Кечуа,
кичуа, кешуа, самый крупный из современных индейских народов Южной Америки, составляющий значительную часть населения Перу, Боливии, Эквадора. К. живут также на С. Чили и Аргентины. Общая численность около 10 млн. человек (1970, оценка). Говорят на языке кечуа
.По религии большинство К. ‒ католики, сохраняются пережитки дохристианских верований. Возникновение государства инков
способствовало этническому сплочению племён К. Испанское завоевание 16 в. и различные формы рабовладельческой и феодальной эксплуатации К. со стороны завоевателей привели к ломке племенных перегородок, развитию освободительного движения, становлению единого народного языка. Важную роль в формировании народности К. сыграло восстание Тупак-Амару в начале 80-х гг. 18 в. К концу колониального периода (1-я четверть 19 в.) сложилась народность К., включившая многие этнические группы. Развитие товарно-денежных отношений способствует усилению экономических связей между К., живущими в различных районах. Занимаются главным образом сельское хозяйством, в меньшей степени ремёслами (изготовление утвари, одежды, обуви, музыкальных инструментов и др.). Немногочисленный рабочий класс сосредоточен преимущественно в горной и текстильной промышленности; буржуазия К. малочисленна. Национально-революционная борьба К. за равноправие, за землю, против феодальной и капиталистической эксплуатации часто выливалась в мощные народные восстания. Современное национально-революционное движение К. протекает в рамках общедемократического движения стран, в которых они расселены.
Лит.:
Народы Америки, т. 2, М., 1959 (библ.).
- - кичуа, кешуа, - самый крупный из совр. индейских народов на Амер. континенте, составляющий значит. часть населения Перу, Боливии и Экуадора...
Советская историческая энциклопедия
- - Сложилась примерно в первой половине 2-го тыс. н. э. До нач. 16 в. была распространена в районе империи инков - Тауантинсуйу, где обитали кечуанские племена...
Энциклопедия мифологии
- - I Ке́чуа кичуа, кешуа, самый крупный из современных индейских народов Южной Америки, составляющий значительную часть населения Перу, Боливии, Эквадора. К. живут также на С. Чили и Аргентины...
- - Кечуа, язык индейского народа кечуа, принадлежащий к группе кечуа-аймара. Распространён в Перу, частично в Боливии и Эквадоре, на С. Чили и Аргентины. На К. говорит около 10 млн. человек...
Большая Советская энциклопедия
- - Майя, индейский народ в Мексике и в Белизе...
Большая Советская энциклопедия
- - индейский народ общей численностью 14870 тыс. чел. Основные страны расселения: Перу - 7700 тыс. чел., Эквадор - 4300 тыс. чел., Боливия - 2470 тыс. чел. Другие страны расселения: Аргентина - 320 тыс. чел., Чили - 55...
- - индейский народ в Перу, Эквадоре и Боливии. Живут также в Аргентине, Чили и Колумбии. Общая численность 14,87 млн. человек. Потомки создателей цивилизации инков. Язык кечуа. Верующие - католики...
- - язык народа кечуа, один из двух официальных языков Перу, один из трех официальных языков Боливии. Относится к семье кечуа-аймара индейских языков. До колонизации Юж. Америки официальный язык государства инков...
Большой энциклопедический словарь
- - неизм.; нескл., м, нескл...
Орфографический словарь русского языка
- - петух и курица, Meleagris Gallopavo; индюк, индюшка, индейка; южн. индяк, индык, индычка; кан и канка ряз., тамб. канок, каныш вор., дон. пырин и пырка вост. каплун и каплунка пенз. ; куран вят. куренка вологод...
Толковый словарь Даля
- - ИНДЕЙ́СКИЙ, -ая, -ое. 1. см. индейцы. 2. Относящийся к индейцам, к их языкам, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к местам их проживания, внутреннему устройству, истории; такой, как у индейцев...
Толковый словарь Ожегова
-
Толковый словарь Ефремовой
- - ке́чуа I нескл. мн. 1. Индейский народ, составляющий значительную часть населения Перу, Эквадора и Боливии. 2. Представители этого народа. II нескл. м. и ж. Представитель кечуа I 2....
Толковый словарь Ефремовой
- - к"ечуа, неизм. и нескл., муж. и нескл...
Русский орфографический словарь
- - ИЛИ КИЧУА исп. quichua, kechua...
Словарь иностранных слов русского языка
- - сущ., кол-во синонимов: 3 индеец народ язык...
Словарь синонимов
"Кечуа (индейский народ)" в книгах
Инки-Кечуа
автора Колина АугустоИнки-Кечуа
Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати. 9000 лет парагвайского чая автора Колина АугустоИнки-Кечуа Испанцам было к чему стремиться, их, в числе прочего, манил город Куско – величественная столица империи. В ней располагался Храм Солнца – Кориканча, стены которого, словно плиткой, были полностью покрыты золотыми пластинами. «Внутри храма находился алтарь с
Индейский праздник
Из книги Диего и Фрида автора Леклезио Жан-Мари ГюставИндейский праздник В портрете Диего, который Фрида рисует словами любви, сказано: Я представляю себе мир, где он хотел бы жить, как большой праздник, в котором участвовали бы все живые существа и все, что есть вокруг, от людей до камней, а также солнца и тени, и все это
ИНДЕЙСКИЙ МАЛЬЧИК
Из книги Моё индейское детство автора Нажин МатоИНДЕЙСКИЙ МАЛЬЧИК Одно из самых приятных воспоминаний моего детства связано с теми днями, которые мы с друзьями проводили со своими пони (низкорослыми степными лошадками). Как я уже говорил, каждый мальчик Лакотов имел своего пони и учился ездить на нём. Между ними
Индейский телеграф
Из книги Индейцы Великих равнин автора Котенко ЮрийИндейский телеграф Одно из гениальных индейских изобретений - знаменитый язык жестов. Его понимали все племена равнин и гор от Канады до Мексики. Никто не знает, когда появился язык жестов и кто его придумал, но уже в начале XIX века индейцы разных племен, говорившие на
VI. «Индейский социализм»
Из книги Государство инков. Слава и смерть сыновей солнца автора Стингл МилославVI. «Индейский социализм» Труд облагораживает человека. Он является его самым почетным и ценным правом. Как и свобода, труд – самое прекрасное украшение человека. Владыки же Тауантинсуйу принижали труд, они превращали его из права в обязанность, из достоинства в тяжелое
Из книги Империя инков автора Берёзкин Юрий ЕвгеньевичРаспространение языков кечуа и хаки На многих примерах известно, что для создателей земледельческих структур характерна языковая раздробленность. Обитатели каждой долины или оазиса живут на одном месте на протяжении многих веков, в результате их язык становится все
Распространение языков кечуа и хаки
Из книги Инки. Исторический опыт империи автора Берёзкин Юрий ЕвгеньевичРаспространение языков кечуа и хаки На примере древнего Востока известно, что для создателей земледельческих структур характерна языковая раздробленность. Обитатели каждой долины или оазиса живут на одном месте на протяжении многих веков, в результате их язык
Индейский рис
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИН) автора БСЭМайя (индейский народ в Мексике)
Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭКечуа (индейский народ)
БСЭКечуа (язык народа кечуа)
Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЕ) автора БСЭНесостоявшийся индейский расизм
Из книги Бремя белых. Необыкновенный расизм автора Буровский Андрей МихайловичНесостоявшийся индейский расизм Трудно позавидовать и агитаторам, рассказывавшим об угнетении индейцев. То есть было! Все было… Были войны с племенами за землю, были скальпы, которые снимали друг с друга и белые, и индейцы. Был закон штата Калифорния, по которому разные
Кечуа
Из книги Голос дьявола среди снегов и джунглей. Истоки древней религии автора Берёзкин Юрий ЕвгеньевичКечуа Праздники воплощения предков тесно связаны с первобытными религиозными представлениями, но их пережитки долго сохраняются и в классовом обществе. Вера в предков, якобы периодически возвращающихся в наш мир, чтобы наполнить его своей энергией, не исчезла после
Два разговорных языка: кечуа и аймара
Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден ЛуиДва разговорных языка: кечуа и аймара Основная трудность, с которой приходилось сталкиваться правителям, – множество диалектов. Отец Акоста насчитал их более 700. На некоторых из них до сих пор говорят малочисленные группы, такие, как юнга или мочика в Итене (северное
КЕЧУА, кичуа (самоназвание - Qhichwa runa/runakuna), индейский народ на западе Южной Америки. Численность около 10 миллионов человек (2008, оценка), в том числе в Перу 5,2 млн. человек, на западе и юго-западе Боливии 2,6 миллиона человек, в центральной и восточной части Эквадора 499,3 тысяч человек (2001, перепись; по оценкам - 1,5-2,2 миллиона человек), на юго-западе Колумбии (инга) 38,6 тысяч человек, на севере Аргентины 1,5 миллиона человек, на севере Чили 8,4 тысяч человек. В составе кечуа выделяются разные по происхождению и выраженности общекечуанского самосознания группы: инга (Колумбия); каранки, каньяри, каямпи, киту-кара, натавила, отавало, пансалию, пастаса, пуруха, саласака, саракуру, сараяку, уаранка, чибулео (Эквадор); амантани, кана, канчи, керо, льякуаш (ламиста), напуруна, такиле, уанка, чанка (Перу); колья, кальявая (Боливия). Говорят на кечуанских языках, распространён также испанский язык. В основном католики, часть сохраняет традиционные верования.
Кечуа - основатели государства инков. В колониальный период неоднократно возглавляли антииспанские восстания (крупнейшее - Тупака Амару восстание 1780-83). Традиционная культура типична для индейцев Центральных Анд. Основное занятие - орошаемое террасное земледелие (клубнеплоды - картофель, ока, ульюка; зерновые - киноа, каньяуа, в долинах - кукуруза, позднее - ячмень, пшеница). Из картофеля готовят сухой концентрат (чунью). Основное сельскохозяйственное орудие в горах - узкий заступ с перекладиной для ноги (чакитаклья), в долинах - плуг в упряжке из быков. В горах разводили лам, альпака, морских свинок. Развиты прядение (в горах - из шерсти, в долинах - из хлопка) и ткачество (ткут в основном мужчины), выделка фетра, плетение, резьба по дереву, изготовление расписных калебасов (особенно в Аякучо), лепной расписной (основные цвета - красный, оранжевый, белый) керамики, золотых и серебряных украшений. Поселения в долинах кучевые, в горах - разбросанные. Жилище из сырцового кирпича или каменное прямоугольное с двускатной крышей. Мужская одежда - штаны длиной до колен, короткая куртка, пончо, женская - несколько коротких юбок (до 8) с цветной каймой (нижние юбки длиннее верхних), рубаха, шаль (льиклью), скалываемая на груди серебряной брошью. Головной убор - фетровая шляпа с полями, у женщин - шапка с круглым плоским навершием, у мужчин - узорная вязаная шапочка с наушниками (чульо). В основе традиционной общины (айлью) - группа родственных семей первопоселенцев (орихинарио). Община управляется выборным старейшиной (алькальд) и его 4-6 помощниками (варайок, от вара - жезл). Сохраняются система взаимопомощи (айньи), элементы инкской дуальной организации и параллельного счёта родства (мужчина наследует от своего отца, женщина - от матери); соответственно существуют специальные термины для детей в зависимости от того, кто говорящий - отец или мать. Система терминов родства бифуркативного типа. Свойственники частично отождествляются с родственниками, категории свойства демонстрируют элементы генерационного скоса. Сиблинги делятся по относительному полу. Среди календарных ритуалов важнейшие - летний праздник очистки оросительных каналов и карнавал, во время которого устраиваются танцы в масках, изображающих «диких людей», инсценировки «свадьбы животных», до середины 20 века разыгрывались ритуальные сражения между членами разных айлью. Сохраняются почитание горных вершин, Матери-Земли (Пачамама), шаманизм, жертвоприношения (при строительстве дома, при полевых работах и т.п.). Во время ритуалов мужчины жуют листья коки.
Устное творчество . В фольклоре сочетаются местные (о трикстере-Лисе, демонической женщине Ачикее, гибели первопредков при первом восходе солнца, исчезновении и возвращении героя, воплощающего плодородие, и др.) и европейские сюжеты; милленаристская идеология отражена в мифе об Инкарри (Инка-царь), который должен ожить и уничтожить европейских пришельцев. Распространены исторические предания, народные драмы в стихах (уанка), восходящие к инкским временам («Апу-Ольянтай», «Смерть Атауальпы» и др.), сказки, легенды, предания. Миссионеры создавали религиозные драмы на языке кечуа. Музыкальные традиции восходят к культуре инков; среди архаических музыкальных инструментов - глиняные флейты, морская раковина-труба, глиняные и металлические трубы, музыкальный лук. Традиционные инструменты (сохранились главным образом в высокогорных районах), жанры, виды музицирования приурочены к старинному инкскому календарю с делением года на половины - мужскую (сухой сезон) и женскую (сезон дождей), связаны с земледельческими, семейно-бытовыми, христианскими обрядами. Характерны ансамбли однородных флейт разных размеров, ансамбли двойных и многоствольных флейт могут включать до 50 исполнителей (стиль сикури в Перу). Флейтам могут аккомпанировать 2-сторонние барабаны (бомбос, ванкара). Популярны танцевальные драмы, танцы (чукару, хула-хула, личивайю, чарангеада, сикуриада), которые исполняются в сопровождении ансамблей. У кечуа Боливии распространены музыкально-танцевальные действа, включающие женское пение с аккомпанементом ударных либо щипкового инструмента чаранго (такий), мужскую игру на инструментах (такай) и круговые танцы (тусуй). Для вокальной и инструментальной ансамблевой музыки типичны высокий регистр, антифонная манера исполнения, параллельное движение голосов и подголосочная полифония. В основе ладовой организации - ангемитонная пентатоника (иногда расширенная до 6- и 7-ступенных звукорядов), в ансамблевой музыке для флейт - диатоника.
Устные традиции кечуа развиваются в тесной связи с музыкальной культурой аймара (стиль сикуморено в Перу), испытывают влияние музыки африканского происхождения (игра на идиофонах и мембранофонах), взаимодействуют с креольской музыкой (игра на струнных инструментах, танцы), проникают в городскую культуру Андских стран.
Многие современные кечуа живут в городах. С середины 20 века растёт движение за возрождение языка и традиционной культуры. Развивается профессиональная музыка, кинематограф, литература; из поэтов и прозаиков выделяются Х. А. Соса, С. Д. Палавесино, А. Л. Тевес, М. К. Тебес, И. Толоса в Аргентине, Уальпа Римачи (18 - начало 19 века), Х. Кальвимонтес и Х. Уальяпаримакни в Боливии, А. А. Гутьеррес в Перу (лауреат Кечуанской национальной премии, 1951) и др.
Лит.; Олланта: древнеперуанская драма из времён инков / Пер. Ф. Миллера. М., 1877; Di Lullo О. El folklore de Santiago del Estero. Tucumân, 1943; Osborne Н. Indians of the Andes: Aymaras and Quechuas. 1952. , 2004; Bravo D. А. Cancionero quichua santiagueñо. Tucumán, 1956; Arguedas J.М. The singing mountaineers: songs and tales of the Quechua people. Austin, 1957; Saavedra В. El Ayllu: estudios sociológicos. La Paz, 1975; Man in the Andes: multidisciplinary study of high-altitude Quechua. Stroudsburg, 1976; Зубрицкий Ю. А. Инки-кечуа. М., 1975; Quechua peoples poetry. Willimantic, 1976; Rasnake R. Domination and cultural resistance: authority and power among an Andean people. Durham, 1988; Harrison R. Sings, songs and memory in the Andes: translating Quechua language and culture. Austin, 1989; Van Vleet К.Е. Performing kinship: narrative, gender, and the intimacies of power in the Andes. Austin, 2008.
Ю. Е. Берёзкин; Г. В. Дзибель (система терминов родства), В. И. Лисовой (устное творчество).
Булавин Владимир Иванович::: Боливия
Население Боливии в этническом и расовом отношениях очень неоднородно. Около 2/3 населения страны составляют крупные индейские народы кечуа и аймара, живyщие в основном на плоскогорье Альтиплано. Кроме того, на равнинах Ориенте обитают племена «лесных индейцев» численностью около 100 тыс. человек. Они принадлежат к языковым семьям тупи-гуарани, араваков, матеко-матагуайо и др. В городах и на равнинах преобладают испаноязычные метисы («чоло»), составляющие свыше 1/4 всего населения, и белые боливийцы - в основном испанские креолы (5% населения). Прослойка негров и самбо (потомков негров и индианок) в Боливии незначительна. Большинство боливийцев говорят на двух языках - испанском и одном из индейских языков (кечуа, аймара или гуарани). Из-за обилия индейских слов и оборотов испанский язык в этой стране заметно отличается от испанского языка других стран Латинской Америки.
Численность населения Боливии растет в основном благодаря естественному приросту; иммиграция в страну очень незначительна, что объясняется в первую очередь слабым развитием ее экономики, тяжелыми природными условиями высокогорья и тропической равнины, а также часто меняющимся внутриполитическим положением. Эмиграция из страны незначительна. В 1900 г. в Боливии (в современных границах) проживало 1,7 млн. человек, в 1950 г. - 3 млн., в 1973 г. - 5,3 млн. В 1963-1973 гг. среднегодовые темпы прироста населения страны составили 2,6%.
По сравнению с большинством других латиноамериканских стран естественный прирост населения Боливии имеет некоторые особенности. В стране по существу сохранился колониальный тип воспроизводства населения, который был характерен для стран Латинской Америки в XIX в. При высокой рождаемости (42 человека на тысячу жителей) в Боливии сохраняется высокая смертность (17 человек на тысячу жителей). Из-за тяжелых жилищно-бытовых условий, недостаточного питания и крайне плохого медицинского обслуживания у боливийцев по- прежнему велика детская смертность (140 человек на 1000 родившихся живыми детей). Средняя продолжительность жизни в Боливии составляет всего 47 лет. Поэтому население растет медленными темпами.
Плотность населения в Боливии низка - в среднем всего 4,9 человека на 1 км 2 . По территории страны население размещено очень неравномерно. 86% боливийцев живет на плоскогорье Альтиплано и в восточных горных долинах. Средняя плотность населения в этих районах превышает 7 человек на 1 км 2 , достигая максимума в департаменте Кочабамба (14,8 человека на 1 км 2) и в районе, прилегающем к озеру Титикака. Равнины Ориенте (особенно на севере) населены очень редко: здесь на 1 км 2 территории приходится в среднем 1 человек.
Городское население растет довольно быстро и составляет в настоящее время 35%. К числу крупных городов с населением свыше 100 тыс. жителей каждый относятся Ла-Пас, Кочабамба, Санта-Крус и Оруро. Однако в целом для Боливии все еще типичны маленькие города с числом жителей менее 10 тыс. человек, возникшие либо как центры сельскохозяйственных зон в той или иной долине (особенно на восточных склонах Анд и на севере Альтиплано), либо как центры небольших горнорудных районов на востоке и юге плоскогорья.
За последнее десятилетие несколько крупных городов стали центрами притяжения растущих миграционных потоков (в основном крестьян). Сельскому населению становится все труднее прокормиться в условиях малопродуктивного потребительского хозяйства Альтиплано. Крестьяне переселяются в «поясы нищеты», расположенные вокруг наиболее крупных городов, в хижины, сколоченные из жести, картона, ящиков. Другими центрами притяжения мигрантов в последние годы становятся развивающиеся районы плантационного хозяйства около городов Санта-Крус, Кочабамба и в долине реки Пилько- майо.
Несмотря на отток сельского населения в города, в сельском хозяйстве страны занято 66% экономически активного населения (численность его в 1970 г. составила 1,5 млн. человек, в том числе 1 млн. человек в сельском хозяйстве). По доле крестьян в общей численности экономически активного населения Боливия превосходит всех своих соседей. В промышленности в 1970 г. было занято 166 тыс. человек (11% всех занятых), в сфере услуг - 181 тыс. человек (12%) и т. д. По своему положению к фабрично-заводскому и горнопромышленному пролетариату примыкают довольно многочисленные кустари- надомники. Их численность составляет около 130 тыс. человек. Для Боливии характерна значительная и устойчивая безработица. Число безработных составляет почти 1/3 общей численности рабочей силы.
Самый многочисленный индейский народ Боливии (и крупнейший в Южной Америке) - кечуа (1,8 млн. человек). Кроме Боливии, кечуа живут в Перу и Эквадоре, где составляют около половины всего населения, а также на севере Аргентины и в Чили. По антропологическим и этническим особенностям боливийские кечуа почти не отличаются от своих соплеменников в названных странах.
Для языка кечуа характерно значительное развитие суффиксации. В современном литературном языке этого народа используется латинский алфавит. Из языка кечуа в европейские языки пришли такие слова, как «лама», «хина», «пума», «вигонь» и др.
Второй по численности индейский народ страны - аймара (1,2 млн. человек). Аймара помимо Боливии проживают в Перу и Чили, однако боливийские аймара составляют около 70% численности этого народа в Южной Америке.
Расселение основных народов Боливии сложилось следующим образом. Большая часть кечуа живут в центральной и южной частях плоскогорья Альтиплано - в департаментах Оруро, Потоси, Кочабамба и на севере департамента Чукисака. Основная же этническая территория аймара - районы, прилегающие к озеру Титикака, а также высокогорные районы в департаментах Ла- Пас, Оруро и Потоси. Не много можно назвать еще на земле народов, которые жили бы на такой высоте над уровнем моря.
Кечуа и особенно аймара слабо участвуют в заселении Ориенте. С древних времен горные индейцы, выходя на склоны Восточной Кордильеры и их предгорья, с опасением смотрели на находящуюся внизу пропитанную влагой сельву. Попытки принудительного переселения индейцев в сельву обычно заканчивались плачевно.
Большинство их не смогли привыкнуть к влажному, жаркому климату и заболевали. За длительный период жизни многих поколений аймара и кечуа хорошо приспособились к условиям обитания на высокогорном плато. Медицинские обследования индейцев показали, что в их крови содержится больше красных кровяных телец, чем у жителей низменности. Это способствует лучшему усвоению кислорода из разреженной атмосферы Альтиплано.
Основную часть населения Ориенте составляют чоло и креолы. Они преобладают в департаментах Санта-Крус, Тариха, Пандо, Бени и южной части департамента Чукисака. Иностранная колония в Боливии немногочисленна и насчитывает около 30 тыс. человек (1970 г.). Наиболее значительна группа немцев (около 10 тыс. человек); довольно много их появилось в Боливии после второй мировой войны. Немецкая община играет заметную экономическую и политическую роль в самом большом департаменте Боливии - Санта-Крус, расположенном в Ориенте. Из остальных национальностей наиболее многочисленны перуанцы, испанцы, итальянцы и аргентинцы. Все эти национальные группы проживают, как правило, в крупных городах. Некоторые национальности живут небольшими колониями. Так, перед второй мировой войной возникла колония еврейских переселенцев из Европы, затем переселенцев с острова Окинава и т. д.
Занятия отдельных групп населения Боливии, их образ жизни, одежда, пища и т. п. характеризуется немалыми различиями,
Индейцы занимаются в основном земледелием и скотоводством, развиты у них также некоторые ремесла. Часть аймара и кечуа трудятся в горнорудной промышленности, выполняя обычно неквалифицированную работу.
Выращивают индейцы главным образом картофель, киноа, кукурузу, ячмень, бобовые и некоторые овощи, которые лучше всего вызревают у озера Титикака. Огромное значение в жизни кечуа и аймара имеет разведение лам, альпак и овец. Ламы для них - это и вьючное животное, и пища, и шерсть, и кожа. В хозяйстве жителей побережья и островов озера Титикака значительным подспорьем является рыболовство.
В питании индейцев главное место занимает картофель. Из картофеля кечуа и аймара изготовляют чуньо - крахмалистый продукт, по составу близкий картофельной муке, который может храниться много лет.
Одно из главных ремесел индейцев Альтиплано, особенно кечуа, - изготовление одежды и других изделий из шерсти лам и овец. У индианок, идущих за караваном лам или на рудник, за спиною нередко находится ребенок, привязанный цветастым платком агуайо, а впереди за поясом почти всегда торчит рогулька с шерстью или с хлопком, из которых скручивается нить. Пряжа окрашивается до изготовления ткани. Ткани с красивыми и яркими сочетаниями цветов ткутся у индейцев вручную на примитивных горизонтальных станках. Они производятся для собственного потребления и на продажу (втом числе на экспорт). Из других ремесел у кечуа и аймара развито изготовление керамической посуды без гончарного круга и плетение из тростника и соломы корзин, циновок, сетей и т. д.
Несмотря на кустарное изготовление тканей, одежда аймара и кечуа в основном фабричного производства. Мужчины носят рубашку, жилет и брюки, фетровые шляпы и кожаные сандалии. Женщины-аймара носят широкие юбки и кофты, поверх которых набрасывают шаль, на голове у них неизменные шляпы-котелки. В отличие от мужчин они реже носят обувь. Женщины-кечуа надевают поверх рубашки несколько широких длинных юбок, одна короче другой, так что яркая кайма нижней юбки видна из-под надетой сверху. От холодных ветров Альтиплано особенно хорошо защищают домотканые плотные пончо из шерсти и вязаные шапочки-шлемы: горро - у аймара, чульо - у кечуа.
В густонаселенных районах, примыкающих к озеру Титикака, селения индейцев встречаются двух типов: деревни и небольшие хутора посреди обрабатываемых участков. Небольшие индейские дома из адобы (сырцовый кирпич), камня, а иногда из дерновых блоков или тростниковых циновок имеют прямоугольную или квадратную форму, реже - цилиндрическую. Крыши покрываются тростником (около озера Титикака) или сухой травой - ичу. Окна в них отсутствуют, пол земляной, очаг топится по-черному. В этих домах обычно нет самой примитивной мебели, ее заменяют в основном шкуры лам и альпак. В прошлом они освещались плошками с ламьим жиром и фитилем из шерсти ламы, а сейчас используются примитивные керосиновые светильники. В тех случаях, когда дома не побелены, они малоразличимы на сероватом фоне ландшафта Альтиплано. На севере Альтиплано дома, как правило, несколько фундаментальней и благоустроенней жилищ в центральной и южной частях плоскогорья.
Как уже отмечалось, земли здесь плодородней и осадков больше, чем на юге, люди живут более обеспеченно.
Кроме кечуа и аймара на Альтиплано сохранилось несколько очень небольших по численности индейских племен. Наиболее интересно из них по образу жизни племя урус. Спасаясь от завоевателей, оно переселилось на острова озер Титикака и Поопо. На озере Титикака один из поселков этого племени расположен на искусственном острове, сплетенном из тростника. Из него же построены хижины и лодки.
Индейцы Альтиплано - наиболее неимущая и бесправная часть населения Боливии. В более бедственном положении находятся лишь «лесные индейцы» Ориенте. При заготовке леса и расчистке площадей под плантации их обычно сгоняют с земли, оттесняя в глубь лесов.
Большинство испаноязычных метисов (чоло) стремятся избавиться от индейских обычаев, нравов и внешнего облика, усвоить европейские обычаи, манеры и одежду. Так же как и испанские колонисты, они предпочитали селиться в основном в городах. Обычно чоло живут зажиточней индейцев. Они заняты в торговле, промышленности, на плантациях и в сфере услуг. Численность метисов в Боливии продолжает расти. Это самая динамичная часть боливийского народа.
Наиболее высокое положение в боливийском обществе принадлежит белым боливийцам (в основном испанским креолам), занимающим, как правило, руководящие посты.
Как и во всех латиноамериканских странах, идущих по капиталистическому пути, в Боливии очень велики социальные контрасты. На долю эксплуататорских классов, составляющих лишь несколько процентов населения, приходится более трети национального дохода страны. Подавляющая масса населения - трудящиеся - живет в большой нищете. Среднегодовой доход у 2/3 населения - один из самых низких в Латинской Америке. Рабочие в обрабатывающей промышленности Боливии трудятся по 60-70 часов в неделю.
Особенно низко оплачивается труд сельскохозяйственных батраков. Бичом трудящихся является безработица. По данным ООН, рацион питания боливийца (1860 калорий в день) составляет лишь 70% физиологической нормы, необходимой для нормального существования организма. Цены на продукты питания в Боливии очень высоки, поэтому многие боливийцы почти не потребляют мяса, масла, молока и сахара, ограничиваясь картофелем, кукурузой и овощами.
Особенно плохо питается индейская часть населения. Чтобы заглушить голод, снять усталость, индейцы употребляют сушеные листья кустарника кока. Их жуют, смешивая с золой или известью. Даже для успокоения кричащих от голода детей индианки дают им пососать разжеванные листья коки. Кока - каждодневный «хлеб» индейцев, хорошо известный еще в государстве инков. В Боливии этот наркотик доступен каждому бедняку, и редко можно встретить индейца, у которого одна щека не казалась бы опухшей из-за жвачки коки. Очень много коки потребляют индейцы, работающие на рудниках. Работа в глубоких, плохо оборудованных и проветриваемых шахтах в условиях значительной высоты и большой разреженности атмосферы чрезвычайно тяжела. Чтобы выдержать нечеловеческие условия труда, индейцы-шахтеры жуют листья коки. От тяжелого труда и постоянного употребления наркотика они уже в 30-35 лет становятся инвалидами, и мало кто из них доживает до 40 лет.
Массовое потребление коки - важная проблема здравоохранения. Немало жизней уносят также простудные и инфекционные заболевания: малярия (в Юнгасе и Ориенте), дизентерия и туберкулез. От них особенно страдает опять-таки индейское население, которое живет в антисанитарных условиях и постоянно недоедает. Медицинское обслуживание в стране развито очень слабо. В 1970 г. один врач приходился на 2400 жителей, причем 90% врачей проживали в семи крупнейших городах страны. До сих пор жителям многих сельских районов приходится пользоваться услугами знахарей. Стоимость лечения у врачей столь велика, что и в городах значительная часть жителей обращается к народной медицине, которая имеет в Боливии давние традиции. Так, одно из небольших племен группы колья (колья-уайа), живущее к северо-востоку от озера Титикака (в провинции Баутиста Сааведра) с древних времен завоевало славу знахарей. Передавая знания лечебных свойств трав из поколения в поколение, они до сих пор выполняют роль врачевателей, обслуживающих индейцев Боливии. В Ла-Пасе за старым собором Св. Франциско до сих пор существует целый квартал, где лечат колья-уайа,
Древние индейские цивилизации составили не только основу культуры современных кечуа и аймара, но и оказали большое влияние на всю боливийскую культуру. Хотя памятники доинкского периода сохранились плохо, но и сейчас можно восхищаться искусством древних ваятелей, создавших замечательные скульптуры Тиуанаку. Влияние древнего искусства заметно и в изделиях нынешних боливийских ремесленников - орнаментах тканей, резьбе по дереву и т. п.
Влияние испанской культуры в Боливии несколько меньше, чем в большинстве латиноамериканских стран. Два крупных индейских народа - кечуа и аймара во многом смогли сохранить свою самобытность. Испанская культура более всего заметна в городах - их архитектуре, языке и религии населения, характере праздников и увеселений. Как и в некоторых других странах Латинской Америки, в Боливии очень низок такой важнейший показатель культуры, как грамотность - более половины населения неграмотно, особенно много неграмотных среди индейцев. Школу посещают менее 60%- детей от 6 до 14 лет.
Официальная религия Боливии - католицизм. Однако у индейцев сохраняются пережитки дохристианских верований. Католический ритуал у основных народностей страны - аймара и кечуа сочетается с земледельческо-скотоводческим культом и рядом других особенностей. Другие религиозные группы немногочисленный представлены протестантами, адвентистами седьмого дня, баптистами, квакерами, меннонитами, методистами, пятидесятниками и др.
Особенно характерны для национальной культуры карнавалы, которые устраиваются в основном в наиболее крупных городах в первой половине года и отчасти восходят к древним индейским обрядам. Так, знаменит восьмидневный индейский карнавал в «столице олова» - Оруро, который проводится с XVII в. Карнавал - всенародное празднество. Участвуя в нем, боливийцы надевают свои самые яркие одежды. Гвоздем карнавала в Оруро являются «диабладас» - вокально-хореографические представления, изображающие борьбу сил добра и зла. Это - прямое продолжение древних ритуальных танцев индейцев, посвященных покровителю горняков Супаку. Страшные маски участников представления свидетельствуют о богатой фантазии их творцов. Стремясь удержать индейцев под своим влиянием, католическая церковь Боливии смотрит сквозь пальцы на удивительные сочетания христианских и языческих обрядов.
Доколумбовая Америка пережила расцвет и падение великих цивилизаций – майя, ацтеков, инков. Территорию современной Центральной и Южной Америки населяло более 5 тысяч племен. Часть из них исчезла, не оставив практически никак упоминаний. Другая – была полностью уничтожена. Большинство потомков индейцев той эпохи до сих пор живут в Мексике , Боливии , Перу , Эквадоре и других странах Южной Америки.
Племена Боливии и Перу
К приходу Колумба территория нынешней Боливии уже была завоевана инками. До этого большую часть земель заселяли аймара и кечуа.
Первые жили в высокогорных районах на западе Южной Америки. К XV в. они создали несколько государств. Самое могущественное – Колья у озера Титикака. Вопреки суровым погодным условиям аймара выращивали картофель, кукурузу, тыкву. Племя смогло сохранить быт и традиции и после прихода европейцев. Сейчас численность народа составляет почти 4 млн. человек. Они живут в Боливии, Перу, Чили , Аргентине .
Кечуа – самый многочисленный народ доколумбовой и современной Южной Америки. Численность – 20 млн. человек. Сейчас большая часть живет в Боливии и Перу. Культура племен была более развитой по сравнению с майя и ацтеками. К XV в. индейцы сумели создать могущественное государство.
Помимо них территорию Перу и Боливии населяли:
- бороро, вступившие в контакт с европейцами в XVIII в;
- итонами, практически утратившие свою культуру и язык;
- такана, мирно относившиеся к завоевателям;
- уитото, численность которых сильно сократилась в XX в.;
- хакару, занимавшиеся разведением лам и альпак в Перу;
- хиваро, в традициях которых смешался быт индейцев из предгорий Анд и тропических лесов;
- шипико-конибо – группа племен, пришедших из Амазонии.
О некоторых племенах (например, хиваро) стало известно совсем недавно, в начале или середине XX в.
Эквадор
До испанцев Эквадор находился под влиянием древнего государства Чимор. Территорию населяли индейцы:
- Киту, порабощенные племенем кара. Оставившие о себе катастрофически мало сведений.
- Каньяри, жившие в центральной части Эквадора. Поклонявшиеся луне и завоеванные инками.
- Тумбе, исчезнувшие после вторжения кара.
- Кара, завоевавшие племена Эквадора в I тысячелетии до н. э.
Сейчас 40% населения Эквадора составляют потомки индейских племен. Самые многочисленные – народ кечуа. Остальные живут в основном в лесах. Ачуале, малаката, уамбиса на юге. Аламо и ямбо на востоке. Так же здесь живет низкорослое племя ваорани, избегающее контактов с людьми.
Центральная Америка
В Мексике до прихода Колумба господствовал ряд высокоразвитых цивилизаций с собственной письменностью, летоисчислением, архитектурой. Обладавших глубокими познаниями в математике и астрономии.
- Ольмеки, давшие начало цивилизации майя и оставившие о себе очень мало сведений.
- Майя с необычной религией и ритуалами. Достигшие невероятного развития. И к приходу конкистадоров уже находившиеся в упадке. Их потомки, около 7 млн. человек, сейчас живут в Мексике, Сальвадоре, Белизе, Гондурасе, Гватемале.
Также территорию нынешней Мексики населяли племена Теотиуканы, сапотеки, тотонаки.
Южная часть континента
На землях современной Аргентины, Чили, Парагвая, Бразилии до испанской колонизации существовало несколько сотен племен:
- кочевники – алакалуфы, атакменьо, ботокуды;
- арауканы – сейчас их численность составляет 1,5 млн. человек;
- караибы из тропических лесов с отдельными языками для мужчин и женщин;
- каяпо из Бразилии – племена из южных районов практически полностью истребили, северным удалось сохранить самобытную культуру;
- мундуруку, вошедшие в контакт с европейцами в середине XVIII в. и ставшие их союзниками;
- пирахан – малочисленное племя охотников Амазонии;
- тукуна, занявшие земли практически вымерших народов омагуа и кокама;
- туюка – славившиеся производством плетеных вещей и каноэ;
- яномамо – отдельные общины до сих пор ведут изолированный образ жизни.
У некоторых народов получилось сохранить самобытный уклад жизни. Большинство ассимилировалось с колонизаторами. Огромное количество просто исчезло. К таким племена относятся апибоны, апиака, пасиока, капаяны, селькнамы, сутагао, тупи. Миштеки из Мексики, подчиненные ацтеками и другие.
Индейцы кечуа: цивилизация на вершинах горВ государстве инков (см. главу «Культура древних народов области Анд») кечуа составляли группу племен, расселенных на компактной территории вокруг долины Куско. Они занимали привилегированное положение, были освобождены от наиболее тяжких повинностей. Язык кечуа был государственным. Таким образом, кечуа и их язык в представлении подвластных племен были неотделимы от системы централизованного управления инков, которая противостояла древней родовой организации покоренных племенных групп.
В колониальный период произошли значительные изменения в жизни индейского населения, во взаимоотношениях племенных групп. Если во времена инков подвластные им племена смотрели на кечуа как на угнетателей, то теперь, когда под железным сапогом испанского завоевателя все индейцы сравнялись в своем бесправии, государство инков, в особенности так называемое новоинкское государство, ведшее борьбу с испанскими завоевателями около 40 лет, стало символом независимости. Если в государстве инков язык кечуа был языком притеснителей, то после испанского завоевания он стал символом самостоятельного развития самобытной индейской культуры.
Язык кечуа по своему строению агглютинативный: грамматические изменения образуются путем присоединения аффиксов. Диалектологические различия в языке кечуа так невелики, что не мешают взаимному пониманию отдельных локальных групп. Это единый, общий для всего народа кечуа язык, претерпевший, однако, известные исторические изменения. Язык текста народной драмы «Ольянтай», XVIII века, уже мало понятен современным кечуа.
Миссионеры пользовались языком кечуа для обучения катехизису при обращении индейцев в христианство, а также для записи преданий и легенд. От первого периода колонизации остались сборники текстов на языке кечуа, записанных латинизированным алфавитом. Наиболее ранние тексты — большей частью фольклорные материалы, предания, песни и гимны. Фольклор, как и другие виды народного творчества, играл большую роль в духовной жизни кечуа, в формировании единого народного самосознания и общей культуры.
За период феодальной колонизации индейское население Андского нагорья претерпело значительные изменения в своем развитии. Большинство мелких племен стало говорить на языке кечуа, возникла объединяющая их идея восстановления свободы и независимости, сложилась обгцекечуан- ская литература.
Война за независимость и образование самостоятельных государств Андского нагорья — Эквадора, Перу, Боливии — не приостановили процесса объединения языка и культуры индейских племен. К периоду развития капиталистических отношений, т. е. к 60-м годам XIX в., подавляющая масса индейских племен уже начала сливаться в единую народность. Это выразилось прежде всего в том, что язык кечуа оттеснил и даже во многих областях вытеснил другие индейские языки. Из четырех главных языковых|семей, распространенных в государстве инков, от языка мочика в настоящее время* не осталось и следов. На языке семьи пукина в 30-х годах XX в. говорило лишь несколько сот человек племен уру и чипайя на побережье оз. Титикака (Перу — Боливия). Но в целом в области этого озера продолжает господствовать язык аймара. В Эквадоре с XVIII в. местные диалекты стали отмирать, уступая языку кечуа. В настоящее время большая часть индейцев Эквадора — около полутора миллионов, принадлежавших в прошлом к десяткам мелких племен, говорит на языке кечуа и по культуре почти не отличается от кечуа Перу и Боливии, хотя эти индейцы как, например, отавало, и сохраняют иногда местные названия. Уже в начале XX в. кечуа представляли собой преобладающую индейскую народность области Анд.
Численность и расселение
Сведения о численности индейцев кечуа не совпадают между собой. Называют различные цифры — от 3,5 до И млн. 1 . Из сопоставления разных данных можно сделать вывод, что истина лежит где-то посредине, но ближе к последней цифре /Сравнение этих цифр с данными относительно этнических групп в других частях американского континента показывает, что кечуа — самый большой и значительный из современных индейских народов.
Кечуа расселены в пяти государствах — Перу, Боливии, Эквадоре, Аргентине и Чили. Политическая граница между этими государствами проходит безотносительно к расселению кечуа,— как и других этнических групп,— рассекая на части народ единого языка и единой культуры.
Данные по демографии кечуа отрывочны и неточны. Лучше изучены кечуа, живущие в пределах Перу. Относительно Боливии приходится довольствоваться лишь общими сведениями: их численность там, по данным 40-х годов XX в., достигла 1400 тыс. человек. Они составляют более трети населения Боливии 1 .
О кечуа в Чили и Аргентине имеются лишь глухие данные.
В Перу, по приведенным уже данным переписи 1940 г., численность индейцев, говорящих на языке кечуа, была несколько больше, чем числа испаноязычных перуанцев (первых — 46,8, вторых — 46,7 %) 2 . Если же учесть, что значительная часть кечуа, особенно в северном Перу, а также в городах побережья, говорит на испанском языке, то, преобладание численности кечуа над креолами становится вполне очевидным.
В Перу кечуа составляют большинство населения в центральных и южных департаментах. В Куско на кечуа говорит 98%, а в Аякучо — 99%. В Боливии кечуа живут главным образом в департаментах Оруро, Потоси, Кочабамба, а также частично в Чукисаке. В Эквадоре основная масса кечуа занимает горный район и частично побережье. В Чили и Аргентине они расселены в некоторых северных высокогорных пустынных районах.
В целом кечуа составляют основное население нагорья, так называемой сиерры, и прилежащих долин.
Занятия. Сельское хозяйство
Основными занятиями кечуа остаются земледелие и скотоводство, в меньшей степени — ремесла, кустарные промысла и труд в промышленности, главным образом в горнорудной.
В высогорных районах крестьяне кечуа до настоящего времени возделывают растения, культивируемые здесь с глубокой древности: картофель, другие клубневые культуры (ока, ульюка), затем зерновые типа проса— киноа и каньяуа. В долинах с умеренным климатом выращивают кукурузу, ячмень и пшеницу. Лучшие земли захвачены помещиками-креола- ми, которые владеют подавляющей частью годной к обработке земли. На долю крестьян кечуа остаются небольшие участки неплодородной и, к тому же, истощенной из-за отсутствия удобрения земли. Отсталая техника и примитивный севооборот, лоскутность и чересполосица при малоземелье сокращают урожаи до самых низких пределов.
Техника ведения сельского хозяйства у крестьян кечуа осталась вомногом такой же примитивной, какой она была в XVI в. Правда, в долинах практикуется пахота на быках, но плуг — деревянный и очень примитивный. В высокогорных районах тягловая сила не применяется. Современный крестьянин кечуа, как и во времена инков, возделывает землю так называемой чакитаклъей. Это узкий заступ с поперечным выступом для ноги внизу рукояти. Для своего времени изобретение чакитакльи с ее приспособлением для упора ноги, облегчающим вскапывание, было значительным достижением. Но в настоящее время сохранение ее как основного орудия говорит о крайней отсталости. Употребляют еще несколько- примитивных орудий — таклъю (мотыгу) с железным лезвием, дубинку для разбивания комьев земли с каменным или железным наконечником, серп и палку для молотьбы.
Кечуа работают на пашне обычно семейными группами по три человека, из которых двое (мужчины) поднимают грунт чакитакльей, а третий (женщина или мальчик) идет следом и разбивает выбрасываемые комья земли. Проведя несколько продольных рядов, вскапывают поперек. Перекрещивание борозд помогает задерживать дождевые потоки на горных склонах.
В долинах и по берегам рек влаги достаточно, но на склонах гор и на плоскогорье требуется искусственное орошение. Кечуа применяют ирригационную систему, унаследованную от древнейших времен, в сочетании с террасовым расположением полей. Каждая община прорывает узкую канаву от реки, от горного потока. За время сухого сезона канава высыхает и сравнивается с окружающим грунтом, так что работу приходится возобновлять. Помещики, земли которых в большинстве своем расположены близко к рекам и потокам, пользуются, кроме того, и более совершенной техникой. В некоторых случаях они даже отводят русла речек в нужном им направлении, оставляя крестьян без влаги. Во всех Андских странах идет непрерывная борьба за воду, чаще всего между общинами и помещиками, и последние при содействии властей всегда оказываются победителями.
Животноводство, также имеющее в Андских странах древнюю историю, доныне играет большую роль в горных районах. Лама служит как вьючное животное, дает шерсть и мясо. Альпака и вигонь, дававшие превосходную шерсть, ныне вымирают. В настоящее время для получения шерсти разводят овец, ввезенных сюда в колониальный период. Но в крестьянских хозяйствах овцы малы и плохо упитаны, шерсть их обычно низкосортна.
Религия
Испанские завоеватели обратили индейцев-Кечуа в католицизм, но не смогли сломить их воинствующий дух. Сегодня многие Кечуа являются ярыми католиками, но это не мешает им сохранять в глубине души частичку собственной
истории.
До сих пор наряду с христианством в племенах встречаются языческие верования и шаманизм. Во время парадов в крупных городах можно увидеть языческие знамена рядом с католическими изображениями.
Среди традиционных ритуалов наибольшее значение имеет праздник очистки оросительных каналов . Сохраняются почитание горных вершин, Пачамамы (Матери-земли), жертвоприношения при полевых работах и строительстве дома и пр.
ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
К сожалению, сегодня часть древних технологий ведения хозяйства утеряна, однако, индейцы продолжают заниматься тем, что делали всегда.
Традиционными занятиями Кечуа являются: земледелие, скотоводство, народные ремесла.
Наиболее важное место в их хозяйстве занимает террасное орошаемое земледелие, осуществляемое с помощью «чакитакльи» (исп. Chakitakli; заступ с поперечным выступом для ноги), в долинах до сих пор используется примитивный плуг.
В поселениях, расположенных в горах, индейцы выращивают бобы, картофель и другие клубневые культуры, а также зерновые культуры (просо, киноа, каньиуа). В долинах выращивают кукурузу, ячмень, пшеницу.
В горах большое значение имеет скотоводство, излюбленными животными Кечуа являются ламы и альпаки, хорошо приспособленные к высокогорному суровому климату.
Среди традиционных ремесел Кечуа развито ручное производство тканей: в горах — из шерсти, в долинах — из хлопка. Прядением шерсти занимаются мужчины, женщины и дети, но ткут обычно мужчины на примитивных ткацких станках.
target="_blank">https://hasta-pronto.ru/wp-content/uploads/2016/06/Quechua-1-500x311.jpg 500w, https://hasta-pronto.ru/wp-content/uploads/2016/06/Quechua-1-768x477.jpg 768w" style="margin: 0px; padding: 0px; border: 0px none; font-style: inherit; font-variant: inherit; font-weight: inherit; font-stretch: inherit; font-size: inherit; line-height: inherit; font-family: inherit; vertical-align: baseline; max-width: 100%; height: auto;" width="550" />
Ручное производство тканей
Очень развиты следующие ремесла: выделка фетровых шляп; плетение шляп-панам и всевозможных изделий из тростника; изготовление лепной керамики и украшений из природных материалов; производство калебас, золотых и серебряных украшений; резьба по кости и дереву.
ОДЕЖДА
Индейцев Кечуа можно встретить во всех крупных городах Перу, Боливии и Эквадора.
Они всегда выделяются среди местного населения своими колоритными традиционными нарядами, изготовленными вручную с соблюдением старинных технологий.
Мужчины носят штаны чуть ниже колен и укороченные куртки из сыромятной кожи или замши. Сверху часто накинуто пестрое домотканое пончо с традиционным узором.
Женщины наряжаются в несколько ярких разноцветных юбок и шерстяную шаль, обычно скалываемую на груди большой брошью. Традиционные украшения выполнены из серебра, камня, кости, раковин.
Пожалуй, основным элементом, отличающим К. от других индейских племен, являются фетровые головные уборы, которые носят все - и женщины, и мужчины. Мужчины предпочитают широкополые шляпы с неглубокой тульей, под которую в холодную ветреную погоду надевается шерстяной вязаный шлем - чульо (кеч. Chullo).
Женщины украшают свои шляпки декорами из кости, камня, раковин, дерева и даже живыми цветами.
В своих поселениях индейцы чаще всего ходят босиком, а в городах они носят легкие кожаные сандалии.
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
- С языка индейцев-Кечуа Мачу-Пикчу (Machu Picchu) переводится как «Старая гора». Рядом находится Уайна-Пикчу (Huayna Picchu) - «Молодая гора», именно она изображена на всех панорамных фотографиях древнего города Инков.
- Мелодичность, структура и богатый словарный запас языка К. вызывали всеобщее восхищение еще с колониальных времен, а современный испанский почерпнул из него огромное количество слов. target="_blank">https://hasta-pronto.ru/wp-content/uploads/2016/06/Quechua-2-500x375.jpg 500w" style="margin: 5px 0px 25px 35px; padding: 0px; border: 0px; font-style: inherit; font-variant: inherit; font-weight: inherit; font-stretch: inherit; font-size: inherit; line-height: inherit; font-family: inherit; vertical-align: baseline; max-width: 100%; height: auto; float: right;" width="433" />
Серия сообщений "