Профессиональная самореализация личности. Самореализация личности - это что такое? Как связаны самоопределение и самореализация личности

Вы когда-нибудь задумывались над тем, как знаменитые и успешные люди добились своего нынешнего положения? А Вы хотите изменить собственную жизнь? Сделать ее лучше и интереснее, добиться настоящего успеха?

Каковы бы ни были конкретные причины успеха того или иного человека, главное, что характеризует всех успешных людей - это высокий уровень их личностной самореализации.

Под самореализацией гуманитарная психология, основоположником которой считается известный американский психолог и философ А. Маслоу ***, понимает состояние осуществления внутренней природы человека. Самореализация означает все более полное становление собой, выражение своей внутренней сущности на внешнем уровне жизни. Это то, что делает человека незаурядной личностью.

Самореализация - это раскрытие собственных возможностей - и это тот путь, который ведет человека к более счастливой и успешной жизни.

Самореализация - высшая потребность человека

Психология и нейрофизиология исходят в общем и целом из того, что современный человек реализует в среднем всего лишь 5- 10% своего потенциала. Если Вы представите, что пианист при игре пользуется только левым мизинцем, то получите наглядное представление о том, что это значит. Может ли такая игра принести удовольствие самому пианисту, не говоря уже об успехе у зрителей?

А. Маслоу является автором иерархической модели потребностей человека - так называемой "пирамиды потребностей ". Чем "выше" уровень потребностей, тем больше счастья способно доставить человеку их осуществление. Наибольший уровень счастья и удовлетворения приносят "высшие " потребности, которые напрямую связаны с самореализацией человека, с саморазвитием.

Однако, пока более "низшие " потребности не удовлетворены, человеку трудно обратить свой взор к потребностям более высокого порядка и ощутить ту радость, которую они в состоянии дать. Повседневные заботы о еде и одежде, работе и жилище часто полностью поглощают человека. В такой жизни мало радости и мало смысла. С точки зрения А. Маслоу, это своего рода подготовка к жизни, нежели действительная жизнь. Не случайно многие люди современного общества испытывают фрустрации, депрессию , связанные со смутным или явным осознанием рутинности и бессмысленности своего существования, своей нереализованности . По оценкам медиков, прозвучавших на Международной Конференции ВОЗ, проходившей в Москве 28 апреля 2011 г., около 30% населения западного мира страдают депрессией, а через 20 лет эта цифра составит уже 50%.

Последние три уровня: "познание", "эстетические потребности" и "самореализация" вместе называют "потребностью в самовыражении" или духовными потребностями.

А. Маслоу исходит из того, что человеческая жизнь приобретает тем больше смысла и удовлетворения, чем больше делается для реализации так называемых "крайних" или "главных ценностей", т. е. любви, свободы, правды, справедливости и красоты.

Но важна и обратная связь: чем выше уровень самореализации человека (уровень раскрытия собственных способностей), тем легче человек достигает своих целей с точки зрения удовлетворения потребностей более низшего порядка. Самореализация означает рост личной эффективности человека в любой области жизни.

В итоге самореализовавшийся человек удерживает в равновесии идеализм и материализм, "высшее" и "низшее". Материальная сторона жизни приносит ему такое же удовлетворение, как и духовная.

Самореализация - зрелость личности

Самореализация означает максимально полное раскрытие не только индивидуальных, но и универсальных качеств, присущих всякому развитому человеческому существу.

Самореализация - это формирование определенных качеств личности, наиболее полно отражающих внутреннюю природу человека, которая совершенна.

Внутренняя природа человека - это сознание , которое, являясь самой сущностной характеристикой человека, определяет весь стиль его мышления и поведения. Поэтому самореализация напрямую связана с раскрытием полного потенциала сознания человека. Можно сказать, что самореализация - это показатель определенной внутренней зрелости сознания человека. Все более полное использование потенциала сознания человека делает его все более совершенной личностью.

А. Маслоу исследовал людей, которые стали незаурядными личностями (деятелей искусства, предпринимателей и политиков). В результате он установил признаки, которые характеризуют самореализовавшихся людей.

  1. Тот, кто достиг цели раскрытия собственных возможностей (самореализации), яснее воспринимает действительность. Он в состоянии лучше различать реальность и надежды, ожидания или веру.
  2. Самореализовавшийся человек принимает себя таким, какой он есть.
  3. Поведение того, кто достиг высокого уровня самореализации, характеризуется непосредственностью, простотой и естественностью. Ему чужды искусственность и страсть к эффектам.
  4. Человек, достигший самореализации, ориентирован не на себя, а на решение проблемы. Он не слишком поглощен заботой о самом себе, а живет ради выполнения задачи, цели или миссии, важной для всех. Самореализовавшийся человек действует с ответственностью, а не как "шахматная фигура".
  5. Одиночество не гнетет его. Он самодостаточен.
  6. Люди, достигшие высокой степени самореализации, легче переносят так называемые "удары судьбы", лишения, фрустрации и т. п. Они в большей степени независимы от влияний окружающего мира. Это поднимает их над обстоятельствами, позволяя им направлять свою жизнь в нужное для них русло.
  7. Они в состоянии постоянно производить переоценку основных жизненных ценностей, какое бы это ни производило впечатление на других людей. Это означает также, что самореализовавшиеся люди не ведают скуки.
  8. Люди, достигшие самореализации, подчас испытывали мистические чувства, как то: неограниченных возможностей, неописуемого удивления по отношению к действительности, бесконечности времени и пространства и др.
  9. Самореализация делает отношения людей, достигших ее, с другими людьми более полноценными и гармоничными. Самореализовавшиеся люди чувствуют единение с другими более отчетливо, чем "средний человек", но круг их близких друзей ограничен.
  10. Люди, достигшие самореализации, обладают демократичным характером: относятся одинаково дружелюбно к людям любого типа. Они всегда открыты для того, чтобы учиться у каждого чему-нибудь.
  11. Такие люди обладают ясными моральными представлениями и твердыми этическими принципами. Им не надо объяснять, что правильно, а что нет; но их воззрения на добро и зло часто не совпадают с мнением большинства.
  12. Они понимают юмор, но не смеются злобным шуткам, больно ранящим других людей, а также таким шуткам, в которых высмеиваются слабости других. Поэтому по сравнению с "обыкновенными людьми" они выглядят сдержанными.
  13. Творческие способности, оригинальность или изобретательность непременные спутники самореализации и присущи всем самореализовавшимся людям. У самореализовавшихся людей постоянно возникают новые идеи.
  14. Люди с высоким уровнем самореализации достаточно терпимы, но в критических ситуациях проявляют решительность и мужество.
  15. Самореализовавшиеся люди исключительно преданы своей семье.

Самореализация и Техника Трансцендентальной Медитации

Техника Трансцендентальной Медитации Махариши является простым и эффективным способом развития полного умственного потенциала человека и роста уровня его самореализации. Как подтвердили многочисленные тесты, проводимые с медитирующими, уже после 2-х месяцев медитации у исследуемых отмечается прогресс по таким показателям, как интеграция и стабильность личности, эмоциональная зрелость, целеустремленность, высокая самооценка, умение поддерживать хорошие отношения, гибкость в достижении целей, адаптивность к сложным условиям и другим признакам, характерным для личности с высоким уровнем самореализации.

Во время медитации растворяются глубокие, накопленные за всю жизнь стрессы и напряжения , являющиеся причиной всех стереотипных реакций и моделей поведения, присущих психике того или иного человека. Это снимает блоки и ограничения, обычно давлеющие над человеком всю его жизнь, и позволяет раскрыть все богатство внутреннего мира человека.

Медитация повышают самоуважение и позволяют интегрировать отдельные подавленные части личности. Она избавляет от необходимости постоянно подавлять свои качества, которые считаются отрицательными. Вместо этого она предоставляет медитирующему возможность прислушаться к своему внутреннему "Я". Вот как выразила это одна из медитирующих женщин:

"Раньше я училась быть такой, какой меня хотели бы видеть другие. Ценой этому была потеря контакта с самой собой. С медитацией ощущение моей личности вновь ожило. Медленно, но верно я стала ощущать различные черты моей внутренней действительности. Я все свободнее и свободнее стала руководствоваться в своих мыслях и действиях собственным опытом. Я стала доверять своим собственным впечатлениям и ощущать себя все увереннее. Медитация предоставила мне шанс восстановить нарушенные контакты с самой собой. Я согласна быть такой, какая я есть, без помощи постоянных приказов и предписаний типа: "Скажи же и ты что-нибудь", "Будь внимательнее" и т. п. И вдруг все пошло гораздо легче и естественнее".

Медитация устраняет саму причину всех стереотипов мышления и "заколдованных кругов" и высвобождает силы, способные изменить образ поведения, ведущий к застою и саморазрушению.

Самореализация - это естественное, автоматическое следствие развития сознания , происходящего в результате занятий медитацией. Раскрытие собственных возможностей- это естественный процесс, который начинается тогда, когда нет существенного психического противодействия в сознании самого человека.

Самореализация - цель жизни

Самореализация, самораскрытие означает, по А. Маслоу, процесс, ведущий к тому, чтобы стать человечнее. Самореализация ведет к достижению более высокой степени совершенства, к тому, чтобы все в большей степени становиться человеком .

Самореализация - наиболее полное осуществление собственной внутренней природы является истинной целью жизни каждого человека.

"Человек по своей природе стремится к наполненному и абсолютному бытию, ко все более полной реализации своего существования - так же точно, как желудь стремится стать дубом"

А. Маслоу

Ю. Сычева, кандидат экономических наук,
Учитель Трансцендентальной Медитации

*** Абрахам Маслоу (англ. Abraham Maslow, 1.04.1908- 8.06.1970)- видный американский психолог, основатель гуманистической психологии. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года "Мотивация и Личность" (Motivation and Personality).

Профессиональная и личностная самореализации являются одними из самых востребованных как в психологической науке, так и в обществе. Современная социальная ситуация не только кардинально изменила многие социальные представления и ценности, но и породила неопределенное, часто амбивалентное отношение ко многим ценностям и нормам, в том числе и ценностям карьеры, личностного развития, которые существовали прежде. Поэтому, естественно, что этим вопросам посвящено достаточно много исследований, как в рамках психологии, так и социологии.

Происходящие в настоящее время социально-экономические, культурные, политические изменения оказывают влияние на все стороны личностного развития и взаимосвязи человека с окружающим миром и людьми. Кардинальность этих перемен, настолько велика, что не могла не сказаться, в том числе и на выборе профессии и карьерных ориентациях людей, их общении со своей профессиональной группой и близкими. Современная социальная ситуация требует формирования не только активности, но и гибкости поведения, устойчивости к социальным изменениям в сочетании с самореализованностью и с социализированностью. Исходя из этого, представляется актуальным и значимым для современной науки анализ личностных факторов, которые способствовали бы сочетанию профессионального и личностного развития в разных сферах социальной действительности .

Профессиональную самореализацию личности можно рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, профессиональное становление личности детерминировано представлениями о профессиональной самореализации. С другой, когда личность достигает высокого профессионального уровня, она сама начинает воплощать в себе эталон профессиональной самореализации, а ее мнение по основным вопросам считается наиболее верным и авторитетным.

Самоактуализация является в какой-то мере пусковым механизмом выстраивания самореализации. В этом заключается существенное различие самоактуализации от самореализации. Следовательно, под профессиональной самореализацией можно понимать постоянный разновременный процесс формирования потенций индивида в творческой деятельности в течение всего жизненного пути.

Так как самое полное раскрытие задатков индивида происходит только в общественно полезной деятельности, поэтому именно в профессиональной деятельности открываются особенно широкие перспективы для самореализации. Профессиональная деятельность в жизни индивидов занимает практически центральное место. Люди в процессе жизни отдают профессиональной деятельности практически все основное время, весь потенциал и силы. В пределах выбранной профессии формируются способности, происходит карьерный подъем и личностный рост, обеспечиваются материальные основы жизнедеятельности, достигается определенный социальный статус. Следование выбранной профессии, применение профессиональных учений - это один из самых значимых критериев достижения определенного уровня жизненной успешности. В ходе профессиональной самореализации у субъекта вырабатывается профессиональное мышление, для которого свойственны следующие характеристики:

  • - осознание собственной принадлежности к выбранной профессиональной общности;
  • - осознание степени собственной адекватности профессиональным стандартам, своего места в иерархии профессиональных ролей;
  • - осознание индивидом степени признания его в профессиональной сфере;
  • - осознание собственных сильных сторон и слабых аспектов, возможностей самосовершенствования, потенциальных зон удач и неудач;
  • - понимание о своей работе в дальнейшей жизни и о себе .

Тем не менее, не всякое занятие профессиональной деятельностью будет являться сферой самореализации. Так, например, самореализация педагога представляет собой процесс достижения преподавателем практических результатов своей педагогической деятельности благодаря реализации определенных профессиональных целей и стратегий. Не всегда определенная профессиональная мотивация индивида свидетельствует о деятельной самореализации. Также, деятельность, осуществляемая, в основном, только вследствие волевого напряжения является довольно энергозатратной и выматывающей, что обычно приводит к эмоциональному «выгоранию». Поэтому профессиональное дело для индивида, стремящегося себя реализовать, должно быть занимательным и привлекательным. Наряду с этим очень важно, чтобы базисом привлекательности являлось понимание социальной ценности и индивидуальной значимости труда. Гарантией успешной самореализации считается превалирование в иерархии ценностей личности значимости труда. Активное самосовершенствование в профессиональной сфере предупреждает возникновение синдрома выгорания.

Саморазвитие и самореализация субъекта в профессиональной деятельности является значимым для личностной приспособляемости и жизненной успешности. Можно выделить факторы самореализации, включающие личностные качества, которые будут являться общими прогностическими параметрами для профессиональной самореализации. Среди наиболее значимых личностных факторов, способствующих профессиональной реализации, выдвигаются на передний план самоэффективность личности, гибкость ее поведения и неудовлетворенность персональной деятельностью. Непосредственно самоэффективность выражается в способности организовать свою профессиональную деятельность и достигать успеха при взаимодействии с социумом. Гибкость поведения отвечает за эффективные межличностные коммуникации и профессиональное взаимодействие и стимулирует выработку потребности к дальнейшему росту в профессии .

Представления о роли труда в жизни человека постепенно трансформируются. Появилась возможность произвольного выбора индивидуальной позиции личности относительно формы и степени участия в трудовом процессе. Несмотря на экономические проблемы общества, профессиональный труд в современных условиях является не только способом достижения материального благосостояния, но и источником духовного роста, сферой реализации потребности в самоактуализации с позиций ее идеалов и высокого уровня самосознания личности. Идентификация личности с профессией предполагает такое слияние жизни профессионала с его деятельностью, при котором приобретенные им типичные черты начинают проявляться во всех других сферах жизнедеятельности и определяют его отношение к действительности. Все рассмотренные выше определения недостаточно учитывают активность самой личности.

По мнению Э. Фромма главной психологической особенностью трудящегося человека становится его «идентичность» своему делу. Говоря об отчужденном характере, Э. Фромм определяет его как потерю идентичности, как разъединение (отчуждение) человека от дела, которым он занимается, в результате чего «утрачивается ценность самого труда» и на первое место выходит «ценность продажи труда». В такой ситуации человек из субъекта труда превращается скорее в «товар» на рынке труда и услуг .

Исчерпывающие психологические характеристики высокого профессионализма дает А. К. Маркова. Для нас представляют интерес следующие характеристики профессионального самоопределения в контексте самореализации: мотивационная сфера и операционная сфера .

Мотивационная сфера профессионализма: профессиональные мотивы (не только внешние, но и внутренние - стремление к самореализации); профессиональные цели; сильное целеполагание; профессиональная интеральность; позитивная динамика мотивационной сферы (появление новых мотивов, целей, изменение их иерархии), построение собственного сценария профессиональной жизни; индивидуальность как самобытность профессионального мировоззрения, системы оценок, отношений; позиция профессионала - признание себя как профессионала, стремление к профессиональному росту; готовность к гибкой переориентации в рамках профессии и вне её; удовлетворенность трудом как осознание соответствия своего уровня притязаний, достигаемых результатов требованиям профессии.

Операциональная сфера профессии: профессиональное самосознание; достижение разного рода результатов трудовой деятельности, «многовершинность» в профессиональном росте; индивидуальный стиль профессиональной деятельности; самокомпенсация субъектов труда (недостаточно развитых или деформированных способностей и качеств другими); новые способы профессиональной деятельности, творчество и инновации в профессиональном труде .

Смирнов И.П. предлагает формулу самореализации: человек - образование - профессия - личность. По его мнению, решающим фактором в реализации самого себя, своего потенциала являются не природные задатки человека сами по себе, а сформированные внешней средой личностные качества как продукт образования и воспитания, обучения труду. Человек может случайно выбрать профессию (к вопросу о профессиональной самореализации), но совсем не случайно становится мастером своего дела, самореализуется в ней. Талант, способности, конечно, связаны с естественно биологическими задатками, но их развитие невозможно без соответствующих социальных условий. В новейших психологических исследованиях прослеживается акмеологическая направленность и человекоориентированный смысл профессиональной самореализации .

На основе концепции социальной стратификации анализируются основные интерпретации карьеры: изменение социального и профессионального статусов (М. Вебер); интенсивность социальной мобильности внутри профессиональной группы (П. Сорокин).

Успешная карьера в современных условиях создает условия для повышения уровня и качества жизни, изменения социального статуса и положения личности. Однако карьерой нельзя назвать область деятельности, определенную работу, должность, место на служебной лестнице. Она имеет более глубокое содержание. Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь эту конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей.

М. Вебер определяет «социальный статус» как реально положенные притязания на позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа, если он основывается на одном или большем количестве следующих критериев: образ жизни; формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни; престиж рождения или профессии. Также подчеркивается, что узурпация - естественный источник почти всех статусных почестей. Однако путь от этой чисто конвенциальной ситуации к легальным привилегиям, позитивным или негативным, легко прокладывается, как только определенная стратификация социального порядка становится реальным фактом, как только достигнута стабильность, благодаря упорядоченному распределению экономической власти .

Наиболее детально понятие социального статуса разработано в теориях социальной стратификации, в основу которых положена идея неравенства социальных статусов. В рамках этих теорий одним из наиболее разработанных является структурно-функционалистское направление в изучении стратификационной системы общества, согласно которому неравенство в обществе (которое можно рассматривать как распределение индивидов по различным социальным статусам) имеет своими корнями поощрение наиболее умелых членов общества. Одно из самых первых структурно-функционалистских объяснений неравенства было предложено Э. Дюркгеймом, считавшим, что во всех обществах одни виды деятельности являются более важными, чем другие, а все функции общества - закон, религия, семья, труд могут образовывать иерархию в соответствии с тем, насколько высоко они ценятся .

По мнению М. Вебера, каждое господство над большим количеством людей нуждается, как правило (но не всегда), в штабе людей, т.е. в надежной возможности обеспечивать определенные действия повинующихся людей для проведения в жизнь распоряжений и конкретных приказов. При этом штаб управления может повиноваться господину (или господам) в силу обычая, или чисто аффективно, или в силу материальной заинтересованности, или в силу идеальных мотивов (ценностнорационально). К ним, как правило, добавляется вера в легитимность господства .

Профессиональные цели и смыслы деятельности коррелируют с целями и смыслами жизненного пути личности. Происходит, с одной стороны, расширение и углубление смыслового поля деятельности, а с другой - рождаются новые смыслы жизненного пути, которые интегрируются в личностные структуры, обогащают ее базовые ценности.

Итак, профессиональная самореализация личности - это сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни и являющийся составной частью жизненной самореализации индивида. Это процесс, предполагающий взаимную адаптацию личностных запросов и интересов общества для решения сложных и многогранных задач, предъявляемых современным социально-экономическим развитием.

Профессиональное становление представляет собой процесс, включающий определенные этапы, стадии, каждая из которых характеризуется специфическими психофизиологическими и социально-психологическими особенностями, которые обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности. Главной чертой понятия профессионального становления является нечто, что уже возникло, но еще не приобрело завершенного вида, формы. Близким по смыслу к понятию «профессиональное становление» является понятие «профессиональное развитие» основной сутью которого является закономерное изменение индивида и личности в ходе профессиональной деятельности. Это процесс, который характеризуется количественными, качественными и структурными преобразованиями, обеспечивающими нормальное функционирование человека, как субъекта труда .

Самореализация – это процесс, заключающийся в осознании собственных задатков, потенциала, таланта и в их грядущем воплощении в каком-нибудь выбранном виде деятельности. Также самореализацией называется абсолютное претворение в жизнь, воплощение в реальности субъектом своего индивидуального потенциала. Потребность в самореализации была изначально заложена природой в каждом конкретно взятом индивидууме. Согласно учения Маслоу и его концепции «иерархия потребностей» самореализация представляет собой наивысшую потребность личности. просто жизненно необходимо предопределить и осознать свое персональное место в обществе, жизни, эффективно использовать собственные заложенные природой задатки, проявить собственную личность по максимуму в действительном мире ради того чтобы потом испытывать полное удовлетворение от действительности.

Самореализация личности

Возможность самореализации заложена в личности с самого рождения. Она играет практически основополагающую роль в жизни каждого индивида. Ведь самореализация представляет собой механизм выявления и раскрытия неявных задатков и талантов личности, способствующих дальнейшей успешной и счастливой жизни.

Проблема самореализации личности появляется в раннем детском возрасте и сопутствует индивиду на протяжении всего его дальнейшего жизненного пути. Для преодоления таких проблем нужно усиленно трудиться в этом направлении, так как сами по себе они не решатся.

Существует множество методов, способствующих самореализации, но наибольшее применение получило несколько из них.

Самым большим врагом самореализации служат стереотипы, навязанные обществом. Поэтому первым этапом на пути к личностной самореализации будет избавление от навязанных социумом стандартов и шаблонов.

Личность представляет одновременно и объект, и субъект социальной взаимосвязи. Поэтому в ходе личностной социализации огромным значением обладает активная позиция самой личности, ее склонность к определенной деятельности, общая стратегия поведения. Целеустремленная деятельная личность, стремящаяся к наиболее эффективной самореализации, чаще всего, добивается большего успеха в жизни, нежели индивидуум, шагающий на поводу у происходящих обстоятельств.

Личностная самореализация заключается в стремлении индивидуума к наиболее эффективному применению объективных условий социализации и своих субъективных способностей и потенциала с целью достижения поставленных стратегических целей. Целью в процессе самореализации именуют идеальное, мысленное предугадывание итогов деятельности, а также способы и механизмы ее достижения. Под стратегической целью понимается ориентирование личности на продолжительную перспективу.

Как правило, возможность самореализации появляется у индивида в нескольких разных видах деятельности, а не в одном. Так, например, кроме профессиональной реализации, большинство индивидов стремятся создать крепкие семейные отношения, иметь верных друзей, занимательные увлечения, хобби и др. Все виды деятельности в совокупности с целями создают так называемую систему ориентирования индивида на долгосрочную перспективу. Опираясь на эту перспективу, человек планирует соответственную жизненную стратегию, т.е. общую устремленность жизненного пути. Такие стратегии следует условно разделить на несколько основных типов.

Первый тип — это стратегия жизненного благополучия, заключающаяся в стремлении построить благоприятные условия для жизни.

Второй тип — это стратегия жизненной успешности, которая заключается в стремлении к карьерному росту, покорению очередной «вершины» и др.

Третий тип — это стратегия жизненной реализации, которая охватывает стремление предельно развить собственные способности в выбранных видах деятельности.

Выбор жизненной стратегии может иметь зависимость от нескольких факторов:

  • объективных общественных условий, которые социум может предложить индивидууму для его самореализации;
  • принадлежности личности к определенному социальному единству, этносу, социальному слою;
  • социально-психологических характеристик самой личности.

Например, в традиционном или кризисном социуме, в котором актуальной является проблема выживания, большинство его членов вынуждены выбирать стратегию жизненного благополучия. А в социуме со сформированными рыночными отношениями более популярной будет стратегия жизненного успеха.

Стремление к самореализации, свойственное каждому индивиду, по сути представляет собой отражение более базовой потребности – стремление к самоутверждению, которое выражается, в свой черед, в движении «Я» реального к «Я» идеальному.

Самореализация личности зависит от ряда факторов. Факторы самореализации могут быть единичными и всеобщими, воздействующими на выработку в сознании индивида его собственного сценария жизненного пути.

Творческая самореализация

Блага цивилизации и творения культуры, которыми люди пользуются ежедневно в обыденной жизни, они воспринимают в качестве чего-то вполне естественного, как итог развития производственных и социальных взаимоотношений. Однако за таким безликим видением скрыто огромное множество научных деятелей и величайших мастеров, познающих вселенную в процессе своей персональной деятельности. Ведь именно творческая деятельность предшественников и современников является базисом прогресса материального производства и духовных творений.

Творчество — это неизменный атрибут деятельности индивида. Оно подразумевает под собой исторически сложившуюся эволюционную форму активности субъектов, которая выражается в различной деятельности и ведет к формированию личности. Базисным критерием духовно развитой личности считается ее овладение полным процессом творчества.

Творческая деятельность представляет собой производную реализации субъектом уникальных возможностей в конкретной области. Именно поэтому наблюдается прямая связь между творческим процессом и воплощением в жизнь способностей субъекта в социально значимом виде деятельности, имеющей признаки самореализации.

Давно установлен факт, наиболее полноценное раскрытие задатков и талантов личности возможно только через выполнение общественно значимой деятельности. При этом довольно важным является то, чтобы осуществление такой деятельности обуславливалось не только внешними факторами (социума), но и внутренними потребностями личности. При таких условиях деятельность личности трансформируется в самодеятельность, а реализация способностей в выбранной деятельности приобретает черты самореализации. Отсюда выходит, что творческая деятельность является самодеятельностью, охватывающей трансформации реальности и личностную самореализацию в ходе создания материальных благ и духовных ценностей. Творческая самореализация личности позволяет расширить границы человеческого потенциала.

Вдобавок, следует отметить, что не столь важно, в чем конкретно выражается творческий аспект, в умении искусно управляться с ткацким станком или же в виртуозной игре на рояле, в способности грамотно и быстро решать различные изобретательские задачи или организационные вопросы. Ведь ни к одному виду деятельности не далек творческий подход.

Совсем не обязательно, чтобы каждый член социума умел слагать стихи или писать картины. Сочетание всех природных сил индивида, выражение всех его особенностей личности в деле благоприятствуют формированию индивидуальности, акцентируют его неординарные качества и неповторимые черты.

В полной мере освоенное творчество личностью означает, что она идет по пути развития духовной составляющей личностного роста.

Творческая самореализация личности представляет собой область применения индивидуального творческого потенциала субъекта и выработки у него рефлексивного отношения к собственной личности. Любой вид творчества — это своеобразный процесс становления личностного мировоззрения. Через творческую деятельность индивиды самостоятельно приобретают новые знания и приемы деятельности. Вследствие приобретенного опыта через такую деятельность у индивида происходит формирование к собственной личности и к действительности, которая его окружает, эмоционально-ценностного отношения. Индивид достигает определенной степени творческой самореализации личности, применяя творческий потенциал и выражая свою творческую суть.

Профессиональная самореализация

Сегодня особая актуальность проблемы самореализации индивида обусловлена уразумением того, что личностная самореализация являет собой специфический определяющий критерий в формировании личности. Обычно выделяют две наиболее значимые сферы самореализации, к которым относят профессиональную деятельность и реализацию в семейной жизни. Для нынешнего социума вопрос реализации в профессиональной сфере становится ключевым. Требования современности к прогрессивному и преуспевающему человеку довольно высоки. Огромное соперничество на рынке труда, тяжелые социально-экономические обстоятельства жизни обуславливают условия для саморазвития и самореализации.

Саморазвитие и самореализация обусловлены самоопределением и самоактуализацией личности. Самоопределение обеспечивает собственное определение, оценивание себя, способность к сопоставлению поставленных задач, выбранных средств достижения и ситуации действия.

Самоактуализация является в какой-то мере пусковым механизмом выстраивания самореализации. В этом заключается существенное различие самоактуализации от самореализации. Следовательно, под профессиональной самореализацией можно понимать постоянный разновременный процесс формирования потенций индивида в творческой деятельности в течение всего жизненного пути.

Так как самое полное раскрытие задатков индивида происходит только в общественно полезной деятельности, поэтому именно в профессиональной деятельности открываются особенно широкие перспективы для самореализации. Профессиональная деятельность в жизни индивидов занимает практически центральное место. Люди в процессе жизни отдают профессиональной деятельности практически все основное время, весь потенциал и силы. В пределах выбранной профессии формируются способности, происходит карьерный подъем и личностный рост, обеспечиваются материальные основы жизнедеятельности, достигается определенный социальный статус. Следование выбранной профессии, применение профессиональных умений – это один из самых значимых критериев достижения определенного уровня жизненной успешности.

В ходе профессиональной самореализации у субъекта вырабатывается профессиональное мышление, для которого свойственны следующие характеристики:

  • сознание собственной принадлежности к выбранной профессиональной общности;
  • осознание степени собственной адекватности профессиональным стандартам, своего места в иерархии профессиональных ролей;
  • осознание индивидом степени признания его в профессиональной сфере;
  • осознание собственных сильных сторон и слабых аспектов, возможностей самосовершенствования, потенциальных зон удач и неудач;
  • понимание о своей работе в дальнейшей жизни и о себе.

По степени развитости перечисленных характеристик следует судить об уровне реализованности индивида в профессии.

Тем не менее, не всякое занятие профессиональной деятельностью будет являться сферой самореализации. Так, например, самореализация педагога представляет собой процесс достижения преподавателем практических результатов своей педагогической деятельности благодаря реализации определенных профессиональных целей и стратегий. Не всегда определенная профессиональная мотивация индивида свидетельствует о деятельной самореализации. Также деятельность, осуществляемая, в основном, только вследствие волевого напряжения является довольно энергозатратной и выматывающей, что обычно приводит к эмоциональному «выгоранию». Поэтому профессиональное дело для индивида, стремящегося себя реализовать, должно быть занимательным и привлекательным. Наряду с этим очень важно, чтобы базисом привлекательности являлось понимание социальной ценности и индивидуальной значимости труда. Гарантией успешной самореализации считается превалирование в иерархии ценностей личности значимости труда. Активное самосовершенствование в профессиональной сфере предупреждает возникновение синдрома выгорания.

Саморазвитие и самореализация субъекта в профессиональной деятельности является значимым для личностной приспособляемости и жизненной успешности.

Можно выделить факторы самореализации, включающие личностные качества, которые будут являться общими прогностическими параметрами для профессиональной самореализации. Среди наиболее значимых личностных факторов, способствующих профессиональной реализации, выдвигаются на передний план самоэффективность личности, гибкость ее поведения и неудовлетворенность персональной деятельностью. Непосредственно самоэффективность выражается в способности организовать свою профессиональную деятельность и достигать успеха при взаимодействии с социумом. Гибкость поведения отвечает за эффективные межличностные коммуникации и профессиональное взаимодействие и стимулирует выработку потребности к дальнейшему росту в профессии.

Социальная самореализация

Социальная личностная самореализация заключается в достижении социальной жизненной успешности в таком количестве, в каком хочется конкретному индивиду, а не в соответствии с реальными критериями социальной успешности.

Социальная самореализация имеет взаимосвязь с осуществлением гуманитарной функции, общественно-хозяйственной роли, общественно-политического и общественно-педагогического предназначения или любой другой общественно-значимой деятельностью. А личностная самореализация ведет к духовному росту индивида и обеспечивает на первых стадиях развитие личностных потенций, таких как ответственность, любознательность, коммуникабельность, трудолюбие, настойчивость, инициативность, интеллектуальность, нравственность и др.

Самореализация в жизни непосредственно имеет связь со способностью индивида к , проявлению сочувствия, чувства сострадания и с целеустремленностью в качестве уверенности в собственных способностях к достижению результатов. Социальная самореализация у индивида будет выше в том случае, когда у личности будут ярче выражены такие качества, как ответственность в качестве умения индивида брать ответственность за свои деяния на себя, уверенность в собственных потенциях и силах, готовность принять в качестве основы своих действий религиозные нравственные ориентиры.

Стремление к самореализации определяется позицией «Я для других», которая переживается субъектом в качестве актуального или прогнозируемого отношения остальных к тому, каким образом он воплощает в жизнь при их участии или в их присутствии свою индивидуальность, осознающую им как выражение самости.

Социальная самореализация еще не означает социальную успешность, выраженную в карьерном росте, высокой зарплате, мелькании в СМИ. Если личность устремлена к социальному успеху, то она в жизни больше сможет сделать, в частности и для людей. Если личность устремлена к социальной самореализации, она гораздо в жизни довольна и счастлива. Однако не следует противопоставлять социальную успешность и самореализацию – вполне осуществимо сочетать жизненную успешность и ощущать себя счастливым человеком.

Условия самореализации личности

Главными общекультурными условиями, способствующими личностной самореализации, являются две направляющих: воспитание и образование. Вдобавок к этому каждая социальная общность отрабатывает свою собственную специфику воспитательных процессов, присущих ему, которые вкладывают в сознание индивида именно те объединяющие чувства, шаблоны поведения и эталоны мировосприятия, нормы тождественности и солидарности, наиболее актуальные на данной исторической ступени развития культуры. Большим значением, в условиях массовой информационной культуры обладают традиции, принятые в социуме. Собственно они передают ценностные и нравственные ориентиры. Все это демонстрирует то, что на ход воспитательного процесса воздействуют и такие определенные инструменты культуры, как постижение традиций, копирование ребенком взрослых и др.

Потребность в самореализации имеет свои особенности и условия удовлетворения. Специфика заключается в том, что при ее удовлетворении в единичных видах деятельности, например, в написании романа или создании художественного произведения индивид никогда не сможет удовлетворить ее полноценно. При удовлетворении своей базовой потребности в личностной самореализации в разнообразной деятельности, субъект преследует собственные жизненные цели и установки, находит собственное место в системе социальных взаимосвязей и взаимоотношений. Поэтому было бы глупо выстраивать единый шаблон самореализации вообще. Так как самореализация «вообще» не может существовать. Определенные формы, способы, типы, виды самореализации различны у разных индивидов. В многообразности потребности в самореализации обнаруживается и приобретает развитие насыщенная человеческая индивидуальность. Именно поэтому, когда говорят о всесторонне развитой и гармоничной личности, то делают акцент не только на полноте и богатстве её способностей и задатков, но и на многообразии, содержательности потребностей, в удовлетворении которых воплощается в жизнь исчерпывающая самореализация человека.

Цели самореализации

Потребность в самореализации заключается не только в стремлении к совершенствованию познанию себя, но и проявляется в качестве результата работы с заложенным потенциалом и постоянного роста. Людей, которые реализовали собственные внутренние ресурсы, обычно называют состоявшимися в жизни. Психологическая проблема самореализации личности содержит в себе несоответствие между энергетическими, умственными возможностями индивида и уровнем его актуализации. Другими словами, вследствие различных жизненных ситуаций настоящий потенциал субъекта может не совпасть с итоговым результатом его деятельности, что часто ведет к чувству неудовлетворенности своей жизнью. Однако, невзирая на это, потребность в личностной самореализации сберегается у каждого субъекта.

Хотя и личностная самореализация наблюдается в процессе жизнедеятельности индивида, она делается возможной только при условии того, что сама личность будет осознавать собственные задатки, способности, таланты, интересы и, конечно же, потребности, на основании которых индивид будет выстраивать цели. Другими словами вся жизнь субъекта выстраивается на череде действий, целенаправленных на личностную самореализацию и достижение поставленных жизненных целей. Для жизненной успешности следует прилагать определенные усилия, состоящие из определенных стратегий и целей. Главным условием личностной самореализации является выполнение таких стратегий и достижение целей.

В процессе взросления индивида, видоизменяются и его потребности, следовательно, цели и стратегии тоже модифицируются. Так, например, в детстве главной целью индивида является учеба, а в юности начинают превалировать цели, связанные с определением в выборе профессии и решением вопросов интимной жизни. После достижения первой стратегии или ступени самореализации, когда индивид уже обзавелся семьей и самоопределился с профессией, в действие вступает механизм коррекции и трансформации стратегий и целей. Так, например, если потребность в карьерном росте удовлетворена и индивид получил должность, которой добивался, то эта цель уходит и начинается процесс адаптации к занимаемой должности, коллегам и т.п. В семейных отношениях происходит нечто аналогичное. Выбор стратегий самореализации и постановка текущих целей происходит с учетом возрастной категории субъекта, его характера и насущных потребностей.

Самореализация в жизни имеет свои определенные способы и инструменты реализации. Ежедневно индивид раскрывает себя в работе, хобби и увлечениях и др. Однако сегодня главным и важным инструментом, посредством которого раскрывается весь потенциал личности, является творчество. Многие психологи полагают, что только при творческой активности у индивида включается сверхнормативная деятельность без преследования определенной цели. Другими словами, творческая деятельность выступает в роли добровольного занятия, на которое индивид готов расходовать весь свой потенциал, все силы для того чтобы выразить себя и собственные потенции. А на кропотливую и длительную работу над собой индивида мотивируют следующие общечеловеческие ценности, механизмы и потребности:

  • потребность в признании в коллективе;
  • в развитии интеллекта;
  • стремление обзавестись семьей;
  • стремление достичь успешности в спорте или стать физически развитым;
  • потребность в элитной профессии, карьерном росте и работе с высоким заработком;
  • стремление постоянно совершенствовать себя;
  • стремление к социальному статусу.

Процесс самореализации

Важнейшим условием личностной самореализации выступает саморазвитие. Так как для успешной личностной самореализации индивиду необходимо обладать морально-духовными ценностями, являющимися содержательным фундаментом такого духовно-практического процесса. Так, например, самореализация педагога предполагает устойчивое нравственное самосовершенствование, устремленность к постоянному творческому саморазвитию. Саморазвитие заключается в трансформации индивида самого себя в направлении к собственному «Я»-идеальному, появляющемуся под воздействием внешних факторов и внутренних причин.

Личностное саморазвитие связано с жизнедеятельностью индивида, в пределах которой оно реализуется. Именно поэтому уже с возраста дошкольника, с того момента, как ребенок выделил персональное «Я», он становится субъектом своей жизнедеятельности, так как начинает выстраивать цели, слушаться собственных желаний и повиноваться стремлениям, но при этом, учитывая требования других. Такие побуждения обязательно должны приобретать социальную направленность, иначе они будут деструктивно воздействовать на формирование личности.

В процессах самосовершенствования выделяют уровни самореализации личности:

  • агрессивное непринятие осуществляемой деятельности, т.е. индивиду не хочется заниматься данным видом деятельности, но приходится;
  • устремленность к мирному уклонению от трудовой деятельности, т.е. индивид выбирает другую профессию;
  • выполнение трудовой деятельности проистекает по шаблону или в соответствии с определенной моделью, данный уровень носит название пассивный;
  • устремленность индивида совершенствовать собственные отдельные элементы осуществляемой работы;
  • устремленность индивида совершенствовать свою реализуемую работу или в целом деятельность, данный уровень именуется творческим или изобретательным.

Также существует и другая дифференциация уровней. В ней представлены следующие уровни самореализации: низкий или примитивно-исполнительский, средне низкий или индивидуально-исполнительский, средне высокий или уровень воплощения ролей и реализации норм в социуме с элементами личностного роста, высокий уровень или уровень ценностной реализации и воплощения смысла жизни. Каждому уровню свойственны собственные детерминанты и преграды. Это выражается в наличии у каждого из уровней разнообразной психологической природы. Так, например, гендерные различия на несходных уровнях имеют разную степень выраженности (в максимальной степени – на низких уровнях, в минимальной – на высоких уровнях личностной самореализации в основных областях жизнедеятельности).

Процесс личностной самореализации не выступает в качестве достижения выработанного «идеала» через «раскрытие» всего своего потенциала – это активный и безграничный процесс формирования и личности на протяжении жизненного пути индивида.

Проблемы самореализации

К сожалению, сегодня следует констатировать тот факт, что проблема личностной самореализации так остается недостаточно изученной и разработанной, так как отсутствует целостная теория самореализации в качестве социального процесса. Однако можно выделить типичные проблемы самореализации, с которыми индивид сталкивается на жизненном пути.

В отрочестве каждый подросток мечтает вырасти и стать крупным бизнесменом или известным актером. Однако, жизнь, социум и даже родители всегда вносят свои коррективы. Ведь современному обществу не нужны тысячи актеров и крупных бизнесменов. Общество для своего прогресса и процветания нуждается в индивидах, виртуозно овладевших рабочими специальностями, в бухгалтерах, водителях, продавцах и др. Вследствие несоответствия желаемого с неприятной действительностью рождается первая проблема самореализации. Вчерашнему подростку, живущему в мечтах, приходится делать нелегкий выбор между делом, которое ему интересно, и прибыльной профессией. Вторая трудность заключается в невозможности после окончания школы правильно определить и выбрать наиболее подходящую область деятельности. Часто многие не понимают, что сферы самореализации могут быть различными. Если взрослый индивид стал профессиональным хирургом, а не известнейшим актером, как мечтал в детстве, то это еще не будет означать, что он не сумел самореализоваться в профессии. Сферы самореализации довольно обширны, индивид может реализовать себя не только в профессии, но и в роли родителя, супруга или супруги, в творчестве и др.

Для того чтобы решить проблему самореализации не следует замахиваться в подростковом возрасте на планирование всей жизни. Также при появлении первых трудностей не нужно сдаваться, менять или продавать свою мечту за хорошие деньги.

После определения с профессиональной деятельностью, перед субъектом возникает следующая проблема самореализации, заключающаяся в его восприятии возможностей своей трудовой и профессиональной деятельности в качестве условия дальнейшего полноценного личностного роста.

Способы самореализации

Каждый интеллектуально развитый и духовно думающий индивид задается вопросом о способах личностной самореализации. Подобный вопрос зарождается в сознании субъекта вследствие того, что он устремлен к удовлетворению потребностей, желаний, к ощущению счастья. Если не ставить перед собой вопросы о способах самореализации, о личностном росте, то индивид проживёт жизнь впустую, удовлетворяя лишь низменные потребности. Это нельзя будет даже назвать жизнью, ведь жизнь без саморазвития и реализации будет всего лишь существованием. Счастье открывается перед индивидом только при условии, что он реализовывает себя, открывает смысл бытия для себя, живёт по призванию.

С целью осознания способов самореализации и понимания, каким именно образом, в какой сфере индивид сможет себя раскрыть, в первую очередь, и реализовать, следует постигнуть себя. Понять себя возможно только посредством взаимодействия с окружающими людьми и в деятельности. Осознавая себя, открывая собственные таланты, постигая все свои сильные аспекты и учитывая свои слабые стороны, следует принять собственную личность и полюбить ее такой, какой она является в действительности. Неизбежным шагом на пути к личностной самореализации будет являться напряженная работа над собственной личностью и своими душевными позитивными качествами, талантами, задатками, способностями, которые непременно необходимо развивать. Для самореализации необходимо выработать ценностные ориентиры в жизни, доминирующие аспекты и второстепенные категории. Следует определить сферу профессиональной деятельности по душе, а не ради социального статуса или огромной заработной платы. Выбор профессии по душе должен являться для личности доминирующим аспектом, а заработок – второстепенной категорией. Основополагающим этапом в ходе реализации своих потенций является постановка стратегической цели. Следующим этапом будет развитие через действия веры в себя и реализация назначенной цели. Ключевым в достижении цели считается преданность своей мечте, устремленность вперед при достижении результата. Для самореализации индивиду необходимо выработать в себе или обладать сильным желанием и потребностью заниматься любимым делом. Если в голове индивида будет царить мысль, что он, несмотря на трудности и преграды, неизменно будет следовать своему любимому делу, то можно считать, что личность уже совсем рядом с самореализацией. Не нужно бояться ошибок, ведь в них рождается опыт, однако не следует совершать подобные ошибки, они только расходуют время и силы. В этом заключается формула личностного роста.

Кроме перечисленных выше способов личностной самореализации сегодня существует множество других. Ведь к собственной самореализации каждый индивид идет своей персональной дорогой, согласно собственным внутренним ощущениям. Страстное желание заниматься приносящим удовольствие видом деятельности и неуклончивая устремленность к поставленной цели, будут являться подсказками в выборе собственного способа самореализации.

Каждая личность уникальна по-своему. Жизненный путь отдельно взятого человека никогда не получится повторить. Но если длина нашей жизни предначертана свыше, то ее ширина, зависит лишь от нас. И здесь у многих возникает проблема и заключается она в самореализации человека как личности. Одним удается найти свою нишу, другие всю жизнь проводят в поисках, а третьи и вовсе проживают лучшие годы впустую. Как найти себя и полностью раскрыть свой потенциал? Об этом мы сейчас и поговорим.

Психология самореализации личности

Самореализация – это не только процесс совершенствования личности и познания себя. Также это и результат постоянного роста и работы с внутренним потенциалом. О людях, которые смогли реализовать свои внутренние ресурсы, обычно говорят, что они состоялись в жизни. Однако чтобы это произошло, человек обязан постоянно развиваться. Психологические проблемы самореализации личности заключаются в несоответствии между энергетическим и интеллектуальным потенциалом человека и степенью его актуализации. Иными словами, в силу различных жизненных обстоятельств истинный потенциал личности может не совпадать с конечным результатом ее деятельности. Это часто приводит к ощущению неудовлетворенности собственной жизнью. Несмотря на это потребность в самореализации сохраняется у каждой личности и этот феномен уже долгое время изучается ведущими психологами мира.

В своих исследованиях С.Л. Рубинштейн пришел к выводу, что основным механизмом формирования личности являются мотивы. Они проявляются в мыслях и поступках человека. Если, к примеру, человек берет на себя ответственность, смелость в принятии решений и работает со своими страхами, то впоследствии эти поступки укоренятся в его сознании в виде определенных черт характера. В результате все новые свойства будут связаны в единую систему, с помощью которой человек сможет, либо наоборот окажется не в состоянии раскрыть себя.

К. Роджерс выделял два типа личности:

  • полноценно функционирующая;
  • неприспособленная.

Однако другой его коллега С. Мадди сравнил несколько теорий личности и взял за основу в своих исследованиях следующие хараткеристики полноценного человека:

  • творчество – без него невозможна жизненная реализация личности;
  • принцип «здесь и теперь» - включает в себя подвижность личности, ее высокую адаптивность и спонтанность в принятии решений;
  • свобода действий во всех жизненных ситуациях – ощущение контроля над своей жизнью.

Стратегии самореализации личности

Самореализация – это процесс, который длится в течение всей жизни человека. Она становится возможной только тогда, когда сама личность осознает свои способности, интересы и потребности. Иными словами вся жизнь человека строится на цепочке действий, направленных на самореализацию и достижение жизненных целей. Чтобы состояться в жизни важно прилагать усилия, которые состоят из определенных стратегий. Выполнение этих стратегий и является главным условием самореализации личности.

С изменением возраста человека, меняются его потребности, а значит, цели и жизненные стратегии тоже видоизменяются. К примеру, в юности человек начинает определяться в выборе профессиональной деятельности, а многие на первых порах начинают решать и вопросы личной жизни. Когда первая ступень самореализации достигнута и человек обзавелся семьей и профессией, начинается коррекция и видоизменение стратегий. Когда уходит потребность в обретении должности, начинается адаптация к этой должности, окружению и т.п. Что касается семьи, то и там происходит нечто подобное. Стратегии выбираются личностью с учетом возраста, характера и потребностей. Хотя нередки случаи, когда срабатывает принцип «здесь и сейчас», когда у человека нет времени на раздумья или выгода подвернувшегося действия очевидна.

Возникает резонный вопрос - какие существуют способы самореализации личности? Какими инструментами пользуется человек, чтобы достичь общественного признания и занять свое место в жизни? На самом деле все довольно просто. Ежедневно мы раскрываем себя в труде, в хобби и увлечениях, а недавно появился и новый способ самореализации – глобальная сеть и мировое информационное пространство. Однако все же главным и основным средством, через которое проходит весь потенциал человека, является творчество. Психологи считают, что только творческая активность может привести человека к сверхнормативной деятельности без преследования какой-то определенной цели. Иными словами, творчество – это добровольное занятие, на которое человек готов тратить все свои силы ради того чтобы проявить себя и свои возможности. Но что мотивирует человека на длительную и кропотливую работу над собой? Это, как правило, общеизвестные и общечеловеческие ценности, потребности и механизмы.

Недостаточно знать себе цену - надо еще уметь себя реализовать (Евгений Сагаловский).

Каждая психологически зрелая личность по-своему уникальна и имеет неповторимые индивидуальные черты. И пусть длина жизненного пути предопределена высшими силами, лишь от личности зависит ее ширина и глубина. Именно в последних критериях зачастую кроются проблемы личности, суть которых сводится к вопросу самореализации человека. Некоторые люди успешно проходят путь самопознания и самопринятия, находят свою нишу, в которой им удается раскрыть свои возможности, задействовать потенциал и получить удовлетворение от действий. Другие большую часть жизни проводят в поисках представления о себе – образа «Я» и, не достигнув зрелой идентичности, теряются в океане жизни, не сумев реализовать себя. Третья категория людей вовсе не пытаются раскрыть природные таланты и прожигают свою жизнь впустую.

Самореализация личности в психологии означает два явления:

  • сам процесс реализации имеющихся природных способностей человека и потенциала, приобретенного в результате целенаправленной деятельности личности;
  • результат, достигнутый персоной при претворении в жизнь талантов, способностей, навыков, знаний, который воспринимается личностью как важное составляющее его существования.

Самореализация: процесс познания, развития, самосовершенствования

Человека, который смогразвить и применить на практике свои внутренние врожденные и приобретенные ресурсы, общество оценивает как состоявшуюся личность. Чтобы произошла такая оценка социумом,свершилось самопризнание личностью достигнутых высот, несомненно, персона должна:

  • интеллектуально познать себя,
  • принять свою индивидуальность,
  • осознать свою устойчивость и цельность во времени,
  • сформировать верную самооценку,
  • непрерывно развивать и расширять структуру таланта.

То есть процесс самореализации требует от особы, в первую очередь, активного приложения волевых усилий в условиях конкретной деятельности.

Проблемы самореализации личности

Вопрос самореализации интересовал выдающиеся умы древности. В работах Аристотеля присутствует много рассуждений о значимости этого явления, например: «Счастье достижимо через реализацию потенциальных талантов человека».

Проблема самореализации была аспектом изучений американского психолога А. Маслоу. Ученый полагал, что необходимость человека в самоактуализации, самовыражении, самореализации заложенного потенциала находится на самом верхнем уровне, «украшая» пирамиду потребностей. Маслоу считал, что удовлетворение этой наивысшей потребности – наиболее сложная задача в сравнении с преодолением начальных уровней: потребностей физиологической природы (необходимость в пище и воде, в отдыхе), в безопасности и социальных аспектах (дружбе, любви, уважении). По мнению психолога, добраться до такой высокой «планки» пирамиды удается не более 4% человеческой популяции, при этом удовлетворение даже на 40% жажды самореализации, личность ощущает себя счастливой.

Не все ученые разделяют точку зрения автора «Иерархии потребностей» касательно такого распределения по значимости нужд личности. Однако не подлежит сомнению факт: реализация человеком имеющегося потенциала, успешное применение на практике знаний и навыков в значимых для персоны сферах деятельность – неизменная составляющая для счастливой жизни личности.

На пути становления личности и ее конечной цели – самореализации, часто возникают серьезные психологические проблемы, вызванные явным несоответствием между энергетическим потенциалом, интеллектуальными возможностями, уровнем приобретенных навыков и знаний и степенью актуализации умений в реальности. В силу различных обстоятельств: труднопреодолимых или неистребимых помех внешней среды (например: проживание в зоне затяжного военного конфликта), мешающих внутренних факторов (например: плохое зрение с природной одаренностью к рисованию) истинные способности человека не совпадают с желаемым конечным результатом деятельности. Это несовпадение возможностей, стремлений, желаний с фактическим положением в жизни особы приводит к возникновению ощущения неудовлетворенности, а у некоторых людей потенцирует патологические отклонения психики.

Резкое прекращение перспективы воплотить существующие умения в жизнь является для человека сильным стрессовым фактором. Например: талантливый и целеустремленный спортсмен в результате аварии вынужден довольствоваться передвижением в инвалидной коляске, и естественное следствие возникшей невозможности проявить себя на спортивном поприще – формирование тяжелой и затяжной депрессии. Еще одним примером внешнего вмешательства может быть крах многолетней работы перспективного ученого в результате прекращения финансирования проекта. Наглядно демонстрирует следующее негативное развитие событий: хотя первичное по сути заболевание – алкогольная депрессия (зависимость), однако недуг отяготился на фоне одиночества женщины климактерического возраста, которая не смогла реализовать себя в жизни в желаемом качестве – в роли супруги и матери.

Самореализация: составляющие успеха

С. Мадди в результате многолетних исследований в своей теории личности привел характеристики полноценно функционирующего человека. Он описывает личность, способную на самореализацию как особу:

  • обладающую свободой действий в любых жизненных ситуациях;
  • ощущающую самостоятельный контроль над жизнью;
  • подвижную, имеющую высокие адаптационные ресурсы;
  • действующую спонтанно в принятии решений;
  • имеющую творческий потенциал.

Не все психологи однозначно трактуют вышеуказанные характеристики человека как необходимые черты, качества, условия для самореализации личности. Однако очевидно: для достижения успеха необходима не столько врожденная одаренность, а сколько приобретенные свойства: , понимание цели, решительность, трудолюбие, жизненный азарт. Самореализация возможна на том уровне развития человека, когда личность открывает и развивает свои способности, осознает приоритеты в своих интересах и потребностях, имеет определенный набор качеств характера, готова прикладывать определенные волевые усилия.

Самореализация: движущие силы

Какие факторы мотивируют человека на длительный кропотливый труд для достижения самореализации? Как правило, человеком движут естественные потребности и общечеловеческие ценности, среди которых:

  • необходимость в признании как члена социума;
  • потребность в уважении;
  • жажда развить и продемонстрировать интеллект;
  • стремление создать семью и обзавестись потомством;
  • мечта установить спортивные рекорды;
  • стремление занять достойную нишу в обществе;
  • необходимость избавиться от вредных привычек и стать физически здоровым человеком.

Движущие силы для самореализации – понятны и просты, идеалы человечества – незыблемы и многообразны, поэтому процесс воплощения в жизнь своих стремлений не имеет временных рамок.

Самореализации личности: жизненные стратегии

Значимым условием для самореализации является умение оперативно избирать, корректировать и видоизменять стратегии, быстро адаптироваться к новым требованиям, сохраняя при этом спокойствие и здравый рассудок.

Жизненные цели человека – понятия относительно нестабильные и непостоянные. Это объясняется тем, что с изменением возраста, социального статуса, состояния здоровья, уровня доходов меняются потребности личности, а значит, формируются новые цели, требующие кардинальной перемены стратегий. Например: подросток-старшеклассник выбрал интересующую профессию и стремится поступить в престижный университет. Его стратегия действий и сфера прилагаемых усилий будет сосредоточена в области приобретения достаточных знаний. Достигнув первой ступени самореализации, человек озадачен потребностью в получении должности в привлекательной для него отрасли, дальнейшей адаптации в новой роли, стремлении достигнуть профессиональных высот, соответственно корректируется его жизненная стратегия. Нетрудно предвидеть, как изменятся цели молодого мужчины, когда он встретит свою любовь и ощутит потребность самореализации в качестве супруга и отца.

Самореализация: сферы воплощения способностей

Личность использует различные инструменты, чтобы занять свою нишу в жизни,достичь результатов самореализации и получить общественное признание. Человек раскрывает свои способности через профессиональную деятельность, творчество, занятия спортом, научные изыскания, реализовывает себя в семье и детях.Существуют различные сферы самореализации, и проявить себя в наилучшем свете во всех ипостасях – не совсем реальная, хотя выполнимая некоторыми особами, задача.

Профессиональная самореализация – достижение значимых успехов в выбранной и интересующей личность сфере трудовой деятельности. В частности может выражаться в занимании желаемой должности, выполнении приносящих удовольствие профессиональных обязанностей. Термин может включать, однако не является идентичным понятию, профессиональную успешность, означающую в большей мере высокий уровень заработной платы, занимание престижной должности.

Социальная самореализация – достижение успешности во взаимоотношениях в обществе, причем именно в таком количестве и качестве, которые приносят ощущение счастья человеку, а не ограничиваются мерками, устанавливаемыми социумом. Например, персона может испытывать глубочайшее удовлетворение от своих действий, оказывая добровольную помощь сиротам в детском доме. В тоже время, такая волонтерская деятельность для некоторых членов общества может казаться бесполезной тратой времени и сил.

Самореализация для женщин часто трактуется как истинным, природно заложенным предназначением представительниц слабого пола. Успешное осуществление женщиной потенциала: встретить свою любовь, сознать семью, состояться как мать, для большинства дам – необходимый компонент для ощущения себя счастливой личностью.

Творческая самореализация включает в себя раскрытие талантов не только в сфере искусств и творчестве, но и успешное применение своих способностей и знаний в научной деятельности. Достигнуть видимых успехов, сделать выдающее открытие, создать гениальный шедевр – жизненно важная цель творческих натур.