Рисование капители. Изучение пропорций и характерных движений фигуры человека

Рисунок тосканской, дорической, ионической греческой, ионической римской, коринфской и композитной колонн.

Для того, чтобы верно выбрать колонны, которые будут украшать фасад дома, многие ищут картинки, колонны на которых подчеркивают задуманный стиль или даже являются стилеобразующим элементом. Поскольку колонны в европейской архитектуре - продукт античного творчества, стоит ознакомиться с колоннами на рисунках из альбомов, которые составляли историки архитектуры. При желании создать сооружение, напоминающее античное, можно посмотреть колонны на фото древних храмов Греции. Например, иллюстрацию храма Зевса в Олимпии, строительство которого вел Либон, а затем Фидий между 472 и 456 гг. Храм Зевса - дорический периптер. По периметру храм украшала дорическая колоннада: 13 колонн располагались вдоль боковой стороны фасада, 6 колонн вдоль коротких сторон под фронтоном - основных фасадов. Этот ритм и соотношение между параметров сторон демонстрирует основные пропорции, используемые греческими зодчими.

Иллюстрация храма Зевса в Олимпии - предположительно так выглядело это античное сооружение до разрушения.

В последнее время все чаще при украшении фасадов используются готовые колонны, выполненные из различных материалов, например из полиуретана. Картинки таких колонн представлены на сайте, и из них можно выбрать наиболее подходящие по стилю. Такого типа колонны используют в случае, если они не несут нагрузки. В случае, если нагрузка есть, то используются несущие колонны из стали или железобетона, которые могут быть отделаны декором. Именно для таких случаев колонны из полиуретана выпускаются в виде двух полуколонн..jpg Но колонны - принадлежность не только античной греческой и римской культур. Если есть желание украсить фасад дома египетскими мотивами, можно использовать колонны египетского стиля. Для ознакомления с египетским стилем можно изучить картинки с колоннами Древнего Египта, сохранившиеся до наших дней. На египетских колоннах наносили письмена, орнаменты. Колонны могли иметь гладкие стволы или напоминать переплетающиеся растения. Иногда капители напоминали бутон или раскрывшийся цветок папируса.

Египетские колонны очень красочны и изобразительны.

Очень информативна в плане египетского стиля будет колонна с хатхорической капителью, изображающей голову богини Хатхор, как колонны на фото внизу.

Египетские колонны с хатхорической капителью. Святилище Хатхор. Гипостильный зал. Литография 19 в.

Усилить эффект могут скульптуры, которые устанавливают перед колоннами и опирают на них, которые не несут нагрузки. Образец такого симбиоза на картинке с колоннами ниже.

Колонны и скульптуры в Мединет-Абу, Рамессеум ансамбль Джосера в Сакаре, храм Рамзеса III. 1185 — 1153 гг. до н. э.

Конечно, в современных домах изменяются пропорции колонн в соответствии с высотой здания. Кроме того, буквальные цитаты исторических прообразов могут оказаться претензионными, но орнаментальные мотивы и элементы колонн, как на рисунке внизу, перенести можно.

Орнаментальные мотивы египетских колонн и рисунки можно перенести на колонны в современных зданиях.

Колонны присущи и восточному зодчеству, например, архитектуре Индии. Индия для западного человека нередко была предметом мечтаний. Дом в индийском стиле станет ярким акцентом, привлекающим внимание, и основным элементом станут колонны, как на фото ниже. Не так просто выделить единый индийский стиль, так как индийская архитектура представлена большим количеством направлений, которые сложились из традиций большого количества народностей, проживающих на территории этой страны. Но если решают включить в дизайн современного фасада колонны с индийскими мотивами, то получают желаемый эффект. Ориентироваться можно на картинки с колоннами, которые, например, относятся к эпохе Маурьев (начало правления царя Ашоки Маурья, когда страна достигла расцвета -262 г. до н. э.). В качестве образца может служить колонна Ашоки (Сарнатха). Колонна Ашоки была создана в начале 3-его века. До наших дней сохранилось основание, на котором высечены слова из Дхарма Чакры - (Колесо Закона) - кодекса государства. Капитель с четырьмя львами хранится сейчас в Археологическом Музее Сарнатха, она стала национальной эмблемой Индии и символом на гербе страны. Фигуры львов словно охраняют власть, глядя на все стороны света. На их спинах колесо, символизирующее движение вселенной. Под фигурами львов находятся рельефы с динамичными изображениями животных, словно бегущих друг за другом, символизируя замкнутый цикл человеческой жизни. Опорой для фигур служит лотос, обращенный лепестками вниз. Можно также за основу взять картинку с колонной Ашоки в Рампурве, с фигурой быка, стоящего на колоколе. Несмотря на то, что такие колонны обозначали территорию властителей и не являлись украшениями индийских фасадов, идею можно использовать в декоре современного здания для придания ему индийского стиля.

Капитель с четырьмя львами колонны Ашоки. 3 в. н.э. хранится в Археологическом Музее Сарнатха.

Другим вариантом индийского стиля может быть резная колонна с объемными фигурами на сюжеты индийской мифологии и письменами, которая может быть сделана как из камня, так и из искусственных материалов, имитирующих камень, чтобы она напоминала, например, колонну на фото ниже.

Колонны храма Кришны в Наггаре.

Или колонны напоминают, например, колонны на фото из храма Маликарджуна

Интерьер храма Маликарджуна.

Определившись со стилем здания и дизайном фасада, выбирают картинки с колоннами, подходящими к конкретному строению и той идее, которую хотел передать архитектор.

Конструктивный рисунок - это раздел дисциплины академического рисунка - рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Вы создаёте «каркас» того объекта, который собираетесь нарисовать. А для того, чтобы создать такой каркас, вам необходимо проанализировать изображаемый предмет. Конструктивный рисунок начинается с анализа.

Присмотритесь, подумайте, из чего состоит объект? Из каких геометрических тел? А какие есть простейшие геометрические тела? Это куб, шар, цилиндр, конус, призма и т.д. Если вы научитесь видеть в окружающих вас предметах геометрические тела, то вы легко сможете создавать каркас, или, точнее, конструктивный рисунок.

Для примера, возьмём обыкновенную бутылку. Она вмещает в себя цилиндр, может быть, конус (усечённый), также, может быть, усечённый шар или тор. Или, например, шкаф или стол, - состоит из четырехгранной призмы или, может быть, из кубов и параллелепипедов.

Поэтому первый шаг - учимся находить во всём, что нас окружает, геометрические тела. Это поможет развить объёмное мышление.

Второй шаг - изображение «каркаса». Нужно научиться правильно размещать геометрические тела, из которых состоит изображаемый предмет, в пространстве. Для этого нужны знания по линейной перспективе.

То есть нужно знать, что такое линия горизонта, точки схода и как воспользоваться этими знаниями. Например, когда рисуем обыкновенный куб, мы изображаем линии параллельных граней куба так, чтобы они сходились в одной точке или в двух точках на линии горизонта.

Второй момент - это осевая линия.

Она помогает создавать конструкцию правильно. Например, нам нужно нарисовать два цилиндра разных по толщине, то есть разного диаметра. И один цилиндр располагается над другим. Делаем, например, конструкцию бутылки. Для этого нам нужна осевая линия. Если бутылка стоит, то эта линия будет вертикальной.

Проведите вертикальную линию. Нарисуйте прямоугольник (основная часть бутылки) так, чтобы эта линия проходила посередине. Нарисуйте ещё один прямоугольник (горлышко) поменьше так, чтобы осевая линия проходила посередине. Теперь вам нужно нарисовать (построить) 4 эллипса - снизу и сверху каждого из прямоугольников.

Уже становится что-то более похожее на бутылку. Или вот вам другой вариант конструктивного рисунка. Если вы рисуете бутылку в перспективе, так, как бы смотрите на неё сбоку и немного сверху. Как в таком случае создаем конструктивный рисунок? Сначала рисуем уже не два прямоугольника, а две четырехгранные призмы, из которых потом получим два цилиндра.

Понятно, сначала одна призма - основная. Далее на нижней и верхней плоскостях этой призмы проводим диагонали, получаем две точки. Соединяем эти точки - получаем среднюю ось. Эта ось поможет нам построить правильно еще одну призму, из которой создадим цилиндр горлышка бутылки.

Поставив одну призму на другую, строим два цилиндра. После этого, округляем углы, придаём этой конструкции правдоподобность бутылки. Создавать можно не только конструкции таких простых объектов, как посуда, мебель, но и животных и даже человека.

Несмотря на сложность строения человека или животного, мы можем найти в них простые геометрические тела - цилиндры, призмы, кубы, шары и т. д. Просто, чтобы освоить конструктивный рисунок, нужно видеть, как бы насквозь, из чего состоит то, что мы рисуем.

Объёмное мышление начинайте развивать с обыкновенного куба. Нарисуйте его на листе бумаги, это, как ни крути, основа. Именно с этого начинается конструктивный рисунок. Куб представляет нам три измерения пространства - ширину, высоту и глубину.

Последняя, то есть глубина, - это иллюзия, так как глубины у нас не может быть на плоскости листа. Здесь приводится несколько примеров конструктивного построения.

Именно таким образом создаётся каркас или обёртывающая поверхность для будущего предмета. Это и есть конструктивное построение.

Теперь взглянем на примеры конструктивного поэтапного рисунка от простых геометрических форм до фигуры человека:

Методология поэтапного рисования...


Конструктивный анализ формы предметов быта.


Изучение перспективы на примере кубов различного размера.



Натюрморт из геометрических тел.


Предметный натюрморт на этапе придания формы.



Законченный предметный натюрморт.



Простой столовый натюрморт.


Рисунок сложного предмета.


Рисунок гипсовой палетки.



Рисунок капители колонны Ионического ордера.


Рисунок драпировки.


Перспективный рисунок интерьера.


Конструктивный анализ формы черепа со штриховкой.


Рисунок обрубовки человеческой головы.


Рисунок экорше человеческой головы.


Рисунок глаза Давида - упражнение на понимание формы частей человеческой головы.


Конструктивное построение человеческой головы (лицевая часть).


Конструктивный анализ головы человека со слабой штриховкой.


Рисунок гипсовой головы кондатьера Гаттамелата.



Анализ формы гипсовой головы Аполлона Бельведерского в нескольких ракурсах.



Рисунок головы Зевса в двух ракурсах.


Рисунок головы фаворита императора Адриана - Антиноя.

Инструкция

Рисовать, конечно, лучше всего с натуры. Но мало кто держит у себя дома макеты архитектурных деталей в натуральную величину, поэтому не исключено, что придется обойтись картинкой. Однако можно использовать и современные средства. Например, найдите подходящее , досмотрите его до места, где капитель будет в нужном вам ракурсе, и сделайте стоп-кадр. Это, конечно, не объемный макет, но представление об освещении и соотношении форм такой способ дает.

Рассмотрите капитель . Вы увидите, что она состоит из нескольких деталей. Наверху находится массивная квадратная плита, ее еще называют абакой. Еще выше - плита потоньше, она называется полочкой. Если начертить эти плиты в верхней проекции, то центры их совпадут, а стороны будут параллельны. Под абакой у дорической капители находится что-то вроде чаши - широкая деталь, образованная вращением шара. Это эхин. Под ним вы видите поясок, состоящий из отдельных частей, еще ниже - цилиндр. Он заканчивается идущей по кругу полочкой, которая и является переходом собственно к колонне. Это самый простой вариант капители. Под верхней плитой могут находиться изображения растений и животных, поясок может быть резным - ну и так далее.

Начинайте рисовать тонким твердым с осевой вертикальной линии. Самый удобный ракурс - когда середина верхней плиты находится прямо перед вами. В этом случае она совпадает с осью симметрии, и вам остается только определить соотношение размеров. Но, конечно, можно выбрать и любой другой ракурс.

Определите соотношение высот самых крупных частей. За основу возьмите часть колонны между поясками. Высота ее примерно в 2 раза меньше ширины. Наметьте высоту точками, затем отложите от каждой точки вправо и влево равные ей расстояния. Вниз отложите отрезки, примерно равные 1/6 высоты этой части капители. Для эхина отведите высоту, равную примерно 2/3 от высоты колонны между поясками, и примерно столько же - на высоту плиты без полочки.

Определитесь с шириной эхина и верхней плиты. Нижний диаметр эхина чуть шире основной колонны, а верхний - равен стороне плиты. Сама же плита примерно в 2 раза шире основной колонны. Для верхней полочки отведите ширину чуть побольше.

Соедините намеченные точки. Все части капители соедините прямыми линиями либо дугами, в зависимости от того, в каком положении по отношению к вам находится капитель . Овальную часть можно нарисовать так же, как вы рисуете стакан - двумя прямыми линиями, между которыми сверху и снизу располагаются овала. Лишние линии уберите. Боковые части эхина прорисуйте дугами, выпуклая часть которых направлена от колонны. Пририсуйте поперечные линии. Передайте штриховкой форму капители. Те части, которые находятся дальше от вас, сделайте более темными.

Капитель состоит из трех основных частей (рис.87). Верхняя часть, абака, представляет собой толстую квадратную плиту, которая венчается каблучком и полочкой. Под ней находится эхин, затем - переходная к колонне часть, состоящая из трех поясков или шейки, которая сопрягается со стволом колонны. Чуть ниже имеется выступающий валик с полочкой, называемый астрагалом, который также сопрягается со стволом колонны через выкружку. Если мысленно представить капитель без мелких элементов: эхина с поясками, астрагала с полочкой и без рельефа выкружки, то нетрудно определить, из каких геометрических форм состоит ее основа. Разумеется, ствол колонны состоит из цилиндра, а абака - из толстой квадратной плиты, расположенной симметрично по центру на верхнем основании цилиндра. При отдельном рассмотрении ее дополнительных элементов можно видеть, что профиль эхина близок к четвертному валу, а астрагал представляет собой тело, образованное движением шара по окружности на некотором удалении от поверхности цилиндра, с примыкающей к нему снизу полочкой.

Формы капителей, независимо от их разнообразия и стилистики, в основе всегда имеют правильные геометрические формы, чаще относящиеся к телам вращения. Сочетания различных поверхностей образуют сложные формы, из-за чего рисование капители в учебном процессе относят к наиболее сложным задачам.

Работу над рисунком капители следует начинать с композиционного размещения изображения на листе бумаги после предварительного осмотра натуры со всех сторон с тем, чтобы определить наиболее выгодную для размещения изображения точку зрения. От того, насколько выразительно выбрана точка зрения, во многом зависит успешное решение композиционной задачи.

Построение изображения начинают с общей формы. Учитывая, что ее основу составляют тела вращения, вначале следует определить общую вертикальную ось капители, а затем приступить к перспективному построению изображения. При этом очень важно строго следить за пропорциональными соотношениями всех частей и целого.

При изображении классических ордеров чрезвычайно важно с самого начала как можно точнее выдержать основные пропорциональные величины. От того, насколько правильно будут определены основные размеры капители, будет зависеть правильность соотношения величин остальных ее элементов. Помимо важности соблюдения пропорции, не менее важно уметь правильно построить объемно-пространственную конструкцию капители.

Построение конструкции капители можно начинать с квадратного основания абаки или с окружности верхнего основания четвертного вала. Здесь главное - верно построить в перспективном ракурсе два соединяющих элемента. Но, как показывает длительная практика, преобладающее большинство студентов сталкивается с трудностями при вписывании окружности в квадрат (эллипса в ромб). Необходимо отметить, что строя квадрат в перспективе, с тем чтобы потом вписать в него окружность (эллипс), нужно помнить, что независимо от положения углов плиты относительно точки зрения и ее ракурсов, эллипсовидная окружность должна быть всегда построена строго в горизонтальном положении с учетом перспективных сокращений. Причем середина каждой из сторон квадрата плиты должна касаться окружности (эллипса). Недопустимо пытаться подогнать изображение эллипса к неправильно построенному квадрату. Это приведет к значительным искажениям, как самих элементов, так и всего изображения.

Рис. 88 Перспективное построение изображения капители дорического ордера

Студентам при подобных осложнениях рекомендуется начинать с построения эллипса, а затем с видимого ракурса попробовать построить на его основе абаку. Убедительность построения двух элементов зависит от правильного построения самого эллипса, что подробно рассматривалось в предыдущих заданиях по изображению геометрических тел, в частности, при построении тел вращения и их окружностей в перспективе.

Закончив построение верхних элементов конструкции капители, приступают к построению основания ствола колонны. Учитывая ракурсные положения натурной модели, следует опираться на закономерности перспективы. Если предмет находится высоко над линией горизонта или приближен к такому положению, то эллипсы, находящиеся в верхней части, будут шире, чем эллипсы, находящиеся ближе к рисующему.

Соотнося пропорции частей и целого, дополнительно уточняйте их местоположение. Затем легкими линиями стройте все необходимые окружности (эллипсы) деталей капители. При их построении очень важно прорисовывать не только видимые, но и невидимые элементы капители как бы насквозь, прозрачно, что способствует правильному изображению объемной конструкции капители.

При уточнении деталей капители необходимо исходить из логики конструктивного строения элементов и их частей. Так, например, профиль полочки с выкружкой на абаке, у ближнего вертикального ребра, как правило, смещается то вправо, то влево, в зависимости от ее положения относительно рисующего и т.п. Построение разных деталей капители показаны на рисунке. В процессе работы над рисунком следует время от времени подходить к изображаемой модели, изучать заинтересовавшую форму тех или иных деталей. Это поможет в определенной степени при их уточнении в рисунке.

При изображении половинчатой формы капители студенты часто забывают, что это - часть целого. Следовательно, чтобы получить правильное изображение половины капители, необходимо произвести полное построение изображения, а не только его видимой части. Только после этого можно приступать к определению половины капители в соответствии с ее положением относительно рисующего. Чтобы произвести необходимое вертикальное сечение, следует, с учетом перспективы, разделить пополам эллипсы оснований, а затем и основание квадрата плиты-абаки. После проверки и дополнительных уточнений ненужную половину можно слегка ослабить, но не избавляться от нее сразу, так как при дальнейшей проработке и уточнениях на нужной половине могут быть допущены некоторые искажения.

Таким образом, непременным условием завершения работы над построением рисунка капители является проверка на расстоянии. Только с определенного расстояния можно увидеть те или иные недочеты. Особое внимание необходимо обратить на пропорции, перспективу, характер, объемно-пространственную форму и общее состояние рисунка. После уточнения построения и исправления допущенных ошибок, следует перейти к выявлению объемной формы светотенью. Для начала необходимо наметить границы собственных и падающих теней, а затем нанести легкий тон на теневых участках с последующей постепенной проработкой светотени на всем изображении и вокруг него, постепенно приводя рисунок к определенной степени завершенности.

Основы академического рисунка. Урок № 17. Ионическая капитель.

Характерной особенностью ионической капители (рис. 42) является своеобразная пластическая обработка ее сторон: две стороны имеют один характер обработки, две другие — иной.

Основные элементы дорической капители, такие как абака, эхин и астрагал, также составляют основу ионической капители, но полка абаки в ней как бы вытягивается и заворачивается в спирали — волюты. Эхин же в виде четвертного вала, обработанного иониками (см. урок «Дорическая капитель») частично закрывается завитками волют, а место примыкания эхина к завиткам волю — лепестками (пальметтами). Спираль волюты состоит из трех витков и подходит к центру, так называемому глазку, в виде маленького вогнутого кружка (рис. 43, 44). На боковом фасаде волюта имеет вид свитка, перетянутого посередине ремнем (либо без него), называемого балюстрой.

Ствол колонны в ионическом ордере обычно обработан канелюрами, более глубокими, чем у дорической колонны и отделенными друг от друга полосками поверхности ствола (фуста), так называемыми дорожками. Карниз абаки имеет полочку, поддерживаемую каблучком.

Сама абака с волютами приподнята над эхином и лежит как бы на возвышении со скошенными краями. Эхин, таким образом, выходит за края абаки с лицевой стороны, а не располагается непосредственно под ней, поскольку имеет больший диаметр, чем длина полки абаки. В этом также особенность построения ионической капители по сравнению с построением тосканской и дорической и, следовательно, большая сложность в рисовании ее.

Последовательность рисования ионической капители принципиально не отличается от последовательности рисования тосканской. Также сначала намечаются в листе основные массы капители относительно центральной оси: цилиндр ствола и абака с волютами. Причем волюты обобщенно можно представить вписанными в прямоугольный параллелепипед, плоскую коробку с высотой, равной высоте волюты и как бы одетой на ствол капители (рис. 45). Затем на фасадной стороне (длинной стороне коробки) намечается размер волют по ширине (он меньше размера по высоте) и расстояние между ними (оно примерно в полтора раза больше ширины волюты). После этого необходимо найти положение по высоте эхина с валиком и полочкой под ним и наметить высоту стенки абаки.

Далее, в прямоугольники, отведенные для волют, врисовываются спирали волют с учетом перспективного сокращения при заданном развороте капители (рис. 46, 47). Важно при этом помнить, что свитки (балюстры) на боковом фасаде капители имеют форму трубчатого цилиндра и толщину обода волюты нужно рисовать как часть этого цилиндра для правильной прорисовки сопряжений наружного и внутреннего обвода (абриса) ее. Кроме того, важно правильно соотнести перспективные сокращения двух цилиндров, в которые вписаны балюстры волют.

И еще один важный момент.

Чтобы правильно нарисовать в перспективе видимую между волютами часть эхина с иониками, необходимо наметить полную его форму (как в тосканской или дорической капители) относительно оси симметрии ствола и только после приступать к разбивке осей иоников. При этом важно не забывать следующего положения: размеры в перспективе тех или иных частей формы (при нормальном ракурсе и 3-кратном удалении от нее) остаются приблизительно в тех же соотношениях, какие они имеют при фронтальном расположении. Иными словами, если часть меньше целого, то в перспективном сокращении она будет всегда меньше его (рис. 45, 48, 49, 50).


Использованы материалы работ Т. С. Ветлинской и Н. Ф. Маркова.