Лиса в сказках о животных. Образ лисы в мировой литературе Какая лиса в сказках описание

Сказка позволяет приблизиться к пониманию традиций и культуры русского народа. Являясь жанром выражения национального духа народа, сказка связана с мировоззрением этого народа. Известно, что русская сказка играет воспитывающую роль, но она воспитывает не только детей, а и взрослых людей. Особенно интересны в этом значении русские сказки для детей с картинками о животных.

В этой статье мы будем рассматривать как предмет исследования сказки о Лисе. Этот образ имеет много значений, потому что Лиса может льстить, хитрить, добиваться своей цели. Мы проанализировали 13 сказок: «Колобок», «Лиса и журавль», «Лиса и козёл» «Лиса, заяц и петух», «Кот и лиса», «Лиса и тетерев» и др.

Анализ сказок о животных убедил, что образ Лисы в русских народных сказках интереснее других животных. Лиса всегда разная, и можно понять, что она интересует самого человека, который наблюдает за ней. Человек видит в ней и в её поведении много интересного и сходного с самим человеком. Поэтому характер Лисы в русских сказках о животных имеет такие типичные черты, которые находим в их описании, как льстивость, хитрость и склонность к воровству. Рассмотрим каждое свойство характера Лисы отдельно.

Свойство льстивости в характере Лисы мы находим в следующих сказках: «Колобок», «Петушок – золотой Гребешок» и др. Нами замечено, что в сказке «Колобок» Лиса отличается от других животных. Так, например, когда Лиса встретилась с Колобком, она не сразу сказала Колобку: «Я тебя съем?», а сначала стала восхищаться им: «Здравствуйте, Колобок! Какой же ты хорошенький!» Но после того как Колобок по просьбе Лисы спел песенку, она щедро подарила ему свой комплимент: «Какая чудная песенка! Спасибо, Колобок! Такая славная песенка, так бы слушала и слушала». Лиса здесь много льстит, чтобы Колобок поверил ей, чтоб посадить его на свой язычок и съесть. Льстивой Лисе удаётся осуществить свой план. То же самое наблюдается в сказке «Петушок-золотой Гребешок». Чтобы привлекать внимание Петушка, Лиса воспевала его: «Петушок, Петушок, золотой гребешок, маслина головушка, шёлкова бородушка». И таким образом она достигала своей цели.

Свойство хитрости характера Лисы мы находим в следующих сказках: «Лиса и козёл», «Лисичка-сестричка и волк». Например, в сказке «Лиса и козёл» Лиса попала в колодец. Она стала горевать, чтоне сможет выбраться, что попала в беду, но когда козёл узнал, что Лиса попала в колодец, идея выйти из него у Лисы возникла сразу. Козёл спросил Лису, что она там делает, Лиса маскировалась и хитро ответила козлу: «Отдыхаю, голубчик, там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уже как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!» Таким образом, Лиса привлекла козла в колодец и спасла себя. В сказке «Лисичка-сестричка и волк», волк был ранен из-за Лисы. Когда волк хотел отомстить Лисе, то Лиса говорила: «У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, я насилу плетусь». Лиса своей хитростью избежала мести и снискала сочувствие у волка. Свойство воровства в характере Лисы мы находим в следующих сказках: «Медведь и Лиса», «Лиса и Заяц» и др. В сказке «Медведь и Лиса», Лиса, зная то, что у медведя в избе на чердаке кадушка мёда, попросилась ночевать у медведя, обманув его в том, что в его избе углы провалились. Вечером она трижды стучала хвостом и влезла на чердак, чтобы съесть мёд. В конце концов она даже обвинила медведя в том, что это именно он съел мёд. В сказке «Лиса и заяц», у Лисы изба растаяла, она попросилась у зайца переночевать, и его из избы выгнала. Когда другие животные пришли выгнать её, она даже устрашала их: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!». Лиса часто бесстыдно ворует у других нужную ей вещь. В данных примерах мы видим, что Лиса всегда может спасти себя и найти выгоду от своей хитрости. В русских сказках Лиса украшена человеческими чертами характера, ведь именно народ является автором образа Лисы в сказках о животных. Русский народ творит сказку с целью воспитания детей. В сказках о животных абстрактное понятие о национальных чертах характера народа конкретизируется
через образы животных. В сказках народ передаёт из поколения в поколение ценную для всего общества информацию. Каждая сказка и каждый образ животного имеют воспитывающее значение. Таким и является образ Лисы. И хотя Лиса часто добивается своей цели хитростью, но она иногда тоже бывает наказана из-за хитрости. Например, сказка «Лиса и дрозд». В русских сказках образ Лисы даёт детям уроки: с одной стороны, что в жизни иногда нужна хитрость, а с другой стороны, что хитрых надо опасаться.

Лиса в русских сказках, которые мы проанализировали, принадлежит к положительному образу, её часто украшают ловким, хитрым поведением и остроумием. Русский народ ценит типичный характер Лисы-хитрость, об этом и говорится в русских пословицах: Хитрость – второй ум, Простота хуже воровства и т. д. Кроме того, в русских пословицах и говорится о том, что надо опасаться лести: На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся; Льстец под словами – змей под цветами и т. д.

Народные сказки до сих пор вызывают интерес и у взрослых людей и детей. Через сказки еще передаются народное мировоззрение, народная традиция, ум и характер народа. Сказка – это плод народного ума и мышления и сказка, действительно, имеет воспитывающее значение, она и утешает и учит.

Самый большой лайнер.

Самой интересно.

Самые тупые грабители

Празднование дня святого Патрика

Чудеса от Дамьена Уолтерса

Необычные рисунки на снегу.

Фонтан печатающий водой.

Реактивный человек покоряет небо.

Монетка с вашим лицом!

1000 летний Замок Бутрон - Интересные Места.

татьяна фридрих
НОД «Образ лисы в русских сказках»

НОД «Образ лисы в русских сказках » .

Для детей старшей группы.

Цель :обобщение образа лисы в русских сказках ,противопоставление положительных и отрицательных черт характера;учить выделять особенности характера лисы в русских народных сказках ;продолжать учить узнавать сказки по иллюстрациям ,предметам и т. д. ;

развивать мышление,память,воображение ;воспитывать эмоциональное восприятие,любовь к русским народным сказкам ,желание прийти на помощь,дружеские взаимоотношения.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Входит под музыку лиса.

Лиса : – Здравствуйте,ребята,узнали меня? А как вы поняли,что я лисичка?

Дети : – Рыжая,хвост пушистый,хитрая.

Лиса : – А где я живу?

Дети : – В лесу.

Лиса : – А еще я живу в русских народных сказках . А кто писал народные сказки ?

Дети : – Народ.

Лиса : – Ребята,а как меня называют в сказках ?

Дети : – Лисонька,рыжая плутовка,лиса-кумушка,лисичка-сестричка,Лиса Патрикеевна.

Лиса : – А вы знаете почему Патрикеевной зовут меня в сказках ?

Когда-то в давние времена правил Новгородским княжеством Патрикей, и был он удивительно хитрым да изворотливым и стали говорить : Патрикеевич да Патрикеевна. Это имя пристало к лисе не зря :она действительно поразительно хитрый,сообразительный и ловкий зверь . Теперь и хитрых изворотливых людей иногда называют лисами.

Лиса : – А среди вас есть «лисы » ?

– Ну а сейчас я хочу с вами поиграть,посмотреть все ли вы знаете о сказках . Предлагаю разделиться на две команды. У команд будут названия. А какие,узнаете,когда соберете картинки. (На столах разрезные картинки с изображением сказок «Колобок» и «Теремок» ,дети прикрепляют эмблемы самостоятельно).(6+6) .

– Послушайте правила. По очереди я буду давать задания каждой команде. Одна команда отвечает,другая – внимательно слушает и может дополнять,не выкрикивайте.

– А вот и первое задание. Назовите сказки ,в которых живу я,лисичка-сестричка.

Дети : – «Колобок» , «Теремок» , «Заюшкина избушка» , «Лиса и волк» , «Лисичка со скалочкой» , «Кот,петух и лиса» .

Лиса : – Молодцы,каждой команде по жетону.

Второе задание называется «Лисичкины слова» .Я буду начинать фразу лисы из сказки ,а вы – продолжать,надо назвать еще из какой сказки эти слова .

1). Петушок-петушок,золотой гребешок. выгляни в окошко,дам тебе горошка. (Из сказки «Кот,петух и лиса» ).

2). Сядь ко мне на носок. и спой еще разок. (Из сказки «Колобок» ).

3). Ловись рыбка. мала и велика. (Из сказки «Лиса и волк» ).

4). Как выскочу,как выпрыгну. пойдут клочки по закоулочкам. (Из сказки «Заюшкина избушка» ).

5). Да я вас не потесню :сама лягу на лавочку. хвостик под лавочку,скалочку – под печку. (Из сказки «Лисичка со скалочкой).

6). Приходи, куманек,приходи, дорогой. уж как я тебя угощу. (Из сказки «Лиса и журавль» ).

Лиса : – Все команды справились с этим заданием,получают по жетону.

Следующее задание игра «Портрет лисы » .Каждой команде предстоит собрать пазл ,на котором мой портрет и назвать сказку . (На столе пазлы с изображением сказок «Теремок» и «Заюшкина избушка» ).

Лиса : – Молодцы и с этим заданием ребята справились,получите жетон.

Лиса : – Следующий конкурс называется «Бюро находок» .Я предлагаю стать вам на время сыщиками. Дело в том,что в мешке лежат вещи,которые потеряли лисички из разных сказок .

Попробуйте угадать,какой лисе принадлежит потерявшийся предмет и из какой сказки .

– скалочка – («Лисичка со скалочкой» )

– горошек – («Кот,петух и лиса» )

– рыба – («Лиса и волк» )

– колобок – («Колобок» ).

Лиса : – Хорошие вы сыщики,все предметы нашлись,лисички будут рады.

Ну,а чтобы быть ловкими и быстрыми,как лиса,сделаем лисичкину зарядку :

Физминутка. Раз прыжок,два присядка –

Вот лисичкина зарядка.

А лисята как проснутся,

Любят долго потянуться.

Обязательно зевнуть,

Ну, и хвостиком вильнуть.

Аккуратно спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

А кому зарядки мало –

Начинаем все сначала.

Лиса : – Вот мы размялись,продолжаем играть.

– Ребята,а этот конкурс покажет,кто внимательный.

– На столе лежат картинки,художник немного перепутал,когда рисовал,найдите ошибки. («Лиса и волк» – лиса в проруби(«Колобок» – заяц съел колобка).

– А сейчас послушайте и скажите,какие сказки перепутались .

– Идет заяц по лесу и плачет : «Была у меня избушка лубяная,а у лисы ледяная .А навстречу ему Коза с козлятами.

Дети : – Перепутались сказки «Заюшкина избушка» и «Волк и семеро козлят» .

– Катится,катится Колобок по дорожке,а навстречу ему Медведь идет и Машу в коробе несет.

Дети : – Здесь перепутались сказки «Колобок» и «Маша и медведь» .

Лиса : – Какие молодцы,ребята,все отгадали.

– Ну,а сейчас музыкальный конкурс. Узнайте,из какой сказки песенка . (проектор)

1). Ловись рыбка мала и велика. Кто пел? Дети : Волк. («Лиса и волк» ).

2). Кукареку!Иду на пятах,несу косу на плечах. Дети : Петушок. («Заюшкина избушка» ).

3). Петушок-петушок,золотой гребешок. Дети : Лиса. («Кот, петух и лиса» ).

4). Я колобок-колобок. Дети : Колобок. («Колобок» ).

Лиса : – Молодцы,все справились с заданием,получайте команды по жетону.

А этот конкурс называется «Что за чем следует?» . Нужно разложить картинки по порядку и назвать сказку . (сказки «Колобок» и «Теремок» ).

Обе команды справились,получают по жетону.

Лиса : – Ребята,я в сказках много делала всяких пакостей,обижала героев. Обещаю,больше не буду. В следующей игре,которая называется «Помогите!» ,нужно узнать героя,которого я обидела и назвать сказку .

1). Помогите,несет меня лиса за темные леса. Кому нужна помощь? Дети : Петушку. («Кот,петух и лиса» ).

2). Помогите,у меня оторвался хвост. Дети : Волку. («Лиса и волк» ).

3). Помогите,меня выгнала лиса из моей избушки. Дети : Зайчику. («Заюшкина избушка» ).

4). Помогите,меня съела лиса. Дети : Колобку. («Колобок» ).

Лиса : Молодцы,ребята,всем помогли,всех узнали. Получайте по жетону.

Обещаю,больше никого не обижу.

Лиса : – Только без колобка я жить не могу,уж очень я его люблю. Хочу,чтобы вы нарисовали его портрет мне на память.

Этот последний конкурс называется «Юные художники» .Каждый игрок рисует только по одной части. (один – голову,другой – глазки и т. д.) (на мольбертах листы бумаги и фломастеры) .

Лиса : – Ой! Какие хорошенькие колобки получились,такие аппетитные.

– Давайте узнаем,какая команда набрала больше жетонов. (Дети сами считают) .У всех поровну.

– А мне пора возвращаться в сказку . До свидания!

Министерство образования и молодежной политики

Отдел образования администрации Красночетайского района

МОУ «Шолинская основная общеобразовательная школа»

Конспект урока с использованием ИКТ

Работа учительницы начальных классов

МОУ «Шолинская ООШ»

Кудряшовой Елены Николаевны

д. Шоля 2008

Предмет: русский язык (чтение)

Тип урока: урок – исследование

Тема: Лиса в народных сказках

Продолжительность: 1урок, 45 минут

Класс: 4 класс

Технологии: Интернет, Excel, Word, Power Point.


Аннотация.

Урок – исследование по русскому языку (внеклассное чтение) по теме «Лиса в народных сказках» проводится в 3классе. Эта тема является обобщением раздела «Сказки» по темам бытовые сказки и сказки о животных. Урок основывается на знаниях детей о прочитанных народных сказках (чувашских, русских и других народов).

Урок – исследование требует к себе тщательной подготовки. Детям дается список литературы, необходимый для анализа на уроке. Проводится конкурс рисунков по прочитанным сказкам, где изображен образ лисы. До проведения урока организовывать просмотр мультфильма «Три мешка хитрости»(CD – диск). В Интернете на сайте http :// animal . geoman . ru и изучить жизнь и повадки лис в природе.

На уроке учащиеся проводят исследовательскую работу. Основной задачей, которого является выявление отличительных черт характера лисы в сказках от других героев – животных.

Для проведения урока заранее учителем подготавливается презентация, кроссворд и тест для обобщения знаний учащихся по программе Excel.
Практическая реализация.

Урок прошел интересно и живо. Для активизации учащихся учительница применяет разные методы и приемы, как анализ, составление кластера и синквейна. На основе которых приходят к вывод у. Учительницей подготовлена красочная, интересная презентация, которая используется в течение урока. Дополнительные материалы она взяла из Интернета. Для самооценки знаний учащихся использует тест, составленный по программеExcel. Индивидуально каждый ученик самостоятельно работает над тестированием. Урок представлен на конкурс «Лучший урок с использованием ИКТ».

Чамжайкина М.И., директор школы

План - конспект урока

Цели урока:


  • Обобщение знаний народных сказок о животных.

  • Умение анализировать персонажей сказок.

  • Воспитание и привитие любви к братьям меньшим
Задачи урока:

  • Выявить черты характера лисы в сказках

  • Уметь сопоставлять героев сказок

  • Определить характер лисы в природе

План урока.

1.Организационный момент .

Ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о сказках и об одном сказочном персонаже. Об этом вы узнаете в ходе нашей беседы.

Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса.

Кто сочиняет сказки?

Как называются сказки, которые сочинил народ? (народные )

А как называются сказки, которые сочинили поэты и писатели? (авторские )

Чем отличаются сказки от других произведений?

В каких сказках встречаются животные?

Чем отличаются сказки о животных от других?
2. Сообщение темы и задачи урока

Сейчас разгадаем ребус и узнаем героя нашего урока.

Правильно. Мы будем говорить о лисичке – сестричке.

Что мы должны выяснить на уроке:


  • Какова лиса в народных сказках?

  • Что было бы со сказками, если бы она была другой?

3.Повторение изученного

Вспомним прочитанные сказки , где встречается лиса. Из каких сказок эти иллюстрации?


С отрывок отгадайте названия сказок.


  • Бежала лиса лесом и провалилась в волчью яму. Попрыгала – попрыгала, повертелась – повертелась, а выбраться не может. (Лиса и дятел)

  • Жарко стало плясунье, она и говорит: чтобы дверь была открыта и окно, чтоб не закрыто.(Лиса – плясунья)

  • Смотри – ка, лиса задушила журавля, - говорят они друг другу и журавля с боку на бок переворачивают. (Как лиса обманула охотников)

  • Видит лиса, везет мужик на санях мерзлую рыбу. Забежала лиса вперед и легла на дорогу. (Лисичка – сестричка и серый волк)

4.Анализ сказок .

-Какова лиса в сказках?

Почему она ведет себя таким образом?

Делает ли лиса добро кому – либо? Жертвует ли с собой ради кого – то?

Если никому не делает добра, то её нельзя назвать умной. Хитрость – это ум без добра. Значит, лису нельзя назвать умной.

Что делает лиса, чтобы достичь своих целей ?

Кто она такая лиса?

Как называют её в сказках? Почему?

Почему называют хитрой?
5. Составление кластера.

Лисонька, кумушка, лисичка - сестричка, Патрикеевна, плутовка, кума

Хитрая, двуличная, жадная, ленивая, скупая, ласковая, добрая, привлекательная, рыжая, злая

хитрит, обманывает, крадёт, убегает, поет, танцует, лукавит, льстит, угождает, притворяется

обманщица, воровка, трусиха, певица, плясунья, подлиза, лгунья, притворщица, хитрюга
6. Составление синквейна.(вывод – рассуждение)

Используя кластер. Составим вывод – рассуждение о лисе. Каждый пишет на листочках и зачитывает.

Мы ответили на первый вопрос задачи.

Что стало бы со сказкой, если она не была хитрой, а трусливой, как заяц, добрым, как медведь или злым, как волк?

Я раздам вам отрывки из сказок, а вы попробуйте продолжить сказку.

1 . Лиса с журавлем подружились. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

Приходи. Куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу. Идет журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и …


2 . Лиса перетаскала всю рыбу к себе в нору, села у норы и рыбку кушает. Видит она: бежит волк. От голода у него бока подвело.

Здравствуй, сестрица! Что кушаешь?

Дай мне хоть одну ….


3. Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький. Колобок рад, что его похвалили и запел свою песенку, а лиса слушает и говорит …
4. Жили – были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна – у лисицы избушка – то и растаяла, а у зайчика стоит по – старому. Пришла лиса и говорит…
-К чему мы пришли? Можно ли продолжить сказку? Почему?
7.Физкультминутка (Исполнение песни «По малину в сад пойдем» в движениях)
8.Дополнительная информация о поведении лисы в природе

Какова лиса в природе? Хитрая ли как в сказке или нуждается в защите? (ссылка в Интернет) (Дети рассказывают о поведении лисы в природе)

1ученик . Лисицы обитают по всему земному шару, самые распространенные – рыжие. У них очень красивый шелковистый рыжевато-оранжевый мех, белая грудка и черные "сапожки".
В холодных северных областях обитает черно-бурая лиса. Черная шерсть помогает ей лучше спрятаться в темных хвойных лесах.
Окраска песца бывает как черной, так и голубовато-серой и светло-серой. Правда, чаще всего песцы целиком белые, только на кончике хвоста есть черные волоски. Эта окраска помогает ему сливаться со снегом Арктики, где он обитает.
Длинный пушистый хвост создает впечатление большой величины зверя. На самом деле это не так. Длина тела лисицы – 60–90 см, хвоста – 40–60 см, масса самцов достигает 6–10 кг, самок–5–6 кг

2 ученик . Лиса обитает в различных участках леса, но избегает густых насаждений, предпочитает луговые местности, где много мышей, полевок и кроликов. Лисица не брезгует и кузнечиками, ест ягоды – землянику, чернику, вишню, виноград. Неслучайно появилась басня "Лиса и виноград".
Рыжие лисицы обычно селятся в покинутых норах лесных сурков и барсуков. Они расширяют их и прокладывают дополнительные туннели, обязательно строят и запасные выходы. В одной норе учеными как-то было обнаружено целых 27 запасных выходов.
Но если свободной норы нет, лисица стремится завладеть чужой, уже готовой. Как это происходит в природе – мы не знаем, а вот как это может произойти в сказке –мы уже знаем.

3 ученик . – Лисица – одно из самых известных диких животных. О ней упоминают пословицы и поговорки, про нее сочинено множество сказок и басен. Однако во всех этих произведениях образ лисицы мало соответствует действительности. Ученые, наблюдая за ней, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народная молва. При опасности лиса иногда даже паникует, попадается несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще ее легко обмануть.

4 ученик . Если лисице не удается перехитрить врага, она убегает от него. Лиса очень быстро бегает.
Часто эти зверьки используют и другие средства защиты. Некоторые из них умеют лазать по деревьям. Большинство лис спасает и кормит прекрасный слух.
Несмотря на то что лисица умеет быстро и ловко бегать, мчаться во весь дух и делать очень большие прыжки, хорошие охотничьи собаки ее быстро догоняют.
Зрение и обоняние у лисы не очень сильно развиты.
Сама лиса охотится преимущественно по ночам. Она крадется очень тихо и осторожно, обнюхивая воздух. Добычей лисицы могут стать различные животные – от молодой косули до майского жука. Чаще всего она ловит мышей, зайцев, птиц, опустошает птичьи гнезда.

5 ученик . Голосом лисицы издают отрывистый лай. Лисица-самка весной рожает от четырех до шести (иногда больше) слепых детенышей, которые начинают видеть через две недели. Через несколько недель лисята могут самостоятельно выходить из норы. Мать и отец оберегают их от опасностей. Если рядом появляется враг, лисят переносят в запасную нору. Пищу малышам таскают оба родителя. У лисиц много врагов. Это люди, волки, крупные хищные птицы.

9.Инсцинировка басни И.А. Крылова «Ворона и лисица »

10. Вывод.

- Какова бы ни была лиса в сказках или окружающей среде, мы должны помнить, что они наши братья меньшие, должны любить и охранять их.

11. Самооценка работы учащихся по тесту

12. Подведение итогов урока.