Майков поле зыблется цветами читать. Анализ стихотворения Майкова «Поле зыблется цветами…

Природа родного края всегда служила источником вдохновения для многих поэтов. Не стал исключением и Аполлон Николаевич Майков. Его стихотворение «Поле зыблется цветами» является прекрасным образцом пейзажной лирики, в котором в полной мере раскрывается красота природы. Предлагаем краткий анализ «Поле зыблется цветами» по плану, который пригодится при подготовке к уроку по литературе в 8 классе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1857 году, опубликован в 1858 году в девятом выпуске журнала «Отечественные записки».

Тема стихотворения – Молодость и смелые надежды, навеянные красотой природы.

Композиция - Стихотворение состоит из трех катренов, и условно разделено на две смысловые части: в первой части передается красота летнего пейзажа, во второй - повествуется о молодых надеждах.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Метафоры – «в небе льются света волны», «тешат сердце мне приветом».

Эпитеты - «вешние», «молодые».

Олицетворения – «надежды тешат», «взор мой тонет».

История создания

Стихотворение было написано в 1857 году, когда поэт уже вступил в пору творческой зрелости. К тому времени он приобрел ценный багаж жизненного опыта, и в его творчестве все чаще стали проступать глубокие философские темы. Но вместе с тем поэт не переставал писать невероятно трогательные и лирические произведения, среди которых особенно выделяется стих «Поле зыблется цветами».

Тема

Центральная тема произведения - восхищение чудесным летним пейзажем, который олицетворяет собой молодость и светлые надежды на будущее. Именно благодаря этим мечтам и надеждам человек наполняется внутренней силой и жизненной энергией, они «окрыляют» его, давая возможность творить.

Автор учит, что нужно уметь видеть всю красоту и очарование окружающего мира - только так сердце может наполниться искренним восторгом и радостью. Тесное взаимодействие человека и природы, их единство - главная идея произведения.

В стихотворении центральными являются несколько образов: лирический герой, молодые надежды и жаворонки, чье пение разносится повсюду. Автор рисует умиротворяющую картину: поле, усыпанное душистыми цветами, и по-летнему яркое небо, излучающее « света волны ». Мелодичные трели жаворонков ассоциируются у автора с « надеждами молодыми ».

Лирический герой сопоставляется с образом самого автора, точно отображая его внутреннее состояние. В период написания стихотворения Аполлон Николаевич был счастливо женат, занимал пост в Министерстве финансов, всячески поддерживал начинающих поэтов и писателей, и был полон надежд на светлое будущее.

Произведение вызывает самые чистые эмоции: автор призывает полюбоваться миром глазами ребенка, еще не познавшего разочарований и горечь утрат. Именно так себе и представляет Майков молодые таланты, которые только делают первые шаги в творчестве. Их главной силой является молодость и нерушимая уверенность в собственных силах.

Композиция

Стихотворение состоит из трех четверостиший, и условно разделено на две смысловые части. В первой части произведения автор любуется природой, красотой летнего пейзажа. Во второй части он предается мечтам и грезам, которые навевает летний зной и звонкие трели жаворонков, парящих в небесной лазури.

Ритм стихотворения приближен к разговорному из-за пропусков ударения. Почти все предложения заканчиваются многоточиями, благодаря чему создается ощущение неспешного повествования и размышления лирического героя.

Жанр

Произведение написано в жанре пейзажной лирики. Стихотворный размер - четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

Для придания выразительности образам поэт использует широкий спектр художественных средств, среди которых пальма первенства принадлежит метафорам (« в небе льются света волны», « тешат сердце мне приветом »).

Красочные эпитеты (« вешние», «молодые») помогают передать красоту природы. Олицетворения (« надежды тешат», «взор мой тонет ») как нельзя лучше отображают надежды и мечты лирического героя.

Большой интерес представляет и интонационный рисунок произведения. Обилие оборванных конструкций создают безмятежную, расслабленную атмосферу, указывают на задумчивость и лирическое настроение автора.

В произведении гармонично переплетаются пейзажные и философские мотивы, которые отображены в прекрасных метафоричных образах.

7 017 0

Легкие и наполненные детской непосредственностью стихи Аполлона Майкова до сих пор вызывают искреннее восхищение у читателей. Автор никогда не претендовал на то, чтобы стать знаменитым, но честно признавался, что мечтает до самой смерти сохранить чистоту души и яркость восприятия окружающего мира. Именно по этой причине поэт подмечал каждую мелочь и находил любому явлению природы возвышенное объяснение. Далекий от философских вопросов, Майков все же время от времени проводил в своих произведениях параллели между человеком и окружающим его миром, находя удивительные сходства и совпадения.

В 1857 году поэт опубликовал стихотворение , которое представляет собой небольшую зарисовку, посвященную теплому летнему дню. Пейзаж, открывшийся взгляду Майкова, вряд ли можно назвать примечательным. Обычное поле, обласканное солнечными лучами, вряд ли смогло бы привлечь внимание кого-то другого. Но поэт увидел в этой умиротворенной картине нечто возвышенное и божественное, признаваясь: «Взгляд мой тонет в блеске полдня». Это ощущение безграничного счастья и свободы подкреплено пением жаворонков, которым «голубые бездны полны». Поэт не видит птиц, но слышит их восхитительное щебетание, которое придает тривиальному летнему пейзажу особую красоту и дерзость. Автор мысленно переносится в обычный мир и тут же находит удивительно точное сравнение своим ощущениям, утверждая: «Так надежды молодые тешат сердце мне приветом…». Это фраза требует некоторого пояснения и расшифровки. Дело в том, что почти всю жизнь проработал библиотекарем в знаменитом Румянцевском музее, и к нему часто за помощью обращались молодые литераторы. Он не только был лично знаком с будущими знаменитостями, но и с волнением наблюдал за их восхождением на литературный Олимп. Очень мало кто из друзей Майкова знал о том, что и сам он пишет стихи, так как поэт никогда не стремился афишировать свое увлечение. Между тем, первый сборник произведений этого автора был удостоен императорской премии, благодаря которой поэт сумел побывать во многих городах Европы. Читая произведения своих юных друзей, Майков не испытывал зависти или же ревности. Наоборот, он радовался их достижениям даже больше, чем своим собственным победам, считая, что русскую литературу ждет прекрасное будущее.

Поэтому последний куплет стихотворения можно трактовать двояко, так как в образе жаворонков представлены Такие начинающие литераторы, как Тургенев, Белинский и Некрасов. Поэт признается, что не знает, откуда раздаются их голоса. Однако при этом отмечает: «Но, им внемля, взоры к небу, улыбаясь, обращаю».

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Поле зыблется цветами…
В небе льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.

Взор мой тонет в блеске полдня…
Не видать певцов за светом…
Так надежды молодые
Тешат сердце мне приветом…

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Синее небо, зеленое поле… В белой рубахе с сохой селянин… Он размышляет о выданной воле, — Здесь, на просторе, с природой один. Знаю я — труд ему весел и сладок…...
  2. Знакомое поле, а в поле — траншеи да рвы, Засохшая глина да куст полумертвой травы. Разбросаны трубы. Да вышки. Да снова — былье. Знакомое поле — мое — и совсем...
  3. О царица поцелуев! Ложе брачное цветами Украшай в восторге пьяном и не думай о грядущем! Шкуры львов и пестрых тигров пусть расстелятся пред нами. Будь, как Солнце, ярким светом и,...
  4. Н. В. Станкевичу Есть поле победы, широкое поле! Там ветер пустынный гуляет по воле! На поле курганы — гробницы костей: То грозное дело булатных мечей! Давно там замолкли и крик...
  5. «Жизнь пережить — не поле перейти!» Да, правда: жизнь скучна и каждый день скучнее; Но грустно до того сознания дойти, Что поле перейти мне все-таки труднее!...
  6. Вот ведь какая беда, Вот незадача какая: Светом последним сверкая, В небе погасла звезда. Над ледяною рекой В неколебимых оковах Ни щебетанья, ни слова — Но бесконечный покой. Царства пройдут...
  7. Все мне мерещится поле с гречихою, В маленьком доме сирень на окне, Ясное-ясное, тихое-тихое Летнее утро мерещится мне. Мне вспоминается кляча чубарая, Аист на крыше, скирды на гумне, Темная-темная, старая-старая...
  8. Во поле березынька стояла, Во поле кудрявая стонала: «Некому кудрявой защитити, Не к кому прибегнуть мне к защите; Вновь на каждом листике березы Выступают, словно жемчуг, слезы От беды —...
  9. Пахнет полем воздух чистый… В безмятежной тишине Песни птички голосистой Раздаются в вышине. Есть у ней своя подруга, Есть у ней приют ночной, Средь некошеного луга, Под росистою травой. В...
  10. Облака идут-плывут на воле. Звон мечей затих и стук подков. Отдыхает Куликово поле В синеве торжественных веков. Лишь ковыль над ратью побежденной Движется, как вешняя вода. И в другие времена...

Аполлон Николаевич Майков

Поле зыблется цветами…
В небе льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.

Взор мой тонет в блеске полдня…
Не видать певцов за светом…
Так надежды молодые
Тешат сердце мне приветом…

Легкие и наполненные детской непосредственностью стихи Аполлона Майкова до сих пор вызывают искреннее восхищение у читателей. Автор никогда не претендовал на то, чтобы стать знаменитым, но честно признавался, что мечтает до самой смерти сохранить чистоту души и яркость восприятия окружающего мира. Именно по этой причине поэт подмечал каждую мелочь и находил любому явлению природы возвышенное объяснение. Далекий от философских вопросов, Майков все же время от времени проводил в своих произведениях параллели между человеком и окружающим его миром, находя удивительные сходства и совпадения.

Аполлон Майков

В 1857 году поэт опубликовал стихотворение «Поле зыблется цветами…», которое представляет собой небольшую зарисовку, посвященную теплому летнему дню. Пейзаж, открывшийся взгляду Майкова, вряд ли можно назвать примечательным. Обычное поле, обласканное солнечными лучами, вряд ли смогло бы привлечь внимание кого-то другого. Но поэт увидел в этой умиротворенной картине нечто возвышенное и божественное, признаваясь: «Взгляд мой тонет в блеске полдня». Это ощущение безграничного счастья и свободы подкреплено пением жаворонков, которым «голубые бездны полны». Поэт не видит птиц, но слышит их восхитительное щебетание, которое придает тривиальному летнему пейзажу особую красоту и дерзость. Автор мысленно переносится в обычный мир и тут же находит удивительно точное сравнение своим ощущениям, утверждая: «Так надежды молодые тешат сердце мне приветом…». Это фраза требует некоторого пояснения и расшифровки. Дело в том, что Аполлон Майков почти всю жизнь проработал библиотекарем в знаменитом Румянцевском музее, и к нему часто за помощью обращались молодые литераторы. Он не только был лично знаком с будущими знаменитостями, но и с волнением наблюдал за их восхождением на литературный Олимп. Очень мало кто из друзей Майкова знал о том, что и сам он пишет стихи, так как поэт никогда не стремился афишировать свое увлечение. Между тем, первый сборник произведений этого автора был удостоен императорской премии, благодаря которой поэт сумел побывать во многих городах Европы. Читая произведения своих юных друзей, Майков не испытывал зависти или же ревности. Наоборот, он радовался их достижениям даже больше, чем своим собственным победам, считая, что русскую литературу ждет прекрасное будущее.

Поэтому последний куплет стихотворения можно трактовать двояко, так как в образе жаворонков представлены такие начинающие литераторы, как Тургенев, Белинский и Некрасов. Поэт признается, что не знает, откуда раздаются их голоса. Однако при этом отмечает: «Но, им внемля, взоры к небу, улыбаясь, обращаю».

Стихотворение «Поле зыблется цветами» 36-летний Аполлон Майков написал в 1857 г. Стихотворение было напечатано в журнале «Отечественные записки» № 9 в 1858 г. и в том же году издано в книге «Стихотворения Аполлона Майкова. Книга вторая».

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру пейзажной лирики. Лучшие образцы пейзажной лирики всегда носят оттенок философской. Так и в стихотворении «Поле зыблется цветами», где летняя природа уподоблена храму, а лирический герой находит божественную гармонию в природе и обществе.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 3 строф. Первая строфа описывает весеннюю природу: цветущее поле и голубое небо, наполненное светом; пение жаворонка.

Во второй строфе возникает образ лирического героя, который сопоставляет поющих высоко в небе жаворонков с молодыми надеждами. Эту мысль лирический герой развивает в последней строфе, размышляя о природе таланта.

С 1844 г. вернувшийся из Италии Майков работал помощником библиотекаря при Румянцевском музее до 1861 г., когда музей был переведён в Москву. С 1852 г. Майков работал цензором, сменив затем на должности председателя Комитета иностранной цензуры Фёдора Тютчева. По долгу службы Майкову приходилось много общаться с молодыми дарованиями, которые очень вдохновляли зрелого писателя, обладавшего широкой душой и лишённого зависти.

Кульминация стихотворения – сопоставление пения жаворонков и молодых надежд, которые тешат сердце лирического героя. Синтаксическая конструкция второй строфы позволяет трактовать образ молодых надежд и по-другому. Это чаяния самого автора, которые сегодня, в зрелом возрасте, подобны лучам света, движущим его жизнь.

Тема стихотворения – наслаждение весенней природой. Основная мысль в познании Бога через его творение, Творца через природу. Осознание этой связи позволяет лирическому герою почувствовать себя и всё человечество частью замысла Божьего. Стихотворение наполнено чувством счастья.

Тропы и образы

Замысел Майкова состоял в создании образа природы как величественного храма. В первой строфе, согласно библейской традиции, смешиваются тверди земные и небесные, «голубые бездны» неба и поле. Из Библии также образ света – первого, что возникло во Вселенной, когда Дух носился над бездною. Свет пронизывает стихотворение. В первой строфе он подобен волнам, наполняющим голубые бездны. Во второй строфе он слепит глаза, не позволяя увидеть источник прекрасного пения.

Невидимость Бога, чей облик освещён так ярко, что слепит глаза – традиционный для Библии мотив. С сияющим лицом и телом описан Христос в Откровении. Таким видят его ученики на горе Преображения. Ангелы тоже являются людям в ослепительном сиянии.

Стихотворение динамично. Поле зыблется, то есть колышется, колеблется цветами. Этому горизонтальному движению противопоставлены вертикально катящиеся с неба на землю волны света. Пение жаворонков наполняет всё пространство.

Гармония мира описана с помощью эпитетов и метафорических эпитетов (голубые бездны, вешние жаворонки), метафор (волны света льются, взор тонет). Центральное сравнение поющих жаворонков с молодыми надеждами разъясняет замысел стихотворения.

Последняя строфа синтаксически связана с молодыми надеждами, голоса которых слышит зрелый поэт. Эти голоса побуждают лирического героя «обращать взоры к небу» и радоваться. Такое поведение подобно молитве в храме, где разлитые под куполом голоса символизируют ангельское пение. Как церковь – Царство Божие на земле, так и природа – храм Божий на земле. Природа и молодые надежды – лучшая часть общества - побуждают лирического героя обращать «взоры к небу».

В стихотворении много старославянизмов, которые создают не только высокий стиль, но и одухотворенное настроение: зыблется, вешний, взор, внемля.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано 4-стопным хореем со спондеем в половине первых слогов. Пропуски ударения приближают ритм к разговорному. В стихотворении рифмуются только чётные строчки, речь лирического героя возвышенная, но непринуждённая. Рифмовки женские, рифмы банальные. Из 8 предложений стихотворения 6 заканчиваются многоточиями, воссоздающими неторопливое рассуждение лирического героя.