Буква ю и звуки, которые она обозначает. Конспект непосредственно- образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звук, буква Ю,ю

Абдулова Джюме Сиражутдиновна

Цель: закрепить понятие о букве Ю

Задачи: познакомить детей с буквой Ю, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный образ буквы, развивать фонематический слух, память, внимание.

Материал : демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, фломастеры для работы у доски

I. Организационный момент

Воспитатель: -Ребята сегодня мы познакомимся с последней гласной буквой второго ряда это буква Ю. обозначающей два звука [у] и [йу].

Давайте всех букв второго ряда вспомним и повторим.

Гласных букв в русском языке больше, чем гласных звуков, - их 10.

Каждая такая буква второго ряда может обозначать как один, так и два звука:

Я - [а] и [йа],

Ю - [у] и [йу],

Е - [э] и [йэ],

Ё - [о] и [йо].

Два звука эти буквы обозначают в следующих позициях:

В начале слова (яблоко, юрта. ,

После мягкого знака (обезьяна, льют. ,

После твердого знака (объявление, разъединять. ,

После гласной буквы (большая, моё.).

В остальных случаях такая буква читается как один звук, смягчая предшествующий согласный звук (мясо, лёд, семя, рюкзак.).

Воспитатель: Сегодня к доске пойдет у нас Юля

II. Основная часть. (Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС)дети пишут букву Ю, разукрашивают крышу домика и неваляшку красным цветом, в кармане пишут букву Ю.)

1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»

Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о букве.

Воспитатель: какую неваляшку выбираем (красную).

Ответы детей: красную со звездочкой

Воспитатель: почему красную со звездочкой

Ответы детей : Потому что буква Ю, смягчает согласные и она при произношении имеет два звука [йу].

Воспитатель: Правильно, берём с кармана хозяйки цветную букву Ю поселяем ее справа в четвертом этаже, рядом с буквой У. А теперь, выполняем в своих тетрадях.

Воспитатель: Юля определи место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова); Объясни, почему ты написал букву именно этим цветом

Юбка Ю гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом

Ключ Ю

Юла Ю гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом

Воспитатель : - Сама нарисуй предметы с заданным звуком (в пустых клетках справа); - Покажи на схеме под каждой картинкой место буквы в слове и его характеристику (начало, середина или конец слова)

Брюки Ю - гласная, находиться в середине слова, пишем красным цветом

Кастрюля Ю гласная, находиться в середине слова, пишем красным цветом

Юля Ю - гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом

Воспитатель: молодцы ребята, все справились

2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»

Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка

3. Упражнение «Продолжи орнамент»

Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память

4. Упражнение «Закончи рисунок»

Цель: развивать моторику рук

5. Игра «Животные жарких стран»

Цели. Учим образовывать глаголы настоящего времени множественного числа, согласовывая их с существительными. Закрепляем навык прочтения трехсложных слов со стечением согласных (ползают, плавают, прыгают). Закрепляем знания ребенка о животных жарких стран, умение узнавать их на картинках и называть.

Ход игры. Ребенок называет животных, изображенных на картинках, обобщает их: животные жарких стран. (Необходимы комментарии ребенка или рассказ взрослого о жизни и особенностях поведения этих животных.)

Прочитав слова, написанные справа в столбик, ребенок вспоминает, какие из нарисованных животных лучше всех выполняют эти действия (бегают, ползают, летают, плавают, прыгают). Ребенок соединяет стрелкой слово и соответствующих ему животных (бегают -» страус, жираф и т. д.).

В заключение ребенок раскрашивает картинки.

6. Игра «Поход в зоопарк»

Цели. Закрепляем узнавание и правильное написание изученных букв. Тренируем умение составлять из предложенных букв имена, закрепляем знание правила о написании имен с большой буквы. На примере звуко-буквенного анализа и синтеза имен Юра, Юля закрепляем знания о букве Ю. Тренируем умение дифференцировать Р и Л, А и Я. Закрепляем умение составлять схему предложения с выделением в ней предлогов как отдельных «маленьких слов». Развиваем умение составлять рассказ по сюжетной картинке.

Ход игры. Зачеркнув неправильно написанные буквы, ребенок составляет из оставшихся букв имена детей, нарисованных на картинке (при этом вспоминает правило о написании имен с заглавной буквы); записывает имена (Юра, Юля, выполняет их звуковую и слоговую схемы.

По наводящим вопросам взрослого он догадывается, откуда идут эти дети. Затем он читает недописанное предложение под картинкой, догадывается, какие слова нужно вписать, и вписывает их с помощью взрослого (Юля, Юрой или Юра, Юлей). Необходимы объяснения взрослого о правильном написании слов Юрой (либо Юлей).

Ребенок проверяет, все ли верно в данном предложении. Догадавшись, что в конце предложения не поставлен знак препинания, он ставит его по своему усмотрению (.) и читает предложение с соответствующей интонацией. Проанализировав предложение по количеству слов, выделяя предлог как «маленькое слово», ребенок выполняет схему предложения.

Завершая игру, ребенок составляет рассказ по этой сюжетной картинке о посещении детьми зоопарка.

7. Игра «Страус»(Изограф)

Цели и ход данной игры аналогичны описанным ранее

Итог

Сколько гласных букв в алфавите?

Какую букву мы изучали?

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества» г. Оренбурга

Конспект открытого занятия

по обучению грамоте

Тема: «В мире гласных»

Возраст детей 6-7 лет,

Форма занятия: групповая

Педагог дополнительного образования

Загребельная Людмила Алексеевна

Оренбург 2015

Тема занятия: Буква «Ю» и ее звуки.

Цель: обобщение знаний о букве «Ю», знакомство с особенностями ее звуков: буква «ю» обозначает звук [у], в начале слова она обозначает два звука[й],[у]

Обучающие задачи:

Закрепление навыка проведения звукобуквенного анализа слова (соотнесение звука с буквой);

Активизация словаря детей, работа над пониманием смысла слова;

Развития умения находить позицию звука в словах.

Развивающие задачи:

Развитие познавательной активности;

Развитие произвольности, понятийного мышления;

Формирование контрольно-оценочных умений

Воспитательные задачи:

- воспитание умения взаимодействовать друг с другом;

Развитие познавательной мотивации;

Воспитание любознательности, умения слушать друг друга, высказывать свои мысли.

Методические приемы:

Словесные: вопросы к детям, беседа, поощрение, рекомендации.

Наглядные: нахождение позиции звука в словах, прочтение слогов и слов, составление из большого слова маленьких слов.

Практические: отгадывание загадок, составление из большого слова маленьких слов, здоровьесберегающие упражнения, из полного имени образовать ласковое имя с помощью буквы «ю».

Оборудование: предметные картинки, интерактивная доска, магнитные доски, картинка «Солнышко», «Тучки», наборы схем для звукового анализа, таблица для чтения, графическое изображение буквы Ю.

    Организационный момент :

Реснички опускаются, глазки закрываются

Сном волшебным засыпаем

В страну сказок улетаем.

Один, два, три, четыре, пять –

Смотрим глазками опять!

Дышится легко,

Плавно, глубоко.

Веселы, бодры мы снова

И к занятиям готовы.

    Ребята, мы наше занятие начнем с артикуляционной разминки.

Повторим чистоговороки с изученными звуками. (приложение 1)

ры-ры-ры У нас шары (девочки)

са-са-са В лесу лиса (мальчики)

усь-усь-усь На лугу гусь (индивидуально)

зу-зу-зу Моем Катю мы в тазу (хором)

2) Произношение скороговорки:

Шесть мышат в шалаше шуршат.

    Целеполагание (установление связи между содержанием учебного материала – повторение буквы «Ю» и выполнения заданий).

Ребята! К нам в группу пришло письмо (показываю письмо). Посмотрите, какое оно красивое! Какое время года изображено на конверте? От кого это письмо, я не знаю. Но я знаю, кому оно адресованно. Кто сможет прочитать?(веселым дошколятам). Кто же его прислал? Буквы на конверте рассыпались. Помогите их собрать, что же написано на конверте? (Юра).

Давайте откроем конверт и узнаем, что же пишет нам Юра?

Дорогие ребята! Веселые дошколята! Я уже учусь в первом классе и узнал, что вы осенью тоже пойдете в первый класс. Я приготовил для вас задание и хочу посмотреть, готовы ли вы их выполнить. Желаю вам успехов и удачи.

Итак, какое же первое задание приготовил нам Юра?

Буква Ю юлу крутила,

Чтобы Юля не грустила.

Юленька юлу взяла,

Завертелась в миг юла.

Что это? (Скороговорка). Почему? (Она очень быстро произносится). Скажите, какая буква встречается здесь чаще других?(буква Ю). Значит, мы будем продолжать говорить о какой букве? (о букве Ю). Давайте вспомним четверостишие о букве «ю».

Чтобы О не укатилось

Крепко к столбику прибью

Ой, смотри-ка, что случилось?

Получилась буква… Ю

Пропишем ее в воздухе. (На доску вывешивается буква «Ю»).

На прошлом занятии мы с вами познакомились с буквой Ю и знаем, что она не простая. Так почему же эта буква непростая?

Буква Ю - гласная;

Буква Ю обозначает звук [У];

Она показывает, что согласный перед ней мягкий. Например, утюг.

Сейчас мы в вами поиграем в игру «Назови мое имя ласково». (работа в группах) Приложение 2.

Давайте, ребята, каждое задание будем отмечать звездочкой. За первое задание вы уже получили звездочку.

    Планирование и самоконтроль (коллективная и индивидульная работа – устанавливает последовательность действий для решения учебной задачи, осуществляет пошаговый контроль выполнения действий).

Второе задание очень сложное, мы будем выполнять его вместе. Посмотрим, что буква «Ю» не только непростая буква, но и очень хитрая. Ребята, произнесите имя мальчика Юра по звукам. [Й], [У], [Р],[ А]. Сколько слышите звуков? (4).

Сейчас мы с вами выполним звукобуквенный анализ слова

Посчитайте, сколько звуков в этом слове?

Какой первый? Какой он? (Согласный или гласный, мягкий или твердый).

Какой второй? [У] – гласный.

Третий? (согласный, твердый).

Какой последний звук?

Дети, на магнитной доске напишите имя Юра.

Сколько букв в имени(3).

Сколько звуков? (4).

Где стоит буква Ю? (в начале слова).

Она особенная, хитрая буква. Почему? Потому что она стоит в начале слова и обозначает (Сколько звуков?) два звука: [Й],[У].

Вы справились со вторым заданием, и получаете вторую звездочку.

    Контроль и самоконтроль (отгадывание загадок и нахождение позиции звука [у]). Работа на интерактивной доске.

Готовы ли вы выполнить третье задание Юры? Я хочу вам предложить отгадать загадки.

Я красна, я кисла

На болоте я росла.

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

Кто ел эту ягоду? Где она растет?

На листочке отметьте позицию звука, и поменяйтесь листочками друг с другом, проверьте. Педагог вывешивает на доске правильный ответ. Дети проверяют. Оценивают по системе светофорик.

На одной ноге кружится

Балерина мастерица,

Всех в движенье привела

Разноцветная … (Юла)

Из меня берут порою

Реки свой исток

А в руках твоих открою

Я любой замок. (Ключ)

В каком слове буква «Ю» обозначает два звука? (Юла) Почему?

Вы справились с третьим заданием и получаете еще одну звездочку.

Физминутка:

Если мы устанем очень

Делаем зарядку.

Очень нравится нам все

Делать по порядку.

Весело шагать (раз, 2,3,4,5)

Руки поднимать

Руки опускать

Приседать, вставать

И вновь шагать (раз, 2,3,4,5).

    Саморегуляция (способность концентрироваться для преодоления интеллектуальных затруднений).

А теперь Юра хочет посмотреть, как вы читаете слоги, слова.

лю мю рю ню кю сю

юл юм юр юн юк юс

юла юбка клюв

люди плюс костюм

Еще одна звездочка ваша, молодцы!

И последнее самое сложное задание.

Игра «Наборщик».

Кто из вас знает, что означает слово натюрморт?(Натюрморт – изображение неодушевленных предметов в искусстве: ваза, цветы, фрукты) Юмористка?(Юмористка – женщина, которая подмечает смешные истории в жизни и весело их рассказывает).

Дети делятся на две команды, каждая из которых получает свое слово.

Первая команда - натюрморт. Вторая команда – юмористка.

Из одного длинного слова составить несколько маленьких слов. (Например, нора, Юра, торт, рот и т.д.)

Молодцы! Пятая звездочка ваша!

Итог:

Дети, я хочу задать еще раз мой вопрос, так почему же буква «Ю» хитрая, непростая буква? (Если она стоит в начале слова, то в ней живут сразу два звука. Каких?) Еще что вы знаете о букве «Ю»? (Буква Ю – гласная, она показывает, что согласный перед ней мягкий.)

Оценка

Какие задания вам понравились больше всего? Чем мы еще занимались на занятии? Были ли у вас трудности в выполнении заданий? Давайте постараемся сами, с помощью солнышка, оценить свою работу на занятии, выберете себе солнышко:

Веселое солнышко – вы довольны своей работой, с заданиями справлялись легко и просто.

Солнышко с тучками – у вас в ответах встречались небольшие ошибки, но вы их исправили.

(Дети выбирают себе солнышко).

Я всех благодарю за занятие. Вы молодцы! До свидания.

Цели:

1. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов.

2. Познакомить с гласными буквами «Ю» «ю»; буква «Ю» обозначает два звука — ЙУ.

3. Учить составлять предложение из 3 слов с союзом «И».

Ход занятия

Здравствуйте ручки хлоп, хлоп, хлоп, Здравствуйте ножки топ, топ, топ.

Здравствуйте щечки чмок, чмок, чмок,

Пухленькие щечки плюх Здравствуйте зубки Здравствуйте губки Здравствуйте гости, здравствуйте.

К нам в гости снова пришли Почемучка и Незнайка. Их друг Тюбик попал в беду, и попросил своих друзей помочь ему. Но так как Незнайка и Почемучка только учатся, то они решили снова попросить помощи у вас. Поможем Почемучке и Незнайке вызволить друга из беды?

Для этого вам придется выполнить некоторые задания.

Задание №1

Надо закончить предложение словом, которое начинается на звук «з»

1. В зоопарке покрасили (забор)

2. По полю бегал трусливый (заяц)

3. На ворота повесили (замок)

4. У Зины белоснежные (зубы)

5. Зоя раскрыла красивый (зонт)

6. Мама повесила новые (занавески)

Молодцы, с первым заданием вы справились. Смотрим второе задание.

Задание №2

Но сначала ответьте на вопросы. Какие бывают звуки?, Какие бывают согласные? Назови предмет словом и скажи сколько гласных в этом слове. Воспитатель показывает картинки детям. Молодцы! Вы справились и с этим заданием.

Задание №3

Ребята, становитесь в круг. Я буду бросать вам мяч и говорить слово, а вы называть первый звук в этом слове. Если вы назвали звук правильно, то возвращаете мяч мне. Слова: дом, хлеб, машина, диван, качели, небо, посуда, тарелка, арбуз, фокусник, цветы. Физ. мунутка Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик! Раз — сюда, два — туда, Повернись вокруг себя. Раз — присели, Два — привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз - два, раз — два,

Заниматься нам пора.

Задание №4

Сейчас мы с вами познакомимся со словом юла.

Воспитатель предлагает детям послушать и сказать, какой 1-й звук в слове — йула (й), напоминает, что звук (й) — всегда мягкий согласный, и обозначает его зеленой фишкой, далее интонационно выделяет звук (у), дети называют звук и вместе с воспитателем обозначают его красной фишкой. Затем воспитатель несколько раз произносит звуки (йу), объясняет, что если эти звуки идут друг за другом, то они обозначаются буквой ю и заменяет фишки звуков (йу) на букву ю. Анализ слова продолжает вызванный к доске ребенок. Вопросы: Сколько звуков в слове юла? Какие гласные звуки в слове? Какой мягкий согласный звук? Какой твердый согласный звук?

А теперь вы самостоятельно выполните звуковой анализ слова Юра.

Задание №5

Работа над предложением.

Задание №6

Дид/игра «Какой звук потерялся?» Закричал охотник: «Ой! Двери (звери) гонятся за мной!»

Сидит на грядке крепко

Оранжевая кепка (репка).

Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку (точку).

Ребята спасибо вам за помощь, а сейчас Незнайке, Почемучке и Тюбику пора возвращаться в свою сказ

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 1st Сентябрь, 2016
Вы находитесь:

Буква Ю

Цели:

коррекционно-образовательные:

— дать понятие о букве Ю;

— формировать словарь;

коррекционно-развивающие:

— выполнять упражнения, направленные на закрепление печатного образа буквы;

— развивать фонематический слух и восприятие;

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

коррекционно-воспитательные:

— воспитывать чувство любви к Родине;

— воспитывать чувство гордости за то, что являешься гражданином России.

Оборудование: символика российского государства, тетради, карандаши, предметные картинки, разрезные азбуки, схемы предложений, зеркала.

Ход занятия

I . Организационный момент.

Воспроизведение слоговых рядов (на усмотрение логопеда).

II. Развитие обшей. мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.

1. Общее расслабление

2. Развитие общей моторики

3. Развитие мелкой моторики

4. Массаж лица

5. Развитие мимических мышц

6. Развитие артикуляционной моторики

— Дифференциация ротового и носового выдоха ЭУ

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы. Сегодня мы познакомимся с буквой Ю.

2. Знакомство с буквой Ю.

Чтобы О не укатилось Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, Что случилось: Получилась буква Ю. (А. Шибаев) Дети находят букву в разрезных азбуках.

3. Закрепление знаний о букве в слогах, словах, предложениях и текстах.

— Составление слогов с буквой Ю (согласные по выбору детей). Каждый ребенок читает свои слоги.

Рассмотреть картинки. Проанализировать, после каких согласных пишется буква Ю. Какие еще буквы стоят после мягких согласных? (Я, Е, Ё, И.)

— Звуковой анализ слов: клюв, утюг. Выкладывание цветной схемы этих слов. Печать их в тетрадях.

— Деление слов на слоги. Игра «Слоговой магазин».

— Составление предложений к заданным схемам.

I V. Физкультминутка. Выполнение действий по тексту.

Я и прямо, я и боком, И с разбега, С поворотом, И на месте,

И с прискоком, И двумя ногами вместе.

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Ознакомительная беседа о символике российского государства. Знакомство с флагом, гимном и гербом России.

Логопед: «У каждой страны есть флаг, гимн и герб. На нашем российском флаге три полосы. Белая означает чистоту и справедливость. Синяя — мирное небо. Красная — силу и красоту. Этот флаг России ввел царь Петр I. Когда звучит государственный гимн и поднимается государственный флаг, граждане этой страны в знак уважения встают. Также у каждой страны есть свой герб. Герб России — двуглавый орел».

Дети отвечают на вопросы по рассказу.

VI. Итог занятия и оценка работы детей . С какой буквой мы сегодня познакомились? В чем ее особенность? Какие символы нашего государства вы знаете?

VII. Домашнее задание.

V Ш. Материал для закрепления вне занятий

1. Фонетические игры.

— Игра «Ромашки». Детям предлагается составить из лепестков две ромашки. На лепестках изображены картинки, в названии которых встречается либо звук С, либо звук Ц. Ребенок берет лепесток, называет картинку, определяет, какой из заданных звуков есть в этом слове (С или Ц), его местоположение и кладет лепесток к сердцевине соответствующей ромашки.

— Игра «Перепалка». Дети делятся на две команды, одна из команд должна называть слова со звуком 3, а вторая — со звуком Зь. Побеждает та команда, которая придумает больше слов.

— Игра «Дом, замок, избушка». Поселить слова в зависимости от количества слогов. Слова со звуками Ц, С.

Игра «Домик». Определение места звуков Ц, С в словах.

— Звуковой анализ слов типа цапля, сабля. Работа в тетрадях с буквами и словами.

2. Лексико-грамматические игры.

— Знать название страны, города, округа, улицы, домашний адрес, столицу. (Познакомить детей с достопримечательностями города, некоторыми историческими фактами нашей страны.)

Оборудование: одежда для совы: мантию, шапочку философа и очки; недописанные буквы, буквы Ё — большая и маленькая, слова для чтения, хитрые буквы Я, Ю, Е, Ё в домиках, пары гласных букв на магнитах, мяч, картинка ёжика, альбомы детские, цветные карандаши, простые карандаши, тетради.

Ход занятия:

Дети приглашаются к дереву, и вспоминают, какие буквы они изучили. В этот момент логопед незаметно надевает мантию, шапочку философа и очки (превращается в мудрую сову).

Здравствуйте. Ребята, вы узнали меня? Это же я — мудрая тётушка сова, из научного дупла. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости! На моём дереве уже много букв:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
С-с-с… – змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш… – шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж… – шмели в саду жужжат.
Р-р-р… – моторы тарахтят.

Подумайте и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные).

Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем?

А согласные звуки есть двух видов, какие? (твёрдые и мягкие) Каким цветом мы их обозначаем?

Правильно, ребята. (посадить всех на стульчики)

А чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и видим).

Вы знаете, в моём научном дупле происходят чудеса. Что-то произошло с буквами. Помогите, пожалуйста, восстановить их (детям предлагаются недописанные буквы). Молодцы!

А сегодня я хочу познакомить вас новой буквой. Эту букву тоже называют хитрой, так как она может обозначать два звука.

Произносим мы два звука,
Но одну лишь пишем букву!
[й] да [о], а вместе Ё.
Не забыть бы про неё!

Буква Ё бывает большой и маленькой (показ букв). На что похожа буква Ё?

Ребята, открою вам ещё один секрет: на букву Ё всегда всегда падает ударение! А что такое ударение? Её называют УДАРНОЙ! А хотите узнать, почему её называют ударной? Послушайте сказку: Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху две шишки — ой, нет! — две точки.

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву — букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная. Хотите проверить? (чтение)

ЁЛКА
ТВОЁ
ЁЖИК
ПЕНЁК
КОТЁНОК
ВЕСЁЛЫЙ

Отхлопать каждое слово и определить, на какой слог падает ударение.

А как узнать, сколько слогов в слове? (сколько гласных звуков, столько и слогов)

А какие ещё хитрые буквы вы знаете? (Ю, Я, Е). Мы уже знаем о наличии следующих пар гласных: А - Я, Э - Е, У - Ю, Ы - И, О-Ё.

Логопед объясняет правило: гласные А, О, У, Ы, Э обозначают твердость предыдущего согласного звука, а гласные Я, Е, Ю, И, Ё обозначают мягкость предыдущего согласного звука.

А теперь давайте поиграем: скажите с [йо] в начале или в конце слова (с мячом):

…жик, бель…, тво…, …лка, мо…, е…, …рш.

А теперь скажите слово без [йо]: бытьё, житьё, мытьё, шитьё, литьё, нытьё, зверьё.

Дидактическая игра «Слово рассыпалось». Словарный материал:

р, ш, ё - ёрш; а, ё, к, л - ёлка; и, ё, к, ж - ёжик

В моём лесу, кроме этого дерева, есть ещё и ёлочки (детям предлагается встать около стульчиков и повторить за логопедом).

Елочки зеленые
На ветру качаются,
На ветру качаются,
Низко наклоняются.
Много елочек зеленых,
Много сделаем наклонов.

А теперь я попрошу вас сесть за столы. Посмотрите, у вас в альбомах появилась картинка- путаница. Найдите, где спряталась буква Ё, обведите её красным карандашом, так как она гласная. И найдите, пожалуйста, маленькую букву ё в этих строчках.

Ребята, отгадайте загадку:

Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь, топот быстрых ножек?
Это наш приятель… ЁЖИК

(показ картинки ёжика). Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова ЁЖИК. (вспомнить про ЖИ-ШИ!)

Одного ребёнка — к доске. Остальные выполняют задание в альбоме.

А теперь давайте напечатаем нашу новую букву в тетрадях.

Молодцы! А давайте с вами вспомним, как мы произносим звуки при помощи наших рук (произнесение звуков с руками, показ нового звука [йо]). Выходите все на ковёр. Молодцы! Итак, с какой новой буквой мы сегодня познакомились? Почему она хитрая. А в каких случаях она обозначает два звука, а в каких один?

Соловьёва Евгения Анатольевна,
учитель-логопед,
МАДОУ ЦРР детский сад №134,
г. Калининград