Как отличить наречие от местоимения? Как отличить местоимения от наречий

Урок-дебаты «Местоимения или наречия?»

В дебатах участвуют ученики 6-х и 7-х классов. Шестиклассники пытаются доказать, что слова так, откуда, никогда, почему-то, зачем местоимения, семиклассники – что это наречия.

Цели урока: стимулировать творческую и поисковую деятельность учащихся, тщательно проработать изучаемый материал, развивать коммуникативные навыки, необходимые для общения, критическое мышление.

ХОД УРОКА

Учитель

Сегодня мы будем говорить о словах, которые вызвали у нас затруднения при определении части речи. Мы будем спорить, ведь, как известно, в споре рождается истина, поэтому давайте вспомним правила ведения дискуссии. (Правила можно спроецировать на экран.)

1. Соблюдаем регламент и не нарушаем порядок выступлений.

2. Высказываемся ясно, понятно, свою точку зрения аргументируем.

3. Используем слова, с помощью которых пытаемся убедить оппонентов в своей правоте.

5. На перекрестные вопросы оппонентов отвечаем четко, убедительно, спокойно.

6. Придерживаемся доброжелательного тона, не перебиваем оппонента, не выкрикиваем с места.

Прежде, чем мы начнем наши дебаты (напоминаю, что дебаты – это особая форма дискуссии), давайте распределим роли.

От каждой команды прошу выделить по четыре человека для судейской коллегии. Как известно, количество судей должно быть нечетным, поэтому один человек будет следить за регламентом.

Теперь выберем секретаря, который будет заполнять протокол; количество участников в каждой команде – три человека. Одного представителя выбираем для подсчета голосов.

Остальные ребята будут зрителями. Перед вами на парте таблички с указанием команд и бланки для итогового голосования, в конце нашей дискуссии вы должны будете проголосовать за ту команду, которая, на ваш взгляд, более убедительно доказывала свою точку зрения. Ваше голосование напрямую связано с отметкой за сегодняшний урок.

Итак, напоминаю: все началось с того, что шестиклассники решили, что выделенные слова в этих предложениях местоимения, а семиклассники с ними не согласились.

(Материал дебатов проецируется на экран.)

Если нравится тебе, то делай так. (Строчка из детской песенки.)

Откуда ветер дует? (Название русской народной сказки.)

Никогда не говори никогда. (Название художественного фильма.)

Почему плачут лошади? (Название рассказа Ф.Абрамова.)

Зачем нарушил мой покой? (Строчка из песни.)

Где-то гремит война. (Название произведения В.П. Астафьева.)

В тот день, когда закончилась война. (Название стихотворения А.Твардовского.)

Отчего душа певуча... (Название стихотворения О.Мандельштама.)

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. (Н.В. Гоголь)

Предоставим возможность каждой команде выступить. Время для выступления – до 5 мин.

Мы считаем, что выделенные слова – это местоимения, и попытаемся сейчас это доказать. Местоимение – это часть речи, которая заменяет существительные, прилагательные, числительные, то есть указывает на предмет, качество или количество, но не называет их конкретно. Посмотрите на эти предложения. Эти слова, как местоимения, слова-указатели, а не слова-названия, конкретно что-то называющие, и их можно заменить знаменательными частями речи: делай руками махи, с какой стороны дует ветер, никогда не говори этого слова, по какой причине плачут лошади, с какой целью нарушил мой покой, за горизонтом гремит война, от любви душа певуча.

В тот день какой? спрашиваем мы и отвечаем – «когда…». Вопрос какой? – вопрос имени прилагательного. В последнем предложении как – это относительное местоимение, которое станет вопросительным в предложении: Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем? Точно так же ведет себя местоимение что: Что ты делаешь? (Вопросительное.) – Я вижу, что ты делаешь. (Относительное.)

Семиклассники

Мы не согласны с шестиклассниками, что данные слова – местоимения. Наверное, они полагают так потому, что еще не досконально изучили наречие. Мы уже выучили эту тему и можем утверждать, что для того, чтобы классифицировать данные слова как наречия, достаточно поставить к ним вопросы:

Если нравится тебе, то делай так. (Как?) Откуда ветер дует? (Откуда?) Почему плачут лошади? (Почему?) Зачем нарушил мой покой? (Зачем?) Где-то гремит война. (Где?) В тот день, когда закончилась война. (Когда?) Отчего душа певуча? (Почему?)

Кроме того, все эти слова относятся к глаголам, как и подобает наречиям. И заметьте, мы вопросы к ним ставили исключительно от глаголов. К тому же, обратите внимание, в предложении они являются обстоятельствами, как и полагается наречиям.

Учитель

(После выступления зрителей.)

Переходим ко второй части наших дебатов. Команды готовы предоставить второй аргумент в пользу своей точки зрения, и мы начнем с 7-го класса.

Из выступления семиклассников

У выделенных слов мы определили следующие признаки наречий:

указывают на образ действия (так), место (откуда, где-то), время (когда), причину (почему, отчего), цель (зачем). Кроме того, эти слова не изменяются, а одним из важных признаков наречия как части речи является именно неизменяемость.

Шестиклассники

Раз уж речь зашла о разрядах, то у этих слов легко определить разряды местоимений.

Если нравится тебе, то делай так так указывает, как именно надо сделать, указательное местоимение, как местоимения тот, та, то, те.

Откуда ветер дует? – с помощью слова откуда задается вопрос, значит это вопросительное местоимение, как и в предложениях: Почему плачут лошади?, Зачем нарушил мой покой?, Отчего душа певуча?

В тот день, когда закончилась война – слово когда присоединяет зависимое предложение к главному, значит, это относительное местоимение, как и в другом примере: Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.

Где-то гремит война – место точно не указано, неопределенное местоимение.

Никогда не говори никогда – отрицательное местоимение.

Кроме того, вышеуказанные слова не обозначают признак действия, как, например, наречия быстро, давно, весело.

Учитель

В качестве третьего аргумента ребята обратились к орфографии. Давайте послушаем еще по одному выступлению.

Из выступления шестиклассников

К этим словам подходят некоторые правила правописания местоимений: никогда – без ударениянужно писать и, в отличие от некогда, как в отрицательных местоимениях:никто, ничто, некто, нечто. А в слове где-то суффикс -то пишется через дефис, как в местоимениях кто-то, что-то, какой-то.

Семиклассники

Правописание приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь через дефис касается не только местоимений, но и наречий (кое-где, кое-как, где-то, где-либо, где-нибудь), а также они могут употребляться и с другими частями речи: сядешь-то или нет.

И еще мы хотим обратить внимание на образование этих слов. Слова отчего, зачем, почему образовались путем сращения предлога и местоимения: от чего, за чем, по чему. Такие слова являются омофонами, а грамматическая омонимия возможна только между разными частями речи: Отчего ты печален? (наречие) – От чего отталкиваться? (предлог + местоимение).

Учитель Уважаемые зрители! Мы просим вас проголосовать за ту команду, которая, на ваш взгляд, была убедительнее на третьем этапе наших дебатов. Пока данные голосования вносятся в протокол, прошу зрителей высказаться по поводу услышанного.

А теперь прошу вас взять бланк для итогового голосования и проголосовать не за команду, а за часть речи: поставьте галочку напротив слова местоимение, если вы разделяете точку зрения шестиклассников, или напротив наречия, если вы согласны с семиклассниками.

Пока счетная комиссия подсчитывает результат голосования, послушаем выступление независимого докладчика. Прошу его внимательно послушать.

Сообщение независимого докладчика

Некоторые лингвисты считают рассматриваемые слова местоименными наречиями, так как они совмещают в себе признаки двух частей речи: местоимения и наречия. Еще их называют местоимениями-наречиями.

Как и все местоимения, они не называют признака (в данном случае признака действия), а только указывают на него, обобщают или служат для вопроса. Как наречия, они зависят от глаголов, прилагательных, наречий и в предложении являются обстоятельствами, а как местоимения, разделяются на разряды:

1) вопросительные: где, куда, откуда, когда, почему;

2) отрицательные: нигде, никуда, ниоткуда, никак, некогда, незачем;

3) неопределенные: некогда в значении «когда-то», где-то, кое-как;

4) указательные: там, туда, сюда, здесь, так, затем, потому;

5) определительные: везде, всюду, всегда, иногда и др.

Учитель

Подведем итоги нашей работы. Предоставим слово членам судейской коллегии.

Судьи комментируют зафиксированные аргументы и контраргументы, а также оглашают результаты голосования на промежуточных этапах и в конце игры. По окончании дебатов называется команда-победительница.

Оценку можно поставить секретарю за умение сжато записывать основные мысли докладчиков.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

Особую группу составляют так называемые местоименные наречия, т.е. слова, не называющие признаки действий, признаки признаков и т.д., а только указывающие на них*: "О, знал бы я, что так бывает, когда пускался на дебют" (Паст.); "Понял теперь я: наша свобода Толькооттуда бьющий свет, Люди и тени стоят у входа В зоологический сад планет" (Н. Гумилев). Среди них также выделяются функциональные подгруппы: указание на образ действия:так ; указание на место:здесь, там, тут, туда ; указание на время:тогда, тогда-то ; указание на причину:поэтому, потому ; указание на цель:затем. Несколько местоименных наречий употребляется для оформления вопросительных предложений:где ? куда ? откуда ? когда ? зачем ? почему ? как ? Они же выступают в функции союзных слов в сложноподчиненном предложении: "В зное пустыни вытянешь караваны,где львы начеку, – тебе под пылью, ветром рваной, положу Сахарой горящую щеку" (Маяк.).

* О местоименных наречиях см. также раздел данного учебника "Местоимение".

Степени сравнения наречий

Наречия с суффиксом , образованные от качественных прилагательных (красочно красочный,легко легкий,живо живой и т.п.), образуют степени сравнения, аналогичные степеням сравнения качественных прилагательных:сравнительную и превосходную.

Сравнительная степень наречий выражается двумя способами:синтетическим и аналитическим.

Синтетическая форма сравнительной степени образуется с помощью суффиксов-ее (-ей ), -ше , : (рассказывать)интересно – интереснее ; (жить)долго – дольше ; (говорить)громко – громче. Причем отдельные наречия имеют вариантные формы сравнительной степени: и с суффиксом-ее, и с суффиксом - ше . далеко –далее, дальше, рано –ранее, раньше, поздно –позднее, позже. Некоторые из вариантных форм противопоставлены стилистически:ранее – книжн. –раньше – нейтр.;далее – книжн. –дальше – нейтр.: "И столько же любить? Всесильный Бог, Ты знал: ядолее терпеть не мог" (Л.); "В этих плоских краях то и хранит от фальши сердце, что скрыться негде и виднодальше " (И.Бр.); "Улицы в Петербурге образованыранее домов, и дома только восполнили их линии" (Тын.).

Подобно качественным прилагательным, некоторые наречия образуют супплетивные формы сравнительной степени: хорошо – лучше ; много – больше ; мало – меньше и т.п.

Аналитическая форма сравнительной степени образуется при помощи вспомогательного словаболее, сочетающегося с исходной формой наречия: (устроиться)более комфортабельно, (высказываться)более конкретно, (выглядеть)более солидно : "Рассказывайтеболее подробно ", "Посмотрелболее внимательно "; "Информация эта всеболее широко используется в планировании" (Экон. газ. 1987. 18 сент.).

Превосходная степень наречий, как и превосходная степень качественных прилагательных, имеет три формы выражения: а) синтетическую, б) аналитическую, в) сложную.

Синтетическая форма образуется с помощью суффиксов - ейш- , -айш -. Она употребляется крайне редко в современном языке: "покорнейше прошу", "нижайше кланяюсь", "подробнейше изложил" и нек. др. Многие из этих форм воспринимаются как книжные или устарелые.

Аналитическая форма образуется сочетанием слованаиболее с исходной формой наречия:наиболее важно, наиболее актуально, наиболее обстоятельно и т.п. Эта форма имеет книжный характер и употребляется в основном в научном стиле речи и в публицистике: "Наиболее последовательно осуществлена литературная программа декабристов в 25 "Думах"... Рылеева"*.

* Краткая литературная энциклопедия. Т. 2. М., 1964. Стб. 563.

Сложная форма превосходной степени представляет собой сочетание словвсех, всего с синтетической формой сравнительной степени: "бежитбыстрее всех ", "сияетярче всего ", "Больше всего на свете он любил шампанское и охоту" (Ч.).

Местоименные наречия

Наиболее древние по образованию наречия, которые, подобно местоимениям, не обозначают признак действия (обстоятельство), а только указывают на него, исходя из данной ситуации, из обстановки речи. Семантически они входят в общие разряды наречий, выражая значение времени (иногда, навсегда, никогда), места (здесь, отсюда, там, туда), образа действия (как), причины (почему, потому), цели (зачем, затем). По соотношению с местоимениями выделяются местоименные наречия вопросительно-относительные (где, как, когда, откуда), неопределенные (где-либо, как-то, когда-нибудь, некогда), определительные (всегда, всюду), отрицательные (нигде, никак, никогда, ниоткуда), притяжательные (по-моему, по-вашему), указательные (так, этак).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "местоименные наречия" в других словарях:

    МЕСТОИМЕННЫЕ СЛОВА. Такие слова, которые не являются названиями самостоятельных предметов мысли, а обозначают только предметы и их признаки в их отношении к данной речи или самые отношения их к данной речи. М. С. делятся на 1. местоимения (см.) и … Литературная энциклопедия

    Местоименные слова - МЕСТОИМЕННЫЕ СЛОВА. Такие слова, которые не являются названиями самостоятельных предметов мысли, а обозначают только предметы и их признаки в их отношении к данной речи или самые отношения их к данной речи. М. С. делятся на 1. местоимения (см … Словарь литературных терминов

    Местоименные слова - Местоименные слова лексико семантический класс знаменательных слов, принадлежащих к различным частям речи и обладающих «местоименным» типом лексического значения (см. Местоимение). Кроме местоимений к М. с. относятся местоименные наречия и… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Лексико семантический класс знаменательных слов, принадлежащих к различным частям речи и обладающих «местоименным» типом лексического значения. Кроме собственно местоимений к местоименным словам относятся местоименные наречия и местоименные… … Энциклопедический словарь

    Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

    местоименные слова как номинативный класс - Слова, обладающие неполной номинативной, когнитивной и информативной функцией. Обозначают явления действительности опосредованно, указывая на них. Они не самодостаточны и не самостоятельны в своих значениях. К ним обычно относят местоимения и… …

    местоименные слова - Такие слова, которые не являются названиями самостоятельных предметов мысли, а обозначают только предметы и их признаки в их отношении к данной речи или самые отношения их к данной речи. М. С. делятся на 1. местоимения (см.) и 2. местоименные… … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    вопросительные предложения местоименные - Предложения, требующие развернутого ответа, включающие в себя вопросительные слова – местоимения и местоименные наречия: кто, что, какой, чей, который, сколько, где, куда, откуда, когда, почему, зачем и др. В ответе должны содержаться новые… … Синтаксис: Словарь-справочник

    Запрос «немецкий» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Немецкий язык Самоназвание: Deutsch, deutsche Sprache Страны … Википедия

Значение МЕСТОИМЕННЫЕ НАРЕЧИЯ в Словаре лингвистических терминов

МЕСТОИМЕННЫЕ НАРЕЧИЯ

Наиболее древние по образованию наречия, которые, подобно местоимениям, не обозначают признак действия (обстоятельство), а только указывают на него, исходя из данной ситуации, из обстановки речи. Семантически они входят в общие разряды наречий, выражая значение времени (иногда, навсегда, никогда), места (здесь, отсюда, там, туда), образа действия (как), причины (почему, потому), цели (зачем, затем). По соотношению с местоимениями выделяются местоименные наречия вопросительно-относительные (где, как, когда, откуда), неопределенные (где-либо, как-то, когда-нибудь, некогда), определительные (всегда, всюду), отрицательные (нигде, никак, никогда, ниоткуда), притяжательные (по-моему, по-вашему), указательные (так, этак).

Словарь лингвистических терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МЕСТОИМЕННЫЕ НАРЕЧИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МЕСТОИМЕННЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МЕСТОИМ́ЕННЫЕ СЛОВА, лексико-семантич. класс знаменательных слов, принадлежащих к разл. частям речи и обладающих "местоименным" типом лексич. значения. Кроме собственно местоимений …
  • РОССИЯ, РАЗД. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ЗВУКОВ И ФОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА
    Р течение многовекового существования русского языка его звуки и формы, его синтаксический строй и лексический состав подвергались значительному изменению. Проследить …
  • ФИНСКИЕ НАРЕЧИЯ
  • ТУРЕЦКИЕ НАРЕЧИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ
    Т. наречиями говорят в настоящее время многочисленные племена и народы, начиная от якутов и кончая населением Европейской Турции — османами. …
  • ФИНСКИЕ НАРЕЧИЯ
  • ТУРЕЦКИЕ НАРЕЧИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • МЕСТОИМЕННЫЕ СЛОВА
    — лекси-ко-семантический класс знаменательных слов, принадлежащих к различным частям речи н обладающих «местоименным» типом лексического значения (см. Местоимение). Кроме местоимений …
  • МЕСТОИМЕННЫЕ ГЛАГОЛЫ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — типологически более редкий класс М. с. (ср. в тат. яз. нит у "делать что-то", монг. ннгэх, тэгэх "делать так", …
  • РОССИЯ, РАЗД. СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК в Краткой биографической энциклопедии:
    Рдновременно с принятием и распространением христианства начинается русская письменность и кладутся основания русского литературного языка. Первые попытки писать по-церковнославянски были …
  • РОССИЯ, РАЗД. СЕВЕРНО-ВЕЛИКОРУССКОЕ НАРЕЧИЕ в Краткой биографической энциклопедии:
    Реверно-великорусское наречие слышится в областях частью издавна населенных новгородскими славянами и родственными им кривичами, частью уже в историческое время колонизованных …
  • РОССИЯ, РАЗД. РУССКИЙ ЯЗЫК И СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ в Краткой биографической энциклопедии.
  • РОССИЯ, РАЗД. РУССКИЙ ЯЗЫК в Краткой биографической энциклопедии:
    Русский язык - это совокупность тех говоров, поднаречий и наречий, на которых говорит русский народ, т. е. известные племена и …
  • УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии:
    образует, вместе с языками русским и белорусским, восточную группу славянских языков. О генезисе и связях восточнославянских языков и об отношениях …
  • НЕГРСКИЕ ЯЗЫКИ в Литературной энциклопедии:
    (негро-африканские, африканские) — общий термин для яз. темнокожих народностей Африки (испанск. negro — «черный»). I. Классификация африканских яз. при их …
  • МАРИЙСКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии:
    один из финно-угорских яз. Принадлежит к финской группе этих яз. (наряду с прибалтийско-финскими, лопарским, мордовским, удмуртским и коми яз.). Распространен …
  • ИНДИЙСКИЕ ЯЗЫКИ. в Литературной энциклопедии:
    Трехсотмиллионное население Индии (не считая Бирмы и Белуджистана) говорит на нескольких десятках языков. Если откинуть несколько бесписьменных наречий («мунда» и …
  • ИНКЛЮЗИВ
    (от франц. inclusif - включающий в себя) местоименные или глагольные формы, указывающие на то, что адресат речи входит в число …
  • ДЕТЕРМИНАТИВЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    1) обязательные показатели при существительном, выражающие грамматические значения определенности (артикли и некоторые местоименные прилагательные). 2) Древние словообразовательные элементы суффиксального типа, …
  • СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ
    языки, языки славян, живущих главным образом на территории Европы и Азии. Число говорящих на С. я. свыше 130 млн. …
  • МУНДА ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки, кол языки, одна из древнейших языковых групп Индии. Принадлежит к австроазиатской семье языков. Распространены на плато Чхота-Нагпур (штаты Бихар …
  • МАЛАЙСКО-ПОЛИНЕЗИЙСКИЕ ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки, австронезийские языки, языковая семья, включающая языки четырёх традиционно выделяемых групп: индонезийские, полинезийские, меланезийские и микронезийские языки. Несмотря на …
  • КИТАЙСКО-ТИБЕТСКИЕ ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки, синитические языки, семья языков в Китае, Бирме, Гималаях и на Северо-Востоке Индии, подразделяющаяся, по классификации американского учёного Р. Шейфера, …
  • ИНДОНЕЗИЙСКИЙ ЯЗЫК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    язык, язык индонезийцев, государственный язык Республики Индонезии. Входит в суматранскую группу индонезийской ветви малайско-полинезийской (или австронезийской) семьи языков. Название "И. …
  • ДЕТЕРМИНАТИВЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    1) в некоторых современных языках разряд слов, включающий артикли и некоторые местоименные прилагательные (указательные, притяжательные и др.). Д. - обязательные …
  • АБАЗИНСКИЙ ЯЗЫК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    язык, язык абазин; относится к северо-западной (абхазско-адыгской) группе кавказских (иберийско-кавказских) языков. Распространён главным образом в Карачаево-Черкесской АО. Число говорящих около …
  • ШВЕДСКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Выделение Ш. языка из древнескандинавского или древнесеверного языка начинается в XI в., после окончательного введения христианства в скандинавских землях, когда …
  • ФИНСКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Суоми) — принадлежит к финско-угорской группе и распространен во всей Финляндии (где на нем говорят около 2200000 чел.), за исключением …
  • УРАЛО-АЛТАЙСКИЕ ЯЗЫКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    известны также под названием "алтайских", "туранских", "финно-угро-татарских"; на них говорят многочисленные народы, населяющие, главным образом, северо-восточную и, отчасти, центральную Азию, …
  • ТАЛМУД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    ("учение", "изъяснение") — основной памятник раввинской письменности, содержащий, кроме религиозно-правовых норм еврейства, все созданное еврейскими учеными в области теософии, этики, …
  • СЛОВАРЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (греч. ???????, лат. dictionarium, glossarium, vocabularium, нем. W?rterbuch) — собрание слов, принадлежащих какому-нибудь языку, расположенное для более удобного пользования им …
  • СЕМИТСКИЕ ЯЗЫКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • РОССИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: РУССКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    А. Русский язык — термин, употребляемый в двух значениях. Он обозначает: I) совокупность наречий великорусских, белорусских и малорусских; II) современный …
  • ПРЕФИКС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (грамм.), или приставка — так называются второстепенные части сложных слов, выражающие известное побочное понятие (так называемый "оттенок" значения) и присоединяемые …
  • НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    термин, употребляемый в двух значениях. Он обозначает I) совокупность верхне- и нижненемецких наречий и II) литературный язык Германии, Н. областей …
  • МАЛОРУССКОЕ НАРЕЧИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
  • МАЛАЙСКО-ПОЛИНЕЗИЙСКИЕ ЯЗЫКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    семья языков, получившая большое распространение по всем островам Тихого океана, а также на Мадагаскаре. Фр. Мюллер делит их на малайские …
  • КАВКАЗСКИЕ ЯЗЫКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Географические и исторические условия сделали Кавказский край любопытным этнографическим музеем. Нет другой местности на земном шаре, где, на сравнительно небольшом …
  • ИТАЛЬЯНСКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Так называется обыкновенно литературный яз. Италии, которым говорят образованные классы: в основе это только тосканское или флорентийское наречие. Народ говорит …
  • ИНКОРПОРИРУЮЩИЕ ЯЗЫКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    или внедряющие (нем. einverleibend), иначе полисинтетические — процесс инкорпорации свойственен, главным образом, американским языкам, но встречается также и в некоторых …
  • ВЕРХНЕНЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    под общим названием верхненемецкого языка (hochdeutsch) разумеются наречия Средней и Южной Германии, немецких кантонов Швейцарии и, наконец, немецкой Австрии. Совокупность …
  • ВЕЛИКОРУСЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    название "Великая Россия" искусственного происхождения; оно было составлено, по-видимому, духовенством или, вообще, книжными людьми и начало входить в царский титул …
  • УКАЗАТЬ в Энциклопедическом словаре:
    , укажу, укажешь; указанный; сое. 1. на кого-что. Движением, жестом обратить внимание на кого-что-н. У. пальцем, рукой. У. указкой на …
  • СЕМИТСКИЕ ЯЗЫКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
    ? термин, употребляемый в двух значениях. Он обозначает I) совокупность верхне- и нижненемецких наречий и II) литературный язык Германии, Н. …
  • МАЛОРУССКОЕ НАРЕЧИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    русского яз. некоторыми учеными считается самостоятельным славянским языком. За исключением Миклошича (см. его "Сравнит. грамматику слав. яз."), подобный взгляд встречается …
  • КИТАЙ, ГОСУДАРСТВО В АЗИИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • КАВКАЗСКИЕ ЯЗЫКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Географические и исторические условия сделали Кавказский край любопытным этнографическим музеем. Нет другой местности на земном шаре, где, на сравнительно …