Когда купаться в крещение по времени. Когда ныряют в прорубь на Крещение

Традиция окунаться в прорубь на праздник Крещения известна еще с древности. Считается, что омовение крещенской водой способствует очищению от грехов и укреплению здоровья, а также закаляет тело и душу.

Крещение — один из важнейших христианских праздников . Он является непреходящим и ежегодно отмечается 19 января. Согласно преданию, именно в этот день Спаситель явился к Иоанну с просьбой окрестить его. Во время таинства на Христа снизошел Святой Дух в виде голубя, а с небес раздался глас Божий, возвещающий божественное происхождение Спасителя. Именно после Крещения Иисус начал проповедовать среди людей, неся им свет христианского учения.

Как правильно купаться на Крещение

Купание в проруби символически воспроизводит омовение Христа в водах реки Иордан. Именно поэтому верующие ежегодно окунаются в освященные полыньи. Считается, что вода в этот день обретает особые свойства , помогает излечиться от духовных и физических недугов, поправить самочувствие и обрести внутреннюю гармонию.

Церковь считает купание в проруби необязательным и зависящим исключительно от желания человека, настаивая на том, что главное для верующих — понимание сути праздника и посещение богослужения. Поэтому решение окунуться в полынью должно быть продуманным и взвешенным: не следует делать это «за компанию» или для того, чтобы поддержать традицию, потому что в таком случае обряд не будет иметь никакого смысла.

Установленных правил омовения в проруби нет, однако традиционно христиане погружаются в полынью три раза, осеняя себя крестным знамением и произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Священнослужители предупреждают, что ни в коем случае нельзя рисковать своим здоровьем: людям с ослабленным иммунитетом или хроническими заболеваниями лучше избрать более щадящий метод. Достаточно просто ополоснуть лицо крещенской водой — суть обряда от этого не изменится.

Когда купаться в проруби в 2017 году

Церковные службы, посвященные празднику Крещения , начинаются еще накануне — 18 января. В это же время в водоемах вырубаются «иордани» — крестообразные полыньи, называемые по аналогии с рекой Иордан, в которой крестился Спаситель. После вечернего богослужения священники совершают обряд водосвятия. С этого момента можно окунаться в прорубь, однако в основном купания происходят не вечером, а в ночь с 18 на 19 января, а также в течение всего дня 19 января .

Священнослужители говорят о том, что перед омовением следует посетить церковную службу — иначе купание в проруби окажется не более, чем закаливанием организма . Очень важно творить богоугодные дела, проявлять внимание и любовь к ближним — ведь именно это и является целью каждого истинного христианина. Мы желаем вам счастья и благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

15.01.2017 05:10

Традиции данного праздника своими корнями уходят далеко во времена Иисуса Христа. Всё, что люди делают...

Каждый год православный христианский мир отмечает один из важнейших праздников - Крещение Господне. В этот...

Крещение в народе зовется Богоявлением и празднуется ежегодно 19 января, в 2018 году эта дата приходится на пятницу. В России данное событие не причисляется к нерабочим дням, хотя и является официальным праздником.

Крещение в 2018 году, какого числа купаться

С Крещением у россиян связано много интересных традиций и одна из них - купание в проруби или купели. В народе говорят, что не зависимо от погоды в праздник Крещения, то есть вечером 18 января или утром 19 января необходимо обязательно искупаться - вода в это время смывает с вас грехи и болезни, помогает справиться с накопившимися трудностями и проблемами, которые мучают ваше сердце.

Купание на Крещение в Москве. Где купаться на Крещение в Москве

В 2018 году выбрано, как и в прошлом, порядка 50 мест для купания на Крещение в российской столице. Стоит учитывать тот факт, что погода зимой внесла свои коррективы в праздник - проруби в виде крестов вы вряд ли увидите на водоемах, ведь из-за аномально теплой погоды лед просто не успел стать. При этом священнослужители в любом случае после службы освятят воду в водоемах для последующего обрядового купания всех желающих.

В тех районах, где открытых водоемов близко нет, поставят купели - специальные бочки с водой, которую также освятят перед ритуалом.

Все мета для купания знакомы москвичам, так как адреса практически не меняются из года в год.

Как правильно купаться на 19 января 2018 года

Специальной подготовки крещенское купание особо не подразумевает. Тело человека к холоду приспособлено, и поэтому здесь важен только настрой.

Что же может произойти с человеческим организмом при погружении в ледяную прорубь? Когда человек погружается в холодную воду с головой, у него идет резкое возбуждение центральной нервной системы и коры головного мозга, что в целом положительно влияет на весь организм.

Воздействие низких температур кратковременно воспринимается организмом как стресс, который может снимать воспаление, отеки и спазмы. Теплопроводность воздуха, окутывающего тело, в 28 раз меньше, чем теплопроводность воды. В этом состоит эффект закаливания. Холодная вода заставляет высвободить дополнительные силы организма, и после соприкосновения с ней температура человеческого тела поднимается до 40 градусов по Цельсию. А как известно, при такой отметке гибнут микробы, больные клетки и вирусы.

Как купаться в проруби

1. Входить в воду запрещено людям с заболеваниями сердца, нервной и сосудистой системы, а также беременным и детям. Последних это касается особенно, ведь в детском возрасте процесс терморегуляции еще не сформирован, отчего детский организм подвержен риску получить серьезные осложнения.

2. Купаться в нетрезвом состоянии - т.к это опасно для жизни!

3. Перед погружением следует сытно поесть, но при этом - не объедаться, а после – выпить горячего чая. Если вы будете придерживаться всех правил, то данная процедура на Крещение Господне, обязательно благотворно скажется на вашем самочувствии: как на физическом, так и на духовном.

В ближайшие дни освященную крещенскую воду можно без особого труда взять в православных храмах. 18 и 19 января, конечно, будет много желающих. Но в большинстве храмов воду освящают с избытком и раздают желающим и после праздника.

Христиане не различают крещенскую воду ни по дате освящения (18-го или 19-го января), ни по месту (Храм Христа Спасителя или крошечная часовня в колонии строго режима в Костромской области), ни по имени священника (Святейший Патриарх Кирилл или молоденький батюшка, пришедший только из семинарии), ни по источнику (водопроводная или родниковая). Главное, чтобы эта вода была освящена по вере в Господа Иисуса Христа, в память о крещении Господнем. Освящение воды — церковное христианское событие. Оно не может происходить вне церкви.

Подавляющее большинство наших граждан имеет возможность прийти в храм, помолиться и взять воды. Поэтому, очевидно, что просто вода из рек, озер, ключей или из душа никак не может считаться святой крещенской водой ни накануне праздника Крещения Господня, ни в полночь, ни в сам праздник.

Сколько надо брать воды?

Вполне понятно желание многих запастись крещенской водой на год вперед и пить ее каждый день. Есть поверье, что эта вода не зацветет и будет такой же чистой и вкусной в течение многих месяцев. Для кого-то это дополнительный повод сделать запасы.

И все же в больших запасах освященной воды нет смысла. Христиане уверены, что Бог никак не связан и не может быть связан с количеством выпитой воды. Бог не заряжает воду, не насыщает ее ничем. Он действует через нее Сам. Это значит, что достаточно одного глотка или нескольких капель, если они выпиты с верой во Христа и надеждой на помощь.

Некоторые верующие, исходя из того, что «капля святой воды может освятить море», просто «разбавляют» освященную воду по мере ее использования. И это мне представляется более мудрым, чем многолитровые годичные запасы. По опыту знаю, что полтора-два литра освященной воды — достаточный запас на год для целой семьи.

В чем смысл праздника?

Понятно, что доверять словам евангелистов или нет, — это дело каждого. Важно понимать и признавать, что для христиан праздник Богоявления состоит, прежде всего, в воспоминании и радостном переживании трех тайн, очень глубоко связанных с самой сутью христианства как религии. Я постарался объяснить эти тайны в вышеуказанных статьях. Тут я ограничусь перечислением. События Крещения Господня открывают Троичность Божества: Сам Бог являет Себя, как говорят, в трех лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Мы узнаем и о богочеловечестве Христа: Отец свидетельствует о том, что Иисус — сын Марии — еще и Божий Сын. И, наконец, мы узнаём о миссии Иисуса: Он пришел для того, чтобы взять на Себя грех мира, чтобы спасти людей. Для нас важно, что христиане видят в крещении Иисуса свидетельство появления Того, Кто не боится разделить с людьми не только радость жизни, но и последствия греха и даже саму смерть.

Фото: www.globallookpress.com

Для чего нужна святая вода?

Для христиан святая вода — далеко не главное в жизни. Они могут иметь ее в доме, могут не иметь, могут пить ее регулярно, могут не пить вовсе. И все это потому, что у них есть Тот, в Кого они верят, Тот, Кто всегда и всюду с ними.

Когда купаться на Крещение – 18 или 19 января – этот вопрос задают очень часто в дни Крещения и Богоявления Господня.

Самое главное, что нужно знать о Крещении Господнем – это не то, когда купаться (совершенно не обязательно окунаться в этот день в проруби), а то, что в этот день был крещен сам Господь Иисус Христос. Поэтому 18 января вечером и 19 января утром важно быть в храме на службе, исповедоваться, причаститься и взять святой воды, великой агиасмы.

Купаются же, по традиции, после вечерней службы 18 января и в ночь с 18 на 19 января. Доступ к купелям открыт, как правило, 19 января в течение всего дня.

Распространенные вопросы о купании на Крещение

Нужно ли купаться на Крещение в проруби?

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.

протоиерей Игорь Пчелинцев

Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью

Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор:

Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она - в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?

Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.

Другое дело - масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.

Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.

– Объясните все-таки, для чего православному человеку купаться в Крещение в ледяной воде, когда на улице мороз за тридцать градусов?

Священник Святослав Шевченко : – Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду - это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск - и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.

Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

Не купанием проверяется вера

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ :

Купание на Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем ».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка - морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах - я его знал - решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер - не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном - взбадривает холодная вода, - но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, причастится ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании праведного Алексия Мечева я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», - пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», - ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

Купание - только начало

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:

Традиция купаться на Крещение - поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание - только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят - купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой - доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь - теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

А причем здесь Крещение?

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:

Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.