого Причастия, не знают.


      После пения молитвы “Отче наш” и закрытия Царских врат нужно подойти к алтарю (или встать в очередь, которая собирается у алтаря). Пропустите вперед детей и родителей с младенцами - они причащаются в начале; в некоторых храмах пропускают вперед и мужчин.


      Когда священник вынесет Чашу и прочитает две молитвы (иногда они читаются всем храмом), перекреститесь, сложите крестообразно руки к плечам - правую на левую - и идите, не опуская руки, пока не причаститесь.


      У Чаши не креститесь, чтобы случайно не толкнуть ее. Назовите свое имя в Крещении, широко откройте рот. Священник сам вложит вам в рот ложечку с Телом и Кровью. Постарайтесь сразу Их проглотить Поцелуйте низ Чаши, отойдите и только потом перекреститесь. Идите к столику с «теплотой» («запивкой»), чтобы запить и кусочком просфоры заесть Причастие во избежание исторжения (чтобы вы случайно не выплюнули Его или не чихнули с частицей).



    Что делать после принятия Святых Христовых Таин

    До окончания богослужения не уходите из церкви. Благодарственные молитвы после Причастия выслушаете в храме или прочитайте дома.


    В день Причастия лучше не плевать (частицы Причастия могли остаться во рту), стараться сразу не развлекаться много и вести себя с благочестием. Лучше провести день в радости, общении с близкими, чтении духовных книг, спокойных прогулках.


    Да хранит вас Господь Своей благодатью!


    • Кано́н (греч. κανών) - неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи выводят происхождение греческого термина «канон» от западно-семитского слова qānoeh/ḳānu, «тростник, камыш», обозначавшего в числе прочего тростниковый шест, использовавшийся в строительстве для точности измерений в качестве эталона длины.

      Слово канон имеет многочисленные значения:

      Набор норм и правил:

      Канон (искусство) - совокупность норм и правил в искусстве.

      Канон (наука) - совокупность основополагающих законов, норм и методов в научных знаниях.

      Часть названия сочинения, посвященного нормам и правилам в некоторой области:

      Канон врачебной науки - сочинение Авиценны о медицине.

      Канон Поликлета - несохранившееся сочинение древнегреческого скульптора Поликлета, излагающее его учение о канонических пропорциях человеческого тела в статуях.

      Христианство:

      Церковный канон - правило или свод правил.

      Библейский канон - признанный состав Библии, то есть те священные книги Ветхого («Ветхозаветный канон») и Нового («Новозаветный канон») Завета, которые признаются Церковью боговдохновенными и служат первоисточниками в вопросах веры и нравственности.

      Евхаристический канон, или ана́фора - центральная часть литургии.

      В Православии слово канон имеет еще и следующие значения:

      Канон (форма церковной поэзии) - один из жанров церковной гимнографии. Примером канона в данном значении служит Великий покаянный канон, читаемый за богослужением Великим постом.

      Канон - список священнослужителей и церковнослужителей определенной епархии, составлявшийся для нужд епархиального управления. Лица, внесенные в этот список, именовались кано́никами. Согласно «Энциклопедическому словарю Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона», такое название этих лиц употреблялось в древней греческой церкви.

      Другие религии:

      Канон (буддизм) - буддийский канон.

      Канон (джайнизм) - джайнистский канон.

      Канон (инструмент) - то же, что монохорд, устройство для измерения и построения музыкальных интервалов.

      Канон (музыка) - музыкальная форма, в которой один голос повторяет другой, вступая позже него.

      Канон (музыкальный инструмент) - восточный щипковый струнный инструмент, родственный гуслям

      Другие значения:

      Канон (нарратив) - общность оригинальных трудов, признаваемых аутентичными для некой вымышленной вселенной, в отличие от фанфиков, додзинси, ремейков, экранизаций и т. д.

      Канон во вселенной «Звёздных Войн» - информационная продукция по этой теме, одобренная Джорджем Лукасом

      Канон, Вильфрид (род. 1993) - ивуарийский футболист, центральный защитник нидерландского клуба АДО Ден Хааг и сборной Кот-д’Ивуара.