«Сверхъестественное»: Роберт Лерой Джонсон. Биография Роберт джонсон биография

Роберт Лерой Джонсон, в стиле кантри, - один из наиболее известных исполнителей классического блюза. Родился музыкант 8 мая 1911 года в городе Хейзелхерсте, США. Роберт Джонсон, биография которого изобиловала бесконечными переездами с места на место, сначала с родителями, а затем самостоятельно, с детства мечтал о блюзе.

Гитару Роберт Джонсон взял в руки, когда ему едва исполнилось 13 лет. Он совершенно не владел техникой игры, только сидел и часами перебирал струны. Упорство подростка объяснялось настойчивым характером, который он унаследовал от отца. И если уж Роберт решал чего-то добиться, то обязательно старался достичь своей цели. В конце концов так и вышло, но не сразу.

Попытки освоить инструмент

Гитара в руках подростка никак не хотела звучать, и, кроме невразумительного бренчанья, никаких звуков извлечь не удавалось. Однако желание когда-нибудь сыграть блюз было настолько сильным, что Роберт продолжать терзать струны. Чтобы быть ближе к искусству спиричуэлса, госпела, буги-вуги, юноша познакомился с двумя профессиональными исполнителями блюза, Вилли Брауном и Саном Хаусом. Оба музыканта приняли живое участие в судьбе Джонсона, но научить его играть на гитаре так и не смогли.

Работа на плантации

В конце концов девятнадцатилетний Роберт вынужден был расстаться с мечтой и уехать в другой штат, где можно было заработать на жизнь, убирая хлопок. Теперь молодой афроамериканец брал в руки гитару только по вечерам, после работы. Инструмент по-прежнему не слушался, музыка не получалась. Так продолжалось больше года. И поскольку Роберт верил в бога, то, всякий раз посещая церковь, он молился и просил всевышнего послать ему музыкальный талант, обещая при этом сразу сыграть несколько госпелов во славу Господа.

Озарение

Возможно Бог его услышал, но только вдруг однажды в воскресенье, когда Роберт Джонсон вернулся из церкви и по привычке стал что-то наигрывать на гитаре и при этом напевать, он почувствовал, что у него получается какая-то мелодия. Окрыленный успехом, которого он так долго ждал, Джонсон стал раз за разом повторять только что придуманную музыкальную фразу, и у него получилась песня. Он тут же придумал припев. В течение нескольких вечеров будущий музыкант репетировал, и в конце концов родилась композиция, созданная по всем правилам блюза. Это была та самая знаменитая Hellhound On My Trail, которая потом вошла в список немногих песен Роберта Джонсона. Первая удача придала силы, и начинающий музыкант с удвоенной энергией принялся за дело.

Следующие несколько вечеров ушли на создание еще двух песен, Cross Road Blues и Me And The Devil Blues. Джонсон был счастлив, у него получилось, сбылась мечта всей жизни. Теперь Роберт Джонсон, музыка которого обрела наконец-то свою форму, мог сочинять и исполнять блюз. Как только закончилась уборка хлопка, он поспешил к своим друзьям. Сан Хаус и Вилли Браун были рады видеть своего младшего друга, но слушать его игру на гитаре не захотели.

Признание

И только когда Роберт настоял, сыграл и спел все свои песни, его друзья долго сидели с открытым ртом, ничего не понимая. Чтобы как-то объяснить свои успехи в музыке, он в срочном порядке придумал притчу о том, как на перекрестке двух дорог встретился с дьяволом, продал ему душу и тот научил его играть на гитаре и петь блюз. Друзья посмеялись, но поздравили Джонсона и пригласили выступать вместе с ними.

Первые выступления

С тех пор музыканты не расставались. Роберт играл акустический кантри-блюз и сочинял мелодии. Музыковеды называют Джонсона связующей нитью между чикагским и дельта-блюзом, хотя, строго говоря, эти два стиля не нуждаются в том, чтобы их связывали, каждый живет своей жизнью. Дельта-блюз более мягкий, певучий, с хорошей долей меланхолии, а чикагский, наоборот, полон отрывистых нот, синкопированных музыкальных фраз и длинных гитарных соло, переходящих в крещендо.

Студийные записи

Искусство Роберта Джонсона сначала было таким же непритязательным, как и песни большинства других исполнителей блюза. Те же примитивные тексты из нагромождения бессмысленных фраз, но его музыка была совсем другой, глубокой и мелодичной. Записывался Джонсон мало, последний раз его видели в студии 20 июля 1937 года. С 15-го по 20-е число он успел записать 13 песен, которые позже были изданы отдельным альбомом.

Качество записи

Авторитет Роберта Джонсона как новой волны рос не по дням, а по часам. Его первый сеанс звукозаписи состоялся в ноябре 1936 года в одной из студий Сан-Антонио в В то время аппаратура была примитивна, резец делал звуковую дорожку на алюминиевом диске, качество звучания оставляло желать лучшего. Но певцу понравилось, как звучит его голос, и он просидел у аппарата до глубокой ночи.

Первый гонорар

Спустя некоторое время Джонсона пригласили в "Америкэн Рекорд", одну из ведущих звукозаписывающих компаний США. Это приглашение выглядело несколько необычно. В то время блюз практически не записывали, популярным был только джаз. Однако в рамках этого приглашения Роберт Джонсон исполнил восемь своих песен, которые были записаны в неплохом качестве. Через несколько дней сессию продолжили, и была записана песня "Блюз 32-20". Тогда же Джонсону выплатили гонорар за его творчество.

Исследователь фольклорной музыки Боб Грум написал в своей статье: "Музыкант Джонсон стоит на перепутье развития жанра. Позади у него - дельта-блюз, впереди - чикагский". Он как в воду смотрел, у Роберта так и получилось.

Несостоявшееся выступление

Роберт Джонсон, блюз которого звучал как в стиле дельта, так и в чикагской манере, не делал между ними различия. Может быть, поэтому музыкант и стал вершиной блюза конца тридцатых годов прошлого столетия. Талант уже вполне сформировавшегося блюзмена заметил джазовый продюсер Джон Хаммонд. Он решил пригласить Джонсона поучаствовать в своем проекте, нескольких осенних концертах подлинной "черной" музыки, которые он устраивал с целью продемонстрировать эволюцию американской культуры в этом направлении.

Множество агентов стали разыскивать певца. Роберт Джонсон, фото которого получили все курьеры, нигде не появлялся. Блюзмена разыскивали десятки людей, а он к этому времени уже лежал в могиле. Музыкант умер 16 августа 1938 года в возрасте 27 лет.

История смерти певца

В тот памятный день Джонсон оказался в деревне под названием Тройная Вилка. Местечко было расположено в нескольких километрах от Гринвуда, небольшого городка на юге штата Миссисипи. При въезде в деревню располагалось питейное заведение с музыкой, баром и танцевальной площадкой. Посетителей встречала красавица мулатка, которая не стала скрывать своей симпатии к Роберту. Он тоже был не прочь развлечься, и молодые люди договорились встретиться вечером.

Роберт Джонсон вовсю флиртовал, а за ним пристально наблюдал хозяин заведения, жестокий ревнивец, который считал мулатку своей женой. Роберт взял гитару и стал заниматься своим привычным делом, исполнять блюзы. Ничто не предвещало беды, пока певцу не прислали бутылку виски в знак признания его таланта, но почему-то открытую. Джонсон отхлебнул несколько глотков и через несколько часов его в бессознательном состоянии увезли на карете скорой помощи в город. Отравленный напиток подействовал не сразу, музыкант умер только на третий день. Так окончилась жизнь знаменитого блюзмена.

8 мая 1911 года в Хейзелхёрсте (штат Миссисипи, США), у Ноя Джонсона и Джулии Мейджор Доддс (бывшей в то время замужем за предпринимателем Чарльзом Доддсом и имевшей от него десять детей) родился Роберт Лерой Доддс Спенсер , известный впоследствии как Роберт Лерой Джонсон - оказавший огромное влияние на развитие рок-культуры XX столетия культовый американский блюзмен и автор песен, чьё имя неразрывным образом связано с целым сонмом мифов, легенд и преданий.

В 1909 году, после конфликта с белыми землевладельцами, Чарльз Доддсон был вынужден покинуть Хейзелхёрст, оставив жену и детей на произвол судьбы. Когда родился Роберт, мать уехала из города с ним на руках, но спустя два года отвезла сына в Мемфис – к отцу, поменявшему к тому времени имя и ставшему Чарльзом Спенсером. В 1919 году Роберт снова повстречал свою мать в Дельте Миссисипи. К тому времени она была замужем за 24-летним Дасти Уиллисом. Многие называли тогда Роберта «маленьким Робертом Дасти», но когда мальчику пришла пора идти в школу, его зарегистрировали как Роберта Спенсера. Учился Роберт урывками, в 1924 и в 1927 году (есть версия, что в промежутке он уезжал учиться в Мемфис, поскольку был весьма неплохо образован для людей своего круга). Будучи подростком, Роберт освоил губную гармошку и варган, организовав музыкальный дуэт с одним из своих приятелей. Один глаз музыканта был поражён катарактой, из-за чего Роберт страдал слабым зрением и даже, стесняясь собственного вида, носил очки. Окончив школу, Роберт взял фамилию биологического отца, став Робертом Джонсоном. В феврале 1929 года, уже под этим именем, он заключил брак с 16-летней Вирджинией Трэвис. Их союз продолжался не больше года, поскольку в апреле 1930-го Вирджиния умерла при родах. Эта смерть послужила сильнейшим надломом в судьбе Роберта Джонсона. Он принял решение отказаться от оседлой жизни обычного мужа и фермера и выбрал стезю блюзового музыканта. Летом 1930 года в Робинсонвилле, где он в ту пору жил, волею судьбы оказался блюзмен Сан Хаус. Его голос хорошо знали в Дельте – не только по пластинкам: он постоянно выступал на «рыбных» пикниках, застольях и т. д. Темперамент его поистине был неистовым, он играл на гитаре бутылочным горлышком, как любят в Дельте. Всю жизнь Сан Хаус метался между дьявольской музыкой и святой музыкой – между блюзом и госпел. С музыкальной точки зрения они прекрасно «уживались». Роберт был поистине заворожён великим талантом Сан Хауса. Он, как любопытный щенок, повсюду старался следовать за Хаусом и его приятелем Вилли Брауном, часто выступавшими дуэтом. Джонсон следил за пальцами на грифе, он запоминал каждое слово, слетавшее с их уст, он буквально смотрел в рот этим мощным и свободным мужчинам. В том же 1930 году Джонсон в поисках отца отправился в Мартинсвилль близ родного ему Хейзелхёрста. Отца он там не нашёл, но судьба свела Джонсона с Исайей «Айком» Циннерманом. Айк был гораздо старше Роберта и привязался к нему, как к сыну. Кроме того, их объединяла страсть к блюзам. Айк рассказывал, что петь блюз он научился самостоятельно, причём репетировал по ночам на кладбище, сидя на надгробиях. Роберт души не чаял в новом учителе и проводил свободное время (а его было вдоволь) в компании Айка Циннермана. Он слушал, перенимал приёмы игры, – одним словом, впитывал всё, что старший товарищ ему с удовольствием сообщал о блюзе. Однажды Джонсон куда-то исчез, вернувшись уже совсем иным. Перед друзьями предстал не вчерашний робкий ученик, а настоящий мастер своего дела. Так зародилась легенда о том, что Роберт Джонсон заключил сделку с Дьяволом на перекрёстке 61 и 49 дороги в Кларксдейл (штат Миссисипи, США) – в обмен на умение играть настоящий блюз. В самых известных своих песнях, «Me and the Devil Blues», «Hellhound on My Trail» и «Cross Road Blues», легендарный музыкант непосредственно упоминает об этом.

Проживая в Мартинсвилле, Джонсон в мае 1931 года женился на Калетте Крафт. В 1932 году супруги переехали в Дельту, где Калетта умерла при родах. С 1932 года до самой своей смерти Джонсон исколесил всю Америку. Он больше не женился, проживая со случайными женщинами или жёнами своих приятелей. Первая сессия звукозаписи Роберта Джонсона состоялась 23 ноября 1936 года в одном из отелей города Сан-Антонио (штат Техас). В середине 1930-х годов звукозаписывающая техника была настолько примитивна, что от неё мало зависело качество продукта. Для неё не требовалось специально оборудованного помещения – только тишина. Поэтому её можно было установить в любом тихом месте, подставить небольшую металлическую воронку-раструб (типа микрофон) и завести специальный механизм, который процарапывал звуковую дорожку на алюминиевом диске. Поговаривают, что во время первого сеанса звукозаписи Роберт Джонсон жутко робел – уткнулся в стену и спиной к аппарату. Не считая дублей, Джонсон напел тогда 8 вещей. Через 2 дня, 26 ноября 1936 года, он воспользовался небольшим «окном» в графике работы других участников сессии и записал свой блюз про пистолет – «Блюз 32-20». На следующий день он получил гонорар ещё за 7 песен. Первый полноценный альбом с 15-ю песнями Джонсона вышел только в 1961 году, задолго после его смерти. А при жизни свет увидели лишь 6 композиций, и все они продавались более чем скромно. Последний раз Роберт Джонсон появился в студии 19 и 20 июля 1937 года. Действия разворачивались на этот раз в городе Даллас (штат Техас), где в одном из складских помещений была оборудована постоянная студия. Тогда ему удалось записать 13 вещей. Всего же в ходе пяти сеансов звукозаписи, первый из которых состоялся 23 ноября 1936 года, а последний 20 июня 1937 года, Джонсоном было записано 29 композиций (запись ещё одной композиции непристойного характера, исполненной по просьбе звукорежиссёров, остаётся ненайденной). Летом 1938 года Роберт Джонсон вместе со своим другом Сонни Боем Вильямсоном оказался в местечке под названием «Три Вилки». Это несколько километров от микроскопического городка в штате Миссисипи под названием Гринвуд. На околице у проезжей дороги располагалось некое увеселительное заведение – со стойкой бара, с музыкой, танцами и, как положено, с разборками и мордобоем. Музыкант чересчур фривольно повёл себя с чернокожей красавицей, принадлежавшей, как оказалось, владельцу данного заведения. Предчувствуя неладное, бдительный Сонни Бой выбил из рук Джонсона предложенную тому прямо во время танца откупоренную бутылку виски. Но вскоре музыканту, патетически воскликнувшему: «Никто не сможет выбить бутылку из руки моей!», протянули вторую бутылку, и Джонсон её осушил. Затем взял гитару и запел. Вскоре он неважно себя почувствовал. К двум часам ночи ему сделалось настолько плохо, что Джонсона пришлось отвезти в Гринвуд. Отравленный Роберт Лерой Джонсон умирал в невероятных мучениях несколько дней, что впоследствии указало на несостоятельность версии его отравления стрихнином (в таком случае он умер бы гораздо быстрее). Скончался 27-летний блюзмен 16 августа 1938 года. Такие дела. Персоне Роберта Джонсона посвящено несколько документальных и художественных фильмов, в числе которых: «В поисках Роберта Джонсона» (1991), «Слышишь, ветер завывает? Жизнь и музыка Роберта Джонсона» (1997), а также «Перекрёсток» Уолтера Хилла (1986). В телесериале «Сверхъестественное», в восьмом эпизоде второго сезона («Блюз на перекрёстке»), речь идёт о перекрёстке, на котором якобы заключил сделку Джонсон, и упоминается он сам. В фильме «Моя любовная песня» присутствует сцена, в которой рассказывается история о перекрёстке, где музыкант продал душу за талант. В фильме «О, где же ты, брат?» встречается темнокожий гитарист Томми Джонсон, утверждающий, что за умение играть на гитаре продал на перекрёстке душу дьяволу. Этот перекрёсток также фигурирует в 14-й серии первого сезона мультсериала «Металлопокалипсис». Песни Роберта Джонсона исполняли и исполняют Эрик Клэптон, «Led Zeppelin», Рай Кудер, «The Rolling Stones», «The Doors», Боб Дилан, «Grateful Dead», Джон Мэйолл, Питер Грин, «Red Hot Chili Peppers», «The White Stripes», Патти Смит и другие известные музыканты.

Диск в проигрывателе: ROBERT JOHNSON – «The Delta Blues Collection» (2013)

Трек дня: «Me and the Devil Blues»

Роберт Джонсон - легендарный чернокожий блюзмен. В его жизни многое неясно: Джонсон был незаконнорожденным, отец неизвестно кто, у него был жестокий отчим, три или четыре раза он менял имя, женился в семнадцать лет и через год овдовел. Юнцом он околачивался в Робинсонвилле, в компании Сона Хауса, Вилли Брауна и других титанов дельты Миссисипи, - и постоянно просился на сцену. Пару раз ему предоставили такую возможность. Оказалось, Джонсон посредственно играет на губной гармошке и уж совсем любительски - на гитаре, не умеет петь и начисто лишён чувства ритма. В девятнадцать лет он вдруг исчез. Когда год спустя он снова появился в городе, его по-прежнему никто не принял всерьёз. Но в перерыве музыканты вышли покурить и тяпнуть вискаря - и вдруг услышали звучащий из пустого зала дикий, фантастический по силе блюз! Все опрометью кинулись обратно - и выронили сигареты: на сцене сидел Джонсон и играл как никому и не снилось. Старые блюзмены были потрясены. Меньше чем за год неуклюжий подросток превратился в обаятельного виртуоза, затмевавшего всех и вся.

С этого момента и следует отсчитывать появление мифа. Ошарашенные успехами «младшего товарища», Браун и Хауз только и могли спрашивать: как же так? Где ты научился этому?

Джонсон рассказал байку о том, что есть некий магический перекрёсток, на котором он заключил сделку с дьяволом - отдал душу в обмен на умение играть блюз.

Культура чёрной Америки, замешанная на шаманстве, христианстве и сантерии, не признавала иного объяснения: ведь что-то случилось в те несколько месяцев, когда Джонсон якобы жил со своей семьёй в Хейзелхерсте! Джонсон не скрывал, что общался с дьяволом посредством вуду; так он достиг ритуального выхода за пределы своих естественных возможностей, что позволило ему совершить невероятный прыжок из подмастерьев в мастера. Он колесил по стране, возникая то здесь, то там, как привидение; «чёрный денди» в щегольском костюме, в шляпе и при галстуке, с неизменной сигаретой в углу рта, он сам был как дьявол и бравировал этим, когда пел: «Заройте моё тело на обочине шоссе, чтоб мой старый злой дух мог вскочить в автобус и поехать». Холодок пробирал от его строчек: «Я и дьявол ходим рядом, я и дьявол, о-о! ходим рядом, и я изобью свою женщину всласть!»

Все здесь сыграло свою роль - и загадочное превращение из ученика в мастера, и годы одинокого блуждания, без друзей, гонимым, одержимым, и полдюжины различных историй о его смерти, тайна которой прояснилась совсем недавно… Его боялись и боготворили. Порой его видели одновременно в разных городах, далёких друг от друга (а спутать его игру с чужой было немыслимо!) - он играл в насквозь прокуренных дешёвых клубах «баррель-хаус», в негритянских кабаках, наставлял рога всем мужикам направо и налево и записывал песни на дешёвых маленьких винилах «race records» - их в итоге набралось двадцать девять, этих блюзов, и каждый был сырым, грубым и прекрасным, как неотшлифованный бриллиант. Умер Джонсон в 1938 году, «корчась на полу и воя как собака», когда очередной ревнивый муж угостил его стаканчиком отравленного виски. Ему было всего двадцать семь.

Сказать, что блюза не было до Джонсона, значит соврать, но именно Джонсон добавил в него ту толику безумства, каплю запредельной чёрной мистики, после которой эта музыка не могла остаться прежней. Его записи - библия для всех, кто надумал играть блюз. Роберт делал на гитаре то, что до него никогда никто не делал. Странные, резкие звуки его голоса - то басовое рычание, внезапно срывающееся фальцетом на визг, то вопли и гнусавые причитания, его песни о сексе и бессилии, о дьявольских сделках с совестью и мужском бахвальстве, полные беспричинных проклятий и грубой чувственности, сопровождаемые тяжёлыми, яростными ударами по струнам гитары, звучащей как два или даже три отдельных инструмента, со сдавленным подвыванием, ритмы буги-вуги и мелодии, гонящие его мрачные тексты прямо по пустынному шоссе куда-то на запад от Мемфиса, - всё это поражает и сейчас, а тогда… Многие до сих пор всерьёз упорно ищут легендарный Перекрёсток, на котором Джонсон заключил свою сделку. Есть даже фильм про эту историю - мистический, слегка наивный, густо замешанный на блюзе, горечи потери и любви.

Новость отредактировал OzzyFan - 3-03-2013, 10:02

Сериал «Сверхъестественное» (Supernatural) , снятый в жанре фэнтези, быстро обрел популярность среди российских зрителей. Первый сезон вышел на экраны в 2005 году. Со дня премьеры было снято 11 сезонов, последний из которых стартовал в 2015 году. Каждый сезон насчитывает до 25 серий, в которых главные персонажи Сэм и Дин расследуют мистические события на грани ужаса.

Большой интерес не только у поклонников сериала, но и меломанов, вызывает музыкальное сопровождение. В написании саундтреков участвовали два композитора Кристофер Леннерц (Christopher Lennertz) и Джей Граска (Jay Gruska) .

Кристофер Леннерц пишет музыку к фильмам, телевизионным шоу и видеоиграм и имеет богатый список заслуг, в числе которых есть и «Грэмми» за лучший латинский рок-альбом – это было во времена его работы с Ozomatli и их совместной записи пластинки Street Signs в 2004 году. Если говорить о «Сверхъестественном», то за свои выдающиеся музыкальные композиции Леннерц был номинирован на «Эмми» – премию в области телевидения.

Джей Граска , помимо создания саундтреков к фильмам, известен и как композитор к популярным в России в 2000-е сериалам «Зачарованные» и «Беверли-Хиллз 90210». Граска рассказывает, что «несмотря на свою длинную и насыщенную карьеру, он по-прежнему ощущает себя студентом, когда сочиняет музыку, и искренне радуется всякой возможности погрузиться или в уже знакомую ему сферу, или познать тонкости нового ремесла».

Сериал «Сверхъестественное» от первой до последней серии наполнен невероятными историями, но особый интерес вызывает 8 серия 2 сезона – «Блюз на перекрестке» (Crossroad Blues).

Сюжет основан на легенде о Роберте Лерое Джонсоне (Robert Leroy Johnson). История гласит, что Джонсон якобы продал душу дьяволу, лишь бы виртуозно играть блюз. Все произошло в штате Миссиссиппи. Будущий блестящий гитарист и певец однажды заявил друзьям, что научится играть блюз так, что равных ему не будет во всем мире. Его слова не восприняли всерьез – ведь у Роберта не было на тот момент никаких выдающихся способностей и музыкального таланта. Однако спустя некоторое время Лерой Джонсон пропал из виду соседских мальчишек. Он отсутствовал несколько месяцев и вернулся так же внезапно, как и исчез.

Читайте детектив о джазе, сексе, убийствах и трудных временах Нового Орлеана – книга

Вернувшись в родной город, он сыграл на гитаре блюз… Местные музыканты были поражены. От прежнего блюзмена-любителя не осталось и следа – перед ними был профессионал, играющий настолько завораживающе, что трудно было поверить в то, что перед ними тот же человек – Роберт Лерой Джонсон. Тогда и родилась легенда о блюзмене, заключившем сделку с самим дьяволом. После смерти легендарного блюзового гитариста поклонники музыканта отчаянно пытались развенчать этот миф, утверждая, что Джонсон был наделен талантом с самого рождения и, когда он стал популярным – просто пришло его время.

Серия «Блюз на перекрестке» начинается в том же штате Миссиссиппи в 1930 году. За возможность стать неподражаемым гитаристом Роберт Лерой Джонсон заключает сделку с красноглазым демоном, или Демоном Перекрестка, готового за душу просящего исполнить любое его желание. Сделка состоялась и была закреплена поцелуем. Спустя 8 лет в баре «Ллойд» Джонсон играет блюз на гитаре. Услышав на улице лай собак, он бросился бежать, чтобы спрятаться. Но безуспешно. Роберта находят умирающим, и он постоянно твердит о черных псах с красными глазами.

Наши дни. Сэм и Дин узнают о смерти Шона Бойдена – архитектора, сбросившегося с крыши здания, построенного по его же проекту. Очевидцы рассказали, что он без конца повторял про собаку в здании…


В серии звучат саундтреки :
  • Robert Johnson – Hell Hound On My Trail
  • Robert Johnson – Crossroad Blues
  • Son House – Downhearted Blues
  • Little Walter – Key To The Highway
  • Brian Tichy – Chaos Surrounds You
  • Nazareth – Hair Of The Dog

Джонсон был непревзойденным интерпретатором, поднявшим простые музыкальные формы до уровня произведения подлинного искусства, в то время как многие другие довольствовались лишь соблюдением канонов. Джонсон был первым блюзменом своего поколения, который творчески пользовался записями других артистов, приспосабливая и совершенствуя их идеи до такой степени, что созданные ими и вдохновившие его композиции отныне звучали только как произведения самого Роберта Джонсона.

Отвлекаясь от того, насколько изучено к настоящему времени его творчество, необходимо отметить, что только его первая пластинка, "Terraplane Blues", имела какой-либо коммерческий спрос, и даже его друзья и близкие оставались в неведении относительно судьбы его записей, когда к ним обращались исследователи, такие как Гэйл Дин Уордлоу (Gayle Dean Wardlow) и Мак МакКормик (Mack McCormik). Всего же в ходе 5 сеансов записи, первый из которых состоялся 23 ноября 1936 года, а последний 20 июня 1937 года, Джонсоном было записано 29 композиций (запись еще одной композиции непристойного характера, исполненной по просьбе звукорежиссеров, остается ненайденной). Так и не было установлено, какие из его композиций были (и были ли вообще) разучены специально для студийной записи, а какие исполнялись им регулярно, хотя выступавший с ним вместе Джонни Шайнз (Johnny Shines) был очевидцем эффекта, производимого на слушателей исполнением песни "Come on in My Kitchen".

Точно так же и образ Джонсона как застенчивого, нелюдимого гения блюза был создан на основе манеры Джонсона поворачиваться спиной к звукорежиссерам и петь, отвернувшись в угол комнаты, что Рай Кудер (Ry Cooder), однако, характеризует как "corner loading" - прием, позволявший добиться более звучного пения. Эта звучность и четкость игры на гитаре очевидны с самого первого прогона блюза "Kind-Hearted Woman", который, как и "I Believe I"ll Dust My Broom" и "Sweet Home Chicago", исполняется без украшений в виде игры "боттлнеком". Все восемь номеров, записанные на первом сеансе записи Джонсона, являют собой примеры использования облегченных ритмических структур (позднее ставших характерными для послевоенного Чикагского блюза и в особенности Джимми Рида (Jimmy Reed)), переложенных им для гитары на основе "гуляющих басов", обычно воспроизводимых левой рукой буги-пианиста.

Через 2 дня было записано еще восемь номеров, в их числе "Walkin" Blues" из репертуара Сон Хауса, и "Cross Road Blues", отголосок легенды, согласно которой Джонсон продал свою душу дьяволу за искусство исполнения блюзов; а также "Preachin" Blues" и "If I Had Possession over Judgement Day" волнующее исполнение которых свидетельствует о высочайшем уровне мастерства Джонсона.

Последняя черта под его репертуаром была подведена семь месяцев спустя, на сеансе записи в Далласе, длившемся в течение двух выходных дней 19 и 20 июня 1937 года. 11 записанных тогда песен представляют широкий диапазон чувств, где меланхолия, нежность и открытые сексуальные намеки уступают место демонической одержимости, паранойе и отчаянию. Тенденциозные критики склонны считать "Hellhound on My Trail" и "Me and the Devil" скорее буквальными признаниями, нежели эффектными воплощениями переживаний, обозначенных в текстах этих композиций.

Способность Джонсона к передаче душевных волнений в сочетании с упомянутым подходом к заимствованию тем и приемов у современников противоречат фантастическим объяснениям его достижений. С другой стороны, драматизм музыки Джонсона несомненно является отражением драмы его жизни, жизни скитальца-музыканта, всегда искавшего, как произвести впечатление на женскую часть аудитории. Один такой флирт позднее явился причиной его смерти - спустя год после его последнего сеанса записи, во время выступления в забегаловке в Три Форкс (Three Forks) недалеко от Гринвуда, штат Миссиссиппи, спиртное, которое пил Джонсон, было отравлено одним из мужей-ревнивцев. Примерно в это же время сотрудник компании "Коламбиа" (Columbia) Джон Хэммонд (John Hammond) уже разыскивал Джонсона для того, чтобы организовать его выступление, как представителя сельского блюза, на концерте, названном "От спиричуэла к свингу" (From Spiritual to Swing), который состоялся в Карнеги-холле (Carnegie Hall) в Нью-Йорке 23 декабря 1938 года. Вместо Джонсона там выступил Биг ("Большой") Билл Брунзи (Big Bill Broonzy).

Роберт Джонсон был уникальным музыкантом, не имеющим себе равных ни среди современников, ни среди его последователей. Степень его влияния на последующее развитие музыки не подлежит умалению, хотя его творчество не стоит рассматривать в изоляции от творчества его современников. Имя Джонсона было не забыто благодаря предпринятому в 80-е годы проекту по переизданию полного каталога его записей.