Мало-михайловский дворец. Где жили романовы Отрывок, характеризующий Дворец Михаила Михайловича

Мало-Михайловский дворец (дворец Михаила Михайловича) в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле итальянского ренессанса, построенное по проекту М. Е. Месмахера в 1885-1891 годах для великого князя Михаила Михайловича.

Участок под Мало-Михайловским дворцом ранее принадлежал Адмиралтейству и освободился только после перевода корабельного производства в другое место. Великий князь Михаил Михайлович купил эту землю в 1884 году и почти сразу поручил строительство на ней дворца известному архитектору Месмахеру. Первоначально дворец планировали назвать по имени владельца, но чтобы отличать его от уже существовавших Михайловского и Ново-Михайловского дворцов, зданию дали название Малый или Мало-Михайловский дворец. Интересно, что сам великий князь во дворце так и не жил, к моменту окончания строительства он был выслан из России за несогласованный брак.

Фасад дворца был облицован серым и темно-розовым песчаником, а также финским гранитом, на уровне второго этажа украшен парными полуколоннами, на уровне третьего — пилястрами. Внешний угол дворца опоясан балконом, в верхней части здания был сделан карниз с балюстрадой. Дворец был построен по самым современным технологиям, здание было оснащено водопроводом, канализацией, телефонной связью, газом и электричеством.

Мало-Михайловский дворец получил богатую отделку, М. Е. Месмахер лично выполнил эскизы фонарей, решеток, мебели, орнаменты для церковной утвари и тканей, поэтому сам архитектор был даже награжден по итогам строительства орденом Анны 2-й степени. В интерьерах широко использовалось резное дерево и изразцы. Из помещений дворца хорошо известны Парадная лестница, Вестибюль, Большая и Малая приемные, Кабинет, Библиотека и жилые покои.

Поскольку сам великий князь Михаил Михайлович не смог воспользоваться дворцом, здание передали в ведение различных государственных министерств и ведомств, потом его купило страховое общество «Русский Ллойд». После революции 1917 года во дворце размещались различные учреждения нового советского правительства.

Мало-Михайловский дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение Мало-Михайловского дворца будет интересно туристам, интересующимся архитектурой конца XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями —

Дворец Великого князя Михаила Михайловича Романова, внука императора Николая I, находится на Адмиралтейской набережной. Он был построен в 1885 – 1891 годах по проекту архитектора Максимилиана Месмахера, и дожжен был стать великокняжеской резиденцией. Но после того, как Александр III не признал брак князя с Софией Меренберг, Михаил Михайлович уехал в Англию, так и не прожив в новом дворце ни одного дня. После этого в здании располагались различные административные учреждения, а в 1911 году дворец был куплен страховым обществом «Русский ллойд». После Октябрьской революции и смены власти во дворце размещались государственные учреждения.

Великий князь Михаил Михайлович Романов родился 4(17) октября 1861 года в Петербурге. С 1881 года он начал проходил службу в Лейб-гвардии Егерского полка и вскоре принял от государя чин полковника. Спустя год его назначали флигель-адъютантом к Особе Его Императорского Величества. В 1891 году без разрешения императора Александра III, известного строгой привязанностью к долгу равнородного христианского брака в семье, Михаил Михайлович женился на графине Софье Меренберг. В результате, Великий князь тотчас был уволен с государственной службы и лишен всех прав. Ему также был воспрещен въезд в Россию.

В последствии Михаил Михайлович Романов вместе с супругой жил во Франции и Англии, встречаясь со своими Августейшими родственниками только заграницей. Интересно, что в 1908 году князь написал на английском языке автобиографический роман под названием «Не унывай». В своем произведении он осудил действовавшие в России правила бракосочетания высокопоставленных лиц, которые фактически исключали возможность заключения брака по любви. Продажа этого романа в России была запрещена.

Архитектор Максимилиан Егорович Месмахер, по проекту которого был построен дворец на Адмиралтейской набережной, обладал не только непревзойденным талантом проектирования и строительства зданий, но и большим художественным дарованием. Месмахер выполнял эскизы фонарей, решеток, мебели, создавал орнаменты для церковной утвари и даже тканей.

Дворец Великого князя Михаила Михайловича долгое время находился в плачевном состоянии. В настоящее время во дворце проводятся масштабные реставрационные работы. Уже проведена реставрация интерьеров дубового кабинета князя, парадных залов первого и второго этажей, главного фасада здания.

Дворец Михаила Михайловича (также известный как Малый Михайловский или Мало-Михайловский ) - дворец в центре Санкт-Петербурга , памятник архитектуры. Построен по проекту Максимилиана Месмахера . Называется дворцом, хотя использован по назначению так и не был, поскольку великий князь Михаил Михайлович был выслан из России после женитьбы на Софии Меренберг .

В настоящее время ведутся интенсивные восстановительные работы . Имеются сведения, что во дворце планируется создать пятизвёздочный отель . В феврале 2011 года дворец был продан государством по стартовой цене в 520 млн руб. структурам, связанным с текущим арендатором здания (компанией «Ромтрейд») .

Земля, занимаемая сейчас дворцом, долгое оставалась во владении Адмиралтейской верфи. Однако в 1870-х годах , в результате перевода производства из центра города, участок освободился под скорую застройку. Вскоре вся земля была распродана. Одним из покупателей был внук Николая Первого , великий князь Михаил Михайлович. Он приобрёл участок в 1884 году . Став совершеннолетним, князь заказал известному зодчему Месмахеру на этом месте дворец. По преданию, среди сказанного архитектору были слова: «Нам же нужно где-то жить» .

Строительство закончилось в 1885 году , хотя некоторые работы продолжались до 1891 года , а отделка помещений затянулась до 1900 года . Такая продолжительность работ не вызывает удивления, если учесть, что многие технологии, используемые в возведении были новаторскими для того времени. Помимо того, здание было оснащено водопроводом , канализацией , к строению были подведены телефон , газ и электричество . Даже площадка перед входом была асфальтирована .

Дворец назвали по имени владельца - Михайловским, однако, чтобы отличать его от Михайловского и Ново-Михайловского , приняли решение назвать его Мало-Михайловским . В действительности оснований именовать дворец именно таким образом мало, так как великий князь и дня не прожил в своей резиденции. Причиной стала высылка Михаила из России из-за его женитьбы на внучке Пушкина графине Софье Николаевне Меренберг.

В сентябре 1910 года германское посольство изъявило желание приобрести особняк. Сделка не состоялась в соображениях безопасности от агентурной деятельности, так как неподалёку располагалось Русское адмиралтейство . Бесхозно дворец простоял всю зиму, пока в марте 1911 года страховое акционерное общество «Русский Ллойд» не купило здание. В связи с этим П. К. Бергштрессер в значительной степени перестроил резиденцию в соответствии с нуждами компании.

С приходом Советской власти общество национализировали, а его штаб-квартиру в феврале 1918 года перевели на баланс комиссариата городского хозяйства.

В феврале 2011 года дворец был продан Фондом имущества Санкт-Петербурга ООО «Дворец великого князя Михаила Михайловича Романова», которое купило объект практически по стартовой цене - 520 млн рублей. Спустя год новый владелец вновь выставил дворец на торги. Его цена определена в 1,3 млрд рублей, что более чем в два раза превышает сумму, которую за дворец выручили городские власти.

Второй этаж был поделён на две части: одна для хозяина, вторая для хозяйки. Наверх, а точнее на половину хозяина вела так называемая Собственная лестница . К ней были обращены двери в гардеробную, спальню и ванную супруга. Попасть на женскую часть этажа можно было только через библиотеку.

Дворец выполнен в стиле неоренессанс . Фасад облицован серым и темно-розовым песчаником. Первый этаж рустован, второй украшен парными полуколоннами, третий - пилястрами. Широкие арочные окна прорезают фасад. Угол дворца опоясан балконом на уровне бельэтажа. Здание завершено карнизом с балюстрадой.

Дворец Великого князя Михаила Михайловича Романова, внука императора Николая I, находится на Адмиралтейской набережной. Он был построен в 1885 – 1891 годах по проекту архитектора Максимилиана Месмахера, и дожжен был стать великокняжеской резиденцией. Но после того, как Александр III не признал брак князя с Софией Меренберг, Михаил Михайлович уехал в Англию, так и не прожив в новом дворце ни одного дня. После этого в здании располагались различные административные учреждения, а в 1911 году дворец был куплен страховым обществом «Русский ллойд». После Октябрьской революции и смены власти во дворце размещались государственные учреждения.

Великий князь Михаил Михайлович Романов родился 4(17) октября 1861 года в Петербурге. С 1881 года он начал проходил службу в Лейб-гвардии Егерского полка и вскоре принял от государя чин полковника. Спустя год его назначали флигель-адъютантом к Особе Его Императорского Величества. В 1891 году без разрешения императора Александра III, известного строгой привязанностью к долгу равнородного христианского брака в семье, Михаил Михайлович женился на графине Софье Меренберг. В результате, Великий князь тотчас был уволен с государственной службы и лишен всех прав. Ему также был воспрещен въезд в Россию.

В последствии Михаил Михайлович Романов вместе с супругой жил во Франции и Англии, встречаясь со своими Августейшими родственниками только заграницей. Интересно, что в 1908 году князь написал на английском языке автобиографический роман под названием «Не унывай». В своем произведении он осудил действовавшие в России правила бракосочетания высокопоставленных лиц, которые фактически исключали возможность заключения брака по любви. Продажа этого романа в России была запрещена.

Архитектор Максимилиан Егорович Месмахер, по проекту которого был построен дворец на Адмиралтейской набережной, обладал не только непревзойденным талантом проектирования и строительства зданий, но и большим художественным дарованием. Месмахер выполнял эскизы фонарей, решеток, мебели, создавал орнаменты для церковной утвари и даже тканей.

Дворец Великого князя Михаила Михайловича долгое время находился в плачевном состоянии. В настоящее время во дворце проводятся масштабные реставрационные работы. Уже проведена реставрация интерьеров дубового кабинета князя, парадных залов первого и второго этажей, главного фасада здания.

Дворец Великого князя Алексея Александровича (Алексеевский дворец) возведён в 1882-1885 годах по проекту архитектора М.Е. Месмахера и включен в перечень памятников истории и культуры Российской Федерации федерального значения, находящихся в Санкт-Петербурге (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 527). Решением Правительства РФ в 2005 году здание передано Санкт-Петербургскому Дому музыки.
В 1882 году академик архитектуры М.Е.Месмахер получил заказ на возведение дворца для Великого князя Алексея Александровича. Зодчий получил в свое распоряжение уже существовавшие строения и использовал их разумно, тактично, экономя время и средства. Его основная работа состояла в капитальной перестройке и перепланировке.

Через три года перед жителями Санкт-Петербурга предстал настоящий шедевр архитектуры, воплотивший в себе элементы разных эпох и стилей. Архитектурное решение Алексеевского дворца отражало не только творческий почерк проектировавшего его архитектора Месмахера, но и в значительной степени - личный вкус и склонность великого князя Алексея Александровича к удобной и приятной жизни. Великий князь пожелал жить в особняке, напоминающем старинные романтические замки средневековой Франции в долине реки Луары, но со всем возможным комфортом, присущим концу XIX века. На территории последней усадьбы, возведённой в Петербурге, возле дворца находились: собственная электростанция, прачечный и кухонный корпуса, конюшня, дом для свиты, оранжереи, собственный усадебный сад.

Интерьеры дворца

Переплетение стилей Алексеевского дворца как бы заменяло путешествие по странам и эпохам. Переходя из зала в зал, гости попадали в атмосферу средневековья Английского (рыцарского) зала, беззаботной светскости Танцевального зала, восточной экзотики Китайской гостиной. Столовая погружает в эпоху барокко, Ванная-купальня решена в помпейском стиле, Дубовый кабинет с его резьбой по дереву и тисненой серебром "кордобской" кожей на стенах возвращает в эпоху европейского Возрождения, а нижняя столовая - в расписные терема старой Москвы.
Парадная столовая вызывала особое восхищение гостей. Специально для её уникального интерьера академик живописи Эрнст Липгарт выполнил настенные панно –10 жанровых сцен на манер «малых голландцев» XVII в. и декоративные десюдепорты - живописные наддверные композиции, изображающие амуров с плодами и цветами. Считается, что для некоторых полотен художнику позировала жена, а на одном из них можно увидеть автопортрет Липгарта.

Все эти залы и гостиные донесли до нас вкусы последнего генерал-адмирала Российской империи.

Архитектор Максимилиан Месмахер

Проект Алексеевского дворца, по общему композиционному замыслу, по чувству стиля, прорисовке и исполнению декоративных деталей фасада и интерьеров, – один из лучших в творчестве Месмахера, блестящего рисовальщика, выдающегося мастера архитектуры середины XIX века. Максимилиан Егорович Месмахер (1842 - 1906) родился в Петербурге, здесь же и учился в Академии художеств как вольнослушатель у К.А.Тона, А.И.Резанова, Д.И.Гримма. В 1866 году получил большую золотую медаль за проект «Загородного дома для богатого вельможи» и звание классного художника 1-й степени. Это дало ему возможность получить четырехлетнюю пенсионерскую командировку для изучения памятников архитектуры. В 1867-1872 годах он посещает Германию, Бельгию, Францию, Италию. В 1872 году получил звание академика за работы выполненные во время пенсионерской поездки. С 1890 года имел звание профессора, а с 1877 по 1896 годы - директор Центрального училища технического рисования барона Штиглица (в советское время - художественное училище им. Веры Мухиной). За двадцать лет своего директорства Месмахер создал для студентов музей декоративно-прикладного искусства с богатейшими коллекциями, ставшими украшением крупнейших музеев.

Месмахер сочетал в себе черты художника, декоратора и архитектора, что позволило ему одновременно проектировать городские особняки, великокняжеские дворцы, отделку интерьеров. Его постройки хорошо известны . Это музей Центрального училища технического рисования барона Штиглица (музей при училище Мухиной), архив Государственного совета на улице ул. Миллионной, 36 (Центральный государственный архив Военно-Морского Флота), Дворец князя Михаила Михайловича на Адмиралтейской набережной, д.8. Особенным мастерством отличаются интерьеры, созданные по проектам Месмахера: в особняке Гагариной (Дом композиторов), особняке Половцева (Дом архитектора), дворце Великого князя Владимира Александровича (Дом ученых), императорского Аничкова дворца.

Супруга и ученица архитектора Варвара Андре была художником по керамике, её работы можно видеть в Алексеевском дворце: майоликовое обрамление камина в и настенные изразцы Парадной столовой.

Великий князь Алексей Романов


Что собой представлял великий князь как человек и государственный деятель, пожалуй, яснее всего дают представление мемуары его двоюродного брата, великого князя Александра Михайлович а: «Алексей Александрович… пользовался репутацией самого красивого члена Императорской Семьи, хотя его колоссальный вес послужил бы значительным препятствием к успеху у современных женщин. Светский человек с головы до ног… которого баловали женщины, Алексей Александрович много путешествовал. Одна мысль о возможности провести год вдали от Парижа заставила бы его подать в отставку. Но он состоял на государственной службе и занимал должность не более не менее, как Адмирала Российского Императорского флота. Трудно было себе представить более скромные познания, которые были по морским делам у этого Адмирала могущественной державы. Одно только упоминание о современных преобразованиях в военном флоте вызывало болезненную гримасу на его красивом лице. Не интересуясь решительно ничем, что бы не относилось к женщинам, еде или же напиткам, он изобрел чрезвычайно удобный способ для устройства заседаний Адмиралтейств-совета. Он приглашал его членов к себе во дворец на обед и, после того, как наполеоновский коньяк попадал в желудок его гостей, радушный хозяин открывал заседание Адмиралтейств-совета… Его повар был настоящим артистом». Многолетний роман великого князя Алексея Александровича с графиней З. Д. Богарне, имевшей на него большое влияние, давал постоянную пищу для великосветской скандальной хроники. Ходили упорные слухи, что за назначение управляющим Морским министерством Зинаида Дмитриевна или Зинок, как фамильярно именовали графиню в придворных кругах, взяла с адмирала Н. М. Чихачева миллион рублей…

А 1 ноября 1908 года весьма осведомленная супруга генерала от инфантерии А. В. Богданович записала в своем дневнике: «Сегодня в 6 часов утра скончался в Париже от воспаления легких великий князь Алексей Александрович. Как генерал-адмирал Алексей Александрович никуда не годился, - при нем начались все неурядицы в морском ведомстве. Хищения при нем процветали».

Фотогалерея