Направления в литературе 20 века таблица. Справочный материал «Литературные направления и течения. Модернистские направления конца XIX – XX веков

Литературное направление — художественный метод, который формирует общие идейно-эстетические принципы
множества писателей в определённую историческую эпоху.

Основные черты литературного направления:
⦁ объединение писателей конкретной исторической эпохи
⦁ выражение определённого мировоззрения и жизненных ценностей
⦁ использование характерных художественных приёмов, тем и сюжетов, особого типа героя
⦁ характерные жанры
⦁ особый художественный стиль

Наиболее значительные литературные направления русской литературы:

классицизм
сентиментализм
романтизм
реализм
символизм
акмеизм
футуризм

Писатели могут по-разному относиться к событиям, которые они изображают. Эстетические пристрастия у них тоже могут быть разными. И даже работая внутри одного литературного направления, каждый автор решает задачу, поставленную в произведении, по-своему.

КЛАССИЦИЗМ
Классицизм — направление в литературе и искусстве XVII-XVIII вв., основой которого было подражание образцам античного искусства.

Основные черты классицизма :

⦁ национально-патриотическая тематика, значительность выбираемых тем
⦁ обращение к возвышенным нравственным идеалам
⦁ строгое разграничение жанров на высокие (ода, трагедия, героическая поэма) и низкие (басня, комедия)
⦁ недопустимость смешения жанров (ведущий жанр — трагедия)
⦁ назидательность произведений
⦁ чёткое деление героев на положительных и отрицательных
⦁ соблюдение правила трёх единств: места, времени и действия

Типичные произведения русского классицизма :

⦁ Г. Державин — ода «Фелица»
⦁ М. Ломоносов — стихотворение «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны», «Разговор с Анакреонтом»
⦁ Д. Фонвизин — комедии «Бригадир», «Недоросль»

Пример произведения: Д. Фонвизин «Недоросль»

Произведение «Недоросль» — образец низкого жанра комедии.

Задачи автора: высмеять пороки дворянства, осмеять невежество, вынести на обсуждение тему воспитания, указать на основное зло времени — крепостничество и произвол помещиков. Чтобы правдиво изобразить жизнь, автор был вынужден расширить рамки классицистического произведения.

Черты классицизма в комедии. Соблюдены правила трёх единств.

Единство места (действие происходит в поместье Простаковых), единство времени (события происходят в течение суток), единство действия (одна сюжетная линия).
Разделение персонажей на положительных и отрицательных. Положительные: Стародум, Правдин, Милон, Софья. Отрицательные: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя.
Классический финал: порок наказан. Новаторские особенности комедии Говорящие фамилии: Правдин, Скотинин, Вральман, Кутейкин и др.

Языковая характеристика. Положительные персонажи говорят «высоким штилем», отрицательные — отличаются бедностью словарного запаса

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Сентиментализм – художественное направление в литературе и искусстве второй половины XVIII — начале XIX в., провозгласившее высшей ценностью человека чувства, а не разум.

Основные черты сентиментализма :
⦁ обращение писателей к простому человеку, интерес к миру его чувств
⦁ стремление исследовать душу человека, раскрыть его психологию
⦁ субъективное отображение мира
⦁ произведения, как правило, написаны от первого лица (рассказчик является автором)
главная тема произведений — любовные страдания
⦁ сближение литературного языка с разговорным
⦁ жанры: дневник, письмо, повесть, сентиментальный роман, элегия

Типичные произведения русского сентиментализма :
⦁ В. Жуковский — элегия «Сельское кладбище»
⦁ Н. Карамзин — повести «Бедная Лиза», «Фрол Силин, благодетельный человек»
⦁ А. Радищев — повесть «Путешествие из Петербурга в Москву»

Пример произведения: Н. Карамзин «Бедная Лиза»
Тема. Затронута социальная проблема отношений дворянского сословия с крестьянами. Противопоставляя образы Лизы и Эраста, писатель впервые поднимает тему маленького человека.

Место действия. Москва и её окрестности (Симонов и Данилов монастыри) — создана иллюзия достоверности.

Изображение чувств. Впервые в русской литературе главным стало не прославление героя, а описание чувств.

А роль нравственной героини отдана крестьянской девушке. В отличие от произведений классицизма, повесть лишена назидательности.

Персонажи. Лиза живёт в гармонии с природой, она естественна и наивна. Эраст не коварный соблазнитель, человек, который не смог пройти испытаний и сохранить любовь. Такой тип, героя получил развитие в произведениях А. Пушкина, М. Лермонтова и получил название «лишнего человека».

Пейзаж. Отражает душевные переживания героини.

Язык. Лёгкий для восприятия. Речь крестьянки Лизы не отличается от речи дворянина Эраста.

РЕАЛИЗМ

Реализм — художественное направление в литературе и искусстве XIX-XX вв., в основе которого лежит полное, правдивое и достоверное изображение жизни.

Основные черты реализма :
⦁ обращение художника к конкретной исторической эпохе и к реальным событиям
⦁ изображение жизни, людей и событий в соответствии с объективной реальностью
⦁ изображение типичных представителей своего времени
⦁ использование типичных приёмов в изображении действительности (портрет, пейзаж, интерьер)
⦁ изображение событий и героев в развитии

Типичные произведения русского реализма :

⦁ А. Грибоедов — комедия в стихах «Горе от ума»
⦁ А. Пушкин — роман в стихах «Евгений Онегин», «Повести Белкина»
⦁ М. Лермонтов — роман «Герой нашего времени»
⦁ Л. Толстой — роман «Война и мир» И др.
⦁ Ф. Достоевский — роман «Преступление и наказание» и др.

Пример произведения: А. Пушкин «Евгений Онегин»

«Энциклопедия русской жизни». Произведение охватывает события с 1819 по 1825 год. Читатель узнаёт об эпохе правления Александра I, о высшем свете Петербурга и нравах общества; о патриархальной Москве, о жизни провинциальных помещиков, о воспитании детей в дворянской семье, о моде, об образовании, о культуре и репертуаре театров, деталях быта (описание кабинета Онегина) и др.

Проблематика романа. Главный герой (Онегин), обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциалом, не может найти себе применения в обществе. Автор ставит вопрос: почему так происходит? Чтобы ответить на него, он исследует личность героя и среду, сформировавшую личность.

Черты реализма. Критики утверждали, что роман можно продолжать до бесконечности и закончить на любой главе, потому что он описывает реальную действительность. Финал романа открытый: автор предлагает додумать его продолжение. Использованы прямые авторские характеристики, ирония, лирические отступления, которые превратили роман в свободное путешествие автора по жизни.

РОМАНТИЗМ

Романтизм — художественное направление в литературе и искусстве
конца XVIII — начале XIX в., характеризующееся интересом к личности и противопоставлением реального мира — идеалистическому.

Основные черты романтизма :

⦁ субъективная позиция автора
⦁ неприятие прозаичности реальной жизни и создание собственного идеального мира
⦁ красивый романтический герой
⦁ изображение романтического героя в исключительных обстоятельствах
⦁ экзотичность пейзажа
⦁ использование фантастики, гротеска

Типичные произведения русского романтизма :

⦁ В. Жуковский — баллады «Лесной царь», «Людмила», «Светлана»
⦁ А. Пушкин — поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»
⦁ М. Лермонтов — поэма «Мцыри»
⦁ М. Горький — рассказ «Старуха Изергиль», стихотворения в прозе «Песня о Соколе», «Песня О Буревестнике»

Пример произведения: М. Горький «Песня о Соколе»

Идея. Возвышенный, самоотверженный подвиг. Безумство храбрых – вот мудрость жизни!

Персонажи. Сокол – олицетворение борца за народное счастье. Его главные черты — храбрость, презрение к смерти, ненависть к врагу. Для Сокола счастье в борьбе, его стихия — небо, высота, простор. Удел Ужа — тёмное ущелье, в котором тепло и сыро.

Пейзаж. Пейзаж даётся в начале и в конце произведения, создавая композиционную рамку. Он показывает, как прекрасна жизнь и каким ничтожным на этом фоне выглядит убогий мир людей, подобных Ужу. Лишь люди, подобные Соколу, достойны того, чтобы о них слагали песни.

Средства художественной выразительности. Необыкновенное воздействие оказывает ритм и поэтическая лексика, характерная для торжественной песни: пал на землю; сверкнул очами; прянул в воздух; гремела песня о гордой птице; и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света; в их львином рёве гремела песня и др.

Основная часть произведения — диалог Ужа и Сокола, выражение двух противоположных точек зрения. Много вопросов, восклицаний, фраз, ставших крылатыми (Рождённый ползать — летать не может!).

ФУТУРИЗМ
Футуризм — авангардистское направление в живописи и литературе, получившее распространение в 1910-1920 годах ХХ в. Поэты-футуристы пытались создать искусство будущего, полностью отрицая искусство прошлого.

Основные черты футуризма :
⦁ демонстративный разрыв с традиционной культурой
⦁ отказ от классического наследия, новые принципы видения мира
⦁ поиски новых средств поэтической выразительности
⦁ эпатаж публики, литературное хулиганство
⦁ использование языка плакатов и афиш, словотворчество

Представители футуризма :

⦁ «Гипея» (Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников, А Кручёных, В. Каменский)
⦁ Эгофутуристы (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов)
⦁ «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Б. Лавренёв, Р. Ивнев)
⦁ «Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак, С. Бобров)
Футуризм породил в литературе разные течения (имажинизм С. Есенина, конструктивизм И. Сельвинского и др.).
Пример произведения: «Ночь» В. Маяковского
Поэтическая шарада. Автор предлагает читателю разгадать необычные образы. В качестве подсказок он использует цвета: багровым обозначен закат, белым — день, который отброшен и скомкан, зелёным — сукно игрового стола. Освещённые окна ночного города вызывают у поэта ассоциацию с веером игральных карт. Официальные здания уже закрыты — на них наброшены синие тоги (одежда священников).

1-я и 2-я строфа — описание ночного города, который сравнивается с игорным домом. В З-й строфе поэт изображает людей в поисках развлечений: Толпа — nёстрошёрстая быстрая кошка — плыла, изгибаясь, дверями влекома.

В 4-й строфе — говорит о своём одиночестве. Людям, пришедшим на выступление Маяковского, нужны развлечения. И поэт сознаёт, что, обнажая душу, не следует рассчитывать на понимание.

Средства художественной выразительности. Большое количество метафор (чёрные ладони сбежавшихся окон, горящие жёлтые карты, громада из смеха отлитого кома), необычные сравнения (толпа — nёстрошёрстая быстрая кошка; как жёлтые раны, огни), неологизмы (nёстрошёрстая).

Стихотворный размер и рифма. Дактиль с перекрёстной рифмой.

АКМЕИЗМ

Акмеизм — модернистское направление в русской поэзии, появившееся в 1910-е годы ХХ в., в качестве основного художественного принципа придерживались точного значения слов, провозглашали возврат к материальному миру, предмету.

Название произошло от греческого слова akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина.

Основные черты акмеизма :
⦁ простота и ясность поэтического языка (слову возвращён первоначальный смысл)
⦁ туманности и намёкам символизма противопоставлен реальный мир
⦁ умение находить поэзию в бытовых деталях
⦁ исключение сложных речевых оборотов и нагромождения метафор

Представители акмеизма :

Становление акмеизма тесно связано с деятельностью литературного объединения «Цех поэтов», которое образовали Н. Гумилёв и С. Городецкий.

Из широкого круга поэтов выделилась более узкая группа акмеистов: А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Кузмин и др.

Пример произведения: А. Ахматова «Гость»

Общие сведения. Стихотворение написано А. Ахматовой в 1914 году в жанре элегии.

Тема. Неразделённая любовь.

Композиция. Стихотворение состоит из пяти строф по четыре строчки в каждой.

Средства художественной выразительности. Эстетика акмеизма подразумевает лаконичность, простоту и внимание к мельчайшим деталям.

Композиция стихотворения чёткая, несложная, в нём нет туманных намёков, загадок
и символов.

Использованы эпитеты: мелкий метельный снег, nросветлённо-злое лицо, наnряжённо и страстно знать, сухая рука.

Поэтесса включила в текст диалог. Этот приём создаёт эффект реальности, перед читателем возникает картина обычного общения, живой разговорной речи. Используется анафора: Расскажи, как тебя целуют! Расскажи, как целуешь ты.

Стихотворный размер и рифма. Стихотворение написано анапестом с перекрёстной рифмой.

МОДЕРНИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ

Модернизм — художественное направление в литературе и искусстве ХХ в., в основе которого лежит отрицание и нарушение традиций классической культуры.

Основные черты модернизма:
⦁ моделирование новой реальности
⦁ слияние реального и фантастического
⦁ новаторство формы и содержания

Типичные произведения русского модернизма :

⦁ А. Ахматова, В. Маяковский, Н. Гумилёв и др. — стихи.

Постмодернизм – художественное направление в литературе и искусстве второй половины ХХ в., в основе которого лежит смешение стилей — высокого с низким.

Основные черты постмодернизма :

⦁ отвержение норм и правил предшествующей культурной традиции
⦁ полная свобода выбора тем, жанров, приёмов

Типичные произведения русского постмодернизма :

⦁ В. Пелевин — романы «Чапаев и Пустота», «Generation «П»» и др.

СИМВОЛИЗМ

Символизм — модернистское направление в русской поэзии, появившееся в конце XIX в. и в качестве главного художественного приёма выдвинувшее символ.

Символ — это и вид иносказания, и условный художественный образ, который имеет множество значений; роль символа — пробуждать у читателя его собственные ассоциации, мысли и чувства.

Основные черты символизма :

⦁ стихотворение построено на ассоциациях и передаёт субъективные впечатления автора
⦁ использование образов-символов с определённым значением (например, ночь — мрак, таинственность; солнце — недостижимый идеал и т. д.)
⦁ побуждение читателя к сотворчеству (с помощью ключей-символов любой человек может сделать для себя индивидуальное открытие)
⦁ музыка — вторая по значимости (после символа) категория в эстетике символизма (использование музыкальных композиционных техник, словесно-музыкальных созвучий, музыкальной ритмичности)

Пример произведения: А Блок «Вхожу я в тёмные храмы … »

Общие сведения. Стихотворение написано в 1902 году. Оно вобрало в себя все основные особенности цикла «Стихов о Прекрасной Даме».

Тема. Ожидание встречи лирического героя с Прекрасной Дамой.

Идея. Высокое служение Прекрасной Даме, в образе которой воплотилось некое Божественное начало.

Символы. Поэт использует символику цвета: красный цвет — это и огонь земных страстей, и знак Её появления.

Средства художественной выразительности. Лексика торжественная: использовано много высокопарных слов, подчёркивающих исключительность происходящего (мерцанье лампад, озарённый, ризы, отрадны).

Так высок и свят образ Прекрасной Дамы, что все обращения и её упоминания написаны с прописной буквы, включая местоимения (о Ней, Твои, Ты). Использованы эпитеты (тёмные храмы, бедный обряд, ласковы свечи), олицетворения (бегут …улыбки, сказки и сны; образ глядит), риторические восклицания (О, Святая, как ласковы свечи! Как отрадны Твои черты!), ассонансы (Там жду я Прекрасной Дамы/ В мерцаньи красных лампад).

Стихотворный размер и рифма. Стихотворение написано трёхударным дольником с перекрёстной рифмой.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА

⦁ Этап возникновения символизма Русский символизм возник в 1890-х годах. В первое десятилетие ведущую роль в нём играли «старшие символисты»: В. Брюсов, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, д. Мережковский и др. Их произведения отражали уныние, неверие в человеческие возможности, страх перед жизнью. Система символов ещё
не была создана.

⦁ Этап расцвета символизма «Младосимволисты» были последователями философа-идеалиста и поэта В. Соловьёва — ввели понятие символа.

Главный символ — образ старого мира, стоящего на грани гибели. Спасти его, по убеждению поэтов, могла только Божественная Красота, Вечная Женственность, Душа Мира, Гармония. Об этом создал цикл стихов о Прекрасной Даме А. Блок. Похожие мотивы передали поэты: А. Белый, К. Бальмонт, Вяч. Иванов, П. Анненский и др.

⦁ Этап угасания символизма
К 10-м годам ХХ в. течение прекращает существование, оказав влияние на последователей. Вершиной периода стали поэмы А. Блока «Двенадцать» и «Скифы

Литературное направление - это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы. Основания, необходимые для того, чтобы отнести творчество различных авторов к одному литературному направлению:

    Следование одним и тем же культурно-эстетическим традициям.

    Единые мировоззренческие установки (т.е. однотипность миропонимания).

    Общие или близкие принципы творчества.

    Обусловленность творчества единством социальной и культурно-исторической ситуации.

Классицизм ( от латинского classicus - образцовый ) - литературное направление XVII в. (в русской литературе - начала XVIII в.), для которого характерны следующие черты:

    Восприятие античного искусства как эталона творчества, образца для подражания.

    Возведение разума в культ, признание приоритета просвещённого сознания. Эстетический идеал - человек, наделённый высоким общественно-нравственным сознанием и благородными чувствами, способный преобразовать жизнь по законам разума, подчиняющий чувства разуму.

    Следование принципу подражания природе, т.к. природа совершенна.

    Иерархическое восприятие окружающего мира (от низшего к высшему), распространяющееся и на гражданское общество, и на искусство.

    Обращение к общественно-гражданской проблематике.

    Изображение трагической борьбы между чувством и разумом, между общественным и личным.

    Строгая иерархия жанров:

    1. высокие (ода, трагедия, эпопея) - изображают общественную жизнь, герои этих произведений - монархи, полководцы, поступки положительного героя продиктованы высокими нравственными принципами

      средние (письма, дневники, элегии, послания, эклоги);

      низкие (басня, комедия, сатира) - изображают жизнь простых людей.

    Логически строгая композиционно-сюжетная организация художественного произведения; схематизм образов действующих лиц (все герои строго делятся на положительных и отрицательных, положительные образы идеализированы).

    Соблюдение в драматургии закона «трёх единств»: события должны развиваться в течение одних суток (единство времени); в одном и том же месте (единство места); воспроизводить законченное действие, составляющее одно целое, т.е. только одну сюжетную линию (единство действия).

В русской литературе расцвет классицизма пришёлся на XVIII в.; классицизм заявил о себе в творчестве М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, А.Д. Кантемира, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина.

Сентиментализм ( от французского sentiment - чувство ) - это литературное направление второй половины XVIII - начала XIX в., возникшее как реакция на жёсткие установки классицизма и признающее основой природы человека не разум, а чувства. Основные черты сентиментализма:

    Предмет изображения - частная жизнь, движения души, переживания человека.

    Главные темы - страдания, дружба, любовь.

    Утверждение ценности отдельной личности.

    Признание органичной связи человека с природой, а чувствительности и доброты человека - как природного дара.

    Нацеленность на нравственное воспитание читателя.

    Противопоставление городской и сельской жизни, цивилизации и природы. Идеализация патриархального быта.

    Положительный герой - простой человек, наделённый богатым внутренним миром, нравственной чистотой, чувствительностью, отзывчивостью сердца, способностью сострадать чужому горю и искренне радоваться чужому счастью.

    Ведущие жанры - путешествие, роман (в том числе роман в письмах), дневник, элегия, послание.

В России представителями данного направления были В.В. Капнист, М.Н. Муравьев, А.Н. Радищев, ярким примером сентиментализма стали ранние произведения В.А. Жуковского, повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Романтизм ( франц. romantisme, англ. romanticism ) - литературное направление конца XVIII - начала XIX вв., в основе которого лежит субъективная позиция автора по отношению к изображаемому, стремление автора не столько воссоздать в своём произведении окружающую действительность, сколько её переосмыслить. Ведущие черты романтизма:

    Восприятие свободы личности как высшей ценности.

    Восприятие человека как величайшей тайны, а цели человеческой жизни - как разгадки этой тайны.

    Изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах.

    Двоемирие: подобно тому как в человеке соединены душа (бессмертная, совершенная и свободная) и тело (уязвимое для болезней, смерти, бренное, несовершенное), так и в окружающем мире сочетаются духовное и материальное, прекрасное и безобразное, божественное и дьявольское, небесное и земное, свободное и рабское, случайное и закономерное - таким образом, существует мир идеальный - духовный, прекрасный и свободный, и мир реальный - физический, несовершенный, низменный.Как следствие:

    Основой конфликта в романтическом произведении может быть противостояние личности и общества, конфликт обретает трагическую остроту, если герой бросает вызов не только людям, но и Богу, судьбе.

    Важные черты романтического героя - гордость и трагическое одиночество. Типы характера романтического героя: готовый к самоотверженному подвигу патриот и гражданин; верящий в высокие идеалы наивный чудак и мечтатель; неприкаянный бродяга и благородный разбойник; разочарованный «лишний» человек; тираноборец; демоническая личность.

    Романтический герой остро переживает разлад с действительностью, осознавая несовершенство мира и людей, и при этом, стремясь быть принятым и понятым ими.

    К художественным особенностям романтических произведений относятся: экзотический пейзаж и портрет, подчёркивающие исключительность героя; антитеза как ведущий принцип построения произведения, системы образов и зачастую образа главного героя; близость прозаического слова к поэтическому, ритмичность, насыщенность текста стилистическими фигурами, тропами, символами.

Романтизм в русской литературе представлен творчеством К.Ф. Рылеева, В.А. Жуковского, А.А. Бестужева-Марлинского, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина и др.

Реализм ( от лат. Realis - вещественный ) - литературное направление, возникшее в начале XIX в., следуя которому писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью, правдиво воспроизводит «типические характеры в типических обстоятельствах при верности деталей» (Ф. Энгельс). В основе реализма лежит историческое мышление - умение видеть исторические перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, социальный анализ - изображение явлений в их социальной обусловленности, а также социальная типизация.В центре реалистического изображения находятся те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и эпохи; при этом писатель не отрывается от реальности - он, благодаря отбору типических явлений действительности, обогащает читателя знанием жизни.Исторически реализм разделяют на три этапа: просветительский, критический, социалистический.В русской литературе крупнейшими реалистами были И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин и др.

Символизм ( франц. symbollisme, греч. symbolon - знак, опознавательная примета ) - направление, противопоставившее себя реализму; возникло в конце 80-х годов XIX в.; в основе философской концепции символизма лежит идея о непознаваемости мира и человека научным, рациональным путём и средствами реалистического изображения:

    Несовершенный реальный мир всего лишь слабое отражение идеального мира.

    Только художественная интуиция способна открыть духовную сущность мира.

    Жизнь - бесконечный процесс творчества, не имеющего никакой цели, кроме эстетической (Ф.Ницше).

    Творческий акт - религиозно-мистическое действо, связывающее художника с идеальным миром, символ - связующее звено между мирами, художник - избранник, теург, наделённый высшим знанием о Красоте, воплощающий это знание в обновлённом поэтическом слове.Как следствие:

    Стремление выразить в творчестве «невыразимое», «сверхреальное»: полутона, оттенки чувств, состояний, смутных предчувствий - всего того, для чего «слова не найдены».

    Многозначность и текучесть образов, усложненная метафоричность, использование символа как ведущего художественного средства.

    Опора на музыкальность слова, фразы (музыка, рождающая смысл).

Крупнейшие представители символизма: В.С. Соловьёв, Д. Мережковский, В.Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, Вяч.И. Иванов, С.М. Соловьёв, А. Блок, А. Белый и др.

Акмеизм ( от греч. аcme - высшая степень чего-либо, расцвет ) - литературное направление 1910-х гг., противостоящее символизму, провозглашающее стремление к «радостному любованию бытием». Принципы акмеизма:

    Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

    Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, конкретности, звучности, красочности.

    Обращение к человеку, к «подлинности» его чувств.

    Поэтизация мира первозданных эмоций.

    Перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

    Стремление придать слову определенное, точное значение.Как следствие:

    1. «Зримость», предметность и четкость художественного образа, отточенность деталей.

      Простота и ясность поэтического языка.

      Строгость, чёткость композиции произведений.

Представители акмеизма: С.М. Городецкий, Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам и др. («Цех поэтов», 1912 г.).

Футуризм ( от лат. futurum - будущее ) - литературное направление начала XX в., характеризующееся демонстративным разрывом с традиционной культурой и классическим наследием; его основные черты:

    Бунтарское мировоззрение.

    Попытка создать «искусство будущего».Как следствие:

    1. Эпатаж публики, литературное хулиганство.

      Отказ от привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области формы (ритмики, рифмы, графического изображения текста), ориентация на лозунг, плакат.

      Словотворчество, попытка создать «заумный» «будетлянский» язык (язык будущего)

Представители футуризма:

1) Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и др. (группа «Гилея», кубофутуристы);2) Георгий Иванов, Рюрик Ивнев, Игорь Северянин и др. (эгофутуристы);3) Николай Асеев, Борис Пастернак и др. («Центрифуга»).

Эстетические и идеологические установки футуристов были отражены в манифесте «Пощёчина общественному вкусу» (1912 г.).

2) Сентиментализм
Сентиментализм – литературное направление, которое признавало чувство основным критерием человеческой личности. Сентиментализм зародился в Европе и России примерно одновременно, во второй половине 18 в., как противовес господствовавшей в то время жесткой классической теории.
Сентиментализм был тесно связан с идеями Просвещения. Он отводил первостепенное место проявлениям душевных качеств человека, психологическому анализу, стремился пробудить в сердцах читателей понимание природы человека и любовь к ней вместе с гуманным отношением ко всем слабым, страдающим и гонимым. Чувства и переживания человека достойны внимания независимо от его сословной принадлежности – идея всеобщего равенства людей.
Основные жанры сентиментализма:
повесть
элегия
роман
письма
путешествия
мемуары

Родиной сентиментализма можно считать Англию. Поэты Дж. Томсон, Т. Грей, Э. Юнг старались пробудить в читателях любовь к окружающей природе, рисуя в своих произведениях простые и мирные сельские ландшафты, сочувствие к нуждам бедных людей. Ярким представителем английского сентиментализма был С. Ричардсон. На первое место он выдвинул психологический анализ и привлек внимание читателей к судьбам своих героев. Писатель Лоуренс Стерн проповедовал гуманизм как высшую ценность человека.
Во французской литературе сентиментализм представлен романами аббата Прево, П. К. де Шамблен де Мариво, Ж.-Ж. Руссо, А. Б. де Сен-Пьер.
В немецкой литературе – произведениями Ф. Г. Клопштока, Ф. М. Клингера, И. В. Гете, И. Ф. Шиллера, С. Ларош.
В русскую литературу сентиментализм пришел с переводами произведений западноевропейских сентименталистов. Первыми сентиментальными произведениями русской литературы можно назвать «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Письма русского путешественника» и «Бедную Лизу» Н.И. Карамзина.

3)Романтизм
Романтизм зародился в Европе в конце 18 – начале 19 вв. как противовес господствовавшему ранее классицизму с его прагматизмом и следованием установленным законам. Романтизм, в противоположность классицизму, пропагандировал отступление от правил. Предпосылки романтизма кроются в Великой Французской революции 1789-1794 гг., свергнувшей власть буржуазии, а вместе с ней – буржуазные законы и идеалы.
Романтизм, как и сентиментализм, большое внимание уделял личности человека, его чувствам и переживаниям. Главный конфликт романтизма заключался в противостоянии личности и общества. На фоне научно-технического прогресса, усложняющегося социального и политического устройства шло духовное опустошение личности. Романтики стремились привлечь внимание читателей к этому обстоятельству, вызвать в обществе протест против бездуховности и эгоизма.
Романтики разочаровались в окружающем мире, и это разочарование четко прослеживается в их произведениях. Некоторые из них, такие как Ф. Р. Шатобриан и В. А. Жуковский, считали, что человек не может противостоять загадочным силам, должен подчиниться им и не пытаться изменить свою судьбу. Другие романтики, такие как Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин, считали, что необходимо бороться с так называемым «мировым злом», и противопоставляли ему силу человеческого духа.
Внутренний мир романтического героя был полон переживаний и страстей, на протяжении всего произведения автор заставлял его бороться с окружающим миром, долгом и совестью. Романтики изображали чувства в крайних их проявлениях: высокую и страстную любовь, жестокое предательство, презренную зависть, низменное честолюбие. Но романтиков интересовал не только внутренний мир человека, но и тайны бытия, сущность всего живого, может быть, поэтому в их произведениях так много мистического и загадочного.
В немецкой литературе романтизм наиболее ярко выразился в произведениях Новалиса, В. Тика, Ф. Гёльдерлина, Г. Клейста, Э. Т. А. Гофмана. Английский романтизм представлен творчеством У. Вордсворта, С. Т. Колриджа, Р. Саути, В. Скотта, Дж. Китса, Дж. Г. Байрона, П. Б. Шелли. Во Франции романтизм появился только к началу 1820-х гг. Основными представителями были Ф. Р. Шатобриан, Ж. Сталь, Э. П. Сенанкура, П. Мериме, В. Гюго, Ж. Санд, А. Виньи, А. Дюма (отец).
На развитие русского романтизма большое влияние оказала Великая Французская революция и Отечественная война 1812 г. Романтизм в России принято делить на два периода – до и после восстания декабристов в 1825 г. Представители первого периода (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин периода южной ссылки), верили в победу духовной свободы над обыденной жизнью, но после разгрома декабристов, расстрелов и ссылок романтический герой превращается в отверженного и непонятого обществом человека, а конфликт личности и общества становится неразрешимым. Яркими представителями второго периода были М. Ю. Лермонтов, Е. А. Баратынский, Д. В. Веневитинов, А. С. Хомяков, Ф. И. Тютчев.
Основные жанры романтизма:
Элегия
Идиллия
Баллада
Новелла
Роман
Фантастическая повесть

Эстетические и теоретические каноны романтизма
Идея двоемирия – это борьба между объективной реальностью и субъективным мироощущением. В реализме эта концепция отсутствует. Идея двоемирия имеет две модификации:
уход в мир фантазии;
концепция путешествия, дороги.

Концепция героя:
романтический герой всегда исключительная личность;
герой всегда в конфликте с окружающей действительностью;
неудовлетворенность героя, которая проявляется в лирической тональности;
эстетическая целеустремленность к недостижимому идеалу.

Психологический параллелизм – тождество внутреннего состояния героя окружающей природе.
Речевой стиль романтического произведения:
предельная экспрессия;
принцип контраста на уровне композиции;
изобилие символов.

Эстетические категории романтизма:
неприятие буржуазной действительности, ее идеологии и прагматизма; романтики отрицали систему ценностей, которая была основана на стабильности, иерархичности, строгой системе ценностей (дом, уют, христианская мораль);
культивирование индивидуальности и художественного мировосприятия; отвергаемая романтизмом действительность подчинялась субъективным мирам, основанным на творческой фантазии художника.


4)Реализм
Реализм – литературное направление, которое объективно отражает окружающую действительность доступными ему художественными средствами. Основным приемом реализма является типизация фактов действительности, образов и характеров. Писатели-реалисты ставят своих героев в определенные условия и показывают, каким образом эти условия повлияли на личность.
В то время как писателей-романтиков волновало несоответствие окружающего мира их внутреннему мироощущению, то писателя-реалиста интересует, как окружающий мир влияет на личность. Поступки героев реалистических произведений обусловлены жизненными обстоятельствами, другими словами, если бы человек жил в другое время, в другом месте, в другой социально-культурной среде, то и он сам был бы другим.
Основы реализма заложил еще Аристотель в 4 в. до н. э. Вместо понятия «реализм» он использовал близкое ему по смыслу понятие «подражание». Затем реализм возродился в эпоху Возрождения и эпоху Просвещения. В 40-х гг. 19 в. в Европе, России и Америке реализм пришел на смену романтизму.
В зависимости от содержательных мотивов, воссозданных в произведении, различают:
критический (социальный) реализм;
реализм характеров;
психологический реализм;
гротескный реализм.

Критический реализм основное внимание уделял реальным обстоятельствам, которые оказывают влияние на человека. Примерами критического реализма являются произведения Стендаля, О. Бальзака, Ч. Диккенса, У. Теккерея, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.
Характерный реализм, напротив, показывал сильную личность, которая может бороться с обстоятельствами. Психологический реализм большее внимание уделял внутреннему миру, психологии героев. Основными представителями этих разновидностей реализма являются Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.

В гротескном реализме допускаются отступления от реальности, в некоторых произведениях отступления граничат с фантастикой, при этом чем больше гротеск, тем сильнее автор критикует действительность. Гротескный реализм развит в творчестве Аристофана, Ф. Рабле, Дж. Свифта, Э. Гофмана, в сатирических повестях Н. В. Гоголя, произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, М. А. Булгакова.

5) Модернизм

Модернизм – совокупность художественных направлений, пропагандировавших свободу самовыражения. Модернизм зародился в Западной Европе во второй половине 19 в. как новая форма творчества, противопоставленная традиционному искусству. Модернизм проявился во всех видах искусства – живописи, архитектуре, литературе.
Главной отличительной чертой модернизма является его способность менять окружающий мир. Автор не стремится реалистично или иносказательно изобразить действительность, как это было в реализме, или внутренний мир героя, как это было в сентиментализме и романтизме, а изображает собственный внутренний мир и собственное отношение к окружающей действительности, выражает личные впечатления и даже фантазии.
Особенности модернизма:
отрицание классического художественного наследия;
декламируемое расхождение с теорией и практикой реализма;
ориентация на человека индивидуального, а не социального;
повышенное внимание к духовной, а не социальной сфере жизни человека;
ориентация на форму в ущерб содержанию.
Крупнейшими течениями модернизма были импрессионизм, символизм и модерн. Импрессионизм стремился запечатлеть мгновение в том виде, каким его увидел или почувствовал автор. В этом авторском восприятии может сплетаться прошлое, настоящее и будущее, важно впечатление, которое какой-либо предмет или явление оказало на автора, а не сам этот предмет.
Символисты пытались найти во всем происходящем тайный смысл, наделяли привычные образы и слова мистическим значением. Стиль модерн пропагандировал отказ от правильных геометрических форм и прямых линий в пользу плавных и изогнутых линий. Особенно ярко модерн проявился в архитектуре и прикладном искусстве.
В 80-х гг. 19 в. зародилось новое течение модернизма – декаданс. В искусстве декаданса человек поставлен в невыносимые обстоятельства, он надломлен, обречен, потерял вкус к жизни.
Основные черты декаданса:
цинизм (нигилистическое отношение к общечеловеческим ценностям);
эротизм;
тонатос (по З. Фрейду – стремление к смерти, упадок, разложение личности).

В литературе модернизм представлен следующими течениями:
акмеизм;
символизм;
футуризм;
имажинизм.

Наиболее яркими представителями модернизма в литературе являются французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, русские поэты Н. Гумилев, А. А. Блок, В. В. Маяковский, А. Ахматова, И. Северянин, английский писатель О. Уайльд, американский писатель Э. По, скандинавский драматург Г. Ибсен.

6) Натурализм

Натурализм – название течения в европейской литературе и искусстве, возникшего в 70-х гг. XIX в. и особенно широко развернувшегося в 80-90-х гг., когда натурализм стал самым влиятельным направлением. Теоретическое обоснование нового течения дал Эмиль Золя в книге "Экспериментальный роман".
Конец XIX в. (в особенности 80-е гг.) знаменует собой расцвет и укрепление промышленного капитала, перерастающего в финансовый. Этому соответствует, с одной стороны, высокий уровень техники и усиление эксплуатации, с другой – рост самосознания и классовой борьбы пролетариата. Буржуазия превращается в класс реакционный, борющийся с новой революционной силой – пролетариатом. Мелкая буржуазия колеблется между этими основными классами, и эти колебания отражаются на позициях мелкобуржуазных писателей, примкнувших к натурализму.
Основные требования, предъявленные натуралистами к литературе: научность, объективность, аполитичность во имя "общечеловеческой правды". Литература должна стоять на уровне современной науки, должна быть проникнута научностью. Понятно, натуралисты кладут в основу своих произведений только ту науку, которая не отрицает существующего общественного строя. Основой своей теории натуралисты делают механистический естественно-научный материализм типа Э. Геккеля, Г. Спенсера и Ч. Ломброзо, приспособляя к интересам господствующего класса учение о наследственности (наследственность объявляется причиной социального расслоения, дающего преимущества одним перед другими), философию позитивизма Огюста Конта и мелкобуржуазных утопистов (Сен-Симон).
Посредством объективного и научного показа недостатков современной действительности французские натуралисты надеются воздействовать на умы людей и тем самым вызвать проведение ряда реформ, чтобы спасти существующий строй от надвигающейся революции.
Теоретик и вождь французского натурализма, Э. Золя причислял к натуральной школе Г. Флобера, братьев Гонкур, А. Додэ и ряд других менее известных писателей. К непосредственным предшественникам натурализма Золя относил французских реалистов: О. Бальзака и Стендаля. Но на самом деле никто из этих писателей, не исключая самого Золя, не был натуралистом в том смысле, в котором понимал это направление Золя-теоретик. К натурализму как стилю ведущего класса приобщались на время писатели весьма разнородные и по художественному методу, и по принадлежности к различным классовым группировкам. Характерно, что объединяющим моментом являлся не художественный метод, а именно реформистские тенденции натурализма.
Для последователей натурализма характерно лишь частичное признание комплекса требований, выдвинутых теоретиками натурализма. Следуя одному из принципов этого стиля, они отталкиваются от других, резко отличаясь между собой, представляя как различные общественные тенденции, так и различные художественные методы. Целый ряд последователей натурализма воспринял его реформистскую сущность, отбросив без стеснения даже такое типичное для натурализма требование, как требование объективности и точности. Так поступили немецкие "ранние натуралисты" (М. Крецер, Б. Билле, В. Бельше и другие).
Под знаком распада, сближения с импрессионизмом пошло дальнейшее развитие натурализма. Возникший в Германии несколько позже, чем во Франции, немецкий натурализм явился стилем преимущественно мелкобуржуазным. Здесь разложение патриархальной мелкой буржуазии и обострение процессов капитализации создает все новые и новые кадры интеллигенции, которые далеко не всегда находят себе применение. В их среду все больше и больше проникает разочарование в силе науки. Постепенно терпят крушение надежды на разрешение социальных противоречий в рамках капиталистического строя.
Немецкий натурализм, а также натурализм в скандинавской литературе представляют собой целиком переходную ступень от натурализма к импрессионизму. Так, известный немецкий историк Лампрехт в своей "Истории германского народа" предложил этот стиль назвать "физиологическим импрессионизмом". Этот термин в дальнейшем применяется рядом историков немецкой литературы. Действительно, от натуралистического стиля, известного во Франции, остается лишь преклонение перед физиологией. Многие немецкие писатели-натуралисты даже не пытаются скрыть свою тенденциозность. В центре ее ставится обычно какая-нибудь проблема, социальная или физиологическая, вокруг которой группируются факты, ее иллюстрирующие (алкоголизм в "Перед восходом солнца" Гауптмана, наследственность в "Привидениях" Ибсена).
Основоположниками немецкого натурализма явились А. Гольц и Ф. Шляф. Основные их принципы изложены в брошюре Гольца "Искусство", где Гольц утверждает, что "искусство имеет тенденцию снова стать природой, и оно становится ею сообразно имеющимся налицо условиям репродукции и практического применения". Отрицается также сложность фабулы. Место богатого событиями романа французов (Золя) занимает рассказ или новелла, чрезвычайно бедная фабулой. Главное место здесь отводится кропотливой передаче настроений, зрительных и слуховых ощущений. На смену роману приходят также драма и стихотворение, к которому французские натуралисты относились крайне отрицательно как к "роду развлекательного искусства". Особое внимание уделяется драме (Г. Ибсен, Г. Гауптман, А. Гольц, Ф. Шляф, Г. Зудерман), в которой также отрицается интенсивно развитое действие, даются лишь катастрофа и фиксация переживаний героев ("Нора", "Привидения", "Перед восходом солнца", "Мастер Эльце" и другие). В дальнейшем натуралистическая драма перерождается в драму импрессионистическую, символическую.
В России натурализм не получил какого-либо развития. Натуралистичными называли ранние произведения Ф. И. Панферова и М. А. Шолохова.

7) Натуральная школа

Под натуральной школой литературная критика понимает направление, зародившееся в русской литературе в 40-х гг. 19 в. Это была эпоха все более обострявшихся противоречий между крепостническим укладом и ростом капиталистических элементов. Последователи натуральной школы в своих произведениях попытались отразить противоречия и настроения того времени. Сам термин «натуральная школа» появился в критике благодаря Ф. Булгарину.
Натуральная школа в том расширенном применении термина, как он употреблялся в 40-х годах, не обозначает единого направления, но является понятием в значительной мере условным. К натуральной школе причисляли таких разнородных по их классовой основе и художественному облику писателей, как И. С. Тургенев и Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович и И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов и И. И. Панаев.
Наиболее общими признаками, на основании которых писатель считался принадлежащим к натуральной школе, являлись следующие: общественно-значимая тематика, захватывавшая более широкий круг, чем даже круг социальных наблюдений (зачастую в "низких" слоях общества), критическое отношение к социальной действительности, реализм художественного выражения, боровшийся против приукрашивания действительности, эстетства, романтической риторики.
В. Г. Белинский выделял реализм натуральной школы, утверждая важнейшей особенностью "истину", а не "ложь" изображения. Натуральная школа обращается не к идеальным, выдуманным героям, но к "толпе", к "массе", к людям обыкновенным и чаще всего к людям "низкого звания". Распространенные в 40-х гг. всяческие "физиологические" очерки удовлетворяли этой потребности в отражении иной, недворянской жизни, хотя бы всего лишь в отражении внешне-бытовом, поверхностном.
Н. Г. Чернышевский особенно резко акцентирует как существеннейшую и основную черту "литературы гоголевского периода" ее критическое, "отрицательное" отношение к действительности – "литература гоголевского периода" является здесь другим именем той же натуральной школы: именно к Н. В. Гоголю – автору "Мертвых душ", "Ревизора", "Шинели" – как родоначальнику возводили натуральную школу В. Г. Белинский и ряд других критиков. Действительно, многие писатели, причисляемые к натуральной школе, испытали на себе мощное влияние различных сторон творчества Н. В. Гоголя. Кроме Гоголя, на писателей натуральной школы оказывали влияние такие представители западноевропейской мелкобуржуазной и буржуазной литературы, как Ч. Диккенс, О. Бальзак, Жорж Санд.
Одно из течений натуральной школы, представленное либеральным, капитализирующимся дворянством и примыкавшими к нему социальными прослойками, отличалось поверхностным и осторожным характером критики действительности: это или безобидная ирония по отношению к отдельным сторонам дворянской действительности или дворянски-ограниченный протест против крепостного права. Круг социальных наблюдений данной группы ограничивался барской усадьбой. Представители этого течения натуральной школы: И. С. Тургенев, Д. В. Григорович, И. И. Панаев.
Другое течение натуральной школы опиралось преимущественно на городское мещанство 40-х годов, ущемленное, с одной стороны, еще цепким крепостничеством, а с другой – растущим промышленным капитализмом. Определенная роль здесь принадлежала Ф. М. Достоевскому, автору ряда психологических романов и повестей ("Бедные люди", "Двойник" и других).
Третье течение в натуральной школе, представленное так называемыми "разночинцами", идеологами революционной крестьянской демократии, дает в своем творчестве наиболее ясное выражение тенденций, которые связывались современниками (В.Г. Белинский) с именем натуральной школы и противостояли дворянской эстетике. Полнее и резче всего эти тенденции проявили себя у Н. А. Некрасова. К этой же группе надо отнести А. И. Герцена ("Кто виноват?"), М. Е. Салтыкова-Щедрина ("Запутанное дело").

8) Конструктивизм

Конструктивизм – художественное направление, зародившееся в Западной Европе после Первой мировой войны. Истоки конструктивизма лежат в тезисе немецкого архитектора Г. Земпера, который утверждал, что эстетическая ценность всякого художественного произведения определяется соответствием трех его элементов: произведения, материала, из которого оно сделано, и технической обработки этого материала.
В этом тезисе, который впоследствии был принят функционалистами и функционалистами-конструктивистами (Л. Райт в Америке, Я. Й. П. Ауд в Голландии, В. Гропиус в Германии), выдвигается на первый план материально-техническая и материально-утилитарная сторона искусства и, по существу, выхолащивается идеологическая сторона его.
На Западе конструктивистические тенденции во время Первой мировой войны и в послевоенный период выразились в разнообразных направлениях, более или менее "ортодоксально" трактующих основной тезис конструктивизма. Так, во Франции и Голландии конструктивизм выразился в "пуризме", в "эстетике машин", в "неопластицизме" (изоискусство), эстетизирующем формализме Корбюзье (в архитектуре). В Германии – в обнаженном культе вещи (псевдоконструктивизм), однобоком рационализме школы Гропиуса (архитектура), отвлеченном формализме (в беспредметном кино).
В России группа конструктивистов появилась в 1922 г. В нее вошли А. Н. Чичерин, К. Л. Зелинский, И. Л. Сельвинский. Конструктивизм был первоначально узко формальным направлением, выдвигающим на первый план понимание литературного произведения как конструкции. В дальнейшем конструктивисты освободились от этого узко эстетического и формального уклона и выдвинули значительно более широкие обоснования своей творческой платформы.
От конструктивизма отходит А. Н. Чичерин, вокруг И. Л. Сельвинского и К. Л. Зелинского группируется ряд авторов (В. Инбер, Б. Агапов, А. Габрилович, Н. Панов), и в 1924 г. организуется литературный центр конструктивистов (ЛЦК). В своей декларации ЛЦК прежде всего исходит из заявления о необходимости для искусства максимально близкого участия в "организационном натиске рабочего класса", в строительстве социалистической культуры. Отсюда возникает установка конструктивизма на насыщение искусства (в частности, поэзии) современной тематикой.
Основную тему, всегда привлекавшую к себе внимание конструктивистов, можно обозначить так: "Интеллигенция в революции и строительстве". С особенным вниманием останавливаясь на образе интеллигента в гражданской войне (И. Л. Сельвинский, «Командарм 2») и в строительстве (И. Л. Сельвинский «Пушторг»), конструктивисты прежде всего выдвигают в болезненно-преувеличенном виде его удельный вес и значение в процессе строительства. Особенно отчетливо это выступает в "Пушторге", где исключительному специалисту Полуярову противопоставлен бездарный коммунист Кроль, мешающий ему работать и доводящий его до самоубийства. Здесь пафос техники работы как таковой заслоняет основные социальные конфликты современной действительности.
Это преувеличение роли интеллигенции находит свое теоретическое развертывание в статье основного теоретика конструктивизма Корнелия Зелинского «Конструктивизм и социализм», где он рассматривает конструктивизм как целостное мировоззрение эпохи, переходной к социализму, как конденсированное выражение в литературе переживаемого периода. При этом опять-таки основные социальные противоречия этого периода Зелинским подменяются борьбой человека и природы, пафосом голой техники, трактуемой вне социальных условий, вне классовой борьбы. Эти ошибочные положения Зелинского, вызвавшие резкий отпор со стороны марксистской критики, были далеко не случайны и с большой четкостью вскрывали ту социальную природу конструктивизма, которую легко наметить и в творческой практике всей группы.
Социальным источником, питающим конструктивизм, является, несомненно, та прослойка городской мелкой буржуазии, которую можно обозначить как техническую квалифицированную интеллигенцию. Не случайно, что в творчестве Сельвинского (являющегося наиболее крупным поэтом конструктивизма) первого периода с несомненностью обнаруживается характерный для русского буржуазного довоенного стиля образ сильной индивидуальности, мощного строителя и завоевателя жизни, индивидуалистического по самой своей сущности.
В 1930 г. ЛЦК распался, взамен него образовалась «Литературная бригада М. 1», объявляющая себя организацией переходной к РАППу (Российской ассоциации пролетарских писателей), ставящей своей задачей постепенный переход писателей-попутчиков на рельсы коммунистической идеологии, к стилю пролетарской литературы и осуждающей прежние ошибки конструктивизма, хотя и сохраняющей его творческий метод.
Однако противоречивость и зигзагообразность продвижения конструктивизма к рабочему классу дает себя знать и здесь. Об этом свидетельствует поэма Сельвинского «Декларация прав поэта». Подтверждением этого является и то, что бригада М. 1, просуществовав менее года, в декабре 1930 г. тоже распустилась, признав, что не разрешила поставленных перед собой задач.

9)Постмодернизм

Постмодернизм в переводе с немецкого языка буквально означает «то, что следует за модернизмом». Это литературное направление появилось во второй половине 20 в. Оно отражает всю сложность окружающей действительности, ее зависимость от культуры предшествующих веков и информационной насыщенности современности.
Постмодернистов не устраивало, что литература разделилась на элитарную и массовую. Постмодернизм выступал против всякого модерна в литературе и отрицал массовую культуру. Первые произведения постмодернистов появились в форме детектива, триллера, фэнтези, за которыми скрывалось серьезное содержание.
Постмодернисты считали, что высшее искусство закончилось. Чтобы двигаться дальше, нужно научиться правильно использовать низшие жанры поп-культуры: триллер, вестерн, фэнтези, фантастику, эротику. Постмодернизм находит в этих жанрах исток новой мифологии. Произведения становятся ориентированы и на элитарного читателя, и на невзыскательную публику.
Признаки постмодернизма:
использование предшествующих текстов в качестве потенциала для собственных произведений (большое количество цитат, нельзя понять произведение, если ты не знаешь литературу предшествующих эпох);
переосмысление элементов культуры прошлого;
многоуровневая организация текста;
особая организация текста (игровой элемент).
Постмодернизм ставил под сомнение существование смысла как такового. С другой стороны, смысл постмодернистских произведений определяется присущим ему пафосом – критикой массовой культуры. Постмодернизм старается стереть границу между искусством и жизнью. Всё существующее и когда-либо существовавшее – это текст. Постмодернисты говорили, что все уже было написано до них, что ничего нового придумать нельзя и им остается только играть словами, брать готовые (уже когда-то и кем-то придуманные, написанные) идеи, фразы, тексты и собирать из них произведения. В этом нет никакого смысла, потому что и самого автора в произведении нет.
Литературные произведения похожи на коллаж, составленный из несопоставимых образов и объединенный в целое единообразием техники. Такая техника получила название пастиш. Это итальянское слово переводится как опера-попурри, а в литературе оно обозначает сопоставление нескольких стилей в одном произведении. На первых этапах постмодернизма пастиш – специфическая форма пародии или самопародии, но затем – способ приспособления к действительности, способ показать иллюзорность массовой культуры.
С постмодернизмом связано понятие интертекстуальности. Этот термин ввела Ю. Кристева в 1967 г. Она считала, что историю и общество можно рассматривать как текст, тогда культура – единый интертекст, который служит авантекстом (все тексты, которые предшествуют данному) для любого вновь появляющегося текста, при этом здесь теряется индивидуальность текста, которая растворяется в цитатах. Для модернизма характерно цитатное мышление.
Интертекстуальность – присутствие в тексте двух или нескольких текстов.
Паратекст – отношение текста к заглавию, эпиграфу, послесловию, предисловию.
Метатекстуальность – это могут быть комментарии или ссылка на предтекст.
Гипертекстуальность – осмеяние или пародирование одного текста другим.
Архитекстуальность – жанровая связь текстов.
Человек в постмодернизме изображается в состоянии полной деструкции (в данном случае деструкцию можно понимать как нарушение сознания). В произведении нет развития характера, образ героя предстает в размытом виде. Этот прием называет дефокализация. Он преследует две цели:
избежать излишнего героического пафоса;
увести в тень героя: герой не выдвигается на первый план, он вообще не нужен в произведении.

Яркими представителями постмодернизма в литературе являются Дж. Фаулз, Дж. Барт, А. Роб-Грийе, Ф. Соллерс, Х. Кортасар, М. Павич, Дж. Джойс и другие.

В конце 19 — начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны. Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В это время особенно динамично развивается русская поэзия. Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы.

Реализм в начале 20 века

Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн... В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.

Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

Символизм в начале 20 века

Русский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С. Мережковский сделал доклад "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.

Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как "постижение мира иными, не рассудочными путями". В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности. С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева. Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.

Акмеизм в начале 20 века

Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.

Футуризм в начале 20 века

Уничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала. Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию. Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).

Вывод

Таким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.

Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным. Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась. Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.

Роды литературы

Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков. Предмет изображения: Эпос Драма - События, протекающие в пространстве и времени; отдельные персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания.

Лирика - Внутренний мир человека: его чувства, мысли, переживания, впечатления.

Отношение к предмету изображения речевой структуры:

Эпос - повествование о событиях, прошедших и вспоминаемых повествователем.
Лирика - передача эмоционального состояния героя или автора в определенный момент жизни.
Драма - повествование в форме разговора действующих лиц, без автора.

Жанры литературы

Жанр (от франц. genre - род, вид) - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.

Жанры устного народного творчества (фольклора)
Название Краткая характеристика Пример
Сказка Эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; "Колобок", "Липовая нога", "Василиса Премудрая", "Лиса и Журавль", "Заюшкина избушка"
Былина Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы "Три поездки Ильи Муромца", "Вольга и Микула Селянинович"
Песнь Музыкально-поэтический вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни человека Песни о С. Разине, Е. Пугачеве
Малые жанры фольклора
Загадка Поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной четкостью "Висит сито, не руками свито" (паутина)
Пословица Краткое образное ритмически организованное народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии "Семеро одного не ждут"
Поговорка Выражение, образно определяющее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли "Легок на помине"
Скороговорка Шутливое выражение, намеренно построенное на сочетании трудно произносимых вместе слов "Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку: рак за руку Грека цап"
Частушка Короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера "Пойду плясать, Дома нечего кусать, Сухари да корки, А на ногах опорки".
Жанры древнерусской литературы
Название Краткая характеристика Пример художественного произведения
Житие Жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью "Житие Александра Невского"
Хожение (хождение оба варианта верны) Жанр путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие "Хождение за три моря" Афанасия Никитина
Поучение Жанр назидательного характера, содержащий дидактическое наставление "Поучение Владимира Мономаха"
Воинская повесть Повествование о военном походе "Сказание о Мамаевом побоище"
Летопись Историческое произведение, в котором повествование велось по годам "Повесть временных лет"
Слово Художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона
Эпические жанры
Роман
Повесть Эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение. – средний объем – одна сюжетная линия – судьба одного героя, одной семьи – ощутимость голоса повествователя – преобладание хроникального начала в сюжете
Рассказ Малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа) – маленький объем – один эпизод – одно событие в жизни героя
Новелла Малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования. Новелла не рассказ (узкое понимание, новелла как самостоятельный жанр)
Очерк Жанр малой формы эпической литературы, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием.
Басня Эпический жанр; небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием
Лирические жанры
Стихотворение Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами
Элегия Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму
Эпиграмма Небольшое по объёму сатирическое стихотворение
Сонет Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в терценах - две или три
Эпитафия Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему
Песня Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок
Гимн Торжественная песнь, принятая как символ государственного или социального единства. Бывают военные, государственные, религиозные
Ода Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Виды оды: Хвалебная, Праздничная, Плачевная
Послание Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу
Романс Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть наложено на музыку
Лиро-эпические жанры
Баллада Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания
Поэма Большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя
Драматические жанры
Трагедия Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель
Комедия Вид драмы, в котором характеры, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни Разновидности комедии по характеру содержания: – комедия положений (источник смешного – события, хитроумная интрига); – комедия характеров (источник смешного – четко типизированные характеры героев); – комедия идей (источник смешного – идея писателя); – трагикомедия (смех пронизан сознанием несовершенства человека и его жизни); – фарс (западноевропейская народная комедия XIV – XVI веков, обладающая основными признаками народных представлений: массовостью, сатирической направленностью, буффонадой)
Драма Литературное произведение, которое изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами
Водевиль Вид драмы, легкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами, танцами
Интермедия Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Интермедии бывают нескольких видов: 1) самостоятельный жанр народного театра в Испании; 2) галантно-пасторальные сцены в Италии; 3) вставная комическая или музыкальная сцена в спектакле в России

Литературные направления

Художественный метод = литературное направление = литературное течение

Основные признаки литературного направления Представители литературы
Классицизм - XVIII - начало XIX века
1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве. 2) Гармония содержания и формы. 3) Цель искусства - нравственное воздействие на воспитание благородных чувств. 4) Простота, стройность, логичность изложения. 5) Соблюдение в драматическом произведении правила "трех единств": единство места, времени, действия. 6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами. 7) Строгая иерархия жанров: "высокие" - эпическая поэма, трагедия, ода; "средние" - дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; "низкие" - басня, комедия, фарс. П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер, Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (Россия)
Сентиментализм - XVIII - начало XIX века
1) Изображение природы как фона человеческих переживаний. 2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма). 3) Ведущая тема - тема смерти. 4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны. 5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть. Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия); Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия)
Романтизм - конец XVIII - XIX век
1) "Космический пессимизм" (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации). 2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея "эскапизма" (бегство романтического героя в идеальный мир) 3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии). 4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души. 5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах. Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция); В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия)
Реализм - XIX - XX век
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности. 2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах). 3) Герои - не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы. 4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы. 5) Живой разговорный язык; разговорная лексика. Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия); Стендаль, О. Бальзак (Франция); А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия)
Натурализм- последняя треть XIX века
1) Стремление к внешне точному изображению действительности. 2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера. 3) Предмет интереса - быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности. 4) Идея отсутствия "плохих" сюжетов и недостойных тем для художественного изображения 5) Бессюжетность некоторых художественных произведений. Э. Золя, А. Хольц (Франция); Н. А. Некрасов "Петербургские углы", В. И. Даль "Уральский казак", нравоописательные очерки Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия)
Модернизм.Основные направления: Символизм Акмеизм Имажинизм Авангардизм. Футуризм
Символизм - 1870 - 1910 годы
1) Символ - главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов. 2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм. 3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений). 4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья. 5) Искусство как интуитивное постижение мира. 6) Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха. 7) Внимание к аналогиям и "соответствиям" в поисках мирового единства 8) Предпочтение лирических стихотворных жанров. 9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества 10) Собственное мифотворчество. Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция); М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, А. Белый (Россия)
Акмеизм - 1910-е годы (1913 - 1914) в русской поэзии
1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления. 2) Предназначение искусства - в облагораживании человеческой природы. 3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений. 4) Ясность и точность поэтического слова ("лирика безупречных слов"), камерность, эстетизм. 5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама). 6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму). 7) Изображение предметного мира, земной красоты. Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова (раннее тв-во), М. А. Кузмин (Россия)
Футуризм - 1909 г. (Италия), 1910 - 1912 гг. (Россия)
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. 2) Опора на новейшие научные и технологические достижения. 3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж. 4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста. 5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество. 6) Поиск новых ритмов, рифм. 7) Установка на произносимый текст (декламация) И. Северянин, В. Хлебников (раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский (Россия)
Имажинизм - 1920-е годы
1) Победа образа над смыслом и идеей. 2) Насыщенность словесных образов. 3) Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания Одно время к имажинистам принадлежал С.А. Есенин